Измерительные

2 ая младшая группа пальчиковые игры. Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы

2 ая младшая группа пальчиковые игры. Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы

Елена Потапова
Картотека «Пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики» для второй младшей группы

«Коза»

Исходное положение. Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный - прижать большим пальцем к ладони. Сначала упражнение выполнять каждой рукой по очереди.

Вижу у козочки острые рожки.

Я убегу от неё по дорожке.

Потом можно выполнять упражнение двумя руками, изображая козу и козла:

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Навстречу ей козёл спешит.

Дорогу уступить велит.

«Пальчики здороваются»

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живёшь?»

(Поочерёдное касание кончиков пальцев).

«Жучок»

Этот маленький жучок.

По земле гуляет,

Перебираем пальцами по ступням.

Листик сладенький найдёт.

И его кусает.

Щипаем ступни.

Чтоб ещё листочек съесть,

Хочет он повыше влезть.

Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).

Этот маленький жучок.

По траве гуляет.

Перебираем пальцами по коленям.

Этот маленький жучок.

По кустам гуляет.

Перебираем пальцами по животу.

Этот маленький жучок

Выше залезает,

Перебираем пальцами по груди.

Вот он ямочку нашёл,

«Жучок заползает» в ямочку на плече у шеи.

Лёг и отдыхает.

Пальчики сжимаем в кулаки.

Он не будет вас кусать,

Хочет он чуть-чуть поспать.

Опускаем голову вниз, глаза закрываем.

«Пальчик - мальчик, где ты был?»

Пальчик - мальчик, где ты был?

С этим братцем - в лес ходил.

С этим братцем - щи варил.

С этим братцем - кашу ел.

С этим братцем - песни пел!

Пальчиковая игра: «Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»).

«Очки»

Бабушка очки надела.

И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам).

«Бабушка»

Бабушка очки надела (соединить большой и указательный пальцы каждой руки)

И внучаток разглядела. (отдельно в колёсико, приложить к глазам и посмотреть в «очки»).

Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки» Из разных пальцев. Посмотреть друг на друга в очках.

Пальчиковая игра «Котята»

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых.

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

«Козлята»

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости.

Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить.

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

(На слово «бух» - хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку - плюх!

(Роняем руки на колени).

«Деревья»

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка.

(показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

Пчелок в гости позвала.

(делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)

Ель иголки распушила

(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла.

(показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)

Шелестят листвой деревья,

(трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут,

(стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц).

«Осьминог»

Восемь пальчиков для ног

Получился осьминог.

Сколько ног у осьминога?

Много - Много!

Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

«Крокодил»

Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки, до хвоста.

«Мебель»

В нашей комнате-столовой –

Есть отличный СТОЛ дубовый,

СТУЛЬЯ – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате.

И берёзовый КОМОД,

Мама там бельё берёт.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)

«Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире

(сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(загибают пальчики на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

«Домашние птицы»

Утка плещется в пруду (машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

У хозяйки на виду (приставить руку козырьком ко лбу)

Быстро к берегу плывёт (машем кистями, пальцы согнуты)

И с воды идёт на взлёт (машем руками – крыльями)

Во дворе её соседка –

Это курочка – наседка (руки полукругом перед собой – как наседка

«придерживает» цыплят)

Под крылом – её цыплята,

Очень дружные ребята.

(пальцы каждой руки собраны в щепоть, поочерёдно

«клюют» корм).

«Как-то маленький удав»

Как-то маленький удав

Захотел залезть под шкаф

Он под шкафом растянулся,

А потом в клубок свернулся.

(Дети кладут правую руку на стол ладонью вверх, сгибают и разгибают указательный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторить несколько раз).

«Петушок»

Идет, идет петушок - (указательный и средний пальцы идут по столу как ножки)

Набок гребешок, (указательный палец касается большого, изображая клюв. Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх - это гребешок)

Красная бородка,

Костяная головка.

Пальчиковая гимнастика: «Бабочка».

Бабочка – коробочка, Улетай под облачко. Там твои детки, На березовой ветке.

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые «Бабочка сидит». Воспитатель предлагает для каждой бабочки найти цветок по цвету).

«Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде - Дома и на улице. Даже «Здравствуй!» говорю Я соседской курице.

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

«Ладонь – кулак»

Хочешь? Тоже делай так:

То ладонь, а то - кулак.

(руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка {позиция «кулак»- «кулак»; разжать пальцы одной руки и прижать её к столу {позиция «рука» - «кулак»; для усложнения увеличить темп движения).

«Пеликан»

В речке птица – пеликан, («пеликан»)

Знаменитый рыболов, («рыба»)

Каждый день кладет в карман («пеликан»)

Весь богатый свой улов («рыба»).

«Собака и грач»

Собака смотрит, не ворча, («собака»)

На прилетевшего грача, («грач»)

А это грач совсем не глуп –

Из миски пьет собачий суп, («миска»)

«Повстречались»

Повстречались два котёнка: «Мяу – Мяу»

Два щенка «Ав- ав»,

Два жеребёнка: «Игого!»

Два тигрёнка «Ррр!»

ДВА БЫКА «Муу!»

Смотри, какие рога

(На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

«Человечек»

(выполняется сидя за столом)

Указательные и средние пальцы в такт стишку «ходят» и «бегают» по столу.

Вот большие ноги идут по дороге,

А маленькие ножки бегут по дорожке.

«Вертолёт»

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это - «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

«Прятки»

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках)

В прятки пальчики играли,

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

ПРИЛЕТЕЛИ ГУЛИ

Прилетели гули, махать руками, как крылышками.

Гули – голубочки

Сели на головку положить руки на голову.

На головку дочке.

Ты, моя дочка,

Помаши ладошкой.

Кыш – кыш – кыш! Махать кистями рук, прогоняя гулю.

БАБУШКА

Бабушка очки надела соединить большой и указательный пальцы каждой руки

И внучаток разглядела. отдельно в колёсико, приложить к глазам и посмотреть в «очки». Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки»

Из разных пальцев. Посмотреть друг на друга в очках.

ТИКИ – ТАК

Тики–так, тики-так, указательные пальцы подняты вверх и ритмично покачивать

Так часики стучат ими вправо-влево.

Туки-так, туки-так, пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг

Так колёса стучат. к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга.

Туки-ток, туки-ток сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.

Так стучит молоток.

НАША БАБУШКА

Наша бабушка идёт хлопать ладонями по коленям поочередно правой, левой руками

И корзиночку несёт пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки

Села тихо в уголочек положить руки на колени,

Вяжет деточкам чулочек имитировать движения вязания на спицах.

Вдруг котята прибежали мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»

И клубочки разбросали.

Где же, где ж мои клубочки, развести руки в стороны, выполнять движение

Как же мне вязать чулочки? «вязание на спицах»

МЫ ПЛАТОЧКИ ПОСТИРАЕМ

Мы платочки постираем пальцы сжаты в кулачки, тереть кулаком об кулак

Крепко, крепко их потрём,

А потом повыжимаем, «выжимать бельё»

Мы платочки отожмём.

А теперь мы все платочки пальцы свободные, выполнять лёгкие движения

Так встряхнём, так встряхнём кистями вверх – вниз.

А теперь платки погладим выполнять движение «гладим бельё»

Мы погладим утюгом.

А теперь платочки сложим хлопки одной ладошкой по другой.

И в шкаф положим. Положить руки на колени.

КОТ МУРЛЫКА

Вот кот Мурлыка ходит лёгкими кистями рук выполнять движение «кошечка»

Он всё за мышкой бродит.

Мышка, мышка, берегись погрозить пальчиком левой, затем правой руки.

Смотри коту не попадись. сделать резкое движение пальцами обеих рук,

Сказать «мяу» и сжать пальцы в кулаки.

СЕМЬЯ

Пальчики дружные гладить одной рукой кисть другой руки

Все такие нужные!

Этот пальчик – дедушка указательным пальцем левой руки дотронуться

до большого пальца правой руки.

Этот пальчик – бабушка дотронуться до указательного пальца.

Этот пальчик – папочка дотронуться до среднего пальца.

Этот пальчик – мамочка дотронуться до безымянного пальца.

А этот пальчик – я, дотронуться до мизинца.

А это вся моя семья! Выполнить движение «фонарики».

ДВЕ ТЕТЕРИ

Как на нашем на лугу пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу. Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери помахать кистями рук как крыльями,

Поклевали соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клювик»

Улетели. Помахать руками.

КОЗА

Идет коза рогатая средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты,

Идет коза бодатая большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы

Выставлены вперед. Покачивать кистями рук.

Ножками топ-топ пальцы сжаты в кулаки. Постучать кулачком по кулачку

Глазками хлоп-хлоп. Большой палец внизу, остальные прижаты друг к другу.

Резкими движениями соединять большой палец с остальными.

Кто кашу не есть.

Кто молоко не пьёт погрозить указательным пальцем

Того забодаю, забодаю! Выполнить первое движение «коза».

ОВЕЧКИ

На лугу стоят овечки, указательные пальцы приложить к голове в области виска

Сделать маленькие рожки, слегка покачать головой.

Шерсть закручена поочередно соединять с большим пальцем указательный,

в колечки средний, безымянный и мизинец (двумя руками)

А играет для овечек имитировать игру на дудочке.

На свирели человечек.

ЖУК

Жук летит, жук жужжит пальцы сжаты в кулаки. Большой палец и мизинец

И усами шевелит. выпрямлены, шевелить ими.

ПОБЕЖАЛИ ВДОЛЬ РЕКИ

Побежали вдоль реки движение указательного и среднего пальцев

Дети наперегонки обеих рук по бедру и коленям (пальцы бегут)

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

Вышли пальчики гулять выполнять «фонарики»

Раз, два, три, четыре, пять сжимать и разжимать пальцы

В домик спрятались опять сжать руки в кулаки.

Рыбка

Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)

Тесто

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Черепаха

Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

Черепаха.
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.)
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Апельсин

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

Новый год

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

по очереди массажируем каждый палец

Цветы

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

Лодочка

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Моя семья

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

Прятки

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

Пальчик-мальчик

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

Улей

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина – молодец!

Показывают большой палец.

Фрукты

Как у нашей Зины

Фрукты в корзине:

Дети делают ладошки «корзиночкой».

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы –

До чего красивы!

Посмотрите на ранет!

Сгибают пальчики, начиная с мизинца.

Вкуснее наших фруктов нет!

Гладят живот.

Фруктовая ладошка

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

Соберу грибы

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»

Показывает удивление, разводят руки в стороны.

Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь –

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.

А мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу!

Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.

Ягоды

Ягоды – это крыжовник,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.

Запомнил ягоды я наконец.

Что это значит?

Приподнимают плечи, удивляются.

Я – молодец!
Большой палец вытягивают вперед.

Хлеб

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

Гладят живот.

Спортсмены

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься.

Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны.

Играет в теннис теннисист,

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет футболист,

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол – волейболист,

В баскетбол – баскетболист.

Новый дом

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери, мой друг!

Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.

Мы построим новый дом,

Ставят рядом ладошки – «стены»,

Есть окошко в доме том.

Есть еще одно, повыше,

Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей».

Есть труба вверху на крыше.

Мизинец отставляют в сторону – труба.

Дом готов, зовем гостей:

«Приходите поскорей!»

Делают приглашающий жест рукой.

Сколько в доме этажей?

Этот дом – одноэтажный.

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трехэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Мебель

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

Портняжки

Привет, Николка!

Бери скорей иголку.

Будем шить Кате

Новое платье.

Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки.

Обновки

Танечка, бери иголку,

Сошьем рубашку и футболку,

Брюки, кофточку и платье,

И оденем куклу Катю.

Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

Стирка

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки –

Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. (При повторе то же с другой рукой.)
Устали мои руки!

Встряхивают обе руки.

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Помощник

Посуду моет наш Антошка.

Потирают ладошки друг о друга – «моют посуду».

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

И закрыл покрепче кран.

Выполняют имитирующее движение.

Поздняя осень

Солнышко греет уже еле-еле;

Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).

Река покрывается льдом в ноябре –

Руки сжимают в «замок».

