Выключатели

Лютики садовые посадка и уход выращивание из семян. Самостоятельное выращивание из семян

 Лютики садовые посадка и уход выращивание из семян. Самостоятельное выращивание из семян

авторы: Венера Анасовна Нуриахметова , учитель литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка, технологии, физической культуры , Республика Татарстан

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Проектная работа "Береги глаза, как зеницу ока!" посвящен одной из самых актуальных проблем современности - проблеме сохранения зрения человека.

Каждая творческая группа подготовила рисунки по данной теме, разработали памятки о бережном отношении к зрению; нашли много интересных упражнений для глаз. В результате подготовительной работы над проектом, учащиеся выяснили факторы, которые вредны для глаз. Со своими наработками ребята выступили сначала перед первоклассниками.

Задачи:

  • Формировать у учащихся знания об органах зрения; учить соблюдать гигиенические требования по уходу за глазами; установить взаимосвязь органов зрения с познанием окружающего мира.
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, память, речь, формировать исследовательские навыки
  • Воспитывать бережное отношение к зрению, своему здоровью, эстетический вкус, развивать познавательный интерес к предмету; познакомить с упражнениями, способствующими предупреждению заболевания глаз.

Тип урока: Защита проекта

Вид урока: Урок-презентация

Методы: словесный, наглядный, практическая работа, поисковый.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные.

Оборудование : мультимедийная презентация к занятию; приборы ЛАБДИСК на парту; музыкальное сопровождение; плакат с изображением поляны, цветы у каждого ребенка для приклеивания на полянку.

В ходе работы над проектом были намечены этапы реализации проекта :

  1. Сбор и обработка информации по данной теме.
  2. Выявление факторов, влияющих на ухудшение зрения.
  3. Изучение способов сохранения зрения.

Каждая творческая группа подготовила рисунки по данной теме, разработали памятки о бережном отношении к зрению; нашли много интересных упражнений для глаз. В результате подготовительной работы над проектом, учащиеся выяснили факторы, которые вредны для глаз. Со своими наработками ребята выступили сначала перед первоклассниками.)

Ход занятия

I. Организационный момент

Учитель:

Пусть в этот весенний, прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного весеннего настроения!

(Дети здороваются с гостями.)

Учитель: Пусть эти цветы радуют и дарят вам хорошее настроение! (на экране цветы, звучит мелодия)

II. Основной этап. Формирование новых знаний.

1) Учитель: С древних времён люди на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: "Будь здрав", позже – "Будь здоров", ещё позже – "Здравствуйте". Это говорит о том, что люди желали друг другу самого доброго, что бывает, – здоровья, т. к. здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать. Девиз нашего урока: «Наше здоровье – в наших руках!» (слайд)

– Сегодня у нас необычный урок. Это заключительный урок – защита проекта, который мы начали некоторое время назад. Урок мы проведем в офтальмологической поликлинике и заглянем в кабинет офтальмолога (слайд)

– Кто такой офтальмолог? (ответы)

Офтальмолог – врач, занимающийся глазными болезнями, их лечением и профилактикой.

Учитель: Сегодня я выступлю в роли врача – офтальмолога. (Надеваю белый халат). И приглашаю всех вас на медицинский консилиум (слайд)

Конси́лиум (лат. consilium совещание, обсуждение) - совещание нескольких врачей одной или различных специальностей.

Учитель: Его тема: «Береги глаза как зеницу ока». Почему мы так говорим? (ответы)

– В старину глаз называли оком. Зеница это – зрачок, основа глаза. Беречь глаза, значит беречь зрачок нашего глаза.

Учитель: Исходя, из темы медицинского консилиума, как вы думаете, какие вопросы нам предстоит обсудить? Эти вопросы мы ставили себе, начиная работу над проектом (слайд)

  1. Как устроен глаз – орган зрения.
  2. Выясним, что для глаз хорошо, а что – плохо.
  3. Будем учиться беречь глаза.

2) Учитель: Итак, первый вопрос: Строение глаза. (Слайд)

Учитель: Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждать всей красотой красок окружающего нас мира. До 90% информации люди получают при помощи глаз! Поэтому природа позаботилась о защите наших глаз. Посмотрите друг на друга.

Догадались, о каких защитниках идет речь? (Слайд)

Ученик 1 : Природа предусмотрела надёжную защиту глаз. Это – брови, веки, ресницы. В среднем, верхнее веко имеет 100-260 ресничек, а нижнее 50-160 ресничек. Каждая ресница живет в среднем 100 дней. Они оберегают глаза от пыли, грязи, ветра.

Самый первый барьер – это веки. Веки – это две складки, которые расположенные снизу и сверху глаза. Веки защищают глаз от ветра, яркого света и пыли. Моргая, они очищают его поверхность и увлажняют её слезной жидкостью. Ресницы предохраняют глаз от попадания пылинок, а брови задерживают стекающие со лба капельки пота.

Ученица 2 (Слайд) В уголках глаз есть слёзные железы, которые вырабатывают слёзы. Слёзная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока. Без неё моргать и смотреть было бы больно. Слёзы вымывают из глаз пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда попадают. В слезах есть вещество лизоцим. Оно обладает противомикробными свойствами.

