В частном доме

Идеал красоты: от древности до наших дней. Орнамент первобытных народов Человек с древних времен стремился украшать

Идеал красоты: от древности до наших дней. Орнамент первобытных народов Человек с древних времен стремился украшать

С древних времен человек стремился познать тайны своего суще­ствования и окружающей его природы. Как возникает жизнь? Как произошел человек? Как устроено тело человека? В чем секрет долго­вечности человека? Что такое человеческий разум? Подобные вопро­сы много столетий волнуют человека.

Самые первые научные представления о строении и жизни чело­веческого организма появились в древности. Большой интерес пред­ставляют труды греческого ученого Гиппократа. Его называют отцом медицины. Потребовалось почти 23 столетия упорного труда ученых, чтобы познать основные законы человеческого тела. Но и сегодня мы знаем далеко не все об организме человека. В этом нет ничего удиви­тельного. Человек представляет собой самое сложное явление живой природы. Но сегодня мы уже знаем многое. Современной науке из­вестны основные законы строения, жизни, развития человека. Это имеет весьма широкую область применения.

Здоровье человека - самое ценное его достояние. Но слишком часто люди растрачивают его и разрушают, наносят ему непопра­вимый вред . Часто о здоровье начинают думать только тогда, когда оно уже подорвано. По последним научным данным, человек может жить, сохраняя работоспособность и здоровье до 100-150 лет. Для сохранения здоровья важно правильно организовать жизнь. Подумайте над этим!

(По И. Гильбо) (180 слов)

Задание

  1. Разберите по членам выделенные предложения.
  2. Выпишите предложение, в котором подлежащее и сказуе­мое выражены именем существительным. Подчеркните в нем грамматическую основу.
  3. Найдите в тексте имена числительные, выпишите их и ука­жите их падеж.

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывавшие поэтическое представление мастера об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила отражение родная природа. Скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия в яркий и выразительный орнамент. Обычный ковш в руках резчика принимал красивую и удобную форму утицы, а охлупень, венчавший крышу крестьянской избы, скульптурно обрабатывался в виде крутогрудого коня.

Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом. Оттого каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук.

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Как уже отмечалось, красота и польза неотделимы, они органично сливаются в каждом подлинном произведении декоративно-прикладного искусства. Представьте себе, что мастер, желая сделать красивой чайную чашку из фарфора, украсил ее ажурным прорезным орнаментом. Разумеется, пить из такой чашки не только неудобно, но и невозможно, ведь достаточно ее наклонить, как чай тут же хлынет из прорезных проемов. Это один из характерных примеров, когда бездумное украшательство приводит к подобным курьезам.

При изготовлении любого предмета мастер уделяет большое внимание красоте формы. Но и ее он не может создавать без учета практического назначения изделия. Не задумывались ли вы над тем, почему обычный молочный кувшин всегда имеет широкую горловину, в то время как у других сосудов, предназначенных для кваса, меда или пива, горлышки чаще всего узкие? Секрет, оказывается, прост. Молоко, в отличие от других жидкостей, образует на стенках кувшина нерастворимые осадки. Удалить их можно только механическим воздействием, то есть мыть стенки молочных сосудов нужно обязательно с помощью тряпки или мочалки. Значит, горловина у них должна быть такой, чтобы в нее свободно проходила рука человека. И это должен учитывать гончар, формующий кувшин для молока. Всякое уменьшение диаметра горловины ведет к тому, что сосуд нельзя будет использовать по прямому назначению.

Большое значение имеет декоративная отделка изделий, которая не только усиливает выразительность формы. Например, глазурование улучшает внешний вид гончарной посуды, делая ее более привлекательной. Одновременно керамическая посуда становится влагонепроницаемой и гигиеничной.

Художник-прикладник должен уметь видеть тончайшие оттенки цвета в различных материалах, так же как их видит живописец в природе. Скромная древесина сосны или березы может быть не менее привлекательна, чем более эффектная древесина грецкого ореха или красного дерева. Надо только умело выявить скрытую красоту этих материалов и найти им такое применение, где все их достоинства могут раскрыться с лучшей стороны. Даже самый простой естественный материал всегда лучше, чем грубая подделка под более дорогой. Антихудожественно и безвкусно будет выглядеть деревянное изделие, раскрашенное масляными красками "под орех". Бесконечным разнообразием отличаются окраска и рисунок широко распространенных камней. Даже обычный кремень поражает богатством тончайших цветовых оттенков, не говоря уже о поделочных камнях, цветовое разнообразие которых безгранично. Множество цветовых оттенков различают мастера-косторезы в таком, казалось бы, ахроматическом материале, как кость. Известен особый вид инкрустации, в которой из тонких пластинок, имеющих самую разнообразную естественную окраску, выкладывают многоцветную композицию. А металл! Положите рядом латунный, медный и стальной листы. Медь имеет красный цвет, латунь - желтый, а сталь? Приглядитесь к стали внимательнее, сравните ее с медью и латунью, и вы, конечно, заметите, что она отливает чуть голубоватым или зеленоватым цветом. Если металлурги делят металлы на цветные и черные, то для художников все металлы цветные. Это хорошо знают инкрустаторы, гармонично сочетая вставки из различных металлов, подобранных по цветовому признаку, например в насечке по дереву.

В произведениях декоративно-прикладного искусства большое значение имеет также фактура материала. Одни материалы, такие, как кость и рог, требуют обязательной полировки. В других предпочтительна матовая поверхность. Довольно часто декоративная выразительность достигается контрастным противопоставлением матовых и блестящих поверхностей. Например, в среднеазиатской резьбе ислими полируют только выступающие элементы орнамента, оставляя матовым фон. Народные мастера хорошо знают и тонко чувствуют материал, в процессе работы немедленно реагируя на малейшие изменения его свойств. Изучение приемов художественной обработки различных материалов, выработанных на протяжении многих столетий народными художниками, может быть настоящей школой для современных мастеров.

С каждым годом растет интерес к декоративно-прикладному искусству, в том числе и к народному. Огромную заботу о сохранении и развитии художественных промыслов и ремесел проявляют партия и правительство. Яркое тому свидетельство - постановления ЦК КПСС "О народных художественных промыслах" (1974) и "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" (1978). В Конституции СССР подчеркивается, что в нашей стране "всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества" (статья 27).

Каждая выставка народного искусства - это всегда открытие, открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров. Поэтому возникают вопросы: как делается туесок или щепная птица? Какие нужны инструменты и материалы? И т. д. Разумеется, ответы на них в залах выставки получить нельзя. Из табличек у экспонатов можно только узнать время их изготовления и имя автора. Указывается иногда и материал, из которого они изготовлены. Ответы на эти и на многие другие вопросы вы найдете в книге, которая лежит перед вами. Разумеется, эта книга, как и любая другая, не может дать вам рецепт, с помощью которого можно было бы достигнуть творческих вершин,- таких рецептов нет. Она лишь поможет сделать первые шаги на пути к овладению художественным ремеслом. А все остальное будет зависеть только от ваших способностей, вкуса и воображения, помноженных на упорство и трудолюбие.

Осваивать приемы работы над художественным изделием по описаниям очень трудно, и вы должны быть к этому готовы. Старайтесь более внимательно читать текст и не ограничивайтесь чтением только одного раздела, посвященного интересующему вас материалу. В декоративном искусстве все взаимосвязано. В одном изделии могут сочетаться самые разнородные материалы, которые нужно уметь обрабатывать. Например, в мозаичных наборах, выполненных в технике инкрустации, кроме различных пород дерева для вставок, применяется металл, стекло, кость, рог и многие другие материалы.

Не спешите сразу же браться за сложную работу. Приемы обработки любого материала можно успешно освоить, изготовляя на первых порах самые простые изделия. Только после приобретения определенного опыта можно ставить перед собой более сложные задачи.

Не приступайте к работе до тех пор, пока не будет тщательно подготовлено рабочее место, а инструменты размещены рационально и удобно. Всегда помните и строго соблюдайте правила техники безопасности. Химикаты храните вдали от огня и пищевых продуктов в посуде с притертыми крышками, а при работе с ними надевайте резиновые перчатки. Инструменты храните в специальных чехлах. Работая с инструментами, имеющими острые режущие кромки, следите за тем, чтобы рука, поддерживающая заготовку, не была расположена на линии их движения. При работе на станках надевайте защитные очки и рукавицы.

Если вы решите более углубленно изучить какое-то отдельное ремесло, например художественную обработку кости или дерева, то следует обратиться к дополнительной литературе, списки которой приведены в конце этой книги. Конечно, нужные книги есть не в каждой библиотеке, но их можно заказать в больших библиотеках по межбиблиотечному абонементу. О том, как это сделать, узнайте в местной библиотеке.

Хочется верить, что, где бы ни пришлось работать вам в будущем, какую бы профессию вы ни избрали, ваш досуг всегда будет занят увлекательным и полезным делом. Не исключено, что для кого-то из вас первые самостоятельные занятия станут началом дороги, ведущей в профессиональное искусство. Эта дорога идет через специальные учебные заведения, адреса которых вы найдете в конце книги.

Занимаясь самостоятельно или под руководством педагога, стремитесь не только как можно лучше изучить технические приемы ремесла, но и постоянно развивать свой вкус и, как принято говорить, воспитывать глаз. При первой же возможности старайтесь посещать художественные выставки. Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Но не оставайтесь праздными зрителями, а стремитесь быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами смог достичь мастер совершенства. Если же в вашем районе работает предприятие народных художественных промыслов, то постарайтесь наладить связь с его мастерами. Вы сможете понаблюдать за их работой, а заодно и получить полезные советы. Следите за журналом "Юный техник", регулярно рассказывающим о народных ремеслах. Кстати, очерки из него легли в основу этой книги.

Хотя материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве, достаточно хорошо изучены, тем не менее они продолжают таить в себе неограниченные возможности. Постоянно ищите новые приемы обработки, пробуйте сочетать в своих работах самые разнообразные материалы и как можно чаще экспериментируйте. Только тогда вы сможете в полной мере испытать настоящую творческую радость, а многое из того, что вы любовно сделаете своими руками, будет доставлять окружающим вас людям радость встречи с рукотворной красотой.

Буравлева Дарья, ученица 9 класса МБОУ "СОШ № 6"

Исследовательская работа составлена в рамках сдачи ГИА в традиционной форме. Тема выбрана в связи с тем, что автор работы увлекается народным творчеством, любит рукоделие.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Исследовательская работа

ПО ГЕОГРАФИИ.

Тема: « Народные промыслы

Центральной России ».

Выполнила ученица 9 «А» класса:

Буравлева Дарья Дмитриевна

Научный руководитель:

Соколова Любовь Артемьевна

Г.Сосновый бор

2012 год

Глава I «Актуальность, цели, задачи»……………………………………….....3

Глава II «Народные промыслы»…………………………………………………….4

Глава III «История возникновения»……………………………………………….5-6

Глава IV «Общая характеристика ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ»…………7-9

Глава V « Виды народных промыслов»………………………………………10-13

Глава VI « Вывод»………………………………………………………………………….14

Глава VII « Литература»………………………………………………………………….15

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ.

Темой моего реферата стали «Народные промыслы Центральной России». Меня заинтересовала эта тема, потому что я сама увлекаюсь этим. Я люблю: шитье, вязание, вышивку. Мне стало интересно побольше узнать, откуда появились промыслы, когда, для чего, благодаря кому и чему? Ведь это очень познавательно и увлекательно. Я считаю, что человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были не отделимы. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения декоративно - прикладного искусства. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления.

Поэтому тема данной работы очень актуальна, так как необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров, потому - что издавна славилась земля русская.

ЦЕЛИ:

Рассказать о развитии народных промыслов Центральной России

ЗАДАЧИ:

Выяснить когда и где появились народные промыслы, что способствовало

их развитию.

Узнать какие народные промыслы существуют в Центральной России, в чём

их особенность.

  1. Народные промыслы

Народным промыслом принято называть районы, где преобладает распространение определенного вида народного искусства. Народная культура всегда тесно связана с условиями конкретной местности. Вот почему в тех населенных пунктах, где имеются выходы глины, развивалось гончарное искусство, а в районах льноводства - ткачество или прядение.

Причины появления народных промыслов:

Малоблагоприятные для ведения земледелия, зернового хозяйства природные условия (обилие лесов, отсутствие чернозёма, неудобные для пашни земли). Сырья для всех этих промыслов было достаточно на месте, а топлива при кустарной технике не требовалось. Обмен промысловой продукции на хлеб обеспечивал центральным положением и наличием ряда водных путей, имевших в прежнее время несравненно большее значение, чем теперь. 2,5 млн. человек в Московско-промышленном пространстве были заняты различными народными промыслами.


Подписи к слайдам:

человек издавна стремился украсить свое жилище. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения декоративно - прикладного искусства. Поэтому тема данной работы очень актуальна, так как необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров, потому - что издавна славилась земля русская. На данных фотографиях продемонстрированы мои работы.

Рассказать о развитии народных промыслов Центральной России -выяснить когда и где появились народные промыслы, что способствовало их развитию. -узнать какие народные промыслы существуют в Центральной России, в чём их особенность.

Район, где преобладает распространение определенного вида народного искусства. Малоблагоприятные для ведения земледелия, зернового хозяйства природные условия.

Резьба и роспись по дереву и камню Художественная керамика и глина Вышивка и кружевоплетения роспись или ковка из металла Хохлома Гжель Павловские платки Тульские самовары Палех Дымковская игрушка Вологодское кружево Жостовские подносы Богородская игрушка Скопинская керамика Каслинское литье Русская матрешка Филимоновская игрушка Городецкая роспись Вятская роспись

Промыслы и ремесла получили свое распространение в 15 – 16 веках. На рубеже 17 – 18 века в России сложились промыслы для производства продукции на рынок. На вторую половину 19 века приходиться наиболее активное развитие художественных промыслов. К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжало существовать и развиваться домашнее производство. Наряду с ним продолжают развиваться художественные промыслы, которые по своей социально-экономической структуре значительно отличались друг от друга. Во второй половине XIX-начале XX века появляется много новых художественных промыслов.

Перечислим наиболее известные виды промысла(к началу ХХ века). В лесных районах, в Заволжье главный поделочный материал было дерево. Из него изготавливали-колеса, дешевую мебель, например: (ложкарный промысел, ныне Хохломская роспись); игрушки(Сергиев Посад); суда и баржи(на реках Унже в Ветлуге). В более южных районах преобладали изделия из железа, глины, кожи: в селах Павлово и Ворсма- замки, ножи; вблизи Осташкова-серпы и косы; в районе г. Кимры - кожаная обувь; в Гжельском районе- глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда.

Великая Октябрьская социалистическая революция принесла много нового в народные промыслы. Великая Отечественная война. нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников. В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются и по сей день. В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

фарфоровая посуда сине-белого цвета. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу. Посуда: -чашки -тарелки -кувшины Предметы интерьера: -вазы -игрушки Раменский район Московской области

С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» – искусство росписи красками по дереву. на золотом фоне живут диковинные цветы – яркие алые и задумчивые черные. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок. Посуда: -ложки Интерьер: -мебель -игрушки -подсвечники Нижний Новгород

Слобода Дымково Вятской губернии стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности. Игрушки: -птицы -всадники -куклы Г. Вятка (территория Кирова)

Палех- центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Обычно все расписывается золотым на черном. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов. Интерьер: -шкатулки -пепельницы -игольницы Украшения: -брошки Палех, Ивановская Область

русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Для изготовления матрешек в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Матрешка появилась около 100 лет назад Игрушки: -матрешки Московская область

платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг. Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декапировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. Украшения: -платки Павловский Посад

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Посуда: -подносы(под самовары) - подносы (под пищу) Деревня Жостово Мытищинского района Московской области.

русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Можно много говорить о том, чего больше - вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров - резчиков. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Игрушки: -простые -движущиеся посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области

особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом. Эмали окрашиваются солями металлов. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок. народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками -бижутерия -шкатулки -иконы Ростов (Ярославская область)

Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синьки». филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета - игрушки получаются яркими и весёлыми. - игрушки Одоевский район Тульская область

Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику. Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью, занимают все более значительное место на выставках декоративного и прикладного искусства. Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты. Посуда: -кувшины Интерьер: -сувениры Скопинский район Рязанская область

В ходе своей работы я узнала много интересного о народных промыслах. Причиной их появления стало отсутствие денег, не хватка сырья. Так же людям было необходимо себя занять в зимний период времени и они начинали из подручным материалов, таких как: глина, лес, фарфор и т.д. изготавливать предметы быта, для украшения домов, для продажи. Народные промыслы начали появляться уже давно. В Росси их существует не мало, но все же самое большое количество производится в Центральной России. Некоторые из них утратили свое значение, но все же большинство сохранились до сих пор. Так же такие промыслы как знаменитая русская матрешка, тульский самовар, являются визитной карточкой, нашей странны. Изучать народные промыслы, мне было очень интересно, потому что я сама увлекаюсь этим. Я люблю вышивать, вязать, шить и рисовать. В ходе своей работы я узнала много нового для себя. Мне захотелось применить рисунки из хохломской росписи и в своих работах. Я думаю, что после проведенной мною работы, я стану более близка к творчеству, особенно к древнему.


Сегодня букет цветов стал неотъемлемой частью нашей жизни. Но кто научил русских мужчин дарить цветы, и откуда пошел этот обычай? Мы дарим его, чтобы выразить свое признание, поблагодарить за услугу, поздравить с праздником или просто сделать приятное близкому человеку. Откуда же пошла эта традиция, и когда люди стали использовать цветы для эстетического наслаждения?


Библейская версия появления цветов в жизни людей

Существует множество разнообразных версий, повествующих о том, как цветы вошли в жизни людей. Одна из них относит нас к сюжетам Библии. Согласно этой версии, Адам и Ева жили в Раю, окруженные красивыми и ароматными цветами. Совершив грех, они были выгнаны и этого великолепного места. На земле Ева постоянно грустила, находилась в подавленном состоянии, и Адам решил порадовать ее, вернув хотя бы часть знакомой и приятной обстановки. Он повсюду стал искать цветы, чтобы окружить любимую красотой и благоуханием ароматов. После длительных поисков он набрел на огромную поляну, которая была усыпана множеством разнообразных цветов. Адам сорвал и подарил Еве огромный букет. С тех пор пошел обычай дарить женщинам букеты и корзины цветов.


Языческая версия

Согласно языческой версии, появление цветов в жизни людей связано с обрядами жертвоприношения Богине-Матери. Она являлась символом женственности, любви, семейного благополучия и плодородия. В знак признания и почитания древние люди выстилали для нее своеобразные дорожки из трав и цветочных растений, украшали ими место поклонения. В разных культурах подобные божества носили разные имена, славяне совершали обряды жертвоприношения Ладе и Леле. А со временем этот языческий ритуал преподношения цветов во многих стран стал светским.

По другой версии, лечебные свойства цветов стали причиной появления их в домах наших предков. В давние времена, когда человек был очень близок к природе, люди наблюдали за ней и замечали, какими свойствами обладает то или иное растение. Наши далекие предки хорошо знали, что можно употреблять в пищу, чем можно отравиться, а что отлично подходит для лечения разных недугов.


В те времена, возвращаясь с удачной охоты в дом, мужчины-добытчики несли не только свои трофеи, но и разнообразные коренья, травы, цветы. Хозяйки все эти растения мыли и сушили, делая заготовки для целебных отваров и мазей. В один из таких дней женщине пришло в голову не просто использовать цветы для переработки, но и украсить ими свой дом. Позже так стали поступать все больше представительниц слабого пола. А со временем сухоцветы стали не только первым украшением в домах, но и первой женской бижутерией - из цветов плели венки на голову, делали браслеты на руки и колье на шею.

Значение цветов при дворах европейских королей и императоров

Одна из наиболее популярных версий появления цветов в жизни людей говорит о том, что все цветочные традиции зародились при дворах европейских правителей. При королях и императорах были специально обученные люди, которые отвечали за украшения всех помещений дворца. Они изучали значения каждого сорта цветов, знали, о чем говорят различные оттенки и в какие моменты нужно преподносить букеты монаршим особам.

В годы правления римского императора Нерона цветочные лепестки были неотъемлемым атрибутом всех торжеств. На территории дворца выращивали огромное количество цветов, с которых впоследствии срывали бутоны и лепестки и осыпали ими всех гостей императора.


При дворах восточных правителей в особом почете были пионы и хризантемы. Правящие династии нанимали специальных садовников и флористов, которые разводили огромные благоухающие сады. Со временем к тому, чтобы иметь свой цветник стали стремится не только правители стран, но и просто обеспеченные люди. Это увлечение стало своеобразной гонкой между представителями высших слоев общества - богатые старались превзойти друг друга, приобретая новые сорта дорогих и диковинных цветов или создавая из них невероятные композиции.

Как цветочные традиции попали к российскому императорскому двору

В России длительное время не было культа цветов. Все эти веяния пришли с Запада. Во дворцах правящих особ цветочное оформление стало использоваться со времен династии Романовых. Именно тогда, стремясь к тому, чтобы соответствовать лучшим западным императорским дворам, представители царской семьи стали принимать на работу садовников и разбивать на территории большие цветники. Модные веяния того времени диктовали использовать цветы в качестве украшений к торжествам, атрибутов различных церемоний или просто повседневного элемента оформления дворцовых помещений.


В оранжереях российских правителей садовники разводили розы, герань, тюльпаны и гвоздики.

Цветы - знак признания таланта актрис

Одними из первых женщин, которые стали получать цветочные букеты, были актрисы. На подмостках восхищенные поклонники их таланта вручали им цветы, стремясь выразить свой восторг и признание. Интересно, что и эта традиция пришла с Запада, а в России она появилась благодаря французской актрисе Марии Тальони, которая, выступая со своими спектаклями, приучила и русскую публику к вручению цветов. Существует мнение, что эта традиция постепенно трансформировалась, и букеты стали вручать всем женщинам, желая показать особенное отношение.


Доподлинно неизвестно, какая именно из версий послужила причиной столь прочного вхождения цветов в нашу жизнь. Одно ясно наверняка - без них не обходится ни одно значимое событие. Цветы сопровождают человека с момента выписки из родильного дома до момента ухода его в мир иной - дни рождения, предложения руки и сердца, поздравления с профессиональными и тематическими праздниками, признания в любви, извинения за ошибки и причиненные обиды - букеты всю жизнь идут рядом с человеком, помогая выразить чувства и эмоции в тех моментах, когда одних слов становится недостаточно.

А ещё цветы - это источник вдохновения. И доказательством тому могут стать .