Поздняя осень стоит на дворе.

Разводят руками перед собой.

Белочка

Прыгает по веточкам

Невеличка-белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

Показывают большой палец, вращая им.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял – и был таков!

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

Круглый год

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим –

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.

На заправке

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Обеими руками «крутят руль» перед собой.

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

Транспорт

Будем пальчики сгибать –

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Посчитаем

Сжимают и разжимают пальчики.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.

Животные жарких стран

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой – крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.

Животные Севера

Тепы-тяпы, тепы-тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).

Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Книги

Много книжек есть на свете,

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».

Про моря и океаны,

Удивительные страны.

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.

В гостях у сказки

Раз, два, три, четыре, пять –

Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать еще надо –

Героев из сказок вспомнить мы рады!

Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.

Сказки

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.

Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Вращают большим пальцем.

Домашние птицы

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Показывают пальчики, играя ими.

Домашние животные

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.

Веселая встреча

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной поросенок!

Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Какие бывают рыбы?

Мы в подводном мире, друг,

Выполняют движения руками, как будто плывут.

Рыбы плавают вокруг:

Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.

Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,

Рыба-удильщик и рыба-игла.

Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.

Комнатные растения

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Мы все названья помним!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».

Насекомые

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращают мизинцем.

Прячьтесь! Прячут руки за спину.

Программное содержание:

1. Связная речь: Способствовать развитию речи детей, используя пальчиковые игры. Развивать умение слушать речь, учить выделять (интонировать) звуки, понимать содержание и соотносить слова с действием пальцев. Развивать речь, мышление, память, внимание, мелкую моторику, с помощью пальчиковых упражнений подготавливать руку к письму. Развивать чувство ритма. Воспитывать положительный интерес к театрально-игровой деятельности по русской народной сказке «Курочка Ряба».

2. Изобразительная деятельность: учить использовать нетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком для изображения солнца.

3. Воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.

4. Оздоровительная работа: стимулировать работу внутренних органов, используя массаж пальцев и кистей рук.

Демонстрационный материал:

Красиво оформленный из картона домик, тучка на палочке.

Сундучок с природным материалом: шишками, камешками, плодами каштана;

Игрушки: птичка – Каркуша, медведь, паучок, мягкая игрушка солнышко.

Раздаточный материал: колокольчики, подносы с крупой (пшено) на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Индивидуальное обучение детей пальчиковым упражнениям.

Организационный момент:

Радостно встретить детей, назвать каждого по имени;

Встреча с вороной - Каркушей.

Ход занятия

Вступительная часть.

Воспитатель:

Ребята, поглядите, кто залетел к нам в группу?

(Дети здороваются с вороной – Каркушей.)

Она очень обеспокоена и что – то хочет нам рассказать.

Воспитатель передаёт просьбу Каркуши:

Каждый день всходит солнце, чтобы обогреть всю Землю. Все рады солнышку! Ночь подошла к концу, а солнышко пока нет. Каркуша летала и по пути постучала к солнышку, чтобы оно просыпалось, а оно сладко спит. Ворона просит нам помочь разбудить солнышко. Ребята, а где живёт солнышко?

Воспитатель:

Ребята, но как же нам добраться до солнышка, ведь оно находиться далеко? (на автобусе, самолёте, поезде, корабле…)

Каркуша предлагает полететь на самолётиках.

Воспитатель:

Тогда мы отправляемся в путешествие, а помогут нам найти и разбудить солнышко ваши пальчики, если по пути правильно выполнят все задания.

Подготовимся к путешествию.

Самомассаж тела.

Воспитатель и дети выполняют самомассаж тела под речитатив.

Вы готовы, глазки?

Поглаживают веки глаз.

Смотрят в «бинокль».

Вы готовы ушки?

Поглаживают уши.

Прикладывают ладони к ушам.

Вы готовы, ручки?

Поглаживают кисти рук.

Хлопают в ладошки.

Вы готовы, ножки?

Поглаживают ноги.

Притопывают.

Вы готовы?

Разводят руки в стороны.

Обнимают себя руками.

Игра «Самолёты»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.

Воспитатель:

Полетели в небе самолёты, завели моторы «Р-р-р», загудели: «У-у-у! »

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в самолётик:

Послушайте стихотворение про самолёт:

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!

Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.

Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.

Прилетели самолётики.

Дети садятся на стульчики.

Основная часть

1. Станция «Лесная».

Воспитатель, обращается к детям:

Может здесь мы найдём наше солнышко?

Ребята, давайте походим по лесу как мишка.

Игра «Мишка Косолапый»

Упражнять малыша в самостоятельной ходьбе; вызывать удовольствие от общения со взрослым; вселять уверенность в свои возможности.

Ход игры:

Воспитатель и дети выполняют движения, согласно тексту:

Мишка косолапый (порыкиваем)

По лесу идет, наклоняемся из стороны в сторону)

(для тех, кто ходит или стоит на ножках можно либо переминаться с ножки на ножку, либо делать шаги на месте)

Шишки собирает,

В сумочку кладет.

(делаем движения, как будто складываем шишку в импровизированную сумочку на поясе)

Шишка отскочила (рукой от себя)

Прямо мишке в лоб, (легонько ударяем себя в лоб)

Мишка рассердился (машем указательным пальчиком ай-ай-ай,

И ногою «топ»! (топаем ножкой)

Воспитатель предлагает упражнение на дыхание «Дует ветер»:

Дует легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у». (Тихо.) Листочки (пальчики)

едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у! » (Громко.)

Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау! » (Сначала громко, потом тихо.)

Упражнения жевательно-артикуляционных мышц.

Воспитатель:

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли.

Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется

спать. Раскрывать и закрывать рот.

Что за шум в лесу? Кто меня разбудил?

Дети здороваются с медведем и отвечают:

Мишка, мы ищем солнышко, чтобы его разбудить.

Мне тоже грустно без солнышка, хочется спать.

Воспитатель:

Мы тебя развеселим, хочешь, поиграем с тобой?

Очень хочу.

Игра «У медведя во бору».

развивать быстроту бега, идти навстречу опасности, но не убегать до определённого сигнала (последнего слова текста) .Уметь управлять своим поведением, не пасовать перед трудностями.

Ход игры:

В берлоге (под кустом, в углу за дверью и т. п.) помещается медведь. Все дети с корзиночками в руках собирают грибы и ягоды и произносят: «У медведя во бору грибы, ягоды беру», повторяя это несколько раз. Воспитательница, стоящая в стороне, через 2-3 минуты внятно и выразительно говорит: «А в берлоге медведь сидит и на детей рычит, рычит».

Медведь начинает рычать и вылезает из берлоги. При виде его дети разбегаются. Медведь гонится за ними и старается кого-нибудь поймать.

Дети прощаются с медведем.

Воспитатель:

Самолёт летит, летит

Лётчик смелый в нём сидит.

Заводим моторы, полетели самолётики.

2. Станция «Театральная»

Воспитатель:

Ребята давайте послушаем сказку «Курочка Ряба», а наши пальчики помогут показать сказку.

Жили-были дед

(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).

И была у них курочка Ряба

(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»,

Спеша курочка яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики).

Да не простое а золотое, Дед бил, бил

(постучите кулаком по «яичку»)

Не разбил. Баба била, била

(стучите кулаком по «яичку»)

Не разбила.

Мышка бежала

(для детей младшего возраста - пробегите всеми пальцами правой руки по от бедра до коленки,

Хвостиком махнула

(помашите указательным пальцем)

Яичко упало и разбилось

(уроните расслабленные руки на колени).

Дед плачет

(закройте лицо руками).

Баба плачет (закройте лицо руками).

А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики)

другое, не золотое, а простое.

Воспитатель:

Ребята, давайте поиграем на колокольчиках, может солнышко нас услышит?

Игра «Позвеним колокольчиком»

Развивать подражания движениями руки, а также речи взрослого – повторением слов-звукоподражаний ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.

Оборудование: колокольчик.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям позвенеть колокольчиком с помощью колебательных движений руки и речи:

– Давайте позвеним колокольчиком: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ! »

Повторяйте за мной!

