Электрооборудование

Когда был изобретен первый гвоздь. Гвоздь - фунда­ментальное изобретение человечества! Значение слова гвоздь

Когда был изобретен первый гвоздь. Гвоздь - фунда­ментальное изобретение человечества! Значение слова гвоздь

Помните, какая кутерьма начиналась в доме, когда один из персонажей повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке (не считая собаки)» - дядюшка Поджер брался сделать что-нибудь по хозяйству? Как-то он решил повесить картину. С чего же начал? С гвоздей... «Он посылает горничную купить на шесть пенсов гвоздей, а за нею следом - одного из мальчиков, чтобы передать ей, какого размера должны быть гвозди».

Наверное, не будет преувеличением сказать, что одним из самых популярных хозяйственных товаров является самый обычный гвоздь. Да и в любом доме наверняка найдутся гвозди. А как же иначе? Ведь без них ни ремонта сделать, ни повесить на стену картину, да зачастую и обувь они помогают починить домашнему мастеру. Но гвоздь нужен не только в быту. Без больших гвоздей - костылей не проложить железную дорогу, без гвоздя не обходятся ни мебельная, ни обувная, ни другие фабрики. Нужен он и в строительстве, и в судостроении, - словом, не перечислить все области применения этого скромного труженика.

А появились гвозди еще у первобытного человека. Тогда они представляли собой заостренные рыбьи кости, шипы деревьев и кустарников, щепки. С их помощью скрепляли части построек, лодок, прибивали шкуры, служившие защитой от ветра и снега.

С открытием металла научились ковать, а затем и отливать гвозди. Поначалу их делали из бронзы, но ценились они буквально на вес золота, поэтому и пользоваться ими могли только очень богатые люди. Но уже в древних Египте, Греции и Риме были широко распространены железные и медные гвозди. Археологи при раскопках древних построек во множестве находят такие гвозди и по ним иногда даже определяют время сооружения зданий.

На Руси гвозди ковали с X-XIII веков. Причем это занятие считалось настолько почетным, что о мастерах-гвоздарях упоминали даже летописцы. Вплоть до начала прошлого века, когда придумали машины для изготовления кованых гвоздей, их делали вручную. Примерно в ту же пору появились проволочные гвозди, материалом для них служила специальная проволока.

Гвоздей существует великое множество - и строительные, и кровельные, и толевые, и отделочные. А еще обойные, декоративные, штукатурные, шиферные, обувные, подковные, корабельные, наконец, баржевые. Все они отличаются друг от друга формой стержня и головки, толщиной, длиной. Рост самых маленьких - 5 миллиметров, но есть и гиганты - высотой в полметра! В основном гвозди делают из мягкой стали. Корабельные и баржевые, которые соприкасаются с водой, - из меди и латуни. Обувные бывают металлическими или деревянными (деревянные изнашиваются примерно с той же скоростью, что и подошва).

Во все времена людям хотелось как-то усовершенствовать гвоздь. Так появились «конструкции» с поперечными и продольными насечками (как у напильников - чтобы лучше держались), с винтовыми нарезками (как у шурупов). Вот еще одна оригинальная идея - у гвоздя сначала срезают бока, чтобы получилось квадратное сечение, а затем его скручивают. В результате получается винтовая линия на поверхности.

Для прочного и длительного соединения сильно вибрирующих деталей стали обвивать стержень гвоздя заостренными стальными пружинками. При забивании такого гвоздя пружинки-усики расходятся в стороны и служат как бы удерживающими якорями. Есть усовершенствованная модель железнодорожного костыля, которым крепят рельсы. Изобретатели предложили просверлить в костыле изогнутое отверстие и вставить в него гвоздь. При забивании костыля этот гвоздь, искривляясь, влезает в шпалу наподобие крюка.

Мастер, изготовляющий гвозди. Гравюра конца XV в.

Не обошла гвозди своим вниманием и химия. В Германии, например, выпускают металлические гвозди в тонкой полимерной «одежде». Они очень кстати в производстве мебели - не портят ржавчиной дорогую древесину. А в Англии решили делать гвозди из... стеклопластика. Оказывается, они не уступают в прочности металлическим. Где они используются? Тоже для производства мебели, только судовой, поскольку она постоянно «живет» в сырости.

Деревянный собор в Кижах, построенный без единого гвоздя.

Но пожалуй, самым оригинальным можно признать гвоздь, изобретенный в 1972 году одним англичанином. Все знают: труднее всего забивать гвоздь в самом начале, когда приходится удерживать его пальцами и стараться ударами молотка верно направить, насадить. После этого работать куда легче. Так вот, этот гвоздь пустотелый: сквозь отверстие в острие ходит, как поршень, дополнительный тонкий «насадочный» гвоздь, а сквозь отверстие в шляпке - боек. Центральная же часть гвоздя заполнена... взрывчаткой! При ударе по шляпке, а точнее - по бойку, взрывчатка воспламеняется, и тонкий гвоздь выстреливается в дерево. Основной гвоздь насажен, и теперь, пожалуйста, заколачивайте, не боясь повредить пальцы. Такой гвоздь можно сравнить с патроном, и подобное «военное» сопоставление не будет единственным. Ведь сейчас производство тары поставлено на поток, где каждый гвоздезабивочный агрегат «заряжен» лентой с гвоздями, уложенной параллельно или закрученной в спираль, ну ни дать ни взять - боевой пулемет!

Можно делать гвозди из металлической стружки. Обычно ее отправляют в переплавку. Инженеры нашли ей применение: в специальных прессах стружка превращается в плотную, почти неотличимую от сплошного металла массу. Из этой массы получают довольно неплохие гвозди. Тот же результат, если взять старые консервные банки.

А как вы думаете, можно ли продавать гвозди в качестве сувениров? Именно такое применение нашел один предприимчивый делец древнеримским гвоздям, обнаруженным в наши дни в Шотландии. В I веке до нашей эры здесь стояла древнеримская крепость. Однажды легионерам пришлось срочно покинуть укрепления. И поскольку они не хотели оставлять врагу ценности, то зарыли имевшийся у них запас гвоздей (ни много ни мало - 7 тонн) на глубину 3 метров. Вот этот «клад» и откопали строители. Велико было их удивление, а потом и ученых, когда они увидели, что гвозди сохранились в идеальном состоянии, без единого пятнышка ржавчины, хотя все ящики давно сгнили. И тогда эти гвозди разложили в целлофановые мешочки с надписью: «Гвоздь, аналогичный тем, которыми был распят Иисус Христос» - и пустили в продажу.

Но вернемся к дядюшке Поджеру. Ему все же удалось повесить картину (правда, криво и ненадежно), и «стена на несколько ярдов вокруг выглядит так, будто по ней палили картечью». Но дело сделано, а ведь все началось с обыкновенного гвоздя...

Возьми на заметку

Гвоздь можно забить, не повредив пальцы, придерживая его с помощью бельевой прищепки, гребенки, пластилина, узкой полоски бумаги, сложенной вдвое.

В пружинящую планку гвоздь можно вдавить струбцинкой.

В истории человечества есть такие простые предметы, что, казалось бы, и разговор заводить о них не стоит. Ну что может быть интересного в истории, к примеру, тряпки для мытья пола? Или в истории горшка для цветов? Или гвоздя? Но вот относительно последнего предмета утверждение, что он прост и неинтересен, в корне неверно, хотя мы, не задумываясь, вбиваем гвоздь в стену и считаем, что уж этим-то предметом нас точно не удивить. А ведь гвозди человек использует с незапамятных времен, а значит, история их как минимум длинная - десятки тысяч лет, и что-то любопытное в ней непременно есть. Пока первобытный человек еще не умел пользоваться железом, а также бронзой и другими металлами, он все равно был вынужден строить себе жилища, а при строительстве без скрепляющих элементов никак не обойтись. Поэтому первые гвозди делались из подручных средств - из шипов растений, и костей рыб и животных, из щепок, осколков кремния, твердых пород дерева. Использовали их не только для строительства жилищ и лодок, но и в качестве примитивных вешалок, для прибивания шкур в дверных проемах, чтобы они служили защитой от ветра и снега. Деревянные гвозди, конечно, назвать гвоздями в прямом смысле слова сложно - они выглядели скорее как клинья, а не как привычный для нас стерженек со шляпкой, но и они, тем не менее, служили человеку верой и правдой. В основном, деревянные гвозди использовались в постройке судов. Такие гвозди получили название барочных - если речь шла о речных судах, и корабельных - если о морских. В зависимости от области их применения, их делали из разных пород деревьев. Например, для корабельных гвоздей использовали наиболее стойкие породы: дуб, сосну, клен и акацию. Такие гвозди сначала выстругивали, а затем обрабатывали смолой для увеличения срока их службы. Но все равно деревянные гвозди большим сроком службы не отличались - они усыхали и деформировались. И все-таки применялись очень долго, даже тогда, когда в обиход вошли железные гвозди. Деревянные гвозди продолжали применять в строительстве, для прикрепления деревянной черепицы. Длина их составляла один дюйм. Отдельная область применения деревянных гвоздей - это сапожное ремесло. Интересно, что сапожники их использовали и гораздо позже того, как были изобретены гвозди металлические. В обуви ручной работы их используют и сейчас, например, при изготовлении ковбойских сапог, а также ботинок и мужских туфель известных фирм, производящих эксклюзивный товар. Кстати, изнашиваются они примерно с той же скоростью, что и подошва, сделанная в таких изделиях из натуральной свиной, как правило, кожи.

Металлические гвозди появились сразу же, когда человек познакомился с обработкой металлов - в бронзовом веке, примерно пять тысяч лет назад. Изготавливались они путем ковки, позже иногда - методом отливки в форме. Гвозди на тот момент были товаром редким, ценились очень высоко, буквально на вес золота, поэтому и употреблять их могли только очень богатые люди. Огромным уважением пользовались мастера, которые умели изготавливать эти ценные и нужные в хозяйстве предметы. Например, об этом нам поведало множество глиняных табличек, найденных в древнем месопотамском городе Ур. В них содержалось много чисто бытовых сведений, в том числе и о строительстве и строительных материалах. Датируются эти таблички примерно III тысячелетием до н.э. По всему выходит, что в Месопотамии гвозди в тот период уже широко использовались. Упоминаются бронзовые гвозди и в свитках Древнего Египта и в письменных источниках других древних культур. Множество бронзовых гвоздей найдено и при раскопках античных городов Средиземноморья. Зная, как выглядели гвозди в тот или иной промежуток времени и из чего их тогда делали, археологи даже определяют с их помощью время постройки зданий. К сожалению, гвозди не всегда использовались лишь в мирных целях строительства или обустройства жилищ. В Римской империи, например, металлическими гвоздями прибивали преступников к деревянным крестам во время казни. Такая казнь считалась позорной и применялась исключительно к простому люду. После снятия с креста гвозди вытаскивались и применялись повторно.

Сведения о первых металлических гвоздях можно почерпнуть и из ветхозаветных текстов, а также из раритетных библейских энциклопедий. Так, в них сообщается, что в те времена гвозди использовались не только при строительстве, но и в других современных качествах: "гвозди и костыли, необходимые для вешания платья, занавесей и других разных потребностей, выделываются из железа или дерева вместе с самою стеною во время сооружения оной...". Иными словами, гвозди в стену не вбивали, а сразу, при строительстве, замуровывали их туда, а поскольку первые гвозди были существенно длиннее современных, они в стену входили очень глубоко и поэтому извлечь их оттуда, не повредив стены, не было никакой возможности - разве только отпилить. В Ветхом же Завете содержится информация, что легендарный царь Давид приказал своим приближенным осуществить закупку большой партии железа для изготовления из него гвоздей для нужд своего дворца. Гвозди не всегда были круглыми в сечении. Еще древние греки и римляне делали длинные гвоздики из медного сплава четырехгранной формы, такая форма сохранялась очень долго из-за более удобного процесса изготовления гвоздей: выковать круглый в сечении гвоздь было гораздо сложнее, чем четырехгранный. Производство гвоздей осуществлялось следующим образом: брали металлический прут, накаливали его в горне, затем ударами молота оттягивали его на наковальне. Получался стержень-заготовка. С одного конца такой стержень заостряли, с другого делали утолщение для головки. После этого прут помещался в гвоздильню - специальный брусок с отверстием, где головка расплющивалась под ударами молотка. Другим способом изготовления железных гвоздей было использование так называемых костыльков. В этом случае железные полосы нарезали сначала на поперечные полосы шириной в предполагаемую длину костылька, а затем вдоль на отдельные куски по диагонали, чтобы один конец был заостренным. Затем в гвоздильне загибалась тупая сторона, образуя шляпку. Костыльки, с их узкими головками, применяются в столярном деле и поныне. Да и не только там. Например, при прокладке железнодорожного полотна применяются железные костыли, которые являются ни чем иным, как очень большими квадратными в сечении гвоздями. Позже гвозди ковали из холодного или накаленного железа машинным способом. Литые гвозди производили из чугуна с последующим отжигом. Все эти процессы были очень трудоемкими, требовавшими не только больших временных затрат, но и людских ресурсов. Только в Англии в 1741 году на производстве гвоздей работало около 60 000 работников. Параллельно с железными в средние века продолжали существовать и медные гвозди. Их делали преимущественно из медной проволоки, потому что медь - металл по сравнению с железом гораздо более мягкий и изготовить проволоку даже ручным способом гораздо легче. Профессия кузнеца, изготовлявшего гвозди, по-прежнему была в почете. Такой специалист назывался кузнецом-гвоздарем. Некоторые кузнецы вообще специализировались только на производстве гвоздей. Особым уважением пользовался мастер, умевший изготовить гвозди для лошадиных подков. Они должны были сгибаться до того момента, пока находятся еще в копыте - чтобы не травмировать лошадь, случайно дойдя до живого тела. Сделать такие гвозди и так подковать лошадь умел не каждый кузнец. Поначалу у гвоздей не было каких-либо стандартов на размеры - каждый гвоздарь делал гвозди такой длины, какой считал нужным. Но вот цены на гвозди оставались постоянными или почти постоянными очень долгое время. Поэтому позже стандарт размера гвоздей сформировался на основе цен на них. Гвозди продавали не поштучно, а ящиками, коробками и бочонками. Существовали малые отделочные гвозди, специальные гвозди, гвозди 8 и 16 пенсов. Кстати, понятие "пенс" применительно к гвоздям сохранилось в некоторых европейских странах, особенно в Англии, по сей день. Считается, что это название появилось в Англии в XVII веке, когда денежной единицей там был фунт стерлингов. Фунт стерлингов делился на шиллинги и пенсы. В то время сто маленьких гвоздей стоили один пенс, гвозди размером побольше стоили 4 пенса, а сто больших гвоздей стоили 8 пенсов, 16 и т.д. Поэтому-то размер гвоздей за границей до сих пор принято считать в пенсах. Стоимость гвоздей немного снизилась во второй половине XVIII века, когда их перестали изготавливать вручную. Был изобретен первый агрегат для промышленного производства гвоздей и назывался он "резальная машина". К примеру, англичанин Томас Джефферсон открыл гвоздильный завод на своей плантации Монтиселло, повысив тем самым доходность этого фермерского хозяйства. Эти гвозди в отличие от гвоздей ручной ковки стали называться резаными гвоздями. Они по-прежнему делались четырехгранными. И хотя механизация процесса ускорила время на изготовление одного гвоздя и существенно сократила его стоимость, этот товар все равно продолжал оставаться довольно дорогим, потому что на фабрике, где их делали, было занято много рабочих и обслуживающего персонала для каждой машины, и процесс все равно оставался трудоемким. К тому же на этих заводах было очень шумно, что не сильно привлекало туда рабочих. Поэтому гвозди не только покупали, но и искали, например, после пожара просеивая пепел от зданий в надежде отыскать хотя какие-то гвозди. В Америке, например, так поступали вплоть до XIX века. Найденные гвозди несли кузнецу, который легко мог их выпрямить. Что касается названия "резаные гвозди", то правильно их было бы назвать "выстриженными", потому что они не резались, а как бы выстригались из листовой стали. Толщина стального листа становилась толщиной гвоздя. В отличие от кованых гвоздей, которые сужались к концу и были как бы очень сильно вытянутой пирамидкой, резаные гвозди имели две параллельные стороны, образованные плоскостями листа стали, из которого они были выстрижены. Поэтому второе их название - квадратные гвозди. Резальная машина, к сожалению, пока не была такой совершенной, чтобы совместить в себе все процессы, она делала только стержень гвоздя, шляпку необходимо было формировать на другой машине. Своего расцвета "резальная промышленность" достигла к 1820 году, когда появилась профессия пильщика, стали строить лесопилки и в строительстве применять лесоматериалы различных размеров. Разнообразие гвоздей тут же значительно увеличилось. Параллельно с резаными гвоздями продолжали существовать и кованые, особенно в сельской местности, где процветало кустарное производство; профессия кузнеца- гвоздаря продолжала оставаться популярной и почетной. Некоторые мастера-гвоздари в изготовлении гвоздей достигали значительной скорости, успевая выковать два гвоздя за то время, пока остывает прут, а некий Джеймс Лейстон из Бирмингема за две недели выковал 17 тысяч гвоздей. Резаные гвозди перестали изготавливать только к началу XX века, когда для использования гвоздей стали применять проволоку, равную в сечении по всей длине, хотя первая машина, на которой можно было производить проволоку, появилась в начале XIX века, а запатентована была аж в 1790 году. Но та проволока была тонкой и для изготовления гвоздей не годилась. Проволоку достаточно большого сечения, и к тому же прочную, из стали, придумали только в 1910 году. Это изобретение дало возможность делать круглые в сечении проволочные гвозди. Для производства требовался всего один человек, который закладывал стальную проволоку в машину, машина отрезала гвоздь, делала ему шляпку и заостряла кончик за одну операцию. Весь процесс был полностью механизирован, нужно было лишь включать и выключать машину. Такие машины производили тысячи гвоздей за одну минуту, и гвозди стали дешевыми и доступными и почти сразу появились в каждом доме. Сырьем для изготовления гвоздей служила и служит стальная низкоуглеродистая проволока. Но смогли ли проволочные гвозди заменить резаные? Нет, резаные гвозди продолжали использовать в строительстве. Пусть проволочные гвозди дешевле, но резаные превосходили их по прочности крепления в четыре раза, поэтому-то и не утратили своего значения.

В России первые упоминания о мастерах-гвоздарях датируются XIII веком, хотя есть сведения, что ковать гвозди там начали еще с Х века. Это занятие считалось настолько почетным, что о мастерах-гвоздарях упоминали даже летописцы. Впрочем, на Руси очень часто многое было не так, как везде. Например, высшим пилотажем считалось построить здание без единого гвоздя. Таким зданием стал знаменитый на весь мир деревянный собор в Кижах. Со временем размеры гвоздей, а также форма и размер их шляпок постоянно менялись, люди все время стремились гвоздь как-то усовершенствовать. Так появились гвозди с поперечными и продольными насечками, как у напильников - чтобы лучше держались, с винтовыми нарезками - как у шурупов. Довольно оригинальной идеей было сначала срезать у гвоздя бока, чтобы получилось квадратное сечение, а затем скрутить его в бараний рог. В результате получается винтовая линия на поверхности. Забить такой гвоздь трудновато, зато держит он лучше всяких шурупов. Когда возникла необходимость прочно и на длительное время соединить сильно вибрирующие детали, придумали обвивать стержень гвоздя заостренными стальными пружинками. При забивании такого гвоздя пружинки-усики расходятся в стороны и служат как бы удерживающими якорями. Появилась и усовершенствованная модель железнодорожного костыля, которым крепят рельсы. Изобретатели предложили просверлить в костыле отверстие под углом и вставить в него обычный банальный гвоздь. При забивании костыля этот гвоздь, искривляясь, влезает в шпалу наподобие крюка. Химики тоже не обошли гвозди своим вниманием. В Германии, например, выпускают металлические гвозди в тонкой полимерной "обложке". Они нашли широкое применение в производстве мебели, особенно эксклюзивной - не портят ржавчиной дорогую древесину. А в Англии придумали гвозди из стеклопластика. Как выяснилось, они совершенно не уступают в прочности металлическим. Используются такие гвозди тоже для производства мебели, только судовой, поскольку она постоянно "живет" в сырости. Самым, пожалуй, оригинальным можно признать гвоздь, изобретенный в 1972 году одним англичанином. Видимо, англичанин этот был не очень умелым мастером, потому что гвоздь в его руках, когда надо было забить его в стену, постоянно выпадал. Да оно, в общем, и неудивительно, так часто бывает: забивать гвоздь в самом начале всегда трудно, его приходится удерживать пальцами и стараться ударить молотком очень точно, чтобы дать верное направление. Вот англичанин и придумал пустотелый гвоздь, сквозь отверстие которого ходит, как поршень, основной тонкий "насадочный" гвоздь, который и необходимо забить. В отверстии шляпки находится боек, а центральная часть гвоздя заполнена... взрывчаткой. При ударе по шляпке, а точнее, по бойку, взрывчатка воспламеняется и тонкий гвоздь выстреливается в дерево. Нужный внутренний гвоздь насажен, внешний снимается и внутренний теперь можно заколачивать, не боясь повредить пальцы. Это изобретение можно сравнить с патроном, и подобное "военное" сопоставление не будет единственным. Ведь сейчас, когда производство тары поставлено на поток, каждый гвоздезабивочный агрегат "заряжен" лентой с гвоздями, уложенной параллельно или закрученной в спираль. Прямые ассоциации с лентой какого-нибудь пулемета "Максим"! В последнее время стали делать гвозди из металлической стружки. Раньше ее отправляли на переплавку, но теперь нашли ей другое применение: в специальных прессах стружка превращается в плотную, почти неотличимую от сплошного металла массу. Из этой массы получают довольно неплохие гвозди. Тот же результат достигается, если взять старые консервные банки. Напоминает старые времена, когда сдавали макулатуру, чтобы выпустить новые книги из вторсырья. Некоторые особо предприимчивые граждане наладились даже использовать гвозди в качестве сувениров. Так, например, поступил один хитрый делец с древнеримскими гвоздями, обнаруженным в наши дни в Шотландии. В I веке до н.э. там стояла римская крепость, которую легионеры однажды срочно покинули. И поскольку они не хотели оставлять врагу ценности, то зарыли их на глубину трех метров. Ценностями был имевшийся у них запас гвоздей - ни много ни мало 7 тонн. Этот клад случайно откопали строители. Да, по тем временам это был именно клад! Потому что стоили те гвозди на вес золота. Велико было удивление сначала рабочих, а потом и ученых, когда увидели, что гвозди сохранились в идеальнейшем состоянии! На них не было ни единого пятнышка ржавчины, хотя все ящики давно сгнили. И тогда эти гвозди предприниматель разложил в целлофановые мешочки с надписью "Гвоздь, аналогичный тем, которыми был распят Иисус Христос" и пустил в продажу. Раскупается на ура! Современные гвозди, конечно, не похожи на эти доисторические, хоть и сохранившиеся в идеальном состоянии. Нынешние гвозди делаются при помощи ротационных прессов, большинство этапов процесса изготовления, вплоть до снятия заусениц и нанесения противокоррозионного покрытия, полностью автоматизированы, а размеры приведены к единому стандарту. Начиная с 80-х годов прошлого века длина фабричных гвоздей начала составлять от 6 до 250 миллиметров, а толщина от 0,8 до 8 миллиметров. Гвозди стали применяться в самых разных областях и получили в связи с этим разные названия. Например, гвозди, которые используются для крепления деревянных деталей - доски, брус - получили название строительных. Это, пожалуй, самые распространенные гвозди. Еще в строительстве применяются финишные гвозди - когда нужно произвести отделочные работы, например, прикрепить декоративную вагонку. Такие гвозди имеют небольшую овальную шляпку, что позволяет им быть практически невидимыми. Гвозди, которые используются при покрытии крыш мягким материалом, стали называться толевыми, а для скрепления металлочерепицы - кровельными. Винтовые гвозди широко применяются для крепления поддонов при морских перевозках и грузоперевозках транспортом. Имеется очень много вариантов различных гвоздей и областей их применения. Например, дюкерт-гвоздь, дюбель-гвоздь, гребенчатый (ершеный) гвоздь, шиферный, обойный, декоративный, штукатурный, тарный, формовочный, баржевый, корабельный, подковный - ухналь, сапожный, нагель - деревянный гвоздь и т.д. Все они отличаются друг от друга формой стержня и головки, длиной, толщиной. Размер самых маленьких - 5 миллиметров, но есть и гиганты - до полуметра. В основном гвозди делают из мягкой стали, что не всегда хорошо. Считается, что сталь, идущая на бытовые гвозди, весьма невысокого качества. Корабельные и баржевые гвозди, которые соприкасаются с водой, делают из меди и латуни. Встречаются гвозди из бронзы и даже золота и серебра. Последние, правда, имеют чисто декоративную функцию, например, при изготовлении эксклюзивной мебели. Точнее, золотыми и серебряными в них являются только шляпки. Встречаются гвозди самого разного сечения - от круглого до овального, от четырехгранного до трехгранного. ХХI век подарил нам жидкие гвозди, что идеально скрепят конструкцию, которую нельзя соединить обычным гвоздем и молотком. Хотя это, строго говоря, вообще не гвозди, а клей. Продаются современные гвозди на вес, как, в принципе, и раньше. Гвозди были таким важным инструментом в жизни человека, что их даже стали изображать художники на своих полотнах и гравюрах. Одной из известных работ стала гравюра конца XV века под названием "Мастер, изготовляющий гвозди". Гвоздям и ситуациям, связанным с их использованием, посвящали свои произведения писатели. Самым известным произведением стал роман Джерома К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки". Дядюшка Поджер стал практически нарицательным героем. Когда хотят упрекнуть кого-то в том, что у него "руки не из того места растут", что он простого гвоздя вбить не может, сразу же вспоминают этого незадачливого дядюшку. Помните, как он решил повестить картину? Начал, ясное дело, с гвоздей. "Он посылает горничную купить на шесть пенсов гвоздей, а за нею следом - одного из мальчиков, чтобы передать ей, какого размера должны быть гвозди". В итоге "стена на несколько ярдов вокруг выглядит так, будто по ней палили картечью". Но дело сделано, а ведь все началось с обыкновенного гвоздя...

Современные художники тоже не оставляют гвоздь своим вниманием. Помнится, мне в 1987 году удалось побывать на выставке замечательного... нет, не художника, даже не знаю, как его назвать... мастера инсталляций Гюнтера Юкера. "Главными героями" его произведений были гвозди. Огромное количество мощных 10-15-сантиметровых гвоздей. Они были вбиты в большие метровые диски, на которые падал направленный свет, и гвозди создавали причудливый рисунок тени, который постоянно менялся, потому что диск вращался. Гвоздями было обито... старое потертое фортепиано, да не все, а только одна ножка и бок. Создавалось ощущение какого-то нашествия, какой-то экспансии, которую начали гвозди, наступая на музыкальный инструмент. Гвозди словно ползли, захватывая все больше и больше пространства. Глядя на несчастное фортепиано, становилось по-настоящему страшно! Еще одним объектом была старинная ножная швейная машинка. Под лапкой машинки швея словно забыла белую сорочку, и вот эта сорочка была прибита большим количеством таких же огромных гвоздей. Вместительный зал ЦДХ, буквально забитый подобными инсталляциями, многие из которых двигались, оставлял очень сильное впечатление. А ведь казалось бы - простые гвозди! Не такие уж они простые, если никакому другому строительному инструменту не посвящено столько пословиц и поговорок, сколько гвоздю - по крайней мере, в русском языке. Судите сами: "Гвоздь от молота визжит, от гвоздя стена трещит", "Засел, как гвоздь в стене" или "Неотвязчив, как гвоздь в сапоге", "На одном гвозде всего не повесишь", "Гвоздем моря не нагреешь", "Гвозди на столе, и пиру конец!", "Лычком не привяжешь, так после и гвоздем не прибьешь", "Гвозди из бочек - знак, что пиво все". "В одной дырке и гвоздь ржавеет", "Попал гвоздь под молот как шея под кулак". Есть, есть что-то такое в этом гвозде, раз оставил он такой след в нашей жизни!

Материал из ЭНЭ

Гвозди (Clous, Nägel, nails ) - с незапамятных времен люди выучились скреплять части своих сооружений помощью стержней из твердого вещества, слегка клинообразных, заостренных с одного конца и снабженных головкой с другого. Первые такого рода гвозди были, конечно, деревянные; ими, вероятно, служили твердые шипы некоторых растений. Так, жители островов Таити , еще не знавшие ни одного металла , пробовали сажать в землю гвозди, привезенные к ним капитаном Куком в надежде, что они прорастут. Бронзовые гвозди с более или менее изукрашенными головками находят как между остатками свайных построек, так и между древностями Египта и других культурных народов. В наше время гвозди делаются главным образом из железа и частью из мягкой стали ; из латуни и бронзы делают гвозди орнаментальные, из красной меди - гвозди для корабельных обшивок, а из цинка - гвозди для цинковых кровель, потому что в прикосновении с медью и водой железные гвозди очень скоро разрушаются, а цинк сам разрушается в прикосновении с ними под влиянием влаги и воздуха. По способу изготовления гвозди делятся на кованые, проволочные (см. Проволочные изделия) и литые. Кованый гвоздь всегда имеет вид удлиненной пирамиды или клина; при вколачивании его острие раздвигает частицы упругого или пористого материала, в который он проникает; возникает значительное давление на соприкасающиеся поверхности, вследствие чего является значительное трение и усилие, стремящееся расколоть сколачиваемый предмет, все более и более возрастающие по мере углубления гвоздя. Этого возрастания нет для гвоздей проволочных, сечение которых по всей длине одинаково: всю работу раздвигания частиц производит здесь одно острие. Поэтому-то проволочные гвозди почти вытеснили гвозди кованые, для которых необходимо было просверливать дырки буравчиком . Зато проволочные гвозди держат гораздо слабее, в особенности в неупругом материале, например, в кирпичной стене, без посредства деревянной пробки.

До конца прошлого столетия кованые гвозди изготовлялись без помощи машин и составляли предмет обширной кустарной промышленности в Англии , Швеции , Бельгии , Франции , Германии и России ; в настоящее время эта промышленность сильно упала (см. Кустарная промышленность). Обычно около одного небольшого кузнечного горна работают не менее трех человек, и каждый держит в огне по несколько прутков железа. Вынув пруток , уже нагревшийся на своем конце добела, гвоздарь оттягивает его молотком на своей наковальне , затем кладет на нее только ту часть, которая должна образовать самый стержень гвоздя, и ударяет по ней молотком над самым краем, чтобы получить резкий уступ на месте будущей головки. Рядом с наковальней укреплена отсечка, обращенная острием кверху; на ней подготовленный гвоздь отсекается ударом молотка немного выше уступа, вставляется в «гвоздильню» и только тогда совсем отламывается от остальной части прутка. Гвоздильня состоит из железного бруска, около одного конца которого наварено утолщение из стали, снабженное отверстием, соответствующим форме головки изготовляемого гвоздя. Во время работы гвоздильня опирается одним концом на наковальню, а другим заклинивается в особый столбик, укрепленный рядом, так что дыра приходится на весу. Работа идет так быстро, что железо не успевает остыть и головка формуется немногими ударами молотка без нового подогревания. Искусные гвоздари работают с изумительной быстротой: прежде чем нагретый пруток остынет, обычно успевают выковать два небольших Г. или один побольше. В Бирмингаме некто Джемс Лейстон выковал в две недели 17000 гвоздей, по 2000 штук на пуд . Однако производительность обыкновенного работника раза в три меньше.

Другой прием употребляется для изготовления гвоздей «резных», т. называемых костыльков. Для них железо прокатывается в виде широких полос и разрезается в горячем состоянии ножницами сначала на поперечные полоски такой ширины, как длина предполагаемых гвоздей, а потом опять вдоль, чтобы в гвоздях волокна были продольные. Для получения клинообразных, заостренных кусочков рабочий подставляет полоску к ножницам несколько наклонно и переворачивает ее на пол-оборота после каждого разреза: таким способом вся полоска без обрезков превращается в удлиненные треугольные кусочки. Их снабжают маленькими головками, загнутыми в одну сторону в плоскости самого гвоздя ударом молотка в особой гвоздильне . Костыльки употребляются в столярной работе, потому что головок у них почти не видно. Их вколачивают так, чтобы ширина приходилась вдоль волокон дерева, тогда оно не колется. Сортов Г. в продаже очень много. Перечислим только главнейшие. Самые большие и толстые Г. назыв. корабельными; они бывают от 6 до 15 дюймов длиной, и их приходится от 150 до 35 штук на пуд. Для укрепления полов служат брусковые гвозди с толстыми четырехугольными головками; они бывают от 4 до 7 дюймов, и их приходится от 1200 до 400 шт. на пуд. Для обшивки тесом и для крыш идет однотес, двоетес и троетес с круглыми, выпуклыми головками от 2 до 5 дюймов, от 5000 до 800 шт. на пуд. Костыльки от 1 до 3 дюймов, от 16000 до 2000 шт. на пуд. Штукатурные гвозди для прибивки драни под штукатурку бывают около 1 дюйма; их приходится около 13000 шт. на пуд. Еще мельче гвозди обойные, в 1 / 4 дюйма длиной и даже меньше.

В наше время только большие и средние кованые гвозди еще изготавливаются и ручным способом, в сравнительно небольшом количестве; большая же часть вырабатывается с помощью машин. Патент на первую машину для выделки гвоздей получил в Англии в году сэр Давис Бульмер; но она не произвела никакого влияния на практику. Только в г. Перкинс придумал действительно годную машину, которая после усовершенствований Одиорна получила большое распространение уже к первым годам XIX столетия. Сущность устройства этого рода машин следующее: они изготавливают разные Г. из холодного железа; полосы подставляются к ножницам или вручную, или же особым механизмом, изменяющим наклон после каждого разреза. Особая пружина придерживает гвоздь во время отрезания; затем другой механизм передвигает его в сторону и вдвигает в тиски , а молоток , нажимаемый пружиной, образует с одного удара головку. Готовые гвозди подвергаются слабому отжигу, чтобы возвратить им должную степень мягкости. Такие машины делают от 100 до 1000 гвоздей в минуту. Существуют и машины, перерабатывающие накаленное железо в гвозди с помощью многократного вальцования или штампования. В Англии изготовляют очень хорошие мелкие сапожные и обойные гвозди из ковкого чугуна. Их формуют обыкновенным образом, в песке (см. Литейное дело), причем модель имеет вид грабли и заключает в себе и лишники, по которым металл притекает в форму каждого гвоздя. По охлаждении лишники отламывают, а Г. подвергают отжигу с окисью железа для обезуглероживания чугуна. Отливают подобным образом и бронзовые гвозди, и кнопки, но их головки потом отделывают на токарном станке. Иногда в форму вставляют железные Г. и отливают одни головки из латуни; при застывании металл достаточно крепко охватывает железное острие.

В настоящее время почти все употребляемые в России гвозди выделываются на русских заводах: по сборнику статистических сведений о горной промышленности в России (изданному С. Кулибиным в г.) в г. гвоздей выделано было всего 608000 пудов. Из этого числа 225000 пудов выделано СПб. общ. железоделательных заводов, 135700 пудов Кагинским заводом в Оренбургской губернии, 144900 пудов на 4 заводах в Финляндии и 89000 пудов в Радомской губернии, тоже на 4 заводах. Количество гвоздей, выделываемых кустарями, стало теперь незначительным (см. Кустарная промышленность ). По изданию департамента тамож. сборов: «Внешняя торговля России по европейской границе», в г. ввезено Г. разных всего на 19000 руб. золотом в количестве около 2000 пудов и получено за них пошлины 6421 руб. золотом (по 2 руб. 70 коп.). Ввозятся, как видно, Г. дорогие, стоящие в среднем почти по 10 руб. за пуд; это все или очень мелкие сапожные и обойные Г., машинные или литые, или же Г. с изукрашенными головками, для обойщиков.

Гвозди деревянные: 1) Корабельные, или нагели, служащие для скрепления частей морских судов; у нас они изготавливаются из дубовых и сосновых коротеньких отрубков толщиной около 2-3 дюймов, но за границей предпочтительнее употребляют лжеакацию , древесина которой доставляется из Америки , и ясень . 2) Барочные или речные судовые - днищевые, втесневики (Архангельская губерния), сколотьни, шпигорья, шпигори или шпиголы, - идущие при постройке барок на прикрепление барочных досок к стойкам и кокорам ; они длиной 12-16 вершков при толщине по окружности до 8 вершков. Модельку, по которой изготавливаются судовые деревянные гвозди, называют (на Каме) матрёнкой. 3) Плотники и стекольщики употребляют преимущественно гвозди дубовые или из хвойных пород. 4) Сапожные - шпили, шпильки, штифты, колки - изготавливаются машинным способом из клена (вообще), березы (у нас в России) и отчасти граба (за границей и в Привислянских губерниях). Они правильной четырехугольной формы и различной длины и толщины, сообразно с чем различают в торговле до 80 их нумеров. Шпильки с одного конца остро срезаны в две или в четыре грани; весь ход действий при выделке шпилек состоит в распиловке круглой пилой или различными пилами древесных отрубков (чураков длиной в саженей 6) на отрезки или стволовые кружки, толщина которых равняется длине шпилек. Отрезки при помощи колольной машины превращаются в пластинки большей или меньшей толщины и различной длины. У отсортированных наиболее пригодных пластинок заостряется один край на особых машинах-рубанках, и затем они раскалываются на гвозди, или шпильки; последние поступают в железные барабаны для просушки и потом просеиваются для отсортировки на ситах. При хорошем устройстве машин можно получить в течение 12 часов шпилек 10-15 пудов. Процент отбросов древесины при изготовлении шпилек до 50-70 %. Продажа производится по весу [Килограмм шпилек равен по объему 3 1 / 2 литрам.]. По официальным данным за