Теория

Шторы своими руками сделать. Выкройка штор своими руками

Шторы своими руками сделать. Выкройка штор своими руками

В детстве и родители, и воспитатели учат ребенка держать ручку в правой руке, объясняя, что так надо. Однако в мире по подсчетам статистов каждый шестой человек - левша. Такой ребенок предпочтительно пользуется левой рукой вместо правой. Хорошо это или плохо?

Почему появляются левши?

Дело в том, что головной мозг в равной степени отвечает за двигательные возможности человека. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой, а правое, соответственно, левой рукой и ногой. У правшей доминирует левое полушарие, которое отвечает за правую руку. Однако во врем развития головного мозга иногда происходят изменения, в результате чего меняется доминирующее полушарие. Поэтому малыш становится левшой. Но отличие ребенка левши от правши заключается не только в том, в какой руке он держит ручку или ложку.

Ученые выделяют ряд психологических характеристик леворуких детей:

    Левши часто начинают говорить позже, чем их сверстники, при этом у них могут возникать трудности при произношении некоторых звуков.

    Леворукие дети более чувствительны, поэтому они более плаксивы и капризны.

    Они могут иметь проблемы с письмом, математикой и чтением.

    Левши - очень эмоциональные и творчески одаренные дети, они часто имеют отличные музыкальные способности.

Такие дети хорошо рисуют, лепят из глины или пластилина. Если вы хотите определить доминирующую руку у вашего ребенка, то проведите несколько несложных тестовых заданий, которые помогут прояснить ситуацию. Посмотрите, в какой руке ваш малыш держит карандаш, когда рисует; какой рукой берет расческу, ножницы, мяч; к какому уху поднесет часы, чтобы послушать. Если большинство заданий ребенок выполняет левой рукой, то, возможно, он леворукий.

Часто родители, обнаружив, что их ребенок левша, начинают паниковать. Многие из них пытаются «превратить» ребенка в правшу: ругают его за неправильные действия. Поэтому, прежде всего, нужно остановиться. Ваш ребенок здоров. Ему лишь нужно создать условия для нормального развития: не нужно переучивать малыша; выделите ему место за партой или столом с левой стороны; сделайте так, чтобы свет от настольной лампы падал на его рабочее место с правой стороны. Учитывайте его эмоциональность, будьте чуткими с вашим ребенком.

Леворукость - это не заболевание. Напротив, многие знаменитые политики, военные, ученые, художники, актеры, музыканты и писатели - левши! Среди них: Александр Македонский, Жанна д"Арк, Уинстон Черчилль, королева Виктория, Барак Обама, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Гарри Каспаров, Том Круз, Анжелина Джоли, Мила Йовович, Джулия Робертс и многие другие. Так о каком приговоре может идти речь? Не нужно принижать достоинства ребенка, воспитывайте полноценную личность и, возможно, именно в вашей семье вырастет молодой Эйнштейн.

Левшами называют не только людей, которые лучше управляют левой рукой, но и вообще тех, чьи левосторонние парные органы (нога, рука, глаз, ухо) развиты лучше и играют ведущую роль. Такие особенности человека обусловлены строением его головного мозга. Когда у человека лучше развитыми оказываются «левые» органы, это значит, что ведущую роль в мозгу занимает правое полушарие. И вот тут выясняется, что отличие «левополушарных» людей (т.е. нашего праворукого большинства), от «правополушарных» гораздо глобальнее, чем просто выбор ведущей руки.

Левое полушарие мозга человека отвечает за такие функции нашего мышления как логика, оперирование знаками и символами, умение расчленять и детализировать предметы и события. Левополушарное мышление более ярко проявляется у мужчин. Правое же полушарие отвечает за интуицию. Люди, у которых оно занимает главенствующую роль, с трудом расчленяют картину мира на составные части, плохо анализируют, зато умеют видеть предмет или событие целиком и находить нетривиальные и оригинальные решения там, где их «праворукие коллеги» пасуют.

Недаром среди левшей такое количество художников, музыкантов, архитекторов, математиков, физиков! Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо, Александр Македонский, Наполеон, Черчиль, Бисмарк, Чарли Чаплин, Махатма Ганди, королева Виктория. Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, академик Павлов, Билл Гейтс, Гарри Каспаров, Альбрехт Дюрер, Огюст Роден, Анри Тулуз-Лотрек - все они были левшами… А ведь левши – это всего 10% населения земного шара.

К плюсам левшей относится их более целостная психическая структура, которая позволяет им легче приспосабливаться к новым условиям

И не только при смене работы, коллектива, сферы деятельности, но даже при смене климата. Любопытно, что у «праворуких» женщин правое полушарие мозга представлено более активно, чем у мужчин. Т.е. стиль мышления левши более схож со стилем мышления женщины.

И все же, быть левшой в наше «праворуком» обществе довольно тяжело. Очень многие вещи и предметы, окружающие нас, рассчитаны на праворукое большинство. Дверные ручки, ножницы, карандаши, авторучки, линейки, ножи, спорттовары, компьютеры, телефоны делаются для большинства. А левшам приходится приспосабливаться, испытывая при этом дискомфорт. И если взрослые уже научились мириться с определенными неудобствами, то малышам это даётся очень нелегко.

Во времена наших мам и бабушек леворукость не поощрялась. В школе и дома ребенка-левшу заставляли все делать правой рукой, стараясь сломать и переучить. Что же из этого выходило? Вместо одаренного, талантливого, успешного человека в 90% случаев получался забитый невротик-неудачник.

Переученные левши становятся плаксивыми, легко возбудимыми и неуправляемыми, у них начинается заикание и энурез, головные и желудочные боли, пропадает сон и аппетит, и в конце концов возникает стойкое отвращение к школе и учебе вообще. И когда дети-левши вырастают, многие из этих симптомов остаются с ними.

Итак, что же вам делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок – левша?

Прежде всего, подтвердить или опровергнуть свои подозрения. Чтобы определить, левша ли ребенок, вам нужно будет понаблюдать за ним в течении дня и ответить на ряд вопросов. Например, какой рукой ребенок держит ложку во время еды, открывает дверь в комнату, ковыряет в носу (да-да, все дети делают это), держит яблоко, бросает снежки, гладит кошку, держит за палочку чупа-чупс...

При этом, если вы предлагаете ребенку ложку, яблоко, карандаш, конфету, вы не должны давать ему этот предмет в определенную руку. Лучше всего положить его перед ребенком на стол на равном расстоянии от обеих рук, посередине. Если из 10 дел в течение дня 7 и более будет сделано левой рукой, ваш ребенок - левша. Если около половины – у вас амбидекстральный ребенок, т.е. оба полушария его мозга представлены одинаково сильно. Тогда вам тоже стоит прислушаться к нашим рекомендациям для родителей леворуких детей.

Свет и обучающие пособия должны находиться от ребенка-левши с правой стороны (вы помните: главное полушарие-правое, правый глаз передает картинку прямо к правому полушарию).

Ни в коем случае не позволяйте ребенку переутомляться. Дети-левши быстрее устают. Таковы особенности их нервной системы, и занятия с ребенком-левшой не должны длиться больше 15-20 минут. Потом отдых, и через некоторое время можно снова возвращаться к обучению.

Не замахиваясь на главную роль левой руки, постарайтесь научить своего ребенка действовать обеими руками. Для этого можно рекомендовать лепку, макраме, игру на музыкальных инструментах, на которых активно задействованы обе руки, плавание, игру в мяч и прочие занятия, где развивается координация движений кистей и пальцев рук.

Обучение чтению и письму у неправоруких детей имеет свои особенности

Нужно мягко указывать ребенку на его ошибки и развивать привычку писать и читать слева направо. Для этого можно «отметить» левую руку ребенка чем-либо (браслет или часы), т.к. леворукие дети часто затрудняются в определении, какая рука левая, а какая правая. Отмеченная рука всегда будет служить местом начала ряда.

Чтобы отрабатывать этот навык, можно складывать мозаику слева-направо, выкладывая ее рядами – так же, как мы пишем и читаем, складывать кубики в том же порядке, читать комиксы и придумывать собственные истории по тематическим картинкам, которые нужно разложить в порядке развития сюжета в цепочку слева направо. Можно также сначала придумывать собственные сказки (а с фантазией у вашего ребенка все хорошо) и иллюстрировать их с ребенком в том же порядке – от начала к концу.

При обучении чтению левше очень трудно удерживать строчку, которую нужно прочитать. Поэтому для начала рекомендуется закрывать текст книги непрозрачной линейкой или кусочком картона и открывать поочередно слово за словом (или даже слог за слогом) по мере продвижения ребенка по тексту. Ребенок будет читать таким образом до тех пор, пока навык удерживать нужное направление и слежение за строкой не дойдут до автоматизма.

С теми же проблемами (и даже более серьезными) сталкивается ребенок-левша при переписывании текста. Ведь в этом случае ему приходится не только фиксировать свое внимание на том месте в тексте, которое нужно переписать, но при этом также переносить этот текст в тетрадь, выстраивая буквы в ряд именно в том порядке, в котором они должны стоять.

Для левши это архитрудная задача, которая отнимает много времени и внимания. Если у ребенка не получается, а вы будете заставлять его снова и снова – результат от раза к разу будет все хуже. Поэтому не заостряйте внимание ребенка на плохо выполненном уроке, объясните основные ошибки и вернитесь к этому заданию в другой раз.

Возможно, перечисленные задачи покажутся родителям «левшей» чрезвычайно сложными, но на самом деле это не так. Постоянная систематическая работа с ребенком скоро начнет приносить свои плоды. И вы подготовите своего ребенка к обучению в школе без ущерба для его физического и нервного здоровья.

А там, возможно, в ряду великих левшей появится и его имя.

Да еще бабушка постоянно одергивает малыша: «Возьми ложку в правую руку!» И, обращаясь к маме, добавляет: «Следи за ним, а то станет левшой! В школе проблем не оберешься!» Бабушка помнит, как учительница, обучавшая её в первом классе, жестко боролась с теми, кто пробовал писать левой рукой.

А знаменитый лесковский Левша? Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна д"Арк, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Пабло Пикассо, Льюис Кэррол, Чарли Чаплин - ведь все они были левшами... Стоит ли тревожиться и обоснованы ли родительские страхи?

Большинство людей - правши. Работой правой руки управляет левое полушарие головного мозга, которое отвечает за речь, чтение, письмо, логику рассуждений. Так устроено природой. Но каждый шестой житель нашей планеты пишет и работает левой рукой - им так удобнее. Леворукость нельзя рассматривать как дефект воспитания или каприз ребенка. Это психофизиологическая особенность, связанная со спецификой функционирования парных органов человека.

9-11% людей получили свою леворукость по наследству. Их количество не зависит от расовой принадлежности, места проживания и не меняется со временем.

12-13% - относятся к компенсаторным левшам. У таких левшей основные функции берет на себя правое полушарие головного мозга, и ведущей рукой становится левая. Подобные изменения происходят в результате родовых травм , или, что чаще, если у матери поздний ребенок. Компенсаторные левши, в большинстве своем, населяют развитые страны, где женщины предпочитают рожать первого ребенка после 35 - 40 лет.

Еще одна группа - вынужденно леворукие, получившие в детстве травму правой руки. Подчеркнем - именно руки, а не мозга! Если ребенок правую руку сломал или обжег, то он невольно начитает «беречь» больную руку и все старается делать здоровой рукой. Левая рука вынужденно становится более тренированной. Когда такой ребенок приходит в школу, выясняется, что левой рукой он пишет плохо - и это понятно - ведь ведущее полушарие у него все равно осталось левое.

Бывают псевдо-левши. Известны случаи, когда старший сын в семье был генетический левша, как его отец и дед, а младший - оказался правшой. В семье никого не удивило, что малыш все делает левой рукой, как брат, папа и дедушка. Но это всего лишь подражание. Пришло время идти в школу, и начались проблемы с письмом, каких не было у старшего ребёнка.

Извечный вопрос: переучивать или нет?

Генетического левшу переучивать нельзя. Эту тему даже бессмысленно обсуждать - ведь он потому левша, что так устроен его мозг. Генетически леворукий ребенок может писать безупречно красивым почерком, у таких левшей очень тонкая и совершенная координация движений.

Переучивать компенсаторного левшу тем более нельзя. Его организм сам нашел выход и приспособился под жизненные условия. Здоровое полушарие берет на себя работу поврежденного, а мы, перекладывая такому ребенку карандаш из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга.

Предупредите о леворукости ребенка воспитателей в детском саду, педагогов по подготовке к школе и учителя начальных классов. Ваша позиция должна быть сформулирована четко: ребенка переучивать нельзя. Современные педагоги, как правило, идут навстречу детям и их родителям, тем более что Институтом физиологии детей и подростков разработаны специальные прописи для левшей.

Переход на правую руку является для левши стрессом . Если ваш ребенок получил травму правой руки и вынужден писать левой - посоветуйтесь с психоневрологом, как ее лучше развивать. Мягко убеждайте ребенка как можно больше действий производить правой рукой. Например - шнуровать обувь, завязывать и развязывать узелки; развивать мелкую моторику (складывать мозаику, собирать пазлы, разбирать, закручивать, раскручивать мелкие детали, раскладывать карточки, карты) - очень полезная тренировка; самое полезное и простое - просто крутить, вертеть карандаш в руке. Но не писать! Письмо - является одним из самых сложных навыков. На письме руку тренировать нельзя, иначе можно отбить у ребенка всякую охоту к дальнейшему обучению.

А если ваш маленький левша подозрительно плохо рисует и пишет левой рукой, проверьте: левша ли он на самом деле?

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.
Вольтер

Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу, а по данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Какие же трудности ждут первоклашку- левшу, и как ему помочь справится с ними? А может стоит переучить?.... Попробуем разобраться с этими вопросами.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. Восприятия и запоминания сложных

конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

  1. Формирования зрительного образа букв,

цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

  1. Выделения и различения геометрических

фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб-прямоугольник);

  1. Копирования;
  2. Неустойчивый почерк (неровные штрихи,

большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

  1. Зеркальное написание букв, цифр,

графических элементов;

  1. Очень медленный темп письма.

Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений , как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. У левшей микропаузы дольше, чем у правшей, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

  1. Частота зеркального письма у леворуких

детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

  1. По многочисленным наблюдениям,

снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверок.

Необходимо также сказать о

нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность, которая может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.

Однако необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Ведь речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.

Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости;

К сведению