Проводка

Огнепроводный шнур в пиротехнике. Назначение огнепроводного шнура, марки шнура, устройство шнура, и порядок проверки скорости горения шнура, правила хранения и порядок обращения с ним

Огнепроводный шнур в пиротехнике. Назначение огнепроводного шнура, марки шнура, устройство шнура, и порядок проверки скорости горения шнура, правила хранения и порядок обращения с ним

Добрый день, мои дорогие читатели. Вы слышали о таком понятии, как синдром Даннинга-Крюгера? Оказывается, многие им страдают, но сами даже не догадываются об этом. Давайте попробуем разобраться, что это такое и что делать при его наличии.

Что это такое?

Первый раз о синдроме Даннинга - Крюгера заговорили в 1999 году. Социальные психологи из Америки Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер установили, что есть люди, которые склонны не совсем точно оценивать себя и свои возможности в определенной области. Иными словами, такие личности склонны к самообману.

Очень часто мы переоцениваем свои способности. В результате иллюзорное превосходство заставляет некомпетентных людей думать, что они превосходные и потрясающие. Установлено, что чем меньше человек такого типа имеет знаний и навыков в определенной сфере, тем больше он считает себя экспертом и образцом для подражания. Такие люди не имеют ни малейшего понятия и представления о масштабах своей глупости.

Суть парадокса

Главный парадокс заключается в том, что люди, много знающие, опытные и талантливые из-за своей скромности склонны принижать и недооценивать себя и свои возможности. Поэтому несоответствие возможностей работников и занимаемых ими должностей – это частое явление в современном обществе.

Если известный всем способен лишить мир таланта, то в нашем случае негативное воздействие эффекта Даннинга - Крюгера каждый из нас может ощутить на себе лично.

Только представьте себе, что нас будут лечить неквалифицированные врачи, учить – неквалифицированные учителя, судить – неквалифицированные судьи и т.п. Страшно подумать, во что может превратиться наш мир в таком случае за несколько десятков лет.

Проблема осознанности и самооценки

Даннинг и Крюгер абсолютно четко установили, что высокий уровень самомнения играет большую роль в жизнях многих людей. Именно благодаря этому возникают ложные представления по поводу собственной компетентности.

Каждый из нас подвержен такому чувству в той или иной сфере. Мы не можем себя адекватно оценить в некоторых делах просто потому, что у нас нет определенных знаний и навыков. Другими словами, мы плохо знаем правила, чтобы с успехом и смекалкой их нарушать.

До того времени, пока мы не овладеем базовым пониманием компетентности в конкретном деле, мы даже не поймем того, что потерпели неудачу. Мы просто ее не сможем распознать.

Связь с мозгом

Согласно мнению некоторых ученых, такой эффект можно рассматривать как защитную реакцию нашего мозга. Ведь осознание своей некомпетентности для людей со слабым чувством собственного достоинства становится эмоциональным ударом, после которого появляется депрессия и нежелание двигаться вперед. Ученые дали название такой реакции анозогнозия –отсутствие критичной оценки больным своего заболевания или текущего состояния.

Науке известен случай, когда больному, потерявшему конечность, невозможно было это объяснить. То есть, он по-прежнему жил с мыслью о том, что у него все конечности на своих местах. Медики не могли донести до него противоположную информацию. И тогда, когда врач начинал с ним говорить о здоровой руке, пациент вел себя адекватно и спокойно. Но как только речь заходила о правой руке, которую он потерял, пациент игнорировал все разговоры об этом. Он делал вид, что не слышит доктора и не понимает, о чем идет речь.

Такое поведение объясняется следующим образом. Мониторинг активности мозга больного указывает на то, что пациент делает это абсолютно бессознательно. Его частично поврежденный мозг просто блокирует информацию о том, что он имеет такого рода недостаток. Это происходит на подсознательном уровне.

Ученым удалось зафиксировать случаи, когда слепым людям невозможно было объяснить, что они не видят. Это крайний случай анозогнозии, он является подтверждением того, что мозг умышленно блокирует информацию о нашей некомпетентности или несовершенстве. И это своего рода защитная реакция от возможных эмоциональных ударов. Некоторым людям легче поверить в абсурдность общепринятых фактов и сведений, чем признать собственную оплошность, несовершенство. В какой-то степени это объяснимо, но никак не правильно.

В определенных критических ситуациях мозг каждого человека склонен блокировать неприятную для него информацию, которая может послужить ударом. Если какие-то слова указывают на ошибочность наших моделей действительности или ментальных суждений, их блокирует мозг. По факту в таких случаях мы просто игнорируем эту информацию.

Таким образом собственный мозг может держать нас в состоянии необъективности. Естественно, мы можем и должны с этим бороться. Главное для успеха такой борьбы – принять тот факт, что мы несовершенны, а поэтому можем простить себе ошибки и несоответствие каким-то собственным стандартам.

Экспериментальное подтверждение теории

Для того чтобы теория не осталась просто теорией, был проведен ряд исследований. Одно из них - эксперимент с участием студентов-слушателей курса психологии Корнеллского университета.

Исследователи исходили из результатов опыта своих предшественников. Они утверждали, что у истоков некомпетентности стоит незнание основ определенной деятельности. Например игра в шахматы, управление транспортным средством, игра в бильярд и т.п.


Они сформулировали закон, согласно которому людям с низким уровнем квалификации в любой отрасли свойственны такие особенности:

  • переоценка собственных сил и возможностей;
  • неспособность осознать реальные масштабы своей некомпетентности;
  • неспособность адекватно оценить высокую степень компетентности в этой отрасли других людей;
  • склонность к осознанию уровня своей прежней некомпетентности после обучения, даже если он практически не повысился.

Результаты исследований были опубликованы в научном психологическом журнале в декабре 1999 года. Согласно этим цифрам, была построена кривая, которая подтверждает результаты проведенных исследований. Специалисты с более или менее высоким уровнем компетенции практически всегда склонны занижать свои возможности в любой области. Тогда как люди с наименьшим ее уровнем наоборот – практически всегда считают себя экспертами, непревзойденными профессионалами.

Исторические факты

Тщательно проанализировав вышеупомянутый принцип и вспомнив историю, мы можем определить людей, понимавших это еще в те далекие времена. Они наблюдали это явление, и смело заявляли об этом.

Это такие известные лица, как:

  • Конфуций: «Истинное знание заключается в том, чтобы знать границы своего невежества»;
  • Лао-Цзы: «Знающий – не говорит, говорящий – не знает»;
  • Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю, а другие не знают и этого».

Что делать?


Что же делать для проверки и оценки собственной компетентности?!

Во-первых, нужно спросить об этом у тех, кто действительно квалифицирован в данной области. Ведь именно специалисты могут адекватно оценить знания и возможности третьего лица. Не стесняйтесь просить оценить вас. Ведь тогда вы сможете определить для себя слабые стороны и при желании повысить свой уровень компетентности.

Во-вторых, следует продолжать все время учиться. Ведь чем больше знаний мы сможем накопить, тем меньше вероятность того, что уровень нашей компетенции будет под вопросом. Даже при нехватке времени можно найти способ углубить свои знания с помощью , онлайн и оффлайн курсов, семинаров и т.д.

При желании любой может избавиться от этого состояния. Главное – сильное желание и упорство в достижении задуманного. Ведь зачастую мы сами себя самосаботируем и даже не понимаем этого. Посмотрите вот эти бесплатные видео-уроки и вы станете еще ближе к достижению вашей мечты.

Заключение

В дополнение к этой статье, я о развитии сильных сторон своего характера.

Надеюсь, вы узнали что-то новое из этой статьи и очертили для себя вектор действий в нужном вам направлении. Удачи и до встречи в следующих статьях. Всего вам хорошего!

Материал подготовила Юлия Гинцевич.

