Осветительные приборы

Все начинается с семени подготовительная группа. Педагогический проект по естествознанию "чудо огород"

Все начинается с семени подготовительная группа. Педагогический проект по естествознанию


Структурное подразделение д/с «Ромашка» муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16
города Болотного Болотнинского района Новосибирской области
подготовительной группа «Почемучки»
Познавательно – исследовательский проект
«Все начинается с семечки»
Автор проекта: Старцева И.П.
воспитатель подготовительной группы
Болотное, 2016
Вид проекта: познавательно- исследовательский
Тип проекта: групповой, исследовательский, среднесрочный
Продолжительность: месяц (15 сентября-15 октября)
Участники: воспитатель, дети, родители
Проблема: Однажды в уголке природы ребенок увидел новые семена. И они его очень заинтересовали. Он их стал рассматривать. Некоторые семена ему были известны, а некоторые – для него были загадкой. Он задумался, что же можно из них вырастить и как это сделать? Ему было не все понятно. С этими вопросами он подошел ко мне. Я предложила всем ребятам, с родителями искать информацию о растениях, семенах, о том, как из маленького семечка вырастают такие полезные, вкусные, красивые плоды.
Актуальность: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Ребёнок с раннего детства исследует и открывает для себя окружающий мир, но видит не всё, иногда не замечает главного. Проблема экологического образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка. С помощью наблюдений, рассматривания, бесед, проектно-исследовательской деятельности, развивающих игр, мы помогаем детям войти в реальный современный мир и познать его. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка. Дети усваивают все прочно и надолго, когда слышат, видят и делают сами, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы нашей группы.
Мир растений удивительный и многообразный. Дети, почти не имеют представления о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Эти все вопросы и привёли нас к созданию проекта «Всё начинается с семечки».
Цель проекта: формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности, системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян, воспитание любви к природе.
Исходя из выше представленной цели, мы выделили ряд задач:
Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Основные формы реализации проекта:
-игровая деятельность
-работа с познавательной литературой
-составление схемы жизненного цикла растений
-продуктивная деятельность
-чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений, фольклора
-изготовление альбома «Что нам осень подарила»
- изготовление коллекции семян
-работа с родителями
-экскурсия в библиотеку
-прослушивание песен
-просмотр презентаций, мультфильмов
-экспериментирование
-выставка поделок «Волшебные семена»Источники информации:
-научная литература
-книги
-интернет ресурсы
-библиотека
-видео и аудиозаписи
Список литературы
Плешаков А.А. От земли до неба. Москва «Просвещение»2016 .
Николаева С.Н. Юный эколог, Москва Мозаика-Синтез.2010
Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. Москва «Просвещение», 1982.
Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс», 2010.
Арбекова Н.Е.Развиваем связную речь у детей 5-6 лет.ООО»Издательство Гном»
Федиенко В.В.,Волкова Ю.С.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. ЗАО «РОСМЭН» 2015
Ульева Е.А. Изучаем времена года. Осень. Москва Вако,2014
Ликум А.Все обо всем. Москва.Компания «Ключ-С»Филологическое общество «СЛОВО» АИСТ,1995.
Форма защиты проекта
-Мультимедийная презентация.
-Публичное выступление.
-Выставка поделок «Волшебные семена»
Реализация проекта
I этап: Подготовительный
Подбор литературы, содержащей информацию о растениях, семенах; детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала, сбор семян с помощью родителей для создания коллекции, подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудия труда.
II этап: Основной
Речевое развитие:
Чтение: сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко», «Колосок», Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб», «Большая жизнь маленькой семечки», «Приключение пшеничного зернышка», «Муравей и пшеничные зерна», «Как игорошина колыбельку искала», Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла» , Дмитриев Ю. «Необычные путешественники», Д.Кагородов «Лесная сказка»,
Разучивание с детьми стихотворений.
Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», Я.Райнис «Дедушка и яблоньки», Н.Кончаловский «Веселый огород».
Пословицы, поговорки, загадки, фольклор.
Познание:
Беседы с детьми: «Первые всходы», «Что ты знаешь о семенах», «Что растет в огороде?», «Что растет в саду?»,»Для чего нужны семена?», «Как вырастить из семян овощи?»
Развлечение «Знатоки» Занятие «Мы сажаем семена»
Занятие «Тыква - золотая голова»
Занятие «Подсолнух»
Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание семян подсолнечника и тыквы», «Посадка проросших семян тыквы и подсолнечника», «Вода и семена», «Солнце и растение». «Рассматривание семян через лупу», наблюдение за жизненным циклом подсолнечника и тыквы. .Рассказы «Как путешествуют семена», «Удивительные семена».
Рассматривание альбома «Что нам осень подарила», альбом «Коллекция семян».Экскурсии в библиотеку.
Просмотр мультфильмов:«Аист», «Дюймовочка», «Чиполлино». Развивающие мультфильмы «Времена года»
Просмотр учебных фильмов: «Развитие растения из семени», «Как растут цветы».
Просмотр презентаций: «Такие разные семена», «Планета семенная», «Подсолнух», «История тыквы», «Семейство тыквенных»
Настольная игра «Времена года».
Дидактические игры: «Отгадай, чей домик», «От какого растения семечко», «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Кто больше всех назовет овощей и фруктов», «Что вырастили люди».
Художественно-эстетическое развитие:
Раскрашивание картинок «Во саду ли в огороде».
Рисование нетрадиционной техникой платиллинография «Тыква « (коллективная работа).
Нетрадиционное рисование «Подсолнечник» .Рисование схема « Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».
Лепка «Овощи и фрукты».
Слушание аудиозаписей:Песенки «Семечки», «Урожайная».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Огуречик, огуречик!», «Не лезь, заяц, в огород»
Пальчиковые гимнастика: «Заяц и кочан капусты»»
Физминутка «Жил один садовник».
Дыхательная гимнастика «Синьор-помидор»
Работа с родителями
Консультация: «Проектная деятельность». Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах» Знакомство с темой проекта. Подготовка родителей к совместной работе: выполнение заданий: : подбор семян для составления коллекции в группе; подбор сказок, книг, сочинение с детьми стихотворений про семена и растения, изготовление поделок из семян на тему «Волшебные семена».
Этап итоговый.
Продукт проекта: презентация «Все начинается с семечки», изготовление альбома для просмотра «Коллекция семян», схема «Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Заключение. Выводы.
Работа над проектом была очень увлекательна. Много интересного и полезного узнали мы из специальной и детской литературы, русского народного фольклора; из видеофильмов, мультфильмов; из экскурсии в библиотеку. Мы занимались продуктивной и исследовательской деятельностью. Активное участие в образовательной деятельности принимали и родители: семья Котович Алексея сочинили стихотворение «Арбузное семечко», другие родители нашли и принесли сказки, изготовили совместно с детьми поделки для выставки «Волшебные семена». Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.
По окончании проекта мои дети показали хорошие результаты:
1.С помощью познавательно – исследовательской работы у детей сформировались знания о произрастании плодов.
2.Дети познакомились с разнообразием посевного материала.
3.У детей сформировалось бережное отношение к растительному миру.
4.Дети владеют навыками продуктивной деятельности; расширенным словарным запасом, навыками связной речи.

ГККП "Ясли сад № 7 отдела образования акимата города Костаная"

Педагогический проект по Естествознанию:

Энна Инна Александровна

Избасарова Алма Айдархановна

воспитатели средней группы

«Золотой петушок»


У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят, открыв рот.


Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Чудо огород»

Продолжительность проекта: краткосрочный, январь 2017.

Вид проекта: творческий, исследовательский, игровой

Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.

Возраст детей: дошкольники среднего дошкольного возраста

Количество детей: 15 детей.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Направление: познавательно-речевое.


Цель проекта:

создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.


Задачи:

  • формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
  • расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
  • привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
  • развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Социальная значимость проекта:

приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Актуальность проекта:

Многие родители, имеющие свои огороды, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.


Цель: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Расширить и обобщить знания детей об овощах – через разные виды деятельности.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире.

2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

3. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5. Развивать познавательные и творческие способности детей.

6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

8. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

Основные этапы и направления

реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Практическая работа.

Подведение итогов.


Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.


Практическая работа.

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.
  • Организация конкурсов, развлечений, выставок.
  • Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

  • Посадка семян в землю.
  • Уход за растениями.
  • Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
  • Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
  • Игровая, двигательная деятельность.
  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
  • Работа дневником наблюдения.
  • Просмотр фильмов о растениях.
  • Сбор коллекций семян.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
  • Труд в огороде.


Подведение итогов.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Презентация проекта.
  • Представление опыта.

Деятельность детей:

  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
  • Участие в презентации проекта «Огород на окошке»

Работа с родителями

  • Родительское собрание «Участвуем в проекте «Весёлый огород».
  • Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
  • С помощью родителей собрать коллекцию семян.
  • Изготовление персонажей – Чучелка, Огородница.
  • С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек .
  • Изготовить страничку для книжки-малышки « Наш весёлый огород»
  • Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы

2. Опытно-экспериментальная деятельность

3. Практическая деятельность и трудовые поручения

4. Экологические занятия

5. Игровая деятельность

6. Художественно-творческая деятельность детей.

7. Речь и речевое общение.

8. Заполнение дневника наблюдений.

9. Оформление альбома

10. Консультация для родителей


Мини-проект «Все начинается с семечка»

Роли: исследователи, изобретатели, дизайнеры.

Конечный продукт: Создание коллекции семян.

Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.


Мини-проект «Путешествие внутрь грядки»

Роли: огородники, садоводы, исследователи.

Конечный продукт : Посев семян.

Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.


Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!» совместно с родителями (дома посадить лук и украсить тару)

Роли: огородники, изобретатели, рассказчики, слушатели, дезайнеры, исследователи.

Конечный продукт: Выращенный лук, рассказы детей о проделанной дома работе. Фотовыставка.

Действия вне детского сада: предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди.


Мини-проект «Лаборатория огородных наук» (в течение всего проекта )

Роли: лаборанты, исследователи

Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает горох, боб, а так же сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло.


Мини-проект «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»

Роли: садоводы, огородники, исследователи.

Конечный результат: Выращенные растения.

Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи в огороде, какие инструменты им в этом помогают.


Предполагаемые результаты:

  • У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
  • Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
  • Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
  • Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
  • Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.

Использованная литература:

1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.

3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.

4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.

5.Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.

6.Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.

7.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»

8.Сигимова М.Н. Познание мира растений.

9.Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.

10.Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»

11.Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»

12.«Дошкольное образование» №16, 2001.

Каждому знакомые
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова

1. Полное название проекта «Упадет в поле зёрнышко»
2. Автор: Симакова Лидия Михайловна
3. Руководитель проекта:
4. Кадры: воспитатель группы «Солнышко» Симакова Л.М.
дети группы «Солнышко» 24 человека

Скачать проект
5. Район, город, представивший проект: Самарская область
6. Адрес организации: Самарская область, г. Новокуйбышевск
7. Телефон: ___________________
8. Вид проекта: групповой, практично-ориентированный, долгосрочный
9. Цель, направление деятельности проекта: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях
10. Краткое содержание проекта:
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
- сбор художественной литературы: стихи, загадки, поговорки, пословицы, рассказы, сказки о хлебе;
- родительское собрание;
- приобретение необходимого оборудования;
- разбивка огорода на подоконнике;
- изготовление табличек, указателей с названиями растений.
2. Исследовательский этап.
- рассмотрение семян;
- опытно-исследовательская деятельность (строение растений)
«Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост растений»;
- ведение календаря наблюдений за ростом и развитием растений в течение всего проекта;
- занятия с детьми «В мире растений», «Все начинается с семечки», «Посев семян», «Первые всходы»;
- Д/и «Узнай на ощупь», «От зёрнышка до булочки» ;
- разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок;
- рассмотрение иллюстрации;
- беседы, как выращивается хлеб, как хлеб на стол пришел, из каких зерновых культур делают муку?, кто знает, сколько стоит хлеб?, как человек должен относиться к хлебу? Почему?
3. Заключительный этап.
- проведение итогов реализации проекта;
- оформление выставки рисунков детей (от семечки к росту);
- выставка «Испекли мы каравай»
-«Рецепты с бабушкиного сундучка»
- праздник «Будет хлеб - будет песня»
- конкурс: «Вкусные блюда из теста» - фотоконкурс с родителями;
- проведение конкурса «Угадай название злакового»
- видеофильм «Огород на окне»
- проект «Огород на окне»
-принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании»- презентация, совместно с родителями и детьми.
11. Место проведения: группа
12. Сроки проведения: сентябрь-март
13. Количество участников проекта: 24
14. Участники проекта: дети подготовительных групп «Солнышко», родители и воспитатели групп;
15. Возраст детей: 6-7 лет
16. Форма проведения:
Групповое обсуждение
Познавательные беседы
Рассматривание наглядного, иллюстрированного материала (фотографии, слайды, открытки, папки, панно)
Трудовая деятельность
Консультации с воспитателем
Самостоятельная работа ребенка
Экспериментирование
Другие формы работы:
Дидактические игры: Хлебный магазин
Развлечение «От зёрнышка до булочки»
Праздник «Будет хлеб – будет песня»
Занятия по изобразительной деятельности – лепка изделий, поделок из соленого теста,
Форма проведения презентации:
Выставка поделок из соленого теста;
Фотоконкурс «Хлеб всему голова»
Работа с родителями:
- провести родительское собрание, участие в проекте;
- предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, семена для посадки;
- домашнее задание – с детьми выполнить рисунки о хлебе и их описание, подбор материала, оформление папок о хлебе;
- принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании»-презентация.
Критерии оценки выполнения проекта:
Интерес детей
Умение использовать полученную в ходе экспериментирования информацию в практической деятельности
Умение планировать свою деятельность и достигать поставленной цели
Умение отражать собственные замыслы в реальной жизни.
Ожидаемые результаты:
- дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться познавать красоту растительного мира, бережно относиться к хлебу;
- у детей сформируются знания о росте злаковых в комнатных условиях;
- желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим, добиваться результата.
Анализ проблемы
Разрабатывая данный модифицированный проект, мы исходим из того, что экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определенных условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе (в частности о злаковых культурах) и выполнение с детьми определенных норм поведения в природе.
Проблема:
Для детей характерно неустойчивое отношение к растениям. Дети, наряду с отдельными позитивными действиями, могут проявлять к объектам небрежность. При этом действуют неосознанно, механически. Дети, в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому относят преимущественно животных, у конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных в основном движение, питание; у растений – рост). Тем не менее, растения способны изменяться, и данный объект природы доступен непосредственному восприятию детей. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам поможет экологический проект. Реализация проекта, осуществляется поэтапно в течение месяца, в процессе как повседневного обучения с детьми, так и на специальных занятиях.
Реализация проекта способствует не только формированию экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетического развития), оказывает оздоровительное влияние.
Проект может быть использован воспитателями массовых групп и направлен на выполнение государственного стандарта по дошкольнику образованию по развитию естественнонаучных и экологических представлений детей.
Тип проекта: Практично-ориентированный, долгосрочный, групповой
Цель:
Сформировать представление детей о выращивании хлеба от зерна до колоска.
Задачи:
1. Обобщить и уточнить знания детей о хлебе, труде людей.
2. Формировать представление о выращивание хлеба от зерна до колоска
3. Уточнить знания детей о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека.
4. Воспитывать бережное отношение к своему труду.
Методы:
1. Практический
2. Игровой
3. Наглядный
4. Слуховой
5. Словесный
Приёмы:
1. Погружение в игровую ситуацию
2. Групповая (коллективная) работа
3. Беседы, загадывание загадок
4. Голосовая и эмоциональная модуляция
Предварительная работа: просмотр мультимедиа:
1. Презентация с беседами о хлебе, как выращивают хлеб
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Хлеб всему голова»
3. Составление рассказов по картинкам. Расширение словарного запаса.
4. Проведение дидактических игр.
5. Проведение подвижных игр.
6. Игровые ситуации о правильном обращении с хлебом.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Дыхательная гимнастика «Запах поля, леса деревни»
2. Гимнастика для глаз «Крошка Енот»
3. Физминутка: Я колобок, колобок,»
4. Игровые упражнения с релаксацией «Ветерок», «Дождик», «Вырос колосок»
5. Аутотренинги «Мы друзья природы»
Ресурсы:
1. Справочная и художественная литература
2. Наглядный, иллюстрированный материал (фотографии, слайды, открытки, панно)
3. Модель «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений»
4. Таблички-указатели с названиями растений
5. Контейнеры для рассады
6. Рассада растений, семена, садово-огородный инвентарь
7. Материалы для изобразительной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

" ЧУДО - СЕМЕЧКО".

Познавательно-исследовательский проект с детьми подготовительного дошкольного возраста.

Тип проекта:

Познавательно-исследовательский.

Участники проекта:

Воспитанники группы № 5, родители воспитанников, воспитатель Псарева Любовь Борисовна

Актуальность темы проекта:

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

Цель проекта:

Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

1. Учить правильно ухаживать за растениями.

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей.

4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.

Предполагаемый результат:

Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.

Проектная идея

Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай огурцов выращенных самими дошкольниками.

Реализация познавательно - исследовательского проекта через различные виды деятельности:

Художественно-творческая деятельность

Лепка (сюжет по мотивам сказки Пых «Во саду ли, во городе» (грядка с огурцами), используя пооперационные карты

Рассказ воспитателя о выращивании овощей на грядках.

Художественно - речевая деятельность

Отгадывание загадок с использованием поделок, стихи об овощах, заучивание пословиц об овощах.

Рассматривание иллюстрации по темам занятий, беседа по ним, характеристика овощей из сказок.

Творческое рассказывание - придумывание историй, героями которых являются поделки (работа в парах, ведение диалога).

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра: «На даче»

Игра-драматизация: «Чудесное лукошко»

Настольно-печатная игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, во городе», «Чудесный мешочек».

Пальчиковые игры: " Капуста", " У дороги яблонька стоит", «Мы делили апельсин» .

Словесные игры: «Бывает- не бывает», " Подбери слово", «Про что сочиним».

Познавательная деятельность:

Чтение художественной литературы;

Трудовая деятельность:

Совместная деятельность взрослого и ребёнка (посадка семян);

Самостоятельная деятельность детей (поливка, рыхление почвы);

Рассматривание рассады, фотографий, иллюстраций;

Двигательно – игровая деятельность

Подвижные игры: «Овощи и фрукты», «Сапоги - скороходы», " Туннель", «Сбей мяч».

Принципы реализации проекта

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблемных ситуации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип интеграции реализуется в органической связи игры с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к труду.

Принцип доступности.

Принцип постепенности.

Принцип системности.

Этапы реализации проекта:

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.

4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.

6. Разработка домашних заданий.

7. Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

С помощью родителей собрали коллекцию семян.

Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.

Изготовили алгоритмы ухода за растениями.

Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке»

Алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом»

Изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей.

Изготовили героев инсценировки «Сказки огурца».

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Дети под руководством воспитателей посадили семена огурца.

Условия проращивания семян:

Завернули семена в кусочек х\б ткани и положили в пластиковый контейнер с крышкой, который поместили в теплое место.

Дети наблюдали за ростом растений, как только семена проросли мы их высадили в почву. Дети вели дневник, где делали зарисовки.

В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.

Проводились развивающие беседы по данной теме.

III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике в виде парника.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов. Дети с большим удовольствием попробовали огурцы выращенные своими руками.

Все этапы проекта зарисовывались детьми и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.

Была организована выставка детских работ.

Создан фильм «Огород на подоконнике».

Коллектив группы смастерил украшения и оформил зал для создания праздничной атмосферы.

Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в русско – народные игры посвящённые данной теме. Показали чему они научились за время проекта.

Родители поделились летними наблюдениями и показали свои домашние задания.

Завершился праздник угощением свежими огурцами выращенными детьми.

" Выращивание семян".

Цели и задачи:

Выявить свойства земли, на сколько вода необходима для растений. Определить роль солнечного света в жизни растений. Выяснить насколько растения нуждаются в уходе.

Материалы и оборудование:

Земля, вода, проростки семян, 2 контейнера, совок.

Дети с помощью совка берут землю и пересыпают её в контейнер. Они наблюдают, что земля имеет вес, черный цвет, что она сыпучая. Потом мы берём проростки семян и сажаем их в землю. В процессе эксперимента первый контейнер с семенами поливаем водой, а второй контейнер не поливаем. Первый контейнер с семенами получает солнечный свет, а второй закрыт коробкой. В первом контейнере семена получают уход, во втором нет. Что получилось? Мы наблюдаем, что семена за которыми мы ухаживали, поливали, рыхлили землю проросли и начали расти. А семена за которыми мы не ухаживали, не поливали не рыхлили землю не проросли.

По окончанию работы дети сделали вывод: если не ухаживать за растениями, не поливать, прятать от солнца, они погибнут.

Чтобы наши семена не погибли мы их полили водой, поставили на солнечное место и они тоже начали расти.

Воспитатель выясняет, какое настроение у детей от проделанной работы и почему.

Радостное, потому что они сами вырастили огурцы.

Гордые, потому что они помогли семечке прорости.

Рады, потому что они дали семечке жизнь.

Взаимодействия с родителями воспитанников:

Для достижения положительных результатов в развитий ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей, многие приобрели книги с образцами поделок.

Анкетирование " Как мы проводим время с ребёнком после детского сада?" ;

Беседа с родителями о важности выращивания растений для всестороннего развития личности ребёнка, успешной подготовки к школьному обучению;

Консультация " Совместные занятия с детьми дома";

Подбор книг;

Совместное творчество - выставка работ;

Практическое занятие для родителей совместно с детьми.

Музыкально - театрализованная деятельность:

Праздник «Весёлый огород»

Литература

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу.

Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка.

Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе.

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение д/с «Ромашка» муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16

города Болотного Болотнинского района Новосибирской области

подготовительной группа «Почемучки»

Познавательно – исследовательский проект

«Все начинается с семечки»

воспитатель подготовительной группы

Болотное, 2016

  • Вид проекта : познавательно- исследовательский
  • Тип проекта : групповой, исследовательский, среднесрочный
  • Продолжительность: месяц (15 сентября-15 октября)
  • Участники: воспитатель, дети, родители
  • Проблема : Однажды в уголке природы ребенок увидел новые семена. И они его очень заинтересовали. Он их стал рассматривать. Некоторые семена ему были известны, а некоторые – для него были загадкой. Он задумался, что же можно из них вырастить и как это сделать? Ему было не все понятно. С этими вопросами он подошел ко мне. Я предложила всем ребятам, с родителями искать информацию о растениях, семенах, о том, как из маленького семечка вырастают такие полезные, вкусные, красивые плоды.
  • Актуальность: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Ребёнок с раннего детства исследует и открывает для себя окружающий мир, но видит не всё, иногда не замечает главного. Проблема экологического образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка. С помощью наблюдений, рассматривания, бесед, проектно-исследовательской деятельности, развивающих игр, мы помогаем детям войти в реальный современный мир и познать его. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка. Дети усваивают все прочно и надолго, когда слышат, видят и делают сами, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы нашей группы.

Мир растений удивительный и многообразный. Дети, почти не имеют представления о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Эти все вопросы и привёли нас к созданию проекта «Всё начинается с семечки».

Цель проекта : формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности, системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян, воспитание любви к природе.

Исходя из выше представленной цели, мы выделили ряд задач:

  • Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
  • Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
  • Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Основные формы реализации проекта:

Игровая деятельность

Работа с познавательной литературой

Составление схемы жизненного цикла растений

Продуктивная деятельность

Чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений, фольклора

Изготовление альбома «Что нам осень подарила»

Изготовление коллекции семян

Работа с родителями

Экскурсия в библиотеку

Прослушивание песен

Просмотр презентаций, мультфильмов

Экспериментирование

Выставка поделок «Волшебные семена»
Источники информации:

Научная литература

Книги

Интернет ресурсы

Библиотека

Видео и аудиозаписи

Список литературы

  1. Плешаков А.А. От земли до неба. Москва «Просвещение»2016 .
  2. Николаева С.Н. Юный эколог, Москва Мозаика-Синтез.2010
  3. Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. Москва «Просвещение», 1982.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  5. Арбекова Н.Е.Развиваем связную речь у детей 5-6 лет.ООО»Издательство Гном»
  6. Федиенко В.В.,Волкова Ю.С.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. ЗАО «РОСМЭН» 2015
  7. Ульева Е.А. Изучаем времена года. Осень. Москва Вако,2014
  8. Ликум А.Все обо всем. Москва.Компания «Ключ-С»Филологическое общество «СЛОВО» АИСТ,1995.

Форма защиты проекта

Мультимедийная презентация.

Публичное выступление.

Выставка поделок «Волшебные семена»

Реализация проекта

I этап: Подготовительный

Подбор литературы, содержащей информацию о растениях, семенах; детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала, сбор семян с помощью родителей для создания коллекции, подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудия труда.

II этап: Основной

Речевое развитие :

Чтение : сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко», «Колосок», Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб», «Большая жизнь маленькой семечки», «Приключение пшеничного зернышка», «Муравей и пшеничные зерна», «Как игорошина колыбельку искала», Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла» , Дмитриев Ю. «Необычные путешественники», Д.Кагородов «Лесная сказка»,

Разучивание с детьми стихотворений.

Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», Я.Райнис «Дедушка и яблоньки», Н.Кончаловский «Веселый огород».

Пословицы, поговорки, загадки, фольклор.

Познание:

Беседы с детьми: «Первые всходы», «Что ты знаешь о семенах», «Что растет в огороде?», «Что растет в саду?»,»Для чего нужны семена?», «Как вырастить из семян овощи?»

Развлечение «Знатоки»
Занятие «Мы сажаем семена»

Занятие «Тыква - золотая голова»

Занятие «Подсолнух»

Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание семян подсолнечника и тыквы», «Посадка проросших семян тыквы и подсолнечника», «Вода и семена», «Солнце и растение». «Рассматривание семян через лупу», наблюдение за жизненным циклом подсолнечника и тыквы. .
Рассказы «Как путешествуют семена», «Удивительные семена».

Рассматривание альбома «Что нам осень подарила», альбом «Коллекция семян».
Экскурсии в библиотеку.

Просмотр мультфильмов: «Аист», «Дюймовочка» , «Чиполлино». Развивающие мультфильмы «Времена года»

Просмотр учебных фильмов: «Развитие растения из семени», «Как растут цветы».

Просмотр презентаций: «Такие разные семена», «Планета семенная», «Подсолнух», «История тыквы», «Семейство тыквенных»

Настольная игра «Времена года».

Дидактические игры: «Отгадай, чей домик», «От какого растения семечко», «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Кто больше всех назовет овощей и фруктов», «Что вырастили люди».

Художественно-эстетическое развитие:

Раскрашивание картинок «Во саду ли в огороде».

Рисование нетрадиционной техникой платиллинография «Тыква « (коллективная работа).

Нетрадиционное рисование «Подсолнечник» .
Рисование схема « Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».

Лепка «Овощи и фрукты».

Слушание аудиозаписей:
Песенки «Семечки», «Урожайная».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Огуречик, огуречик!», «Не лезь, заяц, в огород»

Пальчиковые гимнастика: «Заяц и кочан капусты»»

Физминутка «Жил один садовник».

Дыхательная гимнастика «Синьор-помидор»

Работа с родителями

Консультация: «Проектная деятельность». Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах» Знакомство с темой проекта. Подготовка родителей к совместной работе: выполнение заданий: : подбор семян для составления коллекции в группе; подбор сказок, книг, сочинение с детьми стихотворений про семена и растения, изготовление поделок из семян на тему «Волшебные семена».

Этап итоговый .

Продукт проекта: презентация «Все начинается с семечки», изготовление альбома для просмотра «Коллекция семян», схема «Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Заключение. Выводы.

Работа над проектом была очень увлекательна. Много интересного и полезного узнали мы из специальной и детской литературы, русского народного фольклора; из видеофильмов, мультфильмов; из экскурсии в библиотеку. Мы занимались продуктивной и исследовательской деятельностью. Активное участие в образовательной деятельности принимали и родители: семья Котович Алексея сочинили стихотворение «Арбузное семечко», другие родители нашли и принесли сказки, изготовили совместно с детьми поделки для выставки «Волшебные семена». Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.

По окончании проекта мои дети показали хорошие результаты:

1.С помощью познавательно – исследовательской работы у детей сформировались знания о произрастании плодов.

2.Дети познакомились с разнообразием посевного материала.

3.У детей сформировалось бережное отношение к растительному миру.

4.Дети владеют навыками продуктивной деятельности; расширенным словарным запасом, навыками связной речи.