3) Внутреннее строение глаза (Слайд)

Учитель: О внутреннем, очень сложном строении глаза я вам расскажу сама (макет глаза)

Учитель: Глаз имеет округлую форму, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Сверху он покрыт жесткой белой оболочкой – склерой. Она защищает глаз от повреждений. Большая часть глазного яблока заполнена прозрачной массой – стекловидным телом. Оно придает форму глазу и содержит питательные вещества. Спереди склера переходит в тонкую прозрачную роговицу, пропускающую свет. Под склерой лежит сосудистая оболочка, густо пронизанная кровеносными сосудами, питающими глаз. Впереди располагается радужная оболочка или радужка. Благодаря содержащемуся в ней пигменту меланину она бывает голубого, зелёного или коричневого цвета.

В центре радужки есть круглое отверстие – зрачок. Мышцы радужки могут сокращаться, уменьшая размер зрачка, – так радужка регулирует количество света, попадающего в глаз.

Если свет яркий, то зрачок сужается. Если свет слабый и тусклый – то расширяется.

Сразу за зрачком находится хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же пропускает через себя свет. Хрусталик фокусирует лучи света на задней стенке глаза, выстланной изнутри сетчаткой.

Сетчатка – это часть глаза, с помощью которой мы фактически видим. Она как плёнка в фотоаппарате. Сетчатка состоит из особых светочувствительных клеток – палочек (свет и тьма) и колбочек. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

Они посылают сигналы в мозг по зрительному нерву.

Предметы в глазах отображаются перевернутыми.

После этого зрительный НЕРВ передаёт изображение в мозг.

Мозг совмещает изображения, полученные с двух глаз, в одно и переворачивает его.

И мы видим то, на что смотрят наши глаза.

За долю секунды мозг переводит сигнал в зрительный образ, и ты говоришь сам себе: «Я вижу маму», «Я вижу мир».

Движением глаз управляют специальные мышцы, расположенные по бокам, сверху и снизу глазного яблока. Для того, чтобы эти мышцы хорошо работали, нужно периодически выполнять специальную гимнастику для глаз. Сейчас ее проведет Ахметшина Сабина.

III. Физминутка для глаз по Базарному.

IV. Продолжения формирования знаний

Учитель: – Эти полезные упражнения для глаз нужно выполнять часто, по мере их уставания. А что же еще благотворно влияет на зрение? Об этом нам расскажут ребята.

Ученик 3: 1)Больше двигаться! (слайд)

Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом.

Ученик 4: 2) Чем меньше, тем лучше (слайд)

Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше – всего 15 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.

Ученик 5: 3) Чтение книг (слайд).

Ученик 6: 4) Школьник должен как следует высыпаться (слайд)

Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.

Ученик 7: 5) Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую"передышку" во время выполнения домашних заданий.

Десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, – отличная разгрузка (слайд).

Ученик 8: 6) Значительное место должна заниматьвитаминная диета (слайд)

Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. Для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы – это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А . Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.

Ученик 9: 7) Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться (слайд)

Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши – справа.

V. Практическая работа

Учитель: – Ребята, у нас на столах лежат приборы – ЛАБДИСКИ. При помощи этого прибора сейчас мы проверим, хватает ли света нашим глазам в кабинете. Мы уже знаем, что по (гигиеническим правилам) СанПину норма должна составлять – 450 Люкс.

(Дети измеряют при помощи ЛАБДИСКА уровень освещения на рабочем столе и на доске)

VI. Продолжения формирования знаний

Учитель: Очень часто на приём к офтальмологу приходят ребята, с которыми случились вот такие истории.

(Ученицы читают стихи)

Получила двойку Алла.
Слезы капали из глаз,
Рукавом их вытирала,
Помогал ей целый класс.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу.
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!

Две подружки рано встали,
Во дворе с песком играли.
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть –
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занес в глаза песок.
Терли девочки глаза,
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле.
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал: “Конъюнктивит”.
И назначил прижиганья,
Капли, мази, промыванья.
Осторожным надо быть,
Чтоб глаза не засорить!

Учитель: Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные, поэтому нельзя грязными руками тереть свои глаза, это занесет в них микробы.

Учитель: У многих людей уже нарушено зрение: одни прищуриваются, когда рассматривают предметы, другие носят очки. Отчего портится зрение?

Ученик 10: (слайд)в результате работы над проектом, мы выяснили, что есть несколько факторов, которые вредны для глаз:

  • наследственная предрасположенность;
  • наличие болезней;
  • характер питания;
  • условия зрительной работы (освещенность рабочего места; требования к мебели);
  • окружающая среда и другое.

В наши дни дополнительную нагрузку на зрение школьника нередко даёт неправильная организация работы за компьютером. А основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.

VII. Заключительный этап

Итог урока. Выводы.

Учитель: Итак, подходит к концу наш консилиум. К каким выводам мы пришли в результате? (ответы)

Глаз имеет сложное строение.

Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Но сохранить зрение при желании возможно!

Учитель: Еще раз давайте напомним несколько правил, как сохранить наше зрение.

(Ученики)

  1. Прислушайся! Когда хотят,
    Чтоб вещь служила нам без срока,
    Недаром люди говорят:
    «Храните как зеницу ока!»
    И чтоб глаза твои, дружок,
    Могли надолго сохраниться,
    Запомни два десятка строк
    На этой вот странице:
  2. Глаз поранить очень просто -
    Не играй предметом острым!
    Глаза не три, не засоряй,
    Лежа книгу не читай;
    На яркий свет смотреть нельзя -
    Тоже портятся глаза.
  3. Телевизор в доме есть -
    Упрекать не стану,
    Но, пожалуйста, не лезь
    К самому экрану.
    И смотри не все подряд,
    А передачи для ребят.
  4. Не пиши, склонившись низко,
    Не держи учебник близко,
    И над книгой каждый раз
    Не сгибайся, как от ветра,
    От стола до самых глаз
    Должно быть сорок сантиметров!

Учитель: Чтобы любоваться красотой весенней пробуждающейся природы, чтобы видеть каждый день лица своих близких и друзей, чтобы радоваться солнышку и цветам мы должны соблюдать эти простые правила! И в заключении, на память наши ребята подарят вот такой коллаж из цветов (под музыку дети прикрепляют свои цветы на плакат).

Мобильная естественно-научная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР с мультисенсорным регистратором.


Фото с урока: Дети за работой с ЛабДиском (измерение уровня освещенности)

Упражнения для глаз

«Если Ваши глаза устали»:

  1. Зажмурь глаза, потом открой. Повтори 5 раз.
  2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
  3. «Стрельба глазами».Двигайте глазами влево – вправо, вверх-вниз. Повтори 5-6 раз.
  4. Закройте глаза на 10-15 секунд. Можно провести массаж: закройте веки и круговыми движениями пальцев легко массируйте их на протяжении 1 минуты.

«Для профилактики нарушения зрения»:

  1. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз. Посмотрите вдаль в окно 1 минуту.
  2. Быстро поморгать. Закрыть глаза и спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 1-2 раза.

Глаза являются зеркалом души. Содержи сердце в чистоте, и пусть твой взгляд будет прекрасным и добрым. Не смотри на харам и на тех, кто не является тебе махрамом. Ибо предписано в Коране: «Скажи [, Мухаммад,] верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали своё целомудрие. Это - непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлён о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали своё целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны; пусть они прикрывают [головными] покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы [мужчинам], кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своим женщинам, или своим невольникам, или слугам из мужчин, у которых нет вожделения, или детям, которые не ведают о женской наготе; пусть они не выставляют свои ноги, чтобы стали видны скрываемые красоты. Обратитесь, все верующие, к Аллаху с мольбой о прощении, - быть может, вы будете счастливы» (Сура «ан-Нур», 24 / 30-31).

Берегись предательских взглядов своих, потому что Всевышний знает о вероломстве глаз. Сказано в Священной Книге: «Ведомы [Аллаху] и лживые взоры, и то, что сокрыто в сердцах» (Сура «аль-Му`минун», 40 / 19). Не используй брови и глаза, погружаясь в омут сплетен и осуждения. Пусть взгляд твой будет светлым, пусть глаза твои не оскорбляют творения Всевышнего, и нет разницы, человек это или животное. Ибо аят предупреждает: «Горе всякому клеветнику, хулителю» (Сура «аль-Хумаа», 104 / 1).

Не засматривайся на то, что не принадлежит тебе. В этом мире ты проходишь испытание, поэтому не задерживай взгляд на суетном богатстве, остерегайся сглаза, не стремись подтолкнуть в пропасть тех, кому ты завидуешь. В Коране сказано: «Воистину, неверные готовы низвергнуть тебя [наземь злыми] взглядами, когда слышат назидание (т. е. Коран), и восклицают: «Воистину, Он - одержимый!»» (Сура «аль-Калям», 68 / 51).

Когда ты разговариваешь, смотри на собеседника: не прячь глаза и в то же время не гляди в упор. Направь взгляд на аяты Всевышнего и бери духовные уроки у его созданий. Прислушайся к аяту: «На глазах которых пелена, чтобы они не вспоминали Меня и не могли слышать [истину]» (Сура «аль-Каф», 18 / 101).

Приучи свои глаза плакать от любви к Творцу, и пусть огонь не коснётся их. После совершения фардов приблизься к Аллаху с помощью дополнительных богослужений, и пусть Всевышний станет Тем, через кого ты смотришь на мир. Благодари за способность видеть и в любой ситуации молись, чтобы Создатель открыл тебе глаза.

Татьяна Редькина
Конспект занятия по ознакомлению детей со здоровым образом жизни «Береги глаза»

Тема : «Береги глаза » .

Цель :

Продолжить формирование представления о том, что глаза являются одним из главных органов чувств человека;

Разъяснить детям простейшие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждений ;

Развивать умение выполнять гимнастику для глаз и различать эмоции по глазам ;

Развивать зрительное внимание и память;

Воспитывать бережное отношение к органу зрения, желание заботиться о своем здоровье ;

Воспитывать сострадание к людям, лишившимся зрения, желание оказывать им помощь.

Оборудование :

проектор, экран, аудиодиск с музыкой, 2 воздушных шара, модель глаза – 4 шт ., клей – карандаш – 2 шт.

Слайд 1 «Берегите глаза

1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг .

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Беседа.

Ребята, послушайте стихотворение.

Умеют они и грустить, и смеяться.

Умеют они чудесам удивляться :

Цветущей ромашке и мотылькам,

Белым корабликам – облакам,

Радуге, будто пришедшей из сказки –

Всё замечают наши … зоркие глазки .

(Н. Крушевицкая)

Что значит зоркие глазки ? (глаза , обладающие хорошим зрением)

Как можно сказать по-другому «хорошее зрение» ? (сильное, отличное, острое)

Ребята, а все животные видят как люди?

А у кого из животных самое острое зрение?

А что вы знаете о зрении других животных?

Дети смотрят на экран. Слайд №2

3. Д. и. «Угадай, чьи глаза (На экране появляется глаз , какого – либо животного.)

4. Беседа.

Человек не такой «зоркий» как орел и в темноте не видит как сова, но глаза его являются главными помощниками. Почему глаза – наши главные помощники?

(Они помогают видеть все, что есть вокруг, чтобы различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину).

Разберемся вместе дети ,

Для чего глаза на свете ?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз ?

Ребята, так зачем нам пара глаз ? (чтобы видеть объемно)

Особую важность органа зрения люди понимали еще в древности. Из далекого прошлого до нас дошли поговорки :

Какие поговорки вы знаете?

Дети : «Береги глаз как алмаз » . (пояснение)

Дети : «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . (пояснение)

В связи с быстрым развитием науки и техники почти в каждом доме появились компьютеры, сотовые телефоны, повысилась и нагрузка на глаза , а в школе вам приходится много читать. Поэтому к глазам необходимо относиться очень бережно , с детства и на протяжении всей жизни ценить и оберегать этот важнейший и величайший дар природы.

Посмотрите друг другу в глаза . Какие они у вас красивые!

Как говорят, когда хотят передать их красоту? (ясные, чистые, прекрасные, большие, веселые, радостные, лучистые)

5. Игра «Кто быстрее наклеит глаза человечкам » .

Дети сидят.

Музыка «Черный кот» .

Двое детей собирают модели глаз , а двое – держат шары.

Посмотрите, как сложно устроены глаза человека , этот тонкий и ценный

инструмент.

Дети, как устроены глаза ?

–– А брови, ресницы и веки нам нужны для красоты. А для чего? (Они оберегают глаза от ветра , пыли и пота.)

6. Чтение стихотворений.

А теперь давайте послушаем, что бывает, когда глаза не берегут .

Две подружки рано встали,

Во дворе песком играли,

Стали строить городок,

Стряпать вместе пирожок,

Надоело им играть,

Стали вверх песок бросать,

Но промчался ветерок

И занес в глаза песок .

Тёрли девочки глаза-

Набегала в них слеза.

Веки вспухли, покраснели,

Открывались еле-еле.

Словом, очень страшный вид.

Врач сказал - конъюнктивит.

И назначил прижиганья.

Осторожным надо быть,

Чтоб глаза не засорить !

Все в газете прочитали :

Будет солнышка затменье,

А взрослые объяснили,

Как проводят наблюденья.

Поспешили два мальчишки,

Побросав свои дела,

Посмотреть на солнце просто-

Без очков и без стекла.

Нам стекло, - сказали дружно, -

Затемнённое не нужно,

Без него на небе ясном

Видим солнце мы прекрасно…

И мальчишки зря хвалились :

Их глаза потом слезились ,

Сильно начали болеть.

Поздно поняли ребята,

Как на солнце без стекла-то

Затемнённого смотреть!

Что люди придумали, чтобы глаза защитить от солнца ? (солнце защитные очки)

А какие приборы изобрел человек, чтобы рассматривать удаленные предметы и объекты? (телескоп, бинокль, микроскоп)

Получила двойку Алла,

Слёзы капали из глаз ,

Рукавом их вытирала,

Помогал ей целый класс.

Ты запомни, Алла сразу :

В глаз легко внести заразу ,

Глаз не трогай рукавом ,

Только чистеньким платком.

Мне соринка в глаз влетела ,

Заболел, слезится глаз ,

Я иду в больницу смело,

Там помогут мне сейчас.

Мне соринку удалили,

Глаз слезиться перестал

И врачи предупредили,

Чтоб я глаз не засорял .

Нежен глаз и от соринки ,

От песчинки и пылинки,

Если сразу не убрать,

Может сильно пострадать.

Большое значение имеет для сохранения зрения освещение. При плохом освещении глаза напрягаются и очень быстро утомляются.

Наша Нина с увлеченьем

Вечером сидит за чтеньем.

Очень любит сказку Нина

Про мальчишку Буратино.

В уголке она читала,

Было света очень мало.

Почитала часик-два-

Разболелась голова.

Всё плывёт перед глазами ,

Налились они слезами,

Расплылись у книжки строчки,

Незаметны стали точки.

Знают взрослые и дети,

Что читают лишь при свете.

Будут глазки уставать .

Некоторые дети теряют зрение при неосторожном обращении с острыми предметами.

Шилом узел на верёвке

Развязать решился Вовка.

Сорвалась рука, и шило

Глаз Вовке повредило .

Шило, ножницы, ножи

Ты в игрушках не держи,

Ведь поранить очень просто

Можно глаз предметом острым .

7. Д. и. «Полезно – вредно и опасно» .

А сейчас обсудим. Что вредно для глаз

* Вы безжалостно портите зрение, когда читаете в транспорте, это вредно для глаз . Плохое освещение, дорожная тряска вынуждают держать текст прямо перед глазами , они быстро устают. А если еще шрифт мелкий, бумага плохая, - газетная.

* Грязные оконные стекла, пылинки, витающие в воздухе, и дым коромыслом снижают освещенность, вызывают быстрое утомление глаз , слезотечение, раздражение слизистой оболочки век - конъюнктивы. Никотин к тому же вредит сосудистой системе глазного яблока и зрительному нерву.

* Слепящие солнечных лучей, особенно отраженных от снега и льда также вредны для глаз . Поэтому отправляясь на юг или в горы (где снежная слепота, или офтальмия, не редкость, не забудьте темные солнцезащитные очки. Хороши очки с коричневым, дымчатым и желто-зеленым фильтрами.

* Мерцающий голубой экран, на который вы смотрите часами, находясь от телевизора ближе чем в 5-6 шагах (примерно 2,5 м) да еще в полной, хоть глаз выколи , темноте вреден для глаз и может испортить зрение. Тогда любимый сериал вам придется досматривать уже в очках.

По наблюдениям офтальмологов ваши серые и голубые глаза чаще страдают от фоторетинитов - повреждений глаз прямыми лучами солнца, чем темные очи шатенов и брюнетов. Яркий солнечный свет также очень плохо переносят детские глазки .

* Глазам несладко , когда вы делаете длительные перерывы в еде и страдаете запорами. "Какая связь?" - удивитесь вы. Самая прямая : из-за этого может повышаться внутриглазное давление . Страдают очи и от переедания, пристрастия ко всему солененькому (норма - не больше 6 г поваренной соли в сутки) . Последствия те же.

* Не купайтесь в бассейне, если от воды уж слишком разит хлоркой. Вы убережете глаза от неприятной болезни - бассейнового конъюнктивита.

* Дотронулись до век немытыми руками, забывшись, потерли ими глаза , воспользовались чужими очками, вытерлись не своим полотенцем? Вы можете занести инфекцию : от конъюнктивита до трахомы и гонорейного блефарита.

Что полезно для глаз

* Смотрите время от времени на зеленый цвет, этот цвет полезен для глаз . Он, как выяснили офтальмологи, действует успокаивающе на зрительные анализаторы и на нервную систему в целом.

* Бегайте, плавайте, ездите на велосипеде, зимой ходите на лыжах, - все циклические упражнения повышают работоспособность глазных мышц и укрепляют склеру, что очень полезно для ваших глаз .

* Проверяйте изредка, на каком расстоянии от глаз вы держите эту страницу журнала. В идеале оно должно равняться 30-35 см (то же относится к книгам, шитью, вязанию, рукописям) . Это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев.

Продукты полезные для глаз

* Лакомьтесь почаще лесной ягодой черникой.

* Не забывайте о витаминах! Особенно полезен для глаз витамин В2 (содержится в орехах, пивных и пекарских дрожжах, нежирной свинине, крупах, бобовых). Он повышает остроту зрения, способность различать цвета, улучшает ночное зрение. Не хватает его - воспаляется слизистая оболочка глаз , появляются светобоязнь, слезотечение.

Куриная слепота, а также сужение поля зрения - признаки дефицита витамина А. Содержится он только в продуктах животного происхождения : говяжьей печени и печени трески, яйцах, сливках, сливочном масле, сырах. А для того, чтобы обеспечить суточную потребность организма, прежде всего глаз , в провитамине А - каротине, выпейте стакан морковного сока, или отвара шиповника, или литр молока.

Ребята, но если вдруг стало ухудшаться зрение, можно бабушкины очки надеть?

(Нет, только врач может прописать очки.)

Но, если все же ухудшилось зрение, если глаз заболел или попала соринка, что нужно делать? (Нужно немедленно обратиться к медсестре или врачу.)

Как называют врача, который лечит глаза ? (окулист) . А что врач рекомендует, чтобы сохранить или улучшить зрение? (кушать витамины и делать гимнастику для глаз )

Давайте и мы сделаем гимнастику для глаз . Дети встают.

8. Физминутка.

Ребята, давайте представим, что мы кузнечики и мы на лужайке.

Спина прямая, руки на поясе.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

Кузнечики устали, решили отдохнуть и посмотреть вокруг.

9. Видеогимнастика для глаз .

(Дети внимательно следят за движениями на экране.)

Дети сели.

Дети, на земле есть люди, которые ничего не видят? Как их называют?

Трудно живется слепому человеку. Почему?

Ребята, если мы увидим на улице слепого человека, как сможем помочь ему?

10. Д. и. «Угадай-ка» .

Ребёнку завязывают глаза и раскладывают на столе разные предметы. Он на ощупь должен угадать, что это за предмет и назвать его. Выигрывает тот, кто больше всего угадал предметов.

Какие органы чувств помогли ребятам при отсутствии зрения?

Действительно тяжело без зрения.

11. Д. и. на развитие зрительного внимания «Что изменилось?» Слайд №3

А сейчас я проверю, какие ваши глазки внимательные .

12. Д. и. «Запомни картинки» Слайд №4

Теперь, посмотрим какая у вас зрительная память.

Играющие рассматривают картинки, потом картинки убираются, и все называют те картинки, которые они запомнили. Можно называть по очереди по одной картинке. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими.

13. Игра «Отгадай настроение по глазам » . Слайд №5-12.

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. Я похвалила вас и глазки стали радостными . Посмотрите друг на друга с радостью.

А какие еще бывают глаза ? (грустными, печальными, злыми и др.)

Покажите мне такие глазки . А сейчас я поиграем в игру «Отгадай настроение

по глазам ».

Педагог закрывает нижнюю часть лица на картинке и просит ребенка отгадать, какое настроение выражают глаза . После того, как ребенок ответит, лицо открывается полностью и проверяется правильность угаданной эмоции.

Будьте внимательными и по глазам определяйте , какое у человека настроение

Ребята, назовем правила безопасного и правильного отношения к глазам .

Я думаю, что вы всегда будете помнить эти правила , и вам не придется носить очки.

Ребята, кто же заботиться о нашем здоровье ? (Врачи, родители, воспитатели, учителя) .

А кто должен еще заботиться? (Я – сам.)

Правильно. Давайте повторим девиз : «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу

Мо-лод-цы, ребята! Слайд №13.

Растение лютик широко распространено в живой природе, существуют несколько видов, которые могут наносить вред животным и человеку. Поэтому стоит изучить предлагаемую информацию и по возможности избегать контакта с любыми частями данного растения. Цветы лютики могут произрастать как на берегах водоемов, так и на лесных опушках. Ученые до сих пор не знают, почему лютик ядовитый и каков химический состав его сока. Исследования ведется постоянно и все время обнаруживаются новые составляющие. То обстоятельство, что лютик – растение ядовитое, известно и животноводам, сталкивающимся регулярно с гибелью крупного и мелкого рогатого скота, выпасаемого на полях с зарослями подобных культур. Посмотрите внимательно на иллюстрациях к статье все встречающиеся виды лютиков и при встрече с ними исключайте возможность попадания их сока на открытые части тела.

Как выглядит цветок лютик: описание и фото растения

Начиная описание цветка лютик, стоит отметить, что это – род невысоких, до полуметра, однолетних и многолетних корневищных или корне-клубневых растений, с восходящими или распростертыми, прямостоячими стеблями, которые обычно укореняются в узлах, с лопатообразными, расположенными в очередном порядке, цельными, перисто-раздельными листьями и одиночными, либо в соцветиях, простыми или махровыми, в основном, желтыми цветками. Плодоносит плоскими или выпуклыми, голыми или волосистыми семенами.

Продолжая описание растения лютик, отметим что данный род насчитывает около 600 видов, которые распространены в умеренных или холодных областях земного шара.

В мае 1975 г. газета «Известия» поместила сообщение о том, что плавающий лютик заполняет Рейн. Его обширные колонии появились в верхнем течении Рейна между г. Базелем и Боденским озером. Процесс распространения начался в 1970 г.; благоприятной для него средой является вода, содержащая много фосфорной кислоты. Одна из крупнейших западноевропейских рек - Рейн загрязнена промышленными отходами до такой степени, что в ней почти полностью исчезла рыба. Зато процветает ядовитый лютик. Капля его сока, попав на кожу, вызывает сначала покраснение, затем нарыв. В книге Иоганна Самаэля Хеллера, натуралиста XVIII в., об этом растении говорилось, что, проглотив его, человек испытывает страшные боли в горле и желудке. Ослабляется зрение, начинают подрагивать мышцы лица и после приступа истерического смеха наступает смерть. Однако среди других лютых представителей этого рода плавающий лютик не является чем-то особенным.

В той или иной степени все лютики ядовиты и вызывают отравление с такими же симптомами, как описал в свое время И. С. Хеллер. Плавающий лютик замечателен тем, что сумел выжить в отравленной среде (ведь кроме фосфорной кислоты в водах Рейна немало и других токсичных веществ). У этого лютика крупные красивые белые цветки. И если бы он не размножался так катастрофически, вряд ли привлек бы к себе внимания больше, чем его веселые золотисто-желтые сородичи. Сегодня о том, как выглядит цветок лютик, знает почти каждый житель планеты, настолько распространена культура.

Весной, когда на лесных полянах и опушках в изобилии начинают цвести лютики, они радуют глаз. Даже в пасмурный день лес кажется солнечным.

Рассматривая цветок лютик на фото с описаниями, понимаешь, что это действительно очень яркая и солнечная культура:

Ботаники насчитывают около 170 видов лютиков, большинство из которых растет в умеренном и холодном климате Северного полушария. В европейской части России - около 40 видов, некоторые из них применяются в народной медицине как лекарственные растения. Сок этих лютиков едкий и жгучий. Его химический состав изучен еще недостаточно. Ясно только, что причиной отравления является протоанемонин - летучее вещество с резким запахом и жгучим вкусом. При вдыхании его паров происходит раздражение дыхательных путей и глаз, появляются насморк, слезотечение, удушье и спазмы мышц гортани.

В лютике едком (R. acris) найден гликозид ранункулин, а также транс-аконитовая кислота, подавляющая у животных деление клеток. В лютике ползучем (R. re-pens) кроме протоанемонина есть вещество, при расщеплении дающее синильную кислоту. Животные, отравившиеся лютиками, иногда погибают через 15 - 30 минут после наступления первых симптомов (сено из лютиков не ядовито для животных).

У человека отравление этими растениями протекает очень тяжело, с резкими болями в пищеводе, желудке и кишечнике, рвотой, поносом, упадком сердечной деятельности. Такие отравления возможны при неосторожном употреблении лютиков как средств народной медицины. Вместе с тем в терапевтических дозах лютики обладают тонизирующим, обезболивающим, противомикробным и ранозаживляющим действием.

Лютик едкий испытан клинически с хорошим результатом при лечении туберкулеза кожи. Этот лютик - «куриная слепота» - одно из самых обычных у нас растений. Он имеет некрупные, желтые, пятилепестные цветки и очень похож на другой вид - лютик золотистый. Правда, между ними есть и различия: цветки у лютика едкого бледнее, прикорневые листочки глубоко рассечены, а у золотистого листочки округлые, с небольшими надрезами. В дождливую погоду и к ночи цветки едкого лютика закрываются и поникают, защищаясь таким способом от сырости и охлаждения. В народной медицине надземную часть этого лютика, хорошо растертую, применяли вместо горчичника.

Аналогичное действие лютика жгучего - R. flammula (русское народное название его прыщинец), который любит более сырые места. Все части этого лютика ядовиты.

Лютики боятся морозов, предпочитая расти в полутени, а многие виды любят сырость, поэтому их часто можно встретить в прудах и реках. Размножаются семенами и вегетативно.

Виды лютиков (с фото)

Виды лютиков распространены повсеместно и имеют ряд отличий. О том, какие виды лютика можно встретить в окрестных лесах, можно узнать далее в материале.

Посмотрите виды лютиков на фото, где они представлены в разных стадиях их развития:

Лютик отпрысковый (Ranunculus sarmentosus Adams). Семейство Лютиковые - Ranunculaceae.

Краткое описание. Травянистый многолетник с длинными ползучими, укореняющимися в узлах побегами. Все листья прикорневые, длинночерешковые; пластинки листьев округло-яйцевидные, по краю - городчато-зубатые. Цветоносы безлистные, тонкие, одноцветковые. Цветки желтые. Плодики многочисленные, в округло-овальной головке, мелкие, до 1,2–1,7 мм длиной.

Распространение. На Камчатке вид представлен на северной границе ареала и известен из четырех точек: устьев рек Семячик и Авача, о-ва Карагинский, окрестностей пос. Ключи. Основная область распространения - юг российского Дальнего Востока и Сибири, Монголия, Китай.

Обитает по низменным илистым берегам рек и лиманов, на засоленных почвах морских побережий.

Лютик лапчатораздельный (Ranunculus pedatifidus Smith). Семейство Лютиковые - Ranunculaceae.

Краткое описание. Травянистый многолетник до 20 см высотой. Стебли прямостоячие, простые или с 2–3 боковыми ветвями, опушенные прижатыми или полуотстоящими мягкими белыми волосками. Прикорневые листья на длинных черешках, листовые пластинки 1–3 см длиной, 1–4 см шириной, округло-яйцевидные, 5–9-пальчато-раздельные или лопастные, с зубчато-надрезанными или цельнокрайними долями. Стеблевые листья глубоко пальчато-раздельные на 3–7 линейно-ланцетных долей. Цветоножки густо прижато-волосистые. Цветки желтые, 8–25 мм в диаметре, одиночные или по 2–4. Соплодие - яйцевидный многоорешек 5–12 мм длиной. Орешки 1,2–1,8 мм длиной, шаровидно-яйцевидные, по бокам - коротко опушенные.

Распространение. Встречается преимущественно в тундровой и таежной зонах почти всего северного полушария, а также в более южных высокогорьях.

На суходольных лугах по долинам рек и в распадках, на лесных полянах, по прибрежным галечникам. Вид приурочен в своем распространении к районам с более континентальным климатом.

Лютик Грея (Ranunculus grayi Britt.) Семейство Лютиковые - Ranunculaceae.

Краткое описание. Травянистый многолетник до 15 см высотой, с коротким корневищем и пучком тонких придаточных корней. Стебли дуговидно изогнутые, восходящие. Прикорневые листья на длинных тонких черешках, листовые пластинки округло-почковидные, рассеченные на три глубоко надрезанных сегмента, сильно суженных при основании. Стеблевые листья в числе 1–2, мелкие, ланцетные или трехрассеченные на узкие сегменты. Цветки желтые, 8–14 мм в диаметре, одиночные или по 2–3, на тонкобороздчатых цветоножках, опушенных короткими белыми прижатыми волосками. Соплодие - яйцевидный многоорешек до 6 мм длиной. Орешки 1,3–1,7 мм длиной, округло-яйцевидные, гладкие, голые.

Распространение. Встречается в тундровой зоне Восточной Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки. По высокогорьям проникает на север таежной зоны. В горах по незадернованным и хорошо увлажненным каменистым и щебнистым участкам.

Посмотрите эти виды лютиков на фото, где показаны характерные черты и отличия от других сортовых групп:

Лютик почти-северный. Семейство Лютиковые - Ranunculaceae.

В России распространен главным образом в таежных и лесотундровых районах европейской части, в лесной зоне Сибири и Дальнего Востока. За пределами России известен в Фенноскандии, Казахстане, Китае и Монголии. Гипоарктобореальный евросибирский реликтовый вид.

Многолетнее траавянистое растение 20-35 см высотой, с мочковатой корневой системой. Стебель прямостоячий, голый или оттопыренно-волосистый, 2,5-3 мм толщиной, разветвленный в верхней части. Прикорневые листья с отстояще волосистыми черешками и 3-пальчато-раздельными пластинками, более или менее волосистыми, длиной 2,5-3,5 см. Цветки 15-20 мм в диаметре, одиночные на верхушке стебля и боковых ветвей, обоеполые, правильные, пятичленные, с двойным околоцветником, желтые, с опушенными чашелистиками. Плод - многоорешек. Цветет в мае-июне, плодоносит в июле-августе. Встречается небольшими разреженными группами.

Растет в еловых и смешанных лесах, преимущественно травяных, моховых и папоротниково-разнотравных, по берегам рек и озер, на облесенных торфяниках.

Лютик Гмелина (Ranunculus gmelinii DC.) Семейство Лютиковые – Ranunculaceae.

Вид, находящийся под угрозой исчезновения – вид, численность которого достигла критического уровня или же его места обитания претерпели столь коренные изменения, что в ближайшее время, видимо, исчезнут. Выживание таких видов возможно только при принятии срочных мер по улучшению условий их обитания. Включен в Красную книгу Республики Чувашия.

Краткое описание внешнего вида. Стебель лежачий нитевидный укореняющийся, длиной 10–20 (до 50) см. Листья в очертании округлые или почковидные, диаметром 2–2,5 см, надрезанные или рассеченные на узкие доли. Стебли и листья опушены рассеянными шелковистыми вперед прижатыми волосками. Цветки одиночные, 8–9 мм в диаметре. Чашечка из 5 чашелистиков, зеленая, в 2 раза короче венчика. Чашелистики отогнуты вниз и прижаты к цветоножке. Лепестки желтые. Цветоложе яйцевидное или яйцевидно-продолговатое. Плодики округло-обратнояйцевидные, с обеих сторон выпуклые, с прямым носиком.

Распространение. Север и восток Европы, Азия, Северная Америка, арктический и умеренный пояса. В средней полосе европейской части России встречается в Тверской, Ярославской. Костромской, Московской, Владимирской, Нижегородской областях.

Биология и экология. Встречается на заливных болотистых лугах, по болотам, берегам водоемов. Растет также в стоячих водоемах. В средней полосе европейской части России отмечена только наземная форма. В Нижегородской области найден в старовозрастной пойменной дубраве с участием ели и пихты, где образует куртинки чистых зарослей площадью 2–15 м2 на иле на месте высохших временных водоемов.

Растение преимущественно водное, с плавающими на поверхности воды стеблями и листьями, но иногда растущее и на берегах. В Московской области, как правило, растет в болотных сообществах с открытыми участками воды, по краям небольших озер. Вегетатирует с мая по октябрь. Цветет во второй половине июня – июле.

Описание лютика ползучего

Начиная описание лютика ползучего (лютый цвет), стоит упомянуть, что это - многолетнее травянистое растение с мочковатыми корнями, ползучим стеблем и очередными тройчатыми листьями. Нижние листья трехраздельные, с обратно-яйцевидными зубчатыми долями. Цветки желтые, блестящие, с пятилепестным венчиком; тычинок и пестиков много. Так же, как и едкий, он встречается повсеместно и тоже сильно ядовит. Его применяют только как наружное средство при ревматизме, золотухе, чесотке, прикладывают к опухолям для их рассасывания, к нарывам

Где растет лютик едкий (куриная слепота): описание растения с фото

Лютик едкий или куриная слепота (Ranunculus acer L.) из семейства лютиковых – это многолетнее растение с высоким, до 1 м, прямым ветвистым, опушенным прижатыми волосками стеблем. Начиная описание растения лютик едкий, отметим, что прикорневые листья у него с длинным черешком и пятиугольной в очертании пластинкой, почти до основания пальчато-раздельной, с ромбическими зубчато-раздельными долями. Корневище укороченное. Стеблевые листья почти сидячие, трехраздельные. Цветки многочисленные, диаметром 1,5–2 см, ярко-желтые, на длинных цветоножках. Плодики гладкие, с почти прямым носиком. Масса 1 тыс. семян 1,5 г.

Места, где растет лютик едкий, располагаются на суходольных, низинных и пойменных лугах, лесных полянах. Размножается вегетативно и семенами. Одно растение продуцирует более 200 семян. Цветет в мае – сентябре. При поедании молоко приобретает красноватый оттенок и горьковатый вкус.

Посмотрите, как выглядит лютик едкий на фото, где показаны основные части растения и его бутоны:

Лютик ядовитый: описание и фото

Лютик ядовитый (Ranunculus sceleratus L.) из семейства лютиковых. Однолетнее и двулетнее растение. Стебли полые высотой до 0,5 м, голые или с прижатыми волосками. Начиная описание лютика ядовитого, стоит сказать, что листья несколько утолщенные, трехраздельные; верхние – трехраздельные или трехнадрезанные на продолговато-линейные лопасти. Цветоносы торчащие вверх, волосистые, длинные. Цветки мелкие, диаметром до 10 мм. Чашелистики отогнуты вниз, длиннее лепестков. Лепестков 5–6, реже больше. Цветоложе удлиненно-продолговатое, волосистое. На удлиняющемся после цветения цветоложе созревает масса семян-листовок. Плодики длиной 1–1,3 мм, с очень коротким носиком.

Посмотрите, как выглядит лютик ядовитый на фото, где показаны разные стадии его развития:

Растет на сырых и заболоченных лугах, по илистым местам, берегам водоемов, иногда в сорных местах. Размножается семенами. Цветет в мае – июне. Растения лютика ядовитого придают молоку красноватый оттенок и неприятный травянистый и горький вкус.

Посмотрите, как растут и развиваются цветы лютики на видео, где проиллюстрированы все существующие в нашей стране виды: