Осветительные приборы

Комитет государственной безопасности ссср был образован в. Кгб ссср - орган государственной безопасности

Комитет государственной безопасности ссср был образован в. Кгб ссср - орган государственной безопасности

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР - это спецслужба Советского Союза, отвечавшая с марта 1954 по ноябрь 1991 года за обеспечение госбезопасности и прекратившая свое существование накануне распада СССР после подписания Президентом СССР М. С. Горбачевым 3 декабря 1991 года Закона “О реорганизации органов государственной безопасности”.

В годы своей деятельности КГБ сочетал в себе функции контрразведки, внешней разведки и анализа получаемой информации, контрразведки в Вооруженных Силах, охраны наземных и морских границ СССР, держал под контролем ядерные вооружения, ведал правительственной связью и осуществлял охрану руководителей КПСС и Советского государства.

За время существования КГБ его структура несколько раз изменялась и к моменту его упразднения имела вид, показанный на рис. 3.1.

К моменту распада СССР в состав КГБ входили следующие Главные управления:

· 1-е Главное управление - внешняя разведка и контрразведка, анализ информации;

· 2-е Главное управление - внутренняя контрразведка, борьба с подрывными действиями, направленными против государства, промышленная безопасность;

· Главное управление Пограничных войск (ГУПВ);

· 8-е Главное управление - разведка связи, безопасность средств связи, шифровальная служба;

· Помимо Главных управлений, в структуре КГБ были следующие управления:

· 3-е управление - контрразведка в Вооруженных Силах;

· 4-е управление - охрана и внутренняя безопасность посольств;

· 5-е управление - защита конституционного строя, под которой понималось искоренение инакомыслия;

· 6-е управление - вопросы экономической безопасности;

· 7-е управление - наружное наблюдение;

· 15-е управление - охрана государственных объектов;

· 16-е управление - радиоперехват и электронная разведка;

· управление строительства военных объектов.

В конце 60-х годов 4-е, 5-е и 6-е управления вошли в состав 2-го ГУ, а в 1969 г. они вновь были выделены в самостоятельные управления. Офицеры 3-го управления КГБ, отвечающего за контрразведку в ВС, имелись во всех родах войск (так называемые “особисты”). Они подчинялись только КГБ и имели в армии разветвленную сеть “информаторов”. В ВМФ эти сотрудники проходили службу на всех крупных надводных кораблях, подводных лодках и береговых базах.

Рис. 3.1. Структура КГБ СССР

8-е ГУ отвечало за защиту технических средств связи вообще и создание шифросистем, в частности;

Созданное в 1969 году 16-е управление занималось добыванием информации из линий связи других стран, что включало в себя перехват шифросообщений из каналов, принадлежавших как легальным, так и разведывательным сетям связи, с последующим их дешифрованием, а также прослушивание с помощью технических приспособлений и средств обработки информации, размещенных на территории дипломатических представительств зарубежных стран.


1-е ГУ, организационно входившее в структуру КГБ, фактически представляло собой вполне самостоятельную организацию и базировалось в отдельном комплексе зданий, находящихся в Ясенево (“в лесу”, на профессиональном сленге офицеров КГБ). Структура 1-го ГУ представлена на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Структура 1-го ГУ КГБ

Работа 1-го ГУ велась в следующих отделах.

1. США, Канада.

2. Латинская Америка.

3. Великобритания, Австралия, Африка, Новая Зеландия, Скандинавия.

4. Восточная Германия, Западная Германия, Австрия.

5. Страны Бенилюкса, Франция, Испания, Португалия, Швейцария, Греция, Италия, Югославия, Албания, Румыния.

6. Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Северная Корея.

7. Таиланд, Индонезия, Япония, Малайзия, Сингапур, Филиппины.

8. Неарабские страны Ближнего Востока, включая Афганистан, Иран, Израиль, Турцию.

9. Англоговорящие страны Африки.

10. Франкоговорящие страны Африки.

11. Контакты с социалистическими странами.

12. Регистрация и архивы.

13. Электронный перехват и операции против шифровальных служб западных стран.

14. Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бирма.

15. Арабские страны Ближнего Востока, а также Египет.

16. Эмиграция.

17. Контакты с развивающимися странами.

Одной из интереснейших совместных технических операций 1-го и 8-го ГУ было применение уже упоминавшейся в предыдущей главе системы “Амхерст” для обеспечения связи с зарубежной агентурой, как легальной, так и нелегальной.

После распада СССР 16-е управление и служба правительственной связи были выведены из состава КГБ и реорганизованы в Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) Российской Федерации. Сам КГБ после ряда реорганизаций был преобразован в Федеральную службу безопасности (ФСБ). (В настоящее время Указом Президента РФ производится реорганизация российских спецслужб, в результате которой ФАПСИ и Пограничные войска должны войти в структуру ФСБ.) По сравнению с КГБ СССР, ФСБ является достаточно открытой организацией (конечно, в той мере, в какой может быть открыта спецслужба). С ее задачами и структурой можно ознакомиться в Internet на официальном Web-узле ФСБ по адресу http://www.fsb.ru. При реорганизации КГБ 1-е ГУ было выведено из его состава и преобразовано в отдельную службу, получившую название Службы внешней разведки (СВР) РФ. Последняя, учитывая квалификацию ее специалистов, а также роль РФ в мировой политике, заслуживает отдельного рассмотрения.

В соответствии с новой разведывательной доктриной России, внешняя разведка РФ в 90-х годах отказалась от политики глобализма. В настоящее время СВР действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы. Разведка не формирует собственные задачи, они определяются руководством страны, исходя из интересов государства. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, нелегальной торговлей оружием и т.п.). Тем не менее, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведения разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов РФ.

В настоящее время СВР ведет разведку по трем основным направлениям: политическом, экономическом и научно-техническом.

В области политической разведки перед СВР стоят задачи: получать упреждающую информацию о политике ведущих государств мира на международной арене в отношении России; отслеживать развитие кризисных ситуаций в “горячих точках” планеты, которые могут представлять угрозу для национальной безопасности России; добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружения, особенно ядерные; через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.

В области экономической разведки перед СВР стоят задачи: защита экономических интересов России; получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России; обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР практически остались прежними. Они заключаются в получении данных о новейших достижениях в области науки и техники, особенно военных технологий и технологий двойного применения, в интересах укрепления обороноспособности РФ.

Организационная структура СВР РФ строится в соответствии с Законом “О внешней разведке”. В структуру СВР (рис. 3.3) входят оперативные, аналитические и функциональные подразделения (управления, службы, самостоятельные отделы). Впервые в практике российских спецслужб создано Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации.

Рис. 3.3. Структура СВР РФ, образованной на основе 1-го ГУ КГБ СССР

Кто и как охранял председателя Совета Министров? Легко ли стать «тенью» президента? Ответы на эти вопросы как никто другой знает полковник 9-го управления КГБ СССР Олег Борщев, который охранял многих руководителей страны - от Косыгина до Ельцина.

«МК» выяснил, что:

■ телохранитель должен был уметь при необходимости надевать охраняемому линзы и предугадывать желания;

■ офицерам охраны полагалось блистать чувством юмора;

■ самой скорбной своей миссией телохранитель считал сопровождение тела бывшего шефа до морга.

Олег Александрович, в 9-е управление КГБ просто так не попадают... Как вы получили такую работу?

Я проходил срочную службу в Кремлевском (сейчас он называется Президентским) полку. Москвичей в ту пору сюда призывали два раза в год и старались брать физически подготовленных, а еще лучше - спортсменов-разрядников. Когда пришла пора демобилизоваться, мне предложили остаться работать в Кремле. Тем более что я неоднократно был призером соревнования по плаванию Мосгорсовета и Центрального совета «Динамо». Ну и вообще мне самому было интересно поработать в таком месте.

И вас сразу приставили охранять кого-то из первых лиц?

Нет, что вы! Я еще проходил обучение в школе КГБ. Потом несколько лет работал в комендатуре зданий правительства 9-го управления. И только в 1976 году был переведен в подразделение личной охраны. Что входило в мои обязанности? Повседневная работа по изучению объектов, посещаемых охраняемыми лицами, работа с государственными и политическими деятелями зарубежных стран. Помню, на одном из последних съездов ЦК КПСС я в течение двух недель нес службу на основном подъезде, через который охраняемые проходили на заседания в Кремль два раза в день.
И только когда руководство решило, что мне можно доверить более ответственную работу, я был направлен в подразделение по охране председателя Совета Министров РСФСР (позже он возглавил Комитет партийного контроля при ЦК КПСС) Михаила Сергеевича Соломенцева.
Моя должность тогда называлась «заместитель начальника отделения охраны». В общей сложности я работал с Соломенцевым 6 лет. Он не любил привлекать к себе внимание и всячески старался, чтобы вокруг него было поменьше охраны.

Вот один из примеров: когда были в Сочи, Михаил Сергеевич внезапно решил посетить рынок и попросил никому об этом не говорить. Поехали. Пока мы ходили, одна женщина все у меня спрашивала: «Не Соломенцев это?» - «Похож, наверное», - невозмутимо отвечал я. А Соломенцев был очень доволен, что ему удалось слиться в толпе с обычными покупателями. Михаил Сергеевич с супругой любили бывать на воздухе: обязательно гуляли по территории объекта в Барвихе, в лесу, часа по два.
А зимой Михаил Сергеевич каждые выходные катался на лыжах. Охрана, разумеется, всегда была рядом. Также он очень любил плавать. Заплывал очень далеко, несмотря на свой солидный возраст. В море его всегда сопровождали личный врач и офицеры охраны, конечно.

Еще он был заядлым охотником и рыбаком. На юге часто ловил ставридку на удочку. На леске был десяток голых крючков, и на них сразу попадалось штук по пять рыбок. Их готовили на специальных дровишках и, копченых, подавали к ужину.

Руководители советского государства сами выбирали себе сотрудников охраны?

Нет, конечно. Но их согласие на предложенную кандидатуру требовалось. И когда меня привели к Соломенцеву, он мою кандидатуру сразу одобрил. Оказалось, он запомнил меня, когда я работал на съезде КПСС.

Потом вы перешли к члену Политбюро ЦК КПСС Анатолию Лукьянову (он в 1990–1991 гг. был председателем Верховного Совета СССР)?

Да. Но работал я с ним недолго, когда его основные сотрудники охраны были в отпуске (был на подмене). Я поразился тому, насколько он корректный и умный человек. Как-то он выступал в МГУ, где собрались юристы со всего СССР (в стране тогда был период так называемой перестройки и гласности). Лукьянов сказал короткую вступительную речь и неожиданно предложил задать ему любые вопросы.

И из зала посыпались записки, в том числе с очень острыми, подчас провокационными вопросами. Он запретил перехватывать их и подвергать цензуре. И отвечал на все не раздумывая, да так, что весь зал аплодировал. Это длилось более двух часов! И когда мы с ним возвращались вместе в машине, он поинтересовался: «Как я, по-твоему, отвечал?»

И что вы ответили?

Что я мог ответить? Честно сказал, что был восхищен. А потом меня от Лукьянова перевели к Борису Карловичу Пуго. Помню, когда Лукьянов об этом узнал, сказал мне: «Пуго очень хороший человек. Вам повезло».

И вам действительно повезло?

Еще как! Работать с Пуго было очень легко. Он оказался человеком простым, доступным и интеллигентным. И я, кстати, был с ним сразу после избрания его кандидатом в члены Политбюро и до последнего. Когда я спрашивал у него, есть ли замечания к кому-либо из нашей группы охраны по работе, неизменно следовала улыбка и ответ: «Все нормально». Ко мне он всегда обращался по имени-отчеству и на «вы».

Мои коллеги часто носили папки и портфели, принадлежавшие охраняемым. А Борис Карлович никогда мне папку в руки не давал - понимал, что у «прикрепленного» руки всегда должны быть свободными. Думаю, это связано с тем, что в свое время он возглавлял КГБ Латвии и понимал работу охраны. Единственное исключение - когда мы вдвоем ехали в лифте, и ему необходимо было причесаться.

Много воспоминаний связано с Пуго. Вот, помню, как-то мы были в Крыму. Встречал нас у трапа самолета начальник местного отдела охраны, которого я отлично знал. Я представил его Пуго: «Борис Карлович, это Лев Николаевич Толстой». Пуго решил, что я пошутил. А ведь мой коллега и впрямь был и потомком, и полным тезкой великого писателя.

Другой забавный случай был во время командировки в Китай. Супруга просила Бориса Карловича купить ей там обувь. А я сразу предупредил не делать этого: я уже бывал в Китае с другими охраняемыми и знал, что женская обувь у них - с жесткой колодкой. Посоветовал приобрести вазочки из тонкого фарфора и шелковый халат с драконом.
Но он все равно купил туфли. А потом, когда вернулись в Москву, смеялся: ни одни не подошли, а вот халат и вазочки действительно на нее произвели впечатление. Во время отпуска в санатории «Южный» (где отдыхало одновременно много охраняемых лиц, включая Яковлева, Примакова) Пуго любил играть в бильярд, и я часто составлял ему компанию. А еще он увлекся теннисом. Даже играл с инструктором в Доме приемов на Воробьевых горах.

СПРАВКА "МК"
В 1990-1991 гг. Пуго был министром внутренних дел СССР. После поражения ГКЧП против Б.К.Пуго было возбуждено уголовное дело по обвинению в участии в антиконституционном заговоре. Другими словами, за организацию и членство в ГКЧП Борису Пуго грозил арест, публичный судебный процесс. Но он не стал дожидаться решения своей участи новой властью и 22 августа 1991 года покончил жизнь самоубийством. Вместе с ним ушла и его супруга. Сын Бориса Пуго, Вадим Пуго, говорил позже: “Я считаю, что они с мамой сделали все правильно. Я не представляю, как бы отец мог жить после августа 1991 года”.

В день его гибели вы были с ним?

Нет. 20 августа я сменился и за событиями, происходившими в стране 20-го и 21-го, наблюдал по телевизору. А 22-го числа мне позвонили и сказали срочно прибыть в подразделение. Тогда-то я и узнал, что Борис Карлович застрелился... А за несколько дней до этого, в мое дежурство, он был в хорошем расположении духа.
Ждал гостей - мать и брата из Риги. При мне он выезжал накануне трагических событий в Министерство обороны на встречу с министром Язовым и председателем КГБ Крючковым. Я тогда подумал, что речь шла о конфликте в Нагорном Карабахе, но, видимо, ошибался... Вся наша группа, которая его охраняла, очень скорбела по Борису Карловичу и его супруге.

Как думаете, почему жена тоже решила покончить с собой?

Валентина Ивановна очень любила его. Это было заметно любому невооруженным глазом. Он тоже в ней души не чаял. Это была необыкновенная пара. Так что, вероятно, и решение уйти они приняли вместе.

Суслова тоже охраняли?

Более того, когда он умер, я даже сопровождал его тело из больницы в морг. Был с ним до начала вскрытия... При жизни Михаил Андреевич был очень скромным, непритязательным человеком. Но он одним из первых стал носить линзы. Врачи проводили с нами специальные занятия и объясняли, как мы могли при необходимости снять и надеть их. Они также предупредили, что при передвижении с линзами по неровным поверхностям (например, по лестнице) охране надо быть внимательной.

Потому что линзы могут потеряться?

Нет, не поэтому. Была вероятность, что Суслов споткнется с непривычки (зрение-то корректируется). А еще был один интересный случай с ним. Приезжаем мы с Михаилом Андреевичем в здание ЦК, поднимаемся по лестнице к лифту. Перед нами на площадке стоят трое и что-то активно обсуждают. И именно в тот момент, когда мы подошли, один из них, в форме генерала армии, объясняя что-то своим собеседникам, резко бросает свою руку назад, и она летит прямо в сторону головы Суслова. Мне удалось блокировать этот жест. Генерал армии обернулся (видимо, хотел отчитать того, кто помешал его рассказу и жестикуляции). Видели бы вы его извинения перед Михаилом Андреевичем!..

Многие из окружения Ельцина говорили, что с ним было очень-очень трудно...

Я работал с ним больше 4 лет, но не выполнял функции именно телохранителя. В мои задачи входило участие в подготовке и обеспечении охранных мероприятий с его участием в Москве и при поездках по стране и за рубежом. Это было интересное время. Борис Николаевич много ездил, часто принимал решения неожиданно, и нам приходилось всегда быть в «боевой готовности». Ельцин был ярчайшей, ни на кого не похожей фигурой. Мы старались подстраиваться под его настроение, где-то даже предугадывать. Получалось не всегда...

Однажды в Благовещенске (там было совещание с руководством края) он по дороге в резиденцию скомандовал: остановиться возле первого попавшегося магазина. Отклонились от маршрута, остановились. Он пошел туда, посмотрел на ассортимент (было 4 вида рыбы, да и то не очень хорошей) и гневно отчитал представителей местной власти: «Мне сказали, что в крае более 200 пород рыб и чуть ли не все есть на прилавках магазинов!»

Руководителей иностранных государств приходилось охранять во время их визита в нашу страну?

Конечно. Список очень длинный - приходилось работать с Кадаром, Цеденбалом, Кейсоном Фонвиханом, Индирой Ганди... Но больше всего мне запомнился президент Пакистана Зия-уль-Хак. Он приехал на похороны одного из Генеральных секретарей ЦК КПСС. И по протоколу общаться с охраняемым во время таких визитов сотрудники охраны должны были по минимуму.

К тому же в Советском Союзе правление пакистанского президента считалось диктаторским. Одним словом, я вел себя предельно аккуратно. Вдруг перед тем, как подняться по трапу на борт самолета, Зия-уль-Хак подошел ко мне и дважды обнял. Это было настолько неожиданно, что я опешил. Теперь мне очень приятно об этом вспоминать. Думаю, ему понравилась работа советской охраны.

Еще материалы на эту тему:

Святая охрана

В соборе Святого Петра в полночь по местному времени завершилась рождественская божественная литургия, которую возглавил папа римский Бенедикт XVI. Начало церемонии было омрачено инцидентом: некая женщина, перепрыгнув через барьер, отделявший публику, сбила с ног 83-летнего понтифика.

КГБ СССР - это сильнейший орган, контролировавший государственную безопасность в годы холодной войны. Влияние этого института в СССР было настолько велико, что его боялось практически все население государства. Мало кто знает, что в системе безопасности функционировали ПВ КГБ СССР.

История создания КГБ

Система государственной безопасности СССР была создана уже в 1920-е годы. Как известно, эта машина практически сразу начала работать в полноценном режиме. Достаточно вспомнить лишь только репрессии, которые проводились в СССР в 30-е годы 20-го века.

Все это время, вплоть до 1954 года, органы государственной безопасности существовали в системе МВД. Безусловно, в организационном плане это было абсолютно неправильно. В 1954 году было принято два решения высших органов власти, касающихся системы госбезопасности. 8 февраля указом Президиума ЦК КПСС органы безопасности вывели из подчинения МВД. Уже 13 марта 1954 года Президиум Верховного Совета СССР своим указом создал Комитет государственной безопасности СССР. В таком виде этот орган просуществовал аж до распада СССР.

Руководители КГБ

В разные годы органом руководили Юрий Владимирович Андропов, Виктор Михайлович Чебриков, Владимир Александрович Крючков, Виталий Васильевич Федорчук.

Функции КГБ

Общая суть деятельности этого органа понятна, но ведь далеко не про все задачи органов безопасности, которые они выполняли в системе тоталитарного режима на протяжении многих лет, известно широкому кругу населения. Поэтому мы очертим основной круг функций КГБ:

  • важнейшей задачей считалась организация разведывательной деятельности в капиталистических странах;
  • борьба со шпионами от иностранных разведывательных органов на территории СССР;
  • работа по противодействию возможной утечки данных, которые представляют важность для государства, во всех сферах деятельности;
  • охрана государственных объектов, границ и крупных деятелей политики;
  • обеспечение бесперебойной работы государственного аппарата.

Управления КГБ СССР

Комитет госбезопасности имел сложную структуру, состоявшую из главков, управлений и отделов. Хотелось бы остановиться на управлениях КГБ. Итак, существовало 9 подразделений:

  1. Третье управление отвечало за военную контрразведку. В те годы актуальность задач управления была огромной из-за активной гонки вооружений между СССР и США. Хоть война и не была объявлена официально, угроза перехода конфликта систем из "холодного" в "горячий" была постоянной.
  2. Пятое подразделение отвечало за политико-идеологические вопросы. Обеспечение идеологической безопасности и непроникновения "враждебных" коммунизму идей в массы - вот главная задача этой структуры.
  3. Шестое управление отвечало за соблюдение государственной безопасности в экономической сфере.
  4. Седьмое выполняло специфическую задачу. Когда на определенного человека падали подозрения в серьезных проступках, за ним могли установить наружное наблюдение.
  5. Девятое подразделение охраняло личную безопасность членов правительства, высшей партийной верхушки.
  6. Оперативно-технический отдел. В годы НТР техника постоянно развивалась, поэтому безопасность государства могла быть надежно защищена только при хорошей технической оснащенности соответствующих органов.
  7. В задачи пятнадцатого управления входила защита государственных зданий и стратегически важных объектов.
  8. Шестнадцатое подразделение занималось электронной разведкой. Создано было уже в последний период существования СССР в связи с развитием компьютерных технологий.
  9. Отдел по строительству для нужд Министерства обороны.

Отделы КГБ СССР

Отделы - это более мелкие, но не менее важные структуры Комитета. Со времени создания и прямо до расформирования КГБ СССР существовало 5 отделов. Поговорим о них детальнее.

Следственный отдел занимался расследованием преступлений уголовного или экономического характера, направленных на нарушение безопасности государства. В условиях противостояния с капиталистическим миром важно было обеспечить абсолютную секретность правительственной связи. Этим занималось специальное подразделение.

В КГБ должны были работать квалифицированные сотрудники, прошедшие специальную подготовку. Именно для этого была создана Высшая школа КГБ.

Кроме этого, специальные отделы создали для организации прослушки телефонных переговоров, а также в помещениях; для перехвата и обработки подозрительной корреспонденции. Безусловно, прослушивали не все разговоры и читали не все письма, а только лишь при возникновении подозрений относительно гражданина или группы людей.

Отдельно существовали специальные пограничные войска (ПВ КГБ СССР), которые занимались охраной государственной границы.

(до 16 мая 1991 года) и высших органов государственной власти и управления СССР информацией, затрагивающей государственную безопасность и оборону страны, социально-экономическое положение в Советском Союзе и вопросы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности советского государства и коммунистической партии .

В систему КГБ СССР входили четырнадцать республиканских комитетов государственной безопасности на территории республик Союза ССР ; местные органы государственной безопасности в автономных республиках, краях, областях, отдельных городах и районах, военных округах, соединениях и частях армии, флота и внутренних войск , на транспорте; пограничные войска; войска правительственной связи; органы военной контрразведки; учебные заведения и научно-исследовательские учреждения; а также так называемые «первые отделы» советских учреждений, организаций и предприятий.

В разные годы КГБ имел разные официальные наименования и статус в системе центральных органов государственного управления:

В настоящее время, помимо основного значения, аббревиатура «КГБ» и производные от неё зачастую используются в разговорной речи для обозначения любых спецслужб СССР , РСФСР , и Российской Федерации .

История

Образование КГБ

Инициатива выделения «оперативно-чекистских управлений и отделов» в самостоятельное ведомство приписывается министру внутренних дел Сергею Круглову , который 4 февраля 1954 года подал официальную записку с соответствующим предложением в Центральный комитет КПСС . Предложения Круглова были обсуждены на заседании Президиума ЦК КПСС 8 февраля 1954 года и полностью одобрены, за исключением того, что из предложенного министром названия - «Комитет по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР» - было убрано «по делам». Месяц спустя, от 13 марта 1954 года был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР . В состав нового комитета вошли выделенные из Министерства внутренних дел СССР управления, службы и отделы, занимавшиеся вопросами обеспечения государственной безопасности. Председателем комитета был назначен бывший первый заместитель министра внутренних дел СССР, генерал-полковник И. А. Серов .

Примечательно, что КГБ был образован не в качестве центрального органа государственного управления, каковым являлись его предшественники - МГБ и МВД СССР - а всего лишь в статусе ведомства при Правительстве СССР . По мнению некоторых историков, причиной понижения статуса КГБ в иерархии органов государственного управления было стремление партийной и советской верхушки страны лишить органы госбезопасности самостоятельности, целиком подчинив их деятельность аппарату коммунистической партии . Тем не менее, председатели КГБ назначались на должность не приказами председателя Совета Министров СССР , как это было принято для руководителей ведомств при правительстве страны, а Указами Президиума Верховного Совета СССР , как это делалось для министров и председателей государственных комитетов .

1950-е годы

Практически сразу же после своего образования, КГБ подвергся крупной структурной реорганизации и сокращению численности сотрудников в связи с начавшимся после смерти И.В. Сталина процессом десталинизации общества и государства. Из рассекреченных документов Государственного архива Российской Федерации стало известно, что в 1950-е годы численность личного состава КГБ была сокращена более чем на 50 процентов по сравнению с 1954 годом. Было упразднено более 3,5 тысяч городских и районных аппаратов, объединены некоторые оперативные и следственные подразделения, ликвидированы и объединены в единые следственные аппараты следственные отделы и отделения в оперативных подразделениях. Значительно была упрощена структура особых отделов и органов КГБ на транспорте. В 1955 году было дополнительно сокращено более 7,5 тысяч сотрудников, в то время как около 8 тысяч офицеров КГБ были переведены на положение гражданских служащих.

КГБ продолжил практику своих предшественников - Бюро № 1 МГБ СССР по диверсионной работе за рубежом под руководством П. А. Судоплатова и Бюро № 2 по выполнению спецзаданий на территории СССР под руководством В. А. Дроздова - в области проведения так называемых «активных действий », под которыми подразумевались акты индивидуального террора на территории страны и за границей в отношении лиц, которые квалифицировались партийными органами и советскими спецслужбами как «наиболее активные и злобные враги Советского Союза из числа деятелей капиталистических стран, особо опасных иностранных разведчиков, руководителей антисоветских эмигрантских организаций и изменников Родины» . Проведение подобных операций было возложено на Первое главное управление КГБ . Так, в октябре 1959 года агентом КГБ Богданом Сташинским был убит в Мюнхене лидер украинских националистов Степан Бандера . Такая же участь постигла другого лидера ОУН - Л. Ребета.

1960-е годы

В декабре 1961 года по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева , А. Н. Шелепин был переведен на партийную работу в должности секретаря ЦК КПСС . Руководство КГБ принял В. Е. Семичастный , бывший коллега Шелепина по работе в ЦК ВЛКСМ . Семичастный продолжил политику его предщественика по структурной реорганизации КГБ. В главное управление внутренней безопасности и контрразведки (2-е главное управление) были влиты 4-е, 5-е и 6-е управления КГБ. Под крыло 7-го управления, занимавшегося охраной дипломатического корпуса и наружным наблюдением, перешли соответствующие функциональные подразделения 2-го главного управления. 3-е главное управление было понижено до статуса управления. Соответствующие структурные изменения произошли и в органах КГБ союзных и автономных республик, в краях и областях. В 1967 году аппараты уполномоченных в городах и районах были реорганизованы в городские и районные отделы и отделения КГБ-УКГБ-ОКГБ В результате сокращения многочисленных структурных звеньев, аппарат Комитета государственной безопасности стал более оперативным , в то время как создание в 1967 году по инициативе нового председателя КГБ Ю. В. Андропова пятого управления для борьбы с диссидентами сделало КГБ более подготовленным для борьбы с противниками советского строя в последующие два десятилетия.

1970-1980-е годы

Борьба с инакомыслящими в СССР

Существенное влияние на деятельность КГБ в 1970-80-е годы оказывали происходящие в стране социально-экономические процессы периода «развитого социализма» и изменения во внешней политике СССР. В этот период КГБ сосредоточил свои усилия на борьбе с национализмом и антисоветскими проявлениями внутри страны и за рубежом. Внутри страны органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием и диссидентским движением; однако действия физической расправы, депортаций и заключений под стражу стали более утонченными и замаскированными. Усилилось применение средств психологического давления на инакомыслящих , включая слежку, давление с помощью общественного мнения, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, депортация из СССР, принудительное заключение в психиатрические клиники , политические судебные процессы, клевета, ложь и компромат, различные провокации и запугивания. Практиковался запрет на проживание политически неблагонадежных граждан в столичных городах страны - так называемая «ссылка за 101-й километр ». Под пристальным вниманием КГБ в этот период находились, в первую очередь, представители творческой интеллигенции - деятели литературы, искусства и науки - которые по своему общественному статусу и международному авторитету могли нанести наиболее масштабный вред репутации советского государства и коммунистической партии.

Показательна деятельность КГБ в преследовании советского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицина . В конце 1960-х - начале 1970-х годов в КГБ было создано специальное подразделение - 9-й отдел Пятого управления КГБ - занимавшееся исключительно оперативной разработкой писателя-диссидента . В августе 1971 года КГБ предпринял попытку физического устранения Солженицына - во время поездки в Новочеркасск ему скрытно был сделан укол неизвестного ядовитого вещества; писатель выжил, но после этого долго и тяжело болел . Летом 1973 года сотрудники КГБ задержали одну из помощниц писателя Е. Воронянскую и в ходе допроса вынудили её выдать местонахождение одного экземпляра рукописи произведения Солженицина «Архипелаг ГУЛАГ ». Вернувшись домой, женщина повесилась. Узнав о случившемся, Солженицын распорядился начать публикацию «Архипелага» на Западе. В советской печати была развёрнута мощная пропагандистская кампания, обвинявшая писателя в клевете на советский государственный и общественный строй. Попытки КГБ через бывшую жену Солженицына уговорить писателя отказаться от публикации «Архипелага» за границей в обмен на обещание помощи в официальном опубликовании в СССР его повести «Раковый корпус » не увенчались успехом и первый том произведения был опубликован в Париже в декабре 1973 года. В январе 1974 года Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине , лишён советского гражданства и выдворен за пределы СССР. Инициатором депортации писателя был Андропов, чье мнение стало решающим при выборе меры «пресечения антисоветской деятельности» Солженицына на заседании Политбюро ЦК КПСС . После высылки писателя из страны, КГБ и лично Андропов продолжили кампанию дискредитации Солженицина и, как выразился Андропов, «разоблачения активного использования реакционными кругами Запада подобных отщепенцев в идеологической диверсии против стран социалистического содружества» .

Объектом многолетней травли КГБ являлись видные деятели науки. К примеру, советский ученый-физик, трижды Герой Социалистического Труда , диссидент и правозащитник , лауреат Нобелевской премии мира А. Д. Сахаров находился под наблюдением КГБ с 1960-х годов, подвергался обыскам, многочисленным оскорблениям в прессе. В 1980 году по обвинению в антисоветской деятельности Сахаров был арестован и без суда отправлен в ссылку в город Горький , где он провел 7 лет под домашним арестом под контролем сотрудников КГБ. В 1978 году КГБ предпринял попытку, по обвинению в антисоветской деятельности, возбудить уголовное дело против советского философа, социолога и писателя А. А. Зиновьева с целью его отправки на принудительное лечение в психиатрическую больницу, однако «с учетом развязанной на Западе кампании вокруг психиатрии в СССР» эта мера пресечения была сочтена нецелесообразной. В качестве альтернативы, в докладной записке в ЦК КПСС руководство КГБ рекомендовало разрешить Зиновьеву и его семье выезд за рубеж и закрыть ему въезд в СССР.

Для контроля выполнения СССР Хельсинкских соглашений о соблюдении прав человека, в 1976 году группой советских диссидентов была сформирована Московская Хельсинкская группа (МХГ), первым руководителем которой стал советский физик, член-корреспондент АН Армянской ССР Ю. Ф. Орлов . С момента образования МХГ подвергалась постоянным преследованиям и давлению со стороны КГБ и других силовых органов советского государства. Члены группы подвергались угрозам, их вынуждали эмигрировать, заставляли прекратить правозащитную деятельность. С февраля 1977 года активистов Ю. Ф. Орлова , А. Гинзбурга , А. Щаранского и М. Ланду начали подвергать арестам. По делу Щаранского КГБ получил санкцию ЦК КПСС на подготовку и публикацию ряда пропагандистских статей, а также написание и передачу президенту США Дж. Картеру личного письма тестя подсудимого с отрицанием факта супружества Щаранского и «разоблачением» его аморального облика. Под давлением КГБ в 1976-1977 годах были вынуждены эмигрировать члены МХГ Л. Алексеева , П. Григоренко и В. Рубин . В период с 1976 по 1982 год были арестованы и осуждены к разным срокам заключения или ссылки (в общей сложности - 60 лет лагерей и 40 лет ссылки) восемь членов группы, ещё шестерых вынудили эмигрировать из СССР и лишили гражданства. Осенью 1982 года, в условиях усиливающихся репрессий, трое оставшихся на свободе участников группы были вынуждены объявить о прекращении деятельности МХГ. Московская Хельсинкская группа получила возможность возобновить свою деятельность только в 1989 году , в разгар горбачёвской перестройки .

Борьба с сионизмом

Подробное рассмотрение темы: Антисемитизм в СССР , Преследование сионистской деятельности в СССР , и Репатриация евреев из СССР

Летом 1970 года группой советских отказников была предпринята попытка захвата пассажирского самолета с целью эмиграции из СССР. Силами КГБ участники акции были арестованы и преданы суду по обвинению в измене Родине (попытке побега с незаконным пересечением государственной границы), попытке хищения в особо крупных размерах (угон самолёта) и антисоветской агитации.

Регулярно с разрешения ЦК КПСС органами госбезопасности принимались меры по конфискации корреспонденции, посылок и материальной помощи, направляемых из-за рубежа лицам или организациям, которые квалифицировались КГБ как «враждебные». К примеру, ежегодно КГБ занимался конфискацией посылок с мацой , направляемых еврейскими общинами из-за границы советским евреям к празднику еврейской пасхи.

По инициативе Отдела пропаганды ЦК КПСС и КГБ СССР в 1983 году в СССР был создан Антисионистский комитет советской общественности , который под руководством секретариата ЦК КПСС и органов госбезопасности занимался пропагандистской и издательской деятельностью.

«Идеологические операции» КГБ

Особое место в арсенале средств борьбы КГБ с враждебной советскому строю идеологией и её носителями занимали подготовка и формирование общественного мнения посредством печати, кино, театра, телевидения и радио. В 1978 году была учреждена специальная премия КГБ СССР в области литературы и искусства , которой награждались писатели и актеры, чьи работы реализовали идеологические замыслы руководства органов госбезопасности или освещали деятельность сотрудников комитета в соответствии с официальной точкой зрения руководства КГБ и ЦК КПСС . Благодаря этой политике появились такие фильмы как Семнадцать мгновений весны , Вариант «Омега» , Щит и меч .

По мнению некоторых исследователей, КГБ осуществлял вербовку отдельных деятелей культуры, литературы и науки в СССР и за рубежом для проведения целенаправленных акций, называемых «идеологическими операциями» . Так эти исследователи предполагают, что в 1970-х годах органами госбезопасности был завербован советский историк -американист, доктор исторических наук Н. Н. Яковлев для написания по заказу КГБ ряда книг - в частности, «1 августа 1914 года» и «ЦРУ против СССР » - претендовавших на серьезные научные исследования в области истории на основе материалов, предоставленных писателю начальником 5-го управления КГБ генералом Ф. Д. Бобковым . Многие из этих материлов являлись фабрикацией . В изданных миллионными тиражами книгах Яковлева излагалась позиция идеологических и карательных учреждений СССР, в негативном свете представлялись американская разведка и советские диссиденты , которые изображались «отщепенцами», «врагами народа», «двуличными, безнравственными типами, действующими по указанию западных спецслужб». Так, писатель А. И. Солженицын представлялся как «верный слуга ЦРУ» и «идеолог фашизма», правозащитник В. К. Буковский - «матёрый преступник» и т. п. Аналогичная литература в соавторстве с 5-м управлением КГБ выпускалась авторами Н. Решетовской , Н. Виткевич. Т.Ржезач .

Cфера проведения «идеологических операций» КГБ не ограничивалась пределами Советского Союза. Во второй половине 1970-х годов КГБ совместно с кубинской спецслужбой ДГИ была проведена многолетняя операция «Тукан» , направленная на дискредитацию правительства Аугусто Пиночета в Чили . В ходе операции в западных средствах массовой информации (в частности, в американской газете New York Times) были опубликованы десятки статей, негативно освещающих преследование политических противников режимом Пиночета и обеляющих ситуацию с соблюдением прав человека на Кубе . В публикациях использовались документы, предоставленные КГБ . В Индии , где резидентура КГБ была крупнейшей за пределами СССР в 1970-80-е годы, советские спецслужбы «подкармливали» десять газет и одно информационное агентство. Резидент КГБ в Индии Л. В. Шебаршин , впоследствии ставший главой Первого главного управления КГБ , в своих воспоминаниях писал: «Рука ЦРУ ощущалась и в публикациях некоторых индийских газет. Мы, разумеется, платили той же монетой.» На поддержку партии Индиры Ганди и антиамериканскую пропаганду в Индии комитетом было потрачено свыше десяти миллионов американских долларов. Чтобы убедить индийское правительство в происках США , КГБ фабриковал фальшивки под видом документов ЦРУ . Согласно отчетам советской резидентуры в Индии, в 1972 году для публикации в индийской печати из средств КГБ было профинансировано около четырёх тысяч угодных советским органам госбезопасности статей; в 1975-м эта цифра выросла до пяти тысяч.

Развивающиеся страны

В условиях усиления политического, военного и идеологического противостояния сверхдержав в 1970-80-е годы , КГБ предпринимал активные усилия по расширению сферы влияния Советского Союза в странах «третьего мира» - в Латинской Америке, Африке, Центральной и Юго-Восточной Азии.

Европа и Северная Америка

В 1978 году болгарскими спецслужбами был убит в Лондоне болгарский писатель и диссидент Георгий Марков . Физическое устранение болгарского диссидента было осуществлено с помощью укола зонтиком, на котором находились крошечные гранулы рицина - яда, изготовленного в 12-й лаборатории КГБ и предоставленного болгарским коллегам для проведения операции .

Официальной датой упразднения Комитета государственной безопасности СССР считается 3 декабря 1991 года - дата подписания Президентом СССР М. С. Горбачёвым Закона СССР № 124-Н «О реорганизации органов государственной безопасности», на основании которого ликвидация КГБ как органа государственного управления была узаконена. При этом республиканские и местные органы безопасности, входившие в систему КГБ СССР, перешли в исключительную юрисдикцию суверенных республик в составе СССР.

Правовая основа деятельности и подчиненность

В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением - по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии - Центрального комитета КПСС и его Политбюро . Последнее было закреплено в , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооруженной силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жесткий контроль над обществом».

В отличие от своего центрального органа, которому было предписано регулярно отчитываться о своей деятельности перед ЦК КПСС и Правительством СССР, республиканские и местные органы государственной безопасности не были подотчетны никому, кроме самого КГБ и соответствующих партийных органов на местах.

Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций (в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч.), Комитет государственной безопасности СССР имел право под надзором органов прокуратуры вести следствие по делам о государственных преступлениях , однако мог без санкции прокурора производить обыски, задержания и аресты лиц, изобличенных или подозреваемых в деятельности, направленной против советского строя и коммунистической партии .

Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. 16 мая 1991 года был принят Закон СССР «Об органах государственной безопасности в СССР», согласно которому контроль за деятельностью КГБ СССР стал осуществляться высшим законодательным органом страны, главой государства и советским правительством , в то время как республиканские органы государственной безопасности республик стали подотчетны высшим органам государственной власти и управления соответствующих республик, а также самому КГБ СССР.

«Правовую основу деятельности органов государственной безопасности составляют Конституция СССР, конституции республик, настоящий Закон и другие законодательные акты Союза ССР и республик, акты Президента СССР, постановления и распоряжения Кабинета Министров СССР и правительств республик, а также издаваемые в соответствии с ними акты Комитета государственной безопасности СССР и органов государственной безопасности республик.
Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.»

Ст. 7, п. 16 закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР»

Вместе с тем, за органами госбезопасности были сохранены полицейские функции - им было разрешено проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых было отнесено законом к ведению органов государственной безопасности; осуществлять без санкции прокурора контроль почтовых отправлений и прослушивание телефонных переговоров; осуществлять без санкции прокурора аресты и содержать под стражей лиц, задержанных органами госбезопасности по подозрению в совершении преступлений.

Постановлением Верховного Совета СССР от 16 мая 1991 года № 2160-1 "О введении в действие Закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР» была также предусмотрена разработка и утверждение до 1 января 1992 года нового положения о Комитете государственной безопасности СССР взамен положения 1959 года. Однако новый документ утвержден не был - 3 декабря 1991 года КГБ СССР был упразднен.

Взаимоотношения КГБ и КПСС

Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделен правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР - вначале в качестве ведомства при правительстве , а затем в качестве центрального органа государственного управления - фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро . С момента своего образования вплоть до 16 мая 1991 года - за полгода до упразднения - КГБ фактически был выведен из-под контроля советского правительства. Отдельные аспекты деятельности КГБ - в частности, подчиненность партии, борьба с инакомыслием , освобождение от следования отдельным нормам уголовно-процессуального права - наделяли профильные подразделения КГБ характерными признаками тайной полиции .

Партийный контроль

  • определяли статус органов госбезопасности и осуществляли регулирование их деятельности;
  • определяли основные задачи органов госбезопасности и конкретные направления их деятельности;
  • устанавливали общую структуру органов госбезопасности;
  • формулировали цели, определяли субъектов и предписывали методы борьбы с ними, исходя из текущей политической ситуации, что влекло за собой «широкомасштабные репрессивные мероприятия»;
  • утверждали организационную структуру и штаты органов госбезопасности, контролируя структурные преобразования и изменения штатной численности на всех уровнях - от главных управлений центрального аппарата до районных отделов КГБ;
  • утверждали или одобряли основные внутренние нормативные акты органов госбезопасности - приказы, решения коллегии, положения и инструкции;
  • формировали руководящий состав органов госбезопасности, в частности, утверждение председателя КГБ и его заместителей , а также руководящих работников органов госбезопасности, входящих в номенклатуру ЦК КПСС или местных партийных органов;
  • определяли кадровую политику органов безопасности;
  • получали отчеты о деятельности органов госбезопасности в целом и по отдельным его структурам и направлениям деятельности, при этом отчетность носила обязательный и периодический характер (за месяц, год, пятилетку);
  • контролировали конкретные мероприятия или комплексы мероприятий органов госбезопасности и санкционировали наиболее важные из них по широкому диапазону вопросов.

Центральный комитет КПСС имел право наложения запрета на публикацию приказов председателя КГБ, которые затрагивали важные, с точки зрения руководства партии, вопросы агентурно-оперативной и следственной работы, что противоречило статьям 10, 12 и 13 1955 года, которые предусматривали прокурорский контроль соответствия нормативных актов, издаваемых ведомствами, Конституции и законам СССР, союзных и автономных республик, постановлениям союзного и республиканских правительств.

В рамках правоохранительной деятельности КГБ, органам безопасности запрещалось собирать компрометирующие материалы на представителей партийной, советской и профсоюзной номенклатуры , что вывело из-под контроля правоохранительных органов лиц, обладавших распорядительными, контролирующими и хозяйственными полномочиями, и положило начало зарождению в их среде организованной преступности.

В функции органов госбезопасности неизменно входили охрана и обслуживание высших руководителей партии (в том числе во время их нахождения на отдыхе), обеспечение безопасности крупных партийных мероприятий (съездов, пленумов, совещаний), обеспечение высших партийных органов техническими средствами и шифросвязью. Для этого в структурах КГБ существовали специальные подразделения, работа и инвентарь которых оплачивались из государственного, а не из партийного бюджета. Согласно положению о КГБ, на него также возлагалась охрана руководителей советского правительства. В то же время, анализ приказов КГБ показывает тенденцию к передаче охранных и обслуживающих функций по отношению к собственно государственным структурам в ведение органов внутренних дел, являющаяся свидетельством того, что охрана и обслуживание партийных деятелей и объектов были для КГБ приоритетными. В ряде приказов по охранным и обслуживающим мероприятиям упоминаются только руководители партии. В частности, на КГБ было возложено обеспечение безопасности и обслуживания членов Политбюро, кандидатов в члены Политбюро и секретарей ЦК КПСС, а также, в соответствии с решениями ЦК КПСС, государственных и политических деятелей зарубежных стран во время их пребывания в СССР. К примеру, КГБ осуществлял охрану и обслуживание постоянно проживавшего в Москве Б. Кармаля после его отстранения в 1986 году от должности генерального секретаря ЦК Народно-демократической партии Афганистана .

Кадровая интеграция

Подбор людей на работу в органы безопасности и в учебные заведения КГБ - так называемые «партнаборы» из числа рядовых коммунистов, работников партийного аппарата, комсомольских и советских органов - проводились систематически под тщательным контролем ЦК КПСС. Наиболее важные направления деятельности КГБ укреплялись, как правило, партийными функционерами - инструкторами отделов ЦК республиканских компартий, заведующими и заместителями заведующих отделами обкомов, секретарями горкомов и райкомов партии. Партийными органами разных уровней постоянно проводились кадровые инспекции аппарата и учебных заведений КГБ, результаты которых закреплялись решениями руководства КГБ. Но не редкостью было и обратное - выдвижение кадров КГБ на руководящую работу в партийных органах. Так, например, бывший председатель КГБ Азербайджана Г. А. Алиев стал первым секретарем ЦК КП Азербайджана, в Латвии руководитель республиканского КГБ Б. К. Пуго стал руководителем республиканской коммунистической партии, не говоря уже о самом председателе КГБ СССР Ю.В. Андропове, ставшем в 1982 году секретарем, а затем и Генеральным секретарем ЦК КПСС . Практиковались кадровые перемещения с неоднократными переходами с партийной работы в КГБ и обратно. К примеру, в апреле 1968 года референт отдела ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран П. П. Лаптев был направлен на работу в КГБ, где сразу же получил звание полковника. Возглавляя в -1979 годы секретариат КГБ, Лаптев дослужился до звания генерала. В 1979 году опять перешел на работу в ЦК КПСС, став помощником члена Политбюро ЦК Андропова. С по 1984 годы он был помощником секретаря, затем - Генерального секретаря ЦК КПСС, а в опять вернулся на работу в КГБ. В июне Лаптев назначен первым заместителем, а в мае 1991 года - заведующим Общим отделом ЦК КПСС.

Руководящие работники органов госбезопасности входили в номенклатуру ЦК КПСС и местных партийных органов и их назначение и перемещение с одной должности на другую производилось по решению соответствующего партийного органа. Так, кандидатура председателя КГБ сначала проходила утверждение в ЦК КПСС и только после этого председатель назначался на должность Президиумом Верховного Совета СССР, в то время как назначение заместителей председателя осуществлялось Советом Министров Союза ССР только после утверждения кандидатуры в ЦК КПСС.

Бытовало и совмещение постов в партии и в КГБ: председатели КГБ СССР Андропов, Чебриков , Крючков являлись в разное время членам Политбюро ЦК КПСС . Руководители территориальных органов КГБ, как правило, являлись членами, или кандидатами в члены, бюро соответствующих обкомов, крайкомов и ЦК компартий республик. То же практиковалось и на уровне горкомов и райкомов, в бюро которых также почти обязательно включались представители органов госбезопасности. В административных отделах партийных комитетов действовали подразделения, курирующие органы госбезопасности. Зачастую эти подразделения комплектовались кадровыми работниками КГБ, которые во время их работы в партийном аппарате продолжали числиться на службе в КГБ, находясь в так называемом «действующем резерве». К примеру, в 1989 году сектор проблем госбезопасности Государственно-правового отдела ЦК КПСС (преобразованный в 1988 году из сектора органов госбезопасности Отдела административных органов и просуществовавший под новым наименованием до августа 1991 года) возглавлял председатель КГБ Азербайджана генерал-майор И. И. Гореловский. Находившийся на партийной работе Гореловский был тем не менее представлен руководством КГБ к очередному званию генерал-лейтенанта летом 1990 года.

Информационный обмен

Для руководства коммунистической партии Советского Союза органы госбезопасности были основным источником информации, позволявшей контролировать структуры государственного управления и манипулировать общественным мнением, в то время как руководители и рядовые сотрудники органов государственной безопасности видели в лице КПСС, по крайней мере до конца 1980-х годов, «краеугольный камень» советского строя и его направляющую и руководящую силу .

Помимо так называемых «постановочных» вопросов, требующих решения или согласия ЦК КПСС, из органов госбезопасности в партийные органы шла регулярная информация как обзорного, так и конкретного характера. Сводки по оперативной обстановке в стране, сводки о состоянии на границе и в приграничных зонах СССР, политические сводки, сводки о международном положении, обзоры зарубежной прессы, теле и радиовещания, сводки отзывов населения о тех или иных событиях или мероприятиях коммунистической партии и советского правительства и прочая информация поступала в партийные органы с различной периодичностью и, в разные периоды деятельности КГБ, в разном ассортименте в зависимости от текущих потребностей партийного аппарата и его руководства. Помимо сводок, в ЦК и местные парторганы поступала информация, касающаяся конкретных событий и людей. Эта информация могла быть рутинной, предназначенной для сведения, либо срочной, требующей безотлагательных решений со стороны партийных руководителей. Показательно, что органы госбезопасности направляли в ЦК как обработанную, так и необработанную, добытую оперативным путем иллюстративную информацию - материалы перлюстрации , негласных выемок документов, прослушивания помещений и телефонных разговоров, агентурные донесения. К примеру, в 1957 году от КГБ в ЦК КПСС поступали докладные записки на академика Л. Д. Ландау , включающие материалы прослушивания и донесения агентов; в 1987 году - записи беседы академика А. Д. Сахарова с американскими учеными Д. Стоуном и Ф. фон Хиппелем. В этом отношении КГБ являлся продолжателем практики предшествующих ему органов госбезопасности: в государственных архивах сохранились записи домашних разговоров генералов Гордова и Рыбальченко, направленных Сталину советскими спецслужбами в 1947 году. На проятжении своей деятельности КГБ продолжал пользоваться специальные информационными подразделениями, созданными ещё в первый период работы ОГПУ и чья деятельность продолжала регулироваться положениями, утвержденными Ф. Э. Дзержинским.

ЦК КПСС постоянно контролировал информационную работу в органах госбезопасности и требовал точности и объективности направляемых в партийные органы материалов, о чём свидетельствуют многочисленные постановления ЦК КПСС и приказы КГБ .

Военно-политические органы в войсках КГБ

Руководящие органы

Председатель КГБ

Деятельностью Комитета государственной безопасности руководил его председатель.

Поскольку КГБ был изначально наделен правами министерства, назначение его председателя осуществлялось не правительством, а Президиумом Верховного Совета СССР по представлению председателя Совет Министров СССР . Такой же порядок назначения руководителя КГБ сохранился после того, как КГБ приобрел статус государственного комитета в июле 1978 года . Вместе с тем, ни Верховный Совет, ни правительство СССР, в рамках которого действовал Комитет государственной безопасности, не имели реальной возможности влиять на кадровые вопросы КГБ. Перед назначением председателя КГБ, его кандидатура проходила обязательное утверждение в Центральном Комитете КПСС , под непосредственным контролем которого находился Комитет государственной безопасности. Все председатели КГБ (за исключением В. В. Федорчука , который занимал эту должность около семи месяцев) в силу своего членства в ЦК КПСС относились к номенклатуре высшего органа коммунистической партии и их назначение, перемещение с одной должности на другую или смещение с должности могло быть произведено только по решению ЦК КПСС. Такой же порядок применялся к заместителям председателя КГБ, которые могли быть назначены и отстранены от должности Советом Министров СССР только при условии получения разрешения ЦК КПССС.

  • Серов, Иван Александрович (1954-1958)
  • Шелепин, Александр Николаевич (1958-1961)
  • Семичастный, Владимир Ефимович (1961-1967)
  • Андропов, Юрий Владимирович (1967-1982)
  • Чебриков, Виктор Михайлович (1982-1988)
  • Крючков, Владимир Александрович (1988-1991)

Структурные подразделения КГБ

Главные управления
Наименование Руководители Примечания
Первое главное управление
  • Внешняя разведка
    • Управление «К» - контрразведка
    • Управление «С» - нелегалы
    • Управление «Т» - научно-техническая разведка
    • Управление «РТ» - операции на территории СССР
    • Управление «ОТ» - оперативно-техническое
    • Управление «И» - компьютерная служба
    • Управление разведывательной информации (анализ и оценка)
    • Служба «А» - тайные операции, дезинформация (т. н. «активные мероприятия»)
    • Служба «Р» - радиосвязь
    • Служба электронной разведки - радиоперехват
Второе главное управление
  • Внутренняя безопасность и контрразведка
Восьмое главное управление
  • Шифрование/дешифрование и правительственная связь
Главное управление пограничных войск (ГУПВ)
  • Охрана государственной границы (1954-1991)
Управления
Наименование Область деятельности / Подразделения Руководители Примечания
Третье управление
(Особый отдел)
  • Военная контрразведка (1960-1982)
Устинов, Иван Лаврентьевич (1970-1974) Главное управление в 1954-1960 и 1982-1991
Четвёртое управление
  • Борьба с антисоветскими элементами (1954-1960)
  • Безопасность на транспорте (1981-1991)
Пятое управление
(«Пятка»)
  • Экономическая безопасность (1954-1960)
  • Борьба с идеологическими диверсиями, антисоветскими и религиозно-сектантскими элементами (1967 - 29 августа 1989)
Шестое управление
  • Безопасность на транспорте (1954-1960)
  • Экономическая контрразведка и промышленная безопасность (1982-1991)
Щербак, Фёдор Алексеевич (1982-1989)
Седьмое управление
(«Наружка»)
  • Оперативно-поисковая работа
  • Наружное наблюдение
Девятое управление
  • Охрана руководителей коммунистической партии и правительства СССР (1954-1990)
Захаров, Николай Степанович (1958-1961)
Десятое управление
  • Управление коменданта Московского Кремля (1954-1959)
Четырнадцатое управление
  • Медицина/здравоохранение
Пятнадцатое главное управление
  • ? (1969-1974)
  • Охрана объектов специального назначения (Д-6 и проч.) (1974-1991)
Шестнадцатое управление
  • Электронная разведка, радиоперехват и дерасшифровка (1973-1991)
Управление «З»
  • Защита конституционного строя (29 августа 1989 - август 1991)
Преемник Пятого управления КГБ СССР .
Управление «СЧ» И. П. Коленчук
Оперативно-техническое управление (ОТУ)
Управление строительства военных объектов
Управление кадров
Хозяйственное управление (ХОЗУ)
Отделы и службы
Наименование Область деятельности / Подразделения Руководители Примечания
Следственный отдел
Отдел правительственной связи (ОПС)
Шестой отдел

1917-1922 ВЧК при СНК РСФСР
1922-1923 ГПУ при НКВД РСФСР
1923-1934 ОГПУ при СНК CCCР
1934-1946 НКВД СССР
1934-1943 ГУГБ НКВД СССР
1941, 1943-1946 НКГБ СССР
1946-1953 МГБ СССР
1946-1954 МВД СССР
1954-1978 КГБ при СМ СССР
1978-1991 КГБ СССР

Особенности, определяемые историческими, геополитическими и этническими условиями Российской империи, опыт деятельности ее специальных служб, в основном агентурной работы и конспирации, был реализован большевиками после Октябрьской революции. Находясь в постоянной борьбе с режимом и наблюдая как сильные, так и слабые стороны деятельности его спецслужб, они сумели создать, пожалуй, одну из самых мощных в мире систему специальных служб. Она позволила Коммунистической партии обеспечивать более 70 лет свое политическое господство в стране и успешно противостоять внешним угрозам.

В.И Ленин и первый председатель ВЧК Ф.Дзержинский создавали этот государственный институт как "боевой отряд партии", то есть как партийно-государственную спецслужбу, имеющую четкую идеологическую установку на решительную борьбу с политическими и идейными противниками.

Экстремальные условия контрреволюционного противодействия власти большевиков, развернувшаяся гражданская война и иностранная интервенция оправдали такую основу создания спецслужб Советского государства. ВЧК, а затем ГПУ и ОГПУ действовали решительно и наступательно, умело перехватывали инициативу у своих противников, которые были намного опытнее. Личный состав органов безопасности РСФСР, а в дальнейшем СССР, без сомнения, был глубоко предан коммунистическим идеям. И хотя общеобразовательный уровень большей части руководящего, не говоря уже об оперативном составе, был невысок,четкая политическая линия, революционный пафос, чувство исключительности, прививаемое чекистам с первого дня службы, сделали советские органы госбезопасности в течение 10-12 лет одной из самых сильных спецслужб в мире.

Органы государственной безопасности с момента их создания претерпели более десяти реорганизаций, причем половина из них приходится на период 1991-1994 годов.

Первоначальное название известно всем - это ВЧК (1917 год). После окончания гражданской войны в 1922 году появилась новая аббревиатура - ГПУ. Вслед за образованием СССР на его базе возникло Объединенное ГПУ (ОГПУ СССР). В 1934 году ОГПУ объединено с органами внутренних дел (милицией) и образован союзно-республиканский Наркомат внутренних дел. Наркомом стал Г.Ягода, потом Н.Ежов. Наркомом внутренних дел в 1938 г. был назначен Л.Берия. В феврале 1941 года из этой объединенной структуры выделен в качестве самостоятельного - Народный комиссариат госбезопасности (НКГБ). В июле 1941 года он вновь возвращен в НКВД, а в 1943 г. опять отделен на долгие годы в самостоятельную структуру - НКГБ, переименованную в 1946 году в Министерство госбезопасности. С 1943 года его возглавлял В.Меркулов.

После смерти Сталина Берия еще раз объединил органы внутренних дел и органы государственной безопасности в единое министерство - МВД и сам возглавил его. Затем Министром внутренних дел стал С.Круглов.

В марте 1954 года был создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, отделившийся от МВД. Его председателем назначен И.Серов. На этом посту его последовательно сменяли А.Шелепин, В.Семичастный, Ю.Андропов (находился в этой должности около 15 лет), В.Федорчук, В.Чебриков, В.Крючков, Л.Шебаршин, В.Бакатин.

Назначенный после августа 1991 г. на пост председателя КГБ СССР В.Бакатин разработал и стал реализовывать концепцию дезинтеграции КГБ, т.е. раздробления его на ряд самостоятельных ведомств в целях лишения его монополии в сфере обеспечения госбезопасности страны. Из состава КГБ были переданы в ведение Президента Управление охраны, Служба внешней разведки, ФАПСИ, Пограничные войска, дивизии специального назначения.

После таких "преобразований" КГБ СССР прекратил свое существование и с ноября 1991 года стал называться Межреспубликанской службой безопасности (МСБ СССР).

На протяжении всех 74 лет своего существования органы. ВЧК-КГБ были уникальной государственной организацией, а их деятельность - всеобъемлющей как по уровню решаемых задач, так и по охвату практически всех сфер жизни государства и общества. Органы ВЧК-КГБ в Центре и на местах, наряду с КПСС и системой Советов, являлись одной из трех структурных составляющих советского государственного и общественного строя. Жесткая иерархия органов КГБ, контроль, осуществлявшийся наряду с партийными органами, за Вооруженными Силами, экономикой страны, национальной и культурной политикой, загранкадрами и т.д. сделали Комитет госбезопасности сверхспецслужбой, не имевшей до этого аналогов в мире.

Естественно, исключительное положение в государстве и обществе, возможность быстро концентрировать огромный потенциал, если необходимо, то и всего общества, для решения ставившихся руководством партии задач делали органы ВЧК-КГБ чрезвычайно эффективной системой, особенно в экстремальных ситуациях - в годы войны и обострения социальной напряженности. Так, именно Л.Берия, используя органы госбезопасности, мобилизовал огромные ресурсы страны для создания в кратчайшие сроки атомного оружия.

Система ВЧК-КГБ представляла собой действительно феномен. Дело в том. что КГБ являлся уникальным комплексом спецслужб. Комитет госбезопасности СССР включал в себя внешнюю разведку (Первое главное управление), контрразведку (Второе главное управление), военную контрразведку (Третье главное управление), обеспечение безопасности транспорта и связи (Четвертое управление), экономическую контрразведку (Шестое управление), идеологическую контрразведку и политический сыск (Управление "3"), борьбу с организованной преступностью (Управление по борьбе с оргпреступностью), охрану высшего руководства СССР и КПСС (Служба охраны), пограничную охрану (Главное управление пограничных войск), специальные войска (Главное управление спецвойск), обеспечение правительственной связи (Управление правительственной связи), шифровальную службу (Восьмое главное управление), службу дешифровки и радиоперехвата (Шестнадцатое главное управление) и т.д. Общая численность сотрудников войск и органов КГБ в 1991 году достигла около 420 тыс. человек.

Этот гигантский механизм позволял быстро маневрировать силами и концентрировать их на важнейших в данный момент направлениях работы, сокращать финансовые и материальные затраты, избегать дублирования. Такая структура КГБ обеспечивала добывание важной информации из различных источников, эффективную ее перепроверку, комплексный анализ и обобщение, хотя, конечно, превращала комитет в значительной степени в поставщика-монополиста важнейших сведений для руководства СССР. Отсутствие межведомственных барьеров между разведкой, контрразведкой и другими службами обеспечивало быстрое согласование, разработку и успешное осуществление комплексных долговременных операций. Это существенно повышало результативность деятельности КГБ по сравнению со спецслужбами США.

В основе деятельности органов КГБ лежала марксистско-ленинская идеология. Сегодня многие рассматривают это обстоятельство исключительно как негативное, способствовавшее исчезновению этой суперспецслужбы. Однако надо помнить, что в течение многих десятилетий именно коммунистическая идеология была сильнейшим оружием ВЧК-КГБ. Большая часть наиболее ценных агентов за рубежом стала работать с чекистами по идеологическим соображениям, искренне уверовав в мессианские идеалы создания справедливого общества и международного мира. Достаточно назвать в свое время третьего человека британской разведки К.Филби и завербованного КГБ в середине 80-х годов шефа сектора контрразведывательных операций против СССР ЦРУ О.Эймса. И таких сотрудников иностранных спецслужб, министров, политиков, видных дипломатов и чиновников, офицеров и генералов, профессоров и студентов, которые решили бороться против империализма за социальную справедливость и связали свою жизнь с КГБ, повсюду в мире были сотни и тысячи. В то время как предатели и перебежчики из числа сотрудников органов госбезопасности СССР, как правило, делали свой выбор из-за других, далеко не идеологических соображений.

Заслуживает внимания тот факт, что когда с середины 70-х годов система партийных органов, возглавляемая престарелым Политбюро ЦК КПСС, стала терять авторитет в народе,многие простые люди устремили свои взоры на КГБ. Недаром даже ярый противник этой организации академик А. Сахаров считал ее наименее коррумпированной. И действительно, начиная с 1975 года в КГБ поступало больше писем с жалобами, просьбами и предложениями, чем в главную структуру власти СССР - ЦК КПСС. Причем ради справедливости нужно сказать, что ни одно из этих писем не осталось без внимания, многие находили свое разрешение. Работа с письмами трудящихся постоянно находилась в поле зрения председателя КГБ СССР Ю.Андропова, который создал специальный отдел, отвечающий за эту деятельность.

В то же время в последние годы КГБ как гигантский конгломерат спецслужб становился все более сложным в управлении. Председатель КГБ практически стал по уровню своего влияния третьей после Президента (он же Генеральный секретарь ЦК КПСС) и премьер-министра СССР фигурой, а по объему реальной власти - вторым человеком в государстве.

Недаром председатель КГБ Ю.Андропов смог быстро и эффективно унаследовать власть Л.Брежнева. Именно в КГБ, раньше чем в других структурах власти, возникло понимание необходимости реформ. И, конечно, надо сказать, что шеф госбезопасности В.Крючков и его подчиненные острее других осознали страшную опасность распада СССР и грядущие неисчислимые бедствия для ее народов. Именно поэтому они приняли активное участие в организации попытки спасти страну в августе 1991 года. Однако было слишком поздно: процесс разложения КПСС, всего структур власти в СССР, в том числе и КГБ, зашел слишком далеко.

Главнейшим принципом деятельности органов ВЧК-КГБ на протяжении всей их истории являлся принцип партийного руководства. Эти спецслужбы никогда и ни при каких обстоятельствах не играли самостоятельной политической роли и всегда являлись послушнным, наиболее острым орудием КПСС. Именно связь КГБ с партийными структурами власти способствовала росту силы и влияния этой спецслужбы, но, с другой стороны, привела КГБ к дезинтеграции по мере ослабления, внутренней деградации и, наконец, краха КПСС и Советского Союза.

Сильными чертами КГБ являлись жесткая централизация и комплексный характер структур этой спецслужбы, охватывающий множество областей обеспечения безопасности, экономия сил и средств, отсутствие дублирования звеньев, корпоративность, элитарный кадровый состав, непосредственная встроенность в систему высшего политического и государственного руководства страны, а отсюда - четкая политическая и идеологическая направленность деятельности.

В марте 1954 года из состава МВД были выделены оперативные подразделения. обеспечивающие государственную безопасность страны. На их базе было учреждено самостоятельное ведомство - Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР на правах союзно-республиканского министерства. Для органов КГБ была избрана такая система их построения, функционирования, подотчетности и подконтрольности, которая на деле упраздняла бы их сверхцентрализацию и в максимальной мере вписывала бы их в конституционную систему управления Союза ССР.

Уже само новое наименование чекистских органов - Комитет госбезопасности недвусмысленно означало, что наиболее важные проблемы их организации и деятельности должны решаться на коллегиальных началах. В этих целях в КГБ была учреждена Коллегия, которая по своему правовому статусу существенно отличалась от коллегий других министерств и ведомств. Если коллегии министерств являлись совещательными органами при соответствующих министрах, то коллегия КГБ создавалась как решающий орган. В положении о ней предусматривалось, что в тех гипотетических случаях, когда при голосовании председатель КГБ оказывается в меньшинстве, то разбираемый вопрос должен быть автоматически и немедленно передан в вышестоящие инстанции. Подобная процедура предусматривалась как действенная гарантия и мера по предотвращению разного рода волюнтаристских тенденций в системе КГБ. Коллегиальные звенья (коллегии и советы) были созданы также в органах КГБ на местах (до управлений КГБ краев и областей включительно).

К недостаткам организации функционирования Комитета госбезопасности можно отнести жесткую взаимосвязь со структурами КПСС, монополизм в сфере безопасности в целом и информационном обеспечении высшего руководства страны, отсутствие реальных механизмов гражданского контроля за деятельностью КГБ, сложность управления этой гигантской спецслужбой и неспособность к быстрым трансформациям в зависимости от резких изменений политической и оперативной обстановки, отсутствие реальной конкуренции. Главное разведуправление Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, которое занимало специфическую нишу и действовало в значительной степени под контролем КГБ через военную контрразведку. Поэтому рассматривать КГБ и ГРУ как конкурентов было бы неправильно.

Разумеется, некоторые характерные черты в зависимости от ситуации могут нести как позитивную, так и негативную нагрузку, поэтому оценки, приведенные выше, можно считать в определенной мере субъективными.

Важно, пожалуй, другое: в целом КГБ как спецслужба по своей структуре, функциям, кадровому составу и, главное, месту в системе государственных институтов исключительно полно соответствовал механизмам государственно-политической власти в Советском Союзе. Деградация и распад этой системы неизбежно привели к краху КГБ. В этом и состояла стратегическая уязвимость Комитета государственной безопасности СССР - самой мощной в мире спецслужбы, аналог которой уже вряд ли появится в обозримом будущем на постсоветском пространстве. Сильному государству - СССР соответствовала сильная специальная служба КГБ, которая и погибла вместе с этим государством.

ВЧК (7) 20 декабря 1917г. постановлением Совета Народных Комиссаров для борьбы с контрреволюцией и саботажем в Советской России была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Ее первым председателем был назначен Ф.Э. Дзержинский На этом посту он находился до 6 февраля 1922г. С июля по август 1918г. обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я.Х. Петерс
ГПУ,
ОГПУ
6 февраля 1922г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР, а в ноябре 1923г. Президиум ЦИК СССР создал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20 июля 1926г.) оставался Ф.Э.Дзержинский, которого сменил В.Р. Менжинский , возглавлявший ОГПУ до 1934г.
НКВД в июле 1934г. в соответствии с постановлением ЦИК СССР органы государственной безопасности вошли в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. После смерти Менжинского работой ОГПУ, а позднее и НКВД с 1934 по 1936гг. руководил Г.Г. Ягода С 1936 по 1938гг. НКВД возглавлял Н.И. Ежов . С ноября 1938 до 1945гг. руководителем НКВД был Л.П. Берия .
НКГБ
СССР
в феврале 1941г. НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР. Нарком внутренних дел - Л.П.Берия. Нарком государственной безопасности - В.Н. Меркулов . В июле 1941г. НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были объединены в единый наркомат - НКВД СССР. В апреле 1943г. был вновь образован Наркомат государственной безопасности СССР во главе с В.Н.Меркуловым.
МГБ в 1946г. НКГБ был преобразован в Министерство государственной безопасности. Министр - В.М. Чебриков ,
с 1988 по август 1991гг. - В.А. Крючков ,
с августа по ноябрь 1991г. - В.В. Бакатин .
3 декабря 1991г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал Закон "О реорганизации органов государственной безопасности". На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время - Служба внешней разведки РФ).
МСБ 28 ноября 1991г. Президент СССР М.С.Горбачев подписал Указ "Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности".
Руководитель - В.В.Бакатин (с ноября 1991 по декабрь 1991г.).
КГБ
РСФСР
6 мая 1991г. председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин и председатель КГБ СССР В.А.Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением Съезда народных депутатов России Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета. Руководителем его был назначен В.В.Иваненко.