Осветительные приборы

Какие группы растений бывают. Какие бывают растения

Какие группы растений бывают. Какие бывают растения

Природа очень разнообразна, существуют миллионы видов всевозможных организмов, обитающих в разных уголках Земли. Согласно систематике, все они делятся на две империи: неклеточные и клеточные. К первым относятся только вирусы, а вторая группа, в свою очередь, объединяет два домена: прокариоты (организмы, клетки которых не содержат ядра, а именно археи и бактерии), а также эукариоты (ядро присутствует). Привычные нам звери и цветы относятся ко второму виду. Эукариоты подразделяются на пять царств: хромисты, протисты, животные, грибы и растения. Именно о последних и пойдет речь в этой статье.

Роль растений

Без них невозможно представить жизнь на планете. Растения выполняют важнейшую функцию — фотосинтез, при котором выделяется кислород. Именно благодаря этим организмам, стала такой, какой мы ее знаем сейчас, — с высоким содержанием кислорода и озоновым шаром, защищающим от пагубного действия ультрафиолетового излучения.

Они также служат важнейшим источником органических веществ. Растения, можно сказать, «кормят» всю планету, ведь в любой пищевой цепочке именно они являются первым звеном.

Научная классификация

Каждому интересно знать, какие бывают растения, поэтому начнем с того, что рассмотрим их научную классификацию.

Все они разделяются на две большие группы: высшие и низшие. К последним относятся водоросли (четыре отдела: красные, бурые, синие и сине-зеленые). Высшие растения включают в себя шесть отделов: плауновидные, хвощевидные, моховидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Классификация растений выглядит следующим образом: отдел — класс — порядок — семейство — род — вид.

История изучения растений

То, какие бывают растения, с древности интересовало многих людей - как ученых, так и просто любознательных личностей.

Называться "отцом ботаники" по праву заслуживает античный греческий ученый Теофраст, который жил в 370-285 гг. до н. э. Он был одним из первых, кто начал исследовать тему о том, какие бывают растения. Он разделял их на различные группы по внешнему виду, периоду цветения и т. д.

Также масштабное исследование, связанное с растениями, провел древнеримский ученый Диоскорид. Он жил в первом веке до н. э. Ему принадлежит работа, в которой описаны свойства около шестисот лекарственных растений.

Ученым, который создал первую классификацию всех живых организмов, был Карл Линней. Его жизнь длилась с 1708 по 1778 г. В его работе «Системы природы» присутствуют и материалы о том, какие бывают растения. Цветковые он систематизировал по количеству тычинок в них.

Также выдающимися исследователем, посвятившим свои труды изучению растений, являлся Огюстен Пирам Декандоль (1778-1841). Ему принадлежит работа «Предвестник естественной системы растительного царства», в которой описано около 60 тысяч различных видов.

Также большой вклад в науку сделал Адольф Генрих Густав Энглер (1844-1930), который занимался усовершенствованием классификации растений. Ему принадлежат такие работы, как «Естественная система семейств растений», «Растительное царство», «Программа семейств цветковых растений», которые были созданы совместно с другими ботаниками. В них подробно описано, какие группы растений бывают. Кроме классификации, Энглер также занимался фитогеографией. Известными его работами в этой отрасли являются «Растительность Земли» в пятнадцати томах и «Мир растений Восточной Африки и близлежащих регионов».

Подробнее о разных классах растений

Каждый отдел растений делится на классы. Плауновидные имеют только один одноименный. К хвощевидным относится класс хвощёвые. Моховидные делятся на сфагновые, листостебельные, андреевые, политриховые, тетрафисовые, такакиевые мхи. В входит одноименный класс, а также сальвиниевые и псилотовидные. Голосеменные объединяют гинкговидные, саговниковые, гнетовидные и хвойные или сосновые.

Классы двудольные и однодольные. Сюда входит большинство привычных нам представителей флоры. К первому классу относятся бобовые, розоцветные, березовые, ореховые, тыквенные, ивовые, зонтичные, а также множество других семейств.

Ко второму — лилейные, орхидные, злаковые, банановые, луковые, ирисовые, пальмовые и другие.