Руки в стороны, в полёт

Отправляем самолёт.

3. Станция «Массажная»

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, какой красивый паучок спрятался под кустиком? Паучок, ты не знаешь, где найти нам солнышко?

Солнышко спит в своём домике, а мне так хочется погреть свои лапки на солнышке.

Воспитатель:

Что – то наш паучок совсем загрустил, давайте с ним поиграем.

Слушая стихотворение, дети выполняют пальчиковую игру.

«ПАУЧОК»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик) .

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Действия аналогичны первоначальным

Чтобы погулять на ветке.

"Паучки" ползают на голове.

Воспитатель обращает внимание на волшебный сундучок на столе.

Давайте посмотрим, что в нем лежит?

Дети рассматривают шишки, камешки, каштаны.

Сортирование мелких предметов

Развивать хватательные движения – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) .

Воспитатель:

Наши пальчики очень умные. Они могут разобрать перемешанные в одной коробке шишки, камешки, плоды каштана, а малыши раскладывает их по тарелочкам. Ну-ка, пальчики, принимайтесь за работу!

Массаж рук.

Воспитатель предлагает положить один каштан на одну ладонь, а другую положить сверху и покатать каштан на ладошке. Можно покатать орешек по наружной стороне кисти, положив одну руку на стол, а другой сверху

покатать орешком.

Дети прощаются с паучком и продолжают своё путешествие.

Воспитатель предлагает ребятам полететь на конечную станцию, где живёт солнышко.

Практическая часть

4. Станция «Солнечная»

Воспитатель обращает внимание детей на игрушечный домик, окошко

которого закрыла тучка. Поднимает на палочке тучку.

Воспитатель:

На домик солнышка наплыла тучка. Ребята покажем с помощью пальчиков тучку. Дети по очереди сгибают каждый пальчик на правой руке.

Вот и получился кулачок - тучка.

В окошечке игрового домика видно, что солнышко спит.

Воспитатель:

Дети, давайте солнышко разбудим.

Дети повторяют за воспитателем движения по ходу стихотворения «Солнышко».

Солнышко, ведрышко,

Призывно машут руками.

Выгляни в окошечко!

Одна рука над головой, другая под подбородком - изображают солнышко.

Твои детки плачут,

Делают вид, что плачут.

По камушкам скачут.

Подпрыгивают.

Солнышко просыпается:

Кто под окошком кричит? Кто мне спать мешает?

Это мы, дети.

Солнышко:

Спасибо, что меня разбудили. Детям я всегда рада.

Воспитатель:

Ребята, опишите наше солнышко. Какое оно?

Большое, круглое, яркое, тёплое, горячее, ласковое и т. д.

Солнышко:

Ребята, а вы умеете рисовать солнышки?

Воспитатель приглашает детей подойти к столам с подносами с крупой, чтобы нарисовать солнышки:

Давайте каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет ещё светлее.

Рисуя солнышки, воспитатель уточняет:

Чтобы нужно сначала нарисовать?

Воспитатель:

После того, как нарисовали круг, что следует нарисовать?

Воспитатель:

Сколько лучиков у солнышка?

Солнышко:

Какие замечательные солнышки у нас получились!

Вы все ребята, молодцы, ловко справлялись со всеми заданиями и разбудили Солнышко.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилась наше путешествие?

Воспитатель:

Давайте поблагодарим наши пальчики.

Заключительная часть

Релаксация «Руки любви».

Воспитатель:

Погладьте себя по рукам, лицу, груди, ногам. Запомните, что вы чувствуете во время поглаживания. Подойдите друг к другу и «Руками любви»,

дотроньтесь до них и пожелайте им здоровья.

Ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с Солнышком и Каркушей и полетим на самолёте. Итак, заводим моторчики: Р-р-р. Полетели: У-у-у.

Уникальность: 0.00%

Интересное в сети:

Электронная книга "Лучшие мастер классы по рукоделию".

Для того, чтобы получить книгу, вам нужно просто ввести ваш EMAIL и ИМЯ в форму ниже.

После этого нажмите кнопку “Получить книгу”.


«Мастерклассы» © 2011-2017 .
Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.