До того, как ребёнок достигнет 6-7 лет, происходит активное формирование нейронных связей. Именно этому периоду жизни маленького человека необходимо уделять особое внимание.
Дошкольные образовательные учреждения, принимая значительную долю участия в развитии детей, возлагают на себя огромную ответственность. Давайте же узнаем, из каких направлений складывается образовательный процесс в ДОУ.
Планирование образовательного процесса в ДОУ
Выбор формы планирования крайне важен не только для удобства воспитателя, но и для эффективной организации образовательного процесса. Предлагаем ознакомиться с планом Н. А. Коротковой. Он основан на комплексно-тематическом принципе планирования. Компактен. Разрешает охватить все факторы, образующие темы и культурные практики в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, а также разглядеть их взаимосвязь во времени.
Таблица Н. А. Коротковой
А вот вариант плана, широко используемого в работе МДОУ №26:
Рассмотрим подробно ещё один вариант планирования образовательного процесса, состоящий из четырёх разделов.
1-й раздел. Общие сведения
Раздел подразумевает использование таблиц, которые составляются воспитателями группы под присмотром старшего воспитателя в самом начале учебного года. В этих таблицах содержатся следующие столбцы:
- данные о детях и родителях;
- взаимодействие с родителями;
- режим дня на холодное время года;
- режим дня на тёплое время года;
- листок здоровья;
- система закаливания;
- режим физической активности;
- гимнастика;
- итоги обследования речи детей;
- индивидуальная работа с воспитанниками по звуковой культуре речи.
2-й раздел. Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми
Второй раздел можно представить в виде таблицы, которая предусматривает перспективное планирование на учебный год с разбивкой на месяцы и недели. Она выстраивается с учётом традиций, событий, праздников.
Комплексно-тематическое планирование.
При составлении плана необходимо учитывать развивающую среду, способствующую становлению самостоятельности детей:
- события, происходящие в реальном мире и возбуждающие интерес детей;
- события воображаемые, рассказываемые воспитателем из художественного произведения;
- события, специально «смоделированные» педагогом. Изучение неизвестных прежде детям предметов с необычным эффектом или предназначением, которые будут вызывать детский интерес и подвигать их к активности;
- события, случающиеся в жизни возрастной группы, которые «заражают» детей и приводят к укрепляющейся на какое-то время заинтересованности.
3-й раздел. Перспективное планирование по видам детской деятельности
Раздел предусматривает планирование работы с детьми на 3 месяца и на 1 месяц по основным видам детской деятельности:
- коммуникативная;
- двигательная;
- изобразительная;
- трудовая;
- познавательная;
- музыкальная;
- игровая;
- восприятие художественной литературы;
- конструирование.
Каждая из них обладает своими специфическими блоками и планируется как в коллективной деятельности с воспитателем, так и в независимой деятельности детей.
4 -й раздел. Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)
К еженедельному плану работы подключаются ещё два блока: содержание НОД и формы организации деятельности детей.
Чтобы обеспечить высокое качество педагогического процесса, необходимо осуществлять контроль за полнотой выполнения заданной программы, педагоги используют перспективно-тематическое и календарное планирование. Оно основывается на следующих принципах, которые должны соблюдаться и учитываться в работе:
- Оптимальность учебной нагрузки в соответствии с СанПиНом.
- Внесение в планы педагогического процесса деятельности, способствующей физическому росту и развитию детей.
- Соблюдение медико-гигиенических норм непосредственно во время педагогического процесса. В особенности это касается режимных действий и процедур.
- Учёт местного климата, времени года и погодных условий. Иметь в запасе план на день в неожиданную непогоду будет большим плюсом.
- Понимание и учёт индивидуальных особенностей детей: их темперамент, интересы, сильные и слабые стороны, комплексы. Это помощь в поиске подхода для вовлечения детей в педагогический процесс.
- Рациональное чередование самостоятельной и организованной деятельности детей раннего возраста и дошколят.
- Учёт перемены умственной активности детей в течение недели. Вторник и среда — «загруженные дни» и на их долю выпадает чередование занятий с предельной умственной нагрузкой и занятий с высокой двигательной активностью.
- Проявление внимания к уровню развития воспитанников (индивидуальная работа с каждым ребёнком и разделение занятий/игр по подгруппам).
- Понимание взаимосвязи обучающих процессов и развития детей. Задачи, направленные на обучение, должны быть включены в различные виды деятельности.
- Последовательность и систематичность воспитательных действий. К примеру, можно взять любую ролевую игру:
- день первый - ознакомить детей с игрой и правилами ролевого поведения;
- день второй - дать понять, что план игры полезно придумывать заранее;
- день третий - совместить с другой ролевой игрой;
- и т. д., усложняя задачи.
- Внесение в план занятий, направленных на эмоциональную разрядку, таких как музыка, психогимнастика, релаксация.
- Поиск, включение и поддержание мотивации для детей ко всем видам занятий.
- Взаимодействие с остальными специалистами и объединение усилий: интегрированные занятия и их подготовка.
- Разнообразие занятий для максимального раскрытия потенциала каждого ребёнка.
- Соответствие строящихся планов с общими задачами ДОУ.
- Вовлечение в воспитательный и образовательный процессы родителей.
Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ
В любом ДОУ, находящемся в режиме постоянного функционирования, на методическую службу выпадает профессиональная забота об обеспечении коррекции образовательно-воспитательного процесса в случаях его отклонения от норм. Результативность воспитательного процесса — это следствие организованной работы всей команды педагогов и специалистов узкой направленности. Увеличение этой результативности в ДОУ напрямую зависит от качества труда воспитателя, условий, выстроенных руководителем для творческого поиска инновационных методов и форм взаимодействия с детьми, а также от сложившихся в педагогическом коллективе взаимоотношений. Формирование личности педагога — одна из важнейших составляющих методической работы.
Если коллектив дошкольного образовательного учреждения переходит в режим обновления содержания обучения или же реализует новые педагогические технологии, то необходимо разработать новую модель методической деятельности. Это необходимо для обеспечения успешного перевода учреждения из функционирующего режима в режим развития.
Общая картина задач по методической работе выглядит следующим образом :
- поддержание уровня педагогических навыков и знаний;
- повышение уровня педагогических знаний;
- повышение уровня мастерства и профессиональной техники педагога;
- рост уровня психологической компетентности и готовности специалиста;
- изучение и применение на практике современных методик воспитания;
- поддержка специалистов, ведущих разработку авторских программ и пособий;
- выработка устойчивых профессиональных ценностей и убеждений;
- формирование интереса и умения творчески подходить к работе;
- организация условий для привития интереса педагогов к самообразованию;
- способствование усвоению и практическому использованию педагогов в своей деятельности технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания;
- способствование усвоению и практическому использованию современных способов диагностирования успешности детей;
- способствование практическому использованию в работе основ научной организации труда.
Анализ задач позволяет сделать вывод о том, что методическая работа в ДОУ - это единая система взаимосвязанных мер, целью которой является повышение профессионального мастерства воспитателей и поддержание качества образовательной работы в ДОУ на должном уровне.
- Развитие личностных качеств педагога. Функции :
- обогащение знаний, как в теории, так и на практике;
- развитие ценностных ориентаций;
- мотивирование творческой деятельности;
- формирование нравственных качеств;
- выработка актуального в настоящее время педагогического мышления;
- выработка способности к эмоционально-волевой саморегуляции;
- развитие профессиональной техники и мастерства.
- Развитие творческих возможностей коллектива. Функции :
- формирование общих педагогических взглядов, традиций и ориентаций;
- обнаружение, исследование и распространение прогрессивного педагогического опыта;
- материальное и моральное стимулирование инициативы и творчества;
- организация диагностики детей и педагогов;
- экспертная оценка пособий, авторских программ и планов, разработанных коллективом;
- анализ определённых результатов педагогического процесса;
- приобщение коллектива к научно-исследовательской работе.
- Обновление процесса образования и формирование сотрудничества ДОУ с иными образовательными системами . Функции :
- поддержка в понимании требований общественного заказа и нормативных документов, обеспечивающих деятельность ДОУ;
- реализация преимуществ ведущего и новаторского опыта;
- внедрение научных достижений психологии и педагогики;
- популяризация за рамки ДОУ опыта работы педагогического коллектива.
Основой методической работы дошкольной образовательной организации являются :
- документы, предоставляемые правительством и государством;
- улучшенные образовательные программы и учебные пособия, способствующие реконструкции педагогического процесса;
- положительные стороны системы дошкольного образования;
- инструктивно-методические документы;
- информация о передовом и массовом опыте;
- свежие результаты исследований в психолого-педагогической области;
- результаты анализа образовательно-воспитательного процесса;
- сведения об уровне развития воспитанников;
- сведения об уровне развития профессиональной осведомлённости педагогов.
Практика говорит следующее: упущение из виду любого из этих источников приводит к оскудению и потере актуальности содержания методической работы и, соответственно, к понижению её эффективности.
Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ
Вопрос использования компьютеров, интернета и других современных вспомогательных средств для дошкольного образования в рамках ФГОС сегодня весьма актуален.
После вступления в силу приказа Минобрнауки №1155 от 01.01.2014 появились новые требования к педагогам дошкольного образования. Одно из новых требований — это владение ИКТ-компетенциями, достаточное для планирования, осуществления и оценки образовательной деятельности.
Средства ИКТ — это интернет, персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, сотовые телефоны, телевизоры, проигрыватели мультимедиа, то есть всё, что может оказывать помощь и расширять возможности коммуникации и информационной доступности.
Главные направления использования ИКТ в ДОУ:
- При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми . Часто то, что трудно растолковать ребёнку на словах или показать на примере в реальной жизни, можно легко объяснить и продемонстрировать в иллюстрациях, презентациях, познавательных видеороликах и аудиозаписях. Правильное использование интернета позволяет педагогам участвовать с детьми в разнообразных конкурсах по различным направлениям развития. Наиболее целесообразно прибегать к использованию ИКТ для детей старшего дошкольного возраста.
- Взаимодействие специалистов дошкольного образования с родителями. В этом случае ИКТ могут послужить средствами вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, даже если у них сильно ограничено время для очного общения с педагогами. Как это может выглядеть? Например, персональная страничка в соцсети, на которой можно:
- организовать удалённые консультации;
- создать фотогалереи по прошедшим событиям (чем занимались дети на занятиях);
- публиковать текстовые заметки типа «Сегодня мы учились петь песню «В лесу родилась ёлочка», прикреплять к ним аудиозапись и текст песни, чтобы дома родители с ребёнком могли повторить эту песенку;
- проводить опросы для родителей, направленные на решение общих проблем;
- организовать открытые обсуждения, чтобы родители могли делиться своим мнением и опытом.
Также средства ИКТ можно использовать для оформления наглядного материала при проведении родительских собраний, практикумов, круглых столов.
- При организации методической части работы с педагогами. Семинары, конференции и педсоветы можно представить и без дополнений в виде мультимедийного сопровождения: видеосюжетов, схем, диаграмм, текстового сопровождения на экране. Но ведь включение этих дополнений в доклады как минимум повышает эффективность методической работы и снижает временные затраты.
Следовательно, применение ИКТ в ДОУ оказывает неоспоримую помощь в образовательном процессе. Специалисты ДОУ имеют возможность профессионально развиваться посредством общения с коллегами в сети Интернет. Используя электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в работе с детьми, педагоги могут мотивировать воспитанников к познавательной деятельности новыми способами. А мотивация в свою очередь служит хорошим стимулом к развитию, росту и достижениям детей. Родитель, отмечающий интерес ребёнка к образовательному учреждению, станет активнее принимать участие в групповых проектах и будет охотнее прислушиваться к советам педагогов.
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ
Стержневым положением ФГОС в дошкольном образовании является принцип индивидуализации. Индивидуализация представляет собой процесс пробуждения интереса у человека к приобретению собственного опыта и самоанализу. По-хорошему, в этом процессе ребёнок признаёт себя личностью, имеющей возможность свободно определять и реализовывать личные цели. При этом к нему приходит понимание, что он сам несёт ответственность за принятие решений и за свою деятельность.
Индивидуализация образования — действия, осуществляемые педагогами с целью поиска, выработки и дальнейшей конструкции у конкретного ребёнка собственного «человеческого образа».
Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ
Педагогическая технология - комплекс психолого-педагогических установок, которые определяют выбор воспитательных средств, форм, приёмов, методов и способов обучения. Своего рода организационно-методический кладезь педагогического процесса.
Инновационными же технологиями в образовательном процессе можно назвать те, которые были созданы или изменены с целью выхода на качественно новые результаты по завершении определённого объёма работы.
Вот общий список технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях:
- Метод проектов;
- Здоровьесбережение;
- Исследовательская деятельность;
- Портфолио;
- Личностно-ориентированные технологии;
- Игровые технологии.
Суть инновации сводится к тому, чтобы показатели образовательного учреждения выглядели приблизительно следующим образом:
- удовлетворение меняющихся со временем образовательных потребностей населения;
- постоянность инновационной работы и поисковой характер деятельности специалистов;
- периодическое внесение изменений в цели ДОУ в соответствии с меняющимися условиями экономической и культурной жизни региона;
- высокий уровень образовательного учреждения как целостной системы.
Использование инновационных технологий актуально тогда, когда есть реальная проблема, когда создаются противоречия между прогнозируемыми и реальными результатами. Инновация успешна в том случае, если с её помощью удалось решить ту или иную проблему в ДОУ. Поэтому подход к инновационным задачам так важен. Он должен быть тщательно распланирован и принят всеми участниками образовательного процесса.
Модели организации образовательного процесса в ДОУ
Разберём модели образовательного процесса по видам.
Учебная модель
В учебной модели воспитатель занимает учительскую позицию. Именно ему принадлежит направление и инициатива деятельности ребёнка. Цель учебной модели — предварительное строгое программирование образовательной среды с помощью соответствующих методик.
В этой модели образовательный процесс реализуется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Для тех педагогов, которые её практикуют, она представляет ценность из-за своей доступности (конспекты-разработки по отдельным методикам часто издаются) и высокой технологичности.
Предметно-средовая модель
В данной модели воспитатель выступает в роли организатора предметной среды. В его задачи входит:
- подбор развивающего материала;
- побуждение ребёнка действовать в различных ситуациях:
- отметка об ошибках в действиях ребёнка.
Хороший пример классической предметно-средовой модели — система Марии Монтессори. Модель предусматривает менее жёсткую организацию предметной среды и пробуждение творческого потенциала педагога. Определение набора тем выпадает на воспитателя, что вносит систематичность в образовательный процесс (направленность которого в большей степени — расширение представлений ребёнка об окружающем мире). Чаще всего это моделью пользуются педагоги-логопеды. Отбор тем — очень сложный процесс. К творческому и педагогическому потенциалу, общей культуре воспитателя данная модель предъявляет высокие требования.
Комплексно-тематическая модель
Для организации образовательных содержаний в комплексно-тематической модели за основу берётся тема, выступающая как сообщаемое знание. При её подаче важно использовать образно-эмоциональную форму. Дети приобретают опыт присутствия в теме посредством деятельности, организованной воспитателем, а тот в свою очередь занимает более свободную позицию, приближенную к партнёрской.
Этапы образовательного процесса в ДОУ
Структура образовательного процесса, основанная на системно-деятельностном подходе, может выглядеть следующим образом.
Введение в образовательную ситуацию
Первый этап базируется на формировании психологической направленности на игровую активность. Воспитатель, оценивая различные ситуации и возрастную группу, с которой работает в данный момент, применяет соответствующие приёмы работы.
Для примера можно взять персонажа, который случайно заскочил на огонёк в детский сад (его роль может исполнять как педагог, непосредственно работающий с группой, так и вспомогательный специалист, аниматор или родитель). Пусть это будет белка с мешком орехов. Для пущего эффекта к приветствию белки и её дальнейшему присутствию можно добавить звуки леса, спрятать шишки по комнате для дальнейшей игры. Под всю эту шумиху можно проводить обучающий процесс под видом игры или рассказа.
Создание проблемной ситуации
Второй и очень важный этап. Детям даётся возможность действовать в знакомой ситуации, но при этом воспитатель вводит в неё проблему, которая должна заинтересовать детей и активизировать их умственную деятельность.
Значимая часть этого этапа — предлагать детям делать выбор, исходя из их личного опыта. Оценка же ответов детей на данном этапе менее важна.
Пример с нашей белкой: «Белка любит гулять в лесу со своими друзьями. Ребята, а вы бы хотели прогуляться по лесу с белкой? Вы поможете белке собрать шишки?». Вспоминаем про спрятанные шишки и начинаем игру по поиску шишек.
Когда игра закончится, можно рассказать о том, что у белки очень мало друзей, они все куда-то подевались. «Куда же подевались друзья белки? Кто подскажет?» и дети начнут выдавать свои варианты. Когда предложения кончатся, можно тактично рассказать о том, что белок забирают люди.
Выполнение действий
На этом этапе создаётся новая последовательность действий на основе прежней последовательности и происходит возвращение к проблеме. Решение проблемы основывается на поучительном материале.
На примере нашей мученицы-белки можно организовать обсуждение такой проблемы с детьми: «Как белке завести новых друзей? Что сделать, чтобы белки больше не пропадали?». Затем предложить несколько правильных знаков-подсказок для детей, чтобы они смогли понять и самостоятельно растолковать, что нельзя забирать белок из леса, нельзя мучить их, что у них там свои детёныши остаются без мамы-белки и т. д.
Подведение итогов и анализ проведённой деятельности
На четвёртом этапе происходит:
- закрепление полученных знаний наводящими вопросами: «Что мы сегодня узнали?»;
- выяснение практического использования новых способов решения проблемы: «Как вы будете поступать с белками?»;
- оценка эмоциональной составляющей: «Вы хотите помочь белке? Вам жалко тех белок, которых забрали люди?»;
- рефлексия действий в группе: «Что вы сегодня смогли сделать вместе с ребятами?»;
- рефлексия собственных действий ребёнка: «Что у тебя получилось? Что тебе не удалось? Почему?».
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ
Для растущего человека корневым и приоритетным «учебным заведением», конечно же, является семья. Это его мир, в котором он учится всему, приобретает эмоционально-нравственный опыт: отношение к окружающим, убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
Что можно сказать о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с родителями? В первую очередь, необходимо объединить цели, сосредоточить внимание и организовать совместную деятельность для развития гармоничного и здорового воспитанника. Главные задачи педагогов при этом:
- приобщение родителей к жизнедеятельности ДОУ;
- объединение усилий ДОУ и родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка;
- вовлечение родителей в активное участие в деятельности детского сада, посредством организации увлекательных форм работы;
- обогащение воспитательно-образовательных навыков родителей;
- создание среды общения между родителями для обмена опытом.
Предполагаемые результаты выполнения этих задач:
- положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями;
- повышение педагогической грамотности самих родителей;
- обогащение практики межличностного общения детей, родителей и педагогов;
- плодотворное творческое взаимодействие воспитателей и родителей;
- рост профессиональной компетентности педагогов.
Выделим основные направления взаимодействия с родителями:
- Совершенствование педагогических умений родителей, посредством групповых консультаций, родительских собраний, индивидуальных бесед, родительских уголков.
- Вовлечение семьи в работу ДОУ с помощью организации совместных мероприятий.
А теперь отметим наиболее результативные формы взаимодействия с родителями:
- Информационно-коммуникативные.
- Коллективные
- Наглядно-информационные.
- Индивидуальные.
Готовых технологий для взаимодействия с родителями не существует. Это трудная работа, успех которой зависит от инициативы педагога, его терпения, профессионализма и умения найти подход к каждому ребёнку и родителю.
Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция
Идея психологического обеспечения, обслуживания различных видов деятельности восходит к работам «психотехников». В начале ХХ века в психологической науке ставится вопрос о характере использования знания как для решения психологических проблем собственно психологической науки, так и для решения иных, прикладных задач .
На протяжении всей истории становления психологической службы в системе образования вопрос о сущности и содержании психологического обеспечения поднимался и обсуждался неоднократно. С особой остротой проблема применения психологической науки к решению конкретных задач деятельности возникла на рубеже 70-80 годов.
В России к психологическому обеспечению педагогического процесса в школе особое внимание было обращено в начале 80 годов ХХ столетия. В центре внимания было создание психологической службы в школе, обсуждались задачи и основные направления и формы работы психолога в школе, его статус и подготовка, установление границ компетенции, определение тех сторон педагогического процесса, где необходимо участие школьного психолога, а также вопросы организации и обмена опытом . Одной из самых активных форм сотрудничества психологов с педагогами признавалась работа психолого-педагогического консилиума .
В начале 90-х годов ряд психологов (Е.М.Дубовская, О.А.Тихомандрицкая), рассматривая психологическое обеспечение педагогической деятельности, в качестве общей задачи школьного психолога, выделили две стратегии такого обеспечения: психологическое консультирование и психологическое проектирование. Психологическое консультирование рассматривалось ими как решение коррекционных задач уже сложившейся ситуации. Под проектированием авторы понимали сложное взаимодействие психолога с представителями других специальностей по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые обеспечили бы оптимальное протекание социальной деятельности. Иначе говоря, «если при консультировании психолог помогает человеку адаптироваться к уже существующим конкретным условиям осуществляемой им деятельности, то при проектировании речь идет о выявлении нового психологического содержания определенного вида ситуаций» . С.А.Липатов, исследуя проблему психологического обеспечения организационного развития как целостного процесса, полагал, что оно требует системного подхода в организации деятельности психологов на различных организационных уровнях: отдельной личности, первичного коллектива, межгруппового взаимодействия всей организации в целом .
Несмотря на отдельные расхождения в понимании содержания психологического обеспечения в целом и по отношению к педагогическому процессу, в частности, значение этого направления в деятельности практического психолога не вызывает сомнений. На наш взгляд, в сфере деятельности психолога оно образования выступает наиболее приоритетным и в полном смысле слова соответствует его профессиональной миссии.
Сущность психологического обеспечения ориентирована в настоящее время, по мнению ряда исследователей, на анализ образовательных программ с точки зрения обеспечения реального развивающего эффекта . В данном случае педагогический процесс рассматривается как система педагогического взаимодействия в образовательных целях . В свою очередь, истинный смысл образования заключается (по М.Хайдеггеру) в поиске и становлении человеком своего образа. С одной стороны, это постоянный процесс, вживание человека в новую область, а с другой стороны – это некоторая фиксация им своего образа. Очевидно, что образовательная деятельность – есть освоение разного рода деятельности и осознание человеком себя как деятельного существа. В рамках такого понимания образования его содержание дифференцируется на три аспекта: 40
1) Культурно-исторический, где образование рассматривается как естественно-исторический процесс, в рамках которого многими поколениями в течение длительного времени выращиваются исходные человеческие ценности, идеалы, смысложизненные установки.
2) Деятельностный, где образование рассматривается как некая искусственная деятельность по обучению, то есть освоению любой деятельности с точки зрения зоны ближайшего развития.
3) Воспитательный. Уже в рамках обучения с учетом зоны ближайшего развития осуществляется естественный процесс воспитания субъектом самого себя, то есть формирования своей жизненной позиции. Однако, зачастую учителя отвергают идею осуществления воспитательных функций в процессе школьного обучения, относя ее к прерогативе дошкольных учреждений и семьи. Воспитание – есть особая деятельность, а значит ее осуществление вне обучения – суть бессмысленное занятие. Следовательно, ответственность за воспитание в одинаковой мере несут и семья, и детский сад, и школа.
Таким образом, воспитание и обучение представляют собой разные и одновременно неразрывно связанные стороны единой педагогической деятельности: воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а, занимаясь обучением, одновременно и воспитываем.
Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности. Обучение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка.
Методы обучения и воспитания различны, т.к. обучение имеет дело с познавательными процессами, а воспитание – с чувствами и межличностными отношениями. Соответственно, методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания – на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры, определяющих сознание и поведение человека. Однако, и том, и другом случае адекватное использование педагогических средств предполагает опору на психологические законы и механизмы онтогенетического развития ребенка. Кроме того, педагогический процесс соотносится с психологическими закономерностями формирования личности в условиях специально организованной системы социальных институтов.
Таким образом, психологическое обеспечение педагогического процесса можно условно дифференцировать на два направления. Так, обеспечение процесса обучения осуществляется на основе психологического сопровождения образовательных (развивающих) программ, тогда как обеспечение воспитательного процесса осуществляется на основе психологизации воспитательных стратегий.
В настоящее время созданы правовые условия для разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми. Основным тезисом преобразований в период модернизации образования является «гуманизация и повышение эффективности педагогического процесса» на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Прежде всего, преобразование обеспечивается созданием образовательных учреждений разного типа на основе вариативности содержания, форм организации и обеспечения педагогического процесса: государственные и коммерческие учреждения, лицеи и центры, прогимназии и т.п. Вариативность типов образовательных учреждений напрямую связана с вариативностью образовательных (развивающих) программ. Изначально дифференциация образовательных программ основывается на различении целей и задач психолого-педагогического влияния. Ряд из них ориентированы на общее развитие (общеразвивающие, базисные программы), другие же (парциальные или специализированные программы) ставят задачу развития тех или иных сторон личности (специальных способностей, художественно-творческого развития детей и т.п.). В свою очередь, программы общеразвивающего типа включают в себя базисные направления и цели психолого-педагогического влияния соответственно возрастным этапам онтогенетического развития. Специфика общеразвивающих программ, их отличие друг от друга связано с исходными теоретическими представлениями о процессе развития.
Отличительная особенность специализированных программ заключается в необходимости кроме теории общего (онтогенетического) развития представить также концепцию особенностей предметного (специального) развития детей, что, соответственно, предполагает глубокое проникновение в логику предметов (изобразительного и музыкального искусств, структур языка и физико-математических построений) .
Поскольку администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения могут определять выбор той или иной программы, закономерно возникают вопросы о критериях выбора и технологиях программного обеспечения. Поставленные вопросы могут быть решены посредством систем специального обеспечения программ – методического, педагогического, психологического. Они принципиально различны по целям, задачам, методам, а также позициям специалистов, осуществляющих данную деятельность.
Кроме того, сама проблема выбора образовательной программы остается на сегодняшний день достаточно актуальной. Это связано с тем, что в современных социокультурных условиях могут выжить только конкурентно способные педагогические коллективы, имеющие возможность предоставлять такое качество оказываемых услуг, которое отвечает не только запросам родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, но и соответствует социальному заказу, сформулированному обществом на данном этапе его развития.
Одна из основных целей, реализуемых институтами социализации (дошкольные учреждения, школы), предполагает развитие адаптационных возможностей личности, позволяющей ей найти свое место в системе новых, динамически изменяющихся общественных условиях, сохраняя при этом самоидентичность и развивая возможности для самореализации и самоактуализации. Очевидно, одним из необходимых условий может выступать наличие адаптивных ресурсов в самой социальной структуре, которая призвана, по своему статусу, обеспечивать адекватное достижение данной цели. На наш взгляд, адаптивность образовательно-воспитательных учреждений в первую очередь проявляется в способности и готовности педагогического коллектива к внедрению инноваций .
Исходя из принципа системности (Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин), инновационная деятельность представляет собой целостную, иерархически структурированную и динамическую систему, осуществление которой предполагает прохождение ряда закономерно сменяющих друг друга и находящихся в строго генетической преемственности этапов. Периодизация вхождения в инновационную деятельность может быть представлена следующим образом.
Ориентировочный этап , направленный на:
выявление запросов педагогического, детского и родительского сообществ и нахождение точек их соприкосновения;
определение целей деятельности, выявление и изучение меры их осознания педагогическим коллективом;
определение ценностно-ориентировочного единства коллектива по отношению к педагогической деятельности, к досугу, к межличностному общению;
изучение мотивации в деятельности педагогического коллектива (что превалирует: мотив достижения успеха или избежания неудачи?);
прогнозирование достижения целей инновационной деятельности.
Стратегический этап , предполагающий:
определение проблемы, формулирование гипотезы (имеются ли у коллектива достаточные основания для внедрения новаций и какие именно?);
определение критериев изучения динамики развития коллектива (создание педагогической профессиограммы, определение ЗУНов и степени их востребованности в процессе внедрения инноваций);
определение критериев изучения динамики развития детей (эмоционально-волевое, когнитивное, коммуникативное и пр.).
Тактический этап , целью которого является:
реализация намеченных планов;
создание первичных условий для достижения общих инновационных целей;
определение и выбор способов, форм, методов внедрения и их непосредственная реализация.
Аналитический этап , основу которого составляет:
осуществление текущей диагностики (изучение эмоционального благополучия коллектива педагогов и детей, степени удовлетворенности работой на промежуточных этапах);
диагностика и анализ изменений в отношениях, ценностях, статусном положении детского сообщества и педагогического коллектива;
оценка и анализ результативности внедрения педагогической программы, технологии (или выявление причин отсутствия запланированных и ориентировочных результатов, прогнозирование возможных последствий).
Коррекционный этап , в процессе которого осуществляется:
выработка рекомендаций по устранению факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на реализацию процесса внедрения программы (технологии) и предупреждению последствий их вмешательства в психологический, педагогический и социальный аспекты инновационной деятельности;
определение дальнейших направлений и содержания работы;
поиск средств достижения эффективного, качественного результата и их аналитическая апробация.
Стабилизирующий этап , основу которого составляет:
закрепление позитивных начинаний, осмысление и обобщение достижений.
мониторинг реальных достижений;
определение зоны ближайшего развития детей, педагогов, коллектива в целом.
Только в том случае, когда коллективом пройдены и, соответственно, полноценно прожиты все этапы внедрения инновации, можно говорить о ее завершении и реальной результативности.
Особое значение в процессе инновационной педагогической деятельности принадлежит психологическому обеспечению. К основным психологическим методам, позволяющим продуктивно осуществлять нововведения в образовательной деятельности, на наш взгляд, можно отнести:
Диагностические методы , используемые на всем протяжении внедрения инноваций. Цель диагностики педагогического коллектива заключается в выявлении возможностей, профессиональной компетентности и потенциала каждого педагога. В качестве основных показателей, подлежащих изучению, выступают:
система отношений педагога к детям, коллегам, родителям, к себе;
профессионально-значимые умения и способности (психолого-педагогические знания, умение обучать, способность к самообучению, самоанализу и пр.);
результативность деятельности педагога, оцениваемая на основе выявления положительных изменений в развитии детей и саморазвитии.
Наиболее информативными методами диагностики являются наблюдения, анкетирование, беседы, контент-анализ (изучение документов, педагогических планов; продуктов деятельности ребенка), психологическое тестирование педагогов и детей.
Развивающие методы , способствующие:
формированию у каждого педагога необходимых качеств и свойств личности;
становлению коллектива единомышленников;
овладению диагностическими методами познания ребенка и его социального окружения;
полноценному освоению технологии и методики организации ведущей деятельности ребенка (игровой, учебной и пр.);
освоению нового – диалогического, личностно-ценностного типа отношений с детьми, родителями и коллегами;
овладению диапазоном средств и способов самопознания и саморазвития.
К приоритетным развивающим методам мы относим те методы активного социально-психологического обучения, которые ориентированы на овладение субъект – субъектным (диалогическим) типом межличностного взаимодействия .
Эмпирические наблюдения показывают, одна из трудностей, с которой зачастую сталкиваются коллективы, входящие в режим новаций, заключается в несоответствии, а иногда даже в остром противоречии используемых ими методов диагностики и развития. В качестве одного из методических средств, представляющих собой взаимодополняющий синтез диагностических и развивающих методов, способствующих целенаправленному усвоению педагогами нового типа знаний и отношений, выступает помогающая диагностика.
История возникновения помогающей диагностики связана с именем замечательного отечественного психолога – Л.С.Выготского. В ее основе лежит основополагающий принцип развивающего обучения – опора на зону ближайшего развития субъекта. По мысли Л.С.Выготского (1991), обучение ведет за собой развитие, следовательно, образование должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития личности. Вводя диагностический принцип зоны ближайшего развития, ученый, тем самым, нацеливает образование на поддержку самых разнообразных возможностей ребенка, ставит в центр диагностики процесс сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками. Помогающая диагностика, с точки зрения Л.С.Выготского, не только позволяет выявить раннюю одаренность, сберечь другие возможности развития, но и создать оптимальные условия для организации развивающей среды. Иными словами, помогающая диагностика – это диагностика расширения или сужения диапазона возможностей субъекта в различных видах его деятельности. Помогающая диагностика предполагает использование в работе с педагогическим коллективом комплекса психологических методик, обеспечивающих:
Во-первых, возможность получения каждым педагогом информации о своих индивидуальных психологических качествах, свойствах и степени их соответствия требованиям инновационной деятельности. Этот аспект решается благодаря использованию методов самодиагностики.
Во-вторых, возможность определения и реализации путей саморазвития необходимых психологических качеств. Здесь основными средствами достижения целей профессионального саморазвития выступают оргдеятельностные игры, система развивающих тренингов (педагогического мастерства, коммуникативных качеств, тренинг сензитивности и т.п.), круглые столы, проблемные беседы, активные семинары, групповая и индивидуальная рефлексия и другие.
В целом программа развивающей психологической диагностики педагогического коллектива охватывает шесть базисных сфер, характеризующих индивидуально-психологические ресурсы личности:
Психологическую (психические и поведенческие свойства).
Мотивационную (присущие педагогам склонности и интересы, мотивы деятельности).
Характерологическую (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности – к деятельности, к другим людям, к самому себе, предметному миру).
Эмоционально-волевую (типичные для педагога эмоциональные состояния, возможности волевой саморегуляции деятельности).
Интеллектуальную (умственные способности, интеллектуальная продуктивность, показатели своеобразия мыслительной деятельности).
Социально-психологическую (коммуникативные качества педагога, проявляющиеся в условиях взаимодействия с коллегами, родителями и детьми) .
Стимулирующие (тонизирующие) методы , предполагающие инвариантные виды и формы поддержки, как всего педагогического коллектива, так и отдельных педагогов, овладевающих инновационной деятельностью. Так, педагогическая и методическая поддержка предполагает распространение передового педагогического опыта, возможность обучения педагогических кадров с целью повышения квалификации, аттестацию педагогов и учреждений и т.п. В качестве экономических форм стимулирования, особенно важных в современной ситуации развития общества, могут выступать повышение финансирования учреждения (без надлежащей материальной базы новшество обречено на неудачу), премирование работников и коллективов и т.п. К стимулирующим методам также относят правовые, административные, моральные и другие формы поддержки. Психологическая поддержка выражается в форме одобрения инициативности и творческого поиска коллектива (или отдельных педагогов), входящих или уже реализующих внедрение новшеств.
Однако, как показывает анализ опыта ряда образовательных учреждений, довольно распространенным явлением в процессе осуществления инновационной деятельности служит феномен фанатизма. Он проявляется в том, что инновация, в любой форме ее реализации, начинает выступать в качестве самоцели, за которой теряется личность и ребенка, и педагога, и лицо коллектива. Здесь особой формой поддержки может выступать научное руководство, благодаря которому у педагогов формируется чувство достижения и способность к конструктивному самоанализу собственной деятельности. Только под научным руководством, но реальном, а не формальном, используемом в качестве «социально-психологической ширмы», возможно теоретически обосновать смысл и содержание планируемой к реализации деятельности в контексте определенной научной парадигмы, грамотно отследить достижения, проанализировать результаты, корректно обосновать и устранить причины промахов и неудач, если они возникли на каком-либо этапе внедрения новшества.
Е.И.Изотовой предложена модель психологического обеспечения, адаптированная к отечественной системе обучения и воспитания в современных условиях и приемлемая, по мысли автора, для всех видов типовых и альтернативных программ . Структура данной системы представляет собой три взаимосвязанных раздела на основе последовательно осуществляемой деятельности.