Выключатели

Растения биология коротко о главном. Основные отделы растений

Растения биология коротко о главном. Основные отделы растений

Живой мир нашей планеты очень разнообразен. Для его исследования создана целая система наук – биология, а растения, бактерии, грибы, лишайники и другие виды являются предметом ее изучения. Современной науке уже известны, описаны и классифицированы следующие виды:

  • животные – свыше миллиона;
  • растения – около полумиллиона;
  • грибы – несколько сотен тысяч;
  • бактерии – более десяти тысяч.

Но при этом число еще не описанных видов примерно такое же (а в случае с микроорганизмами – еще больше).

Классификация

В биологии существует несколько классификаций организмов по различным признакам. Остановимся на двух из них, которые будут использованы при дальнейшем кратком описании растений, бактерий, грибов и лишайников.

По отношению клеток к кислороду в биологии выделяют две группы:

  1. Аэробы. Для их жизнедеятельности необходим свободный доступ молекулярного кислорода. При его отсутствии они погибают.
  2. Анаэробы. Обитают в средах без доступа кислорода, который для них губителен.

Кроме того, существуют факультативные анаэробы, способные переходить с одного типа дыхания на другой, и аэротолерантные анаэробы, безразличные к факту наличия или отсутствия кислорода.

Приведенные классификации условны, так как иногда довольно трудно отнести организм к той или иной группе.

Растения

Одной из основных групп многоклеточных организмов являются растения. Биология относит к ним деревья, кустарники, цветы, травы, мхи, папоротники, хвощи, плауны и т.д. Часто к растениям причисляют водоросли – все или только отдельные виды.

Свойства растений

К характерным признакам растений в биологии принято относить следующие:

  • клетки имеют плотную (как правило, целлюлозную) оболочку, которая не пропускает твердые частицы;
  • подавляющая часть – фототрофы, способные к фотосинтезу, в результате которого выделяется свободный кислород;
  • чаще всего имеют зеленый цвет из-за содержащегося в клетках пигмента (хлорофилла);
  • ведут преимущественно неподвижный образ жизни;
  • рост происходит в течение всей жизни;
  • чаще всего присутствует разделение на подземную и надземную части.

Нельзя сказать, что все признаки уникальны, но тем не менее, они позволяют понять, о какой группе организмов идет речь.

Биологией описано около полумиллиона видов растений. Это число все время увеличивается, так как постоянно происходит открытие новых видов.

Культурные растения

Растения, как и животные, подверглись одомашниванию человеком. Кроме того, были выведены новые сорта и новые виды растений.

Главнейшими из них являются следующие:

  • хлебные – пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, сорго;
  • зернобобовые – фасоль, горох, чечевица;
  • сахароносные – сахарная свекла и сахарный тростник;
  • масличные – подсолнечник, арахис, маслина.

Не стоит забывать о зерновых, овощных, плодовых, ягодных и других культурных растениях. Сюда же стоит отнести чай, кофе, какао, виноград, цветы, табак, кормовые и технические сорта растений.

Значение

Значение растений трудно переоценить. Прежде всего, это обогащение атмосферы кислородом. Растения являются активными участниками круговорота веществ в природе, служат частью, а иногда и основой питания многих организмов, включая человека. Заселенные ими степи, луга и леса являются средой обитания других представителей флоры и фауны. Растения участвуют в образовании почвы и предохраняют ее от эрозии.

Растения широко используются человеком в следующих отраслях:

  • пищевая промышленность – ягоды, фрукты, овощи, съедобные растения;
  • легкая промышленность – производство тканей из волокнистых растений: хлопчатника, льна, конопли;
  • деревообработка и строительство – получение целлюлозы, производство и использование строительных материалов, деревянной посуды, спичек, мебели;
  • энергетика – использование дерева и его производных (брикетов из древесных стружек и пыли, каменного угля, торфа) в качестве источника энергии;
  • химия и медицина – каучук, ценные смолы, эфирные масла, красители, лекарственные растения и витамины.
  • животноводство – различные травы в качестве кормовой базы.

Бактерии

Бактерии – это одноклеточные микроорганизмы величиной от 0,5 до 13 мкм (0,0005-0,013 мм). Одни из них ведут неподвижный образ жизни, другие же могут передвигаться за счет извивания, скольжения по поверхности или с помощью жгутиков, расположенных с одного или обоих полюсов клетки.

В биологии принято выделять следующие виды по форме бактерий:

  • шаровидные – кокки и их группы в виде двух клеток (диплококки), цепочек (стрептококки), гроздей (стафилококки) и другие варианты;
  • палочковидные, включая бациллы (дизентерийная, чумная палочки);
  • изогнутые – вибрионы, спириллы, спирохеты.

Среда обитания

Бактерии живут практически везде – в воздухе, воде, почве, в мертвых и живых тканях растений, животных и человека. На их жизнедеятельность влияют основные факторы:

  1. Температура. Оптимальным считается диапазон от +4 до +40°С.
  2. Кислород. Среди бактерий есть и аэробы, и анаэробы, и факультативные анаэробы, и даже аэротолерантные анаэробы, например молочнокислые бактерии.
  3. Кислотность. Для большинства бактерий кислая среда губительна.
  4. Прямой солнечный свет. Большая часть бактерий погибает, находясь под воздействием прямых солнечных лучей.

Неблагоприятные условия приводят к замедлению или полной остановке размножения бактерий, а могут вызвать и их гибель. Часть же бактерий, например, бациллы-возбудители туберкулеза, сибирской язвы, способны образовывать споры. Этот процесс хорошо изучен биологией и заключается в переходе клетки в состояние покоя и образовании вокруг нее плотной защитной оболочкой. Спора может переносить воздействие вредных внешних факторов довольно длительное время – до десятков, а иногда и сотен лет, не теряя жизнеспособность. В пригодных для жизни условиях спора прорастает, и из нее появляется живая клетка бактерии.

Свойства

Размножение бактерий осуществляется путем простого деления клетки на две части. В благоприятных условиях каждые 15-20 минут их количество может удваиваться. Кроме того, в биологии зафиксирована примитивная форма полового размножения.

В природных условиях бактерии выполняют следующую роль:

  • снабжают растения многими полезными веществами, например, азотом;
  • разлагают навоз, удобрения, мертвые останки растений и животных;
  • участвуют в переработке клетчатки, находясь в пищеводе животных и человека.

Человеком бактерии используются в следующих целях:

  • производство уксуса и витамина С – ;
  • получение кисломолочных продуктов, сыров, засолка овощей, производство силоса – молочнокислые бактерии;
  • производство антибиотиков – стрептомицеты.

Грибы

Современной биологии известно около ста тысяч видов грибов. Их уникальность состоит в сочетании свойств растений и животных.

С растениями грибы объединяют следующие свойства:

  • наличие клеточной оболочки;
  • неподвижность и рост в течение жизни;
  • размножение спорами;
  • питание растворенной в воде органикой.

Как и животные, грибы имеют следующие характеристики:

  • относятся к ярко выраженным гетеротрофам;
  • не способны к фотосинтезу;
  • запасное питательное вещество – гликоген, а не крахмал;
  • клеточная оболочка хитиновая, а не из целлюлозы.

Свойства

Тело гриба образуется тонкими нитями (гифами). Их совокупность в биологии называют грибницей, или мицелием. Рост гриба сопровождается проникновением гифов внутрь питательной среды, где они разрастаются, образуя множественные ветви.

В биологии существует несколько классификаций грибов:

В природе грибы, способствуя разложению различных органических материалов, увеличивают плодородие почв. Человеком грибы используются в следующих областях:

  • пищевая промышленность – съедобные грибы для приготовления блюд, и дрожжи для приготовления напитков методом брожения и ферментации пищевых продуктов;
  • медицина – производство антибиотиков и других лечебных препаратов;
  • химия – получение химических веществ для технических целей.

При этом грибы могут вызывать у человека кожные заболевания, болезни внутренних органов. Ядовитые грибы и продукты, зараженные токсинами микроскопических грибов, приводят к серьезным отравлениям, иногда смертельным. Вредны также грибы-галлюциногены. Кроме того, к негативным явлениям относятся вызываемые грибами болезни растений, разрушение древесины живых деревьев, плесневыми грибами.

Лишайники

Биология рассматривает лишайники как содружество грибов (90% состава) и одноклеточных водорослей (10%), а иногда и цианобактерий. Грибы-гетеротрофы снабжают водоросли водой и минеральными веществами, поглощаемыми из почвы. Водоросли-автотрофы обеспечивают грибы синтезируемыми ими органическими веществами.

Свойства

Тело лишайника (слоевище) может быть гомомерным, когда водоросли хаотично расположены между гифами грибов, и гетеромерным, то есть иметь упорядоченные функциональные слои.

Размножение лишайников осуществляется посредством клеток водоросли, оплетенных гифами гриба, которые сформировались внутри слоевища (соредии) или выглядят как выросты на теле слоевища (изидии). Кроме того, кусочек высохшего слоевища, отнесенный ветром в благоприятную среду, может образовать новый лишайник.

Такое уникальное строение лишайников позволяет им выживать в условиях, которые непригодны для отдельного существования грибов и водорослей. Биологией фактически установлена способность лишайников долго обходиться без влаги, выживать при температуре –50 и +60°С. Их фотосинтез продолжается даже при отрицательной температуре. При этом большинство лишайников погибает даже при незначительном загрязнении среды.

Значение

Лишайники, первыми осваивая безжизненные участки, подготавливают среду для других организмов. Служат кормом для животных, например, северных оленей, а отдельные виды съедобны даже для людей. Используются для получения красок и лакмуса. Служат биологическими индикаторами загрязненности среды.

При этом лишайники – причина первой стадии эрозии горных пород.

Биология дает ответы на вопрос о пользе или вреде того или иного . Но общепризнанным фактом является то, что не существует «ненужных» организмов. Удаление из любой экосистемы любого его члена отрицательно сказывается на всей среде.

О роли отдельного организма нельзя судить отвлеченно, ведь в природе широко развиты взаимосвязи между различными видами. Так, растения часто живут в симбиозе с грибами, снабжая друг друга необходимыми веществами. Рассмотренные выше лишайники тоже являются примером взаимовыгодного сотрудничества.

Растения - это организмы, умеющие перерабатывать солнечную энергию лучей для своих клеток в строительный материал. Такому процессу дали названия фотосинтез. Такой процесс происходит в отдельных клетках растений - в хлоропластах, в них присутствует пигмент зелени - хлорофилл, он в растеньях окрашивает стебли и листья в зелёный цвет. В таком процессе неорганические вещества (углекислый газ и вода) под воздействием солнечных лучей превращают их в органические вещества (крахмал и сахар), это и есть материал строительных растительных клеток. При этом растительный мир выделяет кислород, который нам не обходим для дыхания. Из всего изложенного и назвали «Растительный мир» или «Флора».

Растения большие имеют корень, стебель и листья, такой стебель называют - побег. А вот у деревьев называют стебель стволом. Корни и листья называют – кормильцы растения. Корни сосут влагу из минеральных веществ и позволяют удерживаться на земле, а в листьях делается процесс фотосинтеза. Некоторые растения выработали способы защиты от различных травоядных зверей: при этом защитой служат стебли и листья растений. Горькими могут быть листья как у белены, и полыни, а также жгучие, либо острыми и жёсткими как у осоки. Также некоторые растения как шиповник вооружаются шипами или колючками. Все эти способы защиты им нужны для сокращения попадания в пищу животным или человеком. Также существуют и растения, ядовитые их попадание в организм зачастую приводит к летальному исходу организма. Такими видами защиты они продлевают существования на земле.

Все растения различаются меж собой обликом и своим названием, одни из них мы называем травами, другие деревьями. Например, деревья – это растения, которым характерны многолетние стволы. Если поглядеть на поперечный спил ствола, то можно увидеть, что в центре ствола находится более сухой и тёмный - это мёртвое ядро древесины.


Ближе краю древесина становится влажная и светлая такая называется заболонь живая древесина, по ней поступает минеральные вещества, и вода: в корни, потом поступает в ветви и листья. Заболонь и ядровая древесина ксилему - берёт основу ствола дерева, окружённую лубом - по которому слоем доставляются питательные вещества (крахмал и сахар) от листьев к корням и другим различным частям и обратно. Такие клетки как луба образуют мёртвую кору, которая защищает внешний слой ствола. Между ксилемой, и лубом находится слой тонких клеток, которые при внутреннем деление образуют древесину, а при наружном деление клеток получается луб. Такой процесс называется камбием.

Высота деревьев средним 20-30 метров, а ещё среди них встречаются огромные стволы, которые достигают 100-200 метров и, конечно же, присутствуют деревья карлики, их высота составляет 50 сантиметров.

Кустарники в отличие от стволов деревьев, имеют несколько стволов, побеги кустарника разветвляются над самой поверхностью земли, а самый главный ствол кустарника отсутствует. К таким кустарникам относятся сирень, орешки и многое другое. Такие растения низкорослые с одревесневшими корневищами, ветвями, скрыты под землёй и называются кустарниками. Относится к кустарникам вереск, черника, брусника ( огромны, это очень полезные ягоды для организма). Множество кустарником хорошо переносят к распространению по почвенным покровам. Если посадить шиповник то через пару лет от одного кустарника вырастит множество таких же кустарников, они легко приживаются на земле, без каких либо вмешательств человеком.

Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник. 6-7 классы. Корчагина В.А.

24-е изд. - М.: Просвещение,1993 - 256 с.

По этому учебнику вы будете учиться в 6 и 7 классах. По оглавлению учебника можно легко найти нужные разделы. Отыскать их в учебнике поможет также надпись в верхней части страницы. Вопросы к тексту параграфа обозначены красным вопросительным знаком. Красный треугольник после вопросов показывает на задание для самостоятельной работы. Номера рисунков в тексте и под соответствующим рисунком выделены цифрой в красном квадрате. Термины и видовые названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом.

Фотографии перед каждой темой помогут вам лучше понять ее содержание. В начале и в конце учебника на обороте переплета (форзаце) представлены схемы четырех царств органического мира, происхождения и развития бактерий, грибов, растений.

В учебник включен лабораторный практикум. Работая с натуральными объектами, вы приобретете практические умения и навыки, необходимые для изучения растительного мира.

Формат: pdf

Размер: 36Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: djvu

Размер: 13,9 Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ
§ 1. Биология - наука о живой природе. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека 7
§ 2. Органы растения 9
§ 3. Плоды и семена 12
§ 4. Распространение плодов и семян 15
§ 5. Разнообразие растений 17
§ 6. Осенние явления в жизни растений 20
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА
§ 7. Устройство увеличительных приборов 23
§ 8. Строение растительной клетки 25
§ 9. Движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку 26
§ 10. Деление и рост клеток 28
КОРЕНЬ
§11. Стержневые и мочковатые корневые системы 31
§ 12. Почва и ее охрана 33
§ 13. Рост корня 35
§ 14. Зоны (участки) корня 37
§ 15. Поглощение воды корнем 40
§ 16. Передвижение воды и минеральных веществ в растении 42
§ 17. Удобрения 43
§ 18. Дыхание корней 45
§ 19. Видоизменения корней 46
ПОБЕГ
§ 20. Побег и почки 49
§ 21. Развитие побега из почки. Рост побега в длину 53
§ 22. Внешнее строение листьев 55
§ 23. Клеточное строение листовой пластинки 58
§ 24. Растения и свет 60
§ 25. Образование крахмала в листьях на свету 61
§ 26. Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода 63
§ 27. Выращивание растений в парниках и теплицах 65
§ 28. Дыхание листа 67
§ 29. Испарение воды растениями 68
§ 30. Видоизменения листьев... 70
§ 31. Листопад 72
§ 32. Значение зеленых растений в природе и жизни человека 74
§ 33. Строение стебля 76
§ 34. Рост стебля в толщину. Годичные кольца 80
§ 35. Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ. 82
§ 36. Передвижение по стеблю органических веществ 83
§ 37. Корневище, клубень, луковица 85
ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
§ 38. Вегетативное размножение растений побегами 91
§ 39. Вегетативное размножение растений корнями и листьями 95
ЦВЕТОК И ПЛОД
§ 40. Цветок 99
§ 41. Соцветия 102
§ 42. Перекрестное опыление насекомыми 104
§ 43. Перекрестное опыление ветром. Самоопыление 105
§ 44. Искусственное опыление... 107
§ 45. Оплодотворение у цветковых растений 108
§ 46. Образование семян и плодов 110
СЕМЯ
§ 47. Строение семян двудольных растений 115
§ 48. Строение семян однодольных растений 116
§49. Состав семян 118
§ 50. Прорастание семян 120
§ 51. Дыхание семян 123
§ 52. Питание и рост проростков 124
§ 53. Время посева и глубина заделки семян 126
РАСТЕНИЕ - ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.
§ 54. Взаимосвязь в растительном организме 131
§ 55. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма 133
§ 56. Растения и окружающая среда 136
§ 57. Растительное сообщество 140
§ 58. Взаимосвязи растений в сообществе 143
§ 59. Влияние факторов природы на растительные сообщества 144
§ 60. Охрана растений 147
§ 61. Весенние явления в жизни растений
§ 62. Летние задания 155
ОТДЕЛ ЦВЕТКОВЫЕ (ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ) РАСТЕНИЯ
§ 63. Деление цветковых растений на группы 157
§ 64. Семейство крестоцветных 160
§ 65. Дикорастущие растения семейства крестоцветных 162
§ 66. Семейство розоцветных
§ 67. Шиповник - растение семейства розоцветных 167
§ 68. Семейство бобовых 168
§ 69. Семейство пасленовых 170
§ 70. Семейство сложноцветных 172
§ 71. Семейство лилейных 176
§ 72. Семейство злаков 179
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
§ 73. Происхождение культурных растений 185
§ 74. Пшеница - важнейшая зерновая культура 187
§ 75. Капуста - ценная овощная культура 190
§ 76. Картофель - важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура
§ 77. Масличные сельскохозяйственные растения
§ 78. Плодово-ягодные культуры 196
ОТДЕЛЫ PACTЕНИЙ
§ 79. Одноклеточные зеленые водоросли 201
§ 80. Многоклеточные нитчатые зеленые водоросли 203
§ 81. Морские бурые и красные водоросли 205
§ 82. Зеленый мох кукушкин лен 207
§ 83. Торфяной мох и образование торфа 208
§ 84. Папоротники, хвощи, плауны 210
§ 85. Древние папоротникообразные и образование каменного угля 213
§ 86. Разнообразие голосеменных растений 215
§ 87. Размножение голосеменных. Значение голосеменных 217
§ 88. Покрытосеменные (Цветковые) растения 220
РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
§ 89. Многообразие растений. Доказательства их происхождения 223
§ 90. Основные этапы развития растительного мира 225
§ 91. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений 229
БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ
§ 92. Бактерии, их строение и жизнедеятельность 233
§ 93. Роль бактерий в природе и жизни человека 235
§ 94. Болезнетворные бактерии 236
§ 95. Шляпочные грибы 237
§ 96. Плесневые грибы и дрожжи 241
§ 97. Грибы-паразиты 243
§ 98. Лишайники 245
Лабораторный практикум 248

Ключевые слова конспекта: царство Растения, ботаника, общая характеристика, отличительные признаки царства, низшие и высшие растения, жизненные формы растений, органы растений, растение как целостная система.

Ботаника - наука о растениях, их строении, жизнедеятельности, распространении по земной поверхности, отношениях друг с другом и окружающей средой.

Общая характеристика

Растения — это эукариотические фотосинтезирующие автотрофные opганизмы. Царство Растения насчитывает около 500 тыс. видов. Растении являются продуцентами органических веществ и основным источником энергии для других живых организмов. Любые пищевые цепи начинаются с зеленых растений. Они же определяют характер биоценоза , защищают почву от эрозии.

Растении служат источником кислорода воздуха и оказывают значительное влияние на климат Земли. Человек использует около 1,5 тыс. видов культурных растений как пищевые, технические и лекарственные ресурсы. Продукты питания растительного происхождения обеспечивают организм человека белками, жирами, углеводами и витаминами.

Перечисленные отличия растений от животных не являются абсолютными. Черты животной организации часто встречаются у низших растений, которые соответствуют ранним этапам эволюционною развития. Например, способность и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию (эвглена зеленая). Более высоко организованные растения достаточно четко отличаются от животных.

Растения делят на низшие и высшие

У низших растений тело (слоевище, или таллом) не расчленено на ткани и органы. К ним относятся Красные водоросли (Багрянки), Настоящие водоросли и Лишайники. У высших растений тело разделено на органы (корень, стебель, лист), образованные дифференцированными тканями. К высшим растениям относятся Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые). Четыре первых отдела расселяются при помощи спор (споровые), два последних — при помощи семян (семейные).

Органы растения

Органы растения — обособленные части растительного организма, выполняющие определенные функции:

  • Вегетативные (поддерживают жизнедеятельность)
  • Генеративные (участвуют в процессе полового размножения)

Систематика растений

Организм растения как целостная система

Растение - целостная система, её отдельные составляющие (ткани и органы) взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Повреждение и нарушение структуры и функций одной части растения воздействует на все остальные. Если у древесного растения содрать кору (в которой располагается луб), то к корню перестанут поступать органические вещества из листьев. Лишённый питательных веществ корень погибнет и перестанет поставлять в листья воду и минеральные вещества, и вслед за этим наступит гибель всего растения. Однако и не столь значительные повреждения могут вызывать изменения всего организма растения.

Организм растения объединяют в единое целое системы регуляции :

  • электрофизиологическая - связана с передачей электрического импульса. Медленные изменения разности потенциалов между частями растения могут оказывать влияние на его физиологические процессы и рост;
  • гуморальная - осуществляется при помощи фитогормонов - веществ, вырабатываемых специализированными тканями растений и действующими в ничтожно малых количествах на процессы роста и развития. Фитогормоны переносятся по проводящей системе растения.

Растениям свойственна раздражимость - способность живых систем реагировать на внешние и внутренние факторы. Иногда она проявляется в виде двигательных реакций, обусловлённых характером их роста (ростовые движения).

Тропизмы - ростовая реакция, вызывающая изгибание растения в сторону внешнего стимула (положительный тропизм) или от него (отрицательный тропизм). Происходит вследствие ускоренного роста клеток на одной стороне стебля, корня или листа под воздействием фитогормона ауксина. Побеги обычно растут в сторону света (положительный фототропизм), а корни направлены вниз (положительный геотропизм).

Настии - более быстрые движения растений, их направление не зависит от направления воздействия. Причина настий - изменения внутриклеточного давления, приводящие к изменению формы клеток. Настические движения могут вызываться электрическими импульсами или фитогормонами. Примеры настий: складывание листьев бобовых на ночь, закрывание цветков, устьиц, обвивание вьющихся растений вокруг опоры, складывание листьев мимозы стыдливой при прикосновении, движения насекомоядных растений и др.

Значение растений:

  • источник кислорода
  • среда обитания для животных
  • источник пищи
  • источник сырья и топлива
  • участие в почвообразовании
  • участие в круговороте веществ
  • влияние на климат

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности

Роль растений в природе:

  1. Осуществляют фотосинтез,
  2. Являются звеном цепей питания.
  3. Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.
  4. Принимают активное участие в формирование почв.
  5. Обуславливают накопление воды на поверхности Земли.
  6. Участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары)

Роль растений в жизни человека : выделяют кислород, из них получают лекарства, пищу, одежду, материалы для различных отраслей промышленности и производства, эстетическое значение.

Это конспект по теме «Царство Растения» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Давайте сначала определим основные факторы, характеризующие организмы этого царства.

Особенности клеточного строения:

1. Наличие хлоропластов в клетке.
Эта органелла определяет в организме растения все: и физиологические процессы, и жизненные циклы, и экологическую роль.

2. Вакуоли.

3. Клеточная стенка (запасное питательное вещество - углеводы (чаще всего крахмал или целлюлоза)) - дополнительная оболочка, утолщение мембраны клетки. Основная роль - защитная и небольшой запас вещества.

Физиология растений

Дыхание: кислородом, как у всех других живых организмов.
Питание: как уже мы упомянули выше, растения - автотрофы - сами себе производят пищу.

Когда читаешь школьные учебники, то создается впечатление, что, кроме света, воды и углекислого газа растениям ничего больше не нужно.

Поговоришь с садоводами, волосы дыбом встают - одним растениям нужна почва более удобренная, другим - менее, щелочная, кислотная, песочная….

Получается, что растения ни одним воздухом и водой питаются…

Растениям нужны питательные компоненты, и они их получают из почвы.

Это и органические, и неорганические (минеральные) вещества.

Рост и развитие

Еще одна отличительная черта растений, общая с грибами, но отсутствующая у животных - рост в течение всей жизни.

Размножение:
1. половое - с помощью гамет (половых клеток);
2. бесполое, вегетативное - с помощью частей тела;
3. бесполое, с помощью спор (только у споровых растений).

Систематика растений

Отделы растений:

Отдел Водоросли

Не важно, одноклеточная водоросль или многоклеточная - ни тканей, ни органов!




Отдел споровые растения

Их уже относят к высшим, т.к. есть в наличии и ткани, и органы. По названию и развитие - размножение идет с чередованием поколений - бесполое (споровое) и половое (гаметофит).

Нет ни цветков, ни плодов, ни семян.

Отдел семенные растения

Сложное строение и размножение семенами.
Голосеменные - орган размножения - шишка.
Покрытосеменные - органы размножения - цветок и плод.

Эволюция растений шла именно таким образом - от простейших - к покрытосеменным: