В частном доме

Новинка в отделке. Инновационные отделочные материалы: технологии на грани фантастики

Новинка в отделке. Инновационные отделочные материалы: технологии на грани фантастики

АППАРАТ (лат. apparatus - оборудование, снаряжение).
1. Специальные механические конструкции, включающие в себя систему электролебедок и моторов. Эти конструкции подвешиваются под куполом или устанавливаются на (за манежем) и предназначаются для усиления зрелищного эффекта выступления артистов. Достигается это за счет технических особенностей аппарата: вращающихся, поднимающихся, раскачивающихся, спускающихся и тому подобных конструкций.
2. Сочетание нескольких снарядов, используемых в одном . Например, аппарат воздушного полета состоит из мостиков, , , ловиторки.

АППОРТИРОВКА - (франц. apporter - приносить, привозить). Разновидность конной , демонстрируемой обычно одной лошадью, которая исполняет различные своеобразные сценки шуточного характера. Например, приносит дрессировщику в зубах заданные ей предметы, спрятанные в (платочки, цветок и др.) или в специальных ящичках, лежащих на барьере , а также исполняет маленькие : "лошадь в кровати", "лошадь в ресторане" и др.

АРАПНИК - (польск.). Длинный хлыст на коротком кнутовище. Арапник применяется в джигитовке и в с хищными и крупными животными, т.к. громкое щелкание кончиком арапника побуждает лошадь к быстрому бегу, а большого хищника - к действию.

АРАБЕСК - (франц. arabesgue - буквально - арабский. Позы в классическом танце). Положение туловища, при котором тяжесть тела переносится на одну ногу, а другая отводится вперед или назад. Разной модификации арабеск используется в , гимнастике, .

Герадешвунг (нем. Gerade - прямая линия, нем. Schwung - взмах, полет - ) - Гимнастическое упражнение, прямой (гладкий) перелет с одного снаряда на другой или в руки к .

Гимнастика (греч. gimnastike от gymnazo - упражняю, тренирую) - цирковая гимнастика - это , сущность которого состоит в демонстрации в художественно-образной форме достижений физического развития человеческого тела. При этом используются гимнастические снаряды, применяемые в цирке.

ГРЕЧЕ (нем. Gratsche - спортивная позиция: ноги врозь). Гимнастическое упражнение - из виса на сближенных руках в каче гимнаст махом поднимается в сидячее положение на турник, держа ноги врозь, и "в темп" перелетает на другой турник или выполняет с турника заднее сальто на сход. Упражнение выполняется и в парной работе гимнастов на рамке, но с перехватом руками в верхней точке взлёта.

Гротеск -наездница (франц. grotesque - причудливый, комичный) - наездница, выполняющая на скачущей лошади танцевально-акробатические и прыжковые элементы.

Группировка (от франц. grouper - соединять, группировать, нем. Gruppierung - группировка) - положение туловища, при котором ноги, предельно согнутые в коленях и тазобедренных суставах, удерживаются руками ниже колен.

ДА КАПО (итал. da capo - повторение). Трюк или , исполняемые артистом как добавление к после выхода на аплодисменты.

ДОППЕЛЬ-ТРАПЕ (нем. doppel - двойной, двоякий). Гимнастический снаряд - широкая металлическая перекладина, подвешиваемая на трех веревках (с тросом внутри), из них средняя разделяет перекладину на две трапеции, на которых двое гимнастов (гимнасток) выполняют упражнения как по отдельности на каждой, так и вместе на одной из них.

ДРЕССИРОВКА (франц. dresser - обучение животных, выездка лошадей). Цирковой , основанный на показе животных, зверей, птиц, проделывающих различные действия, достигнутые в результате выработки у них стойких условных рефлексов на команды дрессировщика.

ДЬЯБОЛО (франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). , в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие детской скакалки.

ЖАНР (франц. genre - род, вид). Цирковой жанр - исторически сложившаяся совокупность , характеризующихся определенными выразительными средствами и только им присущими действенными признаками.

ЖОКЕЙ (англ. jockey - наездник на бегах, скачках). Артист, исполняющий упражнения на лошади, бегущей по кругу манежа. Жокейская работа выполняется также вдвоем и группой.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ (франц. jongleur от лат. Joculator – шутник, забавник, остряк). Жанр, в котором артист демонстрирует искуссное умение подбрасывать и ловить предметы в определенной последовательности и в установленном ритме, а также балансировать их.

«Зеркало ». Специальный обруч, обклеенный бумагой, сквозь который наездник (наездница) прыгает, прорывая бумагу. Применяется для этой цели в .

ЗИТЦЕН-ТРЮК (нем. sitsen - сидеть, см. трюк). Гимнастическое упражнение - перелет с одного турника на другой с поворотом на 180° в сидячее положение.

ЗУБНИК . Кованый язычок с утолщением в средней части по конфигурации полости рта, приспособленный для выполнения различных упражнений: виса в зубах, удерживания партнера, стойки ("стойка в зубнике").

ИЛЛЮЗИОНИСТ (от лат. illusio - ошибка, заблуждение, обман зрения, вызванный искаженным восприятием). Артист, демонстрирующий различные фокусы с помощью специального реквизита, , снабженных секретными устройствами, скрытыми от зрителей, а именно: замысловатые появления, исчезновения, превращения, перемещения различных предметов, животных, людей, основанные на обмане зрения, применении отвлекающих маневров и ловкости самого исполнителя, его ассистентов.

ИМИТАТОР (от лат. imitatio - подделка, подражание). Артист, владеющий искусством подражать различным звукам: пению птиц, звучанию музыкальных инструментов, голосам животных и т.п., что достигается соответствующей тренировкой голосового аппарата в сочетании с применением специально выработанных приемов.

КАБРИОЛЕТ (франц. cabriolet). Легкий двухколесный экипаж на высоких колесах, в который запрягается лошадь, выполняющая школьные под управлением дрессировщицы, сидящей в кабриолете. Используется и в других номерах ("акробаты на кабриолете", "жонглеры не кабриолете").

КАБРИОЛЬ (франц. cabriole - скачок).
1. В дрессировке - прыжок лошади с поджатыми передними ногами и вытянутыми задними.
2. В парной - нижний рывком поднимает верхнего в стойку на руках из кача между ног группировке.
3. В гимнастике - гимнаст, вися на рамке на подколенках, удерживает в каче партнера, который махом назад выполняет выкрут прямым туловищем между рук гимнаста.

КАСКАД (франц. cascade - небольшой водопад, низвергаемый уступами).
1. В - прыжок-падение на спину (задний каскад) или лицом вниз (передний), исполняемый из разных положений: с места, с разбега, с высоты. Преимущественно применяется в выступлении эксцентриков, .
2. В - прием перебрасывания предметов из одной руки в другую по одной определенной траектории.

КАУЧУК (англ. caoutchouc, от исп. caucho, от перуанcк. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность , основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").

КИППЕ (нем. kippe - качели). Гимнастическое упражнение на турнике - подъем из виса на руках в упор при небольшое исходном каче.

КЛИШНИК (от фамилии английского артиста Э.Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").

КОПФШТЕЙН (нем. stehen - стоять). Равновесие в стойке на голове.

КЛОУН (англ. clown, от лат. colonus - человек.из простонародья, нерасторопный простофиля, деревенщина). Традиционный персонаж цирка, выступающий с комическими , шуточными сценками. Соответственно различным видам клоунады различны и амплуа клоунов: буффонадные, музыкальные, клоуна- дрессировщики, коверные клоуны.

КОЛОННА (франц. colonne - вертикальная опора, от лат. columna - столб). пирамида из трех человек, стоящих на плечах друг друга. Соответственно положению каждого из них в колонне, они именуются: нижним, средним и верхним. При сольном количестве участников пирамиду называют "колонна из четырех", "колонна из пяти". В отдельных упражнениях (заднее на колонну или заднее сальто с колонны на колонну) профессионалы именуют колонной пирамиду из двух человек.

КОПФШПРУНГ (нем. Kopf - голова, sprung - прыжок). элемент - переворот прыжком вперед с опорой на голову или с опорой одновременно на голову и на руки.

КОРД-ДЕ-ВОЛАН (франц. corde - веревка, шнур, канат, volant – развевающийся, летучий). Гимнастический снаряд - толстый канат, подвешиваемый горизонтально за оба конца так, что образуется провис, в середине которого артист выполняет упражнения как на месте, так и в раскачке.

КОРПАТУРА (от итал. corporatura - тело, телесное). Расслабленное состояние при легком болевом ощущении во всем теле или в отдельных мышцах, вызванное их переутомлением.

КРАФТ-АКРОБАТЫ (нем. Kraft - сила). Акробаты, выполняющие упражнения только силовыми приемами (силовые акробаты).

КРАФТ-ЖОНГЛЕРЫ Атлеты, жонглирующие тяжестями: гирями, ядрами и другими предметами (силовые жонглеры).

КРУП (франц. croupe). Наиболее широкая часть спины лошади, используемая наездниками при выполнении элементов конной .

КУЛЬБИТ (франц. culbute - кувырок, кувыркание). Переворот вперед или назад перекатом через голову. Исполняется с места, а также прыжком с разбега.

КУПЕ (франц. - coup - толчок, удар). Положение в , из которого низкий или средний подбрасывает верхнего, стоящего на соединенных руках партнера лицом к нему.

КУРАЖ (франц. courage - смелость, храбрость). Высокие волевые качества, проявляемые артистом при выполнении сложных, опасных трюков.

КУРС (лат. cursus - бег, движение). Прыжок жокея с разбега на скачущую лошадь, при котором он встает на круп.

КУРБЕТ (франц. courbette - прыжок, скачок). элемент - прыжок: из стойки на руках встать на ноги.

ПА-ДЕ-ТРУА (франц. Pas de trois - танец втроем). Конный , в котором поддержки и пирамиды исполняются тремя артистами на трех лошадях, бегущих рядом по кругу .

ПАННО (франц. Panneau - плоскость). Плоская твердая площадка-матрас, покрывающая спину лошади. Применяется в некоторых конных номерах как удобная опора для наездников.

РИЗЕНВЕЛЛЕ (нем. risen - огромный, громадный, Velle - волна). Гимнастическое упражнение - большие обороты вокруг турника на выпрямленных руках. Среди любителей спорта упражнение известно под названием "солнце".

РОНДАД , РУНДАД (франц. rond - круг, нем. rund - круглый). Элемент прыжковой акробатики - переворот с поворотом, служащий связующим звеном для перехода от разбега к прыжкам, выполняемым спиной по направленно разбега.

САЛЬТО (итал. salto - прыжок, скачок). Акробатический прыжок - безопорное вращение тела вперед или назад, или в сторону с полным переворачиванием через голову. Выполняется в группировке или с прямым туловищем, с места или с разбега, а также с помощью подбрасывающих приемов или подкидывающих устройств.

САНЖИРОВКА (франц. changer - менять, обменивать, заменять).
1. Ловкие, быстрые действия фокусника, умело и незаметно подменяющего предметы во время манипуляции ими или создающего обманчивое впечатление замены, которой на самой деле не было.
2. В гимнастике - темповый поворот на 180° махом вперед на или в полете.
3. В - изменение направления хода лошади или группы лошадей, выполняемое по команде дрессировщика ("санже!").

СВОБОДА (СВОБОДНАЯ ДРЕССИРОВКА). Одна из форм показа группы дрессированных лошадей, выступающих под управлением дрессировщика, но свободных от управления наездниками.

СКОМОРОХИ (бродячие музыканты, плясуны, комедианты). Странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие на улицах, площадях. ярмарках и показывающие элементы дрессировки, звукоподражания, игру на музыкальных инструментах, жонглирование, а также сатирические разговорные сценки и песни. Являются основоположниками отдельных видов зрелищ и некоторых жанров цирка в России.

СТРЕКАСАТ (итал. strecatschere - удлинение, растяжение). Способ выполнения некоторых прыжков, позволяющий акробату продвигаться в сторону, противоположную перевороту.

СУПЛЕСС (франц. souplesse - гибкость, податливость). Резкое сгибание туловища броском назад за счет сильного прогиба в пояснице.

ТАБЛО (франц. tableau - картина). Общий вид большой группы дрессированных лошадей, выполняющих в единой композиции, различные фигурные построения, перестроения по манежу, на тумбах, вокруг них и т.п.

ТАНДЕМ (англ. tandem -двухместный, двухколесный велосипед, приводимый в движение обоими ездоками, сидящими один за другим; упряжка лошадей, следующих цугом - одна впереди другой). Разновидность школьной езды на двух-трех лошадях, идущих по манежу друг за другом. Наездница, сидя верхом на последней лошади, направляет ход впереди бегущих лошадей с помощью длинных поводьев, заставляя проделывать различные повороты, которые повторяет лошадь с седоком.

ТВИСТ (англ. twist - крутить, скручивать). Акробатический прыжок - переднее сальто, выполненное после поворота на 190°.

ТРАПЕЦИЯ (греч. trapesion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе и в упоре как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.

ТРЕНЗЕЛЬ (нем. Trense - удила). Железные удила, которые при натягивании прикрепленных к ним поводьев упираются в нёбо лошади, заставляя ее поднимать голову, останавливаться, поворачиваться.

ТРИНКА . Старинное название специального устройства, на которой артист лежит с поднятыми ногами при исполнении , икарийских игр, балансировании перша или лестницы на ногах. По некоторым сведениям название произошло от количества традиционных предметов, какими пользовались прошлых времен (бельгийский крест, шар и бочка). В настоящее время больше поменяется название "антиподная подушка".

ТУРНИК (франц. tourner - вертеть, вращать, перевертывать). Древнейший гимнастический снаряд - перекладина из стального прута, обклеенная специальной лентой. Укрепляется горизонтально на двух металлических вертикальных стойках, которые неподвижно крепятся тросами, и блоками к барьеру манежа.

УНИФОРМИСТЫ (нем. uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие по установке реквизита, , снарядов, участвующие в пассировке и уходу за .

ФОКУС (нем. Hokus-pokus- уловка). Ловкая трюковая проделка фокусника, поражающая своей кажущейся сверхестественностью, в основе которой ловкость рук артиста, техника специальной аппаратуры, реквизита, а такие обман зрения и отвлекающие приемы.

ФЛИК-ФЛЯК (франц. flic-flac " шлёп, хлоп). Акробатический элемент - переворот прыжком назад прогнувшись с промежуточной опорой на руки.

ЦИРК (от лат. circus, букв. - круг).
1. Вид искусства.
2. Здание с , где даются цирковые представления.

ЧЕПРАК . Войлочная или брезентовая накидка, надеваемая на спину лошади при исполнении конно-акробатических номеров. Чепрак посыпается канифолью против скольжения.

Многолетняя практика употребления терминов в цирковом училище показывает, что они очень легко запоминаются, что способствует улучшению всего учебного процесса.
Под влиянием исторически съежившихся обстоятельств, способствовавших проникновению слов из одного языка в другой (экономические, культурные, научные и другие связи между странами), большинство терминов имеют иностранное происхождение. Еще великий русский ученый М.В. Ломоносов, первый реформатор научной терминологии в России довольно широко применял в своих трудах термины, особенно с латинскими к греческими корнями, Е через свои труды внедрил многие термины, которые дошли до наших дней. Немало терминов вошло в русскую речь в петровские времена, особенно в кораблестроении и флотоведении - областях, которые являлись предметом особой забота создателя русского флота.

Возникновение цирковых терминов у нас связано с историей развития цирка в Россия и относится к тем временам, когда отечественный цирк еще не сформировался и по городам России гастролировало большое количество иностранных артистов из разных стран. Многие из них впоследствии навсегда связали свою судьбу с русским цирком. Они строили цирковые здания во многих больших и малых городах страны и в своих программах показывали выступления лучших русских и иностранных артистов. Имена некоторых из этих цирковых деятелей вошли в историю русского цирка - это В.Сур, А.Соломонсккй, семейства Чинизелли, Труцци, Феррони и др.

От иностранных артистов того времени и были восприняты профессиональные термины, которые благодаря своей краткости прочно утвердились в среде русских артистов и в дальнейшем перешли в советский цирк.
Но не все термины, широко распространенные в дореволюционной цирке, утвердились в советском. Некоторые были легко заменены русскими словами. Например: вместо "унтерман", "миттельман", "оберман" уже давно говорят "нижний", "средний", "верхний", а вместо "абфаль" и "корде-парель" говорят "обрыв" и "вертикальный канат", уже давно вместо " -мортале" (mortale - итал. - гибельный, смертельный) в цирке и в спорте употребляется термин " ". Такие замены, как показывает практика, вполне оправданы.

Но множество терминов заменить русскими словами подчас невозможно без утраты необходимой краткости, как, например, " ", "курбет" или "твист" и др. Да и не всегда замена бывает целесообразна с профессиональной точки зрения, даже если она и возможна. Например, известный термин "перш" в переводе на русский язык означает шест, жердь. Однако используемая дюралюминиевая труба - это не просто шест. Она оборудована специальными устройствами и приспособлениями для выполнения упражнений. И, следовательно, является снарядом. К тому же, в отличие от перша, в цирке шестом называют другой снаряд - горизонтальный шест - применяемый в акробатических для подбрасывания верхнего партнера нижними. Также удобнее при обозначении разных видов стойки на голове, например, "стойка на голове на перше" или "стойка на голове на ноге партнера", сказать кратко: "конфштейн на перше" или "копфштейн на ноге". Таких примеров немало.

Цирковая терминология - это не случайный набор слов. Термины имеют свою этимологию, свое языковое происхождение и основаны на определенных закономерностях терминообразования. Одни слова приобрели терминологическое значение по сходству, тождеству. Например, словом "боген" (нем. bogen- дуга, арка, свод) именуют положение туловища с прогибом в спине; термин "каучук" обозначает в цирке вид акробатической работы, основанной на предельной гибкости и эластичности мышц, связок исполнителя. Другие термины возникли в результате сочетания разных слов. Например, термин "копфштейн" произошел от соединения двух слов - Kopf - голова и stehen - стоять (нем.). Также возникли термины "фордершпрунг", "копфшпрунг" и др. Иные термины получили свое название от фамилий первых исполнителей, например, упражнения "банолло", "клишниг", подобно тому, как в спорте - "петля Корбут", "переворот Диомидова" и др.

Наряду с терминами, имеющими языковое происхождение, в цирке широко применяются отдельные слова и фразы так называемого профессионального жаргона. Это специфические выражения" представляющие собой ответвление от общепринятого языка и не имеющие своего грамматического строя. Например:
"руки в руки" (стойка на руках с опорой на руки партнёра),
"голова в голову" (стойка на голове с опорой на голову партнера),
" "; "коверный" (амплуа артиста),
"зубник" - название специального приспособления для трюка).

В качестве терминов используются и корни слов общепринятого языка: мах, вис, кач, хват, упор, сед (седам).

Цирковая терминология не является каким-то международным языком артистов цирка, как это иногда полагают. Многие термины общеизвестны в цирках разных стран, как, например, "манеж", " ", "писта", " ", "лонжа", "аттракцион", " " и др. Но многие профессиональные обозначения произносятся на языке своей страны, и поэтому одни и те же понятия именуются по-разному в цирках разных стран.

Встречаются термины, одинаковые по значению и созвучные по произношению на разных языках. Например, на французском и английском языках идентично слово "перш", созвучны "рондад" по-французски и "рундад" по-немецки, также сходны немецкий термин "корпатура" и итальянский "корпоратура". Кроме французского термина "флик-фляк", известного у нас еще со времен дореволюционного цирка и широко распространенного также во многих цирках мира, кое-где применяется и аналогичный по значению английский термин "флип-фляп"; для подтверждения идентичности обоих терминов, некоторые авторы в своих трудах приводят один из них в скобках (Г. Тетар. История мирового цирка; К.Клудский. Жизнь на манеже и др.).

Происхождение некоторых терминов относится к глубокой древности. Еще в период античности возникли термины " ", "атлетика", "гимнастика". Древние эллины выполняли физические упражнения обнаженными как своеобразный способ сближения с природой, создающий лучшие гигиенические условия, отсюда и название школ физического воспитания - гимнасий. Со времен древнеримского цирка известен термин "арена", которым называлось место, где происходили бои гладиаторов, схватки с дикими зверями, гонки колесниц и другие зрелища. Это место посыпалось песком, что и породило термин ("арена" - лат. arena - песок).
С возникновением конного цирка (ХУШ в.) место для выступлений получило название "манеж", утвердившееся во всех цирках мира как более соответствующее сущности зрелища, а термин "арена" сохранился, пожалуй, лишь в литературе и как символ. В профессиональной среде он не употребляется.

Некоторые термины первоначально имели иное значение. Например, Французским термином "жонглер" (от лат. joculator -шутник, забавник, остряк) в средние века в романских странах (Франция, Испания) называли уличных музыкантов, бродячих комедиантов. Они пели песни, декламировали под аккомпанемент старинных инструментов, потом стали показывать фокусы, а затем в свою ловкость - подбрасывали, ловили и балансировали оружием, вертели мяч на острие ножа.

Передаваемые из поколения в поколение цирковые термины дошли до нашего времени к прочно утвердились в советском цирке, причем с некоторыми искажениями, полученными когда-то от первоначального неправильного их произношения артистами дореволюционного цирка. И теперь можно услышать вместо "планш" -"бланш", вместо "шамбриер" - "шамбарьер", вместо "корпатура" -"крепатура", а вместо " " - "штамберт". Эти искажения встречаются не только в разговорной речи, но и в литературе о цирке. Объясняется это не только привычкой к первоначальному восприятию, но и, главным образом, отсутствием специального словаря.

Источник - ЭКВИЛИБР НА ПРОВОЛОКЕ. Программа для училищ циркового и эстрадного искусства по специальности № 2109 "Цирковое искусство" (отделение цирковых ). - М.: 1980.

Слушаю, - раздалось в трубке. К телефону подошла мама, я сразу узнал ее голос.
- Мама, это я!
- Володя, это Юра, Володя… - услышал я, как мама радостно звала отца к телефону.
Отец с места в карьер, как будто я и не уезжал на семь лет из дому, сказал:
- Слушаю! Как жалко, что поезд поздно пришел. Сегодня твои на «Динамо» играют со «Спартаком».
Я почувствовал в голосе отца нотки сожаления. Он собрался идти на матч и огорчался, что придется оставаться дома. Тогда я сказал, чтобы он ехал на стадион, а сам обещал приехать на второй тайм.
Он с восторгом согласился:
- Прекрасно! Я еду на стадион. Билет возьму и тебе. После первого тайма встречаемся на контроле у Южной трибуны.
Пока я трясся в трамвае, шел по Разгуляю к Токмакову переулку, сердце так бешено колотилось, что подумал: наверное, вот так люди умирают от радости.

И ПАПИРОСУ ДОКУРИЛИ…
У ворот дома меня уже ждала мама. Мама! За годы войны она сильно изменилась. На осунувшемся лице выделялись ее огромные глаза, волосы совсем побелели.
Когда я вошел в комнату, радостно запрыгала собака Малька. Она меня не забыла. Вскоре появился мой школьный друг Шура Скалыга. Он недавно вернулся из Венгрии, где служил в танковых частях. На его груди красовался орден Славы третьей степени. Вместе с Шурой, наскоро поев, мы помчались на «Динамо».
Успели как раз к перерыву. Отец стоял у контроля. Я еще издали заметил его сутулую фигуру в знакомой мне серой кепке.
- Папа! - заорал я.
Отец поднял руку, и мы кинулись друг к другу. Пока мы целовались, Шурка кричал контролерам:
- Глядите! Глядите! Они всю войну не виделись! Он вернулся! Это отец и сын!!
Под эти крики мы вдвоем с Шуркой прошли мимо ошеломленных контролеров на один билет.
Не помню, как сыграли в тот день «Спартак» и «Динамо», но матч стал для меня праздником.
Я в Москве. Дома. И как в доброе довоенное время, сижу с отцом и Шуркой Скалыгой на Южной трибуне стадиона «Динамо», смотрю на зеленое поле, по которому бегают игроки, слышу крики и свист болельщиков и думаю: «Вот это и есть, наверное, настоящее счастье».
Отец почти не изменился. У него по - прежнему молодое, без морщин, лицо и ни одного седого волоса. Правда, он стал носить очки и начал курить.
Когда после матча мы пришли домой, отец торжественно достал из ящика письменного стола коробку «Казбека», где лежала недокуренная папироса, на мундштуке которой он сделал надпись: «9 мая 1945 года». Именно в тот день отец не докурил папироску, решив, что докурит ее, когда я вернусь из армии.
Он затягивался папироской, хваля ее особый вкус.
Пока мама готовила на кухне ужин, я вышел во двор в гимнастерке, с тремя медалями, полученными за вой - ну: «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Все вокруг выглядело необычным и странным, хотя на самом деле вроде бы ничего и не изменилось с тех пор, как я ушел в армию.
Просто я на все смотрел другими глазами. В армии я стал взрослым.
За ужином отец, мать, Шурка Скалыга, дядя Ганя вспоминали войну. Отец демонстрировал последние трюки, выученные собакой Малькой.
- Граждане, воздушная тревога! Воздушная тревога! - говорил он монотонным голосом, и Малька забиралась под подушку и замирала.
А как только отец объявлял: «Отбой воздушной тревоги!» - Малька выскакивала из - под подушки и начинала с радостным лаем носиться по комнате.
Мы сидели в шестнадцатиметровой комнате с двумя окнами, выходящими на кирпичную стену. Эту комнату родителям дали после письма батальонного комиссара 115 - го полка Спиридонова, который, узнав в разговоре со мной, что мы тесно живем, послал ходатайства в райисполком и райвоенкомат, чтобы родителям сержанта Никулина улучшили жилищные условия. И когда в нашей квартире освободилась комната соседей, в нее разрешили перейти моим родителям. В сравнении со старой девятиметровой комнатушкой эта казалась нам огромной.
В первые недели после демобилизации я встречал своих однополчан. Первым увидел Яшу Богданова. (Того самого веселого парня, который пел песни, когда мы, призывники, ехали из Москвы в Ленинград). Он работал администратором в саду имени Баумана. Встретился и с Мишей Вальковым. У него дома мы провели вместе чудесный вечер.
Дома, во дворе, воспоминания детства вернули меня на какое - то время в довоенные годы. На третий день после приезда я с подростками соседнего двора играл даже в футбол. Старушка, у которой мы разбили мячом стекло, горестно говорила:
- Ну я понимаю, эти школьники - шалопаи, но Юрий - то, воин усатый, куда он лезет?..
Совсем другими глазами я стал смотреть на людей, с которыми встречался. Да, война наложила свой отпечаток на все. На внешность, на психологию людей.
Жизнь в 1946 году была тяжелой. Карточная система. Долго я не мог разобраться в продовольственных карточках, что и по каким талонам можно получать. Каждый работающий прикреплялся к определенному магазину - распределителю, где имел право «отовариваться». Помню, отец спросил меня:
- Земля вертится?
- Вертится, - ответил я.
- А почему люди не падают?.. - И сам ответил: - Потому что прикреплены к магазинам.
С грустью я узнавал о друзьях и знакомых, не вернувшихся с войны. Из нашего бывшего десятого класса «А» погибло четверо, с нашего двора - двенадцать человек.
Из писем родителей я знал о гибели на фронте многих моих товарищей по школе и по двору. Но, встречаясь с родителями погибших, еще сильнее ощущал горечь и печаль утраты. И все время чувствовал себя виноватым перед родителями погибших. Виноватым в том, что остался жив. Мне казалось, что мое появление делает их горе еще более острым.
Первый месяц жизни в Москве ушел на хождение по гостям. Каждый день я встречался с родными, знакомыми. Везде расспросы и угощения.
Композитор Кирилл Молчанов как - то рассказывал мне, что, работая директором Большого театра, он каждый раз Девятого мая выходил на площадь перед театром и смотрел на встречу ветеранов войны. С каждым годом этих людей с сединами становилось все меньше и меньше.
Уже фильмы о войне снимают режиссеры средних лет, которые войны как следует не знают. Но растет число молодых, приходящих на эти встречи у Большого театра.
После войны я часто получал письма с фотографиями от моих однополчан. И с трудом в пожилых лицах узнавал молодых ребят теперь уже далеких военных лет.
Мой отец, вспоминая о своем детстве, рассказывал, как однажды ему, совсем маленькому, на улице показали глубокого старика. Этого старика под руки вели в церковь. Он с трудом передвигал ноги. Как говорили, старик - единственный оставшийся в живых участник войны с Наполеоном.
Так когда - нибудь будут говорить и о моих ровесниках, отстоявших победу в годы войны.
«КРАХ ЛЮБВИ»
В первый же день моего приезда домой я встретился с моей любимой. После футбола я позвонил ей, и мы договорились о встрече возле Елоховского собора. Шел на свидание с волнением. Стесняла военная форма, к тому же хромовые сапоги нещадно жали. Эти первые в жизни настоящие хромовые сапоги подарили мне на прощанье разведчики, которые тайно сделали заказ нашему дивизионному сапожнику, но ошиблись размером. И я с трудом натянул сапоги на тонкий отцовский носок.
- О, Юрка, ты совсем стал взрослый, - сказала она радостно, увидев меня.

Каждый вечер сквозь шпалеры нарядных, сверкающих галунами униформистов стремительно проходил элегантный дрессировщик во фраке с шамбарьером в руке. Лихо взлетали на коней отважные жокеи. Темпераментные наездники изумляли и восхищали зрителей своим мастерством. Жонглер, стоя на спине скачущего коня, ловко бросал и ловил шарики, будто под ногами был ковер, а не колеблющийся круп лошади.

Странно прозвучал бы вопрос: "Быть или не быть конному цирку?"

Но споры об этом вспыхивали и кипели в литературных салонах еще в конце минувшего столетия. Для деятелей и любителей цирка такого вопроса попросту не существовало. Приговор пытались вынести люди, в сущности далекие от цирка, далекие от понимания его духа и традиций, эстеты и снобы.

Страсти бурлили. Схлестывались мнения. А цирк жил.

Словесные выкрутасы, высокопарные разглагольствования противников дрессированной лошади в конечном счете сводились к принципиальному вопросу: по какому пути цирк должен идти?

Пьер Жиффар в книге "Конец лошади", изданной в Париже в 1899 году, высказал мнение, что лошадь утратила значение в обыденной жизни, но роль ее остается неизменной на бегах и скачках потому, что это деньги, и в цирке потому, что это искусство.

Нет, нет! - восклицал спустя четверть века его соотечественник Эдмонд Молье. - Цирк родился и умер вместе с Франкони, просуществовав не более столетия.

Нил Николаевич Ознобишин, словно перекликаясь с Молье, в это же время писал, что необыкновенно быстрое развитие науки и техники все более и более отдаляет от лошади современное поколение, что оно теряет интерес к верховой езде и классическому конному цирку, который канул в Лету, что классический цирк можно считать умершим...

Однако не торопились ли с похоронами? Цирки-то были всегда переполнены. Жизнь отметала кабинетные измышления.

Утверждали, что сегодняшний день - это техника. Так что же: служить цирку площадкой для демонстрации механических аттракционов, в которых артист - придаток машины, или славить красоту, силу, бесстрашие, разум человека, его неистощимые возможности?

И все же, видимо, неспроста возникла полемика, не случайно высказывались самые противоположные точки зрения. А быть может, противоречивость суждений как раз и объясняется тем, что в слова "конный цирк" каждый вкладывал свое понимание вопроса: и собственно конный цирк, и цирк вообще, и просто конные номера.

В конном цирке все номера в той или иной степени были связаны с лошадью; акробаты, клоуны, эквилибристы, дрессировщики мелких животных и птиц занимали подчиненное положение. Да, такой цирк в конце 90-х годов перестал существовать. Но он не исчез бесследно. Накопленное веками перешло в новое качество. Родился цирк более яркий, более содержательный, со значительно возросшим арсеналом изобразительных средств. И в этом цирке, где торжествуют гимнасты, акробаты, дрессировщики, иллюзионисты, клоуны, есть место и для лошади. Она не кажется доисторическим ископаемым рядом с различными механическими аттракционами. Напротив, конные номера помогают полнее, ярче, в новых ракурсах показать искусство исполнителя. И поэтому прав был Вильяме Труцци, потомок прославленной династии Франкони - Труцци, когда заявил твердо и решительно: без красивых и темпераментных лошадей нет цирка.

Современники называли Вильямса Труцци "рыцарем цирка". Рыцарь - это и высокое мастерство, и благоговейное отношение к искусству, и высокая требовательность к себе и товарищам.

Обрусевший итальянец Труцци с гордостью именовал себя во время гастролей в Лондоне и Париже русским артистом. Осуществляя художественное руководство молодыми советскими цирками, он стремился к новаторству.

Вильяме Труцци - опытнейший дрессировщик лошадей и наездник высшей школы - в своих неутомимых поисках всегда шел от традиций.

Первые наездники достигли высокого уровня верховой езды. Прайс и Семсон еще в 1760 году в различных городах Англии демонстрировали фигурную езду на трех и более лошадях. Бейтс одним из первых подумал о специальном костюме для выступлений. Его красная однобортная охотничья куртка с отложным воротником и расшитыми манжетами, тесно прилегающие до щиколоток брюки, полусапожки и охотничья фуражка не только радовали глаз, но и говорили о стремлении создать определенный образ.

В 1770 году в Вене длительное время гастролировали наездники Поде и Симеон с женой. Симеон скакал на четырех-пяти лошадях, стоя вниз головой на седле, на полном галопе спрыгивал и снова вспрыгивал на лошадь, с завязанными глазами на ходу поднимал с земли монету или карты из различных колод по желанию зрителей, поднимал во время скачки на четырех-пяти лошадях иголку. Все было рассчитано на то, чтобы поразить зрителей отвагой и ловкостью.

Такие качества воспитывались с глубокой древности. Бессмертный Гомер не случайно сравнивал с наездником Аякса - самого сильного после Ахиллеса воина в греческом войске, осаждавшем Трою, который "с корабля на корабль по помостам прядал, широко шагая", с шестом корабельным в могучих руках.

Словно как муж, ездок на конях необычно искусный, Лучших из множества коней избрав четырех и связав их, Правит и с поля далекого к граду великому гонит Битой дорогой; толпою и мужи и робкие жены Смотрят дивуясь, а он беспрестанно и твердо и верно Скачет, садясь с коня на коня, на бегу их ужасном...

Суровая эпоха влияла на представления. В школе Астлея наездники демонстрировали силу, владение лошадью, отличную воинскую выучку. Вольтиж и приемы конного боя нужны солдату; акробатика на лошадях утверждала культ сильного и мужественного воина-завоевателя. В астлеевском манеже скачут лихие солдаты его величества короля Великобритании Георга III. Те солдаты, которые умирали на полях сражений "во славу Британской империи".

В цирке братьев Франкони, который расцвел во времена Бонапарта, в эпоху всеобщей тяги к изящной античности, номера конных искусников претерпели изменения. Мужество воина, суровость, смелость, сила уступили место балетной мягкости, мимико-пластическим сценам на лошадях.

Лоренцо Франкони, усложнив аллюры и эволюции на лошадях, создал новый жанр - высшую школу верховой езды. Он усовершенствовал и развил дрессировку больших групп лошадей, так называемую "свободу". Создавалось впечатление, что животные самостоятельно делают различные построения, меняют направление, а дрессировщик лишь наблюдает за ними.

Братья Франкони так компоновали программы, что представление в целом давало образную картину эпохи.

Олицетворением красоты, силы, благородства, воинского духа был выезд гвардейского офицера на школьной лошади. Его сменяла группа всадников и всадниц, совершавших сложные и красивые построения, имитировавшие прогулки и развлечения представителей высшего света.

За ними выезжала наездница, - балерина, тешившая взоры знатных господ, заполнявших цирк, наездница-амазонка, конечно в женском седле. Исполнительницы изображали графинь и принцесс. Только сидели на лошади, может быть, чуть покрепче, а драгоценности их чаще были искусственными.

Ч. Диккенс писал: "...Блистательные, грациозные существа в молочно-белых камзолах, розовых трико и голубых шарфах, те, что вечером проносились... перед глазами на белоснежных, украшенных искусственными цветами скакунах, в блеске огней, под гром оркестра - превращаются при дневном свете в бледных, потрепанных горемык".

Некоторые цирковые наездники должны были представлять человека низшего класса, и притом таким, каким его хотелось видеть власть имущим. Простолюдин неловок и смешон. Разве сможет этакий простофиля крепко и красиво сидеть на лошади? Конечно, нет. Он боязливо подходит к коню, неумело карабкается на него, каким-то чудом удерживается на тряской спине, ежесекундно сползая то в одну, то в другую сторону, рискуя оказаться под копытами. Наездник с перепугу сбрасывает с себя многочисленные одежды.

Сценка так и вошла в репертуар под названием "Мужик на лошади". В русском цирке она претерпела существенные изменения. Над мужиком потешались. Но в конечном итоге он уверенно выходил победителем из всех передряг.

Перед мысленным взором Труцци проходила история конного цирка, галерея образов, возникавших в ту или иную эпоху. Оказывается, цирк зарождался как искусство. Почему-то этого не замечали и не замечают его противники. Возможно, виною тому бедность литературных источников.

Буржуазная революция во Франции открыла путь в высшее общество финансистам и промышленникам. Однако новоявленные богачи оставались зачастую грубыми и неотесанными людьми. На школьной лошади восседал уже не лихой гвардейский офицер, а респектабельный господин во фраке и цилиндре. И наряду с этим наездники создали сатирический образ самоуверенной, глупой мадам Анго, берущей уроки верховой езды. Мадам Анго - персонаж многих комедий, водевилей, фарсов того времени.

19 июня 1827 года в парижском театре Порт-Сен-Мартэн состоялась премьера трехактной мелодрамы Дюканжа и Дино "Тридцать лет, или жизнь игрока". В главных ролях игрока Жоржа де Жермани и его жены Амели, которая жертвует всем ради своего преступного мужа и следует за ним в изгнание, - знаменитые Фредерик Леметр и Мари Дорваль. Успех был велик. Мелодрама на долгие годы заняла почетное место на сцене.

В этом же году в Олимпийском цирке наездниками была осуществлена постановка сюжетной бытовой сценки под тем же названием. Фредерик Леметр, завсегдатай цирка, участник многих пантомим, в которых он читал политические монологи, охотно давал советы, помогал воплотить сценические образы средствами цирка.

Чем ближе к жизни был цирк, тем разнообразнее становились выступления наездников. Стремление к созданию различных образов требовало подбора определенных выразительных средств и композиции (трюк теперь играет не самодовлеющую, а вспомогательную роль).

Годами формировались основные жанры конного цирка. Их представляли дрессировщики лошадей, наездники-вольтижеры (мужской, женский и смешанный вольтиж), парфорсные и гротеск, жокеи, акробаты (на одной, двух и трех лошадях), исполнители пластико-мимических сцен, комическая дрессировка и комические наездники * На них и держался конный цирк. Стремление артиста к созданию образа современника, его индивидуальные особенности определяли выбор того или иного жанра, трактовку и композицию ряда традиционных трюков.

* (Наездники различаются по преобладающим трюкам. Вольтижер, бегущий рядом с лошадью, ухватившись за гурту или переднюю луку седла, демонстрирует умение взлетать на коня и спрыгивать с него, различные перевороты на лошади; парфорсный наездник преодолевает препятствия, прыгает через ленты, обручи, заклеенные бумагой, оставаясь на спине лошади; гротеск-наездники сплетают затейливый узор из контрастных трюков, различного рода прыжки они сменяют мягкими балетными движениями и позами. Акробаты исполняют на лошадях то, что делали обычно в партере. )

В наши дни, когда говорят "конный цирк", то подразумевают конные номера, которые всегда украшали манеж.

Без лошади нет цирка. Не только потому, что из разнообразной программы спектакля выпало бы значимое звено. Без лошади и круглый манеж тринадцати метров в диаметре и привычные очертания циркового здания выглядели бы каким-то рудиментарным остатком. Акробатам, клоунам, жонглерам, гимнастам круглый манеж совсем не нужен. Они могут с таким же успехом выступать и на сцене.

А лошадь теперь так редко встречается на манеже! Не потому, что пришел космический век, век реактивной авиации, судов на подводных крыльях и воздушной подушке, тепловозов и электровозов. Главное - в длительном невнимании к конным номерам,

Тем большего восхищения и благодарности заслуживают усилия тех. кто творит конные номера. Известны советскому зрителю имена дрессировщиков Людмилы Котовой и Юрия Ермолаева, заслуженных артистов РСФСР Нины Монкевич и Бориса Манжелли, блестящих жокеев Александровых-Серж и Соболевских, великолепных акробатов-вольтижеров на лошадях Запашных, наездников высшей школы Таисии и Николая Симаревых, Людмилы и Леонида Кривых, джигитов Дзерассы Тугановой, Али-Бек Кантемировых, Давлета Ходжабаева, Керима Варзиева, Юрия Мерденова, Хакима Зарипова и других.

Они подлинные рыцари.

Цирк славится своими династиями, преемственностью традиций. Так повелось издавна: наездник-вольтижер, жокей * , акробат на лошади, наездник высшей школы, дрессировщик лошадей.

* (Жокей вобрал в себя все лучшее от наездников и акробатов. Он и позу принимает, и вольтижирует, и демонстрирует серию разнообразных прыжков. )

По ступенькам этой своеобразной лестницы поднимались сын Астлея в Англии, дети Франкони во Франции, Ренца в Германии, Никитина, Чинизелли, Труцци в России. Такова одна из священных традиций конного цирка.

Известный советский жокей Глеб Лапиадо в чем-то тоже повторил путь предшественников. Отец его Александр Васильевич Лапиадо был известным и изобретательным дрессировщиком лошадей и верблюдов, дедушка - всемирно прославленным жокеем, а мать Раиса Васильевна, тетя Матильда Васильевна, сестры Калиса и Клеопатра, брат Александр - наездниками.

В цирке жокеи появились немногим более ста лет назад. В спорте, на скачках они были известны значительно раньше. Истоки этого жанра нужно искать в выступлениях кунстберейторов, умевших спрыгнуть с лошади на полном скаку и тут же, придерживаясь за переднюю луку седла, влететь в него, мгновенно перевернуться и сесть спиной к голове лошади.

Эти и другие упражнения, обособленные от военных приемов, положили начало темпераментному и ранее широко распространенному номеру вольтижа, который исполнялся наездниками и наездницами. Только выступали они преимущественно на неоседланной лошади. Ее перепоясывала гурта (род подпруги) с двумя ручками, заменявшими луку седла.

От вольтижера прямой путь к жокею - своеобразной вершине наездничества.

Быть жокеем может человек большого мужества, умеющий ежедневно смотреть в глаза опасности. Здесь возможна одна мера предосторожности - мастерство.

Глебу Лапиадо повезло. Он проходил курс науки в семейной школе. Учил его дедушка Василий Трофимович Соболевский - человек недюжинного опыта, овеянный мировой славой. Его знали во всех крупнейших цирках Европы. Невероятно высокий темп, рослые лошади, выдающееся мастерство потрясли англичан. Бесновались темпераментные испанцы. Восторженно аплодировали французы. Даже педантичные немцы не оставались равнодушными.

Вот этот человек, прославивший за рубежом русский и советский цирк, и был наставником Глеба Лапиадо. Старый наездник растил не только ловкого и бесстрашного жокея, но и учил внука художественно мыслить, творить, воспитывал те качества, без которых не может быть артиста.

Юность Глеба совпала с периодом возмужания советского цирка. С афиш исчезли имена иностранных гастролеров. Выросло новое поколение артистов.

Тридцатые годы были полны героикой: победы на трудовом фронте, дрейф челюскинцев, подвиги летчиков, парашютистов. Все волновало, будоражило воображение молодых, влекло неудержимо к романтике.

Глеб Лапиадо был замечен публикой и прессой. Московский рецензент около 30 лет назад писал: "...Хочется сказать несколько слов о наиболее ярких номерах этой программы. Прежде всего - о самом молодом артисте, маленьком наезднике Глебе Лапиадо. Он работает смело, уверенно и с таким увлечением, которое невольно передается зрителю, награждающему беспрерывными аплодисментами артиста и его учителя В. Т. Соболевского..."

Высокие артистические качества проявились и в таком на первый взгляд незначительном эпизоде. Было это в год окончания Великой Отечественной войны. Глеб гастролировал с товарищами в Оренбурге. Как-то вечером, придя на представление, просматривал газеты. Заметил объявление:

"Госцирк. Сегодня вечер смеха: участвуют все клоуны цирка. В первый раз гигантские прыжки, рекордный трюк Виталия Лазаренко, прыжок через семь лошадей, исп. Глеб Лапиадо. Последние дни: ревю - участвуют 30 Океанос. "Русский силач" в исполнении популярного чемпиона, атлета и борца Н. Г. Жеребцова".

Заключительные строки объявления, отдававшего безвкусицей старого балагана, Глеб прочитал уже машинально. Взволнованный, побежал он к художественному руководителю коллектива Ольховикову-Океанос. Протянул газету.

Ну и что? Здорово расписали! Теперь народ повалит.

Так ведь неправда, Леонид Сергеевич!

Ольховиков улыбался, глядя на растерянное лицо Глеба.

Глеб сказал твердо:

Через шесть лошадей - прыгаю. Все знают. А здесь стоит семь.

Ерунда это, брат, - рассердился Ольховиков. - Ну и прыгай через шесть себе на здоровье.

Нет уж, выводите семь лошадей, как объявили, - заупрямился Глеб.

К этому выступлению Глеб готовился особенно тщательно: старательно разогревал мышцы. Отступить он уже не мог. Да и что сказал бы дедушка?

И Глеб прыгнул, вызвав шквал аплодисментов. И не только в зале. Кто - кто, а товарищи понимали, чего это ему стоило.

Прыгучесть сыграла не последнюю роль в том, что он стал хорошим жокеем. После смерти дедушки Лапиадо возглавил труппу, которая по своей профессиональной и художественной подготовке занимает ведущее место.

Их объявляют: "Жокеи Соболевские".

Манеж залит светом. Углы красного ковра подвернуты. У выхода из конюшни на нетерпеливо перебирающих ногами лошадях сидят жокеи. Музыканты наготове. Дирижер взмахнул палочкой. Грянул марш. Распахнулся форганг * . Сильные серые кони, разбрасывая опилки, вылетели на манеж. Головы притянуты арнирами к груди. Красиво выгнуты шеи. Широкие спины покрыты белоснежными чепраками.

* (Форганг - занавес перед выходом на манеж, отделяющий служебные помещения от зрительного зала. )

На круп вспрыгивают один - два... семь артистов. Мерно бегут лошади. Слышны гортанные возгласы, щелчки шамбарьера. Яркая, жизнерадостная картина.

В основе своей это классический жокейский номер, но он наполнен новым содержанием, повествует о сильных, смелых, дружных советских ребятах, поставленных в исключительные обстоятельства, требующие высшего напряжения моральных и физических сил. Трудно ли им? Конечно. Но романтика борьбы и победы увлекает.

Номер нравится зрителям: он захватывает их, ведет к мысли о том, что человек смел, отважен, красив и ничего невозможного для него не существует.

Обычно в группах жокеев устанавливается очередность исполнения трюков. Один или двое работают - остальные ждут. Традиция эта восходит к первым конным штукмейстерам, подробно перечислявшим в объявлениях каждый трюк, придавая ему самодовлеющее значение.

Но что такое трюк? Его можно сравнить с отдельным словом в обыденной речи. Увлекала бы нас беседа, если бы собеседник, бросив словечко, надолго замолкал? Нечто подобное происходит и в номерах, состоящих из набора отдельных трюков, не связанных никакой мыслью. А Глеб Лапиадо стремится к живому и занимательному разговору.

Глеб, как потомственный конник, владеет несколькими жанрами. Вместе с женой Тамарой Рокотовой он подготовил номер классического па-де-де. Название указывает на тесную связь с балетом. Только сцену заменяют исполнителям крупы двух рядом бегущих по манежу лошадей. Тонкий и лиричный номер, повествующий о любви, нежности, верности, берет начало от скрещения пластико-мимических сцен с живительной и сильной струей классического балета, особенно русского.

Все в искусстве опирается на вековечные традиции. Но, усвоив их, артист должен по-своему пережить то, что уже было пережито другими, взглянуть на мир своими глазами, сказать людям что-то новое, сокровенное.

Глеб крепко стоял на крупах двух лошадей, покрытых чепраками. Он и Тамара исполняли различные балетные поддержки, акробатические трюки. Что же нового внесено ими в жанр? Предшественники трактовали его так: сильный и властный мужчина и нежная, беззащитная женщина, иногда - рабыня... Глеб и Тамара представляют содружество равных.

Между элементами этого и жокейского номеров некоторые усматривали сходство. Глеб исключил из жокейского номера акробатику на лошади, чтобы она не разрушала целостности произведения, темпа. Он отлично понимает художественные особенности и смысловую направленность каждого трюка. На их подготовку уходят годы. Годы! У многих недостает сил расстаться с лишними трюками, а Глеб решился! Лаконизм более четко выявляет главную мысль.

Смело и в должной пропорции использован контраст, что сделало детали номера более сочными. Контраст - в разнообразии и остроте ритмов, в темпе номера, в подборе и одежде артистов. Пять мужчин и одна женщина. Они - русые, у нее - смоляные кудри. У них черные сапожки, у нее - белые.

И еще контраст. Представительница "слабого" пола не уступает мужчинам. И это - в жокейском номере, наиболее опасном и сложном, в котором многое зависит от такого, не всегда надежного "партнера", как лошадь.

Тамара Рокотова - первая женщина-жокей, сделавшая на лошади арабские колесики, стойку в па-де-труа (акробатика на трех лошадях), достигшая вершины прыжков - курса *

* (Курс - прыжок. Как только мчащаяся карьером лошадь поравняется с артистом, он резко поворачивается, сильно отталкивается левой ногой и делает четыре стремительных шага в темпе, соразмеренном с бегом коня. Столкновение неминуемо. Но наездник резко подпрыгивает. Лошадь продвигается за это мгновение на полкорпуса, и жокей становится во весь рост на ее спину. )

В нескончаемом круговороте лошадей, мелькающих тел глаз тотчас же улавливает строгую закономерность, направленность, смысловую нагрузку каждого трюка, роль каждого артиста.

Если заимствовать терминологию у театроведов, то в жокейском номере Соболевских мы смогли бы выделить пять актов. На профессиональном языке они именуются репризами.

Репризами? Но так же называются шутки, интермедии клоунов, исполняемые между номерами. Одно и то же название в различных жанрах вновь заставляет нас оглянуться назад и поискать объяснение в истории. Случайно ли клоунское выступление и часть номера жокеев определяется одним и тем же термином?

В конном цирке роль клоуна сводилась к смягчению напряжения, вызванного отчаянно смелыми трюками наездников. Пока всадник и лошадь отдыхали, он проделывал, разумеется в своей интерпретации, все, что только что видела публика. Клоунские шутки повторяли основную тему и отделяли части номера. Вот почему и они называются репризами.

Традиционные и обязательные репризы, очередность их исполнения брали начало от первого циркового жокея Шарля Слезака, выступившего в 60-х годах прошлого столетия.

Нельзя не обратить внимания на одну деталь: все это предопределяло фрагментарность выступления жокеев.

Однако в номере Соболевских благодаря четкой и грамотной композиции традиционные жокейские трюки воспринимаются как взаимосвязанные части единого целого.

Эффектны и красивы выступления наездников высшей школы верховой езды. Правда, в настоящее время они довольно однообразны и слагаются главным образом из танцевальных мотивов.

Высшая школа верховой езды в цирке требует от всадника тончайшего умения управлять конем, умения наиболее полно показать его природные движения, грацию и изящество, если можно так сказать о лошади. Совсем не случайно скульпторов заинтересовали такие, например, мотивы, как лошади, вставшие на дыбы, с вытянутой передней ногой.

В бронзе, мраморе ваятели стремились передать динамику движений, мускулистое тело, полное сдерживаемой энергии.

Цирк, его люди, особенно наездники и наездницы, гимнасты издавна привлекали внимание художников. Величайший график Франции Домье одним из первых обратил внимание на людей цирка. В рисунках он сумел передать трагизм, тяжесть положения, в котором находились люди, забавляющие толпу (уличные акробаты, артисты в фургоне). Биение сердца цирка уловил и понял другой французский художник - Тулуз Лотрек. За праздничным блеском представлений, за мишурой и сверканием костюмов сумел он разглядеть горькие и жалкие будни артистов цирка. Двадцать два рисунка Тулуза Лотрека составили альбом "В цирке". Удивительно точно изображал жокеев Карл Верне. Импрессионисты Сера и Дега ряд полотен посвятили людям цирка. Гимнастка под куполом работы Дега привлекала внимание правдивостью и сочным колористическим решением. Пикассо средствами графики и живописи передал трагедию циркача - бездомного и бесправного кочевника. Серию ярких рисунков, посвященных жокеям, гимнастам, клоунам, создали советские художники Верейский, Лебедев, Семенов, Доран.

Скульптурные изображения лошадей навели Александра Королева (Лапиадо) на мысль о создании нового номера. Эту мысль поддержал и развил Евгений Михайлович Кузнецов. Нужно было найти лошадь, поддающуюся очень трудной и сложной дрессировке "на неподвижность", придумать выразительные сценки, которые принципиально отличались бы от слащавых поз, создаваемых в варьете иностранными артистами.

Александр нашел нужную лошадь. Вернее, она у него была. Удивительный ахалтекинец * Торс, на котором Королев демонстрировал высшую школу верховой езды, заболел ревматизмом. Но какой же конник расстанется с верным другом? И Королев снова занялся дрессировкой Торса. И добился большого успеха. Под прожекторами Торс вместе со своим учителем и его дочерью Изабеллой принимает различные позы и застывает в них. Кажется, что группы высечены из глыбы мрамора рукой талантливого ваятеля.

* (Ахалтекинец - отечественная порода лошадей, отличающихся высокими скаковыми качествами. )

Все эти номера наездников и наездниц, дрессировщиков - классика цирка. Классика, обновляемая, наполняемая новым содержанием и знакомая в любой стране.

А вот джигиты принесли в русский и особенно в советский цирк своеобразное национальное искусство; не этнографические номера, к которым сенсации ради в былые времена прибегали порой буржуазные цирки, выставляя напоказ то эскимосов, то индейцев, то "дикарей" с каких-нибудь далеких островов, а подлинные национальные характеры.

Во многих районах страны с юных лет и до глубокой старости жители не расстаются с конем. И конечно, ни одно празднество в горных аулах Кавказа, в селениях Туркмении, Киргизии, Башкирии, Узбекистана не обходится без состязаний отважных джигитов, конных игр гуйбози, оодарыш, улак-тартыш, цхен-бурти, чов-ган (конное поло), сюр-папах (конный баскетбол) и других. Победитель таких состязаний - джигит из джигитов.

Джигит - это бесстрашный всадник, это воин, отлично владеющий приемами конного боя.

Джигит - это смелость, это отвага. Вот он на бешеной скорости спрыгнул с коня, оттолкнулся, перевернулся в воздухе и очутился почти на шее скакуна. Вот он свалился, будто сраженный пулей, и конь несет его тело, волочащееся по земле. Как только мнимая опасность миновала, всадник поднимается - и снова в седле. Занесен над ним клинок, и он на полном скаку ныряет под живот лошади и взбирается в седло с другой стороны.

Выдающиеся джигиты пришли в цирк. Наиболее колоритен народный артист РСФСР 86-летний Али-Бек Кантемиров. Его прославленная труппа состоит из сыновей, внуков, партнеров. Начав артистическую деятельность в одном из дореволюционных провинциальных цирков, он в течение нескольких лет завоевал блестящую репутацию и стал желанным гастролером в столичных и европейских манежах.

Сын Али-Бека Хасанбек закончил институты физкультуры и театрального искусства. Ирбек - мастер спорта СССР, неоднократный чемпион страны по конному спорту, и отличный наездник Мухтарбек.

Долго шла полемика о конном цирке, в недрах которого берут начало многие жанры. Жизнь отвергла домыслы и все расставила по местам. Да, прав был Вильяме Труцци: без лошади нет цирка.

Выбор материалов и технологий облицовки фасада – очень серьёзный вопрос. Несмотря на то, что наружные отделочные работы производятся при строительстве в последнюю очередь, именно этот фактор определяет первое впечатление о здании. Подбор материалов осуществляется ещё на момент разработки проекта и на этом этапе могут возникнуть первые сложности, поскольку рынок на данный момент предлагает большое количество новых технологий и материалов для выполнения облицовочных работ.

Учитывать все характеристики каждого метода необходимо для того, чтобы здание полностью вписалось в эстетику общей картины с окружающим ландшафтом и выполняло роль высококачественного термо-, звуко-, гидроизолятора, защищало дом от действия ультрафиолета и любых разрушающих факторов.

Основные современные разработки

В разработках, используемых для новых технологий отделки фасадов, направление развития определяется такими требованиями:

  • Новый визуальный эффект. Современные решения предоставляют принципиально новые расцветки и оттенки цветов, узоры, которые раньше были технически невыполнимыми.
  • Повышение прежних характеристик облицовки. Прочность и длительность эксплуатации фасадов без необходимости замены или реконструкции постоянно повышается.
  • Стремление к экологичности состава. Этот фактор очень важен, особенно для людей, страдающих аллергическими реакциями на отдельные компоненты строительных смесей.

Производители предлагают 2 современных типа материалов для фасадов:

  • «мокрые» — на основе фасадных облицовочных смесей;
  • «сухие» — крепятся при помощи саморезов, дюбелей, гвоздей и пр.

«Мокрые» создают единую целостную конструкцию, но зато «сухие» могут монтироваться при любой погоде.

Штукатурка

Эта методика используется очень давно, но в последнее время были разработаны её новые подвиды, которые качественно превзошли прежнюю по многих направлениям. Сейчас постоянно появляются новые разработки, которые даже внешним видом мало напоминают классическую штукатурку.

Добавление акрила придаёт смеси эластичность, чем устраняет главный недостаток любой штукатурки, поэтому трещины не появляются даже после значительной усадки возведённой конструкции. Ещё одним плюсом является более длительный срок эксплуатации: после нанесения акриловой штукатурки можно забыть о фасаде на 18 лет.

Такая технология требует вложений, однако, учитывая длительность использования и высокую устойчивость к температурным перепадам и действию влаги, становится понятно, что затраты эти вполне окупятся.

Из недостатков можно выделить хорошую горючесть акрила и сложность в уходе. На акриловую поверхность притягиваются частички пыли, что может изменить оттенок, а отмывается акрил очень сложно. Из-за этого такой фасад скоро может потускнеть.

Технология нанесения акриловой поверхности достаточно проста, поэтому выполняется быстро и легко.

Такая смесь изготавливается с добавлением особого реактива – калийного стекла. Именно он обусловливает все особые качества этого нового материала для облицовки. Первым преимуществом является долговечность: фасад продержится в неизменном состоянии около 30 лет.

Уход за силикатным фасадом довольно прост: пыль на него прилипает не так активно, как на акриловый, а во время дождей легко смывается потоками воды. Если монтаж выполнялся с соблюдением всех правил технологии, то такой вид отделки устойчив к наружным повреждениям.

Сложность при монтаже заключается в том, что после приготовления смеси её необходимо наносить очень быстро, так как затвердевает состав практически мгновенно. По этой причине самостоятельно это проделать не получится: нужно доверить дело специалистам с опытом и необходимыми инструментами.

Единственным недостатком такой технологии отделки фасада является её цена. Все остальные характеристики – на высоте. Этот материал очень износоустойчив, даёт возможность внутренней влаге помещений выходить наружу, совместим с любыми утеплителями.

Наносить это покрытие можно при разной погоде, к тому же, оно не горит. Монтаж такой силиконовой облицовки очень прост, а уход сводится к отмыванию дождевой водой. Это позволяет применять силиконовый материал даже в непосредственной близости от загруженных автомагистралей или в промзоне.

Клинкерные термопанели

Технология подразумевает симбиоз, созданный из клинкерной плитки, на которую наплавляется небольшой слой пенополистирола. Пенополистирол – прекрасный утепляющий материал, что позволяет не допустить потерю тепла зимой и препятствовать повышению температуры в жару. То есть, термопанели позволили совместить внешнюю эстетику с теплоизоляционными свойствами.

Долговечность и надёжность этого камня в качестве фасадного материала для частных домов не способны превзойти другие современные технологии. Поскольку использование натурального камня – очень дорогое удовольствие, то нередко с его помощью облицовывали какую-то часть фасада, оставляя остальные стороны более дешёвым вариантам.

Но на помощь пришла новая технология – отделка искусственным камнем. По цене ненатуральный камень дешевле в несколько раз, что никак не сказывается на качествах. К тому же, вес существенно легче, что уменьшает усадку в первые годы после завершения постройки.

Крепится искусственный камень при помощи специальных клеевых составов. Между камнем и стеной монтажники могут оставить зазор, чтобы обеспечить вентилируемую прослойку.

Внешне он практически идентичен с натуральным и с точностью может имитировать мрамор, гранит, известняк, туф, доломит и пр. С помощью комбинации таких вариантов можно создавать интересные дизайнерские ансамбли и воплощать оригинальные замыслы.

Облицовочный кирпич

Ещё одна новая технология фасадной обработки основана на использовании отделочных кирпичей нового поколения с усовершенствованным составом.

В зависимости от компонентов они подразделяются на разные типы, каждый из которых имеет свои характеристики, плюсы и минусы. Все они могут быть представлены в разной форме, в зависимости от задумки дизайнера: параллелепипед, квадрат или узорчатая сложная форма. Можно выбирать и желаемую текстуру: гладкие, покрытие глазурью, матовые, с минеральным напылением и пр.

Его стоимость выше остальных типов облицовочного кирпича. Это обусловлено тем, что изготавливается он из особых сортов пластичной глины, которая прессуется и запекается. Для придания разных цветов в глину домешивают пигменты.

Клинкерный кирпич не только устойчив к перепадам температур, влаге и солнечным лучам, но и защищает от агрессивных веществ. Кроме того, он абсолютно безвреден и не выделяет в атмосферу опасные вещества.

Единственные минусы – большой вес и немалая стоимость. Частично убрать эти недостатки удалось посредством создания клинкерной плитки – материала из того же сырья, но более тонкого.

Такая технология не нова, но современные разработки позволили значительно расширить цветовую палитру этого кирпича. Кроме того, он обладает прекрасной звукоизоляцией и устойчивостью к огню. Не последним поводом сделать выбор в пользу керамического кирпича для отделки фасада может послужить и его низкая цена.

Среди минусов стоит отметить возможность осыпания, если для крепежа был неправильно выбран клеевой состав. Помимо этого, керамический кирпич очень гигроскопичен, а набранная влага при замерзании может разрушить его структуру.

Этот фасадный материал изготавливают из ракушняка, цемента и прочих натуральных добавок, которые в последствии поддают воздействию мощного пресса. За счёт этого он безопасен для окружающей среды, но достаточно прочен и имеет огромное количество оттенков.

Он не так сильно вбирает влагу, но не выдерживает конкуренции в теплопроводности, поэтому нуждается в обязательном использовании добавочных теплоизоляторов.

Стеклянные панели повсеместно используются для фасадов торговых, развлекательных и деловых центров. Они выглядят современно и завораживающие. Но новые разработки позволили усовершенствовать их ещё. Для того, чтобы препятствовать огромным теплопотерям через стекло, во внутреннюю камеру закачивают газ, который понижает теплопроводность. Иногда на стекло наклеивают добавочный слой специальной плёнки, который выполняет ту же функцию.

Но самое прогрессивное предложение касается комплексного подхода к фасадам такого рода. На стеклянные термопакеты сейчас наносят специальный состав, который не ухудшает прозрачность и пропускание лучей солнца, но позволяет обогревать внутреннее помещение. Такие термопакеты совмещают в себе современные строительные и энергосберегающие достижения.

Эта технология позволила создавать фасад, практически не уступающий по характеристикам каменному. В состав керамогранита входят кварц, глина, вода и полевой шпат. После прессовки он становится очень прочным при относительно небольшой толщине – 1,5 см.

Фасадный керамогранит крайне устойчив к истиранию, поэтому его уместно использовать там, где возможен большой износ за счёт близости дорожек и прилегающим к дверям поверхностей.

При помощи керамогранита можно добиться имитации камня, дерева и прочих природных материалов, при чём теряться внешнее сходство за годы эксплуатации не будет.

Технология монтажа такого материала довольно сложная, поэтому нужно привлекать к работам специализированные бригады, которые смогут качественно прикрепить его на клеевую основу или металлический каркас.

Декоративный сайдинг

Сайдинг очень быстро и легко крепится, при этом он крайне недорогой и обладает длительным сроком эксплуатации (до 50 лет).

Новые разработки позволили выпустить на рынок несколько современных типов сайдинга.

Для любителей всего натурального такой вариант будет очень привлекателен. Фасад из дерева выглядит дорого и эстетично, но его стоимость доступна далеко не всем. Деревянный сайдинг представляет прекрасную альтернативу с доступной стоимостью.

Такой фасад выполняется при помощи деревянных панелей, которые пропитаны антисептическими растворами. Он обладает всеми преимуществами древесины, включая прекрасные теплоизоляционные характеристики.

Но есть и существенные минусы: необходимость периодических защитных обработок и непродолжительность эксплуатации.

Существует ещё одна разработка – древесно-целлюлозный сайдинг, который ещё дешевле, чем изготовленный из натуральных брусков. Обрабатывать его нужно реже, что нередко определяет выбор в его пользу.

Для частных домов в последнее время предлагают стальные листы, на которые нанесён слой цинка, порошка или полимерного состава.

Это придаёт ему более привлекательный внешний вид, чем у металлического сайдинга, к тому же, плиты абсолютно не горючие и просто крепятся к стенам. За счёт нанесённого покрытия они устойчивы к коррозии, что продлевает их долговечность.

Материалами для его изготовления стали песок, цемент и пигменты. Этот современный тип наружной отделки выглядит очень эстетично, а на ощупь бетонный сайдинг приятно шероховатый. Срок его эксплуатации составляет 20-25 лет.

Выбор фасадной отделки – вопрос, к которому нужно подходить с разных позиций. Важно учитывать не только эстетический вид будущего строения и стоимость, но и климатические условия, а также особенности ландшафта. Все новые технологии стараются предоставить максимально широкий выбор, удовлетворяющий любые требования и обеспечивающий высокое качество и долговечность.

Технологии не стоят на месте: то, что еще совсем недавно казалось верхом совершенства, уже завтра безнадежно устаревает.

Это утверждение справедливо и по отношению ко многим отделочным материалам : масляные эмали, обои на бумажной основе и так называемые «накаты» сейчас воспринимаются как нечто архаичное, оставшееся в безвозвратном прошлом. Взамен производители предлагают новые варианты, эстетические качества и эксплуатационные свойства которых существенно превосходят характеристики применявшихся в прошлом отделочных материалов.

«Столичный мастер» подготовил краткий обзор современных отделочных материалов, успешно используемых нашей компанией при ремонте квартир и офисов. Надеемся, данная статья вдохновит вас на новые идеи и смелые интерьерные свершения.

Стены

«Гибкий камень»



Рулонный материал, одна из разновидностей обоев , лицевая поверхность которых имитирует цвет и фактуру камня (например, светлого песчаника). Полосы гибкого камня накладывают на обработанные клеевыми составами стены, после чего затирают стыки до однородности. Даже по прошествии многих десятилетий гибкий камень не изменит первоначальных свойств: этот материал стоек к выгоранию и истиранию.

«Венецианка»