Теория

Тех процессы на мебельном производстве. Особенности технологического процесса производства корпусной мебели

Тех процессы на мебельном производстве. Особенности технологического процесса производства корпусной мебели

Корпусная мебель - это предметы меблировки, которые имеют «ящичную» конструкцию, и предназначены для расположения вдоль стен. К данной категории относят: столы, стеллажи, шкафы, тумбы, стенки и другие виды мебели, изготовленные из отдельных жестких частей.

Производство корпусной мебели регулируется нормами:

  • ГОСТ 16371-93: Мебель. Общие технические условия.
  • ГОСТ 19882-91: Мебель корпусная. Методы испытаний на устойчивость, прочность и деформируемость.
  • ГОСТ 28105-89: Мебель корпусная и столы. Методы испытаний выдвижных ящиков и полуящиков.
  • ГОСТ 13025.1-85: Мебель бытовая. Функциональные размеры отделений для хранения.
  • ГОСТ 28136-89: Мебель корпусная настенная. Методы испытания на прочность.
  • ГОСТ 26800.4-86: Мебель для административных помещений. Функциональные размеры отделений шкафов.

Существует несколько вариантов технологического процесса изготовления корпусной мебели. Их можно разделить на цепочки различной длины:

  • полный технологический процесс - от изготовления материала для корпусной основы (ДСП, МДФ, мебельного щита) до готового изделия. Это оптимальный вариант для массового и серийного производства, позволяющий значительно снизить себестоимость материалов, но очень затратный с точки зрения малого бизнеса;
  • средний - изготовление мебели, где сырьем выступают готовые листы ДСП, ДВП, МДФ - по сути, только раскрой и сборка;
  • короткий (только сборка) - производство корпусной мебели осуществляется из уже раскроенных на заказ полотен ДСП, ЛДСП, МДФ. Это наиболее популярный вариант для начала малого бизнеса «с нуля», который предусматривает работу под конкретный заказ без покупки дорогого раскроечного оборудования. Затем, после наработки соответствующей клиентской базы и получения серийных заказов можно задумываться и о приобретении собственных раскроечных и кромкооблицовочных станков, чтобы «удлинить» цепочку технологического процесса и расширить производство.Этим и объясняется относительная легкость входа в бизнес по производству мебели - по сути, его можно спланировать в любой последовательности производственного цикла.

Технология изготовления любой корпусной мебели подразделяется на пять основных этапов:

  1. Составление проекта готового изделия в различных плоскостях;
  2. Раскрой необходимых материалов под детали будущей мебели;
  3. Высверливание гнезд для креплений;
  4. Облицовка обрезных кромок (ламинированной кромкой, шпоном, пленкой-ПВХ);
  5. Сборка готового изделия.

Детальное описание технологического процесса зависит от автоматизации производства и процентного соотношения использования ручного и механизированного труда. Наиболее прогрессивным (и, соответственно, дорогостоящим), считается производство, оборудованное автоматизированными станками (ЧПУ). Оператору нужно лишь внести размерные данные в специальную компьютерную программу, сконструировать желаемое изделие и дать команду «старт».

ЧПУ-станок буквально за несколько минут вырежет из четко зафиксированных материалов необходимые стенки и перегородки будущей корпусной мебели, просверлит отверстия согласно плану развертки. Останется только облицевать края и собрать готовую мебель. Но такие линии выгодно покупать при наличии постоянных серийных заказов. Перенастраивать же станок под каждый предмет мебели по индивидуальному заказу не имеет смысла. Поэтому, рассмотрим для примера «золотую середину» - работу полуавтоматической линии из нескольких станков с частичным использованием ручного труда.

Для запуска подобного производства понадобится следующее оборудование:

форматно-раскроечный станок с ручной подачей материалов;

кромкооблицовочный станок для облицовки прямолинейных кромок, вогнутых и выпуклых элементов;

сверлильно-присадочный станок для нанесения глухих и открытых отверстий под фурнитуру, петли, шканты;

шлифовальная машинка;

шуруповерты;

перфоратор;

режущие инструменты (фрезы, сверла, ножи).

Описание технологии производства корпусной мебели:

1) После разработки и утверждения заказчиком эскиза, создается модель будущего изделия с помощью компьютерной программы , которую можно установить на обычный ноутбук.

2) Плита материала, из которого будет изготовлено изделие, фиксируется на станке, распиливается на отдельные детали в соответствии с картами раскроя.

Если изготавливается мебель из ДВП - на этом подготовительные работы и заканчиваются - детали поступают на сборку. Если же речь идет о мебели из ДСП или ЛДСП - черновые заготовки подвергаются обязательной механической обработке распиленных краев;

3) Детали мебели из ДСП поступают на кромкооблицовочный станок, где с помощью клея и прижимного пресса срезы плит облицовываются ламинированной кромкой , ПВХ-пленкой, меламином или другими кромочными материалами;

4) В зависимости от комплектации станка, отверстия для крепежей проделываются:

  • полуавтоматически - на присадочных станках;
  • вручную , с помощью перфораторов и электродрелей, с использованием чертежей со схемами присадки.

6) После присадки отверстий, изделие шлифуют по краям (чтобы загладить, снять свесы кромочного материала по высоте и длине) и отправляют на сборку;

7) Контрольная сборка с применением ручного инструмента помогает выявить недочеты и нестыковки и устранить их в готовом изделии. После чего, мебель разбирается (при необходимости), упаковывается и отправляется на склад готовой продукции.

Организационные вопросы

Для юридического оформления бизнеса решено создать Общество с ограниченной ответственностью (ООО) на общей системе налогообложения. Эта форма дает возможность работать как с крупными оптовыми поставщиками и потребителями, так и розничными покупателями.

Для регистрации деятельности фирмы понадобятся следующие документы:

  • информация о названии предприятия;
  • решение учредителей (протокол) об открытии;
  • данные о директоре и бухгалтере;
  • реквизиты счета, открытого для внесения уставного капитала (если взнос денежный), и расчетного счета для ведения хозяйственной деятельности;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • устав, с указанием размера уставного капитала (не менее 10 000 руб) и таких видов деятельности:

36.12 Производство мебели для офисов и предприятий торговли

36.13 Производство кухонной мебели

36.14 Производство прочей мебели

51.47.11 Оптовая торговля мебелью

52.44.1 Розничная торговля мебелью

52.44.5 Розничная торговля изделиями из дерева, пробки и плетеными изделиями

52.61.2 Розничная торговля, осуществляемая непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона и сети Интернет.

Требования к помещению для производства корпусной мебели:

А) первый этаж,

Б) наличие всех коммуникаций,

В) трехфазное электричество 380 Вт,

Г) подъездные пути и погрузочные платформы,

Д) отсутствие сырости и повышенной влажности.

Персонал

Для работы в одну смену (21 рабочий день/месяц, с учетом праздников и выходных) необходим следующий штат:

  • директор - 40 000 руб/месяц;
  • бухгалтер - 35 000 руб/месяц;
  • менеджер по работе с клиентами - 20 000 руб/месяц;
  • дизайнер-проектировщик - 25 000 руб/месяц;
  • мастер производства - 30 000 руб/месяц;
  • специалисты цеха - рабочие со знанием основных типов мебельных станков и особенностей работы с плитами ДСП, ДВП и МДФ (5 человек по 20 000 руб/месяц);
  • подсобные работники - (2 человека по 12 000 руб/месяц).

Всего: 12 человек.

Предполагаемый Фонд оплаты труда - 274 000 руб/месяц.

Налоги по зарплате (37,5%) - 102 750 руб/месяц.

Итого расходы на зарплату - 376 750 руб/месяц.

Материал полностью: vproizvodstvo.ru/proizvodstvennye_idei/organizaciya_biznesa_proizvodstvo_korpusnoj_mebeli

Специфика мебельной отрасли и исторические особенности ее развития в России определяют дополнительный набор условий и требований, которые необходимо учитывать при реализации проектов внедрения САПР.

Подавляющее большинство мебельных предприятий относится к сфере малого бизнеса, и традиционное разделение процесса разработки новых изделий на конструирование, технологическую подготовку производства, планово-экономические расчеты и т.д. на них четко не прослеживается. Выполнение многих проектных операций совмещается и по времени, и по исполнителям. Это требует определенной универсальности от САПР мебельных изделий, совмещения в них элементов различных этапов проектирования.

Следует учитывать и кадровый состав мебельщиков - многие из них пришли в мебельную промышленность в период перехода страны к рыночной экономике из самых разных отраслей. В настоящее время они находятся на руководящих и высших технических должностях, пройдя путь от кустарного изготовления мебели до организации эффективно работающих предприятий. В жестких условиях конкуренции основное внимание в ходе эволюции предприятий уделялось производственным вопросам и лишь в последнюю очередь - автоматизации. Следствием этого стало массовое применение автоматизированных систем на отдельных, наиболее критичных участках работы и широкое распространение нелицензионного использования мебельных САПР. В последние годы ситуация начинает меняться. Достигнув определенного устойчивого положения на рынке, руководители предприятий начинают искать новые пути повышения эффективности работы прежде всего за счет комплексной автоматизации всего производственного процесса.

Исходные предпосылки для этого весьма непростые. По результатам опроса руководителей и специалистов 119 мебельных предприятий, внедривших САПР, выяснилось, что только немногим более 10% из них активно используют систему и чувствуют серьезную отдачу от автоматизации, а более 20% вообще не пользуются приобретением. Почти 70% предприятий имеют те или иные проблемы, связанные с внедрением САПР, - организационные, технические, кадровые, финансовые и т.д.

Наконец, еще одна особенность мебельного производства связана с кажущейся простотой мебельных изделий, из чего делается ошибочный вывод, что проектировать и производить мебель может каждый. На самом деле мебель - это сложное техническое изделие, требующее от своего создателя не только хорошей инженерной подготовки, но и определенного художественного вкуса.

На рынке мебельных САПР, как ни на каком другом, исключительно сильны позиции российских и украинских разработчиков, пришедших на него, как правило, из машиностроения. Подавляющее большинство мебельных предприятий используют одну из пяти систем: БАЗИС (www.bazissoft.ru), К3-Мебель (www.k3-mebel.ru), 3D-Constructor (elecran.com.ua), b-CAD (www.prppro.ru) или WOODY (www.intear.com.ua). Их сравнительная характеристика показывает примерно равные функциональные возможности, различия имеются лишь на уровне того, каким образом и с какими затратами реализуются эти возможности.

Независимо от выбранной системы в процессе автоматизации мебельного производства необходимо преодолеть ряд распространенных заблуждений и решить несколько общих задач. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное завершение проекта автоматизации.

Главное заблуждение является следствием кажущейся простоты мебельных изделий и заключается в непомерно завышенных ожидаемых показателях роста эффективности производства. Когда же этого не наблюдается, причем зачастую в течение очень короткого интервала времени, внимание к автоматизации ослабевает или выливается в необоснованные кадровые и организационные выводы. Это еще больше осложняет ситуацию и в итоге сводит к нулю все предпринимаемые усилия.

Следует четко представлять, что любая автоматизированная система является всего лишь инструментом в руках специалиста, с помощью которого он может (или не может) решить только одну задачу - повысить производительность и безошибочность своего труда. Степень же этого повышения зависит и от выбранной САПР, и от способностей специалиста, и, конечно же, от руководителя предприятия, который зачастую требует необоснованно завышенных результатов.

Как и любые автоматизированные системы, мебельные САПР предполагают решение ряда организационно-технических и кадровых задач для обеспечения эффективной работы.

Мебельное предприятие с точки зрения автоматизации

Конечная цель внедрения САПР заключается в оптимизации выполнения производственных обязанностей специалистами и информационных связей между ними. Выполнение каждой проектной операции на любом уровне предполагает получение входной информации, ее обработку и передачу для выполнения последующих операций. Подобная схема универсальна - она определяется самим фактом существования предприятия. Грамотное внедрение САПР позволяет повысить скорость и качество (безошибочность) реализации обработки и передачи информации. Традиционно эти два показателя для фиксированной структуры предприятия являются взаимоисключающими: ускорение выполнения заданий ведет к повышению уровня брака, и наоборот - повышение требований к качеству приводит к уменьшению скорости выполнения заданий. Иными словами, рост эффективности работы предприятия ограничивается его структурой. Переход на новый уровень работы - а именно это и предполагает внедрение САПР - невозможен без кардинальной реконструкции организационной структуры предприятия. Эта зад ача решается путем проведения предпроектных исследований с привлечением независимых специалистов. В противном случае будет автоматизирована сложившаяся, ориентированная на традиционные методы проектирования структура предприятия, что не даст ожидаемых показателей.

Реструктуризацию небольшого мебельного предприятия можно выполнить более быстро и безболезненно, чем крупного или даже среднего машиностроительного предприятия. Все основные мебельные САПР построены по модульному принципу, что допускает на этапе внедрения параллельное функционирование старой и новой организационных структур.

Структура мебельного предприятия

На основании анализа и обобщения опыта успешного внедрения комплексных САПР на мебельных предприятиях предлагается принципиальная схема структуры производства, которая позволяет получить максимальную отдачу от автоматизации (рис. 1). Стрелками синего цвета на ней показаны информационные потоки документации жизненного цикла, а красными - контролирующие потоки, которые хотя и не предполагают формирования отдельных документов, но играют существенную роль.

Мебельное производство может быть серийным, позаказным или универсальным. Тенденции развития потребительского рынка мебели направлены в сторону повышения доли изделий, выпускаемых по индивидуальным заказам. Следствием этого является объективная необходимость полного или частичного перехода предприятий к позаказному производству. Однако даже в этом случае в номенклатуре продукции многие изделия являются универсальными или типовыми. По различным оценкам, их доля колеблется от 40 до 70%.

На разных предприятиях разбиение проектных операций по подразделениям, показанное на рис. 1, может являться как реальным, так и чисто функциональным по отношению к подразделениям или исполнителям. Например, на небольших мебельных предприятиях достаточно часто совмещаются функции конструирования и технологической подготовки производства.

Прием заказов

Прием заказа является первой операцией жизненного цикла нового изделия, при выполнении которой во время диалога с заказчиком определяются его функциональные, размерные, цветовые и иные параметры. Существуют два основных типа заказов: типовая мебель с доработкой и эксклюзивная мебель. Им соответствуют два способа приема. При заказе типовой мебели заказ принимается, как правило, в мебельном салоне менеджерами по продажам, от которых не требуется глубоких знаний технологии изготовления мебели. Менеджеры работают с заранее сформированными прайс-листами стандартных изделий и мо гут варьировать цвет и фактуру материала, фасады и фурнитуру, а иногда размеры в определенном интервале. Основными требованиями к модулям САПР при выполнении данной проектной операции являются высокое качество трехмерного изображения, адекватность построения интерьера помещения и скорость оформления заказа. При этом, как правило, заказ не передается в производство, а формируется на уровне складской программы.

Эксклюзивный заказ полностью определяется желанием заказчика и возможностями производства. Прием такого заказа выполняется конструктором или дизайнером, знающим производство. Этот вариант предполагает передачу заказа в производство, а следовательно, требует формирования комплекта конструкторско-технологической документации. Модуль приема заказов в данном случае должен быть тесно интегрирован с остальными подсистемами САПР. Игнорирование этого требования приводит к двум отрицательным моментам:

  • детальная конструкторская проработка заказа неизбежно искажает первоначальный замысел, что увеличивает общее время реализации из-за необходимости дополнительных согласований с заказчиком, корректировки стоимости и других непроизводственных издержек;
  • увеличение доли эксклюзивных заказов в объеме производства повышает нагрузку на конструкторский отдел, что требует увеличения штата.

По этим причинам дополнительным требованием к модулю приема эксклюзивных заказов является возможность прямой передачи заказа в производство, минуя или незначительно реализуя стадию конструирования.

Конструирование и технологическая подготовка

Обычной практикой работы малых мебельных предприятий является совмещение этапов конструирования и технологической подготовки производства в рамках единого подразделения, что обосновано и эффективностью автоматизированной реализации данных проектных операций. Например, выполнение технологической операции раскроя материалов на этапе конструирования нередко позволяет добиться существенной экономии материалов за счет незначительных для заказчика изменений в конструкции. В практике работы мебельных предприятий известны случаи, когда визуально не воспринимаемые изменения размеров отдельных деталей на 5- 10 мм приводили к 20-30-процентному уменьшению себестоимости их изготовления за счет оптимизации схемы укладки заготовок на листы материала.

На этапе конструирования и технологической подготовки все изделия разделяются на две группы:

  • типовые изделия, для которых ранее были спроектированы реальные или прототипные модели; они, минуя или попадая на короткое время к конструктору для редактирования, напрямую поступают к технологу;
  • нестандартные изделия, процесс проектирования которых реализуется в полном объеме.

По завершении этапа конструирования математическая модель изделия передается технологу мебельного производства, который выполняет две основные задачи:

  • технологическую проработку рабочих и сборочных чертежей и выпуск технологической документации: карт раскроя материалов, таблиц операций, управляющих программ для станков с ЧПУ;
  • формирование ведомостей комплектации - списка материалов и комплектующих, необходимых для изготовления изделия, с указанием их точного количества.

По окончании технологического этапа информационный поток разбивается на две составляющие: в производство и в подразделение материально-технического снабжения.

Таким образом, специфика мебельного производства часто предполагает совместное выполнение конструкторских и технологических операций. Это требует наличия и совмещения соответствующих возможностей САПР на одном рабочем месте при полной информационной совместимости моделей.

Важным требованием к математическим моделям мебельных изделий, формируемым на данном этапе, является наличие исчерпывающей информации для выполнения последующих этапов с высокой степенью автоматизации. Структура мебельного изделия безотносительно к способу его моделирования всегда содержит в явном или неявном виде информацию, достаточную для расчета себестоимости изготовления, нормирования операций и комплектования заказа. Следовательно, информационная структура оптимальной мебельной САПР должна позволять формализовать, использовать и интерпретировать максимальное количество априорно имеющихся данных.

Комплектование заказа

Одним из выходных документов технологического этапа жизненного цикла мебельного изделия является автоматически формируемая ведомость комплектации, в которой указывается, какие материалы и в каком количестве должны поступить в производство, чтобы данный заказ был изготовлен. Ведомости комплектации в мебельном производстве содержат множество позиций, к тому же количество ведомостей, обрабатываемых в течение дня, может исчисляться десятками. При использовании автономной складской системы ручной ввод информации приводит к затягиванию сроков выполнения заказа и к появлению ошибок. При этом необходимая информация, как отмечалось выше, уже содержится в модели изделия после завершения конструкторско-технологического этапа.

Обработка ведомостей комплектации должна выполняться автоматизированной складской системой, информационно интегрированной в структуру мебельной САПР. Ее задача, непосредственно связанная с выполнением заказа, заключается в автоматическом формировании двух типов документов:

  • накладной на получение требуемого количества материалов со склада для передачи их в производство;
  • суммарной ведомости на закупку недостающего количества материала за выбранный календарный период с учетом допустимых альтернативных замен.

Организация внедрения

Учет рассмотренных технических и организационных особенностей мебельного производства не является гарантией успешного внедрения САПР. Для этого еще требуется таким образом организовать процесс внедрения, чтобы избежать отрицательного результата. В процессе анализа успешных проектов автоматизации мебельных предприятий была выработана следующая рациональная последовательность ее выполнения:

1. Принятие директивного решения о внедрении САПР на уровне высшего руководства предприятия и придание ему статуса приоритетного проекта со всеми вытекающими отсюда организационными, финансовыми, кадровыми и иными последствиями.

2. Назначение руководителя проекта внедрения САПР на уровне заместителя директора или ведущего специалиста с возложением на него персональной ответственности за реализацию проекта. В последнем случае необходимо предоставление руководителю проекта достаточных дополнительных полномочий для решения поставленных задач.

3. Планирование будущей структуры предприятия, кадровых ресурсов, сроков поэтапной реализации проекта, материально-финансовых затрат и предполагаемого экономического эффекта от автоматизации. Разработанный план утверждается руководством предприятия и вводится в действие приказом по предприятию.

4. Организация группы внедрения из числа наиболее подготовленных и заинтересованных сотрудников с обязательным распределением между ними ответственности за такие ключевые составляющие успешной реализации проекта, как администрирование аппаратного и программного обеспечения, формирование баз данных, разработка новых форматов документов и структуры информационных потоков. Для мотивации их деятельности в течение всего срока реализации проекта необходимо предусмотреть меры материального и морального стимулирования за выполнение повышенного объема работ.

5. Постепенный переход на новую организацию работы, начиная с наиболее проблемных участков предприятия.

6. Обучение специалистов работе в новых условиях, которое может производиться в специализированных центрах или непосредственно на предприятии. Это мероприятие весьма затратное, поэтому параллельно разрабатывается комплекс мер по закреплению специалистов на предприятии. Особое внимание уделяется формированию корпоративной культуры как одному из важнейших аспектов сплочения коллектива для решения стратегических задач предприятия.

Некоторые из этих шагов кажутся очевидными, но ими то и дело пренебрегают в реальной практической деятельности.

При грамотной организации и исполнении работ по внедрению САПР на мебельных предприятиях малого бизнеса первые практические результаты появляются по истечении двух-трех месяцев, а средний срок окупаемости затрат колеблется в интервале от полугода до двух лет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Применяемые материалы для изготовления корпусной мебели. Выбор сырья и материалов. Фурнитура, оборудование. Общие вопросы оборудования. Выбор основного и вспомогательного оборудования, для изготовления мебели. Технологический процесс изготовления мебели.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2010

    Характеристика материалов, применяемых для изготовления корпусной мебели: древесины, фурнитуры. Виды пиломатериалов и заготовок. Описание деревообрабатывающих станков и их деталей. Особенности технологического процесса. Себестоимость производства мебели.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Применение и классификация корпусной мебели, ее потребительские свойства. Материалы для производства и технология изготовления. Показатели качества, соответствующие нормативно-технической документации. Правила приемки, хранения, испытания и эксплуатации.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2012

    Процесс проектирования корпусной мебели. Материалы, необходимые для изготовления шкафа. Определение внутренних объемов и функциональных размеров изделия. Расчет конструкционных размеров изделия. Выбор видов соединений. Статические нагрузки в изделии.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2012

    Разработка технологического процесса изготовления мебели из древесины. Расчет потребного количества материалов. Затраты времени для обработки заготовок. Определение производительности и подбор фрезерных, шлифовальных, прессовых станков; планировка цеха.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2015

    Сырье и материалы, используемые при изготовлении мягкой мебели. Описание технологического процесса производства кресла. Разработка карт раскроя изделия. Расчет расхода материалов, количества оборудования, рабочих мест, производственной площади цеха.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2014

    Характеристика исходных материалов продукции для технологического процесса производства мебели. Индивидуальный заказ: корпус, раздвижные двери, сопутствующие. Процесс изготовления и технологический процесса распила листа. Затраты труда и энергии.

    практическая работа , добавлен 26.07.2008

В целях экономии средств и времени на поиск нужной модели пользователи, обладающие строительными или плотническими навыками, могут изготовить мебель своими руками.

О чём нужно позаботиться перед изготовлением мебели?

При сборке мебели своими руками необходимо заранее продумать внешний вид объекта и решить, в какой части квартиры он будет размещён. Эти данные позволят определиться с наиболее подходящими материалами и фурнитурой. Чертежи – ещё одна немаловажная составляющая процесса. После создания набросков с параметрами и закупки инструментов и стройматериалов можно приступать к непосредственному монтажу. Лучше строго придерживаться первоначальной задумки и внимательно относиться ко всем расчётам, иначе мебель, изготовленная своими руками, может получиться неаккуратной.

Самым важным в изготовлении мебели является чертёж

Шаг 1 – инструменты для сборки мебели

Для работы не понадобится специальное помещение и дорогостоящее оборудование, но перед сборкой мебели своими руками всё же стоит заранее запастись инструментами, которые могут пригодиться во время работы. Рекомендуемый минимум для начинающих:

  • электрический шуруповёрт;
  • сверло для петель диаметром 2,6 см;
  • насадка или ключ, а также специальное сверло под конфирматы;
  • свёрла диаметрами 4,5, 7,5 и 10 мм;
  • шило, рулетка, линейка, карандаш;
  • резиновая или деревянная киянка;
  • наждачная бумага (мелкозернистая).







Для тех, кто обладает большим опытом в производстве мебели своими руками, нелишним будет приобрести электрическую дрель, электрический лобзик, строительные фен и утюг, профессиональный фрезер, канцелярский нож, нож-косяк и сверло Форстнера диаметром 15 мм для сверления отверстий под минификсы.

Шаг 2 – подбор материалов для будущей мебельной конструкции

Сегодня рынок предлагает широчайший ассортимент, включающий различные ценовые категории. Натуральные деревянные массивы теперь считаются дорогим элитным материалом, они уступили место современным плитам, состоящим из древесины лишь отчасти. Есть несколько наиболее востребованных вариантов для .

Мебель из ЛДСП

Ламинированные ДСП-плиты заняли лидирующую позицию в качестве главного материала для изготовления корпусной мебели своими руками. Они представляют собой сравнительно дешёвый композиционный материал, получившийся в результате горячего прессования древесной стружки. Стандартная толщина таких плит – 16 мм, но можно найти 1 и 22 мм. Из более толстых плит вырезаются элементы декора и основные детали шкафов и книжных полок, где нужен высокий показатель прочности на изгиб.

Обработка плит из ДСП обычно проводится на специальных станках. Можно прибегнуть к электролобзику и попытаться распилить их дома, самому, но это не получится сделать ровно: на деталях будут видны неровности и сколы. Подобные дефекты впоследствии будут очень заметны, и их придётся маскировать. По этой причине лучше доверить изготовление деталей профессионалам.

Мебель из ДВП

Древесноволокнистые плиты – менее качественный и эстетически привлекательный материал по сравнению с ЛДСП. В мебельном производстве его используют для отделки задних стенок и в качестве дна выдвижных ящиков. Толщина этих листов колеблется в пределах 3–5 мм. У плиты есть две поверхности: гладкая и шероховатая. Одно из правил производства мебели своими руками: гладкая сторона листа смотрит внутрь ящика/шкафа. Цвет должен быть максимально приближен к оттенку основного материала мебели (ЛДСП).

Не рекомендуется крепить листы ДВП на мебельный степлер, поскольку такая конструкция получится неустойчивой и со временем расшатается. Дно ящиков мебели можно монтировать в подготовленный фрезой паз, если все размеры совпадают вплоть до миллиметра. Самый популярный способ крепления – саморезы или гвозди.

Мебель из МДФ

Плита, состоящая из мелкодисперсной стружки, спрессованной под высокими давлением и температурой. Податливый материал, хорошо обрабатывается фрезером, часто применяется в качестве фасада мебели (внешней части). Базовые характеристики:

  • высокая плотность;
  • хорошая влагостойкость;
  • гибкость;
  • способность выдерживать перепады температур;
  • невосприимчивость к поражению микроорганизмами.

Толщина МДФ-плит варьируется в пределах от 3 до 38 мм.

Сборка мебели из натурального дерева – не самая практичная идея, так как древесный массив стоит в разы дороже вышеперечисленных ценовых категорий. Работу с этим материалом лучше доверить специалистам.

Мебельная фурнитура

Фурнитура – это мелкие, но важные элементы, без которых мебель не сможет выполнять свои функции. На этой части не стоит экономить, поскольку от качества приобретённой фурнитуры зависит срок службы и общий уровень работоспособности будущей конструкции, собранной своими руками.

Мебельные ручки крепятся на винты. Направляющие (роликовые и телескопические, или шариковые) играют важную роль при сборке выдвижных ящиков, т. к. задают им правильное направление движения.

Для смягчения удара при закрытии и снижения уровня шума на внутренние стороны дверец мебели (или торец) устанавливаются силиконовые демпферы. Ножки – необязательная деталь, но в некоторых случаях способная сильно продлить срок службы мебели и отрегулировать её оптимальное положение на неровном полу.

Петли влияют на градус открывания дверок ящиков. Стандартно это 180° для открытия и 90° для закрытия. Если производитель не сделал присадки (вырезы под петли), то их можно добавить в любом мебельном цехе. Для дверей из стекла нужно приобретать специальные петли, способные удерживать его и без сверления отверстий.

Крепежи для мебели

Крепёжные элементы и их типы требуют особого внимания. Это металлические изделия, в итоге имеющие определяющее значение для мебели, так как именно они обеспечивают её прочность, геометрическую правильность и устойчивость.

Шканты из дерева

Применяются для предварительной и промежуточной фиксации и усиления нагрузки «на срез». Шканты вставляются в просверленные отверстия в обеих скрепляемых деталях мебели. Позже детали крепятся более надёжным методом.

Железные уголки

Немного устаревшая крепёжная система, которая полностью оправдывает свою дешевизну непривлекательным внешним видом, громоздкостью и расшатыванием по прошествии некоторого времени.

Конфирмат, или мебельный шуруп

Современный крепёжный элемент, вытеснивший обычные саморезы благодаря крупной резьбе: из-за этого шурупы крепче держатся в ДСП-плите. Главные недостатки этого типа заключается в необходимости использовать специальное сверло с разными диаметрами для резьбы, шляпки и шейки евровинта, а также шляпки, остающиеся на виду. Мастеру придётся подбирать пластиковые заглушки под цвет корпуса мебели.

Один из актуальных на сегодня способов крепления. Основное достоинство эксцентриковых стяжек в том, что они оставляют следы сверления только на внутренней стороне изделия. Для этого крепления понадобится вышеупомянутое сверло Форстнера. Способ трудоёмкий и отлично подходит для дверок выдвижной мебели. В остальных случаях стоит остановиться на более простых и не затратных вариантах.

Выбор кромки и фасадов мебели

Эти элементы выполняют эстетическую функцию, поэтому выбирать их нужно с умом. Сделать красивую корпусную мебель, которая будет смотреться дорого, несложно, если тщательно подбирать декоративные части.

Кромка

От правильности выбора этой детали зависит защищённость спилов плит корпуса, а, следовательно, и прочность мебели. Если не позаботиться о качественной изоляции, в структуру мебели легко сможет проникать влага и разрушать их изнутри.

Есть несколько вариантов, один из лучших для изготовления мебели своими руками – кромка из ПВХ. Эта отделка не требует особых навыков или профессионального оборудования. Стандартные размеры: 0,4 и 2 мм. В целях экономии тонкую кромку клеят на торцы, недоступные для глаз, а 2 мм – на внешние, которые будут подвергаться большим нагрузкам и трению.

Другие достоинства этого вида отделки мебели:

  • Меламиновая кромка: дешёвый, но непрактичный вариант. Наклеивается при помощи обычного утюга.
  • АБС – схожа с ПВХ, но из экологически чистого материала.
  • Накладной П-профиль клеится на жидкие гвозди. Непрактичен из-за скопления грязи в месте стыка, но помогает скрыть дефекты плохого среза.
  • Врезной Т-профиль – редко используется, вставляется в паз, сделанный фрезой.

Фасадная часть мебели

Кухонные фасады и дверцы ящиков – это «лицо» мебели, поэтому выглядеть они должны намного презентабельнее остальных деталей, которые не так бросаются в глаза. Сделать этот элемент своими руками – значит сэкономить время, так как обычно подобные вещи делаются на заказ, и ожидание может занять несколько месяцев.

Что касается технических тонкостей, то фасадная деталь стандартно изготавливается на 2 мм меньше с каждой стороны основного корпуса. Так, для мебели шириной 600 мм подойдёт фасад, ширина которого равна 596 мм. Сырье декоративной части отличается от такового у основного корпуса.

Среди самых дешёвых фасадов – ламинированные МДФ панели с недолгим сроком службы. В основном встречается отделка «под дерево». Приобретающий популярность софтформинг похож на МДФ, но отличается двухцветной раскладкой и рельефом по обеим сторонам панели. Такая мебель подходит исключительно для сухих комнат (спальня, гостиная). Часто можно увидеть нестандартные фасады с фигурными витражными вырезами. Стекло принято крепить на накладку с внутренней стороны дверцы.

Это выполнение качественного, долговечного декора. Отличается строгостью форм, выполняется без эстетических излишеств. За основу берутся МДФ или ДСП-плиты, которые покрываются тонким бесшовным пластиком. Пластиковый фасад – ещё один дорогой, но крайне практичный вариант.

Характеристики:

  • гладкая поверхность (глянцевая, матовая);
  • лаконичный дизайн;
  • АБС кромка или алюминиевый профиль.

На пике популярности сейчас находятся суперглянцевые акриловые панели для изготовления мебели своими руками.

Дерево и шпон

Дорогостоящие, но натуральные материалы. Бытует мнение, что и с экологической точки зрения вариант проигрывает, так как в его составе много лака и пропиток. Всё реже встречается крашеный фасад «под эмаль». Насыщенный цвет, который так ценился раньше, появился и у конкурентов, например, у акрила. Существенный минус такой мебели в том, что она неустойчива к деформации и появлению царапин.

Алюминиево-стеклянные фасады

Оптимальный метод при выполнении мебели своими руками в стиле хай-тек.

Подготовка чертежей для изготовления мебели

Сборочные чертежи – это личный путеводитель во время рабочего процесса. Если уделить этой части должное внимание на подготовительном этапе, то мастеру не придётся судорожно делать расчёты и бояться что-то прикрепить не на своё место. Облегчить себе задачу сборки можно, набросав всё на простом листе бумаги от руки или воспользовавшись .

Следует помнить, что чертёж должен быть внятным и читабельным хотя бы для того человека, который будет заниматься сборкой мебели.

Расчёт и деталировка

Сделать корпусную мебель своими руками без учёта расхода материалов невозможно. Этот этап требует составления подробного списка того, из какого материала будет сделана каждая деталь с указанием её параметров. Лист отдаётся в ближайший доступный цех, где все элементы будут распилены и первично обработаны (кромка).

Список должен включать расходные материалы на корпус, фурнитуру, крепёжные изделия. Так можно легко посчитать итоговую стоимость мебель, учитывая услуги цеха. Цена вещи, изготовленной своими руками дома, на 30–35% меньше розничной цены в магазинах.

Технология сборки мебели

Любую мебель следует начинать конструировать своими руками с основного каркаса, то есть с самых больших деталей, постепенно добавляя маленькие. Пример сбора книжного шкафа:

  1. После подготовительного этапа соединяются боковые, верхняя и нижняя стенки каркаса и выравнивается диагональ.
  2. Затем при помощи саморезов прикрепляется задняя часть из ДВП.
  3. Третий этап – крепёж полок. Конфирматы гарантируют более прочное соединение.
  4. Подпорченные метизами места боковых стенок с внешней стороны можно задекорировать подходящими по цвету заглушками.
  5. Теперь пришла очередь дополнительных внутренних деталей, например, у полок могут быть царги (дополнительные перегородки).
  6. Последними монтируются декоративные части (накладки, фасад и т. д.).

По этой же схеме собираются кровати, кухонные тумбы, шкафы-купе и другая домашняя мебель. При использовании травмоопасного электрического оборудования соблюдаются общепринятые меры безопасности.

Для того чтобы сделать мебель самостоятельно, нужно иметь желание, немного внимательности, время и наличие базовых знаний в сфере строительства. Если всё делать правильно, в итоге получится эксклюзивный и функциональный предмет декора, который прослужит долгие годы и будет идеально вписываться в интерьер квартиры.

Сегодня существует огромное разнообразие видов мебельных изделий. Мебель различается:

  • по назначению: бытовая - для гостиной, спальни, детской и подростковой комнат, для кабинетов, кухонь, прихожих, столовых, для отдыха (мягкая); гостиничная; корабельная; для поездов; для самолетов; для общественных зданий; офисная; садово-парковая;
  • по материалам, из которых она изготовлена, и по способам изготовления: из массивной древесины, из плитных материалов, металлическая, пластмассовая, стеклянная; гнутоклееная, плетеная;
  • по конструкции: корпусная, встроенная, решетчатая;
  • по стилям, видам отделочных материалов и т. д.

Этот перечень не претендует на точность классификации мебельных изделий и не охватывает всего разнообразия, которое постоянно пополняется появляющимися на рынке предложениями разработчиков мебели. Ведь производители стремятся не только удовлетворить высказываемые требования покупателей, но и выполнить скрытые пожелания потребителей. Поэтому не все предложения новых видов мебели приживаются на рынке − если новшества не отвечают ожиданиям покупателей, то они не станут платить за ненужную вещь.

Древнейшая мебель создавалась при строительстве жилища и была неподвижной (сегодня её назвали бы встроенной). Современное понимание мебели связано с возможностью передвигать изделия по помещению при обустройстве жилища. Что, разумеется, не исключает и варианты встроенных шкафов, столов, полок и т. п.

Для работы с древесиной издавна использовались разнообразные инструменты: топоры, тесла, пилы, долота, токарные резцы, скобели, сверла, стамески, резцы для резьбы по дереву. Лесопиление на Руси узнали в XVII веке. Бревно и кряж с помощью клиньев раскалывали на три части и получали срединную толстую доску и два горбыля. Эти доски тесали до нужной толщины. Для соединения деталей мебели использовали шипы разных конструкций, шпонки, нагели и различные клеи. Щитовые элементы мебели изготавливали, соединяя между собой бруски поперечными брусками в форме клина.

В том же веке появились декор мебели и резьба на мебельных изделиях.

Крепежная фурнитура стала использоваться мебельщиками только в XX веке.

На рубеже XIX-XX веков производство носило индивидуальный характер. Ведь даже при изготовлении партии одинаковых изделий не применялся обязательный в серийном производстве принцип взаимозаменяемости. Необходимое качество сборки достигалось подгонкой, доработкой деталей. В этот период были изобретены первые специализированные станки для столярного и мебельного производства. Многие из них принципиально сохранили конструкцию: круглопильный станок с кареткой, фуговальный станок, ленточнопильный станок и др.

Появившиеся столярные плиты (клееная конструкция из брусков с наружными слоями из фанеры) значительно повысили производительность мебельных фабрик и мастерских и качество щитовых деталей. Широко применялась технология облицовывания: оклеивание пластей и кромок деталей, сделанных из дешевых пород древесины, и столярных плит шпоном более ценных пород.

Переходу мебельного производства на промышленную основу способствовали:

  • применение металлической крепежной фурнитуры;
  • появление оборудования, позволяющего уменьшить долю ручного труда;
  • использование фанеры и столярных плит в конструкциях;
  • заимствование из машиностроения принципа взаимозаменяемости, то есть соблюдение требований к точности изготовления деталей (в виде предельных отклонений размеров), позволяющее собирать мебель без предварительной подгонки.

Наиболее значительное развитие мебельные технологии получили во второй половине XX века. И на темпы, и на направления этого развития оказывало большое влияние появление новых и совершенствование используемых материалов для мебельных изделий.

Можно по-разному относиться к древесно-стружечной плите (ДСтП) как материалу для мебельных конструкций, но нельзя недооценивать её значения для развития мебельных технологий. С её появлением производители получили возможность раскраивать полноформатные плиты на заготовки нужных размеров, не обращая внимания на направление волокон.

Проблема с сушкой древесины уже была не так остра для производственников, оставалось только обеспечить сушку деталей из массивной древесины.

Вот как изменились мебельные технологии с появлением ДСтП. Были созданы станки для раскроя полноформатных плит, а затем и линии, выполняющие весь набор операций раскроя, в том числе и такую интеллектуальную функцию, как составление карт раскроя. Разработан специальный инструмент для обработки ДСтП с твердосплавными вставками, напаянными пластинами: пилы, фрезы, сверла; развилась целая отрасль по производству и обслуживанию дереворежущего инструмента. Необходимость наращивать производительность требовала повышения скорости обработки при всех операциях. Для выполнения многих операций стали внедряться станки проходного типа. Изменилась технология облицовывания пластей щитовых деталей из ДСтП, так как плита в качестве основы для облицовывания потребовала другого подхода к подготовке и режимам производственного процесса. Появились материалы для облицовывания в виде пленок на основе пропитанных смолами бумаг; использовавшиеся многопролетные прессы уступили место однопролетным «короткоконтактным» прессам проходного типа, применение которых стало возможным благодаря созданию клеев быстрого отверждения. Такие прессы хорошо встраивались в линии облицовывания. Возникли линии каширования. Для формирования отверстий стали использовать многошпиндельные сверлильно-присадочные станки проходного типа, которые значительно повысили производительность и не требовали много времени для перенастройки. Облицовывание кромок заготовок тоже приобрело проходной характер − этому способствовал клей-расплав, который отвердевал сразу после охлаждения. Станки проходного типа были созданы в 60-х годах прошлого века и позволили механизировать эту трудоемкую операцию и значительно повысить производительность фабрик.

Предприятия выстраивали серийные, даже крупносерийные производства: станки проходного типа, полуавтоматические, автоматические линии обработки, укладчики, передающие устройства между операциями, − все это увеличивало скорость, производительность труда работников, давало больше возможностей для обеспечения высокого качества продукции, но… привело к существенному сужению ассортимента выпускаемой продукции.

Следующий этап серьезного развития мебельных технологий пришелся на период появления на рынке древесно-стружечных плит, облицованных пленками на основе бумаг, пропитанных смолами. В России такие плиты называются ламинированными. Стало возможно не думать об операции облицовывания пласти и об отделке защитно-декоративными материалами. Технология производства мебельных щитовых заготовок сводилась к нескольким операциям:

  • раскрою уже облицованных полноформатных плит, заранее выбранного цвета и текстуры (при таком раскрое, однако, следовало учитывать направление рисунка облицовки);
  • облицовыванию кромок заготовок (при этом выполнялся весь комплекс сопутствующих операций обработки облицованных кромок - снятие свесов и формирование фаски, шлифование или полирование, если этого требовал кромочный материал);
  • сверлению отверстий под фурнитуру.
Набора этих операций достаточно для изготовления деталей прямоугольной формы, из которых можно собирать мебель простейшей конструкции.

Неискушенному предпринимателю такая технология покажется простой и легкой. Но это не так. «Простая» технология таила в себе новые проблемы:

  • при раскрое ламинированных плит обычным способом от пилы неизбежно образовывались сколы облицовочного материала, которые нельзя зашлифовать или зашпаклевать и закрыть лакокрасочным слоем;
  • на уже готовом покрытии заготовок при проведении последующих операций образовывались царапины, а финишной отделки, которая «исправляла», скрывала возникающие в процессе производства деталей мелкие проблемы, не было;
  • отсутствие процедуры нанесения защитного покрытия на уже облицованные кромки деталей потребовало особого внимания к снятию свесов облицовочного кромочного материала и формированию фаски. Дело в том, что фаска оставалась теперь без защиты при эксплуатации, а её толщина уменьшилась, ведь материал на основе пропитанных бумаг намного тоньше шпона.

Все эти проблемы потребовали от работников мебельного предприятия более аккуратного, бережного отношения к объекту обработки на всех операциях − и технологических, и транспортных. Первым решением проблемы сколов было введение обработки кромок раскроенных заготовок фрезерованием − трудоемкой и дорогостоящей операции. Затем появились станки с подрезной пилой, которые за счет точности настройки взаимного расположения основной и дополнительной пилы позволили избежать сколов и дополнительного фрезерования.

С начала широкого использования ламинированных ДСтП в мебельном производстве прошло больше 30 лет. Технологии совершенствовались, сам материал изменялся: появилось много разнообразных рисунков и текстур, а также плиты, облицованные пленками, пропитанными меламиновыми смолами, которые более стойки к механическим воздействиям.

На дальнейшее развитие технологий и конструкции мебельных изделий, безусловно, повлияло и появление плит MDF. Их плотная однородная структура позволила облицовывать детали тонкими материалами без дополнительной подготовки основы, а способность равномерно впитывать лакокрасочные материалы дала возможность покрывать поверхности глянцевыми эмалями.

Стоит отметить, что запросы мебельщиков привели к изменениям и в технологии выпуска древесно-стружечных плит: теперь они поступают от деревообработчиков уже калиброванными, шлифованными, со специальными мелкоструктурными наружными слоями. А ведь ещё в 70-80-х годах прошлого века перед мебельными фабриками стояла проблема калибрования заготовок из ДСтП, а также дополнительного шпаклевания поверхностей (или применения дополнительного слоя облицовочного материала, так называемого подслоя) заготовок перед их облицовыванием тонкими пленками.

Завоевывающий сегодня все большую популярность плитный материал с сотовым заполнением тоже даст толчок новым разработкам в технологиях мебельного производства. Хотя крупнейшие производители крепежной фурнитуры прилагают немалые усилия, для того чтобы мебельщикам не пришлось менять присадочное оборудование при переходе на новый материал. Они предложили для плит с сотовым заполнением специальные конструкции стяжек, петель и т. п.

А вот операция облицовывания кромок таких плит потребовала создания дополнительного опорного слоя кромочного материала и фрезерования специального паза под него. Тем не менее специалисты прогнозируют широкое применение этого материала в мебельной промышленности из-за его несомненного преимущества − небольшого удельного веса.

А вот пример того, как изменение качества облицовочного материала, в частности декоративного бумажно-слоистого пластика (ДБСП), привело к изменению технологии изготовления мебели. Ещё 1970-1980-е годы на мебельных фабриках использовался ДБСП, который терял декоративные свойства при нагревании в горячем прессе, поэтому его наклеивали только холодным способом. Современные ДБСП не только могут иметь глянцевую, матовую или специальную бугристую поверхность, но и не боятся кратковременного нагрева, что позволяет проводить облицовывание этими материалами в тех же прессах, где проводятся подобные операции с использованием других пленок или шпона.

А способность ДБСП «постформироваться» (при нагреве его можно изгибать) позволила разнообразить конструкцию таких деталей мебели, как столешницы и фасады. Так возникла новая операция − постформинг.

Стоит отметить и такой широко применяемый облицовочный материал, как пленки ПВХ, которыми облицовывают мебельные поверхности в вакуумных прессах. Этот способ и этот материал позволяют облицовывать самые разнообразные рельефные поверхности быстро и с высоким качеством. А прессы этой же группы − мембранные − дают возможность использовать для рельефных поверхностей и другие облицовочные материалы (шпон, различные пленки).

На современном этапе меняется и концепция мебельного производства, которое теперь стремится удовлетворить разнообразные желания потребителя.

Фабрики в пылу конкурентной борьбы расширяют ассортимент выпускаемой продукции. Но конструкции оборудования проходного типа, которым требуется немало времени на перенастройку, сдерживают это движение вперед.

Современные обрабатывающие центры различной функциональной направленности решают эту проблему. Эти станки с ЧПУ, относящиеся к позиционному оборудованию, быстро настраиваются, имеют высокую производительность и точность. Обрабатывающие центры, как правило, не расставляют по технологическому потоку − из них формируют самостоятельные участки.

Операции, выполняемые на таком оборудовании, носят комплексный характер, то есть укрупняются: при одной установке заготовки выполняется несколько простых операций. Процесс развития технологий и организации мебельного производства вплотную подошел к изготовлению изделий по индивидуальному заказу потребителя, но теперь на высокопроизводительной автоматизированной основе. Передовые мебельные предприятия уже работают по этим современным принципам.

Ирина БАТЫРЕВА, доцент СПбГЛТА