Измерительные

Какой цвет успокаивающе действует на нервную систему. Цветоведение

Какой цвет успокаивающе действует на нервную систему. Цветоведение

Добрый день, друзья!

Вокруг нас такое большое разнообразие цвета, но у каждого свои предпочтения.

Выбрав для комнаты тот или иной любимый цвет, не спешите окрашивать в него стены, представьте, как будет выглядеть комната. Есть вещи, о которых сначала стоит подумать.

Выбор цветовой палитры для жилого помещения - важный и ответственный шаг. Дело в том, что существует такое понятие, как психология цвета в интерьере. Все знают, что цвета и оттенки оказывают влияние на ментальное состояние человека: некоторые стимулируют тревожность, другие, наоборот, успокаивают, дарят чувство умиротворения и повышают работоспособность. Более того, цвет стен, мебели и аксессуаров влияет на физическое и психическое здоровье, именно поэтому подходить к оформлению интерьера нужно с грамотностью и тщательной осторожностью.

Психология цветов в интерьере

Цвет - это неотъемлемый элемент окружающего мира, нас самих и конечно же нашего жилища. Он способен в корне изменить как помещение, так и восприятие человека.

Цвет и настроение тесно связаны между собой. Но одно дело –надеть платье любимого цвета и пробыть в нем несколько часов на вечеринке, и совсем другое – постоянно находиться в доме со стенами такого же цвета.

Причем, кухня и гостиная, окрашенные в один и тот же цвет, будут выглядеть по-разному.

Подумайте, сможете ли вы выспаться в маниакально желтой, оранжевой или красной комнате?

Гармонично подобранная цветовая гамма украсит жилище, неграмотная же комбинация может безжалостно испортить интерьер. Именно поэтому психология цвета в интерьере играет столь значительную роль.

Прежде чем задаться вопросом «как выбрать цвет стен?», следует разобраться в сущности самих цветов.

Все цвета условно делятся на две группы: тёплые и холодные. К тёплым относятся коричневый, жёлтый, оранжевый, красный цвета, к холодным - фиолетовый, синий и зелёный. Кроме того, цвета можно поделить на ахроматические (чёрный, серый и белый) и хроматические (все остальные).

Каждый цвет оказывает особое влияние на психическое и физическое состояние человека.

Теплые цвета

Тёплые цвета в интерьере являются отличным стимулятором и возбудителем.

Красный . Яркий, страстный, рискованный цвет, жаркий, повышает аппетит.

Красный цвет - самый сильный возбудитель. Он оказывает на человека положительный эффект, вызывая чувство благополучия, что сказывается на физическом здоровье, но этот эффект временный.

Красный цвет агрессивен, со временем он начинает вызывать раздражение и нервные расстройства (особенно сильно данный цвет влияет на детей, поскольку их психика ещё недостаточно устойчива).

Розовый . Романтичный цвет, связан с безмятежностью, детством и женским началом, создаёт ощущение защищённости, расслабленности, успокаивает и даёт отдых напряжённым нервам, улучшает работу органов зрения и слуха, избавляет от головной боли.

Часто его называют женским цветом, применяют для оформления комнат для девочек и дамского уголка.

Но иногда это шокирующий цвет, не переусердствуйте с его использованием.

Желтый . Кладезь энергии, символизирует теплоту и радость, это солнечный и счастливый цвет. Он повышает активность мозга, способствует развитию творческих начал, улучшает настроение. Под влиянием жёлтого цвета быстро восстанавливаются силы.

Но при длительном воздействии оказывает сильную нагрузку на глаза, вызывает усталость, а также может проявлять эгоистичность и спровоцировать на спор.

Жёлтый оказывает не совсем благоприятное влияние на нервную систему малышей, из-за чего они часто капризничают.

Гармоничнее всего желтый цвет обнаруживает себя в деталях: вазах, статуэтках, сувенирах.

Оранжевый . С имвол тепла и уюта, радости и бодрости. Этот цвет — истинный залог успеха. С ним вам не грозят ни плохое настроение, ни скандалы в семье, ни проблемы на работе. Оранжевый цвет стимулирует активность мозга, вдохновляет, снимает стресс и развивает чувство ответственности.

Но вместе с тем оранжевый может выступать провокатором волнения.

Не стоит полностью обустраивать интерьер в данном цвете - чрезмерное влияние ярких красок способно вызывать головные боли.

Коричневый . Цвет трудолюбия, силы, выносливости, здравого смысла. Коричневый повышает выносливость, но его чрезмерное количество и чересчур тёмные оттенки могут навевать скуку, депрессию, страх. Гармонично вписывается в любой интерьер в виде мебели, выполненной из дерева.

Холодные цвета

Холодные цвета символизируют сдержанность, спокойствие. Они настраивают на деловой лад и стимулируют работоспособность.

Зелёный . Цвет плодотворности, процветания и богатства. Несет спокойствие, это тон природы и экологичности, гармоничный, балансирующий. Он словно по волшебству стирает все тревоги и волнения, успокаивает нервную систему, поддерживает тонус тела и бодрость духа и в целом улучшает здоровье.

С другой стороны, чрезмерное количество зелёного расслабляет, навевает сонливость и убаюкивает, так что стоит воздержаться от его использования в кабинете - ведь там вы должны быть собраны и сосредоточены.

Голубой . Любимый цвет у большинства людей. Он одновременно успокаивает и мотивирует.

С одной стороны, в окружении голубого прекрасно удаётся помедитировать и расслабиться, с другой - сконцентрироваться и повысить работоспособность.

Синий . Ассоциируется со спокойствием и безмятежностью. Синий цвет умиротворяет, улучшает концентрацию внимания, подавляет агрессию, избавляет от бессонницы. Отлично подходит для людей, имеющих проблемы с артериальным давлением и воспалениями.

Кроме того, этот цвет подавляет аппетит, так что, если вы склонны к лишнему весу, используйте синий на кухне.

Фиолетовый. Креативность, мудрость и богатство. Фиолетовый цвет - середина между синим и красным цветами, равновесие между буйной энергией и тихим спокойствием. Таинственный и благородный, он помогает принимать верные решения, стойко переносить трудности. Рекомендуется использовать его как изюминку, а не основной цвет.

Нейтральные цвета

Нейтральные цвета предназначены не для доминирования, но для разбавления «яркости», внесения спокойствия в буйство красок.

Бежевый . Ассоциируется с гармонией, теплом и размеренностью жизни, это мягкий и спокойный цвет. Он отлично вписывается в любое помещение, но лишь в сочетании с другими цветами.

Его преобладание способно стать причиной печали, тоски и самокопания.

Несмотря на огромное количество красок в наших магазинах (существует более 2000 цветов), мы все же консервативны в том, что касается цвета стен.

По статистике, больше всего люди выбирают разные оттенки именно бежевого.

Белый . Чистый цвет. В целом благоприятно сказывается на физическом здоровье, поддерживает энергию и оптимистичный настрой, помогает бороться со страхами.

Однако его обилие может стать причиной быстрой утомляемости. Его лучше использовать как основу.

Черный . Цвет власти, мрачный, но вместе с тем придает элегантности и строгости. Избыток чёрного цвета оказывает губительное воздействие, поэтому использовать его следует лишь в качестве акцента: лампа, картина, цветочный горшок. Лучше всего чёрный смотрится с красным, розовым, сиреневым и белым цветами.

Серый . Баланс чёрного и белого. Стабильность, здравомыслие, прагматизм - всё это о нём. Серый обладает удивительной способностью к сочетанию и удачно разбавляет любой цвет, делая интерьер сдержаннее.

Отлично подходит для кабинета, но не стоит использовать его в качестве доминанта, поскольку чрезмерное количество серого навевает скуку и апатию.

Чаще всего мы используем в интерьере не один цвет, а несколько. И тут важно . Подробно об этом мы недавно говорили.

Правила выбора цвета комнат

Мы рассмотрели психологию различных цветов в интерьере, что поможет вам определиться с выбором, а так же существуют и другие правила, которые обязательно надо учитывать:

  1. Расположение комнаты по отношению к сторонам света и освещенность
  2. Размер комнаты
  3. Назначение помещения.

Наибольшее влияние на цвета в комнате оказывает свет, особенно солнечный свет.

Основной цвет комнаты во многом зависит от того, куда выходят окна – на север, юг, восток или запад.

Холодные северная и восточная комнаты нуждаются в теплых цветах, ярких, оживляющих, тогда как западная и южная итак светлые и им подойдут холодные оттенки.

Тёплые, яркие и тёмные цвета могут зрительно уменьшить помещение, а холодные и сдержанные - наоборот, увеличить.

Психология цвета в интерьере комнат по предназначениям

Нужно учитывать и то, для чего используется помещение. У каждого из предназначений есть свой цвет.

Спальня

Поскольку спальня - место отдыха, где мы будем расслабляться, не надо использовать в ней насыщенные яркие цвета. Для спальни прекрасно подойдут мягкие пастельные оттенки розового и голубого, зелёный цвет. Гармоничным дополнением станет коричневое дерево.

Гостиная

Гостиная - главная комната в доме, место, где собираются как члены семьи, так и их гости. Она должна быть уютной, комфортной и тёплой. Для скудно освещённой гостиной отлично подойдут тёплые цвета. Если комната хорошо освещена, следует рассмотреть светлые, прохладные оттенки.

Детская комната

Обдумывая интерьер детской, важно учесть тот факт, что цвета не должны раздражать хрупкую нервную систему малыша. Будет полезно подобрать лёгкий оттенок зелёного, бежевый, нежно-розовый или светло-голубой, так как эти цвета благоприятно сказываются на развитии ребёнка. Не лишними будут элементы жёлтого цвета.

Кухня

Кухня - тёплое место, полное энергии и жизни, для которого безупречно подойдёт оранжевый цвет, ведь, помимо его волшебных свойств, он ещё и улучшает аппетит. Также весьма неплохо будут смотреться розовый, зелёный и красный цвета.

Ванная комната

Ванная - место, где мы начинаем и заканчиваем свой день. Её назначение - задать настроение и помочь расслабиться после долгого дня. Для ванной превосходный вариант - ненавязчивые пастельные тона: голубой, лавандовый, персиковый, салатовый. А вот яркие цвета не очень подходят для ванной комнаты.

Прихожая

Как говорится, встречают по одёжке, а прихожая - это и есть первый взгляд на жилище. Она станет поистине королевской, если использовать в ней насыщенные изумрудный, бордовый и тёмно-синий цвета, коричневое или красное дерево.

Как видите, психология цвета в интерьере -с одной стороны сложная система, а с другой – вполне рабочая, соблюдение или несоблюдение которой может привести как к улучшению жизни, так и её ухудшению, ведь цвет и настроение – тесно связаны.

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний.На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными.
Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности.
Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть.
Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.
Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.
Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.
Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.
Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания.
Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека".
Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями.
Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры.

Физические ассоциации:
а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...);
б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...);
в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...);
г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...);
д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...).

Эмоциональные ассоциации:
а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...);
б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...);
в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...).

Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет.
Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность.
Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены:
а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума);
б) интенсивность ощущения;
в) устойчивость в пределах большой группы людей.
Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.
К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.
Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают.
1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.
2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.
3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково).
4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета.
5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.)
6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.)
Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации.
Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь.

Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета.
Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук.
Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными.
Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет.
Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту.
Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки.
Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием.
Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета.
Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые.
Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света.
Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты.

В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом.

С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ".
С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский".
В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования.
Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма".
Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым.
При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения .
Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам".
Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах.
Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа.
Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому.
С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы:
А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания.
Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания.
Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский).
Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д.
Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе.
Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты:

Сумрак над морем.
Лишь крики диких уток вдали
Смутно белеют.
Мацуо Басе

Льют майские дожди.
И ветер в листьях сливы
Свежо зазеленел.
Саймаро

Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус":
"Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны".
Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные":

А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед".

Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин".
Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..."
Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот".
Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Здравствуйте, дорогие читатели! Согласно утверждениям цветотерапевтов, зеленый цвет в интерьере будет максимально положительно сказываться на психологическом состоянии хозяев квартиры или дома.

Дело в том, что зеленый цвет является представителем природных тонов, которые окружают нас повсюду, соответственно человеческий глаз воспринимает их, как нечто привычное!

Воздействие зеленых оттенков.

Зеленый интерьер может творить чудеса, психотерапевтами давно доказано, что если в жизни человека наступил кризисный момент, ему недостает тепла, эмоций и гармонии, можно восполнить данные пробелы, погрузив домашний или офисный интерьер в зеленый цвет.

Кроме того, зеленые оттенки настраивают на положительный лад, помогают избавиться от накопленного негатива, раздражения и неконтролируемой агрессии. Так же нельзя не отметить, что небольшие по площади помещения, помимо светлых традиционных тонов (белых, бежевых и светло-серых), рекомендуется окрашивать именно в зеленую палитру. Почему? На самом деле все просто, так как зеленые тона являются представителями природы, то и помещения, оформленные в рассматриваемом цвете, будут словно наполнены свежим воздухом и солнечной энергией.

Но с зеленым цветом следует обращаться осторожно, так как светлые пастельные оттенки могут выступать в роли снотворного, поэтому в рабочих домашних кабинетах, данного тона следует избегать. А вот в интерьере спальни, подобные пастельные тона будут весьма кстати. Особенно, на светлый зеленый цвет, следует обратить внимание людям, склонным к бессоннице.

Насыщенная зеленая палитра, в отличие от своего бледного аналога, способна активизировать жизненную энергию, она бодрит и держит человека в тонусе.


Разновидности зеленых оттенков.

С какими оттенками сочетается зеленый цвет.

Сине-зеленая палитра великолепно сочетается с обычным синим и голубым цветом, а также традиционным белым, серым и бежевым.

Светлые зелено-голубые тона, наилучшим образом сочетаются с интенсивным желтым цветом, оранжевым, красным и коралловым.

Насыщенные зеленые цвета, гармонично смотрятся с серым, белым, коричневым, голубым, красным и желтым.

Бледные ненавязчивые зеленые оттенки, лучше сочетать с насыщенными серыми, белыми, бежевыми и оранжевыми цветами.



Примеры интерьеров в зеленом цвете.

Ванная комната.

Зеленый цвет просто великолепно впишется в интерьер ванной комнаты, звук воды в дополнении с рассматриваемой палитрой, будет воздействовать на психику человека, наиболее расслабляюще и успокаивающе. Всего существует три основных варианта оформления ванной комнаты в зеленом цвете, а именно: светлые стены (бежевые, белые, серые) с зеленой мебелью; зеленые стены с белой мебелью; комбинированный вариант, когда зеленые и светлые цвета, встречаются как в отделке мебели, так и стен.

Наиболее востребован вариант с белой сантехникой и зеленым оттенком стен, интенсивные зеленые оттенки стен, словно погружают в природный мир, а светлая сантехника гармонично дополняет образ.

