Осветительные приборы

Камыш значение в жизни человека. Водные растения и их значение в жизни рыб

Камыш значение в жизни человека. Водные растения и их значение в жизни рыб

Рассказ «Старуха Изергиль» написан в середине 90-х годов XIX века, в эпоху пролетарских революций. Романтические герои здесь не обрисованы Горьким как представители определенных социальных групп. Их вольнолюбие, смелость, протест против сковывающих сил выражаются в плане индивидуальных переживаний. В рассказе осуждаются люди, выступающие против коллектива. Легендой о Ларре развенчивается культ «сверхчеловека», хищника. Данко же полон готовности к самопожертвованию ради блага народа, «великой любви к людям». Тема «прекрасного мира» и жизнеутверждения в идейном содержании произведения существенна. Она составляет основной мотив «обрамления», где вырастает образ прекрасной природы и людей, умеющих трудиться, наслаждаться жизнью, петь песни, видеть и создавать красоту. В рассказе «Старуха Изергиль» совмещаются мотивы жизнелюбия, радости жизни и мотивы героического самопожертвования Данко, борьбы за свободу и благо народа. С первых строк ощущается романтический колорит, но сначала писатель более сдержанно пользуется средствами выразительности для его создания, а далее повествование все более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через восприятие рассказчика. Романтичен и облик старухи, от лица которой ведется повествование: «Время согнуло ее пополам… Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Сказочный, фантастический этот облик - олицетворение самого времени. «Многие тысячи лет прошли с той поры…» - начинает Изергиль свой рассказ, и кажется, что старуха - свидетельница того, что происходило в течение этих лет. Слово «время» воспринимается здесь как «вечность». В основе композиции рассказа «Старуха Изергиль» лежит антитеза. Если в образе Данко писатель раскрывает духовную силу волевого человека, то в первой легенде, о Ларре, он показывает бессмысленность индивидуализма. Один холодный ум без молодого сердца не дает человеку настоящей силы. Уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это слабость сына орла и земной женщины. Мать Ларры, «измученная», «иссохшая», - самая несчастная жертва того, кто противопоставил себя тысячам. В понимании писателя лишь горячая любовь к людям и своему делу дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. Интересно, что Горький уподобляет силы природы живому существу: «…болото разевало свою жадную, гнилую пасть», «…лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню…», «И деревья… казались живыми, простирающими вокруг людей… корявые, длинные руки…» У природы свой характер, свое отношение к людям. Вот как, например, «ведет себя» лес, когда озверевшие от злобы и усталости люди хотят убить того, кто ведет их к свету. «Остановились они и под торжественный шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко». Лес торжествует. Когда герой совершил свой подвиг, «тьма разлетелась… и пала в гнилой зев болота». Лес, тьма, болото - это олицетворение сил зла, которые стремятся человека превратить в зверя. Об этом следующие строки: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери», «…не было на лицах их благородства…», «…и они насторожились, как волки…», «Ты умрешь! - ревели они». Писателю было необходимо выразить, что лес торжествует победу, победу сил зла над людьми, которые стали похожи на зверей, поэтому он говорит о «торжествующем», «ликующем» шуме леса. Когда Данко осветил своим пылающим сердцем дорогу людям, «лес замолчал…, а тьма разлетелась от света его… и пала в гнилой зев болота». Иногда у Горького одни и те же эпитеты характеризуют противоположных героев. И Данко, который сжег свое сердце для людей, и Ларра, который «кроме себя, не видит ничего», характеризуются словами «гордый», «смелый», «красивый». «Вот как был поражен человек за гордость!» - это заключительные слова старухи Изергиль о Ларре. Рассказ о Данко тоже кончается словами о гордости: «Кинул взор вперед себя на ширь степи смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Сохранить свою гордость, то есть чувство собственного достоинства, для Данко - это не стать зверем, не потерять в себе Человека. У Ларры же гордость превращается в индивидуализм, ведет к презрению и ненависти ко всем окружающим. Сравнивается в рассказе и красота героев: красота Данко - это отражение его благородства, красота Ларры - отчужденности от людей. Поэтому она холодная, хищная: «…глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Конец рассказа вызывает радостное чувство. Ощущение переливающихся красок, яркого света выражается в следующих фразах: «… лес замолчал, освещенный», «…тьма разлетелась от света…», «… люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха…». Таким образом, все изобразительные средства неразрывно связаны с идейным содержанием рассказа. Они передают мысль писателя о том, что подлинная красота человека - в стремлении одолеть враждебные людям силы. Быть же пассивным - значит уподобиться зверю.

Рассказ «Старуха Изергиль» написан в середине 90-х годов XIX века, в эпоху пролетарских революций.

Романтические герои здесь не обрисованы Горьким как представители определенных социальных групп. Их вольнолюбие, смелость, протест против сковывающих сил выражаются в плане индивидуальных переживаний.

В рассказе осуждаются люди, выступающие против коллектива. Легендой о Ларре развенчивается культ «сверхчеловека», хищника. Данко же полон готовности к самопожертвованию ради блага народа, «великой любви к людям».

Тема «прекрасного мира» и жизнеутверждения в идейном содержании произведения существенна. Она составляет основной мотив «обрамления», где вырастает образ прекрасной природы и людей, умеющих трудиться, наслаждаться жизнью, петь песни, видеть и создавать красоту. В рассказе «Старуха Изергиль» совмещаются мотивы жизнелюбия, радости жизни и мотивы героического самопожертвования Данко, борьбы за свободу и благо народа.

С первых строк ощущается романтический колорит, но сначала писатель более сдержанно пользуется средствами выразительности для его создания, а далее повествование все более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через восприятие рассказчика.

Романтичен и облик старухи, от лица которой ведется повествование: «Время согнуло ее пополам… Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Сказочный, фантастический этот облик - олицетворение самого времени. «Многие тысячи лет прошли с той поры…» - начинает Изергиль свой рассказ, и кажется, что старуха - свидетельница того, что происходило в течение этих лет. Слово «время» воспринимается здесь как «вечность».

В основе композиции рассказа «Старуха Изергиль» лежит антитеза. Если в образе Данко писатель раскрывает духовную силу волевого человека, то в первой легенде, о Ларре, он показывает бессмысленность индивидуализма. Один холодный ум без молодого сердца не дает человеку настоящей силы. Уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это слабость сына орла и земной женщины. Мать Ларры, «измученная», «иссохшая», - самая несчастная жертва того, кто противопоставил себя тысячам.

В понимании писателя лишь горячая любовь к людям и своему делу дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

Интересно, что Горький уподобляет силы природы живому существу: «…болото разевало свою жадную, гнилую пасть», «…лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню…», «И деревья… казались живыми, простирающими вокруг людей… корявые, длинные руки…»

У природы свой характер, свое отношение к людям. Вот как, например, «ведет себя» лес, когда озверевшие от злобы и усталости люди хотят убить того, кто ведет их к свету. «Остановились они и под торжественный шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко». Лес торжествует. Когда герой совершил свой подвиг, «тьма разлетелась… и пала в гнилой зев болота». Лес, тьма, болото - это олицетворение сил зла, которые стремятся человека превратить в зверя.

евратить в зверя. Об этом следующие строки: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери», «…не было на лицах их благородства…», «…и они насторожились, как волки…», «Ты умрешь! - ревели они».

Писателю было необходимо выразить, что лес торжествует победу, победу сил зла над людьми, которые стали похожи на зверей, поэтому он говорит о «торжествующем», «ликующем» шуме леса.

Когда Данко осветил своим пылающим сердцем дорогу людям, «лес замолчал…, а тьма разлетелась от света его… и пала в гнилой зев болота».

Иногда у Горького одни и те же эпитеты характеризуют противоположных героев. И Данко, который сжег свое сердце для людей, и Ларра, который «кроме себя, не видит ничего», характеризуются словами «гордый», «смелый», «красивый». «Вот как был поражен человек за гордость!» - это заключительные слова старухи Изергиль о Ларре. Рассказ о Данко тоже кончается словами о гордости: «Кинул взор вперед себя на ширь степи смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Сохранить свою гордость, то есть чувство собственного достоинства, для Данко - это не стать зверем, не потерять в себе Человека. У Ларры же гордость превращается в индивидуализм, ведет к презрению и ненависти ко всем окружающим.

Сравнивается в рассказе и красота героев: красота Данко - это отражение его благородства, красота Ларры - отчужденности от людей. Поэтому она холодная, хищная: «…глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».

Конец рассказа вызывает радостное чувство. Ощущение переливающихся красок, яркого света выражается в следующих фразах: «… лес замолчал, освещенный», «…тьма разлетелась от света…», «… люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха…».

Таким образом, все изобразительные средства неразрывно связаны с идейным содержанием рассказа. Они передают мысль писателя о том, что подлинная красота человека - в стремлении одолеть враждебные людям силы. Быть же пассивным - значит уподобиться зверю.

Рассказ "Старуха Изергиль"

«Старуха Изергиль», написанный в 1894 году. Осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа - такова идея рассказа.

легенда о Данко. При этом первая и третья части - легенды о Ларре н Данко - противоположны друг другу. Характерная черта рассказа заключается в том, что в нем два рассказчика и соответственно этому два повествовательных плана. Общее повествование ведется от имени автора, который выступает со своими раздумьями, размышлениями, оценками. Он подчеркивает в заключение красоту сказки о Данко. И второй рассказчик - старуха Изергиль, которая хранит в своей памяти народные предания о подвиге, о злом и добром в человеческой жизни.

Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. Каждая из трех частей рассказа выражает общую идею и отвечает на вопрос, в чем счастье человека.

Сама Изергиль прожила по-своему значительную и красочную жизнь. Она любила помогать хорошим людям. Но ей не хватало того, что мы называем идеалом. И лишь Данко воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека, пожертвовав своей жизнью ради счастья народа. Так в самой композиции рассказа раскрывается его идея.

управлять ими, заколебались и Готовы были повернуть обратно, сердце героя вспыхнуло огнем желания спасти их, и он, разорвав руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям». Идею беззаветной любви к людям, героического самопожертвования во имя счастья народа утверждает Горький в легенде о Данко.

Существенную роль играет в рассказе старуха Изергиль. Полностью сохраняя реалистический характер образа, Горький вместе с тем рисует человека «мятежной жизни». Разумеется, «мятежная жизнь» Изергиль и подвиг Данко - явления разные, и Горький их не отождествляет. Но образ рассказчицы усиливает общий романтический колорит произведения.

Изергиль с восторгом говорит о людях с сильной волей, с могучими и яркими характерами, способных к подвигу. Ока вспоминает своего возлюбленного: «... он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

«Старухе Изергиль» и самая манера письма Горького. Писатель подчеркивает и в людях, и в природе по преимуществу необыкновенное, возвышенное и прекрасное. Когда Изергиль рассказывает о Ларре и Данко, по небу бродят обрывки туч «пышных, странных очертаний и красок», небо украшено золотыми крапинками звезд. «Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Здесь все выразительные средства подчинены не столько стремлению точно изобразить предмет или явления, сколько создать определенное повышенное настроение. Этому служат и обильно употребляемые гиперболы, и лирически окрашенные эпитеты, и сравнения.

Повествование о Ларре и Данко ведется на фоне яркой, сказочной природы. Могучими, сильными и почти сказочными богатырями изображены и люди, окружающие старуху Изергиль.

«Они шли, пели и смеялись; мужчины - бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки - веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые...

Эти люди по своему облику немногим отличаются от Лойко Зобара, Радды и Данко. Таким образом в жизни подчеркивались романтические и героические черты. Они же даны и в биографии Изергиль. Сделано это для того, чтобы оттенить важную мысль; героическая романтика не противостоит жизни, она только в более сильной и яркой форме выражает то, что заложено в самой действительности.

Революционная романтика Горького тесно связана с жизнью. В ней есть своя реалистическая основа. Носителем романтических представлений о прекрасном и героическом является народ. В представлении народа прекрасен тот, кто любит людей, кто готов отдать за них свою жизнь. Отсюда вытекает и другая важная особенность революционно-романтических произведений Горького: они органически и неразрывно связаны с народным творчеством. В «Макаре Чудре», «Старухе Изергиль», «Песне о Соколе» народно-поэтические элементы, связь с фольклором, несомненны. Самый жанр ранних горьковских произведений народен: это легенды, песни, сказки. Отсюда и своеобразная повествательная манера революционно-романтических произведений писателя. Горький ведет рассказ в патетическом, приподнятом тоне, часто прибегает к ритмической прозе.

Вместе с тем в «Старухе Изергиль» столь же очевидна связь и с романтическими традициями русской литературы, в особенности с традициями «южных поэм» Пушкина. Место действия в «Цыганах» (Бессарабия), образ старого цыгана, разоблачение себялюбца Алеко - все это в переосмысленном виде нашло свое отражение в замечательном рассказе Горького.

Таким образом, Горький в 90-е годы выступил, с одной стороны, как обличитель капиталистического строя, с другой стороны, как вдохновенный певец революционного подвига.

В ранний период у Горького еще не было отчетливого представления о реальных силах, способных осуществить преобразование жизни на новых основах. И свой идеал прекрасного, идеал народного героя, он выражал в аллегорической форме романтической легенды и песни. Но глубокая и проникновенная правда жизни, ненависть к буржуазному обществу, мечта о будущем, прославление красоты революционного подвига - все это заключало в себе ростки нового творческого метода - социалистического реализма.

Озерный камыш (фото ниже), он же схеноплектус озерный, представляет собой вид травянистых многолетних растений, относящихся к роду Схеноплектус семейства осоковых. Долгое время считалось, что это растение практически бесполезное. В одном старом ботаническом руководстве сказано, что у этой никуда не годной травы есть только одно достоинство - способность задерживать прохождение наносного ила стволовидными толстыми стеблями в период весеннего разлива рек, за счет чего осушенные места дают отличную жирную черноземную почву.

Но на самом деле камыш - растение ценное. Его податливые мягкие стебли издавна поставляют людям прочный и красивый материал для плетения циновок, корзинок, сумочек. Из сушеных стеблей можно вязать чехлы разного рода и делать декоративные поделки. Неслучайно латинское название растения - scirpus - восходит к глаголам «вязать», «плести».

Камыш озерный: описание

Это травянистый многолетник высотой от ста до двухсот пятидесяти сантиметров с полым ползучим корневищем. Стебли - цилиндрической формы, с чешуевидными листьями.

Щитковидно-метельчатое соцветие, реже сжатое, напоминает кисточку из колючих колосков. Бурые колоски имеют длину восемь-двенадцать миллиметров, на концах цветоносов скучены по три-четыре (реже до восьми).

Прицветные листья немного длиннее соцветия, шиловидные. Кроющие чешуи - с единичными бородавочками или гладкие.

Камыш озерный цветет в конце весны и начале лета. Его заготовкой занимаются в сентябре-октябре.

Распространение

Растение распространено почти по всему миру, главным образом встречается в степной и лесной зонах, на берегах водоемов и мелководьях. Растет в умеренных зонах России и Европы, в Сибири, на Кавказе, в Казахстане и Северной Америке.

Народное название

В народе это растение называют кугой. Да, озерный камыш, фото которого представлены в статье, - это та самая куга, из которой можно сплести годную для постели мягкую циновку. Такое плетеное изделие и называется соответственно - куговик. Еще из куги можно сделать очень легкий поплавок для ловли рыбы.

Камыш в пчеловодстве

Растение, кроме прочего, в почете у пасечников. Когда камыш озерный цветет, а происходит это в июне-июле, пчелы берут с его колосков пергу - цветочную пыльцу, без которой им не вырастить детку. За сезон сильная пчелиная семья потребляет до двадцати килограммов перги, собранной с разнообразных растений, среди которых не только камыш, но и вяз, ольха, лещина, дуб, лопух, широколистый рогоз, а также сорняки — крапива, лебеда, щавель.

Популярные сорта

Камыш озерный насчитывает несколько сортов, основными из которых являются:

  • Albescens - растение с желтыми полосатыми стеблями, достигающими в высоту 150 сантиметров;
  • Golden Spears - камыш, у которого в весеннее время стебли ярко-желтые, а летом - зеленые;
  • Zebrinus - декоративный сорт, для которого характерно наличие на зеленых стеблях горизонтальных желтых полос.

Растение-гидрофит

Камыш озерный относится к гидрофитам - растениям прибрежных вод и болот, которым не хватает влаги. Их корни находятся в вязком тяжелом иле, где почти отсутствует кислород. Гидрофиты были бы обречены на гибель, если не имели бы специальных приспособлений. Дело в том, что корни таких растений получают кислород, необходимый для дыхания, не через почвенную поверхность, а по аэренхиме - особой воздухоносной ткани.

У озерного камыша на поперечном срезе стебля за внешними клетками можно разглядеть воздухоносные ходы - пустоты, отделенные пленочками, которые представляют собой сеть соединенных в цепочки узких клеточек. Эти цепочки сходятся и образуют аэренхиму - воздухопроводящие пучки. В тканях таких пучков всегда есть воздух. Доказано, что концентрация кислорода нарушается при механическом повреждении стебля, а это говорит о том, что болотное растение насыщает воздух межклеточников кислородом самостоятельно: он поглощается зеленой хлорофиллоносной тканью при фотосинтезе.

Так как воздухопроводящие пучки присутствуют не только в стебле, а и в корневище, к корням свободно поступает кислород, причем доходит до наиболее отдаленных подземных органов, залитых водой и глубоко зарывшихся в ил. Таким образом, благодаря аэренхиме камыш озерный получает достаточное количество кислорода для дыхания.

Химический состав

Составные компоненты растения изучены еще в недостаточной мере. Известно, что корневища и стебли содержат дубильные вещества, до 48 процентов сахаров, молочную кислоту, до шести процентов протеинов и трех процентов жиров.

Применение в народном хозяйстве

Стебли озерного камыша пригодны для плетения различных изделий, служат сырьем для производства бумаги, используются в качестве теплоизоляционного, упаковочного и строительного материала.

Растение годится для получения глицерина и спирта. Также имеет экологическое значение, выступая отличным биофильтром для очистки промышленных вод. Камыш играет немалую роль в почвоукреплении.

Использование в пищу

Молодые, еще не позеленевшие стебли и корневища употребляют в пищу. Побеги едят в отварном, свежем, маринованном, квашеном виде. Раньше из очищенных высушенных корневищ мололи муку, которую затем добавляли в ржаную или пшеничную при выпечке хлеба. Однако сейчас этим не занимаются, так как установлено, что употребление такой смеси на протяжении длительного времени может быть вредно для организма. В то же время можно готовить из корневищ и стеблей совершенно безопасный сладкий сироп. Делается он просто: сырье мелко нарезается, кипятится и выпаривается до определенной густоты.

Для пятнистых оленей и водных пушных животных камыш озерный служит кормовым растением.

Лечебные свойства

Корневища и надземные части растения содержат фитостерины, флавоноиды, каротиноиды, сапонины, высшие жирные кислоты, катехины. Препараты на основе камыша производят определенный терапевтический эффект, оказывая вяжущее, диуретическое, седативное, обволакивающее, гемостатическое действия. Такие средства показано принимать при диспенсии, диарее, гастроэнтероколите, мочекаменной болезни, рвоте, пиелонефрите, отравлениях, ожогах, укусах пауков, фурункулах, эпилепсии, дизентерии.

Настой метелок камыша помогает при стрессе, болях в сердце, гипертонии. При наличии гипотонии лечение противопоказано. Также настой обладает мочегонным действием, при диагнозе «туберкулез легких» его применяют в качестве симптоматического лечения. Корневище, очищенное от кожицы, можно прикладывать к свежим ранам, чтобы остановить кровь.

Условия выращивания

Камыш озерный предпочитает слабокислые или нейтральные почвы. Сажать его можно в воде, на неглубоких участках, или в прибрежной заболоченной зоне. Растение лучше себя чувствует на солнце, но в целом является чрезвычайно малотребовательным.

На даче озерный камыш превосходно смотрится на мелководье водоемов, оформленных в пейзажном стиле. Растение придает естественный колорит композициям с кубышками, кувшинками, эйхорниями.

Заросли камыша нужно ограничивать в разрастании, поскольку растение может быть довольно агрессивным и способно захватить территорию всего водоема. Тогда уже придется решать вопрос о том, как от озерного камыша избавиться.

Визуально познакомиться с Камышем озерным можно на фото ниже:


Камыш озерный:


Камышом часто ошибочно называют другие растения , в частности, рогоз и тростник, хотя это растения из других семейств.

Родина растения

Камыши можно встретить практически в любом уголке земли, но наибольшее распространение они получили в тропических и субтропических широтах.

Местом своего обитания они выбирают водоемы и болота. Некоторые виды камышей плавают на водной поверхности.

Стебель

Длина стебля камыша обычно достигает трех метров. Стебель у камыша тонкий. Для него характерна цилиндрическая или трехгранная форма .

На поперечном срезе стебля можно увидеть пустоты, которые играют роль воздушных ходов.

Лист

Трехгранные стебли могут быть покрыты линейными листьями, которые по форме похожи на листья . Цилиндрические стебли листьев обычно не имеют, но у их основания могут располагаться чешуи до трех миллиметров длиной. Отдельные виды камыша оснащены нитевидными листьями, которые образуют прикорневую розетку.

Корень

Подземная часть этого представителя семейства осоковых представлена корневищем, которое может быть ползучим или укороченным.

Корень камыша содержит много крахмала, благодаря чему в древности они использовались для изготовления муки .

Плод (метёлка)


В середине лета на верхушках стеблей камыша образуются соцветия в виде колосьев, соединенных в зонтик, метелку или головку величиной до десяти сантиметров.

Иногда на камыше можно увидеть и одинокий колос. Колоски включают в себя несколько двуполых цветков светло-зеленоватого цвета, которые к окончанию периода цветения начинают приобретать коричневую окраску.

Некоторые разновидности камыша оснащены прицветным листом, который расположен так, как будто представляет собой продолжение стебля. Иногда этот лист тонкий и шиловидный, напоминающий пленку.

Плод камыша представляет собой трехгранный или плоско-выпуклый орешек.

Уход в домашних условиях

Можно ли держать дома?

Издавна на Руси существовала примета о том, что болотный камыш нельзя держать в доме, так как он притягивает несчастья, болезни и смерть.

Однако существуют и другие мнения о камышах. Например, жители Древнего Египта связывали это растение с властью, ведь оно росло только возле водоемов, имеющих великую ценность для засушливой страны. А сухой камыш, поставленный возле входа в жилище, помогал отпугивать недоброжелателей.

С медицинской точки зрения болотные камыши могут быть опасны после выцветания , так как они начинают распадаться на мельчайший пух, который может спровоцировать возникновение аллергических реакций. Кроме того, принесенный с болота камыш может иметь на себе следы жизнедеятельности различных животных, которые являются переносчиками опасных заболеваний.

ВАЖНО! Существуют декоративные камыши, которые специально созданы для выращивания в домашних условиях.

Обрезка


Камыш является неприхотливым растением , однако он склонен к очень быстрому разрастанию , поэтому требует регулярной обрезки при помощи секатора, предназначенной для формирования красивой формы.

Обрезку лучше всего проводить поздней осенью. Обрезке подвергаются как чрезмерно разросшиеся корни, так и увядшие листья.

Полив

Так как камыш является болотным растением, то он очень любит влажность . В связи с этим поливать его рекомендуется обильно.

В холодный сезон полив камыша немного сокращается, но нельзя допускать пересыхания верхнего слоя почвы, в которой растет этот представитель флоры. Для полива следует использовать отстоянную мягкую воду . Один раз в три дня листья камыша необходимо орошать водой.

Посадка

Его обычно сажают на заболоченном берегу или прямо в сам водоем. Виды камыша, имеющие покрытые листьями стебли, погружают в воду при посадке на двадцать сантиметров, а камыши с голыми стеблями – на метр.

Декоративные виды используют для озеленения берега. При посадке камыша в домашних условиях следует выбирать неглубокую широкую емкость.

Пересадка


Для камыша характерно быстрое старение и сбрасывание листьев . По этой причине растению требуется пересадка каждую весну.

Во время пересадки производится и разделение камыша, а также удаление пожелтевших листьев.

ВАЖНО! Разделять камыш на слишком большое количество частей не следует, так как слабые корни на маленьких кустах могут не укорениться.

Температура

Летом для камыша наиболее благоприятной считается температура, не превышающая двадцати градусов тепла, а зимой необходимо следить, чтобы она не опускалась ниже восьми градусов. Хотя камыш является холодостойким растением , которое может выдержать температуру в пять градусов выше нуля, но все-таки он предпочитает теплоту.

Освещение

Наиболее комфортно камыш будет себя чувствовать на освещенных участках, однако прямые солнечные лучи он переносит плохо. Наиболее благоприятным местом для него считается полутень.

Выращивание из семян в домашних условиях


Процесс выращивания камыша из семян является достаточно трудоемким.

Сначала семена должны подвергаться влажной стратификации при низкой температуре выше нуля в течение двух месяцев. Осуществлять их посадку лучше всего в феврале или в марте.

Семена распределяются по поверхности увлажненной почвы, состоящей из смеси песка, торфа и перегноя в одинаковых частях. Для сохранения влажности почвы и воздуха емкость с семенами рекомендуется прикрывать стеклом и помещать на наполненный водой поддон.

Температура в помещении, где находятся семена, должна находиться в пределах от семнадцати до двадцати градусов тепла.

По прошествии пяти-семи дней вы заметите появление всходов, которые спустя пару месяцев нужно будет пикировать. В июне молодые камыши необходимо высадить на постоянное место.

Размножение

Так как при размножении камышей семенами теряются их сортовые особенности, то чаще всего эти растения размножают делением корневой системы. Один куст можно разделить при помощи секатора на семь частей, каждая из которых должна иметь хотя бы одну почку и развитые корни.

Полученные в результате деления части сразу же высаживаются в грунт. Расстояние между ними должно составлять не менее сорока сантиметров.

Цветение


Период цветения камыша начинается в конце июня или в первых числах июля.

На его стеблях образуются мелкие цветки в виде метелки, которые потом превращаются в коричневую кисточку.

Грунт, почва

Лучше всего камыш будет себя чувствовать в сырой нейтральной или слабокислой почве , уровень рН которой составляет от 5,0 до 7,0.

Вы можете приготовить почвенную смесь самостоятельно, смешав две части торфа с одной частью песка и одной частью листовой земли.

Грунт может состоять из двух частей дерновой, одной части перегноя или листовой земли, а также одной части песка.
Камыш отлично растет на гидропонике.

Удобрение

Камыш необходимо подкармливать минеральными удобрениями , пропорция которых должна составлять один грамм на один метр. Чаще всего в почву вводят компост, перегной или древесную золу. В умеренных количествах разрешается подкармливать камыш калийной солью и суперфосфатом.

Польза и вред

Польза для человека


Ранее люди использовали камыш в качестве топлива и корма для скота. Из него получали спирт и ацетон, а также глицерин и молочную кислоту.

Это растение являлось также и сырьем для производства бумаги. В неурожайные годы побеги камыша спасали людей от голодной смерти, используясь в качестве сырья для заправки супов.

Ели их также сырыми, а из корневищ изготавливали муку. В походах корневища этого растения запекают на углях.

Мягкие и податливые стебли камыша используются для плетения корзин и ковров.

Лечебные свойства метёлки камыша

Камыш содержит множество полезных веществ , благодаря чему может использоваться для приготовления целебных настоев и отваров. Он обладает антисептическим, мочегонным, бактерицидным, ранозаживляющим, потогонным и кровеостанавливающим действием.

Камыш является неприхотливым растением, обладающим множеством полезных свойств. Кроме того, он может выполнять декоративную функцию и использоваться в практических целях.

Полезное видео

Как будет смотреться камыш в водоеме можно посмотреть на видео ниже: