Теория

Детская загадка про божью коровку. Детские загадки про божью коровку для детей

Детская загадка про божью коровку. Детские загадки про божью коровку для детей

Конспект НОД по теме

«Зимующие птицы» для детей 5-6 лет.

Цель: сформировать представление о жизни птиц зимой; активизировать желание детей оказывать помощь птицам, относиться к ним бережно.

Задачи:

    закреплять знания о видовых признаках птиц;

    вырабатывать навыки классификации по определённым признакам;

    учить рассуждать;

    развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;

    воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах;

    развивать творческие способности: чувство цвета; умение размещать части тела на свои места (глаза, клюв, лапки и крылья).

Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы,чтение художественной литературы, заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», просмотр слайдов,

Методические приёмы: отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, нетрадиционный способ рисования (оттиск ладошки).

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Зимующие птицы», бумага для рисования 1/2 А4 голубого цвета, белая гуашь, кисти, восковые мелки, стаканчики с водой.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Организационный момент:

«Круг приветствия»

Мы ребята – дошколята

Никого не обижаем,

Как заботиться мы знаем,

Никого в беде не бросим,

не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Соберемся вместе в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сегодня мы с вами поговорим…А вот о ком, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Будьте внимательны! Прежде, чем ответить, дослушайте загадку до конца.

Птицу с грудкой красной

Знают все прекрасно.

Любит птица кочевать

И рябину объедать. (снегирь)

Кто же это? (Ответы детей)

Кто летает, кто стрекочет,

Рассказать нам новость хочет? (сорока)

(ответы детей)

Третья загадка:

Любит семечки и сало,

Во дворе с утра летала

Это – маленькая птичка.

Отгадайте, кто?(синичка)

Так о ком же мы будем беседовать, кто догадался?

(ответы детей)

Верно, о птицах. А на какие 2 вида делятся птицы? Вспомните.

(зимующие и перелётные).

А воробей, синица, сорока - это перелётные или зимующие птицы?

А как вы определили, что это – зимующие птицы?

(снегирь прилетает, когда наступает зима, а воробей и сорока остаются у нас зимовать, потому что они не бояться холодов)

Правильно. У зимующих птиц есть под перьями подпушек, очень твёрдый клюв – ив этом их отличают от перелётных.

Сегодня на занятии мы будем беседовать о зимующих птицах. Вы ещё больше узнаете о них: чем они питаются, каковы их повадки, легко ли им переносить долгую и суровую зиму и о том, как мы с вами можем помочь им.

Ребята, а каких птиц ещё можно встретить зимой?

(синичка, галка, ворона)

Хорошо! А ещё вы забыли, его часто называют «лесным доктором», «барабанщиком». Кто же это?

Дятел, синица, сорока, воробей, ворона, галка, свиристель - это зимующие птицы

(слайд №4).

Ребята, а что вы знаете о перелётных птицах?

(Перелётные птицы улетают осенью в тёплые края, потому что они питаются насекомыми, а с наступлением холодов насекомые прячутся, а ещё птицам становится холодно и они не могут пережить долгую и холодную зиму.)

Правильно. А сейчас мы поиграем. Я хочу проверить, насколько вы внимательны.

Игра называется «Кто лишний?» (слайд №5).

Посмотрите на картинку на экране и найдите, кто лишний (на слайде снегирь, сорока, ласточка, воробей, синица). Кто здесь лишний и почему вы так решили?

(Ласточка, потому что она – перелётная птица.)

Давайте проверим. (слайд №6 ). Это - действительно ласточка.

(на слайде аист, кукушка, скворец, грач и снегирь)

Кто здесь лишний?

(Сорока. Потому что она - зимующая птица, а остальные птицы - перелётные).

Проверим. (слайд№7).

Отлично! Вы очень внимательны.

И ещё одна игра «Помоги дятлу» (слайд №8).

Сосчитайте сколько на дереве синиц, сколько голубе, а сколько снегирей? А сколько всего птиц прилетело в гости к дятлу?

