Электрощиток

По форме бактерии бывают.

По форме бактерии бывают.

Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Учащиеся получают представления о многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

БИОЛОГИЯ

(растения)

МБОУ «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

класс

Учитель: Черяшов Александр Иванович

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___________

от «__»___________2013 г.

2013 год

Раздел 1.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года; (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ )
  • учебного плана МБОУ «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района Республики Татарстан принятом на заседании педагогического совета протокол № 10 от 12 августа 2013 г.;
  • Положения о составлении рабочих программ по МБОУ «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района Республики Татарстан;
  • Основной образовательной программы основного общего образования;
  • Программы по биологии курса «Растения» для 6-го класса (авторы Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.) с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

При изучении биологии в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения живой природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Учащиеся получают представления о многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли растений, грибов, бактерий; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Место и роль учебного курса:

Курс биологии в 6 классе продолжает курс Природоведения в 5 классе. Он также начинает изучение живой природы в рамках предмета биологии, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию морфологии и физиологии растений, их роли в природе и жизни человека.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года.

Программа предусматривает проведение 9 лабораторных работ и 3 экскурсий, использование текущего, тематического тестового и административного контроля. Она включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого раздела, перечнем лабораторных работ; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; литературу средства обучения; календарно-тематическое планирование. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться при изучении данного курса. В ходе реализации программы целесообразно применение дидактической многомерной технологии и технологии тестового контроля, возможно использование фронтальных, групповых форм работы, работы в парах сменного состава.

Для реализации программы используется учебник Биология: 6 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Раздел 2.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения биологии ученик должен

  • знать/понимать : живых организмов, клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;
  • : обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение

уметь

  • объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.
  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • выявлять
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять
  • анализировать и оценивать
  • находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Требования к уровню оценивания учащихся 6 класса

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.


Общедидактические


Оценка «5» ставится в случае :
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае :
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае :
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик :
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.


Оценка «5» ставится, если уч е ник :
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик :

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если :
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой " последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик :
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик :
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик :
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик :

2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик :
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик :
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки :
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки :
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктационные ошибки.

Раздел 3.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов

Всего часов

Кол-во часов

теоретические

практические

Введение

Общее знакомство с растениями

Клеточное строение растений

Органы цветковых растений

Основные процессы жизнедеятельности

Основные отделы царства растений

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле

Царство Бактерии

Грибы.

Лишайники

Природные сообщества

Итого

Введение (1ч).

Система живой природы. Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Биология и ботаника как науки. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека.

Демонстрации:

Многообразие живых организмов

: живых организмов

уметь объяснять

Общее знакомство с растениями (2 часа).

Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения.

Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений. Особенности споровых, семенных и цветковых растений.

Условия жизни растений. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы. Особенности условий существования организмов в каждой среде. Многообразие растений как результат их обитания в различных экологических условиях.

Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Осенние изменения в жизни растений и их значение.

Демонстрации:

Споровые, семенные, цветковые растения.

Органы цветкового растения

Лабораторные работы:

Строение спорового и цветкового растения.

Экскурсии:

Осенние явления в жизни растений

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов : живых организмов

уметь объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;

изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за сезонными изменениями в природе

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения

анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

проводить самостоятельный поиск биологической информации:

Клеточное строение растений (2 часа)

Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки. Разнообразие клеток растений.

Состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в ней. Процессы жизнедеятельности клетки и их зависимость от условий окружающей среды. Движение цитоплазмы. Рост и деление клеток.

Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.

Демонстрации:

Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.

Строение растительной клетки

Ткани и органы растительного организма

Лабораторные работы:

Рассматривание клеток кожицы чешуи лука

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов : клеток организмов растений

Уметь изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Органы цветковых растений (9 часов)

Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени.

Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.

Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.

Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.

Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.

Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.

Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.

Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.

Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.

Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.

Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.

Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.

Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.

Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.

Демонстрации:

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растения

Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды, тепла, воздуха для прорастания семян

Виды корней

Типы корневых систем

Строение побега

Строение почки

Внешнее и внутреннее строение листа

Листорасположение

Многообразие стеблей

Внутреннее строение стебля

Строение цветка

Соцветия

Многообразие плодов

Лабораторные работы:

Изучение строения семян фасоли и пшеницы.

Строение вегетативных и цветочных почек

Внешнее строение корневища, клубня и луковицы

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов : семени, корня, листа, стебля, цветка, плода

уметь объяснять: приспособление строения органа к выполняемым функциям, значение видоизменений органов;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений;

сравнивать биологические объекты (органы растений)

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на строение органов растений

проводить самостоятельный поиск биологической информации:

Процессы жизнедеятельности растений (7 часов)

Минеральное питание растений. Роль корня в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.

Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.

Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.

Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.

Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.

Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.

Демонстрации:

Роль света в процессе фотосинтеза

Испарение воды листьями растений

Лабораторные работы:

Черенкование комнатных растений.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать сущность биологических процессов : обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;

уметь описывать: сущность основных процессов жизнедеятельности растений

выявлять приспособления организмов к среде обитания

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Отделы царства растений (5 часов)

Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.

Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.

Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.

Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений

Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.

Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.

Демонстрации:

Строение мха

Строение папоротника, хвоща, плауна

Размножение сосны

Лабораторные работы:

Изучение внешнего вида хвойных растений

Знакомство с разнообразием цветковых на примере комнатных растений.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов : признаки растений разных систематических групп

уметь объяснять роль растений разных систематических групп в природе и деятельности человека

распознавать и описывать: на таблицах растения разных отделов

сравнивать биологические объекты (представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий), находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп.

Историческое развитие растительного мира (2 часа)

Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.

Основные этапы эволюции растительного мира на Земле.

Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Отбор и селекция растений.

Демонстрации:

Центры происхождения культурных растений

Сорта культурных растений

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать сущность биологических процессов : эволюционного развития растений

уметь объяснять причины эволюционных изменений растений

проводить самостоятельный поиск биологической информации:

Царство Бактерии (1 час)

Бактерии как древнейшая группа организмов. Распространение бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Отличие бактериальной клетки от клетки растений. Прокариоты и эукариоты. Многообразие бактерий.

Значение бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий в различных отраслях промышленности.

Демонстрации:

Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений

Царство Грибы(1 час)

Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, размножение грибов Значение грибов в природе и жизни человека.

Демонстрации:

Многообразие грибов

Строение шляпочного гриба

Лабораторные работы:

Изучение строения плесневых грибов

Отдел Лишайники (1 час).

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники как биоиндикаторы.

Демонстрации:

Многообразие лишайников

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения разделов:

В результате изучения разделов ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов : клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;

уметь объяснять бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

распознавать и описывать: съедобные и ядовитые грибы.

Природные сообщества (4 час)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества: видовой состав, местообитание, количество видов, ярусность, устойчивость. Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от естественных. Культурные природные сообщества (на примере парка, сада, поля). Зависимость искусственных сообществ от человека.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экологические группы растений. Особенности растений разных ярусов. Роль растений, животных, бактерий, грибов в природном сообществе. Смена природных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты.

Роль человека в природе. Понятие растительных ресурсов. Рациональное природопользование. Охрана растительных ресурсов. Красная Книга. Роль школьников в сохранении растительного мира. Сохранение биологического разнообразия как залог сохранения биосферы. Значение растений и растительности. Роль ботанических знаний в сохранении устойчивого равновесия в биосфере.

Демонстрации:

Ярусность в растительном сообществе

Экскурсии:

Жизнь растений в весенний период года

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов : особенности природных сообществ своего региона

уметь объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.

Распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

Выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий : мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Раздел 4.

Учебно -методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

Нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;

Программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

Материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:

Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.

Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.

Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.. Биология.: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008

Учебно-методическое обеспечение :

Литература и средства обучения:

  1. Программа Биология – 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.
  2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  3. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (под ред. И.Н. Пономаревой).
  4. И.Н. Пономерева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).
  5. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.

Учебно-методическое обеспечение для учителя

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Москва, «Вентана-Граф», 2008 год.
  2. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
  3. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2002 год.
  4. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. «Ботаника для учителя в двух частях». Москва, «Просвещение», 1996 год.
  5. Богоявленская А.Е. «Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Москва, «Просвещение», 1996 год.
  6. «Я иду на урок биологии. Ботаника. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
  7. Смелова В.Г. «Игры на обобщающих уроках ботаники. Методическое пособие». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
  8. Парфилова Л.Д. «Тематические игры по ботанике». Москва, «Сфера», 2002 год.
  9. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Дидактические карточки». Москва, «ВЛАДОС», 2001 год.
  10. Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы». Москва, «Дрофа», 1997 год.
  11. Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов». Москва, «Просвещение» 1995 год.
  12. «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.
  13. «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
  14. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. «Биология. Материалы к урокам – экскурсиям». Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 год.
  15. Сухова Т.С. «Урок биологии. Технология развивающего обучения. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.
  16. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. «Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
  17. Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
  18. Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Биология. Тесты, вопросы и задания». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.
  19. Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005 год.
  20. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 6 класс. 2005 год.

Медиаресурсы:

1. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.

2. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».

3. Биология. 1С: Репетитор.

4. Биология 6-11 кл. «Физикон»

5. Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс

6. Биология. 6 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».

7. Биология в школе. Растительный мир. Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г

8 Биология в школе. Жизнедеятельность животных. Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г

9.Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Просвещение. 2005год (2СD)

10. Электронный атлас для школьника «Ботаника 6-7 классы»т 2004год «Новый диск

Раздел 5.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемый результат, что ученик должен знать

Дата проведения

План

Факт

Введение. Предмет и задачи биологии. Наука о растениях – ботаника. Мир растений

Изучение нового материала

Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Наука о растениях- ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы.

Приводить примеры значения ботанических названий. Называть основные царства живых организмов. Давать определение термину ботаника. Распознавать и описывать жизненные формы растений. Объяснять роль растений в природе и жизни человека.

04.09

Раздел 1. Общее знакомство с растениями Признаки и органы растений. Высшие и низшие растения. Растение – живой организм – биосистема

Признаки растений. Высшие низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Растение- живой организм.

Распознавать и описывать основные органы растения. Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей. Доказывать, что растение- живой организм.

11.09

Условия жизни растений

Среды жизни растений

Экскурсия «Мир растений вокруг нас»

18.09

Раздел 2. Клеточное строение растений Увеличительные приборы

Строение растительной клетки

Химический состав клетки

Изучение нового материала

Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, вакуоль, поры, цитоплазма, ядро, мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост.

Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа, деление клетки и рост. Называть клеточные структуры и их значение. Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа. Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности.

25.09

Жизнедеятельность клетки

Разнообразие тканей у растений

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.

Распознавать и описывать строение и функции тканей растений. Давать определение термину ткань. Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани.

02.10

Раздел 3. Органы цветковых растений Семя. Внешнее и внутрен-нее строение семени. Условия прорастания семян. Значение семян

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения.

Называть значение семян. Давать определения терминам двудольные и однодольные растения. Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений. Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка. Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений.

09.10

Корень. Внешнее строение корня. Виды корней. Внутреннее строение корня

Значение корней и их разнообразие

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Виды корней: главный, боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения.

Распознавать и описывать виды корней, зоны корня. Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями. Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем. Различать корневые системы двудольных и однодольных растений.

16.10

Побег. Строение и значе-ние побега. Внешнее и внутреннее строение почки

Изучение нового материала

Побег- сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почки. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные, генеративные и вегетативные.

Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега и почек. Доказывать, что почка- это видоизменённый побег. Отличать вегетативную почку от генеративной почки.

23.10

Лист. Строение листа. Разнообразие листьев

Функция листа. Видоизменение листьев

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань(кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок(ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань(волокна)

Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев.

30.10

10/1

Внешнее и внутреннее строение стебля

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля(кожица, пробка), механическая ткань(лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань(ситовидные трубки, сосуды), образовательная ткань.

Называть функции стебля. Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля. Устанавливать соответствия между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию. Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения.

13.11

11/2

Многообразие стеблей (побегов)

Видоизменения подземных побегов

Комбинированный урок

Видоизменения побегов: корневище, луковица и клубень.

Приводить примеры растений, имеющих видоизменённые побеги. Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов. Доказывать, что корневище, клубень, луковица- видоизменённые побеги.

20.11

12/3

Цветок, его значение и строение

Соцветия, их биологическое значение Цветение и опыление растений

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Строение цветка: околоцветник(простой, двойной), чашечка, венчик, пестик(рыльце, столбик, завязь), тычинка(тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.

Соцветия. Виды соцветий: кисть, метёлка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка. Опыление.

Распознавать и описывать по рисункам строение цветка ветроопыляемых растений насекоопыляемых растений, типы соцветий. Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий. Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений.

27.11

13/4

Плод. Разнообразие и значение плодов

Взаимосвязь органов растения как живого организма

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок и боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных.

Давать определение термину покрытосеменные. Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов. Приводить примеры растений с различными типами плодов. Выделять приспособления для распространения плодов.

04.12

14/5

Обобщение по пройденным темам

Обобщение систематизации знаний

Растение- биосистема. Признаки взаимосвязи органов.

Называть признаки взаимосвязи органов. Доказывать, что растение- биосистема. Объяснять влияние окружающей среды на растения.

11.12

Контрольная работа или тестирование. Обобщение знаний


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ
§ 1. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека 7
§ 2. Органы растения. Цветок 9
§ 3. Плоды 13
§ 4. Распространение плодов и семян 14
§ 5. Разнообразие растений 16
§ 6. Осенние явления в жизни растений 19
КЛЕТКА
§ 7. Устройство увеличительных приборов 23
§ 8. Строение растительной клетки 25
§ 9. Движение цитоплазмы. Поступление вешеств в клетку 27
§ 10. Деление и рост клеток 28

СЕМЯ
§ 11. Строение семян двудольных растений 31
§ 12. Строение семян однодольных растений 32
§ 13. Запасные органические вещества, содержащиеся в семенах 34
§ 14. Содержание в семенах воды и других минеральных веществ 35
§ 15. Прорастание семян 36
§ 16. Дыхание семян 39
§ 17. Питание и рост проростков 41
§ 18. Время посева и глубина заделки семян 42

КОРЕНЬ
§ 19. Стержневые и мочковатые корневые системы 47
§ 20. Рост корня 49
§ 21. Зоны (участки) корня 51
§ 22. Почва 54
§ 23. Поглощение воды корнем. 57
§ 24. Передвижение воды и минеральных веществ в растении 58
§ 25. Удобрения 60
§ 26. Дыхание корней 62
§ 27. Видоизменения корней 63

ЛИСТ
§ 28. Внешнее строение листьев 67
§ 29. Клеточное строение листовой пластинки 71
§ 30. Растения и свет 73
§ 31. Образование крахмала в листьях на свету 75
§ 32. Поглощение листьями на свету
углекислого газа и выделение кислорода 76
§ 33. Выращивание растений в парниках и теплицах 79
§ 34. Дыхание листа 80
§ 35. Испарение воды растениями 82
§ 36. Видоизменения листьев 84
§ 37. Листопад. 85
§ 38. О значении зеленых растений в природе и жизни человека 87

СТЕБЕЛЬ
§ 39. Побеги и почки 91
§ 40. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину 94
§ 41. Внутреннее строение стебля 97
§ 42. Рост стебля в толщину. Годичные кольца100
§ 43. Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ 102
§ 44. Передвижение по стеблю органических веществ 103
§ 45. Корневище, клубень, луковица 105

ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ
§ 46. Вегетативное размножение растений побегами 109
§ 47. Вегетативное размножение растений корнями и листьями.114

СЕМЕННОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ
§ 48. Цветок 117
§ 49. Соцветия.120
§ 50. Перекрестно тыление насекомыми 122
§ 51. Перекрестное опыление ветром. Самоопыление 124
§ 52. Искусственное опыление 126
§ 53. Оплодотворение у цветковых растений127
§ 54. Плоды и семена 130

РАСТЕНИЕ - ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ
§ 55. Клеточное строение и ткани растений 133
§ 56. Взаимосвязь органов растения. Питание и дыхание 135
§ 57. Размножение 138
§ 58. Взаимосвязь растений со средой 139
§ 59. Жизнь растений в природе весной 141
§ 60. Летние задания 147

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
§ 61. Деление цветковых растений на группы 149
§ 62. Характеристика семейства крестоцветных 152
§ 63. Дикорастущие растения семейства крестоцветных 154
§ 64. Культурные растения семейства крестоцветных 157
§ 65. Характеристика семейства розоцветных 159
§ 66. Шиповник - растение семейства розоцветных 162
§ 67. Характеристика семейства бобовых 164
§ 68. Культурные растения семейства бобовых 166
§ 69. Характеристика семейства пасленовых 167
§ 70. Картофель - культурное растение семейства пасленовых 169
§ 71. Характеристика семейства сложноцветных171
§ 72. Дикорастущие и культурные растения семейства сложноцветных 174
§ 73. Характеристика семейства лилейных.177
§ 74. Характеристика семейства злаков 179
§ 75. Пшеница - культурное растение семейства злаков 180
§ 76. Многообразие злаков 183
§ 77. Охрана растений 187

РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ
§ 96. Переход растений к наземному образу жизни и развитие их на суше 229
§ 97. Происхождение культурных растений 232

РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА
§ 98. Понятие о растительном сообществе 237
§ 99. Взаимосвязи растений в сообществе 242
§ 100. Влияние человека на растительные сообщества 246
УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ 249
УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ РАСТЕНИЙ 253


Олимпиада по биологии 6 класс
Составитель Беломестная И. В.
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных.
Характерной чертой бактериальных клеток является…
А) Наличие мембраны; Б) отсутствие оформленного ядра;
В) наличие цитоплазмы; Г) наличие нескольких жгутиков.
2. Представителем царства Грибов НЕ является:
А) Белый гриб; Б) Мукор;
В) Хвощ; Г) Спорынья.3. Корневище – это …
А) Видоизмененный побег; Б) тип плода;
В) разновидность корня; Г) генеративный побег.
4. Способность дышать имеют…
А) Только зеленые части растения; Б) Только листья;
В) Все части растения; Г) Только дыхательные корни.
5. Цветки картофеля имеют формулу:
А)*Ч(5)Л(5)Т5П1; Б)Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1;
В)*О3+3Т3+3П1; Г)*Ч4Л4Т4+2П1.
6. Процесс двойного оплодотворения характерен для:
А) Бактерий; Б) Папоротников;
В) Хвойных растений; Г) Цветковых растений.
7. Две семядоли в зародыше имеет …
А) Ландыш; Б) Подорожник;
В) Вороний глаз; Г) Пшеница.
8. Вегетативное размножение…
А) способствует обновлению наследственного материала;
Б) является признаком высокой организации растений;
В) встречается только у водорослей;
Г) способствует появлению большого числа дочерних особей.
9. Годичные кольца на древесине образуются…
А) в результате деятельности вредителей;
Б) из-за неравномерного распределения питательных веществ;
В) из-за разницы в размерах мелких осенних клеток, находящихся рядом с крупными весенними клетками следующего года;
Г) в результате неравномерного распределения лубяных волокон.
10. Камбий образован клетками … ткани.
А) образовательной; Б) основной; В) покровной; Г) проводящей
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора нескольких ответов из возможных вариантов.
К фотосинтезу способны следующие объекты:
А) зеленое яблоко; Б) стебель кактуса; В) корень; Г) лист; Д) цветок одуванчика; Е) зрелая костянка вишни.
2. Корневой волосок …
А) служит для закрепления растения в почве; Б) является выростом клетки эпидермиса корня; В) развивается на ризоидах; Г) находится в зоне всасывания; Д) может быть длиной до 10 мм.
3. Установите последовательность процессов, происходящих при половом размножении хламидомонады. Ответ запишите в виде последовательности букв.
А) Слияние гамет; Б) Сближение гамет;
В) Прорастание зиготы; Г) Образование зиготы;
Д) Выход гамет; Е) Образование гамет.
4. Установите соответствие между семействами растений (столбик слева) и признаками (столбик справа).
1) Семейство Лилейные2) Семейство Злаки
А) Формула цветка О(2)+2Т3П1
Б) Формула цветка *О3+3Т3+3П1
В) Плод коробочка или ягода
Г) Плод зерновка
Д) Соцветие метелка или колос
Е) Соцветие кисть
5. Установите соответствие между способом опыления (столбик слева) и приспособлениями (столбик справа).
1) Насекомоопыление2) ВетроопылениеА) Яркие крупные цветки
Б) Легкая сухая пыльца
В) Наличие аромата
Г) Липкая пыльца
Д) Невзрачные мелкие цветки, собранные в соцветия.
Часть III. Выберете верные утверждения
А) Соцветие корзинка характерно для представителей семейства Астровые;
Б) Теневой лист светлее, чем световой, и имеет хорошо выраженные столбчатую и губчатую ткани;
В) У рябины тип плода яблочко;
Г) О передвижении цитоплазмы можно судить по движению хлоропластов;
Д) Транспирация – это вид одноклеточных зеленых водорослей.
Часть IV. Решите биологическую задачу.
По коре дерева осуществляется нисходящий ток органических веществ, а по древесине – восходящий ток воды и минеральных солей. Какими опытами это можно доказать?

Ответы
Часть I. За каждый верный ответ 1 балл.
1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – а, 6 – г, 7 – б, 8 – г, 9 – в, 10 – а.Часть II.
1 – абг (за каждый верный ответ 0,5 балла, максимум – 1,5 балла)
2 – бгд (за каждый верный ответ 0,5 балла, максимум – 1,5 балла)
3 – едбагв (за каждый верный ответ 0,5 балла, максимум – 3 балла)
4 – 1) бве, 2) агд (за каждый верный ответ 0,5 балла, максимум – 3 балла)
5 – 1) авг, 2) бд (за каждый верный ответ 0,5 балла, максимум – 2,5 балла)
Часть III. За каждый верный ответ 1 балл.
Верные утверждения: а, в, г.
Неверные утверждения: б, д.
Часть IV. 5 баллов.
Перемещение органических веществ происходит по коре стебля. Это легко доказать, если со свежесрезанной ветки акации или каштана снять кору на небольшом участке ближе к нижнему краю, а затем поставить ветку в воду. Через некоторое время выше срезанной коры появится утолщение или наплыв, где просматриваются молодые придаточные корни. Ниже места, где кора удалена, корни или не появляются вовсе или очень тонкие и маленькие. Вывод напрашивается сам собой: срез коры не дает органическим веществам перемещаться от листьев к корням растения. В связи с этим выше среза образуется наплыв с придаточными корнями. Таким образом, это служит неопровержимым доказательством вышеприведенного утверждения о том, что транспортировка питательных веществ органической природы происходит по коре стебля растения.
Передвижение растворов минеральных солей осуществляется по древесине стебля. Для подтверждения можно провести простой эксперимент и поставить ветку яблони или какого-либо другого дерева в воду, куда предварительно были добавлены чернила. Если через день вытащить ветку из воды и разрезать стебель вдоль, то можно заметить, что только слой древесины поменял цвет. Кора и сердцевина остались неизменными. Таким образом, можно сделать вывод, что именно по древесине передвигается вода с растворами солей от корня к листьям.
Максимальное количество баллов за олимпиаду – 31,5.

Итоговое тестирование за курс «Биология. Растения.Грибы.Лишайники»

Биология, в переводе с греческого, означает:

А. учение о жизни; Б. учение о растениях; В. учение о грибах; Г. учение о водорослях.

Какая группа живых организмов не выделяется в отдельное царство:

А.растений; Б.грибов; В. Лишайников; Г.животных.

К вегетативным органам растения не относятся: А.листья;

Б.стебли; В.цветки; Г.корни.

К генеративным органам растения не относится: А.листья; Б.семена

В.цветки; Г.плоды.

Какая жизненная форма характеризуется как, растение с мощным стволом, несущим на верху крону из ветвей:

А. деревья; Б. кустарники; В.кустарнички; Г.травы.

Какая жизненная форма характеризуется как, растение, имеющее зеленые стебли, отмирающие на зиму: А. деревья; Б. кустарники; В.кустарнички Г.травы.

Растения разделяют на: А.многолетние; Б.двулетние;

В.однолетние; Г.столетние.

Хлоропласты в растительной клетке выполняют функцию: А.дыхания;

Б.фотосинтеза; В. роста; Г. питания.

Хлоропласты – это пластиды: А.красного цвета;

Б.желтого цвета; В.зеленого цвета; Г.бесцветные.

Семенная кожура выполняет…функцию: А. запасающую; Б.защитную

В.опорную

Эндосперм-это: А.запасающая ткань; Б.проводящая ткань В.образовательная ткань; Г.покровная ткань

К зародышу растения не относится: А.семядоли; Б.зародышевый корешок; В.зародышевый стебелек; Г.зародышевый листок

Растения бывают: А.однодольными; Б.двудольными

В.многодольными

Для того, чтобы семя благополучно проросло необходимы следующие

условия: А.вода; Б.тепло; В.воздух; Г.свет.

У растения не могут быть: А.главный корень Б.придаточные корни; В. боковые корни; Г. запасные корни.

Корневая система может быть: А.стержневая; Б.стеблевая; В.скученная; Г.кучковатая.

Корни не выполняют…функцию: А.проводящую; Б.запасающую; В.фотосинтезирующую; Г.опорную.

Корневые волоски находятся в зоне: А. проведения; Б.роста; В.всасывания; Г.деления.

Видоизменениями корня не является: А. Корнеплоды; Б.Корнеклубни; В. Клубеньки на корнях растений; Г. Корневища

Вегетативный побег не содержит: А.листьев; Б.цветков; В. почек;

Г. стебля

Вегетативная почка не содержит: А.зачаточный стебелек;

Б.зачаточные листья; В. зачатки цветков; Г. зачаточные пазушные почки.

Простой лист - это: А. лист с одной листовой пластинкой

Б. лист с несколькими листовыми пластинками.

В состав цветка не входят: А прилистники; Б.лепестки

В. чашелистики; Г.Тычинки.

Вегетативное размножение растений – это: А. размножение корневищами; Б.размножение луковицами; В.Размножение листьями; Г. опыление.

Отличительной особенностью ветроопыляемых растений является: А. наличие нектарников Б. Крупные яркие цветы; В.мелкие цветы, собранные в соцветия Г. пыльца крупная.

Пестик состоит из: А.рыльца; Б. столбика; В. пыльника; Г.завязи.

Односемянные плоды у: А. гороха Б.вишни В.огурца Г.винограда

Сочными плодами не являются: А. ореха Б.вишни В.огурца Г.винограда.

Распространение плодов и семян может происходить:

А. ветром. Б. животными В.саморазбрасыванием Г. все ответы верны.

Первыми растениями, которые первыми появились на Земле были: А.мхи

Б.водоросли В.лишайники Г.папоротники

Отдел Папоротникообразные включает: А.папоротники

Б.хвощи В.плауны Г.лишайники.

В.кукушкин лен Г.орляк.

Главным признаком отдела Цветковые является: А.стебель

Б.листья В.корни Г. цветки

К классу Однодольные относятся: А.тюльпан Б.ландыш В.лук

Г.все ответы верны

Почему лишайники называют «пионерами» растительности?

Как питаются автотрофы и гетеротрофы?

Каково значение бактерий в природе и жизни человека?

Каково значение грибов в природе и жизни человека?

Зарисуйте дрожжи, мукор и пеницилл.

Зарисуйте строение лишайника и обозначьте его части.

Почему растениям даны латинские названия?

Назовите род и вид известного вам растения.

Перечислите признаки низших растений (приведите примеры)

Перечислите признаки высших растений (приведите примеры)

Абиотические факторы – это …

Антропогенные факторы – это …

Зарисуйте хвойное растение и напишите его название.

Зарисуйте мелколиственное растение и напишите его название.

Зарисуйте и обозначьте органы цветкового растения

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Ботаника - Учебник для 5-6 классов - Корчагина В.А. - 1985.

Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них.
Разные растения характерны для лугов, лесов, степей. Растения покрывают значительные участки безводных пустынь и топких болот. Множество растений обитает в морях и океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений: представителей растительного мира можно найти там в теплое время года. Множество разных культурных растений люди выращивают на полях, в садах и цветниках. Многие растения человек выращивает в оранжереях и в комнатах.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ
§ 1. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека.... 7
§ 2. Органы растения. Цветок 9
§ 3. Плоды 13
§ 4. Распространение плодов и семян 14
§ 5. Разнообразие растений. 16
§ 6. Осенние явления в жизни растений 19
КЛЕТКА
§ 7. Устройство увеличительных приборов 23
§ 8. Строение растительной клетки 25
§ 9. Движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку 27
§ 10. Деление и рост клеток. 28
СЕМЯ
§ 11. Строение семян двудольных растений. ... 31
§ 12. Строение семян однодольных растений 32
§ 13. Запасные органические вещества, содержащиеся в семенах 34
§ 14. Содержание в семенах воды и других минеральных веществ 35
§ 15. Прорастание семян... 36
§ 16. Дыхание семян 39
§ 17. Питание и рост проростков 41
§ 18. Время посева и глубина заделки семян 42
КОРЕНЬ
§ 19. Стержневые и мочковатые корневые системы... 47
§ 20. Рост корня 49
§ 21. Зоны (участки) корня. . 51
§ 22. Почва 54
§ 23. Поглощение воды корнем 57
§ 24. Передвижение воды и минеральных веществ в растении 58
§ 25. Удобрения 60
§ 26. Дыхание корней 62
§ 27. Видоизменения корней. 63
ЛИСТ
§ 28. Внешнее строение листьев 67
§ 29. Клеточное строение листовой пластинки 71
§ 30. Растения и свет.... 73
§ 31. Образование крахмала в листьях на свету 75
§ 32. Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода 76
§ 33. Выращивание растений в парниках и теплицах.... 79
§ 34. Дыхание листа 80
§ 35. Испарение воды растениями 82
§ 36. Видоизменения листьев 84
§ 37. Листопад 85
§ 38. О значении зеленых растений в природе и жизни человека 87
СТЕБЕЛЬ
§ 39. Побеги и почки 91
§ 40. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. 94
§ 41. Внутреннее строение стебля 97
§ 42. Рост стебля в толщину. Годичные кольца 100
§ 43. Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ 102
§ 44. Передвижение по стеблю органических веществ. 103
§ 45. Корневище, клубень, луковица 105
ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ
§ 46. Вегетативное размножение растений побегами. . 109
§ 47. Вегетативное размножение растений корнями и листьями 44
СЕМЕННОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ
§ 48. Цветок 117
§ 49. Соцветия 120
§ 50. Перекрестное опыление насекомыми 122
§ 51. Перекрестное опыление ветром. Самоопыление. ... 124
§ 52. Искусственное опыление 126
§ 53. Оплодотворение у цветковых растений 127
§ 54. Плоды и семена 130
РАСТЕНИЕ - ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ
§ 55. Клеточное строение и ткани растений 133
§ 56. Взаимосвязь органов растения. Питание и дыхание 135
§ 57. Размножение 138
§ 58. Взаимосвязь растений со средой 139
§ 59. Жизнь растений в природе весной 141
§ 60. Летние задания 147
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
§ 61. Деление цветковых растений на группы 149
§ 62. Характеристика семейства крестоцветных 152
§ 63. Дикорастущие растения семейства крестоцветных. . 154
§ 64. Культурные растения семейства крестоцветных. . 157
§ 65. Характеристика семейства розоцветных 159
§ 66. Шиповник - растение семейства розоцветных.... 162
§ 67. Характеристика семейства бобовых 164
§ 68. Культурные растения семейства бобовых 166
§ 69. Характеристика семейства пасленовых ". 167
§ 70. Картофель - культурное растение семейства пасленовых 169
§ 71. Характеристика семейства сложноцветных 171
§ 72. Дикорастущие и культурные растения семейства сложноцветных 174
§ 73. Характеристика семейства лилейных 177
§ 74. Характеристика семейства злаков 179
§ 75. Пшеница -культурное растение семейства злаков. . 180
§ 76. Многообразие злаков. 183
§ 77. Охрана растений.... 187
МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
§ 78. Бактерии, их строение и жизнедеятельность 189
§79. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. 191
§80. Болезнетворные бактерии 192
§81. Одноклеточные зеленые водоросли 193
§82. Многоклеточные нитчатые зеленые водоросли. . 196
§83. Морские бурые и красные водоросли 197
§ 84. Шляпочные грибы. ... 199
§85. Плесневые грибы и дрожжи 203
§86. Грибы-паразиты.... 204
§87. Лишайники 207
§88. Зеленый мох кукушкин лен 209
§ 89. Торфяной мох и образование торфа 210
§90. Папоротники, хвощи и плауны 213
§91. Папоротникообразные и образование каменного угля 216
§92. Разнообразие голосеменных растений 218
§93. Размножение голосеменных. Значение голосеменных 221
§94. Покрытосеменные растения 225
§95. Многообразие растительного мира 226
РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ
§96. Переход растений к наземному образу жизни и развитие их на суше 229
§97. Происхождение культурных растений 232
РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА
§98. Понятие о растительном сообществе 237
§ 99. Взаимосвязи растений в сообществе 242
§ 100. Влияние человека на растительные сообщества. . 246
УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ 249
УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ РАСТЕНИЙ 253