Электрооборудование

Виды мхов на деревьях. Что такое мох и где он растёт? Подкласс Сфагновые мхи

Виды мхов на деревьях. Что такое мох и где он растёт? Подкласс Сфагновые мхи

Джордж Герберт [тж. Джордж Херберт ; George Herbert ; 3.04.1593, Монтгомери, Уэльс — 1.03.1633, Бемертон, Уилтшир, Англия] — один из представителей т. н. «метафизической поэтической школы» , младший современник У. Шекспира , а также современник и друг Джона Донна .

Жизнь Герберта, в сравнении с жизнью Донна, внешне протекала спокойно: он закончил школу в Вестминстере, затем — колледж св. Троицы в Кембридже, в 1612 г. получил степень бакалавра, в 1616 г. — степень магистра и сан диакона; в 1630 г. стал священником (служил близ Солсбери). Джон Донн , которого считают основателем «метафизической школы» в английской поэзии, был другом семьи Герберта. В частности, религиозный цикл сонетов “La Corona” Донн посвятил матери Герберта Магдалене, а у самого Герберта хранился подарок Донна — перстень с изображением якоря, символа надежды.

В отличие от Донна Герберт не испытал — по крайней мере, в его биографии ничто не говорит об этом — религиозных метаний между католичеством и протестантизмом: Герберт всегда был священником Англиканской церкви. Прихожане называли его «святым мистером Гербертом». Кроме приходского служения, Герберт также очень увлекался музыкой: любил и умел играть на лютне. Эта музыкальность проявилась и в его поэзии.

Перед смертью Герберт завещал издать те немногочисленные стихотворения, которые принадлежали его перу, «если от того будет польза какой-нибудь заблудшей душе; если же нет, пусть [душеприказчик] сожжет их».

Сборник «Храм» вышел вскоре после его смерти и поразил современников поэтическим «усилием веры». Поэма состоит из различных по форме и проблематике стихотворений — из «собранья пестрых глав», на первый взгляд ничем не связанных друг с другом, кроме общей религиозно-нравственной тематики. Эти стихотворения обрамлены двумя поэмами — вводной «Церковное крыльцо» (“The Church Porch) и заключительной «Воинствующая Церковь» (“The Church Militant”). В этой поэме Герберт экспериментирует с размерами, рифмами, а также с семантикой, превращая одно стихотворение в развернутую сложную метафору (например, стихотворение «Церковный пол»). В некоторых случаях Герберт использует и графические приемы — пишет «фигурные стихотворения» («Алтарь», «Крылья Пасхи»).

Кроме поэмы «Храм» Герберт также написал отдельные стихотворения. Ранние стихотворения, датируемые 1610-1621 гг., являются посвящениями: два сонета 1610 года Герберт адресует своей матери, стихотворения на латыни 1612 года написаны на смерть принца Генри .

Помимо поэтических творений, Герберту принадлежит прозаическое произведение «Приходской священник» (“A Priest to the Temple, or The Country Parson”), в котором Герберт, будучи не только поэтом, но и священником, собирает и передает читателям свой опыт пастырства и мысли о том, каким должен быть «истинный пастырь» в различных жизненных ситуациях.

В отечественном литературоведении появляются отдельные статьи и целые диссертации, посвященные творчеству Герберта, в которых, как правило, его поэзия осмысливается в контексте английской религиозной поэзии XVII века.

Соч. : / With Life, Critical Dissertation and Explanatory Notes by the Rev. G. Gilfillan. Edinburgh: J. Nichol ; L. : J. Nisbet and Co ; Dublin: W. Robertson, 1853. — 328 p.; The Poetical Works of George Herbert / With Life, Critical Dissertation and Explanatory Notes by the Rev. G. Gilfillan. N. Y. : D. Appleton and Co, Broadway, 1854. — 328 p.; The Poems of George Herbert to Which are Added Selections from His Prose, and Walton’s “Life” / With Prefatory Notice by E. Rhys. L. ; N. Y. : Walter Scott, Ltd, 1885. — 317 p.; The Poems of George Herbert / With an Introduction by A. Waugh. L. : Oxford University Press, 1913. — xxiii, 327 p; Selected Poems of George Herbert with a Few Representative Poems by His Contemporaries / Arranged, with an Introduction, Notes and Glossary by D. Brown. L. : Hutchinson Educational, 1960. — 159 p.; The Poems of George Herbert / With an Introduction by H. Gardner. L. : Oxford University Press, 1961. — xxi; 286 p.; The Works of George Herbert / Ed. with a Commentary by F. E. Hutchinson. Oxford: Clarendon Press (printed by J. Johnson), 1941. — 620 p.; The Country Parson. The Temple / Ed., with an Introduction by J. N. Wall, Jr. Preface by A. M. Allchin. L. : SPCK, 1981. — xxii; 354 p.; в рус. пер. — [Стихотворения] // Европейская поэзия XVII века. М. : Художественная литература, 1977. — 927 с. С. 79-89; Английская лирика первой половины XVII века / Сост., общ. ред. А. Н. Горбунова. М. : Изд-во Московского университета, 1989. — 346 с.

Лит. : Tuve R. A Reading of George Herbert. Chicago: The University of Chicago Press, 1952. — 215 p.; Martz L. L. The Poetry of Meditation: A Study in English Religious Literature of the Seventeenth Century. New Haven: Yale University Press; L. : Oxford University Press, 1954. — xiii, 375 p.; Summers J. H. George Herbert. His Religion and Art . Cambridge, MA: Harvard University Press, 1954. — 248 p.; Charles A. M. A Life of George Herbert. Ithaca ; L. : Cornell University Press, 1977. — 242 p.; Eliot T. S. George Herbert. L. : Longman, Green and Co, 1962. — 36 p.; Grant P. The Transformation of Sin: Studies in Donne, Herbert, Vaughan, and Traherne. Montreal: McGill-Queen’s University Press; L. : University of Massachusetts Press Amherst, 1974. — xiii; 240 p.; Fish S. The Living Temple: George Herbert and Catechizing. Berkeley ; L. A. : University of California Press, 1978. — ix, 201 p.; Todd R. The Passion Poems of George Herbert // From Caxton to Beckett: Essays Presented to W. H. Toppen on the Occasion of his Seventieth Birthday / ed. by J. B. H. Alblas and R. Todd. Amsterdam: Rodopi, 1979. — 133 p. P. 31-59; “Too rich to Clothe the Sunne” : Essays on George Herbert / Ed. by C. J. Summers, Ted-Larry Pebworth. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1980. — xvi, 260 p.; Harman B. L. Costly Monuments: Representations of the Self in George Herbert’s Poetry. L. : Harvard University Press, 1982. — 225 p.; Strier R. Love Known: Theology and Experience in George Herbert’s Poetry. L. , Chicago: The University of Chicago Press, 1983. — 277 p.; Половинкина О. И. «Любовь» у Дж. Герберта в контексте английской поэзии о любви начала XVII века // Поэтический текст и текст культуры: Международный сборник научных трудов. Владимир: ВГПУ, 2000. С. 3-23; Половинкина О. И. Песнь песней Соломона в «Храме» Дж. Герберта и в «Приуготовительных медитациях» Э. Тейлора // Anglistica: Сб. ст. по культуре и литературе Великобритании. Вып. 8. М. ; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. С. 62-75; Половинкина О. И. Русские переводы Джорджа Герберта (К проблеме восприятия английской метафизической поэзии 17 века) // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Литературные связи. Типология. Интертекст: Межвузовский сборник научных трудов. Иваново: ИвГУ, 2002. С. 58-68; Волкова А. Г. «Творец виден через творение»: творчество Джорджа Герберта и францисканская традиция // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2008. № 6. С. 160-165; Волкова А. Г. Иероглифическая поэтика стихотворений Дж. Герберта // Диалог культур: Россия — Запад — Восток: Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Х Юбилейные кирилло-Мефодиевские чтения». М. ; Ярославль, 2009. С. 156-160; Волкова А. Г. Специфика метафоры в поэзии Джорджа Герберта, Симеона Полоцкого, Кароля Войтылы // Материалы XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». М. : МГУ, 2009. С. 601-603; Malcolmson C. George Herbert: A Literary Life. Basingstoke ; N. Y. : Palgrave MacMillan, 2004.

Термин символический интеракционизм (interaction - взаимодействие) предложил ученик Дж. Г. Мила Герберт Блумер (1900-1987). Идеи Дж. Мида мы уже рассматривали в теме «Социализация личности». Джордж Герберт Мид (1863-1931) считается основоположником символического интеракционизма. Дж. Мид признавал важность изучения наблюдаемого поведения, но также считал, что существуют скрытые аспекты поведения. Дж. Мид и Г. Блумер развивали учение, которое должно было противостоять не только бихевиоризму, но и структурному функционализму. По их мнению, оба течения фокусировали внимание на факторах, влияющих на человеческое поведение. Обе теории пренебрегали процессом, с помощью которого действующие субъекты придают значение действующим на них силам и своему поведению. Человек живет в мире значений, а не стимулов.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения, разгадывая их на основе анализа поступков и нашего прошлого опыта в подобных ситуациях. Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать - пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться.

Для сторонников символического интеракционизма важно изучать процесс, с помощью которого актор принимает решение в пользу того или иного действия. Интерпретациястимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы осмысливаем значение стимула и принимаем решение, как на него реагировать. Действующий может обдумать, как молжет отреагировать другой человек, и подготовить свою реакцию на его реакцию. Например, жена упрекает мужа и, зная, что это вызовет у него агрессивную реакцию, готова к «боевым действиям».

Основным механизмом социального действия является жест. Жесты бывают «незначащие»(фехтовальщики на спортивном помосте инстинктивно приспосабливаются друг к другу) и «значащие»(вызов соперника на дуэль требует размышления о намерении нанести Вам обиду своим действием). Жест, который вызывает реакцию одного типа у действующего и того, на кого направлено действие, называетсязначащий символ. Благодаря значащим символам возможна символическая интеракция. Поэтому коммуникация в собственном смысле слова возможна только между людьми. Наиболее ярким представителем значащего символа является язык. Поскольку мы усваиваем значения различных символов в процессе социального взаимодействия, они для всех нас оказываются общими. Слово кошка или собака вызывает у произносящего слово человека такой же мысленный образ, что и в тех, кому оно адресовано.

Изучение характера, форм и средств использования людьми тех или иных символов, а также социальных значений и смыслов, придаваемых им индивидами в ходе их взаимодействия, является одним из основных способов исследования социального поведения, деятельности личности, в целом получения определенной картины и модели конкретного общества.

10. Герберт Блумер: символы и коллективное поведение

Среди основных работ Блумера следует выделить: «Символический интеракционизм», «Символическая интеракция: парадигма и метод», «Индустриализация как агент социального изменения».

В 1937 Блумер предложил термин символический интеракционизм, для обозначения концепции, классиком которой он по праву считается (кроме Мида ее основы были заложены некоторыми работами Кули и Морено). В рамках данной концепции Дж. Мид и Герберт Блумер рассматривают взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в ходе которого его участники наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Для осмысления поступков и намерений каждому из субъектов при их взаимодействии необходимо принять роль другого. Такое взаимодействие осуществльяется с помощью символов (от греч. symbolon - условный знак), жестов (телодвижений, что-то выражающих или сопровождающих речь), которым придается определенное значение. На основе интерпретации символов и жестов вырабатывается ответная реакция, выполняется то или иное действие. Взаимодействие становится возможным благодаря тому, что люди придают одинаковое значение данному символу. Когда кто-то хмурится, мы понимаем, что человек чем-то недоволен, а если он смеется, мы пытаемся разгадать причину его радости. Мы способны на это, потому что нас с детства учат придавать значение определенным жестам и символам. Мы разгадываем намерения других людей, анализируя их поступки, опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Таким образом, своеобразие символического интеракционизма состоит, прежде всего в том, что он, во-первых, объясняет поведение людей не их индивидуальными интересами и влечениями, а социальными факторами; и, во-вторых, стремится рассматривать многообразные взаимосвязи и взаимодействия индивида с внешним миром, в том числе и с другими людьми и обществом в целом, как опосредованные символами, прежде всего словами. Иногда символический интеракционизм именуют теорией действия или ролевой теорией.По Блумеру С.И. покоится на 3 базовых посылках:

1) Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы. С.И. предлагает детерминизм значений.

2) Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

3) Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

Блумер явился одним из пионеров проблематики массового общества в американской социологии. Его особая заслуга – в исследовании коллективного поведения людей, особенно в неорганизованных или слабо организованных группах (толпа, массы, общественность, движения и т.п.). В зависимости от наличия или отсутствии общих значений в коллективном поведении и от степени их присутствия Г. Блумер предложил свою классификацию форм такого поведения и соответствующих групп, которые будут рассмотрены несколько позднее.

Коллективное поведение

Природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких явлений, как толпы, панические настроения, революции, стихийные массовые движения, а также мода, общественное мнение, пропаганда и др.

Коллективное поведение – групповая активность, которая подразумевает собой совместные действия индивидов, между которыми существует разделение труда и определенное взаимное приспособление разных линий индивидуального поведения (например мы в аудитории – знаем как себя вести – преподаватель и мы). Наша групповая активность находиться под влиянием обычая, традиции, условностей, правил (социальные детерминанты).

Основной объем человеческого коллективного поведения представляет собой регулируемую групповую деятельность, но бывает и такое поведение, которое не находиться под влиянием правил (возбужденная толпа, состояние военной истерии, обстановка соц. напряженности) – коллективное поведение возникает спонтанно, не подчиняясь предустановленным соглашениям или традициям – Блумер считает его наиболее интересным. Также интересно проследить путь развития элементарных и спонтанных форм поведения в организованные.

Элементарные формы коллективного поведения людей – относительно стихийное, порой непредсказуемое взаимодействие в ситуации неопределенности или угрозы.

Джордж Герберт Мид (1863-1931) разработал теорию социального бихевиоризма, чтобы объяснить, каким образом социальный опыт формирует личность индивида. Его подход заставляет вспомнить о ранее описанном подходе Джона Б. Уотсона. Оба учитывали силу влияния среды на поведение. Но если Уотсон сфокусировал все внимание на очевидном поведении, то Мид изучал внутреннее мышление, определяющую черту человечности.

«Я». Центральным понятием у Мида является «Я» - термин, обозначающий ту часть личности индивида, которая складывается из самоосознания и образа «Я» . Гениальная прозорливость Мида проявилась в том, что он рассматривал «Я» как продукт социального опыта.

Во-первых, «Я» развивается только при наличии социального опыта. Оно не является частью организма и отсутствует при рождении. Мид отрицал ту идею, что личность направляется биологическими силами (как настаивал Фрейд) или связана с биологическим созреванием (как утверждал Пиаже). По мнению Мида, «Я» развивается лишь в процессе взаимодействия человека с другими людьми. При отсутствии такового, как мы видели на примерах изолированных детей, организм растет, но «Я» не проявляется.

Во-вторых, социальный опыт есть обмен символами . Только люди пользуются словами, движением кисти или улыбкой, чтобы создать смысл. Мы можем выдрессировать собаку, вознаграждая правильное поведение, но животное не придает своим действиям никакого смысла. Люди, напротив, находят его, воображая лежащие в основе тех или иных поступков намерения. Иными словами, собака реагирует на то, что вы делаете, а человек реагирует на то, что у вас на уме, когда вы это делаете. Таким образом, собаку можно научить отправляться в прихожую и приносить зонтик. Но собака не знает намерений: если она не сможет найти зонтик, у нее не проявится человеческая реакция - поискать вместо зонтика плащ.

В-третьих, продолжает Мид, для понимания намерения необходимо представить ситуацию с чужой точки зрения . С помощью символов мы видим себя «в чужой шкуре» - глазами другого человека. Поэтому мы способны предугадать реакцию окружающих на наши поступки даже прежде, чем таковые будут совершены. Простой бросок мяча требует, чтобы мы представили, как другой человек поймает этот мяч. Социальная интеракция в таком случае предполагает, что мы смотрим на себя чужими глазами, - процесс, который Мид назвал принятием роли другого .

Зеркальное «Я». По сути, окружающие - зеркало, в котором мы видим себя. Получается, наши представления о себе самих зависят от того, что, по нашему мнению, другие думают о нас. Если, например, как мы думаем, окружающие считают нас умными, то и мы станем воспринимать себя так же. Но если мы чувствуем, что они считают нас недотепами, то и сами будем относиться к себе именно таким образом. Под выражением зеркальное «Я» Чарльз Хортон Кули понимал образ «Я», основанный на наших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других .


I и Me. Четвертое соображение Мида состоит в том, что мы, принимая роль другого, осознаем себя. «Я», следовательно, состоит из двух частей. В качестве субъекта это «Я» активно и спонтанно. Активную сторону Мид назвал I (английское личное местоимение «Я» в именительном падеже). Но «Я» еще и объект, когда мы видим себя глазами других. Объективную сторону Мид назвал те (английское личное местоимение «Я» в косвенном падеже). Любой социальный опыт состоит из двух компонентов: мы инициируем действие (/-фаза «Я») и затем продолжаем его (или нет) исходя из реакции окружающих на нас (те-фаза «Я»).

Развитие «Я». Ключ к развитию «Я» - научение принимать роль другого. Имея ограниченный социальный опыт, младенцы могут сделать это только через имитацию. Это означает, что они копируют поведение, не понимая лежащих в его основе намерений, а потому не имеют никакого «Я».

Когда дети научаются языку и другим символам, «Я» проявляется через игру, которая требует принятия ролей значимых других, особенно родителей. Игра в «маму и папу» (зачастую предполагающая буквальное исполнение родительских функций) помогает малышам представить мир с точки зрения родителей.

Постепенно дети научаются принимать роли сразу нескольких других. Они могут переходить от простой игры (например, в догонялки), требующей участия одного человека, к сложным (например, бейсболу), в которых участвует много людей. Примерно к 7 годам большинство детей обладают социальным опытом, необходимым для участия в командных видах спорта.

На рис. 1 изображен переход от имитации к простым и сложным играм, о остается последняя стадия в развитии «Я». Сложная игра подразумевает принятие роли других лишь в одной ситуации, но социальная жизнь требует, чтобы взирали на себя с точки зрения культурных норм, с позиции любого возможного другого. Мид использовал термин обобщенный другой, под которым понимал широко распространенные культурные нормы и ценности, которые мы используем в качестве системы координат для оценки самих себя.

С течением жизни «Я» продолжает изменяться вместе с нашими социальными переживаниями. И не важно, как много событий и обстоятельств воздействует на нас, мы всегда остаемся творческими существами. Поэтому, заключал Мид, и играем главную роль в нашей собственной социализации.

Рис.1. Дж.Мид – развитие «Я» как процесс приобретения социального опыта

Мхи — растения, сложно устроенные и довольно своеобразные, поэтому их изучением занимается ботаническая наука, которая называется бриология. Ученым удалось исследовать и открыть многие, еще недавно неведомые виды растений. Что такое мох? Это группа высших растений, насчитывающая около десяти тысяч видов, которые объединены в семьсот родов и сто десять семейств.

Главным отличием этих растений от прочих, населяющих нашу планету, является тот факт, что за свою историю они практически не видоизменялись. Иногда их ошибочно считают лишайниками.

Распространение

Группа растений, которые объединены названием мохообразные, включает в себя просто устроенные споровые наземные растения, с особыми органами размножения - спорогонами.

Моховидные широко распространены по всему миру. Большинство видов произрастает на сырой почве, стволах деревьев, гниющей древесине. Некоторые приспособились к жизни в экстремальных сухих условиях, к примеру, на открытых скалах и в пустынях, где их развитие возможно только во время влажного сезона.

Пример тому, тортулла пустынная, которая растет на каменистых сухих скалах и склонах. Она развивается только тогда, когда есть влага. Этот мох сухой период проводит в состоянии анабиоза: обмен веществ растения настолько замедляется, что практически незаметны какие-либо его проявления.

Растет и под водой (в реках, озерах и болотах) мох. Что такое растение обитает в морях, науке пока неизвестно. Очень бурно развиваются моховые во влажных тропиках, порой свешиваясь длинной «бородой» с ветвей деревьев или покрывая стволы и почву толстым ковром. Кроме того, они образуют большую часть растительного покрова тундры и торфяных болот.

В темных и сырых пещерах живет только мох схистостега. Но в наши дни его светящиеся изумрудные звездочки можно встретить довольно редко.

Строение мхов

Моховидные - это довольно мелкие растения: их длина не превышает нескольких сантиметров, хотя существуют водные виды, длина которых может достигать тридцати сантиметров. Все они содержат зеленый пигмент хлорофилл, необходимый для фотосинтеза, хотя их внешняя окраска может варьироваться от светло-салатной до почти черной. Тело имеет листья и стебель, хотя эти термины в данном случае применяются скорее условно, так как у моховидных нет сосудистых тканей.

Оно может представлять собой листовидную плоскую структуру - слоевище. Корней тоже нет, поэтому в почве либо другом субстрате они крепятся нитевидными длинными ризоидами. В отличие от большинства сосудистых растений (саговников, папоротников, цветковых, хвойных), мхи не имеют тканей, которые транспортируют влагу и питательные вещества по всему растению.

У мхов имеются механические и покровные ткани, а также особые клетки, которые выполняют проводящую функцию. Стебель мха без ризоидов прямостоячий. Он облиственный, с большим количеством боковых отростков, собраных в плотную головку на верхушке стебля. На остальной его части ветви собираются пучками. Последние составляют от трех до тринадцати ветвей, которые свисают и немного отстоят от стебля. На верхушке они укорачиваются и собираются в довольно плотную головку.

Из водоносных бесцветных клеток с порами состоит наружный слой «стебля». Однослойные «листики» включают два вида клеток: водоносные и фотосинтезирующие. Первые — червеобразной формы. Они содержат хлоропласты, которые располагаются между водоносными клетками. Их очень много, поэтому мох может всасывать довольно большое количество воды.

Спорофит — это коробочка округлой формы, в которой образуются споры. Когда они созревают, давление внутри коробочки увеличивается, крышечка открывается, и споры вылетают наружу. Это происходит в теплую погоду.

Виды растений

Все мохообразные объединены в таксон высшего порядка - Bryophyta. Он подразделяется на три класса:

  1. Антоцеротовые.
  2. Печеночники.
  3. Листостебельные.

Представители последней группы наиболее распространены. Во влажных приморских районах, антоцеротовые и печеночники тоже играют важную роль в покрове. По разнообразию жизненных форм и видов первое место следует отдать классу Musci. Его составляют еще три подкласса:

  • Андреевые.
  • Сфанговые.
  • Листостебельные.

Печеночные мхи

Что такое мох печеночный? Это старейшая разновидность, ярким представителем которой можно считать блефаростому волосолистную, имеющую характерную плоскую, разлапистую форму. Большинство мхов этого вида имеют и настоящие листья, и стебли. Чаще всего, этот вид мхов произрастает на почве, на валежнике, камнях по берегам рек и ручьев, на пнях, образуя рыхлые и плотные, в сочетании с другими мохообразными, дерновинки, обширные ковры.

Еще один крупный класс составляют бриофиты. Все они в соответствии с устройством листьев, стеблей и способом закрепления в грунте разделены на порядки. Это вид мхов образует плотные подушки высотой от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров, нередко плотным ковром покрывают огромные территории.

Антоцеротовые мхи

Еще одна распространенная разновидность — антоцеротовый мох. Что такое растение внешне напоминает печеночников, вы можете увидеть на фото, расположенное ниже. Название мхов этого вида произошло от двух греческих слов anthos, которое переводится, как «цветок» и keros, означающее «рог», поскольку форма растений представляет собой пластинчатую розетку (слоевище) темно-зеленого цвета диаметром от одного до трех сантиметров, которая плотно прилегает к почве, а также спорогоны (роговидные выросты) высотой около трех сантиметров.

Тортула стенная

Растение отличается маленькими подушечками. Растет мох этого вида на известняковых камнях, на стенах домов, построенных из такого материала.

Циррифиллум волосконосный

Этот мох (фото вы можете увидеть ниже) образует светло-зеленые рыхлые дерновинки. Ему необходима известковая, богатая питательными веществами почва. Циррифиллум довольно часто можно встретить в зарослях кустарника, в лесах. Нередкий гость он и в садах.

Хилокомиум блестящий

В лесах, на обочинах дорог, на лугах, в каменоломнях селится этот вид мха. Он образует каскады, которые состоят из отдельных ступеней.

Зеленый мох

В жизненном цикле этой разновидности растений, как, впрочем, у всех мохообразных, преобладает гаплоидное поколение — гаметофит. Спорофит, имеющий форму коробочки, развивается на гаметофите. Наиболее крупный и самый распространенный мох, название которого несколько необычно — кукушкин лен.

Многолетние растения растут по окраинам болот, в заболачивающихся лесах, где оно образует густые и плотные дернины. Прямостоячий стебель у кукушкина льна, как правило, не ветвится. Его высота не более сорока сантиметров. Листья линейно-шиловидные со срединной жилкой. У этого мха нет корней. Их заменили многоклеточные ризоиды — нитевидные находящиеся на нижней части стебля. Из почвы они всасывают воду, а кроме того, помогают растению укрепиться.

Зеленый мох кукушкин лен напоминает внешне веточку хвойных растений. Длина его может достигать пятнадцати сантиметров. Довольно часто именно эта разновидность покрывает почву в лесу. Специалисты знают, что если на почве появился кукушкин лен, это может означать, что почва заболачивается. Он создает плотные и довольно обширные покровы почвы, которые способствуют накоплению влаги. Это приводит к возникновению болот.

Сфагнум

В отличие от большинства разновидностей зеленых мхов, название сфагнума в народе — белый мох, фото которого мы разместили в этой статье. Многолетнее болотное растение, которое образует сфагновые болота. Строение мхов сфагновых мало чем отличается от других разновидностей. Это крупные светло-зеленые или красноватые куртинки. Они имеют прямостоячие «стебли», на которых располагаются пучковидно олиственные «ветви».

В России встречается более сорока видов сфагнума, а в мире - более трехсот. Часто встречается в лесной и тундровой зонах Северного полушария, в Южном полушарии распространен значительно реже и только высоко в горах. Особенностью этого растения является то, что, не имеющая корней его нижняя часть, постепенно отмирает и становится торфом, а верхняя продолжает расти. Места, где растет мох белый, называют «беломошниками». Так же, как и мхи зеленые, сфагнум накапливает в теле много влаги и способствует заболачиванию почв.