(Дети считают и дают ответы).

Молодцы! А сейчас я приглашаю вас отдохнуть. Вы будете «снегирями». Повторяйте текст и движения за мной

(первый раз дети только повторяют, затем слова произносят сами).

Вот на ветках, посмотри

В красных майках снегири.

(по 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы).

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

(на 1-е слово каждой строки - потряхивание руками, на 2-ое один хлопок по бокам)

Головой вертят

Улететь хотят.

(по 2 наклона головы на каждую сторону).

-Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(дети разбегаются, взмахивая руками). Повторить 2 раза.

Отдохнули. А теперь внимание на экран. (слайд №9)

На экране загадка:

Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

он появится опять. (снегирь)

Что вы знаете о снегире?

(прилетает перед первым снегом, питается ягодами рябины и черёмухи)

А какой клюв у снегиря?

(Клюв снегиря широкий и крепкий. Таким клювом легко расклевывать твёрдые ягоды.)

Есть такая примета, если снегири прилетели, значит, завтра, послезавтра пойдёт снег. Снегирь – это не только гордость и краса наших лесов, он ещё и галантный кавалер. Лучшие гроздья рябины снегирь, как бы он не был голоден, уступит своей подружке. Клюв у снегиря хорошо приспособлен для выуживания семян из ягод рябины, черёмухи. Он расклёвывает ягоды, выедает семечки, а мякоть выплёвывает на землю.

(слайд №10)

Очень шустрый, суетливый

Разговорчивый, крикливый.

По дорожке, прыгает

Чик-чирик! Чирикает.(воробей)

Какой он?

(ответы детей). Маленький, быстрый, шустрый, крикливый часто вступает в споры

с другими воробьями и даже дерётся с ними. У маленьких воробышков желтые рты,

которые они широко открывают и просят корм, поэтому птенцов называют

" желторотиками".

Как они летают?

(Стайками. Потому что вместе им легче заметить опасность, и быстрее найти корм. Для воробьёв годятся овёс, пшено, пшеница и хлебные крошки.

(слайд №11)

За синие крылья она так зовётся.

И в холод, и в зной ей так звонко поётся!

В рубашечке жёлтой и впрямь невеличка.

Так как же её назовёшь ты?..(синичка)

Что вы знаете о синице? Какая она?

(Синичка - маленькая птичка. У неё чёрная головка, белые щёчки, грудка жёлтая

и чёрный галстук. Они любят клевать семечки и свежее несоленое сало).

Верно. Синички любят делать запасы. Например, поймают бабочку, гусеницу и

спрячут с внутренней стороны веточки, чтоб выпавший снег не мешал подобраться

к кладовой. Лапки у неё цепкие- это позволяет ей цепляться за ветку и висеть

низ головой.

(слайд №12)

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Верещунья -белобока, а зовут её ...(сорока)

Давайте поговорим. Какая она?

(сорока черно- белая, у нее белые пятнышки на крыльях. Голова, шея, грудка-

черные. У нее очень длинный хвост. Сороки отлично летают, а по земле –

прыгают. Они издают стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой.

Чем питаются сороки?

Дети: сорока-птица всеядная.

А вы знаете, что сороку в некоторых странах считают птицей счастья?

(слайд №13)

Кто беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.(дятел)- Что вы можете сказать про дятла?

Дети: это небольшая, но очень красивая птица, сидит на стволе дерева «солдатиком»,

цепляясь острыми коготками и опираясь на твердый и упругий хвост. Свои

длинным клювом извлекает вредителей жуков-короедов. Поэтому он лесной доктор.

Дятла еще называют "барабанщиком". Почему?

Дети: он долбит кору дерева, будто играет на барабане.

(слайд №14)

Платье серое надела

И к кормушке подлетела

Стала каркать "Кар-кар-кар!"

Что за птичий туту базар?

Кто это? (ворона)
-
Посмотрите, какая она? Что вы знаете о вороне?

(Она большая, умная, важная. Сама серая, а крылья, хвост, голова черные.)

Как вы думаете, почему ее так прозвали?

Дети: потому что она любит что-нибудь воровать(брать), например, в деревнях

цыплят, утят, яйца.

Да, ребята, ворона может поживиться и запасами продуктов на балконах в городе.

Хоть ворона и вороватая птица, но от нее есть и польза. Она уничтожает вредных

насекомых и сохраняет деревья в городах. Ворона - всеядная птица.

(слайд №15)

Эти птички с хохолком

И красивые при том.

На рябину прилетели.

Эти птицы...(свиристели)

- Свиристели очень красивые, оперение у них плотное, спинка темная, а на крыльях

полоски белого, черного, и желтого цвета, а на голове украшение- большой хохолок

серовато-розового цвета. Такими красивыми бывают только самцы, а самки и молодые

птицы окрашены скромно. Питаются свиристели ягодами рябины, калины, боярышника, шиповника, барбариса.

У зимующих птиц есть под перьями подпушек и у них очень твёрдый клюв и этим они отличаются от перелётных.

Давайте отдохнем. Я приглашаю вас поиграть в игру "Воробей".

Повторяйте слова

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

(дети идут по кругу, заложив руки за спину, это "голуби")

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

(в центре скачет на корточках ребенок -"воробей"

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка не робей.

(встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом).

("воробей" пытается "вылететь", а "голуби" его не пускают).Повторить 2 раза.

Ребята, а как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод?

Руслан, как ты думаешь?

Я думаю, что голод для птиц страшнее, потому что от холода они могут спрятаться

где-нибудь, а от голода могут погибать.

Ответ принимается. А кто ещё как думает? (выслушать еще несколько ответов).

Да, ребята, если от холода птиц спасает плотный подпушек под перьями и укрытия,

то от голода их спасти только может только человек. А что мы с вами можем сделать,

чтобы не дать птицам погибнуть, как помочь им выжить?

Мы можем подкармливать их и строить кормушки. И обязательно нужно

соблюдать правила:

1 . не сорить: не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки из- под

2 . подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы

будут прилетать к этому времени;
3. кормить регулярно, особенно в мороз.

И весной птицы будут радовать вас своими песнями, а летом будут защищать наши

огороды от вредителей.

Сейчас мы поиграем (слайд №16 ).

Игра называется "Чей корм?".

Внимательно посмотрите и назовите, чем питаются воробей, синица, снегирь, дятел.

(Ответы детей).

Давайте проверим (слайд №17).

Ребята, вы сегодня много узнали о зимующих птицах. Давайте еще раз их вместе

Воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, дятел, свиристель. А еще, с нами зимуют

голуби. Они не улетают в теплые края. Еще эту птицу называют - птицей мира.

Вы хотите, чтобы на нашей огромной земле всегда был мир?

Дети: Да!!!

Тогда давайте нарисуем голубей. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

(Дети походят к столу, там гуашь в баночках; кисти и бумага голубого

Посмотрите на мою ладошку, мне, кажется, она очень похожа на голубя. А вы как

думаете где голова, где шея? Покажите туловище птицы (ответы детей). А вот

какой замечательный, пушистый хвост (дети рассматривают свои ладошки).

Возьмите кисти и нанесите на ладошку белую гуашь(дети выполняют задание).

А теперь приложите ладошки к листу бумаги и крепко прижмите, а потом резко

Поднимите вверх, стараясь не измазаться (дети выполняют).

Какие красивые у вас получились голуби! Но у них не хватает лапок, глаз, крыла

и клюва и вы их сейчас дорисуете восковыми мелками

(дети мелками дорисовывают у своих голубей недостающие детали).

Вы просто художники. Пусть ваши работы подсыхают, а мы пока вспомним,

о чем мы сегодня с вами говорили на занятии.

(о зимующих птицах; чем они питаются и о том, что их нужно беречь и

подкармливать зимой, чтобы они не погибли).

Что нужно смастерить, чтобы удобнее было кормить птиц?

(кормушки).

Я благодарю вас за хорошую работу. Отдыхайте.

Материал и оборудование: аудиозаписи (пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года», голоса и пение птиц), карточки с изображением перелётных (ласточка, соловей, аист, грач) и зимующих (ворона, сорока, дятел, синица, голубь) птиц, 2 мольберта, наклейки на мольберты (солнышко, снежинка), кокошники с изображениями дятла, снегиря, синицы, сороки, разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц, растительное масло; листы бумаги формата А5, кисточки по количеству детей, ёмкость с водой.

Ход занятия

Звучит пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года». Воспитатель под музыку читает детям стихотворение С. Маршака «Зима»:

Воспитатель (В.). О какой поре года говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Что зима принесла с собой? (Ответы детей.) Говорят, что зима бывает разная: то она радостная, то сварливая или даже злая. Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость? (Ответы детей.) А злость? (Ответы детей.)

Воспитатель зачитывает небольшой отрывок из рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

В. О ком шла речь в этом отрывке? (О птицах.) Как ведут себя птицы с приходом зимы? (Некоторые птицы улетели в тёплые страны.)

У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю вам отправиться в парк и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте отправимся на лыжах. (Имитируют движения по кругу под музыку.)

В парке много птиц. Как они называются? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют.) Как называются птицы, которые улетели в тёплые края? (Перелётные.) Назовите перелётных птиц. (Ответы детей.)

Игра «Птицы»

Дети делятся на две команды - команда девочек и команда мальчиков, считалочкой выбирают капитанов. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети выполняют задание: девочки выбирают карточки с изображением перелётных птиц и ставят на мольберт, обозначенный солнышком, а мальчики размещают на мольберт, обозначенный снежинкой, карточки с изображением зимующих птиц.

В. Сейчас капитаны проверят правильность выполнения задания.

1-й ребёнок.

Я в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все… (дятел).

2-й ребёнок.

Красногрудый, чернокрылый,

Люблю зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Прилетаю к вам опять. (Снегирь.)

3-й ребёнок.

Непоседа-невеличка

Желтогрудая птичка,

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня… (синичка).

Н. Губская

В. Как назвать смелых птиц, которые не улетают от нас зимой? (Зимующие.) Чего больше всего боятся птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Как вы думаете, где они добывают себе корм зимой? (Ответы детей.)

Игра «Чем угостим» (с мячом)

Воробья - крошками.

Синицу - салом.

Голубя - пшеном.

Свиристель - семечками.

Ворону - хлебной коркой и т.д.

Влетает «сорока» (девочка в кокошнике), сообщает: «Новости, новости! Вам письмо!» Отдаёт его воспитателю. В конверте разрезанные карточки с изображениями водоплавающих птиц: утка, гусь, лебедь.

В. Кто это? Не пойму. Давайте подойдём к столам и попробуем сложить карточки.

Дети подходят к своим столам и собирают разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц.

В. Какие птицы у вас получились? (Водоплавающие.) Чем отличаются эти птицы? (Ответы детей.) Знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике хвостовой части.)

Проведение опыта

В. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте растительным маслом, другую - оставьте как есть. На обе части листа капните водой. Что вы обнаружили? (Вода скатывается по поверхности листа, смазанного маслом, а несмазанная часть впитала воду и бумага размокла.)

Вывод: жир отталкивает воду.

В. Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.

Дети на «лыжах» под музыку возвращаются в детский сад.

В. Ребята, вам понравилась прогулка по парку? (Да.) Каких птиц вы там повстречали? (Ответы детей.) Как их можно назвать одним словом? (Зимующие.)

Ребята, птицы - наши друзья! Берегите их.

Звучит аудиозапись пения птиц.

Н. Черницкая,
воспитатель высшей категории

Образовательные области:
«Коммуникация»,
«Познание»,
«Здоровье»,
«Физическая культура»,
«Художественная литература»,
«Художественное творчество».

Воспитатель высшей квалификационной категории
Вагина Наталья Анатольевна

Цель – обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.

Образовательные задачи:
— уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах;
— продолжать учить детей распознавать птиц по внешнему признаку (окрас, размер), по издаваемым звукам;
— активизировать словарь: зимующие птицы, мигрирующие птицы, зимовать, модель, подкармливать;
— продолжать формировать навыки количественного и порядкового счета, согласовывать числительные с существительными.

Развивающие задачи:
— развивать умение детей высказывать предположения, делать простейшие выводы;
— развивать слуховую память, устойчивое внимание.

Воспитательные задачи:
— воспитывать эмоциональную отзывчивость и заботливое отношение к птицам, побуждать к самостоятельному кормлению птиц;
— воспитывать уважение к сверстникам, умение выслушивать ответ товарища.

Предварительная работа : наблюдение за птицами на участке детского сада; чтение стихотворения «Синичкин календарь»; составление описательных рассказов по картинкам; выкладывание образа птиц из геометрических фигур; отгадывание загадок; рисование «Снегирь»; оригами «Ворона»; аппликация «Птицы» путем обрывания; изготовление кормушек и подкормка птиц.

Методическое и дидактическое обеспечение: картинки с изображением зимующих птиц, модели птиц, раздаточный материал: картинки с силуэтами птиц, полоски с кружками.

Методические приемы: беседа, художественное слово — З. Александрова «Новая столовая» (загадки, стихотворения), слушание аудиозаписи (голоса птиц), рефлексия, обыгрывание стихотворения, игра малой подвижности «Перышки», закрашивание силуэтов птиц.

Здоровьесберегающие технологии: упражнения для развития мелкой моторики.

Организационный момент.
Ведущий: Ребята, посмотрите, как много родителей пришло к нам в гости. Давайте поздороваемся. (Доброе утро! Здравствуйте !) А теперь посмотрите на меня и внимательно послушайте. Сделайте, пожалуйста, большой ровный круг. Давайте пожелаем всем доброго утра.

«Добрый день» — тебе сказали.
«Добрый день» — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Теперь возьмемся за руки и передадим тепло своих ладоней тем, кто стоит рядом. Я передала тепло своих рук Насте и Максиму. (3-4 ответа детей ).

Дети садятся за столы.

Загадка: «Каждой год я к вам лечу, зимовать у вас хочу. Ведь еще красней зимой ярко-красный галстук мой».
Ведущий: О ком эта загадка? (О снегире ). (На наборное полотно ставится картинка с изображением снегиря).

Ведущий: Ребята, о каких птицах мы будем говорить сегодня? (О зимующих ). Как вы догадались? (Снегирь – это зимующая птица ).

Ведущий: У меня на столе несколько моделей птиц, из них нужно выбрать одну модель, которая обозначает снегиря. (Один ребенок выполняет задание, остальные его проверяют ).
Предлагаю объяснить свой выбор. (Одна половина круга – красная, а вторая – черная, такие же цвета у снегиря: грудка – красная, а сам он – черный ). Отгадайте загадку! Какая еще птица прилетает к нам зимовать?

Непоседа, невеличка,
Жёлтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку
Как зовут ее? (Синичка ) (Ставится картинка с изображением синицы ). Аналогично находим модель, обозначающую синицу.

Ведущий: Ребята, снегирь и синица прилетают к нам из более северных мест. Для них наш край, как для перелетных птиц юг. С наступлением весны они возвращаются в свои родные места. Так как они перелетают на короткое расстояние, их еще называют «мигрирующие» птицы. Вспомните, каких еще зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, сорока, голубь ).
Эти птицы живут в наших краях круглый год и никуда не улетают.

Игровое упражнение «Счет моделей снегирей».
Ведущий: Ребята, посмотрите, какие красивые снегири к нам прилетели. Давайте сосчитаем, сколько их всего. (2-3 ответа ). Как расположились снегири? (Друг за другом, в ряд, по порядку ). Порядковый счет. (2 ответа и хором ). Игра «Угадай, какой по счету снегирь улетел?» (При правильном ответе снегирь возвращается ).

Работа с раздаточным материалом.
Ведущий: Закрасьте только ту модель, которую я назову по счету. (Закрашиваем вторую модель, пятую, восьмую ).

Физкультминутка.
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах),
Ей на месте не сидится (прыжки на месте на левой ноге),
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте на правой ноге),
Завертелась, как волчок (кружимся на месте).
Вот присела на минутку (присели),
Почесала клювом грудку (встали, наклоны головы влево-вправо),
И с дорожки - на плетень (прыжки на месте на левой ноге),
Тири-тири (прыжки на месте на правой ноге),
Тень-тень-тень (прыжки на месте на двух ногах)!

Слушание записи голосов зимующих птиц.
Ведущий: А умеете ли вы внимательно слушать и различать голоса птиц? (Дети слушают запись ). Голоса каких птиц вы услышали?

Чтение стихотворения З. Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний —
Путешественник-скворец…
Вот и песенке конец.

Ведущий: О чем вы узнали, прослушав стихотворение? Какие птицы прилетели на кормушку? Почему они прилетели? Холодно и голодно зимой птицам, поэтому люди делают для них кормушки, насыпают в них корм. Мы с вами тоже развесили кормушки на участке и подкармливаем птиц. Чем можно кормить птиц? (Семечками, хлебными крошками, пшеном ). А еще можно подвесить кусочек несоленого сала. Его очень любят синички.

Игра на ковре. Обыгрывание стихотворения З. Александровой «Новая столовая».
Ведущий: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите по одной картинке. Теперь вы превратились в птиц. (Дети рассказывают, в каких птиц они превратились ). Слушайте внимательно стихотворение. На кормушку «летит» только та птица, которую я позову.

Дыхательное упражнение «Подуем на перышко». Дети ловят перышко вначале правой рукой, потом левой.

Работа за столами с раздаточным материалом. Задание «Закончи картинку».
Ведущий: На ваших карточках изображен силуэт птицы, на наборном полотне картинки-подсказки. Найдите сходство и раскрасьте свою картинку.
Дети приносят законченную картинку на наборное полотно, оформляется выставка работ (анализ).

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

— Анкетирование родителей.

— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

— Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1 неделя.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник — беседа«Что ты знаешь о птицах?»

Вторник — дидактические игры«Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».

Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Рис. 1. Зимующие птицы.

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда — Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг — изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

Рис. 2. Маска сороки.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

2 неделя.

Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.

Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Среда — оформление альбома: «Зимующие птицы».

Четверг — оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

— ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 — старшая; 2 – подготовительная группа.

Пятница — оформление плаката «Зимующие птицы».

3 неделя.

Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник — беседа«Трудно птицам зимовать».

Вторник — заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

Среда — рисование «Моя любимая птичка».

Пятница — чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

— заготовка корма для птиц;

— подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

Взаимодействие с родителями

1 неделя.

Понедельник оформление ширмы «Зимующие птицы».

2 неделя.

Консультации «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»

Фото 1. Птицы на кормушке.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

— созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Сценарий праздника «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
  • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл.В.Харитонов, муз. Д. Тухманов), «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера), мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц» .

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Рис. 4. Карточки к игре.

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Рис. 6. Модель кормушки.

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Фото 3. Угощение для птиц.

Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Задание первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача — все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.

Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.

Задание третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой — он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли. А пока мы отдохнём, викторину проведём и споём!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Коржи готовы, теперь, давайте соорудим торт из трёх слоёв и празднично его украсим сухофруктами и цукатами.

Дети вынимают замерзшие коржи, складывают их один на другой по принципу пирамиды и украшают их.

Фото 4. Торт для птиц.

Воспитатель. Вот и готов наш торт. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.

Синица (заранее подготовленный ребенок).

