Осветительные приборы

Подготовка лабораторной посуды инструментов приборов к исследованию. Подготовка лабораторной посуды к работе

Подготовка лабораторной посуды инструментов приборов к исследованию. Подготовка лабораторной посуды к работе

1.1.1. Подготовка посуды

Анализ сырья, полуфабрикатов и готовой продукции проводится в лабораториях с использованием химической посуды. Наиболее часто в аналитических лабораториях пользуются стеклянной посудой. Также применяют посуду из кварца, фарфора, платины, полиэтилена, реже из других материалов.

Чистота химической посуды, особенно мерной, имеет очень большое значение в анализе. Посуду можно считать чистой, если при выливании из нее воды на внутренних стенках не остается капель. Это хорошо видно, если после споласкивания дистиллированной водой посуду перевернуть вверх дном. Мытье химической посуды сводится не только к удалению загрязнений, но и к обезжириванию ее внутренних стенок.

Для выбора способа мытья посуды в каждом отдельном случае необходимо следующее:

    знать свойства загрязняющих посуду веществ;

    использовать растворимость загрязнений в воде (холодной или горячей), в растворах щелочей, различных солей или кислот, органических растворителях;

    использовать свойства окислителей, окислять в определенных условиях органические и неорганические загрязнения, разрушать их с образованием легко растворимых соединений;

    для мытья могут быть использованы все вещества, обладающие поверхностно-активными свойствами (мыло, синтетические моющие вещества, моющие глины и пр.);

    если загрязняющий посуду осадок химически стоек, для его удаления можно применить механическую очистку (при помощи ершей и пр.);

    для мытья посуды необходимо выбирать оптимальный по моющим качествам и по цене реактив.

    Нужно всегда помнить о технике безопасности и возможности несчастных случаев при мытье посуды, особенно если работающий не знаком со свойствами загрязнений. Каждый новый работник лаборатории должен быть ознакомлен с правилами техники безопасности.

Механические способы мытья применяют, если на стенках и дне посуды есть налет каких-либо солей или осадок. В этом случае используют ершик или щетку, предварительно смочив их водой. При работе с ершиком нужно следить, чтобы нижний конец его не ударялся о дно или стенки посуды, так как этим концом можно выбить дно или проломить стенку. Чтобы предотвратить возможность разбивания посуды металлическим концом ершика, на кончик его нужно надеть кусочек резиновой трубки подходящего размера. Посуду тщательно моют теплой водой, а затем 2 - 3 раза ополаскивают дистиллированной водой, для удаления солей, содержащихся в водопроводной воде. Выпускают машины для мытья лабораторной посуды.

Мытье паром используют, если посуда загрязнена жировыми веществами. Это самый эффективный способ мытья посуды. Редкое применение этого метода объясняется его длительностью. Если водой колбу можно вымыть за 5 - 10 минут, то для мытья паром потребуется не менее часа.

Для выполнения особо точных работ, посуду предварительно моют одним из обычных способов, а затем пропаривают 10 - 15 минут.

Мытье органическими растворителями (диэтиловый эфир, ацетон, спирты, бензин и т.д.) применяют для удаления смолистых и органических веществ, которые не растворяются в воде. Также можно использовать пары органических растворителей. Большинство органических растворителей огнеопасно, поэтому работать с ними необходимо вдали от огня. Промытую органическими растворителями посуду обрабатывают хромовой смесью или другими окислителями.

Мытье моющими средствами такими, как мыло, стиральные порошки, кальцинированная и питьевая сода, дает хороший эффект в сочетании с кусочками бумаги, которые механически удаляют приставшие загрязнения. Недопустимо для очистки посуды использовать песок, т.к. он наносит царапины, наличие которых снижает термическую устойчивость посуды.

Для мытья стеклянной и фарфоровой посуды известно несколько рецептов моющих смесей.

Хромовая смесь одно из лучших моющих средств. Для приготовления хромовой смеси используют концентрированную серную кислоту и дихромат калия (до 5% от массы). Дихромат калия растирают в фарфоровой ступке в порошок, переносят в фарфоровую чашку, добавляют серную кислоту и осторожно нагревают на водяной бане до полного растворения. Хромовая смесь является средством многократного использования. Признаком непригодности хромовой смеси является изменение цвета раствора из красно-оранжевого в зеленый.

При мытье хромовой смесью посуду вначале ополаскивают водой, затем наливают слегка подогретую хромовую смесь до 1/4 – 1/3 объема, и осторожно вращая посуду, смачивают ее внутренние стенки, после чего смесь выливают в ту же посуду, в которой она хранится. Посуду оставляют постоять некоторое время, после чего моют теплой водой, а затем два-три раза ополаскивают дистиллированной водой. Сильно загрязненные горлышки колб, пипеток и бюреток можно поместить в стакан и залить хромовой смесью на некоторое время. При работе с хромовой смесью необходимо использовать средства индивидуальной защиты, так как она вызывает сильные ожоги.

Использование хромовой смеси неэффективно, если посуда загрязнена парафином, керосином, минеральными маслами, солями бария.

