Бытовые электроприборы

Влияние факторов внешней среды на организм ребенка. Факторы внешней среды, воздействующие на организм в процессе его жизнедеятельности, роста и развития Неблагоприятные внешние факторы

Влияние факторов внешней среды на организм ребенка. Факторы внешней среды, воздействующие на организм в процессе его жизнедеятельности, роста и развития Неблагоприятные внешние факторы

Загрязнение окружающей среды во многом связанное с микроэлементами из групп тяжелых металлов, может иметь негативные последствия для детей. В непосредственной близости от промышленных предприятий образуются зоны с повышенным содержанием свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и других микроэлементов.

В России наиболее распространенным токсикантом из групп тяжелых металлов стал свинец, высокая концентрация которого в природной среде обусловлена промышленными выбросами и увеличение количества автомобилей, работающих на низкокачественном бензине. Выхлопные газы автотранспорта служат одним из основных источников загрязнения окружающей среды свинцом. Поэтому проживание вблизи автомагистралей считается фактором, предрасполагающим к накоплению свинца в организ-ме.

Предполагается, что поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызвать когнитивные и поведенческие нарушения. При этом наибольшую восприимчивость к его токсическому действию имеют дети в возрасте 1-2 лет. Исследования показали, что увеличение уровня свинца в крови до 5-10 мг вызывает у детей проблемы со стороны нервно-психического развития и поведения, нарушения внимания, двигательной расторможенности, а также тенденции к снижению коэффициента интеллекта.

Негативные внешнесредовые воздействия способны усугубить нарушения функций иммунной системы, что увеличивает предрасположенность организма, центральной нервной системы к различным инфекциям. Инфекционные агенты, действующие во время беременности на мать, могут поражать развивающийся мозг плода, не оказывая при этом какого-либо действия на зрелую центральную нервную систему матери. А дети рождаются со склонностями к инфекционным заболеваниям дыхательных путей и среднего уха, аллергическими реакциям, дерматиту.

Роль пищевых факторов.

Фактором риска для формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является воздействие пищевых токсинов и аллергенов. Существует мнение, согласно которому гиперактивность обусловливается церебральным раздражением, вызванным искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами. Удаление этих веществ из продуктов питания приводит к значительному улучшению поведения и исчезновению трудностей обучения у большинства гиперактивных детей.



Прием большого количества углеводистой пищи, сладкого (после углеводов) вызывает сонливость, невнимательность.

То есть, это говорит о важном значении сбалансированности питания детей дошкольного возраста (особенно в утренние часы), которое должно включать необходимое количество белков.

Внимание является одной из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса школьного обучения. Дети с нарушением внимания выключаются из работы на уроках, не в состоянии сосредоточиться на обдумывании и выполнении заданий, что закономерно приводит к слабой успеваемости. Особенности поведения школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сближает их с детьми более младшего возраста. Их поведение часто характеризуется как инфантильное.

Ванны при повышенной нервной возбудимости, бессоннице

1) Траву багульника болотного, траву пустырника (по 100 гр) залить 2 л кипятка, настоять 2 часа, процедить и вылить в ванну с водой t 36-38˚C. Процедуры принимать через день по 15-20 мин. Курс 10 ванн.

2) Траву донника лекарственного, траву чабреца (по 100 гр) залить 2 л кипятка.

Способ приготовления и применения как в рецепте №1.

3) Корень валерианы (200 гр) залить 5 л кипятка, настоять 3-4 часа, процедить, вылить в ванну с водой t 36-38˚C. Процедуры принимать через день по 15-20 мин. Курс 10 ванн.

4) Лист мяты перечной, шишки хмеля, траву полыни обыкновенной (по 100 гр) залить 5 л кипятка. Настоять 3-4 часа, процедить и вылить в ванну с водой t 36-38˚C. Ванну принимать по 15-20 мин. через день. Курс 10 ванн.

5) Цветки ромашки аптечной, траву синюхи голубой, плоды укропа огородного (по 100 гр) залить 5 л кипятка. Способ приготовления и применения как в рецепте №4.

6) Сухое сено (1-1,5 кг) залить 7-8 л кипятка, кипятить 1 час, процедить, вылить в ванну с водой t 34-36˚C. Процедуры принимать ежедневно или через день по 10-15 мин. Курс лечения 10-15 ванн. Если у ребенка аллергия на травы эту ванну лучше не проводить.

Медикаментозная коррекция

При СДВГ применение матаболических стимуляторов (пирацетам, пантогам, пиридитол и др.) составляют основу медикаментозного лечения. Будучи различными по химической структуре, точкам приложения и механизму действия препараты обладают общей способностью влиять на процессы тканевого метаболизма, в том числе повышать эффективность церебрального энергетического метаболизма (метаболическое действие). Учитывая, что данная форма гиперкинетических расстройств чаще других сочетается с задержкой психического развития, нейротрофическое действие ноотропов способствует ускорению психического развития детей не только за счет улучшения интеллектуальных предпосылок (внимание, память, работоспособность), но и стимуляции собственно аналитико-синтетической психомоторной деятельности.

В отечественной психиатрии прошлых лет широко использовался сиднокарб. Препарат оказался эффективным при некоторых формах гиперкинетических расстройств, преимущественно при легких вариантах без выраженных эмоционально-волевых нарушений. По данным В.А. Карасова, у детей с СДВГ отчетливый терапевтический эффект наблюдается в 50%, а ухудшение состояния, сопровождавшееся усилением двигательной расторможенности, импульсивности, нарушением сна в 25% наблюдений. При лечении детей с гиперкинетическим расстройством поведения, заметного улучшения не отмечалось. В большинстве случаев наблюдалось усиление аффективной возбудимости, конфликтности, агрессивности, что требовало отмены препарата и перехода на лечение нейролептиками.

Результаты биохимических исследований в значительной степени совпадают с клиническими наблюдениями. По данным М.Г. Узбекова, эффективность лечения сиднокарбом зависит от различного уровня и характера метаболизма моноаминов при отдельных формах гиперкинетических расстройств. Исчезновение сиднокарба с фармацевтического рынка сделало более узким выбор терапевтических препаратов, использующихся для лечения СДВГ. В настоящее время появляются данные о положительном эффекте от применения синтетического аналога адренокортикотропного гормона, выпускаемого под названием семакс. Препарат принимается интраназально, по 1-2 капли в каждый носовой ход, до 2-х раз в сутки (утром и днем). И хотя семакс полностью лишен гормональной активности, лечение все же рекомендуется проводить курсами от 5 до 14 дней. Данные о возможности более длительной терапии, а также частоте, с которой курсы можно повторять, отсутствуют.

Медикаментозная терапия требует совместных усилий невролога, психолога и психиатра. Использование транквилизаторов, таких как атаракс, элениум, лоразепам – серьезный метод коррекции, воспринимаемый родителями без энтузиазма.

Существует ряд мягких лекарственных средств для детей:

Валериана (лекарственная)

Препараты на ее основе уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении нарушениях сна. Они снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы. При лечении детей раннего возраста чаще используют настой корня валерианы.

Пустырник.

В педиатрии используется настой, настойка и реже экстракт пустырника. Седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее настойки валерианы. Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей, подростков, но и у взрослых.

Ромашка аптечная.

Применяется в виде отвара, настоя или чая, является мягким седативным средство, эффективным при нарушениях сна. Помимо приема внутрь, отвары ромашки можно использовать для ванн. Курсовое лечение ваннами 10-12 раз, оказывает положительный эффект у детей с СДВГ.

Ново-пассит и Персен.

В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав. В состав ново-пассита входят: экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, черной бузины и др.

Персен состоит из экстрактов валерианы, перечной и лимонной мяты.

Ново-пассит выпускается в виде раствора и таблеток. Персен в виде таблеток.

Действие составляющих компонентов этих препаратов следующее: мята перечная обладает успокаивающими и спазмолитическими свойствами, оказывает рефлекторное действие. Сходным эффектом обладает мелисса.

Боярышник.

Используют в терапии сердечно-сосудистых заболеваний. Также боярышник улучшает снабжение кислородом нейронов головного мозга. Седативная эффективность препаратов доказана. Вследствие этого, а также низкой токсичности, боярышник широко используют в качестве успокоительного средства.

Хмель обыкновенный.

Нейротропное действие препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего действие на ЦНС. Масло хмеля входит в состав валокордина, который в педиатрии принимают по 3-15 капель 3 раза в день до еды с небольшим количеством воды, в зависимости от возраста и симптомов.

Зверобой продырявленный.

Трава зверобоя обладает многосторонними фармацевтическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капиляроукрепляющее действие.

Среди гомеопатических средств, интересен Нервохель – сублингвальные таблетки (под язык), принимаемые по 1-3 раза в день. Противопоказаний к нему нет, а побочные эффекты не выявлены.

Ноотропы

1. Пирацетам и его аналоги: апагон, брейнтон, диепирам, луцетам, ноотропил, нормабрейн, айкамид, ороцетам, пирабене, пирамем, фезам, церебропан, церебраль, эументал. Доза 30-50 мг/кг в сутки, курс 1-6 месяцев.

2. Пантогам. Доза 0,75 мг/кг в сутки, курс 1-6 месяцев.

3. γ-аминомасляная кислота. Доза 0,5-3 грамма в день, курс от 2-3 недель до 2-6 месяцев.

4. Пиритинол. Доза 20-30 мг в день, курс 1-2 месяца.

5. Глицин. Доза 0,1-2 гр. в день, курс 7-30 дней.

К группе ноотропов также относятся экстракты Гинкго билоба, церебролизин, глютаминовая кислота, пикамилон, глиатилин.

Аминокислоты:

Глютаминовая кислота, метионин, глицин, карнитина хлорид, α-триптофан, пирацетам.

Нейропептиды и гормональные препараты:

Семакс, церебролизин, α-тироксин.

Из-за комплексного действия некоторые препараты повторяются в разных группах.

Группа – сосудистые лекарственные средства, улучшающие гемоликвородинамику, микроциркуляцию, с антигипоксическим действием, инстенон, пикамилон и др.

Витамины, минералы, биостимуляторы, алоэ, пантогам, калия оротат, АТФ, и другие.

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цели:

Осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

Формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Образовательные : обладать определенными эко-логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие : развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об-щества.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

Установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу-чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Форма урока - традиционная

Технология - проблемного обучения

Изучение нового материала

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ОРГАНИЗМ

Человек является частью природы, поэтому он испытывает на себе действие ее законов. Он реагирует на воздействие природных факторов, как и любой другой живой организм. Отличается же он от всех других живых существ, населяющих Землю, осознанным и активным отношением к окружающей его природной среде.

Человек живет и трудится в различных природных условиях благодаря замечательной приспособляемости к новым условиям жизни, а главное потому, что научился поддерживать и созда-вать вокруг себя необходимую для него среду, используя различ-ные средства защиты. Человек не только сам приспосабливается к окружающей его внешней: среде, но и приспосабливает ее к себе, активно преобразуя. Измененная человеком природа в свою очередь оказывает как благоприятное, так и неблагоприятное воз-действие на. условия жизни людей. Поэтому необходимо знать, что в окружающей среде полезно для организма, а что вредно, ка кие изменения; среды: благоприятны для организма,. а какие неблагоприятные нередко, изменяя естественные природные ус-ловия, используя для производства ее богатства: леса, недра, воды и т. п., человек заботится, главным образом, о получении макси-мального экономического эффекта.- При этом довольно часто не учитывается возможное, и реальное влияние этих изменений на физическое и психическое здоровье человека, а иногда на состояние здоровья будущих поколений, его генофонд.

Безусловно, вредное, воздействие на организм оказывают: ядо-витые химические вещества, попадающие в воду, пищу, воздух; пыль, повышенная радиация, микроорганизмы, возбудители раз-личных заболеваний. Из природных факторов безусловно полез-ным является чистый свежий воздух и не загрязненные воды. Есть факторы, которые могут быть полезными и вредными в зависимос-ти от того, как ими пользоваться. Так, солнечные лучи, необходи-мые для нормальной жизнедеятельности человека, наносят большой вред здоровью при неумеренном их использовании. Для сохране-ния здоровья необходимо также понимать, как бороться с причи-нами заболеваний, а также знать защитные силы организма, которые сохраняют здоровье. Так, причинами заболеваний могут стать механические воздействия, например удары, растяжения, сдавливания, изгибы живых тканей организма с силой, превыша-ющей их способность к сопротивлению (разрывы тканей, перело-мы костей и т.д.). При воздействии высоких температур (горячие жидкости, металл, пламя) в месте ожога клетки гибнут, развива-ется воспаление. При сильных ожогах происходит омертвление ткани. Нарушается общее состояние организма — ожоговая бо-лезнь, которая требует длительного лечения. Перегревание орга-низма, сопровождающееся повышением температуры до 42 “С, приводит к тепловому удару, который может закончиться смертью в результате нарушения; терморегуляции. Тепловой удар может возникнуть при длительном воздействии солнечных лучей. Опасно также влияние на организм низких температур. При этом проис-ходит обморожение тканей — гибель клеток. Общее переохлажде-ние организма вызывает снижение температуры тола ниже уровня, необходимого для осуществления жизненных функций тканей, что приводит к смерти. Охлаждение организма может вызвать про-студные заболевания. Различные виды обличения оказывают вред-ное воздействие на ткани и приводят к заболеваниям. Так, ультрафиолетовые лучи, вызывающие развитие кожной пигмента-ции и образующие загар, при неумеренном длительном загорании могут вызвать ожоги кожи и стать причиной возникновения рака кожи, привести к перегреву головы, к повреждению мозговых обо-лочек и гибели нервных клеток. Тепловое излучение вызывает пе-регрев тела с болезненными последствиями. ^ Радиационное облучение оказывает разрушающее воздействие на наследствен-ный аппарат клеток, вызывая их гибель. Многие другие физичес-кие факторы могут оказывать повреждающее воздействие на организм. Однако большинство из них становятся вредными для организма, если их воздействие резко превышает допустимые нор-мы (как в случае действия солнечных лучей).


Химические вещества, попадающие на кожу (кислоты, щело-чи), вызывают химический ожог. Это разрушение тканей орга-низма в связи с резким изменением химического состава и реакции межклеточного вещества и клеток. Попадание вредных химических веществ в организм с нищей или через органы ды-хания вызывает отравление. При недостатке или избытке хи-мических веществ, необходимых для нормальной деятельности организма, происходит нарушение его обменных процессов. На-пример, наркотические вещества, никотин, алкоголь, попадая в организм, изменяют химический состав его внутренней среды и нарушают тканевый обмен веществ всех органов, а особенно нервной ткани. При длительном воздействии этих веществ на-рушения обменных процессов оказываются необратимыми, и наступает смерть.

Организм постоянно подвергается воздействию болезнетвор-ных факторов окружающей среды. Однако случаи заболеваний встречаются не так часто, как можно было бы ожидать, если учесть, что нас окружают потенциальные факторы, отрицательно влияют на организм.

Люди крепкие, тренированные, постоянно занимающиеся спортом даже во вре-мя эпидемии гриппа заболевают редко, так как их физическая подготовка помогает организму противостоять вредным воз-действиям окружающей среды.

Это интересно: исследования причин, влияющихна состояние здоровья населения, показали, что 50% к образу жизни.

Подумайте и ответьте. 1. Воздействие, каких факторов окружающей среды может стать причиной? 2. Какие из этих факторов называют вредными привычками и почему? 3. Приведите примеры фак-торов, которые в малых дозах полезны для организма, а в больших - вредны.

Объясните значение терминов: неблагоприятные факторы окружаю-щей среды, ослабленный организм.

Вопросы для размышления. 1. Почему нарушение состава внутренней среды организма отрицательно сказывается на функционировании многих органов? Приведите конкретные примеры. 2. Как вы понимаете мудрость древних «Не навреди себе»? 3. Как вы можете объяснить поговорку. «Твое здоровье в твоих руках»? 4. Можно ли дать примерную характеристику образа жизни, поведения человека слабого физически и часто простужива-ющегося, если с ним не знаком?

Вопросы для самоконтроля. 1. Какие свойства организма проявляются при взаимодействии организма с внешней средой? 2. Как связана внутрен-няя среда организма с внешней средой? 3. Какие функции выполняют ком-поненты внутренней среды организма кровь, лимфа, тканевая жидкость? 4. Какие факторы внешней среды являются благоприятными, а какие — неблагоприятными? 5. Почему на ослабленный организм неблагоприятные факторы, окружающей среды оказывают, более сильное отрицательное воз-действие вызывают заболевания, в то время, как сильный организм справляется с ними и не заболевает?

Хостинг презентаций

Повышенная и пониженная температура воздухами ограждений.

Производственные помещения делят на: холодные, имеющие нормальную температуру и горячие цехи. К цехам с незначительным тепловыделениям относят такие, в которых тепловыделения от оборудования, материалов, людей и ингаляции не превышают 20 ккал на 1 м помещения в час. Если тепловыделение превышает указанную величину, то цехи относят к горячим.. Для горячих цехов особо важное значение имеет отдача тепла излучением. температура воздуха рабочих помещений может достигать 30-40° и даже более.

В ряде производств работа проводится при пониженной температуре воздуха.

На пивоваренных заводах в подвальных отделениях при температуре +4-7°, в холодильниках - от 0 до -20°.

Многие работы производятся в неотапливаемых помещениях (склады, элеваторы)

Или на открытом воздухе (строители, лесозаготовки, сплав леса, карьеры, открытые

разработки угля и руды и т. д.). Что отрицательно действует на ЦНС, ССС.,

появляются хронические заболевания верхних дыхательных путей.

2. Повышенная или пониженная влажность.

Встречается в прачечных, красильных цехах текстильных фабрик, на химических предприятиях и т. д. организма. Так, в воздухе, насыщенном влагой, при t=35° выделение пота может достигать 3,5 л/час.

3. Повышенное или пониженное атмосферное давление.

Связано с работой водолазов, кессонными работами, работой в авиации и горными работами.

Борьба с неблагоприятным влия­нием производственного микрокли­мата осуществляется с использова­нием

Технологических,

Санитарно-технических

Медико-профилакти­ческих мероприятий.

В профилактике вредного влия­ния высоких температур инфракрас­ного излучения ведущая роль при­надлежит технологическим мероп­риятиям: замена старых и внедре­ние новых технологических процес­сов и оборудования, автоматиза­ция и механизация процессов, ди­станционное управление.

К группе санитарно-технических мероприятий относятся средства локализации тепловыделений и теп­лоизоляции, направленные на сни­жение интенсивности теплового из­лучения и тепловыделений от обо­рудования.



Эффективными средствами снижения тепловыделений явля­ются:

покрытие нагревающихся повер­хностей и парогазотрубопроводов теплоизоляционными материалами (стекловата, асбестовая мастика, асботермит и др.); герметизация оборудования; применение отражательных, теплопоглотительных и теплоотводящих экранов; устройство вентиляционных сис­тем; использование индивидуальных средств защиты.

К медико-профилактическим ме­роприятиям относятся: организация рационального ре­жима труда и отдыха; обеспечение питьевого режима; повышение устойчивости к высо­ким температурам путем использо­вания фармакологических средств (прием дибазола, аскорбиновой кислоты, глюкозы), вдыхания кис­лорода; прохождение предварительных при поступлении на работу и пери­одических медицинских осмотров.

Мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия хо­лода должны предусматривать за­держку тепла - предупреждение выхолаживания производственных помещений, подбор рациональных режимов труда и отдыха, использо­вание средств индивидуальной за­щиты, а также мероприятия по по­вышению защитных сил организма.

4. Чрезмерные шум и вибрация.

Шум является одним из наиболее распространенных факторов внешней среды. Некоторые технологические процессы (например, испытание автомоторов, работа на ткацких станках, клепка, вырубка и обрубка литья, очистка литья в барабанах, штамповка и т. д.) сопровождаются резким шумом, оказывающим неблагоприятное действие не только на орган слуха, но и на нервную систему рабочего. Шум как внешний фактор угнетает иммунные реакции организма, снижает защитные функции последнего.

Специфическое воздействие шума проявляется в существенном расстройстве функции органа слуха. Следующей формой расстройства функции органа слуха является профессиональная тугоухость - стойкое снижение чувствительности к различным тонам и шепотной речи.

Профилактика шумовой болезни должна также проводиться комплексно:

Изменение технологии производства, сочетающееся с возможной автоматизацией производства и выведением человека из производственной среды.

Применение устройств на механизмах, снижающих интенсивность шума, а также его частотную характеристику.

Изоляция одного рабочего места от другого.

Правильное устройство фундаментов для шумогенерирующих машин.

Все поверхности шумного помещения (стены, потолок и др.) должны быть облицованы звукопоглощающим материалом.

6. Режим работы - через каждый час работы 10-минутный перерыв, который должен проводиться в специально оборудованном помещении, положительно влияющим на эмоциональный статус человека. Температура помещения - не ниже 18°С.

Индивидуальные средства защиты: от самых простых (беруши) до устройства шумоизолирующих кабин.

На каждом рабочем месте в зависимости от точности выполняемой работы устанавливается предельно допустимый уровень интенсивности шума, а в зависимости от частотной характеристики - октавная полоса.

В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:

взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;

сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;

неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:

а) Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала.

б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.

в) Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции.

г) Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: "Потребитель - король рынка".

д) Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:

а) Состояние экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране, в которую поставляет свой товар, или с которой организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют.

б) Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют возможные области применения товаров. Появление таких высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование атомной энергии, синтетических материалов, миниатюризация приборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние на развитие и деятельность организации.

в) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.

г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также установка с его стороны специальных пошлин на импорт товаров, экспортных квот и т.д.

д) Отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями. Иногда для поддержания хороших отношений с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальных программ, а также благотворительная деятельность по многим направлениям.

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде организации. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, два исследователя обнаружили, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство тары и упаковочных материалов, а также пищевых консервов.

Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться па более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Следовательно, взаимосвязь факторов внешней среды дает ту силу, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы, а так же изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других факторов.

При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимости между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цеп, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

Таким образом, внешняя среда организации играет одну из важнейших задач в построении конкурентоспособности бизнеса. Исходя из этого любой руководитель должен учитывать внешнее окружение в целом, поскольку организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.

Значение внешних факторов меняется от организации к организации и от подразделения к подразделению в одной и той же организации. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, все другие – к среде косвенного воздействия.

Все факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Под сложностью внешнего окружения понимается число и разнообразие внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать.

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Основные виды загрязняющих веществ и их воздействие на здоровье человека …………………………………………………………………………..4

2. Загрязнения окружающей среды и организм ребенка ……………………..11

3. Особенности реакции детского организма на воздействие неблагоприятных факторов внешней среды ……………………………………………………….15

Заключение ………………………………………………………………………22

Список литературы………………………………………………………………23

Введение

Наиболее показательным и чувствительным критерием взаимосвязи и взаимодействия человека и окружающей среды является состояние здоровья человека. Реакция человеческого организма на ухудшение или улучшение среды обитания проявляется в изменениях его морфофизиологических функций. Здоровье человека как эндогенная экологическая среда и здоровье биосферы как экзогенная экологическая среда очень тесно взаимосвязаны. Взаимодействие, взаимообусловленность, гармония факторов окружающей природы и факторов, составляющих здоровье человека, обеспечивают гомеостаз, стабилизацию адаптивных регуляторных систем и сохранение здоровья. Дисфункция любой из составляющих ведет к дисбалансу во всей живой системе. И если рассматривать здоровье как показатель равновесия со средой обитания, то любое стойкое нарушение гомеостаза – болезнь – свидетельствует о нарушении стабильности в экосистеме, одним из составляющих компонентов которой является человек.

Особенно ярко воздействие неблагоприятных агентов окружающей среды сказывается на функционировании детского организма. Он обладает особенно повышенной чувствительностью, обусловленной наличием критических периодов развития, высокой ранимостью иммунной системы, а также наследственным предрасположением к неадекватным реакциям на внешнее воздействие. Следовательно, детский организм может рассматриваться как один из индикаторов состояния окружающей среды.

В течение последних лет в России наблюдаются неблагоприятные медико-демографические тенденции в состоянии здоровья населения. Особую тревогу вызывает снижение общей численности детей, рост показателей младенческой и детской смертности, стойкое повышение показателей заболеваемости.

Неблагоприятные изменения в состоянии здоровья происходят на фоне социально-экономической нестабильности, продолжающегося ухудшения экологической ситуации. Еще в 1992 году в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию Россия была названа в группе самых неблагоприятных в экологическом отношении стран на планете.

Окружающая среда – один из основных факторов, влияющих на здоровье и образ жизни детей. Одним из показателей здоровья подрастающего поколения являются их анатомо-физиологические особенности. Многие показатели роста и его возрастные изменения достаточно хорошо изучены. Однако остается открытым вопрос о реакции антропометрических показателей на воздействие различных факторов загрязнения окружающей среды, особенно в критические периоды роста и развития детей. В силу возрастных особенностей детский организм наиболее чувствителен к изменению окружающей среды. В нем еще не выработались устойчивые адаптивные реакции на воздействие различных экологических факторов, в том числе и антропогенных.

1. Основные виды загрязняющих веществ и их воздействие

на здоровье человека

В середине ХХ века резко обострились проблемы, связанные с химическим загрязнением биосферы, нередко приводящие к острым токсико-экологическим ситуациям. Это вызвало расширение исследований, связанных с определением масштабов и темпов загрязнения окружающей среды, поиск наиболее эффективных приемов охраны атмосферы, природных вод, почвенного покрова, изучение влияния вредных загрязняющих веществ на здоровье человека и возможностей предотвращения их отрицательного влияния.

Под загрязнением понимают поступление в биосферу любых твёрдых, жидких и газообразных веществ или видов энергии (теплоты, звука, радиоактивности и т.п.) в количествах, оказывающих вредное влияние на человека, животных и растения, как непосредственно, так и косвенным путём .

Химическое загрязнение и здоровье человека. Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия могут являться смоги, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.

Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди.

При систематическом или периодическом поступлении организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление. Признаками хронического отравления являются нарушение нормального поведения, привычек, а также нейропсихического отклонения: быстрое утомление или чувство постоянной усталости, сонливость или, наоборот, бессонница, апатия, ослабление внимания, рассеянность, забывчивость, сильные колебания настроения.

При хроническом отравлении одни и те же вещества у разных людей могут вызывать различные поражения почек, кроветворных органов, нервной системы, печени. Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении окружающей среды .

Так, в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, заболеваемость среди населения особенно детей, увеличилась во много раз.

Высокоактивные в биологическом отношении химические соединения могут вызвать эффект отдаленного влияния на здоровье человека: хронические воспалительные заболевания различных органов, изменение нервной системы, действие на внутриутробное развитие плода, приводящее к различным отклонениям у новорожденных.

Медики установили прямую связь между ростом числа людей, болеющих аллергией, бронхиальной астмой, раком, и ухудшением экологической обстановки в данном регионе.

Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты, являются канцерогенами, то есть вызывающие раковые заболевания. Еще в прошлом веке рак у детей был почти неизвестен, а сейчас он встречается все чаще и чаще. В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить.

Биологические загрязнения и здоровье. Кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке. Часто источником инфекции является почва, в которой постоянно обитают возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены, некоторых грибковых заболеваний. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены.

Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и стать причиной инфекционных болезней человека. Поэтому воду из артезианских скважин, колодцев, родников необходимо перед питьем кипятить. Особенно загрязненными бывают открытые источники воды: реки, озера, пруды. Известны многочисленные случаи, когда загрязненные источники воды стали причиной эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии. При воздушно-капельной инфекции заражение происходит через дыхательные пути при вдыхании воздуха, содержащего болезнетворные микроорганизмы. К таким болезням относится грипп, коклюш, свинка, дифтерия, корь и другие. Возбудители этих болезней попадаю в воздух при кашле, чихании и даже при разговоре больных людей .

Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при тесном контакте с больным или при пользовании его вещами, например, полотенцем, носовым платком, предметами личной гигиены и другими, бывшими в употреблении больного. К ним относятся венерические болезни (СПИД, сифилис, гонорея), трахома, сибирская язва, парша. Человек, вторгаясь в природу, нередко нарушает естественные условия существования болезнетворных организмов и становится сам жертвой природно-очаговых болезней.

Загрязнение пищи и здоровье. Каждый из нас знает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма. В течение всей жизни в организме человека непрерывно совершается обмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительных материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды в основном с пищей. Если пища не поступает в организм, человек чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимы человеку. Мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не очень задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов. Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание - важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития.

Каждому из нас приходилась покупать в магазинах крупные, красивые овощи и фрукты, но, к сожалению, в большинстве случаев, попробовав их, мы выясняли, что они водянистые и не отвечают нашим требованиям относительно вкуса. Такая ситуация происходит, если сельскохозяйственные культуры выращиваются с применением большого количества удобрений и ядохимикатов. Такая сельскохозяйственная продукция способна иметь не только плохие вкусовые качества, но и быть опасной для здоровья. Ныне сельскохозяйственные культуры чуть ли не полностью получают минеральный азот из химических удобрений, так как некоторых органических удобрений не хватает для обедненных азотом почв. Однако в отличие от органических удобрений в химических удобрениях не происходит свободного выделения в природных условиях питательных веществ. Значит, не получается и “гармонического” питания сельскохозяйственных культур, удовлетворяющего требования их роста. В результате происходит избыточное азотное питание растений и вследствие этого накопление в нем нитратов .

Излишек азотных удобрений ведет к снижению качества растительной продукции, ухудшению ее вкусовых свойств, снижению выносливости растений к болезням и вредителям, что, в свою очередь, вынуждает земледельца увеличивать применение ядохимикатов. Они также накапливаются в растениях. Повышенное содержание нитратов приводит к образованию нитритов, вредных для здоровья человека. Употребление такой продукции может вызвать у человека серьезные отравления и даже смерть.

Особенно резко проявляется отрицательное действие удобрений и ядохимикатов при выращивании овощей в закрытом грунте. Это происходит потому, что в теплицах вредные вещества не могут беспрепятственно испаряться и уноситься потоками воздуха. После испарения они оседают на растения.

Растения способны накапливать в себе практически все вредные вещества. Вот почему особенно опасна сельскохозяйственная продукция, выращиваемая вблизи промышленных предприятий и крупных автодорог.

Экология ландшафта и здоровье. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города. Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы-колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека. С развитием промышленного производства в городе и его окрестностях появилось огромное количество отходов, загрязняющих окружающую среду.

Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на формировании человека, на его здоровье. Это заставляет ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на жителей городов. Оказывается, от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков в его квартире и настолько звукопроницаемы ее стены, как человек добирается до места работы, с кем он повседневно обращается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит настроение человека, его трудоспособность, активность - вся его жизнь .

В городах человек придумывает тысячи ухищрений для удобства своей жизни - горячую воду, телефон, различные виды транспорта, автодороги, сферу обслуживания и развлечений. Однако в больших городах особенно сильно проявляются и недостатки жизни - жилищная и транспортная проблемы, повышение уровня заболеваемости. В определенной степени это объясняется одновременным воздействием на организм двух, трех и более вредных факторов, каждый из которых обладает незначительным действием, но в совокупности приводит к серьезным бедам людей.

Так, например, насыщение среды и производства скоростными и быстродействующими машинами повышает напряжение, требует дополнительных усилий от человека, что приводит к переутомлению. Хорошо известно, что переутомленный человек больше страдает от последствий загрязнения воздуха, инфекций.

Загрязненный воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день. Серьезным отрицательным фактором в современных городах является так называемое шумовое загрязнение. Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту жизни, работы, учебы и отдыха людей.

Очень важно, чтобы город был биогеоценозом, пусть не абсолютно благоприятным, но хотя бы не вредящим здоровью людей. Пусть здесь будет зона жизни. Для этого необходимо решить массу городских проблем. Все предприятия, неблагоприятные в санитарном отношении, должны быть выведены за пределы городов. Зеленые насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды. Они не только создают благоприятные микроклиматические и санирно-гигенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.

Городской ландшафт не должен быть однообразной каменной пустыней. В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зеленые массивы, парки, скверы) .

Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно, это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровья среда обитания; чистый воздух и зеленый городской ландшафт.

Не случайно, экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.

Возрастающие темпы изменения окружающей среды приводят к нарушению взаимосвязи между ней и человеком, снижению адаптационных возможностей организма. Среда обитания может содержать такие вещества, с которыми организм в ходе эволюции не сталкивался и поэтому не имеет соответствующих анализаторных систем, сигнализирующих об их наличии . Всемирная организация здравоохранения в 1968 г. основным критерием состояния природной среды определила здоровье населения. Было установлено, что загрязнение повышает уровень заболеваемости населения в среднем на 20%. На экологическое неблагополучие особенно остро реагирует детский организм. Увеличивается число хронических болезней детского возраста (аллергических, бронхиальнолегочных, сердечно-сосудистой системы, болезней почек, печени, крови и т.д.). Высокий уровень загрязнения приводит к дефициту кислородного обеспечения организма, в первую очередь детского, что сказывается на нормальной деятельности всех его систем, особенно нервной .

Таким образом, различные виды загрязнений влияют на все важнейшие системы организма человека: центральную и периферическую нервные системы, кроветворение, внутреннюю секрецию, а также на репродуктивную функцию, способствует возникновению злокачественных опухолей, нарушению наследственного аппарата. В настоящее время достаточно хорошо изучено действие загрязняющих веществ на организм взрослого человека. Но детский формирующийся организм гораздо более чувствителен к воздействию загрязнения. Рассмотрим далее как влиянию неблагоприятные факторы внешней среды на организм ребенка.

2. Загрязнения окружающей среды и организм ребенка

Современные антропогенные факторы, представляя огромное разнообразие вредных воздействий на окружающую среду, не имеют направленности (избирательности) своего действия и, соответственно, оказывают неблагоприятное влияние на самого человека . Характерной чертой развития и усиления влияния этих факторов является то, что человек, преобразуя среду своего проживания, влияет как на биологию обитающих одновременно с ним видов, так и на свою биологию, и, прежде всего, на свое здоровье.

Организм как система находится по отношению к окружающей среде в трех ипостасях: относительной независимости, жесткой детерминированности его функционального состояния экологическим окружением, проявлении различной степени резистентности к негативным факторам окружающей среды в разные периоды онтогенеза.

Исходя из экологических принципов анализа единства организма и среды, мы придерживаемся той точки зрения, что организм и особенности его онтогенеза есть не только результат реализации генетической программы, но и результат взаимодействия гамет, зиготы, зародыша, плода и организма с окружающей средой.

В условиях ухудшения качества окружающей среды естественный отбор на уровне гамет служит охранительным фактором. Однако в настоящее время в связи с накоплением вредных антропогенных веществ в различных компонентах биосферы увеличивается опасность возрастания частоты отклонений от нормального развития. Появляется все большее количество фактов, убеждающих в том, что «чистая» наследственность не существует даже в зиготе – на исходном уровне развития организма. Так, при воздействии на ранние стадии сперматогенеза метилметансульфоната и этилметансульфоната в эквимолярных дозах индуцируется внеплановый синтез ДНК. Таким образом, даже гаметогенез может быть сопряжен с риском воздействий негативных факторов.

Эти обстоятельства в условиях современных масштабов и тенденций загрязнения окружающей среды усиливают общий риск отклонения в развитии организма от нормы. Негативные факторы окружающей среда представляют опасность в течение всего внутриутробного развития, но и в критические фазы эмбриогенеза (на 3–8-й неделях) развивающийся организм более чувствителен к тератогенным факторам . В последние десятилетия накопилось большое количество научных данных по оценке физического развития детей в связи с воздействием различных факторов окружающей среды. Это вызвано тем, что изучение физического развития может способствовать изучению общих закономерностей взаимодействия развивающегося организма и окружающей среды. Однако в онтогенетическом аспекте эти вопросы не получили ещё достаточно широкого изучения.

Окружающая среда оказывает модифицирующее влияние на иммунобиологическую реактивность детского организма. Многие загрязнители окружающей среды являются иммунодепрессантами. Кроме того, в нарушении иммунитета играют заметную роль применяемые в пищевой промышленности красители, консерванты, различные добавки, а также остаточные количества ядохимикатов и удобрений в растительности. Хотя многие вопроса иммунологической реактивности организма человека все еще остаются дискуссионными, одновременно с уточнением причин иммунологических изменений все более признается роль загрязнения среды в изменении иммунного статуса организма . Наиболее частыми причинами экологической патологии химического генезиса являются соединения тяжелых металлов. Особенно токсичен для детского организма свинец. Повышенное содержание свинца в крови отражает усиленную нагрузку на организм. Критическая концентрация свинца в крови для взрослых – 40 мкг/100 мл. Для детей этот порог значительно ниже и составляет 12 мкг/100 мл в крови и 8 мкг в волосах. Высокие концентрации свинца, угнетая процессы дыхания фосфорилирования и активного транспорта, вызывают функциональные и морфологические изменения в митохондриях. При свинцовом токсикозе в первую очередь поражаются органы кроветворения, нервная система и почки.

К нейротоксическому действию кадмия наиболее чувствителен организм новорожденных детей. Это, по-видимому, связано с повышенной проницаемостью гематоэнцефалического барьера у новорожденных для данного элемента. Кадмий оказывает выраженное влияние на обмен таких элементов, как алюминий, медь, железо и олово. Дефицит меди проявляется задержкой психомоторного развития, мышечной гипотонией, нарушением кроветворения, изменениями костной ткани.

Из других тяжелых металлов особо токсическим действием обладает ртуть и все ее производные. Изучение состояния здоровья детей, проживающих в населенных пунктах с выбросами ртутного производства, показало, что уровень распространенности всех болезней у них составил 1781,4 на 100 детей. Наиболее часто встречаются наследственные, дегенеративные и другие болезни центральной нервной системы.

По данным И.В. Мудрого, в городах с развитой цветной и черной металлургией среди детей отмечается значительное увеличение количества перинатальных болезней, врожденных аномалий, заболеваний органов дыхания, пищеварения, нервной системы и органов чувств. О.Л. Капура, Л.Н. Альбертон, В.И. Криворучко и О. Андерсон, Дж. Нильсен указывают, что на территориях с загрязнениями окружающей среды цветными металлами у 47% детей выявляются железодефицитная анемия, а у 37% – латентный дефицит железа.

Серьезную угрозу для здоровья детей представляет использование пестицидов в сельском хозяйстве. Дети являются наиболее уязвимым контингентом при контактах с пестицидами: 60% отравлений приходилось на детей дошкольного возраста. Л.В. Василос (1991) и А. Майрапетион и другие изучали показатели заболеваемости в населенных пунктах с высоким уровнем химизации сельского хозяйства. Авторами были установлены более низкие показатели физического развития детей, уровень общей заболеваемости в 2,5 раза превышал контрольный, в 2 раза и более регистрировались аллергическая и неврологическая патологии, болезни обмена веществ и верхних дыхательных путей. По данным других авторов (В.Г. Николаев, В.В. Гребенникова) , у детей, проживающих в районах с повышенным содержанием нитратов в питьевой воде, чаще регистрируются ОРЗ (в 3,8 раза), пневмония и грипп (в 3,5 раза), инфекции кожи и подкожной клетчатки (в 6 раз). У 40% детей из этих районов выявлена Т лимфопения и почти у 44,4% – В лимфопения. Ряд авторов указывают на возможность поражения сердечно-сосудистой системы у детей под влиянием пестицидов различных классов , а также увеличение числа детей, больных ревматизмом, пневмонией, особенно на первом году жизни, среди школьников 12–13 лет отмечались более выраженные нарушения адаптационных возможностей и большая степень рассогласованности функций сердечно-сосудистой и дыхательных систем.

Таким образом, организм детей может оказаться очень чувствительным к влиянию многих экологических факторов, а особенно загрязнению окружающей среды промышленными и сельскохозяйственными отходами и автотранспортом. Антропогенное загрязнение окружающей среды представляет особую опасность для здоровья детей из-за физиологических особенностей детского организма. Это может выражаться в задержке развития не только иммунной, но и интерферроновой систем, незрелости антиоксидантной системы, высокой проницаемости гемато-энцефалического барьера, недостаточности местного иммунитета. Загрязнения могут оказывать негативное воздействие даже на репродуктивную функцию и вызывать эмбриотоксические и мутагенные эффекты.

3. Особенности реакции детского организма на воздействие

неблагоприятных факторов внешней среды

Исследования ученых разных специальностей указывают на низкую устойчивость молодого организма к воздействию вредных факторов окружающей среды. Реакции детского организма на действие антропогенных факторов значительно отличаются от реакций взрослых . Эти различия обусловлены многими факторами. Во-первых, существованием критических периодов развития, когда чувствительность детского организма к патогенным внешним воздействиям изменяется в сторону ее повышения. Во-вторых, повышенной чувствительностью нейроэндокринной системы к воздействию вредных агентов на протяжении всего периода роста. Существенное значение имеют также неблагоприятные последствия влияния ксенобиотиков на репродуктивную систему, формирование которой происходит также в течение длительного периода. В третьих, особой ранимостью иммунной системы растущего организма из-за нелинейного постепенного ее развития, характеризующегося критическими периодами, когда отмечаются депрессивные состояния, включение соответствующих генов, осуществляется перестройка органов и систем иммунитета. В-четвертых, феноменом импринтинга, когда токсические воздействия на родителей и на ребенка индуцируют не свойственные данному возрастному периоду метаболические сдвиги. В-пятых, феноменом гермезиса (стимуляция физиологических функций малыми дозами ксенобиотиков). Известна повышенная резистентность организма к действию ксенобиотиков в постнатальном периоде, если в очень малых дозах они оказывали влияние в стадии эмбрионального развития, что в определенной степени связано с ферментативным импринтингом. В шестых, наследственным предрасположением к неадекватным реакциям организма на внешние воздействия. В-седьмых, этническими различиями реакций на действие химических и других агентов окружающей среды, которые не зависят от возраста, но должны обязательно приниматься во внимание у детей. Установлено, что вариации индивидуальной чувствительности к ксенобиотикам обусловлены, прежде всего, этнической принадлежностью. В-восьмых, мутагенным влиянием внешней среды. Мутации половых клеток родителей являются причиной возникновения наследственных и в определенной степени онкологических заболеваний у детей, при этом нередко в родословной ребенка по вертикали аналогичные больные не выявляются .

Имеются многочисленные сообщения о повышенной заболеваемости детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях, болезнями органов дыхания, кроветворения, пищеварения, нервной системы и органов чувств, ЛОР-органов, эндокринной системы, кожи и подкожной клетчатки, расстройствами питания, нарушения различных сторон обмена и т.д. В тесной связи с загрязнением окружающей среды находится частота недоношенности, частота пороков развития, частота хромосомных болезней, частота умственной отсталости и аномалий поведения у детей, частота и виды онкологической патологии у детей, число детей-инвалидов и инвалидов с детства. Экопатогенные воздействия обусловили появление новых болезней, среди которых должны быть названы химическая астма, синдром общей утомляемости, диоксиновый синдром (хлоракне, пигментация кожи, иммунодефицит), «странная» болезнь Минамата (спастические параличи, умственная отсталость вследствие поражения центральной нервной системы метилртутью, накопленной в морских продуктах питания), болезнь Юшо (поражение кожи полихлорированными бифенилами, поступившими с загрязненным пищевым растительным маслом), болезнь итаи-итаи, общая иммунная депрессия – «химический СПИД», синдром «нездоровых» зданий и другие.

В связи с возрастающим ухудшением экологических условий следует в ближайшие годы ожидать дальнейшего ухудшения состояния здоровья современных детей. Высокий уровень заболеваемости детей в городах многие авторы связывают с наличием существенных сдвигов в их иммунном статусе. Известно, что определенные классы вредных веществ оказывают избирательное действие на иммунную систему. Экологическая обстановка современного города, увеличивая антигенную нагрузку на организм ребенка, видоизменяет его иммунологическую реактивность, что может привести к появлению в популяциях тех или иных форм иммунологической недостаточности. Одним из ведущих лабораторных признаков иммунологической недостаточности является низкая напряженность поствакцинального населения, и в первую очередь детей, проживающих в условиях загрязнения окружающей среды. В эксперименте на животных доказано, что снижение иммунологической активности АКДС-вакцины может быть прямым следствием загрязнения среды тяжелыми металлами.

Существенное воздействие оказывают экологические условия и на показатели физического развития детей. Динамическое слежение за изменениями показателей физического развития позволяет дать оценку реакции со стороны детского организма на изменение гигиенических, социальных условий проживания, особенности образа жизни и др.

Уральский промышленный регион России является лидером по валовым выбросам вредных веществ в атмосферу, в большей степени таких как оксид углерода, оксид меди, азота, диоксида серы, хлористого водорода, фенолов, углеводорода, свинца, хлора, формальдегида, бензапирена, ксилола. Регион занимает второе место в стране по валовым выбросам и других токсичных веществ. Наибольший вклад в суммарные выбросы вносят предприятия Свердловской /30%/, Челябинской /27%/ областей. Так в городах Челябинской области: Челябинске, Магнитогорске, Златоусте более 80% выбросов обусловлено предприятиями черной металлургии. Большая часть территории испытывает недостаток водных ресурсов. На металлургические комплексы Уральского регион в 1992 г. приходилось 28% всех выбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферу, хотя в целом по предприятиям металлургии, по сравнению с 1992 г., доля их выбросов снизилась на 488 тыс. тонн, т.е. на 11,5%. Уменьшились выбросы твердых веществ на 108 тыс. тонн, т.е. на 9,7%, оксида углерода на 11,8%, диоксида серы на 8%. Накопители всевозможных отходов металлургических комплексов наносят большой ущерб подземным водам. Так, площадь загрязнения подземного водоносного горизонта Магнитогорским комбинатом превышает 150 кв. км.; Волгоградским заводом "Красный Октябрь" - 20 кв. км.. Загрязняющими веществами водного бассейна являются: железо, сульфаты, фенолы, нефтепродукты - превышающие ПДК в 5-10 раз. Ведущими в суммарном загрязнении Челябинской области являются вещества 1-го и 2-го класса токсичности. Так в Челябинске удельный вес БП составляет 91,1%, в Магнитогорске - БП 82,0%, свинца - 8,0%; в Златоусте: фенол - 54,0%,-диоксид серы - 17,8%, многокомпонентной пыли - 15,2; в Верхнем Уфалее: ртути - 19,7%, диоксид серы и азота - по 12.15; в Карабаше: свинец - 88,1%. Одним из основных загрязнителей окружающей природной среды города Магнитогорска по данным Госсанэпиднадзора является металлургический комбинат, выбросы вредных веществ которого в атмосферу составляют 96% от общего выброса всех предприятий города. Технологические выбросы в сутки в расчете на производство 1 млн. тонн стали в год составляют: пыли - 128,1 тонн в сутки, сернистого газа - 151,0 тонн в сутки, СО - 253,0 тонн в сутки. Количество окислов азота, выбрасываемых из печи на одну тонну стали, равно 1,0-2;0 кг. Содержание окислов азота в домовых газомартеновских печей составляет 600 - 900 мг./м.З в пересчете на NО2, что значительно превышает ПДК и удельные выбросы сталеплавильных печей / 1,17 кг./ т./ и конверторов / 0,023 кг /т / .

В городе Магнитогорске с 1978 г. проводится комплексное изучение проблемы: "Влияние факторов окружающей природной среды на здоровье населения". При этом изучаются объекты природной окружающей среды (воздух, почва, литьевая вода) на содержание химических токсических соединений. Приоритетными загрязнителями окружающей среды города являются в воздухе: пыль, содержащая железо /до 10 ПДК/, кремний /более 10 ПДК/, марганец /2 ПДК/, медь /1,5ПДК/, никель /2 ПДК/,свинец /7ПДК/, хром /3,3 ПДК/, кремний /от 10 до 20 ПДК/, бензол /1,5 ПДК/, толуол /15 ПДК/, бензапирен /10 ПДК/, диоксид серы /6 ПДК/, диоксид и оксид азота /по 4 ПДК/; в почве: железо /высокие концентрации -120 мг./кг./, никель /до 40 ПДК/, мышьяк /до 155 ПДК/, нитраты /до 24 ПДК/, бензапирен /до 200 ПДК/; в питьевой воде: свинец /2,5 ПДК/, цинк /1,5 ПДК/, высокие концентрации кремния /до 46,7 мг./л./ и сурьмы /190,7 мг./л./. Большинство указанных химических соединений относятся к первому и второму классам токсичности, т.е. обладают обще токсическим действием, канцерогенным и ко канцерогенным действием, мутагенностью, тератогенностыо, эмбриотоксичностью, способны вызвать широкий спектр аллергических реакций, отрицательно влияют на гормональный статус, иммунитет и центральную нервную систему .

Таким образом, в районах Магнитогорска прослеживается в течение ряда десятков лет высокая техногенная нагрузка как на окружающую природную среду, так и на популяцию в целом. Известно, что наиболее чувствительными к воздействию вредных факторов являются дети. Поэтому состояние здоровья детей вызывает особый интерес. Данный интерес оправдывается и характерным высоким ростом заболеваемости детей. Для детей от 0 до 14 лет, проживающих в левобережном районе выявлен наименьший индекс здоровья (47,79%). Несколько выше индекс наблюдается у детей данного возраста в Правобережном районе (48,67%), а наибольшие значения получены для Орджоникидзевского района (70,03%)

Показатели индексов позволяют оценить и пораженность основных систем организма детей. Так, для систем органов дыхания отмечается наибольшая пораженность в Левобережном районе (47,6%), а наименьшая - в Орджоникидзевском районе (62,2%). Пораженность нервной системы для детей от 0 до 10 лет более высока в Левобережном районе (47,6%), а наименьшая - в Орджоникидзевском (62,2%).

Новообразования чаще выявляются у детей Левобережного и Правобережного районов (индексы здоровья по данной патологии составляют 47,6% и 48,2% соответственно). В отношении пищеварительной системы и врожденных аномалий развития наблюдается такая же закономерность: и Орджоникидзевском районе индекс здоровья наиболее высокий и составляет 66,8 %.

В результате данных исследований выявлено, что высшие показатели индексов здоровья характерны для детей в возрасте от 0 до 14 лет, проживающих в Орджоникидзевском районе.

При исследовании также установлены группы детей с наименьшим индексом здоровья - это дети в возрастной группе от 0 до 2 лет и от 3 до 7 лет. В данных возрастных группах регистрировался высокий риск развития эндокринной патологии, врожденных аномалий и заболеваемости нервной системы.

У детей от 7 до 14 лет большие показатели риска отмечаются в отношении пищеварительной системы, дыхательной и эндокринной. Данные нозологии имеют определенную структурную конфигурацию в зависимости от района проживания детей .

Исходя из вышесказанного, наибольшее внимание как медиков, валео-логов так и учителей следует обращать на детей в возрасте от 3 до 7 лет и особенно проживающих в Левобережном и Правобережном районах города в отношении возможной патологии нервной, дыхательной систем.

Образовательный процесс с данной возрастной группой детей необходимо проводить строго соблюдая все валеологические требования, не вызывая переутомление ЦНС, выявлять группы риска и проводить с ними необходимую коррекционную работу.

Анализ динамики физического развития детей России показывает, что в крупных городах процесс акселерации, пик которого приходился на середину 70-х годов, в основном закончился. В 80–90-х годах отмечается замедление темпов роста и развития подрастающего поколения. В.Н. Кардашенко (1993) объясняет эти явления социальными и экономическими трудностями последнего десятилетия (снижением белкового компонента в питании, несбалансированностью и нерегулярностью последнего, снижением двигательной активности, изменениями в системе воспитания и образования, отдыхе детей, семейной обстановке). С децелерацией связано увеличение внутригрупповых различий, а именно нарастание доли лиц, относительно поздно вступающих в период полового созревания, уменьшение числа лиц с избыточной массой тела, и, наоборот, увеличение количества людей с ее дефицитом и учащение случаев общей задержки физического развития. Установлено, что ускорение или замедление темпов развития приводит к усилению гетерохронности формирования отдельных систем и функций и уменьшению физиологических возможностей организма.

Таким образом, физическое развитие детей и подростков является одним из важнейших показателей здоровья подрастающего поколения и может быть использовано как один из основных наиболее наглядных и весьма достоверных критериев для оценки социальной, экономической и экологической ситуаций в регионе.

Заключение

Таким образом, не подлежит сомнению, что состояние здоровья, морфологические показатели и функциональные возможности детей в значительной степени зависят от условий жизни, а именно – от неблагоприятного состояния окружающей среды.

Организм ребенка развивается под влиянием взаимодействующих биологических, социально-экономических и природно-климатических факторов. На разных возрастных этапах эти воздействия проявляются неодинаково. Происходит сложное непрерывное взаимодействие, при котором в ряде случаев преобладает наследственная основа, а в других - влияние окружающей среды.

Неблагоприятные факторы внешней среды активно воздействуют на растущий организм, влияя не только на некоторые его структурные особенности, такие как рост и масса, но и на половое созревание и реактивность.

Участились заболевания и патологические состояния в детском и подростковом возрасте, редко встречавшиеся ранее. Среди школьников не наблюдается тенденция к снижению хронического тонзиллита, близорукости и дальнозоркости, функциональных нарушений центральной нервной системы (ЦНС), кариеса зубов, аллергических болезней. Ряд хронических болезней формируется еще в дошкольном возрасте – в старших группах детского сада и при поступлении в 1-й класс.

Длительное воздействие негативных факторов окружающей среды, загрязнённой техногенными отходами, оказывает отрицательное влияние на морфофункциональное развитие детей. В неблагоприятных экологических условиях происходят изменения и в их психофизиологическом развитии.

Список литературы

1. Абдуллин А.Г. Последствия неблагоприятных экологических факторов на здоровье населения Урала/ А.Г. Абдуллин // Жизнь и безопасность. Экология. – 2005. – № 1-2. – С.250-255.

2. Бабушкина Н.П., Черепанова М.В. Влияние экологических факторов на развитие детского организма. – Владивосток: ВГЭУ, 2004. – 184 с.

3. Беляков В.А., Васильев А.В. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на физическое развитие детей // Гигиена и санитария. – 2003. – № 4. С. 31–33.

4. Гигиенические аспекты окружающей среды. – М.: Медицина, 1974. – С. 98–100.

5. Казначеев В.П. Экология человека: проблемы и перспективы // Экология человека. Основные проблемы. – М. : Наука, 1988. – С. 9–32.

6. Коршевер Е.Н. Гигиена: учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений /Е.Н. Коршевер, В.Н. Шилов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 216 с.

7. Кошкина В.С. Проблемы окружающей среды и здоровье (региональные аспекты) / В.С. Кошкина, Н.Н. Котляр, Н.А. Антипанова, Н.П. Лисьева // Наука на рубеже веков. Проблемы окружающей среды и здоровье. Сборник научных статей / Под ред. проф.В.С. Кошкиной. – СПб. : Нестор, 2002. – С. 5-10.

8. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М. : Фаир-пресс, 1999. – 264 с.

9. О влиянии диоксинов на возникновение злокачественных новообразований и нарушений репродуктивного здоровья населения / Б.А. Ревич, Е.М. Аксеев, Г.И. Ушакова и др. // Гигиена и санитария. – 2002. – № 1. – С. 6–8.

10. Окружающая среда и здоровье. – М. : Изд-во Московского НИИ гигиены, 1991. С. 10–15

11. Сердюковская Г.Н., Бережкова Л.Ф., Белявская В.И. Изучение состояния здоровья детей и подростков и факторы его определяющие // Здоровье населения и среды обитания: Инф. бюл. – М., 2003. – № 9. – С. 8–12.

12. Трубня Н.П., Федоренко О.К. Атмосферное загрязнение как фактор риска для здоровья детского и подросткового населения // Гигиена и санитария. – 2002. – № 2. – С. 21–23.

13. Урал и экология: учебное пособие. 2-е изд. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. – 284 с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки