Выключатели

Влажностный режим помещения как определить. Температурно-влажностный режим

Влажностный режим помещения как определить. Температурно-влажностный режим

Австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899-1959) - основатель феноменологической социологии, которая была представлена в работе "Смысловое строение социального мира" (1932), опубликованной на немецком языке.

На английском языке эта работа вышла под названием "Феноменология социального мира" (1967).

Феноменологическая социология А. Шюца по своей сути является социологией познания, так как формирования социального им понимается как объективация знания в процессе человеческой практики. Основу феноменологической социологии А. Шюца составляет идея Э. Гуссерля о противоречии между объективным миром и познающим его субъектом. Для решения этого противоречия А. Шюц предложил осуществить две редукции. Первая - это феноменологическая редукция: отказаться от исследования мира путем "естественной установки" и исследовать "жизненный мир" на основе "интенциональности" (от лат. intentio - стремление, направленность сознания на какой-либо предмет).

Все эмпирические науки имеют своим предметом мир, но сами они так же, как и их инструментарий, являются элементами этого мира. Значит, науке, если она действительно желает быть строгой наукой, необходимо выяснение ее генезиса и обусловленности миром, из которого она рождается и в котором живет. Этот мир, предшествующий научной рефлексии, А. Шюц определил как нашу непосредственную "интуитивную среду", где "мы, как человеческие существа среди себе подобных, переживаем культуру и общество, определенным образом относимся к окружающим нас объектам, воздействуем на них и сами находимся под их воздействием".

По мнению ученого, социология должна изучать мир, начиная "с самого начала". Но это еще не дает ответа на вопрос: как возможно общество? Для этого он предлагает осуществить вторую редукцию - трансцендентальную (выходящую за пределы опытного знания), отказаться от анализа самого субъекта и анализировать его "чистое сознание". Феноменологу, с точки зрения А. Шюца, нет дела до самих объектов. Его интересует их значения, конструированные деятельностью нашего разума. Не реальные социальные объекты становятся предметом его анализа, а редуцированные объекты, как они являются в потоке сознания индивида, организуя его поведение. Отсюда "жизненный мир" - это сконструированный разумом "интерсубъективный мир".

Конструирование "интерсубъективного мира" имеет решающее значение в феноменологической социологии А. Шюца. Она позволяет раскрыть сущность сознания и взаимную связь людей как существ жизненного мира. Основная форма интерсубъективности описывается им при помощи конструкта о "взаимности перспектив", предполагающего наличие двух идеализаций. Первая из них - "взаимозаменяемость точек зрения". Поменявшись социальными местами, субъекты, тем не менее, окажутся обладателями идентичных способов переживания мира. Второй идеализацией является правило "совпадение систем релевантностей" (смысловое соотношение между информационным запросом и полученным сообщением). А. Шюц утверждал, что "Я и любой другой человек" принимает на веру тот факт, что, несмотря на уникальность наших биографических ситуаций, различие используемых систем критериев значимости "несущественно с точки зрения наших целей". Мы оба считаем, что "Я и он" интерпретируем актуально и потенциально общие нам объекты, факты, события одинаковым образом.

Следующим важным компонентом интерсубъективности является alter ego - "другое Я". Как считал А. Шюц, "другое Я" описывает некоторые аспекты восприятий индивидом "другого" в его "живом настоящем". Одновременность нашего восприятия друг друга в "живом настоящем" означает, что Я в некотором смысле знаю о другом в данный момент больше, чем он знает о себе самом.

В феноменологической социологии одним из центральных конструктов является "интенциальность", которая выступает сущностной характеристикой направленности целевого, мотивированного действия, а также сознания, выражая тот фундаментальный факт, что последнее всегда является сознанием чего-то, что объект сознания есть "подразумеваемый", всегда "значимый" для сознания. Для обозначения взаимодополнительных аспектов интенциональности А. Шюц в свою феноменологическую социологию вводит термины "ноэзис" - "я мыслю", "я воспринимаю" и "ноэма" - "то, что я мыслю, воспринимаю". Эти термины имели для него важное методологическое значение, так как они служат описанию объектов сознания и описанию процесса их конструирования.

Социологу А. Шюц рекомендует начинать исследование с определения уровня значения. Тогда понятия и конструкты становятся для него конструктами "второго порядка, ибо они являются конструктами действительных обыденных конструктов первого порядка, используемых индивидами в их повседневной жизни". Особый интерес представляет идея А. Шюца о смысловом строении социального мира. Это сделало возможным изучение экзистенциальной природы социального мира. Благодаря тому, что социальный мир зависит от деятельности индивидов, он сохраняется и изменяется.

А. Шюцом была предложена идея типизирования, согласно которой мир представляется человеку как определенный набор типических процессов, обеспечивающих как повседневную жизнь людей, так и их научно-теоретическую деятельность. Акцентируя внимание на способности человека воспринимать действия других людей, ученый указывал на новые возможности социологии познания. В связи с этим А. Шюц утверждал, что используемый в повседневной жизни людей язык служит вместилищем заранее сформированных социальных по происхождению типов и характеристик. Согласно его мнению, словарь и синтаксис повседневного языка выступают как неисчерпаемый источник сведений о социальной реальности и открывает перед социологом широкий круг познания новых явлений.

Опираясь на свою теорию, А. Шюц исследовал структуры мотивов социального действия, формы и методы обыденного сознания, структуру человеческого общения, социального восприятия, а также проблемы методологии и процедуры социального познания. Его идеи получили развитие в работах таких американских социологов, как, например Г. Гарфинкель и П. Бергер.

Идеи феноменологической социологии А. Щюца были развиты американским социологом Гарольдом Гарфинкелем (1917-2011) в работе "Исследования по этнометодологии" (1967), в которой автор предлагал распространить методы социальной антропологии и этнографии на изучение общественной жизни. На формирование социологических воззрений Г. Гарфинкеля оказали работы Э. Дюркгейма, М. Вебера и Т. Парсонса.

В понимании Г. Гарфинкеля этнометодология предлагает приемы выяснения структур повседневности и таким образом дает возможность анализировать практические действия людей. Задачу этнометодологии он видел в выявлении смысла социальных действий посредством обращения к их рациональным основаниям. Для него было важным определить рациональные элементы в социальном поведении, чтобы потом перейти к их эмпирическому анализу. Поэтому этнометодолог должен сделать объектом социологического анализа структуры повседневной деятельности, изучая их изнутри "жизненного мира".

В противоположность Т. Парсонсу, который считал, что участники социальной жизни действуют согласованно благодаря общим пониманиям, что обеспечивается социальными структурами и принятыми едиными социальными нормами, Г. Гарфинкель выдвинул идею о том, что люди взаимодействуют на основе здравого смысла. Эти взаимодействия иногда не осознаются и не поддаются рефлексии самими действующими индивидами. По его мнению, общее понимание индивидами социальной жизни приходит не только извне, через принятие общих культурных норм, оно может конструироваться изнутри. Локальное производство общественного порядка людьми, обладающими собственной практической рациональностью - ключевой постулат его этнометодологии.

С точки зрения Г. Гарфинкеля, социальная структура воздействует на сознание индивида через фоновые ожидания, которые воспринимаются индивидом. Индивиды придают им личностный практический рациональный смысл, перерабатывают, а иногда и существенно деформируют их. Рядовой индивид не осознает того, что в своей повседневной деятельности становится субъектом социального взаимодействия и творения социальной действительности. По мнению социолога, социальная жизнь представляется упорядоченной только потому что члены общества активно заняты приданием смысла всему тому, что происходит в процессе общения.

В отличие от А. Шюца, для которого интерсубъективность составляет априорное свойство жизненного мира, Г. Гарфинкель объяснял этот процесс как конструирование взаимодействий индивидов в каждом конкретном случае. Согласно его концепции, никто не может вступить в отношения с социальным миром иначе, чем с помощью средств обыденного практического мышления. Поэтому все объяснения или просто разговоры - это лишь наброски, понимание смысла которых зависит от способности собеседников мысленно восстанавливать целое.

В этнометодологии Г. Гарфинкеля язык общения трактуется предельно широко. К языку он относил как вербальные средства и грамматику, так и элементы коммуникации: символы, жесты, ритуальные движения, правила и манеры поведения. Г. Гарфинкель провел ряд интересных экспериментов, нацеленных на сознательное разрушение нормального хода социального взаимодействия. Среди социологов эти эксперименты получили название "гарфинкелинги".

Питер Людвиг Бергер (1929) - австро-американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания.

На его мировоззрение оказали влияние работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, Дж. Мида и А. Шюца.

В ранних работах "Шум торжественных ассамблей" (1961) и "Двусмысленное видение" (1961) П. Бергер критиковал институциональную религию, противопоставляя ее подлинной вере.

Широкую известность получила его работа "Введение в социологию" (1963), где была показана взаимосвязь между "человеком в обществе" и "обществом в человеке". Впоследствии идеи этой книги использовались им при разработке совместно с Т. Лукманом феноменологической социологии знания в работе "Социальное конструирование реальности" (1966).

Социология религии, являющаяся составной частью феноменологической социологии знания, наиболее полно изложена П. Бергером в книге "Священная завеса" (1967), где, применяя разработанный им феноменологический понятийный аппарат, стремился показать взаимосвязь между религией и конструированием человеком социальной реальности, проследить процесс секуляризации в исторической перспективе, понять роль и значение религии в современном мире. Работа "Слухи об ангелах" (1969) была, по его собственному выражению, "попыткой преодоления кризиса секуляризма изнутри" и возрождения веры в нашем безрелигиозном мире, где о сверхъестественном остались лишь слухи. Единственной возможностью выхода из кризиса П. Бергер считал индуктивный подход к интерпретации религиозных истин. Этот подход представляет собой историко-феноменологический метод исследования религиозных феноменов, позволяющий проследить традицию вплоть до первоначального опыта, уловить сущность этого опыта и сделать свой собственный выбор. Отправным пунктом этого метода является человеческий опыт, а не божественное откровение, его цель - поиски сущности христианства, в конечном счете, приводящие к усмотрению бога, т.е. к вере.

П. Бергер, разрабатывая в русле феноменологической социологии знания широкий круг проблем социологии религии, исходил из того, что человек стремится обрести "наполненное смыслом" место в реальности своей повседневной жизни. К этому направлена, в конечном счете, его деятельность, результатом которой является создаваемый человеком социокультурный мир, противостоящий ему как нечто внешнее и чуждое. Таким образом, в самой социальности человека заложено "антропологически необходимое" отчуждение. Религия связывает "зыбкие конструкции эмпирических обществ" с высшей реальностью, помещая их в "священный космос", который спасает человека от хаоса. По мнению П. Бергера, религия выполняет регулятивную функцию упорядочивания опыта, узаконивает социальные институты, вводя их в космическую структуру отношений.

П. Бергер определяет религию как священную космизацию социального порядка. Поэтому он полагал, что процесс секуляризации религии, в результате которого религия теряет монополию на высшее определение реальности, влечет за собой угрозу общественной жизни, ввергает ее в глубокий кризис, поскольку религия не в состоянии выполнять свою основополагающую функцию конструирования того общего мира, в рамках которого социальная жизнь обретает свое значение и смысл, обязательные для всех.

С точки зрения П. Бергера, современный человек освобождается от бремени традиций. Он живет в ситуации, ключевым понятием для которой является уже не "судьба", а "выбор". "Ересь" означает по-гречески буквально именно "выбор". Для современного человека требованием времени становится деятельность, основанная на свободном выборе, "еретический императив". Для религии тем самым появляется новый шанс: на базе религиозного опыта человек из многих религиозных традиций и культов отдает предпочтение тому, что становится для него делом его собственного выбора и убеждения.

Упадок религии, основанной на традиции и авторитете, возмещается обращением человека к религиозному опыту как опыту "внутренней свободы". П. Бергер признавал необходимость и плодотворность диалога между различными религиозными традициями. Он полагал, что религиозные системы являются социальными конструкциями, но религиозный опыт лежит за пределами социальной реальности человеческой жизни и возможностей социологического анализа, хотя и расположен в рамках социального контекста. У П. Бергера религиозный опыт оказывается тем самым объектом феноменологического описания, т.е. социология "заключает в скобки" проблему онтологического статуса религиозных утверждений и должна оставаться агностической в том смысле, что социологическая аргументация не должна использоваться для получения ни теистических, ни атеистических заключений. Такого рода попытки означают нарушение научной процедуры.

Однако, утверждал социолог, за пределами познания в рамках "научных процедур", включая социологию религии, охватывая эти пределы, существует "нетеоретическая инфраструктура", обусловливающая сознание, "символические схемы интерпретаций", в которых человек отвлекается от непосредственного опыта и формулирует системы индивидуальных, социальных, исторических значений в качестве трансцендентного образа действительности, подчиняющего реалии мира. Таким образом, П. Бергер утверждал связь между реальным процессом социального познания и трансценденцией, между мирским и сакральным, являя собой пример социолога, обладающего "теологическим слухом".

Проблемы модернизации, социального изменения и развития общества рассматривались П. Бергером в работах: "Бездомное сознание" (1973), "Пирамиды жертв" (1975), "Лицом к современности" (1977), "Капиталистическая революция" (1986), "В поисках Восточно-Азиатской модели развития" (1988).

Альфред Шюц (1899-1959) в течение своей жизни не был широко известным социологом. Только после смерти его работы привлекли интерес и внимание большого количества социологов. Научная, социологическая карьера Шюца была абсолютно необычной. Родившись в Вене, он получил академическое образование в Венском университете. Вскоре после его окончания начал работать в банке, и почти вся последующая жизненная карьера оказалась тесно связанной с его работой в качестве банкира. Эта деятельность, удовлетворяя его в экономическом и финансовом отношениях, не приносила глубокого внутреннего, смысложизненного удовлетворения, которое давали ему занятия феноменологической социологией. В 1932 г. он опубликовал на немецком языке свою наиболее важную работу "Феноменология социального мира", которая многие годы оставалась неизвестной широкому кругу социологов. Лишь спустя 35 лет, в 1967 г., уже после смерти социолога, она была переведена на английский язык и вызвала значительный спрос и интерес.

В 1939 г. Шюц эмигрировал сначала во Францию (Париж), а затем в США, где делил свое время между работой консультантом ряда банков и преподаванием феноменологической социологии. Последним он стал заниматься лишь с 1943 г. в Нью-Йорке, где начал читать курс в Новой школе социальных исследований. Его "двойная" карьера продолжалась вплоть до 1956 г., когда он окончательно отошел от банковских забот и весь сосредоточился только на занятиях феноменологической социологией. Как видно, то, о чем он писал в своих работах - разделении научного знания и знания повседневной жизни, - нашло своеобразное отражение в его личной жизненной судьбе. В то время Новая школа социальных исследований считалась авангардистской, и внимание в ней к идеям Шюца не стало заметным явлением в ее деятельности. Зато отдельные студенты, в первую очередь П. Бергер и Т. Лукман, проявили к концепции своего педагога большой интерес, став его учениками и добившись значительных научных результатов в области феноменологической социологии.

Повседневная социальная реальность и жизненный мир как предмет феноменологической социологии

Рассмотрим основные положения феноменологической социологии А. Шюца. Его взгляды базировались на идеях У. Джемса, М. Вебера, Дж. Мида, а также, как было отмечено выше, Э. Гуссерля и М. Шелера. Социолог критиковал позитивизм за неверное понимание природы социальных явлений, которую его представители приравнивали к природе естественных, т.е. природных, явлений. Главное отличие, по Шюцу, состояло в том, что природные явления не имеют внутреннего смысла, тогда как социальные явления его имеют. А смысл этот придает социальным явлениям интерпретирующая деятельность человека. Отсюда - центральные понятия его феноменологической социологии: жизненный мир, повседневный мир (повседневность), социальный мир. Все названные понятия тождественны. В целом это мир, наполненный смыслом, который придают ему люди в повседневной жизни. Задача социологии - изучать не реальность мира, а те смыслы и значения, которые люди придают его объектам. По существу, мы видим здесь определенную разновидность понимающей социологии.

Близость Шюца идеям Вебера состоит и в том, что он использует понятие конструктов (у Вебера это идеальные типы). В концепции австрийской) социолога рассматриваются "конструкты первого порядка" (повседневные типы) и "конструкты второго порядка" (объективные научные понятия). Вторые связаны с первыми генетически и отражают их. Но обычно социолог имеет дело с конструктами второго порядка, т.е. с научными понятиями, и через них получает знание о повседневном мире. Таким образом, Шюц пытался установить связь между абстрактными научными понятиями и жизненным миром, миром повседневной деятельности и знания. Здесь главное заключалось в том, чтобы понять процесс становления объективности социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов.

Люди, считал Социолог, живут в целом ряде миров (мир опыта, мир науки, мир религиозной веры, мир душевной болезни, мир художественной фантазии и т.д.). Каждый из них есть совокупность данных опыта, которая характеризуется определенным "когнитивным стилем". Когнитивный стиль - это сложное образование, показывающее специфическую форму вовлеченности личности в активную деятельность. Австрийский социолог считает, что "исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук" [Шюц. 1996. С. 536].

Для австрийского социолога как для феноменолога основное - это не сами объекты, а их значения, созданные деятельностью нашего разума. Самый значимый итог феноменологической социологии Шюца - это анализ свойств обыденного мышления и повседневности, которую он рассматривал как одну из сфер человеческого опыта, характеризующуюся особой формой восприятия и осмысления мира.

Следовательно, главной задачей социологии является получение "организованного знания социальной реальности", открытие общих принципов организации социальной жизни. С этой целью Шюц формулирует "правила" социальной жизни, предназначенные для оптимизации взаимопонимания людей (например, правило "взаимозаменяемости точек зрения": "если я поменяюсь местами с другим человеком, то буду воспринимать ту же самую часть мира в той же перспективе, что и он").

В соответствии с научной позицией люди воспринимают различные объекты как феномены (явления) на основании пяти чувств, присущих человеку. Однако выявление формы, цвета, звука и.т.д. объекта позволяет сказать нам о нем не так много, как хотелось бы. Для того чтобы объект стал для людей значимым, они должны перейти от чувственного опыта по отношению к нему к его логическому упорядочению и определению. Этот переход осуществляется сначала в сознании отдельного индивида, а затем, что еще более важно, во взаимодействии между индивидами (происходит переход от субъективности к интерсубъективности).

Здесь приобретает значение особое понимание того, что такое человеческое действие. Если в рамках многих теоретических подходов действие выступает как отношение к внешним объектам и другим людям, то в феноменологической социологии оно рассматривается как воздействие сознания на чувственный опыт с целью получения знания. Другими словами, действие есть внутренний процесс осознания - как индивидуального, так и группового, коллективного. В этом состоит суть феноменологической социологии. В то же время нужно иметь в виду, что особую роль в ней играет знание, без него упорядочение чувственного восприятия мира человеком невозможно. Поскольку чувственное восприятие - компонент повседневной жизни, постольку главную роль в феноменологической социологии играет повседневное знание.

Шюц исходит из того, что мир, в котором живут люди, - это мир объектов с более или менее определенными качествами. Каждый из этих объектов связан с предшествующим опытом обыденного сознания людей, живущих в своем повседневном бытии среди себе подобных. Человеческий мир - это и мир природы, и мир культурных объектов и социальных институтов. Люди стремятся наладить с ним взаимоотношения и воспринимают его как не субъективный, а интерсубъективный мир. Последний и есть социальная реальность. Задача же социологии состоит в том, чтобы получить о нем упорядоченное знание, а также раскрыть значения и смыслы, которые лежат в основе этого знания.

Интерсубъективиый мир, по Шюцу, - это общий для всех людей мир, актуально данный или потенциально доступный каждому на основе интеркоммуникации и языка. Социолог называет этот мир "высшей реальностью", потому что, с какой бы иной реальностью ни имел дело человек, как бы далеко он ни удалялся от повседневной действительности, в конечном счете, он всегда в нее возвращается. В этом смысле она является первичной и высшей по отношению к другим реальностям.

1. Феноменологическая социология (А. Шюц, Г. Гарфинкель).

Феноменологическая социология :широкий смысл- теоретико-методологическое направление, рассматривающее общество в его сугубо-человеческом бытии, т. е позиций практически действующих индивидов

Узкий смысл : Социологическая концепция А. Шюца и его последователей основанная на «понимающей» социологии М.Вебера и феноменологической концепции Э. Гуссерля.

Предмет анализа феноменологической социологии – человеческая субъективность, жизненный мир человека, его повседневность.

Задача феноменологической социологии: состоит в том, чтобы понять каким образом индивиды структурируют воспринимаемы мир в своем сознании и как воплощают свое сознание в повседневной жизни.

Предмет феноменологической социологии – не объективный мир, а то, как этот мир и его структура воспринимаются обычными людьми в их повседневной жизни.

А. Щюц выступал критиком позитивизма.

По его мнению, позитивисты неверно понимали природу социальных явлений, которую они приравнивали к природе естественных, т.е. природных явлений. Главное отличие, по Щюцу, состояло в том, что природные явления не имеют внутреннего смысла, тогда как социальные явления, его имеют. А смысл этот придаёт социальным явлениям интерпретирующая деятельность человека. Отсюда – центральные понятия его феноменологической социологии: жизненный мир, повседневный мир (повседневность), социальный мир. Все названные понятия тождественны. В целом это мир, наполненный смыслом, который придают ему люди в повседневной жизни.

Задача социологии – изучать не реальность мира, а те смыслы и значения, которые люди придают его объектам. По существу, социология А. Щюца – разновидность понимающей социологии.

Близость Щюца идеям Вебера состоит в том, что он использует понятие конструктов (у Вебера это идеальные типы). В концепции Щюца рассматриваются «конструкты первого порядка» (повседневные типы) и конструкты «второго порядка» (объективные научные понятия). Вторые связаны с первыми генетически и отражают их . Но обычно социолог имеет дело с конструктами второго порядка, т.е. с научными понятиями и через них получает знание о повседневном мире.Таким образом, Щюц пытался установить связь между абстрактными научными понятиями и жизненным миром, миром повседневной деятельности и знания.

Люди, считал Щюц, живут в целом ряде миров (мир опыта, мир науки, мир религиозной веры, мир душевной болезни, мир художественной фантазии и т.д.). Каждый из них есть совокупность данных опыта, которая характеризуется определённым «когнитивным стилем». Когнитивный стиль – это сложное образование, показывающее специфическую форму вовлечённости личности в активную деятельность. Щюц считал, что «исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук».

В соответствии с научной позицией люди воспринимают различные объекты как феномены (явления) на основании пяти чувств, присущих человеку. Однако выявление формы, цвета, звука и т.д. объекта позволяет сказать нам о нём не так много, как хотелось бы. Для того, чтобы объект стал для людей значимым, они должны перейти от чувственного опыта по отношению к нему к его логическому упорядочению и определению. Этот переход осуществляется сначала в сознании отдельного индивида, а затем, во взаимодействии между индивидами (происходит переход от субъективности к интерсубъективности).

Щюц исходит из того, что мир, в котором живут люди, - это мир объектов с более или менее определёнными качествами. Каждый из объектов связан с предшествующим опытом обыденного сознания людей, живущих в своём повседневном бытии среди себе подобных. Человеческий мир – это и мир природы, и мир культурных объектов и социальных институтов. Люди стремятся наладить с ним взаимоотношения и воспринимает его как не субъективный, а интерсубъективный мир. Последний и есть социальная реальность. Задача социологии состоит в том, чтобы получить о нём упорядоченное знание, а также раскрыть значения и смыслы, которые лежат в основе этого знания.

Интерсубъективный мир, по Щюцу, - это общий для всех людей мир, актуально данный или потенциально доступный каждому на основе интеркоммуникации и языка. Щюц называет этот мир «высшей реальностью», потому что, с какой бы иной реальностью ни имел дело человек, как бы далеко он ни удалялся от повседневной действительности, в конечном счёте, он всегда в неё возвращается. В этом смысле она является первичной и высшей по отношению к другим реальностям.

Этнометодология - школа, возникшая в рамках феноменологической социологии в 70-е гг. текущего столетия в США .

Этнометодология – направление в социологии которое занимается изучением обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного взаимодействия. Это направление использует методы этнографии и социальной антропологии, распространяя их на повседневное поведение людей . Ее основателем принято считать американского ученого Г. Гарфинкеля (г.р. 1917). Сам термин «этнометодология» введен в научный оборот Гарфинкелем по аналогии с термином «этнонаука», которым обозначаются в культурной антропологии методы и формы примитивного ненаучного познания социальной действительности: магия, шаманство.

В этнометодологии речь идет прежде всего не о методах самой науки, а о методах описания и конструирования социальной реальности, которые используются людьми в их повседневной обыденности.

По сравнению с феноменологами Гарфинкель идет дальшев изучении обыденного сознания.

Наряду с теоретической процедурой феноменологической редукции, Г. Гарфинкель придумывает экспериментальные ситуации, в которых разрушается привычное определение ситуаций, обнажая ожидания, соответствующие здравому смыслу. Например, Г. Гарфинкель рекомендовал в порядке эксперимента вести себя дома так, как если находишься в гостях: просить разрешения помыть руки, неумеренно хвалить все, что подают за стол.

В рассуждениях Гарфинкеля центральными понятиями являются «фоновые ожидания» и «рефлексивность» . Первое понятие -«фоновые ожидания» - означает представления социального субъекта в форме «правил» действия (поведения, понимания, объяснения).Рефлексивность, второе понятие в учении Гарфинкеля, означает возникновение социальных структур в ходе их субъективной интерпретации.

Строителям хорошо известно, что в условиях повышенной влажности теплопроводность стройматериалов повышается, что приводит к снижению сопротивляемости конструкции теплопередаче. Для предотвращения попадания влаги на наружные ограждающие конструкции в проекте здания предусматриваются определенные меры.

Увлажнение строительных материалов (металлочерепица, мягкая кровля, профнастил, цокольный сайдинг, виниловый сайдинг и пр.) в ограждающих конструкциях приводит и к другим негативным последствиям. Повышенная влажность воздуха в помещениях также становится следствием влажности ограждающих конструкций, что нежелательно согласно требованиям гигиены. Более того, условия повышенной влажности являются прекрасной средой для развития неблагоприятных микроорганизмов. Несомненно и то, что увлажненные ограждающие конструкции более подвержены разрушительным воздействиям (коррозии, гниению и т.д.) и имеют менее длительный срок службы.

Специалисты компании Строймет выделяют ряд причин, которые приводят к увлажнению ограждающих конструкций:

Техническая влага , которая возникает во время выполнения строительных работ, является неизбежной, однако при условии грамотного проектирования ограждающих конструкций влага не превышает допустимых показателей и стабилизируется в течение нескольких лет после сдачи дома в эксплуатацию.

Проникновение грунтовой влаги в толщу ограждающих конструкций является следствием неправильной организации гидроизоляционного слоя. В зависимости от структуры материала, из которого изготовлены данные конструкции, в результате капиллярного подсоса грунтовая влага может подниматься на высоту от 2,5 до 10 м (до высоты третьего этажа современного здания).

Атмосферная влага проникает в толщу конструкций во время сильных дождей летом и осенью, а также в виде инея, образующегося на наружной поверхности стен, имеющей более низкую температуру, чем температура воздуха во время оттепелей в холодное время года. Такая влага может увлажнять ограждающие конструкции на глубину в несколько сантиметров. Атмосферная влага в большей степени воздействует на кровельные материалы (металлочерепицу, гибкую черепицу, волнистые битумные листы и пр.).

Следующей причиной увлажнения ограждающих конструкций является эксплуатационная влага , проникающая из внутренних помещений.

Благодаря применению конструктивных методов данные виды увлажнения (строительной, грунтовой, атмосферной и эксплуатационной влагой) могут быть полностью устранены или значительно сокращены.

Гигроскопичность строительных капиллярно-пористых материалов (т.е. способность впитывать влагу из воздуха) приводит к появлению гигроскопической влаги . Определяющими характеристиками степени гигроскопического увлажнения является температура и уровень влажности окружающей воздушной среды.

В результате отклонения показателей температурно-влажностного режима воздушной среды внутренних помещений, а также температурного режима ограждений, образуется конденсационная влага . Конденсационная влага может образовываться на поверхности ограждающей конструкции и в толще материала в результате диффузии водяного пара.

Стабилизация гигроскопического и конденсационного увлажнения возможна благодаря рациональному конструированию, основанному на теплотехнических расчетах.

Абсолютная и относительная влажность воздушной среды имеют большое значение в строительстве. Воздух всегда имеет в своем составе определенное количество влаги в виде пара. В помещениях с естественной вентиляцией на влажность воздуха влияет выделение влаги во время дыхания людьми и растениями, испарение влаги в кухне и ванной, а также образование технологической влаги в производственных помещениях и техническая влажность ограждающих конструкций (первый год эксплуатации).

Абсолютная влажность представляет собой величину, отображающую количество влаги в граммах на 1 кубометр воздуха (f, г/м 3). Тем не менее, расчеты диффузии пара через ограждающие конструкции требуют измерения количества водяного пара в единицах давления для вычисления движущей силы переноса влаги. Для этого в строительной теплофизике применяется такая величина, как парциальное давление водяного пара , называемое упругостью и измеряемое в Паскалях (е, Па).

С повышением абсолютной влажности воздуха повышается и парциальное давление. Тем не менее, данная величина имеет свой предел. При определенной температуре и заданной величине барометрического давления воздуха наступает точка предельного значения абсолютной влажности воздуха (F, г/м 3), которая означает полное насыщение воздушной среды водяным паром и значение которой не может повышаться. Данной величине абсолютной влажности соответствует максимальное значение упругости водяного пара (Е, Па), которое также называется давлением насыщенного водяного пара . При повышении температуры воздуха значения величин E и F увеличиваются.

Таким образом, становится понятным, что величины e и f не могут дать представления о насыщенности воздуха паром без указания температуры.

Для выражения степени насыщения воздуха влагой используется понятие относительной влажности воздуха (j, %), которое равняется отношению парциального давления водяного пара (е) к максимальной упругости водяного пара (Е) при данной температуре воздуха (j = (e / E)100%).

Показатель относительной влажности воздуха необходим для технических расчетов и определения соответствия гигиеническим нормам. Данная величина определяет интенсивность водяных испарений во внутренних помещениях здания, в том числе испарений в процессе человеческого дыхания.

Оптимальной считается относительная влажность воздуха 30-60%. Данная величина является определяющей для процесса сорбции (поглощения) влаги капиллярно-пористыми строительными материалами, а также процесса конденсации влаги в воздушной среде (появление тумана) и на поверхности ограждающих конструкций.

При повышении температуры воздуха с определенным содержанием влаги относительная влажность понижается, т.к. парциальное давление водяного пара (e) остается неизменным, в то время как максимальная упругость (E) увеличивается.

При понижении температуры воздушной среды с определенным содержанием влаги относительная влажность, соответственно, будет повышаться.

При постоянном понижении температуры воздуха наступает момент, когда значение парциального давления водяного пара становится равным значению максимальной упругости водяного пара (Е=е). В таком случае относительная влажность будет составлять 100%, что означает полное насыщение охлажденного воздуха водяным паром. Температура, при которой достигается такая влажность воздуха, называется температурой точки росы .

Точка росы – это температура, при которой воздух при данной влажности полностью насыщается водяными парами. При условии продолжения понижения температуры воздуха ниже точки росы упругость водяного пара будет понижаться, и влага станет конденсироваться (переходить в капельножидкое состояние).

В зимнее время температура внутренней поверхности наружных ограждающих конструкций жилых помещений (цокольный сайдинг, виниловый сайдинг, профнастил и пр.) всегда ниже температуры воздуха во внутренних помещениях. Поверхность ограждающих конструкций охлаждается благодаря воздействию холодного воздуха снаружи, и температура этой поверхности может достигать точки росы. Таким образом, следует обеспечить такую температуру внутренней поверхности ограждающей конструкции, при которой конденсация влаги при данной относительной влажности воздуха станет невозможной.

Наиболее охлаждаемыми частями ограждающих конструкций являются наружные углы помещения и поверхности теплопроводных включений в неоднородных конструкциях, температура в этих местах обычно более низкая. Именно в них чаще всего склонна конденсироваться влага.

Влажность воздуха - в коровнике имеет различное происхождение: из атмосферного воздуха, от поилок, кормушек, от систем удаления навоза, дыхание животных.

Гигрометрические показатели воздуха:

Различают абсолютную, максимальную и относительную влажность, дефицит насыщения и точку росы.

Абсолютная влажность - количество водяных паров, выраженное в граммах в 1м 3 воздуха в данный момент времени при данной температуре.

Относительная влажность - степень насыщения воздуха водяными парами, выраженная в процентах.

Максимальная влажность - предельное насыщение воздуха водяными парами, выраженное в граммах на м 3 воздуха.

Точка росы - температура, при которой происходит полное насыщение воздуха водяными парами и влага конденсируется на более холодных поверхностях в виде капель росы.

Дефицит насыщения - определяется по разности абсолютной и максимальной влажности.

Относительная влажность воздуха в коровнике должна быть в пределах 70 - 75%. Абсолютную влажность воздуха определяют психрометром.

Гигиеническое значение влажного воздуха необходимо рассматривать в тесной связи с температурой. Крупный рогатый скот плохо переносит высокую влажность. В сочетании с высокой температурой, близкой к температуре тела, повышается потоотделение, закупориваются поры кошт, затрудняется отдача тепла из организма животного. Высокая влажность в сочетании с высокой температурой способствует увеличению теплопотерь животными посредством теплопроведения, так как влажный воздух служит хорошим проводником тепла. В этом случае может наступить переохлаждение организма.

Высокая влажность, близкая к насыщению, оказывает вредное влияние на слизистую оболочку носоглотки, которая становится более проницаемой для различных патогенных микроорганизмов.

Для борьбы с высокой влажностью необходимо соблюдать зоогигиенические меры и придерживаться норм с помощью приборов. Необходимо правильно эксплуатировать животных, использовать гигроскопическую подстилку, например соломенную резку, опилки, торф. Однако и чрезмерная сухость воздуха (менее 30%) неблагоприятно влияет на организм животных: усиливается испарение влаги с поверхности тела, появляются трещины копытного рога, сухость слизистых оболочек, снижение защитных свойств организма.

Приборы и методы определения

Психрометры статические (Августа) и аспирационные (Ассмана). С их помощью можно определять абсолютную и относительную влажность воздуха. Статистический психрометр состоит из двух совершенно одинаковых термометров, укрепленных в одном штативе на расстоянии 4 -5 см один от другого. Показания термометров записывают через 10 – 15 мин с момента установки прибора в вместе исследования. Аспирационный психрометр состоит из двух одинаковых ртутных термометров, закрепленных в специальной оправе, имеющий заводной механизм с вентилятором, обеспечивающим васывание воздуха возле резервуаров термометр с определнной скоростью – 4 м/с. Приборподвешивают в месте исследования, показания снимают через 5 мин работы вентилятора летом и через 15 мин зимой.


Гигрометр - измерительный прибор, предназначенный для определения влажности воздуха,несколько типов гигрометров: весовой, волосной, плёночный и другие, действие основано на различных принципах.

Гигрограф служит для постоянного наблюдения за изменениями относительной влажности воздуха; используются суточные и недельные гигрографы. Воспринимающая часть прибора состоит из пучка (35 - 40 штук) обезжиренных человеческих волос, натянутых на раму и закрепленных с обоих концов.