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Активизировать в речи названия зимующих птиц;

Упражнять в использовании предложений с однородными членами; в образовании приставочных глаголов от глагола «летать», образование существительных из двух основ: красногрудый, длиннохвостая, белобока;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 5-6 лет

«Зимующие птицы»

Цели:

Активизировать в речи названия зимующих птиц;

Упражнять в использовании предложений с однородными членами; в образовании приставочных глаголов от глагола «летать», образование существительных из двух основ: красногрудый, длиннохвостая, белобока;

Упражнять в словоизменении – родительный падеж от существительных названий птиц.

Материал:

Предметные картинки, картинки с изображением корма для птиц, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, я сегодня шла в детский сад и видела маленького воробушка, ему было так холодно. Я его обогрела и накормила. Предлагаю сегодня поговорить о зимующих птицах. И начнем с пальчиковой гимнастики

о птицах.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями

Две синицы, воробей, на каждое название птицы дети

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику на обеих руках,

Дятел в пестрых перышках. начиная с больших

Всем хватило зернышек! Трут большими пальчиками об указательные

Беседа о зимующих птицах с педагогом.

Педагог :- Все ли птицы улетели в теплые края?(ответы детей)

Каких птиц вы зимой видели на улице, в парке, во дворе? (ответы детей)

По мере называния выставляются предметные картинки зимующих птиц.

Этих птиц называют зимующими. Как вы думаете почему? (ответ детей,потому что они остаются зимовать на родине.)

Педагог: - Как много зимующих птиц вы знаете?(ответы детей) Вот сейчас я загадаю загадку про одну из них, а вы отгадайте, о ком я говорю.

Красногрудый, чернокрылый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут. (Снегирь )

(Разобрать слово «красногрудый»)

А вот еще она загадка.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока )

(Разобрать слово «длиннохвостая»)

Педагог: предлагаю сделать упражнение «Питание птиц зимой».

(Выставить предметные картинки: семена деревьев, ягоды калины, шишки, зерно, крошки, семечки и т.д.)

Ребята назовите, чем питаются зимой птицы и составить предложение:

Снегирь зимой питается ягодами, семенами.

Голубь, ворона, дятел и т.д.

Педагог: С этим упражнением мы справились.Но вы видели прибежал кот Васька и испугал птиц, «Какой птички не стало »

(усвоение категории родительного падежа единственного числа)На доске – 4-5 картинок с изображением зимующих птиц. Взрослый незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?») (. Дети отвечают.)

Педагог: Ребята мы так долго помогали птицам, нам надо размяться Физминутка «Снегирь».

Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы

В красных майках снегири.

Распушили перышки, частые потряхивания руками, опущенными

Греются на солнышке. вниз

Головою вертят, 2 поворота головы на каждую строку

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая руками

За метелью, за метелью! как крылышками

Педагог: ребята надо мне помочь найдите ошибку как правильно говорить « Найди ошибку»- черный ворона,

Серое голубь,

Сорока сидел на заборе,

Длиннохвостый снегирь,

Красногрудая синичка.

Ребята вы молодцы вы все знаете предлагаю помочь еще в одном деле я читаю вы договариваете. «Подбери словечко»

А) На даче в лесу жили разные птицы:

Сороки, стрижи, воробьи и … (синицы)

б) Среди жирных голубей

Скачет тощий … (воробей)

В) По ночам сове не спится,

Ведь сова ночная … (птица)

Г) Вещунья – белобока,

Все зовут ее … (сорока)

Педагог: - На улице холодно и птицы мерзнут. Давайте, скорее согреем их ласковыми словами.

Дети: Ласковое слово, что солнышко.

Примеры: птичка, совушка, синичка, воробушек и т.д.

Продолжим произносить ласковые слова о птицах.

Дети по очереди отвечают. (Например: дятел лечит деревья, достает личинки насекомых из-под коры.)

Итог занятия педагог: - Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?(Дети отвечают.)

А что мы должны сделать для зимующих птиц.

Дети : - Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.

Педагог: Молодцы!