Электрооборудование

Проект по экологии в доу посадка цветов. Проект «Цветы» (средняя группа)

Проект по экологии в доу посадка цветов. Проект «Цветы» (средняя группа)

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Цветочки»

Актуальность реализации проекта:
Мир вокруг нас так многообразен и прекрасен. Мы должны беречь его, чтобы иметь возможность наслаждаться его красотой как можно дольше. Дети, к сожалению, е умеют созерцать… Видя яркие одуванчики, они спешат нарвать целый букет. И так спешит сделать каждый малыш. К сожалению, цветы вянут и ребёнок их выкидывает. С каждым сорванным цветком, окружающая нас природа теряет частичку своей красоты. Задача взрослых - научить детей беречь окружающую природу, беречь каждую травинку и видеть прекрасное даже во внезрачном на первый взгляд цветке.
Цель: расширить представление детей о цветах, растущих в черте города и его окрестностях, создать условия для повышения творческой активности детей.
Задачи:
Воспитательная:
воспитывать у детей любовь к родному краю и бережное отношение к окружающей природе, показать воспитанникам красоту цветов Уральской природы.
Обучающая:
формировать у детей представление о полевых цветах, расширять знания о природе родного края, разнообразии произрастающих цветов, учить видеть прекрасное рядом с собой, проявлять заботу о растения, учить не рвать их охапками; познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования научить новым способам рисования
Развивающая:
развивать творческие способности детей через различные виды творческой деятельности, любознательность, наблюдательность.
Автор проекта: Останина В.А.-воспитатель.
Тип проекта:
информационно-исследовательский, творческий.
Вид проекта: групповой.
Проблема:
Воспитанники во время прогулок часто рвут цветы большими охапками, а потом бросают их за ненадобностью, не задумываясь о том, что они растут для того, чтобы радовать нас своими красками.
Ожидаемые результаты: приобретение детьми новых знаний о цветах, воспитание бережного отношения к окружающей природе, умения видеть прекрасное у себя под ногами, овладение детьми новыми видами творческой деятельности.
Место проведения: МДОУ ДС КВ «Радуга» СП «Серебряное копытце».
Сроки проведения: С 4 июля по 15 июля.
Режим работы: во время и вне занятий.
Количество участников проекта:
Воспитатель: Останина В.А, дети-16 чел.
Возраст детей:
3-4 года.
Форма проведения:
Игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов, обсуждение пословиц, выполнение коллективной работы «Корзина ромашек», творческая деятельность: лепка из пластилина «Цветики-цветочки», «Божья ковки - подружки цветочков», рисование методом тычка «Одуванчик», рисование карандашами «На полянке».
Материал и оборудование: Стихи, пословицы, веночки с цветочками, музыкальная аппаратура, диск с подборками детских песен, ромашка большая, корзинка, мелки цветные, бумага, гуашь, мелки восковые, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Полевые цветы», подборка детских книг о растениях (для выставки в группе), набор фотографий, картинок «Природа родного края»

1 этап. Подготовительный.

* Ознакомление детей и родителей с темой проекта.
* Постановка цели.
* Работа по подбору материалов для успешной реализации проекта.
* Составление плана основного этапа проекта.
* Постановка проблемы:
Утром на прогулке внимательно рассмотреть травы и цветы, растущие около детского сада.
-Назовите, какие цветы вы знаете? – Как вы думаете, их кто-то посадил?
-Какие ещё дико растущие цветы вы знаете? Назовите.
-Где вы видели ещё красивые цветы? - Как нужно относиться к цветам?

2 этап. Основной.

Организация деятельности проекта.
2.1. Игровая деятельность.
*** Игра «Кто дальше?»
Ход игры: дети играют по 2-3 человека. Ребята встают на одной линии и называя цветок, ребёнок делает шаг вперёд. Если игрок не может вспомнить название цветка - он пропускает ход. Побеждает тот, кто окажется впереди всех.
*** Подвижная игра «Бабочки - цветочки».
Материалы: муз центр, веночки с цветочками.
Ход игры: Дети делятся на две команды: бабочки и цветочки. Детям играющим роль цветочков можно одеть веночки с цветочками. Пока играет спокойная музыка, «цветочки» гуляют по лужайке, когда музыка заканчивается, цветочки приседают. Под более динамичную музыку вылетают «бабочки», имитируя руками взмахи крыльев. Когда музыка заканчивается, каждая бабочка должна присесть около цветочка. Игра повторяется несколько раз.
*** Игра «Мяч по кругу»
Материалы: мяч.
Ход игры: Дети встают в круг и перекидывают мяч друг другу, называя цветок, если ребёнок не может вспомнить название цветка, он выбывает из игры.
*** Игра «Составь букет»
Материалы: два мольберта, части цветка в вазе на магнитах (9 частей), 2 подноса.
Ход игры: дети делятся на 2 команды по 9 человек, строятся на одном расстоянии от мольбертов. По команде воспитателя, дети по одному подбегают к мольберту и прикрепляют по одной детали: 1 игрок - вазу, 2 игрок – стебельки, 3 игрок- листочек, 4 игрок- листочек, 5, 6, 7, 8, 9 игрок – по одному цветочку.
*** Дидактические игры: «Части цветка», «Чей лепесток», «Подбери по цвету», «Оформи клумбу», «Собери букет», «На земле, в горах, на воде», «Что прибавилось», «Четвёртый лишний».
*** Словесные игры: «Угадай по цвету», «Игра в слова», «Исправь ошибку», «Подскажи словечко», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать».
*** Сюжетно-ролевая игра «Летняя прогулка по лугу»
Цель: закрепить знания детей о цветах, их названии, месте произростания.

