Теория

Способ размножения отводками. Способы размножения растений

Способ размножения отводками. Способы размножения растений

Г. Скребицкий «Скоро зима»

Люблю я бродить по лесу поздней осенью, перед самым приходом зимы. Всё в нём как-то примолкло, будто ждёт чего-то. Кусты и деревья давно сбросили листья, стоят совсем голые, потемневшие от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами, как в самом начале осени. Теперь она плотно прибита к земле, лежит бурой преющей массой. По всему лесу от неё так славно пахнет деревенским холодным кваском.

А какая в лесу тишина! Только где-то в вершинах сосен и елей попискивают синички и корольки. Они перепархивают с сучка на сучок, копошатся среди ветвей, отыскивая там жучков.

Изредка тонко, протяжно засвистит в ельнике рябчик, и снова всё смолкнет.

Идёшь по влажной земле совсем бесшумно, идёшь и осматриваешься по сторонам, хочешь запомнить лес именно вот таким — угрюмым, нахмурившимся. Ведь очень скоро, может быть через день, через два, он станет совсем иным: весь посветлеет, оденется в белый снежный убор, сразу преобразится, как в сказке. И не узнать тех самых кустов и деревьев, на которые я теперь смотрю.

Вопросы для обсуждения

О какой осени говорится в рассказе Г. Скребицкого «Скоро зима» — о ранней или поздней? О каких приметах поздней осени ты узнал из этого рассказа? Почему автор называет лес поздней осенью угрюмым, нахмурившимся? Как выглядят деревья и трава в таком лесу? Какие звуки можно услышать в эту пору? Как ты думаешь, почему в лесу всё приумолкло? Куда делись лесные обитатели? А как преобразится лес от первого снега, каким станет?

Послушай рассказ Г. Скребицкого ещё раз. Попробуй рассказать об осеннем лесе так, чтобы было понятно, что ты им любуешься. Я буду начинать предложение, а ты заканчивать его:

1. Я люблю бродить...

2. Всё в нём примолкло, как будто...

3. Кусты и деревья... листва...

4. От неё славно пахнет...

5. В лесу тишина, только...

6. Хочешь запомнить лес...

7. Ведь очень скоро он станет...

8. И не узнать...

А теперь попробуй сам рассказать об осеннем лесе.

Зима

Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то что летом. Кажется — зимой на полянке никто и не живёт. Но это только так кажется.

Возле куста из-под снега торчит старый, трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем-теремок. Немало в нём уютных зимних квартир для разных лесных обитателей.

Под корой запрятались от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усталый жук-дровосек. А в норе между корнями, свернувшись в тугое колечко, улеглась проворная ящерица. Все забрались в старый пень, каждый занял в нём крохотную спаленку, да и заснул в ней на всю долгую зиму.

На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Спят и не знают, что тут же, неподалёку, под кучей хвороста, свернувшись в клубок, заснул их злейший враг — ёжик.

Тихо и пусто зимой на лесной полянке. Только изредка пролетит над ней стайка щеглов или синиц или дятел, усевшись на дереве, начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена.

А иной раз выскочит на полянку белый пушистый заяц. Выскочит, станет столбиком, послушает, всё ли спокойно кругом, посмотрит, да и дальше в лес побежит.

Вопросы для обсуждения

Ты знаешь, как проводят зиму лесные обитатели? Послушай, как об этом рассказывает нам Г. Скребицкий. Что ты сейчас слушал — рассказ, сказку или стихотворение? Почему ты так думаешь? В этом произведении говорится о каких-нибудь чудесах? А можно ли сказать, что это произведение мелодичное, напевное, что в нём есть рифма? Какие незнакомые слова и выражения встретились тебе в рассказе? («Трухлявый пень», «куча хвороста», «выколачивать клювом»). Что нового ты узнал из этого рассказа? Как ты думаешь, почему автор называет обыкновенный пенёк теремом-теремком для разных лесных обитателей? Расскажи, какие они нашли себе «уютные зимние квартиры» в трухлявом пне. Что нового для себя ты узнал из этого рассказа?

И. Бунин «Мороз»

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, — синее, огромное и удивительно нежное небо... Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах уже играет золотистый солнечный свет...

Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной, стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, — и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла... Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке...

М. Пришвин «Золотой луг»

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

М. Пришвин «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.

Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чернолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются, осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.

Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Вопросы для обсуждения

О каком растении говорится в рассказе М. Пришвина «Золотой луг»? Что ты знаешь об одуванчике? Почему сначала ребята считали одуванчик неинтересным цветком? Как они относились к этому растению? Как ты понял выражение «золотой луг»? Каким ты себе его представил? Какое открытие сделал однажды автор рассказа? Какой красивый образ он придумал, чтобы рассказать нам о зелёном и золотом луге? Почему теперь одуванчик стал для детей самым интересным цветком?

Тебе интересно было слушать рассказ М. Пришвина «Разговор деревьев»? Что особенно удивило тебя в этом произведении? Что нового ты узнал из рассказа? Как могут разговаривать между собой деревья? Как ты думаешь, почему автор называет почки на деревьях шоколадными? Они сделаны из шоколада? Расскажи, какими ты себе представил раскрывающиеся почки. С чем сравнивает автор молоденькую осинку? Чем осинка похожа на тоненькую зелёную свечку? Как ты думаешь, какие звуки можно услышать в этом рассказе? (Шелест деревьев.) А какие запахи можно уловить? (Аромат от смолы разных деревьев.) Как ты думаешь, похожи ли в рассказе деревья на людей? Как автор добился этого сходства?

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

С. Т. Аксаков «Сурка»

Один раз, сидя на окошке (с этой минуты я всё уже твёрдо помню), услышал я какой-то жалобный визг в саду; мать тоже его услышала, и когда я стал просить, чтоб послали посмотреть, кто это плачет, что «верно, кому-нибудь больно», мать послала девушку, и та через несколько минут принесла в своих пригоршнях крошечного, ещё слепого щеночка, который, весь дрожа и нетвёрдо опираясь на свои кривые лапки, тыкаясь во все стороны головой, жалобно визжал, или скучал, как выражалась моя нянька. Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.

Мать приказала принести в блюдечке тёпленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутёнка в молоко, выучила его лакать.

С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался, кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой; его назвали Суркой; он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет — разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

Вопросы для обсуждения

Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» можно прочитать до слов: «...собачку взяли и бросили в клетку к льву на съедение. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки...»

Затем чтение прервать и предложить ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что случится с собачкой? Выслушав несколько вариантов ответа, нужно продолжить чтение до конца в целях проверки высказанных предположений. После этого можно предложить ребёнку вопросы для работы над текстом.

Тебе понравился рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»? Что удивило тебя в этой истории, рассказанной Л. Н. Толстым? Какими ты представил себе льва и собачку, когда слушал рассказ? Кто из них тебе понравился больше? Почему? Вспомни, как вела себя собачка, когда огромный грозный лев подошёл к ней. Она испугалась льва? Как ты думаешь, почему лев не тронул собачку? Расскажи, как лев и собачка жили в одной клетке. Как лев относился к собачке? Почему он зарычал, когда хозяин зверинца попытался забрать собачку? Что случилось, когда собачка умерла? Как ты думаешь, что чувствовал лев в этот момент? Вспомни, какие слова в рассказе помогают автору передать состояние льва после смерти своего маленького друга, («...он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол...») Чем закончился рассказ? Что помог понять тебе автор?

Г. Снегирёв «Ласточка»

Как прилетят ласточки из-за моря домой, сразу начинают строить гнёзда.

Лепят ласточки своё гнездо из речной глины и просто из грязи. С рассвета до вечера с щебетом летают ласточки, носят в клювиках глину и лепят, лепят — строят гнездо. Вот уж и готов глиняный шар под крышей сарая — ласточкино гнездо. Изнутри выстилает его ласточка мягкими травинками, конским волосом, пёрышками.

Как выведутся птенцы, с утра до вечера летает ласточка над рекой и над полем, ловит насекомых, выкармливает птенчиков.

Вырастут молодые ласточки и покинут гнездо, скоро пора в дальний путь собираться, за моря, в тёплые страны.

И. С. Соколов-Микитов «Гнездо»

Дрозд в развилку берёзы положил первый пучок сухой травы. Положил, расправил клювом и задумался.

Вот он — торжественный миг, когда всё позади и всё впереди. Позади зимовка в чужих южных лесах, тяжёлый далёкий перелёт. Впереди гнездо, птенцы, труды и тревоги.

Развилка берёзы и пучок травы как начало новой жизни.

Что ни день, то выше гнездо и шире. Однажды дроздиха села в него и осталась сидеть. Она вся утонула в гнезде, снаружи торчали нос да хвост.

Но дроздиха видела и слышала всё.

Тянулись по синему небу облака, а по зелёной земле ползли их тени. Прошагал на ногах-ходулях лось. Неуклюже проковылял заяц. Пеночка-весничка, пушистая, как вербный барашек, поёт и поёт про весну.

Берёза баюкает птичий дом. И на страже его — хвост и нос. Торчат как два часовых. Раз торчат — значит, всё хорошо. Значит, тихо в лесу. Значит, всё впереди!

Вопросы для обсуждения

Из чего обычно строят гнёзда большинство птиц? Как ты понял выражение из рассказа «Гнездо» И. С. Соколова-Микитова: «Развилка берёзы и пучок травы как начало новой жизни»? Ты знаешь, почему птица должна постоянно сидеть в гнезде, пока не выведутся птенцы? С чем сравнил автор хвост и нос дроздихи, сидящей в гнезде? Как ты думаешь, это правильное сравнение?

Когда ты слушал рассказ Г. Снегирёва, ты, наверное, представлял себе, как всё было. Расскажи, как ласточка строит своё гнездо. Где расположено гнездо? Из какого материала его строят ласточки? Какой оно формы, чем выстлано изнутри? В чём необычность гнезда, которое строят ласточки?

Г. Снегирёв «Жук»

У меня есть сестра Галя, она на год младше меня, а такая плакса, обязательно я должен ей всё уступать. Мама даст что-нибудь вкусное, Галя своё съест и ещё у меня просит. Если не дашь, начинает реветь. Только о себе одной думала, но я её от этого отучил.

Пошёл я однажды за водой. Мама на работе, нужно было самому воды натаскать. Зачерпнул полведра. Вокруг колодца скользко, вся земля обледенела, еле до дому ведро дотащил. Поставил его на лавку, смотрю, а в нём жук-плавунец плавает, большой такой, с мохнатыми ножками. Вынес я ведро во двор, воду вылил в сугроб, а жука поймал и посадил в банку с водой. Жук в банке вертится, никак привыкнуть не может.

Пошёл я снова воды принести, принёс чистой воды, ничего на этот раз не попалось. Разделся и хотел посмотреть жука, а банки на окне нет.

Спрашиваю у Гали:

— Галя, это ты жука взяла?

— Да, —- говорит, — я, пусть он в моей комнате живёт.

— Почему же, — говорю, — в твоей, пускай жук общий будет!

Беру из её комнаты банку и на окно ставлю: мне ведь тоже хочется на жука посмотреть.

Галя заплакала и говорит:

— Я всё маме скажу, как ты у меня жука отнял!

Подбежала к окну, схватила банку, воду даже на пол

расплескала и опять поставила к себе в комнату.

Я разозлился.

— Нет, — говорю, — жук мой, я его поймал! — Взял и обратно банку на окно поставил. Галя как заревёт, одеваться стала.

— Я, — говорит, — в степь пойду и замёрзну там из- за тебя.

«Ну, — думаю, — и пускай!» Она всегда так: если не дашь чего, то сразу пугать начинает, что замёрзнет в степи.

Хлопнула она дверью и ушла. Смотрю я из окна, что она делать будет, а она идёт прямо в степь, только тихо- тихо, ждёт, когда я за ней побегу. «Нет, — думаю, — не дождёшься, хватит, побегал за тобой!»

Идёт она, снег ей по колено, и руками за лицо держится: ревёт, значит. Всё дальше и дальше от дома уходит в степь. «А что, — думаю, — и взаправду замёрзнет?» Жалко мне её стало. «Может, пойти за ней, вернуть? И жука мне не нужно, пускай себе насовсем берёт. Только опять будет всегда устраивать рёв. Нет, лучше подожду, будь что будет!»

Галя далеко ушла, только маленькая точка видна. Хотел я уже одеваться, за ней идти — смотрю, точка всё больше становится: обратно, значит, идёт. К дому подошла, руки в карманах держит, смотрит себе под ноги. Боится глаза поднять: знает, что я на неё смотрю из окна.

Пришла домой, разделась молча и ушла к себе в комнату. Долго там сидела, а потом подошла к окну и говорит:

— Какой хороший жук, его покормить надо!

Стали мы за жуком вместе ухаживать.

Когда мама с работы пришла, Галя ей ничего не рассказала, и я тоже.

Н. Сладков «Домашняя бабочка»

Ночью в коробке вдруг зашуршало. И выползло их коробки что-то усатое и мохнатое. А на спине сложенный веерок из жёлтой бумаги.

Но как я обрадовался этому уродцу!

Я посадил его на абажур, и он неподвижно повис вниз спиной. Сложенный гармошкою веерок стал отвисать и распрямляться.

У меня на глазах безобразный мохнатый червяк превращался в прекрасную бабочку. Наверное, так вот лягушка превращалась в царевну!

Всю зиму куколки пролежали мёртво и неподвижно, как камешки. Они терпеливо ждали весну, как ждут её семена в земле. Но комнатное тепло обмануло: «семена проросли» раньше срока. И вот по окну ползает бабочка. А за окном зима. А на окне ледяные цветы. Живая бабочка ползает по мёртвым цветам.

Она порхает по комнате. Садится на эстамп с маками. Развернув спиральку тоненького хоботка, пьёт из ложечки сладкую воду. Опять садится на абажур, подставив крылышки жаркому «солнцу».

Я смотрю на неё и думаю: а почему бы не держать дома бабочек, как держим мы певчих птиц? Они порадуют цветом. И если это не вредные бабочки, весной их, как птиц, можно выпустить в поле.

Есть ведь и певчие насекомые: сверчки и цикады. Цикады поют в спичечном коробке и даже в неплотно стиснутом кулаке. А сверчки пустыни поют прямо как птицы.

Завести бы дома красивых жуков: бронзовок, жужелиц, оленей и носорогов. А сколько можно приручить диких растений!

А волчье лыко, медвежье ухо, вороний глаз! А почему бы не развести в горшках прекрасные мухоморы, огромные грибы-зонтики или гроздья опят?

На дворе будет зима, а у вас на подоконнике — лето. Папоротники высунут из земли зелёные кулачки. Ландыши вывесят восковые бубенчики. Раскроется чудо- цветок белой кувшинки. И запорхает первая бабочка. И запоёт первый сверчок.

И чего только не напридумываешь, глядя на бабочку, пьющую из ложечки чай с вареньем!

Вопросы для обсуждения

Куда зимой исчезают бабочки? Послушай историю про одну зимнюю бабочку, которую рассказал нам Н. Сладков («Домашняя бабочка»). Почему эта бабочка проснулась раньше положенного срока? Как она выглядела, когда выползла из коробки, в которой лежала? Почему автор так обрадовался этому «уродцу»? Расскажи, что делала бабочка в квартире. Какое настроение вызывают у тебя строчки рассказа: «Живая бабочка ползает по мёртвым цветам» — радость, удивление, печаль, сожаление? Почему? Какую иллюстрацию ты нарисовал бы к этому произведению?

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Пригрело весеннее солнце. Опустели зимние квартиры в старом пне. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулся, выбрался из норки на пенёк, на солнышке погреться.

Тепло, яркий солнечный свет необходим ящерице для того, чтобы сделаться подвижной. Погреется ящерица и примется за охоту. Она очень прожорлива и уничтожает много слизняков, а также мух и разных мелких насекомых, вредящих растениям.

Ящерицы полезные животные. Берегите их!

Живёт у нас ящерица-живородка с лимонно-жёлтым брюшком. Она не откладывает яиц в землю, а рождает живых детёнышей. Вторая, прыткая ящерица, с красивым рисунком на теле, с зелёной весенней окраской, откладывает яйца в рыхлую землю, часто в земляные кучи чёрных муравьёв.

Все четыре времени года по своему уникальны, у каждого из них имеются свои особенные черты, которые с каждым годом удивляют своими красивыми явлениями. У каждого человека есть свое любимое время года. Кому-то нравиться весна, кому-то лето, а кому-то осень или зима. Все зависит от вкуса и предпочтения. Начнем с весны.

Весна – это самое прекрасное время года, который включает в себя март, апрель и май месяцы. С ее приходом возрождается природа и начинается новая жизнь. Постепенно тает снег и мороз, ощущается свежее дыхание. На голубом небе светит солнышко, согревая своими лучами. По утрам просыпаешься от пения птиц, которые пытаются рассказать матушке-природе о приходе долгожданной весны. Между деревьями появляются первые малюсенькие подснежники, которые с упорством пробиваются сквозь толстый прошлогодний снег.

Лето – чудесное, яркое и разноцветное время, состоящая из июня, июля и августа месяцев. Летом дни становятся длиннее, а ночь короче. Природа становиться зеленной, в голубом небе сияет ослепительное солнце, птицы не перестают воспевать с своими звонкими голосами. А под вечер пение птиц меняется на хор сверчков, который не прекращается до самого утра.

Осень удивительное время года, включающая в себя сентябрь, октябрь и ноябрь. В это время года природа готовиться к холодной зиме, окрашивая себя особыми, необычными красками. Листья деревьев из зеленого превращаются в желтый, но самое прекрасное в это время, это что собирается спелый урожай, который радует нас своим разнообразием вкусов. Ведь не даром осень прозвали золотым временем года.

Зима является спокойным и тихим временем года. Состоит из декабря, января и февраля. Зимой природа укрывается белым снегом и засыпает, пока не разбудят первые вестники весны. Наступают холода и сильные морозы, которые завораживают своей красотой. Особенно утром все блестит, как-будто с неба посыпались алмазы и бриллианты, а окна разрисовывается причудливыми узорами. Также в это время празднуется самое долгожданный праздник года – это новый год, с наступлением которого люди начинают новую жизнь.

В заключении хочется сказать что, природа одарила нас прекрасными временами года, которые удивительным образом отличаются друг от друга и в то же время очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Трудно представить жизнь одного без другого, поэтому любите и цените каждое мгновение времен года.

рассуждение 3, 6 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика чиновников в комедии Ревизор 8 класс сочинение

    «Ревизор» - комедия Н.В. Гоголя. Как писал сам автор, он хотел показать и, одновременно, высмеять все недостатки чиновничества и несправедливости, которая царит в отдаленных местах России

  • Я проснулся от какого-то стука. Открыв глаза, понял, что солнце еще не поднялось, и решил попробовать заново уснуть. Но все мои попытки оказались тщетны. К тому же не давал покоя стук.

  • Анализ произведения Записки охотника Тургенева

    Русская литература всегда была неким знаменем, путеводной звездой для русского человека. Такого рода произведения, отражающие социальную и психологическую сторону жизни, позволяют людям думать,

  • Критика о рассказе Господин из Сан-Франциско Бунина и отзывы о произведении

    Горький обращаясь в письме к Бунину писал, что с большим трепетом читал рассказ Господин из Сан-Франциско. Писатель считал Бунина великим поэтом и писателем, самым лучшим в своей полной суеты жизни.

Времена года это четыре удивительных сезона, каждый неповторим и очарователен по-своему. Пробуждающая живой мир весна, благоухающее лето, грациозная осень и суровая зима. Природа во все времена года невероятно красива, словно сказочная принцесса, примеряющая разные одежки.

Какая бы не была погода во дворе, будь-то дождливая, ненастная или жаркая, она передает настроение и краски своего сезона. Поэтому если посмотреть за окно по другому, то не взирая на дождь или мокрый снег, хочется радоваться и ценить ту возможность, которую нам дарит природа, сменяясь по временам года.

Весеннее пробуждение

Весной природа пробуждается после долгого зимнего сна: с каждым днем становится теплее, все вокруг зеленеет буквально на глазах, а в лесу все чаще можно встреть животных и услышать радостное щебетание птиц. В начале весны снега уже мало, но пасмурных дней все же хватает.

Появление подснежников означает, что весна полностью вступила в свои права. Вот уже постепенно теплеет, солнечных дней становится больше, вскоре мелкий дождик начинает поливать расцветающие деревья. Все с большим нетерпением ждут первой майской грозы, которая извещает о том, что наступило теплое и солнечное лето.

Зеленое летнее царство

Летом луга покрыты пахучей растительной скатертью, а сады радуют буйством красок - все вокруг превращается в зеленое летнее царство. Именно в это время года природа показывает все свое богатство. А летняя ночь - особая пора, когда можно наслаждаться далекими звездами, засыпая под открытым небом.

Высокая температура воздуха и палящее солнце вынуждают людей искать тенечек под величественными кронами деревьев. Несущий кратковременное облегчение летний дождь позволяет увидеть настоящее чудо природы - радугу. Но начинающие понемногу желтеть листья уже сообщают, что впереди осень.

Хмурая осень

Осень - хмурая пора, когда совсем не хочется выходить из дома из-за постоянных дождей. Погода в это время года постоянно меняется: вот над головой светит яркое солнце, а через мгновение небо затянули густые облака - начался ливень.

Но все же осенью природа невероятно прекрасна, ведь золотые листья, падающие с деревьев, создают удивительную атмосферу. С интересом можно наблюдать за птицами, которые улетают зимовать в теплые края, и за животными, готовящимися к спячке. Все хорошо, пока осенний лес расписан золотыми красками, но вскоре оголенные деревья с грустью отмечают, что скоро наступит зима.

Суровые правила зимы

Зима - настоящая снежная королева: она покрывает все вокруг пушистым снегом, доставляющим немало радости. Но у этого времени года свои суровые правила, с которыми приходится считаться: длительные вьюжные ночи сменяются короткими несолнечными днями. Зимой природа становится безмолвной - животные пребывают в спячке, даже щебетание птиц не услышать.

Но все же в это время года природа по-своему прекрасна: белая пушистая скатерть простилается на многие километры, снег хрустит под ногами и лежит на ветках деревьев словно белая подушка. Но уже скоро зажурчат ручьи и пробьются подснежники, как весточка о скорой весне.

Сказка "Четыре времени года" была написана адмиралом Александром Шишковым еще в 1837 году, задолго до того, как у известного педагога Константина Ушинского появился более краткий вариант "Четыре желания". Эта интерпретация сказки имеет более глубокий, даже религиозный смысл и разъяснение. Как раз повод для разговора с ребенком о том, что всему свое время, причем многое приходит и уходит помимо наших желаний. Мы же только должны научиться радоваться всему окружающему по пословице "Что Бог дает — все к лучшему". После прочтения этой сказки во время прогулки обратите внимание ребенка на что-то красивое и характерное именно для настоящего времени года, а потом пусть он попытается вспомнить такое же не менее красивое и важное из других времен года. Так у вас получится развивающее занятие.

— Ах, если бы все зима была! — сказал Петруша после того, как он играл в снежки и катался с горы в санках.
Отец приказал ему это желание записать в записную книжку, и он это исполнил.

Зима прошла, наступила весна. Петруша стоял с отцом возле цветника, в котором расцветали розы, лилии, гиацинты и нарциссы — и был вне себя от радости.
— Весна цветы эти с собой приносит, — сказал отец, — с ней они и пройдут.
— Ах, если бы все весна была! — отвечал Петруша.
Отец велел ему и это желание записать в книжку, и он записал.

Миновала весна, лето настало. В один прекрасный день Петруша со своими родителями и несколько других ребятишек пошли в ближнюю деревню и целый день там пробыли. Вокруг них видны были долины со множеством цветов, и луга, на которых играли ягнята, прыгали бодрые жеребятки. Тут они ели вишни, другие ягоды и проводили время очень весело.
— Не правда ли, — сказал отец, возвращаясь домой, — что и летом можно иметь множество забав?
— Ах! — отвечал Петруша, — я бы желал, чтобы всегда было лето!
И это желание было записано в записную книжку.

Напоследок пришла осень. Вся семья отправилась на несколько дней в виноградные сады. Не было уже такой жары, как летом, но воздух был благорастворенный и небо светлое. На лозах виноградных висели зрелые гроздья, на грядах лежали благоуханные дыни, а ветви дерев от спелых плодов к земле приклонялись.
— Это прекрасное время скоро минует, — сказал отец, — зиам уже близко.
— Ах! — сказал Петруша, — я бы желал, чтобы зима никогда не приходила и все стояла осень.
— Правда такого бы желал? — спросил отец.
— Правда, — отвечал он.
— Но посмотри, — продолжал отец, вынимая записную книжку из кармана, — посмотри, что здесь написано!

— Я желаю, чтобы всегда зима была.
— А на этой странице?
— Я желаю, чтобы всегда весна была.
— А на этой?
— Я желаю, чтобы всегда лето было...
— Знаешь ли ты, — промолвил отец, — чья рука это писала?
— Моя, — отвечал Петруша.
— Но это очень чудно, — сказал отец, — зимою ты желаешь всегдашней зимы, весной — всегдашней весны, летом — всегдашнего лета, а осенью — всегдашней осени? Подумай, что из этого следует.
— Что все времена хороши...
— Конечно, так! Все они преисполнены радостью, изобилуют разными дарами. Не ясно ли, что Бог лучше умеет управлять светом, нежели мы, слабые люди? Если бы прошлая зима по твоей воле стояла, то у нас бы ни весны, ни лета, ни осени не было. Ты бы землю покрыл вечным снегом, чтобы играть в снежки да на санях кататься, а сколько других бесчисленных радостей ты бы нас лишил!

Научись, душа моя, быть довольным всем тем, что Бог ни делает: рано или поздно ты узнаешь, что Он сделал это хорошо!

Хотите, чтобы ребенок запомнил времена года? Почитайте и обсудите с ним сказку Натальи Рысаевой. Вместе с маленьким котенком и его мамой, ваш малыш легко запомнит и научится замечать в природе признаки смены разных пор года.

blog-italia.ru

— Ух, как воет вьюга за окном, но ты не бойся, сынок! – говорила мама-кошка своему сыну, полосатому котенку. Это старая троллиха там, в горах, трясет и выбивает половики. Оттого и снег метет, оттого и вьюжит нынче. А у нас на печке тепло, будто летом на солнышке.

— Мама, — спросил котенок, а что такое лето? Что такое снег?

— Сынок, на улице не всегда холодно и темно, бывает и тепло. Ложись ко мне поближе, я расскажу тебе о временах года.

Зима

— Зимой, сынок, всегда холодно. Дни короткие, а ночи длинные и морозные. Часто воет ветер и метет снег, вот так, как сегодня. Нам тяжело охотиться, потому что мышей в нашем чулане почти нет, птицы улетели в жаркие страны, а рыба, которую можно ловить в старом пруду, спит под толстым ледяным одеялом. Но наша Хозяйка — добрая женщина, и каждый день наливает для меня в блюдце свежее молоко и сметану. Скоро ты станешь старше, и я научу тебя есть из блюдца и охотиться.

Зимой человеческие детеныши катаются на таких странных штуках, называются они санками и коньками, лепят из белого снега больших и чудных фигур, мастерят снежные крепости и замки.

А еще есть такой день зимой, который очень любят все люди, и большие, и маленькие. Он называется Новый год. В этот день Хозяин привозит на повозке из лесу колючее дерево, называется оно елка. Детвора наряжает елку разными диковинными игрушками, водит вокруг хороводы и поет веселые песни. Вечером все садятся за праздничный стол, и начинается пир и веселье.

Когда детвора уляжется спать, а потом и Хозяин с Хозяйкой, в печную трубу влетает Снежный дед и кладет под елку подарки для всей семьи. Вот утром радости!

Зимой часто идет снег

— Мама, ну а что такое снег? – снова спросил котенок.

— Снег, сынок, это такая белая крупа, похожая на сахар, но не сладкая. Из нее старая троллиха печет пироги и булки для своих внуков – горных троллей. Еще есть снежинки — это кружевные салфетки, которые плетут у себя в ледяном тереме дочери Снежного деда, а потом пускают их по всему свету. Но лишь только они падают тебе на носик или шерстку, сразу же тают…

— Мам, а зима долго длится? – задал новый вопрос котенок.

— Нет. Не очень долго, сынок. Каждая пора года длится ровно три месяца, отвечала мама-кошка.

Весна

Следом за зимой приходит весна. Она начинается так: сперва Снежный дед вместе с дочерьми уезжает на Север. Старый воробей из ближнего леса начинает громко чирикать и звать весну, к его кличу присоединяются все лесные птахи, и отовсюду слышится:

— Весна, Весна, приходи скорее!

И вот в легкой повозке приезжает Весна. Всегда юная, всегда молодая, она поет звонкие песни. И там, где проезжает ее повозка, начинает таять снег и звенит капель. Махнет она волшебной палочкой — на деревьях появляются почки, а потом и клейкие зеленые листочки россыпью украшают их ветки.

Весной весь мир наряжается, будто на праздник, птицы и звери меняют старые шубы на новые наряды, все прихорашиваются, и точно сходят с ума: почему-то хочется петь и кувыркаться, и даже я, большая кошка, точно котенок, кувыркаюсь и мурлыкаю: Мурр, мурр!

И еще, сынок, весной весь лесной народ ищет пару, чтобы построить жилье и вывести деток. Шум и гам кругом, ведь все хотят выбрать самое лучшее место. Птицы дерутся так, что летят пух и перья кругом, олени устраивают боевые поединки, и лучше не попадаться им на глаза, а не то — берегись, как наподдаст кто-нибудь из них рогом.

Все вокруг такое чистое, нарядное, ярко светит солнце…

— Мам, спросил котенок, — а солнце — это что?

— Солнце, сынок, это такой желтый круг, он дает тепло нам всем. Но ни потрогать, ни долго смотреть на него нельзя — заболят глазки, он очень горячий!

wnature.net

Появляются первые цветы.

— А цветы, это что, их трогать можно? – поинтересовался котенок.

— Цветы, сынок, это небесные ангелы, они приходят на землю, чтобы радовать всех нас. Есть такие, которые летают, называются бабочки, их особенно много летом.

Лето

— Лето приходит всегда с супругой. Оба статные, красивые, они идут в разноцветных нарядах по земле и поют песни, и там, где пройдут — все становится еще краше и наряднее, чем весной. Они живут где-то далеко в лесу. Никто, даже старый Воробей не знает, где именно. Но я слыхала, что есть у них уютный домик, и сидят они рядышком на полянке возле него. И играет муж на волшебной свирели, а жена расчесывает ему волосы волшебным гребнем. И если кто-нибудь из людей услышит и увидит это, то исполнится его самое сокровенное желание.

Весь звериный люд занят летом выращиванием потомства и его воспитанием: рыбы в пруду учат мальков плавать, птицы учат птенцов летать высоко, зайчихи учат зайчат носить нужную шубку…

— Как это, нужную? — удивился котенок. Разве у зайцев их несколько?

— Да, их две. Летом серая, а зимой – белая. Это помогает ушастым быть в безопасности. И путать, какую шубу надевать, нельзя ни в коем случае, а не то попадутся они в лапы волку или лисе. Это называется охота, сынок. Но об этом я расскажу в другой раз.

Летом всем живется привольно и весело: и людям, и нам. И кажется, что так будет всегда. Но, когда грачи, а с ними и остальные птицы начнут собираться в стаи и улетать в жаркие страны — вот тогда приходит осень.

Осень

С каждым днем становится все холоднее и холоднее. Солнце светит уже не так ярко, ночи становятся длиннее, а дни — короче. Люди и звери готовятся к холодам и запасают на зиму съестное — люди собирают с полей урожай, белки и дятлы таскают в дупла орехи и ягоды, мыши носят в норку зерна.

Лето с супругой идут, тихие и молчаливые по земле, и жена его поет грустную песню. Где-то на лесной опушке повстречается им статная женщина в золотых одеждах. Это Осень. Молча кивают они друг другу, здороваясь и прощаясь, а потом Осень занимает домик Лета, и сидит в нем у окошка, плетя бусы из красной рябины.

mtdata.ru

Дарит Осень людям урожай, грибы и поздние ягоды. А нам, зверям — новые теплые шубы.

— А у меня будет теплая шубка, мама? — спросил котенок.

— Конечно, милый. Ты уже подрастешь к тому времени, и сам увидишь, какая красивая она будет.

— Кода опадут последние листья с деревьев, превратится Осень из статной женщины в дряхлую старуху, и уже не золотые на ней одежды, а рваное черное платье. И как увидит она себя в зеркало, да как закричит громким голосом, да заплачет слезами-дождями проливными, сразу знай, сынок, что совсем скоро ей на смену приедет Снежный дед с дочерьми, и снова придет Зима. Вот и весь рассказ про времена года.

— Как интересно ты рассказала о них, мамочка, — сказал котенок. Расскажи мне про волшебную свирель Лета, или про Снежного деда и его дочерей, — попросил он.

— Я обязательно расскажу, но в другой раз, малыш. А сейчас я тебя обниму крепко, и мы будем спать.

Спят котенок, спит его мама. И нам с тобой, дружок, тоже пора спать. Доброй ночи.

Уважаемые читатели! Поделитесь в комментариях отзывами на сказку Натальи Рысаевой о порах года. Что из услышанного понравилось вашим детям, какие вопросы они задавали. Знают ли они признаки пор года и умеют ли замечать, какие в природе в жизни людей и животных происходят изменения?