Теория

Когда появился складной стул в европе. История стула

Когда появился складной стул в европе. История стула

м., род. п. -а, диал. сту́ло (по аналогии кре́сло), др.-русск. стулъ, грам. Ивана Грозного 1578 г.; см. Срезн. III, 577; также в Соф. I летоп. под 1319 г. Возм., из др.-исл. stóll "стул" (Томсен, Urspr. 135; Ванстрат 46) или из нж.-нем. stuhl (нов.-в.-н. заимств. имело бы форму *штуль) (Тернквист 155 и сл.; Христиани 50). Интересно отметить стул "свая в фундаменте амбаров, кладовых", арханг. (Подв.), которое Тернквист (156 и сл.) рассматривает как особое заимств. из др.-шв. stol "стояк". Польск. посредство (Преобр. II, 408) доказать нельзя.

Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

СТУЛ ударение, формы слова, синонимы к СТУЛ , что такое СТУЛ , СТУЛ это, значение слова СТУЛ , происхождение (этимология) СТУЛ в других словарях

+ СТУЛ ударение, формы слова - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

2. мн. нет, мед. Действие кишечника, испражнение. У больного был с.

+ СТУЛ - Малый академический словарь русского языка

СТУЛ это

стул

А, мн. стулья, -ьев, м.

Род мебели, обычно со спинкой, предназначенной для сидения одного человека.

Венские стулья. Складной стул.

В древние времена изготовление мебели приравнивалось искусству. Оригинальные и качественные предметы мебели были доступны только благородным семьям с большим достатком, бедные жители городов и сельских местностей довольствовались только минимальным набором самой примитивной мебели.

Современная мебель в состоянии найти свои почитателей с самым разным достатком. Сегодня я помогала выбирать, а потом и заказывать стильные стулья , что само по себе было весьма увлекательно. Современные мастера легко переносят идеи прошлого в современность, дополняют их современными материалами и через некоторое время, наши стильные попки удобно располагаются на стильных стульях. Поэтому вполне логично, что у меня возник вопрос, а какова история стула?

История стула взяла свое начало в Древнем Египте. В то время еще не было стульев в таком виде, который предлагается сегодня производителями. По одной легенде во время захоронения фараона один из его подданных упал с неудобной скамьи, что послужило разработкой новых стульев с ручками и спинками. Но такие стулья играли роль трона для богатых особ и фараонов. Трон был достаточно удобным для того, чтобы каждый правитель страны приобрел себе такую мебель. Затем стул стал неотъемлемым атрибутом каждой богатой семьи.

В Греции стул служил только для женщин и детей, а мужчины во время светских бесед и пиров предпочитали лежать на кушетках. А в Риме уже существовали складные стулья. Каждый представитель знатной семьи должен был приносить с собой такой стул на пиршества или заседания. Самый низкий стул с богатым оформлением был привилегией только самых уважаемых граждан страны. У главы семьи был особый трон, на котором он принимал гостей и восседал во время трапезы.

В Европе для королевской семьи изготавливали своеобразные стулья, я бы сказала весьма оригинальные, с разными подушками на сиденьях, знатные придворные сидели на богато оформленных сиденьях, а низшие сословия восседали на маленьких складных стульчиках. При этом у прислуги не было прав сидеть на стуле, это строго запрещалось. Изготовители такой мебели делали акцент не на комфорте и удобстве, а на богатом оформлении и величавых размерах. По этой причине использование таких стульев становилось настоящей пыткой для сидящих.

Только к концу семнадцатого века стул стал удобным предметом мебели. Начали изготавливать шезлонги, которые использовали как лежанки и как стулья. Этот предмет мебели был либо цельным, либо состоял из мягкого стула и подставки для ног. Но стул все еще использовался светской молодежью необычным образом. Мужчины садились на стул задом наперед для того, чтобы не измять фрак.

В середине прошлого века стул стал пользоваться популярностью и среди небогатого населения. Стулья изготавливали из дешевой древесины и без богатого дизайна. Затем стул дополняли деталями из других материалов. Современные производители создают стулья разных размеров и форм, они в состоянии удовлетворить запросы и потребности любой части населения и любого кошелька.

