Электрооборудование

Что такое гербарий. Что такое гербарий и как правильно его составить? Хранение гербарных коллекций

Что такое гербарий. Что такое гербарий и как правильно его составить? Хранение гербарных коллекций

В Национальной Академии наук Республики Беларусь собрали самый большой гербарий нашей страны.

Национальное достояние

Когда в Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси приезжают зарубежные гости, первое, что им обычно показывают, – гербарий. Собрание растений, насчитывающее около 300 тыс. образцов, в 2002 г. получило статус Национального достояния Беларуси. Его уникальность не только в количестве экземпляров (есть в мире гораздо более многочисленные коллекции растений), а в том, что флора Беларуси здесь представлена полнее всего.

– У нас хранятся собрания сосудистых растений, лишайников, мохообразных, водорослей, грибов, карпологическая (состоящая из плодов различных растений) и палеоботаническая (состоящая из растительных остатков, найденных археологами при проведении древних раскопок) коллекции, богатые сборы из Литвы, Латвии, Польши, России, Украины, представлены образцы с Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Западной Европы, Центральной и Южной Азии, Америки и даже из Австралии и Африки, – рассказывает старший научный сотрудник Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича и куратор коллекции сосудистых растений Гербария Аркадий Скуратович.

Ежегодно гербарий пополняется примерно на 2–3 тыс. экземпляров: в основном, конечно, усилиями сотрудников лаборатории флоры и систематики растений, но участвуют в этом и другие коллеги по институту, и рядовые граждане, и зарубежные коллеги. К сожалению, старинных гербарных листов в коллекции немного. Собирали образцы флоры на территории Беларуси, начиная c XVIII в. Однако история отечественных гербариев так же драматична, как и вся история нашей многострадальной страны. Тысячи экземпляров растительных сборов в результате мытарств и перемещений оказались за рубежом.

Из истории отечественных гербариев

В 1770-х гг. в Гродно из Франции приехал профессор биологии Жан-Эммануэль Жилибер для организации врачебной школы. Здесь ученый основал ботанический сад, считавшийся одним из лучших в Европе в конце XVIII в. и Врачебную академию (первое высшее учебное заведение на территории нынешней Беларуси, действовавшее до 1781 г.). При академии работала аптека (сейчас гродненская аптека- музей), рядом находился аптекарский огород, где выращивались лекарственные и пряно-ароматические растения.

Ж.Э. Жилибер вместе со своими учениками собирал гербарий в окрестностях Гродно, Бреста, Белостока, Несвижа, Новогрудка, Вильно. Результатом этого явился труд Flora lithaunica inchoata . Из-за студенческих волнений академия закрывается, а француз, захватив гербарий, переезжает в Вильно, где открывается университет, в котором он работает. Но и там Жилибер не задерживается и возвращается во Францию. А гербарий остается в Вильно. Позже коллекция оказывается в Киевском университете, где хранится по сей день. В 1850-е гг. открывается земледельческая школа (сегодня это БГСА в Горках), и стараниями преподавателей там появляется свой гербарий, который вскоре перевозят в Академию наук в Санкт-Петербурге. До Первой мировой войны все собрания растений, которые появлялись на территории теперешней Беларуси, увозили за ее пределы. Нынешний гербарий начал создаваться в 1922 г., после того как в Минске основали Белорусский институт культуры (Инбелкульт), впоследствии реорганизованный в Национальную академию наук. К 1941 г. гербарий насчитывал около 5 тыс. листов с растениями Белоруссии. Однако во время Великой Отечественной войны его вывезли в Германию. После окончания войны часть гербария вместе с захваченными трофейными экземплярами возвратили в нашу страну, разделив между биофаком БГУ и Академией наук. Первые послевоенные сборы проводились уже в мае 1945 г. К 1949 г. гербарных листов было уже порядка 15 тыс. В том же году начало издаваться фундаментальное издание «Флора БССР». К моменту переиздания этого труда в 2009 г. гербарий составлял около 160 тыс. листов.

Зачем и кому нужны гербарии

– Иметь гербарии очень престижно. Благодаря им ученые могут установить состав флоры своей страны, – объясняет ведущий научный сотрудник лаборатории флоры и систематики растений Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича и куратор гербария Дмитрий Дубовик. – Флора каждой территории очень динамична. Одни виды исчезают, другие (адвентивные) появляются. С помощью гербария можно определить, когда это случилось. Каждый лист с образцом растения – своего рода архивный документ. Гербарий – незаменимый источник информации при написании научных работ и статей, а также таких изданий как «Красная книга», «Черная книга» (выход которой запланирован к концу года и которая посвящена тем инвазивным видам, которые заносятся в страну извне и нарушают природный ландшафт), «Флора Беларуси». К нему время от времени обращаются заготовители лекарственного растительного сырья, эксперты-криминалисты и просто любознательные граждане.

Ежегодно на территорию Беларуси заносятся десяток-другой новых растительных видов, а в результате скрещивания появляются гибриды.

Так, в Пинский район в свое время завезли клюкву крупноплодную (исторически произрастающую на территории Северной Америки), которая прижилась и размножилась у нас, а вместе с ней попало более 20 видов американских сорняков, которые тоже с успехом обосновались на новой местности и могут начать победное шествие по Европе. Еще один представитель американской флоры – череда цепочечная – наверняка перекочевала к нам с территории Украины. Скорее всего, оттуда же попал и эрехтитес ястребинколистный.

Достоверно известно и подтверждено гербарными материалами, что на территории Беларуси в последние 50–100 лет из флоры, по-видимому, исчезли порядка 25 видов сосудистых растений. Например, лен желтый, шпажник болотный, золототысячник топяной, монция ключевая, нефрома красивая, пельтигера беложилковая. Абсолютной уверенности в том, что они уже не встречаются на территории нашей страны у ученых нет, поскольку в результате планомерных поисков случаются новые находки. Так, на сегодня выявлено 14 видов, ранее считавшихся исчезнувшими. Например, ученые нашли в Беларуси гроздовник простой, который уже более 80 лет у нас не регистрировался. В его честь на днях даже выпустили монету.

– Флора Беларуси необыкновенно разнообразна и заметно отличается в разных регионах, – замечает Аркадий Скуратович. – Десятки лет занимаясь ее изучением, я могу уже исключительно по окружающей растительности с точностью до 50–70 км определить, в какой части страны нахожусь. Например, ученые Витебска считают ирис сибирский исчезающим видом, поскольку на территории области он встречается крайне редко, а гомельские ботаники даже не хотели заносить его в Красную книгу: в их регионе это растение встречается повсеместно.

Как хранится гербарий







В Институте экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича для гербария отведено 5 комнат. Папки с собранными и засушенными растениями хранятся (в порядке, принятом в современной ботанике) в специальных шкафах, защищенные от губительного для них солнечного света. Серьезную угрозу для коллекции представляют насекомые (прежде всего, хлебный точильщик), которые способны уничтожить уникальные экземпляры и превратить их в пыль. В 50-е годы прошлого века зловредные жучки расплодились настолько, что для борьбы с ними ботаники пересыпали каждое растение инсектицидом и тем самым спасли бесценное собрание флоры. Об этой самоотверженной борьбе напоминает беловатый налет на отдельных гербарных листах. Сегодня вредителей отпугивают с помощью таблеток нафталина, которые кладут в шкафы. Периодически вызывают и санэпидстанцию для проведения дезинфекции специальными средствами. Эффективно избавляются от насекомых при помощи специальных холодильных камер. Каждые полгода гербарные листы помещают туда на четыре-пять дней для глубокой (при температуре минус 28 градусов) проморозки. В таких условиях погибают даже личинки, а гербарный экземпляр как новенький возвращается на свое место.

Войти в историю может каждый

При желании любой белорус может внести вклад в создание национального гербария. Выезжая на природу, забираясь в укромные уголки нашей синеокой родины, обращайте внимание на флору. Вдруг какое-то растение покажется необычным и незнакомым. Не поленитесь, срежьте часть его и привезите домой. Положите в газету, поместите между двумя картонками и перевяжите веревкой. Обязательно подпишите на листе, где, когда и кем оно было собрано. Позвоните в Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича (телефон 284-20-15, адрес: Академическая, 27) и сообщите о находке. И кто знает, может, ваше имя будет увековечено в «Красной книге».

Справочно

Гербарий (лат. herbárium, от herba – «трава») – коллекция засушенных растений в соответствии с определенными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги. В зависимости от вида растения на гербарном листе может быть представлена целая особь, группа особей или часть крупного (например, древесного) растения. Первые гербарии появились в Италии в XVI в. Их изобретение, связанное с изобретением бумаги, приписывается врачу и ботанику Луке Гини, основателю Пизанского ботанического сада. Гербарий самого Гини не сохранился, однако до наших дней дошли коллекции его непосредственных учеников. Под гербарием подразумевают и хранилище для коллекции засушенных растений со штатом научных работников. Все гербарии мира, независимо от их ведомственной принадлежности, регистрируются в международной базе данных The Index Herbariorum. Им присваивается акроним – уникальный буквенный код, составленный из 1–6 букв английского алфавита (например, K, MW, MHA, LE). Акроним белорусского гербария MSK. Сокращенные названия гербариев используются в качестве универсальных ссылок на место хранения гербарных образцов, цитируемых в ботанических научных работах.

Крупнейшие гербарии мира находятся в:

1. Национальном музее естественной истории (Париж, Франция) (7,5 млн листов).

2. Нью-Йоркском ботаническом саду (Нью-Йорк, США) (7,2 млн листов).

3. Ботаническом институте им. В.Л. Комарова РАН (LE) (Санкт-Петербург) (7,16 млн листов).

4. Королевском ботаническом саду Кью (Ричмонд, Великобритания) (7 млн листов).

5. Гербарии и Ботаническом саду в Женеве (Швейцария) (6 млн листов, в том числе гербарий Декандолей).

6. Миссурийском ботаническом саду (Сент-Луис, США) (5,87 млн листов).

7. Британском музее естественной истории (Лондон, Великобритания) (5,2 млн листов).

Уникальную историческую и научную ценность представляет гербарий Карла Линнея, хранящийся в Лондоне.

Фото Сергея Лукашова

Создание гербария - отличный способ поиграть в ученого-ботаника, больше узнать о растениях и выявить в ребенке исследовательскую жилку. А кроме того, гербарий позволит проявить и навыки рукоделия, ведь это почти скрапбукинг, только с познавательным эффектом.

Сегодня это увлечение незаслуженно забыто, а ведь когда-то каждую осень мы собирали красивые желтые листья и складывали между страницами книг. В магазинах продавались специальные альбомы для гербария, а на уроках ботаники шла борьба за самый информативный и разнообразный гербарий. Предлагаем вспомнить, как это было, и привлечь для сбора гербария ребенка.

Итак, этап первый. Сбор и идентификация растений

Собирать растения можно и в дикой природе: в поле, в лесу, в горах, и даже у себя во дворе. Ребенок будет удивлен огромному многообразию растений: раньше он мог и не замечать, как их много. Обращайте внимание ребенка на необычный цвет, запах, размер листьев и цветов. Поощряйте ребенка, если он правильно называет растения, но при этом рассказывайте ему о новых видах.

Осенью у многих растений есть не только листья и цветы, но и коробочки с семенами – их тоже можно собрать для гербария. Постарайтесь уделить внимание всем частям растения: плодам, корням, стеблям.

Идентификация растения – этап сугубо исследовательский. Если вы сомневаетесь в определении, откройте с ребенком энциклопедию, поищите растение в интернете или поспрашивайте у знакомых. Делайте акцент не только на внешнем виде растения, но и на его свойствах. Расскажите ребенку, что бывают лекарственные растения, а бывают вредные для здоровья.

Этап второй. Сушка

После того, как вы собрали гербарий, его необходимо высушить. Лучше и проще способа, чем сушка в книгах, еще не придумали. Книжные страницы забирают много влаги, и растения за короткий срок становятся сухими и ровными.

Этап третий. Создание альбома для гербария

Теперь сделаем альбом для гербария. Для этого вам понадобится картон с отверстиями, клей, а также несколько страниц из кальки или пергамента. Можно даже использовать пергамент для выпечки.Вклеивайте высушенные листья, цветы и плоды растения на страницы альбома, а затем подпишите название растения.

В нашем случае альбом делал ребенок 5-ти лет. Если гербарий делает ребенок постарше, то он может подписать русское и латинское название, а также описать место, где было собрано растение.Можно сделать и более развернутое описание: указать запах, вкус, лекарственные свойства.

Во время сборки альбома каждый лист картона перекладывайте листом пергамента. Вклеивать растения принято только на одной стороне разворота. Затем скрепите альбом кольцами или лентами.

Ребенку будет интересно собирать гербарий где-то в путешествии: там, где растения не похожи на те, что растут в его родном городе. К тому же, такой гербарий будет отличным воспоминанием об отпуске.

Сбор ребенком растений для гербария и дальнейшие операции по засушке и систематизации - это отличная возможность продуктивного общения детей и родителей, когда прогулка в парк или в лес превращается в увлекательное путешествие за знаниями. Дети старшего возраста и взрослые, самостоятельно засушивающие гербарий, тоже получают множество положительных эмоций, а знания, полученные таким образом, надолго остаются в памяти.

Что же такое гербарий?

Говоря простым языком, гербарий - это коллекция засушенных растений. Первые упоминания о сборе гербария относятся к XVI веку, когда для сбора и засушивания растений стала применяться бумага как материал, хорошо впитывающий влагу из растений. А сегодня в магазинах можно найти подходящие инструменты для сбора гербария: бумагу для приклеивания образцов, этикетки, газетную бумагу или салфетки для засушивания растений, папки, множество видов клея, прессы и т.д.

Сбором гербариев занимаются сотрудники различных учреждений: ботанических садов, институтов ботаники и естествознания. Крупнейшие коллекции растений, насчитывающие тысячи экземпляров, находятся в разных уголках мира: в Национальном музее естественной истории, Нью-Йоркском ботаническом саду, Ботаническом институте им. В. Л. Комарова РАН, Королевском ботаническом саду Кью находится более 7 млн гербарных листов. В научных целях к сбору, оформлению и систематизации гербария подходят профессионально: существует множество правил, от которых нельзя отступать.

Для сбора гербария для себя или в учебных целях в школе не обязательно следовать всем этим научным канонам, но некоторые правила значительно упростят эту работу.

Как собрать гербарий?

Сбор гербария делится на три этапа:

  • поиск и сбор растений;
  • засушка растений;
  • систематизация растений, поиск информации и оформление гербария.

Собирать растения, конечно, можно спонтанно: например, увидев, красивый экземпляр, а можно придерживаться определенной тематики. Например, на уроках ботаники или окружающего мира учителя могут дать задание на лето собрать гербарии по темам:

Большое внимание нужно уделить сбору растений для гербария: от этого во многом зависит, получится ли его сделать, будет ли гербарий представлять интерес.

Правила сбора растений для гербария

  • Растения собираются в сухую погоду, выбираются не смоченные дождем и росой экземпляры, иначе засушить их будет очень трудно.
  • Растение собирается целиком, со всеми корнями, корневищами, клубнями, луковицами, плодами и цветками, в т.ч. водные растения.
  • Если растение крупное и собрать его целиком не представляется возможным, то берутся те части растения, по которым можно его идентифицировать, опознать, составить представление о растении целиком.
  • Ветки деревьев и кустарников не обламываются, а срезаются ножом.
  • Листья деревьев и кустарников срезаются вместе с ветками, чтобы можно было посмотреть расположение листьев.
  • Для гербария выбираются только развитые растения с цветками (пусть и незрелыми) и плодами.
  • Собираются растения без повреждений и признаков болезней, не засохшие от жары.
  • Для двудомных растений собираются как мужские, так и женские экземпляры, а однодомных - как экземпляры с пестичными, так и с тычиночными цветками.
  • Для каждого растения берется несколько экземпляров про запас.

Для гербария нельзя собирать больные растения

Выкопанное растение сразу же тщательно очищается от земли, прилипшей грязи и других растений и помещается в карман между двумя листами бумаги. Сразу же растение расправляется таким образом, как оно росло:

  • если листья ложатся один на другой, то между ними кладется слой бумаги;
  • один-два листа кладутся вверх изнаночной стороной, чтобы иметь представление об обеих сторонах листа;
  • если у растения крупные плоды или цветки, то под них нужно положить вату, чтобы не было излома и повреждения при переноске;
  • если растение слишком длинное и не помещается на листе, то его нужно сложить зигзагом, но при этом внизу должны быть корни растения, а верхушка должна быть обращена вверх.

По правилам, нужно вложить этикету, на которой указывается дата сбора растения, кем оно было собрано, а также описание местности:

  • название населенного пункта или координаты (можно посмотреть на мобильных устройствах),
  • рельеф,
  • условия произрастания: степень освещенности, влажности, сторону света, к которой обращен цветок или листья, плотность, с которой встречается это растение на местности и др.

Можно сделать фотографии растения и места произрастания.

Для сбора растений лучше всего изготовить специальный переносной пресс, представляющий собой две фанерки ДСП с просверленными для вентиляции отверстиями, которые можно стянуть шпагатом или специальными шнурками. Внутрь этого пресса вкладываются листы с бумагой, хорошо впитывающей влагу, например, газетную или писчую бумагу, бумагу-промокашку, косметические салфетки и т.п. Выкопанное растение вкладывается между двумя такими листами, и между каждым растением вкладываются дополнительные листы, чтобы растения не поломали друг друга.

После сбора образцов уже дома нужно приступить к сушке гербария. Сушка - не менее важный этап, чем сбор растений, потому что при неправильной сушке растения могут не высохнуть, почернеть, обломаться, сгнить и т.д.

Как сушить гербарий?

В современности родители для сушки гербария применяют даже микроволновые печи, но лучше сушить гербарий в естественной среде: в прессе на открытом воздухе на ветру, на солнце, убирая на ночь в помещение, или проглаживая утюгом через марлю или бумагу.

Для просушивания растений можно использовать уже приготовленный пресс : листы бумаги, в которых лежит растение, т.н. карманы, не переворачивая, складывают один на другой, предварительно положив между ними дополнительные листы - собственно, все как при сборе растений. Но при сушке нужно ежедневно менять листы бумаги на новые, т.к. старые становятся влажными.

Крупные и объемные растения, в т.ч. цветы, можно сушить в песке . Для этого речной или морской песок должен быть освобожден от всех примесей: его промывают до тех пор, пока вода не будет идеально чистой, а затем закаляют в печи на металлических противнях.

Конечно, к сушке растений можно подойти еще проще, положив их между листами книги , но тогда, во-первых, может испортиться книга, во-вторых, засушенное растение может не сохранить форму.

Чтобы узнать, высохло ли растение, его аккуратно поднимают за стебель и, если оно не сгибается, его уже можно оформлять на гербарном листе.

Оформление гербария

Растения крепятся на т.н. гербарном листе, на котором, кроме самого растения, обязательна этикетка, содержащая название на русском и латинском языках, а также сведения о растении.

Сами растения к бумаге не приклеивают, а лишь поверх накладывают тонкие 3-4 мм полоски бумаги. Чтобы листья и ветки не обломились, крепить их нужно по центру листа, а не по краю. Толстые стебли можно прикрепить к листу ниткой или леской.

Папка для гербария

Сами листы должны быть плотными - можно использовать картон или дизайнерскую бумагу, можно купить специальные готовые гербарные листы. Листы между собой не скрепляются, но для гербария своими руками можно использовать папку-скоросшиватель, которая позволит при необходимости открепить любой лист.

Наборы и товары для сбора гербария

Для сбора гербария есть готовые книги с описаниями растений и прессы для засушивания. Хороший ассортимент можно найти в магазине Лабиринт .

Пожалуйста, если у Вас есть фотографии гербариев, которые сделали Вы или Ваши ученики, вышлите на электронную почту info@сайт для публикации на этой странице. Тема письма: "Фотография гербария для статьи". Спасибо!

Слово "гербарий" (herbarium) было в обиходе в Европе уже в Средние века. Однако оно обозначало тогда книгу, посвященную растениям ("травник" в старинной русской литературе). Содержанием таких книг были преимущественно рассказы о "достоинствах" или "силах" растений, т.е. о том, для чего можно использовать растения, прежде всего в лечебных целях. Словом "herbarius" называли человека, который занимался травами. Источником сведений в "травниках" служили в основном труды античных авторов - Теофраста, Диоскорида и Плиния Старшего. Эти источники многократно переписывались, комментировались, комбинировались, иногда дополнялись былями (а порой и небылицами), заимствованными от арабских авторов, из народной практики или из разных устных рассказов и легенд. Хотя авторы "травников" нередко и пытались связать названия растений, употреблявшиеся древними, с народными названиями в эпоху Средневековья и даже как-то опознать сами растения в окружающей природе, делалось это без изучения самих растений. Рисунки в травниках обычно были крайне схематичны и примитивны, а нередко и просто фантастичны. Конечно, и в те времена существовали наблюдательные художники. Известна, например, целая серия рисунков растений, сделанная около 1415 г. А. Амальо. Облик растений передан им удачно, и большинство их хорошо узнается. Еще лучше рисунки растений Леонардо да Винчи и А. Дюрера, сделанные в самом начале XVI века. Однако и они выражали скорее художническое восприятие, нежели результаты специального ботанического анализа.

В 1530-1540-х годах произошел крутой перелом, от которого мы можем датировать начало ботаники как науки. Если до той поры знания о растениях только передавались и толковались, то теперь возникло стремление к их непрерывному увеличению. Если до тех пор интерес к растениям ограничивался их "достоинством" и "силами", то теперь раскрылись глаза на потрясающее разнообразие мира растений. Это разнообразие уже само по себе, независимо от возможности использования растений, стало предметом интереса и изучения. Первыми вестниками зарождения научной ботаники были книги с изображениями растении с натуры; наиболее выдающимися были фолианты Брунфельса (1530 г.) и Фукса (1542 г.). Почти одновременно появились и гербарии. Абсолютно точно определить, кто и когда сделал первые гербарий, невозможно хотя бы уже потому, что невозможно абсолютно точно определить, что есть гербарии, а что еще не гербарий. Высушенные части растений вместо рисунков иногда наклеивались в "травники" уже в XV веке, а возможно, и еще раньше.

Изобретение первого гербария обычно приписывают Гини (1490-1556 гг.), который был в 1528-1543 гг. профессором в Болонье, а потом в Пизе. Гини не оставил печатных трудов; не сохранилось ни его гербария, ни даже бесспорных сведений о том, что такой гербарий существовал. Однако сохранились гербараи нескольких учеников Гини: Мерини, Петролини, Альдрованди и Чезальпино; можно предполагать, что первоначальным образцом для гербария учеников служил гербарий учителя. По мнению Кьовенды, древнейшим из сохранившихся гербариев является анонимный и не датированный гербарий, хранящийся в одной из библиотек Рима, так называемый "гербарий A"; он содержит на 322 листах 355 наклеенных растений, в числе которых ряд альпийских видов. В промежутке между 1545 и 1550 гг. из растений, выращиваемых в ботаническом саду в Пизе, был составлен гербарий Меринн, сохранившийся частично и находящийся ныне во Флоренции; этот гербарий был обнаружен и изучен только в 1920-х годах. В те же годы (1545-1550) был создан и гербарий Петролини, ныне хранящийся в Риме и известный как "гербарий B"; он содержит в четырех томах 1347 наклеенных и пронумерованных растений и снабжен алфавитным перечнем видов.

Литературными изысканиями установлено, что около 1540 г. имелись гербарии у англичан Турнера и Фалконера, которые оба бывали в Италии и, вероятно, там и научились изготавливать гербарии. В 1540 г., опять-таки в Италии, гербарий начал собирать испанец Лагуна. В 50-х годах XVI века были гербарии у Ф. Фонтанона в Монпелье, у Жиро в Лионе и у Платтера в Базеле. Последние два сохранились: гербарий Платтера, теперь находящийся в Берне, содержит в восьми томах 813 видов растений; первоначально он заключал в себе, вероятно, еще томов десять, но они до нас не дошли. В гербарии Жиро, хранящемся в Париже, 310 растений. В то же время начали собирать гербарии К. Геснер и У. Альдрованди. Гербарий Геснера до нас не дошел; вероятно, он был довольно значителен, ибо известно, что Геснер не только собирал растения сам, но и обменивался с другими коллекторами. Гербарий Альдрованди, пополнявшиеся вплоть до смерти своего создателя в 1605 г., сохранился в Болонье до настоящего времени. Это 17 переплетенных томов размеров 34х23 см, содержащих на четырех с лишним тысячах листов примерно 5065 образцов растений.

Все упомянутые гербарии - переплетенные тетради или книга с веточками, иногда также с верхушками или соцветиями растений, наклеенными наглухо, нередко на обеих сторонах листа. В Лувре есть прекрасный портрет аптекаря П. Кюта, написанный Ф. Клуэ в 1562 г. С тонкостью и точностью, свойственной этому замечательному художнику, изображена лежащая на столе развернутая книга - гербарий с наклеенными растениями. По-видимому, во второй половине XVI века гербарии стали уже достаточно обычными.

Гербарии появились только в 30-х или 40-х годах XVI века не случайно и не потому, что раньше этого времени не было технических возможностей для их изготовления: бумага в Европе появилась уже в XIV веке, а клей был известен и в древности. Технология изготовления ранних гербариев максимально проста, и додуматься до нее было нетрудно. Все дело в том, что не было интереса к изучению растении. Этот интерес появился только в эпоху Возрождения. И не случайно, что именно в те же 40-е годы XVI века и в той же Италии появились и первые ботанические сады, главным отличием которых от существовавших ранее монастырских и аптекарских садов было то, что они служили не узкоутилитарным, а научным целям - задачам расширения знаний о растениях; в них же велось и университетское преподавание.

Но на первых порах знания о растениях в основном сводились к умению их различать и опознавать. Поэтому и ранние гербарии не только по своей форме напоминали книгу, но и по самому существу служили эквивалентами или заменителями иллюстрированной книги, перелистывая которую можно было бы опознать растение. Нередко в гербарий вместе с растениями помещали и их изображения. Так, в гербарии Платтера содержались кроме сухих растений, также изображения этих же видов. Много вырезанных из книг рисунков вложено и в более поздний гербарий К. Баухина.

Начальный период создания гербариев закончился на рубеже XVI-XVII веков. К тому времени уже известного уровня достиг морфологический анализ растений. Ботаника перестала сводиться только к опознаванию растений; соответственно и гербарии из заменителя иллюстрированной книги превратились в автентичный источник изучения растений. Это, впрочем, не мешало и в дальнейшем создавать пособия для определения, в которых вместо иллюстраций вклеивали сухие растения. Один из интересных примеров - изготовленное А. Аболинь пособие для распознавания 77 видов лесных мхов Латвии, вышедшее тиражом в 600 экземпляров. Наиболее выдающейся фигурой на новом этапе развития ботаники и гербарного дела был швейцарец К. Баухин (1560-1624 гг.). Его капитальный труд "Pinax theatri botanici" (1623 г.) вплоть до линнеевской эпохи оставался важнейшей сводкой по мировой флоре; отзвуки влияния этого труда ясно видны и в сочинениях Линнея. В "Пинаксе" Баухина рисунки немногочисленны и имеют совершенно второстепенное, подчиненное значение; центр тяжести перенесен на морфологическое описание. Гербарий Баухина сохранился примерно наполовину и находится сейчас в Базеле; он содержит около 2 тыс. экземпляров растений, представляющих сборы не только самого Баухина, но и почти 40 коллекторов. Растения не вклеены, как делалось прежде, в переплетенную книгу, а лежат свободно на листах бумаги размером 40х24 см.

В 1606 г. появилось первое печатное наставление по изготовлению гербария. В наставлении дается совет - сушить растения между листами большой книги под грузом, который постепенно увеличивается (в те времена книги печатались на непроклееной бумаге, которая хорошо поглощает влагу). Существенно более подробное наставление появилось еще через 20 лет. В этом интересном трактате собирателю растений рекомендуется иметь с собой на экскурсии копалку длиною в локоть и через плечо - сумку. В одном отделении сумки - аптечка, солнечные часы и руководства Лобеля или Табернемонтана малого формата - первые карманные "определители", в другом - папка из двух тонких дощечек со шнурками, наполненная промокательной бумагой; в эту папку на экскурсии собирают растения. После экскурсии листы с собранными растениями переслаивают прокладками из пустой сухой бумаги и оставляют высыхать под грузом. Для наклейки растений рекомендуются рыбий или бычий клей, либо гуммиарабик. Против "червей" и плесени в бычий клей следует добавлять сок алоэ, а в гуммиарабик - спиртовой настой полыни.

В течение XVII века ботаника интенсивно развивалась, количество и объем гербарных коллекций продолжали неуклонно нарастать. Однако, несмотря на то, что смысл гербариев значительно изменился, и несмотря на пример К. Баухина, все еще гербарии оформлялись в основном в виде книг. Это обусловливалось как традицией и стремлением придать гербарию внешнюю импозантность, так и тем, что число известных в то время видов растений было не очень велико и владелец гербария мог надеяться заполучить образцы их всех и тем самым сделать свой гербарий "полным", законченным. К систематическому расположению растений не предъявлялось таких строгих требований, как в наше время, поскольку и сами системы были недостаточно строги и определенны. Часто растения располагали просто по алфавиту названия. Форма книги оставалась преобладающей до начала XVIII века. Наклеивать растения на изолированные отдельные листы стали в конце XVII века Маньоль и Вайян, окончательно закрепил этот способ Линией. Как воспоминание о первоначальной книжной форме еще вплоть до рубежа XIX-XX веков в некоторых гербариях сохранялась манера вкладывать пачки растений в коробки или папки, имеющие внешнюю форму книги; правда, это уже делалось главным образом с целью защиты от пыли и насекомых. Еще относящийся к концу XIX века гербарий И.Ф. Шмальгаузена в Киеве внешне выглядит как библиотека из толстых фолиантов, стоящих на полках вертикально, как и подобает книгам.

Вплоть до второй половины XVIII века не существовало гербарной этикетки, как ботаники понимают её теперь, - отдельного листка бумаги, на котором записаны место и время сбора и имя коллектора. Надписи обычно делались прямо на том листе бумаги, на котором лежало (или было наклеено) растение, нередко даже и на оборотной стороне этого листа, и обычно ограничивались только одним названием растения, иногда с указанием некоторых синонимов. Место сбора не указывалось вовсе, или давалось в крайне общей форме: "Восток", "Сибирь", "Америка" и т.п. Обычно не ставилась дата сбора, не считали нужным и указывать точно, кем растение было собрано. Если образец был получен от другого лица, иногда делалась пометка "дал такой-то". Ботаников интересовал только морфологический тип растения и его название, важность приуроченности растения к определенным условиям среды еще недопонимали, равно как и важность точной фиксации даты и авторства сбора. Во второй половине XVIII века входит в обиход использование этикеток - отдельных бумажек, поначалу очень маленьких - примерно около 6х2 см - и обычно заключающих опять-таки только лишь название. Прочие элементы этикетки начинают постепенно появляться с конца XVIII века, но вполне общепринятыми становятся только к середине-концу XIX века. Еще в 1880 г. А. Декандоль считает важным помечать дату поступления образца в гербарий, обходя молчанием вопрос о дате сбора. Отсутствие даты сбора и иногда даже фамилии коллектора у образцов, собранных уже в начале XX века, потрясло В.И. Липского в гербарии Нью-Йоркского ботанического сада (1915 г.). Гербарные эксикаты А. Кернера, изданные в 1881-1913 гг. и превосходные в других отношениях, не имеют обозначений даты сборов и инициалов коллекторов.

В XVI-XVIII веках, а у многих авторов - и до начала XIX века, гербарные коллекции называются "hortus siccus", "hortus hiemalis" или "herbarium vivum" ("сухой сад", "зимний сад", "живой травник"). Последнее название должно было отличать коллекцию подлинных (т.е. когда-то действительно бывших живыми) растений от "травника" - книжки с рисунками, которая называлась просто "herbarium". Однако постепенно "травники"-книги переходят из научной ботаники в область самодеятельного врачевания, и слово "гербарий" приобретает то значение, которое оно имеет теперь. Первым стал пользоваться термином "гербарий" в современном смысле, по-видимому, Турнефор (1700 г.). Линней, хотя еще употреблял и термины "hortus siccus" и "herbarium vivum", определенное предпочтение отдает термину "herbarium". Однако еще каталоги гербария Московского университета, изданные Г.Ф. Гофманом (1824, 1825 гг.) и И.Н. Горожанкиным (1886 г.), по традиции озаглавлены "Herbarium vivum".

К числу наиболее крупных и известных сохранившихся до наших дней гербариев XVII - начала XVIII века (эпохи от Баухина до Линнея) принадлежат коллекции Бурсера - ученика Баухина в Упсале, Бургава - в Копенгагене, Турнефора и Байяна - в Париже, Микели - во Флоренции. Из них гербарий Бурсера, заключающий более 3000 растений в переплетенных фолиантах, важен тем, что его активно использовал Линней, в нем содержится целый ряд типов линнеевских видов. Гербарий Г. Бургава - колоссальный том размерами 52х40х20 см, содержащий примерно 5 тыс. растений. Другой гербарий Бургава, еще более крупный, состоявший из 65 томов folio, был куплен известными русскими заводчиками и меценатами Демидовыми у племянника Г. Бургава, А. Кав-Бургава, переехавшего в 1746 г. в Россию и ставшего профессором и членом Российской академии наук. Этот гербарий, в числе других естественноисторических и книжных коллекций, был подарен П.Г. Демидовым в начале XIX века Московскому университету и в 1812 г. сгорел при пожаре Москвы во время нашествия Наполеона. Как подлинный колосс среди гербариев XVII-XVIII веков выделяется коллекция, собранная в Англии Слоном - любителем естественных наук, президентом Британского королевского общества. Слон приобрел, преимущественно путем покупки от разных путешественников и ученых, 337 "сухих садов", собранных во всех концах земли. В 1753 г. все эти коллекции, переплетенные в 265 фолиантов, были куплены Британским музеем. Общее количество образцов, содержащихся в коллекциях Слона, оценивается в 120 тысяч. Но, к сожалению, благодаря сложности состава и неупорядоченности расположения растений, гербарий Слона ни при жизни самого собирателя, ни позже, вплоть до середины XX века, не был в достаточной мере использован для науки.

К. Линней в краткой инструкции для составления гербария, содержащейся в "Философии ботаники", дает чертеж и размер гербарного шкафа, который должен вместить 6 тыс. листов с наклеенными растениями. Для каждого из 24 классов линнеевской системы предусмотрено отдельное гнездо, высота которого точно обозначена: для класса I (Monandria) - 2 вершка, для класса II (Diandria) - 3, для класса III (Triandria) - 6 вершков, и т.д. Очевидно, в то время Линней не предвидел ни возможности существенного увеличения числа известных науке видов растений, ни необходимости представлять каждый вид несколькими образцами. Как и его предшественники и современники, Линией считал, что одного хорошего образца вполне достаточно для того, чтобы иллюстрировать морфологический тип вида, а больше ничего от гербария и не требуется. Правда, к концу жизни Линней признавал существование в мировой флоре около 3 тыс. видов, а количество образцов в его гербарии достигло почти 20 тыс. Если вспомнить, что уже в начале XVII века у Альдрованди было 5 тыс., а у Баухина не менее 4 тыс. образцов, что уже Турнефор в 1700 г. оценивал число видов растений в 10 тыс., Рэй в 1704 г. - в 16 тыс., а Адансон в 1763 г. полагал, что существует около 25 тыс. видов растений - то линнеевский гербарий приходится считать не очень большим, а взгляды Линнея на перспективы роста гербариев - консервативными. Сам Линней, однако, считал свой гербарий "без сомнения самым большим". Линней, конечно, знал про огромную коллекцию Слона и даже видел ее при посещении Англии в 1736 г. Но, очевидно, он ее рассматривал как коллекцию отдельных, во многом повторяющих друг друга гербариев, каждый из которых, взятый в отдельности, вероятно, и вправду не мог сравняться с линнеевским.

Линией хранил свой гербарий, вместе с остальными естественноисторическими коллекциями, в своем поместье Хаммарбю, около Упсалы. Жилой дом там был деревянный; опасаясь, чтобы в случае пожара не сгорели коллекции, Линней построил в некотором отдалении от жилого дома совсем небольшой квадратный каменный домик, в который и перенес все свои коллекции. И любопытно, и вместе с тем странно сейчас смотреть на это помещение, не превышающее размеров одной скромной рабочей комнаты в современных ботанических учреждениях. После смерти сына Линнея, Карла Линнея младшего, в 1783 г. семья решила продать коллекции. Но шведские ученые и покровители наук проявили медлительность, а семья боялась, как бы правительство не принудило ее уступить коллекции Упсальскому университету за низкую цену. В итоге быстро и тихо была заключена сделка о продаже всех коллекций, библиотеки и рукописей Линнея Смиту в Англию. Существуют сведения о том, что российская императрица Екатерина II, по совету Палласа, предложила заплатить неограниченную цену, но сделка со Смитом уже была заключена. За 1000 гиней (26 тыс. франков) 26 больших ящиков линнеевского наследия оказались в руках Смита. Это приобретение, выдвинувшее Смита на особое положение среди естествоиспытателей того времени, побудило его основать в 1788 г. Лондонское Линнеевское общество, сыгравшее большую роль в развитии ботаники и зоологии в XIX-XX веках. Однако Смит вплоть до своей кончины держал линнеевские коллекции в своем поместье в Норвиче, и лишь в 1820 г. коллекции были куплены Линнеевским обществом у наследников Смита за сумму, втрое большую той, которую в свое время заплатил сам Смит.

В России первые достоверно известные гербарные сборы сделаны в первой четверти XVIII века - в 1709 г. под Москвой П. Арескиным - лейб-медиком Петра I и в 1706 г. в Москве самим Петром. Кроме того, по свидетельству Г.И. Фишер-Вальдгейма, Петр I собирал растения и за границей на протяжении своего последнего путешествия (т.е. в 1716-1717 гг.). Растения Петра до нас не дошли, гербарий Арескина на 100 ластах сохранился. Дальнейшие сборы первой четверти XVIII века связаны с именами приглашенных из-за рубежа Д.Г. Мессершмидта и И.X. Буксбаума. Вполне вероятно, что еще раньше российские растения собирались Дж. Традескантом-старшим, садовником английского короля и любителем естественной истории, приезжавшим в Россию летом 1618 г. через Архангельск в составе английского посольства. Не исключено, что в XVI-XVII веках на Руси могли быть и аптекарские гербарии, в то время уже довольно обычные в Западной Европе. Прямых достоверных сведений о существовании таких гербариев нет, однако известно, что в 1534 г. в России уже имелся переводной с немецкого рукописный травник-лечебник; вслед за травниками вполне могла появиться и гербарная технология. Существует еще информация, что в 1720-х годах гербарий подмосковных растений собрал некий доктор Поликала; однако какие-либо более точные сведется об этом гербарии и его дальнейшей судьбе отсутствуют.

Организовывая первый научный музей России - Кунсткамеру, Петр I в числе других естественноисторических объектов в 1717 г. купил у голландского натуралиста Руиша значительный гербарии. В Кунсткамеру же поступили и первые сборы, сделанные в самой России.

Ближе к середине XVIII века гербарные сборы в нашей стране значительно возрастают. И.Г. Гмелин и С.П. Крашенинников собрали в 1734-1742 гг. в Сибири крупный гербарий, послуживший основой для написания фундаментальной четырехтомной "Флоры Сибири" Гмелина. Значительная часть сборов экспедиции Гмелина сохранилась. Растения обычно хорошо засушены, прикреплены к небольшим (около 30х24 см) отдельным листам бумаги рыхлыми стежками зеленых шелковых ниток и имеют маленькие этикеточки с четко выписанными названиями по "Флоре Сибири" Гмелина. С.П. Крашенинников собрал также гербарий петербургской флоры. Под Петербургом собирал также Амман, преемник Буксбаума по Кунсткамере. Еще больше растений было собрано Амманом в устроенном им в 1736 г. ботаническом саду на Васильевском острове; в целом гербарий Аммана содержал около 5 тыс. видов. Г.В. Стеллер много собирал на Урале, в Сибири, на Камчатке и в российских владениях в Америке (1738-1746); И.Г. Гейнцельман - в Оренбургской губернии; Т. Гербер - на Дону и Нижней Волге; сборы И. Сигезбека содержали главным образом культивируемые в Петербурге растения.

Ко второй половине XVIII века принадлежат сборы К.И. Габлица, И.И. Георги, С.Г. Гмелина, И.А. Гюльденштедта, В.Ф. Зуева, Э. Лаксмана, И. Лерхе, И.И. Ленехина, К. Мерка, П.С. Далласа, Е. Патрэна, И.Я. Рудольфа, Г.Ф. Соболевского, Н.П. Соколова, Ф.X. Стефана, И.П. Фалька, И.Р. Форстера, П. Шангина.

Пожар Кунсткамеры в 1747 г. уничтожил часть старых коллекций; тем не менее в 1776 г. ботанические коллекции содержали 16 тыс. образцов, что по тем временам было немало (в аналогичном петербургской Кунсткамере парижском "Кабинете короля" в 1786 г, было 12 тыс. образцов растений). К сожалению, плохие условия хранения коллекций в конце XVIII - начале XIX века привели к дальнейшим потерям; часть коллекций была продана П.С. Палласом за границу. Несмотря на все это, значительное количество сборов исследователей XVIII века сохранилось в Санкт-Петербурге, отдельные экземпляры есть в Москве.

Существенные гербарные коллекции были накоплены в середине - второй половине XVIII века богатыми заводчиками Демидовыми. П.А. Демидов, заложивший в 1756 г, в Москве около своего дворца большой ботанический сад, собрал и гербарий, состоявший как из культивируемых, так и из диких растении и переплетенный в 20 томов. Этот гербарий в 1789 г. был подарен Московскому университету. Большой гербарий растений Сибири, включая и Камчатку, был в числе других коллекций подарен Московскому университету П.Г. Демидовым в 1803 г. П.Г. Демидов был хорошо знаком с К. Линнеем, посылал ему сухие растения и семена и был у него в Упсале, сопровождая Линнея в экскурсиях, Демидов собрал также и гербарий шведской флоры. Все эти гербарии погибли в пожаре 1812 г. Уцелели лишь только немногие листы. Некоторые - с обгорелыми краями, и сейчас свидетельствуют о трагедии наполеоновского нашествия.

При использовании материалов сайта, необходимо ставить активные ссылки на этот сайт, видимые для пользователей и поисковых роботов.