Теория

Шмелев александр виноградарь. Беспроблемный виноградник — это миф

Шмелев александр виноградарь.  Беспроблемный виноградник — это миф

Народная селекция винограда и искусственный отбор самых лучших его форм начались еще в глубокой древности. Виноград является одним из первых растений на земле, которое стал выращивать человек. И не случайно первым растением, которое посадил легендарный библейский персонаж Ной, после всемирного потопа был виноград. Первые сорта винограда появились в результате длительного отбора древними земледельцами. Эти первые народные селекционеры отбирали для размножения и выращивания новые формы винограда в принципе по тем же параметрам, которые учитываются при отборе сортов винограда и в настоящее время, а именно, по сумме потребительских качеств той или иной формы винограда.

В первую очередь отбирали виноград с красивой нарядной гроздью, привлекательными вкусными ягодами или те, из которых можно было получить лучшие вина или кишмиш и изюм. Научный подход в селекции винограда начал формироваться в 18-19 веках, а селекционные работы с целью выведения новых сортов винограда стали основными уже в двадцатом веке, когда были созданы специальные научно-исследовательские учреждения с целью изучения винограда и селекции его новых форм.

В Советском Союзе ведущими научно-исследовательскими центрами по изучению и селекции винограда были Молдавский НИИВиВ «Виерул», Кишеневский СХИ им. М.В.Фрунзе, Украинский НИИВиВ им. Таирова, ЦГЛ им. И.В Мичурина, Всероссийского института виноградарства и виноделия им. Я.И. Потапенко, НИВиВ «Магарач». В этих научно-исследовательских учреждениях проводился очень большой объем селекционной работы по созданию новых столовых и технических сортов винограда. Со второй половины 20 столетия основной целью научно-исследовательских учреждений стало выведение сортов винограда с высокой устойчивостью к неблагоприятным факторам внешней среды, в первую очередь к низким зимним температурам и высокой устойчивостью и грибковым заболеваниям и вредителям, особенно филлоксере. Многолетняя и кропотливая работа большого коллектива ученых дала хорошие результаты. Были выведены высокопродуктивные сорта винограда, обладающие хорошей комплексной устойчивостью к неблагоприятным факторам внешней среды, грибковым заболеваниям и вредителям. Полученные в результате многолетней селекционной работы новые сорта винограда с повышенной устойчивостью обладают высокими потребительскими качествами. Они получили широкое распространение в промышленном и любительском виноградарстве. В настоящее время на приусадебных и дачных виноградниках основу ассортимента составляют сорта селекции ведущих НИИ в области виноградарства, как Аркадия, Кодрянка, Восторг, Талисман, Флора, Молдова, кишмиш Лучистый и другие.

Работы в области селекции винограда столового и технического в них активно продолжаются в настоящее время. Но в последнее годы в селекции винограда достигнуты значительные успехи виноградарями-любителями, которых все чаще называют народными селекционерами. В своей селекционной работе они широко используют в первую очередь сорта винограда, обладающие комплексной устойчивостью, которые были выведены во второй половине прошлого века в ведущих НИИ в области виноградарства.

В Украине среди народных селекционеров первым заметных успехов достиг Е.А. Ключиков (г. Запорожье, Украина), который для проведения селекции первым широко использовал новые сорта винограда с повышенной устойчивостью и тесно в своей работе сотрудничал с Всероссийским институтом виноградарства и виноделия им. Я.И. Потапенко и непосредственно с ведущим ученым в области селекции винограда И.А.Кострикиным. Им были выведены популярные сегодня гибридные формы винограда Подарок Запорожью, Новый подарок Запорожью, Юбилей Херсонского дачника, Атлант запорожский, Новое столетие ЗГТУ и др. Пример Е.А.Ключикова по селекции новых гибридных форм винограда оказал большое влияние на увлечение ней многими виноградарями. Одним из первых хороших результатов в выведении новых гибридных форм винограда достиг народный селекционер В.В Загорулько, которым выведены перспективные гибридные формы винограда София, Бажена, Руслан, Ливия, кишмиш Велес и др. Результатом всесторонних испытаний новых форм винограда стало получение патента гибридной формой Ливия селекции народного оригинатора В.В.Загорулько. Эта гибридная форма прошла полную квалификационную экспертизу и с 2010 года введена в Госсортоеестр Украины.

С целью ознакомления с новыми гибридными формами винограда, которые выведены народными селекционерами Украины, и результатах их испытаний виноградарями любителями летом 2013 годы в первой декаде августа я в составе группы виноградарей Украины: Лиховского В.В., кандидата сельскохозяйственных наук, начальник отдела селекции, генетики винограда и ампелографии НИВиВ «Магарач», Китайченко А.И., председателя Клуба «Лоза Донбасса», г.Луганск, Сивчука С.В., киевского виноградаря, известного популяризатора этой культуры.

В ходе поездки были посещены целый ряд виноградников, в первую очередь тех виноградарей, которые испытывают новые гибридные формы винограда или сами непосредственно пробуют свои силы в селекции. В г. Орехов Запорожской области посетили виноградник Дейнеги С.М. На нем проходят испытания многие новые гибридные формы винограда, в том числе и собственной селекции, из которых большой интерес представляют такие гибридные формы как Фартовый, Валерия, Алдей. К испытанию своих новинок Дейнега С.М. подошел с полной ответственностью: высажено или привито по несколько кустов новинками, все они дали хороший урожай, показали хорошй потенциал.

В п.Каменский (Запорожская область) посетили виноградник народного селекционера Загорулько В.В., который показал в плодоношении новые гибридные формы своей селекции, такие как Розмус, кишмиши Велес, Володар, Цитронный, Гелиодар и другие. Он также показал свою теплицу, где выращивает сеянцы новых гибридных форм винограда, которые он вывел с привлечением в качестве донора устойчивости и морозостойкости дикого амурского винограда. Такой уровень селекционной работы уже можно сравнивать с уровнем работы в селекции винограда в ведущих научных центрах виноградарства. Хочется надеяться, что такая селекционная работа со временем даст возможность выделить новые гибридные формы винограда с очень высокой устойчивостью к болезням и неблагоприятным природным факторам. Свои новинки Загорулько В.В. испытывает по несколько лет и многие из них уже стали распространенными на наших виноградниках.

В с. Днепровка (Запорожская область) показал в плодоношении свои первые гибридные формы винограда Виктор Калугин. Особый интерес вызвали формы, которые были получены в результате скрещивания крупноплодных кишмишей Осенний королевский, Блек фингер и других, с устойчивыми сортами и гибридными формами винограда российской и украинской селекции. Урожай этих новинок отличается красивым внешним видом гроздей и ягод, которые имеют плотную хрустящую мякоть. Особый интерес вызвали гибридные формы, которые не имели семян, или были мягкосемянными. Вполне возможно что из них могут быть выделены перспективные крупноплодные кишмиши, обладающие повышенной устойчивостью к болезням, вредителям и воздействию низких температур.

В г. Никополь (Днепропетровская область) организовал просмотр своей коллекции винограда Пысанка О.М. В первую очередь, хочу отметить очень высокий уровень применяемой агротехники на его двух виноградниках. Все виноградные кусты хорошо сформированы, ухожены, очень урожайные. Интересен опыт Пысанки О.М. по выделению перспективных форм винограда из самосеянцев. Очень хорошее впечатление произвела выделенная таким образом его гибридная форма Фаэтон, которая испытывается Олегом Михайловичем в больших масштабах, не характерных для любительских виноградников. Интересными следует признать результаты первого плодоношения гибридных форм его селекции, полученных с использованием в гибридизации кишмишей, особенно Велеса.

Хорошее впечатление произвели новые гибридные формы винограда селекции Бурдака А.В. (пос. Радевичево, Широковский район, Днепропетровская область), которые он показал во время посещения его виноградника. Особенно выделялись его новинки: Синдикат, Сицилия, Раджа, Какталония, Сенатор и другие.

Во время посещения виноградника известного популяризатора виноградарства и народного селекционера Воловика В.И. Виктор Иванович не только показал в плодоношении свои новинки, из которых больше всего понравились Натуся и Славута, но и рассказал о своих творческих планах по выпуску новых книг по виноградарству.

Кроме виноградников народных селекционеров посетили виноградники известных опытных виноградарей Шмелева А., Нечмилова Л., Елисеевых И.и Е. Их виноградники отличаются не только значительными размерами, но и большим разнообразием как хорошо испытанных сортов винограда, так и совершенно новых гибридных форм винограда. Это настоящие лаборатории по изучению новых гибридных форм, в которых их хозяева, опытные виноградари оценивают в первую очередь их урожайность и товарные качества. На этих виноградниках можно было посмотреть в плодоношении новые гибридные формы тех народных селекционеров, виноградники которых не посещались во время поездки. Интерес вызвали такие гибридные формы винограда как Валентин и Маруся (народный селекционер А.В.Андронов, г.Мелитополь, Запорожская область), Мускат диевский (народный селекционер А.Голуб, г. Днепропетровск), Подарок Ирине, Дашуня, Сиреневый туман, Хамелеон (народный селекционер Н.Вишневецкий, Кировоградская область), Слобожанский, Дюжина, Великолепная семерка (народный селекционер А.Китайченко, г.Луганск)

Посещение виноградников народных селекционеров и опытных виноградарей, которые занимаются испытаниями новых гибридных форм винограда, показало, что достигнуты уже хорошие результаты в селекции и отборе новых гибридных форм винограда.

Они заслуживают проведения дальнейших испытаний с целью возможной их сертификации и патентования. Перспективы народной селекции очевидны. Но, оценивая новые гибридные формы винограда народной селекции и основываясь на анализе бесед с практически со всеми селекционерами можно сделать выводы, что практически все они, за редким исключением нуждаются в методической помощи со стороны ученых, как в области агротехники винограда, так и особенно в проведении ими селекции винограда. Сотрудничество народных селекционеров и ученых в области селекции новых гибридных форм винограда и их испытаний с целью выделения и патентования перспективных сортов может дать хорошие результаты. Это позволить расширить сортимент выращиваемых сортов винограда новыми перспективными высокопродуктивными гибридными формами.

В статье рассказывается об опыте известных в Украине виноградарей-любителей, которые на протяжении многих лет выращивают так называемые комплексно устойчивые сорта винограда.

Мне удалось по­сетить виноградники многих любителей. Накопилась масса ин­формации и впечатлений, хотя и не всегда положительных. С некото­рыми виноградарями был знаком заочно, информацию о состоянии дел на их участках черпал из пу­бликаций. Но недаром же говорят, что лучше раз увидеть.

Можно владеть редкостной коллекцией сортов и гибридных форм, но если на участке нет эле­ментарного - порядка, то грош цена всем усилиям. Если под виноград­ным кустом растет свекла или то­мат, а на всей площади питания растения господствуют сорняки, то о какой культуре земледелия можно говорить? Но даже в таком состоянии идет активная пропа­ганда своих виноградников.

Конечно, смысл такой деятель­ности понятен. Для многих виноградарей реализация посадочно­го материала является одним из главных источников пополнения се­мейного бюджета. Возвращаясь к теме культуры земледелия на вино­градных участках, нужно сказать, что не везде и не у всех все так плохо. Начинающим виноградарям есть у кого учить­ся практически в каждой области Украины, а именно - у В. Загорулько, В. Денисенко, А. Худолия, Ю. Велика, А. Усенко, Т. Дмитренко, В.Белого.Но, считаю, особо­го внимания заслуживает опыт А.Шмелеваиз с. Балки Васильевско­го района Запорожской области. Я многое видел на своем веку, но виноград­ник такого уровня - впервые. Ведь смысл не только в красоте, но и в конечном результате, ради которо­го возделывается лоза. Достаточно вспомнить лето-2004. Практически весь урожай ягод был потерян, а Шмелеву удалось сохранить, до­вести его до полного созревания и успешно реализовать.

Он долго экспериментировал со шпалерой. Виноградник у него укрывной, а поэтому формировка кустов веерная, с расположением четырех рукавов на высоте 50-60 см. Он давно переболел идеей создания беспроблемного виноградника, т.е. который не нужно защищать от болезней, вредителей, гололе­да и мороза. Это все от лукавого. Поэтому умники получают урожай раз в пять лет, а Шмелев - ежегод­но и стабильно высокий. Шпалера содержит элементы козырька, но в последнее время он ее усо­вершенствовал, чтобы вольготно было и лозе, и удобно возле нее работать.

Раньше Шмелев поливал виноградники по бороздам, но с недав­них пор растения получают влагу только с капельниц с обоих сторон куста в небольшое углубление из пластиковых бутылок и труб, куда предварительно перед поливом закладываются порции минераль­ных удобрений.

С осени каждый куст получает полную дозу органики. В ход идет не только навоз, но и солома, лузга подсолнечника, которые он тщатель­но заделывает в грунт.

Одна из главных задач Шме­лева - обеспечить надежный за­слон болезням. Осенью, перед укрытием, лоза обрабатывается железным купоросом. Этот при­ем повторяется весной сразу же после открытия лозы, по спящим почкам. Следующий этап защи­ты - в фазе 4-5 листа, а дальше реализуется известная схема, в т.ч. с внесением корректив по мере необходимости. В прошлые годы виноградник Шмелева постоянно страдал от града. Дабы защитить растения и урожай от стихии, виноградарь од­ним из первых в Запорожской области освоил выращивание ягоды в закрытом грунте. Вы­сота конструкции -3,5-4 м, что облегчает регулирование тем­пературы. Одновременно с за­щитой растений от стихии ре­шается и другая задача: на две недели ускоряется созревание урожая.

Грунт на участке содержит­ся под черным паром. С ранней весны до глубокой осени ведется жесткая борьба с сорняками.

Расстояние между рядами и кустами строго вымерено до сан­тиметра. Проволока натянута как струна. Ровненькие тротуарчики, т. е. эстетика на участке самого высокого уровня. Рядом с вино­градником расположен питомник, который ежегодно с осени хоро­шо заправляется органикой.

В течение последних десяти лет, посещая участок Шмелева, мы ни разу не выявили признаков болезней лозы. По результатам наблюдений в течение нескольких лет, возможно, будет заявлено о простом, но экологически чистом способе борьбы с бактериаль­ным раком.

Применительно к нашей ви­ноградной среде можно ска­зать, что практика Александра Феофановича Шмелева- это «высший пилотаж». Высокую оцен­ку достижениям виноградаря-любителя в свое время дал наш куратор и учитель, ныне покой­ный А.Д.Лянной.

Многие потенциальные ре­ализаторы посадочного мате­риала приглашают посетить их участки в августе, т. е. в период созревания ягод. И понятно по­чему к А. Шмелеву можно ехать в любое время года. Здесь всегда есть чему поучиться, что посмо­треть и весной, и летом.

15.03.2014

Иван Шмелёв. Виноград

В городке у моря, с приходомдобровольцев,жизнь как-будтоопять наладилась.Пошлитолки,что теперьи в Европепоняли, наконец,опасность, «теперьуж возьмутсяи нам помогут»,и вподкрепление толковсообщали,что в Ялтупришлиихниекораблис пушками.

Пиньков никаких надеждна «Европу» не возлагал,бродил мрачный,неряшливый,обросший,перестал дажеумываться,бросилчитать газеты,целыедни проводил впустынныхбалках и пассиротливую свою«Хорошку» − последнюю корову изразграбленнойбольшевиками фермы.Встречались мы с ним редко,только к ночи,садилисьобычно на веранде и молчали,следяза звездами: все унасразговорыпритупились.Как-то по осени, − было,помнится,в 19-мгоду, − вернулся онсо своей«Хорошкой» особенно угрюмый,кокнул два яйца и проглотил сырыми, − весь и ужин.Стали смотреть на звезды, − вот иеще деньперевалили.Нашему настроению отзывалась уныло сплюшка:сплю-у… сплю-у…

− Идиоты… − обругалкого-тоПиньков в мыслях, − не понимают,что жизнь…повсюду,не только у нас дураков…слетеласо всех винтов итеперьбудет дрыгатьсяи крутиться,как свалившийсяпаровоз, пока еще есть пары.Бредят, ослы,что им по-могут.Европа им поможет!Да этой «Европе»требуется самой помощь…ведь она выкинула, и этот поганый «выкидыш» воспринят от ее утробы − российскойслепойдурой-повитухой,принявшейего задолгожданногочадушку, а ондавно уже разложилсяи заразилвсё кругом.А родимая матушкаегогорит вгангрене…

Я привык кзаостренностидум Пинькова,испытавшего много за эти годы. Свои картины он давнозабросил.Теперь, по его словам, это совсем не нужно: «теперь всё надов ином масштабе,если ещемасштабына пропали…в апокалипсическом, «потустороннем»даже. Он и убийствоМаши,работницы на ферме,рассматривалне какуголовный акт,а как проявлениевоплотившейся«похоти Зла»,царящей отныне в мире. Страшно не то,что молодую женщину,его Машу,хотел взять силойгнусный ГришкаМарчук,матросишка-большевик и убил засопротивление его хотению:страшно,что злая похоть повсюдувоцарилась,задавилавсю жизнь,и убийствона ферме − символвсеобщего убийства, как этот крест на веранде,стоявшийна Машиноймогиле и ныне заменяемый памятником, − не просто дубовый крест,который можно пустить на топливо,а Крестнад погибшей Правдой. Потому-то и не хотел Пиньковрасставатьсяс этим крестом и говорил всем,приходившим купить его − в то времятрудно было с гробами и крестами,кончились мастера и матерьял: «этот крест не продажный…это − па-мять!»Крест и теперьстоялв дальнемуглуверанды,чего-то ожидая.

− Вот,говорите,почему я бросил писатьсвои полотна…А вы почемузабыли свое перо? Понимаете отлично сами.Мы с вамине в «заботысуетногомирамалодушно погружены», а…задохнулисьи окаменели.Мы отвечаем…онемением. Ну, понятно. Как я могу писать солнце,когда и оно другое теперь,когда явижув неммертвыйсвет?! Бывшие глаза у менявырваны… и душа выдрана.Да вот,сегодня,не угодноли…Пас я свою «Хорошку» в дальнейбалке.Оттуда хорошовидно усадебкуЛюбачей,тех стариков…Федичкавчера у них помер,единственный сынишка.Разве неговорил вам, что онпомер? Помер.Но надо знатьих историю, чтобы постигнуть всё. Необычайного вэтом нет, но…всё же.СтарикЛюбач,МартынПрокофьич, − просторусскийчеловек,служилв береговой таможне,великимитрудами скопилна усадебкуи насадилчудеснейшийвиноградник, − единственная,кажется,мечта всей жизни.Была еще мечта…оставить наследника по себе. Жили они в супружестведвадцать лет,и мечта не осуществлялась.И вдруг,повторяется как бы историяс Захаией иЕлисаветой… кстати,и супруга еготоже Елисавета,вы еевидали,тихоесущество.И вот,на двадцатьпервом годуих супружества,когда ихзаветный виноградник вошел в силу,и дажев славу, − Любичулет двадцать томуназаддали на выставкезолотую медальза ученыйсортчауша,у нихисключительно сладкие сорта,десертные,мускаты,шасла,золотистыйчауш… − ЕлисаветаМихайловнаподарила своему супругу мальчика.Ей былоуже под сорок,старику к пятидесяти.Представляете,какое же у нихвоссияние-то было!И как ониоба трепеталинад этим«даром от Господа». Они как-тообъединилиего с виноградом,с золотымчаушем,за которыйкак раз в ту осеньи получилипервую свою награду.И назвалимладенцаФедичкой,что значит − «Божий дар».ЭтотФедичка и на самомделекак-будто сроссяс чудеснымтемвиноградником.Какни проходишь,всегдавидишьФедичку в винограднике: подвязывает, − емууждвенадцатый год недавно пошел, − обрезает,опрыскивает,собираетзолотистые гроздьячауша…в солнце и виноградеутопает.Вы видели,это ону менянаписанв винограде,спит под лозой в корзинке,и над ним грозди свесились,и через эти гроздипоетна смугломличике,в его белобрысыхволосах − солнце! Удачно,кажетсявышло.У меняоченьторговали на выставкекартину эту, − я не продал,только старикам копию подарил,но там солнца такого не получилось что-то.Но слушайте…Они до того над ним дрожали,что мать,слабаятакая она,всегдавыходила его встречатьиз школы,спускалась к городишку,всё боялась,как бы не побилиегодорогойрыбачата,народ отъявленный. Так это у ней и вошло в привычку.Перенес все детские болезни,окреп, сталотцу помогатьв работахна винограднике.И вот,пришла революция. Старики так переполошились за своего Федичку,что перестали пускатьв городишко, в школу.Созрел виноград − новая тревога: устеречь.И раньше шалилипо садам,наша солдатня из лазарета.А тутпошелуженастоящий грабеж,организованный.Осенью17-го годабольшевиков еще не было,только-толькоросточкиобъявлялись.Но ужебезобразничаливо всю,а милиция наша,какизвестно,была в «обмотках», или,в народе называли, − «петушьи ноги»,любители семечек исло-боды. Значит,самоохраняйся.И вот,Федичкапересталспать ночами,и ничегос нимнельзябыло поделать: хочу стеречь виноград! Ну,стерегли со стариком,кА поспевать стал.Виноградник и раньше их выручал,из городкак ним поднимались дачники,нарочно за виноградом, «прямо с лозы». А в тотгодвиноград для нихуж великим подспорьем стал.Прознала солдатня, тот ГришкаМарчуки навел,будущий убийцаМаши,что установлено.Насели на виноградникночью,перед зарей,и с промысловойцелью, пришли с корзинами, −за такойчаушможно было неплохо выручить.И вот,когда они начали сбор ими не рощенного, Федичка поднял крик, − дремална винограднике в шалаше. И нетолькокрик поднял, а вцепилсяеще в кого-то. Говорили, что«зубками в руку впился»,− видали приятеля Гришкина,с завязанной рукой всё ходил. И дорого обошласьэта «винограднаяистория» Федичке.Кто-то может быть, и сам Гришка,ударил мальчика в грудь кулачищем так,что его,полуживого,харкающего кровью,принесли старикив домишко,и лежал он,харкая кровью,до лета.И сталхиреть,острыйтуберкулез.Эти два года Елисавета Михайловнавесь свой виноградникслезами орошала. Придет, станетнадлозой,где нашли Федичку, и зальется.Как ни пройдешь, − всё она на винограднике. Ну,вчера помер,как раздва годаисполнилось,с удара,до сбора всё-таки дотянул,ему старикизолотойчауш в мисочке поставили у постельки,а уж онне мог и сосать. И вот,сегодня, виделс откоса я… как онасобиралаэтот оплаканныйзолотойчауш! Самаяпора,и надовыменить на гробок,и за могилку надо,и батюшке…вот исобирала.Порежет,схватится заголову,закачается… и слышно,как она там…ну…всё слышно. К небувсё,незрячимиглазами,кричащими… − даза что…за что же?!А вот,послушайте. Когдаятак смотрел,я тоже вопрошалв своейглубине…только я пустотуспрашивал, у меняпустота…тут и пришло.Только неразрешение, а то-же,вопрошание… Вы знаете дьякона нашего,ноздрямисмотрит,простеца, рыбаки егооченьлюбят…многосемейный, а превеликий дерзатель,борец за веру,все эти годы с большевикамибьется…, и народне дает его…таквот ониз Ялтыпешкомвозвращался,его следователь допрашивал,там одного комиссарапоймали добровольцы,так егообозноватьвызвали,что-то с арестомздешнего попа связано,а тогдадьяконза попа бился, с комиссарами воевал, отбивал.И вот,дьякон и говорит, − а онвсё знал происториюЛюбачей: «воткакой у нас виноград… соле-ный! И кругом столько этого винограду наростили…и вот дажесоленый. По всей нашей России-матушкетакого винограду насадили,теперь вот и собираем…а те с удовольствием еговкушают». И понял я, и не понял. А это он, оказывается,и про тех, которые на кораблях к нам приплывают,подплывают.Говорит,что только в Ялте творится,такой-то базар… всё забирают за грош,весь наш«соленый виноград» за пустяк выменивают и к себе волокут.Полные корабли отходят.И спрашивает в пространство: «Господи,да какже это так? ни горя не чувствуют,ни слез не видят, сосут «виноград»… и соли-то нашей им нечувствительнонисколько!Да,говорит, хороши… всё своеполноценное разменяли, всё в пыль и прах обратили, и теперькровь нашу покупают…дакак же это? И,знаете,мне от этих вопрошаний его,перед этой Елисаветойобманутой,невыносимо стало. Весь ужас, и всяопустошенность их, выменивающихсвою пустотуна «виноград» наш,сталитакостро ощутимы…весьпровал«великогочеловечества» такнаглядно-страшнопредсталперед этойЕлисаветойвопиющий…ведь тут-то, вэтой случайной Елисавете на винограднике,всё опустошение так предстало,подчеркнутоепростыми словамидьякона,что я онемел отхолода,на солнце закаменел.. Убитая мояМаша,и забитый Федичка,и убитыестарики,и всёпобитое,втоптанное безкрестнов землю,с издевкой и злобойвтоптанное, и теми, принятое, как дешевыйтоваробменный, − для нихто,для них-то, говорю,дешевый,репа пареная! всёдля меняпредстало как страшный образ незаполняемойпустоты,ничем неоплаченнойиздевки.Во − имя чего?! Этонадорешить особо, иначене стоитбыть. И говоритеще дьякон, будтовозглашаетцерковное: «ох, да отольютсяже им эти слезы виноградные…да отзовется соль!.. »

РассказПиньковаоборвался. Сверху,за верандой, кто-тотяжелоспускался,скреблишаги,сыпалиськамушки. В чернойночи небыло видно,кто подходил к веранде. На звездномнебе я различил человеческую тень,пригнувшуюся,будто что-тотяжелоетащившую.Словнознакомый, разбитый,усталый голос окликнулнас: «СеменНиколаевичздесь?». − «А кто это?» − недовольноспросилПиньков. − «Я, СеменНиколаич, с верху,Мартын»…Это былстарый Любач,виноградарь, о коммы говорили. Лицаего в темноте не видно было, так − тень,да голосокскрипучий,придавленный. И ничеготяжелогонетащил,этолишьпоказалосьмне:так,тащился. И началсяпамятныйразговор. ТеньМартынаПрокофьичана стул не села,а пристроиласьна перекладинкеверанды,на звездном небе… Я видел кулачок,дергавшийтощуюбородку, − склонившуюсяуныло голову.

МартынПрокофьичосторожно-робкоспросил,не уступит лиСеменНиколаевичкре-стик, кре-стик…такогобольше не найти крестика,весь город обегал,нет ничего,народ в разброде… в Ялту, говорят,надо ехать,да и тамне найти теперь,сколько народупомирало,все запасы давнодошли,а новых некомузапасать; делают,говорят,на ветер,как из лучинок,году не выстоит… Пиньковне далдоговорить. Всемотказавшийв кресте, он сказал,с удивлением: «а о чемже тутговорить… пожалуйста берите…» − «Дачто вы!..» − вскрикнулневидимыйМартынПрокофьич,и унылаятеньего спрыгнула с перекладиныверанды. − «Можно? вы дозволяете?.. Вот,спасибо…, а я всёбеспокоился,потревожитьваскрестиком… и другиенаговорили.. скольконародухлопотало…заветныйкрестик.. дляпамяти.. понимаю я,что дляпамяти… значит можно?».. По голосубыло слышно, что онеще боитсяи не верит. − «Да берите же!» − крикнул Пиньков, − «это нужно… для памяти». Он пошелв комнатыи принес фонарь.И мы пошлив закоулок,где стоял крест,высокий,белый, снизуобугленный,с присохшей у нему землей. Этоткрестговорилнамславянскойнадписью: «МашаХлебникова, крестьянка,23 лет,злодейскиубиташтыком в сердце, в ночьна20февраля1918 года».

− «Значит,дозволите?..» − переспрашивалМартын Прокофьич,растерянно моргая, − «дозволите это соскоблить,красочка найдется,черная,надпись…Федичку…» − «Не надо соскабливать,пустьостанется навсегда » − странно как-топроговорилПиньков. − «А как же-с?.. − в испуге,переспросилМартынПрокофьич, − «ведь,теперь Федичка?..» − «Нет, это должноостаться… под краской, пусть. Я дамвамбелой, и вы запишите,закроете это …так оно и останется. Я сейчас…». Он пошелв комнаты,а мыосталисьперед крестом. Стоялимолча, слыша, какшваркалов гулкойстудии, упалстул. − «Вот, сейчасзакроем…» − сказалрезким, будтожелезнымголосом подходившийизтемноты Пиньков. И большой кистью,сгустившейсябелойкраской,закрылкрестноеначертание. − «Возьмите краску и кисть,после всёзановопокроете, а тозаметно... Я сам вам напишу, там… » − «Завтра быхоронить хотели, и лошадьнанята,отвезти…» сказалМартынПрокофьич просительно. − «Завтра ивозьмете…» − «Авы ужразрешите,я донесу, осилю.. сразузавтраи отвезем, и поставим… там и покрашу,на месте…» − просил нерешительноМартын Прокофьич. − «Берите… тольковам непод силубудет,тяжелыйкрест…» − говорилПиньков. − «Осилю-с… всёосилю-с…» − повторялпочтирадостноМартынПрокофьич. Онподсунулся,избочась,под крест,доставилплечоподкрестовину,привалилее к голове,длястойкости, и поволок, скребяобугленнымкомлем по треснувшему,неровному бетону. Белыйкартузикегосмялся,сдвинулся с головы,защемилсямеждукрестом и ухом,но он нечувствовал. − «Дайте, я помогу…» − предлагал,провожая его, Пиньков. − «Ничего-с,этов горку только…передохну… − слышалсяпод крестомсдавленныйголосМартынаПрокофьича, −просветите только…, а то ядухом… за калиткойвсе тропки знаю… доволоку…»

Мы проводили егодо верху, с версту,старалисьему помочь,но он говорил,что одномуспособней,а то, еслиподнятьзакомель,плечо нарежет. Мы всё же помогали. С холма ему будет легче.

Когда вернулись,Пиньковспоткнулся на что-тоу веранды. Это была корзина с виноградом. − «Этоон…в обмен мне! − удивленносказалПиньков, − крест, на…« соленыйвиноград»! а?!.чу-дак, .. и не сказалничего..заторопился».

На верандеещегорелоставленныйфонарьв железной сетке. Пиньковпоставилтяжелуюкорзинуна перекладину. Матово золотилсякрупно-янтарныйчауш,как сахар сладкий. Но мыне тронули. Стояли иглядели на сочныйчауш,на которыйлеглитенямиклеткиот фонаря. − «Соленый …» − сказалПиньков. Сидели в тот вечер долго, почти не говорили. Фонарь потух. На менявшемсязвездном небетемнела дугакорзины. Так и нетрогали.

Днистоялакорзина на веранде, долго. Так ине тронули.

Ноябрь,1936 г.

Париж.