2.2. Художественно-речевая деятельность.
*** Чтение и заучивание стихов:
- А.К. Толстой. «Колокольчики».
- А. Плещеев. «Весёлое лето».
- Е. Серова «Колокольчик», «Ландыш», «Незабудки».
- Е. Благинина. «Одуванчик».
- Т. А. Шорыгина. «Украшение земли»
- Т.А. Шорыгина. «Ромашки-близняшки»
- Т. А. Шорыгина. «Пёстрый веер луга»
- Т.А. Шорыгина. «Василёк» и др.

*** Чтение рассказов:
- Н. Павлова. «Жёлтый, белый и лиловый»
- М. Пришвин «Золотой луг»

*** Беседы: «Что я видел на лугу», «Какие цветы нравятся моей маме», «Есть ли польза от цветов», «Каждой букашке полезен цветок».

*** Чтение пословиц и поговорок о цветах, загадки.
См. приложение №3.
*** Пальчиковые игры: «Цветочек», «Солнце», «Травка», «Цветочек», «Лето», «Солнышко и дождик».
Смотри приложение №2.

*** Музыкальная деятельность.
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
- Прослушивание и разучивание песен о цветах.

2.3. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, познакомить с нетрадиционными способами рисования, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
- Коллективная работа «Корзина ромашек»,
- Рисование методом «тычка» «Одуванчик»;
- Рисование ладошами «Цветики-цветочки»;
-Рисование мелками «На лугу»;
- Раскрашивание ватными палочками «Бабочка на цветке».

2.4. Выставка книг, фотографий и иллюстраций «Такие разные цветы»
Цель: привлечь внимание к разнообразию цветов, показать их ценность и значимость для жизни человека и других живых существ, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

2.5. Акция «Пусть прогулка станет ярче»
(озеленение участка Детского сада).
Цель: привлечь родителей к оказанию помощи в озеленении участка для прогулок детей.

3 этап. Заключительный.

Выставка книг, фотографий и иллюстраций «Такие разные цветы»
Организация в группе выставки детских работ "Цветики-цветочки"

Используемая литература.

Белкина В.Н., Васильева Н. Н., и др. «Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», 2008.
Денисова Г. А. «Удивительный мир растений».- М.: Просвещение, 2012.
Коноваленко В. В. Коноваленко С.В. «Развитие связной речи по теме «Лето». Сценарии игр и развлечений в летний период.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
Михайлова М. А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы.» - Ярославль: «Академия развития», 2008.
Ульева Е. А. «Пальчиковые игры для детей 3-7 лет». Пособие для педагогов и родителей.- м.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Шорыгина Т. А. «Травы. Какие они?» Книга для воспитателей.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
Шорыгина Т. А. «Цветы. Какие они?».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

Приложение 1. Стихи для чтения и заучивания.

Благинина Е.А.
Носит одуванчик белый сарафанчик.
Подрастёт нарядится в жёлтенькое платьице.

Плещеев А. «Весёлое лето»
Весёлое лето, всем дорого ты.
В лугах ароматных пестреют цветы.
А в рощице пташек звенят голоса;
Их песни хвалою летят к небесам.
Блестящие мошки кружатся толпой-
И солнышко шлёт им свой луч золотой.

Шорыгина Т. А. «Украшение Земли»
Я иду по цветущему лугу, Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго, И мне чудятся их голоса-
Они шепчут: «Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца - отрада,
Украшенье родимой земли!»

Шорыгина Т. А. «Василёк»
Ты скажи, полевой цветок, скажи,
Ты зачем, василёк, расцветаешь во ржи?
Я затем расцветаю во ржи золотой, Чтоб украсить её синевою густой.

Шорыгина Т. А. «Расскажи – ка нам, вьюнок»
Расскажи-ка нам, вьюнок,
Как вскарабкаться ты смог
На высокую ограду
Нашего большого сада?
- Я старался, я трудился,
Вкруг ограды я обвился,
Поднимался я всё выше-
Выше сливы, выше вишен,
Сплош ограду я увил
И цветы свои раскрыл.

Шорыгина Т. А. «Розовые колокольчики»
Есть у меня тропинка заветная,
Вьётся в кустах никому не приметная, стелются травы густые у ног,
Старый забор обвивает вьюнок.
В детстве мы звали вьюнок грамофончиком,
То розоваты его колокольчики,
То лиловатые, как аметист.
Дивный цветок и красив и душист!

Шорыгина Т. А. «Малиновое лето»
Украшают светлую поляну
Пышные высокие султаны
Сочного, малинового цвета-
Иван-чай цветёт в начале лета.
Оттого и называем лето
Ласково малиновым и красным,
Что в лугах горят цветов букеты
Летним днём сияющим и ясным.

Шорыгина Т. А. «Пёстрый веер луга»
Луг раскинул пёстрый веер около реки.
Кисти иван-чая, клевер, будто огоньки.
Шмель из норки вылетает, весело гудит.
Запах клевера вдыхает и к цветам летит.
Нежно травка луговая смотрит на шмеля.
Улыбается живая матушка-земля.

Шорыгина Т. А. «Цветочные часы»
У реки зелёный луг одуванчики вокруг
Росами умылись, дружно приоткрылись.
Как фонарики горят, нам с тобою говорят:
«На часах ровно пять, можете ещё поспать!»

Шорыгина Т. А. «Одуванчик»
Ярко – жёлтый одуванчик!
Ты зачем сменил кафтанчик?
Был красивым, молодым, стал как дедушка, седым!

Шорыгина Т. А. «Ромашка»
Как ромашка ты мила! Твоя кофточка бела,
Воротник золотой, на нас смотришь с добротой!

Шорыгина Т. А. «Ромашки-двойняшки»
Песенка иволги весело льётся.
В каждой росинке солнце смеётся.
А на полянке сёстры ромашки,
Словно двойняшки в белых рубашках.

Приложение 2. Пальчиковая гимнастика.

«Солнышко»

Один весёлый пальчик вышел погулять.
(Показываем один палец)
Солнышко на улице начало сиять.
Два весёлых пальчика вышли погулять.
(Показываем два пальца)
Солнышко на улице начало сиять.
Три весёлых пальчика вышли погулять.
(Показываем три пальца)
Солнышко на улице начало сиять.
Четыре дружных пальчика вышли погулять.
(Показываем четыре пальца)
Солнышко на улице начало сиять.
Пять весёлых пальчиков вышли погулять.
(Показываем пять пальцев)

Четыре дружных пальчика остались там гулять.
(Показываем четыре пальца)
Солнышко на улице спряталось опять.
Три весёлых пальчика остались там гулять.
(Показываем три пальца)
Солнышко на улице спряталось опять.
Два весёлых пальчика остались там гулять.
(Показываем два пальца)
Солнышко на улице спряталось опять.
Один весёлый пальчик остался там гулять.
(Показываем один палец)
Солнышко на улице спряталось опять.
Ноль весёлых пальчиков осталось там гулять.
(Сжимаем в кулачок)
"Травка".
Если дождик поливает,
Наша травка вырастает. (Пальцы на двух руках постепенно разгибаются)
Если ветер завывает, (Дуем на пальцы)
Нашу травку он качает. (Наклоняем руки с растопыренными пальцами)
Гром гремит и всех пугает, (Стучим кулачками друг об друга)
Нашу травку наклоняет. (Постепенно сгибаем пальцы)
А садовник- чик-чик-чик! (Изображаем ножницы)
Нашу травку он подстриг! (Показываем кулачки)
"Солнце".
Солнце поднимается. (Поднимаем правую руку, сложив в кулачок)
Пальцы просыпаются (Постепенно разгибаем пальцы)
Вместе по порядку (Энергично разгибаем и сгибаем пальцы)
Делают зарядку.
Пальцы мы водой польём, (Трясём опущенной левой рукой над
Над растопыренной правой)
А потом её встряхнём. (Встряхиваем обеими кистями)
Поскакали (Пальцы прыгают на коленях)
Поплясали (Фонарики)
И конечно же устали! (Медленно опускаем руки на колени)
Солнышко садится
Спать велит ложится.
Пальцы засыпают, (Медленно сжимаем руки в кулачки)
Глазки закрывают.
"Цветочек" .
Вот цветочек вырастает. (Медленно поднимаем правую руку в кулачке)
Лепесточки раскрывает. (Раскрываем кулачок)
Над цветочком пчела летит (Левую кисть в щепоть и круговыми движениями вокруг цветка)
И тихонечко жужжит,
Собирает сладкий сок - (Пощипываем правую ладонь)
Угощяйся, мой дружок!
Цветочек и пчела.
Сжимаем левый кулак. Правой рукой разжимаем пальцы по одному.
Эй, цветочек, мой цветочек,
Открывай свой лепесточек!
Лепесточек наш открыт.
А внутри пчела сидит. (Складываем правую кисть в щепоть и кружим над цветком)
Ж-ж-ж!
"Дождик".
Кончиками пальцев стучим по ножкам.
Дождик капает из тучки,
Дождик каплет на дорожки.
Подрастайте, наши ручки! (Гладим руки)
Подрастайте, наши ножки! (Гладим ноги)
Первый скоро подрастёт, (Тянем за каждый палец по очереди)
И второй не отстаёт.
Третий подрастает, четвёртый догоняет.
Пятый стал совсем большой,
Подрастает и шестой.
А седьмой, седьмой, седьмой,
Станет больше чем восьмой!
А потом девятый
Станет выше брата.
Дождик всё сильней, сильней! (Трясём кистями рук)
Наши пальцы всё длинней! (Растопыриваем пальцы, поднимаем вверх)
"Лето".
Сгибаем пальцы по одному на каждый счёт.
Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растёт трава.
Три – ромашки, посмотри!
А четыре- это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идёт,
Землянику нам несёт.
Десять – всё в листву одето.
Вот за что люблю я лето!
"Солнышко и дождик".
Прилетела тучка. (Двигаем ладонь, это тучка)
Спрятались ромашки. (Раскрытые ладошки сжимаем и прячем)
Падают дождинки (Кончиками пальцев касаемся лица)
На детские мордашки.
И на лбу и на щеках, на носу и на ушах.
Выглянуло солнышко, (Поднимаем ладонь с растоп. пальцами)
Расцвели ромашки (Поднимаем руки сжатые в кулачок, раскрываем)
Прыгают веснушки (кончиками пальцев касаемся лица)
На детские мордашки:
И на лбу и на щеках,
На носу и на ушах.

Наталья Алябьева

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы это не только красота, но и часть живой природы.

Цветы – сама жизнь

Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Проекты, на мой взгляд, - одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно – образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «Бал цветов».

Участники проекта – дети, педагоги, и родители.

На начало работы по проекту была проведено исследование. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и комнатные растения). Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за растениями.

Актуальность проекта

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Цель проекта:

Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.

Для реализации цели были выделены следующие задачи:

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

2. Упражняться в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые.

3. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.

4. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

5. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

6. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому

Исходя из намеченных задач предполагаемый результат работы

Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека

Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту

Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе)

Для этого разработаны этапы проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительный

Перспективный

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

Подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

Подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

Адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

Разработано содержание образовательной деятельности разных видов,

Целевые прогулки по территории детского сада;

Подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты;

Считаю, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, я постаралась создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделили на небольшие мини-центры:

Уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений.

Центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей:

Центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;

Книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки;

Игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.

На втором (деятельном) этапе родители принимали участие в выставке поделок на тему: «Цветы вокруг нас». Совместная работа пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом.

Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы проводили с детьми игры «Собери цветы в вазу», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Разрезные картинки» и другие.

Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строение цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов.

В процессе наблюдения знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр., строением и другими характерными особенностями.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.

Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию. Беседы «Красота спасет мир», «Насекомые и цветы», «Берегите природу». Оформлены альбомы «Садовые и полевые цветы», «Луговые цветы», «Комнатные растения».

Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

Чтение художественной литературы.

Потешки «Травка - муравка», «божья коровка», «дождик, дождик пуще…».

Произведения А. Босев «Дождь», Н. Николаенко «Кто рассыпал колокольчики», Е. Серова «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»).

Заучивание стихотворений «Что такое лето?» М. Ивенсен, «Рисуем лето» Е. Соколова, «Лето» В. Шуграева, «Пчелка» Н. Мигунова.

Слушание. «Подснежники» муз. В Калинникова, «Дождик и радуга» муз. С. Прокофьева, «Со вьюном я хожу» рус. нар. песня.

Пение. «Я иду с цветами» муз. Е. Тиличеевой, «Дождик» рус. нар. закличка.

Песенное творчество. «Закличка солнца» И. Лазарева, «Цветики».

Музыкально - ритмические движения. «Упражнения с цветами» муз. А. Жилина.

Хороводы и пляски. Танец с цветами под русскую народную плясовую мелодию; танец кузнечиков «Кузнечики»; хороводная игра «Цветы».

В группе прошла выставка детского творчества «Цветы».

Работа с родителями.

Оформление выставки поделок «Цветы вокруг нас»,

Оформление фото – альбома «Дети и цветы»,

Изготовление атрибутов к проведению игры «Цветы вокруг нас» (шапочки цветов и кузнечиков).

Заключительный этап – защита проекта «Цветы вокруг нас».

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!

Приложение 1

Дидактические игры для детей

1. Дидактическая игра: «Отгадай!». Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.

2. Дидактическая игра: «Рисуем картину». Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину.

3. Дидактическая игра: «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.

Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.

Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

4. Дидактическая игра: «Собери букет». Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

Например:

У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.

5. Дидактическая игра: «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».

Например:

Цветы – цветочки.

Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

Приложение 2

Загадки для детей

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: Цветы.

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

Ответ: Ромашка.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Ответ: Подснежник.

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Ответ: Мак.

Вырос он под солнцем жгучим

Толстым, сочным и колючим.

Ответ: Кактус.

Золотое решето,

черных домиков полно.

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

Ответ: Подсолнух.

Над лугом парашютики,

Качаются на прутике.

Ответ: Одуванчики.

Приложение 3 (Фото)

Выставка альбомов

Дидактическая игра «Составь цветок»


Дидактическая игра «Собери цветок из геометрических фигур»



Выставка поделок «Цветы вокруг нас»


Выставка детского творчества «Цветы»




Рисование мелками «Цветы»




Наблюдение методом фотографирования



Посадка цветов





Исполнение песни «Цветики»


Чтение стихотворения «Лилия»


Упражнение с цветами


Игра «Кто быстрее соберет цветик –семицветик»



Хороводная игра «Цветы»


Танец «Кузнечики»


Игра «Раз, два, три – цветок свой найди!»



Чтение стихотворения (по методике «расскажи стихи руками») «Заботливое солнышко»





Обоснование необходимости разработки экологического проекта

«Цветы вокруг нас»

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Воспитание у дошкольников осознанного – бережного отношения к природному миру, чувство взаимопомощи, сотворчества, инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип интеграции образовательных областей. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам. Поэтому в основе проекта лежит интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка

Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.. Участие в экологических акциях, субботниках, в благоустройстве территории, её озеленении - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы это не только красота, но и часть живой природы. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Актуальность проекта

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Цветы – сама жизнь.

Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан познавательно-исследовательский- творческий проект «Цветы вокруг нас».

Цель: Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного мира, развитие экологического и эстетического воспитания детей, их творческих способностей.

Задачи:

    дать понятие, что такое цветок;

    учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

    познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством;

    учить детей правильно сажать и выращивать цветы;

    отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых;

    развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства;

    развивать умение сравнивать и анализировать;

    развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

    развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках, пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных;

    воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них;

    воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;

Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Вид проекта: познавательно- творческо- исследовательский.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий индивидуальный (совместно с родителями).

Участники проекта:

    воспитатель;

    дети подготовительной к школе группы от 6 до 7 лет;

    родители.

Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле?»

Методы проекта:

    исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

    самостоятельное наблюдение;

    коллективное наблюдение;

    наглядные: театральное представление, словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, словесные инструкции;

    технология моделирования;

    релаксация;

    аромотерапия;

    слушание музыки.

Формы организации проекта:

    познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

    экскурсии;

    дидактические игры;

    трудовая деятельность детей;

    экологические викторины.

Ресурсное обеспечение проекта:

    уголок природы в группе, цветник на участке детского сада;

    методический инструментарий;

Материально – техническое обеспечение проекта:

    компьютер;

    фотоаппарат;

    канцелярские принадлежности;

    фонотека;

    посуда для экспериментов (колбы, горшочки, баночки, индивидуальные блюдца для экспериментов);

    календарь песочные часы;

    пластмассовые ножи для опытов;

    салфетки;

    садово – огородный инвентарь;

    рассадники;

    спортивный инвентарь.

Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

б) настольно-печатные игры;

в) дидактические игры по экологии;

г) библиотечка юного цветовода часы;

д) альбом « легенды о цветах»;

Сроки реализации проекта: март - апрель

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами сбор семян). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Новизна экологического проекта состоит в том, что для реализации данного проекта воспитатель использует интеграцию образовательных областей, согласно требованиям ФГТ, использование информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Этапы реализации проекта

Период

Мероприятия:

Ответственные

I . Подготовительный этап

Март

1 неделя

    Сбор и анализ литературы по данной теме;

    Разработка плана реализации проекта;

    Разработка дидактических игр, пособий;

    Подборка иллюстративного материала;

    Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;

    Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме;

    Подготовка утилизированного материала, материала для изобразительной деятельности;

    Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям;

    Приобретение семян цветов;

    Задания родителям по подготовке мини-проектов о цветах;

    Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме проекта.

Воспитатель родители

II. Основной этап

Март

2-4 недели

Апрель

1 неделя

2 неделя

    Беседа «Цветы – краса земли», «Почему их так назвали», «Цветочные сны», «Цветы – талисманы»;

    Занятие «Путешествие в царство комнатных растений», «Красная книга Мордовии растения»

    Экскурсия в парк, цветочный магазин;

    Цель: знакомство с цветами моего края;

    Загадывание загадок, ребусов;

    Заучивание и чтение стихотворений;

    Чтение художественной, познавательной литературы;

    Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»;

    Занятие «Растения лечат» (дать представление о лекарственных растениях; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и; обогащать словарь);

    Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов;

    Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты);

    Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок);

    Дидактическая игра «найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений);

    Занятие «комнатные растения уголка природы» (закрепить Знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями);

    Беседа «красота спасет мир», (в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окружающем мире);

    Занятие «Одуванчик и растения луга»

    Подвижные игры;

    Слушание музыки. Цель: формирование основ музыкальной культуры детей. Произведения: Ю. Антонов “ Не рвите цветы”, В.Моцарт “Цветы”, П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”, Ю. Чичков “Волшебный цветок”, “Это называется природа”, М. Протасов “Одуванчики”.

Опыты и исследовательско - поисковая деятельность:

    Если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает;

    Где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей);

    Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «букеты цветов»;

    Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах;

    В каких случаях дома дарят цветы?

Трудовая деятельность на участке, в группе – посадка цветов, уход за ними.

Работа с родителями:

    Консультация «Ребенок и природа (основы безопасности детей дошкольного возраста)».

    Консультация «Цветы для мамы» из серии «Вместе с детьми».

    Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать осенью?)».

Художественно-творческая деятельность:

а) Активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»;

б) Изготовление цветов из бумаги;

в) Рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы:

г) Принимать участие в выставках в детском саду;

д) Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Букеты для мам» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам);

е)Портрет “ Растение улыбается”;

ж) Лепка барельефа “Цветок-это чудо”;

Картотека дидактических игр:

    «Цветок – твой талисман»;

    «Угадай цветок по описанию»;

    «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;

    «Собери цветок из геометрических фигур»;

    «Укрась цветами ковер»;

    «Посади луговые и садовые цветки»;

    «Назови лишний цветок»;

    День поэзии «Красивый цветок» (развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам);

    Вечер загадок «Загадки лесной феи»;

    Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев);

Работа с родителями:

    Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».

    Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми».

Воспитатель

3 неделя

    Защита детьми мини-проектов (совместно с родителями);

    Оформление фотоальбома «Дети и цветы»;

    Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»;

III. Заключительный этап

4 неделя

    Открытое занятие «Цветы вокруг нас»;

    Викторина с детьми и родителями «Знатоки цветов»;

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Непосредственно-организованная деятельность. Путешествие в царство комнатных растений.

Цели: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Уголок природы. Уход за растениями.

Цели: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».

Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами, вокруг которых летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы. Которые умеют двигаться.

Предлагает встать в круг, сплести из цветов венок.

Дидактические игры

«Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», Отгадай по загадке», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Украсим комнату», «Найди такой же»

«Что изменилось?», «Где спряталась матрешка?», «Найди растение по названию», «Продайте то, что назову», «Где спрятано растение?», «Узнай растение», Магазин «Цветы», «Найдите цветок по его описанию»

Словесные игры

Цель: Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.

«Я садовником родился»,

«Опиши цветок»,

«Загадай, мы отгадаем».

Загадывание загадок.

Цель: Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Сборник загадок про цветы

А теперь друзья-ребятки,

Отгадайте-ка загадки

Все стихи здесь про цветы

Я их знаю, ну а ты?

Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать,

Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать

(Подснежник) (Мать-и-мачеха)

Прячет цветок Белый цветок,

Сладкий медок. Кислый цветок

И в названье мед таиться… В суп пригодиться,

Узнаете? Зовут его…?

(Медуница) (Кислица)

Продуктивные виды деятельности

Коллаж «Цветочное царство»

Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности, упражнять в умении создавать коллаж.

Аппликация «Волшебные цветы».

Цель. Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.

Проект

в старшей группе на тему: «Цветок для мамы».

Разработчик: Прудякова Л. Л.

Вид деятельности: проектная.

Возрастная группа: старшая

Тема проекта: «Цветок для мамы»

-Цель проекта: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в разное время года.

Задачи: 1) Образовательные:

Познакомиться с опытом выращивания цветов в зимних условиях.

Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растений.

Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.

Дать понятие – комнатные растения, садовые, луговые.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

2) Развивающие:

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Обогащать словарный запас детей.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

3) Воспитательные:

Бережное отношение к природе.

Актуальность проблемы:

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд повышает интерес к растениям, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Труд в природе благотворно влияет на воспитание нравственных чувств и закладывает основы экологического образования.

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.

Вид проекта: – познавательно – исследовательский.

Сроки реализации проекта: 6 месяцев.

Участники: дети, родители, воспитатель.

Этапы и содержание проекта

Подготовительный этап (организационный) – подбор почвы, выбор семян растений.

Основной этап (исследовательский) - посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой, пикирование рассады, уход за растением.

Заключительный этап (итоговый) - наблюдение за цветением растений, фото - выставка «Как мы выращивали бархатцы и петунии», выставка рисунков на тему «Цветы», подарок мамам цветущие цветы.

Ожидаемые результаты проектной деятельности: 1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться рассмотреть красоту растительного мира.

2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

3. Сформируется бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.

4. В свободном рисовании пытаются изображать объекты природы.

Продукт проекта: выращивание бархатцев и петунии.

Реализация проекта:

1 Этап – подготовительный.

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

Подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

Подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

Адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

Целевые прогулки по территории детского сада;

Наблюдение за цветущими растениями в тёплое время года:

Сбор семян садовых цветов;

Беседа о цветах

Рассматривание фотографий и картинок цветов;

Подготовка контейнеров с землей.

2. Этап – исследовательский . В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Подписали контейнеры с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Рассматривание семян цветов (бархатцы и петуньи). Посадка семян 2 октября, первые всходы 19 октября.

Уход за растениями и полив.

Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах.Наблюдение и уход за растениями.

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты.

Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

Беседы:

«Строение цветка»;

«Какие бывают цветы? »;

«Какие цветы полезны для человека».

Игра на внимание (карточки).

Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры:

Цель: уточненить знания о строении цветка, закрепить название садовых растений.

Разучивание с детьми стихи, загадки, поговорки о цветах.

Опытно-экспериментальная деятельность:

Дополнительно были посажены отдельно несколько семян в контейнерах для проведения опытно-экспериментальной работы, чтобы выяснить, что влияет на рост растения.

Первый эксперимент.

В один контейнер посадили хорошие семена, а в другой контейнерпосадили те семена, которые всплыли в воде. Прошло 10 дней: у хороших семян уже 2 листочка, а у плохих семян при одинаковых условиях ухаживания, ростка ещё нет!

ВЫВОД:

Для роста необходимы хорошие семена.

Второй эксперимент.

1 контейнер с семенами – не поливали. 2 контейнер с посаженными семенами поливали. У семян, которые не поливали, через 5 дней после посадки, они ещё не дали ростков.

У семян, которые обильно поливали, первые ростки появились уже через 4 дня.

ВЫВОД:

Для роста необходим полив!

Третий эксперимент.

Один контейнер с проросшим растением поливали, но поставили в тёмное место и растение находилось без света. Растение стало жёлтое и вытянувшиеся.

ВЫВОД:

Для роста необходим свет!

ООД с детьми: «Всё начинается с семечка»

Цель: Уточнить представления детей о том, что растения (бархатцы, петунии) выращивают из семян; учить различать семена бархатцев и петунии по форме и размеру; познакомить со способами посева; вызвать у детей интерес и желание вырастить цветущие растения.

Дидактические игры:

«Магазин цветов»

«Сложи цветок»,

«Собери цветы в вазу»,

«Садовник» и т.д.

3 ЭТАП- заключительный .

  • Фото - выставка «Как мы выращивали бархатцы и петунии»
  • Выставка рисунков «Любимые цветы»
  • Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
  • Рассматривание выросших цветов.
  • Подарок мамам на праздник 8 марта – цветущие цветы выращенные в группе.
  • Вручение выращенных цветов на утреннике мамам.

4. Подведение итогов проекта.

Мы узнали:

Из семени может вырасти цветок;

Бархатцы и петунии размножаются семенами;

Их нельзя есть;

Чтобы вырастить красивый цветок, за ним необходимо ухаживать (поливать, рыхлить землю);

Мамам очень приятно получить в подарок цветок, который мы вырастили сами.

У детей повысился познавательный интерес к экспериментам. Появилось желание вырастить

другие цветы и растения.

Анализ работы по проекту.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появилось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, не только рассаду, но в уголке природы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни. Проведенный цикл наблюдений за цветами расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строением цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился, в цветок. Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Приложение:

Наблюдение 1:

«Соберем семена садовых цветов». Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок один, а семян много.

Наблюдение 2:

« Какие они – цветущие растения?» Осмотр растений с целью определить их строение (найти стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.

Наблюдение 3:

«Кто помогает цветам расти?» Дети обсуждают, почему цветы выросли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена. Растения выросли потому, что наша группа для них хороший «дом» в холодное время года, в котором есть тепло, свет. Расти цветам « помогают»: солнце, вода, тепло, земля и люди.

Дидактическая игра "Сложи цветок".

Цель: закреплять у детей представления о строении цветка. Развивать память и внимание. Развивать мелкую моторику рук.

Ребенку предлагается составить цветок из его частей, объяснить свой выбор.

Дидактическая игра «Найди растение по описанию»

Цель: уточненить знания о строении цветка, закрепить названиесадовых растений.

Дидактическая игра «Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Поговорки о цветах:

  1. 1. Где цветок там и медок.
  2. 2. Весна красна цветами, а осень снопами.
  3. 3. На хороший цветок летит и мотылек.

Загадки.

На стебле зеленом

Рос красный бокал,

Нектаром он бабочек

Всех угощал. (Тюльпан)

Что за чудо на поляне

В дивном белом сарафане

И зелёная рубашка

С жёлтым пятнышком. (Ромашка)

Этот бархатный ковёр

Будет ярок до тех пор,

Пока осень, холода

Не нагрянут к нам сюда.

Ярко-рыжие головки

Лето всё без остановки

Так цветут, что во садах -

Красотища - Просто "ах"). (Бархатцы)

В нашем парке есть газоны,

Расцвели там...патефоны!

Пурпурный, белый, цвета вишни...

Вот только музыки не слышно. (Петуния)

Подвижные игры:

Мы – цветы.

(Зарядка)

1.Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).

2.Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).

3.Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.

4.Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.

5.Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

Живая клумба.

Все играющие разбиваются на три команды:

1.Лилии;

2.Ноготки;

3.Бархатцы.

Дети – цветы на клумбе. В центре растут лилии – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг роз. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: лилии – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.

Найди своё место.

Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы (садовые и полевые) под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.

Игра на внимание.

Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый – две руки.

Игра «Садовник».

Садовник:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели

Кроме…(называет цветок)

Этот цветок: – Ой!

Садовник: Что с тобой?

Цветок: Влюблён.

Садовник: В кого?

Цветок: В розу.

Роза: Ой! И т.д.

Пальчиковая игра «Посадим цветы».

Мы ямку раскопаем,

Семечко посадим.

Дождичек польёт,

Оно подрастёт.

Сначала стебелёк,

А затем цветок.

Наши красные цветки,

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

Наши красные цветки,

Закрывают лепестки,

Головой качают.

Тихо засыпают.

Все о цветах.

Бархатцы – это наши гости с далекого североамериканского континента. Они теплолюбивы, неприхотливы и быстро растут. Вырастить рассаду бархатцев не составляет особого труда. Они способны перенести пересадку даже в период своего цветения. Их семена можно сеять непосредственно в подготовленную почву. Начиная с июня, и до самых морозов, бархатцы будут радовать хозяев своими красно-коричневыми, желтыми, оранжевыми, полосатыми и махровыми цветками.
Поскольку в соцветиях бархатцев содержится достаточно много эфирного масла и витаминов, их сушеные цветки постоянно применяют как специи при солении и мариновании. А полученной при их переработке желтой краской подвергают окрашиванию сыр и различные кулинарные изделия.
Если бархатцы посадить вблизи роз, земляники, флоксов, или просто в междурядье на овощных грядках, то они отпугнут всех вредителей.

Петуния

Русское название : Петуния

Латинское название : Petunia

Семейство : Пасленовые

Родина : Южная Америка

Петунии – это многолетние травянистые или полукустарниковые растения, используемые в культуре как однолетние.

Название рода происходит от португальского слова petun – табак. Листья петунии и табака похожи. Они цельные, сидячие или на коротких черешках, бывают различной величины и формы. Стебли зелёные, ветвистые, в зависимости от сорта могут быть прямостоячие, стелющиеся или свисающие.

Цветы петунии напоминают воронку. По размеру и форме их делят на мелко- и крупноцветные, махровые и простые. Плод петунии – коробочка, наполненная очень мелкими темно-коричневыми семенами диаметром 0,5-0,6 мм и длиной 0,6-0,7 мм (в одном грамме может быть до 10000 штук).

В одной коробочке может содержаться 100-110 семян. Всхожесть семена петунии сохраняют 2-3 года.

Цветение сортов мелкоцветковой петунии наступает на 70-75 день после посева, крупноцветковые сорта зацветают на 10-15 дней позже. Бутоны петунии развиваются около 7 суток, каждый цветок открыт около 5 суток. Семена созревают примерно через 4 недели после опыления.

После полного созревания семян им требуется 3-4 месяца для дозревания при комнатной температуре. Семена сохраняют всхожесть 3-4 года.

Петуния светолюбива и теплолюбива. Хорошо растет на открытых солнечных местах. В тени при недостатке света побеги сильно вытягиваются, образуется большое количество листьев, а цветение ослаблено.

Презентация:

Проект в старшей группе на тему: «Гости на подоконнике».

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад №4

Проект в средней группе

«Цветы бывают разные»

Руководитель проекта: воспитатель, С.А. Бондаренко

Венгерово 2015г.

Актуальность:

Красота цветов неоспорима, они прекрасны в любое время года.

Цветы являются одним из вечных символов добра - это чудо, которое создается руками человека и ярким палящим солнцем, дающим возможность растениям произрасти в земле.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Очень важно воспитывать у наших детей ответственное отношение к природе, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, через мультфильмы, дидактические игры, физминутки, стихи, слушанье музыки, рассматривание картин цветов и т.д.

Тема проекта выбрана не случайно, ведь цветы окружают нас круглый год, принося радость всем. Их аромат прекрасен, а видов цветов великое множество.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал и для чего, далеко не все.

Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий, коллективный.

По характеру содержания : ребенок и природа

Участники проекта: дети 4 -5 лет (средняя группа, воспитатель, родители)

По продолжительности : краткосрочный (2 недели).

Цель проекта: знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.

Задачи данного проекта:

    Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;

    Закреплять понятия: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения.

    Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.

    Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

    Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

    Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Основные формы реализации проекта:

    Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.

    Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).

    Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (аппликация, изготовление книги о цветах).

    Трудовая деятельность (работа в уголке природы – уход за растениями).

    Беседы, заучивание стихотворений о цветах.

Методы, используемые в реализации проекта:

    Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

    Методический инструментарий.

    Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, посуда для экспериментов, рассадники).

    Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное).

    Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;

Предполагаемый результат проекта:

    Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.

    Умеют ориентироваться в видах растений (комнатные, луговые, садовые, лекарственные).

    Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.

    Видят красоту окружающего мира.

    Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Продукт проектной деятельности: коллаж «Ваза с цветами»

Реализация проекта:

Познавательное развитие :

    Ознакомление с природой:

- «Все цветы разные». - Наблюдения – за цветами в вазе, комнатными растениями в группе. (см. Приложение №1)

- «Как продлить жизнь срезанным цветам?». (см.Приложение №2)

Речевое развитие :

    Коммуникация:

Беседы – «Мой любимый цветок», «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».

    Развитие речи:

- «Что мы знаем о цветах?».

Заучивание стихотворений о цветах (индивидуальное) (см. Приложение №3)

    Чтение художественной литературы;

Сказки, стихи – «Дюймовочка», «Как поссорились растения»; А.Толстой «Колокольчики», У.Благинина «Ромашка», Е.Трутнева «Цветы» и др.

Словотворчество (стихи, загадки).

Художественно – эстетическое развитие :

    Рисование:

- «Мой любимый цветок» (по выбору детей). (см.Приложение №4)

    Лепка:

- «Волшебные цветы».

    Аппликация: (коллективная)

Коллаж «Ваза с цветами» (см. Приложение №7)

Социально – коммуникативное развитие :

    Игровая деятельность:

Дидактические игры – «Найди растение»;

«Собери цветок из лепестков»; (см. Приложение №5)

«Отгадай, что за цветок»;

«Какого цветка не стало»;

«Найди такой же»;

«Узнай по описанию»;

Словесные игры – «Я садовником родился»;

«Опиши цветок»;

Подвижные игры – «Солнышко и дождик»;

«Живая клумба цветов»; (см. Приложение №6)

Настольные игры – мозаика «Выложи цветы»;

    Труд:

Полив комнатных растений.

    Безопасность:

Формирование основ экологической культуры.

Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.

Приложение №1

Наблюдение «Все цветы разные»

Программное содержание:

Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски,

формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Материал: букет из живых цветов, картинки с изображением цветов.

Воспитатель, рассматривая с детьми золотые шары, ноготки, бархатцы, георгины, гладиолусы, побуждает искать сравнения, задумываться над названиями, правильно и разнообразно отражать в речи свои ощущения. Например: «Золотые шары очень высокие цветы. Намного выше ребенка и

даже выше взрослого человека. Их цветок похож на круглый шарик, поэтому

их так и назвали. Эти цветы желтые и похожи на лимон, на желтое яблоко

или желтую грушу».

Во время наблюдения воспитатель побуждает детей к разнообразным действиям: предлагает показать руками, какой высоты ноготки, поднять руки вверх и сравнить эту высоту с высотой золотых шаров, погладить пальцем бархатцы и ощутить их мягкость, изобразить с помощью двух ладоней цветок золотого шара, положить на ладонь лист бархатцев и рассмотреть его резную форму.

Включает в обследование разнообразные органы чувств: предлагает понюхать цветы, прижаться щекой к бархатцам, погладить листья золотых шаров, закрыть глаза и ощутить аромат клумбы и т. п. (все описанные

действия возможны, если у детей нет предрасположенности к аллергии).




Приложение №2

Исследовательская деятельность:

Для данного исследования были взяты цветы – бархатцы. Первый цветок мы посадили в ёмкость с землёй и стали за ним ухаживать (поливать). Второй тоже посадили, но поливать его не стали. Третий цветок мы срезали с клумбы, и поставили в ёмкость с водой. Четвёртый – срезанный цветок, мы поставили в пустую ёмкость. Во время исследования возникли следующие вопросы: - «Цветы не поливаешь, что произойдет?»; - «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?»; - «Как продлить жизнь срезанным цветам?». - «Какой цветок проживёт дольше?»;

По истечении двух недель, дети, посмотрев на то, что произошло с цветами, пришли к следующим выводам:

Если цветы не поливать, то они погибнут. Всё живое любит воду.

Цветы, растущие на клумбе, долго радуют нас своей красотой. А сорванный и выкинутый цветок, быстро погибает.

Если мы сорвали цветок, то его обязательно нужно поставить в воду, он будет дольше радовать нас своей красотой.

Цветок, который мы посадили в землю и ухаживали за ним, прожил дольше всех. Срезанный и поставленный в воду цветок, порадовал нас своей красотой всего неделю. Остальные цветы погибли (засохли).

Приложение № 3

Дети рассказали свои стихотворения о цветах, сопровождая показом картинок, которые были изготовлены совместно с родителями.

Приложение №4

Рисование:

- «Цветочек для мамы» (по выбору детей).

Приложение №5

Дидактическая игра «Собери цветок из лепестков»

Цель: закрепление сформированных знаний о строении цветка, геометрических фигур «круг», «овал», основные цвета.

Ребёнок, назвавший часть цветка правильно, подходит и наклеивает лепесток. Дети любуются получившимся цветочком. Дают ему название: «Цветик восьмицветик».


Приложение №6

Подвижная игра – «Живая клумба цветов»

Воспитатель говорит:

«Дети, давайте играть! Вы будете цветами на клумбе, а я стану вами любоваться. В середину встанут ребята, которые будут „золотыми шарами”, они поднимут руки вверх – ведь эти цветы очень высокие. Вокруг них встанут дети - ноготки”. А последний круг образуют дети -„бархатцы”. Они присядут на корточки – ведь бархатцы – самые низкие цветы». После построения детей воспитатель ходит вокруг «клумбы» и приговаривает: «Ах, какая красивая желто-оранжевая клумба! В середине высокий букет желтых золотых шаров, вокруг

огненные ноготки! А самые крайние – темно-оранжевые бархатцы! Прекрасная клумба! Но вот подул сильный ветер, и все цветы зашевелились! Ожили! Пошли!» При этих словах дети -«золотые шары» вращаются вокруг себя и помахивают руками – качаются на ветру.

«Ноготки» идут хороводом в одну сторону, «бархатцы» движутся хороводом в другую сторону.

Приложение № 7

Аппликация: (коллективная) - Коллаж «Ваза с цветами»