Электрощиток

Виноградарь шмелев. Беспроблемный виноградник — это миф

Виноградарь шмелев. Беспроблемный виноградник — это миф

15.03.2014

Иван Шмелёв. Виноград

В городке у моря, с приходомдобровольцев,жизнь как-будтоопять наладилась.Пошлитолки,что теперьи в Европепоняли, наконец,опасность, «теперьуж возьмутсяи нам помогут»,и вподкрепление толковсообщали,что в Ялтупришлиихниекораблис пушками.

Пиньков никаких надеждна «Европу» не возлагал,бродил мрачный,неряшливый,обросший,перестал дажеумываться,бросилчитать газеты,целыедни проводил впустынныхбалках и пассиротливую свою«Хорошку» − последнюю корову изразграбленнойбольшевиками фермы.Встречались мы с ним редко,только к ночи,садилисьобычно на веранде и молчали,следяза звездами: все унасразговорыпритупились.Как-то по осени, − было,помнится,в 19-мгоду, − вернулся онсо своей«Хорошкой» особенно угрюмый,кокнул два яйца и проглотил сырыми, − весь и ужин.Стали смотреть на звезды, − вот иеще деньперевалили.Нашему настроению отзывалась уныло сплюшка:сплю-у… сплю-у…

− Идиоты… − обругалкого-тоПиньков в мыслях, − не понимают,что жизнь…повсюду,не только у нас дураков…слетеласо всех винтов итеперьбудет дрыгатьсяи крутиться,как свалившийсяпаровоз, пока еще есть пары.Бредят, ослы,что им по-могут.Европа им поможет!Да этой «Европе»требуется самой помощь…ведь она выкинула, и этот поганый «выкидыш» воспринят от ее утробы − российскойслепойдурой-повитухой,принявшейего задолгожданногочадушку, а ондавно уже разложилсяи заразилвсё кругом.А родимая матушкаегогорит вгангрене…

Я привык кзаостренностидум Пинькова,испытавшего много за эти годы. Свои картины он давнозабросил.Теперь, по его словам, это совсем не нужно: «теперь всё надов ином масштабе,если ещемасштабына пропали…в апокалипсическом, «потустороннем»даже. Он и убийствоМаши,работницы на ферме,рассматривалне какуголовный акт,а как проявлениевоплотившейся«похоти Зла»,царящей отныне в мире. Страшно не то,что молодую женщину,его Машу,хотел взять силойгнусный ГришкаМарчук,матросишка-большевик и убил засопротивление его хотению:страшно,что злая похоть повсюдувоцарилась,задавилавсю жизнь,и убийствона ферме − символвсеобщего убийства, как этот крест на веранде,стоявшийна Машиноймогиле и ныне заменяемый памятником, − не просто дубовый крест,который можно пустить на топливо,а Крестнад погибшей Правдой. Потому-то и не хотел Пиньковрасставатьсяс этим крестом и говорил всем,приходившим купить его − в то времятрудно было с гробами и крестами,кончились мастера и матерьял: «этот крест не продажный…это − па-мять!»Крест и теперьстоялв дальнемуглуверанды,чего-то ожидая.

− Вот,говорите,почему я бросил писатьсвои полотна…А вы почемузабыли свое перо? Понимаете отлично сами.Мы с вамине в «заботысуетногомирамалодушно погружены», а…задохнулисьи окаменели.Мы отвечаем…онемением. Ну, понятно. Как я могу писать солнце,когда и оно другое теперь,когда явижув неммертвыйсвет?! Бывшие глаза у менявырваны… и душа выдрана.Да вот,сегодня,не угодноли…Пас я свою «Хорошку» в дальнейбалке.Оттуда хорошовидно усадебкуЛюбачей,тех стариков…Федичкавчера у них помер,единственный сынишка.Разве неговорил вам, что онпомер? Помер.Но надо знатьих историю, чтобы постигнуть всё. Необычайного вэтом нет, но…всё же.СтарикЛюбач,МартынПрокофьич, − просторусскийчеловек,служилв береговой таможне,великимитрудами скопилна усадебкуи насадилчудеснейшийвиноградник, − единственная,кажется,мечта всей жизни.Была еще мечта…оставить наследника по себе. Жили они в супружестведвадцать лет,и мечта не осуществлялась.И вдруг,повторяется как бы историяс Захаией иЕлисаветой… кстати,и супруга еготоже Елисавета,вы еевидали,тихоесущество.И вот,на двадцатьпервом годуих супружества,когда ихзаветный виноградник вошел в силу,и дажев славу, − Любичулет двадцать томуназаддали на выставкезолотую медальза ученыйсортчауша,у нихисключительно сладкие сорта,десертные,мускаты,шасла,золотистыйчауш… − ЕлисаветаМихайловнаподарила своему супругу мальчика.Ей былоуже под сорок,старику к пятидесяти.Представляете,какое же у нихвоссияние-то было!И как ониоба трепеталинад этим«даром от Господа». Они как-тообъединилиего с виноградом,с золотымчаушем,за которыйкак раз в ту осеньи получилипервую свою награду.И назвалимладенцаФедичкой,что значит − «Божий дар».ЭтотФедичка и на самомделекак-будто сроссяс чудеснымтемвиноградником.Какни проходишь,всегдавидишьФедичку в винограднике: подвязывает, − емууждвенадцатый год недавно пошел, − обрезает,опрыскивает,собираетзолотистые гроздьячауша…в солнце и виноградеутопает.Вы видели,это ону менянаписанв винограде,спит под лозой в корзинке,и над ним грозди свесились,и через эти гроздипоетна смугломличике,в его белобрысыхволосах − солнце! Удачно,кажетсявышло.У меняоченьторговали на выставкекартину эту, − я не продал,только старикам копию подарил,но там солнца такого не получилось что-то.Но слушайте…Они до того над ним дрожали,что мать,слабаятакая она,всегдавыходила его встречатьиз школы,спускалась к городишку,всё боялась,как бы не побилиегодорогойрыбачата,народ отъявленный. Так это у ней и вошло в привычку.Перенес все детские болезни,окреп, сталотцу помогатьв работахна винограднике.И вот,пришла революция. Старики так переполошились за своего Федичку,что перестали пускатьв городишко, в школу.Созрел виноград − новая тревога: устеречь.И раньше шалилипо садам,наша солдатня из лазарета.А тутпошелуженастоящий грабеж,организованный.Осенью17-го годабольшевиков еще не было,только-толькоросточкиобъявлялись.Но ужебезобразничаливо всю,а милиция наша,какизвестно,была в «обмотках», или,в народе называли, − «петушьи ноги»,любители семечек исло-боды. Значит,самоохраняйся.И вот,Федичкапересталспать ночами,и ничегос нимнельзябыло поделать: хочу стеречь виноград! Ну,стерегли со стариком,кА поспевать стал.Виноградник и раньше их выручал,из городкак ним поднимались дачники,нарочно за виноградом, «прямо с лозы». А в тотгодвиноград для нихуж великим подспорьем стал.Прознала солдатня, тот ГришкаМарчуки навел,будущий убийцаМаши,что установлено.Насели на виноградникночью,перед зарей,и с промысловойцелью, пришли с корзинами, −за такойчаушможно было неплохо выручить.И вот,когда они начали сбор ими не рощенного, Федичка поднял крик, − дремална винограднике в шалаше. И нетолькокрик поднял, а вцепилсяеще в кого-то. Говорили, что«зубками в руку впился»,− видали приятеля Гришкина,с завязанной рукой всё ходил. И дорого обошласьэта «винограднаяистория» Федичке.Кто-то может быть, и сам Гришка,ударил мальчика в грудь кулачищем так,что его,полуживого,харкающего кровью,принесли старикив домишко,и лежал он,харкая кровью,до лета.И сталхиреть,острыйтуберкулез.Эти два года Елисавета Михайловнавесь свой виноградникслезами орошала. Придет, станетнадлозой,где нашли Федичку, и зальется.Как ни пройдешь, − всё она на винограднике. Ну,вчера помер,как раздва годаисполнилось,с удара,до сбора всё-таки дотянул,ему старикизолотойчауш в мисочке поставили у постельки,а уж онне мог и сосать. И вот,сегодня, виделс откоса я… как онасобиралаэтот оплаканныйзолотойчауш! Самаяпора,и надовыменить на гробок,и за могилку надо,и батюшке…вот исобирала.Порежет,схватится заголову,закачается… и слышно,как она там…ну…всё слышно. К небувсё,незрячимиглазами,кричащими… − даза что…за что же?!А вот,послушайте. Когдаятак смотрел,я тоже вопрошалв своейглубине…только я пустотуспрашивал, у меняпустота…тут и пришло.Только неразрешение, а то-же,вопрошание… Вы знаете дьякона нашего,ноздрямисмотрит,простеца, рыбаки егооченьлюбят…многосемейный, а превеликий дерзатель,борец за веру,все эти годы с большевикамибьется…, и народне дает его…таквот ониз Ялтыпешкомвозвращался,его следователь допрашивал,там одного комиссарапоймали добровольцы,так егообозноватьвызвали,что-то с арестомздешнего попа связано,а тогдадьяконза попа бился, с комиссарами воевал, отбивал.И вот,дьякон и говорит, − а онвсё знал происториюЛюбачей: «воткакой у нас виноград… соле-ный! И кругом столько этого винограду наростили…и вот дажесоленый. По всей нашей России-матушкетакого винограду насадили,теперь вот и собираем…а те с удовольствием еговкушают». И понял я, и не понял. А это он, оказывается,и про тех, которые на кораблях к нам приплывают,подплывают.Говорит,что только в Ялте творится,такой-то базар… всё забирают за грош,весь наш«соленый виноград» за пустяк выменивают и к себе волокут.Полные корабли отходят.И спрашивает в пространство: «Господи,да какже это так? ни горя не чувствуют,ни слез не видят, сосут «виноград»… и соли-то нашей им нечувствительнонисколько!Да,говорит, хороши… всё своеполноценное разменяли, всё в пыль и прах обратили, и теперькровь нашу покупают…дакак же это? И,знаете,мне от этих вопрошаний его,перед этой Елисаветойобманутой,невыносимо стало. Весь ужас, и всяопустошенность их, выменивающихсвою пустотуна «виноград» наш,сталитакостро ощутимы…весьпровал«великогочеловечества» такнаглядно-страшнопредсталперед этойЕлисаветойвопиющий…ведь тут-то, вэтой случайной Елисавете на винограднике,всё опустошение так предстало,подчеркнутоепростыми словамидьякона,что я онемел отхолода,на солнце закаменел.. Убитая мояМаша,и забитый Федичка,и убитыестарики,и всёпобитое,втоптанное безкрестнов землю,с издевкой и злобойвтоптанное, и теми, принятое, как дешевыйтоваробменный, − для нихто,для них-то, говорю,дешевый,репа пареная! всёдля меняпредстало как страшный образ незаполняемойпустоты,ничем неоплаченнойиздевки.Во − имя чего?! Этонадорешить особо, иначене стоитбыть. И говоритеще дьякон, будтовозглашаетцерковное: «ох, да отольютсяже им эти слезы виноградные…да отзовется соль!.. »

РассказПиньковаоборвался. Сверху,за верандой, кто-тотяжелоспускался,скреблишаги,сыпалиськамушки. В чернойночи небыло видно,кто подходил к веранде. На звездномнебе я различил человеческую тень,пригнувшуюся,будто что-тотяжелоетащившую.Словнознакомый, разбитый,усталый голос окликнулнас: «СеменНиколаевичздесь?». − «А кто это?» − недовольноспросилПиньков. − «Я, СеменНиколаич, с верху,Мартын»…Это былстарый Любач,виноградарь, о коммы говорили. Лицаего в темноте не видно было, так − тень,да голосокскрипучий,придавленный. И ничеготяжелогонетащил,этолишьпоказалосьмне:так,тащился. И началсяпамятныйразговор. ТеньМартынаПрокофьичана стул не села,а пристроиласьна перекладинкеверанды,на звездном небе… Я видел кулачок,дергавшийтощуюбородку, − склонившуюсяуныло голову.

МартынПрокофьичосторожно-робкоспросил,не уступит лиСеменНиколаевичкре-стик, кре-стик…такогобольше не найти крестика,весь город обегал,нет ничего,народ в разброде… в Ялту, говорят,надо ехать,да и тамне найти теперь,сколько народупомирало,все запасы давнодошли,а новых некомузапасать; делают,говорят,на ветер,как из лучинок,году не выстоит… Пиньковне далдоговорить. Всемотказавшийв кресте, он сказал,с удивлением: «а о чемже тутговорить… пожалуйста берите…» − «Дачто вы!..» − вскрикнулневидимыйМартынПрокофьич,и унылаятеньего спрыгнула с перекладиныверанды. − «Можно? вы дозволяете?.. Вот,спасибо…, а я всёбеспокоился,потревожитьваскрестиком… и другиенаговорили.. скольконародухлопотало…заветныйкрестик.. дляпамяти.. понимаю я,что дляпамяти… значит можно?».. По голосубыло слышно, что онеще боитсяи не верит. − «Да берите же!» − крикнул Пиньков, − «это нужно… для памяти». Он пошелв комнатыи принес фонарь.И мы пошлив закоулок,где стоял крест,высокий,белый, снизуобугленный,с присохшей у нему землей. Этоткрестговорилнамславянскойнадписью: «МашаХлебникова, крестьянка,23 лет,злодейскиубиташтыком в сердце, в ночьна20февраля1918 года».

− «Значит,дозволите?..» − переспрашивалМартын Прокофьич,растерянно моргая, − «дозволите это соскоблить,красочка найдется,черная,надпись…Федичку…» − «Не надо соскабливать,пустьостанется навсегда » − странно как-топроговорилПиньков. − «А как же-с?.. − в испуге,переспросилМартынПрокофьич, − «ведь,теперь Федичка?..» − «Нет, это должноостаться… под краской, пусть. Я дамвамбелой, и вы запишите,закроете это …так оно и останется. Я сейчас…». Он пошелв комнаты,а мыосталисьперед крестом. Стоялимолча, слыша, какшваркалов гулкойстудии, упалстул. − «Вот, сейчасзакроем…» − сказалрезким, будтожелезнымголосом подходившийизтемноты Пиньков. И большой кистью,сгустившейсябелойкраской,закрылкрестноеначертание. − «Возьмите краску и кисть,после всёзановопокроете, а тозаметно... Я сам вам напишу, там… » − «Завтра быхоронить хотели, и лошадьнанята,отвезти…» сказалМартынПрокофьич просительно. − «Завтра ивозьмете…» − «Авы ужразрешите,я донесу, осилю.. сразузавтраи отвезем, и поставим… там и покрашу,на месте…» − просил нерешительноМартын Прокофьич. − «Берите… тольковам непод силубудет,тяжелыйкрест…» − говорилПиньков. − «Осилю-с… всёосилю-с…» − повторялпочтирадостноМартынПрокофьич. Онподсунулся,избочась,под крест,доставилплечоподкрестовину,привалилее к голове,длястойкости, и поволок, скребяобугленнымкомлем по треснувшему,неровному бетону. Белыйкартузикегосмялся,сдвинулся с головы,защемилсямеждукрестом и ухом,но он нечувствовал. − «Дайте, я помогу…» − предлагал,провожая его, Пиньков. − «Ничего-с,этов горку только…передохну… − слышалсяпод крестомсдавленныйголосМартынаПрокофьича, −просветите только…, а то ядухом… за калиткойвсе тропки знаю… доволоку…»

Мы проводили егодо верху, с версту,старалисьему помочь,но он говорил,что одномуспособней,а то, еслиподнятьзакомель,плечо нарежет. Мы всё же помогали. С холма ему будет легче.

Когда вернулись,Пиньковспоткнулся на что-тоу веранды. Это была корзина с виноградом. − «Этоон…в обмен мне! − удивленносказалПиньков, − крест, на…« соленыйвиноград»! а?!.чу-дак, .. и не сказалничего..заторопился».

На верандеещегорелоставленныйфонарьв железной сетке. Пиньковпоставилтяжелуюкорзинуна перекладину. Матово золотилсякрупно-янтарныйчауш,как сахар сладкий. Но мыне тронули. Стояли иглядели на сочныйчауш,на которыйлеглитенямиклеткиот фонаря. − «Соленый …» − сказалПиньков. Сидели в тот вечер долго, почти не говорили. Фонарь потух. На менявшемсязвездном небетемнела дугакорзины. Так и нетрогали.

Днистоялакорзина на веранде, долго. Так ине тронули.

Ноябрь,1936 г.

Париж.


В последние несколько десятилетий в селекции винограда чётко прослеживается тенденция в создании гибридных форм винограда с ягодами чрезвычайно крупных размеров, настолько крупных, что буквально ломаются стереотипы и представления о том, какой большой может быть ягода винограда и существуют ли ограничения в данном направлении селекционных поисков, или этот процесс не имеет пределов?

Поднимается и вопрос другого плана: «Разумно и целесообразно ли создавать сорта винограда с ягодами, которые при употреблении нужно откусывать по частям, не имея возможности отправить в рот ягоду винограда сразу целиком, из - за её очень крупного размера?»

А.И.Потапенко, в своей книге «Русский зимостойкий виноград», по поводу размера ягоды столовых сортов винограда пишет: «… В общем представлении столовый виноград отличается от винного более крупной ягодой, однако надо учитывать, при каком диаметре ягоды она становится удобной для еды. При внешней красоте гроздь винограда необыкновенно удобна для еды. Ягоды не надо откусывать. Эти сочные порции уже приготовлены самим растением и притом собраны на одной гребненожке. Если ягоды слишком мелкие, то для одного полного глотка приходится сразу отрывать две или больше ягод. Конечно, это неудобно. Другая крайность - если ягоды очень крупные и возникает необходимость откусывать их по частям. Деление на сочные порции теряет смысл. Одно селекционное учреждение в программе своих селекционных работ постановило вывести сорт винограда с ягодами до 20г. (Видимо речь идёт о программе «Великан» ВНИИВиВ им. Я.И.Потапенко). Это вполне достижимо, но есть ли в такой затее здравый смысл? Отступление от принципа «одна ягода - один полный глоток» выглядит противоестественным. Верхним пределом целесообразного являются ягоды диаметром 20 - 25 мм и массой 4 - 5 г. Больший диаметр - от лукавого! ...»

И.А.Кострикин, в одной из своих работ, касаясь данной темы, писал: «За последние 50 лет в селекции крупноплодных сортов винограда произошли заметные сдвиги. Особенно разительные успехи при создании межвидовых гибридов: здесь от массы ягоды 1 - 2 г получена масса ягод 20 и более граммов. Правда, в отношении увеличения массы ягод существует два противоположных мнения: одно - за получение ягод 20г и более, другое - оптимальная масса ягод в 5 - 6 г. Не вдаваясь в полемику отмечу, что большинство любителей - виноградарей, и я тоже, предпочитают в основном крупные ягоды (русский размер) …».

Если подходить со строго научной точки зрения, то давно существует чёткая классификация виноградных ягод по их величине. Их делят на мелкие, длиной до 13мм, средние - от 13 до 18мм, крупные - от 18 до 23мм и очень крупные - свыше 23мм.

В сегодняшних же реалиях, если ягоды по своим размерам не дотягивают до 30мм, то потребитель чаще всего на них не обращает внимание, считая их недостаточно крупными. Наибольшим спросом на рынке пользуется виноград с размерами ягод 35 - 40мм и крупнее, если таковые имеются.

Особое пристрастие к плодам крупного размера пытаются объяснить нашим особым менталитетам, традициями, особым складом характера, «широтой славянской души».

Конечно же это вопрос дискуссионный, в Японии и Китае, весьма трудно объяснить аналогичную популярность особо крупноягодных сортов винограда «широтой славянской души», однако их селекционеры выводят такие крупноягодные формы винограда, что при применении соответствующей сортовой агротехники к данным новым гибридным формам винограда, результаты не просто поразительные, а ошеломляющие, буквально прорывные, не перестаёшь удивляться на что способны человеческие руки и разум.

В 1990 году в ВНИИВиВ им. Я.И.Потапенко в результате скрещивания Восторга с сортом Фрумоаса албэ было получено в пятом поколении несколько гибридных сеянцев раннего и ране - среднего сроков созревания с выдающимися размерными параметрами, хорошим качеством ягод и высокой (для столовых сортов) устойчивостью. Один из наиболее удачных сеянцев в дальнейшем получил название Талисман. Именно Талисман можно считать первым комплексно - устойчивым столовым сортом винограда с ягодами, преодалевшими барьер 20г, ранее считавшимся просто невероятным, и именно Талисман, который сразу после выведения стал вовлекаться в гибридизацию винограда, как донор крупноягодности и крупноплодности, стал «прародителем» целой серии гибридных форм винограда с особо крупными ягодами.

Наиболее весомых результатов в выведении крупноягодных сортов винограда добились частные селекционеры и селекционеры - любители. Используя последние, самые перспективные разработки институтов виноградарства в данном вопросе, а также в результате вовлечения в селекцию лучших крупноплодных гибридных форм винограда зарубежной селекции, удалось получить высококачественные крупноплодные формы винограда, обладающие замечательным набором товарных и потребительских свойств, отвечающих запросам потребительского рынка сегодняшнего дня.

Приведу описание некоторых новинок частных селекционеров, которые пользуются неизменной популярностью и спросом среди виноградарей - любителей, т.к. имеют ягоды очень крупных размеров, выходящие за все «приличные рамки».

Фурор , гибридная форма винограда селекции В.У.Капелюшного. Получена при опылении сорта Лора(Флора) смесью пыльцы устойчивых сортов. Относится к ранним сортам винограда, период созревания до 110 дней. Обильно плодоносит, а ягоды имеют свойство не терять своих вкусовых качеств при долгом нахождении на кустах. Кусты мощнорослые, листья, как и у Лоры , не слишком крупные, но и не цельные, с разрезом. Грозди очень большие (до 25 см), цилиндрической формы, нормальной плотности. Цветок обоеполого типа.

Ягоды очень крупные, имеют овальную форму, темно-фиолетовые, с густым пруином. Вырастают до впечатляющих размеров со средним показателем длины в 4 см, а ширины в 2 см. Массой достигают до 30 грамм.

Ягоды очень сладкие, так как обладают свойством хорошо накапливать сахар (к моменту созревания около 23%, в то время как кислотность не поднимается и до 7 г/л). Имеют очень приятный гармоничный вкус, мякоть мясистая и сочная, а кожица тонкая и почти незаметная в процессе употребления. Еще одной положительной особенностью этой гибридной формы является его хорошая сопротивляемость грибковым заболеваниям и морозам. Автор декларирует морозостойкость Фурора до - 24(!) °С.

Гибридная форма винограда «Краса Балок» . Выведена селекционером - любителем из г. Запорожье Р.Е. Романчукевичем. Сведений о родительской паре данной гибридной формы нет. На одном из сайтов в интернете так описывается история селекции данной гибридной формы: «Можно сказать, что случайно подвернулся под руку какой - то непонятный сеянец (?), а получился такой сногсшибательный результат». Оказывается, бывают и такие щедрые подарки судьбы!

Сила роста куста выше средней. Гроздь очень крупная, нормальной плотности, правильной конической формы, реже цилиндрической, иногда с крылом, массой до 1.2 кг. Ягода очень крупная, округлая или слегка овальной формы, тёмно - синяя, с красным оттенком, массой до 20 г. Кожица ягод плотная, средней толщины, съедаемая. Мякоть ягод сладкая, с лёгкой кислинкой и пикантными терпкими нотками, сочная, похрустывающая, отличного гармоничного вкуса. Цветки обоеполого типа, опыление проходит достаточно хорошо, горошение ягод наблюдается редко. Срок созревания ранний. Имеет хорошую устойчивость к милдью и серой гнили, морозостойкость в пределах - 22 - 23 градусов.

О высоких товарных качествах урожая данной гибридной формы и его повышенном спросе на потребительском рынке, говорит тот факт, что известный на Украине виноградарь - любитель Александр Шмелёв из Запорожской области, много лет успешно практикующий выращивание винограда в теплицах, перепривил именно черенками данной гибридной формы, кусты менее перспективных сортов винограда.

Гибридная форма винограда «Дубовский Розовый ». Гибридная форма получена путём скрещивания родительской пары: Восторг красный х Юбилей Новочеркасска.
Выведена российским селекционером - любителем С.Э. Гусевым. Отличается большой силой роста в корнесобственных насаждениях, с очень крупными гроздями и ягодами. Грозди не плотные, конические, иногда с крылом, средней массой 1200-1500гр. Ягоды очень крупные, оригинального внешнего вида, с заостренным и слегка изогнутым кончиком, размером до 59 х 29 мм, средней массой около 20гр, темно - розового цвета. Мякоть хрустящая, сочная, вкус приятный, гармоничный. Семян в ягодах мало. В самых больших ягодах встречается по 1-2 семени. Форма способна накапливать до 21% сахара в ягодах. Дегустационная оценка свежего винограда очень высокая 9,3 балла.

Цветок обоеполый. Транспортабельность хорошая. Форма урожайная, поэтому требует нормирование урожая. Обрезка лоз на плодоношение средняя, на 6-8 глазков. Укореняемость черенков очень хорошая. Вступает в плодоношение на 2-й год после посадки, реже на 3-й. Устойчив к грибным болезням. Выдерживает морозы до -24 градусов.

Гибридную форму винограда «Дубовский розовый» можно считать несомненной селекционной удачей. Интересно, что И.А. Кострикин, рекомендуя вовлекать в селекцию гибридные формы винограда для получения особо крупноягодных новых гибридных форм столового винограда, упоминал в своём перечне наиболее перспективных крупноягодных доноров, среди прочих, и Юбилей Новочеркасска .

Пересмотрев доступные описания новых и новейших гибридных форм винограда любительской селекции, пришёл к выводу, что гибридные формы с ягодами массой 20 грамм, встречаются в описаниях не так уж и редко, основной вопрос конечно же состоит в том, насколько данные описания соответствуют действительности.

Знакомство с наработками селекционеров из Японии в русле рассматриваемой темы, красноречиво свидетельствует, что они достигли очень впечатляющих результатов в выведении сортов винограда с чрезвычайно крупными ягодами.

Сорт «Тянь Шань» . Куст отличаются большой силой роста. Грозди очень крупные, в среднем 1,2 - 1,5 кг, могут достигать 2 и даже 3 кг. Такой «разброс» в массе объясняется довольно просто: в Японии применяют в большом количестве стимуляторы роста, среди которых выделяется гиббереллин. Помимо этого агрономы прибегают к специальным агротехническим приёмам: прореживание ягод, тщательное нормирование урожая, удаление части грозди на стадии «гороха» и т.п. Срок созревания ране - средний.

Ягоды овальные, средней массой 16-20 г (в условиях России и Украины; в Японии могут достигать и до 45 г), кожица тонкая, прочная, легко съедается, буквально «тает» во рту. Мякоть сочная, мясистая, с освежающим вкусом с лимонными и медовыми нотками, бессемянная. Лист крупный, темно-зеленый, округлый, средне разрезанный. Плодоножки длинные, прочные, светло-зеленые. Цветки обоеполые, горошение обычно отсутствует.

«Сэто Гигант». Столовый виноград японской селекции, средне-позднего срока созревания. Ягоды очень крупные от 16-20 до 40г, желто-зеленого цвета. Сахаронакопление до 18-19 %. Вкус ягод приятный, с фруктовыми тонами. Гроздь очень крупная 800-1100г. Сила роста кустов высокая.

«Фуджи Минори» - столовый сорт винограда японской селекции, раннего срока созревания. Ягоды круглые, очень крупные. Цвет ягод черно-фиолетовый. Кожица легко снимается. Вкус необычный, очень приятный, с фруктовыми тонами, мякоть мягкая. Грозди крупные, цилиндрические до 600г. Сила роста большая.

«Руби Роман», «Римский Рубин»
Виноград, который входит в топ самых дорогих продуктов в Японии. Он отличается необычным рубиновым цветом, сладостью и особо крупными ягодами - каждая имеет диаметр около 3 см и весит 20 г. Сорт был выведен в 2007 году в префектуре Исикава - он стал результатом 14-летней работы японских селекционеров.

Виноград сорта «Римский Рубин» - особая гордость японских селекционеров. Его ягоды очень сладкие и крупные - размером с мячик для пинг - понга. Они проходят строгий отбор по вкусу, размерам и содержанию сахара. И урожай, соответствующий всем стандартам, - это всего несколько гроздей в год.

Летом 2014 года одна гроздь данного сорта из 30 ягод, была продана на аукционе за 5 400 долларов! Сообщалось, что лот купил владелец дворца бракосочетаний для свадьбы некой молодой пары.

На другом аукционе, лот весом 700 г. ушёл с молотка за баснословные один миллион йен, это около 8 тысяч 200 долларов. Получается, что за каждую виноградную ягоду шеф - повар местного ресторана, победитель торгов, заплатил по 300 долларов и очень доволен покупкой! Сообщается, что продавать деликатес он намерен в качестве закуски к бокалу вина.

После такой информации о столь высокой оценке труда японских виноградарей, как - то грустно возвращаться к нашим реалиям и проблемам с реализацией выращенного любителями качественного, крупноплодного винограда с отменными вкусом.
И почему у нас нет традиций по проведению аукционов по продаже особо выдающихся экземпляров выращенных гроздей? Возможно есть смысл клубам виноградарей - любителей попытаться организовать такие аукционы? Это будет способствовать ещё большей популяризации выращивания винограда и поднимет престиж и социальную значимость труда виноградарей - любителей.

P.S. Описание характеристик гибридных форм винограда в данной статье приведено на основании материалов размещённых в интернете в свободном доступе. В моей коллекции таких сортов винограда пока нет и информацией о местах приобретения посадочного материала, описанных в статье гибридных форм винограда, я не располагаю.

В статье рассказывается об опыте известных в Украине виноградарей-любителей, которые на протяжении многих лет выращивают так называемые комплексно устойчивые сорта винограда.

Мне удалось по­сетить виноградники многих любителей. Накопилась масса ин­формации и впечатлений, хотя и не всегда положительных. С некото­рыми виноградарями был знаком заочно, информацию о состоянии дел на их участках черпал из пу­бликаций. Но недаром же говорят, что лучше раз увидеть.

Можно владеть редкостной коллекцией сортов и гибридных форм, но если на участке нет эле­ментарного - порядка, то грош цена всем усилиям. Если под виноград­ным кустом растет свекла или то­мат, а на всей площади питания растения господствуют сорняки, то о какой культуре земледелия можно говорить? Но даже в таком состоянии идет активная пропа­ганда своих виноградников.

Конечно, смысл такой деятель­ности понятен. Для многих виноградарей реализация посадочно­го материала является одним из главных источников пополнения се­мейного бюджета. Возвращаясь к теме культуры земледелия на вино­градных участках, нужно сказать, что не везде и не у всех все так плохо. Начинающим виноградарям есть у кого учить­ся практически в каждой области Украины, а именно - у В. Загорулько, В. Денисенко, А. Худолия, Ю. Велика, А. Усенко, Т. Дмитренко, В.Белого.Но, считаю, особо­го внимания заслуживает опыт А.Шмелеваиз с. Балки Васильевско­го района Запорожской области. Я многое видел на своем веку, но виноград­ник такого уровня - впервые. Ведь смысл не только в красоте, но и в конечном результате, ради которо­го возделывается лоза. Достаточно вспомнить лето-2004. Практически весь урожай ягод был потерян, а Шмелеву удалось сохранить, до­вести его до полного созревания и успешно реализовать.

Он долго экспериментировал со шпалерой. Виноградник у него укрывной, а поэтому формировка кустов веерная, с расположением четырех рукавов на высоте 50-60 см. Он давно переболел идеей создания беспроблемного виноградника, т.е. который не нужно защищать от болезней, вредителей, гололе­да и мороза. Это все от лукавого. Поэтому умники получают урожай раз в пять лет, а Шмелев - ежегод­но и стабильно высокий. Шпалера содержит элементы козырька, но в последнее время он ее усо­вершенствовал, чтобы вольготно было и лозе, и удобно возле нее работать.

Раньше Шмелев поливал виноградники по бороздам, но с недав­них пор растения получают влагу только с капельниц с обоих сторон куста в небольшое углубление из пластиковых бутылок и труб, куда предварительно перед поливом закладываются порции минераль­ных удобрений.

С осени каждый куст получает полную дозу органики. В ход идет не только навоз, но и солома, лузга подсолнечника, которые он тщатель­но заделывает в грунт.

Одна из главных задач Шме­лева - обеспечить надежный за­слон болезням. Осенью, перед укрытием, лоза обрабатывается железным купоросом. Этот при­ем повторяется весной сразу же после открытия лозы, по спящим почкам. Следующий этап защи­ты - в фазе 4-5 листа, а дальше реализуется известная схема, в т.ч. с внесением корректив по мере необходимости. В прошлые годы виноградник Шмелева постоянно страдал от града. Дабы защитить растения и урожай от стихии, виноградарь од­ним из первых в Запорожской области освоил выращивание ягоды в закрытом грунте. Вы­сота конструкции -3,5-4 м, что облегчает регулирование тем­пературы. Одновременно с за­щитой растений от стихии ре­шается и другая задача: на две недели ускоряется созревание урожая.

Грунт на участке содержит­ся под черным паром. С ранней весны до глубокой осени ведется жесткая борьба с сорняками.

Расстояние между рядами и кустами строго вымерено до сан­тиметра. Проволока натянута как струна. Ровненькие тротуарчики, т. е. эстетика на участке самого высокого уровня. Рядом с вино­градником расположен питомник, который ежегодно с осени хоро­шо заправляется органикой.

В течение последних десяти лет, посещая участок Шмелева, мы ни разу не выявили признаков болезней лозы. По результатам наблюдений в течение нескольких лет, возможно, будет заявлено о простом, но экологически чистом способе борьбы с бактериаль­ным раком.

Применительно к нашей ви­ноградной среде можно ска­зать, что практика Александра Феофановича Шмелева- это «высший пилотаж». Высокую оцен­ку достижениям виноградаря-любителя в свое время дал наш куратор и учитель, ныне покой­ный А.Д.Лянной.

Многие потенциальные ре­ализаторы посадочного мате­риала приглашают посетить их участки в августе, т. е. в период созревания ягод. И понятно по­чему к А. Шмелеву можно ехать в любое время года. Здесь всегда есть чему поучиться, что посмо­треть и весной, и летом.