В квартире

Назойливые летние насекомые. Роль в природе и в жизни человека

 Назойливые летние насекомые. Роль в природе и в жизни человека

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

Ход прогулки

Наблюдение: Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них - летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы - все это притащили маленькие труженики - муравьи. Маленькие дырочки - это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают - и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать - пусть трудятся. Со старшими детьми понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?

Стихотворения по теме: У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок.
Если муха прилетит -
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей прибежит...

Е. Стюарт

Божья коровка, улети на небо,
Там твои детки кушают конфетки,
Всем по одной, а тебе ни одной.

(Русская народная потешка)

На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши - муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.

Л. Гулыга

Пчела - не кит,
Она - мала,
Но велики
Ее дела.

С. Баруздин

Залетела к нам оса
И гудела два часа.
Извелась совсем без дела,
Даже вроде похудела.

Ж. Давитъянц

Все поле у околицы -
Большой кузнечный цех.
Здесь так работа спорится -
В ушах звенит у всех!

Е. Фейерабенд

Загадки

Два рога, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит - так воет,
Сядет - землю роет.
(Жук)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Дом стоит под старой елкой,
В нем живет моя семья.
Я несу туда иголки.
Угадайте, кто же я?
(Муравей)

Над нами -
Вверх ногами.
Ходят -
Не страшатся,
Никого не боятся.
(Мухи)

Идет воин,
Землю роет,
А сам воет.
(Жук)

Не по рыбам,
А сети расставляет.
(Паук)

Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(Муха)

Где сладко, там она кружит,
Как пчела.
Она и жалит, и жужжит,
Как пчела.
И попадается в компот,
Как пчела.
Вот только меду не дает,
Как пчела.
(Оса)
В. Викторов

Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно -
Лишь под ногами посмотри.
Назови меня скорей -
Я рабочий... (муравей) .
Н. Шевляков

Прыгает пружинка -
Зеленая спинка.
(Кузнечик)

Я на спинке лежу,
Лапки ножницами
Скрещу.
(Жук)

Жу! Жу! Жу!
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву "ж" все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук)

Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел
(Бабочка)

Кто одежды не шьет,
А ткань ткет?
(Паук)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Не зверь, не птица,
А нос как спица,
Летит - кричит,
Сядет - молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет.
(Комар)

В лесу у пня
Суетня, беготня -
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравейник)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?
(Стрекоза)

На большой цветной ковер
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки)
В. Орлов

Без рук, без ног,
На брюхе ползает.
(Червяк)

Шли плотники без топоров,
Срубили избу без углов.
(Муравьи)

В уголке живет,
Пряжу прядет.
Тоньше его пряжи
Не найдешь в продаже.
(Паук и паутина)

Вокруг носа вьется,
А в руки не дается.
(Муха)

Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)

А. "Звукоподражание" - воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. Цель - закрепить произношение отдельных звуков.
Б. "Угадай по описанию" - воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. Цель - научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • "Построй муравейник" - построить из травинок муравейник.
  • Пальчиковая гимнастика "Улей".
Вот маленький улей, где пчелы (Дети сжимают пальчики в кулак.)
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья, (Отгибают по одному пальчику.)
Раз, два, три, четыре, пять,
З-з-з-з-з-з!
В. Волина

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Построить муравейник.
Б. Ползание по бревну.

Подвижные игры

1. "Жуки". Цель - научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. Ход игры. По сигналу "Жуки полетели!" дети бегут врассыпную. По сигналу "Жуки сели на землю!" дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.
2. "Змейка". Цель - научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Лето и дети Когда на растениях раскрываются цветки, шмели, осы, пчелы, мухи, бабочки и жуки наполняют сады, леса и луга. С раннего утра копошатся они в цветках, отыскивая пыльцу и сладкий сок -нектар.

Существует строгое соответствие между строением цветка и посещающим его насекомым. Так, например, на цветках клевера чаще других можно встретить шмеля и пчелу. Только шмель благодаря своему длинному хоботку может добыть нектар, спрятанный на дне трубчатых венчиков, пчелы же достают его, прокусывая цветки. Жуки и мухи своими короткими хоботками могут достать нектар только у тех цветков, у которых он расположен неглубоко.
Среди порхающих над цветущим лугом бабочек есть очень красивые: павлиний глаз - получившая свое название за большие пятна на крыльях, траурница - бабочка с бархатисто-темными крыльями со светлой каймой и рядом голубых пятен на их нижних краях, адмирал, махаон и др.

На зонтиках дикой моркови можно найти зеленую гусеницу с красными точками. От прикосновения она выпускает рога. Если такую гусеницу посадить в садок и кормить листьями моркови, петрушки, она вырастает, превращается в куколку, из которой вылетает бабочка-махаон.

На растениях - дреме, хлопушке, табаке, у которых цветки закрыты днем, раскрываются и пахнут только вечером, можно встретить ночных бабочек. Дрема выделяет нектар только перед дождем, лишь тогда на ее цветках и сидят эти насекомые.

В июне на пасеках стоит гул: начинают роиться пчелы. Б саду, на огороде, в лесу и поле можно найти много божьих коровок. Этого круглого красного жучка с семью черными точечками на верхней стороне в народе называют «солнышком», оберегают его, так как он очищает культурные растения от тлей. Защитой от врагов жучку служит неприятно пахнущая, горькая кровь, которую он выделяет, когда его сдавливают.

На лугу после сенокоса появляются слепни, оводы, мухи-жигалки. Последние в отличие от домашних мух имеют острый хоботок, которым они прокалывают кожу, больно «кусаясь».

В жаркие июльские дни громко стрекочут кузнечики. У них длинные усы, две пары крыльев и длинные задние ноги, которые помогают им делать большие прыжки. Стрекочет только самец. На левом его надкрылье находится поперечная жилка с мелким зубчатым краем, а на правом - перепонка со вздутыми краями. Кузнечик, как смычком по струне, трет зазубренной жилкой по краю вздутой перепонки, что и вызывает звук.

По лесным дорожкам и на опушке леса, где еще продолжает цвести иван-да-марья, можно встретить муравьев, которые тащат к своим гнездам ее семена. Последние часто по дороге теряются и прорастают на некотором расстоянии от материнского растения. Около муравейника можно найти чистотел. Семена его, снабженные гребешком, муравьи перетаскивают к гнезду. Объедая гребешки, они оставляют семена, которые здесь и прорастают. Муравьев можно наблюдать за перетаскиванием не только семян, но и трав, кусочков хвои, мух, жуков, небольших гусениц. На растениях около муравейника встречаются божьи коровки, которые охотятся за тлями, Тлей же муравьи затаскивают к себе и «доят», слизывая выделяемую ими сладкую жидкость.

В жаркие и тихие дни в воздухе появляются муравьи, совершающие брачный полет. После полета самцы погибают, а самки отгрызают себе крылья и возвращаются в старое гнездо или закладывают новое. Муравейник устраивается на опушке леса около деревьев и пней.

Муравьи истребляют очень много вредных насекомых, защищая от них наши растения, поэтому муравейники нужно оберегать.
В теплые летние вечера в траве и кустах можно заметить зеленовато-голубые «огоньки» - это светится конец брюшка у бескрылых самок жука-светляка. Он живет в сырых местах.

В водоемах со стоячей водой быстрыми толчками, широко расставив длинные тонкие ножки, носятся клопы-водомерки, кружатся небольшие жучки-вертячки, плавают жуки-плавунцы, жуки-водолюбы и их личинки.

