Проводка

Образ фауста в мировой культуре воплощает. Аствацатуров А

Образ фауста в мировой культуре воплощает. Аствацатуров А

Введение

1.1. Истоки, особенности и значение европейского Просвещения

1.2. Специфика литературы эпохи Просвещения

Глава 2. Роль «Фауста» в культуре эпохи Просвещения

2.1. Трагедия Гете «Фауст» как отражение просветительской художественной мысли и вершина мировой литературы

2.2. Образ Фауста в немецкой литературе и его интерпретация у Гёте

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Иоганн Вольфганг Гете, бесспорно, вошел в историю мировой, литературы как один из ярчайших писателей второй половины XVIII века. Эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры. Источник света (во французском языке слово «просвещение» звучит как свет - «lumiere») новая культура видела не в Вере, в Разуме. Знания о мире и человеке призваны были давать науки, опирающиеся на эксперимент, философия и реалистически ориентированное искусство. Судьба унаследованных от XVII века творческих принципов оказалась неодинаковой. Классицизм был принят Просвещением, потому что отвечал его рационалистической природе, но его идеалы радикально переменились. Барокко превратилось в декоратизм нового стиля - рококо. Реалистическое осмысление мира набирало силы и проявлялось в самых разных формах художественного творчества.

Как истинный представитель эпохи Просвещения, основоположник немецкой литературы Нового времени, Гете был энциклопедичен в своей деятельности: занимался не только литературой и философией, но и естественными науками. Гете продолжал линию немецкой натурфилософии, противостоящей материалистически-механистическому естествознанию. И все же взгляды на жизнь и мировоззрение человека ярче всего выражены в поэтических произведениях Гете. Итоговым сочинением стала знаменитая трагедия «Фауст» (1808-1832), воплотившая поиски человеком смысла жизни.

Гете - величайший поэт эпохи - был в то же время выдающимся ученым, философом, естествоиспытателем. Он исследовал природу света и цвета, занимался минералами, изучал культуру античности, Средневековья и Возрождения. В «Фаусте» дана грандиозная картина Вселенной в ее понимании человеком Нового времени. Перед читателем предстает мир земной и потусторонний, человек, животные, растения, сатанинские и ангельские существа, искусственные организмы, разные страны и эпохи, силы добра и зла. Вечная иерархия рушится, время движется в любом направлении. Фауст, ведомый Мефистофелем, может оказаться в любой точке пространства и времени. Это новая картина мира и новый человек, который стремится к вечному движению, познанию и деятельной жизни, насыщенной чувствами.

Актуальность данного исследования заключается том, что в работе трагедия «Фауст» рассматривается как драма о конечной цели исторического, социального бытия человечества. Проблемы, поставленные в «Фаусте» важны и не утратили свою актуальность до сих пор, поскольку «Фауст» - не столько драма о прошлой, сколько о грядущей человеческой истории, как она представлялась Гете. Ведь Фауст, по мысли в мировой литературе и попытка рассмотреть его как отражение просветительского мировоззрения.

Целью курсовой работы является анализ значения произведения «Фауста» в мировой литературе и попытка рассмотреть его как зеркало просветительской художественной мысли и вершину мировой литературы.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи :

Рассмотреть истоки, особенности и значение европейского Просвещения;

Изучить особенности литературы эпохи Просвещения;

Охарактеризовать роль «Фауста» в культуре эпохи Просвещения;

Проанализировать трагедию Гете «Фауст» как отражение просветительской художественной мысли и вершину мировой литературы;

Исследовать образ Фауста в немецкой литературе и его интерпретацию у Гёте.

Объект исследования - трагедия «Фауст» Гете, занимающая особое место в творчестве великого поэта.

Предметом исследования является просветительская идея произведения и его влияние на мировую литературу.

Для раскрытия темы использовались следующие методы:

Сравнительный метод: как перекликается «Фауст» с другими произведениями эпохи Просвещения.

Метод противопоставления: отношение к произведению современников Гете и актуальность проблемы, поднятых в произведении, по сей день.

Синтез научной деятельности со сказочно–излагаемым текстом Гете.

Научной новизной работы является попытка обратить внимание на бытие человеческое, т.е. «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?».

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.

Глава 1. Культура века Просвещения

1.1 Истоки, особенности и значение европейского Просвещения

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение» хорошо характеризует общий дух этого течения в области культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума .

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли - путь культурного и социального прогресса.

В предшествующем культурно-историческом движении XIV-XVI вв., задержанном, но не остановленном реакцией XVII в сильны были принципы индивидуальной свободы и общественного равенства. Гуманисты выступали за умственную свободу и были противниками наследственных привилегий. Просвещение XVIII в. было синтезом культурных начал гуманизма и Реформации на почве возобновления роста личности.

Государственные и общественные порядки XVIII в. были полным отрицанием гуманистических принципов, и поэтому при новом пробуждении личного самосознания именно они в первую очередь стали подвергаться критике. Идеи общественного равенства и личной свободы овладели прежде всего третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Буржуазия не пользовалась важными наследуемыми социальными привилегиями, которые принадлежали духовенству и дворянству, и поэтому выступала и против самих привилегий, и против поддерживающей их государственной системы. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Эти люди не могли довольствоваться своим положением в обществе и придворно-аристократической культурой века Людовика XIV.

Феодально-абсолютистская и клерикальная культура еще занимала ключевые позиции в обществе при помощи строгой цензуры научных, публицистических и художественных произведений. Но эта феодальная культура переставала быть господствующим монолитом. Ее мировоззренческие, ценностные, нравственные основы больше не соответствовали новым условиям жизни, новым идеалам и ценностям людей, живущих в атмосфере кризиса феодально-абсолютистского строя.

Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении - антифеодальном по содержанию и революционном по духу.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века - классицизм и барокко - обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода. Это направление получило решительную поддержку в сочинениях философов-просветителей. Благодаря их деятельности в XVIII веке быстро развивались теория искусства и литературно-художественная критика .

На смену традиционному типу художественного сознания пришел новый, не подчиняющийся средневековым канонам. Главными его ценностями стали новизна содержания и средств художественного изображения мира, а не подражание классическим правилам прошлого.

Общество требовало от государства не только духовной свободы, но и свободы мысли, слова, печати, художественного творчества. Философия XVIII века сумела реализовать требования, которые предъявлялись в эпоху Возрождения и Реформации.

Идея естественного права личности, принадлежащего ей по рождению, данного Богом безотносительно к общественному положению, вероисповеданию, национальности, стала одной из самых важных культурных идей XVIII в.

Новый тип культуры был связан с осознанием суверенности и самодостаточности личности. Художественное творчество века Просвещения утверждало само ценность личности, того, что отличало ее от всех других людей. Новые экономические, политические, социальные условия любой деятельности, в том числе и художественной, приводили к тому, что исполнитель вкусов заказчика превращался в «свободного художника», который так же, как и любой другой производитель товаров, мог свободно продавать продукт своего труда .

В каждую эпоху у людей были свои идеалы и свои типы личностей, на которых хотелось быть похожими. На мой взгляд, «вечными» смогли стать образы, оставшиеся в человеческой душе, передавшие или, может быть, даже приоткрывшие завесу тайн над вопросами, вечно волновавшими людей. Пожалуй, первой и самой главной стала тема смысла жизни, существования человека в мире.

На мой взгляд, этот вопрос поднимает В. Гете в своей бессмертной трагедии «Фауст». Что есть добро и зло? Как они связаны?

Итак, Фауст предстает пред нами пресыщенным всем, но все еще несчастным стариком. Всю молодость он посвятил изучению наук, и вот уже век, отведенный ему Богом, подходит к концу. Фауст понимает, что впустую потратил жизнь.

Смысл жизни – одна из больших проблем жизни Фауста. Он не может найти цель и смысл своего существования и принимает доброту за слабость, грубость - за силу, а подлость - за умение жить. Он печалиться по своей прошедшей молодости, злится, что так и не понял, что значит жить. Но можно ли считать обоснованным его гнев? Не он ли добровольно обменял часы жизни на знания? И такой ли невыгодной была сделка? Фауст считал, что да.

И он получил второй шанс - свою вторую молодость, заключив контракт с Мефистофелем, дьяволом. Он всемогущ, ему все подвластно, погибель будет от его руки и взгляда всему живому.

