Инструменты

Проектирование выставочных залов нормы. Выставочно-музейные помещения

Проектирование выставочных залов нормы. Выставочно-музейные помещения

Е. Л. Ермошина, эксперт журнала

Мало найдется на сегодняшний день предприятий, которых бы не касались вопросы, связанные с приобретением, содержанием, эксплуатацией и, наконец, с выбытием транспортных средств. Надо ли дожидаться регистрации в ГИБДД автомобиля, уже введенного в эксплуатацию, чтобы начать начисление по нему амортизации? Как определить автомобиля для целей начисления налоговой амортизации, если этот автомобиль нельзя однозначно отнести к конкретной амортизационной группе? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из данной статьи.

Регистрация и начало амортизации

Одним из спорных на сегодняшний день остается вопрос о том, имеет ли значение для начисления амортизации по транспортным средствам момент их регистрации в ГИБДД или органах Гостехнадзора. Напомним суть проблемы. Всем известно, что допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. Об этом говорится в п. 3 ст. 15 Федерального закона № 196-ФЗ 1 .

Как следует из п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 2 , собственники (владельцы) автомобилей обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в ГИБДД в течение пяти суток после приобретения. Пунктом 25 Административного регламента МВД 3 определено, что максимальный срок совершения регистрационного действия с выдачей документов и регистрационных знаков устанавливается территориальным органом управления Госавтоинспекции субъекта РФ и не может превышать трех часов с момента приема заявления и подтверждения факта уплаты государственной пошлины. Исключение составляют случаи, когда принимается решение об отказе в регистрации автотранспортного средства или возникают форс-мажорные обстоятельства, не позволяющие совершать процедуры, предусмотренные данным регламентом.

В случаях, требующих дополнительных проверок, проводимых сотрудниками регистрационных подразделений, заявления рассматриваются в срок до 30 суток со дня их поступления. На практике нередко между вводом транспортного средства в эксплуатацию и регистрацией его в органах ГИБДД проходит значительное время. Это могут быть ситуации, когда документы на регистрацию поданы вовремя, однако регистрационные действия ГИБДД, связанные с выдачей документов и регистрационных знаков, длятся более месяца, или ситуации, возникающие по вине самого собственника автомобиля, например когда пропуск пятидневного срока подачи документов обусловлен выбором страховой компании для заключения договора ОСАГО 4 . То есть автомобиль может быть введен в эксплуатацию в одном отчетном (налоговом) периоде, а документы на его регистрацию могут быть поданы в другом.

Поэтому очень важно определиться, с какого месяца должна начисляться амортизация. Напомним, что в соответствии со ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. При этом в силу п. 11 ст. 258 НК РФ , права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в соответствующую амортизационную группу с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Исходя из положений ст. 130 ГК РФ автотранспортное средство является движимой вещью. Согласно п. 2 ст. 164 ГК РФ государственной регистрации сделок с движимым имуществом не требуется, кроме предусмотренных законом случаев. Необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на них законодательством не установлена. Постановление Правительства РФ № 938 регулирует порядок регистрации самого автотранспортного средства в государственных органах 5 .

Учитывая изложенное, Минфин, к примеру, считает (см. Письмо от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303), что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества – транспортному средству начинается в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, на основании п. 4 ст. 259 НК РФ. При этом расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ (так называемая «амортизационная премия»), признаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала амортизации.

Дополнительно см. статью М. В. Подкопаева «Амортизационная премия: применяем и проверяем», № 20, 2012.

В большинстве арбитражных споров на эту тему судьи придерживаются того же подхода, что и Минфин. Например, ФАС ЗСО в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 указал, что положения Федерального закона № 196-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 938 не регулируют порядок ввода объекта в эксплуатацию, возникновения права собственности на транспортное средство и начисления амортизации.

Судьи пришли к выводу, что начало начисления амортизации не зависит от даты регистрации транспортного средства в соответствующих органах, транспортное средство в налоговом учете должно включаться в состав амортизируемого имущества в общем порядке – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию, независимо от момента регистрации его в органах Гостехнадзора. Аналогичное мнение высказал ФАС МО в Постановлении от 07.09.2010 № КА-А40/10331-10, отметив, что регистрация транспортных средств в ГИБДД (Гостехнадзоре) является специальной и носит исключительно информационный (учетный) характер.

Однако имеется и иной подход к данной проблеме: срок полезного использования в целях начисления амортизации не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе эксплуатировать принадлежащий ему автомобиль, то есть даты регистрации транспортного средства в органах ГИБДД или Гостехнадзора. Такого мнения придерживаются некоторые судьи (см. постановления ФАС ЗСО от 18.06.2010 № А27-19317/2009, от 03.05.2005 № Ф04-2522/2005(10706-А27-40)), и, по мнению автора, небезосновательно.

В связи с этим, полагаем, во избежание возникновения споров с налоговыми органами и для уменьшения налоговых рисков необходимо, чтобы дата ввода в эксплуатацию транспортного средства и дата регистрации в органах ГИБДД (Гостехнадзора) приходились на один отчетный (налоговый) период.

К св едению

Что касается прекращения начисления амортизации, здесь Минфин проводит четкую зависимость от момента снятия с учета. Например, в Письме от 21.07.2010 № 03-03-06/1/468 говорится, что амортизация может учитываться при формировании налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль при условии использования ТС в деятельности, направленной на извлечение дохода. Таким образом, начисление амортизации по транспортным средствам, находящимся на балансе организации, но снятым с учета в органах ГИБДД и Гостехнадзора, прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия этих транспортных средств с учета.

Несколько слов о госпошлинах за регистрацию транспортных средств

Если организация приобретает транспортное средство, то за его государственную регистрацию она должна уплатить госпошлину. Согласно пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ пошлина взимается в следующих размерах: за регистрацию с выдачей госзнаков на автомобили – 1 500 руб. (на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины – 1 000 руб.); паспорта транспортного средства (ПТС) – 500 руб.; свидетельства о регистрации ТС – 300 руб. Как видим, суммы невелики, однако и они вызывают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами на тему, куда относить расходы на уплату госпошлины. Здесь возможны два варианта:

– учесть в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ;

– включить в первоначальную стоимость транспортного средства.

На втором варианте настаивал Минфин аж в 2007 году (Письмо от 01.06.2007 № 03-03-06/2/101), и с тех пор на эту тему он не высказывался 6 . А вот судьи, наоборот, считают, что затраты на регистрацию автотранспорта не увеличивают его первоначальную стоимость, а учитываются в прочих расходах, так как регистрация в органах ГИБДД не является доведением транспортного средства до состояния пригодности (постановления ФАС УО от 25.11.2008 № Ф098694/08-С3, от 30.01.2008 № Ф09-57/08-С3). По мнению автора, сумма госпошлин не столь значительна, чтобы спорить на эту тему с налоговиками. Если, к примеру, они настаивают на включении госпошлины в первоначальную стоимость автотранспортного средства, то лучше так и сделать. Однако отметим, что это возможно в случае, когда уплата госпошлины и регистрация в ГИБДД происходят в том же месяце, когда транспортное средство вводится в эксплуатацию.

Определение срока полезного использования

Нередко на практике у бухгалтера возникают сложности с определением срока полезного использования (СПИ) в силу того, что не ясно, к какой амортизационной группе относится то или иное транспортное средство. В каких ситуациях это бывает? Например, при покупке дорогих иномарок представительского или бизнес-класса. Или в случаях, когда транспортное средство не подходит по описанию ни к одной из десяти амортизационных групп, указанных в Классификации ОС 7 . Рассмотрим эти ситуации подробнее.

…для дорогой иномарки

Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех до пяти лет включительно. Исключение составляют легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса. Они относятся к пятой амортизационной группе с СПИ свыше семи до десяти лет включительно. Таким образом, легковые автомобили высшего класса независимо от объема двигателя должны попасть в пятую амортизационную группу (например, машина представительского класса Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2 496 см3, то есть менее 3,5 л). Вот здесь-то и начинается самое интересное.

Нередко на практике налоговые органы готовы отнести к нему любую «чрезмерно дорогую», на их взгляд, иномарку. Их стремления понятны. Минимальный СПИ для пятой группы составляет 85 месяцев, тогда как для третьей – всего 37 месяцев. Это значит, что месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому транспортному средству, будет более чем в два раза превышать сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором, проводящим налоговую проверку. Как следствие – появление в акте по результатам налоговой проверки записи о доначислении налога на прибыль. Итак, каким же образом бухгалтер может разобраться, к какой амортизационной группе относится «дорогой» автомобиль? Что говорят по данному поводу «официальные лица»?

К сожалению, разъяснений Минфина на этот счет нам обнаружить не удалось. Есть Письмо УФНС по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/123396@, где говорится следующее. Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 8 установлена классификация легковых автомобилей: особо малого класса, малого класса, среднего класса, большого класса, высшего класса. При этом принадлежность автомобиля к определенному классу (от особо малого до большого) определяется по объему двигателя.

Порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни данный классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками автомобиля высшего класса следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Таким образом, считают московские налоговики, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других автомобилей. В каждом конкретном случае вопрос следует решать с учетом характеристик конкретного автомобиля.

Нередко налоговые органы при проверке правильности отнесения дорогого авто к «нужной» амортизационной группе (о чем свидетельствует арбитражная практика) ссылаются на Методическое руководство РД 37.009.015-98 9 . Как следует из приложения «И» к данному документу, класс автомобиля определяется по его длине. Однако и этот документ особой ясности в проблему не вносит: отнесение к классу F «люкс» (равно как и к классу E «большой») обусловлено размерами автомобиля – свыше 4,6 м. Однако машина может иметь длину более 4,6 м, но при этом «не тянуть» даже на бизнес-класс. Если в споре с организацией налоговая инспекция, предъявляя претензии, будет приводить этот документ, в качестве возражения можно сослаться на то, что Методическое руководство РД 37.009.015-98 не зарегистрировано в Минюсте и предназначено для использования в оценочной деятельности и при проведении независимой технической экспертизы. Что касается арбитражной практики, примерами по данному вопросу она не богата. Так, в Постановлении ФАС ПО от 02.06.2011 № А72-6500/2010 рассматривалась спорная ситуация относительно определения СПИ для автомобиля представительского класса Volkswagen Phaeton.

По мнению организации, спорный автомобиль относится к третьей амортизационной группе, поскольку объем его двигателя менее 3,5 л. Следовательно, СПИ составляет от трех до пяти лет, поэтому в налоговом учете СПИ в целях начисления амортизации определен как четыре года. Судьи, исходя из анализа Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 и Письма ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515, посчитали, что данное основное средство относится к пятой амортизационной группе, тем самым поддержав налоговиков. Приведем еще один пример – Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 № 17АП8900/2008-АК.

В данном постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу того, к какой амортизационной группе (третьей или пятой) относить следующие автотранспортные средства: Volvo S80, Mitsubishi Grandis 2.4, Volkswagen Multivan, объем двигателей которых менее 3,5 л (что не позволяет относить их к большому классу, поэтому организация включила эти авто в третью амортизационную группу). Однако длина этих транспортных средств превышает 4,6 м, что позволило налоговым инспекторам «приписать» их к большому классу, отнести к пятой амортизационной группе, пересчитать амортизационные отчисления за проверяемый период и доначислить налог на прибыль.

Однако судьи с таким подходом не согласились. Они поддержали налогоплательщика, приведя следующие аргументы. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 устанавливает, что критериями отнесения транспортных средств к той или иной категории являются тип, класс автомобиля, объем двигателя и назначение. Указанные показатели проставляются в паспорте транспортного средства (ПТС) при регистрации в органах ГИБДД. Такие признаки, как репутация марки, автоматическая коробка передач, комфортабельность салона, стоимость автомобиля, нормативно не определены, носят оценочный характер, в связи с чем не могут быть использованы для определения амортизационной группы в целях налогообложения.

Итак, если организация сомневается, к какой группе отнести «дорогущую» иномарку с объемом двигателя менее 3,5 л, то можно посоветовать обратиться с запросом к специалистам, например в дилерский центр, где приобретался автомобиль, и в запросе поинтересоваться, к какому классу относится транспортное средство. Если будет получен ответ, что машина – представительского класса, она будет относиться к пятой амортизационной группе.

…для транспортного средства, не поименованного в Классификации ОС

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии с СПИ. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для достижения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества на основании положений настоящей статьи и с учетом Классификации ОС.

Для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Об этом говорится в п. 6 ст. 258 НК РФ.

В подобных случаях налоговые органы в ответах на частные запросы налогоплательщиков указывают на необходимость обращения с запросом в Минэкономразвития. На наш взгляд, при отсутствии технических условий и рекомендаций изготовителя налогоплательщик в качестве обоснования СПИ может использовать документ времен СССР – знаменитое Постановление № 1072 10 , действовавшее до вступления в силу гл. 25 НК РФ.

В арбитражной практике есть масса примеров, где судьи поддержали налогоплательщиков, воспользовавшихся для определения СПИ данным документом. Так, в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 ФАС ЗСО рассматривал спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к четвертой амортизационной группе, налоговая инспекция – к пятой.

Судом было установлено, что в Классификации ОС такой вид основных средств, как «карьерные самосвалы» марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением № 1072, которым установлено, что к группе «Подвижной состав автомобильного транспорта» по шифру 50406 отнесены «карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн» с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует четвертой амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ. Суд пришел к выводу, что карьерный самосвал БелАЗ правомерно отнесен организацией к четвертой амортизационной группе и правильно определен СПИ для расчета амортизации. При этом судьи указали: доводы налоговой инспекции о том, что в технических условиях СПИ не указан, не являются основанием для отнесения карьерных самосвалов марки БелАЗ к пятой амортизационной группе.

Аналогичное мнение о возможности использования Постановления № 1072 для определения СПИ высказано в постановлениях ФАС ДВО от 29.12.2009 № Ф03-5980/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 № 09АП-10737/2011-АК 11 .

1 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2 Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
3 Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001).
4 Заключение договора ОСАГО является обязательным условием регистрации транспортных средств (п. 3 ст. 32 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
5 Отметим, что некоторые транспортные средства (тракторы, самоходные дорожностроительные и иные машины и прицепы) должны пройти регистрацию в органах Гостехнадзора.
6 Если не считать разъяснений относительно налогового учета госпошлины, уплачиваемой в других случаях, например за регистрацию права собственности на объект недвижимости (письма Минфина России от 08.06.2012 № 03‑03‑06‑1/295, от 04.03.2010 № 03‑03‑06/1/113 и др.).
7 Классификация основных средств, включаемых в , утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
8 Утверждено Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.
9 Утверждено Минэкономики России 04.06.1998.
10 Постановление Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
11 Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.09.2011 № А40-130812/10-127-755.

Предприятие купило автомобиль 30 декабря 2016 года. Оплата госпошлины и постановка на учет произведены в январе 2017 года. 1. Какой датой оформлять приобретение ТС и каким документом? 2. Обязательно включать госпошлину в стоимость ТС для налогового учета? 3. Ввод в эксплуатацию ТС по дате постановки на учет в ГИБДД? Каким документом оформлять? 4. С какого месяца начислять амортизацию - с января или с февраля?

1) Оформить приобретение автомобиля нужно актом приемки на основе типовых форм (например, ОС-1) или же самостоятельно разработанных, главное, чтобы в нем были все необходимые реквизиты.

По общему правилу акты надо составлять на дату, когда право собственности на имущество переходит от продавца к покупателю.

2)Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена после ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена до ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму нужно учесть при формировании первоначальной стоимости имущества. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26, от 18 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26.

Ранее Минфин России придерживался другой точки зрения (письма от 19 октября 2007 г. № 03-03-06/1/725, от 16 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/116). Минфин разрешал учитывать госпошлину за регистрацию транспортных средств в составе прочих расходов, даже если она уплачена до ввода основных средств в эксплуатацию. Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства включение в состав прочих расходов госпошлины, уплаченной до ввода основного средства в эксплуатацию, может привести к разногласиям с проверяющими.

3) При этом без регистрации автомобиля эксплуатировать его на дорогах общего пользования запрещено. Собственник или владелец автомобиля обязан зарегистрировать его в установленном законом порядке в течение 10 суток после приобретения (таможенного оформления) или в течение срока действия знака «Транзит». Такое указание есть в пункте 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 № 938.

Ввод в эксплуатацию надо оформить первичным документом. Такой порядок установлен в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ. Оформить ввод в эксплуатацию имущества Вы можете типовыми формами, например № ОС-1;

4)П общему правилу амортизацию начисляют с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было введено в эксплуатацию. Таковы правила пункта 4 статьи 259 НК. Но в пункте 11 статьи 258 НК РФ есть норма, согласно которой основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в амортизационную группу с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию этих прав. Поэтому налоговики считают, что амортизировать машину организация сможет не ранее месяца, следующего за месяцем, в котором организация поставит автомобиль на учет и введет его в эксплуатацию.

Такой же точки зрения придерживаются московские судьи (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.06.06 № КА-А40/5390-06).

Сергея Разгулина,

Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату

Документальное оформление

После обследования поступившего имущества комиссия должна дать заключение о возможности его использования. Такую отметку ставят, оформляя приобретенное имущество, в акте приемки-передачи основного средства. Этот документ составьте на основе типовых форм или же самостоятельно разработанных, главное, чтобы в них были все необходимые реквизиты .*

Типовые бланки актов приема-передачи для основных средств есть разные:

  • для одного объекта, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1 ;
  • для нескольких однородных объектов, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1б ;
  • для одного здания или сооружения – форма № ОС-1а .

Какую бы форму вы ни использовали – типовую или самостоятельно разработанную, руководитель должен ее утвердить в приказе.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 сентября 2009 № 03-05-05-04/61 .

Из ситуации

Сергея Разгулина , действительный государственный советник РФ 3-го класса

нужно ли в налоговом учете включить в первоначальную стоимость имущества госпошлину, уплаченную за регистрацию прав на объекты недвижимости, а также за регистрацию транспортных средств

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда организация платит госпошлину: до или после ввода основных средств в эксплуатацию.

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена после ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. , п. 1 ст. 264 НК РФ).* Объясняется это тем, что к моменту ввода основного средства в эксплуатацию его первоначальная стоимость должна быть сформирована. Изменять первоначальную стоимость можно только при реконструкции объекта, его модернизации, достройки, дооборудования, техническом перевооружении, частичной ликвидации или при наличии других аналогичных оснований. Это следует из положений пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Регистрация прав на объект недвижимости (регистрация транспортного средства) к таким основаниям не относится. Поэтому увеличивать первоначальную стоимость основного средства на сумму уплаченной госпошлины в таком случае неправомерно.

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена до ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму нужно учесть при формировании первоначальной стоимости имущества. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26 , от 18 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26 , от 27 марта 2009 г. № 03-03-06/1/195 , от 1 июня 2007 г. № 03-03-06/2/101 , от 5 июля 2006 г. № 03-06-01-04/138 . Позиция финансового ведомства основана на положениях пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ, согласно которым первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (сооружение, изготовление) и доведение до состояния, пригодного к использованию. При этом в первоначальную стоимость нельзя включать только суммы НДС и акцизов. По мнению Минфина России, в рассматриваемой ситуации уплата госпошлины является обязательным условием для законной эксплуатации основных средств. Поэтому включение этих расходов в первоначальную стоимость объекта недвижимости (транспортного средства) является обоснованным.

Главбух советует: есть аргументы, которые позволяют учитывать госпошлину за регистрацию объектов недвижимости (транспортных средств) в составе прочих расходов, даже если она уплачена до ввода основных средств в эксплуатацию. Они заключаются в следующем.*

Уплата госпошлины не является расходом, связанным с приобретением основного средства и доведением его до состояния, в котором он пригоден для использования. Госпошлина взимается за регистрацию уже приобретенного объекта недвижимости или транспортного средства. Сам по себе факт уплаты госпошлины не влияет на пригодность основного средства к эксплуатации. Кроме того, госпошлина является федеральным сбором, что является основанием для ее включения в состав прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому учитывать ее при формировании первоначальной стоимости основных средств не нужно. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 25 ноября 2008 г. № Ф09-8694/08-С3 , от 30 января 2008 г. № Ф09-57/08-С3 , Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18 , Центрального округа от 7 апреля 2006 г. № А08-601/05-9). Приведенные решения были приняты в отношении госпошлины, уплаченной при регистрации транспортных средств. Однако выводы, содержащиеся в этих документах, справедливы и в отношении госпошлины, уплаченной за регистрацию прав на объекты недвижимости.

Ранее такой же точки зрения придерживался Минфин России (письма от 19 октября 2007 г. № 03-03-06/1/725 , от 16 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/116 , от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/1/165 , от 30 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/137). Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства включение в состав прочих расходов госпошлины, уплаченной до ввода основного средства в эксплуатацию, может привести к разногласиям с проверяющими.*

По налоговому законодательству, если одни и те же затраты с равными основаниями могут быть отнесены к разным группам расходов, организация вправе самостоятельно определить такую группу (п. 4 ст. 252 НК РФ). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Следует отметить, что у каждого из рассмотренных вариантов есть свои преимущества. Включение госпошлины в состав прочих расходов позволяет быстрее списать ее в налоговом учете. Включение госпошлины в первоначальную стоимость основного средства позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет.

Из статьи журнала

Можно ли амортизировать машину до ее регистрации в ГИБДД

Кирилл Владимирович Муравьев , заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Да, можно. Автомобиль становится амортизируемым имуществом с момента перехода к организации права собственности на него (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса). Автомобиль не является объектом недвижимости, значит, в госрегистрации права собственности на него не нуждается (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Поэтому ограничения, установленные пунктом 11 статьи 258 НК РФ, на регистрацию автомобиля в ГИБДД не распространяются. И начислять амортизацию по автомобилю можно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию.

Но есть примеры судебных решений, в которых суды признавали начисление амортизации до регистрации автомобиля в ГИБДД неправомерным (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.06.10 № А27-19317/2009). По мнению судей, срок полезного использования не должен начинаться ранее даты, с которой организация может реализовать право пользования автомобилем.

Из ситуации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)

Да, можно.

Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того

На основании какого документа принимать к учету на счет 01 транспортное средство, после оплаты выкупной стоимости: датой подписания Акта приема-передачи или датой регистрации в ГИБДД?

Чтобы вести транспортное средство в эксплуатацию нужно создать комиссию и определить дату ввода, внутренним документом, например актом или отдельным приказом .

Дата регистрации в ГИБДД и дата подписания акта приема-передачи не влияет на дату ввода в эксплуатацию.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как ввести в эксплуатацию основное средство

Чтобы своевременно начать платить налог на имущество, начислять амортизацию, а НДС с расходов на его приобретение принять к вычету, сначала объект нужно ввести в эксплуатацию и отразить в составе основных средств. Обычно это делают тогда, когда все необходимые работы по доведению имущества до состояния, пригодного к использованию, выполнены.

Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению*. Такое определение дано в ГОСТ 25866-83 , который утвержден постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105 .

Важно помнить, что в составе основных средств нужно отражать все имущество, которое отвечает определенным критериям . В эксплуатацию вводят те объекты, которые в принципе готовы к использованию. А используется на самом деле основное средство или еще нет, значения не имеет – его все равно необходимо ввести в эксплуатацию. Правда, когда объект простаивает, его можно законсервировать .

При вводе в эксплуатацию проводят оценку самой возможности использования объекта в качестве основного средства, определение его первоначальной стоимости , срока полезного использования, а для налогового учета еще и амортизационной группы .

Документальное оформление

В этих формах предусмотрены специальные графы для внесения необходимых сведений. Однако вы вправе создать и утвердить собственную форму акта ввода в эксплуатацию. Главное предусмотреть в нем все необходимые реквизиты . Иначе документ не признают первичным. Например, можно составить акт ввода в эксплуатацию .*

В любом случае форму документа, которым вы оформите ввод в эксплуатацию и оприходование имущества в качестве основного средства, утверждает руководитель приказом к учетной политике*.

О готовности объекта к эксплуатации будет также свидетельствовать заключение специальной комиссии. Его достаточно указать прямо в акте ввода в эксплуатацию. Для этого можно привлечь комиссию, которая занята приемкой приобретенных основных средств *.

Кроме того, на основное средство заводят инвентарную карточку или книгу в зависимости от того, как вы учитываете основные средства. При этом можно воспользоваться следующими типовыми формами: № ОС-6 , ОС-6а , ОС-6б .

Ситуация : как определить дату, когда объект основных средств ввели в эксплуатацию*

Дату ввода в эксплуатацию установите в момент готовности основного средства к использованию. Сделать это можно внутренним документом, например актом или отдельным приказом .*

Момент, когда вы фактически начнете использовать имущество, значения не имеет. Ведь готовое к использованию имущество начинает изнашиваться и морально устаревать сразу. Его нужно амортизировать. При этом если объект не введен в эксплуатацию, его не амортизируют. Это следует из пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для законсервированного имущества. Но даже его все равно сначала вводят в эксплуатацию, а потом консервируют .

Внимание : если документов, подтверждающих дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, не будет, при проверке налоговые инспекторы могут исключить начисленную амортизацию из затрат, учтенных при расчете налога на прибыль. Связано это с тем, что в отличие от бухучета в налоговом учете амортизация начисляется со следующего месяца после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ ). Как следствие, на сумму недоимки организации начислят пени и штрафы.*

Чтобы зафиксировать дату ввода в эксплуатацию, используйте типовые документы – формы № ОС-1 , ОС-1а или ОС-1б . Для этого в них добавьте графу «Дата ввода основного средства в эксплуатацию». Так позволяет поступить Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации , утвержденный постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20 . Внесение дополнительного реквизита в форму № ОС-1 пропишите в учетной политике .*

В качестве альтернативы можно использовать акт ввода в эксплуатацию, разработанный самостоятельно , или просто зафиксировать дату приказом руководителя.*

Для бухучета факт ввода в эксплуатацию не столь важен. Ведь в составе основных средств на счете 01 нужно отражать любое имущество, соответствующее установленным критериям . И начинать амортизировать основное средство в бухучете нужно именно после его принятия к бухучету.

Сергей Разгулин ,

2. Ситуация: Можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)

Да, можно.

Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того требованиям (п. 1 ст. 256 НК РФ ). Амортизацию по ним следует начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию* (п. 4 ст. 259 НК РФ ).

Соответственно, начислять амортизацию по автомобилю нужно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию* (п. 4 ст. 259 НК РФ ).

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

С уважением,

Светлана Баркова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Светланой Чуприковой,

начальником Горячей линии БСС «Система Главбух».

1. Введение.
2. Типы зданий выставочных павильонов. Пространственная структура
павильонов. Организация участка.

3. Композиционные принципы организации здания:
А) влияние среды на объем;

Б) приемы и средства выявления экспозиционного пространства;
В) художественно образное решение павильонов.
    Функциональное зонирование.
    Объемно-планировочное решение экспозиционных залов. Освещение экспозиционных помещений.
    Принципы организации экспозиции I
    Конструкции, материалы и экономика.

Введение
Выставочные здания и комплексы имеют своей основной целью демонстрацию и пропаганду достижений стран, республик в многообразных областях трудовой деятельности, народного хозяйства, науки, техники, культуры и искусства. Различают универсальные и тематические, промышленные и торговые выставки и ярмарки, строительные и сельскохозяйственные выставки, выставки по отдельным областям культуры: образования, здравоохранения, науки, мебели, дизайну, выставки художественные, цветов и пр. По составу участников различают выставки: международные, всемирные, республиканские, краевые, областные местные - городские выставки как наглядный источник информации.
. К созданию выставочных павильонов большое значение имеет фактор престижа данной страны и идеологическая направленность. К созданию выставочных павильонов привлекают крупнейших архитекторов. Благодаря этому международные выставки становятся экспериментальной проверкой урбанистических решений, современных приемов формообразования в архитектуре, новых конструктивных решений, использования прогрессивных инженерных идей, применения новых материалов. Архитектурную среду всемирных выставок отличает широкое использование динамических средств и возможностей цвета, светотехники, кино, телевидения и пр. Внимание уделяется комфорту передвижения многочисленных посетителей, как при подъездах к выставке, так и по самой территории.
Архитектурно - пространственная среда выставки должна быть своеобразным коммуникативным пространством, местом встреч и общения людей. При этом ставятся три основные задачи; показ достижений, обмен информацией и обмен опытом. При организации выставок основными вопросами являются: градостроительные -формирования выставочного ансамбля; принципы проектирования выставочных зданий и специфика экспозиции.

Типы выставочных зданий.Пространственная структура павильонов. Организация участка. взаимосвязь помещений.
Выставочные подразделяют на централизованные и децентрализованные.
Централизованные композиции отличаются компактностью плана и функционально свободным универсальным пространством, способствующем восприятию посетителями экспозиции в целом. Централизованные павильоны могут быть одноуровневыми, с единым внутренним пространством и недифференцированной безоопорной структурой (павильон США на Всемирной выставке в Брюсселе); с выделением многосветного центрального ядра, окруженного галереями (Дворец выставок в Париже); со свободным расположением экспозиционных уровней. При безопорном построении интерьера достигается максимальная гибкость и открытость пространства, создается зрительная эстафета, облегчающая ориентацию посетителей. В павильоне ФРГ на ЭКСПО-67 под висячим покрытием образована система террас на различных уровнях. Построение интерьера рассчитано на обозрение посетителями всего выставочного пространства и возможность выбора различных путей осмотра.
К децентрализованным композициям относятся блочные приемы выставочного здания. Применение функциональных блоков обусловлено задачей организовать тематически обособленные разделы выставки. В зависимости от меры обособленности различают приемы компактного размещения блоков и свободное.
Компактные блочные композиции из примыкающих друг к другу однотипных или разнотипных блоков одинаковой или разной этажности образуют экспозиционное пространство, дифференцированное по площадям и высотам. В отдельных блоках могут размещаться кинолекционный зал, буфеты и т.п. помещения. Нередко такая структура формируется вокруг ядра. Широко применяются композиции из повторяющихся единообразных объемов или структурных ячеек. Такой прием обеспечивает развитие павильона во времени.
Свободное изолированное или связанное переходами размещение
блоков обеспечивает необходимое разграничение разделов экспозиции и связь с окружением. Открытые пространства и переходы включаются в композицию и в график движения.
Организация участка
При решении пространства выставки применяют иные критерии оценки чем при планировке города. Архитектура выставки представляет собой не случайное собрание форм, мотивов, эффектов, как это кажется на первый взгляд, а систему основанную на специфических правилах, имеющих свою логику. Основной организации территории являются принципы, диктуемые программой выставки.
- При создании новой выставки возникает вопрос о месте ее расположения и размерах территории. Первое требования - соседство большого города, так как выставка тесно связанна с людьми, организациями, административными и культурными предприятиями и транспортными средствами города, и, наконец этот город дает ей имя. Желательно включать в этот выставочный комплекс парковую зону, что улучшает общий пейзаж выставки и предопределяет место зоны отдыха.
-При планировке следует придавать значение компактности, преследует цель, чтобы посетители, несмотря на большую протяжность общей экспозиции, ясно представляли себе назначение отдельностоящих сооружений, легко ориентировались в размещении разделов выставки. Это достигается четкой функциональной организацией территории.
Разрабатывать генеральный план и планировочную структуру комплекса, архитектор, стремясь к композиционному единству среды, должен определить: 1 - главный вход, 2- автостоянка, 3 - открытая площадь, 4-5 - зона павильонов, 6- крытые переходы, 7-дом приемов, 8- зал для конференций 9-помещение дирекции, 10-технические службы и мастерские, 11- кухня и
т. д.
При проектировании выставочного комплекса нужно иметь в виду его
многоцелевые назначения и ориентировочные нормативы.
- Расположение павильонов на территории и стендов внутри павильонов должно предусматривать систему проездов и достаточно широких проходов (не менее 3 м.),
Чтобы обеспечить свободную циркуляцию посетителей, а в случае возникновения аварийной ситуации (пожара) - возможность быстрой эвакуации большого количества людей и свободного доступа тех. средств и спец. персонала для устранения аварии.
- Павильоны целесообразно соединять между крытыми переходами на уровне второго этажа. Эти переходы связывают воедино экспозиции различных элементов комплекса, служат защитой от солнца, дождя, холода и зноя. Несколько расширив переходы, можно разместить в них различные служебные помещения и офисы, справочноинформационные киоски, буфеты, гардеробы, туалеты.
- Открытые площадки примыкают к павильонам и служат дополнением выставочной площди павильонов. Площадь открытых площадок должна быть приблезительно равна закрытой площади.
Большая часть открытой площади отводится под проходы и движение грузов.
- Маршруты перевозки грузов и движения служ. Транспорта должны быть строго изолированы от пешеходных путей. Размеры разгрузочных площадок сзади павильонов должны обеспечить удобную перегрузку подвозимых к павильону товаров и экспонатов.
- Все виды технических коммуникаций должны, включая телефон, прокладываться под землей. Для бесперебойной работы выставки требуются разного рода службы и предприятия, функции которых диктуют необходимость создания для них специальных сооружений.
- Дом приемов располагается рядом с главным входом. На его долю приходится до 15% выставочной площади. В этом здании располагаются кассы для продажи входных билетов, информационный центр, в который интересующиеся могут попадать, минуя выставочную территорию.
- На выставках и выставочных комплексах площадью до 15000 м 2 достаточно иметь один вход, пройдя через который посетители попадают на главную ось территории. Для персонала делается отдельный служебный вход. Дома приемов, конференций и дирекции образуют центр обслуживания. В него может попадать как с территории комплекса, так и снаружи.
-Стоянки для автомобилей должны иметь резерв площади для расширения. Для стоянки одного автомобиля, включая подходы, требуются до 25 м 2 . Общая площадь стоянок в два раза превышает закрытую площадь выставки. Стоянка должна быть расположена по возможности ближе к дому приемов. На ней следует предусмотреть место для автобусов и такси. Подходы от стоянки до территории выставки не должны пересекаться транспортными магистралями. Площадку под стоянку необязательно бетонировать или асфальтировать.
Взаимосвязь помещений
Вестибюльная группа, с которой начинается развитие архитектурного пространства выставки, проектируется в непосредственной связи не только с экспозиционными помещениями, но и с лекционным залом, буфетом и киосками для продажи сувениров, каталогов и т. д. В состав этой группы входят тамбур, вестибюль, гардеробные и туалетные. Гардеробные целесообразно устанавливать на том же этаже, где главный вход в здание. Чтобы не нарушать взаимосвязи вестибюля с залами и лестницами при многоэтажном построении экспозиций, гардеробы следует размещать вблизи входов, но несколько в сторон от основного пути движения.
Лекционный зал используются для докладов, семинаров и конференций тематике выставок и для общегородских нужд.
Буфет в выставочных зданиях представляет элементарный блок питания. Такой буфет оборудуется небольшой раздаточной стойкой, сервировочным столом и мойкой и рассчитан на самообслуживание.
Экскурсбюро В непосредственной близости от вестибюля отдельно проектируется комната дежурных экскурсоводов.
Административные помещения: дирекция, приемная, канцелярия, бухгалтерия, комната экскурсоводов, сектор культурно - массовой работы можно располагать в любой части здания, в том числе в цокольном этаже с естественным освещением.
Высота выставочных залов зависит от экспозиции:_4.5 м-для небольших и легких промышленных экспонатов (с нагрузкой 500 кг/м 2),большинства изделий декоративно - прикладного искусства и графики; бм-для высоких и тяжелых машин и оборудования с нагрузкой 1000 кг/м 2 , произведений живописи и театральных декораций; 9-12 м - для особенно высоких экспонатов.
По объемно - планировочным параметрам все помещения, входящие в состав выставочного здания, делятся на административные и обслуживающие помещения, вписывающиеся в стандартную сетку колонн 6 * 6 м и принятую высоту для общественных зданий 3.3 м; помещения технического оборудования и мастерских с сеткой колонн 6 * 6 м и повышенной высотой этажа; экспозиционные помещения с изменяющейся высотой этажа от 4,2 до 9 м и особыми требованиями к перекрытиям И ограждающим конструкциям.
Обслуживающие помещения к санитарным узлам относятся оборудованные водопроводом и канализацией помещения, которые для удобства пользования и обеспечения санитарно-гигиенических условий обычно располагают рядом с вестибюлями, лестничными клетками, на основных путях движения людей.
В санитарных узлах нужно предусматривать шлюзы - промежуточные помещения, через которые в целях изоляции с ними сообщаются смежные помещения. Размещать санитарные узлы со стороны главных фасадов не рекомендуется. Между входами в санитарные узлы, предназначенные для мужчин и женщин, рекомендуется оставить расстояние не менее 3-4 м.
Комплекс помещений и устройств, расположенных у главного входа в общественное здание массового пользования, предназначенного для пропуска и распределения людских потоков, принято называть входным узлом, состав помещений узла могут входить: тамбуры шлюзы, вестибюли,
гардеробы, а иногда справочные и пропускные бюро, кассы, комнаты администраторов.
Тамбур целесообразно устанавливать в районах с холодным климатом. Ширина тамбуров наружных входов и выходов должна превышать ширину дверных проемов не менее чем на 0,15 м с каждой стороны, а глубина-превышать ширину дверных полотен не менее чем на 0,2 м и быть не менее 1,2 м.
С вестибюля начинается внутренне пространство общественного здания, в нем чаще всего сходятся горизонтальные вертикальные коммуникационные потоки, желательно чтобы вестибюли имели естественное освещение.
Гардеробы можно размещать в вестибюле или в соседнем с ним обособленном помещении рядом с входом, но несколько в стороне от основных путей движения лестниц, залов и др. В зависимости от размещения более распространены следующие типы гардеробов: односторонние, двухсторонние и островные. Площадь гардеробов для верхней одежды следует принимать на одно место 0,08м 2 -при обычных и подвесных вешалках. Глубина гардеробной за барьером должна быть не более 6 м. Площадь за барьером, отводимую для вешалок принимают из расчета 0,07... 0,10 м 2 на одно место, площадь перед барьером не мене 0,05 м 2 . При размещении гардеробных в вестибюле общая их площадь должна составить 0,2... 0,25 м 2 на одного человека.

Варианты планировок тамбуров общественных зданий

а – с прямолинейным направлением движения:
б – в – с движением по ломаной
1…4 приборы центрального отопления
Варианты планировок вестибюлей
а – с аванвестибюлем в - глубинная симметричная
б – фронтальная симметричная г - ассиметричная

1 – вестибюль
2 – аванвестибюль
3 – тамбур
4 - гардероб
Коммуникационные помещения
Коридоры проектируют сквозными (между смежными лестничными клетками) и реже тупиковыми, с расположением основных помещений с одной или другой стороны. Ширина главных коридоров должна быть не менее 1,5 м, а второстепенных- не менее 1,2м. При двухстороннем освещении длина коридоров не должна превышать 48 м, а при большой длине дополнительное освещение осуществляется через уширения - световые разрывы.
Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша, а перед входом в лифты с распашными дверями - равна сумме ширины марша и половине ширины лифта, но не менее 1,6 м.
Предельное расстояния между лестницами для огнестойких зданий должно быть 80 м. Суммарную ширину лестничных маршей определяем из расчета не менее 0,6 м на 100 человек.
Марши основных лестниц, предназначены для эвакуации, должны иметь следующую ширину:
В зданиях школ - до 520 учащихся и в других общественных зданиях - с количеством людей на самом населенном этаже не более 200 обычно не менее 1,15 м.
При числе мест более 520 или количество людей на самом населенном этаже более 200, а также в зданиях кинотеатров и больниц независимо от их вместимости- не менее 1,35м.
Лестницы для обслуживания не более 5 человек должны быть шириной не менее 0,9 м.
Уклон маршей основных лестниц не должен превышать 1:2, уклон маршей лестниц, ведущих в подвальные помещения и на чердаки 1: 1,5. В отдельных случаях лестницы заменяют пандусами, представляющими собой конструкции с наклонными плоскостями без ступней. Пандусы применяются главным образом в общественных зданиях, отличают* обычных лестниц более высокой пропускной способностью. Угол пандус ¦ не должен превышать 1 ;7.
З.При выборе территории выставки большое придается расположению ее в городе, наличию хороших внешних связей с центром города и его районами. Решения транспортных проблем, пропускной способности магистралей, ландшафтными качествами территории. В результате оценки комплекса факторов выбирается местоположения выставк: в городском центре, в прерифферии с учетом развития города или за его пределами как самостаятельный организм. Нередко создание выставочной территории связано с решением общегородских задач по охране окружающей среды, развитию транспортных связей. При организции временных выставок предусматривается активное использование ее территории в последующем: например использование ядра выставки как общественного центра.
Выставочные комплексы, объединенные единым тематическим содержанием, занимают значительные территории и рассчитаны на большое число посетителей. На, Крупные выставочные комплексы обслуживаются линиями метрополитена, автомобильными, водным ивоздушным транспортом. Для сокращения переходных путей посетителей по выставочной территории предусматривается внутренний транспорт виде микропоездов, движущихся тротуаров и т.п. . Для разнообразия панорамы выставки с верхних точек используется монорельсовая дорога.
Выставочные комплексы представляют собой многофункциональное архитектурно-организованные пространства. При проектирование решается проблема создания гибкой мобильной функциональной структуры, что находит свое выражение в генеральном плане. Генплан выставочной территории проектируется на основе тематического содержания выставки с учетом градостроительной ситуации: сложившихся планировочной транспортной и парковой сетей и конкретных условый отведенной территории.
Решение генплана выставки определяется размерами и очертанием территории, границами парковых зон, озеленение и акватории, инфраструктурной сетью ереходных и транспортных коммуникаций и интенсивностью использования земли под застройку. Проектирование включает разработку схему функционального зонирования с выделенной центральной и тематических зон. Так, на ЕКСПО-70 была выделена центральная зона, котрая несла функцию фестивальной зоны и составляла ядро композиции по мимо площади отведенной под застройку павильонов предусматриваются площади для открытой экспозиции определяются пути движения посетителей, разрабатывается система озеленение и освобождения, выделяются резервы площади для дальнейшего развития выставки, паркинги, превосходные площади, рассчитанные на крупные массы посетителей хоз. двор. Для современных комплексов характерны рассредоточенные выходы и индивидуальные маршруты по отдельным разделам.
Пространство выставки решается в трех измерениях, регламентируется высота павильонов, устанавливается силуэтные ориентиры, проверяются возможности создания многоплановых панорам. Для этого выполняется макет выставки.
Архитектурная среда складывается из сочетания смысловых акцентов - центрального сооружения и символа выставки, отдельных павильонов, обладающих индивидуальной характеристикой, объектов обслуживания малых форм озеленения. Одним из условий проектирования является соотношение объемов и свободных пространств и их масштабность. При проектировании выставки следует учитывать условия зрительного восприятия объемов и пространств в движении и во времени.
Композиция генерального плана выставки подчиняется определенным планировочным приемам: регулярному осевому построению, радиально-кольцевому, концентрическому, свободно-живописному или их сочетанию. Крупные выставки представляют собой комплекс многочисленных павильонов, объединенных единым планировочным и пространственным решением в целостный ансамбль. К таким примерам можно отнести Всероссийскую сельскохозяйственную выставку 1923 г. В Москве, располагавшую на месте парка им. Горького. Территория выставки была удобно связана с центром города. Расположение выставки вдоль Москвы-реки определило направленность и динамику планировочной структуры: генплан строился на системе площадей, отрытых к реке.

Участок Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 г. В Москве был избран близ Останкинского пруда. В то время эта территория была отдалена от города, однако пейзажные достоинства и учет перспектив развития столицы подтвердили целесообразность освоения этой территории. Планировочная структура выставки соответствовала тематическому плану.

Функциональное зонирование

1 вход
2 тамбур
3 вестибюль
4 выставочный зал
5 хранилище
6 администрация
7 открытое пространство

Средствами показа являются индивидуальные качества материального экспорта или обобщенного абстрактного понятия. Можно подчеркнуть различия или же, наоборот, смягчить контрасты, подчеркнуть родственность предметов, поэтому экспонаты помещаются в специальное окружение, которое создает гармонию или контрасты. На территории одной выставки можно встретиться с большим разнообразием архитектурных форм: обширные залы, замкнутые павильоны, красочные стенды, причудливые стеллажи - все те конструкции, которые необходимы для показа экспонатов. Рядом с ними символические элементы, скульптуры, бассейны, фонтаны. Перед зрителем возникает искусственный пейзаж, темные тоннели, сложные лабиринты, вертикальные и наклонные стены, лестничные клетки... Проблема здесь не только в том, как разместить предмет, осветить его, предохранить от воздействия атмосферы, от повреждения или хищения, но также и в создании соответствующего окружения, фона для экспорта. Задача выставки
состоит в организации образного зрелищного пространства. Чтобы помочь посетителю выбрать систему осмотра, при входе на
выставку он должен иметь возможность познакомиться с ее планом или
схемой. Общий осмотр выставки должен давать возможность ознакомиться

со всеми ее разделами, их основным содержанием, не вникая в излишние детали.
На выставке 80% информации человек получает при помощи зрения. Создание комфортабельных условий осмотра подразумевает прежде всего выбор оптимальных площадей и проходов, что достигается при учете оптических ограничений, свойственных человеческому глазу, и при обеспечении наиболее простого графика движения.
Многочисленными эксперементами установлено, что активная зона восприятия з анимает вертикальную плоскость, не превышающую 2.5 м, экспозиционный пояс , ограничивающий нижний и верхний края развески, назначается на отметке 0.8-0.9 м от уровня пола и занимает высоту 1.6-1.7 м. Размещение в его пределах плоскостные материалы должны иметь такие разрывы, чтобы их суммарная площадь равнялась общей площади свободного экспозиционного поля.
Расстояние между зрителем и предметом равняется приблизительно двум высотам последнего, что соответствует вертикальному углу зрения в 27°. В горизонтальной плоскости нормальный угол зрения составляет 50 -55°.
Зная нормальный угол зрения и высоту экспозиционного пояса, можно вывести зависимость площади от пола от площади экспозиции при одностороннем прямолинейном расположении экспонатов.

Схемы размещения экспонатов
односторонние
двусторонние
трехсторонние

Для нормального восприятия большинства плоскостных предметов зритель отходит от них на расстояние до 3 м. С расчетом приема групповых экскурсий (0.5 м 2 на человека) требуется увеличение ширины проходов до 5 м. При двусторонней развеске она составляет 9 и достигает 24 м, когда объемные экспонаты находятся в центре зала, между двумя экспозиционными рядами
Небольшие промышленные изделия демонстрируются на стендах - секциях высота которых также не должна превышать 25 м. Боковые секции, объедененные в выставочные полосы, имеют ширину 3-5, центральные с двусторонним осмотром 6 -9 и проходы 3 - 6 м.
Зона циркуляции посетителей может быть выявлена устройством площадок, приподнятых по отношению к выставочным секциям. Широкое распространение получил противоположный прием когда сами стенды располагаются на подиумах. Действующие экспонаты ограждаются барьерами, поручнями или шнуром.
Часть выставочной площади необходимо также отводить для отдыха посетителей непосредственно в залах.
бГрафики движения посетителей отражают последовательность просмотра экспонатов в порядке логического построения темы.
Для организации графиков движения по всей территории выставки, внутри здания и отдельного экспозиционного зала существует два основных приема:
1) с помощью архитектурного и художественного акцентирования. Условие его применения-г большое открытое пространство, когда в поле зрения попадает вся выставка;
2) принудительные графика на небольших выставках, расчитанных на одноразовое посещение.
- График движения внутри выставочного павильона во многом определяется взаимосвязью основных помещений. При анфиладном расположении залов единственно возможным оказывается сквозной маршрут движения. Посетитель не может попасть в интересующий его раздел, минуя остальные.
При обьедененном входе и выходе он вынужден дважды проходить через залы.
- Круговой график движения исключает двукратное прохождение одних и тех же помещений сгруппированных таким образом, что первый и последний разделы примыкают к вестибюлю.
- Более удобно для посетителей сочетание маршрута с тупиковым. Для этого непроходные экспозиционные залы примыкают по периметру к галереям. Но тогда нарушается неприрывность осмотра.
- Графики в отдельных залах при построении маршрута обычно предполагается осмотр слева направо, что более удобно для прочтения текстов.
- Исключение пересечений встречных потоков посетителей, так как в противоположном случае затрудняется обозрение самих предметов.
- В анфиладных залах с двусторонним освещением ответственными местами для устройства экспозиций являются пространство возле окон и простенки между ними как наихудшие с точки зрения видимости. Поэтому стенды перпендикулярно к стене.
- При проектировании принудительных графиков движения использование лабиринта значительно увеличивает экспозиционную площадь. Другое его преимущество состоит в том, что его устройство позволяет выделить наиболее интересное в экспозиции. Предметы или разделы могут быть изолированы и расположены в наивыгоднейших условиях: перпендикулярно к пути осмотра.
Для зрительной ориентации посетителей используются различные средства:
- нанесенные на полу цветовые полосы;
- световые указатели (здесь свет используется не только для достижения не только нужной освещенности, но и как указатель пути следования);
- различные графические средства.

Освещение экспозиционных помещений
Современная направленность в проектировании освещения выставок состоит из создания смешанного освещения исходя из характера экспозиции, с целью создания оптимальных условий для восприятия экспонатов.
и т.д.................

При проектировании выставочных комплексов, галерей и залов следует помнить, что это не просто строительные объекты, а лицо страны. Поэтому уровень строительства экспоцентров – показатель гуманитарного и индустриального развития страны.

Проектирование выставочных комплексов, галерей и залов должно учитывать ряд требований, предъявляемых к такому виду сооружений во всем мире. К ним относят:

· Наличие въездных групп, позволяющих доставлять крупногабаритные грузы непосредственно в выставочные залы.

· Продуманную инфраструктуру (конгресс-холл, стационарные конференц-залы, помещения для хранения ценных вещей, комнаты для переговоров, ресторан быстрого питания, гардеробные и туалетные комнаты, системы кондиционирования).

· Дизайн и архитектурные решения, которые могли бы удовлетворить организаторов выставок самых различных направлений.

· Возможность деления зала мобильными перегородками для проведения сразу нескольких мероприятий.

· Способность пола выдерживать сверхвысокие нагрузки.

· Высокие потолки, дающие возможность разгружать мощными автокранами крупногабаритные экспонаты прямо в павильонах и строить многоэтажные выставочные стенды.

· Систему коммуникаций (электро- и водоснабжение, канализация, интернет, беспроводные системы связи, телефон).

Существующая мировая практика проектирования выставочных комплексов, галерей и залов дифференцирует приемы архитектурной композиции по четырем системам застройки:

· централизованной (все помещения сосредоточены в одном сооружении);

· блочной (сооружения разного предназначения представляют собой отдельные блоки);

· павильонной (основные группы сооружений размещаются в отдельных строениях);

· смешанной (возможно сочетание различных систем)

6.1. Градостроительное решение выставочных территорий

При выборе территории выставки большое значение придается расположению ее в городе, наличию хороших внешних связей с центром города и его районами, решению транспортных проблем, пропускной способности магистралей, ландшафтным качествам территории. В результате оценки комплекса факторов выбирается местоположение выставки: в городском центре, на периферии с учетом развития города или за его пределами как самостоятельный организм.

Решение генплана выставки определяется размерами и очертанием территории, границами парковых зон, озеленения и акватории, инфраструктурой- сетью пешеходных и транспортных коммуникаций и интенсивностью использования земли под застройку. Проектирование включает разработку схемы функционального зонирования территории с выделением центральной и тематических зон. Помимо площади, отводимой под застройку комплекса, предусматриваются площади для открытой экспозиции. Определяются пути движения посетителей, разрабатывается система озеленения и обводнения, выделяются резервные площади для дальнейшего развития выставки, паркинги, пешеходные площади, рассчитанные на крупные массы посетителей, хозяйственный двор. Для современных комплексов характерны рассредоточенные входы и индивидуальные маршруты но отдельным разделам.

6.2. Принципы проектирования выставочного здания

В структуре выставочного павильона содержатся те же основные группы помещений, что и в музейных зданиях: помещения, обслуживающие посетителей, экспозиционная зона, административные и служебные помещения. Хранилища в выставочных зданиях небольшой емкости и не играют той роли, которая принадлежит фондам в музеях. В вестибюльную группу входят: гардероб (в ряде случаев), экскурсионное бюро, киоски, информационный центр, туалеты. Вблизи вестибюля располагаются места отдыха и буфеты. Конференц-блок для культурно-просветительной работы нередко размещается в отдельном объеме и с самостоятельным входом. Группа административных помещений (приемная, дирекция, сектор массовой работы, служебные помещения и общественные организации) проектируется компактно и обязательно с естественным светом. Служебная зона включает кухню при кафе, пункт технического обслуживания, помещения инженерного оборудования и комнаты обслуживающего персонала. Для приема экспонатов делается специальный вход, связанный с выставочными залами. Обслуживающие помещения по площади составляют примерно треть от экспозиционной площади.

6.3. Функциональные взаимосвязи групп помещений

Объемно-планировочные решения постоянно действующих выставочных павильонов должны обеспечивать возможность изменения тематики (универсальное использование пространства) и числа экспозиций (гибкая внутренняя планировка), а также расширения здания (в том числе путем достройки блоков или модулей). Планировка выставочного здания должна отвечать тематическому плану, характеру экспонатов и замыслу экспозиционного показа, обладать рациональной организацией, четким функциональным зонированием и обеспечивать простоту ориентации посетителей.

График движения определяется взаимосвязью помещений и предусматривает обход экспонатов в порядке логического построения.

Для ориентации движения посетителей используются средства визуальной информации, а также «визуальная эстафета» от крупного экспоната к следующему важному экспонату.

6.4. Принципы организации экспозиции

Выставки отличаются конкретными целями, содержанием и составом экспонатов. Задача архитектора предположить оптимальное функциональное построение и активно содействовать восприятию посетителями многочисленных и разнообразных экспонатов. Выставочную экспозицию посетитель воспринимает быстрее, нежели музейную, с меньшей затратой времени и усилий.

В выставочных экспозициях применяют динамические средства показа: телеэкраны, полиэкраны, диафильмы с дикторским текстом и звуковым сопровождением и кинофильмы, для демонстрации которых на экспозиционной площади выгораживаются импровизированные залы. Применение таких методов способствует более полному „ раскрытию содержания экспозиции. В зависимости от характера экспонатов различают методы их показа. Объемные экспонаты-натурные, статические или действующие модели для лучшего обозрения размещают на разных уровнях.

Принцип функционально-свободного внутреннего пространства предопределяет конструктивную задачу максимального сокращения числа промежуточных опор в большепролетных зданиях.

На архитектурную выразительность павильонов влияет выбор ограждающих конструкций, материал которых назначается из условий изоляции экспозиционного пространства от влияния внешней среды.

Высота павильонов строго не регламентируется и определяется скорее общим замыслом, нежели габаритами экспонатов. Исключение составляют выставки крупных машин и строительных механизмов. Высота экспозиционных помещений колеблется от 4-5 до 9-12 и более м. Для обслуживающих помещений применим планировочный модуль 6x6м при минимальной высоте 3,3 м.

6.5. Освещение

Экспонаты должны размещаться и освещаться наиболее благоприятно и с учетом того.обстоятельства, что до 80% информации посетитель выставки получает посредством зрительного восприятия, причем наиболее активной зоной по высоте в вертикальной плоскости служит зона между отметками 0,8-0,9 и 2,5 м от уровня пола, вертикальный угол зрения - 27°, а горизонтальный - 50-55°. Исходя из этих параметров устанавливаются оптимальные размеры проходов по ширине при односторонней экспозиции плоских предметов - 5 м, при двусторонней - 9 м, а при размещении между ними объемных объектов экспозиции - 24 м. График движения посетителей и построение экспозиции при расположении в одном уровне строится слева направо, в нескольких уровнях - сверху вниз и слева направо с исключением встречного движения посетителей.

Экспозиция организуется наиболее часто по анфиладному признаку с прямолинейным или кольцевым графиком движения, который направляется выгородками из щитов и экспозиционных стендов.

В отличие от всех ранее рассмотренных зданий в выставочных помещениях допускается применение естественного, смешанного или искусственного освещения. Естественное освещение проектируют верхним (полным, центральным, периферийным - прямым или направленным) или боковым (односторонним и двухсторонним с высоким или низким расположением остекления). Области целесообразного применения каждого типа освещения в зависимости от типа экспонатов указаны в табл. Для искусственного освещения применяют системы общего равномерного рассеянного освещения, периметрального (вдоль экспозиции), софитного, направленного на экспонаты. Дополнительно применяют боковое освещение от светильников, укрепленных на стенах или перегородках, и, наконец, местное для подсветки художественных экспонатов.

Источники искусственного освещения проектируют, как правило, скрытыми, размещая их за строительными элементами (карнизами, плафонами), а при невозможности такого размещения снабжают отражателями и рассеивателями. Искусственная освещенность отдельных экспонатов меняется в зависимости от их светлоты, но характеристика насыщения светом всего пространства зала на уровне 1,5 м от пола должна составлять не менее 150 лк.

Таблица Области применения различных видов естественного освещения

Тип освещения Схемы расположения светопроемов Область применения при следующих экспонатов
Верхнее Полное А Объемные: строительные, промышленные, сельскохозяйст- венные экспонаты
Центральное Б Скульптура
Периферийное В Плоскостная настенная экспозиция
Направленное Г Живопись, гобелены
Боковое Верхнебоковое Д Скульптура и живопись
Отраженное Е Плоскостные и объемные экспонаты с размещением плоских экспонатов на щитах, перпендикулярных проемам
С высоким расположением остекления Ж То же
С низким расположением остекления И То же