Электрооборудование

Отметьте характеристики присущие координационным способностям. Координационные способности

Отметьте характеристики присущие координационным способностям. Координационные способности

Слово «координация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает объединение, согласованность, упорядочение. Употребляется данное слово и относительно двигательной деятельности людей. В этом случае оно указывает на степень согласованности движений человека с требованиями, предъявляемыми окружающей средой. Например, один прохожий, поскользнувшись, устоит на ногах при помощи компенсаторных движений, а другой упадет. Следовательно, первый человек обладает более высокой степенью согласованности движений, то есть у него более развиты координационные способности.

Определение понятия

Под координацией понимают способность человека максимально рационально согласовывать все движения частей тела в процессе решения конкретной двигательной задачи. Данное понятие можно охарактеризовать и несколько иначе. Это возможность человека управлять собственными движениями.

Наш опорно-двигательный аппарат включает в себя огромное количество звеньев, обладающих более чем сотней степеней свободы. Именно поэтому управление данной системой является процессом весьма сложным. По мнению создателя современной биомеханики ученого-физиолога Берштейна, высказанному им в 1947 г., состоит в преодолении степеней свободы. Это превращает звенья в послушную человеку систему.

Основной показатель координации

Как определить способность человека управлять своим опорно-двигательным аппаратом в процессе выполнения той или иной деятельности? Для этого в методике физической культуры и в отечественной теории долгое время существовал такой показатель, как ловкость. Однако с 70-х годов прошлого века вместо него все чаще стал использоваться термин «координационные способности».

По определению, данному Берштейном, ловкость представляет собой единство взаимодействия тех функций периферического и центрального управления, которые управляют двигательной системой организма. При этом происходит перестройка биомеханических структур действий в соответствии с поставленными задачами.

Ловкость, или координационные способности человека характеризуются тем, что они:

1. Всегда направлены на внешний мир. Так, тренировка на груше у боксеров развивает ловкость в меньшей степени, нежели поединок с соперником.
2. Обладают специфическим качеством. Так, можно быть умелым в гимнастике и не способным к плаванию.

КС, или координационные способности - это основа ловкости. В последнее время данный показатель является предметом многочисленных исследований физиологов.

Классификация координационных способностей

Особо тщательному изучению ловкость человека стали подвергать, начиная с шестидесятых годов прошлого века. При этом с каждым годом специалистами выявляются все новые и новые координационные способности. На сегодняшний день среди их видов насчитывается 3 общих, а также 20 специальных, которые проявляются специфически (равновесие, пространственная ориентация и т. д.).

Координационные способности - это те возможности человека, которые определяют его готовность оптимально управлять двигательными действиями и регулировать их. Многочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями выделено три основных вида КС. Это специальные, специфические, а также общие. Рассмотрим их подробнее.

Специальные КС

Эти координационные способности человека, относимые к однородным группам движений, связанные с психофизическими механизмами.

Специальные КС систематизируют по возрастающей сложности. Так, выделяют:

Пространственные движения тела (акробатические, гимнастические);
- перемещение предметов (переноска грузов, подъем тяжестей);
- манипулирование движениями разными частями тела (удар, укол и т. д.);
- циклические и ациклические действия;
- метательные упражнения, выявляющие меткость (жонглирование, городки, теннис);
- защитные и атакующие действия в спортивных и подвижных играх;
- баллистические движения ядра или диска).

Специфические КС

К ним относят несколько иные координационные способности. Это способность человека:

К ориентированию, то есть к точному определению положения тела;
- к изменению параметров движения в целях получения высокой экономичности и точности работы пространственных и силовых мышц;
- к реагированию, то есть к точному и быстрому выполнению кратковременного целого движения при появлении ранее известного или неизвестного сигнала или его части;
- к перестройке двигательных действий при меняющихся условиях окружающей среды;
- к согласованию или соединению отдельных движений в единую двигательную комбинацию;
- к равновесию, то есть к сохранению устойчивости при статическом или динамическом положении тела;
- к ритму или точному воспроизведению заданного двигательного действия.

Общие КС

Это координационные способности третьего вида, которые являются своего рода обобщением специальных и специфических. В процессе физического воспитания педагог нередко наблюдает воспитанников, которые хорошо выполняют различные задания на равновесие и ориентирование, ритм, реагирование и т. д. Другими словами, у этих детей хорошо развиты общие координационные способности. Однако чаще всего встречаются иные случаи. Например, ребенок обладает высокими КС к циклическим движениям, показывая низкий уровень ловкости в спортивных играх.

Общие координационные способности - что это такое? К ним относят потенциальные, а также реализованные возможности индивида, которые определяют его готовность к оптимальной регуляции и управлению разнообразными по смыслу и по происхождению двигательными действиями.

Нередко случается так, что координационные способности существуют в скрытом виде до начала движения. В таком случае они являются потенциальными. Реализованные или актуальные КС проявляются в данный конкретный момент времени.

Также координационные способности классифицируются на элементарные и сложные. К первым из них относится возможность человека к точному воспроизведению пространственных параметров движений. Сложные координационные способности - возможность индивида к быстрой перестройке двигательных действий при внезапно изменяющихся условиях.

Двигательные способности с точки зрения воспитательного процесса

Итак, мы выяснили, что означает термин «координационные способности». Определение основных понятий этих двигательных возможностей с педагогической точки зрения не может содержать в себе только знания о «преодолении избыточных степеней свободы».

Такое видение имеет явные пробелы. Дело в том, что координационные способности, определение которых весьма обширно, во многом зависят от успешности решения поставленной задачи. При этом можно выделить три вида КС. Первым из них является нервная координация. Она осуществляется при согласовании нервных процессов и мышечного напряжения. Второй вид координации - двигательная. Она осуществляется при сочетании перемещений всех звеньев тела во времени и в пространстве. Есть еще и мышечная координация. Она представляет собой процесс передачи мышцами команды управления на все участки тела.

Какими еще бывают координационные способности? Определение, классификация этих возможностей человека различают сенсорномоторные, а также моторно-вегетативные КС. От них напрямую зависит качество решения поставленной задачи. Первая из этих двух разновидностей КС напрямую связана с деятельностью опорно-двигательного аппарата и работой таких сенсорных систем, как слуховая, зрительная и вестибулярная. Другими словами, в процессе осуществления двигательной деятельности человек задействует органы чувств. Это помогает ему познать состояние окружающей среды и чутко реагировать на происходящие в ней перемены. Сенсорно-моторный тип КС позволяет сделать анализ внешних сигналов и сопоставить их с внутренними, совершающимися в организме.

Что представляют собой Определение этих человека идет через проявление всех функций организма. Дело в том, что любое перемещение тела в пространстве и во времени напрямую связано с работой вегетативных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной, гормональной и т. д.), которые обеспечивают мышечную деятельность. Это подтверждено результатами многочисленных исследований. Например, в случае отсутствия систематических тренировок и при наличии заболеваний, утомлений или сильного эмоционального воздействия происходит дискоординация различных функций организма, которые обеспечивают работу мышц. Все это отражается на качестве решаемой двигательной задачи.

Координационные способности человека, средства их воспитания широко используются в педагогической практике. Дело в том, что от этих двигательных возможностей индивида зависит его предрасположенность к определенному виду деятельности. Это должно учитываться при воспитании у детей определенных навыков и умений.

Факторы, влияющие на КС

Координационные способности человека выражаются в его возможностях, зависящих от:
- точного анализа своих движений;
- деятельности различных анализаторов, в том числе и двигательных;
- решительности и смелости;
- сложности двигательного задания;
- возраста;
- уровня развития иных двигательных способностей;
- степени общей подготовленности.

Средства развития КС

Для того чтобы повысить степень возможностей человека при решении двигательных программ, необходимо использовать физические упражнения, которые:
- направлены на преодоление координационных трудностей;
- требуют от человека быстроты и правильности, а также рациональности движений;
- новы и необычны для исполнителя;
- в случае повторения выполняются с изменением условий или двигательных действий.

Если предлагаемые упражнения удовлетворяют пусть даже одному из вышеперечисленных требований, то их уже можно назвать координационными. В настоящее время разработано большое количество подобных комплексов.

Методы развития КС

Как улучшить координационные способности человека? Для этого существует много различных разработок. Самыми действенными из них являются методы, использующие строго регламентированные упражнения. В основе таких занятий лежит двигательная активность.

Так, «чувство времени», «чувство пространства», а также «чувство мышечных усилий» - это весьма важные для человека координационные способности, и методика их развития в связи с этим занимает ведущее место в процессе воспитания. Рассмотрим совершенствование данных возможностей подробнее.

Для развития способности, позволяющей максимально точно выполнять движения, применяются комплексы общеподготовительных упражнений. При этом важно систематически повышать их координационную сложность. Например, в таких случаях даются задания, требующие точности воспроизведения как одновременных, так и последовательных положений и движений туловища, ног, рук. Применяются также бег и ходьба на заданное время и т. д.

Более высокого уровня координационные способности и методика их развития предполагают выполнение воспитанниками специальных упражнений на соразмерность движений в определенных границах пространства, времени и мышечных усилий. В этих случаях используют методы многократного выполнения заданий. При этом дается установка на запоминание полученных показателей и дальнейшую их самооценку. Это методы «контрастных заданий» и «сближаемых задач». Использование подобных упражнений позволяет осознавать различие субъективных ощущений с имеющимися объективными данными. При неоднократном повторении таких заданий повышается сенсорная чувствительность человека, что дает ему возможность более точно управлять движениями.

Стоит иметь в виду, что наиболее трудными для освоения являются задания, при выполнении которых требуется точность дифференцирования временных, пространственных и силовых параметров. В связи с этим их следует применять с учетом методик контрастных и сближаемых заданий. Суть первой из них состоит в выполнении чередующихся упражнений, которые резко отличаются по какому-либо параметру. Например, смена заданий на броски мячом с 6 м до 4 м, а также прыжки в длину то на максимальное расстояние, то на его половину.

Методика «сближаемых заданий», в отличие от описанной выше, требует от исполнителя высокой точности дифференцирования. Например, поднятие рук на 90 и 75 градусов, прыжки в длину на 150 и 180 см и т. д.

Некоторые виды профессиональной деятельности и занятия определенными видами спорта требуют от человека не только высокого уровня пространственных координационных способностей, но и хорошо развитого чувства пространства. Оно характеризуется возможностью индивида правильно оценивать размеры препятствий, расстояние до цели, дистанцию между предметами и людьми и т. д. Для того чтобы развить чувство пространства, применение методов контрастных и сближающихся заданий является весьма эффективным.

Как совершенствовать силовую точность движений? Для этого необходимо развить умение оценить и дифференцировать уровень мышечных напряжений. При этом необходимо использовать упражнения на различное отягощение. Это задания по многократному воспроизведению либо определенной величины мышечной нагрузки, либо изменяющихся ее показателей. Примерами таких упражнений могут служить приложения усилий на кистевом динамометре в размере 30 или 50 процентов от максимального.

Одна из основных координационных способностей человека - «чувство времени», то есть возможность тонкого восприятия временных параметров. Для совершенствования данной точности движений применяют специфические упражнения. Они состоят в оценке небольших временных интервалов от 5 до 10 секунд. Для проверки точности выполнения задания используются секундомеры. Также развить чувство времени позволяют упражнения на оценку микроинтервалов от одной до десятых частей секунды. Для проверки такого задания используют электронные приборы.

Способность к восприятию временных микроинтервалов можно развить до самой высокой точности, вплоть до одной тысячной секунды. Для этого используют специальные тренировки.

Существуют также определенные позволяющие совершенствовать статическое и динамическое равновесие. Первое из них можно развить при:

Увеличении времени сохранения заданной позы;
- уменьшении площади опоры;
- исключении зрительного анализатора;
- увеличении высоты поверхности опоры;
- введении сопутствующих или парных движений.

Для улучшения динамического равновесия выполняются упражнения:

С изменением внешних условий (погоды, покрытия, рельефа);
- на тренировку вестибулярного аппарата, с использованием качелей, центрифуг и т. д.

Для того чтобы развить координационные способности, необходимо соблюдать принцип систематичности. Нельзя делать неоправданные перерывы между занятиями, так как они непременно приведут к потере навыков.

Во время тренировок на координацию важно:

Не переутомляться;
- выполнять упражнения только при хорошем психофизическом самочувствии;
- делать достаточные интервалы между упражнениями для того, чтобы восстановить свою работоспособность;
- параллельно выполнять задания на развитие иных способностей.

Изменение двигательных действий

Большое значение для человека имеет умение быстро переключиться от одних движений к другим при изменении условий окружающей среды. Теория и методика физического воспитания рассматривает такую способность индивида в качестве важнейшей возможности, характеризующей ловкость.

Для развития данной КС используются упражнения на быстрое, а иногда и мгновенное реагирование при внезапно меняющейся обстановке. Это спортивные и подвижные игры слалома, единоборств и т. д. В качестве дополнительного пути развития данной способности необходимо развивать интеллект человека и воспитывать у него такие волевые качества, как инициативность, решительность и смелость.

Итак, можно отметить, что координационные способности человека - это важнейший компонент его жизнедеятельности.

Координационные способности - это возможности индивида определяющие его готовность к оптимальному управлению регулировки двигательного действия.

Цель развития координационных способностей состоит в оптимизации двигательной (в том числе координационной) подготовленности.

Общими задачами развития координационных способностей являются: систематическое освоение новых двигательных действий (обще- и специально-подготовительные координационные упражнения), совершенствование и адекватное применение их в различных условиях с целью всестороннего развития. Задачи развития координационных способностей для любого возраста в какой-то степени совпадают. Их следует решать в тесной связи с задачами общей и специальной физической, технической, тактической подготовки.

Выделяют специальные, специфические и общие координационные способности .

Специальные координационные способности - это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специфические координационные способности - возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений и др.

Общие координационные способности - это потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специальные координационные способности относятся к однородным физиологическим группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности.

Специальные координационные способности проявляются:

1) в циклических движениях (ходьба, бег, лазание, плавание, коньки, велосипед и др.);

2) в ациклических двигательных действиях (прыжки);

3) в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

4) в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (прикосновение, укола, обвода контура);

5) в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, подъем тяжести);

6) в баллистических двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (метания ядра, диска, молота);

7) в метательных движениях на меткость (броски различных предметов в цель; теннис, городки, жонглирование);

8) в движениях прицеливания;

9) в подражательных и копирующих движениях;

10) в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование);


11) в нападающих и защитных технических действиях подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.).

В приведенную систематизацию не вошел еще ряд групп КС, которые относятся к трудовым действиям и бытовым операциям.

К наиболее важным координационным способностям из специфических, или частных относятся:

Способность к ориентированию в пространстве,

Равновесие,

Способности к воспроизведению, дифференцированию, оценки и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движения,

Способности к реагированию,

Быстроте перестроения двигательной деятельности,

Произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость.

Под способностью к ориентированию понимают возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.

Способность к равновесию - сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статистических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером).

Способность к ритму - способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями.

Способность к дифференцированию параметров движений обусловливает высокую точность и экономичность пространственных, силовых и временных параметров движений.

Способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнить целое, кратковременное движение на известный или на неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью.

Способность к быстроте перестроения двигательных действий - это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условия.

Способность к согласованию - соединение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.

Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость - способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярного раздражения (кувырков, бросков, поворотов и др.).

Произвольное расслабление мышц - способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.

Каждая из вышеназванных координационных способностей является неоднородной и имеет сложную структуру. Например, способности к равновесию выделяют статическое, динамическое равновесие и уравновешивание предметов.

Координационные способности специфически проявляются в зависимости от спортивной дисциплины и видов предметно-практической деятельности (чувство мяча у баскетболистов, чувство снаряда у гимнаста, чувство снега у лыжников, чувство льда у конькобежцев).

Результаты научных исследований позволяют считать главными критериями оценки координационных способностей:

Правильность,

Быстроту,

Рациональность,

Находчивость.

При этом необходимо учитывать их качественные и количественные характеристики. В этой связи свои координационные способности можно проявлять только через одно какое либо свойство; например, это точность попадания в цель; быстрота выполнения сложного движения; экономичность перемещения и расходование физических сил в непростых условиях внешней среды и т.п.

При оценке координационных способностей следует учитывать, что выше названные критерии в одних случаях могут характеризовать явные (абсолютные), а в других - скрытые (относительные) показатели координационные способности. Абсолютные показатели выражают уровень раз вития координационные способности без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей. Относительные показатели позволяют судить с учетом этих возможностей.

Обеспечение более высокого уровня развития специальных и общих координационных способностей зависит не от одной функции пусть даже высоко развитой, а от относительно высокого уровня развития всех или многих функций в их сочетании. В силу механизма компенсации недостаточное развитие одних функций может компенсироваться более мощным проявлением других (например, сенсомоторных). Поэтому об уровне развития координационных возможностей индивида можно судить не только по результатам соответствующих двигательных тестов, но и по высокому суммарному уровню развития показателей психофизиологических функций.

Установлено, что наибольшую значимость в структуре координационных способностей имеет совокупное влияние показателей сенсомоторики. Показатели сенсомоторных реакций и общих координационных способностей теснее связаны друг с другом у лиц мужского пола по сравнению с женским. Установлено, что двигательные способности, включая координационные, обусловливаются не одним каким-то свойством нервной системы, а определяются сочетанием определенных комбинаций и их свойств.

Координационные способности проявляемые в различных двигательных действиях, примерно в 80-90% случаев не связаны с показателями физического развития. Показатели длины и массы тела в большей степени влияют на результаты координационных способностей в циклических и ациклических двигательных действиях, акробатических упражнениях, метаниях на дальность и почти не оказывают влияние на координационные способности, относящиеся к метательным движениям с установкой на меткость и спортивно-игровым двигательным действиям.

1.1 Понятие координационных способностей

В настоящее время существует огромное количество определений понятия «координационные способности». Вокруг него ходят различные споры и дискуссии. Каждый автор высказывает свое мнение, предлагает различные решения, тем самым формируя новые термины, определения, понятия. Терещенко И.А., Левчук Т.М., Болобан В.Н. относительно данной ситуации делает следующий вывод, что Координация - и есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения, т.е. превращение их в управляемые системы. Я считаю, что это определение является не понятным для человека, который мало знаком со спортом, автор рассматривает координационные способности только под одним углом.

Если взглянуть с точки зрения физиологии, данное определение рассматривает Е.В. Иванов, который воспринимает координацию - это согласованную деятельность различных органов и систем организма, обусловленная сочетанием возбуждения и торможения в ЦНС

Из книги П.Я. Захарова можно сделать вывод что, под общими координационными способностями мы понимаем потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Специальные координационные способности – это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Под специфическими – понимаем возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями на координацию (ритму, реагирование, равновесие) .

Тема координации неоднозначна, Е.Ю. Мукина, А.Ю. Бокин cчитают что, многочисленные исследования последних лет показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности достаточно специфичны. Поэтому вместо существующего ранее основного термина «ловкость», оказавшегося очень многозначным и нечетким, ввели в теорию и практику физической культуры и спорта термин «координационные способности» (КС) и стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию. Рациональность двигательных действий в спортивных единоборствах имеет также качественную и количественную стороны. Качественная сторона рациональности – целесообразность движений, количественная – их экономичность. Экономичность двигательной деятельности является весьма специфичным признаком, характеризующим КС. Такого же мнения Двейрина О.А. пишет, что длительное время для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры применялся термин "ловкость". Авторы определяли ловкость, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Я поддерживаю взгляды этих авторов на данное понятие, они рассматривают координационные способности со всех сторон и их виды.

А в этой работе мы будем обращаться к определению, Андреева Н.О., Жирнов А.В., Болобан В.Н., Координация, как взаимоупорядочение, приведение в соответствие понятий, действий, функций организма, согласование. Координировать – согласовывать. Сенсомоторная координация человека – это структура и процесс согласованной деятельности сенсорных и моторных систем, происходящий в неразрывной связи с функционированием центральной нервной системы, интегрирующей и систематизирующей локальные и глобальные движения – действия человека. В данном определении автор коротко и ясно описывает смысл координационных способностей.

1.2 Ловкость - одна из составляющих координационных способностей

Координационные способности тесно связаны с ловкостью. Якушев В.П. в, что: «ловкость - это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. В баскетболе ловкость является способностью изменять направление движения без снижения скорости.

Бернштейн Н.А., считал, что почти нет такого реального движения, в котором не было бы этого элемента приспособленности переключаемости к разным, хотя бы мелким, непредвиденностям.

Рассмотрев воспитание ловкости Рохкина Е.Л., выделяет следующие задачи:

–осваивать координационно-сложные двигательные задания;

–быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);

–повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий. Ловкость это основа координационных способностей.

Как и координационные способности, ловкость сложно охарактеризовать, в этом можно убедиться у авторов Бойченко С.В., Лисенчук Г.А., что ловкость - это сложное, комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае (в зависимости от условий) необходимо выбирать тот или иной измеритель.

Паначев В.Д., Ощепков А.С., говорят, что в многообразных ситуациях в спорте, быту, на производстве предъявляются повышенные требования к координации движений, в которых проявляется сложное комплексное качество – ловкость, и она интегрирована во всех других видах двигательных действий и может проявляться только в связи с другими физическими и умственными качествами.

1.3 Классификация координационных способностей

Изученная нами по данной теме литература, позволяет выделить следующие виды КС: 1) общие КС 2) специфические КС, такую классификацию берут за основу Холодов Ж.К., и Кузнецова В.С.

Общие КС.

Под общими координационными способностями понимают способность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать сложные и неожиданно возникающие двигательные задачи.

Общие КС так делят на группы:

1) Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

2) Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие;

3) Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Общим видам координационных способностей характерно следующее:

Умение спортсменов управлять произвольными движениями;

Способность сочетать и согласовывать движения звеньев тела в пространстве и во времени;

Экономичность и находчивость при решении сложных и неожиданно возникающих двигательных задач;

Чем больше запас двигательных навыков у человека, тем шире его база для овладения новыми формами двигательной деятельности;

Готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательных действий;

Способность быстро, точно, целесообразно решать новые двигательные задачи.

Специфические КС

В.И. Лях систематизирует специфические координационные способности следующим образом:

Способность к точности дифференцирования пространственных, силовых и временных параметров движений;

Способность к равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве;

Способность к быстроте перестройки двигательной деятельности. Кроме того, автор указывает на четыре признака, которые позволяют дать оценку уровню специфических координационных способностей учащихся, это: правильность, быстрота, рациональность и находчивость выполняемых действий

У специфических координационных способностей Е.В. Старкова выделяет следующие виды: дифференцировочную способность, способность к сохранению равновесия, ориентационную, ритмическую, а также способность к реагированию и перестроению движений.

В спортивных играх наиболее важными показателями координационных способностей В.В. Гожин выделяет способность к переключению и перестройке двигательных актов адекватно меняющейся ситуации, реагирующая и дифференцировочная способности. Составной частью дифференцировочной способности является показатель точности двигательных действий.

Значимость тех либо других координационных способностей в разных спортивных играх неодинакова и что имеет место различие авторов на предмет определения ведущих координационных способностей для одной и той же спортивной игры.

Основные задачи координационной подготовки в спортивных играх видятся в том, чтобы:

Систематически овладевать новыми общими и специальными координационными упражнениями, совершенствовать и применять их в изменяющихся условиях;

Совершенствовать общие и специальные координационные способности, которые играют важную роль в достижении успеха;

Развивать психофизиологические функции (сенсорные, сенсомоторные, интеллектуальные, мнемические), связанные с развитием координационных способностей

Э.Б. Скрипец относит к специфическим координационным способностям в баскетболе следующие виды:

Оценивание и регулирование динамических и пространственно- временных параметров движений;

Сохранение устойчивого равновесия;

Ощущение и усвоение ритма;

Произвольное расслабление мышц;

Согласование движений во время двигательного действия.

Координационные способности – это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.

Основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию в пространстве, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Их можно разделить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регули­ровать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные дей­ствия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства време­ни» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия. Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статичес­ких положениях и ее балансировке во время перемещений. Коор­динационные способности, относящиеся к третьей группе, мож­но разделить на управление тонической напряженностью и коор­динационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмер­ным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, из­лишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формирова­нию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от цело­го ряда факторов, а именно:

1) способности человека к точному анализу движений;

2) деятельности анализаторов и особенно дви­гательного;

3) сложности двигательного задания;

4) уровня раз­вития других физических способностей (скоростные способнос­ти, динамическая сила, гибкость и т.д.);

5) смелости и решитель­ности;

6) возраста;

7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных двига­тельных умений и навыков) и др.

Наиболее распространенными и общепринятыми критериями проявления координационных способностей считаются:

1. Время освоения нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности.

2. Время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией.

3. Биомеханическая сложность выполняемых двигательных дей­ствий или их комплексы (комбинации).

4. Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространст­венным).

5. Сохранение устойчивости при нарушенном равновесии.

6. Экономичность двигательной деятельности, связанная с уме­нием расслабляться по ходу выполнения движений.

Разные проявления координационных способностей имеют свое­образную возрастную динамику биологического развития. Тем не менее, наиболее высокие темпы их естественного прироста приходятся на препубертатный воз­раст. В подростковом возрасте координационные возможности существенно ухудшаются. В юношеском возрасте они снова улучшаются, а в дальнейшем – сначала стабилизируются, а с 40–50 лет начинают ухудшаться.

В уровне развития координационных способностей, в отличие от силы, быстроты и выносливости, одаренные дети практически не уступают взрос­лым людям.

Возрастной период с 6–7 до 10–12 лет является наиболее благоприят­ным (сенситивным) для развития координационных способностей с помощью специально организованной двигательной активности.

Задачи развития координационных способностей. При развитии координационных способностей решают две группы задач:

Первая группа задач предусматривает разностороннее развитие координационных способностей. Эти задачи преимущественно решается в дошкольном и базовом физическом воспитании учащих­ся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Задачи второй группы обеспечивают специальное развитие координационных способностей и решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой из­бранного вида спорта, во втором - избранной профессией.

Средства. Практика физического воспитания и спорта располагает ог­ромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством совершенствования координационных способно­стей являются физические упражнения повышенной координа­ционной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения про­странственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снаря­дов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограничен­ное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для совершенствования координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без пред­метов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакал­ками, булавами и др.), относительно простые и достаточно слож­ные, выполняемые в измененных условиях, при различных положе­ниях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для совершенствования способности быстро и целесообразно перестра­ивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местно­сти, горнолыжный спорт.

Особую группу средств составляют упражнения с преимуще­ственной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигатель­ных действий. Это упражнения по выработке чувства простран­ства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координа­ции движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражне­ния с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

Методы: Для развития координационных способностей ис­пользуют методы, которые обычно применяют при формировании и совершенствовании двигательных навыков: целостного упражнения, расчлененного упражнения, стандартного упражнения, вариативного (переменного) упражнения, игровой и соревновательный.

Наиболее эффективными методами формирования координационных способностей являются те, которые обеспечивают вариативность условий выполнения и характеристик двигательного действия. Их можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентирован­ного и не строго регламентированного варьирования.

Методы строго регламентированного варьи­рования содержат 3 группы методических приемов:

1-я группа - приемы строго заданного варьи­рования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:

А) изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменением направления движения, лыжное упражнение «слалом», прыжки «с кочки на кочку» и т.п.);

Б) изменение силовых компонентов (чередование метаний при использовании снарядов разной мас­сы на дальность и в цель; прыжки в длину или в высоту с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и т.п.);

В) изменение скорости или темпа движений (вы­полнение общеразвивающих упражнений в обычном, ускоренном и замедленном темпе; прыжки в длину или в высоту с разбега с повышенной скоро­стью; броски в корзину в непривычном темпе - ускоренном или замедленном и т.п.);

Г) изменение ритма движений (разбег в прыж­ках в длину или в высоту, бросковые шаги в мета­нии малого мяча или копья, в баскетболе или ганд­боле и др.);

Д) изменение исходных положений (выполнение общеразвивающих и специально подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в при­седе и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по на­правлению движения, из приседа, из упора лежа и т.д.; прыжки в длину или глубину из положения, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

Е) варьирование конечных положений (бросок мяча вверх из и.п. стоя, ловля - сидя; бросок мяча вверх из и.п. сидя, ловля - стоя; бросок мяча вверх из и.п. лежа, ловля - сидя или стоя и т.п.);

Ж) изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке, метание диска, толкание ядра из уменьшенного круга; выполнение упражнений в равновесии на уменьшенной опоре и т.п.);

З) изменение способа выполнения действия (прыж­ки в высоту и в длину при использовании разных ва­риантов техники прыжка; совершенствование техники бросков или передач мяча при целенаправленном из­менении способа выполнения приема и т.п.).

2-я группа - приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:

А) усложнение привычного действия добавочны­ми движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом, прыжком с поворотом и др.; опорные прыжки с дополнительными поворотами перед приземлением, с хлопком руками вверху, с кругом руками вперед и др.; под­скоки на обеих ногах с одновременными движени­ями рук и т.п.);

Б) комбинирование двигательных действий (объ­единение отдельных освоенных общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами в но­вую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных акробатических или гимнастиче­ских элементов в новую комбинацию; включение вновь разученного приема единоборства или игры в состав уже разученных технических или технико-тактических действий и т.п.);

В) зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и в длину с разбега; метание снарядов «не ведущей» рукой; выполнение бросковых шагов в баскетболе, гандболе начиная с другой ноги; передачи, броски и ведение мяча «не ведущей» рукой и т.п.).

3-я группа - приемы введения внешних усло­вий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:

А) использование различных сигнальных раздра­жителей, требующих срочной перемены действий (изменение скорости или темпа выполнения упраж­нений по звуковому или зрительному сигналу, мгно­венный переход от атакующих действий к защит­ным по звуковому сигналу и наоборот и т.п.);

Б) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования (ловля и передача двух мячей с отскоком и без отскока от стены; жонглирование двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной рукой и т.п.);

В) выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата (упраж­нения в равновесии сразу после кувырков, враще­нии и т. п.; броски в кольцо или ведение мяча после акробатических кувырков или вращении и т.п.);

Г) совершенствование техники двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления (со­вершенствование техники передвижения на лыжах, бега на коньках на фоне утомления; выполнение серии штрафных бросков в баскетболе после каждой серии интенсивных игровых заданий и т.п.);

Д) выполнение упражнений в условиях, ограни­чивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо в усло­виях плохой видимости или в специальных очках; общеразвивающие упражнения и упражнения в рав­новесии с закрытыми глазами; прыжки в длину с места на заданное расстояние и метание на точность с закрытыми глазами и т.п.);

Е) введение заранее точно обусловленного про­тиводействия партнера в единоборствах и спортивных играх (с отработкой финта только на проход вправо или на бросок - проход к щиту справа или слева от опекуна; заранее оговоренные индивиду­альные, групповые или командные атакующие и защитные тактические действия в спортивных иг­рах; заранее принятая и оговоренная тактика в еди­ноборстве и т.п.).

Методы не строго регламентированного варьи­рования содержат следующие примерные приемы:

А) варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде и др. по пересеченной и незнакомой местности; бег по сне­гу, льду, траве, в лесу и др.; периодическое выпол­нение технических, технико-тактических действий и проведение игры в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол в непривычных условиях, например на пес­чаной площадке или в лесу; выполнение упражне­ний, например прыжковых, на непривычной опор­ной поверхности и т.п.);

Б) варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря, обо­рудования (технические приемы игры разными мя­чами; прыжки в высоту через планку, веревочку, резинку, забор и др.; гимнастические упражнения на незнакомых снарядах и т.п.);

В) осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических дви­гательных действий в условиях не строго регламен­тируемых взаимодействий соперников или партне­ров. Это так называемое свободное тактическое варьирование (отработка технических приемов и тактических взаимодействий, комбинаций, возника­ющих в процессе самостоятельных и учебно-трени­ровочных игр: выполнение различных тактических взаимодействий с разными соперниками и партне­рами; проведение вольных схваток в борьбе и т.п.);

Г) игровое варьирование, связанное с использова­нием игрового и соревновательного методов. Его мож­но назвать состязанием в двигательном творчестве (соперничество в оригинальности построения новых движений и связок у акробатов, гимнастов, прыгунов в воду и на батуте и др.; «игра скоростей» - фартлек; игровое соперничество в искусстве создания но­вых вариантов индивидуальных, групповых и команд­ных тактических действий в спортивных играх: упраж­нения на гимнастических снарядах в порядке огово­ренного соперничества с партнерами и т.п.).

При применении методов вариативного (перемен­ного) упражнения необходимо использовать неболь­шое количество (8–12) повторений разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные требования к способу управления движением; много­кратно повторять эти упражнения, как можно чаще и целенаправленнее, изменяя при выполнении их от­дельные характеристики и двигательные действия в целом, а также условия осуществления этих действий.

Методы строго регламентированного варьирования рекомендуется в большей степени применять при формировании координационных способностей в младшем и среднем школьном возрасте, не строго регламентированного - в старшем.

Широкое применение в развитии и совершен­ствовании координационных способностей занимают игровой и соревновательный методы.

Лекция №

Тема: «Координационные способности и методика их развития»

План

1. Общее понятие координационных способностей

2. Виды координационных способностей

3.Факторы, определяющие развитие координационных способностей

4.Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития координационных способностей

5. Средства развития координационных способностей

6. Методы развития координационных способностей

7.Методика развития некоторых специфических координационных способностей

7.1.Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности

7.2.Способность к ориентированию в пространстве

7.3.Способность сохранять равновесие

7.4.Чувство ритма

7.5.Способность к перестроению двигательных действий

7.6.Статокинетическая устойчивость

7.7.Способность к произвольному мышечному расслаблению

8. Измерение координационных способностей

1. Общее понятие координационных способностей

Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласованность, объединение, упорядочение. Относительно двигатель- ной деятельности человека употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды. Например, поскользнувшись, один человек с помощью компенсаторных движений восстанавливает равновесие, а другой – падает.

Очевидно, первый из них имеет более высокий уровень согласованности движений, а следовательно, и более развитые координационные способности.

КООРДИНАЦИЯ – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Берштейна (1947), координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы.

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с 70-х годов для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности»

По определению Берштейна (1947), ЛОВКОСТЬ - это единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи. Ученый выделял несколько свойств ловкости:

Она всегда обращена на внешний мир Тренировка на грушах у боксеров в меньшей мере будет развивать ловкость, нежели чем при поединке с соперником.

Специфичное качество можно обладать хорошей ловкостью в игровых видах спорта и недостаточной в гимнастике.

Основу ловкости составляют координационные способности (КС). В последнее время было проведено множество исследований, касающихся изучения проявлений координационных способностей.

2. Виды координационных способностей

Начиная с 30-х годов, специалисты многих стран пытаются выделить способности, относящиеся к ловкости. С каждым годом число их растет. Так, в настоящее время насчитывается 2-3 «общих» способности, до 20 специальных и специфически проявляемых: общее равновесие, равновесие на предмете, быстрота перестройки двигательной деятельности, пространственная ориентация и др.

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить виды КС: специальные, специфические и общие.

Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности:

В циклических и ациклических двигательных действиях;

Движения тела в пространстве (гимнастические, акробатические);

Движения манипулирования в пространстве различными частями тела (укол, удар и др.);

Перемещения предметов в пространстве (подъем тяжестей, переноска предметов);

Баллистические (метательные) на дальность и силу метания (мяча, диска, ядра);

Метательные упражнения на меткость (теннис, городки, жонглирование);

Атакующие и защитные действия в боксе, фехтовании, единоборствах;

Нападающие и защитные действия в подвижных и спортивных играх.

Специфические КС:

Способность к ориентированию – возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении

Способность к дифференцированию параметров движений обуславливает высокую точность и экономичность пространственных (углы в суставах), силовых (напряжение рабочих мышц) и временных (чувство времени) параметров движений.

Способность к реагированию – позволяет быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал телом или его частью.

Способность к перестроению двигательных действий – быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

Способность к согласованию – соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.

Способность к равновесию – сохранение устойчивости позы в статических положениях тела, по ходу выполнения движений.

Способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями.

Вестибулярная устойчивость – способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов)

Произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.

Перечисленные способности специфически проявляются в зависимости от спортивной дисциплины. Например, способность к дифференцированию параметров движений проявляется как чувство снега у лыжников, льда у конькобежцев.

Результат развития специальных и специфических КС, своего рода их обобщения, составляет понятие «общие координационные способности». В практике физического воспитания можно наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм, т.е имеют хорошие «общие» координационные способности. Или чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные способности к циклическим движениям, но низкие к спортивным играм.

Итак, под общими координационными способностями мы понимаем потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специальные координационные способности – это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Под специфическими – понимаем возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке от- дельными специфическими заданиями на координацию (ритму, реагирование, равновесие).

Все координационные способности можно разделить на потенциальные (существующие до начала какой-либо действия в скрытом виде) и актуальные (проявляемые в данный момент).

Выделяют элементарные и сложные координационные способности. Элементарной является способность точно воспроизводить пространственные параметры движений, сложные – способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения условий.

3. Факторы, определяющие развитие координационных способностей

Факторами, определяющими развитие координационных способностей, являются:

Способность человека к точному анализу движений;

Деятельность анализаторов, и особенно, двигательного;

Сложность двигательного задания;

Уровень развития других двигательных способностей;

Смелость и решительность;

Возраст;

Уровень общей подготовленности занимающихся.

4.Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития координационных способностей

Координационные способности человека очень разнообразны и специфичны. Поэтому и динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный для каждой разновидности характер.

В.И. Лях и группа отечественных ученых анализировали 35 показателей, характеризующих особенности развития различных специальных и специфических КС детей от 7 до 17 лет. Кроме того, они проанализировали исследования зарубежных ученых. В результате исследования выяснили, что одни показатели КС за период обучения возрастают на 20-30%, а другие – увеличиваются более чем на 600-1000%.

Установили, что в разные возрастные периоды, развитие КС протекает разновременно и разнонаправлено. Однако наиболее интенсивно показатели разных КС нарастают с 7 до 11-12 лет. Авторы единогласны, что в названные возрастные периоды существуют особенно благоприятные психически-интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и совершенствования КС.

Начиная со второй половины среднего школьного возраста различные КС изменяются противоречиво. Так, у мальчиков 12-13 лет увеличиваются абсолютные показатели КС в циклических, ациклических, баллистических локомоциях (вероятно, это связано с параллельным ростом кондиционных способностей).