Классификация растений по структуре их вегетативных частей

Раньше по такому принципу выделяли три группы: травы, кусты и деревья. Теперь же принято делить растения на семь жизненных форм. Это травы, суккуленты (с очень мясистыми стеблями, в которых содержится большое количество воды, сюда относятся кактусы, алоэ, каланхоэ, агава и другое), лианы, кустарники, полукустарники, деревья.

Другие способы классификации растений

Также их можно разделить на культурные, дикорастущие и сорняки. Первые — те растения, которые выращиваются человеком в определенных целях, их также можно систематизировать. Известный исследователь Н.И. Вавилов писал о том, какие группы культурных растений бывают. Эта тема интересна и многим другим. Культурные растения можно поделить на тринадцать групп. О них речь пойдет ниже.

Итак, какие группы культурных растений бывают?

О том, какие бывают культурные растения, можно подробнее узнать из книги Жуковского П. М. «Культурные растения и их сородичи», написанной в 1964 году.

Экологические группы растений

Растения, приспособившиеся к какому-то одному фактору внешней среды, имеющему важное формообразовательное значение, объединяют в экологические группы.

Экологическая группа – совокупность видов, характеризующаяся сходными потребностями в величине какого-либо экологического фактора и возникшими в результате его воздействия в процессе эволюции сходными анато-морфологическими и иными признаками, закрепляющимися в генотипе.

Экологические группы выделяются по отношению организмов к одному фактору среды (влага, температура, свет, химические свойства среды обитания и т.п.), однако границы между ними условны, и имеет место плавный переход от одной экогруппы к другой, что обусловлено экологической индивидуальностью каждого вида.

Основные экологические группы растений в зависимости от экологического фактора представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные экологические группы растений
Экологический фактор Экологическая группа
Влага Ксерофиты растения засушливых местообитаний
Мезофиты растения среднеувлажнённых местообитаний
Гигрофиты растения сильноувлажнённых местообитаний
Гидатофиты большая часть растения находится в воде
Гидрофиты водные растения
Температура Мегатермофиты жаростойкие растения
Мезотермофиты теплолюбивые растения
Микротермофиты холодостойкие растения
Гекистотермофиты очень холодостойкие растения
Свет Сциофиты тенелюбивые растения
Сциогелиофиты теневыносливые растения
Гелиофиты светолюбивые растения
Трофность почвы Олиготрофы растения бедных почв
Мезотрофы растения умеренно плодородных почв
Эутотрофы растения плодородных почв
Засоление почвы Гликофиты растения, не переносящие засоление
Галофиты солеустойчивые растения
Кислотность почвы Ацидофиты растения кислых почв
Нейтрофиты растения нейтральных почв
Базофиты растения щелочных почв
Почвенный субстрат Петрофиты растения каменистых почв
Кальцефиты растения меловых почв
Псаммофиты растения песчаных почв
Палюдозофиты растения болотных почв

По отношению к влаге

ксерофиты – растения, живущие в условиях значительного недостатка влаги (постоянного или временного) (виды родов: маслина, сорго, полынь и др.);

мезофиты – это растения, живущие на достаточных (не влажных и не сухих) почвах. К ним относятся большинство лесных и луговых трав, цветов, кустарников и деревьев: липа, береза, лещина, крушина, клевер, тимофеевка, костер, луговая овсяница и т.д.;

гигрофиты – это растения, живущие на сильно увлажненных почвах. К ним относятся многие виды папоротников, чаровница (цирцея), адокса, болотный подмаренник и т.д.;

гидатофиты – это растения, большая часть площади которого (или даже все растение целиком) находятся в воде. К ним относятся рдесты, кувшинки, кубышки, элодея (водяная чума) и т.д.;

гидрофиты – это растения, начинающий свой жизненный цикл в воде, но со временем стебли и листья которого покидают пределы воды. К ним относятся частуха, тростник, рис и т.д.

По отношению к температуре растения разделяютна экологические группы:

мегатермофиты – это растения без особых изменений переносящие высокие (свыше 35-40 градусов Цельсия) температуры. К ним относятсярастения пустынь и полупустынь: полыни (полынь белая, полынь поздняя, черная полынь, полынь Лессинга), мак павлиний, верблюжья колючка, элимус (волоснец), ковыль Лессинга, типчак, житняк, прутняк, ромашник, камфоросма, качим и т.д.;

мезотермофиты – это растения, живущие в «райских условиях», где температура никогда не поднимается выше 30 градусов Цельсия и не опускается ниже 20 градусов Цельсия. При повышении или понижении температуры эти растения практически сразу гибнут. К ним относятсярастения тропиков и субтропиков: бальзамин, бегония, драцена, жасмин, калатея, монстера, раффлезия, гевея, артокарпус, аукуба японская, бересклет японский, гибискус, камелия японская, ливинстона китайская, нандина домашняя, фатсия японская, жимолость японская, лигодиум японский, фикус крохотный, азалия и т.д.;

микротермофиты – это растения, вынужденные довольствоваться невысокой (ниже 20 градусов Цельсия) температурой. Вследствие этого у них краткий вегетационный период. К ним относятся растения умеренного и арктического поясов: яблоня, груша, береза, вишня, вяз, грецкий орех, дуб чересчатый, ива, каштан конский, клен остролистный, ольха, осина, рябина, тополь, черемуха, ясень, бузина, боярышник, ежевика, клюква, калина, все видылишайников и мхов и т.д.;

гекистотермофиты – очень холодостойкие растения, например лишайники.

По отношению к свету выделяют следующие экологические группы.

сциофиты (они же гелиофобы, теневые растения, тенелюбы) – это растения, живущие в замкнутых пространствах леса. Прекрасно чувствуют себя в полутемных и влажных лесных «коридорах». При воздействии прямых солнечных лучей свыше 20-30 минут погибают от перегрева. К ним относятся кислица, папоротники, мхи,плауны, хвощи, молодая поросль хвойных деревьев;

сциогелиофиты (они же теневыносливые растения) – Это большинство растений, произрастающих в России. Отдают предпочтения светлым местам, но могут свободно переносить небольшое затемнение. К ним относятся клен остролистный, липа, многие кустарнички (малина, смородина, боярышник) и травы (подорожник, тысячелистник, василек, иван-да-марья);

гелиофиты (они же световые растения, светолюбы) – это растения, живущие на открытых пространствах, с избытком солнечного света. При его недостатке быстро хиреют и даже умирают. К ним относятся береза белая, дуб монгольский, сосна могильная, лишайники кустистые, клевер ползучий, подсолнечник и т.д.

Целый ряд экологических групп растений выделяют по отношению к особенностям почвы, т.е. по отношению к эдафичних факторов (эдафоморфы), то есть почвенных.

По отношению к общему содержанию в почве минеральных питательных веществ (трофность растений) различают:

олиготрофы – растения удовлетворяются малым содержанием зольных элементов, например, сосна обыкновенная, вереск обыкновенный, тмин песчаный;

мезотрофы – удовлетворяются умеренным содержанием зольных элементов, например, ель европейская;

эутотрофы – требуют большого количества зольных элементов, например, дуб, сныть, перелеска многолетняя.; относится большая часть растений на нашей планете;

По отношению к засолению почв различают следующие экологические группы:

гликофиты – это растения засоленных почв и солончаков, погибающие при избытке соли;

галофиты – растения засоленных почв солончаков содержат обычно много солей в клеточных вакуолях и имеющие высокое осмотическое давление, то есть свободно живущие при избытке соли в почве. Внешне похожи на суккуленты. В строении проявляются черты склерофитов: опушение, жёсткие и сухие, рассечённые листовые пластинки.

По отношению к реакции почвенного раствора (кислотности) выделяют следующие экологические группы:

ацидофиты – это виды, растущие на кислых почвах с рН меньше 6,7 (например, белоус сжатый, клюква, ринхоспора белая, хвощ, вереск, редька дикая);

нейтрофиты – виды, приуроченные к почвам с рН 6,7-7,0 (большинство культурных растений, дуб, шиповника, ежевика сизая);

По отношению к субстрату , на котором растут растения, выделяют следующие их экологические группы:

петрофиты – растут на каменистых выходах пород, например, асплений, многоножка обыкновенная, гвоздика Фишера, минуарции

кальцефиты – растут на известняковых обнажениях и карбонатных почвах, например, лен желтый, солнцецвет, заблуждений мечолистий, петушки венгерские

псаммофиты – растут на песчаных местах, например, булавоносець сероватый, зверобой стелющийся, козельцы украинский, червец многолетний

палюдозофиты – растут на болотных почвах, например, вахта трехлистная, волчье тело болотное, многие виды осок, камыш, образки болотные, частуха подорожниковая

Таким образом, в результате взаимодействия растений с окружающей средой и естественного отбора у них возникают новые физиологические свойства и признаки структуры, наиболее целесообразные в условиях конкретной экологической обстановки. Виды и внутривидовые отдельности, обладающие такими целесообразными признаками, оказываются наиболее приспособленными (адаптированными) к данным экологическим условиям. Такие виды и их комплексы – великолепные индикаторы (показатели) тех компонентов среды, к которым они адаптированы.

Содержание. Виды растений:

  1. Зеленые водоросли
  2. Мохобразные
  3. Папортники
  4. Хвойные
  5. Цветковые
  6. Из каких частей состоят растения

Крайне сложно представить нашу планету без растений …

2.Мохообразные

Мохообразные растут во влажных местах. Количество мхов насчитывается более 27 тыс. видов .

Печёночные мхи распространены в большинстве своём в тропиках. Такой вид, как м оховидные можно встретить даже в… Антарктиде.

3.Папоротники

К самому известному и богатому в видовом плане относится отдел папоротникообразных, проще – , которых насчитывается около 11 тыс. видов .

Каждый знаком с этим растением с детства, вот только далеко не все знают то, что некоторые виды папоротников можно употреблять даже в пищу (при грамотном подходе).

4. Хвойные

Это вид семенных растений, у которых развитие семян происходит в шишках. На Земле меньше 1000 разных видов хвойных растений.

К хвойным растениям относятся - сосны, ели, можжевельники и др. У них листьями являются хвоинки, а на месте плодов у этих растений шишки с семенами - орешками.

5.Цветковые

Эти растения – самые распространённые в мире. Их насчитывается более 280-290 тыс . видов. Цветковыми, эти растения называются потому что всегда имеют цветы, из которых потом вызревают семена.

Цветковые имеют не только , но еще плоды, корни, стебли и листья.

Интересное: дети далеко не с ранних лет узнают о том, что оказывается и растения бывают … «хищниками».

Действительно, таких видов плотоядных (насекомоядных) растений насчитывается более 600. Множество насекомых, маленьких животных попадают в специальные «ловушки» (липкие, в форме клешни, капканов, кувшинов) этих растений.
А на территории нашей страны пальму первенства в этом отношении можно отдать Drósera rotundifólia - Росянке круглолистной.

А «охотится» растение следующим образом: оно выделяет особенную липкую жидкость - по краям своих листьев. А уже насекомое, которому не посчастливилось сесть на листок и становится «прилипшей» жертвой…

К какому виду относятся эти растения?

Из каких основных частей состоят растения:

  1. Корни.
  2. Стебли.
  3. Листья.
  4. Цветки.
  5. Плоды с семенами.

Ещё среди наших далёких предков принято было разделять живые организмы на растения и животных.

Восемь царств живых организмов

(хотя споры учёных по этому поводу не утихают и до сих пор):

  • растения,
  • животны,
  • грибы,
  • одноклеточные организмы, без ядра — называются археи,
  • одноклеточные организмы «первейшие» — это протисты,
  • двухклеточные организмы, одна клетка в которых находится внутри другой — хромисты,
  • вирусы,
  • бактерии.

Так что не стоит полностью соотносить грибы с растениями, как это делают многие.

Задумайтесь перед сном о том, как выглядела наша планета миллионы-миллиарды лет назад. И может, произойдёт чудо - вы увидите первозданное великолепие растительного мира во всей его красе!

Растения, как люди – все разные. Потому и не всегда они уживаются друг с другом. И это главная проблема любителей цветов, которые стремятся дома организовать мини-оранжерею. А в результате, бывает, что одни цветы в дружной разнообразной компании чувствуют себя прекрасно, а другие – гибнут.

Чтобы избежать «конфликта интересов», давайте разберёмся, на какие группы делятся все цветы, и какие из них несовместимы по условиям содержания.

В классификации комнатные растения объединяются в группы по определённым признакам.

Декоративно-лиственные растения

Это самая большая группа комнатных растений. Она объединяет более ста пятидесяти видов цветов. Их главная особенность – красивые, декоративные листья. Они могут быть разных оттенков зелёного цвета, а могут иметь необычную окраску. Да и зелёные листья также часто не однотонные, а с полосами или пятнами разных оттенков белого, жёлтого, фиолетового.

Листья декоративно-лиственных цветов бывают разнообразных расцветок: красные, пурпурные, жёлтые. Некоторые могут менять цвет в зависимости от времени года или освещённости.

Декоративно-лиственные отличное украшение интерьера. Мне, например, эти цветы нравятся больше остальных. Среди декоративно-лиственных есть экземпляры способные составить достойную конкуренцию декоративно-цветущим. Ведь листья могут быть очень необычной формы: рассечённые, лопастные, с зазубринами, овальные, линейные. Зубчатые или волнистые края листочков – также один из признаков этих цветов.

У них, как правило, мелкие цветы, которые появляются 1-2 раза в год и не отличаются особой декоративностью.

Именно такие цветы легко приживаются практически в любых квартирных условиях. Они не так требовательны к определённому уровню освещения, как красивоцветущие (декоративно-цветущие). Правда, некоторые экземпляры могут менять цвет листьев в зависимости от того, где расположены – на солнце или в тени. Зато цветы этой группы довольно требовательны к правильному поливу и температуре воздуха. Также они могут утратить свою декоративность из-за недостатка питательных веществ. У многих кончики листьев подсыхают и темнеют.

В этой группе растения можно ещё разделить на подгруппы: деревья, ложные пальмы, кустовидные растения, лианы, ампельные, почвопокровные, цветы с копьевидными листьями и цветы со злаковидными листьями, а также хищные растения.

Среди ярких представителей декоративно-цветущих растений: фикус, диффенбахия, бамбук, папоротник, маранта, пальма, филодендрон .

Декоративно-цветущие растения

Декоративно-цветущие (или красивоцветущие) – это любимцы женщин-цветоводов. На самом деле, я думаю, что у каждой любительницы комнатных цветов любовь к ним начиналась именно с какого-нибудь растения этой группы. Я, например, давно и надолго влюбилась в огоньки – бальзамины (помню их ещё со времён своего детства). Кто-то «заболел» когда первый раз увидел цветущую бегонию.

Эта группа растений вторая по численности разнообразных видов. Можно насчитать около сотни красивоцветущих комнатных цветов. Они все отлично подходят для выращивания в домашних условиях, но большинство из них требует именно определённых условий.

Их отличительная особенностьяркое цветение. Многие представители этой группы цветут практически круглый год. Некоторые – несколько месяцев или недель в определённое время года. И часть растений цветёт несколько дней, но очень ярко и декоративно.

Среди красивоцветущих растений есть и однолетние и многолетние. Первые отдают нам всю свою красоту и увядают после периода цветения.

Окружающий мир, 1 класс

Цели:

· обобщение и систематизация знаний учащихся о многообразии растений;

· повторение отличительных признаков разных групп растений;

· расширение знаний о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу;

· формирование представления о ценности для человека мира растений о влиянии человека на жизнь растений;

· воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;

· развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся,

· развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование:

· компьютер;

· презентация к уроку «Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может (рис. 1).

Что это? (Растение ) (рис. 2).

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях ).

Итак, тема нашего урока:«Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края». Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу, выполним интересные упражнения, поиграем. А поможет нам в этом компьютер.

III. Обобщение о растениях

1. Группы растений

Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем. Скажите, на какие группы делятся все растения?

Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения (рис. 3).

Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. Охарактеризуйте дерево.

2. Деревья

-Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону (рис. 4).

В лесостепной зоне Пензенского края растут леса, состоящие из ясеня , клёна , ольхи, липы , осины и других деревьев. Посмотрите на представленные растения и скажите, что общего у них?(рис. 5).

Это лиственные деревья , форма листа – широкая пластина.

Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашем крае. Что летом и зимой в рубашке одной ?(Ель, сосна )(рис. 6).

Какие это деревья? -Хвойные деревья , форма листа – иглы. -Каких еще представителей хвойных растений вы знаете?(Пихта, лиственница,

кедр )(рис. 7).

Верно. Только растут они в таежных лесах. -Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему?(рис. 8).

Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород , но и оберегают наши дома от пыли , вредных веществ, принимая все это на свою листву.

Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.

· Дуб – 54 кг в год.

· Клен – 33 кг в год.

· Сосна – 35 кг в год.

· Ель – 32 кг в год.

3. Игра « Отгадай деревья»

А теперь отгадайте загадки, и назовите деревья (рис. 9).

Кудри в речку опустила и о чём- то загрустила (ива). Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой (берёза). Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые (дуб). Среди лета метелица: его пух летит и стелется (тополь).

Какое из этих деревьев часто называют символом России? -Березу. -Почему?(Ответы детей).

4. Игра “ Чей листик?”

- А умеете ли вы различать листья деревьев? Вот ветер-озорник сорвал листья с деревьев. Узнайте, с каких деревьев эти листочки (берёза, дуб, каштан, клён, ива) (рис.

5. Кустарники

А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень?(рис. 11).

Сирень – это кустарник. -Охарактеризуйте кустарник (рис. 12).

-Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

Назовите известные вам кустарники (шиповник, бузина, сирень …).

6. Физкультминутка (рис. 13)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.

7. Травянистые растения

К какой группе растений можно отнести ромашку?(Ромашка относится к травянистым растениям). Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?(Рис. 14).

-Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту до 7 метров.

Назовите травянистые растения (ответы детей).

На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей , полынь , тимофеевку , ковыль (рис. 15).

На сотни километров Пензенской земли простираются поля пшеницы , ржи , овса и кукурузы (рис. 16).

А вот и подсолнечник (рис. 17). Благодаря ему мы можем пользоваться растительным маслом.

Как вы думаете, почему это растение так назвали?

Желтые головки подсолнечника всё время поворачиваются за солнышком.

С полей родного края к нашему столу спешат овощи (огурцы , капуста , картофель , помидоры , лук , морковь ), чтобы подарить нам не только вкус, но и здоровье (рис. 18).

Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека .)

- Какие блюда можно приготовить из овощей?(Ответы детей.)

8. Физкультминутка (рис. 19)

Мы капусту рубим, рубим (взмахи ладошками поочередно),

Мы капусту мнем, мнем (сжимают кулачки и разжимают),

Мы капусту солим, солим (складывают пальцы рук щепотками),

Пробуем, вкусная (пробуют, подносят руки ко рту)?

Пересолили!

Надо еще капустки добавить (физкультминутка повторяется еще раз)!

9. Растение – земли украшение

- Говорят: «Растение земли украшение». Как вы понимаете смысл этой поговорки?(Ответы детей).

Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами (рис. 20).

10. Игра « Отгадай цветы»

- Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом (рис. 21). Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН) , РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)

III. Знакомство с растениями Красной книги Пензенского края

Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде.

«Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек (рис. 22).

Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает:«Осторожно! Может случиться беда!» (рис. 23).

И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Пензенского края есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.

Давайте познакомимся с некоторыми растениями из Красной книги нашего края. Число этих растений сокращается: Солонечник Русский (рис. 24),

кувшинка чисто белая (рис. 25),

Адоникс Весенний (рис. 26).

-А знаете ли вы , что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех (рис. 27).

IV. Физкультминутка (рис. 28)

Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок... Если ВСЕ: ия, и ты – Если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы...

V. Секрет цветов

И в завершении разговора о растениях я вам открою секрет цветов (рис. 29).

На лугу растут разные цветы. Вы хотите собрать букет для мамы. Она любит полевые цветы.

Вы принесли и поставили цветы в вазу. Смотрите и видите: цветы в вазе почему-то не так красивы, как в поле.

Голубые колокольчики без синего неба побледнели, Лепестки самой крупной ромашки не так воздушны: их не раскачивает ветер. Желтые серединки не такие золотые: их не золотит солнце. Дикие гвоздички в зеленой траве горели, как искорки. В комнате они закрыли свои венчики.

Полевым цветам нужны ветер и солнце, небо и простор. И вы не трогайте эти цветы.

В чем же секрет полевых цветов?(Ответы детей.)

VI. Хорошо или плохо (рис. 30)

Подумайте, что правильно, а что нет в действиях детей. Обоснуйте свой ответ.

Во время прогулок в лесу, парке, на лугу не собирайте цветов, не ломайте и не рубите ветки деревьев и кустарников.

Наблюдайте природу, любуйтесь ее красотой. Постарайтесь сделать все, чтобы сохранить эту красоту (рис. 31).

Любите родную природу Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей.

VII. Итог урока

Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами…«Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».