Измерительные

Система зажигания. Контактная система зажигания.

Система зажигания. Контактная система зажигания.

1. Изолятор;
2. Корпус катушки зажигания;
3. Изоляционная бумага обмоток;
4. Первичная обмотка;
5. Вторичная обмотка;
6. Изоляционная трубка первичной обмотки;
7. Клемма вывода конца первичной обмотки:
8. Контактный винт;
9. Клемма высокого напряжения;
10. Крышка;
11. Клемма "+E" вывода начала первичной и конца вторичной обмоток;
12. Пружина центральной клеммы;
13. Каркас вторичной обмотки:
14. Наружная изоляция первичной обмотки;
15. Скоба крепления;
16. Наружный магнитопровод;
17. Сердечник;
18. Контактная гайка;
19. Изолятор свечи зажигания:
20. Стержень;
21. Корпус свечи;
22. Уплотнительное кольцо;
23. Теплоотводящая шайба;
24. Центральный электрод;
25. Боковой электрод свечи зажигания;
26. Валик распределителя зажигания;
27. Маслоотражательная муфта валика;
28. Шайба:
29. Провод подвода тока и распределителю;
30. Запорная пружина крышки;
31. Корпус вакуумного регулятора;
32. Диафрагма;
33. Крышка вакуумного регулятора;
34. Гайка;
35. Пружина вакуумного регулятора;
36. Тяга вакуумного регулятора;
37. Смазочный фитиль (фильц) кулачка;
38. Опорная пластина регулятора опережения зажигания;
39. Ротор распределителя зажигания:
40. Боковой электрод с клеммой;
41. Крышка распределителя зажигания;
42. Центральный электрод с клеммой;
43. Уголек центрального электрода;
44. Центральный контакт ротора;
45. Резистор 5-6 ком для подавления радиопомех;
46. Наружный контакт ротора;
47. Пружина регулятора опережения зажигания;
48. Пластина центробежного регулятора;
49. Грузик регулятора опережения зажигания;
50. Изоляционная втулка;
51. Кулачок прерывателя;
52. Изоляционная колодка рычажка:
53. Рычажок прерывателя;
54. Стойка с контактами прерывателя;
55. Контакты прерывателя;
56. Подвижная пластина прерывателя;
57. Конденсатор 0,20-0,25 мкФ;
58. Корпус распределителя зажигания;
59. Подшипник подвижной пластины прерывателя;
60. Корпус масленки;
61. Винт клеммового зажима;
62. Стопорная пластина подшипника:
63. Распределитель зажигания;
64. Свечи зажигания;
65. Выключатель зажигания;
66. Катушка зажигания;
67. Генератор;
68. Аккумуляторная батарея;
69. Датчик-распределитель зажигания;
70. Коммутатор;
71. Угол опережения зажигания;
72. К источникам питания:
73. 1.Катушка зажигания;
74. 11.Свеча зажигания;
75. III. Распределитель зажигания;
76. IV. Схема классической системы зажигания;
77. V. Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания.
78. VI. Схема бесконтактной системы зажигания.

На автомобилях ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 в основном применяется классическая система зажигания (схема IV). На ВАЗ-21065 может быть установлена бесконтактная система зажигания (схема VI). Катушка зажигания. В классической системе зажигания применяются катушки зажигания Б117А, а в бесконтактной - 27.3705, различающиеся данными обмоток и некоторыми деталями. Катушка представляет собой трансформатор с двумя обмотками: первичной 4 и вторичной 5, и служит для преобразования тока низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (11- 20кВ) для пробоя воздушного зазора между электродами свечей зажигания. Свечи зажигания устанавливаются типа А-17ДВ для классической системы зажигания и А17ДВ-10 для бесконтактной, или аналогичные им свечи зарубежного производства. Конструкция свечей неразборная, традиционная. Зазор между электродами свечей составляет 0,5-0.6 мм для А17ДВ и 0,7-0,8 мм для А-17ДВ-10. Выключатель зажигания установлен на кронштейне вала рулевого управления, состоит из корпуса с замком и противоугонным устройством и контактной части. Принцип действия устройства заключается в том, что после вынимания из замка ключа, установленного в положение III (Стоянка), запорный стержень замка выдвигается, входит в паз вала руля и блокирует его. Электронный коммутатор применяется в бесконтактной системе зажигания для прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания по сигналам бесконтактного датчика. Могут применяться взаимозаменяемые коммутаторы различных марок: 3620.3734, HIM-52, ВАТ10.2 или PZE4020. Величина импульсов тока составляет 8-9 А. Предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания через 2-5 сек при неработающем двигателе, но включенном зажигании. Распределитель зажигания 30.3706 служит для прерывания тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания и распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания. Распределитель зажигания установлен в левой передней части двигателя и приводится во вращение от винтовой зубчатой шестерни 27 (см. рис. 4). Прерыватель состоит из кулачка 51 с четырьмя выступами и стойки 54 с контактами, которые кулачок размыкает при вращении. К верхнему концу втулки кулачка припаяна опорная пластина 38 центробежного регулятора опережения зажигания с грузиками 49. Сбоку к корпусу распределителя прикреплен вакуумный регулятор, состоящий из корпуса 31 с крышкой 33, между которыми зажата гибкая диафрагма 32. К диафрагме крепится тяга 36, связанная с подвижной пластиной 56 прерывателя. Распределитель состоит из ротора 39 и электродов, установленных в пластмассовой крышке 41. На роторе приклепаны центральный 44 и наружный 46 контакты ротора, между которыми в углублении находится помехоподавительный резистор 45. В центральный контакт ротора упирается подпружиненный угольный электрод 43. Датчик распределения зажигания 37.3706 применяется в бесконтактной системе зажигания. От распределителя зажигания 30.3706 он отличается только тем, что вместо прерывателя на подвижной пластине установлен бесконтактный датчик, а к опорной пластине 38 снизу прикреплен цилиндрический стальной экран с четырьмя прорезями. Бесконтактный датчик работает на основе эффекта Холла и состоит из полупроводниковой пластинки с интегральной микросхемой и постоянного магнита. Между ними имеется зазор, через который проходит стальной экран. Когда в зазоре находится тело экрана, то магнитные силовые линии замыкаются через экран и на пластинку не действуют. Если же в зазоре находится прорезь экрана, то на пластинку полупроводника действуют магнитное поле и с нее снимается разность потенциалов. Микросхема, встроенная в датчик, преобразует эту разность потенциалов в импульсы напряжения. Работа системы зажигания. При работе двигателя прерыватель прерывает ток в первичной обмотке катушки зажигания. В этот момент магнитное поле в катушке зажигания резко сжимается и, пересекая витки обмотки, индуктирует в ней ЭДС порядка 12-24 кв. Ток высокого напряжения идет к центральной клемме распределителя зажигания, затем через контакты ротора к боковому электроду и далее к свече зажигания, создавая искровой разряд между ее электродами. Конденсатор 57 служит для гашения ЭДС самоиндукции в первичной обмотке катушки зажигания и для уменьшения искрения между контактами прерывателя. Если бы не было конденсатора, то ЭДС во вторичной обмотке не превышала бы 4000-5000 В. Для получения максимальной мощности двигателя необходимо воспламенять горючую смесь несколько ранее прихода поршня в ВМТ, чтобы сгорание закончилось при повороте коленчатого вала на 10-15 после ВМТ. Каждой частоте вращения коленчатого вала необходим свой угол опережения зажигания.

Так при 750- 800 об/мин начальный угол опережения зажигания составляет 3-5 . С увеличением частоты вращения угол опережения зажигания должен увеличиваться, и эту задачу выполняет центробежный регулятор опережения зажигания. При увеличении частоты вращения грузики 49 под действием центробежных сил расходятся и поворачивают опорную пластину 38 вместе с кулачком 51 прерывателя на угол А в направлении вращения валика. Выступы кулачка раньше размыкают контакты прерывателя и опережение зажигания увеличивается. Вакуумный регулятор изменяет опережение зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель. При небольших нагрузках содержание остаточных газов в горючей смеси высокое, смесь горит медленнее, ее надо поджигать раньше и наоборот. На диафрагму регулятора действует разрежение, отбираемое из зоны над дроссельной заслонкой первой камеры карбюратора. При небольших открытиях дроссельной заслонки (малая нагрузка) под действием разрежения диафрагма 32 оттягивается и тягой 36 поворачивает подвижную пластину 52 прерывателя против направления вращения валика. Опережение зажигания увеличивается. По мере дальнейшего открытия дроссельной заслонки (увеличение нагрузки) разрежение уменьшается и пружина отжимает диафрагму в исходное положение. Бесконтактная система зажигания работает также, как и классическая, только вместо прерывателя ток в цепи первичной обмотки катушки зажигания прерывает коммутатор по сигналам бесконтактного датчика в датчике-распределителе зажигания.

Классические модели Жигулей будут востребованы до тех пор, пока им не появится достойная замена как по цене, так и по качеству. Доступность, выносливость и ремонтопригодность заднеприводных клонов Фиат 124 до сих пор подтверждаются миллионами копеек, троек, шестерок и семерок, находящимся в постоянном обороте на одной шестой суши. Цены на классические Жигули расти уже не будут, а поэтому заднеприводного динозавра с карбюратором можно купить буквально за сотню долларов. И это идеальный выбор для тех, кто только начинает учиться крутить гайки и руль, а также тем, кому нужен неприхотливый помощник по хозяйству.

Контактное зажигание ВАЗ 2106

На фото — ВАЗ 2106, являющийся точной копией Фиат 124

На автомобиле в разное время ставили разные системы зажигания, но классикой считается контактная фиатовская конструкция. Устройство ее неимоверно простое - катушка зажигания, трамблер, пучок высоковольтных проводов и правильные свечи. Это все, что нужно для корректной работы двигателя. На первых партиях шестерок, до 1980 года, устанавливали трамблер Р125-Б простейшей конструкции без вакуумной регулировки угла опережения зажигания. После установки штатного карбюратора Озон появилась возможность оборудовать трамблер вакуумной системой регулировки угла опережения.

Конструктивно трамблеры отличаются только наличием вакуумной мембранной камеры, которая соединена с первичной камерой карбюратора. В определенный период устанавливался трамблер без вакуумной камеры и он был конструктивно похож на старый. Бобина Б117-a, герметичная, наполненная маслом, с разомкнутыми магнитными проводниками. Словом, ломаться практически нечему. Осталось проверить состояние элементов системы и можно приступать к регулировке.

Как проверить контактную систему зажигания

Методика проверки системы зажигания может пригодиться, когда мотор упрямо отказывается запускаться. Причин этому может быть много, но начинать нужно все же с зажигания.

Видеоурок по системе зажигания ВАЗ: контактная и бесконтактная

Проверка системы зажигания проводится в такой последовательности:

  • проверяется плотность посадки высоковольтных проводов на крышке трамблера, на колпачках свечей и центрального провода на катушке зажигания;
  • проверяется контакт на проводе от катушки к трамблеру и на проводах, идущих к катушке;
  • после этого проверяется наличие напряжения на катушке - при включенном зажигании проверяется напряжение на клемме б+ катушки тестером или при помощи пробника;
  • если с напряжением все нормально, дальше по цепи проверяется наличие искры на центральном проводе трамблера - его вынимают из центрального гнезда, проворачивают стартером мотор и ловят искру между контактом провода и массой;
  • проверяется искра на каждом из высoковольтных проводов и на каждой из свечей, попутно просмотрев их состояние.

Свечи должны быть нормального рабочего цвета, без налета, копоти и масла, а зазор между электродами должен быть 1 мм. Если искра на выходе из трамблера отсутствует, причиной может быть пробитая крышка трамблера, микротрещина в ней или неисправность контактной группы, разрушение бегунка. Каждый уважающий себя владелец шестерки обязан иметь в запасе и бегунок, и исправную крышку. Это сэкономит нервы дождливым ноябрьским вечером, когда двигатель откажется запускаться. Бегунок, в принципе, можно постараться отремонтировать, проверив сопротивление и состояние контакта, но этим никто не занимался даже в дремучие советские времена.

Отдельное внимание стоит обратить на состояние контактной группы. Зазор между контактами должен соответствовать заводскому номиналу - 0,36-0,4 мм. Контакты при этом должны быть чистыми, без следов искрения. Если уж мы добрались до контактов, можно их зачистить нулевым надфилем или полировочной наждачной бумагой. Если все искрит, вращается и подает признаки жизни, можно смело приступать к регулирoвке зажигания.

Правильно выставленное зажигание раскроет весь потенциал мотора ВАЗ 2106 и повлияет на устойчивость работы двигателя на холостых оборотах, в переходных режимах, а также обеспечить оптимальный расход топлива и нормальную динамику. Есть сорт водителей, которые могут ездить годами со сбитым зажиганием и бубнить о том, что фиатовские двигатели «не едут» или имеют высокий расход. В большинстве случаев виной этого стает неправильно выставленное контактное зажигание, поскольку публика привыкла иметь дело с электронным или бесконтактным зажиганием, где процедура регулировки проводится вообще за одну минуту.

На всякий случай определимся и вспомним, что смысл установки угла опережения зажигания своими руками состоит в том, чтобы искра, которая проскакивает на свече, проскочила до того, как поршень окажется в верхней мертвой точке такта сжатия. У каждого мотора эта величина своя, а у ВАЗ 2106 она составляет 1 градус. У 2101, к примеру, 3 градуса. Опережение нужно для того, чтобы топливо сгорало в камере полностью и не препятствовало движению поршня. Регулировка опережения зажигания проводится по определенному алгоритму.

Ничего сложного в этом нет, достаточно просто соблюдать порядок действий и номинальные углы и зазоры:

  1. выкручивают и находят такт сжатия в 4 цилиндре, поскольку регулировка проводится именно по 4 цилиндру. Для этого на место свечи устанавливают пробку или прикрывают отверстие пальцем, проворачивают двигатель, и, когда пробка выскочит ­­– такт сжатия найден.
  2. Совмещают длинную метку на передней крышке двигателя с меткой на шкиве коленвала. Длинная метка показывает нулевой угол опережения.
  3. Бегунок трамблера при этом должен быть строго перпендикулярен головке блока цилиндров.
  4. Cвечу подключают к проводу 4 цилиндра и устанавливают на массу так, чтобы было видно наличие искры.
  5. Проворачивают коленвал на четверть оборота против часовой стрелки.
  6. Включают зажигание и проворачивают коленвал до появления искры на свече.
  7. Контролируют положение коленвала относительно меток.

При необходимости корректируют угол опережения поворотом трамблера так, чтобы искра проскочила в пределах между длинной и средней меткой.


После этого проводится проверка угла установки зажигания на ходу. На прогретой шестерке выезжают на ровный участок дороги и на четвертой передаче разгоняются до 40 км/ч. При этом резко нажимают на педаль акселератора. При правильно установленном зажигании двигатель должен детонировать на протяжении нескольких секунд, после этого продолжить разгон. Если детонация не прекращается, значит зажигание слишком раннее, если мотор не детонирует вообще, характерный стук поршневых пальцев отсутствует, значит, зажигание позднее. Корректировку зажигания можно проводить стробоскопом, но на контактной системе можно обойтись вышеописанным способом или вместо искры ориентироваться на контрольную лампу, подключенную в разрыв контактов на распределителе зажигания.

  • Новости
  • Практикум

ГИБДД оштрафовала россиянина, переделавшего Ладу в Мустанг

Внимание полицейских привлекли фотографии необычного «Мустанга» в социальных сетях. После того, как снимки стали популярными, инспекторы ГИБДД установили владельца транспортного средства и пригласили его для беседы в подразделение, сообщает УГИБДД по Омской области. В ходе проверки было установлено, что 24-летний омич внёс в конструкцию автомобиля следующие изменения: установил...

Volkswagen купил акции американского производителя грузовиков

Грузовое подразделение Volkswagen Truck & Bus объединяет фирмы MAN, Scania, а также бразильскую Volkswagen Caminhões e Ônibus. Теперь же немецкий концерн планирует выйти на рынок США, для чего за $256 млн и приобретается пакет акций Navistar International Corp. Отметим, что производитель грузовиков и автобусов является правопреемником компании...

BMW официально представила новый седан 5-й серии

По сравнению с предшественником новая BMW 5-й серии на 30,5 мм длиннее, 6 мм шире и 2 мм выше. Размеры новинки: 4935 х 1868 х 1466 мм. При этом колёсная база автомобиля увеличилась на 7 мм до 2975 мм. В основе седана нового поколения лежит модульная архитектура CLAR. ...

В Европе могут свернуть продажи дизельных Renault

Корпорация Renault считает, что дальнейшее ужесточение экологических стандартов и методов тестирования увеличит стоимость дизельных технологий настолько, что такие автомобили станут слишком дорогими и, соответственно, перестанут пользоваться спросом. Как сообщает агентство Reuters, такого мнения, в частности, придерживается директор Renault по конкурентоспособности Тьерри Боллоре. Отмечается, что дизельные двигатели сами...

Раскрыты первые подробности о гиперкаре Mercedes-AMG

В настоящее время проектирование этого автомобиля близко к завершению и ожидается, что предсерийный прототип будет показан уже в следующем году. При производстве гиперкара будут максимально использоваться гоночные технологии, применяемые при разработке и изготовлении болидов Формулы-1. В частности, спорткар получит силовую установку от формульного болида Mercedes-AMG W07 - 1,6-литровый шестицилиндровый би-турбомотор, два...

Mercedes-Benz зарегистрировал новую марку

Как сообщает британское издание Auto Express, новый суббренд получит имя MEQ. Соответствующая торговая марка уже была зарегистрирована немецким производителем. Помимо собственно названия марки, Mercedes-Benz зарегистрировал также всевозможные буквенные индексы - от EQA и EQB до EQX. Предполагается, что данные обозначения будут использоваться для наименования моделей новой...

Новая Нива получит гибридный мотор

В 2012 году Минпромторг объявил тендер на разработку гибридных автомобилей, притом обязательным условием было наличие турбомотора. АвтоВАЗ, выиграв контракт на создание гибридомобиля В-класса, получил 500 миллионов руб-лей (!) из бюджета и столько же вложил из собственных средств. Результатом работы стали гибридная «Гранта» и новый турбомотор. ...

Volkswagen получил Шнобелевскую премию

Пародийная награда за самые сомнительные достижения науки, известная как Шнобелевская премия (Ig Nobel Prize), была вручена в Гарвардском университете в США, сообщает «Интерфакс». Компания Volkswagen стала победителем конкурса по химии. Шнобелевская премия была вручена за оборудование, которое снижало уровень вредных выбросов при подключении аппаратуры для тестирования. Именно...

На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?

Уже давно всем понимают, что автомобиль — это не просто средство для передвижения, а показатель статуса в обществе. По машине можно запросто определить к какому классу относится ее владелец. Это относится, как к простому человеку, так и к эстрадным звездам. ...

Какие машины самые безопасные

При принятии решения о приобретении автомобиля в первую очередь многие покупатели обращают внимание на эксплуатационные и технические свойства машины, ее дизайн и прочую атрибутику. При этом не все из них задумываются о безопасности будущего автомобиля. Безусловно, это печально, поскольку зачастую...

Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris

В своих мифах древние греки рассказывали о существе, имеющем голову льва, туловище козы и змею вместо хвоста. «Крылатая Химера была рождена крохотным созданием. При этом она сверкала красотой Аргуса и ужасала уродством Сатира. Это было чудовище из чудовищ». У слова...

Какую машину выбрать женщине или девушке

Автопроизводители выпускают сейчас огромное разнообразие автомобилей, и какие из них женские модели машин, определить удается не всегда. Современный дизайн стер границы между мужскими и женскими моделями автомобилей. И все же, есть некоторые модели, в которых женщины будут смотреться более гармонично, ...

Как выбрать автомобиль напрокат Прокат автомобиля – весьма востребованная услуга. В ней зачастую нуждаются люди, приехавшие в другой город по делам без личного автомобиля; те, кто желает произвести благоприятное впечатление с помощью дорогой машины и т.п. И, разумеется, редкая свадьба...

Тест четырёх седанов: Skoda Octavia, Opel Astra, Peugeot 408 и Kia Cerato

Перед тестом можно смело сказать, что это будет «Трое против одного»: 3 седана и 1 лифтбек; 3 наддувных мотора и 1 атмосферник. Три машины с автоматом и только один – с механикой. Три автомобиля – бренды Европы, и один – ...

Какие машины угоняют чаще всего

К сожалению, количество угнанных машин в России со временем не снижается, только изменяются марки угоняемых авто. Трудно точно определить список самых угоняемых авто, так как каждая страховая компания или статистическое бюро имеют свою информацию. Точные данные ГИБДД о том, какие...

Самая дешевая машина в мире – ТОП-5 2017 года

Кризисы и финансовая ситуация не слишком располагают для покупки нового автомобиля, тем более в 2017 году. Только ездить приходится всем, а покупать автомобиль на вторичном рынке готов не каждый. На то есть индивидуальные причины - кому происхождение не позволяет ездить...

В комплект системы зажигания ВАЗ 2106 входят:

  • катушка зажигания ВАЗ 2106;
  • распределитель;
  • свечи;
  • провода низкого и высокого напряжения и замок.

В качестве дополнения в систему входит реле зажигания ВАЗ.

Компоненты системы зажигания ВАЗ 2106

Ранее на авто устанавливался трамблер марки Р-125Б. Этот узел монтировался на машине совместно с карбюратором маркировки 2103. Трамблер имел в своей конструкции специальный механический корректор, а вакуумный регулятор отсутствовал. На ВАЗ 2106 устанавливаются свечи, относящиеся к типу А17ДВ или же свечи, которые имеют аналогичные технические характеристики.

В конструкции автомобильной системы применен замок типа ВК347, оснащенный противоугонным устройством. На автомобиле используется катушка зажигания типа Б117-А, которая имеет разомкнутый магнитопровод и является маслонаполненной и герметизированной.

Зажигание ВАЗ 2106 является контактным, однако стоит отметить, что иногда встречается и бесконтактный вариант исполнения системы. Контактная система считается более простой в своем устройстве. Контактное зажигание ВАЗ требует регулярного ухода и контроля состояния контактов.

Распределитель

Трамблер предназначен для осуществления прерывания токов с низким напряжением в первичной обмотке и распределения высоковольтных импульсов по свечам. Прерыватель трамблера состоит из кулачка, имеющего четыре выступа, и стойки, на которой расположены контакты, размыкаемые при вращении. На верхнем конце втулки кулачка припаивается опорная планка регулятора опережения с грузами.

Сбоку к трамблеру крепится вакуумный регулятор. В конструкции распределителя предусмотрена установка помехоподавительного резистора. Работа бесконтактной системы основана на использовании датчика распределения электрического импульса. Датчик функционирует на основе использования эффекта Холла. В его состав входят полупроводниковая пластина, специальная микросхема и магнит.

Устройство катушки зажигания и принцип ее работы

Катушка автомобиля является высоковольтным импульсным трансформатором. На сердечник устройства намотан тонкий провод вторичной обмотки. Она содержит 30 тысяч витков. В соответствии со схемой устройства поверх вторичной обмотки расположена первичная, состоящая из толстой проволоки. Обе обмотки одним из своих концов соединяются с аккумулятором авто.

Второй конец первичной обмотки подключен к распределителю. Общая точка соединения обмоток катушки подключается к коммутатору напряжения. Сердечник играет роль усилителя магнитного поля. В момент разрыва цепи во вторичной обмотке наводится высокое напряжение, которое по проводу поступает на свечу для пробоя и образования искры.

Проверка катушки


В процессе проверки работоспособности катушки первое, что нужно сделать — проверить подачу напряжения на нее. Для этой цели включается подача напряжения и после этого осуществляется замер его между клеммой Б+ и массой. Это значение составляет 12 В. Если напряжение не поступает на катушку, то причину его отсутствия следует искать в замке.

В случае присутствия нормального напряжения и отсутствия искры на свечах требуется измерить сопротивление обмоток. Для этого контакты измерительного прибора прикладываются к двум боковым выводам. Для первичной обмотки показатель сопротивления должен составлять 3-4 Ом.

Сопротивление вторичной обмотки — в пределах 7-9 Ом. Катушку нельзя проверять на наличие искры, прислоняя высоковольтный провод к корпусу двигателя, так как в данном случае зазор становится настолько большим, что возросшее сопротивление вызывает пробой обмотки узла, а это ведет к выходу из строя.

Неисправности системы зажигания могут быть вызваны выходом из строя такого узла, как распределитель. В этом узле может возникнуть несколько типов неполадок, которые способны вывести из строя контактное зажигание ВАЗ 2106.

Практически на всех моделях классики традиционно устанавливается стандартная система зажигания контактного типа (КСЗ). Исключением является 21065, где используется бесконтактно-транзисторная схема, в которой разрыв цепи питания первичной обмотки реализован с помощью прерывателя, смонтированного в распределителе. Ниже рассмотрим более подробно, как устроена и работает контактная система зажигания ВАЗ-2106.

Устройство контактной системы зажигания

В конструкцию контактной схемы зажигания включены следующие компоненты:

    замок (выключатель);

    катушка (КЗ);

    прерыватель (МП);

    распределитель (МР);

    регуляторы, центробежный и вакуумный (ЦР и ВР);

    свечи (СЗ);

    высоковольтные провода (ВП).

Катушка зажигания (КЗ) с двумя обмотками позволяет путем преобразования низкого напряжения получать высокий ток.

Механический прерыватель (МП) конструктивно выполнен вместе механическим распределителем (МР) в одном корпусе - трамблере. Он обеспечивает размыкание первичной обмотки КЗ.


Механический распределитель (МР) в виде ротора с контактной крышкой распределяет тока к свечам.

Центробежный регулятор (ЦР) позволяет изменять пропорционально величине оборотов коленвала угол опережения (УОЗ). Конструктивно ЦР выполнен в виде двух грузиков. В процессе вращения они воздействуют на подвижную пластинку, на которой находятся кулачки МП.

Вакуумный регулятор (ВР) выполняет корректировки величины угла опережения (УОЗ) в зависимости от нагрузки. При изменении положения дроссельной заслонки (ДЗ) меняется давление в полости за ДЗ. ВР реагирует на степень разряжения и корректирует величину УОЗ.

Принцип работыи схема контактной системы

Контактная система зажигания ВАЗ-2106 работает по следующей схеме. При замыкании контактов в прерывателе низкий ток поступает в первичную обмотку КЗ. При размыкании контактов индицируется высокий ток во вторичной обмотке КЗ, который по высоковольтным проводам передается сначала на крышку МР, а затем распределяется на свечи.


Увеличение оборотов коленвала приводит к росту скорости вращения ЦР, грузики которого расходятся в стороны под действием центробежных сил. В результате перемещается подвижная пластина, увеличивая УОЗ. Соответственно, при снижении оборотов угол опережения уменьшается.

Контактно транзисторная система зажигания - это модернизированный вариант классической схемы, в котором используется транзисторный коммутатор (ТК), включенный в цепь первичной обмотки КЗ. Такое конструктивное решение позволяет значительно увеличить срок работы контактов трамблера за счет снижения силы тока первичной обмотки.

Проверка системы зажигания ВАЗ-2106

Приготовьте крестовую и плоскую отвертки, контрольную лампу или тестер, резиновые перчатки и пассатижи. Перед тем как проверять контактное зажигание, включите стояночный тормоз или установите колодки под колеса автомобиля.

    Сначала тщательно проверьте целостность всех элементов системы, а также надежность подключения высоковольтных проводов на всех участках. Они должны быть плотно посажены в соответствующие контакты.

    Включите зажигание и проверьте поступление тока в систему. Для этого подключите один провод лампы или тестера к массе, а второй к контакту «+Б» катушки. Лампа должна гореть, а тестер показывать напряжение более 11 В. Выключите зажигание.


    Чтобы протестировать высоковольтный провод, наденьте резиновые перчатки и вытащите из крышки трамблера центральный провод. Установите в наконечник кабеля рабочую свечу, а затем прижмите ее к массе металлической частью. Включением зажигания проверните коленвал. Если при этом на свече есть разряд, то провод исправен. В том случае, когда искры нет, нужно искать причину неисправности в трамблере.

    Чтобы проверить работоспособность трамблера, снимите крышку и осмотрите ее на предмет каких-либо повреждений, а также целостности угольного контакта. При обнаружении дефектов, следует заменить крышку новым аналогом.

    Посмотрите на ротор распределителя. Бегунок не должен иметь никаких повреждений. Иногда корпус ротора может пробивать на массу. Проверьте также работоспособность помехоподавляющего сопротивления, установленного в роторе. При появлении малейших сомнений, рекомендуется заменить ротор.


    После этого необходимо проконтролировать наличие зазора между контактами МП. Сначала установите коленвал с помощью специального ключа в положение, при котором верхний торец кулачка вала трамблера будет находиться точно по центру текстолитовой подушки рычажка вращающего контакта. Замерьте зазор между контактами МП, его заданная величина 0,35-0,4 мм. При необходимости выполните соответствующую регулировку. После этого проверьте величину угла опережения.

    После выполнения вышеперечисленных действий и устранения выявленных неполадок или замены поврежденных компонентов запустите двигатель. Если в этом случае мотор не заработал, попробуйте заменить конденсатор, который находится в прерывателе.

Полезные советы

    Если вышло из строя помехоподавляющее сопротивление, установленное в роторе трамблера, его можно временно заменить пружиной от обычной шариковой ручки.

    Что делать, если в пути обнаружена поломка замка зажигания или обрыв проводки и в итоге питание не поступает к катушке зажигания? В этом случае можно доехать к ближайшему сервисному центру, подключив аварийную подачу питания с помощью дополнительного провода. Один конец его соедините с плюсовой клеммой аккумулятора, а второй с клеммой «+Б» катушки. Однако при этом следите, чтобы не было искрения. Если появляются сильные искровые разряды, сразу отключите провод. Значит, проблема с проводкой и этот вариант не подойдет.

Модификационный ряд семейства ВАЗ 2106 включает:

  • ВАЗ 2106, 21065-00 – оснащались двигателем модели 2106;
  • 21061, 21065-01 – комплектовались мотором модели 2103;
  • 21063 – имелся двигатель от 21011.
  • Автомобиль марки 21065 - вариант «люкс» данного семейства. Он имеет следующие отличия от модели 2106: комплектуются пятиступенчатой коробкой передач и главной передачей с передаточным числом 3,9. Часть автомобилей оснащались карбюратором типа «Солекс» и бесконтактной системой зажигания. Электрооборудование автомобиля дополнено электрообогреваемым задним стеклом, галогеновыми фарами и противотуманным задним фонарем. Кузов видоизменен: обновлена обивка и подголовники сидений; машина дополнена бамперами модели 2105. Запчасти для представленных транспортных средств есть везде. Помимо этого, своеобразной «новинкой» является , так сказать, веяния 21 века дают о себя знать. Благодаря этому, техническое обслуживание автомобиля и его ремонт не являются большой проблемой.

Схема зажигания ВАЗ 2106

включает распределитель зажигания, катушку, свечи, замок и проводы низкого и высокого напряжения. Схема подключения ВАЗ 2106 этой системы автомобиля представлена на фото.

  1. До 1980 г. машины данной марки комплектовались распределителем Р-125Б. Он устанавливался совместно с карбюраторами типа 2103. Данный распределитель имел механический октан-корректор, с помощью которого можно было несколько изменять угол опережения зажигания, однако, в то же время, отсутствовал специальный вакуумный регулятор. После 1980 года, когда двигатели комплектовались карбюраторами 2107-1107010-20 («Озон»), стали использовать распределитель 30.3706, который имел вакуумный регулятор опережения зажигания.
  2. Применяемая катушка относилась к типу Б117-А. Присутствовал разомкнутый магнитопровод. Устройство маслонаполненное, герметизированное.
  3. Использовались свечи типа А17ДВ или подобные им, но зарубежного производства.
  4. Автомобили оснащались замком ВК347, который имел противоугонное устройство. Он работает следующим образом: когда ключ вынимается (из положения III «Стоянка»), из корпуса выключателя особым образом выдвигается запорный стержень. Он входит в паз вала руля и, таким образом, происходит блокировка вала.

Рекомендуется постоянно возить с собой, если вы хозяин автомобиля 2106, конденсатор распределителя зажигания и катушку зажигания. Вероятность их выхода из строя достаточно велика, заменить или отремонтировать их с помощью каких-то других устройств - невозможно.

Если повредить катушку или конденсатор, двигатель запустить будет невозможно, а вот заменить вышедшие из строя приборы весьма просто. Например, замок зажигания (представлено на видео). Если возникнет крайняя необходимость, их можно заменить подобными устройствами с других моделей автомобилей.

Схема электрооборудования ВАЗ 2106


Схема электрооборудования ВАЗ 2106 – это детальный «план», на основании которого работает вся система электрических соединений автомобиля. Она состоит из:

1 - передних фонарей; 2 - боковых указателей поворота; 3 - аккумулятора;4 - реле от контрольной лампы аккумуляторного заряда; 5 – реле, с помощью которого включаются ближний свет фар; 6 - реле для дальнего света фар; 7 – автомобильный стартер; 8 - генератор; 9 – осветительные приборы (фары) дальнего света; 10 - приборы ближнего света; 11 – датчик, с помощью которого производится включение электродвигателя вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора СОД (системы охлаждения двигателя); 13 – клаксон (звуковой сигнал); 14 - катушка зажигания; 15 – зажигательный распределитель; 16 - свечи зажигания; 17 – карбюраторный электромагнитный клапан; 18 – датчик, который показывает температуру охлаждающей жидкости; 19 - подкапотная лампа; 20 – автомобильный выключатель света заднего хода; 21 – датчик, показывающий уровень давления масла; 22 - датчик давления масла; 23 - датчик от контрольной лампы, указывающий уровень тормозной жидкости; 24 – электродвигатель, который используется очистителем ветрового стекла; 25 - коммутатор (комплектуется, если применяется бесконтактная система зажигания); 26 – электродвигатель от омывателя ветрового стекла; 27 - реле электродвигателя вентилятора; 28 – машинный регулятор напряжения; 29 – специальное реле-прерыватель очистителя ветрового стекла; 30 – специальный дополнительный блок предохранителей; 31 - главный блок предохранителей; 32 - реле-прерыватель автомобильной аварийной сигнализации и соответствующих указателей поворота; 33 – реле, с помощью которого происходит включение обогревателя заднего стекла; 34 - выключатель стоп-сигнала; 35 – особая штепсельная розетка для транспортной персональной лампы (с 2000г. не устанавливается); 36 – специальный добавочный резистор автомобильного электродвигателя отопителя; 37 – электродвигатель, без которого невозможна работа отопителя; 38 – обязательный переключатель электродвигателя отопителя; 39 – машинные часы; 40 – лампа, которая освещает вещевой ящик; 41 - автоприкуриватель; 42 - выключатель аварийной сигнализации; 43 – специальный регулятор освещения транспортных приборов; 44 - контрольная лампа, которая символизирует недостаточный уровень тормозной жидкости; 45 – световой переключатель фар, звуковых сигналов и указателей поворота; 46 - выключатель зажигания автомобиля; 47 - выключатель машинного обогревателя заднего стекла; 48 - выключатель заднего противотуманного фонаря автомобиля; 49 - выключатель наружного освещения ВАЗ 2106; 50 - выключатели дверных плафонов (передние стойки); 51 - электродвигатель электростеклоподъемника (им комплектуются некторые из выпускаемых транспортных средств); 52 - выключатели дверных плафонов (задние стойки); 53 - выключатель контрольной лампы автомобильного стояночного тормоза; 54 – плафоны, производящие освещение салона; 55 - указатель уровня топлива в машине, который имеет контрольную лампу резерва; 56 - указатель температурного состояния охлаждающей жидкости; 57 - указатель давления масла, оснащенный контрольной лампой недостаточности давления; 58 – автомобильный тахометр; 59 - контрольная лампа (КЛ) стояночного тормоза; 60 – КЛ заряда аккумулятора; 61 - КЛ карбюраторной воздушной заслонки; 62 - КЛ габаритного света; 63 - КЛ поворотных указателей; 64 - КЛ дальнего света фар; 65 - автоспидометр; 66 - выключатель КЛ карбюраторной воздушной заслонки; 67 – «леводверный» переключатель электродвигателя электростеклоподъемника; 68 – автомобильное реле электростеклоподъемников; 69 – «правоверный» переключатель электродвигателя электростеклоподъемника; 70 - задние транспортные фонари; 71 – фонари, которые освещают номерные знаки; 72 – датчик, показывающий уровень и резерв топлива; 73 - обогреватель заднего стекла; 74 – лампа, с помощью которой производится освещение багажника; 75 - задний транспортный противотуманный фонарь.

Схема предохранителей ВАЗ 2106


Схема предохранителей ВАЗ 2106 - одна из самых простейших. Она представляет две линейки с автомобильными предохранителями. Конструкция эта крепится двумя гайками к корпусу машины. Если необходимо снять линейку предохранителей, придется отключить аккумулятор. Недостатки подобной в его неудобных крышках.

Главным недостатком является то, что вследствие разгибающихся лапок контакт иногда пропадает. А в некоторых случаях, в следствие плохого контакта, происходит нагревание предохранителя и, в итоге, пластмассовая линейка плавиться. Данный недостаток легко можно исправить, если заменить блок под вилко-образные предохранители. Займет это 10 минут, но в будущем, благодаря такому « », вы избавитесь от различных хлопот, которые связаны с электричеством.