Инструменты

Домик на столбах для детей. Игровой домик для детей: пошаговые фото, схемы, чертежи

Домик на столбах для детей. Игровой домик для детей: пошаговые фото, схемы, чертежи

Определение договора дается в п. 2 ст. 103 ВК. Оно ничем не отличается от формулировки, содержащейся в ст. 785 ГК, если не считать того факта, что в п. 2 ст. 103 ВК объединяются определения договора воздушной перевозки груза и договора воздушной перевозки почты, что, впрочем, никак не повлияло на характер дефиниции договора воздушной перевозки груза. Хотя такой подход противоречит правилам нормотворческой техники, исключающей объединение разных определений, хотя и однопорядкового характера, поскольку каждое из них содержит свои отличия. Почта является особым объектом перевозки. В связи с этим ее перевозка регулируется отдельными правилами, которые в обязательном порядке согласовываются с уполномоченным органом в области почтовой связи (п. 3 ст. 102 ВК). Специальной статьей (ст. 122 ВК) закреплена ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты. Имеются и другие отличия.

Договор воздушной перевозки груза не имеет каких-либо существенных отличительных признаков. Некоторые особенности договора касаются его структурных элементов. Отличия относительно сторон договора связаны с перевозчиком. В соответствии со ст. 100 ВК перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ вида деятельности в области авиации . К этим видам деятельности относится воздушная перевозка грузов.

Само понятие "эксплуатант" определяется в законе как гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на нраве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Из приведенного определения можно сделать вывод о том, что не всякий эксплуатант может быть перевозчиком. В частности, им не может быть гражданин, поскольку перевозки относятся к предпринимательской деятельности . Следовательно, эксплуатант-перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Кроме того, эксплуатант-перевозчик должен использовать воздушное судно не просто для полетов (ими могут быть полеты в спортивных, испытательных, экспериментальных и других целях), а для полетов только по осуществлению перевозок. Наконец, он должен иметь кроме сертификата (свидетельства) эксплуатанта лицензию на осуществление воздушных перевозок.

Кроме эксплуатанта как перевозчика ВК называет в качестве перевозчика авиационное предприятие. Так, в соответствии с п. 1 ст. 61 ВК под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

Определение авиационного предприятия дает основание утверждать, что оно может быть перевозчиком только при условии, что в его учредительных документах в обязательном порядке указывается в качестве одной из основных целей деятельности осуществление воздушных перевозок.

Поскольку в ст. 100 ВК, устанавливающей, кто является перевозчиком, авиационное предприятие не называется, неясно, должно ли оно, имея одной из основных целей деятельности осуществление воздушных перевозок, обрести статус эксплуатанта. Вполне очевидно лишь то, что для осуществления перевозочной деятельности оно должно иметь лицензию .

Использование в ВК понятия "эксплуатант", "авиационное предприятие" для обозначения перевозчика нельзя признать удачным. Введение в число участников транспортных правоотношений эксплуатанта и авиационного предприятия вызвано, скорее всего, стремлением законодателя отграничить перевозки воздушным транспортом от уже упоминавшихся других видов его деятельности. Однако любой вид транспорта (и в первую очередь автомобильный и морской) также используется не только для перевозок, но и в иных целях. Но законодательство, регулирующее их деятельность, не вводит для обозначения перевозчика каких-либо специальных терминов. Нет подобного обозначения перевозчика и в международных конвенциях, регулирующих воздушные перевозки .

Еще один важный момент, касающийся перевозчика как стороны договора, заключается в том, что его обязанности могут исполнять и другие лица. В частности, он вправе передать свои обязанности или их часть по договору лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок. Это лицо именуется уполномоченным агентом.

Кроме того, перевозчик имеет право передать свои обязанности или их часть лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, груза на основании предусмотренного законодательством РФ сертификата соответствия, или другому лицу. При этом он несет ответственность за их действия (бездействие) перед грузоотправителем и грузополучателем и за выполнение договора воздушной перевозки груза . По сути речь идет о таком участнике транспортных правоотношений, как фактический перевозчик, которому перевозчик поручает выполнение перевозки груза или ее части. Термин "фактический перевозчик" применен в КТМ (п. 1 ст. 173), а среди международных транспортных источников – в Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (п. 2 ст. 1). Значимость роли лиц, которым перевозчик вправе передать свои обязанности или их часть такова, что требует регулирования отношений между ними (фактическими перевозчиками) и перевозчиком на законодательном уровне. При этом норма об ответственности перевозчика за действия или бездействие фактического перевозчика по аналогии с КТМ (п. 2 ст. 173) должна быть дополнена следующим положением: "В соответствии с соглашением межу перевозчиком и фактическим перевозчиком правила, установленные об ответственности перевозчика, применяются также к ответственности фактического перевозчика за осуществленную им перевозку груза".

Предмет договора. Имеются некоторые особенности договора воздушной перевозки груза, касающиеся его предмета. Так, после приема груза к перевозке перевозчик осуществляет его обработку, а также документационное оформление грузовой коммерческой его загрузки на определенный рейс . Особенности предмета касаются также услуги, связанной с уведомлением перевозчиком грузополучателя о прибытии груза. Сроки уведомления здесь существенно отличаются от тех, которые установлены другими транспортными уставами и кодексами. Они значительно короче. Кроме того, в отличие от других транспортных источников Общие правила воздушных перевозок закрепляют специальный срок уведомления о прибытии груза, требующего особых условий перевозки, за исключением негабаритного, тяжеловесного и объемного .

Форма договора воздушной перевозки груза имеет некоторые особенности, касающиеся наименования накладной, количества экземпляров, отметок об особых свойствах грузов, о проверке его состояния, перевозке трансферного груза, внесении изменений и др.

Договор воздушной перевозки груза оформляется грузовой накладной. Форма этого транспортного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Грузовая накладная составляется перевозчиком в трех экземплярах. Первый ее экземпляр остается у перевозчика, второй предназначен для грузополучателя и должен следовать за грузом, третий возвращается перевозчиком или уполномоченным агентом грузоотправителю по принятии груза. Грузовая накладная оформляется на каждую грузовую отправку. Порядок се заполнения, фиксации особых отметок и внесения изменений закреплены в Общих правилах воздушных перевозок (п. 62–66).

Графы ее трафаретной формы заполняются на основании данных, содержащихся в заявлении грузоотправителя на перевозку груза и документе, удостоверяющем личность грузоотправителя, либо доверенности и документе, удостоверяющем личность предъявителя доверенности. Грузовая накладная содержит сведения о перевозке груза при его передвижении от аэропорта (пункта) отправления до аэропорта (пункта) назначения, а также информацию об оплате перевозки груза.

В ней делается отметка о свойствах груза, если возникает необходимость в особых условиях его перевозки. В случае если перевозчик или уполномоченный агент осуществил проверку состояния груза, в накладной делается отметка о проведенной проверке. Отметки делаются также об объявленной ценности груза, произведенном его опломбировании и указывается наименование пломб грузоотправителя. Если ценность груза не объявлена, то это отмечается в грузовой накладной.

В случае перевозки трансферного груза, который согласно грузовой накладной доставляется в аэропорт трансфера одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом того же или иного перевозчика, перевозчик или уполномоченный агент оформляет накладную с указанием аэропортов (пунктов) трансфера.

В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок все необходимые записи в грузовой накладной должны быть сделаны в момент ее оформления. При этом все копии грузовой накладной должны отвечать требованию идентичности.

В случае если требуется внести какие-либо изменения в грузовую накладную, перевозчик или уполномоченный агент делает это по согласованию с грузоотправителем. Грузовая накладная подписывается перевозчиком или уполномоченным агентом и грузоотправителем.

Содержание договора. Принципиальных отличительных особенностей обязанностей сторон по договору воздушной перевозки груза не существует. Как и в любой перевозке груза, основной обязанностью перевозчика является своевременная и сохранная доставка груза в пункт назначения, а грузополучателя – своевременный и полный расчет за выполненную перевозку. Некоторые особенности обязанностей сторон договора связаны с перевозкой грузов, требующих особых условий. К таким грузам относятся скоропортящиеся грузы, живность, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и некоторые другие грузы.

Перевозка скоропортящихся грузов. Особенности перевозки скоропортящихся грузов состоят в том, что при заключении договора грузоотправитель должен предъявить к перевозке, во-первых, доброкачественный скоропортящийся груз, а во-вторых, предоставить документы, подтверждающие, что скоропортящийся груз при перевозке в предусмотренный договором перевозки груза срок не потеряет своих качеств. Причем такие документы уполномоченных государственных органов должны предъявляться отдельно на каждую грузовую отправку. Общие правила воздушных перевозок запрещают прием к перевозке скоропортящихся грузов без документов, подтверждающих их качество (п. 191).

Если перевозчик не может обеспечить доставку скоропортящегося груза в срок, в течение которого груз не потеряет своих качеств, то он вправе не принимать груз к перевозке. В случае когда принятый к перевозке скоропортящийся груз не может быть перевезен в срок, указанный в грузовой накладной, перевозчик обязан немедленно известить об этом грузоотправителя и возвратить ему груз и провозную плату, если от грузоотправителя не последует других распоряжений. В ситуации, когда скоропортящийся груз находится под угрозой порчи, перевозчик обязан принять согласованные с грузоотправителем меры, необходимые для обеспечения своих интересов и интересов грузоотправителя, грузополучателя и других лиц.

Перевозка в качестве груза живности требует наличия у грузоотправителя документов, предусмотренных международными договорами РФ, нормативными правовыми актами РФ и законодательством страны, на территорию, с территории и через территорию которой предполагается перевозка. Особые требования предъявляются к таре, в которой перевозится живность. Контейнеры, транспортные клетки и т.п., в которых она перевозится, должны быть прочными, обеспечивать необходимые удобства при перевозке, безопасность, соблюдение санитарных требований и прочное крепление на борту воздушного судна.

Перевозка опасных грузов. К опасным грузам относятся оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества и предметы. Перевозка этих грузов осуществляется в соответствии с требованиями международных договоров, подписанных Российской Федерацией, и нормативных правовых актов РФ. К группе нормативных источников, регулирующих перевозку опасных грузов, относятся, в частности, Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации , Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО) . Требования по обеспечению авиационной безопасности к грузоотправителю, эксплуатанту и другим лицам, обеспечивающим перевозку опасных грузов воздушными судами, устанавливаются техническими инструкциями и федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (утв. приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142). Одно из требований, предъявляемых к перевозке опасных грузов, заключается в том, что к перевозке принимаются только надлежащим образом классифицированные, идентифицированные, упакованные, маркированные и документально оформленные опасные грузы в соответствии с требованиями международных договоров, к которым присоединилась Российская Федерация, и нормативных правовых актов РФ.

Изменение условий договора, его прекращение. Стороны договора имеют право изменить условия договора воздушной перевозки груза. Так, за грузоотправителем остается право распоряжаться грузом и после его сдачи к перевозке. Оно сохраняется за ним до момента получения груза грузополучателем или совершения грузополучателем действий, свидетельствующих о востребовании им груза.

Распоряжение грузом состоит, в частности, в том, что грузоотправитель вправе: получить обратно сданный к перевозке груз до его отправления; изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному лицу; распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю. В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок распоряжение грузоотправителя, связанное с перевозкой груза, обязательно для перевозчика, за исключением случаев, когда такое распоряжение может нанести ущерб перевозчику или другим лицам. Оформляется распоряжение грузоотправителя в письменной форме. Обязательным условием его исполнения является предъявление перевозчику оригинала транспортной накладной.

В случае невозможности исполнения распоряжения перевозчик вправе отказаться от его исполнения с немедленным уведомлением об этом грузоотправителя. Право перевозчика изменить условия договора воздушной перевозки груза увязано законом с выполнением им при этом определенных обязанностей. Он обязан, в частности, поставить в известность грузоотправителя или грузополучателя об изменении условий договора и испросить их решение относительно груза.

Перевозчик обладает правом не только изменить условия договора воздушной перевозки груза, но и прекратить его. В соответствии с законом перевозчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки груза. Перечень оснований принятия такого решения является исчерпывающим. К ним относятся:

  • 1) нарушение грузовладельцем, грузоотправителем таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушной перевозки, а при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
  • 2) отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
  • 3) наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов и вещей.

При прекращении договора воздушной перевозки груза перевозчик обязан возвратить грузовладельцу, грузоотправителю сумму, уплаченную за воздушную перевозку. Возврат денежной суммы производится перевозчиком или но его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Если денежная сумма перевозчиком не возвращается, грузовладелец, грузоотправитель вправе предъявить ему требование о возврате денежной суммы в порядке, установленном правилами перевозчика и договором воздушной перевозки груза.

Выдача груза. Широкий круг обязанностей возлагается на стороны на завершающем этапе перевозочного процесса, каким является выдача груза грузополучателю. При доставке груза в аэропорт назначения перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии в его адрес груза не позднее чем через 12 часов с момента прибытия воздушного судна с грузом. Для груза, требующего особых условий перевозки (за исключением негабаритного, тяжеловесного и объемного), установлен более сжатый срок. Уведомление о его прибытии должно последовать не позднее чем через три часа с момента прибытия воздушного судна.

Перевозчик обязан хранить прибывший груз надлежащим образом до явки за ним грузополучателя. Выдача груза осуществляется только после оплаты всех причитающихся перевозчику платежей и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля. Вместе с грузом перевозчик выдает грузополучателю под расписку грузовую накладную и иные относящиеся к грузу документы.

При выдаче груза перевозчик обязан проверить количество грузовых мест и вес прибывшего груза. Если при этом обнаружатся повреждения упаковки, пломб грузоотправителя, которые могут повлиять на состояние груза, перевозчик обязан вместе с грузополучателем взвесить поврежденное грузовое место, вскрыть его и просчитать имеющиеся вложения .

Выдача груза осуществляется на основании и в соответствии с данными, указанными в грузовой накладной. Если эти данные находят подтверждение, оригинал грузовой накладной для перевозчика с пометкой "подтверждение в получении груза" и подписью грузополучателя возвращается перевозчику. В случае несоответствия фактического наименования груза, его веса, количества грузовых мест данным, указанным в грузовой накладной, а также повреждения, порчи груза, обнаружения груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без груза составляется коммерческий акт.

Обязанностью грузополучателя является принятие прибывшего в его адрес груза. Он имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.

Хранение груза. В тех случаях, когда груз по тем или иным причинам не вручен грузополучателю, перевозчик обязан оставить его у себя на хранение за счет грузоотправителя и на его риск . К таким случаям относятся, во-первых, неявка грузополучателя за грузом в течение трех дней со дня, следующего за днем направления уведомления о прибытии в его адрес груза, или в срок, установленный правилами перевозки или договором воздушной перевозки груза, и, во-вторых, отказ грузополучателя от приема груза.

При невостребованности грузополучателем прибывшего груза по истечении 10 дней со дня, следующего за днем направления сообщения о прибытии груза, перевозчик уведомляет грузополучателя о необходимости получения груза.

Если по истечении 10 дней со дня направления указанного уведомления груз не будет востребован либо грузополучатель откажется от его приема, перевозчик сообщает грузоотправителю о невручении груза. В сообщении содержится предупреждение о возможности реализации или уничтожения груза в случае отсутствия распоряжения грузоотправителя в течение указанных перевозчиком сроков.

При отсутствии распоряжения грузоотправителя в течение 30 дней со дня направления уведомления о невручении груза или если исполнение поступившего от грузоотправителя распоряжения невозможно, груз признается невостребованным и может быть реализован или уничтожен в установленном порядке.

Груз может быть реализован или уничтожен в случаях, если: он признан невостребованным; скоропортящийся груз находится под угрозой порчи.

Решение о реализации или уничтожении груза принимается комиссией, образованной перевозчиком. В ее состав обычно включаются представители обслуживающих организаций, эксперт, а в случае реализации груза – оценщик. Кроме того, в нее могут быть включены представители государственных органов. Основная задача комиссии заключается в том, чтобы установить, достаточно ли имеющихся материалов для принятия решения о реализации либо уничтожении груза. Такими материалами могут быть: акт, составляемый при нечеткости или отсутствии маркировки, нарушении пломб; грузовая накладная; розыскное дело; акт экспертной организации по экспертизе груза; распоряжения грузоотправителя, документы об отказе грузополучателя от получения груза; другие предусмотренные нормативными правовыми актами документы.

По результатам рассмотрения представленных материалов комиссия составляет акт о реализации груза или акт на сто уничтожение.

Груз реализуется через торговые организации. Из полученной суммы перевозчик вправе удержать все причитающиеся ему и другим лицам суммы. Если вырученные средства не покрывают расходов указанных лиц, грузоотправитель обязан возместить им непокрытую часть.

Розыск груза. В целях обеспечения выполнения условий договора о сохранной доставке груза и вручении его грузополучателю Общими правилами воздушных перевозок закреплен порядок розыска груза и (или) транспортных документов, не доставленных в пункт назначения. В Правилах приводится перечень случаев проведения перевозчиком их розыска. Это случаи, когда по прибытии воздушного судна в аэропорт назначения или аэропорт трансфера обнаружится:

  • 1) отсутствие внесенного в грузовую ведомость груза и (или) грузовой накладной;
  • 2) груз без грузовой накладной и (или) других необходимых документов;
  • 3) грузовая накладная и (или) другие необходимые документы без груза;
  • 4) невозможность идентификации груза вследствие нечеткости транспортной маркировки или ее отсутствия.

При установлении одного из перечисленных случаев перевозчик составляет акт, после чего немедленно приступает к розыску.

Общими правилами воздушных перевозок определены следующие этапы принятия перевозчиком мер по розыску груза и (или) грузовой накладной, других необходимых документов:

  • – направление уведомления в аэропорт отправления об имевших место неисправностях при перевозке груза рейсом, на котором доставлен (не доставлен) груз, грузовая накладная, другие необходимые документы;
  • – формирование розыскного дела;
  • – направление запросов в аэропорты, из которых мог быть доставлен груз и (или) грузовая накладная, другие необходимые документы или в которые они могли быть засланы;
  • Пункт 209 Общих правил воздушных перевозок.
  • Пункт 212 Общих правил воздушных перевозок.

Обязательным документом для подтверждения правомерности выполнения услуги, в том числе перевозки самолетом, является договор. В нем указывается вся необходимая информация об условиях услуги, правах, обязанностях сторон-участников. Важна и ответственность за несоблюдение правил, условий.

Условия соглашения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Договор воздушной перевозки пассажира является соглашением между авиаперевозчиком и клиентом услуг компании (пассажиром) согласно которому авиационное предприятие обязуется выполнить доставку из одного пункта в другой, а пассажир выполнять установленные правила и оплатить проезд.

Требования к договору по воздушным перевозкам регламентируют:

  1. с ред. от 31.12.2017 г.
  2. , которая дополнена другими документами, определяющими правила международных перевозок.

Указанные документы созданы для . Их использование предполагает:

  1. Исправное техническое состояние воздушных судов.
  2. Квалификацию пилотов.
  3. Выполнение правил посадки, обслуживания, высадки пассажиров.
  4. Несение наказания вследствие несоблюдения правил перевозки.

В зависимости от географии выполнения рейсов, различают воздушные перевозки:

  1. Международные. Для выполнения перелетов между странами обязательно:
    • наличие лицензии на международные перевозки;
    • соответствие требований транспортных средств установленным требованиям;
    • квалификация сотрудников.
  2. Внутренние. Они выполняются только в пределах страны (пример «Аэрофлот»). Компании в обязательном порядке:
    • проходят госрегистрацию;
    • получают соответствующую лицензию на работу.
    • получают допуски пилотов определенной квалификации;
    • используются самолеты, имеющие отличительные черты в техническом состоянии.

Они отличаются местом расположения пунктов назначения следования и особенностями законов разных стран, принимающих пассажиров, необходимостью прохождения таможенного контроля.

Это учитывается при покупке билета при подаче необходимых документов. Следует учитывать, что в большинство стран запрещено провозить некоторые категории грузов, среди которых и животные.

Нельзя перевозить:

  • оружие;
  • опасные химические вещества, в том числе взрывоопасные, которые характеризует данное понятие;
  • наркотические средства;
  • порнографические материалы.

Чем подтверждается заключение сделки с авиакомпанией

Подтверждением заключенного договора является перевозочный документ, оформленный в письменной форме соответственно , и п. 2 .

К таким документам относятся:

  1. Passenger Ticket – билет пассажира. Это бланк определенной формы, вида, на котором указывается следующая информация о направлении следования, перевозчике и пассажире:
    • серия, номер документа;
    • полное наименование перевозчика;
    • дата, время отправления, прибытия;
    • номер рейса;
    • ФИО пассажира;
    • сведения о ;
    • сумма к оплате.

    Важно! Указанное время не является обязательным условием и гарантироваться не может. В целях безопасности перелета рейс могут отменить, перенести. Причиной служит плохая погода, стихийные бедствия.

  2. Baggage Check – багажный билет, который выдается для подтверждения приема груза. В нем фиксируется:
    • номер по порядку;
    • номер рейса, которым осуществляется отправление;
    • данные отправителя и получателя;
    • дата, время отправления и прибытия;
    • описание;
    • ценность груза. Она определяется по запросу, требует оплаты.
  3. Excess Baggage Ticket – квитанция на платный багаж. Она подтверждает оплату поклажи в случае превышения нормы, допускаемой для бесплатного. Сюда входит и оплата за ценность. Важным этапом приобретения любого билета является бронирование. Его выполняют:
    • в представительстве авиаперевозчика;
    • в организациях, работающих с перевозчиком по договору;
    • через электронные терминалы;
    • с помощью официальных Интернет-ресурсов.

Чтобы узнать стоимость, следует ознакомиться с тарифной сеткой конкретной компании, проконсультироваться, связавшись с менеджером. Стоимость международных рейсов подкреплена соответствующими соглашениями.

Права и обязанности сторон

В договоре перевозки есть 2 главных действующих лица:

  • физическое лицо (пассажир);
  • юридическое, выполняющее услугу и имеющее соответствующую лицензию.

Для чартерных рейсов заказчиком выступает юридическое лицо (туристический оператор), которое выполняет организацию перевозки людей.

В таком случае она обязана предоставить списки пассажиров перед поездкой.
Доказательством заключенного договора является билет или квитанция на багаж.
Согласно договору авиаперевозки существуют правила, обязанности для сторон-участников.

Для компании

Компания- перевозчик обязана:

  • выполнить продажу билетов на рейс по установленному маршруту;
  • предоставить для полета исправное, надежное транспортное средство;
  • производить контроль самочувствия пилотов перед рейсом;
  • обеспечить наличие на борту предметов первой необходимости, включая возможность оказания первой медицинской помощи;
  • информировать пассажиров об отправлении, прибытии, ситуации на борту судна;
  • обеспечить доставку багажа согласно багажной квитанции;
  • соблюдать правила безопасности при полете.

В некоторых случаях перевозчик оставляет за собой право заменять планируемое для полета воздушное судно, корректировать маршрут, указанный в расписании с целью обеспечения безопасности.

В таком случае пассажиры должны быть проинформированы, а в сложных ситуациях им должно быть предложено место для ожидания (гостиницы) или возвращены деньги за несостоявшуюся поездку.

Права перевозчика:

  • устанавливать стоимость на свои услуги;
  • не пропускать на борт пассажиров, которые не выполняют установленные правила, нарушают требования компании, а также установленные законодательством нормативы;
  • высаживать пассажиров в ближайших пунктах остановки или совершать вынужденную посадку в ситуации, когда пассажир несет угрозу окружающим людям, самолету и не выполняет требования правил пребывания на борту.

Авиакомпании несет ответственность в случае:

  • причинения вреда жизни и здоровью пассажиров;
  • при повреждении или потере багажа;
  • при просрочке отправлении рейса.

Для приобретателей услуг

Обязанность пассажира:

  • бронировать билет;
  • до начала взлета выполнять выкуп билета (срок оговаривается);
  • выполнять правила пожарной безопасности, правила проезда;
  • при провозе животных выполнять условия, требуемые относительно их;
  • следить за детьми, так как с 2 лет они являются пассажирами с равными правами;
  • не создавать проблем пилотам при управлении воздушным судном.

Права пассажира:

  • выбирать подходящую ему транспортную компанию, нужную услугу;
  • на льготных условиях (для этого следует указать возраст особые требования для ребенка до бронирования);
  • брать с собой на борт ручную кладь, которая соответствует требованиям по массе, размеру, это касается и особых требований к животным.

Пассажир может претендовать на компенсацию в таких случаях:

  • при выполнении перевозки, которая спровоцировала повреждение своего багажа, причинила вред здоровью;
  • рейс выполнен с задержкой по времени по вине авиакомпании.

Расторжение сделки

Расторжение договора по перевозке может быть в следующих случаях:

  • если причины имеют вынужденный характер. В таком случае клиенту компания обязана возместить стоимость билета или же предоставить возможность улететь на другом аналогичном рейсе. Если условия по договору не соблюдаются, тогда перелет может быть не осуществлен. За некоторые виды нарушений возможно наложение штрафных санкций;
  • добровольное расторжение договора по личным причинам. В таком случае перевозчик имеет право не возвращать все средства, внесенные клиентом за оплату услуги.

Это касается случаев, когда о расторжении сообщается менее, чем:

  • за сутки, но не позже, чем за 3 часа до вылета – возвращается сумма на 10 % меньше за одного человека и на 25 % меньше при групповых поездках;
  • за 3 часа – минус 25 %.

Возврат денег производится, если:

  1. Пассажир не летел.
  2. Поездка выполнена частично: возвращается разница между всей суммой и той частью, которая была осуществлена с минусом сборов по поездке. Расчет происходит согласно установленным тарифам.

Возмещение производится тому, кто указан в билете или кто покупал их при предоставлении соответствующего подтверждения.

Срок предъявления претензии по внутренним перелетам

Договор на оказание услуг авиаперевозки прекращает свое действие в таких случаях:

  1. При выполнении условий перевозки.
  2. По требованию пассажира.
  3. При отказе авиакомпанией.

Клиент услуг имеет право отказаться от перелета по разным причинам. К таким относятся:

  • отмена планируемой поездки;
  • перевозчик изменил маршрут следования, время отправления, что создает существенные условия для отказа;
  • досмотр в аэропорту привел к опозданию на рейс;
  • болезнь;
  • билет неправильно оформлен;
  • на борту предоставляется место хуже, указанного в билете и заранее забронированного.

Компания-перевозчик имеет право прекратить действие договора в таких случаях:

  • пассажир нарушил правила перелета, установленные компанией;
  • нормативы, которые установлены таможенной, паспортной и санитарной службой;
  • , которые перевозчик не может обеспечить;
  • при отказе оплаты багажа, если это предусмотрено правилами;
  • не выполняет условия пребывания на борту, подвергает опасности окружающих;
  • в багаже обнаружены запрещенные вещества, товары.

Транспортировка багажа

Договор воздушной перевозки пассажира

Приложение к приказу АО «Ижавиа»

от 21.03.2018 № 187

Договор воздушной перевозки пассажира

1. Общие положения

1.1. В настоящем договоре используются следующие термины:

билет — пассажирский билет и багажная квитанция, в том числе электронный билет, удостоверяющий настоящий договор;

договор перевозки — настоящий договор;

перевозка — воздушная перевозка пассажира и багажа;

перевозчик — все авиаперевозчики, которые перевозят или обязуются перевезти пассажира или его багаж по настоящему договору или осуществляют любое другое обслуживание, связанное с воздушной перевозкой;

электронный билет — билет, в котором информация представлена в электронно-цифровом формате; частями электронного билета являются маршрут/квитанция, оформляемая перевозчиком или от имени перевозчика, электронные купоны и посадочный документ (в установленных законодательством случаях);

Варшавская конвенция — Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12.10.1929, или указанная Конвенция с изменениями, внесенными Протоколом, подписанным в Гааге 28.09.1955, в зависимости от того, какой из этих документов может быть применен к перевозке;

Монеральская конвенция — Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, подписанная в Монреале 28.05.1999.

1.2. На международную перевозку, выполняемую по настоящему договору, распространяются правила, установленные Монреальской конвенцией и/или Варшавской конвенцией, в зависимости от того, какой из этих документов может быть применен к перевозке.

При внутренних перевозках правила перевозки регламентируются воздушным законодательством Российской Федерации.

1.3. По настоящему договору перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу, а пассажир обязуется оплатить воздушную перевозку и провоз багажа (при его наличии) в соответствии с условиями применения тарифов перевозчика и установленными перевозчиком тарифами.

1.4. Перевозка, выполняемая по настоящему договору, и другие предоставляемые каждым перевозчиком услуги подчиняются: условиям, изложенным в билете; условиям применения тарифов перевозчика; условиям перевозки, установленным перевозчиком, и относящимся к ней правилам, с которыми можно ознакомиться на сайте перевозчика в сети Интернет.

1.5. Приобретая билет, пассажир подтверждает, что он ознакомлен со всеми существенными условиями договора перевозки, они ему понятны, и выражает свое согласие с предложенным вариантом следования.

К существенным условиям договора перевозки относятся, в том числе: пункт назначения, рейс, совершаемый воздушным судном, условие о возврате/невозврате провозной платы, норма бесплатного провоза багажа (при наличии), норма провоза ручной клади, размер провозной платы.

1.6. Договор воздушной перевозки пассажира удостоверятся билетом.

1.7. Билет может быть оформлен в бумажной или электронной форме. При оформлении билета в электронной форме пассажиру выдается маршрут-квитанция.

1.8. Билет действителен для полета на воздушном судне, совершающем рейс в дату и время, указанные в билете. Перевозка по билету с открытой датой отправления осуществляется после бронирования пассажирского места и внесения перевозчиком или уполномоченным агентом в билет даты отправления и номера рейса. При отсутствии мест на рейсе, которым пассажир изъявил желание следовать, перевозчик не гарантирует перевозку на указанном рейсе.

1.9. Перевозка пассажира осуществляется в той последовательности, в которой оформлены полетные купоны. В случае неявки пассажира на предыдущий рейс о своем желании следовать дальнейшим рейсом пассажир обязан известить перевозчика, в противном случае перевозчик оставляет за собой право аннулировать дальнейшую перевозку без предупреждения пассажира как не приступившего к перевозке (пункты 27, 75 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 (далее — ФАП-82)).

1.10. Если билет, оформленный в бумажной форме, был пассажиром утрачен либо поврежден, то пассажир обязан обратиться по месту оформления билета или к перевозчику за выдачей дубликата билета. За выдачу дубликата билета взимается плата в размере, установленном перевозчиком.

1.11. Пассажир самостоятельно и за свой счет обязан оформить все пограничные, таможенные, иммиграционные и иные необходимые документы для соблюдения необходимых требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, в аэропортах отправления, назначения и промежуточной посадки. Перевозчик не несет ответственность перед пассажиром за возможные случаи наступления негативных последствий при нарушении данных требований.

1.12. Пассажир самостоятельно определяет возможность пользования воздушным транспортом, исходя из состояния своего здоровья. Об особых условиях перевозки, в том числе в связи с имеющимися у пассажира ограничениями жизнедеятельности или инвалидности (при их наличии), пассажир обязан сообщить перевозчику при бронировании или оформлении билета в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

При оформлении билета посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет пассажир сообщает перевозчику или агенту перевозчика в момент оформления билета о необходимости обеспечения особых условий перевозки путем заполнения соответствующего поля запроса на сайте (при наличии) или по телефону.

В случае если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц, перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки.

Стороны соглашаются, что состоянием здоровья пассажира, угрожающим безопасности самого пассажира или других лиц, создающим беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц, считается, в том числе, нахождение пассажира в состоянии алкогольного опьянения, повышенный или пониженный уровень артериального давления у пассажира. В случае если у представителя перевозчика имеются основания считать, что пассажир находится в одном из указанных состояний, перевозчик вправе потребовать у пассажира пройти медицинское освидетельствование.

2. Отказ от перевозки

2.1. Пассажир имеет право отказаться от воздушной перевозки. Забронированное место при этом аннулируется и возвращается в систему продаж.

В случае отказа пассажира от воздушной перевозки (за исключением вынужденного отказа от перевозки) возврат провозной платы осуществляется в порядке и размере, установленных в условиях применения тарифов перевозчика.

2.2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

2.3. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:

— отмены или задержки рейса, указанного в билете;

— изменения перевозчиком маршрута перевозки;

— выполнения рейса не по расписанию;

— несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

— несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

— необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

— болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

Болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете. Требования к таким медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика.

Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры;

— непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;

— неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

Во всех иных случаях отказ пассажира от перевозки признается добровольным отказом от перевозки.

2.4. Вынужденный отказ возможен в течение срока годности билета, установленного перевозчиком. Срок годности билета (срок действия билета) устанавливается в условиях применения тарифов перевозчика.

2.5. При намерении пассажира отказаться от воздушной перевозки пассажир или уполномоченное им лицо обязаны уведомить АО «Ижавиа» о расторжении договора перевозки в одностороннем порядке одним из следующих способов:

1) личное обращение пассажира или его представителя по месту оформления билета или в кассы АО «Ижавиа» при предоставлении документов, указанных в пункте 2.6 договора;

2) через личный кабинет на официальном сайте АО «Ижавиа» (в случае оформления билетов на официальном сайте АО «Ижавиа»);

3) письменное обращение пассажира или его представителя в АО «Ижавиа» с предоставлением документов, указанных в пункте 2.6 договора. Письменное обращение может быть направлено по почте (426015, Удмуртская Республика, г. Ижевск, Аэропорт) либо по электронной почте ().

В случае письменного обращения датой уведомления об отказе от перевозки является дата получения АО «Ижавиа» обращения со всеми документами.

В случае если билет был приобретен юридическим лицом, независимо от канала продажи, помимо вышеуказанных документов предоставляется доверенность на получение денежных средств за подписью руководителя юридического лица.

2.6. Для оформления отказа от воздушной перевозки пассажир должен предоставить АО «Ижавиа» следующие документы:

1) письменное заявление, составленное в произвольной форме;

2) билет или маршрут-квитанцию (при наличии);

3) документ, удостоверяющий личность пассажира, на основании которого был оформлен билет, или его копию;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя на осуществление действия от имени пассажира (при обращении представителя), или его нотариально заверенную копию;

5) документ, удостоверяющий личность представителя (при обращении представителя), или его копию.

2.7. Возврат пассажиру провозной платы за чартерную перевозку не производится.

2.8. Возврат провозной платы осуществляется по месту оформления билета.

2.9. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в следующих случаях:

— нарушение пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

— отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;

— если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;

— отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;

— отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации;

— нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации;

— наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

2.10. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с нарушением пассажиром правил поведения на борту воздушного судна, создающим угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнения пассажиром распоряжений командира воздушного судна, уплаченная за воздушную перевозку провозная плата пассажиру не возвращается.

3. Ответственность перевозчика

3.1. За просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года исчисление платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

3.2. В случае полной или частичной утраты, повреждении (порчи) багажа, зарегистрированного и переданного перевозчику, а также ручной клади перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

— в размере объявленной ценности в случае принятия к воздушной перевозке багажа с объявлением ценности. За воздушную перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа;

— в размере стоимости багажа, но не более шестисот рублей за килограмм веса в случае принятия к воздушной перевозке багажа без объявления ценности;

— в размере стоимости вещей, находящихся при пассажире, но не более чем одиннадцать тысяч рублей в случае невозможности ее установления;

— в случае международной перевозки — в размере согласно Монреальской конвенции.

3.3. В случае нарушения договора воздушной перевозки перевозчик по требованию пассажира и при предъявлении им перевозочных документов обязан составить коммерческий акт. Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика или пассажира.

3.4. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира пассажир предъявляет перевозчику заявление или претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. Претензия (заявление) к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев.

3.5. В случае повреждения (порчи) багажа при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно уведомить об этом перевозчика в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа. В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта. В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

3.6. Порядок выдачи, хранения и розыска зарегистрированного багажа установлен главами 12, 13 ФАП-82.

3.7. При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах услуги, предусмотренные пунктом 99 ФАП-82.

3.8. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке пассажира его жизни или здоровью, определяется международными договорами Российской Федерации либо в соответствии с гражданским законодательством.

4. Заключительные положения

4.1. Во всем ином, не урегулированном данным договором, пассажир и перевозчик руководствуются законодательством Российской Федерации или международными договорами, а также правилами, установленными перевозчиком.

Договор воздушной перевозки имеет две основные разновидности, а именно пассажиров и грузов. Авиаперевозка пассажиров предполагает приобретение билета. Если же заключается сделка в отношении перевозки грузов, то в этом случае может быть оформлен как гражданско-правовой договор, так и транспортная накладная либо коносамент.

Предмет и существенные условия

Предметом договора воздушной перевозки является обязанность одного из его участников (перевозчика) доставить второго (пассажира) посредством воздушного судна (самолета) из одного пункта в другой. Также в предмет входит и обязанность привезти в это место багаж. При этом в предмет включается и время, когда пассажир с грузом должен как вылететь на самолете из точки отправления, так и прибыть в точку назначения.

К другим важным условиям этого договора относят тарифы, на основе которых калькулируется итоговая стоимость перевозки пассажира, а также доставки и вещей и сама эта цена. Кроме того, в соглашении оговариваются взаимные права перевозчика и пассажира.

Определяется порядок предоставления данной услуги, в том числе как происходит доставка к самолету в точке отправления и от него в точке назначения. Также устанавливаются нормы по обслуживанию пассажира на самом воздушном судне и в обоих аэропортах.

Для договора воздушной перевозки в качестве главного условия выступает обязательство одной из сторон (перевозчика) перевезти груз из одной определенной точки в другую в интересах другой (грузоотправителя).

Форма документа

Форма договора авиаперевозки пассажира устная. Этому лицу требуется приобрести билет, однако он не в действительности представляет собой такого договора. Билет только удостоверяет, что сделка имеет место.

Договор авиаперевозки грузов должен иметь письменную форму. При этом во многих случаях он оформляется в виде коносамента либо транспортной накладной.

Особенности в отношении грузов

Наряду с указанным ранее основным условием данного договора, состоящем в том, что перевозчик берет на себя доставку принадлежащего грузоотправителю груза, требуется прописать в нем также целый ряд других положений.

Так, необходимо привести в данном документе ключевые характеристики грузов. Отправителю требуется обозначить, как он называется, его размер, массу, а также количество объектов, которое он включает. Также определяется, какие сопроводительные документы должны быть у такого груза. Приводится маршрут, по которому он будет транспортироваться, необходимо указать в нем, из какого пункта объекты требуется отправить и куда он должен прибыть. Помимо этого указываются тарифы, действующие на перевозку данных грузов, порядок расчетов и итоговая цена транспортировки перевозимого.

В соглашении также описываются требования , которым должен соответствовать перевозчик и его воздушное транспортное судно. Указывается, в какой срок грузоотправителю требуется предъявить к перевозке объекты, а перевозчику - соответственно самолет.

Приписывается порядок, в соответствии с которым будет происходить размещение грузов на воздушном судне перед рейсом и их выгрузка после него. Если предполагается, что на некоторое время объекты придется разместить в терминале исполнителя по договору, оговариваются условия такого хранения. Также описывается, каким образом груз признается утраченным.

Также в соглашении устанавливается величина ответственности сторон.

При этом меры этой ответственности как для грузоотправителя, так и для перевозчика определены в Гражданском кодексе, а также в специализированных кодексах транспортной отрасли и относящихся к ней же уставах. В договоре запрещено ограничивать ответственность по сравнению с ее уровнем, указанным для любого случая в законодательстве.

Для перевозчика наступает ответственность, если он не исполнил по собственной вине свое обязательство по вывозу груза. Ему потребуется возместить убытки клиента, а также перечислить средства в размере одной пятой от платы за провоз.

Другой случай - предоставление транспорта с запозданием. В такой ситуации перевозчику нужно будет заплатить 1% платы за провоз , также необходимо будет возместить убытки.

Также наступает ответственность, если перевозчик не обеспечил сохранность груза. Ее размер соответствует стоимости объекта. Если она занижена (с целью уменьшить тарифы на перевозку), то компенсация грузоотправителю начисляется в соответствии с такой ценой.

Если же она завышена именно с целью при утере получить более высокую компенсацию, то грузоотправитель имеет право не принимать такой объект к перевозке. Наконец, если стоимость не указана, то в качестве ее размера принимается стандартная величина для подобного груза .

Ответственность грузоотправителя аналогична. За непредъявление груза с него взимают одну пятую провозной платы плюс убытки. Если он не загрузил объекты в транспорт, который уже был ему предоставлен, то при планируемом рейсе по пригородному маршруту либо внутри города ему придется отдать пять процентов от платы за проезд , а если транспортировка была междугородной, то один процент. Сумма увеличивается в два раза, если транспорт считается специализированным.

Если грузоотправитель просрочил оплату услуг, то с него взимается стандартная неустойка по такой просрочке согласно ГК , если в договоре не указано иное.

Ответственность отменяется в случаях, когда имел место форс-мажор.

Авиаперевозка пассажиров

Договор воздушной перевозки пассажира подтверждается билетом, сам же этот документ обычно не составляется. В самом билете необходимо привести всю требуемую информацию. Прежде всего, у него должны быть собственные серия и номер. Также билет включает название предприятия, осуществляющего перевозку.

Помимо этого в нем оговариваются дата и точное время отлета из аэропорта, а равным образом прибытия в место назначения, а также номер данного рейса. В этот документ включается имя пассажира. Также в нем должен быть приведен тариф, который применялся при вычислении цены билета и сама эта цена.

Образец договора

Договор о воздушной перевозке груза имеет примерную форму, описанную далее.

Сверху идет название документа, город, где он был оформлен, а также дата, когда это произошло.

Далее оговариваются обе стороны, вступившие в соглашение. Для грузоотправителя указывается название, а также должностное лицо, которое в данной сделке выступает от имени этой организации. Для перевозчика приводится та же информация, но помимо этого также лицензия , на основании которой он оказывает данные услуги.

Далее идет раздел «Предмет договора». В нем указывается обязанность перевозчика, состоящая в том, чтобы произвести транспортировку и передать объекты лицу, которое ему было указано. Также приводится обязанность грузоотправителя оплатить это действие.

Следующий раздел посвящен правам и обязанностям сторон. В частности, перевозчик обязан предоставить все необходимые сведения относительно услуги, а также своевременно информировать о изменении условий перевозки, а также о прибытии партии в точку назначения.

Грузоотправитель обязан предоставить все документы, требуемые для данной операции и при этом вправе отказаться от нее, если воздушное судно, выделенное для транспортировки, окажется ненадлежащим.

Также в договор включается раздел об оплате груза. В этой его части требуется указать тариф , на основе которого определяется цена по договору и, соответственно, указать саму эту цену. Кроме того, в этой разделе указывается, что оплата вносится грузоотправителем предварительно.

Далее в соглашении следует раздел об ответственности. В него включается целый ряд норм в отношении перевозчика. Для него ответственность наступает за любые действия, которые привели к ненадлежащему оказанию услуги (см. раздел выше). В свою очередь грузоотправитель отвечает, если он либо не смог своевременно предоставить груз контрагенту, либо же сообщил ему недостоверные сведения.

Завершается документ Заключительными положениями. В этом разделе указано, что соглашение сохраняет силу до тех пор, пока не будет исполнено. Также оговаривается, что перевозчик может расторгнуть сделку, если грузоотправитель нарушил законодательство РФ либо же сообщил неверные сведения.

Подробнее о договоре авиаперевозки смотрите ниже на видео.

Важность заключения договоров воздушной перевозки определяется возросшими объемами пассажирских, почтовых и грузовых перевозок авиатранспортом. В сфере авиаперевозок выделяются два типа договоров – договор перевозки пассажиров и договор авиаперевозки грузов.

Договор авиаперевозки груза

Воздушные грузоперевозки относятся к наиболее динамично развивающейся сфере транспортировки грузов, хотя процент грузов, перевозимых авиатранспортом, в общем обороте грузоперевозок является минимальным.

Однако в условиях территориальной труднодоступности грузополучателя, либо сезонности функционирования других путей сообщения (морских, речных, автомобильных) авиатранспорт становится незаменимым.

Сторонами договора авиаперевозки груза являются грузоотправитель и авиатранспортная компания, выступающая в роли грузоперевозчика.

Если законодательно для грузоотправителя не предусмотрено никаких ограничений по статусу, то воздушным грузоперевозчиком может быть только авиакомпания, обладающая государственной лицензией на осуществление грузоперевозок.

Виды договоров на авиаперевозку груза

В Российской Федерации существуют два вида соглашений, касающихся перевозки груза воздушным транспортом:

  1. договор внутренней перевозки;
  2. договор международной перевозки.

Внутренние воздушные перевозки всецело регламентируются внутренним законодательством РФ и в частности Воздушным кодексом.

При осуществлении международных перевозок как грузоотправителю, так и грузоперевозчику следует учитывать законодательство:

  1. страны грузополучателя;
  2. страны транзитной остановки;
  3. страны транзитного пролета.

При любом типе авиаперевозки основным документом на груз будет авианакладная. В случае если груз перевозится за пределы РФ, то авианакладная должна быть исполнена на двух языках – русском и английском. При отсутствии транзитных перелетов, английский язык может быть заменен на официальный язык страны получателя.

Обязательные условия

К нотификациям, обязательным для договора авиаперевозки груза, относятся:

  1. цена груза, заявленная грузоотправителем;
  2. ответственность контрагентов;
  3. условия действия договора, а равно условия его изменения либо расторжения;
  4. взаимоответственность контрагентов и штрафные санкции на случай неисполнения или неполного исполнения договорных условий.

Правила авиаперевозок пассажиров

Лицензированные авиатранспортные компании в договорах воздушных перевозок именуются перевозчиками (эксплуатантами). В соответствии с договорными обязательствами они выделяют пассажиру указанное в билете место в самолете на конкретный рейс и доставляют его вместе с багажом в населенный пункт по месту назначения. Багаж выдается лично пассажиру или его доверенному лицу.

Правилами установлены предельные габариты и вес груза, сдаваемого в багаж. Помимо оплаты билета, пассажир обязан оплатить сверхнормативную часть багажа. Независимо от того, летит пассажир регулярным или чартерным рейсом, основные принципы работы авиакомпаний будут одинаковыми. Так:

  1. Авиакомпания не может гарантировать безусловное исполнение времени отправления и прибытия в соответствии с расписанием полетов. Неблагоприятные погодные условия на маршруте полета, повреждения взлетно-посадочной полосы, катастрофы являются объективными обстоятельствами задержки или отмены рейсов. Авиадиспетчеры в этих случаях руководствуются в первую очередь нормами безопасности пассажиров во время полета.
  2. В компетенции авиаперевозчика находится его право на изменение маршрута полета. Он может также заменить воздушное судно при обнаружении технических неполадок и определить конечной точкой полета аэропорт, не предусмотренный расписанием. Основанием для вышеперечисленных действий является обеспечение безопасности полетов. Сохранению здоровья и жизни пассажиров на борту самолета отдаются безусловные приоритеты.

При возникновении обстоятельств, нарушающих распорядок авиаперелетов, перевозчик обязан:

  • заранее известить авиапассажиров о задержках или отмене рейса;
  • обеспечить перелет пассажиров до места назначения другими рейсами своей авиакомпании или привлечь для этого партнеров;
  • организовать питание и жилье для пассажиров, остающихся в аэропорту продолжительное время;
  • вернуть стоимость авиабилета при нежелании пассажира лететь в более позднее время.

Права контрагентов договора

Авиатранспортная компания вправе расторгнуть контракт, если пассажир при покупке авиабилета предоставил неверно оформленные документы. Гражданин должен обратиться в госорганы, выдавшие эти документы, для их изменения и дополнения. Претензии к авиаперевозчику в этом случае неправомерны.

Авиапассажир по своему желанию может остановиться в транзитном аэропорту, если самолет (другое авиатранспортное средство) делает в нем посадку. Продолжение полета возможно этим же рейсом в другое время или подобным по этому же маршруту. Однако остановка разрешена только в следующих случаях:

  1. законы страны, где пассажир хочет прервать полет, разрешают ему покинуть борт самолета;
  2. продолжительность остановки не превышает время действия билета;
  3. пассажир своевременно известил авиакомпанию о своем намерении;
  4. дополнительная стоимость по перегрузке багажа и разница в тарифах на различные рейсы оплачена;
  5. пассажирское и багажное места на другом рейсе забронированы;
  6. место на том же рейсе, но на альтернативную дату, подтверждено авиаперевозчиком.
  7. обострение (внезапный приступ) болезни пассажира или его близкого родственника, летящего этим же рейсом, не требует дополнительных извещений и оплат.

Вышеизложенное относится к авиаперевозкам по нормальным тарифам. Применение специальных пониженных расценок ограничивает или полностью запрещает остановки в пути.

Законодательные акты государства, куда прилетает пассажир, должны им неукоснительно соблюдаться. Прохождение паспортно-визового контроля обязательно, а его нарушение влечет за собой отказ компетентных органов во въезде в страну назначения. В этом случае пассажир оплачивает авиаперевозчику его доставку домой.

Таможенные и санитарные правила страны назначения выполняются всеми пассажирами без исключений.

В соответствии с федеральным законодательством в области авиаперевозок пассажирам предоставляются следующие льготы:

  • неоплачиваемый полностью или частично проезд для групп лиц с ограниченными возможностями и других льготных категорий граждан в соответствии с Федеральными авиационными правилами;
  • безвозмездный провоз не менее десяти килограммов багажа на человека;
  • бесплатный (или частично оплачиваемый для международных рейсов) перелет ребенка до двух лет;
  • пониженные расценки на перелет детей младше двенадцати лет с указанием в авиабилете персонального места;
  • свободное размещение в общих и специальных залах отдыха в аэропортах;
  • спальное место в отеле за счет авиакомпании, если по ее вине произошло значительное опоздание по времени вылета.

Акты на авиаперевозки пассажиров

Обязательства сторон подтверждают транспортные документы, которые клиент получает непосредственно от перевозчика, или от его уполномоченных агентов. Ниже перечислены наименования таких документов.

  1. Авиапассажирский билет. Свидетельствует о наличии договорных обязательств по авиаперевозке пассажира. К билету прилагается багажная квитанция.
  2. Квитанция на перевозку багажа. Подтверждает приемку багажа конкретного веса. В ней также указывается количество багажных мест.
  3. Квитанция оплачиваемого багажа. Выдается пассажиру в случае сверхнормативного веса багажа и при наличии в багаже вещей, провозка которых подлежит обязательной оплате. Сборы за декларируемую ценность багажа также включаются в эту квитанцию.
  4. Накладная на авиаперевозку груза. Документ свидетельствует о наличии договора между грузоотправителем и эксплуатантом на перевозку груза авиатранспортом в место назначения. Накладная может быть оформлена на доверенного представителя владельца груза.

Правила расторжения договора

Правила авиаперевозок предусматривают безусловное их исполнение пассажирами. Авиакомпания может отказаться от перевозки пассажира в следующих случаях:

  • пассажир нарушил требования таможенного и/или санитарного законодательства, а также паспортного режима как РФ, так и стран назначения (транзита);
  • авиапассажир пренебрегает правилами поведения на авиационных судах и не выполняет требований обслуживающего персонала;
  • пассажир тяжело болен и условия полета создают угрозу его здоровью;
  • клиент авиакомпании отказывается оплатить стоимость багажа сверх установленной нормы;
  • путешественник не оплатил перелет ребенка старше двух лет;
  • в багаже или личной клади пассажира обнаружены взрывоопасные или отравляющие вещества, оружие.

В случае недопуска к полету или снятия пассажира с борта самолета при нарушении правил поведения стоимость билета ему не возвращается. При других обстоятельствах расторжение договора по инициативе авиаперевозчика подразумевает обязательный возврат финансовых средств, потраченных пассажиром.

Пассажир имеет право отказаться от полета при таких вынужденных обстоятельствах:

  1. перенос времени вылета на более позднее время;
  2. изменение конечного пункта полета по метеорологическим условиям;
  3. грубые ошибки в авиабилете, приведшие к невозможности предоставить пассажиру место соответствующего класса, указанного им при бронировании;
  4. менее комфортабельный тип предоставляемого воздушного судна по сравнению с указанным в билете;
  5. обострение болезни пассажира или лица, его сопровождающего;
  6. невозможность пересадки на рейс трансфера в соответствии с купленным билетом из-за опоздания основного рейса.

Компенсации перевозчика при вынужденных обстоятельствах отказа пассажира от полета могут быть следующими:

  1. первоочередной перелет следующим по нужному маршруту рейсом;
  2. полный возврат стоимости билета за весь маршрут или частичный – при доставке пассажира в пункт пересадки.

По личным обстоятельствам пассажир также может отказаться от авиаперевозки. В этом случае его отказ носит добровольный характер и наносит ущерб авиаперевозчику. При этом перевозчик имеет право из стоимости билета, возвращаемой пассажиру, вычесть следующие процентные сборы:

  • при уведомлении перевозчика об отказе пассажира в интервале времени от 24-х до трех часов до вылета – 10% цены билета;
  • при уведомлении в срок менее трех часов до отлета – 25%;
  • для групп пассажиров при отказе менее чем за сутки – 25%.

Размеры компенсаций и условия их выплат при добровольном отказе авиапассажира установлены в следующих формах:

  1. полная стоимость билета за вычетом служебных сборов при невыполнении перевозки по всему маршруту;
  2. частичный возврат с удержанием сборов лишь за неосуществленную часть маршрута;
  3. возврат стоимости билетов, приобретенных по спецтарифам, регулируется правилами их использования.

Деньги за неиспользованные авиабилеты получает пассажир или приобретавший их гражданин при наличии доказательств покупки. Возврат денег происходит в агентствах авиакомпании в той же валюте, в которой билет покупался. Если билет приобретался по безналичному расчету, то и возврат осуществляется в той же форме оплаты.