Дополнительно о ванной в зеленом цвете можно почитать .




Гостиная комната.

В интерьере гостиной комнаты, зеленый цвет лучше использовать в качестве акцентов, в противном случае он будет воздействовать излишне успокаивающе и даже клонить в сон, согласитесь при приеме гостей, данный факт абсолютно не уместен. Итак, какие же могут быть акценты? В зеленом цвете вполне можно приобрести мягкую мебель: диваны и кресла, но тогда стены, пол, потолок, должны быть более нейтральными. Помимо сочного оттенка мебели, следует приобрести зеленые шторы, напольные вазы, настенные панно, журнальный столик и напольный ковер.

Если в планах окрасить стены в зеленый тон, тогда мебель лучше подобрать нейтральных оттенков, таким образом, зеленый цвет в интерьере будет явным, но ненавязчивым.








Кухня.

Яркий, интенсивный зеленый цвет в интерьере кухни будет очень уместен, так как именно данный цвет способен держать организм человека в тонусе, что будет особенно явно ощущаться по утрам, когда многие из нас очень тяжело просыпаются. В случае с ненавязчивыми зелеными оттенками, эффект может быть обратным, вместо ожидаемой бодрости будет чувствоваться легкая апатия, с возможным клонением в сон.

Желающим похудеть, лучше использовать светло-зеленый цвет, он придаст помещению эффект прохлады, и оградит Вас от чрезмерного аппетита.

Если же Вы ходите создать теплый и уютный интерьер, то отдайте предпочтение зеленым оттенкам с преобладающим желтым подтоном, он зарядит Вас настроением и энергией.

Дополнительно об интерьере кухни в зеленом цвете можно почитать .






Зеленый интерьер фото.

Спальня.

Как было замечено выше, неброский зеленый цвет обладает великолепными успокаивающими свойствами, который даже способен выступать в роли естественного снотворного, поэтому в интерьере спальни он будет наиболее уместен.

Интерьер в зеленых тонах, должен оформляться с учетом расположения помещения, к примеру, если окна спальни смотрят на южную, жаркую, солнечную сторону, то лучше предпочесть прохладные зеленые тона (сине-зеленый, зелено-голубой). Если же окна смотрят на север, то оттенки стен должны быть мягче и теплее (зелено-желтый, горчичный, оливковый, лайм).

Дополнительно об интерьере спальни в зеленом цвете можно почитать .





Уважаемые читатели, а Вам нравится зеленый цвет в интерьере? Поделитесь своим мнением в комментариях, и не забудьте подписаться на получение новостей с сайта «Уют в Доме», в будущем будут опубликованы различные дизайны интерьеров по цветовым категориям, не пропустите выход новых обзоров.

Показать скрытое содержание

Психологическое воздействие цвета базируется на физиологии нервной системы — как высшей (коры головного мозга), так и вегетативной. Основной закон работы нервной системы — взаимодействие процессов раздражения и торможения. Всякий внешний фактор, воспринимаемый органами чувств, вызывает в коре головного мозга (или в подкорковых центрах), более или менее сильное раздражение, в ответ на которое возникает очаг торможения. Так, после уличного шума мы стремимся к тишине, а после долгого пребывания в тишине нам приятна музыка, пение птиц, человеческие голоса.

Смена состояний раздражения и торможения ощущается нами как смена эмоций, или смена состояний психического комфорта и дискомфорта. При восприятии цвета в зрительных центрах мозга возникают очаги раздражения, в ответ на которые мобилизуются силы торможения. Так, фиксирование красного пятна вызывает в самом органе зрения зеленый цвет; так же всякий цветовой раздражитель порождает свой антипод, вызывающий торможение первоначального цвета.

Если же оба контрастных цвета предъявляются одновременно, возникает ощущение гармонии, так как в органе зрения эти цвета складываются и образуют белый (или почти белый) цвет, который равномерно загружает все три аппарата цветового зрения и тем самым обеспечивает наиболее комфортный режим работы глаза.

По признаку возбуждающего действия спектральные цвета делятся на две группы: красный, оранжевый и желтый — возбуждающие, голубой, синий и фиолетовый — успокаивающие (тормозящие действие первых трёх); зеленый по природе своей нейтральный, т.е. двойственный по воздействию на психику и эмоции.

Всякое возбуждение или торможение нервной системы может трансформироваться в разнообразные эмоции, подобно тому, как включив провод в электросеть, мы можем привести в действие светильник, утюг, вентилятор и т.д. Соответственно всякий цвет — и возбуждающий, и успокаивающий — вызывает различные эмоции.

На нашем сайте поставлена конкретная задача — обобщить данные литературы различных жанров, трактующей проблему эмоционально-психологического воздействия цвета, а также отображающей это явление в художественных текстах.

Попробуем выделить вопрос об эмоционально-психологическом воздействии цвета в чистом виде, отделив его от проблем ассоциаций, предпочтений, семантики и пр. Как мог бы реагировать на различные цвета абстрактный «гомо сапиенс», то есть вне-социальный и вне-культурный?

Представим себе (хотя это и трудно), реакции такого абстрактного человека.

Красный

Cамый возбуждающий, он вызывает эмоции позитивного ряда: общий подъем духа, приток энергии, радость, желание двигаться, танцевать, эротические эмоции, стремление к общению с людьми, к творчеству, религиозный экстаз.

Возбуждение может реализоваться и в эмоциях негативного ряда: жестокость, страх, ужас, тревога, чрезмерное напряжение сил, болезненная эйфория, наркотическое действие, раздражение, гнев, ярость, надоедливость, неврастения, ощущение опасности. С красным цветом соотносится холерический темперамент. В индийской поэтике красным кодируется гнев и ярость.

В. Кандинский в книге «О духовном в искусстве» пишет об этом цвете: «Красное… воздействует внутренне, как жизненная, живая, беспокойная краска, …обнаруживающая ноту почти планомерной необыкновенной силы. В этом кипении и пылании… сказывается как бы мужественная зрелость. Светло-тепло-красное (Сатурн) …возбуждает чувство силы, энергии, стремления, решимости, радости, триумфа… Углубление его при посредстве черного опасно, так как мертвое черное легко гасит пламенность и слишком легко может возникнуть тупое, жесткое, к движению малоспособное коричневое. Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами».

Желтый

Cпектральный цвет сравним с кадмием желтым светлым, лимонной, стронциановой, типографской «yellow». К более теплым и темным оттенкам относятся желтые охры, золотая и бронзовая краски.

Желтый цвет — привлекательный, вызывает симпатию и положительные эмоции: веселье, душевную лёгкость, приятное чувство благополучия, счастья, освобождения, независимости, молодости; провоцирует смелость в делах и поступках.

И. В. Гете оценивает желтый цвет весьма положительно: «В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью (766). Он производит исключительно теплое и приятное впечатление (768). Если посмотреть на какую-нибудь местность сквозь желтое стекло, особенно в серые зимние дни, то… глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее; кажется, что на нас веет теплом (769)». Загрязненный и более темный желтый вызывает негативные эмоции: отвращение, брезгливость, отчуждение, неприятие. И.В. Гете пишет далее: (желтый) производит неприятное впечатление, если он загрязнен или …сдвинут в сторону холодных тонов. Так, цвет серы, отдающий зеленым, имеет что-то неприятное (770). Такое неприятное впечатление получается, если желтая краска сообщается нечистым и неблагородным поверхностям, как обыкновенному сукну, войлоку и тому подобному… Незначительное и незаметное смещение превращает прекрасное впечатление огня и золота в гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается в цвет позора, отвращения и неудовольствия (771). В. Кандинский ощущает желтый как красочное выражение безумия, слепого бешенства, когда больной бросается на людей и расходует свои силы без плана и без предела. «Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве… Рождаются краски, лишенные совершенно дара углубленности…»

Г. Фрилинг о желтом: «Создает веселость, способствует общительности, ясности ума (и даже) освобождает от проблем» (что, на наш взгляд, сомнительно).

Согласно индийской поэтике, желтым кодируется откровение (просветление) и изумление, т.к. желтый вызывает именно такие психические реакции.

Зеленый

Спектральный зеленый, а также цвет листьев и травы действует на нервную систему положительно: он успокаивает раздражение, снимает усталость, умиротворяет, бодрит, дает разрядку нервного напряжения, иными словами, психологическое воздействие его обратно действию красного. Каждый человек может почувствовать это, находясь в лесу, в саду, на лугу. Если зеленый становится теплее и темнее, превращаясь в болотный, табачный, торфяной — он воспринимается как цвет гниения, распада, и в этом качестве производит неприятное впечатление.

Особенно благоприятное действие оказывает зеленый на обитателей жарких (и сухих) стран. Мусульманский рай — это царство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и райские гурии.

46. А тому, кто боится сана Господа своего — два сада 48. обладающие ветвями 62. и помимо двух — еще два сада, 64. темно-зеленые 66. в них — два источника, бьющие водой 68. в них плоды, и пальмы, и гранаты 70. в них — добротные, прекрасные, — 72. черноокие, скрытые в шатрах, — … 76. опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры… (Коран, сура 55)

Мусульманский поэт Амир Хосров Дехлеви восхваляет этот цвет в поэме «Восемь райских садов»:

Зеленый цвет ласкает в полдень тенью, Дарует он покой душе и зренью. И травы зелены, и тьма в лесах. Зеленый цвет колеблется в глазах, Зеленый цвет — наряд любого сада, И для жасмина стебель — как награда.

И. В. Гете ощущает зеленый целиком положительно: «Наш глаз находит в нем действительное удовлетворение… глаз и душа отдыхают на нем… Для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета» (фр. 802).

В. Кандинский ощущает в зеленом неподвижность, покой, пассивность. «Абсолютно-зеленое есть покойная краска среди всех других: никуда она не движется и не имеет призвука радости, ни печали, ни страсти. Она ничего не хочет, никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей и их души, но после известного отдохновения может и прискучить… Пассивность есть самое характерное свойство абсолютно-зеленого, причем это свойство как бы надушено некоторою жирностью, самодовольством. Потому зеленое в царстве красок есть то же, что в царстве людей буржуазия: это есть бездвижный, собою вполне довольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно жирной, здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами».

Марина Цветаева, попав из города «на лоно природы», упивается видом лугов и лесов. Её восторг граничит с истерикой:

«Каждою жилою — как по желобу - Влажный, тревожный зеленый шум. Зелень земли ударяла в голову, Освобождала ее от дум».

Поэтесса готова, подобно библейскому Навуходоносору, превратиться в травоядное животное…

В индийской поэтике зеленым кодируется отвращение.

Синий

Спектральный синий вызывает ощущения покоя, неподвижности, глубины пространства; внушает серьезность, миролюбие, одухотворение, религиозные чувства. С синим связан флегматический темперамент. Это цвет идеала, духовной красоты; длительное воздействие синего изолирует от реальности, погружает в некий иной мир, свободный от забот и суеты, от власти момента: синий дает ощущение вечности.

И. В. Гете видит в синем «как бы волнующее ничто. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя (779) …Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас (780). …(синее) влечет нас за собой, вызывает чувство холода, напоминает о тени (781, 782) …Комнаты, отделанные в чисто синий цвет, кажутся… просторными, но, в сущности, пустыми и холодными (783) …Синее стекло показывает предметы в печальном виде» (784).

В. Кандинский отмечает главное свойство синего — глубину, бесконечность, сверхчувственность, покой, печаль. Светло-синее «приобретает более равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным…»

В индийской поэтике синим кодируется любовь, т.к. это чувство во многих случаях жизни приносит гибель и зло.

Выше изложены данные различных исследователей о психологическом воздействии четырех основных цветов. Остальные четыре цвета хроматического круга воспринимаются как переходные между двумя основными: это оранжевый, голубой, пурпурный и фиолетовый (который ощущается как смесь красного и синего).

Оранжевый

Тонизирующий цвет, возбуждение от него несколько менее, чем от красного, но раздражающее действие чуть ли не больше, чем у красного. Психологи видят источник этого раздражения в неустойчивости оранжевого, в его колебаниях от красного к желтому и обратно (Г. Клар, тест Люшера). Цвет как бы теряет «целевую направленность». (Это выражение говорит скорее об ассоциациях, чем о непосредственном действии цвета, но возьмем на заметку и это). В индийской поэтике оранжевым кодируется мужество.

Голубой

Промежуточный между синим и зеленым. Он богат разновидностями и оттенками — от светло-синего (называемого в просторечье голубым) до бирюзового (типа восточной бирюзы или египетской фритты). В наше время чаще всего встречаем в своем окружении типографский и компьютерный «cyan» — ядовито-голубую краску. Природные голубые, конечно, успокаивают, затормаживают очаги раздражения в коре головного мозга, но искусственный «cyan» даже в небольших дозах нервирует и утомляет. Он хорош только при подмешивании к нему желтого или красного, смягчающих его ядовитость.

Светло-синий цвет внушает покой, мир, беззаботное веселье, ощущение легкости и широкого свободного пространства.

Гой ты, Русь моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Несказанное, синее, нежное, Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя, поле безбрежное, Дышит запахом мёда и роз… (С. Есенин)

Фиолетовый

Крайний цвет оптической области (спектра), самый коротковолновой. Фиолетовый — это как бы угасший красный — такой красный, на который набросили синий покров тьмы. Главное его свойство — двойственность воздействия на психику: он и возбуждает, и угнетает, он соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов: одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть С. Рубинштейн). Фиолетовый не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство (Гете, 787).

Разбеленный фиолетовый называют сиреневым; Гете замечает, что и этот цвет «имеет что-то живое, однако лишенное радости» (789).

В. Кандинский пишет: «Фиолетовое звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное». Лиловый — это также оттенок фиолетового. Все его светлые модификации оказывают облегчающее действие; ощутимо расширяются легкие, ритм дыхания замедляется. Вот свидетельство Мацуо Басё:

По горной тропинке иду. Вдруг стало мне отчего-то легко: Фиалки в густой траве.

Это замедляющее действие фиолетового может довести чувствительного человека до обморока:

Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени… (О. Мандельштам)

Пурпурный

Это цвет промежуточный между красным и фиолетовым. Он производит такое же двойственное воздействие, как фиолетовый, но возбуждающее начало в нем сильнее, чем угнетающее; чем ближе к красному, тем больше первое преобладает над вторым. И. Гете свидетельствует, что этот цвет создает впечатление серьезности и великолепия. «Пурпурное стекло показывает хорошо освещенный пейзаж в ужасающем свете. Такой тон должен был бы охватить землю и небо в день страшного суда» (798). Апокалиптический образ здесь очень выразителен, т.к. в нем мистическое начало сочетается с «величественным великолепием» (Г. Клар), высокое напряжение духа с предчувствием гибели.

Один из оттенков пурпурного — малиновый — внушает ощущение полноты бытия, чего-то отрадного, прекрасного, раздольного. «Не жизнь, а малина», — говорят в народе.

