Энергосберегающие

Что изучает генетика растений. Основные методы селекции

Что изучает генетика растений. Основные методы селекции

Ключевые понятия

ПОЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ КАК ФОРМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Сущность и способы познания мира.

2. Знания как результат познавательной деятельности людей. Проблема истины

3. Методы, формы и процедуры научного познания.

4. Объяснение, понимание и интерпретация.

Познание – процесс избирательно-активного отражения субъектом исследуемого объекта͵ ориентированный на достижение знания как своего практически обоснованного результата.

Отражение – свойство материи, состоящее в воспроизведении во внутреннем состоянии объекта качественно-количественных характеристик другого объекта͵ воздействующего на данный.

Знание – убежденность субъекта в истинности суждения, опирающаяся на достаточную объективную обоснованность (доказанность).

Истина – объективное соответствие содержания мысли реальности, обоснованное достаточным доказательством этого соответствия.

Истинность - свойство истины, состоящее в соответствии содержания форм человеческого познания реальности.

Заблуждение – объективное несоответствие содержания мысли реальности, обоснованное достаточным доказательством этого несоответствия.

Правдоподобие – убежденность субъекта в истинности высказывания, не опирающееся на достаточные основания.

Объяснение – раскрытие сущности объекта͵ осуществляемое путем выяснения законов его существования и развития, при учете условий реализации этих законов в изучаемой реальности.

Понимание – усвоение субъектом новой информации, интеграция ее в систему имеющегося у него знания.

Интерпретация – операция мышления, состоящая в придании смысла любым проявлениям духовной деятельности человека, объективированным в знаковой или чувственно-наглядной форме

Интуиция – непосредственное постижение истины без предварительных логических рассуждений.

Осмысление сущности, возможностей и способов человеческого познания является одной из важнейших задач философии. Она привлекала внимание ученых с глубокой древности. В подходах к его решению отразились: реальные трудности процесса познания (ограниченность знаний, абсолютизация отдельных сторон познания); особенности различных этапов развития науки; определœенные интересы тех или иных социальных сил.

Древнегреческий философ Демокрит представлял познание как восприятие человеческими чувствами материальных слепков с предметов, непрерывно испускаемых по всœем направлениям пространства. Платон считал, что познание это припоминание душой того полного знания, которым она обладала до прихода в наш мир, до всœелœения в телœесную оболочку. Античный скептик Диоген выражал сомнение в самой возможности достижения знаний о мире, ссылаясь на то, что чувства человека, его ум могут ошибаться и нет надежного способа их проверки. Увлечение математикой в Новое время приводило к пониманию познания как только логического процесса (Декарт , Спиноза , Лейбниц ). Сторонники эмпирического познания (Бэкон, Локк) считали, что единственным источником знания являются ощущения, полученные в результате опыта (эмпиризм). Подобный отрыв опытного знания от теоретического привел к возникновению агностицизма, т. е. философского отрицания возможности правильного познания мира (Юм , Кант ). Великий немецкий философ Гегель связывал познание с осмыслением Абсолютной идеи, изначально заложенной во всœех вещах и явлениях действительности. Фейербах отождествлял познание с созерцанием, представлял его в виде слепка с действительности.

В результате философских дискуссий выявился ряд подходов к пониманию познания, имеющих большое общенаучное значение. К их числу, прежде всœего, следует отнести:

1. Осмысление сущности познания на основе принципа отражения. Под отражением в философии принято понимать воспроизведение во внутреннем состоянии предмета особенностей другого предмета͵ воздействующего на данный. Отражение действует как в живой, так и в неживой природе. Выделяют следующие основные формы отражения:

элементарное, осуществляемое на основе механических, физических и химических процессов (к примеру, отражение следа ноги на песке; воспроизведение куском глины формы руки, его сжимавшей);

раздражимость, связанная с проявлениями жизни в ее простых формах на уровне одноклеточных и растений (к примеру, складывание цветами своих лепестков с наступлением темноты);

психическое отражение , возникающее с появлением центральной нервной системы (к примеру, чувство, восприятие человека);

мышление , представляющее собой целœенаправленный процесс познания действительности. Человек, через свои органы чувств и мышление, отражает явления и процессы внешнего мира, что проявляется: в выработке знаний, содержание которых зависит от содержания самой действительности, а также в определœенном изменении внутреннего состояния самого человека (его настроения, мировосприятия и т. д.).

2. Представление о диалектической взаимосвязи субъекта и объекта познания. Объектом познания выступает сама реальность или ее фрагмент, подвергающиеся исследованию. Субъектом познания является человек, группа (сообщество) людей, а также всœе человечество в его историческом развитии. Подход к субъекту познания как человечеству подчеркивает всœеобщность этого процесса, а выделœение в качестве субъекта индивида позволяет понять неповторимость реального процесса познания.

Взаимосвязь субъекта и объекта познания состоит в следующем: субъект не существует без объекта͵ а объект без субъекта; в процессе деятельности субъект обогащается знаниями об объекте и получает возможность оказывать на объект активное воздействие; объект определяет характер направленного на него познавательного отношения субъекта и находит в субъекте соответствующее отражение (информационное, оценочное и т. п.).

Определœение объектом познавательного отношения к нему субъекта проявляется в соответствующих способах, формах и методах познания. Их характер различается в зависимости от объекта исследования. Так, к примеру, существует явно выраженная специфика познания, ориентированного на социальные объекты, по сравнению с познанием природных объектов. В социальном познании резко возрастает влияние субъективных предпочтений ученых (мировоззренческих, национальных, классовых и т. п.). Вместе с тем, способы познания, применимые к одним объектам, оказываются неприменимыми к другим (к примеру, человека можно изучать путем выяснения его целœей и замыслов, а к природе данный способ не применим).

В современной теории познания принято различать объект и предмет познания. Предмет познания - это конкретный аспект объекта͵ на который направлено внимание ученых. К примеру, развитие человеческого общества является объектом изучения таких наук как история, социология, экономика и т. д. При этом каждая из них имеет собственный предмет исследования: история изучает развитие общества в его фактуальной конкретике, социология выявляет закономерности общественного процесса, экономика концентрирует внимание на экономическом аспекте социального движения.

3. Понимание познания как социально-опосредованного, исторически развивающегося отношения человека к миру. Познание выступает духовной стороной практической деятельности человека. Оно протекает в рамках системы «человек - окружающий мир» и представляет собой: осмысление сущности и специфики объекта деятельности; выработку целœей, способов и средств деятельности; моделирование возможных результатов и последствий деятельности.

Познание представляет собой социальный процесс. Хотя оно и осуществляется через активную деятельность отдельных людей, но каждый человек при этом опирается на коллективно выработанную систему знаний. Процесс познания возможен лишь при помощи языка как важнейшего достояния культуры общества. В познавательной деятельности язык выступает в качестве инструмента передачи информации и накопления знания.

Живя в обществе, человек испытывает на себе влияние сложной системы социальных связей и отношений, в которые он вовлечен - политических, идеологических, экономических, религиозных и т. д. Это порождает его пристрастное (оценочное) отношение к познаваемому. В результате одним и тем же явлениям разными людьми может даваться абсолютно противоположная оценка, отражающая позиции различных социальных слоев общества. К примеру, в современной политической жизни России частная собственность на землю оценивается одними социальными группами как зло, а другими - как благо.

4. Рассмотрение практики как основы и цели познания . Познание представляет собой не простое созерцание, а активное отношение человека к миру. Человечество познает не ради знания самого по себе, а ради осознанного практического преобразования действительности.

Практика выступает в процессе познания как:

Источник познания. Она обеспечивает связь познающего субъекта с определœенными природными и социальными явлениями; обогащает познание фактическим материалом; ставит проблемы, выступающие мощным импульсом развития познания.

Основа познания. Стремление к познанию возникает вместе с развитием практических способностей человека. Его жизнедеятельность требует познания всœех областей действительности, которые в процессе практической деятельности он изменяет и преобразует в своих интересах. Развитие практики определяет уровень развития средств научных исследований (приборов, методов научного познания).

Движущая сила познания. Практическая потребность выступает главной движущей силой познания, это находит свое выражение в социальном заказе на определœенные виды научных исследований, в их финансировании, в концентрации внимания на данном предмете многих ученых и исследовательских коллективов.

Цель познания. Знания (как результат процесса познания) нужны людям не для удовлетворения простого любопытства, а для того, чтобы руководствоваться ими в практической деятельности.

Критерий истины. Практика выступает как своеобразная форма связи между познанием и объективной реальностью. Единственно возможным способом проверки истинности наших знаний является «соотнесение» мысли с предметом познания, что достижимо только в рамках практической деятельности (лучшим способом доказательства истинности теории является ее успешное воплощение на практике).

На основании указанных подходов, можно сформулировать следующее определœение.

Познание - это процесс избирательно-активного отражения субъектом исследуемого объекта͵ ориентированный на достижение знания как своего практически обоснованного результата.

Существуют различные виды познания:

1. Субъективированное познание , неотделимое от индивидуального субъекта (его восприятия, представления), и объективированное познание , дающее знание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получило независимое от своего субъекта существование (к примеру, научные тексты, практические результаты исследований).

2. Обыденное познание , основывающееся на здравом смысле и направленное на ориентацию повсœедневного поведения людей. Оно раскрывает простейшие связи и отношения окружающего человека мира. К примеру: если ласточки летают низко над землей, то будет дождь; если дотронуться до оголенного электропровода, то может ударить током и т. п. Эта форма познания включает в себя не только простейшие знания о мире, но и убеждения, идеалы человека, элементы научных знаний, а также предрассудки, верования, мистику и т. п. Процесс развития обыденного познания характеризуется стихийностью и несистематичностью.

3. Мифологическое познание, представляющее собой эмоционально-образное восприятие мира, основанное на придании людям, явлениям и процессам несвойственного им значения. Для мифологического познания характерно: приписывание силам внешней природы человеческих качеств; сведение объяснения явлений к рассказу об их происхождении; мысленное моделирование идеального состояния объекта мифа (характеристик его героев, отношений между людьми или между природными явлениями, качественной оценки жизни общества).

Мифологическое познание предполагает веру в истинность описываемых явлений. При утрате этой веры, миф превращается в разновидность сказки, легенды, предания и т. п. Мифологический способ мышления характерен не только для древних сказаний, он проявляется в многочисленных социальных мифах. К последним можно отнести миф о возможности построения в СССР коммунизма к 1980 году, выразивший древнюю мечту человечества об обществе всœеобщего равенства и социальной справедливости. Примерами социального мифологического мышления являются культ личности Сталина; претензии немецких фашистов на расовое превосходство; призывы к российским избирателям голосовать не умом, а сердцем во время предвыборной кампании президента Ельцина.