На растениях и палках, погруженных в воду, живут червеобразные красные личинки комара-толкунчика - мотыль. Это лучший корм для рыбок в аквариуме. На подводных растениях можно найти личинок стрекозы. У них большие глаза, зачатки крыльев на спине и длинное брюшко. Нижняя губа личинки вытянута и на конце образует подобие клещей, которыми она хватает добычу -мелких водных животных. В спокойном состоянии губа сложена и прикрывает «лицо». Перед последней линькой личинка стрекозы вылезает из воды и прикрепляется к стеблям трав. Хорошо такую личинку перенести в уголок природы и понаблюдать за ее превращением.

Недалеко от воды летают стрекозы: у зарослей камыша и осоки порхают синие красотки. В траве встречаются малоподвижные небольшие стрекозы. Самые крупные - коромысло - не порхают: взмахнув несколько раз Крыльями, они планируют в воздухе, хватая на лету добычу - мелких насекомых.

Проект «Летнее путешествие в мир насекомых» для детей старшей группы детского сада

воспитатель: Белобаева Елена Валерьевна

Описание работы: проект для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, реализация которого дает возможность детям понять своеобразие каждого насекомого, его уникальность.

Проблема: Нужны ли насекомые людям и природе?

Цель: развитие у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- воспитывать бережное отношение к природе.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Сроки реализации: в течение месяца.
Место реализации: МБДОУ «Д/с № 47», группа «Крепыши».
Вид проекта: познавательный, краткосрочный.
Ресурсы обеспечения проекта:
- Кадровые: воспитатели.
- Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
- Материально – технические: карты, наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат.

Виды детской деятельности:
- непосредственно - образовательная;
- экспериментально - исследовательская;
- игровая;
- художественное творчество.
Формы и методы работы:
- беседы;
- художественная мастерская;
- прогулки, наблюдения в природе;
- опыты, исследования;
- подвижные игры
- просмотр мультфильмов, презентаций;
- оформление стенгазеты.

Ожидаемый результат:
Дети:
- имеют представления о мире насекомых;
- проявляют интерес к некоторым видам насекомых;
- знают, какую пользу или вред могут принести насекомые;
- умеют рассуждать, наблюдать за насекомыми, бережно относятся к ним.

Этапы реализации проекта:
- Исследовательский – опрос детей, выявление проблемы.
- Подготовительный – обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
- Практический – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
- Заключительный – оценка эффективности реализации проекта.

План реализации

Непосредственно – образовательная деятельность:
- «Мы идем на луг» - познавательное развитие;
- «Скоро лето», «Серая звездочка» - речевое развитие;
- «Бабочки летают», «Цветут сады» - художественно – эстетическое развитие.
Экспериментально – исследовательская деятельность, наблюдения в природе:
- «Встреча с пчелой Майей»;
- «Встреча с бабочкой Лили»;
- «Встреча с муравьем Кузей»;
- «Встреча с комаром Пискуном».
Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Медведь и пчелы»,«День и ночь»,«Поймай комара», "Найди свой домик" и др.
Дидактические игры: «Подбери рифму»,«Доскажи словечко»,«Что сначала, что потом»,«Что изменилось", «Насекомые», «Собери цветок», «Где ты живешь?».
Игры – драматизации:
- «Муха – цокотуха» К. Чуковский;
- «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки;
- «Сказка о царе Салтане», А.С. Пушкин.
Художественное творчество:
- рисование сотовых ячеек по шаблону;
- «Бабочки на лугу» - рисование;
- рисование по точкам «Соедини точки и узнай, в кого превратится гусеница»;
- «Комар Пискун» - ручной труд из природного материала.

Итог: сюжетно – ролевая игра «Путешествие на луг» (на прогулке), стенгазета «Этот летающий, ползающий, жужжащий мир»

Работа с родителями:
- информирование родителей о содержании и задачах проекта «Летнее путешествие в мир насекомых»;
- домашний кинозал: просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя» и др.;
- разучивание стихотворений, загадок, пословиц о насекомых;
- помощь в оформлении стенгазеты «Этот летающий, ползающий, жужжащий мир».

«Мы идем на луг»
игровое интегрированное занятие совместно с инструктором по физической культуре
Цель: Развитие познавательного интереса к объектам природы.
Задачи:
- закрепить знания детей о насекомых: внешнем виде, частях тела и т.д.;
- обогащать активный и пассивный словарь терминами по теме «Насекомые»;
- совершенствовать двигательные навыки детей, умение подражать;
- воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

Материалы и оборудование: наглядный материал по теме «Насекомые», картинки птиц и животных, картинки с изображением контура насекомых, ткань с изображением цветов, цветные обручи, ободки для масок, материалы для художественного творчества, музыкальное сопровождение.

Ход:
Дети заходят в группу под спокойную музыку и становятся в круг.
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, когда люди встречаются, что они делают? Как можно поприветствовать друг друга?

Ритуал «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, сочная трава!
Здравствуй, матушка – земля!

В группу заходит
- Здравствуйте, ребята! Я сейчас спешила к вам на занятие и встретила на дороге маленького жучка, отгадайте кто это?

Я летать умею ловко,
Крылья красненькие в точках,
Словно в черненьких кружочках.
В яркой праздничной рубашке
Я спасаю урожай.
Ты меня не обижай!

Дети: - Божья коровка!

Воспитатель: - Давайте и с ней поздороваемся! Мне кажется, божья коровка, хочет нам что-то сказать (прислушивается) Она приглашает нас в гости на зеленый лужок и хочет познакомить со своими друзьями.

Инструктор по физической культуре: - А давайте прямо сейчас отправимся в путь!

Под музыку «Паровозик из Ромашково» дети отправляются в путь.

«Упражнения в ходьбе и беге»
- «по тропинке» - ходьба гимнастическим шагом;
- «по болоту»- ходьба на носках, руки на поясе;
- «по кочкам» - ходьба на пятках;
- «легкий бег»;
- «дышим лесным воздухом» - дыхательная гимнастика.

Дети становятся в круг около лесной полянки.

Воспитатель: - А вот и лесная полянка. На ней красивые цветы. А какой запах! Кто же нас здесь встречает? (на полянке разложены картинки с изображением насекомых)

Воспитатель загадывает загадки, дети находят соответствующую картинку.
Загадки
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
2. Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья - у морошки,
Ножки - у блошки.
(Кузнечик.)
3. Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит - стрекочет.
(Стрекоза.)
4. Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.
(Муравей.)
5. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
6.Кто в каждый встречный цветок
Свой опускает хоботок?
А после, в улей мчится пулей,
И что-то прячет в уголок.
(Пчела)
7. Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)

Воспитатель: - Посмотрите внимательно на картинки. Как можно назвать одним словом, тех, кто на них изображен?
Дети: - Насекомые!
Воспитатель: - Что есть у насекомых? Что они умеют делать?

Инструктор по физической культуре: - Давайте представим себя насекомыми, это будет очень весело!

Игра - импровизация «Насекомые».
Инструктор по физической культуре или воспитатель просит ребенка изобразить жестами, мимикой, движениями какое – либо насекомое, дети должны отгадать, кто это? Отгадавший продолжает игру. По окончании игры дети возвращаются на лесную полянку.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что изменилось на лесной полянке? (вместо цветных картинок появились контуры насекомых). Наверное, пока мы играли, кто-то заколдовал их – забрал их нарядную одежду. Может, мы сможем им как – то помочь, ведь без своей окраски они совсем беззащитны?
Дети: - Можем их раскрасить!
Воспитатель: - Для этого нужно выбрать насекомое и объяснить, почему вы выбрали именно его или рассказать о нем.

Словесная игра «Я выбрал, потому что…»

Справочные материалы:
Это – божья коровка. Ее назвали так потому, что у нее на ножках выделяется оранжевое молочко.
Это – пчела. Трудолюбивее насекомое. Собирает с цветов сладкий сок, который называется нектар. Из нектара пчела делает мёд. Живет в ульях и дуплах.
Это – бабочка. Питается нектаром цветов. У бабочек разная, красивая окраска. Живут бабочки на цветах.
Это – стрекоза. Она похожа на вертолёт. Может летать и висеть в воздухе, питается насекомыми, ловит их налету. Живет возле воды.
Это – муравей. Муравьи живут в муравейнике. Они очень сильные: поднимают травинки, гусениц, которые тяжелее их. Они плохо видят, но с помощью усиков, ощупывают все, что встречается на пути. Живут в муравейнике. Питаются травинками.
Это – жук. Он умеет летать. Питается растениями, живет на деревьях.
Это – кузнечик. Умеет высоко прыгать. Обитает на лугах. Питается растениями и мелкими насекомыми. Может сильно стрекотать.
Это – сверчок. Он очень любит тепло, поэтому холодными ночами пробирается в дома людей, поближе к теплу. Днем сверчок спит, а ночью стрекочет.
Это – гусеница. У нее много ножек. Она умеет (медленно) ползать. Питается листьями. Гусеницы бывают зеленые и разноцветные.

Художественное творчество.
Дети раскрашивают насекомых и совместно с воспитателем делают маски.

Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые маски у нас получились, теперь нашей божьей коровке будет нескучно, ведь у нее появилось еще больше друзей. Давайте встанем в круг и посмотрим друг на друга.
Дети становятся в круг.

Воспитатель: - О каких маленьких существах мы сегодня говорили? Как вы думаете, есть ли у насекомых враги? Кто это может быть?

Инструктор по физической культуре: - Давайте научим насекомых прятаться, тогда враги их не найдут.

Подвижная игра «Найди свой домик».
Правила: дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике» соответствующего цвета. Например, божья коровка – красный, кузнечик – зеленый, бабочка - разноцветный и т.д.

Воспитатель: - Теперь нашим маленьким друзьям ничего не страшно, ведь и мы будем их беречь, охранять и помнить:
- Все, все, все на свете, свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых.
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Используемая литература:
1. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
2. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Пособие пятого (начального) звена общей развивающей педагогической системы реализации базисного содержания дошкольного образования. (Система интегрированных занятий с детьми старшего возраста) / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Волгоград: Учитель, 2013 г.
4. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 – 7 лет, прогулочные карты. – О.Р. Меремьянина, Волгоград: Учитель, 2013 г.
5. «Тематические дни в детском саду», планирование и конспекты. – Е.А. Алябьева, М., ТЦ «Сфера», 2006 г.

Комары , или настоящие комары, или кровососущие комары (лат. Culicidae) — семейство двукрылых насекомых, принадлежащих к группе длинноусых (Nematocera), самки имаго которых в большинстве случаев являются компонентом комплекса гнуса. Характерны для этого семейства ротовые органы: верхняя и нижняя губа вытянуты и образуют футляр, в котором помещаются длинные тонкие иглы (2 пары челюстей); у самцов челюсти недоразвиты — они не кусаются. Безногие личинки и подвижные куколки комаров живут в стоячих водах. Ископаемые комары известны со времён мелового периода. В современном мире насчитывается более 3 000 видов комаров, относящихся к 38 родам. В России обитают представители 100 видов, относящихся к родам настоящих комаров (Culex), кусак (Aedes), Culiseta, малярийных комаров (Anopheles), Toxorhinchites, Uranotaenia, Orthopodomyia, Coquillettidia.

Жизненный цикл комаров включает четыре стадии развития: яйцо → личинка → куколка → имаго или взрослая особь.

Эти маленькие кровососы вовсе не питаются кровью, как мы привыкли думать. Они потребляют нектар и воду с растворёнными в ней микроэлементами. Кровь нужна самкам исключительно для вынашивания потомства, так как прочие источники питания не способны обеспечить нужное сочетание питательных веществ. Самцы же представляют собой абсолютных вегетарианцев.

Комар способен уловить малейшее изменение концентрации углекислого газа с расстояния в несколько сотен метров. Ещё с более далёкого расстояния он распознаёт запах молочной кислоты, входящей в состав нашего пота. Приблизившись к жертве, насекомое оценивает ситуацию благодаря способности инфракрасного зрения и приземляется на кожу, когда мы ничего не подозреваем. Вот такие 3 принципа поиска.

Комары обладают уникальной способностью лавировать между каплями дождя и оставаться сухими в течение 5 минут.

Комары те ещё дамские угодники: гормональный состав крови женщин привлекает их гораздо больше, чем у мужчин. Причём природа распорядилась так, что блондинок они кусают действительно чаще, чем брюнеток.

Комариные яйца невероятно устойчивы к неблагоприятным условиям. Они способны пролежать в сухой и холодной земле 2-3 года и ожить с первым же потеплением и возвращением влажной среды.

Комару было бы довольно затруднительно высасывать кровь, не будь в составе его слюны антикоагулянта (разжижающего вещества). Введя хоботок на несколько миллиметров, он добирается до кровеносного сосуда. Слюна обезболивает место укуса, разжижает кровь, а по окончанию "кровавого дела" вызывает нестерпимый зуд, который так нас раздражает. Однако, без этих маленьких кровососущих нам всё-таки не обойтись, и вот почему.

Как бы мы ни мечтали истребить всех комаров на Земле, некоторые растения и животные без них просто не смогут выжить, и человечество настигнет экологическая катастрофа. Например, в Арктике для большинства северных птиц комариные личинки коротким холодным летом служат единственным источником прокорма.

Комары не кусают, а сосут. 1200000 комаров достаточно, чтобы выпить из человека всю кровь. Это, конечно, теоретические расчеты, потому что до этого человек умрет от раздражения и болевого шока.
Эксперимент в канадской тундре показал, что люди с обнаженными руками, ногами и туловищем за минуту получают 9000 укусов молодых москитов. При таких темпах за два часа человек может потерять половину крови.

Перепечатка статей и фотографий разрешается только с гиперссылкой на сайт:
Наступило лето, когда многих из нас тянет на природу – в лес, к реке, на дачу. Однако не стоит забывать о предосторожностях: ведь именно в летний период активизируются насекомые, контакт с которыми может быть вреден и даже опасен для здоровья. Вот самые «устрашающие» из них.

Клещи

Ежегодно клещевой энцефалит уносит десятки тысяч жизней. В группу риска попадают люди, находящиеся на даче, гуляющие в лесу, у воды… К сожалению, существует много видов клещей, и невозможно с ходу определить, энцефалитный клещ или нет. Для этого необходимо провести лабораторное исследование, а пока вы будете искать нужную лабораторию, время может оказаться упущено, и вы заболеете.

Меры безопасности: чтобы уберечься от клещей, знатоки советуют надевать закрытую одежду, так как чтобы «присосаться», эти насекомые ищут незащищенные участки тела. Если же на улице слишком тепло, то по крайней мере периодически осматривайте свое тело.

Муравьи


Они могут водиться и дома, питаясь вашими припасами, и на природе. Муравьи больно кусаются (особенно рыжие), а еще могут переносить различные патогенные бактерии, например, брюшного тифа и холеры. Во всяком случае, теоретически это возможно.

Меры безопасности: находясь на природе, внимательно смотрите под ноги, чтобы случайно не наступить на муравейник. Если заметили муравьев, старайтесь держаться подальше. Если увидели, что по вам ползет муравей, поскорее его стряхните.

Тараканы


В основном в России встречаются рыжие и черные . Они очень быстро размножаются и способны не только поедать запасы пищи в помещении, но и переносить различные инфекции, например, дизентерию или дифтерит. А еще они могут заползать в естественные отверстия на теле человека, например, ушные раковины.

Меры безопасности: к счастью, на улице тараканов можно увидеть редко. Реже они стали появляться и в помещениях. Если вы заметили тараканов, скажем, у себя на даче, попробуйте использовать против них различные приманки и ловушки. Кстати, тараканы боятся кошек, которые могут их поедать.

Блохи

Меры безопасности: не вступайте в контакт с бездомными животными, так как от них больше вероятность подцепить блох, чем от домашних. Вернувшись с улицы, тщательно проверяйте свою одежду. Если заметили блох или личинки – ее немедленно следует подвергнуть санитарной обработке.

Комары и мухи

Mr.Smith Chetanachan/Rusmediabank.ru


Мы часто считаем их безобидными, но это не так. Эти насекомые могут служить переносчиками малярии, желтой лихорадки, энцефалита, холеры, брюшного тифа, дизентерии. А от мух можно заполучить еще и глистов.

Меры безопасности: используйте репелленты и другие защитные средства от насекомых, когда выходите на улицу. В помещениях необходимо использовать москитные сетки.

Оводы


Эти крупные, мохнатые, большеголовые мухи могут откладывать личинки внутри чужого организма, в том числе и человеческого, разрушая его ткани. Особенно опасно их попадание в нос, глотку и глаза.

Меры безопасности: если заметили овода, лучше отойти подальше. Используйте средства против насекомых.

Слепни


Они любят нападать целой стаей. Укусы слепней очень болезненны. Кусают только самки, выделяя в место укуса слюну с токсинами и антикоагулянтами. Такая ранка долго не заживает. Могут также возникать аллергические реакции и отеки. Но еще страшнее то, что эти насекомые могут переносить возбудителей таких заболеваний, как сибирская язва, филяриозы или туляремия.

Меры безопасности: те же, что и в случае с оводами.

Шершни

PiccoloNamek - English wikipedia


Укус обыкновенной осы вызывает боль, но укус шершня (жало есть только у самок) по-настоящему опасен для жизни и здоровья. В состав яда, который выделяет насекомое, входят гистамин и токсичные вещества. Это может привести к сильной аллергической реакции, а содержащийся в том же яде ацетилхолин вызывает сильное раздражение нервных окончаний и острую боль в месте укуса. В некоторых случаях укус шершня может привести к анафилактическому шоку и летальному исходу.

Меры безопасности: те же.

Пчелы

Inara Prusakova/Rusmediabank.ru


очень болезненны, на их месте моментально появляются опухоль и покраснение кожи. Но если пчела укусит человека с аллергией на пчелиный яд (а таких немало), это может закончиться трагически. У жертвы могут наблюдаться повышение температуры, озноб и судороги, головокружение и рвота. Особенно опасны пчелиные укусы в область кровеносных сосудов, головы и ротовой полости. Как правило, пациенту просто не успевают оказать помощь и он быстро умирает.

Меры безопасности: прежде всего – не вздумайте тревожить пчелиные ульи. Если увидели пчелу, постарайтесь ее никак не тревожить: пчелы редко нападают на тех, кто их не трогает, не размахивает руками и проч. Лучше отойти подальше.

Жук-нарывник

arz, commons.wikimedia

©entomart, Attribution, commons.wikimedia


Существует около 70 разновидностей этого насекомого, и все они ядовиты. В теле жука-нарывника содержится кантаридин – вещество, которое при попадании на кожу оставляет волдыри и нарывы (отсюда название насекомого). Если же яд попадет в кровь, он негативно воздействует на мочевыводящие пути, что может привести к летальному исходу. Известно, что в период Средневековья были распространены убийства с помощью яда именно этих насекомых. Люди погибали в страшных мучениях, и никто не мог их спасти.

Меры безопасности: единственный способ избежать такой ситуации – это исключить всякие контакты с жуком-нарывником. Если он все же вас укусил, лучше не мешкая обратиться к врачу.