В квартире

Черная малина как называется. Черная малина – посадка, уход, размножение

Черная малина как называется. Черная малина – посадка, уход, размножение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Факультет коррекционной педагогики

Папка Методы психологической диагностики готовности к обучению в школе

Выполнила

студентка группы ОФ-206/102-4-1,

специальность «Дошкольная дефектология»

Ковригина Ю.П.

Челябинск, 2015

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее: выделение фигур из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а так же развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

Эмоциональная зрелость - это умение управлять своей волей, умение сдерживать эмоции. Если в раннем детстве процессы возбуждения преобладали над процессами торможения, то к школьным годам психика меняется, человек может длительное время выполнять не очень привлекательную работу (домашнее задание), то есть развивается произвольность поведения.

Под эмоциональной зрелостью мы понимаем умение ребёнка распознавать свои и чужие эмоции (по мимике, интонации, жестам, в различных ситуациях), а также умение их регулировать. Данный параметр столь необходим для определения готовности к обучению в связи с тем, что в школе ребёнок будет сталкиваться с разными жизненными ситуациями, не всегда приятными (оценки, неуспех, некоторые аспекты взаимоотношений с учителями и сверстниками). Не принимая свои эмоции и не умея с ними справляться, а также адекватным образом реагировать на эмоции других людей, ребёнку будет достаточно сложно воспринимать неуспех и корректировать своё поведение в связи с ним, а также устанавливать социальные контакты. Для развития эмоциональной зрелости дошкольников в группе есть изображения гномиков, испытывающих разные эмоции (радость, спокойствие, грусть, злость, удивление, страх). Сначала дети учатся произносить слова «здравствуйте» и «до свидания» от лица этих гномиков. В ходе занятий они с ними «знакомятся» (определяя, что и в каких ситуациях гномики чувствуют, какая у них мимика и цвет), раскрашивают в соответствии со своими пожеланиями (соотнося эмоцию и цвет) и впоследствии рассказывают истории от их лица (находя в процессе различные способы совладания с негативными эмоциями). То есть гномики являются средством по овладению детьми своим эмоциональным состоянием. В последствии дети уже без помощи гномиков могут узнавать различные эмоции и регулировать своё поведение. Отдельной темой является выработка адекватных способов реагирования на эмоциональное состояние других людей. Нахождение этих способов проходит в творческой форме (незаконченные рассказы и сказки, разыгрывание историй, новое «прочтение» известных сказок).

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению. К любой деятельности человек должен быть подготовлен. Естественно, это относится и к ребенку. Но специфика учебной деятельности заключается в том, что в этой деятельности ребенок не просто получает знания, но еще и учится получать знания. В связи с этим готовность к обучению в школе можно рассматривать как наличие определенных психологических предпосылок, при которых учебная деятельность будет осуществляться успешно.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. При характеристике интеллектуальной готовности к школе вслед за Л.С. Выготским акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов. С точки зрения Л.С. Выготского и Л.И. Божович, ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

Дифференцированное восприятие;

Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

Логическое запоминание;

Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

Овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;

Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. Рассматривая интеллектуальную готовность к школьному обучению, нужно сказать и о развитии специальных знаний, умений и навыков. Современная практика приема в первый класс уже читающих, считающих и пишущих детей, фактически провозгласила в качестве готовности к школе умение ребенка читать и писать.

Вместе с тем, исследования A.M. Прихожан и В.С. Юркевич, проведенные еще в конце 70-х годов прошлого века показали, что между сформированностью у детей элементарных школьных знаний, умений и навыков с одной стороны и их интеллектуальным развитием и сформированностью у них некоторых предпосылок учебной деятельности с другой стороны, нет связи.

Л.Ф.Обухова пишет, что хотя ребенка еще в дошкольном возрасте учат читать, писать, считать, это не означает, что, получив эти навыки, он готов к школьному обучению. «Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включены в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу – никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности» .

Личностная готовность к школьному обучению. Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.

В личностную готовность входит и определенный уровень мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных процессов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения должен быть достигнут сравнительно высокий уровень эмоциональной устойчивости, на фоне которого и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

Личностная готовность к школе включает и определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

Таким образом, с того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается дошкольно- игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Физическая готовность к школьному обучению. Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответственно возрасту разнообразные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы и др.

Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде.

К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела – 116 см, масса тела – 22 кг, окружность грудной клетки 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличивается скорость бега, длина и высота шага; в прыжках уже можно обращать внимание ребенка на правильность разбега, группировки и приземления; шестилетки уже ведут, подбрасывают и ловят мяч одной рукой. Дети знакомятся с техническими элементами разных видов спорта – ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, городки и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников (выносливость, ловкость, быстрота, сила).

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Ориентиром в этом плане может служить суточная норма шагов – 12 000-15 000. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

Таким образом, физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность. Следует заметить, что требования систематического обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребенка и, тем более, не ухудшать его здоровье .

Психологическая готовность детей дошкольного возраста.

Приходя в школу, ребенок попадает в не знакомый ему, новый мир, к которому он вынужден приспосабливаться. И от того, насколько ребенок готов к школе, зависит его адаптация и успешность в обучении. Осознание особенностей детей старшего дошкольного возраста помогает диагностировать, корректировать и развивать необходимые для обучения в школе качества личности ребенка.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность.

Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффективные образования изменяются по мере накопления другого опыта. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Особенности внимания. Что бы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания - концентрацию, устойчивость, объем, распределение и переключение.

Концентрация - это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.

Устойчивость - это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче.

Объем внимания - это количество объектов, которое человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3 предметов.

Распределение – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а нескольких действий одновременно, например, слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения.

Переключение внимания – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.

В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы малыш стал более внимательным, нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

Рассмотрим указанные способности несколько подробнее:

1. Устойчивость и концентрированность внимания.

Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. Устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.

2. Переключение внимания.

Способность к переключению внимания имеет важное значение в игровой и учебной деятельности ребенка. Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям тогда, когда нужно, например, от игры перейти к учебному заданию или чтению книги, последовательно выполнить определенные указания взрослого, при решении задачи осуществить разные умственные действия в заданной последовательности. В этих случаях обычно говорят, что такие дети рассеянны. Они сосредоточены или сильно увлечены одним действием и не могут быстро переключиться на другое. Это часто наблюдается у детей с инертным, флегматическим типом темперамента. Вместе с тем возможно повышение показателей переключения путем специальной тренировки.

3. Наблюдательность.

Наблюдательность – один из важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Чтобы подмечать в объектах малозаметные, но существенныедетали, необходимо многое помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Дошкольники уже многое замечают, и это помогает им познавать окружающий мир. Однако более высокому уровню наблюдательности нужно еще учиться и учиться. Тренировка этой способности должнапроводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формированием познавательныхпотребностей ребенка, элементарной формой проявления которых является любопытство и любознательность.

Особенности сенсорного восприятия. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматическиецвета (белый, серый, черный). К 5 годам ребенок, как правило, уже знает основные цвета спектра, кроме голубого и фиолетового. В 5-6 лет можно переходить к формированию представления о последних двух цветах. Особенно трудным для усвоения является голубой цвет. Дети часто путают его со светлыми оттенками синего. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках (они образуются в результате смешения двух соседних цветов), о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных(теплые – от красного до желтого, холодные – от зеленого до фиолетового). Дети этого возраста должны различать 4-5 оттенков по светлоте. При этом следует обратить их внимание на то, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).

Овладение эталонами величины происходит несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет«абсолютного» значения, поэтому ее определение производится посредством условных мер. Усвоение этих мер – довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки, поэтому освоить ее дошкольникам будет очень трудно. Однако для восприятия использование такой метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как “большой” по сравнению с другим предметом, который в этом случае является “маленьким”. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. В 5-7 лет ребенок должен уметь сравнивать сначала 2-3, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. В этом случае требуется одновременное обучение ребенка приемам сравнения исериации. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает обучение ребенка умению выделять длину, ширину и высоту предметов. Обучение детей обследованию формы предмета – это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между самой формой предмета и какой-нибудь простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (например, телевизор – прямоугольный, тарелка – круглая и т.д.). В 5-7 лет ребенок должен научиться последовательно обследовать сложные формы предмета. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами .

Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой. Выделение элементов таких структур, а также анализ связей между этими элементамиобеспечивается аналитическим восприятием. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка 5-7 лет нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.

Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы,соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение этих элементов между собой. Иэтим действиям можно обучить ребенка уже в дошкольном возрасте.

Особенности мышления

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.

Особенности памяти. С помощью памяти ребенок усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.

В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется еще на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, которая обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной, так и долговременной памяти .

Считается, что 5-й год жизни является в среднем началом периода более или менее удовлетворительного запоминания, поскольку именно с этого года впечатления детства носят достаточно систематизированный характер и сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны и немногочисленны.

К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование – у него развивается произвольная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить. Чтобы они могли запомниться непроизвольно, ему необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определенные приемы. А этому можно и нужно заранее научиться.

У ребенка 5-7 лет можно и нужно развивать все виды памяти – образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов, как и произвольных форм психики вообще, является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе.

Особенности воображения. Воображение – это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Фантазия (синоним понятия «воображение») позволяет как бы «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.

Различают пассивное и активное воображение .

Пассивным называют воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели.

Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).

Репродуктивное воображение отличается тем, что создает образы, соответствующие описанию. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздает то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах. Когда воссоздаются образы объектов, для которых важное значение имеют пространственные характеристики, говорят еще о пространственном воображении.

Продуктивное воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Продуктивное воображение является неотъемлемым элементом творческой деятельности.

Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее наш опыт, тем выше потенциал нашего воображения. Именно поэтому воображение ребенка беднее воображения взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации образов, которые он строит.

Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сенситивный» период для такого развития – это дошкольный возраст. «Воображение, – как писала психолог Дьяченко О.М., детально изучавшая эту функцию, – это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний» .

Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребенка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве «для себя», к ней не предъявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к предстоящему творчеству в будущем.

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей.

Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.

Особенности учебной деятельности. Чтобы успешно учиться, ребенку нужны определенные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). Различают специфические навыки и умения, необходимые на определенных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения развиваются позже, но предпосылки их закладываются уже в дошкольном возрасте. Среди них наибольшее значение для предстоящей учебной деятельности имеют следующие умения: 1) принимать учебную задачу и следовать правилам, 2) осуществлять контроль собственных действий и 3) «ручная умелость», обеспечивающая подготовку руки к письму.

Стремиться следует к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:

1. Познавательный мотив – желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и птиц, динозавров, космонавтов, растения и т.п.).

2. Перспективный мотив – стремление научиться читать для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе.

3. Мотив личностного роста – желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка) удивились и сказали:

4. Деятельностный мотив – желание научиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, придумывать разные увлекательные истории или сказки и т.п.

5. Мотив общения со сверстниками – стремление научиться читать для того, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

Тестирование ребенка нужно, как минимум, по следующим причинам:

Во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.

Во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг

В-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка.

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно.

Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.

Есть три основные сферы, в которых психологически развиваются дети, – познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Все они должны оцениваться, если ставится задача определить уровень психологического развития ребенка, для всех имеются специальные методики.

Для проведения исследований были отобраны и подготовлены следующие материалы и методики:

Методика диагностики интеллектуальной готовности к обучению в школе

1) Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

(Название уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры?

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)

8. В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев?

9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обе даешь и готовишься ко сну?

10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.

(Правильный ответ – тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

Приложения несколько больших усилий от садоводов требует черная малина. Обрезка осенью в особенности не должна остаться без внимания. Ведь именно от данной манипуляции во многом зависит урожай будущего года. Процедура эта не самая простая и имеет ряд тонкостей. Как производится обрезка черной малины осенью для начинающих расскажет памятка, изложенная ниже.

Не столь частым обитателем наших приусадебных участков являются эти роскошные кусты с ягодами темного цвета. Что очень печально. Поскольку культура радует не только удивительными декоративными качествами, но и более богатым урожаем, нежели сорта малины с классическими оттенками ягод.

Славится у российских садоводов раннеспелый сорт малины черной - Кумберленд. Культура эта родом из Северной Америки семейства розоцветных является многолетником. Ее стебли могут вырастать до 3-х метров в длину, отличаются дугообразной формой, снабжены острыми шипами. Пышные кусты с колючками и черными плодами не вызывают никакого интереса у птиц. Что тоже является неоспоримым плюсом в выращивании данной культуры.

Черная малина имеет много сходства с ежевикой. Ягоды у них очень похожи. Потому по-другому малину черную именуют ежевикоподобная малина. Однако отличить один кустарник от второго можно. У малины не представляет труда отделить ягодку от плодоножки. Тогда как у ежевики ее возможно сорвать лишь вкупе с цветоложем.

Сорт Кумберленд привлекает тем, что у него не образуется корневая поросль. Отчего и уход за культурой во многом облегчается. При этом сорт обладает отличной степенью урожайности.

Не только плоды, но и кусты Кумберленда внешне путают с ежевикой. Однако распознают сорт по следующим существенным характеристикам и особенностям:

  • сорт черной малины имеет мощные (в толщину до 3 см) и удлиняющиеся побеги (способны отрастать до 3,5 метров);
  • сорт обладает стойкостью к болезням и вредителям;
  • растение морозоустойчивое (выдерживает даже сильные морозы);
  • отличное плодоношение на протяжении 12-14 лет;
  • ягоды имеют аромат ежевики;
  • нет корневой поросли.

Несмотря на отличия, сходства ежевики и малины удивляют. Особенно в том, что касается ухода. Например, в обязательном порядке должна производиться осенняя обработка и обрезка ежевики и малины.

Нюансы возделывания и ухода

Если грамотно выбрать участок под посадку кустов, то никаких существенных затруднений уход и обрезка черной малины не вызовут. Территория должна хорошо освещаться солнцем и иметь надежную ветрозащиту.

В обязательном порядке выполняется обрезка черной малины на зиму и связывание ее стеблей.

Это позволит исключить повреждения при оледенении и минимизировать иссушивание стеблей зимой. Корни малины черной характеризуются глубоким проникновением в земную толщу - они на 50 см не достают до грунтовых вод. Потому к типу грунта культура не требовательна. Но не брезгует своевременными поливками и подкормками.

Несмотря на засухоустойчивость и не чувствительность к вредителям, кустам могут нанести большой вред вирусные заболевания.Ввиду чего не рекомендуют садить черную малину туда, где росли картофель либо томаты. Лучше высаживать ее подальше от этих мест, а также удалять от малины красной.


У черной малины есть одно свойство - формирование сильных боковых отростков на одногодичных стеблях (длиной до метра). На них сосредотачивается немалая часть урожая. Черную малину размножают посредством верхушечных отводков либо листопочковых черенков.

В остальном же уход за малиной черной идентичен красной. Вследствие сильного развития и загустения кустов саженцы размещают на расстоянии 1 метра друг от друга. А так как стебли достигают 2 м в высоту и более, то для них подвязка к шпалере не будет лишней. Весенняя обрезка малины Кумберленд призвана укоротить боковые отростки на стеблях, на которых сохраняют до 6 почек.

Регулярная обрезка черной малины Кумберленд осенью позволит создать из саженцев отличное украшение дачного участка наподобие живой изгороди. Для чего необходимо зафиксировать стебли на солнечной стене дома или на заборе. В другом случае в целях снятия нагрузки с ветвей конструируют проволочную опору. Для чего по краям ряда устанавливают столбики из дерева (высотой 2 - 2,5 метра). К ним прикрепляют прочную проволоку на трех уровнях - на 0,5, 1,8 и 2,1 метра.

Виды обрезки черной малины

Крайне не желательно пренебрегать такой процедурой, как обрезка ежемалины. Если о ней забыть, то произойдет загустение куста, отчего пострадает урожайность в следующем сезоне.

Различают несколько видов этой процедуры. Каждый зависит от выбранного времени года и задач, стоящих перед садоводом. За год ежевикоподобную малину возможно обрезать до двух раз. Обыкновенно это проделывают летом (обрезка черной малины после сбора урожая) и в конце осени при снижении температуры воздуха до минусовых отметок. Возможно выполнить процедуру весной.

В процессе летней обрезки, выполняемой после плодоношения, убирают верхушечную часть стеблей, оставив снизу часть в 1,7 метра. Данные манипуляции должны обеспечить ускоренное развитие молодых отростков. Число последних при этом может составить 6-8 штук.

Обрезка в преддверии заморозков

Что дает обрезка черной малины осенью перед приходом холодов? Эта процедура позволяет сделать реже заросли и получить на будущий год обилие ягод. При этом они сохранят свои прекрасные вкусовые показатели и будут крупными. Не столь сложны посадка и уход за черной малиной - обрезка же кустов в данном вопросе занимает ключевую роль. Ведь именно благодаря этой процедуре от посадок отвлекаются вредные насекомые, и предотвращается появление неприятных болезней. При этом молодые отростки приобретают необходимый запас сил для зимовки, который им помогает не погибнуть до наступления тепла.

Также обрезка малины Кумберленд осенью требуется для устранения двухгодичных побегов после фазы плодоношения. Побеги же первого года сохраняют до 30-50 см от поверхности земли, удаляя лишнюю длину. Важным моментом является грамотная подготовка кустиков к зиме. Для чего стебли малины черной фиксируют у поверхности почвы (не очень низко) при помощи металлических скоб (или проволоки). Дополнительно укрывать растения не требуется. Поскольку морозостойкость сорта позволяет ему хорошо перенести под снежным покровом даже не самую теплую зиму.

Важный момент

Начинающих садоводов часто интересует, насколько принципиальна обрезка черной малины Гигант осенью. И можно ли обойтись обработкой малиновых кустов в летний период?

Специалисты уверяют, что именно осенняя обрезка и пересадка малины ежевики до первых морозов является самой оптимальной.

Однако кое-какие садоводы практикуют обрезку стеблей в конце лета, когда собран последний урожай. В результате растения направляют всю энергию на образование новых побегов. Их впоследствии и планируют использовать в качестве посадочного материала.

Особенно не следует ждать прихода поздней осени в ситуации с ремонтантной малиной. Ведь обрезка особых выгод не предоставит. А вот болезням и насекомым откроет широкие возможности. Поэтому лучше всего все-таки приступать к обрезке тогда, когда собраны последние ягоды. Чтобы малинник сильно не зарос, побегов следует оставлять столько, сколько потом можно будет их удалить.

Хорошо оставлять достаточное пространство между кустиками. Так будет обеспечен лучший доступ в малинник солнечным лучам и хорошая циркуляция воздуха. При этом ягодки будут ускоренно расти и приобретут отменный вкус. Владея этими советами, начинающие садоводы смогут быстро освоить процедуру обрезки черной малины. Главное знать — что, когда и зачем выполнять. Обильного урожая!

Как-то раз во время прогулки по нашему садоводческому товариществу я заприметила на одном из участков необычное растение с иссиня-черными ягодами по виду напоминающее ежевику. Но, присмотревшись поближе, я поняла, что это вовсе и не ежевика, а самая настоящая черная малина. Посадочный материал этой культуры купить в нашем городе весьма непросто, так что я решила при первой же возможности попросить несколько саженцев у хозяина участка, а пока занялась выяснением, как же размножается черная малина.

Как оказалось, существует пять способов размножения черной малины, различающихся по трудоемкости и итоговому выходу саженцев.

Верхушечные отводки

Для получения таких отводок верхние части молодых побегов малины пригибают к поверхности почвы и окучивают неплотным слоем рыхлой земли. Эту операцию обычно проводят в конце августа. За осенние месяцы из каждой отдельной укрытой грунтом почки образуются многочисленные придаточные корешки, а сами побеги заметно разрастаются.

На зиму их необходимо утеплить любым органическим материалом - торфом, компостом или перегноем. Ранней весной побеги отрезают секатором от материнского куста на высоте 20-30 сантиметров и высаживают на заранее подготовленное постоянное место либо в рассадник для дальнейшего доращивания.

Горизонтальные отводки

В этом случае ранней весной все ветки на маточном растении срезают таким образом, чтобы на их месте остались лишь пенечки длиной от 10 до 15 сантиметров. За летний период из них развиваются достаточно сильные побеги, которые в августе укладывают в специально подготовленные бороздки и фиксируют крючками в двух - трех местах. Как только на побегах начнут появляться придаточные корешки, их засыпают почвой, сохраняя открытыми листочки и верхние почки.

Чтобы веточки быстрее укоренялись, их необходимо систематически поливать, а на зиму укрыть слоем торфа. К сентябрю следующего года они успевают превратиться в самостоятельные кустики черной малины, которые отрезают от материнского растения. Этот метод размножения дает весьма приличное количество саженцев, однако уже после двух трех лет такого интенсивного использования куст-маточник погибает.

Зеленые черенки

Саженцы малины можно получить и путем зеленого черенкования в закрытом грунте. Для этого дела лучше всего подходят парники и теплицы, в которых предусмотрена возможность поддержания высокого уровня влажности.

Успешность этой технологии размножения черной малины во многом определяются правильностью выбора сроков нарезки побегов. Черную малину рекомендуется черенковать в фазу интенсивного образования свежих прикорневых побегов. При достижении ими длины от 10 до 40 сантиметров, молодые веточки отделяют от куста и режут на несколько отрезков так, чтобы на каждом черенке осталось по паре почек и один - два листика.

Далее их помещают в раствор корнеобразователя на срок от 8 до 12 часов, после чего высаживают в 4-6-сантиметровый слой песка под небольшом углом, оставляя неприкрытой одну почку с листком. Схема посадки - 10 х 10 сантиметров. В сооружении защищенного грунта на 2-3 недели включают туманообразующую установку, либо 2-3 раза в день на протяжении того же срока опрыскивают черенки из пульверизатора.

За лето полезно провести несколько некорневых подкормок раствором мочевины (10 граммов вещества растворяют в 10 литрах воды). Ранней весной укоренившиеся побеги пересаживают на открытую грядку с целью доращивания.

Одревесневшие черенки

Побеги с признаками одревеснения можно нарезать как осенью, так и весной. Только в последнем случае с посадкой следует поторопиться, ведь малина пускается в рост очень рано, а черенки с проснувшимися почками приживаются слабо.

Черенки сажают на маленькую грядочку-рассадник с рыхлой почвой по схеме 10 х 10 сантиметров. Следите, чтобы над уровнем почвы не каждой ветке оставалось, по крайней мере, одна - две почки. После этого посадки мульчируют двумя - тремя сантиметрами перегноя. До окончательного укоренения растений слой мульчи необходимо постоянно постоянно возобновлять и проводить регулярный полив.

Семена

Черную малину можно сеять как после сбора урожая, так и в марте месяце.

При осеннем посеве семена высевают на заблаговременно подготовленную гряду на глубину от 2 до 3 сантиметров с обязательным последующим мульчированием торфом, опилками либо перегноем. Весной прорастает от 40 до 60% семян, причем всходы продолжают появляться все лето.

При весеннем посеве в ящике с плодородной и обеззараженной легкой почвосмесью делают бороздки на расстоянии 5 сантиметров одна от другой и глубиной 1-2 сантиметра и щедро поливают их водой. После посева емкость переносят в холодное помещение (+1...5 градусов) на 1-2 месяца. Учтите, что без стратификации всходы появятся лишь на второй год после посева, то есть только следующей весной. Каждые полторы-две недели необходимо проверять степень увлажненности почвы в ящике и по необходимости проводить ее полив. По истечении этого срока его перемещают в парник либо теплицу и ждут прорастания семян. Уход за сеянцами стандартный - регулярный полив, поверхностное рыхление почвы, борьба с сорняками, подкормки травяным настоем каждые две недели. Осенью саженцы высотой от 8-15 сантиметров пересаживают на открытую грядочку по схеме 10 х 10 сантиметров.