Карбонат натрия ( Na 2 CO 3 ) применяют в виде концентрированного (30 – 40 %) раствора подогретого до 70° С. Это средство более безопасно в работе, но обладает меньшей эффективностью. После соды посуду многократно ополаскивают водопроводной водой, а затем 2 - 3 раза дистиллированной.

В качестве других окислителей для мытья посуды могут быть использованы смесь соляной кислоты и перекиси водорода; 5 % раствор перманганата калия.

Концентрированную серную кислоту и растворы щелочей (до 40%) используют для мытья посуды, если она загрязнена смолистыми веществами.

Чаще всего на практике используют смешанные способы мытья посуды.

Сушить посуду после мытья следует далеко не всегда. В некоторых случаях вымытую посуду перед использованием достаточно ополоснуть дистиллированной водой или раствором, для которого она предназначена. Если же посуда должна быть хорошо высушена, ее помещают в сушильный шкаф. Пользоваться посудой можно лишь после того, как она остынет и примет температуру рабочего помещения. Полиэтиленовую посуду сушат при комнатной температуре.

Для работы в бактериологической лабо­ратории используют л абораторную посуду: Чашки Петри, пробирки различного размера, пастеровские пипетки, колбы, бактериологичес­кие петли, инструменты, предметные и покровные стекла, карандаш по стеклу (стеклограф), стерилизаторы, дистилляторы и т. п.

Посуду моют в специально оборудованных мойках. Новую посуду кипятят в 1 %-ном растворе пищевой соды или мыльной воде в течение 15-20 мин, промывают водой, помещают на несколько часов в слабый раствор соляной кислоты, затем тщательно ополаскивают дистиллиро­ванной водой. Посуду, бывшую в употреблении, выдерживают в течение 2 ч в смеси серной кислоты с дихроматом калия (100 частей кислоты, 50 частей дихромата калия на 1000 частей воды), затем моют ершами в горячей воде, кипятят в мыльной воде или в 1 %-ном растворе гидрокарбоната натрия и тщательно прополаскивают. Вымытую посуду помещают в сушильный шкаф. Предметные стекла после мойки протирают чистой полотняной салфеткой и хранят в склянках с при­тертой пробкой в смеси спирта и эфира или хорошо завернутыми в чистую бумагу.

Посуду для стерилизации готовят следующим способом. Пробирки, колбы закрывают ватно-марлевыми пробками, завертывают по 10- 15 шт. в бумагу. На колбы надевают бумажные колпачки, перевязы­вают от попадания пыли.

В один конец градуированных пипеток вставляют ватный тампон, затем вращательным движением обматывают длинной тонкой полос­кой бумаги шириной 4-5 см. При этом концы пипеток должны быть тщательно завернуты бумагой.

В концы пастеровских пипеток вставляют ватные тампоны, а затем по несколько штук завертывают в бумагу или помещают в специаль­ные пеналы.

Чашки Петри завертывают по 3-4 шт. в бумагу и стерилизуют в сушильном шкафу или в автоклаве.

Колбы и пробирки, закрытые ватно-марлевыми пробками, мясопептонного бульона, агара и других сред помещают в стерилизующий аппарат.

Лабораторную посуду, питательные среды и другие материалы стерилизуют.

Оборудование для ветеринарной лаборатории включает весь арсенал технических средств, применяемых для проведения анализов, изучения биофизиологических и биохимических процессов в организме животного, разработки и испытания новых ветеринарных препаратов.

Перечень исследований, проводимых современными ветеринарными лабораториями, многообразен и включает все виды биохимического, бактериологического, серологического, цитологического, гормонального, патоморфологического анализа. Возможности ветеринарии сегодня охватывают гематологию, иммунологию, иммунохимию, коагулологию, гистологию и многие другие научные направления.

Биологические объекты отличаются сложной многокомпонентной структурой, элементы которой могут никак не проявлять себя в нормальных условиях из-за малого размера или нейтральных химических свойств. Для определения состава биопроб применяют оптические устройства (микроскопы) и аналитическое оборудование, позволяющее исследовать свойства крови, мочи, образцов тканей, других биоматериалов на микроуровне.

Без применения специальной аппаратуры не обходится и такой распространенный вид лабораторной деятельности, как изучение мочи. Специальные анализаторы позволяют выявить присутствие в моче кристаллов мочевой кислоты, трипельфосфатов, оксалатов кальция. Для визуального изучения структуры осадка используются микроскопы. Полученные данные помогают диагностировать непроходимость мочевыводящих протоков, мочекаменную болезнь, почечную недостаточность и другие нарушения функции мочевыделения.

Для выполнения гистологических исследований применяют специальное оборудование для изготовления и обработки образцов тканей: микротомы и криостаты, автоматы для парафиновой заливки и окрашивания препаратов, устройства гистологической проводки.

С появлением мобильных лабораторно-диагностических комплексов стало возможным проведение выездных исследований, что очень удобно для обслуживания ферм и племенных хозяйств.

Кроме аналитических технических средств, ветеринарная лаборатория нуждается в качественных источниках освещения, бактерицидных лампах и функциональной мебели: рабочих столах и тумбах разного назначения, штативах, шкафах для посуды и инструмента, дезинфекционном и стерилизующем оборудовании, сухожаровых шкафах и автоклавах.

Лабораторный анализ – основной источник диагностической информации в ветеринарии, необходимое условие для постановки верного диагноза и назначения адекватной терапии. Надёжное сертифицированное ветеринарное оборудование и функциональная мебель, адаптированная к специфике деятельности ветеринарной лаборатории, являются залогом высокой объективности, точности и достоверности результатов проводимых исследований.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ тверской области

гБПоу «Ржевский колледж имени Н.В. Петровского »

Согласовано: Утверждаю:

Директор ГБПОУ

______________________ «Ржевский колледж

______________________ имени Н.В. Петровского»

______________________ _____________Б.В. ЖУКОВ

«___»___________20___г «___»______________20___г.

Программа профессионального модуля

ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

18.01.02 Лаборант-эколог

Ржев, 2015-2016 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Приказа Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 916 (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) ППКРС 18.01.02 Лаборант-эколог.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Ржевский колледж имени Н.В. Петровского»

Разработчики:

Мастер производственного обучения: Замятина Л.Ю.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1

Раздел 1

Пользоваться лабораторной посудой различного предназначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

48

22

8

26

-

ПК.1.2

Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

46

22

8

24

-

ПК.1.3

Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

70

40

10

30

Производственная практика , часов(если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика )

-

-

Всего:

190

84

26

80

-

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

МДК 01.01. Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Тема 1.1. Химическая посуда

22

Требования к помещению лаборатории. Оборудование лаборатории.

Стеклянная посуда общего назначения.

Посуда специального назначения. Мерная посуда.

Работа со стеклом.

Химическая посуда из новых материалов.

Фарфоровая и высокоогнеупорная посуда.

Кварцевая посуда.

Металлическое оборудование.

Лабораторный инструмент.

Лабораторные работы

12

ЛПЗ «Оборудование лаборатории»

ЛПЗ «Классификация посуды. Работа со стеклом»

ЛПЗ «Работа с лабораторным оборудованием»

22

Мытье химической посуды. Механические и физические методы очистки.

Химические методы очистки.

Приготовление растворов для мытья посуды и мытье посуды.

Смешанные способы мытья посуды.

Сушка химической посуды: холодная сушка, методы сушки при нагревании.

Лабораторные работы

12

ЛПЗ «Мытье химической посуды.

ЛПЗ «Сушка химической посуды»

24

Приборы для измельчения и смешивания.

Весы и взвешивание.

Виды весов.

Растворение.

Экстракция. Фильтрование.

Приборы и материалы для фильтрования.

Дистилляция.

Выпаривание и упаривание.

Нагревание и прокаливание.

Кристаллизация.

Определение плотности.

Специальные методы очистки веществ.

Измерение давления.

Высушивание.

Измерение температуры.

Стерилизация.

Свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам.

Деление реактивов на классы опасности.

Ядовитые вещества. Хранение ядовитых веществ .

Взрывоопасные и пожароопасные реактивы. Правила обращения и хранения реактивов. Хранение кислот и щелочей .

Утилизация реактивов. Учет реактивов. Классификация реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе.

Лабораторные работы

16

ЛПЗ «Измельчение и смешивание веществ».

ЛПЗ «Работа с весами». «Растворение».

ЛПЗ «Фильтрование растворов».

ЛПЗ «Получение дистиллированной воды».

ЛПЗ «Выпаривание, упаривание, прокаливание»

ЛПЗ «Кристаллизация веществ»

ЛПЗ «Определение плотности веществ»

ЛПЗ «Стерилизация. Измерение температуры»

ЛПЗ «Классификация химических реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе»

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.01

26

Составить план лаборатории и размещенного в нем оборудования

Изображение всех видов спец. посуды на бумаге формата А 4

Подготовка сообщений по фарфоровой и высокоогнеупорной посуды.

Подготовка сообщений по методам и видам мытья и сушки посуды

Изображение весов различных видов на бумаге формата А4

Схематическое изображение процессов экстракции и фильтрования

Схематическое изображение процесса дистилляции по получению дистиллированной воды (перегонка)

Выполнение доклада по теме «Выпаривание и упаривание»

Выполнение доклада по теме «Накаливание и прокаливание»

Составление кроссворда по теме «Кристаллизация»

Выполнение реферата по теме «Специальные методы очистки веществ»

Составить таблицу по классу опасности реактивов

Сообщение по теме «Ядовитые вещества. Хранение ядовитых веществ»

Сообщение по теме «Утилизация реактивов. Учет реактивов. Классификация реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе»

Учебная практика

Виды работ

- Выбиратьстеклянную посуду общего назначения.

Выбирать посуду специального назначения для анализов.

Работать с мерной посудой.

Выполнять работу со стеклом.

Пользоваться химической посудой из новых материалов.

Применять фарфоровую и высокоогнеупорную посуду.

Пользоваться кварцевой посудой.

Обращаться с металлическим оборудованием.

Использовать лабораторный инструментарий.

Выполнять мытье химической посуды. Применять механические и физические методы очистки посуды.

Выполнять химические методы очистки посуды.

Приготавливать растворы для мытья посуды и мыть посуду.

Использовать смешанные способы мытья посуды.

Выполнять сушка химической посуды: холодная сушка, методы сушки при нагревании.

Точность и правила работы с весами различного назначения.

Выполнять растворение химических реактивов.

Проводить анализы по экстракции и фильтрованию.

Выполнять процесс дистилляции, получения дистиллированной воды.

Проводить процессы выпаривания и упаривания в лабораторных условиях.

Проводить процессы нагревания и прокаливания различных веществ.

Определять плотность с помощью ареометров.

Выполнять специальные методы очистки веществ.

Проводить измерение давления.

Выполнять процесс высушивания.

Проводить измерение температуры с помощью термометров.

Проводить стерилизацию.

Проводить деление реактивов на классы опасности.

Выполнять утилизацию реактивов.

Вести учет реактивов.

Классифицировать реактивы по способу их хранения.

Выполнять технику безопасности при работе с реактивами.

80

Диф. зачет

Всего

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов для изучения профессионального модуля по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся - 25;

Рабочее место преподавателя - 1;

Комплект учебно-наглядных пособий - комплект электронных пособий

Комплект лабораторного инвентаря

Автоклав

Сушильный шкаф

РН-метр

Микроскопы

Весы: технохимические, аналитические, торзионные

Холодильник

Лабораторные столы

Аналитический стол

Дистиллятор

Приборы для автоматического титрования

Барометры, термометры

Барограф

Термостат

Эксикатор

Психрометр

Колориметр

Стерилизатор

Посуда (стеклянная, мерная, фарфоровая, специального назначения)

Химические реактивы

Водяная баня

Технические средства обучения:

Вытяжной шкаф

Электроплитка

Бактерицидная лампа

4.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

    И.В. Августинович «Основы технического анализа», Академия, 2012 г;

    Н.М. Александрова «Методика обучения профессии «Лаборант-эколог», Академия, 2012 г., НПО;

    С.Ю. Андрианова «Теоретические основы химического анализа», Академия, 2012 г.НПО;

    Б.М. Гайдукова «Техника и технология лабораторных работ», Академия, 2011 г. НПО;

    А.В. Сугак «Процессы и аппараты химической технологии», Академия, 2011 г. НПО;

Дополнительные источники:

    П.И. Воскресенский «Техника лабораторных работ», 1970г.

    В.П.Крищенко «Практикум по технике лабораторных работ». 1987г.

    В.А. Аликеев, Е.А. Петухова «Справочник по контролю кормления и содержания животных». 1982г.

    В.П. Крищенко «Техника лабораторных работ». 1988г.

    Е.А. Петухова, Р.Ф. Бессарабова. «Зоотехнический анализ кормов». 1981г.

    В.А. Фазумов «Справочник лаборанта-химика по анализу кормов» 1981г.

    В.А. Макаров, В.П. Фролов «Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами с основами технологии» 1991г.

Интернет- ресурсы:

www.

www / vkozinov .narod 2.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательной аудиторной нагрузки – 36 часов в неделю.

Преподавание МДК профессионального модуля имеет практическую направленность. Для закрепления теоретических занятий и приобретения необходимых практических навыков предусматриваются лабораторно-практические занятия, которые проводятся после изучения соответствующих тем. При проведении ЛПЗ группы разбиваются на подгруппы.

Реализация программы модуля предусматривает обязательную учебную и производственную практику. Учебная практика (производственное обучение) проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей.

Учебная практика проводится в лаборатории образовательного учреждения и в производственных лабораториях работодателей. По итогам учебной практики проводится сдача дифференцированного зачета с выполнением практического задания. Итоговая аттестация в форме экзамена (квалификационный).

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

наличие высшего профессионального образования и среднего специального образования, соответствующего профилю модуля. Мастера производственного обучения должны иметь 5-6 разряд по профессии. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Раздел (тема) междисциплинарного курса

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Раздел ПМ 01. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Тема 1.1. Химическая посуда

Тема 1.2. Мытье и сушка химической посуды

Тема 1.3 Назначение и устройство лабораторного оборудования, проведение химических анализов

Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

Подбор стеклянной посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 24-400-75, ГОСТ Р ИСО 4794 - 94;

Подбор фарфоровой и высокоогнеупорной посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 9147 -80;

Подготовка мерной посуды для химического анализа ГОСТ 20292- 74;

Выполнять мытье посуды механическим, физическим, химическим, смешанным способами и мытье органическими растворителями (эфиром, ацетоном, спиртом, бензином, скипидаром и др.) сушку посуды холодным, горячим способами в соответствии с требованиями химического анализа ГОСТ 27025 - 86;

Готовить растворы для химической очистки посуды (хромовой смесью, марганцевокислым калием, серной кислотой и растворами щелочей);

Выполнять сушку посуды;

Выполнять работу со стеклом: резка, гибка, вытягивание при нагревании;

Подготовка фарфоровой и высокоогнеупорной посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 9147-80;

Подбор кварцевой посуды и металлического оборудования посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 19908- 90, ГОСТ 19126 - 79.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

Обосновывать выбор методов мытья посуды (свойства, загрязняющих посуду веществ: жировыми, смолистыми, нерастворенными в воде веществами);

Обосновывать выбор методов сушки посуды;

Обосновывать выбор приборов и оборудования для проведения анализов;

Собирать лабораторные установки для анализов;

Подготавливать приборы и оборудование для дистилляции; для измельчения твердых веществ и смешивания; для выпаривания и упаривания; для экстракции и фильтрования; для кристаллизации; для нагревания и прокаливания; для кристаллизации; для определения плотности; для измерения давления; для измерения температуры; для стерилизации; для высушивания веществ; для специальных методов очистки веществ;

Подготавливать к работе основное и вспомогательное оборудование (весы, разновесы, шпатели, подручный материал, тару);

Вести учет проб и реактивов (журнал по прокурсорам);

Оформлять учетную документацию по движению и расходованию реактивов

Текущий контроль в форме защиты лабораторно-практических заданий

контрольные работы по темам МДК

Текущий контроль в форме защиты лабораторно-практических занятий

Наблюдение и оценка на теоретических, лабораторно-практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

Оценка самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка на теоретических, лабораторно-практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем;

ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях нести ответственность за результаты своей работы

ОК5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Качественное выполнение заданий обучающихся;

Наличие положительных отзывов по прохождению учебной и производственной практик;

Активное посещение учебных занятий, консультаций и практики

Планирование времени для выполнения и решения поставленных задач;

Находить и оптимально обрабатывать информацию для достижения поставленных задач;

Правильно сочетать отдых с работоспособностью для продуктивной деятельности;

Точное выполнение требований руководителя;

Отвечать за результат своей работы,

обосновывать принятые решения;

Объективная оценка рабочей ситуации в соответствии с поставленной задачей;

Оперативно и грамотно решать проблемы, связанные с отклонениями параметров качества проводимых анализов;

Стремиться к совершенствованию личностного развития;

Результативное использование в учебной деятельности в учебной практике информационных и коммуникационных ресурсов;

Грамотное использование прикладного обеспечения или информационно-коммуникационного обеспечения при освоении программного модуля

Оформление документации с использованием ИКТ;

Выбор необходимого программного обеспечения

- соблюдение этических норм общения при взаимодействии с преподавателем, мастером п/о;

Соблюдение приемов делового общения с обучающимися, мастерами п/о, преподавателями;

- соблюдение основных понятий и принципов этики; моральные нормы и принципы взаимоотношений;

-быть готовым взять на себя ответственность за выполненную работу в коллективе;

- поддерживать деловую репутацию;

Успешное освоение профессионального модуля;

Стремление к повышению профессиональных компетенций;

Применение полученных профессиональных знаний в своей деятельности.

Анализ конкретных умений и знаний при выполнении основных действий модуля.

Наблюдение за конкретными действиями обучающихся в ходе выполнения лабораторно- практических заданий, самостоятельной работы и учебной практики.

Текущая оценка реальных конкретных умений и знаний при выполнении лабораторно- практических занятий, самостоятельной работы и учебной практики.

Наблюдение за подготовкой обучающихся для выполнения лабораторно- практических заданий, самостоятельной работы и учебной практики.

Наблюдение за конкретными действиями обучающихся в процессе обучения.

Комплексная итоговая оценка освоенных компетенций.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

Отлично

75 ÷ 89

Хорошо

60 ÷ 74

Удовлетворительно

менее 60

Неудовлетворительно

Перед стерилизацией лабораторную посуду моют и сушат. Пробирки, флаконы, бутыли, матрацы и колбы закрывают ватно-марлевыми пробками. Поверх пробок на каждый сосуд (кроме пробирок) надевают бумажные колпачки.

Резиновые, корковые и стеклянные пробки стерилизуют в отдельном пакете, привязанном к горлышку посуды. Чашки Петри стерилизуют завернутыми в бумагу по 1-10 штук. Пастеровские пипетки по 3-15 шт. заворачивают в оберточную бумагу. В верхнюю часть каждой пипетки вкладывают кусочек ваты, предупреждающий попадание материала в окружающую среду. При завертывании пипеток нужно соблюдать большую осторожность, чтобы не обломать запаянные концы капилляров. Во время работы пипетки из пакета вынимают за верхний конец.

В верхнюю часть градуированных пипеток, как и в пастеровские пипетки, вставляют предохранительную вату и затем заворачивают в плотную бумагу, нарезанную предварительно полосками шириной 2-2,5 см и длиной 50-70 см. Полоску кладут на стол, левый конец ее загибают и завертывают им кончик пипетки, затем, вращая пипетку, навертывают на нее ленту бумаги. Для того чтобы бумага не разворачивалась, противоположный конец ее закручивают или приклеивают. На бумаге надписывают объем завернутой пипетки. При наличии пеналов градуированные пипетки стерилизуют в них.

Лабораторную посуду стерилизуют:

а) сухим жаром при температуре 180°С и 160°С соответственно 1 ч и 150 минут.

б) в автоклаве при давлении 1,5 атм. в течение 60 минут, для уничтожения споровой микрофлоры – 90 минут при 2 атм.

Стерилизация шприцев. Шприцы стерилизуют в разобранном виде: отдельно цилиндр и поршень в 2% растворе гидрокарбоната натрия 30 минут. При работе со спороносной микрофлорой стерилизацию производят в автоклаве при 132±2°С (2 атм.) в течение 20 мин, при 126±2°С (1,5 атм.) - 30 мин. Простерилизованный шприц собирают после того, как он остынет, в цилиндр вставляют поршень, надевают иглу, предварительно вынув из нее мандрен. Иглу, цилиндр и поршень берут пинцетом, который стерилизуют вместе со шприцем.

Стерилизация металлических инструментов. Металлические инструменты (ножницы, скальпели, пинцеты и пр.) стерилизуют в 2% растворе гидрокарбоната натрия, который предупреждает появление ржавчины и потерю остроты. Лезвия скальпелей и ножниц перед погружением в раствор рекомендуется обертывать ватой.

Стерилизация бактериальных петель. Бактериальные петли, сделанные из платиновой или нихромовой проволоки, стерилизуют в пламени спиртовой или газовой горелки. Такой способ стерилизации получил название прокаливания или фламбирования.

Петлю в горизонтальном положении вносят в нижнюю, наиболее холодную, часть пламени горелки, чтобы не произошло разбрызгивания сжигаемого патогенного материала. После того как он сгорит, петлю переводят в вертикальное положение, накаливают докрасна вначале нижнюю, затем верхнюю часть проволоки и прожигают петледержатель. Прокаливание в целом занимает 5-7 с.

Подготовка к стерилизации и стерилизация бумаги, марли и ваты. Вату, марлю, фильтровальную бумагу стерилизуют в сухожаровой печи при температуре 160°С в течение часа от момента показания термометром данной температуры или в автоклаве при давлении 1 атм. в течение 30 минут.

Перед стерилизацией бумагу и марлю нарезают кусочками, а вату сворачивают в виде шариков или тампонов нужной величины. После этого каждый вид материала в отдельности по одной или несколько штук заворачивают в плотную бумагу. При разрыве пакета стерилизованный материал следует стерилизовать повторно, так как стерильность его нарушается.

Стерилизация перчаток и других резиновых изделий. Изделия из резины (перчатки, трубки и т. д.), загрязненные вегетативной формой микробов, стерилизуют кипячением в 2% растворе гидрокарбоната натрия или текучим паром в течение 30 минут; при загрязнении спороносной микрофлорой-в автоклаве при давлении 1,5-2 атм. в течение 30 или 20 минут. Резиновые перчатки перед стерилизацией внутри и снаружи пересыпают тальком для предохранения их от склеивания. Между перчатками прокладывают марлю. Каждую пару перчаток завертывают отдельно в марлю и в таком виде помещают в биксы.

Стерилизация патогенных культур микробов. Пробирки и чашки, содержащие культуры микробов, не нужные для дальнейшей работы, складывают в металлический бак, пломбируют крышку и сдают на стерилизацию. Культуры патогенных микробов, вегетативные формы, убивают в автоклаве в течение 30 минут при давлении 1 атм. Сдача баков для стерилизации в автоклавную производится специально выделенным лицом под расписку. Режим стерилизации регистрируется в специальном журнале. При уничтожении культур микробов I и II групп патогенности, а также материала, зараженного или подозрительного на зараженность возбудителями, отнесенными к этим группам, баки с отработанным материалом переносят на металлических подносах с высокими бортами в присутствии сопровождающего лица, допущенного к работе с заразным материалом.

Виды стерилизации

Стерилизация кипячением.

Стерилизацию кипячением производят в стерилизаторе. В стерилизатор наливают дистиллированную воду, так как водопроводная образует накипь. (Стеклянные предметы погружают в холодную, металлические предметы-в горячую воду с добавлением гидрокарбоната натрия). Стерилизуемые предметы кипятят на слабом огне 30-60 минут. Началом стерилизации считается момент закипания воды в стерилизаторе. По окончании кипячения инструменты берут стерильным пинцетом, который кипятят вместе с остальными предметами.

Стерилизация сухим жаром.

Стерилизация сухим жаром производится в печи Пастера. Подготовленный к стерилизации материал кладут на полки так, чтобы он не соприкасался со стенками. Шкаф закрывают и после этого включают обогрев. Продолжительность стерилизации при температуре 150°С 2 ч, при 165°С – 1 ч, при 180°С – 40 мин, при 200°С – 10-15 мин (при 170°С бумага и вата желтеют, а при более высокой температуре обугливаются). Началом стерилизации считается тот момент, когда температура в печи достигнет нужной высоты. По окончании срока стерилизации печь выключают, но дверцы шкафа не открывают до полного охлаждения, так как холодный воздух, поступающий внутрь шкафа, может вызвать образование трещин на горячей посуде.

1. Выбор лабораторной посуды. Материалы.
1.1 Химико-лабораторное стекло.

Химико-лабораторное стекло обладает высокой устойчивостью к воздействию большинства органических растворителей, растворов минеральных кислот, за исключением фтороводородной (плавиковой) и фосфорной. Концентрированные щелочи разрушают поверхность стекла, особенно при повышенных температурах.
По ГОСТ 21400-75, стекло в зависимости от химической и термической стойкости подразделяется на шесть групп: ХС1, ХС2, ХС3 — химически стойкое 1, 2 и 3-го классов соответственно; ТХС1, ТХС2 — термически и химически стойкое стекло 1-го и 2-го классов соответственно; ТС — термически стойкое стекло (боросиликатное).

1.2 Кварцевое стекло.
Кварцевое стекло получают из диоксида кремния. Посуда из кварцевого стекла обладает высокой термической устойчивостью (ее можно нагревать до 1000 °С) и химической инертностью к кислотам, за исключением плавиковой и ортофосфорной кислот. Посуду из кварцевого стекла нельзя употреблять при работе со щелочами.

1.3 Фарфор.
Фарфоровые изделия изготавливают из тонких смесей каолина, кварца, полевого шпата и алюмосиликатов. В зависимости от состава, массы и температуры обжига различают твердый фарфор, обжигаемый при 1380-1420 °С и выше, и мягкий, температура обжига которого ниже 1350 °С. Мягкий фарфор — белый, просвечивается лучше, чем твердый фарфор, но менее термостойкий и прочный. По сравнению с мягким твердый фарфор содержит больше каолина и меньше полевого шпата. Фарфоровые изделия покрывают тонким слоем глазури специального состава, которая обеспечивает высокую абразивную прочность и стойкость к воздействию кислот и щелочей. В зависимости от типа изделий и их назначения используют глазури разного состава: прозрачные, непрозрачные (глухие), цветные, матовые и др.

1.4 Фторопласты.
Фторопласты — техническое название фторсодержащих полимеров. Фторопласт (ρ = 2170 кг/м3) обладает гибкостью и высокой химической устойчивостью ко многим типам химических соединений (кислотам, щелочам, алифатическим спиртам, простым и сложным эфирам и всевозможным углеводородам). Температурный диапазон эксплуатации от -260 до +260 °С. Химическая лабораторная посуда из фторопласта Ф-4 и Ф-4МБ по химическим и физико-химическим свойствам имеет преимущества перед посудой из стекла, кварца, фарфора и других материалов, поэтому она широко применяется для препаративных и химико-аналитических работ.

1.5 Полипропилен.

Полипропилен — термопластичный полимер. Плотность от 905 до 920 кг/м3, температура плавления от 160 до 176 °С. Устойчив в воде и агрессивных неорганических средах (кроме сильных окислителей), ниже 80 °С — в органических растворителях. Лабораторная посуда из полипропилена обладает высокой химической устойчивостью и может использоваться при температурах ниже 135 °С. Посуду из полипропилена рекомендуется применять при определении металлов.

2 Подготовка лабораторной посуды для выполнения эксперимента.
Чистота посуды имеет огромное значение для достоверности эксперимента. Посуда может быть названа чистой, если на ней при самом внимательном рассмотрении нельзя заметить каких-либо загрязнений и если вода стекает со стенок ровно, нигде не оставляя капель. Появление капель наблюдается в тех случаях, когда поверхность стекла загрязнена жировыми веществами; присутствие этих веществ крайне не желательно, так как, например, выпадающие при реакции осадки обычно очень плотно прилипают к жировому слою.
Подготовка химической посуды для аналитических работ включает в себя выполнение следующих операций:
. Механическая очистка посуды с помощью щеток и ершей;
. Физическое мытье при помощи воды, моющих средств, органических растворителей (спирт, гексан и т. п.);
. Химические методы очистки посуды, мытье окислителями — кислотами, растворами солей (серная кислота, азотная кислота, растворы солей и т. п.);
. Сушка.

2.1 Механическая и физическая очистка.
Мытье посуды необходимо начинать с удаления со стенок загрязнений способом физического или химического мытья.
Для этого посуду сначала ополаскивают водой, затем загрязнения удаляют ершами различных размеров и диаметров при помощи горячей воды с применением моющих средств (как правило, применяют 20% раствор синтетического моющего средства (СМС), 5-10% раствор соды, хозяйственное мыло).
Использовать органические растворители следует для удаления нерастворимых в воде органических веществ. Посуду моют путем трехкратного ополаскивания ее небольшими порциями растворителя, причем для первого раза допускается брать использованный растворитель. Мытье посуды органическими растворителями следует проводить в вытяжном шкафу вдали от нагревательных приборов.

2.2 Химическая очистка.
2.2.1 Мытье хромовой смесью.

Мытье стеклянной посуды хромовой смесью производится только в случае ее сильного загрязнения или необходимости обезжиривания. В остальных случаях производят мытье посуды окисляющей смесью или периодическое мытье хромовой смесью с интервалом 7-10 дней. Сначала стеклянную посуду ополаскивают водой, а затем вливают небольшими порциями хромовую смесь в таком количестве, чтобы она занимала примерно одну четвертую часть ее объема, и осторожно обмывают смесью стенки сосуда, наклоняя и поворачивая его во все стороны. Затем смеси дают стечь на дно и сливают обратно в склянку для хранения. Обработанную смесью посуду тщательно, не менее пяти раз, обмывают водопроводной водой, набирая полные емкости. После этого посуду необходимо трижды ополоснуть дистиллированной водой и поставить сушиться.
Сильно загрязненную посуду моют хромовой смесью несколько раз.
Хромовую смесь не применяют, если посуда загрязнена продуктами перегонки нефти (парафином, воском, керосином, минеральными маслами и т. д.). Ее нельзя также применять, для мытья посуды, загрязненной солями бария, т. к. сульфат бария образует на стенках трудноудаляемый осадок.
Приготовление хромовой смеси. Хромовую смесь приготавливают несколькими способами.
1. Смешивают 300 см3 концентрированной серной кислоты, находящейся в фарфоровом стакане, с 15 г измельченного в фарфоровой чашке дихромата калия (или натрия). После тщательного перемешивания и отстаивания темно-бурую жидкость сливают с осадка и хранят в толстостенной стеклянной посуде или в фарфоровом стакане, снабженных крышками.
2. В фарфоровом стакане готовят насыщенный раствор бихромата калия (натрия) в небольшом количестве воды (на холоду) и осторожно добавляют равный объем концентрированной серной кислоты. Хранят в толстостенной стеклянной посуде или в фарфоровом стакане, снабженных крышками.
Сосуды с хромовой смесью следует устанавливать (для хранения и работы) на эмалированные или керамические поддоны. После длительного употребления цвет хромовой смеси из темно-оранжевого переходит в темно-зеленый, что служит признаком ее непригодности для мытья посуды.

2.2.2 Мытье окисляющей смесью.
Для выполнения аналитических работ посуда может быть подготовлена с помощью окисляющей смеси. Мытье посуды выполняют так же, как и хромовой смесью. Окисляющую смесь приготавливают смешением раствора разбавленной азотной кислоты (1:1) с 3% раствором пероксида водорода. Хранят в толстостенной стеклянной посуде.

2.2.3 Мытье серной кислотой и растворами щелочей.
Когда посуда загрязнена смолистыми веществами или в лаборатории нет окисляющей или хромовой смеси, посуду можно мыть концентрированной серной кислотой или концентрированным раствором щелочи (NaOH, KOH). Мытье выполняют так же, как и хромовой смесью.

2.3 Сушка посуды.
Сушить посуду можно на колышках, на специальном столе, в сушильном шкафу (термостате), теплым воздухом, спиртом. Сушка на колышках и на сушильном столе (метод холодной сушки) — наиболее простой, но довольно медленный способ. При сушке при нагревании посуду помещают в холодный сушильный шкаф (не переворачивая) и постепенно повышают температуру до 105-110 °С. Выдерживают 1-1,5 ч, затем шкаф постепенно охлаждают до комнатной температуры. Мерную посуду нельзя сушить при высоких температурах! Сушку посуды из полимерных материалов допускается производить в сушильном шкафу при температуре 50 °С.

3 Приготовление исследуемых растворов.
Любой раствор в первую очередь необходимо правильно приготовить, от этого будут зависеть результаты исследований. Каждый раствор состоит из нескольких компонентов, которые необходимо либо взвешать, либо отмерить. Для взвешиваний используют аналитические весы, а для измерения объема пользуются специальной мерной посудой.

3.1 Правила взвешивания.
По назначению весы разделяются на образцовые и общего назначения, которые в основном используются в лабораторной практике.
В зависимости от принципа действия весы изготавливаются механические или электронные, с автоматическим, полуавтоматическим или неавтоматическим уравновешиванием
Общие правила работы с аналитическими весами заключаются в следующем:
. перед каждым взвешиванием необходимо проверить, а в случае необходимости установить нулевую точку;
. не допускается никаких прикосновений к неарретированнным весам. Взвешиваемый предмет или разновески кладутся на чашки весов или снимаются с них после предварительного арретирования весов;
. не следует нагружать весы сверх установленной предельной нагрузки;
. нельзя ставить на весы влажные и грязные предметы;
. гигроскопичные вещества, а также летучие жидкости взвешивают в герметически закрытых сосудах;
. нельзя взвешивать горячие или холодные предметы;
. при взвешивании необходимо закрывать боковые дверки шкафа весов;
. разновески следует класть или снимать специальным пинцетом с роговыми кончиками;
. нельзя облокачиваться на полку, на которой установлены весы.

3.2 Правила измерения объема.
Для измерения объема следует пользоваться мерной посудой по ГОСТ 1770-74. Номинальный объем мерной посуды определяется при температуре 20 °С. Для правильного отсчитывания устанавливают отметку шкалы на уровне глаза так, чтобы видеть ее как касательную к кривизне мениска. Мерная посуда градуируется по нижнему краю мениска.

3.2.1 Измерение объема жидкости с помощью пипеток.
Чистую пипетку, находящуюся в вертикальном положении, заполняют раствором или дистиллированной водой на несколько миллиметров выше нулевой отметки, затем при движении мениска сверху вниз его устанавливают на нулевой отметке.
Капли, оставшиеся на сливном кончике пипетки, удаляют касанием сливного кончика стенки стеклянного сосуда.
Затем проводят слив в чистый стеклянный сосуд, который должен быть наклонен так, чтобы сливной кончик соприкасался с внутренней стенкой сосуда. Движение сливного кончика относительно стенки сосуда не допускается. Слив должен происходить свободно до установки мениска на требуемой отметке. Затем пипетку извлекают из стеклянного сосуда.

3.2.2 Измерение объема жидкости с помощью цилиндров, мензурок и мерных колб.
Чистый цилиндр, мензурка или колба, находясь в вертикальном положении заполняется раствором или дистиллированной водой на несколько миллиметров ниже необходимой отметки. Затем добавляют раствор по капле до достижения мениска отметки.