Альтернативные источники энергии

Социальное влияние: процессы и среда. Социальная психология влияния

Социальное влияние: процессы и среда. Социальная психология влияния

C лекций по формированию личности(Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.)

Определение понятия «социального влияния» О социальном влиянии говорилось еще во времена античности. Первые определения влияния в основном были сфокусированными на искусстве построения речи и ораторскому мастерству. В Древней Греции изучение влияния было связано с риторикой. Аристотель выделял в качестве основных условий эффективного воздействия доверие к источнику воздействия, апелляции к эмоциям и логику обоснования. Он также отмечал, что результативность воздействия возрастает, если он строится на общем почве субъекта и объекта воздействия, что предполагает знание аудитории и ее представителей. Выдающийся оратор Цицерон выделял пять элементов убеждающего воздействия: создание очевидности аргументов, их организация, художественная стилизация, содействие их запоминанию, их искусное проговаривания. Итак, социальное влияние определяется исследователями этого феномена как влияние на психику человека, поэтому это понятие нельзя отождествлять с понятием «социально-психологическое воздействие». Социальное влияние в широком понимании, как асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность применять действие относительно другой, а в узком смысле - как изменение знаний, установок или эмоций человека, который может быть вызвана действиями других людей. Он различает такие виды социально-психологического воздействия; - Принуждение (основным средством давления - возможное наказание за отказ подчиниться); - Награждение (средство давления - вознаграждение за согласие подчиниться); - Легитимное (обусловленное законом); - Информационное и экспертное (обусловленное убеждением в компетенции источника социального влияния); - Референтное (обусловленное идентификацией объекта социального воздействия с субъектом) Следовательно, проблемы социального влияния - это проблемы изменений, которые происходят в психике человека в результате воздействия на нее со стороны других людей, а также того, как именно происходят эти изменения, какие механизмы здесь работают. Ведь социальное влияние - это давление на человека со стороны агента влияния, которое осуществляется без каких-либо насильственных действий, без ограничений физической свободы действий, без какой-либо угрозы (прямой или косвенной) жизни или здоровью объекта воздействия. Объект воздействия свободно, добровольно принимает систему ценностных смыслов субъекта влияния. Социальное влияние является воздействием на психику человека . Это влияние осуществляется на основе законов человеческой психики и основывается на психологических особенностях человека, которые делают ее податливой к влиянию. К этим особенностям относятся, прежде всего, эмоционально-мотивационная сфера личности, ее самосознание. Неправильно было бы представлять социальное влияние в виде отдельных актов или разъединенных попыток людей влиять друг на друга. Социальное влияние действует на нас постоянно, потому что мы находимся в непрерывном потоке людей и взаимодействий. Все эти события, люди, ситуации, обстоятельства и т.д. образуют единое энергетическое поле социального воздействия, в котором каждый индивид является одновременно субъектом и объектом воздействия. В рамках энергетического поля социального влияния существует много разновидностей срабатывания его компонентов. Энергетические потенции, заложенные в самом механизме социально-психологического взаимовлияния, могут по разному проявляться в различных социальных связях.

Влияние социальных институтов на социализацию личности

Определение 2

Институты социализации – это учреждения и организации, направляющие процесс социализации и оказывающие на него непосредственное влияние.

Институты социализации подразделяют на:

  • первичные институты социализации – семья, дошкольные учреждения, школа, секции и кружки для детей и молодежи, группы сверстников и т.д.;
  • вторичные институты социализации – государство и его органы, церковь, высшие учебные заведения, средства массовой информации и т.д.

На процесс социализации личности оказывают воздействие различные социальные институты:

  1. Семья. Родители – агенты первичной социализации. Семья учит правилам и нормам поведения,
  2. Школа. Обучает дисциплине, воспитывает коллективизм, уважение к старшим. В школе осваиваются культурные ценности, моральные нормы, ребенок приобретает новые знания, умения и навыки.
  3. Социальные кружки, спортивные секции. Способствуют развитию физических качеств, терпению, выносливости, чувству коллективизма.
  4. Церковь. Учит терпению, добру, справедливости и милосердию.
  5. Армия. Приучает к дисциплине. Развивает чувство ответственности, патриотизм.
  6. Средства массовой информации. Способствуют формированию определенных отношений к культурным и иным ценностям, принятым в обществе.

Влияние образовательных и культурных институтов

Определение 3

Образование – это социальный институт, который обеспечивает развитие общества в следствие структурированной передачи социального опыта в виде определенных знаний, умений и навыков.

Образовательные и культурные институты оказывают разнообразное влияние, которое заключается в:

  • адаптации, т.е. подготовке к жизнедеятельности в социуме;
  • управлении на основании принятых норм разнообразных проявлений группового и межгруппового поведения, повседневных межличностных контактов людей;
  • определении способов и порядка взаимного общения;
  • регуляции методов обмена и передачи информацией, обращения, приветствия и т.д.;
  • обучении специалистов;
  • приобщении к культурным нормам и ценностям;
  • раскрытии личного потенциала каждого человека.

Влияние экономических и политических социальных институтов

Замечание 1

Экономический и политический социальные институты оказывают наибольшее влияние на стабильность общества, его развитие как социальной системы.

Экономическая система представляет собой взаимосвязь разнообразных экономических структур, функционирование которых регулируется определенными экономическими институтами. Социальный институт охватывает только один сегмент экономики.

Институты, оказывающие влияние на экономику:

  1. Институт собственности. В его состав входит система органов социального контроля, учреждений и организаций власти, правовых и моральных норм, стандартов, ценностей, стереотипов поведения, связанных с различными формами собственности (государственной, общественной, муниципальной, групповой, индивидуальной и др.). Как социальный институт собственность является мощным средством, активизирующим и стимулирующим деятельность людей.
  2. Институт рынка. Рыночная экономика – это саморегулирующаяся экономическая система, в основе которой лежит производство товаров, их обмен в соответствии со спросом и предложениями в условиях свободной конкуренции. Институт рыночной экономики позволяет реализовать человеку свои частные интересы, обеспечивает путь к эффективному и динамичному хозяйственному развитию, создает

Топюк Анна Викторовна

Студентка 5 курса, кафедры психологии АМГУ, г. Благовещенска

Бадалян Юлия Валерьевна

Научный руководитель, канд. псих. наук, доцент АМГУ, г. Благовещенска

В данной работе, я постараюсь дать характеристику явлению «социальные сети», понять причины формирования зависимости от социальных сетей и проанализировать механизм их работы.

Зависимость от «социальных сетей», вспыхнувшая несколько лет назад за рубежом, охватила и Россию. Интернет предоставил возможность людям, ранее имевшим общение, найти друг друга и наладить контакт. Бывшие одноклассники, однокурсники, армейские товарищи, сокамерники и люди, которые встречались лишь однажды, погрузились с головой в компьютер, заполнив социальные сети. Увлекшись поиском старых друзей и родственников,человек не замечает, как виртуальная жизнь выходит на первый план, настойчиво смещая реальную.

Сайт «Одноклассники» насчитывает более 30 000 000 пользователей, и ежемесячно эта цифра увеличивается на полтора-два миллиона. На сайте «В Контакте» каждую секунду создается новый профиль. 68 % молодежи в возрасте от 18 до 24 лет – «сидят» на этих сайтах ежедневно. Социальная сеть это веб-сервис, некое виртуальное сообщество, состоящее из людей с одинаковыми интересами, наклонностями, деятельностью, одноклассниками.

У каждого человека есть явные и скрытые потребности, которые он стремиться удовлетворить, это может быть потребность в общении, самореализации, а соц. сеть даёт ощущение удовлетворение этих потребностей. И всё это кажется очень доступным, стоит написать красивую цитату, и тебе отвечают 10 человек, стоит загрузить новое фото и тебе поставят 15 человек, 10 баллов, стоит сделать пару кликов и в друзьях уже новый знакомый. Однако происходит уход от реальности, подмена реального общения на виртуальное, которое даёт ощущение удовлетворение потребностей. Чем больше он получает общение через соц. Сеть тем больше ему хочется, а потребность всё также остаётся неудовлетворённой, ему сложнее жить реальной жизнью .

Каждый пятый зарегистрированный пользователь (21 %) посещает социальные сайты два-три раза в неделю, каждый десятый (11 %) - еженедельно, лишь 2% бывают на социальных страницах ежемесячно, реже одного раза в месяц заходит каждый 20-й пользователь.

Средняя продолжительность ежедневного пребывания в социальных сетях среди молодежи составляет более 3,5 часов. Место живых эмоций занимают смайлики и рожицы, а место лица собеседника – «аватар».

Известны факты систематического нахождения отдельных людей в интернете по 18 и более часов в сутки, по 100 и более часов в неделю. Но вопрос не в цифрах. По словам доктора Кимберли Янг, «степень сетевой зависимости определяется не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в реальной жизни» .

Интернет-аддикция наносит ущерб отношениям с семьей и друзьями, влияет на выполнение повседневных обязанностей, полноценный сон, чтение книг и периодики, просмотр телепередач, занятия спортом, хобби, социальные контакты (посещение концертов, хождение в гости и т.п.)

Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем, из-за нереализованных желаний, а также скрытых комплексов и трудностей в общении, ведь в виртуальном мире намного легче выразить себя, создать идеальный образ. Особое значение имеет осознание собственной защищенности и анонимности, чего нет при живом общении.

Происходит полная замена реальных отношений виртуальными. Большой процент пользователей удаляется из сетей, но через некоторое время снова создают странички, они осознают свою зависимость, но не в состоянии с ней справиться. Есть процент и тех, кто смог отказаться от постоянного пребывания в сети.

Больше всего зависимости от интернет подвержены люди с заниженной самооценкой. Человек создает образ, которому хочет соответствовать и выдает информацию на странице за действительную. Некоторые пользователи, осознавая расхождения с созданным персонажем, избегают личных встреч с новыми виртуальными знакомыми, а постепенно и с остальными людьми .

Развитие интернета превратило человечество в одну большую глобальную деревню и дало возможность организации коммуникаций людям из разных частей планеты в режиме реального времени. Сформировалось поколение, которое обладает новыми идентификационными параметрами и воспринимает виртуальную реальность как реальную среду обитания. Появление новой особой среды обитания человека уже приводит к изменениям сложившихся в социуме архетипов и форм социальных взаимодействий. Учёт этого фактора требует корректировки всех практических действий по организации и управлению информационными ресурсами.

Самыми популярными являются социальные сети, с помощью которых молодёжь пытается выразить себя, создать свое виртуальное «Я». Там подростки пытаются рассказать о своих достижениях, «подвигах», талантах, надеясь получить общественное признание и восполнить недостающее общение. Социальные сети стали для всех одним пристанищем, где собрались люди самого разного социального уровня, возраста, пола и вероисповедания. Люди втягиваются во вредный процесс ненужной соревновательности, где фактически поощряется полная безнравственность.

И все же, несмотря на все отрицательные стороны социальных сетей, нельзя не признать, что назад дороги нет. И отказаться от них уже никто не сможет, потому что, если это сеть для общения, то она очень удобна, экономна и практична, если для работы и творчества, то кажется быстрой, продуктивной и полезной.

По мнению психиатров, у поколения 90-х, которому неведом мир без интернета, может развиться «потенциально опасный» взгляд на окружающий мир и на собственную личность. Дети, которые с пеленок привыкли к социальным сетям, могут испытывать трудности в «реальных» взаимоотношениях с людьми, поскольку плохо разбираются в тонких оттенках выражений лица, тона голоса и языка тела.

К тому же социальные сети формируют у подростков ложное впечатление, что любовь и дружбу легко завоевать и столь же легко разрушить. Это мир, где события происходят стремительно, где все постоянно меняется, где от близкого человека можно избавиться одним щелчком мыши, где в одно мгновение можно уничтожить свой профиль, если он не нравится, и заменить его на более приемлемый. Людям, привыкшим к быстрому течению интернет-жизни, реальность может показаться слишком скучной, и они могут попытаться «оживить» ее, совершая импульсивные поступки, в том числе попытки самоубийства, поскольку им свойственно занижать ценности реальной жизни.

Подростки вопреки логике верят в бессмертие. Размышляя о своей смерти, они представляют собственные похороны, слезы и угрызения родных так, как будто бы они еще живы, смотрят на все это невеселое действо со стороны. Инстинкт самосохранения полностью формируется только к 21 году. Поэтому подростку, как это ни грустно звучит, решиться уйти проще, чем взрослому человеку. Да и компьютерные игры, в которые почти все подростки играют, как правило, представляют смерть в виде некоего возобновляемого ресурса - ты бьешься с врагом, тебя убили, ты перезагрузил игру - и снова бежишь по полю.

Большие психологические проблемы могут возникнуть у ребят, чьи родители впадают в одну из двух крайностей: либо вообще не обращают внимания на подростка, либо чрезмерно его контролируют и опекают. Причем опека опеке рознь. Специалисты напоминают: заботиться надо не только о том, чтобы ребенок был сыт, здоров и делал уроки, но и о постоянном эмоциональном контакте.

Можно ведь не следить за успеваемостью сына или дочери, но воспитывать их ненавязчиво, своим примером. Если ребенок видит, что у отца с матерью доверительные отношения, что они совместно решают проблемы, тогда и он не замыкается в себе. Главная причина, по которой подростки уходят из жизни, - конфликты в семье и социуме. Причем опаснее всего скрытые, продолжительные конфликты, когда у ребенка накапливается недовольство ситуацией, близкими и самим собой. Оставшись без эмоциональной поддержки, он может решиться на непоправимый шаг.

Для изучения влияния социальных сетей на подростков мною было использовано анкетирование. Выборка составила 100 человек. Каждому предлагалось ответить на 10 вопросов. В этом исследовании принимали участие студенты АМГУ г. Благовещенска в возрасте 18-19 лет, обучающиеся по специальностям: Экономика, Социология, Менеджмент и управление, Филология.

Согласно результатам исследования социальную сеть «Мой мир» используют 84 %, «Одноклассники» - 76 %, «В контакте» - 34 %, «Фейсбук» - 13 %, причём 70% сидят сразу в 2,3 сетях. Средняя продолжительность ежедневного пребывания в социальных сетях составила более 5 часов. Вместо общения с друзьями, чтением книг и учёбой молодые люди всё больше времени предпочитают находиться в постоянном контакте с виртуальными одноклассниками. Те студенты, у которых время пребывания в сети от 6 до 24 часов, а это 28%, не видят угрозы для себя. Это говорит о неумении анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать оценку своим действиям. У этих студентов отсутствует самокритичность, а это одно из критериев психологического здоровья человека.

На вопрос если бы завтра запретили интернет, чем бы вы себя заняли, 31 % говорит что пошли бы гулять с друзьями, 30 % почитали книги и 20 % наконец-то занялись учёбой по-настоящему. Произошла подмена ценностей. Отсутствует способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинить свои поступки выдвинутым требованиям, на основе которых формируется дисциплинированность, организованность и самостоятельность.

Характерным результатом негативных влияний социальных сетей на подростка выступает высокий уровень социальной деазаптации, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу.

Изучив результаты исследования, я предлагаю несколько пунктов решения этой проблемы:

  1. В нашей области, нужно создать программу по интернет-консультированию. Подросткам комфортнее начинать общение с психологом в Сети. В Европе уже существуют специализированные центры помощи людям, страдающим зависимостью от сетевых сообществ.
  2. Должны появиться «блоги доверия», где специалисты проконсультируют ребят по их проблемам и подскажут, в какую службу обратиться.
  3. Начать реализовывать развивающие программы и тренинги, направленные на развитие коммуникативных способностей (эмпатия, самообладание в конфликте, гибкость и активность в общении), на развитие духовно-нравственных способностей, где подросток научится самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, быть способным к сотрудничеству.

Список литературы

  1. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.- М.: ЮНИТИ, 2009.‑ 165 с.
  2. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. М: Изд-во Эксмо, 2000. – 321 с.
  3. Янг К. С. Диагноз интернетзависимость // Мир Интернет. 2000, № 2. С 24‑29

Социальное влияние

Влияние, оказываемое одним человском на другого чсловека, в то время как он с;ам остается сравнительно недосягасмым для ответного воздействия. Сушсствует несколько разных видов социального влияния, хотя один чсловек () может оказывать все виды влияния одн овременно в своих отношениях с другим человеком (мишенью):

1. Сила принуждения: возможность осуществлять наказание.

2. Сила вознаграждения: возможность награждать за требуемое поведение.

4. Юридическая (законодательная) сила: «мишень» считает, что агент облечен властью принимать решения и отдавать приказы.

5. Притягательная сила: «мишень» идентифицируется с «агентом», либо испытывает влечение к нему.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Социальное влияние" в других словарях:

    Социальное влияние - – общее название процессов, посредством которых человек, группа, общество влияют на мнения, установки, ценности и поведение индивида, групп людей или социальных классов. Термин распространяется и на влияние, которое лица с психическими… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ - Общий термин, использующийся для обозначения всех тех процессов, посредством которых человек, группа или класс влияют на мнения, установки, поведение и ценности других людей, групп или классов … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ - неравновесное, несимметричное отношение и взаимосвязь индивидов, а также малых социальных групп, в границах которого одна сторона (субъект С.В.) способна навязывать другой стороне (объекту С.В.) собственные убеждения, социальные установки,… … Социология: Энциклопедия

    Социальное влияние (social influence) - Любое челов. взаимодействие предполагает власть и влияние. Умение влиять на других и принимать ответственность за такое влияние составляет важную сторону жизни чел. С. в. может рассматриваться с двух различных т. зр.: с позиции черт факторов… … Психологическая энциклопедия

    Социальное доказательство - (от англ. Social proof), или информационное социальное влияние психологическое явление, происходящее когда люди не могут определить предпочтительный способ поведения в сложных ситуациях. Предполагая, что окружающие лучше знакомы с… … Википедия

    Категория В. л. включает в себя процесс собственно влияния, с одн. стор., и индивидуальную способность оказывать это влияние, с другой. В. л. способность одного человека воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим либо успокаивающим… …

    Воздействие на чувства, мысли, психич. состояния и поведение человека с помощью использования психол. средств: вербальных или невербальных. Человек, выступающий в кач. объекта психол. В., как правило, имеет возможность ответить на это воздействие … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Социальное жильё - Социальное жилье (social housing) способ обеспечения граждан жильем, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету. В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости,… … Википедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов… … Российская энциклопедия по охране труда

    влияние - Социальное взаимодействие … Словарь синонимов русского языка

Книги

  • Массовые праздники и социальное партнерство , Сергей Герасимов. Социальное партнерство - важнейший элемент социальной жизни, оказывающий существенное влияние на его развитие. Особую роль в возникновении партнерских отношенийиграют социальные коммуникации,…

В продолжение одной из наших статей на тему социальных ролей, в которой мы рассматривали основные их виды и характеристики, сегодня мы хотим более предметно поговорить о том, какое влияние на личность человека оказывают социальные роли. Учитывая то, что материал по этой теме достаточно велик, без лишних вступлений, приступим сразу к делу.

Вместо введения

Для начала, скажем о том, что любую социальную роль следует понимать, как социальную функцию, стереотип, представление, поведение или вид деятельности. Такое количество представлений о социальных ролях является показателем того, что само это понятие можно с успехом применять с целью описания поведения человека, выполняющего различные социальные функции.

Многие специалисты склоняются к тому, что в социальных ролях заключена функция закрепления наиболее оптимальных способов поведения человека в конкретных обстоятельствах, которые выработаны человечеством на протяжении столетий.

Системность каждодневной жизни человека обусловлена тем, что он последовательно выполняет какие-либо социальные роли, связанные с его обязанностями и правами. Обязанностью же является необходимость для человека выполнять что-либо, исходя из социальной роли, независимо от того, как он к этому относится. В процессе выполнения своих обязанностей, обусловленных социальной ролью, у любого человека есть право предъявлять к окружающим и свои собственные требования.

Важно заметить, что обязанности абсолютно всегда будут сопровождаться правами. А баланс обязанностей и прав всегда будет предполагать оптимальное следование социальной роли в поведении. Если же имеет место дисбаланс, это свидетельствует о том, что социальная роль не усвоена должным образом.

Социальная роль оказывает на огромнейшее влияние. То, как развивается личность, зависит от её взаимодействия с людьми, которые тоже играют определённые социальные роли, а также от того, какое участие она принимает во всём ролевом репертуаре вообще. Если человек способен воспроизводить большое количество социальных ролей, значит, он очень хорошо приспособлен к жизни.

Нам же остаётся лишь пожелать вам успехов в самопознании и освоении социальных ролей!