Какой бы способ размножения черной малины вы ни выбрали, имейте в виду, что оптимальный возраст саженцев составляет два года. До этого времени их необходимо доращивать на специально отведенной грядке с плодородной почвой либо в парнике. Для себя же я решила, что грядущей весной попрошу у владельца того участка пару - тройку одревесневших побегов от его кустика малины и высажу их в свой парник из старых оконных рам.

Предлагаю посмотреть небольшое видео об особенностях размножения этой культуры.

Малина – одна из любимых ягод садоводов-любителей, в основном, мы привыкли к красной малине, видов которой насчитывается более 100, но в природе существует и черноплодная малина. Черная малина не настолько известна, как красная, но если их сравнивать, то биологические особенности у сорта черной малины отличаются, и это следует учитывать при выращивании и уходе за кустарниками.

Малина – кустарник рода розоцветных, имеющий более 120 разновидностей, ягоды которого бывают красного, желтого или угольно-черного цвета. Черную малину из-за внешнего сходства с ежевикой называют ежевикообразной .

Черная малина и ежевика – это разные ягоды, в отличие от ежевики, спелая малина похожа на сочный наперсток, который крепится к плотной оси и легко открепляющийся от него во время сбора. Цвет ягоды может быть не только алым, красным, ярко-оранжевым, в последнее время набирает популярности черная и желтая малина. Ежевичные плоды отличаются при сборке, не снимаются с оси , а каждый плод можно сорвать с плодоложем , которое прирастает к остальным частям ягоды.

По вкусу ягоды черноплодной малины медово-сладкие , без кислинки, имеют плотную текстуру, благодаря чему отлично транспортируются на дальние расстояния.

По составу черная малина – лидер среди ягод-антиоксидантов , обилие Р – активных соединений продлевает молодость клеткам организма, защищая от образования раковых клеток.

Видео “Что из себя представляет малина черная”

В этом видео Вы узнаете, что собою представляет эта необычная ягода.

Какие достоинства

Черную малину полезно употреблять как в свежем виде, так и в замороженном или засушенном, так как эти ягоды – настоящий витаминно-минеральный комплекс, содержащий витамины В1, В2, В5, В6, В9, РР, Н, С, Е, фолиевую кислоту, бор, кальций, магний, калий, медь, йод, фтор, при этом калорийность чёрный малины составляет 70 ккал, чем отличается от красной малины, калорийность которой составляет 42 ккал на 100 граммов.

Регулярное употребление черной малины благотворно воздействует на организм: повышается иммунная защита организма, на клеточном уровне оказывается антиоксидантный эффект, улучшается состояние при анемии.

Не заменима черноплодная малина при простудах, ударная доза витамина С, которым невероятно богата ягода, оказывает сильное потогонное действие на организм, и помогает интенсивно выводить продукты распада вирусов и микробов, вызвавших простуду.

Разновидности сортов

Самый известный сорт черной малины – Кумберлэнд . Своей популярностью он обязан мощному кусту, удивительно быстрой и легкой приспосабливаемости к нашему климату, и как результат, высокой урожайностью, до 4 кг с одного куста. Данная разновидность сорта считается раннеспелым, ягоды упругие, угольно-черные, глянцевые, круглые, сладкие с послевкусием ежевики. СортКумберлэнд относится к морозостойким, переносящим плохо обилие влаги в грунте.

Но данный сорт не является единственным, также полюбились садоводам и другие сорта малины черноплодной, такие как: Бритсоль , Литач , Уголёк, Бойсенбэрри .

Бристоль – характеризуется высокой урожайностью, имеет форму куста средней мощности, при длине побегов до 3 метров. Ягоды имеют круглую форму, черно-синего оттенка, с синим налетом, по вкусу – сладкие, медовые, сочные.

Литач – относится к ранним сортам, начинает плодоносить с третьего года. Куст сильный, мощный, с крупными шипами и жесткими изогнутыми побегами. Ягоды некрупные, в форме шара с серо-голубым налетом.

Уголёк – также относится к раннеспелым сортам, куст средний по мощности с аркообразными побегами, достигающим до 2,5 м в длину, на побегах имеются небольшие шипы. Урожайность хорошая, высокая устойчивость к болезням и морозоустойчивость. Ягоды сочные, кисло-сладкие, некрупные.

Бойсенбэрри – ранний сорт, с сильным кустом, длинными, до 3 метров побегами без шипов. Плоды крупные, вытянутой, слегка овальной формы, гладкие, блестящие. По вкусу плоды сладкие, сочные с медовым привкусом. Растение обладает высокой урожайностью, без проблем переносит зиму, устойчиво к болезням.

Особенности посадки

Черная малина в посадке и уходе не привередлива, если легко приживется, будет давать высокий урожай. А чтобы кустарники черноплодной малины радовали обилием ягод, главную роль играет место, где будет расти кустарник, качество почвы, и ухода за растением в последующем.

Высаживают черноплодную малину в почву, как правило, в начале весны, так как вегетация у данного кустарника ранняя. Часто из-за такой особенности многие дачники производят посадку осенью. Такой вариант возможен для территорий, где зимой нет рекордных морозов.

Перед посадкой черной малины, необходимо подобрать подходящее место, это должно быть: не тенистое место, без сквозняков, так как холодный ветер и сквозняки плохо влияют на растение.

В определении участка для посадки черной малины, важным фактором является история растений-предшественников , которые до этого росли на данной почве. Не подходящими в этом плане считаются растения семейства паслёновых: томаты, картофель, все виды перцев, баклажаны.

Благоприятными соседями на участке для малины черной считаются кустарники красной и желтой малины.
Идеальными промежутками между кустами, считается 80 см, а ширина между рядами не менее двух метров.
Глубина ямы для высадки кустарника должна составлять не менее 50 см, а ширина – 40-50 см.

В качестве питательных компонентов, которые помогут растению легче прижиться и пустить корни, смешивают древесную золу и перегной в пропорции 1:1. Полученным составом заполняют посадочную яму на половину. Затем, яму заливают обильно водой, и распрямляя корни, помещают саженец черной малины.И пока вся вода не впиталась, засыпают яму почвой, смешанной с песком, и снова поливают. Важно при посадке придерживаться указанных параметров, растение будет хорошо расти, обильно вентилироваться, прогреваясь под лучами солнца, и что немаловажно, не будет происходить загущение кустарников растений , каждое из них равномерно будут продуваться ветром и прогреваться солнцем.

Качественная почва – также одно из главных условий успешной посадки кустов черной малины. Грунт, в который будет всаживаться растение, должен быть плодородным, питательным, содержащим минералы и питательные компоненты.

Размножение

Черная малина размножается отводками. Чтобы подготовить саженцы, нужно в конце августа, как раз, когда ветки максимально вытягиваются вверх, их пригибают в форме дуги к земле. Для этого предварительно вырывают маленькие канавки, около 10 см в глубину. В эти выемки наклоняют побеги кустарника, фиксируют их, присыпая почвой. Перед подготовкой к зиме, отводки накрывают опилками. Отводки, которые укоренились, весной нужно отделить от куста, и посадить отдельно.

Уход

Уход за черной малиной состоит и несложных, и знакомых любому садоводу действий: мульчирование грунта, умеренный полив, подвязывание веток малины, обрезка веток, проводить своевременную подкормку растения, подготовить растение к зимовке, защитить кустарник от вредителей и предотвратить появление болезней.

Мульчирование, известный термин каждому дачнику, так называется действие, когда после высадки растения, почву под кустарником покрывают измельченным сеном или соломой, опилками, торфом или навозом.

Одним из главных условий в уходе за черной малиной для достижения максимального урожая – является полив. Малина не нуждается в частом поливе, она нормально переносит летнюю жару. И только во время созревания ягод, кусты нуждаются в обильном поливе. В результате ягоды будут гораздо крупнее, а их количество увеличится. Оптимальным видом полива для малины черной является капельное орошение.

Так как стебли кустарника тонкие, и стремительно растут вверх, достигая порой до 2 метров, то время от времени их необходимо подвязывать. В качестве опоры для подвязывания используют заборы и шпалеры.

Шпалера – опора, которую легко сделать: вкопать до полной устойчивости два столба в начале и конце ряда черной малины, а между ними протянуть мощную проволоку, к которой и будут крепиться стебли растения.

Обрезка – является немаловажным действием в уходе за кустарником, она необходима для того, чтобы растение не тратило силы на разрастание молодых, ненужных побегов, оставалось сильным и здоровым, и чтобы урожай состоял из крупных, сочных ягод. С этой целью нужно проводить обрезки дважды в год: в середине лета и осенью, до начала холодов. Летняя и осенняя обрезка отличаются, поэтому важно знать, как обрезать кустарники черной малины. Обрезку летом проводят с целью увеличить урожайность. укоротив побег в точке роста, с этого места в следующем сезоне вырастут новые молодые побеги, на которых можно будет собрать щедрый урожай.

Малину осенью обрезают с целью избавиться от сухих и старых веток, слишком длинные побеги укорачивают, таким образом подготавливают кустарник к зиме.

Защита от болезней и вредителей

Одной из самых опасных болезней черной малины является вертициллезное увядание. И ввиду того, что оно не лечится, ключевую роль играет профилактика. К профилактическим мерам относится: высадка здоровых растений, соблюдение всех необходимых условий посадки, не перекапывать грунт под кустом, обеспечить дренирование почвы.

Обильные дожди летом или плохой дренаж может стать причиной грибкового поражения растения. Для предотвращения такого поражения обрызгивают кусты препаратами с медью в составе. Также в целях профилактики использую инсектициды универсального действия.

Основным вредителем черной малины является малинный жук, с ним можно бороться с помощью обработки раствором нитрафена

Черная малина – не сложный в уходе кустарник, который может занять главное место на приусадебном участке, радуя владельцев невероятно полезными и вкусными ягодами с обильными урожаями, при условии правильного ухода и следованию указанным рекомендациям. В таком случае растение доставит минимум хлопот и максимум пользы.

Видео “Разновидность сорта – Кумберленд”

Из видео Вы узнаете про плюсы и минусы, уход и выращивание малины Кумберденд.

Чёрную малину очень часто путают с ежевикой, считая их одной и той же культурой. Однако это совершенно разные растения, имеющие значительные отличия и, соответственно, разную агротехнику. Сорта чёрной малины являются пока ещё редкостью на садовых участках россиян, но необычные сладкие и полезные ягоды тёмного цвета приобретают всё больше поклонников среди любителей садоводства.

История выращивания чёрной малины

Традиционные сорта малины имеют красные ягоды, но встречаются растения и с оранжевыми, фиолетовыми, жёлтыми и даже чёрными плодами. В отличие от ежевики, с которой часто путают черноплодную малину, её ягоды очень легко отделяются от плодоножки, что является основным отличием культур.

Ягоды черноплодной малины окрашены в красный, когда они незрелые, а спелые плоды приобретают чёрный цвет

Чёрная малина растёт не только в садах, её можно встретить и в природе. Растение произрастает в лесах восточной части Северной Америки, в частности, широко распространено в центральных и северных районах штата Иллинойс, США. Места обитания - массивы лиственных лесов, границы вдоль лесных насаждений, также встречаются большие заросли чёрной малины на открытых участках.

Описание внешнего вида растения

Чёрная малина является многолетним кустарником, который в первый год жизни наращивает вертикальные побеги. В дальнейшем на них появляются боковые отростки, и стебли принимают ниспадающую форму. Цветки и плоды появляются только на побегах второго года жизни. Изначально стебли имеют зелёный цвет с сизоватым оттенком, за зиму они одревесневают и приобретают коричневый оттенок. Каждый побег покрыт короткими изогнутыми шипами.

В течение второго года жизни на стеблях появляются короткие боковые отростки, которые заканчиваются кистями бутонов. Листья состоят из 5 лопастей, которые имеют яйцевидную форму и небольшие зубчики по краям. Верхняя сторона каждого листа имеет сильное опушение, а нижняя поверхность покрыта короткими белыми волосками.

Цветы чёрной малины сгруппированы в кисти

Цветы плотно сгруппированы в кисти. Каждый цветок имеет 5 белых лепестков, 5 зелёных чашелистиков и многочисленные тычинки. Лепестки эллиптической или продолговатой формы, а чашелистики - треугольной. У них примерно одинаковая длина. Период цветения приходится на позднюю весну или начало лета и длится около 2–3 недель.

Плоды изначально белые, затем становятся красными и, наконец, когда созревают, приобретают чёрно-фиолетовую окраску. Мясистые косточки, из которых состоит плод, сладкие и слегка терпкие на вкус, они легко отсоединяются от плодоножки.

Таблица: характеристика плодов

Биохимический состав ягод чёрной малины отличается от красной. Большое количество витамина Р и Р-активных соединений помогают защитить клетки от старения, улучшают иммунную систему организма, улучшают состояние при малокровии. Но самым важным свойством чёрной малины учёные считают её способность увеличить эффективность борьбы с раком.

Таблица: отличия чёрной малины от ежевики

Чёрная малина Ежевика
Стебли имеют заметно сизоватый (голубовато-белый) оттенок. Побеги зелёного цвета.
Ягоды легко снимаются с цветоложа. Плоды трудно отделить от цветоложа, оно остаётся внутри спелой ягоды при отрыве от куста.
Цветение начинается в конце весны. Цветёт во второй половине июня.
Шипов больше, чем у ежевики, но они менее плотные. Шипы крупные и острые.
Сверху ягода имеет сизоватый налёт и лёгкую ворсистость. Ягоды имеют глянцевую поверхность и продолговатую форму.

Фотогалерея: отличия чёрной малины и ежевики

Отличия чёрной малины от традиционных сортов с красными ягодами

  1. У ягод чёрной малины более сладкий вкус, чем у красной, некоторые сорта обладают медовым или ежевичным ароматом.
  2. У чёрной малины более высокая урожайность, с одного куста можно собрать около 4 кг плодов.
  3. Растение обладает повышенной устойчивостью к засухе.
  4. Спелые чёрные ягоды долго не осыпаются.
  5. Растение не образует корневую поросль.
  6. Черноплодная малина имеет отличную устойчивость к распространённым заболеваниям культуры и практически не повреждается вредителями.
  7. Морозоустойчивость ниже, чем у сортов с красными ягодами.

Ягоды чёрной малины выглядят очень экзотично

Разновидности чёрной малины

Селекционерами проводится постоянная работа по выведению новых сортов чёрной малины, которая считается перспективной культурой. Благодаря их стараниям на рынке часто появляются новинки.

  • . Один из самых старых сортов чёрной малины. Он был получен в конце XIX века и до сих пор является лидирующим. У чёрной малины Кумберленд очень красивая форма куста с изящными изогнутыми стеблями. Сорт не формирует корневые отпрыски, поэтому кусты не разрастаются. Урожайность по сравнению с современными гибридами и сортами не очень высокая, растение даёт всего от 200 до 500 г ягод с куста;
  • Эрли Кумберленд. Ягоды этого сорта крупнее, чем у сорта Кумберленд, который стал одним из родителей этой разновидности чёрной малины. Их масса в среднем составляет 2–2,2 г. Плоды сорта Эрли Кумберленд имеют округлую форму, окрашены в чёрно-фиолетовый тон, обладают очень сладким вкусом и достаточно плотной консистенцией;
  • Уголёк. Ранний сорт отечественной селекции. Побеги длинные, достигают 2,5 м и изгибаются, образуя арку. Шипы небольшие. Ягоды довольно мелкие, но сочные, с приятным кисловато-сладким вкусом и ежевичным ароматом. Урожайность Уголька высокая, сорт устойчив как к засухе, так и к заморозкам;
  • Бойсенберри. Побеги вырастают до 3 м в длину. В отличие от других разновидностей чёрной малины, у Бойсенберри отсутствуют шипы. Ягоды обладают продолговатой формой, они очень крупные, поверхность блестящая. Сорт урожайный и достаточно хорошо переносит морозы;
  • Бристоль. Сорт считается одним из лучших. Плоды обладают сладким вкусом и очень сочные. Форма ягод круглая, поверхность покрывает сизоватый налёт;
  • Нью Логан. Высокоурожайный и раннеспелый сорт с блестящими и очень вкусными ягодами. В высоту куст достигает 2 м. Плохо переносит морозы, поэтому растение нуждается в дополнительном укрытии на зиму;
  • Литач. Ранний сорт чёрной малины, выведенный польскими селекционерами. Куст сильнорослый, жёсткие и изогнутые побеги усыпаны многочисленными большими шипами. Плоды сферической формы покрыты сероватым или сизым налётом;
  • Удача. Урожайность этого сорта чёрной малины высокая, с одного куста можно снять до 6 кг отборных ягод средней величины, их масса в среднем составляет 1,7–1,8 г;
  • Дар Сибири. Кусты чёрной малины этого сорта высокие и мощные. Ягоды имеют десертный вкус, но они не очень крупные, масса отдельного плода составляет в среднем 1,6 г. Преимуществом Дара Сибири считается его устойчивость к вредителям и распространённым заболеваниям;
  • Поворот. Плоды с плотной мякотью, поэтому хорошо переносят перевозку на дальние расстояния. Урожайность примерно 5,4 кг с куста. Срок плодоношения сжатый;
  • Блэк Джевел. Стебли малины этого сорта, в отличие от других разновидностей, прямостоячие. Блэк Джевел зимостойкий и очень продуктивный сорт. Ягоды окрашены в чёрный цвет, имеют сизый налёт. Форма округлая, масса достигает 2,5 г. Вкус сладкий с ежевичным ароматом.

Фотогалерея: сорта чёрной малины

Величина посадочной ямы должна быть не менее 50 см в глубину и в ширину

  • Подготовьте питательный субстрат из верхнего слоя земли, перегноя, песка и древесной золы в пропорции 2:1:1:0,5.
  • Насыпьте слой земли с удобрениями на дно посадочной ямы и увлажните его.

    В посадочную ямку насыпают питательный субстрат из верхнего слоя земли, перегноя, песка и древесной золы

  • Корни саженца осторожно распрямите, поставьте его в ямку и засыпьте землёй.
  • Увлажните посадки.
  • Саженцы можно располагать в ряд. Чёрную малину садят в траншеи глубиной 0,5 м. Между растениями оставляют минимум 0,5 м, а между рядками 1–1,5 м.

    Между растениями оставляют минимум 0,5 м, а между рядами 1–1,5 м

  • Особенностью чёрной малины является то, что она не размножается корневыми отпрысками, то есть культура не будет расползаться.Благодаря этому черноплодные сорта можно смело высаживать посередине участка, комбинировать посадки с другими ягодными и плодовыми культурами и даже располагать кусты в цветнике.

    Уход

    Чёрная малина считается непритязательной культурой. Уход за ней сводится к обрезке, нескольким поливам и подкормкам за сезон. А пышные ухоженные кусты с изящно изогнутыми побегами станут украшением участка, привлекающим внимание.

    Подкормка

    За сезон культуре требуется три подкормки. К процедуре приступают, когда растение отцвело. Для этого делают настой из куриного помёта (1 часть на 16 частей воды) или навоза (1:6). К 10 л приготовленного питательного раствора добавляют 1 л древесной золы и 50 г суперфосфата. Под куст чёрной малины вносят по одному ведру подкормки, выливая её по периметру посадок. После внесения удобрения почву обильно увлажняют. Вторую подкормку таким же раствором проводят в период созревания плодов, а третью - после сбора первых ягод.

    Создание опоры и особенности обрезки

    Побеги чёрной малины очень длинные, в первый год после посадки они растут прямостоячими, а на второй принимают форму арки. При этом макушки, касаясь грунта, могут укорениться, в результате чего посадки будут загущенными. Из-за этой особенности культуры очень важно позаботиться об опоре растения заранее. Для этого делают проволочную шпалеру. В начале и конце ряда вкапывают деревянные столбики высотой примерно 2 м, на которых прикрепляют прочную проволоку в три ряда, располагая её на высоте 0,5 м, 1,8 м и 2,1 м.

    Ещё одним вариантом опоры для мощных побегов может стать арка. Её устанавливают между двух кустов, а стебли прикрепляют к дугам. Такая конструкция не только функциональна, но и очень декоративна.

    Побеги чёрной малины вырастут длинными и изогнутыми, поэтому об опоре нужно позаботиться заранее

    Обрезку чёрной малины проводят дважды в год: первая процедура - в конце июня, а вторая - поздней осенью. При выполнении летней обрезки срезают верхушечную часть стеблей на высоте 1,7 м. Это способствует более интенсивному развитию боковых ветвей, количество которых может достичь 6–8 штук, что увеличит урожайность куста. Осенью необходимо вырезать 2-летние побеги, которые уже отплодоносили. А 1-летние стебли укорачивают до величины 30–50 см над землёй.

    Подготовка к зиме

    Морозы чёрная малина переносит не так хорошо, как её красноплодная родственница, поэтому необходимо тщательно подготовить её к зимовке. Для этого нужно:

    1. Осторожно пригнуть побеги к земле.
    2. Зафиксировать их металлическими скобами.
    3. На посадки можно положить лапник, который является самым лучшим природным утеплителем.

    Если зима малоснежная, то на кусты нагребают снег и насыпают на него опилки, которые помогут предотвратить таяние.

    Побеги чёрной малины необходимо пригнуть к земле и прикрепить металлическими скобками

    Размножение чёрной малины

    Размножается чёрная малина не так, как красная. Всё дело в том, что черноплодные сорта не образуют корневых отпрысков. Но развести культуру на участке можно при помощи отводков, верхушечных черенков и семян.

    Размножение горизонтальными отводками

    Процедуру по размножению чёрной малины горизонтальными отводками следует начинать весной.

    1. На расстоянии 0,5 м от куста делают неглубокие бородки.
    2. Пригибают побеги и кладут их в подготовленные углубления.
    3. Место соприкосновения стебля с землёй пришпиливают металлической скобкой и засыпают землёй.
    4. За летний период в этом месте образуются корешки, и начнёт формироваться новое растение.
    5. Следующей весной отделите его от маточного куста и пересадите полученный куст на новое место.
    6. Размножение малины горизонтальными отводками является самым простым способом

      Черенками

      Ещё один способ размножения - зелёными черенками. Процедуру проводят летом, при этом заготавливать посадочный материал желательно в пасмурный день. В середине сезона у взрослых кустов чёрной малины от корней появляются небольшие отростки с несколькими листочками. Такие побеги необходимо срезать ножом на 2–3 см ниже уровня почвы.

      После этого их ставят в ёмкость с раствором Корневина на 6–8 часов. Затем высаживают в школку на расстоянии примерно 10 см друг от друга, почву увлажняют и накрывают посадки плёнкой.

      Для размножения чёрной малины берут зелёные побеги длиной 7–10 см и отрезают их с частью корня

      Приблизительно через месяц зелёные черенки начнут укореняться, признаком этого станет появление новых листочков. В это время можно сократить поливы и чаще проветривать парник. Весной следующего сезона укоренённые черенки пересаживают на постоянное место, при этом выкапывать их следует вместе с комом земли.

      Семенами

      Размножение чёрной малины семенами считается одним из самых хлопотных и долгих методов, но, если нет другой возможности получить саженцы, то можно вырастить куст и из ягоды. Для этого: