Теория

Выставка работ Георгия Панайотова «Иконопись. Искусство небесное и земное

Выставка работ Георгия Панайотова «Иконопись. Искусство небесное и земное

В петербургском Музее Суворова открыта выставка "Георгий Панайотов - иконописец". Ее автор, двадцатилетний петербургский студент, создает свои работы акрилом и экспериментирует с модерновой стилистикой.

Георгий Панайотов, студент Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры, познакомился с иконописью 15 лет назад. Тогда будущему иконописцу было всего пять лет. С тех пор он написал около тысячи работ и по праву считается одним из лучших молодых мастеров России.

Человек мира

Гоша родился в Белоруссии, рос в Болгарии, несколько лет назад переехал в Санкт-Петербург. С тех пор как познакомился со своим первым учителем Рашко Боневым, писал почти каждый день. И путешествовал - вместе с мамой посещал болгарские монастыри и храмы, святыни Македонии, европейские страны.

Где его родина, Георгий не может определить до сих пор.

Наверное, это все-таки Болгария. - Парень задумчиво вертит в руках бордовый буклет с информацией о своем творчестве. - Я там родился как иконописец, и меня до сих пор тянет в эту страну. А вообще я - космополит. Не исключаю, что после окончания института перееду из России в совершенно новое место. Я люблю Петербург, но в холодное время года здесь слишком темно. А для того чтобы заниматься иконописью, нужен свет.

Помог святой Мина

Сегодня иконы Георгия Панайотова можно найти в семи странах мира. На его счету более десяти авторских выставок. Вопрос о том, стоит ли показывать Гошины работы публике, был решен, когда юному дарованию было семь лет.

В болгарском городе Велико-Тырново, где мы тогда жили, было детское кафе, - рассказывает мама Георгия, Инна Аркадьевна. - Его владельцы решили вывешивать в своем заведении работы талантливых местных ребятишек. Одним из первых, кому предложили выставиться, был Гоша. Я долго думала, не будет ли такое предложение противоречить Закону Божию.

Незадолго до выставки Инна села читать Библию и открыла ее на странице, где было написано: если ваши слова и помыслы чисты, открывайте окна и двери и идите к людям. С тех пор началось шествие Гошиных работ по миру: о Панайотове узнали во Франции и Германии, в России его продвижением занялся петербургский искусствовед Юрий Мудров. Это принесло не только известность иконописцу, но и... реальную помощь почитателям его таланта.

У одной женщины, жившей во Франкфурте-на-Майне, началась черная полоса в жизни - она попала в автокатастрофу, лишилась жилья, - рассказывает Инна. - Ее подруге приснилось: чтобы справиться с неприятностями, надо найти икону святого Мины, выполненную мальчиком с длинными волосами.

Каково же было удивление жительниц Франкфурта, когда они зашли на выставку Гоши! У входа висел фотопортрет молодого иконописца, который тогда носил длинные, почти до пояса, волосы. А среди представленных работ оказалась и икона святого Мины.

В результате у этой женщины все наладилось. Конечно, чудо сотворила не моя работа, а святой Мина, к которому дама обратилась со своими молитвами, - уточняет Гоша.

Космонавты и донаторы

На золотистом фоне - лик святой Анастасии Узорешительницы. С двух сторон от нее - маленькие фигурки Патриарха Московского Алексия II и Папы Римского Иоанна Павла II. Чуть ниже изображены... космонавты орбитальной станции "Мир" Анатолий Соловьев и Николай Бударин. В снежно-белых скафандрах, круглых шлемах и перчатках с раструбами, они держат в руках по иконе.

Тогда обстановка в мире очень накалилась, - говорит Георгий. - Разыгрались война в Хорватии, конфликт в Боснии и Герцеговине, первая чеченская кампания. Поэтому возникла идея запустить в космос две иконы святой Анастасии, которую одинаково почитают и православные, и католики. Они кружились по орбите Земли около года, чтобы показать: христианский мир един, а мы не должны заниматься междоусобицей. Недавно в Петербурге прошла конференция по итогам этой акции, и она меня так впечатлила, что я решил написать икону.

Гошу часто спрашивают, можно ли изображать "посторонних", не святых людей на иконах. И он не устает повторять: можно. Главное, чтобы их появление было обусловлено ситуацией, которую хочет передать мастер.

