В квартире

Центральная часть домуса. Древнеримское жилище

Центральная часть домуса. Древнеримское жилище

Богатые римляне имели отдельные городские дома, называвшиеся домус. Они были одноэтажными или двухэтажными. Через вестибюль посетитель попадал в самое большое центральное помещение дома. Оно называлось атрий. В атрии патрон принимал клиентов, вел переговоры, заключал сделки. В центре крыши было большое отверстие, а под ним - красивый бассейн для сбора дождевой воды. Стены атрия украшали восковые маски знаменитых предков хозяина дома. Жилые помещения - кухня, столовая, кабинет, спальни - размещались с трех сторон атрия и на втором этаже. Излюбленным местом отдыха всей семьи бьт перистиль, небольшой сад с кустарником, цветами, фонтанами, окруженный красивой колоннадой. Он располагался в конце дома, подальше от шумного атрия.

Римская улица. Реконструкция
Атрий

Перистиль

Подавляющее большинство римлян жило в многоэтажных домах, называвшихся инсулами. Римляне научились строить шести- и даже девятиэтажные дома. На первом этаже размещались мастерские ремесленников, лавки купцов, кабачки и таверны. На втором этаже зажиточные римляне снимали многокомнатные квартиры. Чем выше этаж, тем беднее были люди, жившие там. Все приходилось поднимать на себе - воду, вещи, продукты. Не было ни канализации, ни отопления. Инсулы часто строились из некачественного материала и к тому же поспешно. Поэтому они часто рушились. Гибли десятки и сотни людей. Но еще более страшным бедствием были пожары, во время которых выгорали целые районы Рима.

Одежда римлян во многом была похожа на одежду древних греков. Она изготавливалась из шерсти и льна. Римляне не кроили одежду. Скроенная одежда была признаком варварства. Основными видами мужской одежды были туника и тога.
Туника делалась из двух прямоугольных кусков материи, сшитых по бокам. Ее надевали на голое тело. Она была домашней одеждой, появиться в обществе в одной тунике было неприлично.
Тога - официальная одежда римских граждан. Ее имели право носить только граждане Рима. Тога - это большой кусок шерстяной материи. Правильно надеть тогу было большим искусством, поэтому мужчины часто прибегали к помощи рабов и домочадцев. Тоги с широкой пурпурной каймой носили сенаторы.
В повседневной жизни римляне, особенно ремесленники и крестьяне, носили плащи разных видов.
Женщины поверх туники надевали столу, длинное платье без рукавов. Стола была домашней одеждой. На улице и в обществе поверх столы римлянки надевали паллу - кусок материи, в который заворачивались разным способом, иногда накидывая край ткани на голову.


Одежда римлян

Цветом официальной одежды был белый, но плащи и паллы часто окрашивали в самые разные цвета.

Еще по теме Римский дом:

  1. Тема семинарского занятия № 19: Римское общество и государство в IV - V веках, проблема падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации.
  2. Тема семинарского занятия №15: Аграрное движение в Римской республике во второй половине 2 в. до н.э., римская армия и реформы братьев Гракхов.

Разница между ними в общих чертах такова: «домус - особняк, в котором живёт одна семья, инсула - многоквартирный дом, заселённый множеством не связанных между собой семей; домус в основе своей одноэтажное строение, инсула - многоэтажное; домус как резиденция одной семьи представляет собой автономное архитектурное целое, имеющее самостоятельные выходы на улицу, в инсуле резиденция каждой семьи несамостоятельна, включена в сложный архитектурный комплекс и не имеет отдельных выходов на улицу; домус типичен для старого республиканского Рима, инсула распространяется преимущественно в эпоху ранней империи» .

Домус

Италийский городской особняк развился из деревенской усадьбы, cобиравшей под одной крышей множество полезных помещений. . Ранние итальянские особняки представляли собой прямоугольные в плане здания с помещениями, сгруппированными вокруг атриума с небольшим садиком, называемым hortus , в задней части.

Со временем под влиянием греческой архитектуры образовался классический древнеримский особняк. Внутреннее устройство помпейских домов (известны по раскопкам) и римских (восстанавливаются по т. н. Капитолийскому плану) демонстрируют сходные типовые черты .

Это было прямоугольное сооружение, которые тянулось вдоль двора, а на улицу выходило глухими торцевыми стенами: «он представлял собой каменную стену, побеленную известью, прорезанную лишь узкой дверью да, в верхней части, несколькими редко расставленными маленькими окошечками; над стеной виднелась крыша из красных черепиц» . Он делился на две части: с одной группой помещений - официальной, группировавшейся вокруг атриума, и второй, семейной - вокруг перистиля (более крупного сада, развившегося из hortus). Два этих крупных помещения были прекрасно приспособлены для средиземноморского климата. Они находились под открытым небом, позволяя свежему воздуху циркулировать в коридорах и комнатах. В отличие от греческого в римском доме все помещения располагаются в стройном порядке по сторонам от главной оси. Лучшие образцы домуса сохранились в Помпеях («Дом Пансы», «Дом Фавна», «Дом Веттиев»).

Помещения

Схема стандартного домуса

Домус в разрезе

План помпейского дома Casa dei vetti использует те же элементы, варьируя их

Сохранившийся перистиль Casa dei vetti

  1. Вестибул (лат. vestibulum ) - вход, прихожая, преддверие, площадка между линией фасада и наружной дверью дома, откуда через дверь входили в переднюю
    1. остий (лат. ostium ) - передняя.
  2. Таберна (лат. taberna , от слова «табула» - доска) - такие комнаты могли примыкать к атриуму, но при этом иметь свой собственный вход снаружи и не иметь прохода внутрь. Обычно их занимали под мастерские, склады или лавки, которые хозяин либо использовал сам, либо - чаще - сдавал внаем. Они использовались как торговые лавки, могли иметь кирпичный прилавок перед входом, и внутри делиться перегородкой ещё на какое-то небольшое внутреннее помещение, а перекрытиями - на два этажа небольшой высоты наподобие антресолей. Верхний этаж звался pergula . Эти помещения были бедными, возможно, в них могли жить бедные и верные клиенты. Также эти помещения могли использоваться как простые склады. Кроме того, в помещениях по бокам от входа могли размещаться конюшни.
  3. Атриум (лат. atrium , от ater - «закопчённый», «чёрный», то есть помещение, почерневшее от копоти) - крытый двор со световым колодцем (комплювий) над бассейном (имплювий) . За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчетом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым вытягивало наружу, позднее очаг из этой комнаты исчез. Изначально атриум был местом сна матери семейства. Напротив входа в дом была глубокая ниша для её кровати, смотревшая на атрий с глубокой нишей - lectus adversus («ложе против дверей»). Римляне сохраняли эту нишу как знак святости брака. Ткацкий станок стоял в атрии в старозаветных семьях до конца республики. Здесь хранились ценности рода: тяжёлый сундук с семейными ценностями (денежный ящик), стол типа жертвенника (картибул ; Варрон вспоминал, что в его детстве они ещё встречались), и шкаф (ниши) для хранения восковых масок (imagines) и бюстов предков, а также изображений добрых духов-покровителей - ларов и пенатов (позже отдельное святилище - ларарий ). Затем атриум превратился в публичную, приёмную часть дома, парадный зал. Был наиболее богато обставленной частью дома. Сохранившиеся карнизные кольца свидетельствуют, что этот зал делили в случае необходимости занавесями и портьерами на отдельные пространства. Существовали различные типы атриума:
    1. atrium tuscanium («этрусский») - без колонн. Отверстие в кровле образовывалось только стропилами. Хотя строить такую систему было дорого, судя по всему, это был наиболее распространённый тип атриума в империи
    2. atrium tetrastylum («четырехколонный») - четыре колонны, по одной на каждом угле имплювия
    3. atrium corinthium («коринфский») - сходен с предыдущим, но комплювий больше по размеру, и количество колонн увеличивается до 12-16
    4. atrium displuviatum (дословно «имеющий сток для дождевой воды») - размер комплювия очень сокращён, благодаря чему он представляет собой узкую щель, а наклон кровли устроен так, чтобы дождевая вода стекала с неё наружу
    5. atrium testudinatum («сводчатый»)
  4. Имплювий (лат. impluvium - дословно: «водосток») - водоем в атриуме, куда собиралась дождевая вода через световой колодец (комплювий ). Под имплювием устраивалась цистерна для хранения запасов воды, оттуда доставали воду через отверстие, окруженное оградой из камней наподобие обычного колодца. Летом, по-видимому, над комплювием растягивалась горизонтально над отверстием крыши. Она защищала атриум от палящего солнца, и называлась velum .
  5. Таблинум (лат. tablinum, tabulinum , дословно:"архив, деревянная галерея, терраса") - кабинет хозяина, где он хранил деловые бумаги, семейный архив, официальные документы, семейные записи (tabulae ) и портреты предков (imagines ). Был большой комнатой - приемной, расположенной между атриумом и перестилем. Как правило, не имел дверей к атриуму, только занавеску или парапет, а от перестиля мог отгораживаться деревянными экранами или дверьми. «Главную роль мебели этой комнаты составлял большой сундук, металлический или деревянный, обитый металлическими пластинками и большими гвоздями; он стоял всегда по правую сторону у стены или пилястра и был крепко заперт и запечатан» .
  6. Триклиний (лат. triclinium ) - пиршественный зал, столовая, была выделена в отдельную комнату под влиянием греческой традиции. Римляне ели, возлежа на ложах (лектус триклиниарис ). В доме могло быть несколько триклиниев. В триклиниях как правило располагалось три ложа буквой П; если их было два, это называлось биклиний .
  7. Крылья, ала (ala, мн.ч. alae) - открытые помещения по бокам от таблинума, иногда там ставят изображения предков, Лары, делают полки, ставят шкафы, помещения служат для демонстраций богатства дома. Дверей нет. Точное назначение не ясно, скорее всего, включались в планировку для соблюдения традиции, а не с конкретной целью.
  8. Кубикулы (лат. сubiculum ) - спальня, несколько таких помещений окружали атриум и перистиль. Для римлян были менее важными, чем прочие комнаты дома, их потолки были сводчатыми и более низкими. На мозаичном полу могло быть обозначено рисунком, куда ставить кровать. Иногда перед спальней мог быть устроен маленький предбанник, называвшийся procoeton , где спал личный слуга.
  9. Кукина или коквина (лат. сucina ) - кухня. К кухне примыкали различные службы: прачечная, пекарня, помещения для винного и масленного прессов, лестницы, ведущие в комнаты рабов, кладовые и амбары. Могла выноситься за пределы основного прямоугольника плана здания.
  10. Posticum - вход для слуг.
  11. Перистиль (peristylium, также каведий ) - открытый внутренний двор для личной жизни семьи. Окружен колоннами, поддерживающими крышу. В перистиле обычно находилось помещение для домашних богов - ларарий (lararium) или сакрарий (sacrarium), впрочем, их местоположение могло варьироваться.
  12. Писцина (лат. piscina ) - водоем в перистиле, фонтан - водоем с водометом (иногда несколько разнообразных сложных фонтанов ). Также в перистиле устраивался садик - виридарий , ставились статуи, стены расписывались фресками. Помещения или части помещений с фонтанами римлянами также назывались нимфей . «Потайные» сады с портиками назывались ксист . Канал назывался эврип .
  13. Экседра (лат. exhedra ) - гостиная, помещение по главной оси дома, продолжавшее перистиль той же пропорции, что и таблинум. Зала для приема гостей. Служила столовой в летний сезон.
  14. Фауцы (fauces, andron) - коридоры, которые соединяли атриум и перестиль.
  15. Экус (лат. oecus ) - Гостиная. В случае, если она украшалась колоннами, то его называли oecus corinthium.
  16. Балинея - баня. Составные части роскошных терм: аподитерий, тепидарий, кальдарий, фригидарий , бассейн для плавания, палестра, (см. Термы).
  17. Пинакотека - картинная галерея, и библиотека - могли располагаться в помещениях вокруг перистиля.

Второй этаж

Особняк «расстилался» на земле обычно только на уровне первого этажа, хотя несколько дополнительных помещений могли подниматься и на второй. Такой дом не имел наружных окон в основном этаже. Жилой аттик домуса обычно имел выход как на первый этаж, так и на балкон, расположенный по фасаду и в ряде случаев продолжавшийся на фасад соседнего дома. Комнаты верхнего этажа назывались coenacula. В этих комнатах спали рабы, иногда их отдавали жильцам.

«Второй этаж строился обычно над перистилем, а при возможности - и над атрием; он был с плоской крышей, на которой часто размещали небольшой солариум (садик, терраса); там же были пергулы или мэниании (пристройки, выдающиеся как крытые балконы). В комнатах второго этажа устраивались спальни для членов семьи и прислуги, а также столовые, отсюда другое их название - ценакулум» . Балконы назывались по-латински «менианы» по имени Мения, консула 318 года до н. э. .

«Верхний этаж устраивался иногда над постройками перистиля, реже над атрием и заключал в себе разные жилые помещения. Иногда он в виде крытого балкона далеко выступал на улицу над нижним этажом. Имел обычно плоскую крышу, которая нередко была украшена цветами или деревьями, насаженными в горшках или в насыпанной здесь земле».

Материалы и детали

«Техническое устройство богатого дома было следующим: крыша в виде настила керамических черепиц на каркасе из деревянных брусьев; могла быть плоской, двускатной, четырехскатной); окна - небольшие, в основном, на втором этаже, с плотным деревянным переплетом, покрытые слоем слюды; стены - покрытые штукатуркой и побелкой, украшенные фресками, пол - утрамбованный слой земли, покрытый каменными плитами, украшенный мозаикой. Двери были двустворчатые, украшенные накладками из металла и других материалов; к ним прикреплялся маллей (дверная колотушка) и различные засовы (вертикальные, по одному за каждую половинку дверей, горизонтальные), а иногда и репагулы (бронзовые или железные замки; в Помпеях сохранились сами замки и ключи к ним очень сложной формы) (…) Отапливался дом первоначально только посредством очага, затем в средней и северной Италии начинают использовать небольшие переносные фокусы (печки с горячими углями, не дававшими дыма; использовались также для подогревания пищи, которую ставили на угли через боковую дверцу). В некоторых домах сооружают специальный дымоход, выводящий дым от очага. В императорскую эпоху получило распространение отопление частных домов посредством гипокауст, устроенных в подвальном этаже, из которых горячий воздух, проходя по керамическим трубам, нагревал пол и стены. В римских домах первоначально был простой деревянный потолок. С развитием роскоши его стали делать с кассетонами (квадратными углублениями, образованными крестообразно положенными балками), украшенными резьбой по дереву и инкрустацией золотом и слоновой костью. Потолок в триклинии мог быть раздвижным, через отверстие которого спускался обруч с подарками для пирующих. (…) Стены римских домов, построенные из кирпича, в зависимости от достатка, штукатурили известковым раствором и белили, отделывали мраморными плитами или украшали росписями. (…)В домах на первом этаже пол мог быть покрыт: утрамбованной глиной, глиной с битым кирпичом, кирпичом, мраморной плиткой, мозаикой.» .

Количество и площадь

Лоуренс Альма-Тадема. «Римский коллекционер»

«Особняков сравнительно с общим количеством домов было немного; по статистическим данным, от эпохи Константина Великого их имелось во всех четырнадцати районах столицы только 1790, тогда как инсул было 46 602» .

«Остатки старинного плана дают нам, однако, возможность судить о размерах этих особняков: одни из них занимают площадь около 400 м2, другие - 700 или около 900 м2, но есть и такие, которые раскинулись на 1500 м2, а то и больше» . Объясняя Спарсу, почему он так часто уезжает в свою маленькую виллу под Римом («в Риме бедняку невозможно ни думать, ни спать»), Марциал пишет: «Ты, Спарс, этого не знаешь и не можешь знать, наслаждаясь жизнью во дворце, плоская крыша которого выше окружающих холмов. У тебя в Риме деревня, живет в Риме твой виноградарь, и на Фалернской горе урожай винограда не бывает больше. Ты можешь прокатиться на лошадях по своей усадьбе. Ты спишь в глубине своего жилья; ничья болтовня не нарушает твоего покоя; ты пробуждаешься от дневного света тогда, когда пожелаешь его впустить» (XII. 57). Сенека поминает дома, которые «занимают пространство, превосходящее площадь больших городов» (de ben. VII. 10. 5).

См. также

  • Древнеримская вилла

Литература

  • Ростовцев М. И. Римский дом // Цыбульский С. О. Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей. СПб., 1902. Объяснительный текст к таблице ХI.
  • Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Глава V. Жилище. 1. Римский дом. 1. Древнейшее жилище
  • Clarke J.R. The houses of Roman Italy 100 B.C. - A.D.250: Ritual, space and decoration. Berkeley etc., 1991.
  • MacKay A.G. Houses, villas and Palaces in the Roman world. Ithaca (N.Y.), 1975.

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Глава «Городские дома» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Среди жилых сооружений римлян различаются две основные группы - городские дома и сельские жилища - виллы.

Городские дома в Италии эпохи республики сохранились плохо. Но в засыпанных пеплом небольших городах Кампании - Помпеях и Геркулануме - уцелели не только отдельные дома, но и застройка целых кварталов. Это позволило воссоздать достаточно полную картину развития римского жилища за период с IV в. до н.э. до момента гибели этих городов в 79 г. н.э.

Основой экономики плодородной Кампании было сельское хозяйство. Продукция его перерабатывалась в городах - производство оливкового масла, вина и пр. Городское население Помпей составляли богатые землевладельцы, владельцы мелких пригородных участков, ремесленники (среди них преобладали сукновалы и красильщики) и торговцы. Бедные горожане жили в небольших домиках из трех-четырех комнат. Многочисленные дома мелких торговцев и ремесленников имели обращенные на улицу таберны, являвшиеся сочетанием мастерских и лавок, и жилые комнаты на антресолях или на втором этаже.

Состоятельные горожане и крупные землевладельцы обитали в обширных жилищах, которые иногда занимали целый квартал, особенно в IV-III вв. при малой плотности городской застройки. К IV в. до н. э. уже вполне установился тип этого патрицианского жилища, называемого домусом. Италийский домус (рис. 54) был дальнейшим развитием атриумного дома, сложившегося в своих основных чертах в этрусской архитектуре. Он представлял собой замкнутое прямоугольное здание, глухие стены которого прорезались кое-где щелевидными отверстиями, служившими для вентиляции. Главным фасадом была одна из торцовых стен, в середине которой находился входной портал. Его фланкировали двери таберн, обычно располагавшихся в передней части дома. Вестибюль приводил в атрий - обширный двор в центре здания, вокруг которого группировались жилые и хозяйственные помещения.

Атрий имел перекрытие с квадратным отверстием в центре - комплювием, через которое проникал свет и попадала дождевая вода, стекавшая в бассейн - имплювий. Обычно для сбора воды под имплювием помещали цистерну. В зависимости от конструкции перекрытия различалось несколь¬ко видов атрия. Самым древним был тосканский (этрусский) атрий, в котором скаты крыши были направлены внутрь, а комплювий, образованный двумя массивными балками, соединенными двумя отрезками, не имел опоры. В четырехколонном атрии углы комплювия опирались на колонны. Коринфский атрий был самым светлым, так как большое число поддерживающих комплювий колонн позволяло расширить его отверстие. Дождеотводящий атрий отличался от тосканского тем, что его скаты были наклонены не внутрь, а наружу, вследствие чего комплювий был высоко поднят.

Целиком крытый атрий использовался редко, только при необходимости возвести над атрием второй этаж. К атрию справа и слева примыкали полутемные спальни - кубикулы, которые получали свет из атрия, и кладовые. Далее, симметрично оси атрия, располагались два одинаковых, открытых в него помещения, называемых крыльями. На противоположной входу стороне дома по его оси находился приподнятый на одну- две ступени зал - таблинум.

В древности таблинум был главным помещением дома: там стояло супружеское ложе и совершались трапезы, поэтому он почитался как священное место семейного единения. Позже таблинум стал служить для деловых занятий главы семьи, приема им клиентов и т.п. Необходимой принадлежностью атрия был стол (картибул) между таблинумом и имплювием; сначала сложенный из камня, а в более позднее время - изящный мраморный (рис. 55). По сторонам таблинума находились комнаты и коридор для прохода в расположенный за домом огород. Раскрытый и в атрий, и в огород таблинум позволял уже от входа увидеть зелень, замыкавшую перспективу дома, и подчеркивал строго осевую композицию италийского жилища, в котором семейный уют сочетался с деловыми интересами и с любовью к природе. Такова общая схема атриумного дома,которая в разных вариантах повторялась в богатых городских домах в течение ряда столетий.

Помпейские дома, представляющие картину развития атриумного дома, на протяжении своего существования неоднократно подвергались переделкам и достройкам. Поэтому зданий раннего периода дошло относительно мало.

Самым ранним из сохранившихся атриумных домов Помпей является так называемый дом Хирурга (* Названия помпейских домов условны) восходящий к IV в. до н.э. (рис. 56). Он был построен из блоков известняка, взятых от какого-то более древнего сооружения, и сложен на глине. Вход на фасаде выделен антами. Внутри дом имел глинобитный пол и покрытые штукатуркой окрашенные стены. Как показали недавние раскопки, атрии первоначально были крытыми или дождеотводящими, так как имплювии в них появились лишь во II в. до н.э., видимо, тогда атрий и получил форму тосканского. Преобразования коснулись и левого от входа помещения, ставшего таберной. Дом Хирурга свидетельствует о большой простоте быта патрицианского жилища в IV в. до н.э.

Дом Саллюстия , ядро которого относится к III в. до н.э., в целом повторяет классическую схему атриумного дома и имеет таберны по бокам от вестибюля. Но у заднего фасада появился портик, который частично окаймлял и боковые фасады. Таким обр.азом, дом все более раскрывался в сторону сада. Большее внимание, чем в доме Хирурга, здесь уделено отделке интерьера, стены которого покрыты росписями первого стиля.

С середины II в. до н.э. патрицианский дом значительно усложняется, усваивая ряд особенностей, присущих богатому эллинистическому жилищу. Прежде всего к атриумному дому присоединился перистиль, который в италийском жилище приобрел иное значение. Если в греческом доме перистиль обычно был невелик, являясь скорее световым колодцем, чем двором, не имел строго установленного места в плакировке дома и мог иметь неправильную форму, то италийский перистиль был гораздо обширнее, имел прямоугольные очертания (даже при участке неправильной формы), располагался обычно по главной оси жилища и был центром всего дома. Перистиль был воспринят римлянами потому, что он наилучшим образом отвечал их потребности раскрытия внутреннего пространства дома в сад, как это показывает эволюция атриумного жилища предшествующего периода.

В центре перистильного двора разбивался сад с фонтаном или бассейном (это также отличало италийский перистиль от греческого). Во многих домах жилые комнаты располагались в этой тихой, насыщенной светом и воздухом части дома, в непосредственной близости к зелени сада и освежающей прохладе фонтана или нимфея.

К перистилю нередко примыкали также бани и хозяйственные помещения. Эта часть дома имела отдельный вход - постикум.

Эллинистическая культура повлияла и на некоторые стороны семейного уклада италиков, что отразилось в структуре ряда домов: комнаты женщин образовали отдельную группу - гинекей (в доме Саллюстия, позже в доме Веттиев, рис. 57); особо выделены были комнаты для гостей - оспициум - в жилищах с двумя входами и двумя атриями (дома Фавна, Лабиринта и др.).

Вместо одного-двух триклиниев (столовых, рис. 58) нередко стали устраивать четыре соответственно временам года. При этом весенний и летний триклинии выходили на северную сторону перистиля, а осенний и зимний - на южную; летом это способствовало прохладе, а зимой - теплу.

Деловая жизнь дома сосредоточивалась в его передней части - атрии, ставшем приемным залом, и в обращенных на улицу табернах.

Новым элементом патрицианского дома был парадный зал с внутренней колоннадой - экус, включаемый в состав помещений атрия и в состав перистиля. По числу и расположению колонн атрий мог быть тетрастильным, как в доме Серебряной свадьбы, коринфским, как в домах Мелеагра и Лабиринта в Помпеях, и египетским, как в доме Мозаичного атрия в Геркулануме (рис. 59).

В двух первых видах экуса аркады по колоннам перекрывались легкими ложными сводами из оштукатуренного тростникового плетения, прикрепленного к балочной конструкции крыши. Египетский экус был устроен аналогично гипетральным залам Египта и базиликам, имевшим повышенную среднюю часть с боковым освещением.

Удлинение оси дома с введением перистиля, анфиладное расположение помещений и повышение некоторых из них до уровня второго этажа заключало возможность создания интересных перспективных эффектов. Этому способствовало и употребление в интерьере дома колоннад разных масштабов - в атрии, перистиле, экусах и простильных экседрах. Разный масштаб колоннад был также средством подчеркнуть особый характер каждого из этих помещений. Так, атрий с рядом высоких колонн выглядел гораздо торжественнее и официальнее, чем экус, меньшие размеры которого сообщали этому также парадному залу оттенок уюта.

Комфорт и роскошь, свойственные быту богатого горожанина II-I вв. до н.э., сказались не только в больших размерах домов и в усложнении их планировки, но и в пышной отделке помещений.

Атрий, украшенный мраморным мозаичным полом, фонтаном в бассейне имплювия и красивым мраморным столом, красочными росписями II стиля на стенах и статуями, приобрел вид парадного зала, внушающего посетителю мысль о богатстве и художественном вкусе хозяина. Из атрия через нарядный таблинум открывался вид на перистиль, цветники и деревья сада, среди которых белели мраморные статуи, блестели на солнце бронзовые фигуры и искрилась вода фонтанов (рис. 60).

Атриумно-перистильные дома период а республики отличались необычным разнообразием композиционных схем при сохранении общих черт этого типа жилища. Это объясняется тем, что архитектура каждого дома определялась совокупностью разных условий: специфическими особенностями участка, его рельефом и микроклиматом, капиталом владельца, его общественным положением и количеством членов его семьи. Немалую роль играли личный вкус заказчика, его профессия и культура.

Дом Пансы , основная часть которого относится ко II в. до н.э. представлял собой правильный атриумно-перистильный дом с четким симметричным построением относительно продольной оси (рис. 61). Он имел ширину фасада 34 м и был вытянут в глубину. За атрием, пол которого был покрыт полированным сипнином (бетоном с примесью кирпичной крошки) с белым меандровым узором на красном фоне, находился 16-колонный ионический перистиль с бассейном в центре его. Перистиль достигал 19X15 м; его размер в осях колонн составлял 12x7,75 м. Позже дом был расширен и частично перестроен.

В дошедшем почти без переделок доме Фавна (II в. до н.э.) композиция усложнилась (рис. 62, 63). В передней части дома был уже не один, а два атрия, за ними расположен поперечно главной оси перистиль, а далее - второй перистиль, окружавший сад. Такое удвоение элементов нарушало строго осевое их расположение, но зато способствовало разграничению парадной и служебной частей жилища. Последняя находилась в правой половине дома. Ее средоточием был небольшой четырехколонный атрий, лишенный таблинума. Он не выходил в перистиль, но сообщался с коридором, отделявшим от перистиля корпус кухни и бань. На двухэтажном фасаде ему соответствовал более низкий входной портал.

При входе в парадную часть дома посетителя приветствовала выложенная из камешков на пороге надпись: «Have» («Здравствуй»), Гость проходил через вестибюль с полом из узорчатого красного сигнина и стенами, отделанными строгой архитектурной декорацией из стукового рельефа, и вступал в просторный атрий с мраморным имплювием и фигуркой фавна. Таблинум с мозаичным полом, имитирующим поставленные на ребро кубики, был слегка приподнят над уровнем атрия. Из него открывался вид на широкий перистиль (24 Х19,2 м). Ионические колонны перистиля окаймляли площадку двора, центр которой был отмечен мраморным столиком с фонтаном. Напротив обращенного к перистилю таблинума была устроена экседра, выходившая под портик перистиля и отделенная от его пространства коринфскими колоннами. Ее украшала большая мозаичная картина, изображавшая битву Александра Македонского с Дарием (рис. 64). Экседра, фланкированная триклиниями, замыкала главную ось парадной части дома, начинавшуюся вестибюлем. Со временем к дому был добавлен второй перистиль, дорические портики которого окружали обширный, находившийся в задней части участка сад. По своим размерам - 32x35 м - новый перистиль значительно превзошел первый.

Построенный в начале I в. до н.э. дом Альбуция Цельса , известный более под названием дома Серебряной свадьбы (рис. 65), невелик и принадлежал к числу средних атриумно-перистильных домов города. Как и в доме Фавна, несколько сдвинутая ось перистиля не являлась прямым продолжением оси четырехколонного атрия (12Х16,5 м). Граница участка не позволила придать перистилю большую величину относительно атрия, что вызвало стремление расширить его хотя бы зрительно. Для этой цели был использован так называемый родосский портик, также пришедший в Италию с эллинистического Востока, но нашедший здесь иное применение. Это примыкающий к атрию портик перистиля, дорические колонны которого, несколько меньшие по сравнению с коринфскими колоннами атрия, значительно выше колонн остальных портиков перистиля. Такое постепенное уменьшение высоты колонн создавало при взгляде на них из атрия иллюзию их перспективного сокращения. В результате воспринимаемый из передней части здания перистиль казался гораздо больше своих реальных размеров, отчего дом в целом производил более внушительное впечатление. Зато из глубины перистиля дом выглядел иначе: пространство перистиля зрительно уменьшалось, а высокий атрий казался расположенным ближе, чем в действительности. Дом Серебряной свадьбы - первый из известных до сих пор италийских домов, в котором использован перспективный эффект, в дальнейшем нашедший большое распространение. Тетрастильный экус под задним портиком перистиля имел еще меньшие по масштабу колонны, несшие легкий овод. На стенах им соответствовали не реальные, а иллюзорные пилястры с гирляндами между ними, изображенные живописными средствами, что было характерно для раннего II стиля стенных росписей. Характер дома несколько изменился ори дальнейших достройках конца I в. до н.э. и 60-х годов I в. до н.э., когда вдоль левого фасада был разбит сад с летним триклинием, а справа добавлены термы с открытым бассейном во дворе. Таким образом, наряду с главной продольной ориентацией дома приобрела значение и его поперечная ориентация.

К концу II в. до н.э. появился новый вид атриумно-перистильного жилища - террасный дом, образцы которого известны в Помпеях, Риме и других городах древней Италии. Он развился из атриумного дома, построенного на склоне холма, сад (или огород) которого находился ниже уровня атрия. В этих условиях добавление перистиля и примыкающих к нему помещений было возможно лишь при использовании террас. Последние нередко укреплялись сводчатыми субструкциями, внутри которых иногда располагались обслуживающие помещения. Так атрий и перистиль оказались на разных уровнях, благодаря чему традиционная замкнутость атриумно-перистильного дома была нарушена. И из атрия, и из окруженного обычно аркадой на столбах перистиля раскрывался теперь широкий вид на окрестный ландшафт; свет и воздух свободно вливались в них.

В Помпеях террасные дома возникали на возвышенных участках близ обветшавшей крепостной стены. В восходящем к началу II в. до н.э. атриумном доме Шампионне (рис. 66) таблинум и триклинии, выходившие за пределы площадки,опирались на субструкции. В начале I в. до н.э. для постройки перистиля на покатом, спускавшемся к городской стене участке были устроены две террасы. Одну из них занял перистиль размеров 10,5X11,5 м, а другую - нижнюю, огражденную парапетом - одномаршевая лестница, ведущая в перистиль. Дом был обращен на юг проемами в стенах атрия и перистиля. Поверх арочных портиков перистиля, лежащего этажом ниже атрия, на уровне последнего проходила галерея, с которой открывался чудесный вид на далекое море, побережье и Везувий.


67. Помпеи. Общий вид террасных домов II-I вв. до н.э. Дом Мозаики с голубями (крайнего справа); разрез дома по пандусу; а - план на уровне нижней террасы; б - план на уровне атрия

Этого же рода дом Мозаики с голубями в Помпеях (названный так из-за прекрасных мозаичных полов в таблинуме и соседних комнатах), а также смежные с ним дома (рис. 67). Но его центром был не перистиль, вообще здесь отсутствовавший, а заменявшие его три сводчатых зала, открытых на природу и сооруженных на одной из трех террас. Интересной особенностью дома было наличие вместо лестниц длинного пандуса, проходившего вдоль правой стены зданий и соединявшего террасную часть со входом в дом по уличному фасаду.

В Риме от этого времени дошла только часть дома Ливии на Палатине (рис. 68), известного великолепными росписями II стиля. От него уцелели лишь остатки средней террасы с двориком, окруженным небольшими помещениями, и остатки нижней террасы. Подобно дому Мозаики с голубями нижнюю террасу занимали три больших оводчатых зала, открытых наружу и соединенных посредством пандуса с несохранившейся наверху атриумной частью дома.

Наибольшего развития террасные дома достигли в I в. до н. э. Позже более распространенным видом богатого дома стала загородная вилла, в которой также часто использовался принцип террасного построения.

Древнеримское и современное городское жилище.

Как жили городские жители древнеримских мегаполисов? Сильно ли их бытовые условия оличались от современных?

Жилище древних римлян было трех типов: инсула, домус и вилла.

Инсула (от латинского insula - остров, отдельно стоящее здание) - многоэтажный и многоквартирный дом в древнем Риме.


Еще реконструкция:

Большинство квартир в инсулах были неотапливаемыми, малоосвещёнными. За исключением первого этажа некоторых инсул, в них отсутствовали водоснабжение и канализация.

В квартирах простых людей на верхних этажах не было водоснабжения, канализации, туалета и отопления. Квартиры беднякам, скорее, служили местом для ночёвки и хранения скромного имущества, большую часть дня жители города проводили на улице, в лавках и на рынках, в забегаловках и банях.

Жильцам верхних этажей приходилось пользоваться банями , покупать воду у водоносов или ходить за ней во двор, к ближайшему фонтану или колодцу. Водой инсулы снабжали также многочисленные разносчики воды -aquarii.

Для некоторых горожан единственным местом ночёвки становилось пространство под лестницей (subscalaria ) в инсуле или в подвале (fornix ) торговой лавки или мастерской. В вонючих подвалах, по сообщениям античных авторов, обитали проститутки, останавливались на ночлег попрошайки и нищие. Государственным служащим, садовникам и писцам разрешалось ночевать в общественных постройках, самые неимущие ютились под мостами. Инсулы и склады чаще всего подвергались ограблениям.

Особенностью римского водоснабжения было то, что вода всегда лилась непрерывным потоком; хотя римляне и были знакомы с конструкцией запорного крана, они никогда не применяли его для водопроводов. Соответственно, в частные дома вода подавалась через фонтаны , бассейны и нимфеи - конструкции, подразумевающие непрерывный проток воды. Это было возможным только для достаточно обширных помещений, и только на уровне земли. Водоснабжение и канализация в остийских инсулах и, с большой вероятностью, и в Риме имелись только на первых этажах в комфортабельных квартирах.

На первых этажах инсул, в более комфортабельных квартирах селились обеспеченные жильцы зажиточные вольноотпущенники , всадники и даже сенаторы .

Современная хрущевка - просто рай по сравнению с самой комфортабельной инсулой.


Ни владельцы дома, ни арендаторы сами не жили в инсулах, а искали более комфортные условия проживания, а переезд даже из комфортабельной квартиры в домус считался признаком возвышения по социальной лестнице

Римские дома, домусы (от латинского слова domus - дом, жилище, хозяйство), строились, по-видимому, под влиянием греческих домов с атриумом и перистилем. Это были дома римской знати, особняки. В домусе могли быть таберны (лавки, мастерские), часть помещений могла сдаваться внаем.

Парадной, официальной частью домуса был атриум, в который можно было войти по протируму (вход в виде углубления в стене коридора, ведущего с улицы к дверям дома) и вестибулу (переднему двору), позади атриума находился перистиль, окруженный жилыми покоями.

Между атриумом и перистилем находился таблинум (кабинет хозяина), рядом с атриумом были зимний и летний триклиний (столовая), экус (зал для приема гостей) и алы (помещения для бесед).

Кроме того, в доме были кубикулы (спальни), экседры (парадные помещения, открывавшиеся в перистиль), бальнеум (купальня), ксист (пространство для прогулок, украшенное цветами, кустарником).

Городской италийский дом развивался из деревенской усадьбы, планировка которой служит примером распространенного типа жилья. Прямоугольный двор с очагом был окружен жилыми и хозяйственными постройками. В городских условиях двор превратился в большое помещение - атриум (атрий, кавендиум), то есть закрытый внутренний двор, куда выходили основные внутренние помещения. Первоначально в его центре находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма). От дыма стены и потолок атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения: ater значит «черный». Через этот же проем освещались внутренние части дома, так как здание выходило на улицу глухими, без окон, стенами.

Иногда так:

Из системы уличного водопровода вода подавалась на верхние этажи по свинцовым трубам. Потолки и стены в парадных комнатах украшались мозаикой и фресками.

Современный вариант:

Тоже атриум:

Вилла (от латинского villa - усадьба, поместье) - тип загородного дома с садом и парком. Впервые появилась в Древнем Риме в 3 в. до н.э.

Городская вилла (villa urbana) предназначалась для развлечения и отдыха, обычно была окружена террасным парком с павильонами, фонтанами, скульптурой, гротами. Здесь были зимние и летние комнаты, выходящие, соответственно, на юг и север, крытые галереи для прогулок. которые летом давали тень, зимой - тепло. Внутри устраивались бани, помещения для игры в мяч, столовые, жилые комнаты с видами на природу, кабинеты для занятий. Имелись библиотека и помещения для коллекций.


Древнеримские олигархи ни в чем себе не отказывали:

Впрочем как и современные:

Как видно, городская архитектура современных жилых построек не сильно изменилась со времен Древнего Рима. Исключение составляют небоскребы и многоэтажные дома, более 6 этажей.

Как видно, жизнь даже самых бедных слоев населения, спустя века, стала гораздо комфортабельнее за счет наличия воды, канализации, отопления и освещения в каждой квартире. Раньше обладанием подобных удобств могли похвастаться только очень богатые люди наибогатейшего государства Ойкумены. Сейчас эти удобства доступны большинству. Во всяком случае в нашей стране.

Это произошло, так как человечество смогло поставить себе на службу ту энергию, которая позволяет даже современному бедняку жить так, как-будто на него работают 20-30 древнеримских рабов!

Не будь этого, жизнь в современных многоэтажных домах не сильно будет отличаться от жизни в инсулах самых бедных районов Древнего Рима.

aftershock.su/?q=node/313292

Обсудить у себя 0

Атриумно-перистильный дом

Городской италийский дом развился из деревенской усадьбы, планировка которой служит примером распространенного типа жилья. Его прямоугольный двор с очагом был окружен жилыми хозяйственными постройками. В городских условиях прежний двор превратился в большое помещение, называвшееся атриум , в перекрытии которого оставляли большой проем, под ним находился очаг. От его дыма стены и потолок атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения атер - значит черный. Через этот же проем освещались внутренние части дома, т. к. здание выходило на улицу глухими, без окон, стенами и было похоже на маленькую крепость. Атриум был центром и самым священным местом дома здесь готовили пищу, здесь хозяйка занималась домашними делами, здесь происходили все важные семейные церемонии, - заключение брака, наречение имени младенцу, погребальные обряды. В глубине атриума обычно находилась комната хозяина (таблинум ) и столовая (триклинум). В боковых частях атрия (алае -крылья) стояли шкафы и божница с изображением ларов - домашних богов. По периметру дворика располагались темные каморки-спальни (кубикулы), кладовые,ванная и пр. В задней части дома находился огород (хортус). Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом во II в. н. э. Греции, когда римляне познакомились с планировкой греческого дома, с его светлым внутренним двориком - перистилем. Не отказываясь от латинского атрия, римский эклектизм объединил его с эллинским перистилем. Наглядную картину древнеиталийского дома оказалось возможным воссоздать по раскопкам Помпеи, погибшей в 79 г. н. э. от извержения Везувия. Дом Пансы позволяет представить себе план и структуру жилища античного периода. Планировка дома отличалась строгой симметрией, проходящей через центр дома. Функционально дом делился на две части официальную, куда приглашали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи. Центром первой половины был атриум - торжественная приемная, парадный зал. Коптящий очаг из него перенесли в особую кухню, а на его месте устроили неглубокий бассейн - (писцина ), дающий прохладу в жару. По краям бассейна стояли колонны, поддерживающие крышу, а в самом бассейне - статуя, служившая фонтаном. Замыкающие атриум комнаты были одна кабинетом (таблинум ), другая - столовой (триклиний ). Во второй части дома (перистиле) отдыхали, принимали близких друзей. Внутренний двор с садиком, обнесенный крытой колоннадой - перистилем, стал обязательной частью богатого дома. Вокруг атриума и перистиля располагались спальни (кубикулум), кухни, бани, и другие подсобные помещения. В глубине усадьбы на хозяйственном дворе находились жилище садовника (целла ), стойла, каретный сарай и т. п. Нередко по фасаду дома устраивали лавки (таберны). В этих торгово-ремесленных заведениях иногда бывали закусочные, от которых позднее пошло название таверны.

(лат. insula - остров; отдельно стоящее здание) многоэтажный и многоквартирный дом для средних слоев населения древнего Рима, уже в I в. н.э. достигавшего 1 млн. чел. Во II-III вв. н.э. оно было ещё больше. В городе насчитывалось 46.602 коммунальных дома - инсулы. В условиях дороговизны земельных участков в Риме домовладельцы, сдававшие жильё внаём, старались строить как можно выше. Достигая высоты 21,90 м, дома имели 4-5 этажей. В каждый этаж с улицы вела своя каменная лестница; окна и балконы были обращены на улицу. В первом этаже размещались мастерские и лавки (таберны). Состоятельные люди снимали целый этаж. Бедняки ютились на верхних этажах, поднимаясь на двести ступеней до своей комнаты, и входили в неё согнувшись, так низки были потолки в этих небольших, плохо освещённых помещениях с общим коридором. Спекуляция такими домами была распространённым явлением. Домовладельцы сдавали инсулы арендаторам, а те по частям передавали помещения более мелким съёмщикам, что приводило к невероятной дороговизне квартир в Риме.

Познакомимся ближе с некоторыми из остийских инсул. Следует помнить, что одинаковые по основным своим чертам инсулы и по своему плану, и по своей величине были очень разнообразны и предназначались для жильцов разного общественного положения и состояния. Были дома, выстроенные с расчетом на богатых съемщиков. Таковы, например Дом с Триклиниями, большой открытый двор которого (12.10x7.15 м), окруженный портиком, напоминает перистиль; Дом Муз с квартирой в двенадцать комнат в первом этаже, с фресками и мозаиками, которые выполнены первоклассными мастерами; Дом Диоскуров, одна из самых боль-

Рис. 27. Планы остийских инсул. А - план жилого массива, расположенного в саду; Б - Дом с Расписными Сводами (G.Calza - G. Becatti. Ostia, стр. 127). В - Дом малютки Вакха (1), Дом с Картинами (2), Дом Юпитера и Ганимеда (3) (R. M е i g g s. Roman Ostia, рис. 14)

ших и красивых остийских инсул, единственная из доселе раскопанных, в которой есть своя баня. В том же районе, тихом, удаленном от делового шума и торговой суетни, в середине большого сада расположены два длинных жилых массива, разделенных

узким сквозным проходом. В каждом из трех этажей (лавок и мастерских в нижнем не было) находилось по две квартиры, обращенных в противоположные стороны и распланированных совершенно одинаково: в каждой имелось по две больших комнаты, в противоположных концах квартиры, по три меньших (одна совсем маленькая - 9 м2) и длинный, довольно просторный коридор. Площадь всей квартиры около 200 м2 (рис. 27 , А). Если жильцы этих квартир были и победнее обитателей Дома Диоскуров, то людьми состоятельными они, конечно, были. Скромнее квартиры в Доме с Желтыми Стенами и в Доме с Граффито: они занимают площадь около 160 м2 и имеют только по четыре комнаты. Интересен жилой массив, в состав которого входят три дома: Дом малютки Вакха, Дом с Картинами и Дом Юпитера и Ганимеда. Строитель располагал большой площадью (70x27 м), но так как с восточной и северной стороны его постройку заслоняли другие дома, то он расположил свою инсулу в виде опрокинутой буквы «Г», а пространство, оставшееся свободным, использовал под сад. Планировка квартир в Доме малютки Вакха и в Доме с Картинами иная, чем в домах, которые мы только что рассматривали: каждая квартира смотрит здесь не на одну сторону, а на две - на улицу и в сад - и состоит из шести комнат, кухни и маленького коридорчика (вся площадь 170 м2). В Доме Юпитера и Ганимеда (угловом) по фасаду идут лавки, а за ними находится жилое помещение из трех комнат с кухней; световым колодцем служит для него двор А. Это помещение уже никак не назовешь роскошным: и площадь его меньше (около 100 м2), и оно темновато (рис. 27, В). Двусторонними были квартиры в Доме с Расписными Сводами, интересные по своей «коридорной системе»: с одной стороны расположены комнаты, непроходные, с выходом только в коридор, с другой - тоже непроходные, целиком открытые на другой коридор, с тремя выходами и окнами на первый (рис. 27 , Б). В инсулах обычно можно отчетливо выделить отдельные квартиры, но бывает так, что квартира занимает не только один этаж, но и часть следующего, как например в Доме с Расписными Сводами (рис. 28 ). Квартиры в инсулах можно было переделывать с целью увеличения или уменьшения их. В Доме с Расписным Потолком квартира в первом этаже (типа «односторонней» квартиры) располагала по первоначальному плану пятью комнатами внизу и еще сколькими-то комнатами наверху, с которыми ее соединяла внутренняя лестница. Потом эту лестницу сломали и разделили нижнюю квартиру глухой стеной на две части: получилось два помещения скромных размеров (по тогдашним понятиям) -90 и 60 м2. В Доме Юпитера и Ганимеда, наоборот, квартира, занимавшая первоначально только первый этаж, была затем соединена внутренней лестницей с какими-то комнатами во втором этаже.

Виллы: вилла-рустика и вилла-урбано

Появление вилл богачей имело различные причины. Это объясняется и крайним обогащением верхушки римского общества, и ростом индивидуализма, и стремлением к уединению среди природы, и возросшим шумом и теснотой городской жизни. Витрувий различает villa rustica - сельскую виллу, имеющую хозяйственный или промышленный характер, и villa peurbana - городскую виллу, предназначенную для отдыха и развлечений. Последние в большом количестве размещались на побережье Неаполитанского залива. Лучше других сохранились «Вилла мистерий» (рис. на стр. 303) , «Вилла Диомеда» (обе близ Помпей), «Вилла папирусов» близ Геркуланума, виллы в Боскореале. Загородная вилла планировалась так же, как и городская, но свободнее; перистиль был больше и превращался в настоящий сад. К главной части дома примыкали служебные и хозяйственные постройки, располагавшиеся по полукругу или по незамкнутому прямоугольнику. Планировка виллы в значительной мере определялась характером местности. Искусно разбитый сад, фонтаны, беседки, гроты, скульптура органически входили в комплекс виллы. Непременной принадлежностью виллы был большой водоем - писцина. Архитектурный тип римской виллы сложился к концу 1 в. до н. э. Виллы эпохи империи отличаются от этого типа только большими размерами, роскошью убранства, применением более ценных материалов.

Вилла мистерий

С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский дворец на Палатине, состоящий из собственно дворца для парадных приемов и жилища императора. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Главное помещение - тронный зал - поражало своими размерами.

Императорский дворец на Палатине

Зал перекрывался цилиндрическим сводом пролетом 29,3 м, который возвышался над уровнем пола на 43-44 м. Основные помещения жилой части также группировались вокруг перистилей на террасах холмов, используя приемы строительства вилл. Строительство вилл также приобрело в Риме широкие масштабы. Помимо крупных дворцовых комплексов в них осуществлены с наибольшей широтой принципы садово-парковой архитектуры, которые интенсивно развивались с I веке до н.э. (вилла Адриана в Тибуре, первая пол. II века и др.).

П
лан Палатина

Дворец Домициана