Природа очень разнообразна, существуют миллионы видов всевозможных организмов, обитающих в разных уголках Земли. Согласно систематике, все они делятся на две империи: неклеточные и клеточные. К первым относятся только вирусы, а вторая группа, в свою очередь, объединяет два домена: прокариоты (организмы, клетки которых не содержат ядра, а именно археи и бактерии), а также эукариоты (ядро присутствует). Привычные нам звери и цветы относятся ко второму виду. Эукариоты подразделяются на пять царств: хромисты, протисты, животные, грибы и растения. Именно о последних и пойдет речь в этой статье.
Роль растений
Без них невозможно представить жизнь на планете. Растения выполняют важнейшую функцию — фотосинтез, при котором выделяется кислород. Именно благодаря этим организмам, стала такой, какой мы ее знаем сейчас, — с высоким содержанием кислорода и озоновым шаром, защищающим от пагубного действия ультрафиолетового излучения.
Они также служат важнейшим источником органических веществ. Растения, можно сказать, «кормят» всю планету, ведь в любой пищевой цепочке именно они являются первым звеном.
Научная классификация
Каждому интересно знать, какие бывают растения, поэтому начнем с того, что рассмотрим их научную классификацию.
Все они разделяются на две большие группы: высшие и низшие. К последним относятся водоросли (четыре отдела: красные, бурые, синие и сине-зеленые). Высшие растения включают в себя шесть отделов: плауновидные, хвощевидные, моховидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Классификация растений выглядит следующим образом: отдел — класс — порядок — семейство — род — вид.
История изучения растений
То, какие бывают растения, с древности интересовало многих людей - как ученых, так и просто любознательных личностей.
Называться "отцом ботаники" по праву заслуживает античный греческий ученый Теофраст, который жил в 370-285 гг. до н. э. Он был одним из первых, кто начал исследовать тему о том, какие бывают растения. Он разделял их на различные группы по внешнему виду, периоду цветения и т. д.
Также масштабное исследование, связанное с растениями, провел древнеримский ученый Диоскорид. Он жил в первом веке до н. э. Ему принадлежит работа, в которой описаны свойства около шестисот лекарственных растений.
Ученым, который создал первую классификацию всех живых организмов, был Карл Линней. Его жизнь длилась с 1708 по 1778 г. В его работе «Системы природы» присутствуют и материалы о том, какие бывают растения. Цветковые он систематизировал по количеству тычинок в них.
Также выдающимися исследователем, посвятившим свои труды изучению растений, являлся Огюстен Пирам Декандоль (1778-1841). Ему принадлежит работа «Предвестник естественной системы растительного царства», в которой описано около 60 тысяч различных видов.
Также большой вклад в науку сделал Адольф Генрих Густав Энглер (1844-1930), который занимался усовершенствованием классификации растений. Ему принадлежат такие работы, как «Естественная система семейств растений», «Растительное царство», «Программа семейств цветковых растений», которые были созданы совместно с другими ботаниками. В них подробно описано, какие группы растений бывают. Кроме классификации, Энглер также занимался фитогеографией. Известными его работами в этой отрасли являются «Растительность Земли» в пятнадцати томах и «Мир растений Восточной Африки и близлежащих регионов».
Подробнее о разных классах растений
Каждый отдел растений делится на классы. Плауновидные имеют только один одноименный. К хвощевидным относится класс хвощёвые. Моховидные делятся на сфагновые, листостебельные, андреевые, политриховые, тетрафисовые, такакиевые мхи. В входит одноименный класс, а также сальвиниевые и псилотовидные. Голосеменные объединяют гинкговидные, саговниковые, гнетовидные и хвойные или сосновые.
Классы двудольные и однодольные. Сюда входит большинство привычных нам представителей флоры. К первому классу относятся бобовые, розоцветные, березовые, ореховые, тыквенные, ивовые, зонтичные, а также множество других семейств.
Ко второму — лилейные, орхидные, злаковые, банановые, луковые, ирисовые, пальмовые и другие.
Классификация растений по структуре их вегетативных частей
Раньше по такому принципу выделяли три группы: травы, кусты и деревья. Теперь же принято делить растения на семь жизненных форм. Это травы, суккуленты (с очень мясистыми стеблями, в которых содержится большое количество воды, сюда относятся кактусы, алоэ, каланхоэ, агава и другое), лианы, кустарники, полукустарники, деревья.
Другие способы классификации растений
Также их можно разделить на культурные, дикорастущие и сорняки. Первые — те растения, которые выращиваются человеком в определенных целях, их также можно систематизировать. Известный исследователь Н.И. Вавилов писал о том, какие группы культурных растений бывают. Эта тема интересна и многим другим. Культурные растения можно поделить на тринадцать групп. О них речь пойдет ниже.
Итак, какие группы культурных растений бывают?
![](https://i0.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/19515/397716.jpg)
О том, какие бывают культурные растения, можно подробнее узнать из книги Жуковского П. М. «Культурные растения и их сородичи», написанной в 1964 году.
Экологические группы растений
Растения, приспособившиеся к какому-то одному фактору внешней среды, имеющему важное формообразовательное значение, объединяют в экологические группы.
Экологическая группа – совокупность видов, характеризующаяся сходными потребностями в величине какого-либо экологического фактора и возникшими в результате его воздействия в процессе эволюции сходными анато-морфологическими и иными признаками, закрепляющимися в генотипе.
Экологические группы выделяются по отношению организмов к одному фактору среды (влага, температура, свет, химические свойства среды обитания и т.п.), однако границы между ними условны, и имеет место плавный переход от одной экогруппы к другой, что обусловлено экологической индивидуальностью каждого вида.
Основные экологические группы растений в зависимости от экологического фактора представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные экологические группы растений | ||
Экологический фактор | Экологическая группа | |
Влага | Ксерофиты | растения засушливых местообитаний |
Мезофиты | растения среднеувлажнённых местообитаний | |
Гигрофиты | растения сильноувлажнённых местообитаний | |
Гидатофиты | большая часть растения находится в воде | |
Гидрофиты | водные растения | |
Температура | Мегатермофиты | жаростойкие растения |
Мезотермофиты | теплолюбивые растения | |
Микротермофиты | холодостойкие растения | |
Гекистотермофиты | очень холодостойкие растения | |
Свет | Сциофиты | тенелюбивые растения |
Сциогелиофиты | теневыносливые растения | |
Гелиофиты | светолюбивые растения | |
Трофность почвы | Олиготрофы | растения бедных почв |
Мезотрофы | растения умеренно плодородных почв | |
Эутотрофы | растения плодородных почв | |
Засоление почвы | Гликофиты | растения, не переносящие засоление |
Галофиты | солеустойчивые растения | |
Кислотность почвы | Ацидофиты | растения кислых почв |
Нейтрофиты | растения нейтральных почв | |
Базофиты | растения щелочных почв | |
Почвенный субстрат | Петрофиты | растения каменистых почв |
Кальцефиты | растения меловых почв | |
Псаммофиты | растения песчаных почв | |
Палюдозофиты | растения болотных почв |
По отношению к влаге
ксерофиты – растения, живущие в условиях значительного недостатка влаги (постоянного или временного) (виды родов: маслина, сорго, полынь и др.);
мезофиты – это растения, живущие на достаточных (не влажных и не сухих) почвах. К ним относятся большинство лесных и луговых трав, цветов, кустарников и деревьев: липа, береза, лещина, крушина, клевер, тимофеевка, костер, луговая овсяница и т.д.;
гигрофиты – это растения, живущие на сильно увлажненных почвах. К ним относятся многие виды папоротников, чаровница (цирцея), адокса, болотный подмаренник и т.д.;
гидатофиты – это растения, большая часть площади которого (или даже все растение целиком) находятся в воде. К ним относятся рдесты, кувшинки, кубышки, элодея (водяная чума) и т.д.;
гидрофиты – это растения, начинающий свой жизненный цикл в воде, но со временем стебли и листья которого покидают пределы воды. К ним относятся частуха, тростник, рис и т.д.
По отношению к температуре растения разделяютна экологические группы:
мегатермофиты – это растения без особых изменений переносящие высокие (свыше 35-40 градусов Цельсия) температуры. К ним относятсярастения пустынь и полупустынь: полыни (полынь белая, полынь поздняя, черная полынь, полынь Лессинга), мак павлиний, верблюжья колючка, элимус (волоснец), ковыль Лессинга, типчак, житняк, прутняк, ромашник, камфоросма, качим и т.д.;
мезотермофиты – это растения, живущие в «райских условиях», где температура никогда не поднимается выше 30 градусов Цельсия и не опускается ниже 20 градусов Цельсия. При повышении или понижении температуры эти растения практически сразу гибнут. К ним относятсярастения тропиков и субтропиков: бальзамин, бегония, драцена, жасмин, калатея, монстера, раффлезия, гевея, артокарпус, аукуба японская, бересклет японский, гибискус, камелия японская, ливинстона китайская, нандина домашняя, фатсия японская, жимолость японская, лигодиум японский, фикус крохотный, азалия и т.д.;
микротермофиты – это растения, вынужденные довольствоваться невысокой (ниже 20 градусов Цельсия) температурой. Вследствие этого у них краткий вегетационный период. К ним относятся растения умеренного и арктического поясов: яблоня, груша, береза, вишня, вяз, грецкий орех, дуб чересчатый, ива, каштан конский, клен остролистный, ольха, осина, рябина, тополь, черемуха, ясень, бузина, боярышник, ежевика, клюква, калина, все видылишайников и мхов и т.д.;
гекистотермофиты – очень холодостойкие растения, например лишайники.
По отношению к свету выделяют следующие экологические группы.
сциофиты (они же гелиофобы, теневые растения, тенелюбы) – это растения, живущие в замкнутых пространствах леса. Прекрасно чувствуют себя в полутемных и влажных лесных «коридорах». При воздействии прямых солнечных лучей свыше 20-30 минут погибают от перегрева. К ним относятся кислица, папоротники, мхи,плауны, хвощи, молодая поросль хвойных деревьев;
сциогелиофиты (они же теневыносливые растения) – Это большинство растений, произрастающих в России. Отдают предпочтения светлым местам, но могут свободно переносить небольшое затемнение. К ним относятся клен остролистный, липа, многие кустарнички (малина, смородина, боярышник) и травы (подорожник, тысячелистник, василек, иван-да-марья);
гелиофиты (они же световые растения, светолюбы) – это растения, живущие на открытых пространствах, с избытком солнечного света. При его недостатке быстро хиреют и даже умирают. К ним относятся береза белая, дуб монгольский, сосна могильная, лишайники кустистые, клевер ползучий, подсолнечник и т.д.
Целый ряд экологических групп растений выделяют по отношению к особенностям почвы, т.е. по отношению к эдафичних факторов (эдафоморфы), то есть почвенных.
По отношению к общему содержанию в почве минеральных питательных веществ (трофность растений) различают:
олиготрофы – растения удовлетворяются малым содержанием зольных элементов, например, сосна обыкновенная, вереск обыкновенный, тмин песчаный;
мезотрофы – удовлетворяются умеренным содержанием зольных элементов, например, ель европейская;
эутотрофы – требуют большого количества зольных элементов, например, дуб, сныть, перелеска многолетняя.; относится большая часть растений на нашей планете;
По отношению к засолению почв различают следующие экологические группы:
гликофиты – это растения засоленных почв и солончаков, погибающие при избытке соли;
галофиты – растения засоленных почв солончаков содержат обычно много солей в клеточных вакуолях и имеющие высокое осмотическое давление, то есть свободно живущие при избытке соли в почве. Внешне похожи на суккуленты. В строении проявляются черты склерофитов: опушение, жёсткие и сухие, рассечённые листовые пластинки.
По отношению к реакции почвенного раствора (кислотности) выделяют следующие экологические группы:
ацидофиты – это виды, растущие на кислых почвах с рН меньше 6,7 (например, белоус сжатый, клюква, ринхоспора белая, хвощ, вереск, редька дикая);
нейтрофиты – виды, приуроченные к почвам с рН 6,7-7,0 (большинство культурных растений, дуб, шиповника, ежевика сизая);
По отношению к субстрату , на котором растут растения, выделяют следующие их экологические группы:
петрофиты – растут на каменистых выходах пород, например, асплений, многоножка обыкновенная, гвоздика Фишера, минуарции
кальцефиты – растут на известняковых обнажениях и карбонатных почвах, например, лен желтый, солнцецвет, заблуждений мечолистий, петушки венгерские
псаммофиты – растут на песчаных местах, например, булавоносець сероватый, зверобой стелющийся, козельцы украинский, червец многолетний
палюдозофиты – растут на болотных почвах, например, вахта трехлистная, волчье тело болотное, многие виды осок, камыш, образки болотные, частуха подорожниковая
Таким образом, в результате взаимодействия растений с окружающей средой и естественного отбора у них возникают новые физиологические свойства и признаки структуры, наиболее целесообразные в условиях конкретной экологической обстановки. Виды и внутривидовые отдельности, обладающие такими целесообразными признаками, оказываются наиболее приспособленными (адаптированными) к данным экологическим условиям. Такие виды и их комплексы – великолепные индикаторы (показатели) тех компонентов среды, к которым они адаптированы.
Содержание. Виды растений:
- Зеленые водоросли
- Мохобразные
- Папортники
- Хвойные
- Цветковые
- Из каких частей состоят растения
Крайне сложно представить нашу планету без растений …
2.Мохообразные
Мохообразные растут во влажных местах. Количество мхов насчитывается более 27 тыс. видов .
Печёночные мхи распространены в большинстве своём в тропиках. Такой вид, как м оховидные можно встретить даже в… Антарктиде.
3.Папоротники
К самому известному и богатому в видовом плане относится отдел папоротникообразных, проще – , которых насчитывается около 11 тыс. видов .
Каждый знаком с этим растением с детства, вот только далеко не все знают то, что некоторые виды папоротников можно употреблять даже в пищу (при грамотном подходе).
4. Хвойные
Это вид семенных растений, у которых развитие семян происходит в шишках. На Земле меньше 1000 разных видов хвойных растений.
К хвойным растениям относятся - сосны, ели, можжевельники и др. У них листьями являются хвоинки, а на месте плодов у этих растений шишки с семенами - орешками.
5.Цветковые
Эти растения – самые распространённые в мире. Их насчитывается более 280-290 тыс . видов. Цветковыми, эти растения называются потому что всегда имеют цветы, из которых потом вызревают семена.
Цветковые имеют не только , но еще плоды, корни, стебли и листья.
Интересное: дети далеко не с ранних лет узнают о том, что оказывается и растения бывают … «хищниками».
Действительно, таких видов плотоядных (насекомоядных) растений насчитывается более 600. Множество насекомых, маленьких животных попадают в специальные «ловушки» (липкие, в форме клешни, капканов, кувшинов) этих растений.
А на территории нашей страны пальму первенства в этом отношении можно отдать Drósera rotundifólia - Росянке круглолистной.
А «охотится» растение следующим образом: оно выделяет особенную липкую жидкость - по краям своих листьев. А уже насекомое, которому не посчастливилось сесть на листок и становится «прилипшей» жертвой…
К какому виду относятся эти растения?
Из каких основных частей состоят растения:
- Корни.
- Стебли.
- Листья.
- Цветки.
- Плоды с семенами.
Ещё среди наших далёких предков принято было разделять живые организмы на растения и животных.
Восемь царств живых организмов
(хотя споры учёных по этому поводу не утихают и до сих пор):
- растения,
- животны,
- грибы,
- одноклеточные организмы, без ядра — называются археи,
- одноклеточные организмы «первейшие» — это протисты,
- двухклеточные организмы, одна клетка в которых находится внутри другой — хромисты,
- вирусы,
- бактерии.
Так что не стоит полностью соотносить грибы с растениями, как это делают многие.
Задумайтесь перед сном о том, как выглядела наша планета миллионы-миллиарды лет назад. И может, произойдёт чудо - вы увидите первозданное великолепие растительного мира во всей его красе!
Растения, как люди – все разные. Потому и не всегда они уживаются друг с другом. И это главная проблема любителей цветов, которые стремятся дома организовать мини-оранжерею. А в результате, бывает, что одни цветы в дружной разнообразной компании чувствуют себя прекрасно, а другие – гибнут.
Чтобы избежать «конфликта интересов», давайте разберёмся, на какие группы делятся все цветы, и какие из них несовместимы по условиям содержания.
В классификации комнатные растения объединяются в группы по определённым признакам.
Декоративно-лиственные растения
Это самая большая группа комнатных растений.
Она объединяет более ста пятидесяти видов цветов. Их главная особенность – красивые, декоративные листья. Они могут быть разных оттенков зелёного цвета, а могут иметь необычную окраску. Да и зелёные листья также часто не однотонные, а с полосами или пятнами разных оттенков белого, жёлтого, фиолетового.
Листья декоративно-лиственных цветов бывают разнообразных расцветок: красные, пурпурные, жёлтые. Некоторые могут менять цвет в зависимости от времени года или освещённости.
Декоративно-лиственные – отличное украшение интерьера. Мне, например, эти цветы нравятся больше остальных. Среди декоративно-лиственных есть экземпляры способные составить достойную конкуренцию декоративно-цветущим. Ведь листья могут быть очень необычной формы: рассечённые, лопастные, с зазубринами, овальные, линейные. Зубчатые или волнистые края листочков – также один из признаков этих цветов.
У них, как правило, мелкие цветы, которые появляются 1-2 раза в год и не отличаются особой декоративностью.
Именно такие цветы легко приживаются практически в любых квартирных условиях. Они не так требовательны к определённому уровню освещения, как красивоцветущие (декоративно-цветущие). Правда, некоторые экземпляры могут менять цвет листьев в зависимости от того, где расположены – на солнце или в тени. Зато цветы этой группы довольно требовательны к правильному поливу и температуре воздуха. Также они могут утратить свою декоративность из-за недостатка питательных веществ. У многих кончики листьев подсыхают и темнеют.
В этой группе растения можно ещё разделить на подгруппы: деревья, ложные пальмы, кустовидные растения, лианы, ампельные, почвопокровные, цветы с копьевидными листьями и цветы со злаковидными листьями, а также хищные растения.
Среди ярких представителей декоративно-цветущих растений: фикус, диффенбахия, бамбук, папоротник, маранта, пальма, филодендрон .
Декоративно-цветущие растения
Декоративно-цветущие (или красивоцветущие)
– это любимцы женщин-цветоводов. На самом деле, я думаю, что у каждой любительницы комнатных цветов любовь к ним начиналась именно с какого-нибудь растения этой группы. Я, например, давно и надолго влюбилась в огоньки – бальзамины (помню их ещё со времён своего детства). Кто-то «заболел» когда первый раз увидел цветущую бегонию.
Эта группа растений вторая по численности разнообразных видов. Можно насчитать около сотни красивоцветущих комнатных цветов. Они все отлично подходят для выращивания в домашних условиях, но большинство из них требует именно определённых условий.
Их отличительная особенность – яркое цветение. Многие представители этой группы цветут практически круглый год. Некоторые – несколько месяцев или недель в определённое время года. И часть растений цветёт несколько дней, но очень ярко и декоративно.
Среди красивоцветущих растений есть и однолетние и многолетние. Первые отдают нам всю свою красоту и увядают после периода цветения.
Окружающий мир, 1 класс
Цели:
· обобщение и систематизация знаний учащихся о многообразии растений;
· повторение отличительных признаков разных групп растений;
· расширение знаний о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу;
· формирование представления о ценности для человека мира растений о влиянии человека на жизнь растений;
· воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;
· развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся,
· развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Оборудование:
· компьютер;
· презентация к уроку «Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может (рис. 1).
Что это? (Растение ) (рис. 2).
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях ).
Итак, тема нашего урока:«Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края». Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу, выполним интересные упражнения, поиграем. А поможет нам в этом компьютер.
III. Обобщение о растениях
1. Группы растений
Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем. Скажите, на какие группы делятся все растения?
Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения (рис. 3).
Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. Охарактеризуйте дерево.
2. Деревья
-Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону (рис. 4).
В лесостепной зоне Пензенского края растут леса, состоящие из ясеня , клёна , ольхи, липы , осины и других деревьев. Посмотрите на представленные растения и скажите, что общего у них?(рис. 5).
Это лиственные деревья , форма листа – широкая пластина.
Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашем крае. Что летом и зимой в рубашке одной ?(Ель, сосна )(рис. 6).
Какие это деревья? -Хвойные деревья , форма листа – иглы. -Каких еще представителей хвойных растений вы знаете?(Пихта, лиственница,
кедр )(рис. 7).
Верно. Только растут они в таежных лесах. -Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему?(рис. 8).
Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород , но и оберегают наши дома от пыли , вредных веществ, принимая все это на свою листву.
Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.
· Дуб – 54 кг в год.
· Клен – 33 кг в год.
· Сосна – 35 кг в год.
· Ель – 32 кг в год.
3. Игра « Отгадай деревья»
А теперь отгадайте загадки, и назовите деревья (рис. 9).
Кудри в речку опустила и о чём- то загрустила (ива). Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой (берёза). Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые (дуб). Среди лета метелица: его пух летит и стелется (тополь).
Какое из этих деревьев часто называют символом России? -Березу. -Почему?(Ответы детей).
4. Игра “ Чей листик?”
- А умеете ли вы различать листья деревьев? Вот ветер-озорник сорвал листья с деревьев. Узнайте, с каких деревьев эти листочки (берёза, дуб, каштан, клён, ива) (рис.
5. Кустарники
А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень?(рис. 11).
Сирень – это кустарник. -Охарактеризуйте кустарник (рис. 12).
-Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.
Назовите известные вам кустарники (шиповник, бузина, сирень …).
6. Физкультминутка (рис. 13)
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.
7. Травянистые растения
К какой группе растений можно отнести ромашку?(Ромашка относится к травянистым растениям). Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?(Рис. 14).
-Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту до 7 метров.
Назовите травянистые растения (ответы детей).
На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей , полынь , тимофеевку , ковыль (рис. 15).
На сотни километров Пензенской земли простираются поля пшеницы , ржи , овса и кукурузы (рис. 16).
А вот и подсолнечник (рис. 17). Благодаря ему мы можем пользоваться растительным маслом.
Как вы думаете, почему это растение так назвали?
Желтые головки подсолнечника всё время поворачиваются за солнышком.
С полей родного края к нашему столу спешат овощи (огурцы , капуста , картофель , помидоры , лук , морковь ), чтобы подарить нам не только вкус, но и здоровье (рис. 18).
Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека .)
- Какие блюда можно приготовить из овощей?(Ответы детей.)
8. Физкультминутка (рис. 19)
Мы капусту рубим, рубим (взмахи ладошками поочередно),
Мы капусту мнем, мнем (сжимают кулачки и разжимают),
Мы капусту солим, солим (складывают пальцы рук щепотками),
Пробуем, вкусная (пробуют, подносят руки ко рту)?
Пересолили!
Надо еще капустки добавить (физкультминутка повторяется еще раз)!
9. Растение – земли украшение
- Говорят: «Растение – земли украшение». Как вы понимаете смысл этой поговорки?(Ответы детей).
Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами (рис. 20).
10. Игра « Отгадай цветы»
- Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом (рис. 21). Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.
АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН) , РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)
III. Знакомство с растениями Красной книги Пензенского края
Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде.
«Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек (рис. 22).
Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает:«Осторожно! Может случиться беда!» (рис. 23).
И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Пензенского края есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.
Давайте познакомимся с некоторыми растениями из Красной книги нашего края. Число этих растений сокращается: Солонечник Русский (рис. 24),
кувшинка чисто белая (рис. 25),
Адоникс Весенний (рис. 26).
-А знаете ли вы , что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех (рис. 27).
IV. Физкультминутка (рис. 28)
Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок... Если ВСЕ: ия, и ты – Если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы...
V. Секрет цветов
И в завершении разговора о растениях я вам открою секрет цветов (рис. 29).
На лугу растут разные цветы. Вы хотите собрать букет для мамы. Она любит полевые цветы.
Вы принесли и поставили цветы в вазу. Смотрите и видите: цветы в вазе почему-то не так красивы, как в поле.
Голубые колокольчики без синего неба побледнели, Лепестки самой крупной ромашки не так воздушны: их не раскачивает ветер. Желтые серединки не такие золотые: их не золотит солнце. Дикие гвоздички в зеленой траве горели, как искорки. В комнате они закрыли свои венчики.
Полевым цветам нужны ветер и солнце, небо и простор. И вы не трогайте эти цветы.
В чем же секрет полевых цветов?(Ответы детей.)
VI. Хорошо или плохо (рис. 30)
Подумайте, что правильно, а что нет в действиях детей. Обоснуйте свой ответ.
Во время прогулок в лесу, парке, на лугу не собирайте цветов, не ломайте и не рубите ветки деревьев и кустарников.
Наблюдайте природу, любуйтесь ее красотой. Постарайтесь сделать все, чтобы сохранить эту красоту (рис. 31).
Любите родную природу – Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей.
VII. Итог урока
Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами…«Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».