В житийных сценах часто изображаются мучители, еретики, неверующие, - объясняет он. - В сценах, где Иисус Христос воскрешает Лазаря, как правило, присутствует "массовка" - обычные люди, пришедшие посмотреть на чудо. Более того, с начала нашей эры сохраняется традиция изображать на иконах донаторов - людей, которые жертвуют на строительство храма или оказывают ему какую-либо помощь.

Акриловый бунт и модернизм

В сознании нерелигиозного человека иконопись - консервативный вид творчества, окруженный массой табу и запретов. В то время как большинство российских иконописцев предпочитает работать темперой (минеральные краски, тертые на меде, яичном желтке или искусственных эмульсиях), Георгий пишет акрилом - красками, которыми нынче расписывают даже сувенирные футболки и прочий хенд-мейд. На его рабочем столе - пластиковая миска, которую Гоша подставляет под иконы в качестве мольберта, пара карандашей, несколько ярких тюбиков с акрилом.

Византийский богослов Иоанн Дамаскин говорил: "Любой материал, который послужит во славу Господа, может быть использован", - рассуждает Георгий. - Поэтому разумные технологические новшества в иконописи только приветствуются. Акрил удобен и долговечен, сейчас им пишут многие греческие и болгарские мастера. В России он пока не так распространен, но, думаю, за ним - будущее. То, что в эпоху Андрея Рублева писали яичной темперой, тоже было грандиозным шагом вперед по сравнению с иконами V века, которые создавались красками на восковой основе.

Кстати, акрил не единственное отступление от правил, которое можно найти, присмотревшись к Гошиным иконам. Часть работ юноши выполнена в необычном для иконописи стиле модерн.

Евангельское слово можно передать в красках с помощью разных изобразительных средств, - уверен Георгий. - Вопрос только в том, чтобы выбранный живописный язык был адекватен времени, в котором ты живешь. Модерн - именно тот стиль, на котором развитие русской иконописи было прервано революцией. После него не было создано ничего нового, поэтому если и заниматься стилистическими поисками, то, думаю, начинать надо именно с этого момента. Хотя теоретически писать иконы можно даже в стиле техно - лишь бы они не противоречили церковным канонам и вызывали у зрителя молельную реакцию.

Прямая речь

Нина Кутейникова, кандидат искусствоведения, профессор института живописи, скульптуры, архитектуры имени И.Е. Репина:

Мы живем в уникальное время. Культура православия России вступила в новый этап своего развития. Его принципиальные отличия - динамика и масштаб распространения, "многоголосие" стилевых форм. Отечественное иконописание впервые за все время своего существования получило возможность знакомиться с необычайно широким кругом памятников практически всего православного мира. Такая ситуация во многом определила эклектичный, ремесленный характер этого творчества. Иконописцев, профессионально готовых к поискам нового языка, немного. Георгий Панайотов принадлежит именно к ним. Он справедливо считает, что сегодня иконописцам пора уже самим думать, ошибаться, делать открытия. От предыдущих мастеров нужно брать, безусловно, все самое лучшее, но не забывать, что икона - это живой организм, который развивается и эволюционирует постоянно. Стилевые привязанности Панайотова не ограничены одним временем, он стремится к созданию синтетической формы, в которой сила искусства Византии оплодотворена искусством Древней Руси, но еще более изысканностью линий и цвета модерна.

Георгий Панайотов

Возраст: 23 года
Образование: Академия Художеств им. Репина
Направление: иконопись


Иконописью я стал заниматься с 5 лет, тогда мы с семьей жили в Болгарии. Однажды гуляли с мамой и зашли на Самоводскую чаршию - улицу ремесленников, где находится множество ателье, студий, магазинчиков и мастерских. Здесь же находится ателье художника-иконописца Рашко Бонева. Помню, меня впечатлила атмосфера мастерской и то, как художник создает эту красоту! Прошло уже около часа, а мне все еще не хотелось покидать ателье. Иконописец сказал: «Если хочешь, приходи завтра. Я дам тебе одну досочку - попробуешь сам нарисовать икону». И я пришел.

И приходил сперва ежедневно, когда начались занятия в школе, - по выходным. Сперва хотелось срисовывать с икон самых разных стилей. Я пробовал делать списки с болгарских, македонских, древнерусских икон и так называемого «васнецовского письма».


С 7 лет я посещал уроки рисунка и акварели у профессора Ангела Ботева. Он приучал меня к рисованию с натуры: писать натюрморты и пейзажи, правильно компоновать, выстраивать колорит. Среднюю школу заканчивал в Беларуси, в городе Бресте. И когда мне было 17 лет я получил свой первый заказ на выполнение иконостаса.

Когда стал вопрос о выборе вуза, мне поступило несколько предложений, и я выбрал Академию Художеств, тем самым продолжив семейную традицию обучения в Санкт-Петербурге. Мои родители - инженеры по оптико-электронным приборам и системам, окончившие ИТМО.


Моя первая выставка прошла в Болгарии, еще когда я был первоклассником. Мы устроили вернисаж в небольшом кафе, где выставили мои первые иконы, выполненные акварелью натюрморты, иллюстрации к книжкам. Потом были выставки в России, Беларуси, Германии, Франции. Сейчас мои иконы представлены в семи странах мира и в собрании Святейшего Патриарха Алексия II.

Я начинал с темперы, а последние 12 лет пишу акрилом. Я против сакрализации материала. Развивается наука, развиваются технологии и вполне естественно, что появляются новые материалы, которые способны дать иные возможности. Церковь - она жива! Это не музей, где находятся препарированные и законсервированные экспонаты. Развитие в технологических вопросах - замечательно.


Часто спрашивают о том, почему я изображаю на иконах неканонизированных наряду со святыми. Это вопрос, на который можно ответить весьма очевидными примерами: Святой Георгий скачет на коне и убивает змия - олицетворение зла. При этом спасает царскую дочь, которая, как и ее семья, также изображаются на иконах «Чуда святого Георгия или икона с образом Спасителя (1363 г.) из собрания Эрмитажа, на которой изображены заказчики и жертвователи.


Сейчас я пишу в основном на заказ, как для частных лиц, так и для храмов. Только что закончил писать иконостас для церкви Святой Живоначальной Троицы в Южно-Курильске (остров Кунашир), а также более двадцати ростовых и праздничных икон для этого храма.

От художников требуется не только знание ремесленнической, технической стороны создания иконы, но и умение уверенно стилизовать, выявлять характерные черты портретируемого святого. Работать над ликом новоканонизированных святых нередко приходится, ориентируясь на дагерротипы, слайды и фотографии, хранящиеся в музеях, архивах и храмах.

Его иконы поражают необыкновенной жизнерадостностью, яркими красками и живыми, выразительными деталями в гармоничном соединении со строгим каноном. Эклектика и элементы модерна в произведениях Георгия Панайотова легко и органично сочетаются с традициями византийской и древнерусской иконописи, позволяя по-новому взглянуть на таинственный мир иконы. Таковы жизнеутверждающая и полная света работа "Господь и Адам дают имена животным", изображение ангела-хранителя в сиреневых одеждах, трепетно склонившегося над младенцем на золотом фоне, и многие другие уникальные произведения.

Молодой и горячо признанный искусствоведами мастер к 20-ти годам уже отмечен многими наградами, его произведения экспонировались в России, на Украине, в Болгарии, Германии и Франции. Георгий - автор иконостаса в храме святой Ольги в Гродно. А икона преподобного Серафима Саровского его работы находилась в собрании Патриарха Алексея II. Сейчас он пишет образы для иконостаса Георгиевской церкви на городище Воронич в Пушкинских Горах и учится в Академии художеств.

Георгий - уроженец Белоруссии. В пятилетнем возрасте он оказался на родине отца - в Болгарии. В Велико Тырново, когда мальчику было 5 лет, состоялось его первое знакомство с иконописным искусством. Георгий с мамой гуляли по городу и зашли в ателье (мастерскую) иконописца Рашко Бонева.

Прелесть болгарских ателье заключается в том, что в них можно посмотреть, как работает мастер, пообщаться с ним. Георгия поразило, что такая красота может создаваться человеком. Мастер подарил мальчику маленькую дощечку, подготовленную к нанесению изображения. Вскоре юный художник приступил к созданию своего первого образа - Христа Пантократора.

- Георгий, скажите, какие у вас остались впечатления от первого соприкосновения с иконописью?

Поразил процесс написания иконы. Обычно видишь их уже готовыми в храме, а здесь я впервые наблюдал, как они создаются. Как наклеивается позолота, рисуются лики и одежды, грунтуется и шлифуется доска - все это сразу стало мне очень интересным.

- А что Вас привлекает в написании икон?

Каждый раз открываешь для себя что-то новое. Раскрыть историю святого, которого пишешь, посмотреть его изображения, выбрать наиболее понравившееся и сделать, например, с него копию. Это чувство открытия сохраняется у меня до сих пор.
Это ощущение возникает каждый раз, когда путешествуешь, смотришь на старые памятники или на современные иконы. Интересно узнавание чего-то старого в новых работах.

- Как надо готовиться к работе - молиться, поститься?

Да, конечно. Но первым делом нужно много прочитать о святом, которого пишешь. Перед началом работы надо определиться с деталями и тонкостями того или иного извода.

- Бывает ли такое, что Вас просят написать икону какого-то святого, а он Вам не близок?

Скорее просто бывают святые, про которых ничего не знаешь. Поэтому интересно работать и с такими заказами тоже. Например, не было разработано иконографии святого Тимофея Воронежского Святогорского. Была икона, которая изображает чудо явления иконы Божией Матери отроку Тимофею. Но она скорее иллюстративна, показывает сам сюжет: святой Тимофей изображен со спины и является как будто второстепенным персонажем. Важно само действие - явление иконы. А в моей работе задача была иная: сделать образ святого персональным, разместить его портретное изображение. И тогда я начал раскапывать про него исторические материалы.

Оказалось, что Александр Пушкин брал прототипом для некоторых героев своих произведений этого отрока - он тоже жил в этой местности. Образ русоволосого пастушка со светлыми глазами, в белой рубахе, подпоясанного веревкой, часто встречается в русском искусстве - от иллюстраций к детским сказкам до федоскинских шкатулок.

- А какова история иконы, на которой изображены Александр Пушкин и митрополит Филарет?

Образ интересен тем, что он был разработан иконописцем архимандритом Зеноном (Теодором), который решил аллегорически написать Пушкина не столько в одеждах XIX века, а в образе античного поэта - с лирой в руках, лавровым венком и в тунике. Действительно, Пушкин и митрополит Филарет общались - сохранились их стихотворные письма. Поэт писал в стихах, а митрополит, перефразируя его стихи, отвечал также в стихотворной форме. Моей задачей было разработать этот небольшой рисунок и адаптировать его под большой формат, сделать монументальнее, тяжеловеснее.

- Значит, на иконах могут быть изображены не только святые?

Конечно. Если мы возьмем житийные сцены, то на иконах могут быть изображены мучители святого, грешники или его друзья. На иконе может быть изображено все, что угодно, только это должно быть богословски оправдано.

- Как удается иконописцу в рамках строгого канона проявлять свое творческое начало?

Рассматривая древние образцы, понимаешь, что для иконописца канон был как чужой язык. Когда изучаешь иностранный язык, сначала учишь слова, потом делаешь из них словосочетания, выражаешься заученными фразами, а уже потом сам начинаешь думать на этом языке. И получается, что органично выражаешь мысли.

Так и в иконописи. Когда к тебе приходит глубокое понимание языка иконописи и начинаешь на нем свободно говорить, понимаешь, что многое можешь себе позволить в рамках канона. Интересно одно изображение святого Георгия на болгарской фреске XVI века:.он дрался с драконом, а потом сел на трон - и у него развязана портянка.

- Икона ведь воспринимается как что-то строгое, аскетичное. А такие живые детали не противоречат канону?

Интересно, что на Руси иконы всегда так воспринимались - это было нечто незнакомое для народа. С принятием христианства люди стали с трепетом и опаской относиться и к воспринятой культуре. У греков же иконография зародилась органично, и отношение к церковной жизни было несколько иным, более спокойным. Это было активной частью их жизни.

А были какие-то интересные моменты в технике, которые Вас поразили? Говорят, Вы открыли для себя интересный способ изображения облаков через прикосновение пальца?

Да, я посмотрел одну старую икону святого Пантелеймона Болгарского XVII века. У нее был сине-зеленый акварельный фон, и меня поразило, как были сделаны облака.

Я попробовал - развел на доске зелено-синий цвет и стал прикладывать то тряпку, то палец. Этот отпечаток дает легкость - проступает воздушный белый грунт, и понимаешь, как мастер это делал.

Необычным способом накладывали твореное золото в Древней Руси и Византии. Оно использовалось для создания ассиста - золотых штрихов на одеждах святых. Брали листики сусального золота и стирали вместе со слюной улитки. Чтобы улитка пустила слюну, ее подносили к свече, и она начинала пузыриться своей слизью.Эту слизь собирали, смешивали с золотом и получалось клейкое вязкое вещество.

В наше время при написании икон поступают более гуманно: все это заменяется гуммиарабиком и водой.

Еще из таких вот старых, непробиваемых технологий - написание букв по золоту. Золото гладкое, краска часто может скатываться, поэтому можно намазать его чесноком - отрезается долька и ею натирается поверхность. Или же добавляется в краску мыло. Такие тонкости передаются от мастера к мастеру.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь при работе?

Каждый раз бывает по-разному. Например, очень непростые складки, которые нужно расположить по цветам. Бывает, что самая большая сложность - в лике, когда святого никто не писал. Например, икона священномученика Григория Сербаринова, настоятеля Скорбященского храма на Шпалерной, который был приговорен к расстрелу в 1937 году за отказ снять с себя сан. Его икону я создавал по архивным фотографиям НКВД. Тут была отдельная задача - создать не рисунок с портрета, а икону.

- Какими качествами должен обладать иконописец?

Важно уметь просто рисовать. Сейчас есть расхожее мнение, что для написания иконы не нужно владеть академической живописью. На самом деле это не так. У византийских мастеров была прочная база - они являлись преемниками античной культуры, и изображение обнаженной натуры было им знакомо. Они видели статуи богов, зачастую пользовались композиционными схемами, разработанными эллинами и римлянами, копировали складки и позы с рельефов и скульптур... У первых древнерусских мастеров подобная основа отсутствовала, они "на ровном месте" пытались что-то срисовать. В результате получались несоразмерные пропорции. Крепкая структура и композиция важны для иконы.

- Как Вы считаете, где должны пребывать лучшие образцы икон - в храме или в музее?

Иконы надо всячески сохранять. Если в храме за иконой смогут так же следить, как в музее, то, конечно, ее следует вернуть. Но с богословской точки зрения, будем мы молиться перед "Троицей" Андрея Рублева или любым другим списком с нее - нет разницы. Человек молится не доске, а образу. А с точки зрения обучения новых иконописцев, когда нет уже мастеров XV века - их работы иногда могут сказать гораздо больше, чем сам мастер. Живописец - не всегда хороший педагог. Такие работы надо бережно сохранять. Чтобы больше людей смогли увидеть их при хорошем свете как образец для подражания. Чтобы у нас современная икона тоже развивалась.

Люблю Византийскую школу иконописи, XIV век. Мануил Панселин для меня эталон в технике и воплощении фресковой живописи. Люблю Феофана Грека и Андрея Рублева.

- А кто Ваши любимые художники?

С точки зрения иконописи ценны работы Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Михаила Нестерова. Но они все-таки больше картины, чем иконы. Мне кажется, можно было бы сделать именно в рамках иконы что-то в стиле модерн. У меня есть пример - икона ангела-хранителя. Там этот стиль сочетается с византийской иконописью.

- В чем, по-Вашему, функция искусства?

Искусство должно быть радостным - тянуть человека к красивому. Всегда было понятно, что оно не для каждого. И то, что в советское время пытались сделать "искусство для всех", показало, что это понятие в какой-то момент становится пустышкой. Нужно искать прекрасное.

- Что должен сделать иконописец для того, чтобы икона тронула человека?

Это обоюдный процесс - многое зависит от того, с каким багажом приходит человек. Бывает, что происходит стыковка, бывает - нет. Икона - это образ, который прежде всего должен помочь человеку в молитве.

В петербугском Государственном мемориальном музее А.В.Суворова до 1 октября можно познакомиться с выставкой работ Георгия Панайотова.

МАСТЕРСКАЯ

АЗБУКА ИКОНЫ
С 15 апреля в петербургском музее Анны Ахматовой (наб. Фонтанки, 34) начала действовать выставка икон. Необычное в ней то, что автор ее – четырнадцатилетний школьник, который занимается иконописью почти уже... десять лет.
Имя Георгия Панайотова у нас в стране не так известно, как на его родине в Белоруссии, а также в Болгарии, на Украине (где ассоциация болгар назвала его «Человеком года»), в европейских странах. «Frankfurter Neue Presse» о нем писала: «Профессионально иконописью мальчик занялся в 10 лет после страшной аварии, в которой он спасся чудом. Именно тогда он почувствовал помощь Бога...» Немецкая газета отметила необычайную скромность «вундеркинда».
В скромности юного дарования убедились и мы.

– Иконы писать, наверное, непросто, – спрашиваю Гошу. – Ты ощущаешь помощь Божию?

– У меня очень много случаев помощи Божьей, главное – много трудиться и не отчаиваться, – ответил он односложно.

– Обязательно ли перед тем, как сесть писать иконы, нужно молиться?

– Да, молиться обязательно, как и посещать храмы и монастыри. До переезда в Петербург я жил в Болгарии и помогал там в службе в Преображенском монастыре. И на эту выставку брал благословение у своего духовника, отца Георгия. Без этого нельзя.

– Как к тебе относятся опытные иконописцы, кто для тебя авторитет?

– Мне повезло познакомиться со многими иконописцами. Авторитет – Андрей Рублев, Дионисий и византийская икона Палеологова периода. Из современников: роспись греческого храма во Франкфурте-на-Майне, братья Вранас, Наталья и Николай Богдановы из Санкт-Петербурга и другие.

– Вы жили в Белоруссии, Болгарии. Какие-то житейские обстоятельства привели вас к нам, на Север?

– В Петербург меня привезла мама, чтобы я мог получить хорошее художественное образование.

Глядя на зрелые его иконописные работы, и не подумаешь, что автор их специально этому нигде не учился. Как рассказывают, однажды Гоша догадался, что можно прикладывать палец к непросохшей краске на своих иконах – там, где небо, и тогда получаются замечательные бледные облака. Так он осваивал технические приемы. А началось все в пять лет.

В один прекрасный день, как потом рассказывали родители, Гоша прогуливался с мамой по улице города Велико Тырново. Они заглянули в мастерскую иконописца Рашко Бонева. В ателье были искусно выполненные акварели, скульптуры, графика. Но Георгия очень впечатлили иконы. Он застыл, очарованный. Рашко заметил его интерес, дал мальчику загрунтованную доску: «Рисуй здесь». Так Гоша приступил к написанию первой в своей жизни иконы «Иисус Пантократор». Сейчас эта первая икона Георгия находится в Свято-Николаевской церкви в Бресте, откуда родом и его мама, и он сам.

Можно сказать, что там же, в Бресте, он родился и духовно. Случилось так, что его бабушка Ольга внезапно заболела и решила походить на великопостные службы, когда читается канон прп. Андрея Критского. Поскольку трехлетнего Гошу, приведенного из детского сада, не с кем было оставить, она взяла его с собой, мало надеясь, что удастся с ребенком отстоять службу до конца. Но получилось все наоборот. К искреннему удивлению бабушки, мальчику очень понравилось – он пытался копировать все действия священника. «Батюшка на колени становится, и Гоша следом», – вспоминает Ольга Петровна. И сразу же, придя домой, он сделал несколько набросков по первым своим впечатлениям. Неудачные, по его мнению, отбрасывал в сторону и рисовал снова и снова. С тех пор он часто звал бабушку в храм.

Мама Инна купила кисточки, краски и вместе с сыном стала грунтовать и шлифовать доски, стали вместе ходить по болгарским монастырям, храмам, рассматривать иконы и фрески. Пока рисовал, азбуку выучил, ведь на иконах есть тексты.

Прежде, как рассказывает Гоша, у него хорошо получались только мужские образы – особенно апостол Петр. «У него борода большая, лицо просто рисовать». А вот с женскими образами долго мучился. Но во время одной из поездок побывал в Тихвине – на месте, где, по преданию, явилась чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. И женские лики стали получаться – это видно по последним его работам (на фото).

По церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия" ("Путеводительница"), была написана Святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Византийский император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленский Успенский собор. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году, услышав глас от иконы, повелевавший ему защитить Смоленск, самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых.
В XIV веке Смоленск находился во владении литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1389-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от Царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались два её списка. Один был поставлен в Благовещенском соборе, а другой - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск.
В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы - написанную Святым Лукой и список с неё, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (10 августа) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в XIX веке, - 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви.