Проводка

Воздух плохо проводит тепло опыт для детей. Опыты с воздухом

Воздух плохо проводит тепло опыт для детей. Опыты с воздухом

"Воздух."

Цели:

    познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием "атмосфера";

    закреплять представления о газообразных веществах;

    формировать умение постановки проблемных вопросов;

    воспитывать культуру общения, умение работать в группах;

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

    оборудование для проведения опытов;

    презентация ( );

    учебник Н.Ф. Виноградова "Окружающий мир", 3 класс, 1 часть;

    рабочая тетрадь Н.Ф. Виноградова по окружающему миру 1 часть;

    полиэтиленовые пакеты, шприцы

Ход урока

I. Оргмомент. Повторение пройденного материала

Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тему урока, мы определим, отгадав кроссворд. (слайд 1)

Вопросы:

    Наука о веществах (химия)

    С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)

    Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота)

    Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)

    Овощ, из которой получают сахар (свёкла)

    Разновидность сахара (глюкоза)

II. Сообщение темы урока

(слайд 2) Тема урока «Воздух и его охрана»

(слайд 3) – Что вы знаете о воздухе?

Что вы хотите узнать?

III. Работа по теме урока

1. Что такое воздух.

Воздух является «невидимкой». Мы его не видим, но знаем, что он повсюду вокруг нас. Мы можем увидеть движение воздуха, когда пускаем мыльные пузыри, или обмахиваемся веером. В реальности существования воздуха мы легко убедимся, проделав простые опыты:

    Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
    – Легко ли он сжимается?

    Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
    – Можно ли сжать воздух?
    – Что произойдёт, если отпустить палец?

(слайд 4) Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали.

Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой . ( слайд 5 ). Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.

Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. Так ли нужен Пятый океан Земле?

Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.

(чтение учеником стихотворения «Воздух»)

Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

2. Состав и свойства воздуха

Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов (слайд 6) . Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

Откройте рабочую тетрадь стр.18 и восстановите диаграмму (слайд 7) , записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркни название газа, который живые существа поглощают при дыхании.

Какими же свойствами обладает воздух? (слайд 8)

    Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
    – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
    – Нет.
    – Через стену мы видим соседний класс?
    – Нет.
    – А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
    – Да.
    – О каком свойстве воздуха это говорит?
    Воздух прозрачен . Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

    Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
    – Зелёные.
    – Какого цвета школьная парта?
    – Коричневая.
    – А какого цвета воздух?
    – Он
    бесцветен. Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

    Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному?
    – В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
    Чистый воздух не пахнет.
    Воздух не имеет запаха.

    Сейчас мы проделаем опыт, чтобы узнать ещё одно свойство воздуха. Чтобы убедиться в этом, можно проделать опыты:

    Опыт 1
    Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу.
    Что происходит?
    – Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
    Почему это стало возможным?
    – Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

Опыт 2
–Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим?
– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух, как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

    Воздух плохо проводит тепло .

У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

Вопросы Почемучки? (слайд 9)

    Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись?

    Почему в домах устанавливают двойные рамы на зиму?

    Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»

В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить с чем или с кем это связано?

Источники загрязнения: (слайд 10)

    фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль,

    автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ,

    пожары, извержения вулканов,

    загрязнение земли непереработанным мусором.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст учебника на стр.47, найдите пути решения этой проблемы. (слайд 11)

IV. Закрепление изученного материала

Тест «Воздух.» (слайд 13,14)

    Какие вещества входят в состав воздуха?

А. водород, медь, цинк Б. кислород, азот, углекислый газ В. хлор, фтор, йод

    Какой газ воздуха необходим для дыхания?

А. азот Б. кислород В. углекислый газ

    Какими свойствами обладает воздух?

А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохопроводит тепло В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

    В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?

А. При нагревании воздух расширяется Б. При охлаждении воздух сжимается В. Воздух плохо проводит тепло

    Как нужно охранять воздух от загрязнения?

А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник. Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Ответ: (слайд 15,16) 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б

Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

(слайд 18) Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!

(слайд 19) Домашнее задание: стр. 18-21, читать, отвечать на вопросы, рабочая тетрадь стр. 11 № 5.

«Влажность воздуха 10 класс» - Воздух – объект изучения. Тема урока: Гигрометры психрометры конденсационные волосные. 3. ? = 80 % СЫРО. Теоретические средства описания. 4. Влажность: ? - Абсолютная [ ? ] =. Субъективное ощущение влажности воздуха человеком. Измерение влажности. 10 класс. tсух = 230С.

«Влажность воздуха» - Актуализация знаний. С помощью каких приборов определяют влажность воздуха? В кондитерском производстве. Б.Охлаждение происходит за счет конденсации водяного пара. Гигрометры: Бигония. 3.Чтобы охладиться в жаркий день, мальчик надел мокрую футболку. Конденсационный. 4.При кипении чайника окна на кухне «запотели».

«Основные свойства воздуха» - От земли нагревается и воздух. Ветер – перемещение воздуха вдоль поверхности Земли. ОПЫТ: Приоткройте дверь и поставьте зажжённую свечу на порог класса. Прозрачный воздух пропускает солнечные лучи и почти не нагревается. Сжатым воздухом наполнен резиновый мяч. И нефть начинает сама двигаться по трубам.

«Воздух» - Работа воздуха. Взял Галилей медный шар с отверстием и поставил на весы. Воздушная оболочка Земли защищает нас от космических лучей – невидимок. Свойства воздуха. Формирование умений работать в группе. Перегоняет холодный воздух на юг, теплый – на север. Потому что на Земле есть зелёные растения! В такой «рубашке» наша планета не перегревается от Солнца.

«Температура воздуха и влажность» - Парообразование - … Определяет абсолютную влажность воздуха по точке росы. В атмосферном воздухе всегда находится определённое количество водяных паров. Уроки физики в 8 классе. Влажность воздуха. 1. Волосной гигрометр. Испарение - … Насыщенный пар … 10. 9. Испарение происходит … 7. 3.

«Влажность воздуха урок» - Правильны ли показания гигрометра? Таблица «Влажность воздуха». Определить массу водяных паров в воздухе комнаты. 3. Относительная влажность вечером при 16?С равна 55%. C. Примеры задач по теме. Выпадет ли роса, если ночью температура понизится до 8?С? Ход урока:

Всего в теме 14 презентаций

ольга романова
Опыты с воздухом

Опыты с воздухом .

Цель : продолжать знакомить детей с неживой природой, чтобы формировались правильные и объективные знания. Умение анализировать явления, вещества, выделять прежде всего свойства по внешним, наглядным, чувственно-воспринимаемым качествам (ясно, снег, тепло, дует ветер) . Развивать правильное представление об окружающей деятельности. Показать значение воздуха , способы и приемы его обнаружения. Способствовать развитию и знаниям детей. Дать правильное представление об окружающей действительности. Воспитывать интерес и стремление к новым знаниям, любопытство , познавательный интерес. Заботится об экологической среде, любить и охранять нашу природу. Стимулировать активную умственную деятельность.

Оборудование : стакан, посуда с водой, горсть земли, лист бумаги, кусок ткани (носовой платок, два стакана горячей воды, градусник для измерения воды.

Словарь : колба, неживая природа, бактерии, газообразное тело, атмосфера, кислород, углекислый газ, азот, пустоты, прозрачный, бесцветный, расширение, сжимание, свойство, экология, водяной пар, авария, фильтры, пылеулавливатели.

Предварительная работа : кратковременные, но систематические наблюдения в естественной обстановке за явлениями неживой природы. Практическая деятельность и игры. Обобщающие беседы – двух видов :

Первый вид : беседы, уточняющие представления, полученные на предшествующих этапах эксперимента.

Второй вид : беседы после рассказов воспитателя, чтение отрывков из художественных произведений.

Воздух

Вы уже знаете, что воздух относится к неживой природе.

Для чего он нужен?

Попробуем задержать дыхание.

Долго ли мы смогли находится в таком состоянии?

Нет, потому что воздухом мы дышим и делаем это непрерывно. Известно, что без еды человек может прожить несколько недель. Без воды проживет несколько дней, а без воздуха – лишь несколько минут. Воздухом дышат не только люди, но и животные, растения, некоторые бактерии.

Воздух вокруг нас .

Воздух газообразное тело . Он, как и любое другое тело, занимает определенное место.

Давайте это проверим.

Опыт .

Опустим пустой стакан вверх дном в посуду с водой.

Заполняет ли вода стакан? (нет) .

Почему он не заполняется, и где находится воздух ?

Узнать об этом нам помогут опыты .

Опыты .

1. Возьмем пустую бутылку, и будем погружать ее в посуду с водой.

Что выходит из бутылки? (пузырьки, пузырьки воздуха ) .

Почему? (бутылка заполняется водой, и из нее выходит воздух ) .

2. В стакан с водой бросим комок земли.

Выделяются ли из него пузырьки воздуха ? (да) .

3. Нальем в стакан холодной воды. И будем наблюдать за тем, как постепенно на стенках стакана появляются пузырьки.

Что это за пузырьки? (это пузырьки воздуха ) .

4. Помашем тетрадью перед лицом.

Что мы чувствуем? (дуновение ветра, движение воздуха ) .

Посмотрим в окно, и мы видим, как качаются ветки деревьев, колышется трава.

Почему это происходит? (ветер приводит воздух в движение ) .

Следовательно, воздух заполняет все пустоты. Он есть в почве, воде, вокруг нас.

Воздух толстым слоем окружает Землю. Слой воздуха вокруг Земли называют атмосферой. Атмосфера состоит из несколько слоев, расположенных один над другим, как этажи дома. В слое, богатом кислородом, живут люди, животные, растения и другие живые организмы.

Толстый слой чистого воздуха хорошо пропускает солнечные лучи. Освещенный Солнцем, он кажется голубым. Поэтому и безоблачное небо – голубое.

Свойства воздуха .

Воздух окружает Землю , он есть везде, но мы его не видим, не ощущаем. Воздух прозрачный , бесцветный, не имеет запаха. Это свойство воздуха . Кроме названных, у воздуха есть и другие свойства.

Узнать о них нам помогут опыты .

Опыты .

1. В стакан с водой опустим вверх дном колбу так, чтобы в нее не вошла вода. Будем нагревать колбу руками. Из нее выходят пузырьки воздуха

2. Не вынимая колбы из воды, положим на нее холодную влажную ткань. В колбу начнет набираться вода.

Почему это происходит?

При нагревании воздух расширяется , а при охлаждении – сжимается.

Теплый воздух легче холодного . Он поднимается вверх, а холодный опускается в низ.

Воздух имеет еще одно интересное свойство, очень важное для людей, животных, растений.

Узнать о нем нам поможет еще один опыт .

3. Возьмем два стакана с горячей водой. Измерим температуру воды в них. Один стакан оставим открытым. Второй накроем большим стаканом. Спустя некоторое время опять измерим температуру воды в обоих стаканах. Сравним температуру воды в стаканах. Она стала разной.

А почему она стала разной?

В накрытом стакане вода осталась горячей потому, что между стаканами был воздух . А воздух плохо проводит тепло.

Это свойство воздуха можно наблюдать в природе. На зиму у зверей отрастает густая шерсть, а у птиц появляется пух. Между густыми волосками шерсти и пушинками много воздуха . Он сохраняет тепло тела животных.

Зимой некоторые травянистые растенияозимая пшеница, рож, земляника не отмирают, а остаются зелеными. Но не гибнут они только тогда, когда они укрыты толстым слоем пушистого снега. Почему? Если снег пушистый, то между снежинками много воздуха , который плохо проводит тепло. Тепло сохраняется около растений и согревает их в мороз.

Из чего состоит воздух .

Мы уже знаем, что воздух – это газообразное тело. Он состоит из разных газообразных веществ : азота, кислорода, углекислого газа и других газов.

Больше всего в воздухе азота . Он непригоден для дыхания.

Кислород составляет пятую часть на Земле. Его вырабатывают и выделяют в воздух только зеленые растения. Кислород растворяется в воде. Растворенным кислородом дышат растения и животные, обитающие в водоемах. Кислород необходим для дыхания людям, животным, растениям и другим живым организмам.

Углекислый газ попадает в воздух при горении , извержении вулканов, следствии перегнивания остатков растений и животных. При дыхании живые организмы поглощают из воздуха кислород , а выделяют углекислый газ.

В воздухе есть водяной пар . Он выделяется в воздух листьями растений , при дыхании люде и животных. А также в результате испарения воды из почвы, с поверхности озер, морей и океанов. Если в воздухе водяного пара мало , то он сухой. Если водяного пара много, воздух становится влажным . Воздух часто содержит пыль , сажу, дым, радиоактивные и другие вредные вещества. Они загрязняют воздух .

Сбережем воздух чистым .

Нас окружает воздух . Им дышат живые организмы. Но для дыхания необходим чистый воздух . Загрязненный воздух вызывает разные заболевания. Он может быть причиной гибели живых организмов. Как в воздух попадают вредные вещества? Они содержатся в дыму фабрик, заводов, шахт, доменных печей, котелен. Отравляют воздух отработанные газы автомобилей, самолетов, тракторов, мотоциклов. Много опасных для здоровья человека веществ попадают в воздух при авариях на химических заводах, атомных станциях. Бедой не только для Украины, но и для многих других стран мира стала авария на Чернобыльской атомной станции.

Наше государство заботится о чистоте воздуха . В Украине принят закон об охране воздуха . Он требует, чтобы на всех предприятиях установили специальные фильтры, пылеулавливатели. Они задерживают ядовитые и радиоактивные вещества, пыль, сажу, газы.

Незаменимым помощником человека в очистке воздуха являются растения . Растения поглощают из воздуха углекислый газ и обогащают его кислородом. Своими листьями они задерживают пыль, сажу, другие вредные вещества.

Каждое дерево и куст, посаженные нами, будут очищать воздух не только нашего города, но и всей планеты.

Ознакомление с воздухом и его некоторыми свойствами проводится на нескольких занятиях.

Серия занятий состоит из нескольких этапов :

1 этап. Систематические наблюдения в естественной обстановке за явлениями неживой природы.

2 этап. Практическая деятельность и игры.

3 этап. Обобщающие беседы – двух видов.

№ 1 - беседы, уточняющие представления, полученные на предыдущих этапах.

№ 2 - беседы после рассказов воспитателя, чтение отрывков из художественных произведений (путешествие капельки, почему воздух и солнце необходимы растениям, и др.).

Подумай и понаблюдай.

1. Почему птицы нахохливаются в сильный мороз?

2. Когда лучше сохраняется тепло в комнате : если окно застеклено толстым слоем или оно с двойными рамами?

3. Почему в морозную погоду люди предпочитают носить одежду из искусственного или натурального меха?

4. Почему нужно ежедневно проветривать группу?

5. Почему растения являются незаменимыми помощниками человека в очистке воздуха ? Обоснуй свое мнение.

6. Как заботятся о чистом воздухе у нас в городе ?

Вопросы по теме.

1. К каким телам относится воздух ?

2. Почему без воздуха не возможна жизнь на Земле?

3. Как доказать, что воздух занимает определенное место?

4. Где находится воздух ?

5. Что такое атмосфера?

6. Какие свойства имеет воздух ?

7. При помощи каких опытов можно доказать , что при нагревании воздух расширяется , а при охлаждении – сжимается?

8. Какое значение имеет свойство воздуха плохо проводить тепло? Приведи примеры.

9. Назови газообразные вещества, из которых состоит воздух .

10. Какое значение в природе имеет кислород?

11. Откуда в воздух попадает кислород ?

12. Как в воздух попадает углекислый газ?

13. Как в воздух попадает водяной пар?

14. Назови вещества загрязняющие воздух ?

15. Какие вещества загрязняют воздух ?

16. Как наше государство заботится о чистоте воздуха ?

17. Какой воздух полезен для здоровья? Почему?

Сообщение про воздух для детей расскажет что такое воздух, какие свойства воздуха и какая роль воздуха. Рассказ о воздухе для детей может быть дополнен интересными фактами.

Доклад про воздух

Без воздуха на Земле не было бы жизни. Воздух необходим для дыхания всему живому: и растениям, и животным, и человеку . Воздух - это смесь газов . В состав воздуха входят азот, углекислый газ, кислород.

Воздух заполняет все свободные места, и даже самые маленькие щели. Прозрачный стакан только кажется пустым. Попробуйте, медленно наклоняя его, погружать в воду. По мере заполнения стакана водой, из него крупными пузырями будет выходить воздух.

Значение воздуха в природе и жизни человека

1) Воздух необходим человеку для дыхания
2) Воздух необходим растениям для фотосинтеза
3) Воздух необходим животным для дыхания
4) Воздух необходим для дыхания обитателей водной среды
5) Воздух используют в промышленности для сжигания топлива
6) Воздух используют в быту для сжигания топлива
7) Под действием воздуха и бактерий отжившие органические вещества превращаются в минеральные соединения.
8) Воздух необходим для выветривания горных пород и для почвообразования

Также благодаря воздуху летают самолёты, вертолёты, птицы. Подъёмная сила, удерживающая их в полёте, возникает за счёт обтекания воздухом изогнутых поверхностей их крыльев.

Воздушный океан, окружающий нашу планету, удерживается силами земного тяготения. Если бы Земля потеряла свою воздушную оболочку, то превратилась бы в безжизненную, лишенную растительности, пустыню.

Из чего состоит воздух?

Воздух - это смесь газов. Представьте, что круг - это весь воздух вашей планеты. Разделим его условно на 4 части. Большую часть вашего воздуха, ¾ (три четверти), составляет газ, который называется «азот». Но для дыхания вам нужен другой газ - кислород. Его в составе воздуха чуть-чуть меньше ¼ части. Остальную часть воздуха составляют другие газы, среди которых значительную часть занимает углекислый газ. Углекислый газ вы выделяете при дыхании.

Каковы свойства воздуха?

  • Воздух невидимый и бесцветный.
  • Чистый воздух запаха не имеет.
  • Воздух не имеет вкуса
  • Воздух не имеет форму.
  • Воздух упругий
  • Воздух легче воды, то есть менее плотный, чем вода.
  • Воздух - плохо проводит тепло.
  • При нагревании воздухрасширяется, а при охлаждении сжимается.

Где самый чистый и полезный воздух?
Для нашего дыхания нужен чистый воздух с достаточным содержанием кислорода. Но в городах, где все дороги забиты автомобилями, воздух загрязнен их выхлопными газами. Добавляют загрязнения и выбросы из заводов и фабрик.
Зато в лесах и парках дышится очень легко, потому что наши зелёные помощники поглощают вредный углекислый газ, а выделяют кислород. Вырабатывают кислород и морские водоросли, поэтому воздух на морском побережье так целебен.
Но сейчас люди стараются уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Создаются автомобильные двигатели, работающие на электрической и даже солнечной энергии. Вместо дымящих труб тепловых строят атомные и солнечные электростанции.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Шеленберг Татьяна Викторовна, учитель начальных классов Школы п. Колхозная Ахтуба филиала МОУ СОШ №3 р.п.Средняя Ахтуба, Волгоградская обл.
Описание: предлагаю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 3 классе, который может быть полезен для учителей начальных классов. Урок проводится в форме ролевой игры(класс- лаборатория, дети – ученые, учитель – руководитель исследовательской деятельности), в которой дети с удовольствием принимают участие: проводят опыты, записывают результаты наблюдений. А значит, легко усваивают изучаемый материал.
Тема: Состав и свойства воздуха
Оборудование: кружочки разного цвета – состав воздуха, 10 воздушных шариков для каждого ребенка, свеча, и банка, зажигалка, дезодорант, конверт – 3шт., изображения промышленной зоны, класса, леса
Таблица «Свойства воздуха» слайд
Диапроектор, ноутбук, экран – для презентации
Цель : закрепить знания о составе воздуха и понятиях «тела», «вещества», «частицы»; познакомить учащихся со свойствами воздуха.
Задачи и ууд : прививать интерес к открытию новых знаний, развивать наблюдательность, основы анализа и синтеза при проведении опытов; учить делать выводы на основе своих наблюдений; развивать навыки групповой работы.

План урока
1.Организация класса
2.Актуализация знаний.
А)Фронтальная работа.
Б)Ответ на вопросы по презентации.
Слайды: тела, вещества, состояния веществ, воздух - диаграммы без названия, с названием.
Г)Самостоятельная работа в тройках: как выглядит воздух в лесу, в комнате, над пром/зоной.
Слайды: Голубая планета Земля.
Важность воздуха для человека.
Лес – легкие планеты.
3.Постановка цели урока.
4.Лабораторная работа. «Свойства воздуха»
Опыты. Запись результатов в тетрадь в таблицу и на доске.
Коллективная работа.
Прозрачный. Бесцветный. Без вкуса. Без запаха.
1. Воздух занимает весь объем, упругий (шарик можно сжимать, но он опять становится круглым).
2. При нагревании расширяется слайд
3. Воздух нужен для горения.
(накрыть горящую свечу банкой, она быстро гаснет).
4. Воздух не пропускает тепло.
5. Как двигается воздух?
Таблица св-ва воздуха слайд.
5.Обсуждение результатов исследований.
6.Закрепление –выполнение теста на слайде.
Работа самостоятельная, проверка в парах, выставление оценок
7.Итоги урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация класса.
2. Актуализация знаний.
Фронтальная работа по слайдам 1-4.
- Ответьте на вопросы:
-Как называют ученые окружающие нас разные предметы? (Тела).
-Из чего состоит тело? (Из вещества)
-В каких состояниях могут находиться вещества?
-Что такое воздух? Как можно понять, почувствовать, что он есть?
Из каких веществ состоит воздух? Восстановите диаграмму.
Работа в парах . (на каждой парте кружки, обозначающие компоненты состава воздуха:азот, кислород, углекислый газ, пыльца растений, сажа, капельки воды, пыль и конверт с надписью комната или лес или промзона)
- Как, по вашему, будет выглядеть воздух в комнате? В лесу? В промышленной зоне?
Сложите в свой конверт кружки с нужными в вашем случае условными знаками.
Дети самостоятельно выполняют задание, а затем проверяем: на доске по 1 ученику объясняют содержимое своего конверта
Фронтальная работа по слайдам 5-6.
-Почему Землю называют голубой планетой?
Чем так важен воздух?
- Может ли исчезнуть кислород из воздуха? (Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром леса называют «легкими» нашей планеты)

Ответы детей.
-Подытожим ваши ответы:
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали. Мы можем увидеть движение воздуха, когда пускаем мыльные пузыри, или обмахиваемся веером. С помощью воздуха мы говорим и поем. Воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле
Физкультминутка .
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем – крылья сложим назад.
3. Сообщение темы урока.
–Конечно же раз воздух есть везде, люди давно знают его свойства и по-разному используют их в своих целях. И мы сегодня познакомимся опытным путем со свойствами воздуха и узнаем как он умеет работать.
-Мы с вами будем сегодня учеными, а наш класс превратится в лабораторию.
Нам предстоит исследовать воздух и сделать важные открытия о его свойствах. У каждого из вас на столе лежит лист бумаги, на котором вы будете записывать результаты своих опытов, а в конце урока мы применим их для решения практических задач.
4. Лабораторная работа.

Опыт1 :
Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
- В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
- Нет.
– О каком свойстве воздуха это говорит?
-Запишите свойство воздуха.
Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.
Опыт 2
– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
– Зелёные.
– Какого цвета школьная доска?
– Коричневая.
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Сформулируйте еще одно свойство воздуха и запишите его.
Вывод: Воздух бесцветен.
Опыт 3 .

Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.
- Какое свойства воздуха мы откроем?
Запись результата.
Вывод: Воздух не имеет вкуса.
Опыт 4

А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?
- Ничего.
- Пахнет чем-нибудь воздух?
- Нет.
Закройте глаза. (Брызнуть дезодорант)
А сейчас?
(Запах дезодоранта).
Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В лесу, на кухне, в аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Чистый воздух не пахнет.(запись)
Вывод: Воздух не имеет запаха.

Опыт 5
Показать воздушный шарик.
- Что находится в шарике? (воздух)
- Какую форму имеет шарик? (круглый)
- Чем наполнен весь шарик? (воздухом)
- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Воздух в шарике занимает весь предоставленный объем

Опыт 6
Показать надутый шарик.
Дать шарик каждой группе.
- Попробуйте немного сжать шарик руками.
- Что произошло с шариком? (он сжался)
-Разожмите шарик.
- А теперь что мы видим? (приобрел круглую форму)
- Воздух сопротивляется сжатию. Это свойство воздуха называется упругостью.
-Запишите вывод.
Опыт 7
Воздух при нагревании расширяется рассмотрение по слайду 10
Опыт 8
Зажигаю свечу и накрываю ее банкой.
-Что произошло? Почему она погасла?
Вывод: воздух необходим для горения
- Какой газ нужен для горения? (запись)
-А как можно потушить пламя, если начинается пожар? (ответы детей)
-Чтобы прекратить горение, нужно перекрыть доступ кислорода:полить водой или накрыть чем-то плотным. Пожарные используют для тушения огня и воду, и специальные пены, и углекислый газ.

Опыт 9
Посмотрите на окно. Почему стоят двойные рамы?
-Какая температура на улице? А в классе?
- О каком свойстве воздуха это говорит?(запись)
Вывод: Воздух плохо проводит тепло .
Опыт 10
Как можно определить как двигается воздух?
Подержать руку над радиатором отопления. Теплый воздух поднимается вверх.
У открытого окна – холодный опускается вниз.
- Почему?
-Потому что теплый воздух легче холодного . (запись)
5. Чтение обсуждение результатов исследований.

- Уважаемые ученые, кто хочет прочитать записанные результаты исследований?
Чтение, обсуждение и корректировка результатов исследований
6.Закрепление пройденного.
Тест на слайде. (правильные ответы в конспекте помечены +)
1.Какими свойствами обладает воздух?
А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.+
Б. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

2. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?
А. При нагревании воздух расширяется
Б. При охлаждении воздух сжимается
В. Воздух плохо проводит тепло+

3. Какое свойство воздуха нужно знать, чтобы потушить пожар?
А)воздух плохо проводит тепло;
Б) Воздух при нагревании расширяется
В)воздух необходим для горения+

4. Какое свойство теплого воздуха используют в воздушном шаре?
А)плохо проводит тепло
Б)необходим для горения при нагревании расширяется
В)теплый воздух легче холодного+

5. Почему радиаторы отопления расположены внизу, а не наверху?
А)теплый воздух легче холодного+
Б)воздух занимает весь объём
В)упругий
7.Итог урока.Рефлексия.
-Что вы сегодня нового узнали на уроке?
-Кому было интересно работать ученым? Почему?
Кто все понял и запомнил на уроке?
-За работу сегодня получаете следующие оценки...

Приложение
1.Свойства воздуха
прозрачный
бесцветный
без запаха
без вкуса
занимает весь объём
упругий
плохо проводит тепло
необходим для горения
при нагревании расширяется
теплый воздух легче холодного

2.слайды
1- тела и вещества
2- твердые, жидкие, газообразные
3- диаграмма «Состав воздуха»
4- Картинки: лес, комната, промзона
5- голубая планета
6- человек и животные
7- опыты свойства воздуха: при нагревании расширяется
8- вопросы теста
9- таблица свойства воздуха.