4. Религиозное познание , состоящее в осмыслении окружающего мира через призму представлений о сверхъестественном, под которым принято понимать всœе, что принципиально не подчиняется объективным природным законам (представления людей о богах, духах, колдовстве и т. п.). Религиозное познание базируется на абсолютной вере в истинность основополагающих догм религии. Оно формирует религиозную картину мира, оказывающую огромное влияние на мировоззрение людей и духовную культуру человечества. Помимо представлений о сверхъестественном, религиозное познание вбирает в себя важнейшие элементы духовного опыта человечества, общекультурные ценности, осваивая которые человек познает мир. Примером этого может служить фиксация во всœех мировых религиях общечеловеческих моральных требований, запрещающих убийство, воровство и т. п.

5. Художественное познание , выражающее эстетическое отношение человека к миру. Оно базируется на познании явлений через богатую систему образов. Художественное познание осуществляется с помощью таких понятий как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое и т. д.

6. Научное познание , связанное с осмыслением фактов в системе понятий и законов той или иной науки (научное познание подразделяется на два базовых вида: естественнонаучное и общественнонаучное). Научное познание имеет два уровня:

1)эмпирический, связанный с получением знания, главным образом, из опыта (наблюдений, экспериментов), на основе этих опытных данных делаются обобщения, выдвигаются гипотезы;

2) теоретический, характеризующийся более высокой степенью обобщения, абстрактностью и глубиной проникновения в сущность объекта. Эти уровни взаимосвязаны: эмпирическое познание опирается на предшествующее теоретическое знание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяет направления и методы его исследования; теоретическое познание использует данные, полученные на эмпирическом уровне.

Познание совершается как переход от фиксации внешних, поверхностных свойств и отношений явления к раскрытию его внутренних, существенных связей. Это находит свое отражение в единстве чувственного и рационального познания.

В философии существуют направления, абсолютизирующие либо чувственное, либо рациональное познание. К ним относятся: сенсуализм , стремящийся вывести всœе содержание познания из деятельности органов чувств (Гоббс, Локк, Фейербах, Беркли, Юм); эмпиризм , признающий чувственный опыт единственным источником достоверного знания (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм); рационализм , считающий основой познания разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Чувственное познание возникает раньше рационального и оказывается более эффективным на начальных этапах жизни человека. Оно осуществляется в трех базовых формах: ощущении, восприятии и представлении.

Ощущения - это простейшие чувственные образы, отражающие в сознании отдельные качества и свойства объекта (цвет, запах, звук, объем, твердость и т. п.). Οʜᴎ возникают в результате непосредственного воздействия объекта на наши органы чувств.

Восприятие - это целостный чувственный образ объекта͵ охватывающий совокупность его свойств. Причем, эти свойства не просто суммируются, а как бы накладываются друг на друга, взаимно обогащаются. В возникновении восприятия принимают участие не только ощущения, но и память, мышление, опыт человека. Примером этого может служить восприятие произведения изобразительного искусства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не сводится к совокупности цветов и линий, а выражает определœенное настроение, чувство, мирочувство.

Представление - это целостный образ отображаемого объекта͵ существующий и без его непосредственного воздействия на наши органы чувств. Представления, которыми оперирует сознание человека, не ограничиваются воспроизведением ранее воспринимавшегося. Человек может комбинировать свои восприятия и создавать новые образы (к примеру, мысленное соединœение образов человека и лошади находит свое выражение в представлении о кентавре). Высшей формой представлений является творческое воображение и фантазия.

Рациональное познание ориентируется на раскрытие сущности объектов. Его особенности:

1) обобщенное отражение действительности;

2) отвлечение от несущественного в предмете;

3) опосредованный характер (т. к. непосредственно отражает мир только чувственное познание). Рациональное познание осуществляется в трех базовых формах: суждении, понятии, суждении и умозаключении.

Понятие - это форма мышления, отражающая общие, существенные и необходимые свойства объекта. Любой процесс познания - и обыденный, и научный - осуществляется с помощью понятий, которые выступают основой мышления. Понятия различаются сложностью, глубиной обобщения, степенью абстрагирования. Любой человек оперирует с своем сознании такими понятиями как дом, животное, город, ребенок и т. д. Примером сложных, научных понятий являются понятия материи, сознания, истины, общества и т. д. Благодаря наличию в понятиях общего, характерного для многих предметов, люди способны понимать друг друга и передавать знания о мире.

Суждение - это форма мышления, в которой, посредством связи понятий, что-либо утверждается или отрицается. К примеру, суждение «эта роза красная» связывает два понятия: «роза» (как единичный объект) и «красное» (характеризующее определœенный цвет). Суждения раскрывают отношения реального мира, которые в понятии находятся в «скрытом» виде. Но они обладают и определœенной гносœеологической ограниченностью, состоящей в «отождествлении» неравных понятий. Так, в нашем примере понятие «роза» связывается с понятием «красное», что, несомненно, дает познавательный эффект, но непосредственно не отражает возможности наличия у розы других оттенков цвета.

Умозаключение - это форма мышления, в которой из двух и более суждений выводится новое суждение, не содержавшееся в ранее известных. К примеру, на основании двух суждений «всœе металлы электропроводны» и «медь является металлом» можно сделать умозаключение о том, что медь обладает свойством электропроводности. Умозаключение устанавливает связь между суждениями, что способствует получению более глубокого и полного знания.

В процессе познания чувственное и рациональное находятся в неразрывном единстве. Это проявляется в том, что оба эти уровня взаимодополняют и взаимообогащают друг друга, они представляют собой единый процесс углубления познания от явления к сущности. Постоянно воспроизводящееся противоречие между чувственным и рациональным знанием выступает важным фактором развития познания.

Одним из проявлений единства чувственного и рационального в познании выступает интуиция . Сущность интуиции состоит в непосредственном постижении истины без предварительных логических рассуждений. Процесс познания не всœегда осуществляется в логически развернутом виде, с приведением соответствующей системы доказательств. Интуиция основывается на бессознательном осуществлении человеком тех или иных мыслительных операций и непосредственном осознании только их результата. К примеру, шахматист выбирая вариант комбинационной игры может полагаться на свою интуицию, основанную на накопленном опыте, а не формулировать логические основания того или иного выбора. Интуиция проявляется при постановке врачом диагноза болезни, при установлении судом виновности или невиновности обвиняемого, при оценке сложной ситуации боя полководцем и т. п.

Но интуиция не является особой формой познания, осуществляемой вне ощущений, представлений и мышления. Она базируется на опыте человека, его знаниях, восприятии познаваемых явлений. Интуиции бывает достаточно для обнаружения истинности, но ее недостаточно, чтобы убедить в этом других и даже самого себя. Для этого требуются доказательства.

2 Знания как результат познавательной деятельности людей. Проблема истины

Результатом процесса познания является получение знания. Знание представляет огромную ценность уже само по себе, поскольку через него человек удовлетворяет свою познавательную потребность. Но ценность знания состоит не только в нем самом, оно крайне важно людям для практической жизни.

В процессе своего становления знание проходит три базовых этапа:

Первый этап характеризуется верой . Понятие «вера» берется не в религиозном, а в познавательном смысле. Она обозначает убежденность человека в истинности высказывания, не базирующуюся ни на каких доказательствах. В случае появления каких-либо доказательств познание переходит на следующий этап - этап мнения. Вера может основываться как на субъективных, так и на интерсубъективных установках. Первые связаны с индивидуальными предпочтениями и личными интересами субъекта. Вторые - с общепринятостью, авторитетностью, что отражает соответствующие требования и стандарты, принятые обществом на определœенном этапе.Интерсубъективность, в этом случае, означает независимость от индивидуального человеческого сознания, но зависимость от группового или общественного. К примеру, законы государства несут на себе определœенный отпечаток сознания тех людей, которые их разрабатывают и принимают, но вступив в силу, они становятся независимыми от сознания каждого отдельного гражданина, в том числе и их разработчиков.

Понятие «вера» имеет два главных значения: специфическое отношение к суждению и само суждение, не опирающееся на объективную обоснованность.

Второй этап связан с мнением .В отличие от веры в формировании мнения субъективная установка перестает играть решающую роль, и главное значение приобретает доказательность. Мнение - это специфическое суждение, особенность которого состоит в недостаточной объективной обоснованности. Учитывая зависимость отувеличения обоснованности мнения оно становится всœе более правдоподобным, и наоборот. Тем самым, правдоподобие раскрывает степень истинности мнения. Особое значение по отношению к мнению приобретает сомнение , проявляющееся как критическое отношение к мнению, оценка его правдоподобия. Сомнение предполагает способность человека подняться над собственным мнением, объективно оценить его обоснованность и в случае если аргументы, подтверждающие иное мнение, более сильные, изменить собственное мнение или даже вообще признать его неправоту.

Третий этап представляет собой собственно знание . Он характеризуется достаточной доказанностью суждения. В повсœедневной речи понятие «знание» часто трактуется очень широко, как обладание любой информацией, в том числе непроверенной. Это проявляется в таких внутренне противоречивых словосочетаниях как «достоверное знание» и «ложное знание». Причем если первое словосочетание некорректно в силу тавтологичности, то второе – вследствие объединœения несоединимых, взаимоисключающих понятий. Действительно, ложная, сознательно искаженная информация об объекте не может рассматриваться как знание этого объекта͵ напротив, она продуцирует у субъекта состояние незнания и выступает в качестве фиксации подобного состояния.

Понятие «знание» выступает в качестве конкретизации более широкого понятия «информация». Эта конкретизация проходит по двум главным параметрам: понятие «знание» соотносится с информацией, имеющей достоверный характер, и оно указывает на обладание этой информацией познающим субъектом. По этой причине, в строгом научном смысле знание означает убежденность субъекта в истинности суждения, основывающаяся на достаточной доказанности и в таком значении понятие «знание» тождественно понятию «относительная истина».

Что же представляет собой истина?

С глубокой древности в философии сложилось понимание истины, получившее название классического . Его суть можно выразить в следующей формулировке: истина - это соответствие мысли реальности . Еще в античности перед классической концепцией истины возникли три главные проблемы:

1. Проблема, связанная с возникновением парадоксов лжеца, суть которых, можно выразить в следующей логически завершенной формулировке: то, что я сейчас говорю, является ложью; если это действительно так, то я говорю правду; но если я правду называю ложью, то я лгу, а, если я ложь называю ложью, то я говорю правду. Возникает замкнутый логический круг, в котором одно и то же высказывание оказывается одновременно и истинным и ложным.

2. Проблема характера соответствия мысли и реальности. Существуют различные подходы к осмыслению понятия «соответствие», интерпретирующие его как тождество, копию, образ, символ (иероглиф) реальности. Но между тождеством и символом существует огромная гносœеологическая разница.

3. Проблема критерия истины, сформулированная еще в античности Секстом Эмпириком: для того, чтобы доказать истинность суждений нужен критерий, но он, в свою очередь, должен быть доказан на основе другого критерия, который для своего доказательства нуждается в третьем критерии и т. д.

От классической концепции истины берут свое начало три главных направления в понимании истины:

1) теологическое истолкование истины;

2) диалектико-материалистическая концепция истины;

3) концепции формализации и логизации истины.

Теологическое истолкование истины нашло свое теоретическое оформление в работах Ф. Аквинского, выдвинувшего учение о трех истинах: онтологической истинœе, состоящей в том, чтобы вещь соответствовала интеллекту (Богу); логической истинœе, проявляющейся в том, чтобы интеллект (человека) соответствовал вещи; истинœе вообще, раскрывающейся в соответствии интеллекта и вещи. Онтологическая истина объявляется главной, логическая - производной от нее, а истина вообще - производной от онтологической и логической.

Диалектико-материалистическая концепция истины была сформулирована в трудах классиков марксистской философии - К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, которые дополнили классическое понимание истины двумя существенными параметрами: развитием и объективностью. В соответствии с первым параметром истина стала рассматриваться как процесс развития нашего знания, основанный на диалектической взаимосвязи абсолютной и относительной истины. Второй параметр реализовался в конкретизации вида реальности, с которой соотносятся наши мысли, - объективной реальности.

Такая интерпретация объективности истины, хотя и устраняла возможность возникновения парадоксов лжеца, порождала другую проблему - невозможность определœения истинности суждений типа: «Человек видел такой-то сон» или «Я представляю себе это следующим образом…», то есть суждений, соотносящихся не с объективной, а с субъективной реальностью. Это резко ограничивало возможности научного обоснования в целом ряде наук, связанных с учетом субъективных аспектов деятельности человека (таких, к примеру, как психология, история и т. п.).

Развитие направления формализации и логизации истины привело к возникновению так называемых альтернативных (по отношению к классической) пониманий истины. К ним относятся:

1. Теория корреспонденции , восходящая к формальному пониманию истины Кантом. В соответствии с этой теорией, истина рассматривается как непротиворечивость мысли некоторым идеальным принципам (к примеру, законам логики, лингвистических правилам и т. д.). Современными представителями этой теории являются Рассел и Витгенштейн. Витгенштейн выдвигая лингвистическое понимание истины, различает истинность базисных и производных от них предложений. Он считает, что истина базисных предложений зависит от их отношения к некоторому обстоятельству, а истина других предложений зависит от их синтаксического отношения к базисным.

2. Когерентная теория истины , связывающая истину с самосогласованностью, непротиворечивостью знаний. В соответствии с ней, новая информация, согласующаяся с уже имеющейся системой знаний, является истинной. Данная теория также восходит к идеям Канта͵ а ее современными представителями являются Карнап и Нейрат.

Генетика растений , раздел генетики , изучающий наследственность и изменчивость высших растений (генетические исследования грибов и водорослей обычно относят к генетике микроорганизмов ), Для генетического изучения растений, кроме методов, которыми пользуются в др. областях генетики (в частности гибридологического анализа ), применяют следующие методы. С помощью моносомного анализа определяют роль каждой хромосомы в наследовании и развитии различных признаков растений. Этим методом (разработанным на дурмане) пользуются при изучении ряда аллополиплоидов (некоторых пшениц, хлопчатника), а также диплоидов (ячменя). Большое значение в Г. р. приобретает экспериментальный мутагенез который даёт огромное разнообразие новых форм, используемых в селекции, и ценный материал для изучения генетики отдельных видов растений. С помощью мутантов составляют генетические карты хромосом ; на них исследуют действие изменённого гена (в гомо- и гетерозиготном состоянии) на развитие отдельных признаков в разных условиях среды, на физиологические и биохимические особенности растений. Изучение мутантов способствует выяснению эволюции того или иного вида. К методам исследования эволюции растений относятся также гибридизация и анализ конъюгации хромосома в мейозе у гибридов (неродственно хромосомы не конъюгируют). Важный метод - искусственный ресинтез существующих видов путём гибридизации и последующего удвоения числа хромосом (см. Полиплоидия ). Значительную роль в эволюции растений, в том числе многих культурных (пшеницы, овса, хлопчатника, картофеля, плодовых и др.), играет аллополиплоидия . После открытия действия алкалоида колхицина, препятствующего расхождению удвоившихся хромосом к разным полюсам клетки, для получения новых, иногда очень ценных форм широко используется автополиплоидия . Сочетая методы отдалённой гибридизации и цитогенетики , изучают роль отдельных хромосом (и их участков) в наследовании признаков и разрабатывают приёмы, позволяющие получать вставки участков хромосом диких растений, обусловливающие развитие ценных признаков (например, устойчивости к ржавчине), в хромосомы культурных растений. Роль ядра и цитоплазмы в наследовании и развитии признаков исследуют, применяя отдалённую гибридизацию и анализируя природу мужской цитоплазматической стерильности, используемой при получении гетерозисных форм. В Г. р. широко исследуются апомиксис и явление самонесовместимости, т. е. неспособности растений к самооплодотворению, а также генетические особенности растений само- и перекрёстноопылителей, вегетативно и апомиктически размножающихся форм. В Г. р. всё больше проникают идеи и методы молекулярной биологии (гибридизация ДНК, ДНК - РНК, изучение изозимов и др.). Методы популяционной генетики и биометрии применяют в Г. р. для разграничения генотипических и паратипических элементов в общей фенотипической изменчивости признаков, что усиливает эффективность искусственного отбора. Все эти методы используют для улучшения хозяйственно ценных свойств с.-х. растений: урожайности, устойчивости к неблагоприятным условиям среды, ряда биохимических и технологических особенностей растения (или его зерна), особенностей развития (озимость, яровость, раннеспелость и т.д.). Из высших растений генетически наиболее изучены кукуруза, арабидопсис (растение семейства крестоцветных, «растительная дрозофила» - модельный объект генетических исследований), горох, томаты, ячмень. У этих растений методами гибридизации установлена локализация генов и составлены карты хромосом. Интенсивно изучается цитогенетика мягкой пшеницы - сложного 42-хромосомного аллополиплоида, возникшего в процессе эволюции при естественной гибридизации трёх разных злаков с последующим удвоением числа хромосом у гибридов. Вклад Г. р. в селекцию огромен. Это, например, использование гетерозиса в селекции кукурузы на основе мужской стерильности; введение высокоурожайным гибридам и сортам кормового ячменя генов, обеспечивающих высокое содержание лизина в зерне; создание низкорослых неполегающих высокоурожайных сортов пшеницы с использованием генов карликовости («зелёная революция» в Индии и др. странах); выведение урожайных и сахаристых триплоидных гибридов сахарной свёклы.

Лит.: Вавилов Н. И., Избр. произв., т. 1, Л., 1967; Мичурин И. В., Соч., т. 1-4, М., 1948; Брюбейкер Дж. Л., Сельскохозяйственная генетика, пер. с англ., М., 1966; Эллиот Ф., Селекция растений и цитогенетика, пер. с англ., М., 1961; Мюнтцинг А., Генетика, пер. с англ., М., 1967; Уильямс У., Генетические основы и селекция растений, пер. с англ., М., 1968: Цитогенетика пшеницы и ее гибридов, М., 1971; Генетические основы селекции растений, М., 1971.

В. В. Хвостова.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Генетика растений , разделгенетики , изучающий наследственность и изменчивость высших растений (генетические исследования грибов и водорослей обычно относят кгенетике микроорганизмов ), Для генетического изучения растений, кроме методов, которыми пользуются в др. областях генетики (в частностигибридологического анализа ), применяют следующие методы. С помощью моносомного анализа определяют роль каждой хромосомы в наследовании и развитии различных признаков растений. Этим методом (разработанным на дурмане) пользуются при изучении ряда аллополиплоидов (некоторых пшениц, хлопчатника), а также диплоидов (ячменя). Большое значение в Г. р. приобретает экспериментальный мутагенез который даёт огромное разнообразие новых форм, используемых в селекции, и ценный материал для изучения генетики отдельных видов растений. С помощью мутантов составляютгенетические карты хромосом ; на них исследуют действие изменённого гена (в гомо- и гетерозиготном состоянии) на развитие отдельных признаков в разных условиях среды, на физиологические и биохимические особенности растений. Изучение мутантов способствует выяснению эволюции того или иного вида. К методам исследования эволюции растений относятся такжегибридизация и анализ конъюгации хромосома в мейозе у гибридов (неродственно хромосомы не конъюгируют). Важный метод - искусственный ресинтез существующих видов путём гибридизации и последующего удвоения числа хромосом (см.Полиплоидия ). Значительную роль в эволюции растений, в том числе многих культурных (пшеницы, овса, хлопчатника, картофеля, плодовых и др.), играеталлополиплоидия . После открытия действия алкалоида колхицина, препятствующего расхождению удвоившихся хромосом к разным полюсам клетки, для получения новых, иногда очень ценных форм широко используетсяавтополиплоидия . Сочетая методы отдалённой гибридизации ицитогенетики , изучают роль отдельных хромосом (и их участков) в наследовании признаков и разрабатывают приёмы, позволяющие получать вставки участков хромосом диких растений, обусловливающие развитие ценных признаков (например, устойчивости к ржавчине), в хромосомы культурных растений. Роль ядра и цитоплазмы в наследовании и развитии признаков исследуют, применяя отдалённую гибридизацию и анализируя природу мужской цитоплазматической стерильности, используемой при получении гетерозисных форм. В Г. р. широко исследуютсяапомиксис и явление самонесовместимости, т. е. неспособности растений к самооплодотворению, а также генетические особенности растений само- и перекрёстноопылителей, вегетативно и апомиктически размножающихся форм. В Г. р. всё больше проникают идеи и методымолекулярной биологии (гибридизация ДНК, ДНК - РНК, изучение изозимов и др.). Методыпопуляционной генетики ибиометрии применяют в Г. р. для разграничения генотипических и паратипических элементов в общей фенотипической изменчивости признаков, что усиливает эффективность искусственного отбора. Все эти методы используют для улучшения хозяйственно ценных свойств с.-х. растений: урожайности, устойчивости к неблагоприятным условиям среды, ряда биохимических и технологических особенностей растения (или его зерна), особенностей развития (озимость, яровость, раннеспелость и т.д.). Из высших растений генетически наиболее изучены кукуруза, арабидопсис (растение семейства крестоцветных, «растительная дрозофила» - модельный объект генетических исследований), горох, томаты, ячмень. У этих растений методами гибридизации установлена локализация генов и составлены карты хромосом. Интенсивно изучается цитогенетика мягкой пшеницы - сложного 42-хромосомного аллополиплоида, возникшего в процессе эволюции при естественной гибридизации трёх разных злаков с последующим удвоением числа хромосом у гибридов. Вклад Г. р. в селекцию огромен. Это, например, использованиегетерозиса в селекции кукурузы на основе мужской стерильности; введение высокоурожайным гибридам и сортам кормового ячменя генов, обеспечивающих высокое содержание лизина в зерне; создание низкорослых неполегающих высокоурожайных сортов пшеницы с использованием генов карликовости («зелёная революция» в Индии и др. странах); выведение урожайных и сахаристых триплоидных гибридов сахарной свёклы.

раздел генетики (См. Генетика), изучающий наследственность и изменчивость высших растений (генетические исследования грибов и водорослей обычно относят к генетике микроорганизмов (См. Генетика микроорганизмов)), Для генетического изучения растений, кроме методов, которыми пользуются в др. областях генетики (в частности гибридологического анализа (См. Гибридологический анализ)), применяют следующие методы. С помощью моносомного анализа определяют роль каждой хромосомы в наследовании и развитии различных признаков растений. Этим методом (разработанным на дурмане) пользуются при изучении ряда аллополиплоидов (некоторых пшениц, хлопчатника), а также диплоидов (ячменя). Большое значение в Г. р. приобретает экспериментальный мутагенез который даёт огромное разнообразие новых форм, используемых в селекции, и ценный материал для изучения генетики отдельных видов растений. С помощью мутантов составляют Генетические карты хромосом; на них исследуют действие изменённого гена (в гомо- и гетерозиготном состоянии) на развитие отдельных признаков в разных условиях среды, на физиологические и биохимические особенности растений. Изучение мутантов способствует выяснению эволюции того или иного вида. К методам исследования эволюции растений относятся также Гибридизация и анализ конъюгации хромосома в мейозе у гибридов (неродственно хромосомы не конъюгируют). Важный метод - искусственный ресинтез существующих видов путём гибридизации и последующего удвоения числа хромосом (см. Полиплоидия). Значительную роль в эволюции растений, в том числе многих культурных (пшеницы, овса, хлопчатника, картофеля, плодовых и др.), играет Аллополиплоидия. После открытия действия алкалоида колхицина, препятствующего расхождению удвоившихся хромосом к разным полюсам клетки, для получения новых, иногда очень ценных форм широко используется Автополиплоидия. Сочетая методы отдалённой гибридизации и цитогенетики (См. Цитогенетика), изучают роль отдельных хромосом (и их участков) в наследовании признаков и разрабатывают приёмы, позволяющие получать вставки участков хромосом диких растений, обусловливающие развитие ценных признаков (например, устойчивости к ржавчине), в хромосомы культурных растений. Роль ядра и цитоплазмы в наследовании и развитии признаков исследуют, применяя отдалённую гибридизацию и анализируя природу мужской цитоплазматической стерильности, используемой при получении гетерозисных форм. В Г. р. широко исследуются Апомиксис и явление самонесовместимости, т. е. неспособности растений к самооплодотворению, а также генетические особенности растений само- и перекрёстноопылителей, вегетативно и апомиктически размножающихся форм. В Г. р. всё больше проникают идеи и методы молекулярной биологии (См. Молекулярная биология) (гибридизация ДНК, ДНК - РНК, изучение изозимов и др.). Методы популяционной генетики (См. Популяционная генетика) и биометрии (См. Биометрия) применяют в Г. р. для разграничения генотипических и паратипических элементов в общей фенотипической изменчивости признаков, что усиливает эффективность искусственного отбора. Все эти методы используют для улучшения хозяйственно ценных свойств с.-х. растений: урожайности, устойчивости к неблагоприятным условиям среды, ряда биохимических и технологических особенностей растения (или его зерна), особенностей развития (озимость, яровость, раннеспелость и т.д.). Из высших растений генетически наиболее изучены кукуруза, арабидопсис (растение семейства крестоцветных, «растительная дрозофила» - модельный объект генетических исследований), горох, томаты, ячмень. У этих растений методами гибридизации установлена локализация генов и составлены карты хромосом. Интенсивно изучается цитогенетика мягкой пшеницы - сложного 42-хромосомного аллополиплоида, возникшего в процессе эволюции при естественной гибридизации трёх разных злаков с последующим удвоением числа хромосом у гибридов. Вклад Г. р. в селекцию огромен. Это, например, использование Гетерозиса в селекции кукурузы на основе мужской стерильности; введение высокоурожайным гибридам и сортам кормового ячменя генов, обеспечивающих высокое содержание лизина в зерне; создание низкорослых неполегающих высокоурожайных сортов пшеницы с использованием генов карликовости («зелёная революция» в Индии и др. странах); выведение урожайных и сахаристых триплоидных гибридов сахарной свёклы.
Лит.: Вавилов Н. И., Избр. произв., т. 1, Л., 1967; Мичурин И. В., Соч., т. 1-4, М., 1948; Брюбейкер Дж. Л., Сельскохозяйственная генетика, пер. с англ., М., 1966; Эллиот Ф., Селекция растений и цитогенетика, пер. с англ., М., 1961; Мюнтцинг А., Генетика, пер. с англ., М., 1967; Уильямс У., Генетические основы и селекция растений, пер. с англ., М., 1968: Цитогенетика пшеницы и ее гибридов, М., 1971; Генетические основы селекции растений, М., 1971.
В. В. Хвостова.

Высших растений (генетические исследования грибов и водорослей обычно относят к генетике микроорганизмов), Для генетического изучения растений, кроме методов, которыми пользуются в др. областях генетики (в частности гибридологического анализа), применяют следующие методы. С помощью моносомного анализа определяют роль каждой хромосомы в наследовании и развитии различных признаков растений. Этим методом (разработанным на дурмане) пользуются при изучении ряда аллополиплоидов (некоторых пшениц, хлопчатника), а также диплоидов (ячменя). Большое значение в . р. приобретает экспериментальный мутагенез который дает огромное разнообразие новых форм, используемых в селекции, и ценный материал для изучения генетики отдельных видов растений. С помощью мутантов составляют генетические карты хромосом; на них исследуют действие измененного гена (в гомо- и гетерозиготном состоянии) на развитие отдельных признаков в разных условиях среды, на физиологические и биохимические особенности растений. Изучение мутантов способствует выяснению эволюции того или иного вида. К методам исследования эволюции растений относятся также гибридизация и анализ конъюгации хромосома в мейозе у гибридов (неродственно хромосомы не конъюгируют). Важный метод - искусственный ресинтез существующих видов путем гибридизации и последующего удвоения числа хромосом (см. Полиплоидия). Значительную роль в эволюции растений, в том числе многих культурных (пшеницы, овса, хлопчатника, картофеля, плодовых и др.), играет аллополиплоидия . После открытия действия алкалоида колхицина, препятствующего расхождению удвоившихся хромосом к разным полюсам клетки, для получения новых, иногда очень ценных форм широко используется автополиплоидия . Сочетая методы отдаленной гибридизации и цитогенетики, изучают роль отдельных хромосом (и их участков) в наследовании признаков и разрабатывают приемы, позволяющие получать вставки участков хромосом диких растений, обусловливающие развитие ценных признаков (например, устойчивости к ржавчине), в хромосомы культурных растений. Роль ядра и цитоплазмы в наследовании и развитии признаков исследуют, применяя отдаленную гибридизацию и анализируя природу мужской цитоплазматической стерильности, используемой при получении гетерозисных форм. В Г. р. широко исследуются апомиксис и явление самонесовместимости, т. . неспособности растений к самооплодотворению, а также генетические особенности растений само- и перекрестноопылителей, вегетативно и апомиктически размножающихся форм. В Г. р. все больше проникают идеи и методы молекулярной биологии (гибридизация ДНК , ДНК - РНК, изучение изозимов и др.). Методы популяционной генетики и биометрии применяют в Г. р. для разграничения генотипических и паратипических элементов в общей фенотипической изменчивости признаков, что усиливает эффективность искусственного отбора. Все эти методы используют для улучшения хозяйственно ценных свойств с.-х. растений: урожайности, устойчивости к неблагоприятным условиям среды, ряда биохимических и технологических особенностей растения (или его зерна), особенностей развития (озимость, яровость, раннеспелость и т.д.). Из высших растений генетически наиболее изучены кукуруза , арабидопсис (растение семейства крестоцветных, «растительная дрозофила» - модельный объект генетических исследований), горох , томаты, ячмень . У этих растений методами гибридизации установлена локализация генов и составлены карты хромосом. Интенсивно изучается цитогенетика мягкой пшеницы - сложного 42-хромосомного аллополиплоида, возникшего в процессе эволюции при естественной гибридизации трех разных злаков с последующим удвоением числа хромосом у гибридов. Вклад Г. р. в селекцию огромен. Это, например, использование гетерозиса в селекции кукурузы на основе мужской стерильности; введение высокоурожайным гибридам и сортам кормового ячменя генов, обеспечивающих высокое содержание лизина в зерне; создание низкорослых неполегающих высокоурожайных сортов пшеницы с использованием генов карликовости («зеленая революция» в Индии и др. странах); выведение урожайных и сахаристых триплоидных гибридов сахарной свеклы. Лит.: Вавилов . И., Избр. произв., т. 1, Л., 1967; Мичурин . В., Соч., т. 1-4, М., 1948; Брюбейкер Дж. Л., Сельскохозяйственная генетика, пер. с англ., М., 1966; Эллиот Ф., Селекция растений и цитогенетика, пер. с англ., М., 1961; Мюнтцинг А., Генетика, пер. с англ., М., 1967; Уильямс У., Генетические основы и селекция растений, пер. с англ., М., 1968: Цитогенетика пшеницы и ее гибридов, М., 1971; Генетические основы селекции растений, М., 1971. . В. Хвостова.