Электрооборудование

Профессионально прикладная физическая подготовка для специальности юриспруденция. Профессионально-прикладная физическая подготовка юристов

Профессионально прикладная физическая подготовка для специальности юриспруденция. Профессионально-прикладная физическая подготовка юристов

В настоящее время идет новый этап в развитии прикладной физической культуры. Связано это, во-первых, с изменениями в характере и условиях современного труда, обусловленных научно-техническими, социально-экономическими и экологическими процессами, во-вторых, с современными проблемами социальной практики физической культуры.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) является одним из основных направлений в системе физического воспитания населения в РФ. Главными задачами ППФП являются: подготовка людей к различным видам профессиональной деятельности средствами физической культуры и повышение уровня общей и профессиональной трудоспособности.
Современные социально-экономические условия привели к повышению уровня конкуренции на рынке труда. Данное положение требует увеличения профессиональной мобильности выпускников высших профессиональных учебных заведений. В то же время основные идеи концепции модернизации образования в РФ требуют повышения качества образования. Это относится ко всем компонентам образовательного процесса. ППФП является эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Ее содержание должно разрабатываться кафедрами ВУЗов, непосредственно отвечающими за здоровье и физическую подготовленность студентов, и максимально учитывать специфику избранной профессии.

Для выпускников ВУЗов юридического профиля возникает возможность по окончании учебного заведения работать по основной специальности не только в гражданских организациях (юридических бюро, адвокатских кабинетах и т.п.), но и в органах внутренних дел. Однако в этом случае, как правило, возникает разрыв в уровне профессионально-прикладной физической подготовленности между сотрудниками органами внутренних дел и выпускниками юридических ВУЗов. Это обусловлено тем, что в юридических ВУЗах практически не реализуется раздел ППФП, хотя того требуют государственные стандарты высшего профессионального образования. Программные нормативы по оценке уровня физической подготовленности по ряду тестов остаются неизменными на протяжении 3-4-го курсов, а иногда и всего периода изучения дисциплины «физическая культура». Более того, в отличие от курсантов, у студентов на выпускном курсе отсутствует не только раздел ППФП, но и дисциплина «физическая культура» в целом. Все это приводит к достаточно резкому спаду уровня физической подготовленности выпускников. Особенно ярко эта тенденция проявляется у девушек. В то же время сейчас приток девушек в различные силовые структуры, в том числе и в органы внутренних дел существенно увеличился.

Разрешить создавшееся противоречие, на наш взгляд, позволит введение спецкурса «Профессионально-прикладная физическая подготовка» для студентов выпускного курса юридических ВУЗов. Данный курс должен учитывать специфику трудовой и служебной деятельности как будущих специалистов-юристов, так и сотрудников органов внутренних дел.

Принципы физической культуры.

Сознательность и активность,

Наглядность,

Доступность,

Систематичность,

Динамичность.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

ППФП - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.

4.Витамин «А». Значение. Основные функции. Авитаминоз.

Значение. Витамин А содержится во многих продуктах, но, к сожалению, в очень небольших количествах. К таким продуктам можно отнести зеленые и желтые овощи, зелень, бобовые, некоторые фрукты (яблоки, абрикосы, черешня и т.д.). Лучшими источниками витамина А являются печень, рыбий жир, яичный желток и цельное молоко.

Витамин А:

Помогает нормальному функционированию иммунной системы.

Оказывает благоприятное воздействие на дыхательную и кишечную системы.

Помогает в борьбе с кожными заболеваниями.

Играет важную роль в формировании костей и зубов

Необходим для роста новых клеток, замедляет процесс старения.

Авитаминоз- заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.

Часто встречается полиавитаминоз, одновременная недостаточность нескольких витаминов.

Основные физические профессионально важные качества (ПВК) юриста.

Активность, инициативность, находчивость, смелость,

Решительность, настойчивость, целеустремленность,

Умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений, самостоятельность

Чувство ответственности за свои действия и поступки,

Организованность, собранность, аккуратность в работе.

Коммуникативная компетентность;

Нервно-психическая устойчивость;

Адекватная самооценка;

Высокая мотивация достижения успеха.

Закаливание. Виды. Принципы.

Закаливанием - система гигиенических мероприятий, сущность которых заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность организма, в постепенном приспособлении к воздействию неблагоприятных метеорологических факторов внешней среды или иных погодных факторов.



Воздухом

Принципы:

Постепенность, последовательность увеличения времени процедур;

Дозированность;

Систематичность;

Учет индивидуальных особенностей организма (возраст, пол, состояние здоровья и др.).

Основные психические ПВК юриста.

Устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях;

Развитые адаптивные свойства нервной системы, сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов, позволяющие на должностном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

8. Определение «Физическая подготовка»

Физическая подготовка - это одна из разновидностей физического воспитания, имеющая выраженную прикладную направленность, содержанием которой является целенаправленное освоение движений и развитие физических способностей применительно к определенному виду деятельности.

9. Определение «Спортивная деятельность»

Спортивная деятельность - это мероприятия, которые осуществляются субъектами сферы физической культуры и спорта для развития спорта

ППФП выпускников

Пол, возраст, состояние здоровья, типичные профессиональные заболевания, географо-климатические условия, национальные традиции в регионе обучения и месте работы выпускников факультета оказывают влияние на содержание ППФП студентов. Нужно использовать в лекции материалы о половых особенностях организма, возрастной физиологии, медицинской географии и профессиональных заболеваниях. Однако же, чтобы использовать этот материал в соответствующей части лекции, его придется, в любом случае находить, изучать и обобщать самому лектору. В настоящее время подобные сведения носят фрагментарный характер и в специальной литературе представлены весьма ограниченно, особенно па конкретным специальностям.

3) Основное содержание ППФП студентов и его реализация на данном факультете

В этом подразделе лекции важно изложить, как и в какой форме реализуется необходимое содержание ППФП студентов данного факультета:

указать общий объем теоретических занятий и его специфическое -со держание на данном факультете;

определить общий объем и принципиальное содержание практического раздела (включая и методико-практические занятия) ППФП на факультете;

довести до сведения студентов и объяснить суть контрольных упражнений по отдельным разделам ППФП, а также зачетные нормативы и требования

к каждому семестру или учебному году, разработанные кафедрой физического воспитания для студентов данного факультета.

К ОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду.

2. Положения, определяющие личную и социально-экономическую необходимость специальной психофизической подготовки к труду.

3. Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека.

4. Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе.

5. Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание психофизической подготовки будущего специалиста.

6. Обеспечение высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов.

7. Обеспечение психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда.

8. Определение понятия ППФП, ее цели и задачи.

9. Место ППФП в системе физического воспитания.

10. Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов;

11. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП студен-

12. Методика подбора Средств ППФП студентов.

13. Организация и формы ППФП в вузе.

14. ППФП студентов на учебных занятиях.

15. ППФП студентов во внеучебное время.

16. Система контроля ППФП студентов.

17. Основные факторы, определяющие ППФП будущего бакалавра и специалиста избранного профиля.

18. Влияние условий труда выпускников факультета на содержание ППФП студентов.

19. Характер труда специалистов и его влияние на содержание ППФП студентов данного факультета.

20. Влияние особенностей динамики утомления и работоспособности специалистов на содержание ППФП студентов данного факультета.

21. Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП выпускников факультета.

22. Основное содержание ППФП студентов и его реализация на факуль-

ГЛАВА 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА

Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда бывает связано с условиями и характером его труда. По сравнению со специалистом профессиональная сфера бакалавра шире, но в годы обучения в вузе еще окончательно не определена - в будущем бакалавр может специализироваться по той или иной специальности своего профессионального направления обучения. В этом плане профессиональное лицо специалиста просматривается более четко: его рабочее место, условия, характер труда и т.д., т.е. именно то, что определяет необходимость и возможность применения тех или иных средств физической культуры и спорта для обеспечения постоянной психофизической надежности специалиста. Поэтому при дальнейшем изложении материала мы будем, в основном, ориентироваться на профессиональную деятельность специалиста- выпускника того или другого факультета.

11.1. П РОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ ЦЕЛЬ

И ЗАДАЧИ .

Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректировать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических

упражнений. Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название производственной физической культуры.

Производственная физическая культура - это такая кулыпура (ПФК) система методически обоснованных физических упражнений, физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержа-

ние этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно как в рабочее, так ив свободное время. При неблагоприятных условиях труда(повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

Цель и задана производственной физическойкультуры. Цель ПФК - способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически - до

пустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность. Задачи ПФК:

* подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

* активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

* заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку, к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности; .,

* профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

11.2. М ЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основа производственной физической культуры- теория активного от-

дыха. Великий русский ученый И.М. Сеченов показал, что для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается.

В трудах другого великого русского физиолога И.П. Павлова мы находим объяснение того, как устойчивая работоспособность зависит от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.

Методическое обеспечение производственнойй физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки- умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.

Итак, методика ПФК находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет «контрастный» характер:

* чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

* чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;

* чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК.

2.7 . Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

2.7.1. ППФП в системе физического воспитания студентов

В условиях научно-технического прогресса проблема соотношения средств физической культуры и учебной деятельности студентов приобретает важное экономическое значение, заключающееся в использовании физического воспитания для подготовки к конкретному профессиональному труду и повышении его производительности. В этой связи особое значение в системе физического воспитания студентов приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

Формировать необходимые прикладные знания;

Осваивать прикладные умения и навыки;

Воспитывать прикладные физические качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, которые студенты получают на лекционных занятиях по курсу «Физическая культура». Знания о закономерностях достижения и поддержании высокой профессиональной работоспособности в трудовой деятельности имеют важное прикладное значение.

Прикладные умения и навыки обеспечивают быстрое овладение необходимыми трудовыми операциями, безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ.

Прикладные физические качества – это перечень необходимых для каждой профессиональной группы физических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к различного рода инфекциям, проникающей радиации и т.д.

При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует обращать внимание на то, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе. В тоже время, только общая физическая подготовка не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовленности вполне достаточно для психофизической готовности к будущей профессии. В других случаях (юридические, технические специальности и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных часов на дисциплину «Физическая культура».

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу профессионально-прикладная физическая подготовка контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в учебной программе. Обычно эти нормативы отличаются у студентов различных факультетов и имеют отличия в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценками за теоретические знания, общую физическую подготовленность, методические и двигательные умения и навыки.

Организация ППФП студентов в вузах предполагает использование специализированной подготовки в учебное и внеучебное время. Для этого в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном – учебные группы по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном отделении, осваивают те элементы ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.

Формы ППФП во внеучебное время следующие:

Секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта вне вуза;

Самодеятельные занятия по прикладным видам спорта вне вуза;

Самостоятельные занятия;

Соревнования по прикладным видам спорта.

Одна из форм ППФП – массовые физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.

2.7.2. Факторы, определяющие ППФП студентов

Двигательную деятельность человека, его трудового активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнано, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

Формы (виды) труда специалистов данного профиля;

Условия и характер труда;

Режим труда и отдыха;

Особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки к предстоящей работе по профессии.

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

Характер труда также определяет ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую» работоспособности на основе фиксированных показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологический показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая» работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.

2.7.3. Средства ППФП студентов

Подбор средств ППФП осуществляется с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

Средства ППФП студентов классифицируются следующим образом:

Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

Прикладные виды спорта;

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

Вспомогательные средства, обеспечивающие качества учебного процесса по разделу ППФП.

Основным средством ППФП студентов является физическое упражнение. При их подборе следует учитывать, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим качествам.

Напряженная умственная деятельность студентов в процессе обучения в сочетании с недостаточной двигательной активностью приводит к снижению общей и умственной работоспособности и состояния здоровья.

Уровень умственной работоспособности, безусловно, зависит от состояния здоровья и общей работоспособности, а способность человека длительно выполнять умственную или физическую работу определяется выносливостью, обуславливаемой, прежде всего, функциями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Важным фактором, определяющим совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем молодого организма студентов, является оптимальное сочетание умственных нагрузок и разнообразных средств физической культуры.

Из многочисленных физических упражнений наиболее целесообразными и доступными в применении следует считать циклические упражнения, такие как бег, ходьба, туризм, плавание. Эффективны подвижные и спортивные игры, которые характеризуются множеством циклических и ациклических движений и высокой эмоциональностью.

Умелое сочетание циклических упражнений со спортивными играми дает положительные сдвиги не только в развитии выносливости, но и других физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость).

При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и двигательных навыков. Для этого сначала составляется так называемая профессиограмма, и затем на ее основе – спортограммма (комплекс упражнений и набор видов спорта, соответствующих конкретной профессии).

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считают профессионально-прикладными.

Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорта в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный способ решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач этой подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально-организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Содержание таких занятий связано с обучением приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические устройства и приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.

Следует различать тренажеры, применяемые на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных же тренажерах обрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр университета.

Оренбургский Государственный Университет

кафедра: Физического воспитания

Профессионально-прикладная

физическая подготовка

Выполнил: студент группы БУА-?

Оренбург 2000 г.

1. Профессионально-прикладная физическая подготовка
1.1. Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки; решаемые в ней задачи
1.2. Требования к физической подготовленности трудящихся в различных cферах современного профессионального труда и тенденции их изменения
1.3. Задачи решаемые в процессе ППФП
2. Средства и методические основы построения ППФП
2.1. Особенности состава средств ППФП
2.2. Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП
Использованная литература

1.ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Принцип органической связи физического воспитания с практи­кой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в про­фессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот прин­цип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подго­товке он находит свое специфическое выражение. В качестве свое­образной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогиче­ски направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятель­ности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обога­щающий индивидуальный фонд профессионально полезных двига­тельных умений и навыков, воспитания физических и непосредствен­но связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.

1.1.Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки; решаемые в ней задачи

Причинная обусловленность. Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретае­мой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требовани­ям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частно­сти, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе трениров­ки и освоения профессии). Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой раз­новидности физического воспитания - профессионально-приклад­ной физической подготовки (далее сокращенно- ППФП).

Начало ее формирования в качестве профилированного направления и вида физического воспитания применительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались серь­езные государственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в целях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.

С накоплением положительного практического опыта и научно-исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры - профессио­нально-прикладная физическая культура, а педагогически направ­ленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания подрастающего поколе­ния и профессиональных кадров (в виде ППФП). В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной, профессиональной деятельности трудящих­ся, когда это необходимо по характеру и условиям труда.

Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоя­тельствами:

1) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них про­должают зависеть от уровня функциональных возможностей орга­низма, имеющих природную основу, от степени развития физиче­ских способностей индивида, разнообразия и совершенства приоб­ретенных им двигательных умений и навыков.

Не случайно, например, выпускники ПТУ, прошедшие основательный курс ППФП. зачастую получают более высокий профессионально-квалификационный раз­ряд по специальности, чем учащиеся, не прошедшие по разным причинам такой подготовки; последние, как правило, и медленнее адаптируются к условиям про­фессиональной деятельности на производстве (Т. Ф. Витенас, В. В. Становов и др.); ППФП в этом отношении служит одним из факторов сокращения сроков овладения профессией и одной из гарантий качестве ее освоения;

2) производительность достаточно многих видов профессиональ­ного труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, пря­мо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дее­способностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов тру­довой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д.; в целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирова­ние, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодо­творности любого профессионального труда;

3) сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его усло­вий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема реша­ется многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессиональ­но-прикладной физической культуры, включая ППФП;

4) перспективные тенденции общесоциального и научно-техни­ческого прогресса не освобождают человека от необходимости по­стоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

1.2. Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения.

В различных сферах профессионального труда в нас­тоящее время насчитывается несколько тысяч профессий, а специ­альностей - десятки тысяч. Основные их отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий конкретно­го труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входя­щих в нее операций, действий (в том числе сенсорных и интеллек­туальных по восприятию, переработке информации, принятию реше­ний и двигательных по практическому воздействию на предмет тру­да), а всем этим обусловлены объективно неодинаковые требования к функциональным возможностям, физическим и другим качествам людей, профессионально занимающихся тем или иным видом труда.

Лишь сравнительно немногие из современных профессий требу­ют предельной или близкой к ней мобилизации физических способ­ностей в процессе самой трудовой деятельности (это главным обра­зом профессии, осложненные экстремальными условиями деятельности - испытатели летной и иной транспортно-скоростной техники, профессиональные военнослужащие, оперативные работники след­ственных органов, водолазы и т.д.). В большинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования к физи­ческим возможностям работающих нормированы далеко не на пре­дельном уровне (по обобщенным данным М. И. Виноградова, мощ­ность работы при выполнении большинства трудовых двигательных действий в сфере физического труда, как правило, не превышает 30 % от индивидуально максимальной). Тем не менее это по указан­ным уже причинам не исключает целесообразности специализиро­ванной физической подготовки в процессе профессионального образования, а во многих профессиях - и в годы основной трудовой деятельности.

Некоторое представление о требованиях, предъявляемых рядом распространенных профессий к физическим и непосредственно свя­занным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам, дают примеры, приведенные в табл. 14.

Таблица 14

Примеры, дающие представление о характере требований, предъявляемых некоторыми из распространенных видов профессионального труда, к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам

Виды (разновидности) профессионально-трудовой деятельности Профессионально важные физические и непосредствен­но связанные с ними качества (способности), от сте­пени развития которых существенно зависит эффек­тивность или безопасность профессиональной деятель­ности: двигательные навыки, сопряженные с данной деятельностью
Труд по добыче полезных ископаемых (шахтерский и аналогичный), преимуществен-но физический Силовые и другие двигательные способности; резистентность функциональных систем организма по отношению к воздействию неблагоприятных средовых условий (высокой и низкой температур, высокой влажности воздуха и газовых примесей в нем и др.); разнообразные двигательные навыки (в частности, навыки перемещения в ограниченном пространстве, преодоления предметных препятствий, поднимания и переноски тяжестей); психическая устойчивость, базирующаяся, кроме прочего, на физической кондиции
Разновидности сельскохозяйст­венного и лесохозяйственного труда, включающие в большом объеме двигательную актив­ность Комплексная выносливость, проявляемая в динамических и статических режимах продолжительного функционирования различ-ных мышечных групп; способность ориентироваться на местности и рационально распределять затраты энергии во времени; разнообразные двигательные навыки, в том числе навыки, способствующие умелому оперированию различными орудиями труда; зака­ленность организма по отношению к неблаго­приятным метеорологическим воздейст-виям
Геологоразведочные, геодези­ческие, метеорологические, гидрологические и аналогичные; экспедиционные работы, выполнямые в естественных усло­виях Комплексная выносливость; подготовленность к не­ординарным проявлениям координационных и дру­гих двигательных способностей; способность ориен­тироваться на сложнопересеченной местности и в других необычных условиях, рационально рас­пределять затраты энергии в процессе продолжительной нерегламентирован-ной стандартно двига­тельной деятельности; циклические локомоторные и многие другие двигательные навыки, способст­вующие выполнению профессиональных задач и нужные в повседневной экспедиционной жизни (навыки в ходьбе, в передвижении на лыжах, велосипеде, лодке, в конной езде, управлении мотоциклом, в преодолении предметных препятствий и т.д.); закаленность организма по отно­шению к резко переменному воздействию метеоро­логических, климато-географических и других средовых факторов
Разновидности двигательно ак­тивного строительного труда

Выносливость, проявляемая преимущественно в ди­намических режимах мышечных напряжений; коор­динационные и другие двигательные способности; разнообразные двигательные навыки; закаленность организма по отношению к воздействию меняю­щихся условий внешней среды; в работе монтаж­ников-высотников и строительных работах, выпол­няемых в аналогичных условиях, способность сохранять ориентировку и равновесие тела на узкой и неустойчивой опоре, в необычных положениях; устойчивость функции сенсорного контроля, само­обладание, базирующееся, кроме прочего, на физи­ческой кондиции

Разновидности станочного тру­да в металлообрабатывающей и других отраслях промышлен­ности (слесарные, токарные, фрезерные, швейные и другие работы) Неординарно развитая ручная ловкость, способ­ность к мгновенным двигательным реакциям; об­щая, региональная и локальная выносливость (проявляемая при многократном воспроизведе-нии двигательных действий, в которых участвуют пре­имущественно некоторые из звеньев мышечного аппарата - мышцы пояса верхних конечностей и мышцы, фиксирующие позу); устойчивость функ­ций зрительного и тактильного контроля: навыки точно отлаженных движений руками
Разновидности конвейерного труда, включающие двигатель­ные действия, преимуществен-но стандартные и относительно уз­ко ограниченные по составу Способность своевременно и точно выполнять ло­кальные и региональные движения (с участием мышц преимущественно верхних конечностей) в пределах заданных кинематических и динами­ческих параметров; устойчивость функций сенсор­ного контроля; навыки аналитически выделенных двигательных действий и «микродвижений» (преимуществен-но кистью), доведенные до высокой степени стереотипности; локальная, региональная и общая выносливость
Операторские работы на мно­гопозиционных пультах дис-тан­ционного управления энер-гети­ческими, механическими и дру­гими системами Способность тонко дифференцировать большой объем сенсорной информации; способность к экст­ренной двигательной реакции с выбором, сенсор­ная выносливость; мышечно-статическая выносли­вость (проявляющаяся преимуществен-но при дли­тельной фиксации рабочей позы); эмоциональная устойчивость, базирующаяся, кроме прочего, на об­щей физической работоспособности
Разновидности труда плавсос­тава водного флота, включаю­щие в значительном объеме двигательную активность Разносторонняя физическая подготовленность к неординарным проявлениям силовых, скоростных и других двигательных способностей, особенно в экстремальных ситуациях; устойчивость функций вестибулярного аппарата к укачиванию; общая резистентность организма к воздействию неблаго­приятных погодных и других внешнесредовых факторов; разнообразные двигательные навыки, в частности навыки ныряния, спасательного пла­вания, гребли, управления парусными плавсредствами; находчивость, решительность, отважность, базирующиеся, кроме прочего, на.отличной физи­ческой кондиции

Уже из этих примеров видно, что многие из существующих видов профессиональ­ного труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические требования и что для достижения высотой результативности в указанных и аналогичных видах труда нужна специально ориенти­рованная физическая подготовка.

Чтобы детально представить характер требований конкретного вида труда к профессиональной, в том числе физической подготов­ленности работающих, нужна серьезная исследовательская разра­ботка профессиограммы, которая составляется на основе изучения содержания и форм данной трудовой деятельности в психологиче­ском, физиологическом, биомеханическом, эргономическом и других аспектах с учетом предмета, технологии и условий труда (имеющие­ся профессиограммы используются также для профориентации и профотбора; тогда они сопоставляются с тестовой оценкой индиви­дуальных задатков, качеств, способностей).

Выявляя специфику требований, которым должна отвечать физическая подготовленность представителей тех или иных профессий, надо исходить из того, что она объективно обусловлена совокупностью особенностей конкретной трудовой дея­тельности и условий ее выполнения, в том числе:

особенностями преобладающих рабочих операций (тем, насколько они просты или сложны в двигательно координационном отношении, в какой мере они энергоемки, какова степень активности различных функциональ­ных систем при их выполнении и т.д.);

особенностями режима (в частности, тем, насколько жестко он регла­ментирует поведение работающих, характеризуется ли он непрерывностью или пре­рывистостью рабочих операций, каков порядок чередования рабочих фаз и интерва­лов между ними, в какой мере процессу труда присущи монотонность и другие факторы, ведущие к утомлению);

особенностями средовых условий, оказывающих влияние на сос­тояние физической и общей работоспособности, особенно когда они резко отлича­ются от комфортных (высокая или низкая внешняя температура, вибрационные и шумовые воздействия орудий труда, машинной техники, производственного оборудования, загрязненность вдыхаемого воздуха или низкое содержание в нем кислорода и т.д.).

При дифференцированной разработке программ ППФП вся совокупность особенностей трудовой деятельности и ее условий под­лежит тщательному анализу в аспекте обусловленных ими требова­ний к физической подготовленности работающего. Вместе с тем при определении программ ППФП важно учитывать перспективы изме­нения характера труда и его условий и руководствоваться генераль­ным направлением совершенствования общей социальной системы воспитания, призванной в подлинно гуманном обществе обеспечи­вать неограниченное развитие человека.

Научно-техническая революция, как известно, радикально изме­няет характер и условия труда, особенно в материальном произ­водстве. Надо полагать, возрастающее влияние на преобразование всей системы профессиональной подготовки, и в частности ППФП, в перспективе будут оказывать такие тенденции изменения характе­ра труда, роли и места в нем человеческого фактора, как стирание противоположностей между умственным и физическим трудом, ос­вобождение работников от изнурительных физических усилий (с за­меной энергоемких производственных операций техническими уст­ройствами, автоматами, роботами), превращение исполнителя рабо­чих операций в инициативного «управителя» и регулировщика сло­жных машинных устройств, автоматизированных линий, производ­ственных процессов, совмещение узких специальностей в рамках профессий широкого профиля, динамичное обновление профессиональных функций. В этих условиях, несомненно, будет меняться и характер физической подготовки к профессиональной деятельности. Прикладной смысл физической подготовки, по всей вероятности, все больше будет определяться не тем, что она обеспечивает приспособление работника к какой-либо одной, раз и навсегда заданной профессиональной форме деятельности, а тем, насколько качествен­но она будет создавать необходимые предпосылки для освоения быстро меняющихся способов профессиональной деятельности, га­рантировать интегральное повышение общего уровня функциональ­ных и адаптационных возможностей организма, стимулировать разностороннее развитие двигательных способностей, особенно коор­динационных и непосредственно связанных с ними, формировать до­статочно богатый фонд двигательных умений и навыков, способст­вующих быстрому построению новых и преобразованию усвоенных ранее форм рабочих движений. Разумеется, специализированный характер ППФП и в этом случае полностью не исчезнет (поскольку определенная профессиональная специализация, судя по серьезным футурологическим прогнозам, будет существовать по крайней мере в обозримом будущем), но в целом она приобретет иное качество.

Отмеченные тенденции изменения характера труда и его условий заметны уже в настоящее время, на современном этапе научно-технической революции, хотя в различных сферах общественного производства и в различных профессиях они выражены, естествен­но, неодинаково. Пока в целом ряде отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства сохраняется физический труд, частично механизированный. Вместе с тем довольно распространен­ными стали профессии, эффективность трудовой деятельности в ко­торых во многом зависит от разнообразия и тонкой отлаженности двигательных навыков в ручных операциях (наладчики сложных приборов, аппаратуры, автоматических производственных линий), а также профессии, требующие специфической психофизической ус­тойчивости по отношению к информационным нагрузкам при повы­шенной ответственности за результаты деятельности (операторы на многопозиционных пультах современных мощных электростанций, в том числе АЭС, энергетических и транспортных систем, производст­венных комплексов и т.д.). В числе новых профессий появляются и такие, где к всесторонней физической подготовленности специали­ста предъявляются небывало высокие требования: космонавты, ис­следователи-подводники мирового океана и т. п.

Все сказанное подводит к пониманию актуальных и перспектив­ных задач, подлежащих реализации в профессионально-прикладной физической подготовке овладевающих профессией и работающих в той или иной сфере профессиональной деятельности.

1.3. Задачи решаемые в процессе ППФП

Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, зак­лючается в том, чтобы: 1) пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельно­сти, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств;

2) интенсифицировать развитие профессионально важных физи­ческих и непосредственно связанных с ними способностей*, обес­печить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособ­ности;

3) повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых про­текает трудовая деятельность**, содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья;

4) способствовать успешному выполнению общих задач, реали­зуемых в системе профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характери­зующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.

Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно к специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим зада­чам, характерным для отдельных этапов профессионально-приклад­ной подготовки, и решаются не эпизодически, а перманентно. Пер­востепенную роль в их реализации, о чем уже неоднократно шла речь, играет полноценная общая физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится специализированная ППФП. Специализация ее необходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика профессиональной деятельности и ее условий, но и в случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем значении принципа всемерного содействия всесто­роннему гармоничному развитию человека.

Проблема нормативных критериев профессионально-прикладной физической подготовленности пока решена лишь частично и глав­ным образом в первом приближении, что объясняется как множе­ственностью существующих профессий и их динамичным обновлени­ем, так и недостаточно массированным развертыванием соответст­вующих исследований, хотя некоторые ориентировочные нормати­вы уже включены в действующие официальные программы ППФП

* Так называемыми профессионально важными способностями или качествами индивида правомерно считать те, от которых существенно зависит не только резуль­тативность (эффективность) профессиональной деятельности, но и возможности ее совершенствования, а также адекватность поведения при вероятных в ней экстре­мальных ситуациях, например аварийных,

** Эта задача приобретает особое значение, естественно, тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от комфортных (чреваты перегреванием или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми пере­грузками. недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе и т.д.).

2. Средства и методические основы построения ППФП

2.1. Особенности состава средств ППФП

В качестве основных средств ППФП используют довольно разно­образные формы физических упражнений из числа тех, которые сло­жились в базовой физической культуре и спорте, а также уп­ражнения, преобразованные и специально конструируемые примени­тельно к особенностям конкретной профессиональной деятельности (как специально-подготовительные).

Было бы ошибкой считать, что адекватными средствами могут служить только упражнения, аналогичные по форме профессио­нально-трудовым двигательным действиям. Сводить лишь к ним средства ППФП, как это делалось в свое время в попытках приб­лизить физическую культуру к трудовой практике путем простой имитации в занятиях физическими упражнениями отдельных трудо­вых действий, например слесаря, молотобойца, землекопа и т.д.,- значит искажать самою ее суть. Особенно мало пригодным такой подход стал в современных условиях, когда для многих видов трудовой деятельности характерны микродвижения, локальные и ре­гиональные двигательные действия, сами по себе ни в коей мере не достаточные для оптимального развития двигательных способнос­тей, причем и режим выполнения их зачастую все больше приоб­ретает черты, обусловливающие производственную гиподинамию со всеми ее опасностями для нормального физического состояния организма.

Вместе с тем это не значит, что в современной ППФП вообще нецелесообразно моделировать определенные особенности трудовой деятельности. Однако моделирование не сводится здесь к формаль­ной имитации трудовых операций, а предполагает преимуществен­ное выполнение упражнений, позволяющих направленно мобилизо­вать (эффективно проявить в действии) именно те профессиональ­но важные функциональные свойства организма, двигательные и сопряженные с ними способности, от которых существенно зависит результативность конкретной профессиональной деятельности. При этом бывает целесообразно воспроизводить и существенные моменты координации движений, входящих в состав профессио­нальной деятельности, но при условии, если соответствующие уп­ражнения могут дать образовательный, развивающий или поддер­живающий тренированность эффект как действенные средства ре­ализации хотя бы некоторых из задач, преследуемых в ППФП. Главным образом в силу такого моделирования особенностей профессиональной деятельности состав средств ППФП и приобре­тает свою специфику.

Значительная часть упражнений, используемых в качестве средств ППФП, представляет собой обще (широко)-прикладные упражнения. Таковыми правомерно считать те упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях про­фессиональной деятельности (часто при выполнении действий вспо­могательного характера) или в экстремальных условиях, вероят­ных в ней. Естественно, что особое место непосредственно при­кладные упражнения занимают в ППФП тогда, когда она стро­ятся применительно к профессиональной деятельности, включаю­щей в большом объеме двигательную активность в форме ос­новных, необходимых -в обыденной жизни двигательных действий (ходьбу и другие циклические действия по преодолению прост­ранства, поднимание и переноску грузов и т. д.), когда эффектив­ность профессиональной деятельности прямо зависит от разнообра­зия и отлаженности двигательных навыков (как, например, в работе монтажников-высотников, выполняющих немеханизирован­ные операции), а также когда для адекватных действий в экстре­мальных ситуациях профессиональной деятельности нужны специ­ализированные сложные двигательные навыки (навыки плавания, ныряния и спасения утопающих у представителей флотских про­фессий, навыки единоборств у оперативных работников МВД и военнослужащих и т. д.). Состав средств ППФП в таких слу­чаях, понятно, наиболее специфичен.

Менее специфичны те средства ППФП, которые используются преимущественно для воспитания физических качеств и производ­ных от них способностей, так или иначе влияющих на эффек­тивность профессиональной деятельности и обусловливающих ее воздействие на человека. Ведь при осуществлении задач по их воспитанию нужно руководствоваться закономерностями не только прямого, но и косвенного переноса тренировочного эффекта упраж­нений, используя и общий (неспецифический) эффект адаптации к различным видам мышечной деятельности и средовым факторам.

Так для воспитания двигательно-координационных способностей, нужных в са­пных видах профессиональной деятельности, в процессе ППФП используют широкий круг разнообразных по форме упражнений; для воспитания общей выносливости - аэробный бег и другие упражнения циклического характера; для повышения уровня работоспособности в деятельности, осуществляемой в условиях высокой внешней температуры, - различные виды упражнений, в процессе выполнения которых существенно возрастает температура тела и Нанимающийся вынужден длительное время противостоять функциональным сдвигам во внутренней среде организма (многократный повторный бег большой и субмаксимальной физиологической мощности и т. д.). ППФП в таких случаях практически слива­ется с общей физической подготовкой, специализированной в какой-то мере в ас­пекте профессионального профиля, или спортивной тренировкой в соответственно избранном виде спорта.

Стремление профилировать физическую подготовку примени­тельно к требованиям профессии выразилось, кроме прочего, в создании особой разновидности гимнастики - профессионально-прикладной гимнастики и культивировании профессионально-прик­ладных видов спорта. Как уже ясно, типичные для них упражнения и методика их применения характеризуется, с одной стороны, моделированием форм и особенно существенных моментов координации движений, входящих в профессиональную деятель­ность, а с другой - более направленными и в конечном счете бо­лее высокими, чем в ней, требованиями к двигательным и связанным с ними способностям.

В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто преимущественно выра­жен своего рода аналитический подход, при котором последо­вательно конструируются необходимые формы движений и осу­ществляется избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного аппарата, его морфофункциона-льные качества (в частности, силовые, подвижность в суставах, локаль­ную и региональную статическую выносливость), причем исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной деятель­ностью, но и из необходимости профилактики возникающих в ходе ее неблагоприятных воздействий на физическое и общее состояние работника, на что направлены, в частности, гимнастические уп­ражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы.

В профессионально-прикладных видах спорта ярко выражено целостно-акцентированное воздействие на раз­витие двигательных и тесно сопряженных с ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в профес­сиональной деятельности. Соответственно ориентированное спор­тивное совершенствование может оказывать прямое положитель­ное влияние на профессиональную деятельность, при условии, ко­нечно, если предмет спортивной специализации имеет значитель­ную общность с профессиональной деятельностью как по опера­циональному составу действий, так и по характеру проявляемых способностей. Именно это является определяющим при выборе профессионально-прикладных видов спорта представителями той или иной профессии.

Так, для готовящихся стать и работающих профессиональными водителями автотранспорта собственно-прикладными являются автомобильный, мотоциклетный и аналогичные виды спорта, для рулевых водного транспорта водно-моторный и парусный спорт, для летчиков - планерный, самолетный, вертолет­ный, парашютный спорт, для геологов-разведчиков, а также для всех избравших иные профессии, требующие развитой способности точно ориентироваться на местности, - спортивный туризм и соответствующие разновидности спортив­ного ориентирования, для военнослужащих и оперативных работников органов МВД - ряд прикладных спортивных многоборий и единоборств и т. д.

Придавая первостепенное значение собственно-прикладным уп­ражнениям как факторам ППФП, не следует, однако, забывать, что ими далеко не исчерпывается вся совокупность действенных средств физической подготовки к избранной профессиональной деятельности. В зависимости от конкретно складывающейся индиви­дуальной системы занятий физическими упражнениями и особен­ностей избранной профессии существенную роль в реализации задач, преследуемых в процессе ППФП, могут играть и средства общей физической подготовки. Как уже гово­рилось, выбор и применение их, насколько это возможно и целе­сообразно, следует специализировать с учетом специфики професси­ональной деятельности, чтобы исключить отрицательный перенос на нее эффекта неадекватных упражнений (в частности, вероятный в тех случаях, когда в процессе физической подготовки вырабаты­ваются или закрепляются навыки, вступающие в противоречие с навыками производственных операций по тем или иным ключе­вым моментам координации движений). В целом вероятность отри­цательного переноса сравнительно невелика, во всяком случае, значительно меньше (при том, что уровень двигательной актив­ности в большинстве современных профессий невысок), чем веро­ятность положительного интегративного влияния на дееспособ­ность систематически используемых распространенных средств об­щей физической подготовки. Целесообразно, несмотря на это, для усиления ее прикладной направленности отдавать предпочтение тем средствам, которые при прочих равных условиях с большим по­ложительным эффектом содействуют увеличению функциональных возможностей организма, лимитирующих результативность профес­сиональной деятельности и сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям, вероятным в конкретных условиях труда.

В полном объеме совокупность адекватных средств ППФП не ограничивается, конечно, лишь физическими упражнениями. В комплексе с ними для реализации преследуемых в ней задач используют естественные средовые факторы за­каливания, а когда это необходимо и специальные гигиенические и другие средства повышения уровня адаптационных возможностей организ­ма и сопротивляемости неблагоприятным воз­действиям специфических условий профессио­нальной деятельности, включая, в частности, тренировку в термокамерах и барокамерах, искусственное ультрафиолетовое облучение и аэроионизацию, специализированное питание. Само собой разумеется, в процессе ППФП должны находить применение и соответствующие ее особенностям средства интеллектуального образования, нравственного воспитания и специализированной психической подготовки, без которых не мыслится всесторонняя профессиональная подготовка.

2.2. Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП

Методика ППФП в главном базируется на последователь­ном воплощении общепедагогических принципов и основополага­ющих принципов методики физического воспитания (гл. III), ко­торые конкретизируются применительно к особенностям ее содер­жания и построения в реальных условиях профессионального образования и жизнедеятельности.

Важнейшее значение для рационального построения ППФП в целом имеет, как уже подчеркивалось, обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготов­ки. Это означает прежде всего, что при построении ППФП не­обходимо опираться на предпосылки, создаваемые предшествующей и сопутствующей общей физической подготовкой: гармоничное развитие основных жизненно важных физических качеств, форми­рование богатого фонда разнообразных двигательных умений и на­выков. Только с опорой на эти фундаментальные предпосыл­ки ППФП может осуществиться с наибольшей эффективностью, без излишних затрат времени и энергии. От того, какой была об­щая физическая подготовка будущего специалиста во время про­хождения базового курса физического воспитания (в общеобразо­вательной школе, других учебных заведениях), и от того, как она проводится в дальнейшем (в те или иные периоды многолетней профессионально-трудовой деятельности), во многом зависит и со­держание ППФП, и ряд конкретных черт ее рационального построения. В частности, от этого зависит состав используемых средств ППФП, так как входящие в нее виды физических упраж­нений включают элементы и варианты ранее выработанных форм движений и нередко аналогичны по координационной основе двигательным действиям, осваиваемым в базовом курсе физичес­кого воспитания в аспекте общей физической подготовки (ряд цик­лических локомоторных упражнений, упражнения на поддержание равновесия тела в затрудняющих условиях, оперирование с раз­личного рода предметами, поднимание и переноску тяжестей и т. д.)

Воплощение принципа единства общей и профессионально-прикладной физической подготовки предполагает вместе с тем опре­деленное профилирование общей физической подготовки примени­тельно к особенностям профессии как в период овладения ею, так и в годы последующей профессионально-трудовой деятельности. В за­висимости от ее специфики в этой связи целесообразно:

Усиливать те из компонентов общей физической подготовки, которые более других содействуют развитию профессионально важных физических и связанных с ними способностей (по меха­низму положительного переноса тренированности), соответственно перераспределяя время и усилия, затрачиваемые в различных ее разделах;

В период становления профессиональных двигательных навы­ков избегать в процессе общей физической подготовки тех упраж­нений, которые могут негативно повлиять на формирование дан­ных навыков; для этого надо, конечно, отчетливо представлять закономерности положительного и отрицательного переноса навы­ков, чтобы использовать эффект положительного переноса и не вызвать отрицательного;

Включать в общую физическую подготовку в достаточном объе­ме тренирующие нагрузки, противодействующие неблагоприятному влиянию на здоровье и дееспособность профессиональной гиподинамии (особенно когда профессиональная деятельность отличается крайне низким уровнем двигательной активности), а также избира­тельно направленные комплексы физических упражнений для про­филактики и коррекции отдельных отклонений в физическом со­стоянии и развитии организма, вероятных при хроническом воздей­ствии неблагоприятных факторов и условий профессиональной дея­тельности. Речь здесь идет, в частности, о направленном и соот­ветственно нормированном по величине нагрузки использовании упражнений, избирательно стимулирующих развитие тех жизненно важных физических качеств индивида, которые практически не про­являются либо мало проявляются в профессионально-трудовой деятельности, а также упражнений, способствующих увеличению резистентности организма по отношению к негативному воздейст­вию специфических внешнесредовых условий труда, упражнений для профилактики и корригирования нарушений осанки, возника­ющих в силу особенностей рабочих поз, и т. д.

Такое профилирование общей физической подготовки в опреде­ленном отношении сближает ее с ППФП. Но это сближение было бы неверно понимать как возможность замены одной из них другой. При том, что они тесно взаимосвязаны, в них решаются неодноз­начные задачи разными средствами и методами. И тогда, когда об­щая физическая подготовка профилируется по отношению к осо­бенностям профессионального труда, она должна быть направле­на не только на реализацию сугубо утилитарных задач, но глав­ным образом на обеспечение всестороннего физического совер­шенствования человека, какую бы деятельность он ни избрал в качестве своей профессии.

Одна из основных проблем методики ППФП вытекает из необхо­димости обеспечить адекватное и систематическое моделирование требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к функциональным возможностям организма, с постепенным превы­шением уровня этих требований. Здесь есть свое противоречие. Ясно, что вполне точно и полно воспроизвести эти требования мож­но лишь путем выполнения трудовых действий в режиме и условиях, характерных для профессионального труда, но если сам по себе он предъявляет сравнительно невысокие по интенсивности и узкие тре­бования к физической дееспособности (что, как уже отмечалось, характерно для многих видов современного профессионального труда), то точное моделирование их в процессе ППФП не позво­лит обеспечить необходимую действенность модельных упражне­ний как факторов увеличения функциональных возможностей. Именно поэтому моделирование требований профессиональной дея­тельности при построении ППФП оправдано постольку, посколь­ку оно обеспечивает эффективность используемых средств подготов­ки, и должно происходить с определенными вариациями, способст­вующими не только адаптации к профессиональному труду, но и увеличению его результативности.

Принципиально модельное воспроизведение в процессе ППФП тех или иных требований профессиональной деятельности имеет тем большее значение, чем выше уровень мобилизации двигательных и других возможностей организма, необходимых для ее резуль­тативного осуществления. Если эти требования весьма высоки (как, например, в экстремальных условиях профессиональной деятель­ности военнослужащих, пожарных, водолазов, испытателей авиа­ционной техники), то первоначально их приходится моделировать с ограничениями, а затем постепенно увеличивать нагрузки в мо­дельно-тренировочных упражнениях, вплоть до превышения уровня аналогичных профессиональных нагрузок, чтобы создать своего рода запас прочности по отношению к ним. В таких случаях наибо­лее эффективным средством увеличения функциональных резер­вов организма, мобилизуемых в.экстремальных условиях професси­ональной деятельности, могут служить занятия соответствующим профессионально-прикладным видом спорта, организованные, в форме систематической тренировки и участия в. состязаниях. Из­бирательное же моделирование отдельных требований профессио­нальной деятельности в процессе ППФП достигается преимущест­венно средствами профессионально-прикладной гимнастики, в том числе упражнениями на специализированных тренажерах (на­пример, на тренажерах типа центрифуг и допингов в ППФП лет­чиков, монтажников-высотников и работников других специаль­ностей, предъявляющих высокие требования к функциям вестибу­лярного аппарата).

Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных видов профессиональной деятельности сравнительно невысока и стабильна, в методике построения ППФП следует ру­ководствоваться принципом постепенного прироста тренирующих нагрузок, причем в той мере, в какой это нужно не только для подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общего подъема уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения здоровья. Здесь так же, как и в физическом воспитании в целом, разумеется, не может быть неких универсальных количественных норм прироста нагрузок, одинако­во пригодных во всех случаях, поскольку границы целесообраз­ного увеличения и динамика их зависят от многих переменных обстоятельств, в том числе от реально складывающегося суммар­ного объема нагрузок и режима занятий физическими упражне­ниями в индивидуальном образе жизни (например, одни параллель­но с ППФП уделяют массу времени и сил углубленным заня­тиям тем или иным видом спорта, а у других основные занятия физическими упражнениями ограничиваются преимущественно или исключительно рамками ППФП).

В общем виде система занятий по ППФП при их организа­ции в официальном порядке регламентируется унифицированными программами, разрабатываемыми обычно для групп родственных профессий или отдельных профессий. Основными формами занятий при этом служат, как правило, урочные формы, имеющие типич­ную в физическом воспитании структуру (гл. X), варьируемую в зависимости от особенностей содержания и условий построения занятий.

Нередко, особенно в рамках обязательного курса физического воспитания в специальных учебных заведениях, урочные занятия, включающие материал ППФП, являются комбинированным и. Профессионально-прикладные упражнения в них выполняются наряду с упражнениями, используемыми в качестве средств общей физической подготовки, что, кроме прочего, обусловлено дефицитом учебного времени. В таких случаях рациональная компоновка раз­личных слагаемых занятия определяется по правилам построения комплексного урока (гл. X; 2.2). При большой трудоемкости решае­мых задач по формированию сложных профессионально-прикладных двигательных навыков или избирательному массированному воз­действию на развитие профессионально важных физических способ­ностей предпочтительно не только отдельные занятия, но и серии их строить как однопредметные - сконцентрированные в ос­новной части преимущественно на реализации одной из таких за­дач. Соотношение однопредметных и комбинированных занятий по курсу физического воспитания, включающему материал ППФП, за­висит во многом от общего бюджета времени, выделяемого на курс в целом, и сложности решаемых задач. Чем больше время и чем сложнее задачи, тем чаще следует практиковать однопред­метные занятия; если же бюджет времени мал, целесообразно при одинаковых прочих условиях большую часть занятий делать комби­нированными.

В качестве одной из эффективных форм организации и интен­сификации занятий по ППФП практикуют соревнования в профес­сионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены, естественно, в случае углубленной специализации в избранном профессионально-приклад­ном виде спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую проблему рационального сбалансирования спортивной, профессионально-образовательной, и трудовой деятельности. Для спортсменов, не переходящих в сферу спорта высших достижений, приоритетными должны быть, конечно, не собственно-спортивные интересы.

Немаловажную роль в осуществлении ППФП могут играть и не сводимые к спортивным самодеятельные физкультурные заня­тия, включающие профессионально-прикладные упражнения наряду с другими средствами физического самовоспитания в режиме по­вседневного быта и удлиненного активного отдыха (в частности, в форме ежедневной индивидуальной зарядки, физкультурно-кондиционной тренировки, туристских походов). Понятно, что фак­тический вклад таких занятий в ППФП особенно зависит от степени приобщенности к физической культуре, понимания сути ППФП и ме­тодической подготовленности к самостоятельному использованию ее средств и методов. Для реализации некоторых задач, преследу­емых в ППФП, могут быть использованы кроме указанных и ма­лые формы занятий, практикуемые в рамках производственной физической культуры (см. о них гл. X; 3.1). Хотя возможности их в этом отношении сравнительно узки, не следует пренебрегать ими, в частности при решении задач, предусматривающих выработку умения самостоятельно целесообразно регулировать опе­ративную работоспособность в процессе трудовой деятельности, и задач по предупреждению регресса достигнутой в результате ППФП специфической тренированности.

Таким образом, большинство принятых в системе физического воспитания и самовоспитания форм занятий может быть использо­вано в той или иной мере в целях ППФП. Вместе с тем содержание их определяется не только требованиями профессиональной дея­тельности и не замыкается на ней. ППФП непременно нужно рассматривать в единстве с другими слагаемыми целостной систе­мы воспитания и в зависимости от их характера в индивиду­ально-конкретном выражении находить наиболее оправданное на том или ином этапе соотношение различных форм занятий, позволяю­щих реализовать личностно и социально значимые цели.

Использованная литература:

1. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-приклад­ная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. М., Высшая школа, 1982.

2. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М., Высшая школа, 1985.