Он слишком переполнен ненавистью, чтобы быть способным на чувства к человеку. Но и слишком человечен и принципиален, чтобы познать вкус жизни среди нечисти.

К сожалению, вся мудрость Фауста не позволила ему предвидеть такого финала. Он стал королем в этой игре, но… самой слабой фигурой на шахматном поле.

Еще в 19 в. большое значение приобретает «фаустинская» тематика, которая пронизывает не только литературу, но и живопись, музыку. И уже вознесенный годами в поколениях Фауст отразился в зеркале жизни. На мой взгляд, наибольшее воздействие Фауст имел на музыку. Именно таким композиторам, как Моцарт, Гендель и Бах, было предназначено первыми окунуться в таинственную атмосферу поэмы Гете. Но лишь Ф. Лист смог, на мой взгляд, полностью передать в своей симфонии «Фауст» (первая часть), все чувства и переживания Фауста. Здесь он - злой, обиженный, разочарованный, но человек со своими чувствами и желаниями. Вторая же часть симфонии, «Маргарита», стала отражением обретшего вторую молодость Фауста, поначалу нежную и беззаботную, полную светлых надежд и желаний. Интересна и третья часть музыкального произведения. Все три части символизируют добро, но, к сожалению, и понятие добра может быть относительным. Именно это палитра красок, называемая музыкой, смогла передать противоречивость внутренних желаний человека.

Как бы странно ни звучало, это и есть открытая Фаустом новая эпоха. Но почему именно им? Если человек умирает, когда теряет возможность бескорыстно радоваться жизни, а Фауст с самого начала является мертвецом, то как же в нем с обретением второй молодости просыпаются чувства, которые не каждый живой имеет?

И я до сих пор не понимаю, чем же черствый, жестокий, иронизирующий на темы семьи, любви и надежды, ужасный в своих суждениях Фауст смог безраздельно завоевать мою душу и сердце. Ведь до этого тысячи книг увлекали меня на мгновение и исчезали из моей жизни навсегда. Может быть, именно благодаря своей способности завоевывать души образ героя Гете стал вечным…

Но в любом случае, была правдой иль вымыслом история о Иоганне Фаусте, человеческая душа является пустой, прозрачной, звенящей от ощущения своей незаполненности – чашей, в которой на протяжении всей жизни накапливаются знания, умения, воспоминания. Бережно хранятся мысли, догадки, доводы. И находят себе пристанище образы, дорогие, удивительные – «вечные образы»…

Сочинение

«Фауст» Гёте - одно из выдающихся художественных произведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни. Такие произведения превосходят по своему значению книги, которые читают из любопытства, для отдыха и развлечения. В произведениях такого рода поражает особенная глубина постижения жизни и несравненная красота, с какою мир воплощён в живые образы. Каждая их страница таит для нас необыкновенные красоты, озарения о смысле некоторых жизненных явлений, и мы из читателей превращаемся в соучастников великого процесса духовного развития человечества. Произведения, отличающиеся такой силой обобщения, становятся высшим воплощением духа народа и времени. Более того, мощь художественной мысли преодолевает географические и государственные рубежи, и другие народы также находят в творении поэта мысли и чувства, близкие им. Книга обретает всемирное значение.

Произведение, возникшее в определённых условиях и в определённое время, несущее на себе неизгладимую печать своей эпохи, сохраняет интерес и для последующих поколений, потому что человеческие проблемы: любовь и ненависть, страх и надежда, отчаяние и радость, успех и поражение, рост и упадок - всё это и многое другое не привязано к одному времени. В чужом горе и в чужой радости люди иных поколений узнают своё. Книга приобретает общечеловеческую ценность.

Создатель «Фауста» Иоганн Вольфганг Гёте (1749- 1832) прожил на свете восемьдесят два года, наполненных неустанной и разнообразной деятельностью. Поэт, драматург, романист, Гёте был также неплохим художником и весьма серьёзным учёным-естествоиспытателем. Широта умственного кругозора Гёте была необыкновенной. Не было такого жизненного явления, которое не привлекло бы его внимания.

Гёте работал над «Фаустом» почти всю свою творческую жизнь. Первый замысел возник у него, когда ему было немногим больше двадцати лет. Закончил он произведение за несколько месяцев до кончины. Таким образом, от начала работы до её окончания прошло около шестидесяти лет.

Больше тридцати лет заняла работа над первой частью «Фауста», которая была впервые опубликована целиком в 1808 году. К созданию второй части Гёте долго не приступал, занявшись ей вплотную в самые последние годы жизни. В печати она появилась уже после его смерти, в 1833 году.

«Фауст» - поэтическое произведение особого, чрезвычайно редкого стилевого строя. В «Фаусте» есть сцены реально-бытовые, как, например, пирушка студентов в погребке Ауэрбаха, лирические, как свидания героя с Маргаритой, трагические, как финал первой части - Гретхен в темнице. В «Фаусте» широко использованы легендарно-сказочные мотивы, мифы и предания, а рядом с ними, причудливо сплетаясь с фантастикой, мы видим реальные человеческие образы и вполне жизненные ситуации.

Гёте прежде всего - поэт. В немецкой поэзии нет произведения, равного «Фаусту» по всеобъемлющему характеру его поэтического строя. Интимная лирика, гражданский пафос, философские раздумья, острая сатира, описание природы, народный юмор - всё это наполняет поэтические строки универсального творения Гёте.

Основу сюжета составляет легенда о средневековом маге и чернокнижнике Иоанне Фаусте. Он был реально существовавшей личностью, однако уже при его жизни о нём стали складывать легенды. В 1587 году в Германии вышла книга «История доктора Фауста, известного волшебника и чернокнижника, автор которой неизвестен. Он написал свое сочинение в осуждение Фауста как безбожника. Однако при всей враждебности автора в его сочинении проглядывает истинный облик замечательного человека, который порвал со средневековой схоластической наукой и богословием с целью постигнуть законы природы и подчинить её человеку. Церковники обвинили его в том, что он продал душу дьяволу.

Порыв Фауста к знанию отражает умственное движение целой эпохи духовного развития европейского общества, получившей название эпохи Просвещения или века Разума. В восемнадцатом веке в борьбе против церковных предрассудков и мракобесия развивалось широкое движение за изучение природы, постижение её законов и использование научных открытий на благо человечества. Именно на почве этого освободительного движения и могло возникнуть произведение, подобное «Фаусту» Гёте. Эти идеи имели общеевропейский характер, но были особенно характерны для Германии. В то время как Англия пережила свою буржуазную революцию ещё в семнадцатом веке, а Франция прошла через революционную бурю в конце восемнадцатого века, а в Германии исторические условия сложились так, что из-за раздробленности страны передовые общественные силы не могли объединиться для борьбы против отживших социальных установлений. Стремление лучших людей к новой жизни проявлялось поэтому не в реальной политической борьбе, даже не в практической деятельности, а в деятельности умственной. Мефистофель не даёт Фаусту успокоиться. Толкая Фауста на дурное, он, сам того не ожидая, пробуждает лучшие стороны натуры героя. Фауст, требуя от Мефистофеля исполнения всех его Желаний, ставит условие:

* Едва я миг отдельный возвеличу,
* Вскричав: «Мгновение, повремени!»
* Всё кончено, и я твоя добыча,
* И мне спасенья нет из западни.

Первое, что он ему предлагает, - посетить кабачок, где пируют студенты. Он надеется, что Фауст, попросту говоря, предастся пьянству и забудет о своих исканиях. Но Фаусту компания забулдыг противна, и Мефистофель терпит своё первое поражение. Тогда он готовит ему второе испытание. С помощью колдовских чар возвращает ему молодость.

Мефистофель рассчитывает, что молодой Фауст предастся чувствам.

Действительно, первая красивая девушка, увиденная Фаустом, возбуждает его желание, и он требует от чёрта, чтобы тот ему сразу предоставил красавицу. Мефистофель помогает ему познакомиться с Маргаритой, надеясь, что Фауст в её объятиях найдёт то прекрасное мгновенье, которое он захочет продлить до бесконечности. Но и тут чёрт оказывается побит.

Если поначалу отношение Фауста к Маргарите было только грубо чувственным, то уже очень скоро оно сменяется всё более истинной любовью.

Гретхен - прекрасное, чистое юное существо. До встречи с Фаустом её жизнь текла мирно и ровно. Любовь к Фаусту перевернула всю её жизнь. Ею овладело чувство, столь же могучее, как и то, что охватило Фауста. Их любовь взаимна, но, как люди, они совершенно различны, и в этом отчасти причина трагического исхода их любви.

Простая девушка из народа, Гретхен обладает всеми качествами любящей женской души. В отличие от Фауста, Гретхен приемлет жизнь как она есть. Воспитанная в строгих религиозных правилах, она считает естественные склонности своей натуры греховными. Позже она глубоко переживает своё «падение». Изображая герои- ню так, Гете наделил её чертами, типичными для женщины в его время. Чтобы понять судьбу Гретхен, надо достаточно ясно представить себе эпоху, когда подобные трагедии действительно имели место.

Гретхен оказывается грешницей как в собственных глазах, так и в глазах окружающей среды, с её мещанскими и ханжескими предрассудками. Гретхен оказывается жертвой, обречённой на гибель. Не могли принять как должное последствия её любви окружающие, считавшие позором рождение внебрачного ребёнка. Наконец, в критический момент около Гретхен не оказалось Фауста, который мог бы предотвратить убийство ребёнка, совершённое Гретхен. Ради любви к Фаусту она идёт на «грех», на преступление. Но это надорвало её душевные силы, и она лишилась рассудка.

Своё отношение к героине Гёте выражает в финале. Когда в темнице Мефистофель торопит Фауста бежать, он говорит, что Гретхен всё равно осуждена. Но в это время раздаётся голос свыше: «Спасена!». Если Гретхен осуждена обществом, то с точки зрения небес, она оправдана. До последнего мига она даже в помрачении рассудка полна любви к Фаусту, хотя эта любовь и привела её к гибели.

Гибель Гретхен - трагедия чистой и прекрасной женщины, из-за своей великой любви оказавшейся вовлечённой в круг страшных событий. Гибель Гретхен - трагедия не только для неё, но и для Фауста. Он любил её всеми силами души; женщины прекрасней чем она для него не было. Фауст был сам отчасти виноват в смерти Гретхен.

Гёте избрал трагический сюжет потому, что хотел поставить своих читателей перед лицом самых тяжёлых фактов жизни. Он видел свою задачу в том, чтобы возбудить внимание к нерешённым и трудным вопросам жизни.

Вторая часть «Фауста» - один из образцов литературных идей. В символической форме Гёте изображает здесь кризис феодальной монархии, бесчеловечность войн, поиски духовной красоты, труд на благо общества.

Во второй части Гёте больше увлекает задача осветить некоторые мировые проблемы.

Таков вопрос о главном законе развития жизни. Глубоко убеждённый в материальности мира, Гёте вместе с тем считал, что движение жизни определяется духовными силами. Глубоко перестрадав гибель Гретхен, Фауст возрождается к новой жизни и продолжает поиски истины. Сначала мы видим его на государственном поприще.

Другие сочинения по этому произведению

Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" - Трагедия познания

В «Фаусте» поставлен глубочайший вопрос жизни, философии и искусства - вопрос о смысле бытия, о назначении человека на Земле. Гете разрешает этот вопрос с позиций просветителя, верящего в могущество разума и благотворность прогресса. Искатель истины, Фауст приближается к ней, стремясь заглянуть в грядущий день человечества, но очертания высшей истины еще не могут предстать перед ним во всей полноте и реальности. Истина, к которой стремился Фауст, раскроется лишь в следующем столетии перед народами, совершившими социалистические революции. Грандиозность и сложность художественно-философской задачи сказывается на всем строе трагедии.

По своему методу Гете реалист. Он выводил на реалистический путь немецкую лирику, приближая ее к поэзии народа. Он открыл новую эпоху в истории немецкой прозы, создав реалистический роман «Страдания юного Вертера». Он закладывал основы национальной реалистической драматургии. Реалистом Гете остается и на вершине своего творчества - в трагедии «Фауст». Здесь как бы сливаются воедино его поиски и завоевания во всех родах литературы и особенно ясно выступает своеобразие его просветительского реализма. Философская трагедия Гете раздвигает границы своего жанра. По эпической широте, по множеству переплетающихся тем, по объему жизненного материала, свободе развития действия, не скованного строгими требованиями театральной сцены, «Фауст» может соперничать с самым емким и вольным жанром литературы - романом. По многообразию поэтических форм и совершенству стихотворного мастерства «Фауст» принадлежит к числу высших достижений немецкой и мировой поэзии. Здесь и философская лирика, и лирика любовная, и поэзия природы, и сатира. Здесь и песни, и баллады, и афоризмы, и драматические монологи, и диалоги в стихах, порой непринужденно переходящие в прозу.

При всей свободе, многообразии и сложности поэтического строя «Фауст» сохраняет главные особенности драматического произведения - единство дейстзия, остроту и напряженность конфликтов. Философские и исторические проблемы, поднятые в трагедии, требовали для своего решения героя-исполина, который мог бы встать рядом с Прометеем. Такого героя Гете не мог найти в немецкой действительности, это заставило его обратиться к народным преданиям.

Легендарный Фауст вырастает в трагедии в гигантскую фигуру. Он - воплощение мыслящего и борющегося рода людского. И в то же время Гете наделяет Фауста реальными чертами немецкого ученого-мыслителя, вкладывая в своего героя немало лично пережитого. Подобное же соединение условно-символического и реального определяет и образ беспокойного спутника Фауста - Мефистофеля. Поле действия трагедии - «большой мир» и в то же время это Германия времен Гете с ее внутренними неурядицами, междоусобными распрями, с ее трусливыми бюргерами и педантами-учеными, подобными Вагнеру. Два плана изображения - философско-аллегорический и жизненно-реальный - сливаются воедино, взаимопроникают. Обобщения, переходящие в символы, условно-фантастические фигуры наполняются в трагедии животрепещущим содержанием..

Беспокойный, ищущий Фауст нес в себе не только мятежные порывы «Бури и натиска», искания и взлеты просветительской мысли - в нем обозначились веяний новой эры. Герой трагедии Гете был остро современен при появлении в свет первой части трагедии, он не утратил своего современного звучания и спустя четверть века, когда появилась вторая часть.

«Фауст» был одним из вдохновителей Байрона, творца романтических поэм, герои которых испытывают туже скорбь и неудовлетворенность миром и рвутся к подвигу. Фаустовские мотивы зазвучали в философских новеллах Бальзака. Трагедия Гете оказала влияние на все дальнейшее развитие европейской мысли, литературы и искусства XIX в. «Фауст» вдохновлял художников и композиторов разных наций, создававших полотна, гравюры, оперы на сюжеты, почерпнутые из трагедии Гете. Герой трагедии близок всем мыслителям-новаторам и правдоискателям, всем, кто ищет и не успокаивается, кто идет вперед и верит в достижимость всех дерзаний, в бессмертное величие труда и разума.

    Легенда о Фаусте сложилась как выражение страстного протеста против неверия человека в собственные силы. Эта легенда отражала веру в человека, в силу и величие его разума. Она подтверждала, что ни пытки на дыбе, ни колесования, ни костры не сломили этой...

  1. Новое!

    Иоганн Вольфганг Гете был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии рубежа XVIII–XIX веков. О себе он писал: «У меня громадное преимущество благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события». Свой...

  2. Личность и судьба доктора Фауста привлекали внимание писателей еще до появления трагедии Гете «Фауст». Как свидетельствуют историки, средневековый маг и чернокнижник доктор Фауст - личность историческая, легенды о нем начали складываться еще при его...

    Если бы в литературной викторине задали вопрос: кто первым перевел на русский язык что-нибудь из «Фауста»? - мало кто нашел бы ответ. Оказывается, автор «Горя от ума». В 1825 г. в журнале «Полярная звезда» был напечатан его перевод отрывка из «Театрального...

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

ПОИСКИ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ТРАГЕДИИ И. В. ГЕТЕ «ФАУСТ»

План

1. Творческая история «Фауста».

2. Жанр, особенности построения, композиция трагедии.

3. Образы трагедии:

А) Фауст и Вагнер;

Б) Фауст и Мефистофель;

в) Маргарита, ее трагедия.

4. Реальное и фантастическое в произведении

5. Своеобразие и мировое значение «Фауста».

Задания для подготовительного периода

1. Подумайте, в чем суть спора, показанной в «Прологе на небе».

Почему объектом спора между Богом и Мефистофелем Фауст стал? (обратитесь к характеристики Фауста Мефистофелем).

Выясните отношение Бога к Фауста.

2. Проследите путь Фауста к пониманию истины.

3. Выпишите афористические выражения из трагедии «Фауст».

4. Подумайте, почему Бог называет Мефистофеля «справдешнею дитем Божьим».

5. Сравните образы Маргарита и Екатерины (по одноименной драме Т. Г. Шевченко).

6. Запишите высказывание Тургенева о трагедии. Тургенев И. С. «Фауст». Трагедия, Произведения Гете в кн.: Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 томах. - Т. 2, М., 1958.

Литература

1. Аникст А. А. «Фауст» Гете. - М., 1980.

2. Басюк Же. Борьба добра и зла - движущая сила развития мира. За трагедией Гете «Фауст», 9 кл. // Зарубежная литература. - 2004. - № 46 (398). - С. 9 - 11.

3. Бич В. История жизненных исканий Фауста // Зарубежная литература. - 2004. - № 46 (398). - С. 4 - 6.

4. Бругер С. П. «Отрывки единой большой исповеди...». Конспект урока по изучению трагедии И. В. Гете «Фауст» // Всемирная литература и культура в учебных заведениях Украины. - 2004. - № 7. - С. 40 - 42.

5. Бутнікова О. Испытание любовью: Фауст и Маргарита (по И. В. Гете «Фауст») // Зарубежная литература. - 2004. - № 15 (367). - С. 11 - 13.

6. Горбийчук Н. «Чтобы понять поэта, следует в его края пожить». Попытка обрисовать социальный портрет художника // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2007. - № 11-12. - С. 36-37.

7. Грабарь Т. Эпоха Просвещения. Жизнь и творчество Гете, 9 кл. // Зарубежная литература. - 2005. - № 37 (437). - С. 3-4.

8. Лобач С. О. «Он говорит ее с потухшего столетия...». Всемирное значение трагедии Гете «Фауст». 9 кл. // Зарубежная литература в учебных заведениях. - 2004. - № 1. - С. 8 - 9.

9. Писаренко Ю. М., Мухин В. О., Витченко А. О. Ы. В. Гете «Фауст»: материалы вариативного изучения. // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1999, -№8, -С. 17 - 37.

10. Тураев В. С. Иоганн Вольфганг Гете. - М., 1957.

11. Ясько А. Человек - творец своей судьбы. // Зарубежная литература. - 2005.- № 37 (437). - С. 4 - 6.

Инструктивно-методические материалы

Есть произведения, которые помогают лучше понимать себя и окружающий мир, потому что в них концентрируется духовный мир человечества. Эти произведения имеют такую силу обобщения, что сохраняют интерес и для последующих поколений, хоть и несут на себе отпечаток своего времени.

«Фауст» Гете - одно из выдающихся художественных произведений, которые несут высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного в жизни. Гете всегда глубоко интересовался общественными и естественнонаучными науками. Проникая в суть явлений, он убедился в том, что рамки наук ограничены, к тому же развития научной мысли мешает церковь. Много раз в поисках истины писатель испытывал разочарований. Вот почему его заинтересовала фигура средневекового ученого, полулегендарного Фауста, чернокнижника, который, желая познать тайны Вселенной, наук и бытия, вошел в контакт с дьяволом и ценой своей души получил то, чего не могла дать ему ограничена, зажатая в рамки наука.

Легенда о Фаусте возникла в XVI веке. На крест и в пламя шли тогда сыны науки, которых церковь объявила еретиками, сообщниками дьявола. Возможно, судьба одного из них и стала началом легенды.

Шло время. Легенда распространялась, появлялись новые фантастические подробности, ее представляли на сцене странствующие актеры. Церковь относилась к этому с терпением, поскольку спектакли заканчивались поучительным для верующих окончанием: дьявол забирал боговідступника Фауста в ад.

Прогрессивные мыслители увидели в легенде другое: стремление народа к знаниям, протест против ущемления личности, мечту людей разгадать тайны природы.

Именно стремление человека познать мир привлекло Гете. Работы над трагедией он отдал 60 из 83 прожитых лет жизни. Предоставляя легенде о Фаусте глубокого философского содержания, воплотил в ней просветительскую веру в силу и неограниченные возможности человеческого разума. Жизнь и смерть, молодость и старость, история и современность - все это составляло содержание трагедии.

«Фауст» - крупнейшее произведение Гете, которым он обогатил сокровищницу мировой культуры. Немецкий философ начала XX века Освальд Шпенглер увидел в Фаусте символ европейского человека и назвал новую европейскую культуру «фаустіанською», выделив в ней такие характерные черты, как стремление индивида к самостоятельному выбору жизненной позиции, к активному осмыслению жизненного пути, готовности отвечать за свои поступки.

История написания «Фауста» тщательно исследована гетезнавцями. В ней принято выделять четыре периода:

1. XVII 73 - XVII 75 гг. Написанный в эти годы текст не предназначался самим Гете для печати. Он сохранился случайно и был назван учеными «Прафауст».

2. XVII 88 - XVII 90 гг. Подготовленный в эти годы текст сам Гете напечатал в XVII 90 году под названием «Фауст. Фрагмент».

3. XVII 97 - XVIII 08 гг. Гете написал как отдельный эпизод «Фауста» произведение «Гелена», однако оставил его ненадрукованим. В XVIII 08 году вышел весь «Фауст-1».

4. XVIII 25 - XVIII 31 гг. В XVIII 28 г. Гете напечатал «Гелену». В XVIII 31 году закончил вторую часть (она была напечатана в XVIII 32 г. уже после смерти поэта). Произведение получило название «Фауст. Трагедия», текста предоставлено окончательного вида. Отныне в него входят: «Посвящение», «Пролог в театре», «Пролог на небе», «Первая часть трагедии», «Вторая часть трагедии в пяти актах».

В целом произведение Гете отвечал стремлениям той эпохи разработать на драматической основе синтетический жанр, который охватывал бы

Яркую театральную зрелищность;

Музыку;

Міфологізм;

Символическую глубину;

Значительный интеллектуальный содержание;

Сочетание трагического и комического начал;

Черты общей значимости соответственно до главных духовных ориентиров национальной жизни.

Хотя произведение написано в драматической форме, а его поэтика ориентирована на раВНОобразные формы зрелищности и звукопису, постановка «Фауста» в театре до сих пор остается делом непростым, хотя бы учитывая значительный объем целого. Сам Гете в течение двух сезонов с XVIII 10 по XVIII 12 гг. ставил в Веймарском театре 1-ую часть «Фауста».

В барочном театре XVII и XVIII веков существовал обычай открывать спектакль на мифологическую или библейскую тему прологом, в котором появлялись высшие божества, во власти которых судьбы людей - персонажей спектакля. После этого участники пролога в событиях основном уже участия не принимали.

Как известно, Гете дал своему произведению подзаголовок «трагедия». Ученые склонны соотносить «Фауста» с жанром драматической поэмы. Однако эти определения не дают определенного ключа к раскрытию особенностей жанрово-стилевой природы этого произведения. Особенно новаторским характером относительно жанра и стиля отличается вторая часть.

Драматургическую форму и стиль «Фауста» можно понять, если соотнести их с законами театрального и музыкального искусства. В сутки Гете театр не мыслили вне музыкой, которая нередко существенно влияла на структуры и формы драматического действия.

Правильнее считать, что это сочинение написано, прежде всего, для чтения, и что вся многозначная пространственно-временная стихия в нем обращено к воображению читателя. Этот элемент хорошо почувствовали композиторы. Существует достаточно много весомых музыкальных произведений на сюжет «Фауста» Гете, среди них оперы Ш. Гуно, А. Бойто, оратория Г.Берліоза, увертюры и симфонии Г. Вагнера, Ф. Листа и Г. Малера, фортепианная соната С. Рахманинова.

Первая редакция оперы III . Гуно «Фауст» имела название «Фауст и Маргарита». Литературной основой оперы есть первая часть трагедии Гете. В центре оперы - судьба Маргарита. На немецкой сцене опера называлась «Маргарита».

Таким образом, «Фауст» принадлежит к произведениям с универсальным духовно-творческим задачам.