Энергосберегающие

Устное народное творчество марийского народа. Жанры марийских песен

Устное народное творчество марийского народа. Жанры марийских песен

Устное народное творчество составляло неотъемлемую часть повседневной жизни марийцев. Оно в специфической форме отражало объективный мир, историческое прошлое народа, выражало его художественно-эстетические и этические идеалы. Сказки, мифы, легенды и предания, песни, пословицы и поговорки, загадки, молитвы, заклинания, созданные народом, содержали значимые истины о смысле жизни, судьбе народа, его предназначении.

Загадки

Древнейшей составной частью поэтического творчества марийцев являются загадки (тушто, тышты ). Уменье говорить загадками и разгадывать их осознавалось марийцами как признак ума, догадливости и мудрости. Основной круг марийских народных загадок отражает трудовую и хозяйственную, общественную и личную жизнь крестьян. Большое количество загадок создано о домашних животных, диких зверях и птицах, природе. Марийские загадки по своему складу очень поэтичны, они отличаются яркой образностью, метафоричностью, четко выражают суть мысли. Отдельные образцы загадок вошли в песенные и сказочные жанры фольклора. Они утверждались и как один из элементов праздничного обряда. Их загадывали в основном во время святочных вечеров. Загадывание загадок имело магический характер, загадывать разрешалось лишь в зимнее время, когда природа находилась в спячке. Нельзя было развлекаться ими при болезни близких, во время отела коров, окота овец.

Приметы

Приметы (пале-влак, палымаш ) использовались марийцами как народный календарь, который был выработан на основе тщательных повседневных наблюдений за окружающей природой. По приметам крестьяне-земледельцы определяли сроки земледельческих и других сельскохозяйственных работ, урожайность полей, предугадывали погоду. Марийцы и сейчас обращаются к ним как к проверенному опыту предков. В прошлом крестьяне отмечали все явления, происходящие в природе: прилет птиц, первое пение соловья, распускание почек на деревьях, расцветание отдельных видов цветов. Значительное количество примет основано на наблюдениях за небесными светилами - солнцем, луной, звездами. Немало народных примет, где физической основой являются даты народного и церковного календарей (На праздник Шорыкйол на деревьях иней - к урожаю; на Николу дождь - к урожаю).

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки называют в народе тоштыеҥ мут - изречение древних людей или туныктен ойлымо мут - поучающие советы. Они очень точно передают смысл этих коротеньких внешне простейших жанров народного фольклора. В них заложена глубокая народная мудрость, свод многовековых наблюдений крестьян за окружающим миром: бытом, общественной и трудовой деятельностью, религиозными воззрениями людей. Пословицы и поговорки учили человека понимать жизнь, давали ему направление жизненного поведения, осуждали негативные явления в нем - жадность, глупость, болтливость, леность. Пословицы и поговорки марийцев, передаваясь из поколения в поколение, постоянно пополнялись, обновлялись, но сохранялись и древние изречения.

Марийские сказки

Марийские сказки (йомак, шоя, нуж ) сохранили отголоски народных мифов. Это видно в сказках о животных, волшебных сказках. В них встречаются мотивы превращения человека в животное, животного - в человека, перевоплощение девушки-красавицы в лебедя и утку, женщины-матери - в лосиху, мужа и жены - в медведя и медведицу и т.д.

Сказки о животных - древнейшие из сказок. Порождены они были стремлением человека к познанию животного мира и имели практическое значение. В большинстве марийских сказок о животных их образы воспринимаются как аллегорическое изображение людей. В составе животных часто выступают дикие животные - лиса, волк, медведь, заяц, реже встречаются домашние животные и птицы.

Волшебные сказки марийцев связаны с реальной жизнью. В них отражены семейные, родовые и другие социальные конфликты (в более позднее время - классовые), борьба с силами природы. Действующими образами выступают мачеха и падчерица, сиротка, разные чудовища; положительный герой, который спасает попавших в беду, в затруднительное положение сиротку, невесту или жену, проходя через различные препятствия. Присутствуют в волшебных сказках и образы Дубового (Тумо патыр ), Соснового (Пÿнчо патыр ), Елового (Кож патыр ), Каменного (Кÿ патыр ), Тестяного (Нöнчык патыр, Лашка патыр ), Железного (Кÿртньö патыр ) богатырей, великаны, простые люди. Они наделены положительными качествами, являются любимыми и уважаемыми народом персонажами.

Бытовые сказки не теряют связи с волшебными. В них также развиваются действия в реальном быту иногда с фантастическими элементами, герои - обычные люди. К бытовым сказкам относятся и новеллистические, сказки-небылицы и анекдотические устные рассказы (сайыр, потике, масак ). Они в острой, шуточной форме, правдиво отражали сложившиеся в обществе настроения, установившиеся традиции семейной, общественной жизни, представления о добре и счастье. Шутки, как считали марийцы, выражают правду и могут спасти человека от ранней старости.

Былички

Былички (ужмо-колмо ) об увиденном и услышанном, страхи (лÿдыкш ), рассказы о встречах с лешими (таргылтъш нерген ойлымаш ), рассказы о встречах с чертом (ия ужмо нерген ойлымаш ) имели большую популярность у марийцев. Они связаны с традиционным мировоззрением, мифологическими представлениями народа. Марийские былички как мифологические рассказы возникли в связи со стремлением людей понять и объяснить таинственные явления в окружающем мире, встречи человека с различными сверхъестественными существами. В них наиболее полно отражены народные верования и представления об окружающих людей земных или подземных таинственных сверхъестественных силах, душах преждевременно умерших людей (колышын шÿлыш ), домовых (пöрт оза ), банных (монча оза ) и полевых (пасу оза ) духах, чертях (ия ) и т.д..

Заговоры и заклинания

Сведения о древних мифологических воззрениях марийцев содержатся в заговорах и заклинаниях. Заговоры имели различную направленность: предохранительную (от порчи), лечебно-целительную (от болезни), любовную (для приворота и, наоборот - для отворота). Они применялись марийцами для достижения желаемого в виде особых словесных формул во время традиционных ритуальных обрядов, молений, при болезни людей.

Предания

Хранилищем исторических знаний марийского народа являются предания (тоштымарий шомак, тоштымары шая ), рассказы о давно прошедших событиях. Важное место в устном народном творчестве марийцев занимают легенды (тоштыеҥ ой, тоштышая ). Древняя легенда о великане Онаре - наиболее распространенная среди них.Много легенд связано и с другими известными в народе богатырями - Чоткаром , Чумбылатом (Горный Великий человек или Кугурак). Они являлись символами исполинской силы и мужества, используемыми в борьбе со всякого рода поработителями. Марийские предания отражают историческую, национальную, социальную, бытовую жизнь прошлых веков. Они дают своеобразную информацию о наиболее значимых исторических событиях большого периода времени. В многочисленных преданиях сохранились мотивы о переселении предков со стороны Нижегородского, Костромского краев, в них показана и встреча предков с лесным племенем овда (предания об Овде), о марийско-булгарских, марийско-удмуртских, марийско-чувашских контактах. Предания освещают также историю появления топонимов, генеалогию некоторых родов, историю происхождения этнических групп марийцев. В преданиях сохранились воспоминания о нашествии Чингисхана, о совместной борьбе марийцев и русских за присоединение Марийского края к Московскому государству, о черемисских войнах. Цикл преданий, связанных с войнами против Казанского ханства, запечатлел образы горномарийских князей Акпарса, Аказа , луговомарийских - Йыланды, Болтуша, Пашкана, Тотара - отважных предводителей народа. Сохраняются предания, посвященные участию марийцев в антифеодальной борьбе под руководством Степана Разина, в крестьянской войне, возглавляемой Емельяном Пугачевым.

Песни

Особое развитие в фольклоре марийского народа получил жанр песни. Народные песни развивались в тесной связи с национальными особенностями истории, быта и культуры народа. Они хранили информацию о прошлой жизни народа, пережитки древних поверий, служили заклинанием и оберегом человека, величали и развлекали его. Марийским народом создано множество мелодичных, наполненных глубоким смыслом лирических песен, в которых выражались его лучшие качества: простота и открытость, скромность, деликатность, терпимость, трудолюбие, почитание родителей, любовь к родному краю. Песни сопровождали трудовые процессы, праздники, игры, танцы, семейные обряды. Древние образы ритуальных песен не полностью дошли до настоящего времени. Сохранились лишь фрагменты в виде речитативов-приговоров, заклинаний, сопровождавшие отдельные магические приемы.

Песенный фольклор марийцев делится на две большие группы - обрядовый и необрядовый. В древние времена в песенной форме исполнялись легенды, сказки (муро йомак ). Бытовали исторические песни «Песня о малмыжском князе Болтуше», «Песня об Акпарсе», «Рознега» и др.

Обрядовые песни были тесно связаны с календарными народными праздниками, семейно-родовыми торжествами. Календарно-обрядовые песни исполнялись в определенное время года, регламентированное аграрным календарем. Особенностью их являлось присутствие образов, связанных с плодородием, с пожеланием благополучия в хозяйстве, с трудовой деятельностью человека. Со временем пласт этих песен претерпел значительные изменения, и постепенно они были вытеснены массовыми необрядовыми песнями.

Более устойчивыми оказались песни, сопровождавшие семейные обряды и обычаи. До настоящего времени сохраняются в быту колыбельные песни (аза малтыме муро ).

Много песен исполнялось на празднике инициации девушек Девичьем пиру (Ӱдыр сии ). Песни Девичьего пира по содержанию самые архаические. Они сохранили мифологические образы богинь Юмын ÿдыр (дочь бога), Пиамбар ÿдыр (дочь бога Пиамбар), которые являлись покровителями праздника, Вÿд Ава (богиня Матери воды), Мланде Ава (богиня Матери земли).

Богатством поэтических сравнений, жанровой спецификой отличались свадебные песни (сÿан муро ) марийцев. В состав свадебной поэзии входили различные ритуальные песни: исполняемые во дворе жениха, по пути к дому жениха, в его доме. Песни невесты напоминали по содержанию и тематике сиротские песни.

Поминальные песни (колышым ужатыме муро ) исполнялись во время поминок в сороковой день, в годовщину смерти. Они напоминали плачи. В песнях-плачах выражалась скорбь, грусть, тоска.

Большое развитие в марийском фольклоре получили необрядовые песни. Среди них выделяются трудовые, бытовые, гостевые, сиротские, рекрутские, разбойничьи, шуточные песни, песни-раздумья и т.д.

В народной лирике довольно большое место заняли любовные песни. В них отражались самые сокровенные чувства исполнителей: переживания первой любви, ожидание первого свидания, горечь разлуки, восхищение природой. В конце XIX - начале XX веков эта лирика нашла продолжение в частушках (такмак , лудышмуро ). Частушки часто сопровождали игры (мурен модмаш ) и пляски (мурен куштымаш ).

Повсеместное распространение получили песни-раздумья о жизни, празднично-гостевые или застольные песни.

Инструментальная музыка

С песенно-танцевальным исполнительством марийцев, с праздничной обрядностью тесно связана инструментальная музыка. Волынка, барабан, гусли, разного рода свирели, а с XIX века, вошедшая в состав национальных инструментов, гармоника сопровождали все праздники и обряды, молодежные гулянья и увеселения. В начале XX века и последующие годы распространение получают балалайки, гитары, скрипки, баяны. Инструментальная музыка имела издавна и самостоятельное значение. Она выполняла магическую сакральную функцию в религиозных языческих обрядах и ритуалах. Например, на гуслях исполнялась ритуальная мелодия в священных рощах кÿсото во время языческих молений. В настоящее время народные музыкальные инструменты, кроме гармони и барабана, почти не используются в быту. Но их можно видеть и слышать на фольклорных праздниках, фестивалях, концертах. Игре на древних марийских инструментах обучают сегодня в Республиканском колледже культуры и искусств им. И.С. Палантая, во многих музыкальных школах республики открыты классы по обучению игре на гуслях.

Народная драма

В фольклоре марийского народа значительное место занимает народная драма. Она сформировалась на основе древнего театра масок животных и ярко проявлялась в играх в святочные дни. К ранним театрализованным представлениям относились сцены охоты, рыбной ловли, выделки кожи, прядения, косьбы и другие. Существовало два основных типа театрализованных представлений: ритуальные (календарные, свадебные, поминальные драматизированные обряды) и неритуальные, светские народные драмы, в которых отображалась реальная жизнь марийского народа. В народной драме получили развитие такие виды драматических произведений, как комедия, интермедия, дивертисмент, сатирические песни-монологи, рассчитанные на игру одного актера. В них обличались пороки судопроизводства, бездушие и произвол армейских офицеров, высокомерие землеустроителей, жадность служителей церкви, скупость, леность, склонность к пьянству и курению табака.

Народный фольклор сыграл большую роль в развитии марийской литературы, культуры, искусства. Основоположники марийской литературы С.Г. Чавайн, Н.С. Мухин, М. Шкетан, В.М. Васильев, Г. Микай и другие заимствовали из фольклора и манеру повествования, и целые произведения, сюжеты. На основе фольклора были созданы такие произведения, как героическая драма С.Г. Чавайна «Акпатыр », музыкальная драма С.Н. Николаева «Салика », роман Н.В. Игнатьева «Савик », поэма Олыка Ипая «Волк » и др.

Фольклор оказывает значительное влияние на различные виды профессионального искусства. Народными песнями обогащены оперы Э. Сапаева «Акпатыр », И. Молотова «Элнет », Э. Архиповой «Алдиар », легендарными мотивами овеяны балеты А. Луппова «Лесная легенда», А. Яшмолкина «Живой камень». Благотворно его влияние и в изобразительном искусстве. На основе легенд создали героические образы художники И.А. Михайлин, А.И. Бутов, Б.С. Пушков, И.В. Ефимов; образ счастливой крестьянской жизни утверждается в графике З.Ф. Лаврентьева, в полотнах И.М.Ямбердова, Н.В.Токтаулова. В их творчестве фольклорные мотивы и образы используются для выражения идей единства человека с природой, гармонии в мире, человечности, добра и справедливости. Фольклорные традиции присущи современной музыке и песенному творчеству композиторов. А. Яшмолкин,В. Алексеев, Ю. Евдокимов, В. Захаров, С. Маков, и другие развивают народное песенное творчество, воспроизводя и сохраняя лучшие традиции народной лирики.

Подлинными хранителями фольклорных традиций стали народные фольклорные коллективы. Возрождение фольклорных традиций на концертной сцене вызывает всплеск зрительских эмоций. Фольклорно-этнографический коллектив «Марий памаш » (Марийский родник), организованный в середине 70-х годов прошлого века, стал первым коллективом, который ознакомил с марийским народным творчеством зрителей многих европейских стран. Вслед за ним возникли другие фольклорные коллективы. Сегодня народное искусство пропагандируют известные на всю республику фольклорные ансамбли «Марий памаш », «Пеледыш » (Цветок), «Эрвел марий » (Восточные мари), «Чодра сем » (Лесные напевы), «Эреҥер », «Аршаш » (Венок), «Марий сем » (Марийские напевы), «Мурсескем » (Песенные россыпи), «Шанавыл » (Радуга) и другие. Плодотворно работают детские фольклорные коллективы «Изи памаш » («Родничок», РНМЦ НТ и КДД), «Узоры » (Центр образования №18 г.Йошкар-Олы), «Гармонь » (Дом творчества юных г. Йошкар-Олы), «Шÿшпык » (Соловушка) (Большелумарский дом культуры Новоторъяльского района), «Эрвий » (Юность) (Карайский центр досуга Волжского райна) и др. Они исполняют марийские народные песни, танцы, воспроизводят на сцене забытые детские игры. Эти коллективы являются лауреатами республиканских и Всероссийских фольклорных конкурсов и фестивалей, смотров детского народного творчества.

Старший научный сотрудник
Антонова Д.А.

История музыкальной культуры марийцев

Фольклор марийцев представлен такими жанрам, как исторические предания, мифологические рассказы, пословицы, поговорки и т.п. Среди самобытного творчества марийцев особо выделяют обрядовые мелодии, их исполняли при семейных обрядах, проводах в солдаты и т.д.

Особенность марийского фольклора - особый характер напева. Особенно разнообразны свадебные песни, которые сопровождают каждый этап свадебного обряда.

Прогрессируют марийские напевы с протяжной интонацией. Ритмично исполнялись плясовые песни и частушки. Марийские частушки на родном языке очень схожи с русскими. Марийцы сохранили древние инструменты,традиция игры на которых отличает их от других народов. Инструментальное творчество тесно связано с песенным и хореографическим творчеством. Музыканты считались самыми дорогими гостями на свадьбах и других деревенских праздниках. Позднее гармонь затмила все остальные инструменты. И сейчас она играет значимую роль в праздничной и семейно - обрядовой жизни марийцев. Прикамские марийцы лучше всех сохранили национальную культуру и быт. Но в настоящее время ни в одной марийской деревне Пермского края не совершаются общественные моления с жертвоприношениями.

Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни.

Первые попытки гармонизации марийских мелодий были предприняты в начале XX века.

Музыкальная культура мари была представлена исключительно народным творчеством. Основным жанром музыкального фольклора с далёких времён является лирическая песня.

б)луговую

в)восточную

Песни этих групп различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т.д. Большинство марийских песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для восточных песен характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами. Большинство мелодий горных песен включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных марийских песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер.

В марийских песнях мелодии очень схожи, часто на одну мелодию накладывают разные слова и исполняют.

Жанры марийских песен

Песни записанные в экспедиции Суксунского района

Гостевая улошная песня «Айда йолаш каена»(«Ваши гости будут рады»)

Песня двухголосная, поется в грудном регистре. Тональность ре минор. Размер 5/4. Ритмический рисунок ровный. Диапазон 1,5 октавы - ре малой октавы - ля первой октавы. Куплетная форма. Мелодия волнообразная, встречается скачок на кварту.

1. Айда олташ каена

Им Вуд серым

Ший вуд серым, ший Вудшам

Ой, подъелаш, подъелаш. - 2раза

2. Ший Вуд серым

Ший вудшим оно падья

Ший Вуд серый ший отмажья

Ой, кунчалаш. Кунчалаш. -2раза

3. Айда йолташ каена

Сар олокаш

Сар кукушпаш, сар мурыжым

Ой, кольшташ, кольшташ. - 2 раза

4. Айда йолташ каена

Мор Аркашке

Мор Аркашке, мор саськажем

Почалаш, почалаш. - 2 раза

5. Мор аркаште мор

Саськажем оно ног

Сар шушеньемы жьем

Кольшташ, кольшташ. - 2 раза

6. Айда йолташ каена

Ял мучашке

Ял мучашке гармонь

Йукьем кольшташ.-2 раза

7. Ял мучаште гармонь

Йуовель она кольел

Ял мучаште гармонисты

  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 177

Глава 1. Жанры марийского детского фольклора.

1.1. Колыбельная поэзия: Колыбельные песни. Пестушки.

Потешки. Прибаутки.

1.2. Внеигровой фольклор: Заклички. Приговорки. Дразнилки.

Игры словами. Скороговорки. Палиндромы.

1.3. Игровой фольклор: Марийские детские игры. Считалки.

1.4. Загадки.

1.5. Сказки.

1.6. Страшилки.

Глава 2. Художественные особенности марийского детского фольклора

2.1. Лексические особенности жанров марийского детского фольклора (Детский толковый словарь).

2.2. Использование различных типов междометий в жанрах марийского детского фольклора

Глава 3. Детский фольклор как средство народной педагогики.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Марийский детский фольклор»

Марийский детский фольклор - неотъемлемая часть устно-поэтического творчества марийского народа.

Термин «Марийский детский фольклор» вошел в марийскую фольклористику сравнительно недавно. Из жанров детского фольклора изучены такие жанры, как сказки, загадай, былички. Колыбельная поэзия, малые жанры игрового и внеигрового фольклора остались без внимания исследователей.

Специальных работ, посвященных исследованию проблем детского фольклора, в марийской фольклористике практически не имеется. Не рассматривался марийский детский фольклор и с точки зрения народной педагогики.

Предлагаемая работа представляет собой первую попытку исследования некоторых аспектов марийского фольклора для детей: жанровый состав, идейно-тематическое содержание и их художественное своеобразие. В ходе работы над диссертацией был изучен и систематизирован обширный архивный и полевой материал, которые послужили базой для классификации жанров и их сопоставления с детским фольклором других народов. Сказанным и определяется научная новизна исследования. Являясь частью народной педагогики, детский фольклор имеет особое познавательное и воспитательное значение. Он помогает детям познавать окружающий мир, усваивать народную духовную культуру и формировать важные моральные человеческие качества, как трудолюбие, патриотизм, правдивость, героизм, честность, откровенность, неприятие лени, лжи, трусости и т. д. В настоящее время детский фольклор вызывает большой интерес у специалистов, занимающихся воспитанием подрастающего поколения. Он используется на занятиях-играх в детских садах, в работе фольклорных коллективов, изучается на уроках родной литературы и используется во внеклассной работе и т.д.

В силу гуманности своего содержания и разнообразия художественной формы детский фольклор является благодатным материалом в работе писателей, композиторов, художников, создающих оригинальные художественные произведения для детей.

По определению О.И.Капицы, понятие «детский фольклор» включает в себя как «творчество взрослых для детей, так и детское традиционное творчество» (Капица, 1928:222). «Детский фольклор - это сложившаяся в веках народная поэзия, нераздельно соединенная с практической педагогикой», - справедливо отмечает В.П.Аникин (Аникин, 1984:184).

Принимая во внимание многообразие, а также различие произведений марийского детского фольклора по происхождению, тематике, функции и богатству изобразительных средств, можно выделить две группы:

1) произведения, созданные и исполняемые взрослыми для маленьких детей (так называемый фольклор пестования);

2) произведения, созданные и исполняемые самими детьми.

Произведениям марийского детского устно-поэтического творчества свойственен простой язык, строгая логическая последовательность изложения, педагогическая нацеленность и ярко выраженный национальный колорит.

В соответствии с возрастными особенностями в них четко разграничивается «светлое» и «темное», а мир изображается ярким и красочным. Народ веками отшлифовывал, оттачивал их, сохраняя самое лучшее.

Актуальность исследования марийского детского фольклора определяется малоизученностью темы, а также отсутствием в марийской фольклористике систематизации произведений этой обширной группы. Следует отметить, что и в фольклористике финно-угорских народов нет специальных исследований, посвященных анализу материалов детского фольклора в сравнительном или сопоставительном плане.

Кроме того, в диссертации детский фольклор рассматривается и как мошное средство воспитания подрастающего поколения, что делает тему исследования особенно актуальной.

В марийском детском фольклоре четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь, педагогических функций. Следовательно, изучение детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомерно. «Детский фольклор вызван к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа», - писал Г.С.Виноградов (Виноградов, 1930: 116).

В настоящее время, когда разрушаются создаваемые народом десятилетиями идеалы, когда средства массовой информации пытаются привить детям чуждую культуру, проблема изучения детского фольклора становится крайне актуальной. Самый действенный, самый щедрый импульс духовности человек получает через народную педагогику, с ее неоценимым источником и средством - детским фольклором.

Главная цель работы заключается в создании классификации жанров марийского детского фольклора; в выявлении национального своеобразия произведений малых жанров.

Данная работа по существу является первым опытом научного анализа марийского детского фольклора. Основное внимание автор акцентирует на колыбельной поэзии, на связанной с ней терминологии и возрастной градации.

Тексты в работе рассматриваются в сопоставлении с материалами детского фольклора финно-угорских и соседних народов.

Основной задачей исследования является создание общего представления о содержании и объеме понятия «марийский детский фольклор»; рассмотрение художественного своеобразия детского фольклора и его функциональных особенностей.

В основу исследования положены сравнительно-исторический метод и общетеоретические работы ведущих фольклористов в области детского фольклора (О.И.Капица, Г.С.Виноградов, М.Н.Мельников, В.П.Аникин, Э.В.Померанцева и др.), этнографов (Г.В.Верещагин, Б.Г.Гаврилов).

Источниками исследования послужили работы, изданные Русским Географическим обществом, Финно-угорским обществом в Финляндии на финском, немецком, венгерском языках.

В работе над диссертацией использованы рукописные материалы, хранящиеся в научных фондах Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М.Васильева, исследования марийских фольклористов А.Е.Китикова, С.С.Сабитова, И.С.Иванова, В.А.Акцорина, а также публикации, напечатанные на страницах республиканских детских периодических изданий (журналов «Пионер йук» и «Кече», газеты «Ямде лий!»).

Основная часть материалов исследования собрана автором в полевых экспедициях 1994 - 2001 годов в более чем в 30 населенных пунктах республики Марий Эл (Сернурский, Куженерский, М-Турекский, Моркинский районы), Башкортостане (Мишканский район), Татарстане (Агрызский район).

Апробация работы. Результаты исследования по теме диссертации обсуждались на заседаниях кафедры марийской литературы Марийского государственного университета, отдела фольклора и искусств Марийского ордена «Знак почета» научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М.Васильева. Основные положения и выводы данной работы были одобрены. Основные положения своего исследования автор изложил в докладе, зачитанном на Российско-американской конференции финно-угроведов (Йошкар-Ола, 1997), на педагогической ассамблее «Национально-региональный компонент в образовании» в рамках международного симпозиума «Финно-угорский мир и XXI век» (Йошкар-Ола, 1998), на ряде региональных и республиканских конференций («Краеведение в школе. Опыт и перспективы», Йошкар-Ола, Марийский институт образования, 1997 г., 1999г., 2001 г.), на межрегиональном семинаре-практикуме для руководителей и специалистов Марийских культурных центров, действующих за пределами республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола, 2001).

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Основные положения данной работы могут быть использованы при составлении теоретических и практических курсов по марийскому фольклору на отделениях марийского языка и литературы МарГУ и МГПИ им. Н.К.Крупской, при написании учебных пособий по фольклору для студентов филологических факультетов высших учебных заведений, учебно-методических пособий для национальных школ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

  • Русская детская литература XX в. и детский фольклор: Проблемы взаимодействия 2002 год, доктор филологических наук Лойтер, Софья Михайловна

  • Традиционный песенный фольклор народов Дагестана в самодеятельном художественном творчестве 2002 год, кандидат филологических наук Мугадова, Мариян Велихановна

  • Традиция как действительность культуры: На материале мокшанского и эрзянского детского музыкального фольклора 1999 год, кандидат культурол. наук Ерюшкина, Ольга Степановна

  • Становление и развитие марийской детской литературы 2000 год, кандидат филологических наук Бурков, Леонид Николаевич

  • Русский детский внеигровой фольклор (стихотворные жанры) 1984 год, кандидат филологических наук Новицкая, Марина Юрьевна

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Петухова, Алевтина Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У марийского народа так же, как и у любого другого, в течение веков развивалась особая устная народная поэзия, предназначенная для детей. Она сопровождала человека в детстве, играла большую роль в познании мира, эстетическом и нравственном воспитании, пробуждала интерес к творчеству, воспитывала любовь и уважение к народным традициям.

В марийской фольклористике до настоящего времени не было специальных работ, посвященных исследованию проблем детского творчества. Данное исследование является первой попыткой рассмотрения марийского детского фольклора как неотъемлемой части устно-поэтического наследия марийского народа, обобщения и жанровой систематизации произведений.

Впервые был изучен и систематизирован обширный архивный, полевой материал диссертанта, опубликованная литература, служившая базой для научной классификации жанров и их сопоставления с детским фольклором других народов.

В диссертации рассматриваются художественное своеобразие колыбельных песен, пестушек, приговорок, потешек, прибауток, являющиеся основными жанрами поэзии пестования и которые сопутствуют ребенку в ранний период его жизни. Надо отметить, что диссертантом введены в марийскую фольклористику марийские термины обозначения жанров поэзии пестования: «малтыммур» (колыбельная песня), «онгарчык» (пестушки), «овгайчык» (потешки), «мыскаранчык» (прибаутки), «йук-онгартыш» (заклички), «сбрвалтыш» (приговорки), «лумдылтыш» (дразнилки), «мутмодыш» (игры словами), «лудыктыш» (страшилки).

Следует отметить, что импровизация является одной из характерных черт исполнения марийской колыбельной песни. С этой точки зрения марийские колыбельные можно разделить на две группы. Первую составляют песни с изменяющимся, импровизированным при исполнении текстом, вторую - песни с постоянным, устойчивым текстом.

По степени сложности марийские колыбельные песни, как и колыбельные других финно-угорских народов, могут быть объединены в три большие группы. Для колыбельных первой группы важна мелодия, для них характерно повторение определенных звуковых сочетаний, убаюкивающих ребенка. Вторую группу составляют колыбельные песни с более сложными текстами. Обычно в них, обращаясь к младенцу, мать сулит ему что-то приятное, хорошее. В третью группу вошли колыбельные, полностью построенные на обращении матери к ребенку, который уже реагирует не только на голос матери, но и на слово, понимает ее речь. Тематически колыбельные третьей группы могут быть разделены на два вида: а) песни, повествующие о будущем ребенка; б) песни о трудах и заботах отца и матери.

Тесно связаны с колыбельными песнями пестушки и потешки. Они сопровождают ребенка в первые месяцы жизни. В основном это словесные формулы, высказываемые при пеленании, потягивании и купании ребенка. Характерным признаком произведений указанных жанров являются палеология или повтор отдельных слов и словосочетаний.

Как правило, все предметы и вещи, фигурирующие в потешках и пес-тушках, называются в них ласковыми именами, понятными детям в этом возрасте. Это так называемые детские слова (дига, коко, мбмо, ньоньо и т.д.).

Тексты марийских пестушек не всегда являются постоянными, четко оформленными, часто они бывают импровизированными.

Таким же образом взрослыми составляются и тексты потешек - коротеньких песенок, сопровождаемых простейшими элементами игры с пальцами, ручками и ножками ребенка. Часто потешки строятся на сравнении, например, ручки малыша сравниваются с кленовым листом, ножки - с дубовым.

Следующие группы рассмотренных нами произведений относятся к вне-игровому фольклору - заклички и приговорки. Эти жанры связаны с древней языческой мифологией, глубоко вошедшей в быт марийского народа. Со временем обрядовые магические действия утратили свое первоначальное значение и стали игрой, в них было внесено много занимательного и забавного. Песен-ки-заклички в основном состоят из двух частей: в первой - обращение к солнцу, дождю т.д., во второй - обращение к божьей коровке, улитке и т.д., с обещаниями вознаграждения за выполнение просьбы или мотивировка самой просьбы.

Скорей всего марийские заклички-обращения к дождю восходят к языческому обряду вызывания дождя. Видимо, древние обрядовые действия сопровождались словесными призывами, а сам обряд имел магическое значение. Со временем некоторые обряды перешли в детский игровой репертуар. Решающее значение в бытовании закличек в наши дни имеет игровой элемент.

В работе также исследуются приговорки-обращения к птицам. К ним близки звуковые подражания пению птиц. Начальные слова в этих песенках -обычная имитация естественных звуков природы. Как правило, лексического значения они не имеют, фонетически оформляются в соответствии с языковыми законами и поэтому узнаваемы. В марийском фольклоре наиболее распространенным является образ ласточки.

Кроме того, в работе рассмотрены марийские детские подвижные игры и связанные с ними считалки, дразнилки, а также игры со словами, скороговорки, палиндромы.

Все исследователи детского фольклора в своих работах выделяют игровой фольклор, к которому относят произведения, исполнителями и потребителями которых являются сами дети. Эти жанры бытуют самостоятельно. Они имеют немало общих черт с детскими играми других народов Поволжья и Русского Севера. Их структура лишена в целом яркой национальной самобытности. Однако большая часть марийских национальных игр, начиная со способов построения игроков и жеребьевок и кончая игровым фольклором и игровыми наказаниями, очень своеобразна и придает игре национальный колорит.

В последнее время традиционные народные игры утратили свое былое значение и популярность в детской среде. Игровой репертуар стремительно беднеет и сужается. В некоторых играх, еще бытующих в марийском детском коллективе, многие традиционные элементы заменяются новыми. Постепенно из игрового репертуара уходят и исчезают считалки, которые прежде занимали значительную часть игрового времени. Для национальных игр характерна связь с условиями труда и быта народа, проживающего в лесном краю. В зависимости от характера содержания марийские игры условно можно

разделить на следующие группы: игры бытовые, игры производственные, игры земледельческие, игры семейные и игры спортивные.

Одним из основных компонентов игры с давних пор является считалка -своеобразная игровая поэтическая миниатюра, или, так называемая игровая прелюдия. Марийский термин «шотлеммут» (считалка) произошел от глагола «шотлаш» (считать).

Именно наличие счета является особенностью жанра и формирует его поэтику. Чаще всего употребляются числа первого десятка. Это объясняется, по-видимому, тем, что эти цифры наиболее доступны детскому восприятию.

Некоторые считалки построены по принципу искаженного счета. Это объясняется тем, что в древности марийцы большое значение придавали именно искаженному счету, искажениям имен во время охоты. Среди марийских считалок можно встретить также произведения с искаженным текстом, возникающие в основном в двуязычной среде.

По-видимому, из-за незнания других языков при употреблении фольклорного текста не все слова бывают понятными, и потому форма их наиболее приближается к родной речи, вводится смешная лексика. Звучные слова и словосочетания привлекают детей, и они увлеченно скандируют их. Иногда на искажение идут сознательно, находя удовольствие в самом словотворчестве, что ведет к появлению заумных считалок.

Главной характерной особенностью считалок является строгое соблюдение ритма. В марийских считалках ритмоорганизующим элементом, как правило, являются ударные слоги. С помощью аллитерации и ассонансов достигается их интонационная окраска.

В настоящее время считалки остаются одним из самых популярных жанров детского репертуара. Благодаря профессиональному творчеству писателей они обогащаются новым содержанием.

Ярким образцом детского словесного творчества являются дразнилки -весьма распространенный и популярный в детской среде жанр игрового фольклора. Песенки-дразнилки, песенки-насмешки представляют собой оригинальные и весьма забавные произведения детского словотворчества. Чаще это просто рифмованные прибавления к именам или прозвищам.

Дразнилки в большинстве случаев высмеивают внешность человека. Хотя дразнилки порой малоэстетичны, дети в своих играх без них не обходятся. В них осуждаются ябедничество, обжорство и лень, как бы в кривом зеркале высвечиваются пороки и недостатки, что способствуют их исправлению. Дразнилкам характерно применение вульгаризмов.

В работе исследуются и другие жанры детского фольклора - это игры словами, скороговорки, полиндромы.

Игры словами в последние годы, можно сказать, совсем исчезли из игрового репертуара детей. Практически забыта игра, которая называется «шо-лып ой» (тайный язык). Пик популярности этой игры пришелся на 40-60-е годы XX века. Играя, дети вставляют в слова какие-либо слоги или меняют слоги и слова местами. Более ловкие игроки могут высказывать закодированным языком целые выражения. Это сложная, но увлекательная игра.

Следующие жанры марийского детского фольклора, исследуемые в диссертации, это скороговорки и палиндромы. Они несут в себе ярко выраженную развлекательную установку. Что касается палиндромов, их в марийском языке очень много. Дети с удовольствием ищут и сочиняют их сами.

Далее объектом исследования становятся загадки. Бытование загадок в среде взрослых - явление распространенное. Однако, собиратели загадок отмечают, что более типичным является бытование их среди детей, причем детей всех возрастов. В обоих случаях загадки сохраняют присущую им издревле воспитательную функцию, развивают логическое мышление и смекалку.

В наше время детские загадки отличаются некоторой ограниченностью тематики, небольшими размерами. Дети выбирают загадки из школьных учебников, иногда создают сами. Традиционные же загадки извлекаются большей частью из фольклорных сборников.

На детском репертуаре детских загадок решающим образом сказались новые условия жизни. Много из старинного крестьянского быта современным детям уже непонятно. Поэтому архаичные загадки в настоящее время исчезли. вместо них появились новые. Много современных загадок посвящено книге, радио, предметам быта, нашла в них свое место и космическая тематика.

Следующие жанры детского фольклора, рассмотренные в диссертации -это сказки и страшилки.

Сказка - творчество взрослых и для взрослых. К детям из этого жанра перешло и нашло отклик только то, что соответствовало интересам и потребителям детского ума.

Поскольку сказки и загадки - основательно исследованная марийскими фольклористами область, в работе они рассматривались лишь в плане специфики детского восприятия и приверженности к ним детей.

Страшилки как жанр марийского детского фольклора в данной диссертации впервые стали объектом научного исследования. Марийские «лудыктыш», по русской терминологии «быличка», соответствует марийскому названию «ужмо-колмо» т.е. рассказы об увиденном и услышанном. Страшилки - это короткие устные рассказы со «страшным» сюжетом. Следует отметить, что страшилки - относительно новый и собственно детский жанр, отражающий характерные особенности детской психологии.

В диссертации впервые сделана попытка выявить лексические особенности детского фольклора, точнее детского языка. В ней положено начало собиранию материала для детского толкового словаря. Приведенными примерами из детской речи делается попытка доказать необходимость научного изучения детского языка, его лексики, для того, чтобы с его помощью восстановить утраченные марийские слова, прояснить этимологию некоторых слов, а также установить взаимовлияние и заимствование финно-угорских, тюркских и других языков. Впервые сделана попытка раскрытия тайны детского языка. В составленный автором марийский детский толковый словарь вошли слова, придуманные самими детьми для их общения и слова, придуманные взрослыми для обозначения предметов окружающего мира ласковыми и упрощенными словами.

В работе диссертанта впервые обобщается материал об использовании различных типов междометий в ряде жанрах марийского детского фольклора. Исследование показало, что больше всех междометий встречаются в произведениях марийского, а затем удмуртского детского фольклора. Без междометий не обходится ни одна из форм марийского детского фольклора. Они дают полезные сведения для истории языка, относятся к числу наиболее древних частей речи в финно-угорских языках. Поэтому они достойны быть объектом научных исследований.

В главе «Детский фольклор как средство народной педагогики» подчеркивается неразрывная связь детского фольклора с народной педагогикой, отдается должное традиционному народному воспитанию бабушек, дедушек, мам и пап с помощью произведений детского фольклора. В работе рассматривается система принятых в данной местности, данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одного поколения к другому и усваиваются ими, прежде всего как определенные знания, умения и навыки.

Нельзя не согласиться с мнением, что фольклор - это, действительно, художественная народная педагогика. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства, которую мы еще только пытаемся осуществить в школе.

При всем многообразии жанров марийского детского фольклора, при наличии параллелей с фольклором других народов, в нем ярко проявляется национальное своеобразие.

В наше время необычно расширились средства и формы распространения произведений детского фольклора. Они передаются по радио, телевидению, печатаются в газетах и журналах.

Итак, в диссертации выделено пятнадцать самостоятельных жанров детского устно-поэтического творчества, которые в соответствии с возрастом ребенка могут быть сгруппированы следующим образом: колыбельная поэзия (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки); внеигровой словесный фольклор (заклички, приговорки, дразнилки, игры словами, скороговорки, палиндромы, т.е. произведения взрослых, перешедшие в репертуар детей); связанный с играми игровой фольклор (детские национальные игры и считалки) и далее - самостоятельно бытующие в детской среде жанры - загадки, сказки, страшилки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Петухова, Алевтина Николаевна, 2002 год

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1984.

2. Аникин В.П. и Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество/ - Л.: Просвещение, 1983.

3. Ашмарин Н.И. Общий обзор народных тюркских говоров. - Баку, 1926.

4. Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. - Казань, 1918.

5. Баранцев А.Д. Детские считалки как фольклорный жанр // Вопросы развития жанра в русской литературе и устном народном творчестве: Ученые записки Калининского госуниверситета им. М.И.Калинина, 1970.

6. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - СПб, 1864.- Т. I.

7. Барташевич Г.А. Белорусский детский фольклор. Стихотворные жанры: Диссертация к.ф.н. - Минск, 1974.

8. Бахтин В.М. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. - Л.: Детская литература, 1990.

9. Василенко В.А. Об изучении современного детского фольклора /7 Современный русский фольклор: материалы и исследования. Изд. I. - М.: Высшая школа, 1956.

10. Василенко В.А. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Высшая школа, 1986.

11. Васильев В.М. Марий мутер = Марийский словарь. - М., 1928.

12. Васильев В.М. Марий калыкын йомакше, ойлымашыже, туштыжо, тошто мутшо, мурыжо = Фольклор. Сборник материалов по устной марийской народной словесности. - М., 1931.

13. Васильев В.М. Марий мут. Тошто гыч туьгалын таче марте ойлымо муро, тушто, йомак, пале, туныктымо мут, молыжат = Образцы народной словесности и литературного творчества мари. Вып. 1. - Казань, 1918.

14. Васильев В.М. Марла ойлымаш-влак. Калык ойлымо гыч колыштын, шке гыч шонен, кусарен возымашым савыктыме = Марийские рассказы. - Краснококшайск, 1926.

15. Василыдова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики = Заметки журналиста. - М.: Педагогика, 1983.

16. Ветухов А.С. Народные колыбельные песни // Этнографическое обозрение, 1982. №2.

17. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор Сибири. - Кн. I. - Иркутск, 1930.

18. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

19. Воскобойников М.Г. Об эвенской народной песне // Советская этнография, 1951. №1.

20. Гордеев Ф.И. Этимологический словарь марийского языка. Т.1, А-Б. - Йошкар-Ола, 1979.

21. Гордеев Ф.И. Слова детской речи, как предмет историко-этимологических изысканий // Вопросы марийского языка. - Йошкар-Ола, 1982.

22. Гребле В.П. Латышская колыбельная поэзия. - М.-Л., 1960.

23. Горький A.M. Собрание сочинений в 30-ти томах. - T.XXV. - М.: Гослитиздат, 1953.

24. Дмитриев С.Д. Марий йылме дене занимательный материал = Занимательный материал по марийскому языку. - Йошкар-Ола, 1981.

25. Дмитриев С.Д. Шочмо йылме = Родной язык. - Йошкар-Ола, 1993.

26. Долганова Л.Н. Удмуртский детский фольклор. Диссертация на соискание к.ф.н. - Ижевск, 1990.

27. Долганова Л.Н. Удмуртский детский фольклор: песенки, потешки, считалки, дразнилки. - Ижевск, 1992.

28. Евсеев В.Я. Колыбельные песни карел и других прибалтийско-финских народов // Вопросы литературы и народного творчества: Труды Карельского филиала АН СССР. Вып. 35. - Петрозаводск. 1962.

29. Емельянов П.Е. Тунгалтыш класслаште шочмо йылме кружок = Кружок родного языка в начальной школе. - Йошкар-Ола, 1979.

30. Зорин П.К. Как веселится черемисская молодежь? - «Вятские губернские ведомости», 1861. № 2.

32. Игры народов СССР / Сост. Былеева Л.В., Григорьев В.М. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

33. Известия общества о АИЭ при Казанском университете. Т. III (18801882). Т. IV (1884).

34. Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры: Изучение. Собирание обзорного материала. - Л.: Прибой, 1928.

35. Корнилов Г.В. Художественное слово в воспитании детей. - М.: Педагогика, 1977.

36. Калугина В.И. Русская народная игровая песня // Русский фольклор: Материалы и исследования. - Изд-во АН СССР, М.-Л., 1999.

37. Киткаева Л.С. Марийские былычки. Диссертация на соискание к. ф. н. - Таллин, 1998.

38. Китиков А.Е. Изучение межэтнических общностей и связей в марийской фольклористике // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983.

39. Китиков А.Е. Марийские народные загадки. - Йошкар-Ола, 1967.

40. Китиков А.Е. Фольклор в дореволюционных письменных памятниках на марийском языке // 200 лет марийской письменности. - Йошкар-Ола, 1973.

41. Китиков А.Е. Марийские народные загадки. - Йошкар-Ола, 1973.

42. Китиков А.Е. Современное состояние малых жанров марийского фольклора // Вопросы марийского фольклора и искусства. - Йошкар-Ола, 1990.

43. Китиков А.Е. Пире, пире, йолагай = Ленивый волк. - Йошкар-Ола, 1990.

44. Китиков А.Е. Модыш - уш погыш = Игра - копилка ума. - Йошкар-Ола, 1990.

45. Крылов В.В. Сескем = Искра. - Йошкар-Ола, 1994.47. «Кече» =«Солнце». - 1990-2001 гг.

46. Литвин Э.С. К вопросу о детском фольклоре // Русский фольклор. Вып. III.-М.-Л.: Наука, 1958.

47. Ложкина О.Н. Марийские народные игры как средство развития младших школьников // Крупицы опыта в помощь начинающему учителю начальных классов. - Йошкар-Ола, 1996.

48. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири: Диссертация к.ф.н.1. Томск, 1987.

49. Митрофанова В.В. Песня о девице-семилетке и ее славянские параллели // «Русский фольклор». - T.XI. - М.-Л., 1978.

50. Мухамедзянов P.M. Календарная поэзия Приикских татар Башкирии. - Уфа, 1982.

51. Махмутов Х.Ш. Мал золотник да дорог. - Казань, 1980.

52. Мухлынин А.Н. Прием обращения в народных колыбельных песнях // Вопросы поэтики литературы и фольклора. - Воронеж, 1982.

53. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. - Т.21., - М., 1961.

54. Мухаметзянов P.M. Жанры татарского детского фольклора // Фольклор народов РСФСР. - Выпуск 17.- Уфа, 1990.

55. Молотова Т.Л. Шочеш айдеме ош туняшке = Обычаи и обряды марийского народа, связанные с рождением ребенка // «Марий Эл». - 2000 г.25 марта.

56. Молотова Т.Л. Родильные обряды марицев // Полевые материалы Марийской этнографической экспедиции 80-х годов. - Выпуск 22. - Йошкар-Ола, 1993.

57. Матвеев С.В. Тушто-шамыч = Загадки луговых черемис Чебоксарского уезда. - Рукописный фонд библиотеки им. Н.Лобачевского Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина, фонд №7365.

58. Марийские народные сказки / Составители Е.А.Тудоровская и С.Эман. - Йошкар-Ола, Маркнигоиздат, 1945.61. «Марла Календарь» = «Марийский календарь».- 1908, 1909, 1910.

59. Померанцева Э.В. Детский фольклор // Русское народное творчество. - М.: Просвещение, 1979.

60. Переводчиков Е.А. Детские игры, преимущественно русские в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

61. Пенгитов Н.Т. Сопоставительная грамматика русского и марийского языков. Часть 1. - Йошкар-Ола, 1958. -■ 175 с.

62. Петров А.А. Фольклорные материалы (песни, загадки, сказки) и материалы для словаря Казанского уезда // РФ научной библиотеки имени Н.Лобачевского Казанского государственного университета имени В.И.Ульянова-Ленина. - Дело №2260.

63. Петухова А.Н., Крылов В.В. Шольым дене шотлена = Мы с братишкой считаем. - Йошкар-Ола, 1996.

64. Петухова А.Н. Писын лудаш тунемына = Учимся быстро читать. - Йошкар-Ола, 1995.68. «Пионер йук» =«Голос пионера».- 1932 №7; 1934 - №10-11.

65. Рочев Ю.Г. Детский фольклор коми. Диссертация на соискание к.ф.н. - Сыктывкар, 1972.

66. Рочев Ю.Г. Колыбельная поэзия коми // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. - Саранск, 1969.

67. Рыбникова М.А. Загадки, ее жизнь и природа // Загадки. - Л., 1935.

68. Радова И.Н. О художественном методе народной поэзии // Русский фольклор. - М.-Л., 1976.

69. Сабитов С.С. Марийские волшебные сказки. - Йошкар-Ола, 1992.

70. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов XIX начала XX вв. - М.: Наука, 1979.

71. Сави В. (Мухин). Илыш йук (Сылне мут) = Живой голос. - Краснокок-шайск, 1926.

72. Сави В. (Мухин). У корно. Кок ий тунемаш коштшо йоча-шамычлан луд-шашлык кнага = Новая дорога. Книга для детей второго года обучения. - Краснококшайск, 1924.

73. Садовников Д.Н. Языческие сны русского народа. - Детское чтение, 1976.

74. Таракина Э.Н. Мордовский детский фольклор. Диссертация на соискание к.ф.н. - Саранск, 1971.

75. Таракина Э.Н. Роль фольклора в детском воспитании // Семейные обряды мордвы: Традиции и инновации. - Саранск, 1984.

76. Тихомиров С.В. Поэтика русского фольклора: Учебное пособие для филологических факультетов университета. --М.: Высшая школа, 1990.

77. Татарские народные сказки / Составитель Х.М.Мухтаров. - Казань, 1956.

78. Усова А.П. Русское народное поэтическое творчество в детском саду // Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-е. - М.: Просвещение, 1969.83. «У вий» =«Новая сила»,- 1923 №1; 1929 - №2, №3; 1930 - №1.

79. Чавайн С.Г. Ойырен лукмо сылне мут-влак = Избранные литературные слова. - Йошкар-Ола, 1935.

80. Чуковский К.Д. От двух до пяти. - М., 1963.

81. Чуковский К.Д. Мастерство Некрасова. - М., 1956.

82. Четкарев К.А. Из истории собирания и публикации марийского фольклора до 1917 года // Труды МарНИИ. - Т.1. - Йошкар-Ола, 1945.

83. Четкарев К.А. Марий калык муро = Марийские народные песни. - M.-JL, 1951.

84. Шахнович М. Первобытная мифология и философия. Предистория философии. АН СССР. - Л., 1971.

85. Ягофаров Р.Ф. Колыбельные песни. - Казань, 1997.91. «Ямде лий» =«Будь готов» - 1935. 14 ноября; 1937. - 28 мая; 1939. -22 января; 1939. - 22 апреля; 1970-2000 гг.

86. Веке О. Volksdichtung und Gebrauche der Tscheremissen (Maris). - Budapest, 1951.

87. Веке О. Tscheremissische Texte. - Budapest, 1957.

88. Genetz A. Ost-tscheremissische Sprachstudien 1. Sprachproben mit deutscher Ubersetzung. - SUSA, VI1. - Helsinki, 1889.132

89. Paasonen H. Tscheremissische Texte. - SUST, LXXVIII. - Helsinki, 1939

90. Porkka V. Tscheremissische Texte mit Ubersetzung. Herausgegeben von Ar-vid Genetz. - SUSA, XIII. - Helsinki, 1895.

91. Ramstedt G.J. Bergtschertmissische Sprachstudien, - SUST, XVII. - Helsingfors, 1902.

92. Pasanen M. Tscheremissische Zeit - und Massbestimungen. - SUST, LII - Helsinki, 1924.

93. Wichmann Y. Volksdichtung und Volksbrauche der Tscheremissen. - SUST, LIX. - Helsinki, 1931.

94. Wichmann Y. Mutatvany az urzumi cseremiszek kolteszeteol. - Nyk, 38.-. Budapest. 1908.133

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни. Первые попытки гармонизации марийских мелодий были предприняты в начале XX века. Однако начало профессиональной марийской музыки было положено в 20-е годы и связано с творческой деятельностью первого национального композитора И.С. Ключникова-Палантая (1886-1926) . Марийский фольклор стал важнейшей основой процесса формирования профессиональной музыки. Ее зарождение, как и в других национальных республиках Поволжья, начиналось с вокально-хорового творчества. И.С. Палантай получил образование регента в Казанском музыкальном училище, стажировался на регентских курсах Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Творческая деятельность композитора связана с созданным им первым марийским хором при Марийском педтехникуме, для которого он писал обработки марийских народных песен и оригинальные сочинения песенного жанра. Самые известные хоровые сочинения композитора - «Кÿсле» (Гусли), «Вÿдшö йога » (Воды текут), «Йывырте » (Радуйся) и сегодня являются жемчужинами марийской хоровой музыки. После И. Палантая жанр вокально-хоровой музыки получил широкое развитие в творчестве Я.А. Эшпая, А.И. Искандарова, Н.А. Сидушкина. В творчестве названных композиторов расширилась тематика хоровой музыки, получили развитие новые жанровые разновидности.

В 30-е годы возникают первые профессиональные исполнительские коллективы. Была создана Хоровая капелла под управлением композитора, хорового дирижера А.И. Искандарова (ныне капелла носит его имя). В 1939 году капелла вошла в состав Ансамбля песни и пляски республики при созданной в 1938 году Марийской филармонии. В 40-50-е годы активно функционировал женский хор Радиокомитета (под управлением Н.А. Сидушкина). Большую популярность в 30-60-е годы получила песенная лирика и хоровые сочинения А. Искандарова («Не могу забыть», «Как мне быть», хоровые пейзажные зарисовки - «В лесу», «Кукушка» и др.). Значителен вклад в национальную вокально-хоровую музыку К. А. Смирнова. Его хоровые обработки отличаются яркостью звучания, картинностью, -«Туп-дуб-дуб», «Звонкоголосая гармонь» и др. Для музыки 70-90-х годов характерно стремление к циклизации хоровых миниатюр, обращение к крупным формам и жанрам. Были созданы первая марийская оратория С.Н. Макова «Муралтем мый йывыртен » (Я от радости пою) на стихи Й. Кырли, хоровой концерт Ю.С. Евдокимова, хоровая кантата В.А. Захарова «Чавайнлан семаршаш » (Венок Чавайну) на стихи С.Г. Чавайна. Сохраняется у современных авторов интерес к жанровой миниатюре (сочинения Ю.С. Евдокимова, В.М. Алексеева).

Симфоническая музыка в национальной культуре начиналась с инструментальных обработок народных песен, создания жанровых фольклорно-тематических сюит, картин, фантазий. Один из зачинателей марийской инструментальной музыки - Я. А. Эшпай («Марийский марш», «Марийская сюита» для симфонического оркестра, квинтет для деревянных духовых инструментов). Первые симфонические произведения марийских авторов носят народно-жанровый характер, преобладает метод орнаментального варьирования народно-песенных мелодий, наблюдается близость инструментального письма к вокально-хоровому. В последующие годы в творчестве К.А. Смирнова и Э.Н. Сапаева наметились два основных направления - драматического конфликтного и лирико-жанрового симфонизма. Ярким достижением марийской музыки стали 1 симфония и «Сернурская сюита» К. Смирнова, в ранг национальной классики вошли Симфониетта и «Торъяльская сюита» Э.Сапаева. В конце 70-х гг. новую сферу эпической образности развивает в симфонической музыке А.К. Яшмолкин (Симфония-поэма, Концертино-поэма). Драматическая напряженность характерна для симфонизма Ю. Евдокимова (1 и 2 симфонии 1978,1985 годах). В 70-е годы особенно активно начинает развиваться концертный жанр. Основываясь на национальном интонационном материале, А.Б. Луппов в 70-80 годах создает цикл концертов для деревянных духовых инструментов (флейты, кларнета, гобоя и фагота). Яркие образцы в концертном жанре представляют Концерт для флейты с оркестром В.М. Алексеева, Концертино для флейты и струнного оркестра В. А. Захарова, Концерт для скрипки с оркестром С.Н. Макова, Фортепианный концерт А.К. Яшмолкина, Элегия для гобоя и камерного оркестра В.Д. Кульшетова.

В национальной музыкальной культуре относительно поздно начали зарождаться крупные музыкально-театральные жанры - опера и балет. Первая марийская опера Э. Сапаева «Акпатыр », созданная по одноименной драме классика марийской литературы С.Г. Чавайна, появляется на сцене в 1963 году. Появление марийской оперы стало вехой в развитии национальной культуры. Она была поставлена объединенными силами приглашенных артистов-солистов, профессиональных музыкантов и самодеятельности города. Талантливый композитор создал историко-эпическое полотно о борьбе марийцев в рядах пугачевского восстания. В музыке оперы национальная мелодико-интонационная основа органично соединяется с классическими оперными формами. Вторая марийская опера «Элнет » И.Н. Молотова появляется в 1971 году. Она создана на основе одноименного романа С.Г. Чавайна и посвящена жизни марийской деревни в пореформенный период и первые послереволюционные годы. Третья национальная oпepa «Алдиар » Э.А. Архиповой, созданная по мотивам одноименной пьесы А.А. Волкова, повествует о событиях XVI века, связанных с христианизацией края.

Первый марийский балет «Лесная легенда» А.Б. Луппова поставлен по мотивам марийских народных сказок и легенд. Произведение вводит зрителей в волшебный мир леса, с которым издревле тесно связана жизнь марийцев. В основе драматургии лежит принцип лейтмотивных характеристик героев, показанных в конфликтном противоборстве доброго и злого начал. Музыка его поэтически претворяет марийские народно-песенные интонации. Премьера балета в 1973 году прошла с большим успехом. Последующие балеты А.Луппова, также связанные с национальной тематикой и мелосом: «Прерванный праздник», «Замок Шеремета». Из балетных произведений других современных авторов увидел свет рампы в 1984 году лишь балет «Живой камень» А. Яшмолкина. Сюжет балета, созданного на основе легенд, обращается к далекому историческому прошлому края, смутным временам родоплеменных войн.

Большую роль в подготовке музыкальных кадров сыграло Йошкар-Олинское музыкальное училище, основанное в 1931 году. Первоначально образовательное учреждение имело название Марийский техникум искусств. С 2006 года оно вошло в состав Республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая. С 1940 года существует Союз композиторов республики (ныне региональное отделение Союза композиторов России). Проводниками музыкальной культуры являются исполнительские силы республики. Старейший из них - Марийская государственная капелла им. А. Искандарова. Репертуар капеллы обширен, это произведения русской и зарубежной классики, сочинения зарубежных мастеров. Большое место в нем занимают произведения марийских композиторов, тесно связанные с народно-песенными истоками. Капелла исполняет музыку современных марийских авторов на фестивалях музыки республик Поволжья и Урала, представляет национальное искусство и за рубежом. В 2004 году капелла принимала участие во II Международном фестивале хорового искусства «Поющий мир» в городе Санкт-Петербурге и была удостоена памятной серебряной медали. В республике нет постоянного симфонического коллектива, однако в 70-80-х годах вел активную концертно-симфоническую деятельность оркестр музыкального театра под управлением В.Н. Бенедиктова, постоянно включая в программы произведения марийских композиторов. Сегодня симфоническая музыка звучит на концертах в исполнении оркестра Музыкального училища им. И.С. Палантая. Известен в республике и за ее пределами созданный в 1984 году С. Элембаевым оркестр народных инструментов «Марий кундем » («Марийский край»), - талантливый коллектив, дипломант Всероссийского конкурса, в репертуаре которого обработки народной песенно-танцевальной музыки, переложения сочинений марийских композиторов. Танцевальное искусство марийского народа отличается самобытностью и ярким национальным колоритом. Разнообразные по характеру и различные по манере исполнения народные танцы покоряют своей простотой, лиричностью, искренностью, раскрывая национальную душу, отражая особенности народного характера и темперамента. Танец является неотъемлемым атрибутом народного быта, обычаев, обрядов, верований. Танцы органично входили в состав обрядовых церемоний: исполнялись ритуальные танцы в свадебном, поминальном обрядах, существовали особые специфические танцы в обрядах календарного цикла. Сюжеты танцев и игровых увеселений разнообразны, тесно связаны с трудом и обычаями народа и отражают его жизнь. Во время весенних праздников в своих танцах и играх выражал надежду на хороший урожай, а осенью после окончания полевых работ радовался новому хлебу, прославлял добрых богов за их покровительство и щедрость. В древних танцах и играх видно подражание повадкам животных и птиц, в аллегорической форме изображались различные явления природы. Часто в играх и танцах изображалась борьба героя со злыми духами и нечистой силой.

Старинные марийские танцы подразделяются на два основных класса - обрядовые и бытовые. Среди обрядовых выделяются танцы-шествия и пляски особых персонажей, исполнявшиеся на поминках, свадьбах, обрядовых праздниках. Среди бытовых танцев известность получили танцы восточных мари «Веревочка», «Латкокыт » (Двенадцать), танцы с пением (мурен куштымаш ), танцы-игры «Пар кычалын » (Ищу пару), «Вÿд йоген » (Ручеек), «Строй».

Имея общую национальную основу, марийские танцы в разных районах проживания мари отличаются своеобразием. Сложилось много танцев с четким композиционным построением: «Кандыра » (Веревочка), «Вич мужыр » (Пять пар), «Ваш миен куштымаш » (Строй), «Кид совен куштымаш » (Хлопки). Марийские народные танцы органично входят в репертуар многочисленных фольклорных и фольклорно-этнографических ансамблей республики. Один из самых известных и именитых - фольклорный ансамбль «Марий памаш », созданный в 1975 году. Искусство самодеятельных артистов произвело огромное впечатление на фестивалях в Голландии и Испании, на концертных выступлениях в Эстонии. Активным пропагандистом марийского танца является танцевальный ансамбль «Рвезылык » («Молодость») при Республиканском колледже культуры и искусств.

Ведущим профессиональным исполнителем марийских национальных танцев является Государственный ансамбль танца «Марий Эл». Над постановками марийских танцев в 50-е годы работал заслуженный деятель искусств МАССР Н.М. Арбан. Большой вклад в развитие марийской танцевальной культуры внесли известные исполнители марийских танцев, заслуженные артисты МАССР - Н. Дружинина, Е. Данилова, А. Чеботкин, С. Асмаев. С 1975 года артисты ансамбля регулярно выезжали на гастроли за рубеж, коллектив выступал с концертами в Венгрии, Чехословакии, Мексике, Дании, Финляндии, ГДР, Франции, Бельгии. Государственный ансамбль танца «Марий Эл» является дипломантом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в городе Москве (1985 г.), других престижных наград.

Губина Мария Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Тазовская детская школа искусств
Населённый пункт: ЯНАО, Тазовский район, п. Тазовский
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальная и исполнительская специфика марийского музыкального фольклора
Дата публикации: 19.12.2017
Раздел: среднее профессиональное

МУЗЫКАЛЬНАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ СПЕЦИФИКА

МАРИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Выполнила преподаватель МБУ ДО Тазовская школа искусств

Губина М.В.

формирование

музыкальной

культуры

марийского

воздействие, как финно-угорские корни, так и контакты с другими этносами.

Важнейшее

музыкальном

фольклоре

занимает

обрядный

фольклор. В нем почти не сохранилось в системном виде календарно-обрядного

песенного фольклора. Древнейшими пластами национального фольклора являются

семейно-обрядные

свадебные,

поминальные

старинным архаическим пластам относятся также песни в сказках, песни-сказки,

ритуальные

фольклор.

локальны, специфичны для каждого музыкально-этнического диалекта. К образцам

старинного

традиционного

марийского

фольклора

относятся

празднично-гостевой традиции (застольные, величальные, благодарственные).

Для мелодики марийских песен характерны тенденция графичности линии и

преобладание принципа торжественно повторности в развитии. Кроме того, налицо

силлабичность песенной структуры, незначительность распевов. Все это придает

марийской мелодике строгую простоту и сдержанность.

Одной из особенностей марийской народной песни является отсутствие

внутрислогового

характерно

фольклора

(русского, татарского и т.д.). Безусловно, с внутрислоговым распева достигают

определенного развития. Например, сиротская песня луговых мари (Л. Викар 1966).

Марийская инструментальная музыка с давних пор была тесно связана с

обрядами,

вокальным

исполнительством.

музыкальные

инструменты,

напоминается

источниках XVIII

(волынка), тумыр (барабан), кусле (гусли), ковыж (варган), Приложение Б, рис. 1, 2,

3). В этнографической литературе XIX в. Мы находим упоминания в описании

других национальных инструментов – сурем пуч (урожайная труба), шыже пуч

(свирель)

(Приложение

половины XIX столетия среди марийского населения (в начале у горных, затем у

луговых) широкое распространение получает гармоника .

Инструментальная

марийцев

использовалась

сопровождение

народным

самостоятельное значение. Она выполняла магическую сакральную функцию в

религиозных языческих обрядах и ритуалах (использование сурем пуч, кусле в

религиозных обрядах).

Так же с марийским фольклором тесно связаны и танцы. Они сопровождают

своими изящными движениями марийские обряды и песни.

Марийские народные танцы поражают богатством ритмического рисунка,

россыпью дробей, пластикой рук и композиционной основой. Корпус в марийских

плясках чаще всего бывает прямым и спокойным, без резких движений, даже когда

исполнители

выбивают

движения

спокойные, придающие танцу впечатление широты и строгости. Мужчины более

подвижны. Положение головы в марийских танцах определяется их характером и

подчеркивает эмоциональное содержание.

различаются

характеру

исполнения,

композиционной выстроенности и лексическо основе и поэтому они делятся на

этнические группы: луговые, горные и восточные.

Говоря о восточных марийцах, сегодня можно сказать, что в танцах данной

этнической группы мало сохранилось хореографической лексики но в это же время

богатство

композиционного

«Кандыра»

(«Веревочка»),

«Кандаше»

(«Восьмерка»),

«Латкокыт»

(«Двенадцать»), «Ваш миен куштымаш» («Строй») и т.д.

Горномарийский же народный танец вполне композиционный построения –

«Горномарийская

круговая»

«Сормовская

Горномарийский

чрезвычайно богат – это многочисленные разновидности «елочек», «гармошек»,

притопов, каблучных движений и т.д. Он по своему образу легкий, воздушный,

грациозный.

Лугомарийский

наиболее

сохранил

древнемарийский

исполненные

горделивости.

Грациозности,

игривости,

плавности,

изяществом и красотой, и разнообразием танцевальной лексики и композиционного

построения.

марийской

пентатоника

(пятизвучные

бесполутоновые звукоряды), которая встречается и у других народов, например у

татар, башкир, чуваш и др. .

основном

марийской

используются

пятизвучного

бесполутонового звукоряда:

Так же используются звукоряды, построенные на звукоряде с полутоном:

На шестиступенном звукоряде неполной диатонической гаммы:

марийской

самостоятельных

звукорядов.

Песни марийцев в силу особых историко-географических условий можно

разделить на три основных характерных групп:

горно-марийскую;

луго-марийскую

Йошкар-Олинскую,

Моркинскую,

Сернурскую);

восточно-марийскую.

Песни этих групп имеют различные в ладовом, ритмическом отношениях,

различны по форме, по диапазону и т.д.

Песни горных мари (Горно-Марийский район, расположенный на правом

берегу Волги) строятся на звукорядах:

И имеют в основном двух частичную куплетную форму, состоящую из двух

периодов, где вторая часть обычно является тональным ответом, построенным

квинтой ниже или квартой выше.

Для лирико-повествовательных горных напевов мари свойственны широта и

распевность,

диапазон

достигающий квартдецимы.

В этих напевах преобладают размеры 2/4 и 4/4, встречаются 3/8, 6/8, часто

встречаются смешные размеры. Ритмический рисунок разнообразии. Танцевальные

мелодии горных мари строятся шестиступенном звукоряде с четким двухдольным

размером :

Не смотря на то, что песня луговым мари делятся на несколько групп по

территориальному принципу, но наряду с этим имеют свои отличительные черты.

Так для протяжных песен Йошкар-Олинской группы характерна 2-х частная

строением

периодом,

является

повторением первого. Такое строение расширяет ее диапазон до децимы.

Песни Йошкар-Олинской группы построены на звукоряде:

ритмического

протяжных

свойственны

Для плясовых характерен четкий ритм и 2-х дольный размер (Приложение

В луговых песнях преобладает бестерцовая пентатоника в пределах сексты

типа c-d-f-g-a (Йошкар-Олинские, Моркинско-волжские мари). Так же встречается

пентатонная мелодия мажорного наклонения, основанная на звукоряде c-d-e-g-a.

Моркинской

(Моркинский,

Сотнурский,

Волжский,

Звениговский районы) во многом схожи с предыдущей группой марийцев, но они

отличаются по ритму. Для них характерны 3-х и 6-ти дольные размеры. Особенно

распространены свадебные песни с четким ритмом и размером 6/8.

Сернурской

(Ронгинский,

Сернурский,

Торьяльский, Куженерский, Мари-Турекский и прилагающие районы Кировской

области) широко бытуют звукоряды:

Каждый из этих звукорядов тяготеет к определенному району (например: 1-

й к бывшему Косолаповскому, 2-й Сернурскому и Торьяльскому, 3-й к районам

Кировской области), но их можно встретить повсеместно.

Песни этой группы не широки по объему. В них преобладают 2-х, 3-х и 4-х

дольные размеры.

марийцев

Кировской

ритмическое строение (Приложение А, № 2).

Песни восточных марийцев (Белебеевский, Краснокамский, Мишкинский,

Калтасинский

Башкирской

населенные

марийцами

Свердловской и Пермской областей) находятся под влиянием башкирской музыки.

У восточных марийцев часто встречаются мелодии песен, основанные на

пентатонике с мажорной (c-d-e-g-a) и минорной (a-c-d-e-g) окраской. Композитор и

фольклорист

восточных

мажорного наклонения, что происходит, очевидно, под влиянием окружающих их

башкир» .

Мелодика восточно-марийских песен формируется из трихордовых попевок

преимущественно прямого движения на основе кварто-квинтового строя.

Наиболее часто встречаются звукоряды:

По форме песни восточных мари куплетны. Наиболее распространена 2-х

частная форма с повтором второй части. Диапазон песен в большинстве случаев не

превышает октавы.

Песни отличаются свободным и многообразным ритмическим строением

(часты размеры 4/4, встречаются 2/4, ¾, 7/4, 3/8, 5/8 и др.).

В старинных песнях часто встречаются смешанные размеры, в позднейших

– стремление к единой метрической структуре.

большинства

марийских

пятиступенная ладовая система (ангемитоника). Но наряду с этим для певческого

музыкального фольклора характерна и диатоника.

характерными

особенностями

марийского

музыкального

фольклора являются: синкретический характер исполнения – синтез вокального,

инструментального,

хореографического

изложения мелодики марийских народных песен. В современном исполнительском

творчестве

коллективы

народно-певческой

направленности

(профессиональных,

самодеятельных)

интерпретируют

марийской

традиционной

вокальной

изложения

(хоровых,

исполнения: однородные (мужские, женские) и смешанные.

ПРИМЕЧАНИЯ

Своеобразие

марийской

пентатоники

А. Т. Тимиркаев // Ончыко. – 2010. – № 10. -192с.

Марийские

народные

музыкальные

инструменты

[Электронный

ресурс] // Козьмодемьянск РМЭ.

Народный танец луговых мари [Электронный ресурс] // ГБУК РМЭ

«Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-

досуговой деятельности».

Резников Б. Марийская хоровая культура / Б. Резников. – Йошкар-Ола:

Мар. книж. изд-во, 1960. – 293 с.