Бытовые электроприборы

Общее название группы растений. Экологические группы растений: примеры

Общее название группы растений. Экологические группы растений: примеры

Волк, или серый волк, или же волк обыкновенный, относится к виду хищных млекопитающих из семейства псовых. Является одним из предков обычной и привычной для нас домашней собаки. Также считается самым крупным представителем своего вида.


Волк всегда имел большое распространение по всему миру, в частности в Европе, Азии и в Северной Африке. Более всего на сокращение численности повлияла человеческая деятельность, а именно: неконтролируемая охота, вырубка лесов, урбанизация. В некоторых регионах мира волк находится на грани исчезновения, и только на севере Европы сохраняет более или менее стабильную популяцию.

Внешний вид волков

Внешний вид волка зависит от его места обитания. Некоторые виды сильно отличаются от своих же собратьев в других регионах. Во многом вес и рост зависят от температурного режима среды, в которой обитает волк. Чем холоднее климат, тем больше особь.

Волк имеет довольно острые уши, мощные и длинные конечности. Тело крепкое, голова лобастая, морда вытянутая, пасть с множеством зубов, необходимых для охоты. Хвост имеет 20-30 сантиметров в длину. По поведению хвоста можно определить настроение у волка на данный момент. Шерсть толстая, длинная, состоит из двух слоев. Первый слой – жёсткие волосы, второй слой – так называемый подшёрсток, который согревает животное.

Материалы по теме:

Почему волки воют на луну?

Волк предпочитает открытые участки местности, избегает лесных массивов. При распаде стаи волки закрепляются на отдельной территории, при этом главная пара стаи держит при себе лучший участок. Для рождения и выведения потомства волки устраивают логово. В основном им пользуется самка. Волчата вырастают в наиболее надёжных местах, например, в густых кустарниках. В целях безопасности волки охотятся как можно дальше от логова, на расстоянии не менее 8-10 километров.

На кого охотятся волки?

Волк является хищником, поэтому большую часть его рациона составляют лоси, олени, кабаны, зайцы. Иногда жертвами становятся и хищники поменьше, например, лисицы. Волки предпочитают охотиться в ночное время, оповещая о своем появлении воем, который различен среди разных социальных групп в стае. Из всех органов чувств самым слабым считается зрение. Обоняние и слух развиты достаточно хорошо. Вкупе с хорошо развитыми физическими данными, а также с хорошей нервной активностью, обоняние и слух делают волка очень опасным хищником.


Охотясь, стая убивает сразу несколько животных. Всё, что не доели, оставляют на потом. Также стоит отметить, что волк - животное коллективное. Это отражается как на его образе жизни, так и на способах охоты. Волк хорошо развит психически, что позволяет ему неплохо ориентироваться в окружающей обстановке. Многие приёмы на охоте достаточно изобретательны для животного. Например, известно много случаев, когда вся стая разделялась, и в то время как одна группа гнала добычу, вторая поджидала в засаде.

Волк является крупным и сильным хищником, населяющим практически всю территорию нашей страны: от Берингова моря и пустынь и полупустынь Средней Азии до Арктического побережья. Внешне волк напоминает крупную овчарку.

При этом он даже стройнее и красивее. У волка большая лобастая голова, толстая шея, объемистая грудная клетка, поджарый живот, высокие и сильные ноги. Волк великолепно бегает: «Волка ноги кормят». В психическом отношении это высокоорганизованное животное; поведение, которого отличается необыкновенной сложностью.

Морда серого хищника в отличие от спокойной «маски» медведя весьма выразительная. Можно пронаблюдать около двадцати различных выражений, каждое из которых соответствует определенному настроению зверя.

Волки даже умеют «разговаривать глазами», понимая друг друга без каких-либо звуков. Душевное состояние этого зверя можно определить, всего лишь бросив взгляд на его хвост. Движения хвоста говорят о тревоге и радости, страхе или уверенности. Выразительны у волка и положение головы и ушей, осанка, а особенно голос.

Волк умеет не только выть

Волк еще и ворчит, взвизгивает, рычит, лает - смотря, какую информацию он хочет передать своим сородичам. У волка отлично развиты зрение и слух, а самое главное чувство зверя - обоняние. Даже спрятавшуюся маленькую птичку волк Может учуять чуть ли не за полкилометра. Для своего роста волк отличается огромной физической силой. Например, он может легко бежать с овцой в зубах. Несколько волков справляются со взрослым лосем.

Выносливости волку тоже не занимать. Серый хищник способен выдержать долгий плен в капкане и не умереть с голоду. В теплое время года волки живут парами, выращивая волчат. К зиме взрослые и молодняк собираются в стаи. В стаю всегда входят только близкие родственники. Но случается, что несколько стай собираются вместе для общей охоты на многочисленную добычу. В волчьей стае сложная возрастная иерархия. Все волки подчиняются вожаку.

Вожаком становится самый сильный и опытный зверь. Кроме того, в стае господствует принцип взаимовыручки. Благодаря этому волки обеспечивают себя достаточным количеством еды. В отношении к слабым и больным сородичам волки жестоки. Не способных к охоте животных они просто уничтожают. Ученые объясняют эту закономерность борьбой за существование. Часто старые волки живут в одиночестве, избегая общения с более сильными и молодыми. Брачная пора у волков наступает во второй половине февраля.

Супружеские пары волков часто сохраняются на всю жизнь, и гон у них проходит без особого шума. Шумные волчьи свадьбы случаются весьма редко, когда молодая волчица выбирает себе спутника жизни. После трехмесячной беременности волчица рожает от двух до четырнадцати волчат.

Самка никуда не отходит от своих детенышей, а пищу приносит ей волк. Полуторамесячные волчата перестают питаться молоком матери и начинают есть мясо.

Волк.

С этого времени самка и самец уходят на охоту по очереди, а добычу приносят к логову. Волки очень добросовестные воспитатели. Они заботливо ухаживают за своими детьми, обучают их премудростям нелегкой жизни.

Они с удовольствием играют с волчатами - совсем как собаки, проявляя удивительное терпение. В минуту отдыха неугомонные щенки то и дело покусывают взрослых волков, а родители терпят и только увертываются. В июле взрослые молодые волки начинают выть. По тембру голоса можно судить о возрасте волка. У матерых волков завывание протяжное, на низких тонах. Самец тянет особенно низким басом, а самка воет с переливами.

Вой - способ общения волков между собой. Им звери выражают призыв и угрозу, радость общения и тоску одиночества. С помощью воя волки передают друг другу сведения об охоте, о приближающейся добыче и о прочих необходимых вещах.

Охотится волк

Охотится волк за многими животными - от полевки и бурундука до лося. В тундре серый хищник питается в основном северными оленями, в тайге предпочитает лосей, в лесостепи - сайгаков и джейранов. Не упустит волк и лису, барсука, енота, зайца, лесных и степных птиц. Даже мышами и крысами не брезгует волк в голодный год.

Волки - типичные крупные хищники, но умеют ловить рыбу, лягушек, мышей, разоряют птичьи гнезда. Они не прочь полакомиться арбузом, дыней, помидорами, рябиной, голубикой, брусникой. Волки охотятся в одиночку или коллективно. Эти звери устраивают организованные облавы, загоняя добычу в такие места, откуда ей не выбраться.

Далеко не всякую жертву серые хищники преследуют. Если волки понимают, что не могут нагнать добычу, то они и не стараются это сделать и не тратят свои силы. Но далеко не везде и не всегда волк может существовать за счет питания дикими животными. В густонаселенных сельскохозяйственных районах волки беззастенчиво разбойничают: задирают собак, свиней, коров, лошадей, гусей.

О поведении лесного волка спорят охотники и зоологи. Одни считают, что хищники уничтожают исключительно слабых и больных животных. Другие думают, что волки съедают и больную, и здоровую добычу.

Хищники нередко уничтожают гораздо больше дичи, чем ее добывают охотники. В сельскохозяйственных районах с развитым животноводством волки наносят огромный ущерб. Поэтому число серых хищников должно строжайшим образом контролироваться. В этом случае их жертвами будут только неполноценные животные. Исходя из этих соображений, охота на волков является порой необходимостью.

Слева след волка, справа собаки.

След волка оставляет прямую линию, это можно объяснить тем, что при передвижении волка шагом или рысью отпечатки его лап располагаются почти на прямой линии, и чем быстрее ход, тем прямее линия следов. Следы волка схожи с отпечатками лап собаки, и все же имеются некоторые признаки, по которым их можно различить.

У волка след стройнее, более вытянут, а когти и подушечки пальцев четче отпечатываются на снегу. Определить, чьи это следы, можно довольно простым способом. Отпечатки двух средних пальцев волчьей лапы выдвинуты вперед, поэтому между ними и отпечатками крайних пальцев поперек следа можно положить соломинку.

Такая же соломинка, положенная поперек следа собаки, будет одновременно касаться и пересекать отпечатки всех четырех пальцев, т. к. пальцы собачьей лапы как бы собраны в комок и на снегу отпечатываются более слитно. По следам на снегу вычислить местонахождение волка нетрудно. Никто не ставит вопроса о полном уничтожении этого серого хищника. Но необходимо строго контролировать численность этих животных.

Зимняя облавная охота с флажками

Этот вид охоты является одним из самых эффективных способов добычи волков. Она заключается в том, что охотники направляются на предполагаемое место дневки волков и по входным и выходным следам определяют возможное количество зверей в круге, или, как еще говорят, в окладе.

Несколько охотников, не мешкая, зафлажковывают это место - протягивают по всему периметру шнур с флажками. Шнур с красными флажками, длина которого должна быть не менее 5км, необходимо изготовить заранее. Для этого куски красной материи шириной 10-15см и длиной 25см пришивают к шнуру на расстоянии 50-70см друг от друга.

Шнур и флажки несут зрительную и запаховую информацию, поэтому опытные охотники предпочитают мастерить флажки из кумача, который обладает острым специфическим запахом. Шнур с такими флажками для удобства лучше всего намотать на катушку или барабан. Не советуем применять шнур из капрона или иного искусственного материала.

Лучше всего использовать толстый шпагат, пеньковую или хлопчатобумажную веревку. Конечно, натуральные материалы более тяжелые, чем искусственные, но они сохраняют в несколько раз больше запаховой информации, а это является самым важным фактором в такой охоте. Веревку с флажками нужно размещать на высоте 25-35см от поверхности снега в хорошо просматриваемых местах. Форма оклада не должна иметь острых углов, лучше всего делать офлажкование овальной формы. Успех облавной охоты на волков в большой степени зависит от опыта охотников, их умелых, слаженных действий, предварительной подготовки.

Зимой охотиться таким способом довольно трудно. Дело в том, что в зимний период индивидуальный участок обитания волчьей семьи очень велик. Волкам не так-то просто добыть себе пропитание, поэтому на поиск пищи они могут уходить от дневной лежки на очень большие расстояния.

Подсчитано, что зимой волчья стая от места подъема со старой лежки до места нового убежища может пройти от 15 до 70 км. В тундровой зоне эти расстояния еще больше, случалось, за день волки преодолевали до 150км.

Что же заставляет волка покрывать такие огромные расстояния? Чаще всего это невозможность добыть себе пропитание. Длина суточного хода зависит также от глубины и рыхлости снега, местности, наличия проезжих дорог. Но следует знать, что в зависимости от размеров своего индивидуального участка волки посещают места своих дневок раз в 3-10 дней.

Довольно трудно предугадать

Довольно трудно предугадать, когда волки придут на замеченное охотниками место в следующий раз. Поэтому лучше всего использовать приманку. Это позволит длительное время удерживать хищников в удобных для охоты местностях, к тому же запах привады сможет приманить на это место и волков из других районов. Подкормившись специально выложенной приманкой, волки не уходят далеко, а залегают где-то поблизости.

Для привады обычно используют крупные туши павших животных (лошадей или коров), с которых нужно предварительно снять шкуру. Следует обязательно удостовериться, что животное пало не от заразной болезни, прежде чем использовать ее в качестве привады.Место для привады следует выбрать особое, обычно тушу кладут посреди небольшого поля, которое вдается в лесной массив, приманку лучше всего поместить на небольшую возвышенность.

Чаще всего тушу павшего животного вывозят в лес заблаговременно, но порой приходится класть приваду прямо перед началом охоты. Чтобы оставить запах на земле или снегу, лучше всего последние несколько десятков метров протащить приваду прямо по земле. Через несколько дней после того, как приманка размещена на удобном для охоты участке, следует проверить, подходят ли к ней волки.

Вплотную приближаться к приваде нельзя, лучше всего обойти поле с приманкой по периметру, выискивая волчьи следы. Заметить, взяли ли волки приваду, можно также с помощью бинокля. Если охотиться намереваются именно облавным способом, не нужно ставить поблизости капканы на волков или начинять приваду отравой. И только после того, как охотники будут уверены, что волки регулярно посещают приваду, можно начать основную подготовку к облавной охоте.

Труднее всего взять хищников в ясную, морозную погоду, которая стоит на протяжении долгого времени. Тогда даже бывалый охотник может спутать старые и свежие следы или не отличить следы молодых волчат от следов матерых хищников. Определить, сколько волков в стае, непросто и опытному следопыту. Дело в том, что волки передвигаются всегда гуськом, причем каждый волк наступает строго в след идущего впереди зверя.

При выслеживании хищников не всегда нужно распутывать их следы, т. к. это отбирает слишком много времени и сил. Следует лишь определить общее направление волчьего хода. На дневку волки отправляются шагом. Это может быть использовано следопытом, цель которого - определить место лежки волков. Верным признаком приближения дневки хищников являются также петли, двойки, скидки, произведенные волками.

Но как только дневка волков обнаружена, следует начинать офлажковывать местность. Главное при этом - сделать все быстро и по возможности бесшумно. Будет лучше, если офлажкование станут проводить сразу несколько человек во встречных направлениях. Удобнее действовать вдвоем: один охотник разматывает шнур с флажками, а второй укрепляет его на ветвях. Если веревку требуется протянуть по открытой местности, то для этого втыкают в снег палки.

При этой работе главным является соблюдение одного правила: в глубь оклада ни в коем случае заходить нельзя. Если же флажков не хватает, часть оклада необходимо отсечь, установив в этой стороне опытного охотника, хорошо знакомого с местностью. На открытых местах веревку с флажками нужно укреплять на колья.

Офлажкование.

Стрелки должны быть размещены в определенном порядке

За это отвечает руководитель охоты. Обычно он устанавливает их внутри оклада не дальше 30м от флажков. Стрелковые номера, как правило, размещают в местах наиболее вероятного хода зверей - на лазах. Нельзя не учитывать направление ветра, охотники обязательно должны располагаться под ветром или по линии бокового ветра.

В обязанности руководителя входит не только расстановка людей, но и показ каждому из них его соседей справа и слева, установление сектора обстрела и указание на возможные пути волков. На стрелковом номере следует обязательно спрятаться за каким-нибудь укрытием, будь то елочка, куст или большой сугроб. Не попасться на глаза хищникам поможет и белый маскировочный халат, в таком одеянии охотник практически не виден на снегу.

Если же охота проходит в еловом лесу, то белый халат ни к чему, достаточно надеть что-то темное. Зрение у хищника не слишком хорошее, и неподвижные предметы он различает плохо, поэтому на стрелковых номерах лучше всего стоять спокойно, не делать резких движений и не торопиться с выстрелами. Поднимать ружье и прицеливаться лучше всего в тот момент, когда хищник не смотрит в сторону стоящего охотника. Кроме стрелков, притаившихся на номерах, в облавной охоте участвуют и загонщики, цель которых - поднять волка с лежки.

Загонщики не должны сильно шуметь. Лучше всего действовать таким образом, чтобы хищник принял людей как досадное обстоятельство, нарушившее его отдых, и потихоньку побежал к месту лазов. Такого идущего трусцой зверя бить очень легко. Даже если охота прошла удачно и много зверей убито, не нужно сходить со своих охотничьих номеров до указаний распорядителя охоты. Если окладчик установит, что не все звери убиты, загон производят повторно.

Иногда облавные охоты проводятся и без привады, но в этом случае нужно хорошо знать округу и повадки зверей, чтобы точно указать места их дневок. Да и преодолевать большие расстояния по глубокому снегу, следуя за стаей волков, непросто, поэтому без высокопроходимого транспорта тут не обойтись. Порой на волков охотятся со стаями гончих собак.

Гончих выпускают на то место, где должно находиться логово. Выгнанный из логова волк начинает делать громадные круги в окрестностях логова. Зная направление бега волков, охотник огораживает путь флажками так, чтобы зверь подбежал прямо на выстрел.

Облавы на логова волков

Таким способом охотятся в летнюю пору, обычно в августе. Логово волка, размещенное поблизости от сел и деревень, доставляет жителям этих поселений немало неприятностей. Волки часто задирают скот, нападая на домашних животных даже днем, на дорогах и лесных тропах можно обнаружить следы матерых хищников, а вечерами, начиная с июля, можно слышать продолжительные волчьи «концерты», которые устраивают звери неподалеку от своего логова.

Опытный охотник-волчатник по вою может определить место нахождения волчьей семьи. Часто в этом ему помогают и лесные птицы, которые громкими криками сигнализируют о наличие хищника в том или ином участке леса. После того, как место логова будет установлено, его следует зафлажковать со всех сторон и выставить стрелков на номерах, но предварительно надо убедиться, что волки находятся в логове. Оклад на такой охоте должен быть невелик - не более 2,5км по периметру.

Чаще всего логово зверей располагается в овраге, у берега реки, озера или ручья, и выгнать оттуда волков бывает не так-то просто. Поэтому загонщиков потребуется 10-15 человек, да и шуметь они должны как можно сильнее, остальное в охоте этого вида зависит от меткости стрелков. Волчат, оставшихся в логове, некоторые охотники не убивают.

Но и оставлять их без родителей также нельзя, ведь они умрут с голоду. Поэтому иногда охотники берут детенышей волка себе на воспитание в качестве живого трофея. Следует, однако, сказать, что преданного друга из волка, даже вскормленного из рук человека, не получится. Скорее всего, в один прекрасный момент его все-таки придется отпустить в лес.

Экологические группы растений

Растения, приспособившиеся к какому-то одному фактору внешней среды, имеющему важное формообразовательное значение, объединяют в экологические группы.

Экологическая группа – совокупность видов, характеризующаяся сходными потребностями в величине какого-либо экологического фактора и возникшими в результате его воздействия в процессе эволюции сходными анато-морфологическими и иными признаками, закрепляющимися в генотипе.

Экологические группы выделяются по отношению организмов к одному фактору среды (влага, температура, свет, химические свойства среды обитания и т.п.), однако границы между ними условны, и имеет место плавный переход от одной экогруппы к другой, что обусловлено экологической индивидуальностью каждого вида.

Основные экологические группы растений в зависимости от экологического фактора представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные экологические группы растений
Экологический фактор Экологическая группа
Влага Ксерофиты растения засушливых местообитаний
Мезофиты растения среднеувлажнённых местообитаний
Гигрофиты растения сильноувлажнённых местообитаний
Гидатофиты большая часть растения находится в воде
Гидрофиты водные растения
Температура Мегатермофиты жаростойкие растения
Мезотермофиты теплолюбивые растения
Микротермофиты холодостойкие растения
Гекистотермофиты очень холодостойкие растения
Свет Сциофиты тенелюбивые растения
Сциогелиофиты теневыносливые растения
Гелиофиты светолюбивые растения
Трофность почвы Олиготрофы растения бедных почв
Мезотрофы растения умеренно плодородных почв
Эутотрофы растения плодородных почв
Засоление почвы Гликофиты растения, не переносящие засоление
Галофиты солеустойчивые растения
Кислотность почвы Ацидофиты растения кислых почв
Нейтрофиты растения нейтральных почв
Базофиты растения щелочных почв
Почвенный субстрат Петрофиты растения каменистых почв
Кальцефиты растения меловых почв
Псаммофиты растения песчаных почв
Палюдозофиты растения болотных почв

По отношению к влаге

ксерофиты – растения, живущие в условиях значительного недостатка влаги (постоянного или временного) (виды родов: маслина, сорго, полынь и др.);

мезофиты – это растения, живущие на достаточных (не влажных и не сухих) почвах. К ним относятся большинство лесных и луговых трав, цветов, кустарников и деревьев: липа, береза, лещина, крушина, клевер, тимофеевка, костер, луговая овсяница и т.д.;

гигрофиты – это растения, живущие на сильно увлажненных почвах. К ним относятся многие виды папоротников, чаровница (цирцея), адокса, болотный подмаренник и т.д.;

гидатофиты – это растения, большая часть площади которого (или даже все растение целиком) находятся в воде. К ним относятся рдесты, кувшинки, кубышки, элодея (водяная чума) и т.д.;

гидрофиты – это растения, начинающий свой жизненный цикл в воде, но со временем стебли и листья которого покидают пределы воды. К ним относятся частуха, тростник, рис и т.д.

По отношению к температуре растения разделяютна экологические группы:

мегатермофиты – это растения без особых изменений переносящие высокие (свыше 35-40 градусов Цельсия) температуры. К ним относятсярастения пустынь и полупустынь: полыни (полынь белая, полынь поздняя, черная полынь, полынь Лессинга), мак павлиний, верблюжья колючка, элимус (волоснец), ковыль Лессинга, типчак, житняк, прутняк, ромашник, камфоросма, качим и т.д.;

мезотермофиты – это растения, живущие в «райских условиях», где температура никогда не поднимается выше 30 градусов Цельсия и не опускается ниже 20 градусов Цельсия. При повышении или понижении температуры эти растения практически сразу гибнут. К ним относятсярастения тропиков и субтропиков: бальзамин, бегония, драцена, жасмин, калатея, монстера, раффлезия, гевея, артокарпус, аукуба японская, бересклет японский, гибискус, камелия японская, ливинстона китайская, нандина домашняя, фатсия японская, жимолость японская, лигодиум японский, фикус крохотный, азалия и т.д.;

микротермофиты – это растения, вынужденные довольствоваться невысокой (ниже 20 градусов Цельсия) температурой. Вследствие этого у них краткий вегетационный период. К ним относятся растения умеренного и арктического поясов: яблоня, груша, береза, вишня, вяз, грецкий орех, дуб чересчатый, ива, каштан конский, клен остролистный, ольха, осина, рябина, тополь, черемуха, ясень, бузина, боярышник, ежевика, клюква, калина, все видылишайников и мхов и т.д.;

гекистотермофиты – очень холодостойкие растения, например лишайники.

По отношению к свету выделяют следующие экологические группы.

сциофиты (они же гелиофобы, теневые растения, тенелюбы) – это растения, живущие в замкнутых пространствах леса. Прекрасно чувствуют себя в полутемных и влажных лесных «коридорах». При воздействии прямых солнечных лучей свыше 20-30 минут погибают от перегрева. К ним относятся кислица, папоротники, мхи,плауны, хвощи, молодая поросль хвойных деревьев;

сциогелиофиты (они же теневыносливые растения) – Это большинство растений, произрастающих в России. Отдают предпочтения светлым местам, но могут свободно переносить небольшое затемнение. К ним относятся клен остролистный, липа, многие кустарнички (малина, смородина, боярышник) и травы (подорожник, тысячелистник, василек, иван-да-марья);

гелиофиты (они же световые растения, светолюбы) – это растения, живущие на открытых пространствах, с избытком солнечного света. При его недостатке быстро хиреют и даже умирают. К ним относятся береза белая, дуб монгольский, сосна могильная, лишайники кустистые, клевер ползучий, подсолнечник и т.д.

Целый ряд экологических групп растений выделяют по отношению к особенностям почвы, т.е. по отношению к эдафичних факторов (эдафоморфы), то есть почвенных.

По отношению к общему содержанию в почве минеральных питательных веществ (трофность растений) различают:

олиготрофы – растения удовлетворяются малым содержанием зольных элементов, например, сосна обыкновенная, вереск обыкновенный, тмин песчаный;

мезотрофы – удовлетворяются умеренным содержанием зольных элементов, например, ель европейская;

эутотрофы – требуют большого количества зольных элементов, например, дуб, сныть, перелеска многолетняя.; относится большая часть растений на нашей планете;

По отношению к засолению почв различают следующие экологические группы:

гликофиты – это растения засоленных почв и солончаков, погибающие при избытке соли;

галофиты – растения засоленных почв солончаков содержат обычно много солей в клеточных вакуолях и имеющие высокое осмотическое давление, то есть свободно живущие при избытке соли в почве. Внешне похожи на суккуленты. В строении проявляются черты склерофитов: опушение, жёсткие и сухие, рассечённые листовые пластинки.

По отношению к реакции почвенного раствора (кислотности) выделяют следующие экологические группы:

ацидофиты – это виды, растущие на кислых почвах с рН меньше 6,7 (например, белоус сжатый, клюква, ринхоспора белая, хвощ, вереск, редька дикая);

нейтрофиты – виды, приуроченные к почвам с рН 6,7-7,0 (большинство культурных растений, дуб, шиповника, ежевика сизая);

По отношению к субстрату , на котором растут растения, выделяют следующие их экологические группы:

петрофиты – растут на каменистых выходах пород, например, асплений, многоножка обыкновенная, гвоздика Фишера, минуарции

кальцефиты – растут на известняковых обнажениях и карбонатных почвах, например, лен желтый, солнцецвет, заблуждений мечолистий, петушки венгерские

псаммофиты – растут на песчаных местах, например, булавоносець сероватый, зверобой стелющийся, козельцы украинский, червец многолетний

палюдозофиты – растут на болотных почвах, например, вахта трехлистная, волчье тело болотное, многие виды осок, камыш, образки болотные, частуха подорожниковая

Таким образом, в результате взаимодействия растений с окружающей средой и естественного отбора у них возникают новые физиологические свойства и признаки структуры, наиболее целесообразные в условиях конкретной экологической обстановки. Виды и внутривидовые отдельности, обладающие такими целесообразными признаками, оказываются наиболее приспособленными (адаптированными) к данным экологическим условиям. Такие виды и их комплексы – великолепные индикаторы (показатели) тех компонентов среды, к которым они адаптированы.

Окружающий мир, 1 класс

Цели:

· обобщение и систематизация знаний учащихся о многообразии растений;

· повторение отличительных признаков разных групп растений;

· расширение знаний о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу;

· формирование представления о ценности для человека мира растений о влиянии человека на жизнь растений;

· воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;

· развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся,

· развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование:

· компьютер;

· презентация к уроку «Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может (рис. 1).

Что это? (Растение ) (рис. 2).

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях ).

Итак, тема нашего урока:«Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края». Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу, выполним интересные упражнения, поиграем. А поможет нам в этом компьютер.

III. Обобщение о растениях

1. Группы растений

Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем. Скажите, на какие группы делятся все растения?

Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения (рис. 3).

Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. Охарактеризуйте дерево.

2. Деревья

-Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону (рис. 4).

В лесостепной зоне Пензенского края растут леса, состоящие из ясеня , клёна , ольхи, липы , осины и других деревьев. Посмотрите на представленные растения и скажите, что общего у них?(рис. 5).

Это лиственные деревья , форма листа – широкая пластина.

Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашем крае. Что летом и зимой в рубашке одной ?(Ель, сосна )(рис. 6).

Какие это деревья? -Хвойные деревья , форма листа – иглы. -Каких еще представителей хвойных растений вы знаете?(Пихта, лиственница,

кедр )(рис. 7).

Верно. Только растут они в таежных лесах. -Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему?(рис. 8).

Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород , но и оберегают наши дома от пыли , вредных веществ, принимая все это на свою листву.

Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.

· Дуб – 54 кг в год.

· Клен – 33 кг в год.

· Сосна – 35 кг в год.

· Ель – 32 кг в год.

3. Игра « Отгадай деревья»

А теперь отгадайте загадки, и назовите деревья (рис. 9).

Кудри в речку опустила и о чём- то загрустила (ива). Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой (берёза). Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые (дуб). Среди лета метелица: его пух летит и стелется (тополь).

Какое из этих деревьев часто называют символом России? -Березу. -Почему?(Ответы детей).

4. Игра “ Чей листик?”

- А умеете ли вы различать листья деревьев? Вот ветер-озорник сорвал листья с деревьев. Узнайте, с каких деревьев эти листочки (берёза, дуб, каштан, клён, ива) (рис.

5. Кустарники

А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень?(рис. 11).

Сирень – это кустарник. -Охарактеризуйте кустарник (рис. 12).

-Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

Назовите известные вам кустарники (шиповник, бузина, сирень …).

6. Физкультминутка (рис. 13)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.

7. Травянистые растения

К какой группе растений можно отнести ромашку?(Ромашка относится к травянистым растениям). Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?(Рис. 14).

-Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту до 7 метров.

Назовите травянистые растения (ответы детей).

На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей , полынь , тимофеевку , ковыль (рис. 15).

На сотни километров Пензенской земли простираются поля пшеницы , ржи , овса и кукурузы (рис. 16).

А вот и подсолнечник (рис. 17). Благодаря ему мы можем пользоваться растительным маслом.

Как вы думаете, почему это растение так назвали?

Желтые головки подсолнечника всё время поворачиваются за солнышком.

С полей родного края к нашему столу спешат овощи (огурцы , капуста , картофель , помидоры , лук , морковь ), чтобы подарить нам не только вкус, но и здоровье (рис. 18).

Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека .)

- Какие блюда можно приготовить из овощей?(Ответы детей.)

8. Физкультминутка (рис. 19)

Мы капусту рубим, рубим (взмахи ладошками поочередно),

Мы капусту мнем, мнем (сжимают кулачки и разжимают),

Мы капусту солим, солим (складывают пальцы рук щепотками),

Пробуем, вкусная (пробуют, подносят руки ко рту)?

Пересолили!

Надо еще капустки добавить (физкультминутка повторяется еще раз)!

9. Растение – земли украшение

- Говорят: «Растение земли украшение». Как вы понимаете смысл этой поговорки?(Ответы детей).

Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами (рис. 20).

10. Игра « Отгадай цветы»

- Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом (рис. 21). Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН) , РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)

III. Знакомство с растениями Красной книги Пензенского края

Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде.

«Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек (рис. 22).

Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает:«Осторожно! Может случиться беда!» (рис. 23).

И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Пензенского края есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.

Давайте познакомимся с некоторыми растениями из Красной книги нашего края. Число этих растений сокращается: Солонечник Русский (рис. 24),

кувшинка чисто белая (рис. 25),

Адоникс Весенний (рис. 26).

-А знаете ли вы , что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех (рис. 27).

IV. Физкультминутка (рис. 28)

Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок... Если ВСЕ: ия, и ты – Если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы...

V. Секрет цветов

И в завершении разговора о растениях я вам открою секрет цветов (рис. 29).

На лугу растут разные цветы. Вы хотите собрать букет для мамы. Она любит полевые цветы.

Вы принесли и поставили цветы в вазу. Смотрите и видите: цветы в вазе почему-то не так красивы, как в поле.

Голубые колокольчики без синего неба побледнели, Лепестки самой крупной ромашки не так воздушны: их не раскачивает ветер. Желтые серединки не такие золотые: их не золотит солнце. Дикие гвоздички в зеленой траве горели, как искорки. В комнате они закрыли свои венчики.

Полевым цветам нужны ветер и солнце, небо и простор. И вы не трогайте эти цветы.

В чем же секрет полевых цветов?(Ответы детей.)

VI. Хорошо или плохо (рис. 30)

Подумайте, что правильно, а что нет в действиях детей. Обоснуйте свой ответ.

Во время прогулок в лесу, парке, на лугу не собирайте цветов, не ломайте и не рубите ветки деревьев и кустарников.

Наблюдайте природу, любуйтесь ее красотой. Постарайтесь сделать все, чтобы сохранить эту красоту (рис. 31).

Любите родную природу Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей.

VII. Итог урока

Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами…«Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».

Царство растений поражает своим величием многообразием. Куда бы мы ни поехали, в каком бы уголке планеты ни оказались, везде можно встретить представителей растительного мира. Даже льды Арктики не являются исключением для их обитания. Каково это царство растений? Виды его представителей разнообразны и многочисленны. Какова общая характеристика царства растений? Как их можно классифицировать? Попробуем разобраться.

Общая характеристика царства растений

Все живые организмы можно разделить на четыре царства: растения, животные, грибы и бактерии.

Признаки царства растений следующие:

  • являются эукариотами, то есть клетки растений содержат ядра;
  • являются автотрофами, то есть образуют из неорганических органические вещества в процессе фотосинтеза за счет энергии солнечного света;
  • ведут относительно неподвижный образ жизни;
  • неограниченны в росте в течение всей жизни;
  • содержат пластиды и клеточные оболочки из целлюлозы;
  • в качестве запасного питательного вещества используют крахмал;
  • наличие хлорофилла.

Ботаническая классификация растений

Царство растений делится на два подцарства:

Подцарство "низшие растения"

К этому подцарству относятся водоросли - самые простые по строению и самые древние растения. Однако мир водоролей очень разнообразен и многочислен.

Большинство из них живет в воде или на воде. Но встречаются водоросли, которые растут в почве, на деревьях, на камнях и даже во льдах.

Тело водорослей — это слоевище или таллом, которое не имеет ни корня, ни побегов. У водорослей не существует органов и различных тканей, поглощение веществ (воды и минеральных солей) у них происходит всей поверхностью тела.

Подцарство "низшие растения" состоит из одиннадцати отделов водорослей.

Значение для человека: выделяют кислород; употребляются в пищу; используются для получения агар-агара; используются в качестве удобрений.

Подцарство "высшие растения"

К высшим растениям относятся организмы, которые имеют хорошо выраженные ткани, органы (вегетативные: корень и побег, генеративные) и индивидуальное развитие (онтогенез) которых делится на эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный (послезародышевый) периоды.

Высшие растения делятся на две группы: споровые и семенные.

Споровые растения распространяются при помощи спор. Для размножения нужна вода. Семенные растения распространяются при помощи семян. Для размножения вода не нужна.

Споровые растения делятся на следующие отделы:

  • моховидные;
  • плауновидные;
  • хвощевидные;
  • папоротниковидные.

Семенные делятся на следующие отделы:

  • покрытосеменные;
  • голосеменные.

Рассмотрим их более подробнее.

Отдел "моховидные"

Моховидные - это низкорослые травянистые растения, тело которых разделено на стебель и листья, они имеют некое подобие корней — ризоиды, функция которых - поглощать воду и закреплять растение в почве. Кроме фотосинтезирующей и основной ткани, мхи не имеют других тканей. Большинство мхов представляют собой многолетние растения и растут только во влажных местах. Моховидные - наиболее древняя и самая простая группа. При этом они достаточно разнообразны и многочисленны и уступают в количестве видов только покрытосеменным растения. Насчитывается около 25 тысяч их видов.

Моховидные делятся на два класса — печеночные и листостебельные.

Печеночники - это наиболее древние мхи. Их тело представляет собой разветвленное плоское слоевище. Обитают в основном в тропиках. Представители печеночников: мхи мерщанция и риччия.

Листостебельные мхи имеют побеги, которые состоят из стеблей и листьев. Типичным представителем является мох кукушкин лен.

У мхов возможно половое и бесполое размножение. Бесполое может быть как вегетативным, когда растение размножается частями стеблей, слоевища или листьев, так и споровым. При половом размножении у моховидных образуются специальные органы, в которых созревают неподвижные яйцеклетки и подвижные сперматозоиды. Сперматозоиды по воде передвигаются к яйцеклеткам и оплодотворяют их. Затем на растении вырастает коробочка со спорами, которые после созревания рассыпаются и распространяются на большие расстояния.

Мхи предпочитают влажные места, однако растут и в пустынях, и на скалах, и в тундрах, но их не встретить в морях и на сильно засоленных почвах, в сыпучих песках и ледниках.

Значение для человека: торф широко применяется в качестве топлива и удобрения, а также для производства воска, парафина, красок, бумаги, в строительстве используется в качестве теплоизолирующего материала.

Отделы "плауновидные", "хвощевидные" и "папоротниковидные"

Эти три отдела споровых растений имеют схожее строение и размножение, большинство их растет в тенистых и влажных местах. Древесные формы этих растений встречаются очень редко.

Папоротники, плауны и хвощи являются древними растениями. 350 миллионов лет назад они представляли собой большие деревья, именно они составляли леса на планете, кроме того, они являются источниками залежей каменного угля в настоящее время.

Немногочисленные виды растений отделов папоротникобразных, хвощевидных и плауновидных, которые дошли до сегодняшних дней, можно назвать живыми ископаемыми.

Внешне разные виды плаунов, хвощей и папоротников отличны друг от друга. Но они схожи по внутреннему строению и размножению. Устроены они сложнее, чем моховидные (имеют больше тканей в своем строении), но проще, чем семенные растения. Относятся к споровым растениям, так как все они образуют споры. Также для них возможно как половое, так и бесполое размножение.

Самые древние представители этих отрядов - плауны. В наши дни в хвойных лесах можно встретить плаун булавовидный.

Хвощи встречаются в Северном полушарии, сейчас они представлены только лишь травами. Хвощи можно встретить в лесах, на болотах и лугах. Представитель хвощевидных - хвощ полевой, который обычно растет на кислых почвах.

Папоротникообразные - достаточно большая группа (около 12 тысяч видов). Среди них встречаются и травы, и деревья. Произрастают почти повсеместно. Представители папоротников - страусник и орляк обыкновенный.

Значение для человека: древние папоротникообразные дали нам залежи каменного угля, который используется как топливо и ценное химическое сырье; некоторые виды используются в пищу, применяются в медицине, используются в качестве удобрений.

Отдел "покрытосеменные" (или "цветковые")

Цветковые растения — это самая многочисленная и высокоорганизованная группа растений. Насчитывают более 300 тысяч видов. Эта группа составляет основную часть растительного покрова планеты. Почти все представители растительного мира, окружающие нас в обычной жизни, как дикорастущие, так и садовые растения, являются представителями покрытосеменных. Среди них можно встретить все жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

Главным отличием покрытосеменных растений является то, что их семена покрыты плодом, образованным из завязи пестика. Плод является защитой семени и способствует их распространению. Покрытосеменные образуют цветки - орган полового размножения. Характерным для них является двойное оплодотворение.

Цветковые растения господствуют в растительном покрове как наиболее приспособленные к современным условиям жизни на нашей планете.

Значение для человека: используются в пищу; выделяют кислород в окружающую среду; применяются в качестве стройматериалов, топлива; используются в медицинской, пищевой, парфюмерной промышленности.

Отдел "голосеменные"

Голосеменные растения представлены деревьями и кустарниками. Среди них нет трав. Большинство голосеменных имеют листья в виде иголок (хвоинок). Среди голосеменных выделяется большая группа хвойных растений.

Около 150 млн. лет назад хвойные растения преобладали в растительном покрове планеты.

Значение для человека: образуют хвойные леса; выделяют большое количество кислорода; используются в качестве топлива, стройматериалов, в кораблестроении, изготовлении мебели; применяются в медицине, в пищевой промышленности.

Разнообразие растительного мира, названия растений

Приведенная выше классификация имеет продолжение, отделы подразделяются на классы, классы — на порядки, затем следуют семейства, потом роды и, наконец, виды растений.

Царство растений огромно и разнообразно, поэтому принято использовать ботанические названия растений, имеющие двойное имя. Первое слово в названии означает род растений, а второе — вид. Вот как будет выглядеть систематика всем нам известной ромашки аптечной:

Царство: растения.
Отдел: цветковые.
Класс: двудольные.
Порядок: астроцветные.
Семейство: астровые.
Род: ромашка.
Вид: ромашка аптечная.

Классификация растений по их жизненным формам, описание растений

Царство растений также классифицируется по жизненным формам, то есть по внешнему облику растительного организма.

  • Деревья - многолетние растения, имеющие одревесневающие надземные части и ярко выраженный один ствол.
  • Кустарники - также многолетние растения с одревесневающими надземными частями, но, в отличие от деревьев, у них нет явно выраженного одного ствола, а разветвление начинается у самой земли и образуется несколько равноценных стволов.
  • Кустарнички имеют схожесть с кустарниками, но низкорослые — не выше 50 см.
  • Полукустарники похожи на кустарнички, однако отличаются тем, что одревеснены лишь нижние части побегов, а верхние отмирают.
  • Лианы - растения с цепляющимися, лазающими и вьющимися стеблями.
  • Суккуленты - представляют собой многолетние растения с листьями или стеблями, в которых содержится запас воды.
  • Травы - растения с зелеными, сочными и неодревесневающими побегами.

Дикорастущие и культурные растения

К разнообразию растительного мира приложил руку и человек, и на сегодняшний день растения можно также поделить на дикорастущие и культурные.

Дикорастущие - растения в природе, которые растут, развиваются и распространяются без помощи человека.

Культурные растения происходят от дикорастущих, но получены путем селекции, гибридизации или генной инженерии. Это все садовые растения.