Теория

Кто придумал гербарий. Что такое гербарий

Кто придумал гербарий. Что такое гербарий

Умеете ли вы сушить листики-травинки? «Конечно! Что в этом сложного?», – скажет мама, увидев в дневнике запись «Принести засушенные листья и цветы». Вышли на улицу, нарвали чего-попало, прогладили утюгом – готово! Держи, доча, неси на урок труда. Стоп! Не все так просто, давайте разберемся без спешки.

Что такое гербарий?

С детства знакомое слово «гербарий» в дословном переводе с латинского звучит как «трава» и подразумевает засушенные растения. «Википедия» рассматривает и более широкий смысл этого слова – это здание, в котором хранят коллекции засушенных растений или даже учреждение, которое занимается организацией и обработкой засушенных коллекций. Крупнейшие гербарии мира находятся на базе музеев, ботанических садов.

Не всегда мы, конечно же, собираем растения так, как того требует классически составленный гербарий (все части растения, вместе с корнем и увядшими листьями), да и альбомы с подписанными на листах названиями, местом и датой сбора делают разве что заядлые ботаники.

Большинство мам и пап в детстве наверняка засушивали растения в книгах, называя это «…мы собирали гербарий», подразумевая высушивание отдельных частей растений в плоском виде. На самом деле, гербарный метод сушки растений (под прессом), далеко не единственный, и в зависимости от того, для чего мы в дальнейшем хотим использовать травы и цветы, можно воспользоваться и другими методами.

Гербарный метод (прессование)

Гербарный метод позволяет высушить растения в плоском виде. Дино подготовил специальный подробный мастер-класс о том, как сделать это правильно. Смотрите .

Все просто. Берем толстую книгу и укладываем в нее растения, пропуская несколько страниц. Кладем книгу под пресс и через пару дней перекладываем материал на сухие странички, чтобы не завелась плесень.

ВАЖНО! Берите книгу, которую не жалко испортить, т.к. странички испачкаются соком растений и станут впоследствии сморщенными от влаги. Если вы идете на прогулку, возьмите транспортную книгу с собой, так растения не завянут и не помнутся. Дома вы сможете разложить их в другую книгу или под специальный пресс для окончательной просушки.

Для того, чтобы растения окончательно высохли, может понадобиться от 2 до 4 недель, все зависит от толщины стеблей и бутонов, от наличия влаги. В дальнейшем, удобно хранить их в сухом месте в книгах, рассортировав по видам. Если переложить их в коробки, то со временем, они могут сморщиться, реагируя на влажность в квартире.

Существуют и более быстрые способы сушки растений для гербария – это утюг или микроволновка. Использовать их нужно в редких случаях, когда нужно сэкономить время. Главное, не пересушить материал, иначе он станет хрупким и ломким, потеряет цвет. При сушке утюгом нужно обязательно гладить через бумагу.

Правила сбора растений для гербария

1. Нельзя собирать растения для гербария ранним утром, когда не высохла роса или сразу после дождя.
2. Не вырывать растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение.
3. Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
4. Не рвать больше, чем нужно.
5. Собирать листья и цветы разного размера, чтобы в дальнейшем, при составлении цветочных композиций, был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).

  • Помните: чем «моложе» цветки или соцветия (1–2 дня), тем устойчивее их окраска. Взятые в конце цветения, они, как правило, при сушке распадаются, теряют лепестки, колер становится тусклым.
  • Если растения собирают вдали от дома, их сразу же кладут в книгу или газету. Если вы не успели обработать и заложить цветы для засушки, то поставьте их в воду, а на следующий день начните засушивать.

  • Если какие-то цветы пришлось сорвать после дождя, то их ставят в воду и дают высохнуть, а затем засушивают.
  • Можно собирать увядшие цветы: засушенные, они дают графичность и живописность композиции.
  • Лепестки, листья, стебли сушат отдельно. Нельзя закладывать вместе нежные и грубые части растений, так как для них необходим разный груз: для нежных – 8–16 кг, грубых – 20–40 кг и более.
  • У таких пышных цветов, как астра, георгин, пион, роза, стебли и листья засушиваются отдельно. С цветочных головок удаляются все зеленые части, кроме тех, что непосредственно держат лепестки. Медицинским пинцетом ряд за рядом лепестки приподнимают и прокладывают между ними тонкие слои ваты. Обработанный цветок (или 3-4) помещают в закладку под пресс. Часть лепестков кладут и засушивают отдельно под грузом 5– 10 кг.
  • Пионы разрезают (разрывают) на 4– 8 частей, прокладывают ватой и засушивают. В дальнейшем из таких частей легко и быстро можно монтировать целые цветы.
  • При засушивании осенних георгин нужно брать самые распустившиеся экземпляры. Середина цветка удаляется и заполняется ватой, лепестки приподнимаются рядами, прокладываются тонким слоем ваты и весь цветок с лицевой и обратной стороны покрывается ватой.
  • Тюльпаны можно сушить отдельными лепестками (удаляя середину), а потом монтировать цветок. Если же сушить цветок тюльпана целиком, то ему нужно дать подвянуть.
  • Ромашки, герберы, однолетние георгины, ноготки и другие подобные им цветы кладут на газету стеблем вверх, лепестки вокруг плодоножки полностью закрывают валиком из ваты, сушат в закладках с несколькими прокладками под грузом не менее 15 кг. Особенно трудно засушить нежные белые и розовые лепестки. Их помещают в белую закладку или бумажные салфетки без рисунка и часто меняют газеты, которые выполняют роль прокладок.
  • Мелкие цветочки, необходимые для создания миниатюр и пейзажей, засушивают целиком. Незабудки, лютики, болиголов, тысячелистник, цветущую рябину, цветки жасмина и черемухи укладывают в газетную закладку вместе с веточкой, накрывают газетными прокладками, картоном (фанерой) и сушат под прессом не менее 15–20 кг.
  • Розы также сушатся отдельными лепестками или целиком – хорошо подвянувшими.
  • Не выбрасывайте увядшие букеты! Кое-что из них можно взять для будущих панно.
  • Летом и осенью постарайтесь запастись разнообразными семенами, плодами, тополиным пухом, пухом от пушицы, иван-чая, мать-и-мачехи, одуванчика, осота. Это удивительная «белая краска».
  • Обязательно засушите яркие осенние листья. Перед тем как положить их на сушку, очистите от пыли и грязи мокрой ватой, мягкой тряпочкой. Белую, серую, серо-голубоватую окраску имеют с нижней стороны листья серебристого тополя, осенней малины, мать-и-мачехи, остролистного клена, девясила. Листья клена обыкновенного бывают разных цветов и оттенков, что дает возможность создавать прекрасные фоны для композиций.
  • Чтобы сочные стебли (тюльпан, нарцисс, дицентра) сохранили окраску, перед закладкой в гербарий их надо разрезать лезвием бритвы или острым ножом продольно и выскоблить сердцевину. Толстые или деревянистые стебли (лук, гвоздика, гербера, роза) просто разделяют пополам.
  • Плотные, кожистые, сочные, а также яркие осенние листья хорошо сушить, проглаживая горячим утюгом через бумагу. Цветы утюгом не сушат. Исключение составляет василек, который можно сушить утюгом.

Для чего нужен гербарий?

Детям нравится собирать гербарий. Научите их делать это правильно. Параллельно можно повторять названия растений, сравнивать форму листьев и цветов у разных экземпляров, находить сходства и различия, рассуждать о том, как растение приспособилось к месту произрастания, что помогает ему выжить и добыть необходимое количество влаги, как размножается, когда созревают семена и пр. Информация, которую ребенок может получить во время сбора растений для гербария, запомнится гораздо быстрее той, что прочитана в учебнике.

ГЕРБАРИЙ

Для учебных и научных целей нередко нужно иметь в своём распоряжении растения и зи­мой, когда кругом лежит снег и зелёных рас­тений нигде нет. Конечно, их можно выращи­вать в оранжереях, но это очень дорого. Поэтому зимой чаще всего приходится иметь дело не с живыми растениями, а с гербарием.

В русском языке слово «гербарий» имеет два значения. Во-первых, так называют особым об­разом высушенные растения, снабжённые эти­кетками. (Сорванный цветок, засушенный меж­ду книжными страницами, никак нельзя на­звать «гербарием».) Во-вторых, так называют учреждения, где хранят гербарий и работают с ним (раньше их называли «травохранилищами»). Слово «гербарий» (herbarium) происходит от латинского слова herba - «трава». В средние века в Европе так называли книги, в которых рассказывалось о лекарственных растениях. В России такие книги известны под названием «травники».

Трудно сказать, когда люди впервые стали собирать гербарии. Самый старинный гербарий, сохранившийся до наших дней, собран в начале XVI столетия. Он хранится в Риме. Столь же почтенный возраст имеют не­которые коллекции лекарст­венных растений, наклеен­ные на бумагу и переплетён­ные в тома большого форма­та. По-видимому, они служи­ли справочниками для апте­карей - по ним собирали нуж­ное медицинское сырьё. Та­кие гербарные коллекции хра­нятся и в нашей стране, в частности в Московском уни­верситете имени М. В. Ломо­носова.

В XVII-XVIII вв. уже до­вольно часто гербарии соби­рали для научных целей. В экспедициях по изучению только что открытых земель нередко участвовали ботани­ки. Мирная профессия бота­ника была связана с риском и опасностью. Учёные соби­рали гербарии « заморских » растений, незнакомых доселе европейцам. В составе экспе­диции знаменитого морепла­вателя Джеймса Кука в 1772-1775 гг. был ботаник Иоганн Форстер, собравший большой гербарий в Австралии и на островах Тихого и Индийского океанов. Он со­брал экземпляры нескольких сотен новых видов и родов растений, ранее совершенно неизвест­ных науке. Приятно отметить, что сейчас часть этого замечательного гербария хранится в нашей стране - в Санкт-Петербурге и Москве. А первые достоверно известные сборы научных гербариев в России относятся к началу XVIII столетия, ко времени царствования Петра I, сделавшего весь­ма много для развития науки и техники в Рос­сии.

С помощью гербария современные учёные по­лучают массу научной информации. Гербарий для ботаников - такое же необходимое средство, как для химика - таблица Менделеева. Имея гербарий, можно узнать, как выглядят расте­ния, обитающие в других странах и на других материках. По гербарным образцам описывают новые виды и разновидности растений. По гер­барию можно установить, что росло на месте современных городов и промышленных пред­приятий. Гербарий поможет нанести на карту ареал (область распространения) данного рас­тения.

Как делают гербарий? Осторожно выкопав с корнями травянистое растение (желательно с цветками и плодами), его отряхивают от почвы, расправляют, укладывают в стопку фильтро­вальной бумаги и затягивают в специальную гербарную сетку. Высушив растение, его на­клеивают или пришивают на картон и снабжают этикеткой.

Точная и разборчивая этикетка - обязатель­ная принадлежность гербария. До изобретения пишущей машинки (1867 г.) ботаники снабжа­ли гербарии этикетками, написанными от руки, зачастую неразборчиво. Дошло до того, что бо­таникам XX в. пришлось выпустить специаль­ную книгу с образцами почерка ботаников трёх последних столетий, чтобы разбирать написан­ные ими этикетки! На этикетке указывается название растения, место и время сбора, фами­лия и имя сборщика и другие сведения. От дерева для гербария срезают цветущую или плодонося­щую веточку.

Самым крупным и ценным гербарным соб­ранием в настоящее время располагает Коро­левский ботанический сад на окраине Лондона. Его коллекции насчитывают около 6 млн. гербарных листов. Гербарии мирового значения с кол­лекциями, превышающими 1 млн. листов, имеются также более чем в двадцати городах мира. В России работает гербарий, входящий в пя­тёрку самых крупных гербарных хранилищ ми­ра. Это гербарий академического Ботанического института им. В. Л. Комарова, распо­ложенного в Санкт-Петербурге. Его фонды содержат более 5 млн. гербарных листов.

ОБЕЗЬЯНЫ - СБОРЩИКИ РАСТЕНИЙ

Учёные из бо­танического са­да Сингапура необычным способом сумели использовать гербарий для попол­нения своей кол­лекции живых растений. Они обучили нескольких обезьян, показывая им образцы редких растений из гер­бария. После этого смышлёные живот­ные в непролазных джунглях

разыскивали эти рас­тения и приносили их или же их плоды ботаникам.

Все гербарии мира независимо от их ведомственной принадлежности регистрируются в международной базе данных . Им присваивается акроним - уникальный буквенный код, составленный из одной - шести букв английского алфавита (например, K, MW, MHA, SYKO ). Сокращённые названия гербариев используются в качестве универсальных ссылок на место хранения гербарных образцов, цитируемых в ботанических научных работах. В «Индексе» на 2013 год насчитывается 3293 гербария из 168 стран, в которых работает более 10 тысяч ботаников.

Некоторые термины

Крупнейшие гербарии

Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвёл? когда? какой весною? И долго ль цвёл? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положён сюда зачем? На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок? 1828 г.

Крупнейшие гербарии мира находятся в

Значительную историческую и научную ценность представляет гербарий Карла Линнея , хранящийся в Лондоне.

Крупнейшие гербарии России

Крупнейшие гербарии России хранятся в
  • (LE) (Санкт-Петербург) (7,16 млн листов)
  • МГУ (MW) (975 тыс. листов)
  • СПбГУ (LECB) (700 тыс. листов)
  • Главном ботаническом саду им. Н. В. Цицина РАН (MHA) (Москва) (610 тыс. листов)
  • Центральном Сибирском ботаническом саду (Новосибирск) (NS+NSK) (535 тыс. листов)
  • Институте растениеводства им. Н. И. Вавилова (WIR) (Санкт-Петербург) (524,5 тыс. листов)
  • Биолого-почвенном институте ДВО РАН (VLA) (Владивосток) (500 тыс. листов)
  • Томском государственном университете (TK) (500 тыс. листов)
  • Южно-Сибирском ботаническом саду Алтайского государственного университета (ALTB) (Барнаул) (300 тыс. листов).
  • Южном федеральном университете (RV) (Ростов-на-Дону) (300 тыс. листов)
  • (SYKO) (Сыктывкар) (206 тыс. листов) .

Техника гербаризации

Основы гербарного дела были описаны Линнеем :

Гербарий превыше любого изображения и необходим любому ботанику.

  1. Растения не следует собирать влажными.
  2. Все части должны быть сохранены,
  3. осторожно расправлены ,
  4. при этом не изогнуты .
  5. Органы плодоношения должны быть налицо .
  6. Сушить следует между листами сухой бумаги.
  7. Как можно скорее , чуть теплым утюгом.
  8. Умеренно прижав прессом .
  9. Для наклеивания употреблять рыбий клей,
  10. хранить следует всегда на листе [в полную величину],
  11. только одно [растение] на странице,
  12. папка не должна быть перевязана .
  13. Род растения надписывается сверху.
  14. Вид и [его] история указываются на обороте.
  15. Растения одного и того же рода вкладываются [вместе] в пачку .
  16. Растения располагаются согласно системе .

К. Линней «Философия ботаники»

Сбор, этикетирование и сушка

Монтирование гербарных листов

Хранение гербарных коллекций

Прочие сведения

  • После изобретения Лукой Гини способа засушивания растений между листами бумаги Жозеф Турнефор был первым, кто применил термин «гербарий» (около 1700 года) к сборам засушенных растений. Карл Линней считал, что для каждого ботаника гербарий должен быть превыше любого изображения и что никакое словесное описание не заменит гербарного листа. С тех пор название каждого вида растения стало неразрывно связано с конкретным гербарным листом, возведенным в ранг архетипа (номенклатурный тип). Линней определил и технологию сбора растений, которая не претерпела почти никаких изменений и до настоящего времени. Он писал: «Растения не следует собирать влажными; части должны быть сохранены, осторожно расправлены, при этом не изогнуты; органы плодоношения должны быть налицо; сушить следует между листами сухой бумаги…»
  • Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с лаконичной надписью «рваны́ 1717 года».

Напишите отзыв о статье "Гербарий"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гербарий // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Сюзев П. В. Гербарий, 7-е изд. - М., 1949;
  • Шишкин Б. К. . / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР Н. А. Буш. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - 2-е изд., испр. и доп. - 54 с.
  • Карл Линней. Философия ботаники = Caroli Linnaei Philosophia Botanica, 1751 / пер. с лат. Н.Н. Забинковой, С.В. Сапожникова под ред. М.Э. Кирпичникова. - М .: «Наука», 1989. - 456 с. - 7200 экз. - ISBN 5-02-003943-8 .
  • Липшиц С. Ю., Васильченко И. Т. Центральный гербарий СССР. - Л., 1968.
  • Павлов В. Н., Барсукова А. В. . - М: Изд-во МГУ, 1976. - 32 с.
  • Скворцов А. К. . / Отв. ред. проф. Прилипко Л. И. - М.: Наука, 1977. - 199 с.
  • Гербарий Московского университета (MW): история, современное состояние и перспективы развития. - М., 2006.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гербарий

Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
– Видите?… Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.
– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?
Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.

Кто из нас ни собирал в детстве кленовых или дубовых листьев, резных листочков и цветов для своих пока ещё неумелых, но уже достаточно перспективных поделок и картин, которые мы дарили мамам на Новый Год или День Рождения? Наверняка, многие! Но задумывались ли мы тогда о том, насколько действительно глубоким и интересным может быть это занятие, насколько познавательным и полезным – настоящим хобби, наполненным смысла и возможностей.

Гербарий – это…

Гербарий – это собрание высушенных растений или некоторых их частей, тщательно сохранённых в специальных альбомах. Впервые данный термин был применён в XVII веке путешественником, врачом и ботаником Жозефом Турнефором. Чтобы создать свою коллекцию нужно совсем немного, интерес к природе и чуть-чуть времени, чтобы собрать экспонаты. Отметим, что первые гербарии были собраны ещё в XVI веке, однако, те экземпляры до нас не дошли, во многом из-за того, что в те времена не было чётко поставленных правил хранения альбомов с высушенными растениями. В свою очередь сами экспонаты собирались с целью изучения и представления их на учебных лекциях, а также в рамках описания существующих растительных видов. В большинстве своём сбор гербария преследовал научную цель, однако, с течением времени данный род занятия стал расцениваться и как способ времяпрепровождения, одна из разновидностей коллекционирования, а также как возможность пополнения поделочных материалов.

Гербарий – это хобби для тех, кто любит спокойный и познавательный досуг. Вам не нужно будет вкладывать много сил или денег, чтобы заниматься этим, достаточно лишь немного свободного времени и частичку своей души, чтобы составить неповторимую коллекцию из природных элементов. Это хобби длинною в жизнь, и через много лет вы сможете заглянуть в свой альбом с гербарием и вспомнить эти удивительные минуты единения с самим собой, когда вы подбирали тот ли иной экспонат.

Правила составления и хранения гербария

Чтобы сделать составление гербария своим хобби и наслаждаться им как можно дольше, следует помнить об основных правилах сбора трав, их просушивания, компоновки и хранения. Так, одним из главных условий является сбор необходимых элементов исключительно в сухую погоду, чтобы, и листья, и цветы, и травы были сухими и чистыми, иначе есть риск того, что весь добытый материал просто пропадёт. Если всё же некоторые экспонаты не удалось собрать в сухом виде, то уже дома с их поверхности следует удалить лишнюю влагу и дать немного полежать.

Сразу определитесь с направлением своего гербария, то есть, что вы будете собирать. Это могут быть исключительно листья деревьев, лепестки экзотических цветов, лесные травы, вариации одного вида или комбинация всего вышесказанного. Здесь вы не имеете никаких ограничений кроме перечня существующих на планете растений.

После сбора следует тщательно расправить каждый листочек, лепесточек, травинку, корневище (если необходимо), и можно приступать к процессу высушивания заготовок. Для этого растение следует прогладить слегка разогретым утюгом, чтобы удалить остатки поверхностной влаги, и разложить собранный материал между чистыми листами бумаги. Очень важно, чтобы вовремя данного процесса экспонат не мялся и не перегибался, бумажный лист должен быть подобран чётко под размеры растения. Во время просушки каждый элемент вашей будущей коллекции должен располагаться отдельно от остальных и находиться под умеренным прессом. Как правило, для завершения данного процесса достаточно 1-2 дней, после чего экспонат можно размещать непосредственно в альбоме.

Следуя правилам, каждую ветку, цветок или траву, закрепляют на плотном листе бумаги с помощью натурального не токсичного клея, сверху накрывают таким же по размеру, но тонким. Над самим растением пишется его род, а на оборотной стороне вид и история, а также необходимые вам заметки.

Чтобы собранный гербарий сохранился как можно дольше, содержать его стоит в сухом хорошо проветриваемом помещении, где отсутствуют грибковые инфекции. Готовый альбом должен находиться в специально отведённом месте, где на него не будет осуществляться дополнительного давления. Страницы альбома также не следует плотно связывать между собой, чтобы не навредить экспонатам и сохранить циркуляцию воздуха между ними. В помещении, где храниться гербарий, также не должно быть очень жарко. Прямых лучей солнца в данном случае также лучше избегать.

Следуя этим незамысловатым правилам, вы легко сможете составить и сохранить уникальный и очень интересный гербарий, который можно будет показать своим детям, а может и их привлечь к этому занятию.

Применение гербария (его экспонатов)

Гербарий действительно может стать очень удачным хобби, и не только для вас, но и для вашего непоседливого ребёнка. Стоит только погрузиться в изучение того или иного растения, сразу же станет ясно, что ботаника не такой уж и скучный предмет, ведь практически за каждым растением кроется своя история или целая легенда. Таким образом, гербарий может стать настоящим помощником в вопросе привлечения ребёнка к науке. Да и нам самим иногда хочется знать немного больше, чем мы знаем на данный момент, пополнить свои знания и использовать их в жизни, что требуется нередко. Согласитесь, информация о том, какими свойствами обладают берёзовые листья или трава хвоща полевого, могла бы пригодиться, например, для составления косметических рецептов.

Но получение знаний – это не единственное достоинство гербария. Любители рукоделия и даже профессиональные дизайнеры нередко используют высушенные листья и цветы для создания невероятных композиций, картин, декоративных предметов интерьера и даже элементов одежды. Если вы периодически увлечённо что-то создаёте своими руками, то можете составить для себя специальный гербарий с определёнными видами растений. Некоторые направления рукоделия, в которых применим гербарий, хорошо знакомы вам, это: аппликация, витражное искусство, папье-маше и др.

Также в качестве способа применения можно отметить возможность использования для детских поделок. Уделите немного времени своему чаду, и он с удовольствием создаст из резных высушенных листочков зайчиков с морковками, цветочные букеты или любимую маму, которая гуляет среди ветвистых кустов. Занятие увлекательное, познавательно и, ко всему прочему, чрезвычайно полезное с психологической точки зрения, как для детей, так и для взрослых.

Отметим и тот момент, что гербарий вам нужен в силу научной деятельности или увлечённости наукой, тогда в ваших силах создать настоящий энциклопедический альбом с наглядным изображением и описанием того или иного растения.