Уже давно мне стала сниться Полей малиновая ширь, — говорит поэт Есенин, влюбленный в малиновое, багряное и синее.

Ахроматические цвета

Так называют белый, черный и все промежуточные между ними — серые. Все они имеют общую физическую природу: в их спектральный состав входят лучи всех длин волн в равных энергетических долях (за исключением абсолютно черного, в котором нет никакого света).

Однако, психологическое воздействие ахроматических цветов неодинаково — это обусловлено их энергетической мощностью — от максимальной в белом до минимальной в черном.

Белый

Самый энергичный, он заряжает человека бодростью, побуждает к деятельности. Свет дня рассеивает ночные страхи, прогоняет мрачные сны и химерические видения. Он благотворен и для людей, и для животных (кроме ведущих ночной образ жизни). Белый внушает представление о чистоте, о пустом пространстве; отождествление с белым при медитации создает ощущение покоя, отрешенности от страстей и забот, направляет мысли на возвышенное, божественное.

Белый цвет равномерно загружает все три цветоощущающие аппарата цветового зрения, поэтому он нивелирует эмоции и в результате успокаивает всякое возбуждение.

На свете нет тоски такой Которой снег бы не вылечивал… (Б. Пастернак)

Черный

В силу тождества противоположностей черный, подобно белому, успокаивает психическую деятельность, усыпляет и снимает напряжение.

И мрак ночей всегда бывает черным, Нисходит он покоем животворным… (Амир Хосров Дехлеви)

Но если белый радует, то черный внушает печаль и депрессию. В белом — активность, в черном — пассивность. Белый призывает к жизни, черный напоминает о смерти. Первый утверждает, второй отрицает. Белый конь из Махабхараты одет в цвет амриты — напитка бессмертия; черный конь Бродского — посланник царства тьмы и смерти. Эти два цвета неразлучны. В природе они сменяют друг друга или сосуществуют, в сознании человека сопровождают непрерывную смену раздражения и торможения.

Познай где свет — поймешь, где тьма. Пускай же все пройдет неспешно Что в мире свято, что в нем грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума… (Александр Блок)

Серый

Этим словом называют множество смесей из белого и черного: следует различать по крайней мере три оттенка серого: светлый, средний и темный. Психологическое воздействие их различно. Светло-серый близок к белому и почти аналогичен ему по возбуждаемым эмоциям. Темно-серый близок к черному и соответственно похож на него по воздействию на психику.

Средне-серый отличается от этих двух оттенков особым характером. Он больше других приглушает и затормаживает возбуждение, гасит напряжение эмоций, внушает даже такие чувства, как скука, тоска, безнадежность (особенно в виде масляной окраски). Серый может быть хорош на благородных фактурах (шелк, атлас, бархат, мех), на оперении птиц, на облаках, на старой обветренной древесине (серые избы), на мраморе и драгоценных камнях. В городской среде, с большими серыми фасадами, тротуарами и пасмурным небом этот цвет действует подавляюще и угнетающе.

Впрочем, природный пейзаж в северных странах (Голландия, Норвегия и др.), изобилующий ахроматическими цветами, по-своему прекрасен и достоин кисти живописца.

Коричневый

Различные оттенки коричневого называют «полухроматическими». Такие цвета имеют так называемые земляные краски: марс, сиена, умбра, сепия, нейтральтины (смеси черной с небольшими количествами хроматических красок). Натуральные коричневые краски часто встречаются в суглинистых и супесчаных почвах, в окраске птиц, насекомых, пушных животных, а также в древесной коре и старой древесине. Хлеб, кофе, какао и шоколад также имеют эту приятную и аппетитную окраску.

Коричневый, подобно серому, успокаивающий, тормозящий возбуждение, дающий отдых глазу и усталым нервам, но, в отличие от черного, он не полностью поглощает всё цветное, как могила: в этом цвете сохраняется явственное присутствие какого-либо хроматического цвета — теплого или холодного. Поэтому он даже в больших количествах не заставляет человека испытывать цветовой голод, — он деликатно радует глаз, не раздражая и не утомляя своей яркостью. В интерьере этот цвет внушает представление о прочности, уюте, добротности вещей, каковые свойства переносятся на дом в целом — вместе с его обитателями.

История цветотерапии насчитывает века - цветом исцеляли в Египте, Китае, Индии, Персии. При раскопках египетских храмов ученые обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи словно бы купали больного в оздоравливающих потоках целительных лучей.

В Древнем Китае больному (в соответствии с его заболеванием - психическим или соматическим) прописывали носить одежду определенного цвета или находиться в комнате, где стены окрашены или завешены материей нужного оттенка.

А в настоящее время учеными-психологами доказано, что цвет оказывает сильнейшее влияние на самочувствие человека, его работоспособность и настроение.

Для того чтобы провести сеанс цветотерапии дома, можно воспользоваться набором цветных фильтров, которые прилагаются к лампе светотерапии, или окружить себя вещами подходящего оттенка.

Вот как действуют на состояние человека некоторые цвета:

- ГОЛУБОЙ . Помогает при стрессах и волнениях. Этот цвет способен снизить кровяное давление. Голубой успокаивает, снижает высокую температуру и останавливает развитие инфекции.

- СИНИЙ . Русский военный врач А. Минин считал, что именно синий цвет является лучшим болеутоляющим. Офтальмологи используют его для лечения заболеваний глаз.

- ФИОЛЕТОВЫЙ . Этот цвет поддерживает иммунную систему и может успокоить расшатанные нервы. Фиолетовый цвет полезен при усталости и боли в глазах, но его излишек может привести к депрессии.

- ЗЕЛЕНЫЙ . Этот цвет лечит заболевания сердца, снимает головную боль, стабилизирует кровяное давление и успокаивает нервы. Психологи рекомендуют зеленый при нервных срывах, переутомлении, синдроме хронической усталости.

- КРАСНЫЙ . Красный согревает, поэтому его можно использовать тем, кто подвержен простудам. Он положительно влияет на сердце, стимулирует иммунитет, активизирует обмен веществ. Но если у вас повышенное давление, красный цвет может усугубить состояние.

- ЖЕЛТЫЙ . Полезен для кожи и нервной системы, улучшает зрение. С помощью желтого цвета можно контролировать вес. Кроме того, он укрепляет нервную систему, избавляет от навязчивых мыслей, увеличивает чувство оптимизма и уверенности в своих силах.

- ОРАНЖЕВЫЙ . Полезен при любых нарушениях в деятельности желудочно-кишечного тракта, стимулирует щитовидную железу. Единственный недостаток - оранжевый возбуждает аппетит.

Попробуйте преодолеть последствия стресса, головную боль, бессонницу и плохое настроение с помощью цветотерапии (хромотерапии).

Головная боль . Цвет - красный. Действие: когда таблетки не помогают или их нет под рукой, положите на глаза намоченное холодной водой красное полотенце и ненадолго прилягте, забыв обо всем на свете. Красный цвет улучшает кровообращение и усиливает выработку адреналина, благодаря чему спазм, вызывающий головную боль, через некоторое время проходит. Специалисты считают, что даже блокнот красного цвета настраивает оптимистически, а уж букет красных роз и подавно.

Стресс от работы . Цвет - голубой. Влияние цвета на человека: если работа перестала радовать, взгляните на что-нибудь голубое. Цвет неба примиряет нас с реальностью и понижает давление. Если вы хотите сохранять спокойствие и только спокойствие в момент, когда все вокруг стонут от аврала, поставьте на рабочий стол картинку с оттенками бирюзы, наденьте очки с голубыми стеклами или просто почаще наводите порядок на экране вашего монитора. Возможно даже, что голубые компьютерные просторы наведут вас на небесполезные мысли по поводу дальнейшей карьеры.

Нерешительность . Цвет - зеленый. Действие: цвет жизни и весны укрепляет иммунитет и охлаждает негативные эмоции. Если вы колеблетесь и не можете принять решение, наденьте что-нибудь зеленое или сходите, как Штирлиц, в лес, чтобы обдумать среди листвы все за и против. Кроме того, зеленый цвет положительно влияет на работу сердца.

Воспалительные процессы и неврозы .

Цвет: фиолетовый. Действие: фиолетовый цвет полезен при любых внутренних воспалениях, а вспышки фиолетового успокаивают расшатанные нервы, снимают резь в глазах и снижают болезненный аппетит. Фиолетовый обостряет зрение и чувства. Если вам одиноко, достаточно вообразить цветы ириса, чтобы почувствовать себя более счастливым человеком.

Чрезмерная легкомысленность . Цвет: черный. Действие: любимый цвет Мика Джаггера заставляет быть серьезней и эффектней. Одеться в черное - отличный способ отгородиться от окружающих, а заодно и от их злых языков: недаром его так любят актеры и музыканты. Как и черный бриллиант, чистый черный цвет сияет изнутри, помогая сберечь остатки внутренних сип и обращая внимание на вашу личность

Чрезмерная агрессивность, неумение расслабиться . Цвет: розовый. Действие если вы страдаете от того, что не можете расслабиться, измените цвет своей спальни, покрасив ее стены оттенками фламинго и персика. Впрочем, можно пойти более простым и дешевым путем - приобрести пижаму и постельное белье розовых тонов. Научно доказано, что розовый цвет гасит агрессивность, вызывает ощущение неги, уюта и покоя: недаром хорошую жизнь называют розовой.

Депрессивные состояния . Цвет: оранжевый. Действие: когда вам грустно и настроение на нуле, наденьте что-нибудь оранжевое или купите себе килограмм мандаринов. Сила оранжевого цвета велика: он способен мобилизовать жизненные силы, вывести из депрессии и заставить вас сделать что-то невероятно сложное. Кроме того, цвет апельсина стимулирует работу лимфатической системы, нормализует гормональный фон и тем самым способствует очищению тела. Когда вам невыносимо тоскливо, попробуйте побаловать себя ярким коктейлем, Яркие краски поднимают настроение, даже если они не имеют отношения к ингредиентам коктейля.