Это сегодня на стуле могут сидеть все, кому не лень. Стул, как и другие предметы мебели, давно уже стал неотъемлемой частью нашей жизни. Раньше все было по-другому. Сиденье на ножках и со спинкой было привилегией правителей. Пока древние египтяне не изобрели стул, люди сидели на скамейках и табуретах. Но предки нынешних египтян были очень изобретательными, они всегда что-нибудь выдумывали и удивляли мир.

И вот в один прекрасный день на свет появился предмет для сидения со спинкой и подлокотниками. Так простые столяры придумали трон для царственных особ (впоследствии стул). А вот у древних греков стулья предоставлялись в основном женщинам и детям. Кстати, древнегреческие мужчины, усадив женщину и ребенка на стул, сами на ногах не стояли. Они предпочитали возлежать во время встреч или пиров.

У древних римлян тоже есть своя история, связанная со стулом. Для этих людей кресло и стул были показателями того, насколько человек преуспел. Чиновники носили с собой раскладные стулья, вырезанные из слоновой кости.

Уважаемым гражданам Рима позволялось восседать на бисиллиуме, богато украшенном сидении. Глава аристократической семьи сидел на домашнем троне из мрамора. Во времена, когда стул еще только начинал «шагать» по миру, этот предмет мебели считался довольно престижным.

На стульях с подушками могли сидеть только члены королевской семьи. Знать размещалась на красивых стульях украшенных резьбой и инкрустацией, а менее родовитые придворные садились на складные сиденья. Остальным присутствующим оставалось лишь стоять на ногах.

Из истории известно, что среди правителей особым ценителем стульев был Людовик Четырнадцатый. Однажды он приказал изготовить стулья из чистого серебра. Впрочем, эти красивые драгоценные вещи просуществовали недолго. Войны требовали все больше и больше денег, и стулья переплавили на монеты.

«Ранние» стулья были очень красивы, изящны, величавы, но не всегда удобны. Мастера и не пытались этого добиться, потому что в первую очередь гнались за внешним видом стула.

Забавный факт из истории: Когда пришла мода на фраки, мужчинам приходилось сидеть на стульях задом-наперед, то есть, лицом к спинке стула, чтобы не помять фалды. В середине XIX века стул из предмета роскоши начинает превращаться непосредственно в предмет, на котором удобно сидеть.

В конце ХIX века австрийцы провозгласили культ семейного гнездышка. Это проявлялось не только в интерьерах жилых помещений, но и в сюжетах картин современных художников, и непосредственно в укладе жизни городских обывателей. Люди тянулись к теплу и семейному уюту.

В столице господствовал стиль "Бидермеер", идеализирующий семейные ценности. Сообразно новому стилю, обстановка жилых помещений не ограничивалась стандартным набором мебели.

Гостиные и спальни украшались причудливыми предметами декора, причем зачастую в таком количестве, что современному человеку стандартная квартира венца конца ХIX века показалась бы заставленной, хотя и весьма оригинальными вещицами.

Мода на оригинальность в декоре требовала соответствующей мебели. К сожалению, эксклюзивные варианты ручной работы могли позволить себе только самые обеспеченные семьи, а жить в "уютном гнездышке" хотелось всем. В конце века в Европе появляется частично механизированное поточное производство, позволившее облегчить и ускорить изготовление мебели, а следовательно, снизить ее стоимость.

Наиболее популярными производителями стали австрийские братья Тонет: они изобрели станок, позволяющий гнуть древесину. В 1840 г. мебельная фабрика Михаэля Тонета начала производить необычную для того времени мебель - стулья из гнутой древесины. На всей производимой продукции ставилась фирменная печать. В историю интерьера мебель братьев Тонет вошла под названием "венский стул". Именно гнутый стул, дешевый и практичный, завоевал мир. Как раз в это время он перестал быть предметом обихода лишь богатых людей и пришел в дома простолюдинов.

Еще один человек повлиял на судьбу стула и на судьбы людей, на нем сидящих. Врач Швед Вент Акерблум пришел к выводу, что все эти тысячелетия человечество сидело неправильно.

В течение рабочего дня человек, сидя на стуле, несколько тысяч раз меняет позу. Чтобы сидящему было удобнее, врач наклонил сиденье внутрь и немного опустил его, а спинку в том месте, где у человека изгибается позвоночник, выгнул.

«Отдельные произведения живописи или скульптуры не всегда будут в состоянии дать такое ясное представление о бытовых условиях, в которых находилось общество в ту или иную эпоху, как это сделает изучение хотя бы отдельного образца мебели». Эти слова известного исследователя мебели Н.Н. Соболева с полным основанием можно отнести и к такому привычному для всех стулу.

(из ивовых прутьев), металлические, пластиковые и смешанные.

Этимология

Слово «стул» считается древнерусским заимствованием из германских языков, ср., например, крымско-готский stul , древнеисландск. stóll или нем. Stuhl . Столяр, изготовляющий стулья, именовался на Руси «стульник» или «стульщик» .

История

Возможно, изобретателями стула как сидения со спинкой являются древние египтяне . Самые древние найденные стулья относятся к III династии Древнего Египта (3-е тысячелетие до н.э) . Древнейшие и самые простые по устройству стулья в Древнем Египте были массивными, кубической формы, позднее, под влиянием отношений с Ближней Азией стали использоваться стулья более сложных форм, с фигурными ножками и подушками, а также складные стулья с кожаными сидениями и металлические табуреты . Древнейшие найденные рисунки стула относятся ко временам II династии , и на них можно видеть простые стулья с прямыми ножками и спинкой и подушкой для смягчения сидения . Распространены были стулья и табуреты с крестообразно (по типу ножниц) устроенными ножками . У ассирийских стульев отмечается изменение форм от замысловатых (округлённых и изогнутых очертаний, ножек в виде ноги животного) к более простым формам - прямоугольному соединению прямых ножек с сидением. При этом стулья и тронные стулья, как и другая ассирийская мебель, богато украшались резьбой, накладками из бронзы и драгоценных металлов, покрывались коврами. В домах простых людей чаще использовались складные стулья, их тоже, хотя бы иногда, покрывали коврами . После распространения на Древнем Востоке обычая возлежать за трапезой обычай есть за столом, сидя на стульях, скамьях, креслах и т. п. не исчез, поэтому стулья повсеместно остались в обиходе .

Сидения средневековой Европы в основном копируют римские образцы, но тронная мебель иногда имеет индийское или восточноазиатское влияние. С XII века появляются новые виды стульев - большие круглые или многоугольные, со спинкой, обхватывающей сидение почти со всех сторон (для шестиугольного сидения - с трёх или даже пяти сторон). Пустота между ножками часто прикрывалась, иногда под сидение помещались фигуры зверей . Несмотря на существование различных видов стульев, кресел и табуретов, до XVI века для сидения регулярно использовались сундуки . В XV веке были изобретены стулья с поворачивающимся сидением, а также стулья на колёсиках . В XVI веке в Европе для дешевой мебели стали использоваться сидения и спинки из камыша, простые кресла и стулья получили большее распространение, вытеснив скамьи и сундуки в качестве основной комнатной мебели .

В средневековой Европе конструкция стула для торжественных случаев дополнялась балдахином ; итальянская версия крестообразного стула с балдахином известна как стул Савонаролы .

В XVII веке в Голландии изготавливались стулья крестообразной конструкции в качестве повседневного сиденья; в Англии, Франции и Германии такие стулья использовались в основном для церемоний . В это время в Англии стулья с обивкой вытесняют более простые деревянные стулья в домах аристократии; наиболее распространены были стулья с обивкой в стиле «фартингейл», имевшие промежуток между спинкой и сиденьем, так что женщины, носившие юбку с фижмами из китового уса, могли разместиться на таком стуле. Стул становится показателем статуса, самый большой стул в доме был предназначен для главы семьи .

В XVIII веке в Англии получили широкое распространение «виндзорские стулья» - тип сельской мебели с прямыми простыми точёными ножками и спинкой, набранной из тонких точёных прутьев .

В середине XIX века венский мебельщик Михаил Тонет приспособил к фабричному производству технику гнутья древесины под паром, применявшуюся раньше при изготовлении «виндзорского стула» (крестьянского кресла Англии XVIII века). Высокая прочность и конструктивность внешнего облика новой «венской мебели » вместе с технологичным и дешевым способом производства привели к тому, что «венский стул» («стул для бистро») стал одним из самых успешных массовых продуктов в истории промышленного производства. К 1930 году было продано более 50 млн венских стульев .

В России

До конца XVII века стулья, как и кресла, были мало распространены в России. К этому времени традиционные скамьи в приёмных комнатах царского дворца были заменены на ряд стоящих у стены стульев, что было одним из первых шагов к общей европеизации русского интерьера . В петровское время стул стал распространённым предметом мебели, при этом он перестал восприниматься как почётная мебель, которая должна иметь надлежащее и неизменное место в помещении .

К середине XVIII века в России мебель для сидения не отличалась разнообразием, в целом всё ещё ощущался недостаток мебели для жилых помещений. Всё ещё широко использовались формы начала века («петровского барокко »), в частности дубовые стулья с высокими спинками .

В начале XIX века, с отходом от классицизма стул снова отодвигается от стены и вид на стул сбоку становится не менее важен, чем вид спереди. Архитектор В. П. Стасов (1769-1848) в конце 1810-х изобрёл новую конструкцию стула и кресла с выразительным профилем - так называемую «боковую раму». При такой конструкции передняя и задняя ножки и стойки спинки образуют единую боковую раму, две такие рамы соединялись между собой двумя поперечными брусками, а стойки спинки - поперечной плоскостью; боковины облицовывались шпоном так, что создавалось впечатление цельного куска дерева. Для таких стульев использовалось вкладное сиденье в форме трапеции. Конструкция создавала интересный силуэт и при этом была настолько проста в изготовлении, прочна и удобна, что стулья и кресла с боковой рамой стали излюбленной и почти единственной формой на тридцать лет - и в дворянских и в купеческих домах .

В XIX веке для обивки стульев впервые начинают использовать ситец . В середине века для увеличивающегося городского населения требовалось огромное количество стульев, распространяется фабричное производство мебели , появляются специализированные магазины, где можно, не обращаясь к мастеру, выбрать готовый стул или подобрать к каркасу стула спинку из имеющихся деталей .

В последней трети XIX века стала популярна мебель в «русском стиле ». Стулья для столовой в этом стиле были тяжёлые, с прямоугольными формами, украшались резьбой, для обивки использовались кожа и парча . Фактически, желание подражать народным формам при отсутствии в древнерусской и народной мебели не только стульев, но и в целом передвижных предметов, привели к тому, что кресла и стулья «à la russe» по форме были аналогичны европейской мебели позднего Возрождения или раннего барокко, и только украшавшая стулья резьба действительно черпала вдохновение в узорах народных вышивок и орнаментов .

В конце XIX популярностью пользуется мебель П. Гамбса, близкие к формам рококо . Стулья Гамбса, с мягкими стёгаными спинками, отличались комфортабельностью .

Конструкция

Основные части стула - сиденье , спинка (прислон , щит ) и ножки . Вспомогательные детали - царги (элементы, скрепляющие ножки стула под сидением, могут служить также опорой для сидения), проножки - элементы, соединяющие ножки мебели в нижней части, бобышки (угольники). Часть спинки, на которую сидящий непосредственно опирается спиной, называется подспинкой . Традиционно стул имеет четыре ножки, отдельные или связанные попарно в конструкции типа «ножницы» (Х-образная конструкция). Количество ножек может варьировать, существуют модели стульев без отдельных ножек - например, консольный стул (англ. cantilever chair ). Ножки, царги и проножки вместе составляют каркас стула. Спинка стула конструкционно может быть продолжением задних ножек или же представлять собой отдельный элемент. Она может быть сплошной, сквозной или наборной (реечной). Основные параметры стула - общая высота (по спинке) и высота, ширина и глубина сиденья. Высота сидения стула определяется удобством использования в соотношении с высотой стола . По жёсткости стулья могут относиться к любой из категорий мебели - жёсткие, полужёсткие, полумягкие и мягкие, спинка может быть той же жёсткости, что и сидение, или более жёсткой. Фасон стульев определяется, прежде всего, высотой, конструкцией и формой спинки, а также конструкцией сиденья, формой ножек и др.

По основному материалу и способу изготовления выделяют стулья столярные (детали выпиливаются из цельного массива хвойных или твердых лиственных пород дерева), гнутые, или гнутарные, (из древесины лиственных пород, гнутой под паром), плетёные (из ивовых прутьев, а также ротанга , тростника, соломки, лиан), металлические (в том числе комбинированные по материалу). Российский классификатор продукции выделяет также стулья клееные (гнуто-клееные, по технологии гнутых стульев, но для удешевления прутья из цельной древесины заменяются на гнутый шпон) и смешанной конструкции, и отдельные категории по назначению - детские стулья и стулья для пианино. Кроме того, стулья могут изготовляться литьем (формовкой) из пластика или стекла, клееные стулья помимо гнуто-клееных могут быть плосковыклейными - с рамами на основе фанеры . К плетёным стульям относят также палочные - из палок и других материалов .

Материал и конструкция стульев влияют на их применение. Пластиковые стулья легкие и часто имеют конструкцию, позволяющую «нанизывать» один стул на другой, экономя место. Это делает их хорошо подходящими для организации массовых мероприятий вне постоянных помещений. Плетёные стулья часто рассматриваются в качестве «деревенской» мебели .

Особенности конструкции

Ножки . Для большей устойчивости стула, передние ножки обычно отстоят одна от другой на большее расстояние, чем задние, а задние ножки внизу отклоняются назад.

Царги . Царги обычно ставят с четырёх сторон, но существуют конструкции стула, использующие только боковые царги. У таких стульев отсутствующие царги заменяются общей коробкой, образующей сиденье .

Сиденья . Сиденья бывают безрамочными (щитовыми, из цельной доски, древесностружечных плит, толстой фанеры) и рамочными (особенно для гибких или эластичных оснований), по способу установки - прямыми и со скосом к спинке, накладными (накладываемыми на царги) и вкладными, возможен и смешанный тип. По конструкции: рамочные или щитовые - с элементами из отдельных досок. По форме сидения бывают круглые, подковообразные и трапециевидные, плоские, выпуклые и вогнутые.

Спинки . Спинки стульев могут быть плоскими и изогнутыми по форме, обычными или укороченными по высоте (поясничная спинка). Они бывают сплошные, сквозные и реечные (из набора брусков, образующих решетку, раму или опорную плоскость). У стульев без сплошной спинки промежуток между спинкой и сидением может быть заполнен декоративным элементом. Чтобы стул был удобен, спинка его должна иметь достаточный наклон назад.

Проножки . Проножки могут быть высокими и низкими. Высокая проножка располагается в плоскости передних ножек, низкая же заглубляется по крайней мере на 180 мм от плоскости передних ножек для того, чтобы сидящий на стуле не сломал проножку ногами. Обычно между задними ножками проножку не ставят, так как спинка сама по себе создает достаточно жёсткую конструкцию. Как показали испытания проведенные в ВПКТИМ , отсутствие проножек снижает прочность стула наполовину (на 50%), поэтому стулья без проножек делают с более толстыми ножками и с более широкими царгами . Возможно вместо продольных и поперечных проножек использовать крестообразную конструкцию.

Cтолярные стулья . Для столярных стульев чаще используется древесина твердых лиственных пород. Стулья из древесины хвойных, менее прочных, пород получаются более громоздкими. Столярные стулья у которых задние ножки переходят в спинку, называются стульями с цельными задними ножками, столярные стулья, у которых задние ножки и вертикальные бруски спинок состоят из разных деталей, иногда называют стульями с подсадными задними ножками. Детали столярных стульев соединяются главным образом при помощи шипов и клея .

Гнутые стулья . Конструкция гнутой мебели проще, чем столярной. Гнутые стулья не имеют острых углов, используются в основном детали с круглым сечением, выгнутые по заданному профилю. У гнутых стульев, как правило, задние ножки переходят в спинку. Царги и проножки гнутые. Царги изготовляют из одной замкнутой детали, согнутой в кольцо или в трапецию или в какую-либо другую форму, или из двух деталей: передней царги и подковообразной царги, которая заменяет две боковые царги и заднюю царгу. Проножки также могут быть замкнутыми в кольцо или подковообразными. Более прочны стулья с гнутыми проножками в виде подков, крепящимися двумя крайними шурупами к ножкам, а третьим центральным шурупом к царге. Ещё более прочны стулья, у которых есть два гнутых кронштейна, крепящихся двумя шурупами: одним к задней ножке выше сиденья, а вторым к боковой царге . Сиденья изготовляют слегка вогнутыми, из фанеры толщиной 4-5 мм. Детали гнутых стульев соединяются главным образом при помощи шурупов и двух глухарей .

Выклейные и гнутовыклейные стулья . У гнутовыклейных стульев выклейными могут быть как основные элементы по отдельности, так и их блок из спинки вместе с сидением, выполненных в виде единого элемента.

Плосковыклейные стулья . У плосковыклейных стульев схожим образом выклейными могут быть как основные элементы по отдельности, так и их блоки из пары ножек, образующих боковину .

Жёсткость

Жёсткость сидения определяется его конструкцией. Жёсткое сиденье обычно изготовляется из древесины (из фанеры, досок, или цельное). Удобство жёсткого сидения достигается слегка вогнутой в середине формой. Полужёсткое сиденье изготавливается наложением небольшого слоя набивки (5 - 7 мм), на жёсткое сидение. Набивка закрывается обивочным материалом - тканью, кожей, клеёнкой или кожезаменителем. Для набивки используют конский волос, пеньку, морские водоросли, вату и другие материалы. К полужёстким относятся также плетёные сидения из камыша, тканой тесьмы, полос кожи и т. п. Полумягкое сиденье изготавливается наложением слоя набивки толщиной 40-60 мм на жёсткое или плетённое из тканой тесьмы основание. Набивка покрывается тканью или кожей. Мягкое сиденье изготавливается с применением в качестве набивки микропористой резины или поролона толщиной 50-100 мм, или же установлением между основой и слоем набивки системы пружин.

Наиболее распространены стулья с жёсткими и полужёсткими сиденьями и спинками .

Характеристики

Одно из основных требований к стульям - прочность. Учитывая, что стулья работают в наиболее тяжёлых условиях по сравнению с другими видами мебели, а конструкция их состоит главным образом из деталей довольно малого сечения, соответствие конструкции стула требованиям прочности необходимо подтверждать лабораторными испытаниями.

Новые конструкции стульев перед запуском их в производство проходят испытания на долговечность, которое в соответствии с ГОСТом проводят на специальном стенде с циклической нагрузкой. .

Виды стульев

По назначению

По конструкции

Изобретён в 20-е годы ХХ века после появления технологий, позволивших гнуть стальные трубки; на изобретение претендуют несколько дизайнеров .

По стилю

Стулья в культуре

  • «Стул Винсента с трубкой», находящийся в Лондонской национальной галерее , написан Ван Гогом в последней четверти 1888 года в Арле в паре с «Креслом Гогена ».
  • Двенадцать стульев - многократно экранизированный роман И. Ильфа и Е. Петрова . В основе сюжета поиски гарнитура стульев, выполненного потомками знаменитого мебельщика Гамбса .
  • «Посвящается стулу» - стихотворение И. Бродского 1987 года:

Что знаем мы о стуле, окромя,
того, что было сказано в пылу
полемики? - что всеми четырьмя
стоит он, точно стол ваш, на полу?
Но стол есть плоскость, режущая грудь.
А стул ваш вертикальностью берёт.

  • Один и три стула - инсталляция Джозефа Кошута (1965).

См. также

Примечания

  1. Стул // Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949-1992.
  2. - статья из Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля (2-е изд., 1882)
  3. Стул // Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935-1940.
  4. Стул // Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
  5. ГОСТ 20400-2013 Продукция мебельного производства. Термины и определения
  6. Классификация и ассортимент мебели
  7. Кресло // Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935-1940.
  8. Кресло // Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
  9. Бобиков П.Д. Конструктивные решения стульев // Конструирование мебели . - Москва: Высшая школа, 1972.
  10. Стул и история развития русского интерьера
  11. Готы в Крыму
  12. «Стул» (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) , Школьный этимологический словарь русского языка (Проверено 27 сентября 2009)
  13. Сетков, Николай Александрович. Этимо-энциклопедический словарь для любознательных . - Красноярск: Кларетианум, 2005.
  14. Екатерина Неволина. Необыкновенная история обыкновенных вещей . - ОЛМА Медиа Групп, 2004. - С. 30-33. - 192 с. - ISBN 5-224-04466-9 .
  15. , p. 10.
  16. , т.I, pp. 82-83.
  17. , p. 11, 27.
  18. , с. 28.
  19. , т.I, pp. 171-173.
  20. , т.I, p. 253.
  21. , т.I, pp. 521-523.
  22. , т.I, pp. 716-717.
  23. , p. 39.
  24. , т.II, p. 557.
  25. , т.III, pp. 290-291.
  26. , т.III, p. 308.
  27. , т.III, pp. 552-553.
  28. , с. 29.
  29. , с. 37-38.