Инструменты

Описание интерьера и его роль в художественном тексте. Значение слова интерьер в словаре литературоведческих терминов

Описание интерьера и его роль в художественном тексте. Значение слова интерьер в словаре литературоведческих терминов

Интерьер в литературе – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее его эпоху, социальный статус владельца, его вкусы.

История

Первые элементы интерьера присутствуют уже у Гомера. Одиссей входит во дворец царя Алкиноя, где было «все лучезарно, как на небе светлое солнце иль месяц……/
Медные стены во внутренность шли от порога и были
Сверху увенчаны светлым карнизом лазоревой стали;
Вход затворен был дверями, литыми из чистого злата;»

В средневековых литературах Востока и Запада подобные описания практически отсутствуют. В эпоху Возрождения действия часто происходили в обычных домах. Авторы по-прежнему практически не акцентировали внимание на помещении. Так, Ф.Рабле подробно описывал сферу деятельности своих героев, тщательно рассказал об общественных сооружениях утопического аббатства телемитов, описание залы гораздо короче и ограничивается незначительным упоминанием роскошных ковров и кроватей.

Наибольшую роль интерьер играет в реалистической литературе ХIХ века.

Функции интерьера

В первую очередь, интерьер несет в себе психологическую функцию . Она может быть разнообразной.

Естественно, человек старается окружить себя теми вещами, которые ему нравятся. Например, в «Мёртвых душах» в доме Собакевича много тяжёлых, грубых, громоздких, некрасивых, зато очень прочных вещей. Все предметы, как замечает автор , имели «какое-то странное сходство с хозяином дома». Своеобразным показателем деградации Плюшкина оказывается постепенное опустение его дома, замыкание комнат.

В то же время персонаж может не обращать внимания на окружающую его обстановку. Например, в комнате Обломова вещи не составляли гармоничного целого, чувствовалось, что хозяин просто купил то, что было необходимо, не особенно заботясь о красоте интерьера. Так подчёркивается лень Обломова.

Однако не только персонаж воздействует на интерьер. Часто в произведениях подчеркивается влияние обстановки на персонажа . Бедность Раскольникова тяготит его. Это проявляется в обстановке его комнаты. Автор подчеркивает шкаф, похожий на гроб, и прочие детали, которые влияют на мысли персонажа, вызывая в нем желание скорее выбраться из этого места.

Иногда подробное описание интерьера помогает воссоздать историческую обстановку , особенности и предпочтения героя. В описании интерьера часто присутствует просторечная, диалектная лексика, а также архаизмы и историзмы.

Такая функция тоже является немаловажной для восприятия произведения и отдельных его героев. Даже обобщенное описание домов и их внутренних убранств может охарактеризовать героя.

Интерьер в литературе ХХ века

В литературе ХХ века интерьер всё больше приобретает символические черты . В пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных» лейтмотивом проходят «кремовые шторы», создающие уют в доме Турбиных, который отмечают все, кто приходит к ним. Дом предстаёт спасительным прибежищем во время гражданской войны, здесь как бы останавливается время: стоит ёлка, как это было в дореволюционную эпоху, ведутся философские беседы, играет

Значение слова ИНТЕРЬЕР в Словаре литературоведческих терминов

ИНТЕРЬЕР

- (фр. interieuer - внутренний) - изображение в художественном произведении внутренней обстановки помещения (дома, усадьбы, комнаты героя и т. д.). Часто выступает как средство характеристики персонажа (например, И. дома, усадьбы является отражением внутреннего мира персонажей в поэме "Мёртвые души" Н. В. Гоголя, романе "Война и мир" Л.Н. Толстого; средством характеристики душевного состояния персонажей является И. комнат Раскольникова и Сони, героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИНТЕРЬЕР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИНТЕРЬЕР в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от французского interieur - внутренний) 1. В архитектуре - внутреннее пространство здания или какое-либо помещение. 2. В живописи - …
  • ИНТЕРЬЕР в Большом энциклопедическом словаре:
    (от франц. interieur - внутренний) в архитектуре - внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение интерьера …
  • ИНТЕРЬЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от франц. interieur - внутренний), 1) в архитектуре - внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, …
  • ИНТЕРЬЕР
    [от французского interieur внутренний] 1) архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания; 2) изображение внутренности какого-либо помещения (интерьерная живопись); 3) …
  • ИНТЕРЬЕР в Энциклопедическом словарике:
    , а, м. 1. Внутреннее помещение здания. И. зала. Интерьерный - относящийся к интерьеру, интерьерам. 2. физиол. Внутреннее строение органов …
  • ИНТЕРЬЕР в Энциклопедическом словаре:
    [тпэ], -а, м. (спец.). Внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство. Оформление интерьера. II прил. интерьерный, -ая, …
  • ИНТЕРЬЕР
    ИНТЕРЬ́ЕР ЖИВОТНЫХ, внутр. строение, а также биохим. и физиол. особенности организма с.-х. ж-ных, связанные с их продуктивностью и плем. качествами. …
  • ИНТЕРЬЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИНТЕРЬ́ЕР (от франц. interieur - внутренний) в архитектуре, внутр. пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение И.- …
  • ИНТЕРЬЕР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    интерье"р, интерье"ры, интерье"ра, интерье"ров, интерье"ру, интерье"рам, интерье"р, интерье"ры, интерье"ром, интерье"рами, интерье"ре, …
  • ИНТЕРЬЕР в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    [тэ], -а, м. 1) В архитектуре: внутреннее пространство здания, помещения, архитектурно и художественно оформленное. Современный интерьер. Интерьер жилища. 2) В …
  • ИНТЕРЬЕР в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. interieur внутренний) 1) архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания; 2) внутреннее строение (анатомическое и гистологическое) органов и …
  • ИНТЕРЬЕР в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания; 2. внутреннее строение (анатомическое и гистологическое) органов и тканей, биохимические и …
  • ИНТЕРЬЕР в словаре Синонимов русского языка:
    убранство, …
  • ИНТЕРЬЕР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Внутренняя часть какого-л. помещения, архитектурно и художественно оформленная. 2) Изображение внутренней части …
  • ИНТЕРЬЕР в Словаре русского языка Лопатина:
    интерь`ер, …
  • ИНТЕРЬЕР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    интерьер, …
  • ИНТЕРЬЕР в Орфографическом словаре:
    интерь`ер, …
  • ИНТЕРЬЕР. в Словаре русского языка Ожегова:
    ! внутреннее пространство здания, помещения Оформление интерьера. интерьер. внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство Оформление …
  • ИНТЕРЬЕР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от франц. interieur - внутренний), в архитектуре - внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение интерьера …
  • ИНТЕРЬЕР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (тэ), интерьера, м. (фр. intиrieur, с латин., букв. внутренний) (книжн.). 1. Внутренность, внутреннее помещение (устар.). 2. Живописное изображение внутренностей здания, …
  • ИНТЕРЬЕР в Толковом словаре Ефремовой:
    интерьер м. 1) Внутренняя часть какого-л. помещения, архитектурно и художественно оформленная. 2) Изображение внутренней части …
  • ИНТЕРЬЕР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ИНТЕРЬЕР в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Внутренняя часть какого-либо помещения, архитектурно и художественно оформленная. 2. Изображение внутренней части …

ИНТЕРЬЕР в литературе - образ внутренних помещений здания. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни.

Автору необязательно описывать то, что само собой разумеется для читателя, к которому он адресуется. Так, Пушкин, создавая “Евгения Онегина” для людей в общем своего круга, преимущественно петербуржцев, лишь с “галантерейной” точки зрения описывает в первой главе “кабинет / Философа в осьмнадцать лет”, а в начале второй заметно подробнее - “высокие покои” “почтенного замка” дяди Евгения, впервые увиденные переселившимся в деревню героем. Гоголь же в сатирической “поэме” выводит “прозаическую” реальность и отмечает, что гостиница, в которой остановился Чичиков, была “именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего”. Очевидна ирония в этих словах о “покойной” комнате с тараканами и соседом, подслушивающим за жильцом. С обыкновенным у Гоголя часто соседствует неожиданно необыкновенное, но отнюдь не в высоком смысле. Такова картина в общей зале гостиницы, изображающая нимфу со столь заметной частью тела, что она аттестуется как “игра природы”, таков и щуплый Багратион “между крепкими греками”, чьи изображения почему-то украшали гостиную Собакевича, где все предметы имели “какое-то странное сходство с самим хозяином дома”. Для изображения жилища Плюшкина оказывается достаточно сказать про “кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты” (болезненно скупой помещик “все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, - все тащил к себе...”).

И.А. Гончаров, описывая квартиру Обломова, не раз обращает внимание на пыль, которую Захар ленился смахивать с мебели. В “Преступлении и наказании” Ф.М. Достоевского мы попадаем в совершенно нищенские обиталища, такие, как проходная комната, где живут Мармеладовы - двое взрослых и трое детей: “Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю ее было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике”.

Меньшую роль играет интерьер у писателей, которые не так прямо выходят в своем творчестве на собственно социальную проблематику: М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Иногда, особенно в XX в., интерьер приобретает черты символа. По словам Лариосика в пьесе М.А. Булгакова “Дни Турбиных”, его “корабль” в буре гражданской войны “прибило в эту гавань с кремовыми шторами” - таким спасительным прибежищем предстает уютный дом, где прочны, когда все вокруг непрочно, подлинные семейные (фамильные) и дружеские узы. Елка в комнате, показанная на советской сцене 20-х гг., была дерзким напоминанием об искоренявшихся тогда дореволюционных обычаях. В “Чистом понедельнике” И.А. Бунина героиня воплощает загадочный русский характер, в котором, как считает автор, причудливо перемешались западное и восточное начала, а духовное для нее, женщины с эстетическим вкусом, гораздо важнее материального, поэтому “в доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже, всего две комнаты, но просторные и хорошо обставленные. В первой много места занимал широкий турецкий диван, стояло дорогое пианино” (инструмент западного происхождения), а над диваном “зачем-то висел портрет босого Толстого” - европейски образованного писателя, аристократа, желавшего жить, как испокон веков жили русские крестьяне (это ассоциировалось с восточной “неподвижностью” истории), и порвавшего со всей своей прежней жизнью, что сделает и героиня бунинского рассказа.

В XX столетии у А.П. Чехова, М. Горького разрастаются и отчасти приобретают повествовательный характер ремарки в драме, в том числе описывающие место действия. Обычно это интерьеры.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра английской филологии

РЕФЕРАТ на тему:

«Описание интерьера и его роль в художественном тексте»

Работу выполнила: Разумова А.А.

Факультет Романо-германской филологии

Группа 502

Краснодар 2012

Введение

В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек - это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое. Идя по жизни, человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, с природой. И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё - лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже вы сможете изучить особенности этой формы, тем полнее откроется вам содержание образа человека в искусстве слова, тем ближе станет вам художник и его взгляд на человека.

Основные исследования в области определения функций интерьера в литературном произведении относятся к художественным произведениям XVIII - XIX веков, к литературе эпохи Просвещения и классицизма, эпосу Древней Руси и античности. Анализ произведений традиционно затрагивает описание личности персонажей, речи и поступков героев художественного произведения. Конкретные вопросы, касающиеся описания мира вещей, рассматривались попутно, ограничивались оценочными характеристиками языковых единиц. В последнее время усиливается интерес к конкретным вопросам художественного мастерства в прозе, а в частности, к проблеме вещного мира в художественном тексте. Актуальность настоящего исследования состоит в акцентировании внимания именно на мире вещей, что помогает раскрыть природу человека, его внутренний мир.

ИНТЕРЬЕ́Р - (от фр. - внутренний) – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла. Как вещная конкретность и обусловленность среды обитания, интерьер составляет неотъемлемую грань словесно-художественной образности, потому что вещь в литературном произведении, и в составе интерьеров, и за их пределами, составляет важнейшую содержательную функцию, хотя присутствует в художественных текстах по-разному. При этом чаще всего вещи имеют главным образом эпизодическое назначение. Иногда же детали интерьера становятся центральным звеном повествования.

В литературных произведениях описание интерьера - это один из видов воссоздания предметной среды, окружающей героев. Как и пейзаж, интерьер может быть насыщен разнообразными подробностями и предметными деталями (таковы, например, интерьеры в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя), а может быть лаконичным, указывающим только на обстановку действия, подчеркивающим важные для автора предметно-бытовые детали (такой вид интерьера находим, в частности, в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова).

Многие писатели XIX в. использовали характерологическую функцию интерьера: каждый предмет внутри помещения несет на себе отпечаток личности его хозяина (романы И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого и др.) либо резко контрастирует с характерами персонажей (комнаты Раскольникова и Сонечки Мармеладовой в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского). Довольно часто интерьер имеет функцию социальной характеристики героев или целого уклада жизни (таковы, например, описания трактиров и присутственных мест в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя, распивочных и полицейского участка в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского и т.п.).

В драматургии интерьер необходим для создания сценического облика спектакля. Авторы многих пьес подробно указывают (в ремарках), как выглядит помещение, в котором происходят события (подробные интерьеры находим в пьесах «Гроза» А.Н.Островского, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «На дне» М.Горького). Нередко в монологах, диалогах или репликах персонажей пьес даются эмоционально-оценочные характеристики места действия. Однако варианты интерьеров, предлагаемые самим драматургом, могут быть скорректированы или даже пересмотрены постановщиком спектакля (что не редкость в авангардистских театральных прочтениях классических пьес), поэтому драматургические интерьеры - та часть пьесы, которая имеет рекомендательный, «факультативный» характер и может быть изменена режиссером-постановщиком.

В лирических произведениях, как правило, представлены только отдельные детали интерьера, необходимые для того, чтобы обозначить место, в котором находится поэт или его лирический герой (например, «пустынная келья» в стихотворении «19 октября» А.С.Пушкина, гостиная в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» А.А.Фета, рестораны в стихотворениях «Незнакомка» и «В ресторане» А.А.Блока). Разумеется, не воспроизведение тех или иных интерьеров является целью поэтов. Детали интерьера - фон, помогающий понять их настроения и переживания, поэтому каждая подобная деталь в лирическом стихотворении несет ощутимую психологическую нагрузку.

Описание интерьера может использоваться в художественном тексте:

  • как средство характеристики
  • как место действия

Место действия это та обстановка, где развиваются основные события романа. Описание обстановки является важным средством, с помощью которого автор создает общую атмосферу произведения; оно служит не только фоном, но и помогает нам понять суть книги и характеры героев.

Интерьер тесно связан с таким аспектом поэтики литературного произведения, как художественная деталь, то есть небольшая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа. Именно через деталь нередко и передаются основные характеристики персонажа. Как целое можно представить через его часть, множественное увидеть в единичном, так глубину образа как художественного единства можно передать посредством детали. Особое внимание художественной детали уделяется в произведениях Н.Гоголя, Л.Толстого, А.Чехова, И.Бунина, М.Булгакова.

Описание интерьера также может влиять на развитие действия в художественном произведении. В результате:

  • Деталь приобретает символическое значение
  • Создается определенная атмосфера в целом;
  • Происходит влияние на поступки персонажей

Существует также интерьер «самоценный»

  • встречается при описании вымышленных миров
  • используется для создания исторического колорита

Если в произведении описывается неизвестная (малоизвестная) читателю среда, другая историческая эпоха, интерьер может играть важную культурологическую роль. Подчёркивая своеобразие того или иного уклада жизни, писатели широко используют различные лексические средства: диалектизмы, просторечия, архаизмы, историзмы, профессионализмы и др.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показана жизнь обычной офицерской семьи в далёкой провинции, в глухой Белогорской крепости, где чувствуется атмосфера старины. В одной комнате «в углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота».

Функции интерьера – характеризовать:

социальный статус - богатство - бедность, аристократизм - мещанство, образованность невежество

черты характера - самостоятельность - стремление к подражанию, наличие вкуса - безвкусица,

практичность - бесхозяйственность

сферу интересов и взглядов - любовь к чтению или безразличие к нему; род деятельности

Многочисленные предметно- бытовые детали в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», подчёркивают крайнюю степень бедности, почти нищеты. Почти все герои романа живут в жутких условиях. Комната Раскольникова, по его же собственным словам, больше похожа на шкаф или гроб: «крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову». В похожих условиях живет Сонечка. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок». Не намного лучше живёт богатая старуха-процентщица: «Небольшая комната <…> с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах. Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело».

Однако функции интерьера в этих случаях различны. Если Раскольников и Сонечка чрезвычайно бедны и вынуждены жить в таких условиях, то Алёна Ивановна, имея несколько тысяч, может позволить себе жить иначе. Бедность обстановки говорит больше о её скупости. Таким образом, здесь совмещаются две функции интерьера: описание условий, в которых живёт героиня, и указание на её характер.

Психологическая функция интерьера может быть разнообразной. Естественно, человек старается окружить себя теми вещами, которые ему нравятся. Например, в «Мёртвых душах» в доме Собакевича много тяжёлых, грубых, громоздких, некрасивых, зато очень прочных вещей. Все предметы, как замечает автор, имели «какое-то странное сходство с хозяином дома».

С помощью интерьера автор может показать важные изменения, которые произошли с героем за определенный промежуток художественного времени. Сопоставим два фрагмента, рисующие интерьер кабинета Онегина в Петербурге и через несколько лет в старой бывшей дядюшкиной усадьбе:

Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, -
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.

Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов. (…)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 103 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ» Секция «Филология». Номинация «Литературоведение». Научно-исследовательская работа « Роль интерьера в художественных произведениях XIX века и формирование современных стилей интерьера, как отражение характера литературного героя и человека »

Презентацию подготовила: , МБОУ Школа №127 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Руководитель: Селюкова Екатерина Игоревна, учитель русского языка и литературы


  • Сколько раз я замечал влияние жилища на характер и настроение! Бывают комнаты, в которых всегда чувствуешь себя дураком; в других, напротив, всегда бываешь в ударе. Одни нагоняют тоску, хотя бы они были светлые, белые с позолотой; другие почему-то веселят, несмотря на спокойные тона обивки. У нашего глаза, как и у сердца, есть свои пристрастия и глубокие антипатии, в которые мы часто не бываем посвящены, но все же они воздействуют на наше настроение тайно, украдкой. Общий стиль обстановки, гармония мебели и стен непосредственно влияют на нашу духовную природу, как лесной, горный или морской воздух действует на природу физическую. Ги де Мопассан, «Портрет»

Интерьер (фр. intérieur

Актуальность настоящей работы обусловлена повышенным интересом моих современников интерьеру и дизайну. Дизайн интерьера повлек за собой новые движения в стилях, новые интересы, взгляды. Фен-шуй, асимметрия, геометрические формы, афро-стиль - все это появилось с течением времени. С учетом современных научных продвижений придуманы различные варианты дизайна помещений.


  • Объект исследования : интерьер, изображение бытового, вещного, предметного окружения героев произведений.
  • Предмет исследования : эволюция предметно-бытового окружения человека в определенный промежуток художественного времени – современное время в сравнении с XIX веком.

  • Гипотеза исследования : любой дизайн интерьера отражает характер человека, который его создал и рассказывает о привычках и увлечениях своего хозяина, о его профессии и образовании, о его предпочтениях и окружении.

Цель : сформировать представление об интерьере XIX века на примере произведений русской литературы XIX века, изучить направления в интерьере XXI века.

Цель определила задачи :

  • изучить произведения русской литературы XIX века;
  • изучить материалы словарей, справочников, научной литературы и материалы Интернета;
  • сравнить интерьеры в разных произведениях с точки зрения художественного средства представления состояния быта XIX века;
  • изучить измененный интерьер в XXI веке.

  • Научная новизна состоит в следующем: предложено конкретизированное определение понятия «интерьер», как функциональных процессов, формирующих и пространство, и чувственно-психологическую атмосферу.
  • Научно-практическая значимость работы заключается в том, что описаны современные стили интерьера, влияющие на характер человека.

В работе были использованы следующие методы исследования :

  • - чтение и анализ произведений Л.Н.Толстого «Война и мир», И.А.Гончарова «Обломов»;
  • - знакомство с литературоведческим и справочным материалом, словарями;
  • - изучение научной литературы по данному вопросу.

  • Один из этапов в развитии истории интерьера – «Новое время», это период до XIX века. К эпохе «Нового времени» относится огромное число стилей, это время зарождения ренессанса и готики, барокко и рококо, классицизма и эклектизма, знаменитого Викторианского стиля в интерьере . Каждый из них имеет свои отличительные свойства и черты.






Минимализм

  • Современный интерьер в стиле минимализм можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов

Стиль – классицизм. Его породила и подарила всему свету Франция в XVII веке .







Вывод

  • Есть одна известная пословица: «Человека встречают по одежке, а провожают по уму» .
  • Мир человека можно увидеть во всем, что его окружает - в его вещах, книгах, одежде, друзьях. И, конечно, в интерьере.