Теория

Растения около дома окружающий мир. Ознакомление детей с окружающим миром

Растения около дома окружающий мир. Ознакомление детей с окружающим миром

Тема: Как звери к зиме готовятся.

Цель:

Закрепить знания детей о жизни лесных животных в осенний период.

Задачи:

Образовательная:

Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику аппликации из шерстяной нити.

Развивающая:

Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

Наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);

Беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;

Рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания

Чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».

Тематические физ.минутки.

Интеграция образовательных областей:

Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (аппликация из бросового материала).

Материалы к занятию:

Картина «Времена года»;

Картинки с изображением диких животных;

Карточки-модели;

Дидактическая игра «Когда это бывает»;

Музыкальное сопровождение;

На каждого ребенка шаблон гриба, нитки (для аппликации);

Клей.

Ход занятия.

Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)

Вот лето и осень, зима и весна,

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

Красное - лето пришло - все цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Желтая осень раскрасит наш сад

Красивые листья по ветру летят.

Зима засыпает снегами поля

И синего цвета дремлет земля.

А теперь давайте немного поиграем.

Игра "Когда это бывает".

У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.

Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.

Снег на полях,

Лёд на водах,
Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Ответ: Зимой

Тает снежок

Ожил лужок.
День прибывает.

Когда это бывает?

Ответ: Весной

Солнце печёт,

Липа цветёт.
Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Ответ: Летом

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Ответ: Осенью

Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?

(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).

Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).

Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.

Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).

1.Загадка:

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

Ответ: Ёж

Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.

Как вы думаете зачем? (ответы детей)

Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.

А чем же еж питается? (ответы детей)

Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.

2. Загадка

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь

Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)

Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)

Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.

Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

Оздоровительная минутка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел

Видно меду не нашел.

дети выполняют движения согласно тексту

Мишка в улей влез и вот

изображают походку медведя

Лижет с лапы сладкий мед

имитация текста

А вот еще один лесной житель.

3.Загадка: Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Ответ: Волк

Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

А чем же питается волк? (ответы детей)

4.Загадка: Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее…

Ответ: Лиса

Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

Чем питается лиса? (ответы детей)

Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.

Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

5.Загадка: Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. Ответ: Заяц

Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?

Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

Как заяц спасается? (ответы детей)

Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

Где заячий дом? (ответы детей)

Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

Какую? (ответы детей)

6. Загадка Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответ: Белка

Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

Она шубку поменяла на более теплую.

А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)

Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.

Как называется домик у белки? (ответы детей)

Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

5.Сюрпризный момент (стук в дверь входит Белочка)

Белочка - Здравствуйте, ребятки! Я пришла с вами немного поиграть.

Оздоровительная минутка под музыкальное сопровождение.

«Поиграй со мной, дружок».

Становись скорей в кружок,

Будь внимательным, дружок

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

Спинку мы с тобой прогнем,

Ну и хвостиком вильнем

Ну, давай,

Не зевай

И за мною повторяй.

Заниматься целый день,

Прыгать нам с тобой не лень

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

дети выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель - Белочка, а ты подготовилась к зиме?

Белочка Да, орешек, шишек я запасла много, а вот грибочки не успела…

Воспитатель - Ребята давайте поможем белочки запасти грибочки

Художественное творчество (аппликация из бросового материала)

Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"

Белочка - Спасибо вам ребята этих грибов мне хватит на всю зиму. Я хочу вас угостить орехами. (Печенье) Ну а мне пора в лес, до свиданья.

7. Рефлексия.

    Какие признаки осени вы знаете?

    О каких диких животных мы говорили?

    Что нового узнали?

    Вам понравилось занятие?

Занятие. Чтение Бианки «Как звери к зиме готовятся».

1.Познакомить детей с произведением.

2.Закрепить знания детей о диких животных;

3.Учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения;

4.Развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе.

Материал: картины с изображением животных.

Ход занятия.

Вступительная беседа. Загадки

Воспитатель загадывает загадки о диких животных.

В лесу петлял комочек меха,Чем доводил зверей до смеха.А ты возьми и угадай-каКто всех смешил? Конечно, … .(ЗАЙКА)

Есть в лесах могучий зверь,Ты, сынок, уж мне поверь!Ест малину, любит мёд.Кто, его мне назовёт?(МЕДВЕДЬ)

Как-то видел я в лесуТёмно-рыжую красу.По ветвям она скакала,Видно шишки там искала.(БЕЛКА)

Мои ушки на макушке:Длинные, большие,Чтоб лису услышать могДаже не в тиши я.(ЗАЯЦ)

Очень хитрая она:Съела в сказке колобка,Кур ворует, петухов.Кто назвать её готов?(ЛИСА)

Какое сейчас время года? Осень.

Назовите приметы осени.(На улице холодно, солнце слабо греет, часто идут дожди, на деревьях желтеют и опадают листья, люди надевают теплую одежду, птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме).

Давайте вспомним, как звери готовятся к зиме.

Как заяц готовится к зиме? Меняет серую шубку на белую.

Как медведь готовится к зиме? Ложится спать в берлогу.

Как белка готовится к зиме? Готовит запасы орехов, грибов, ягод.

Как ежик готовится к зиме?

Эмоциональная гимнастика “Вокруг себя обернись и в зверя превратись”.

Дети изображают поведение животных: злой, сердитый волк, трусливый зайчик, хитрая лиса, встревоженная белочка.

Предложить детям прослушать произведение Бианки.

« Как звери готовятся к зиме». - В. БИАНКИ

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Кто мог, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.

Особенно усердно таскают его короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.

К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка - в свой вход. Под землей - спальня и несколько кладовых.

Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы.

Белкина сушильня.

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Тут у неё сложены лесные орешки и шишки.Кроме того, белка собирает грибы - маслянки и берёзовики. Их она насаживает на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

Прячутся.

Холодно становится, холодно! В пруду вода мёрзнет.

Хвостатый тритон ушёл из пруда в лес и забился под кору гнилого пня.

Лягушки ныряют, забиваются в ил. Змеи зарываются под корни и мох.

Голодно становится, голодно!

Летучие мыши прячутся в дупла, пещеры, на чердаки. Им уже нечего есть, скрылись бабочки, мухи, комары.

Растолстевший барсук всё реже выходит из тёплой и чистой своей норы.

Муравьи закупоривают входы-выходы своего высокого города. Жмутся в кучи в самой глубине его, где потеплее.

Рыбы стаями громоздятся в омутах и глубоких подводных ямах.

Мороз не велик, а зевать не велит - как грянет, разом зима скуёт землю и воду льдом. Куда тогда денешься?

О чем говорится в произведение?

Как звери готовятся к зиме?

Кто из зверей делает запасы?

Кто из обитателей леса впадает в спячку?

Дидактическая игра «Что изменилось?» (выставляются несколько животных; одно убирается)

Подведение итогов занятия.

Осень – это переходной сезон от жаркого времени года к холодному. В это время в природе происходят кардинальные изменения: понижается температура воздуха и сокращается световой день, опадают листья и желтеет трава, мигрируют перелетные птицы и летучие мыши, к зиме готовятся насекомые и животные. Те виды фауны, которые остаются в умеренных широтах на зиму, ведут себя по-разному:

  • рыбы опускаются на большую глубину в зимовальные ямы;
  • тритоны выползают из водоемов на сушу, забиваются под листья, в землю или в норки;
  • жабы и устраивают себе места в слое ила;
  • насекомые забиваются в дупла деревьев, прячутся под корой;
  • некоторые виды бабочек улетают в теплые края.

Наибольший интерес представляет, как животные готовятся к зиме.

Зимняя спячка и смена окраса

В зависимости от видов, различные животные по-своему готовятся к зиме. Некоторые из них впадают в зимнюю спячку:

  • медведи;
  • барсуки;
  • сони;
  • сурки;
  • еноты;
  • летучие мыши;
  • бурундуки и др.

Многие звери на зиму меняют окрас. Так горностаи, тундряные куропатки, северные олени, зайцы и песцы к зиме становятся белыми, поэтому сливаются с ландшафтом, что позволяет им скрываться от хищников. Иногда бывает так, что близкие виды не одинаково сменяют окрас. Он также зависит от географической широты. Они и те же представители могут по-разному менять окрас, если того требуют сезонные изменения и условия жизни конкретно местности.

Питательные запасы на зиму

Многие виды животных делают продуктовые запасы на зиму. Мыши и хомяки, полевки и другие грызуны собирают зерновые культуры. Белки собирают грибы, желуди и орехи. Бурундуки делают на зиму запасы кедровых орешков и семян. Такие грызуны, как сеноставки запасают на зиму стога сена, в которых собраны различные травы и аккуратно сложены.

Хищные звери также заготавливают еду на зиму. Горностаи и ласки в норы собирают по 2-3 десятка мышей. Черные хори запасают большое количество . Для пропитания норки готовят себе несколько килограмм разной рыбы. Медведи, росомахи и куницы прячут пропитание в ветвях деревьев, в камнях и норах, в зависимости от их мест зимовки.

Все представители животного мира осенью готовятся к наступлению морозов. Одни накапливают жир и впадают в продолжительные сон, другие запасают пропитание в норках, а третьи меняют холодный климат на теплый и благоприятный. У каждого вида фауны есть свои приспособления, позволяющие им приспособиться к суровым условиям и выжить.

Какие бывают растения

Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы .
У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников - твёрдые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель - ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей - стволиков.
Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных - в виде иголок (хвоинок).

Нарисуй схематически дерево, кустарник, травянистое растение.

Заполни пропуски в тексте.

У лиственных растений листья в виде пластинок.
У хвойных растений листья в виде хвоинок.

Приведите примеры растений (не менее трёх в каждой группе).

а) Деревья: липа, ель, берёза, яблоня, каштан, тополь

б) Кустарники: малина, барбарис, смородина, сирень, можжевельник, бузина

в) Травы: полынь, тимофеевка, лисохвост, шалфей, мята, петрушка, базилик

Это задание приготовила для тебя мама Серёжи и Нади. Здесь спрятались названия трёх групп растений. Найди их и раскрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.

Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты названия этих растений. Пронумеруй рисунки в соответствии с подписями.
1. Птичья гречишка. 2. Тысячелистник. 3. Репейник. 4. Подорожник. 5. Пустырник.

В книге "Зелёные страницы" прочитай рассказ об одном из этих растений. Подготовь устное сообщение.

Подорожник

Люди давно знают подорожник. И не только внешний его вид, но и свойства. Древнегреческие, древнеримские, арабские, персидские врачи очень высоко ценили его: ведь подорожник способен заживлять раны.
Прошло много лет, но люди не разочаровались в подорожнике. В аптеках сейчас можно купить не только его листья и сок, но и особый препарат, полученный из этой травы, - плантаглюцид, который помогает при болезнях желудка.
Слово плантаглюцид происходит от слова плантаго. Так по-латыни именуются все подорожники. А слово плантаго возникло от слова планта - ступня. Это лишний раз напоминает нам, что мы ходим по чудесному лекарству, невольно топча его ногами.Что еще замечательно у подорожника? Да хотя бы то, что мы его топчем-топчем, а он не исчезает.

Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.

Растения это удивительный мир, который существует рядом с нами и помогает нам. Многие растения мы употребляем в пищу. Существуют растения, которые нам помогают вылечиться от болезней - лекарственные растения. Благодаря растениям, мы дышим чистым воздухом. А еще растения просто очень красивы. Как прекрасно выглядит весенний цветущий луг, а как красивы и ароматны цветущие плодовые деревья. Хорошо в жаркую солнечную погоду посидеть под кронами раскидистых деревьев, подумать о чем-нибудь и насладиться благоуханием цветов и трав.