Человек живёт посредством восприятия, и всё, что он воспринимает в окружающем его мире, он воспринимает посредством своих органов чувств. Всё, что человек видит, слышит и чувствует, преобразуется в чувственные данные и поступает в его мозг, после чего он эти данные оценивает, категоризирует и посылает сознанию импульс к принятию того или иного решения, которое обуславливает его дельнейшие действия и поступки.

К примеру, если нервные окончания на пальцах пошлют мозгу человека информацию о том, что он касается огня, он мгновенно уберёт руку от его источника. Если человеку угрожает опасность, он автоматически предпринимает действия к тому, чтобы избежать её или защититься. Если человек видит, что светофор на пешеходном переходе горит красным, он не будет переходить дорогу, а дождётся зелёного.

Любые правила, на основе которых человеческий мозг принимает решения, принято называть ментальными моделями – имеющимися в его сознании представления об устройстве окружающего мира. И каждая ментальная модель требует того, чтобы человек имел чёткое представление о её соответствии реальности. Данное соответствие мы все знаем как объективность. Например, идея человека о том, что если они выбросит пустую пластиковую бутылку в урну и тем самым очистит мировой океан от загрязнения, не является объективной. Но идея о том, что прыжок в открытое море к стае акул неизбежно приведёт к летальному исходу, максимально соответствует объективности.

Но, несмотря на эту самую объективность, человеческий мозг в ряде случаев способен совершать своеобразные ошибки при восприятии реальности. В науке такие ошибки именуются , и в представленной статье мы поговорим об одном из них – метакогнитивном искажении (относящемуся к сфере того, что человек знает о себе) под названием «эффект Даннинга-Крюгера».

Эффект Даннинга-Крюгера представляет собой метакогнитивное искажение, где люди с низкими к познанию завышают их, а люди с высокими познавательными способностями, наоборот, . Говоря иначе, в сознании человека имеются определённые ментальные модели, в которые он всецело верит, даже если они не соответствуют действительности, т.е. его субъективные представления заменяют объективную реальность.

Говоря об эффекте Даннинга-Крюгера, нельзя не упомянуть историю, с которой вообще, как говорится, «всё началось».

Некогда человек по имени Макартур Уиллер, проживавший в Питтсбурге, пренебрегая любыми средствами маскировки, совершил посреди дня ограбления двух банков. Как и должно быть, в банках имелись камеры наблюдения, которые запечатлели лицо нашего героя, благодаря чему местная полиция без труда смогла его задержать. Факт того, что полицейские смогли сразу же найти Уиллера, привёл в его в недоумение, и уже после своего ареста он всё удивлялся: как же его нашли, ведь он намазал лицо лимонным соком (незадолго до этого, кто-то сказал ему, что лимонный сок делает человека невидимым для камерJ)?!

Смешно, не правда ли? Но дело в том, что Уиллер был уверен в том, что после того как он намажет своё лицо лимонным соком, камеры не смогут его «увидеть». Эта уверенность и стала причиной того, что он пошёл грабить банки без элементарной маски или хотя бы чулка на голове. Для нормального человека данная ситуация – абсурд. Но для этого грабителя его «невидимость» была неопровержимым фактом. Его необъективность была его субъективной уверенностью – это и есть частный случай эффекта Даннинга-Крюгера.

Вышеописанным событием заинтересовались два исследователя человеческого поведения – Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер – они приняли решение изучить интересный феномен более детально. Заинтересовались они, конечно, не самим ограблением банков, а разницей между действительными способностями человека и его индивидуальных их восприятием.

Впоследствии Даннинг и Крюгер выдвинули гипотезу, согласно которой, люди с низкими способностями сталкиваются с двумя видами затруднений:

Чтобы подтвердить свою гипотезу, учёные провели соответствующие исследования и с группой людей, которым сначала было необходимо выполнить тестовое задание, рассчитанное на измерение их способностей в конкретной области ( , грамматике или ), а затем предположить степень своих знаний и навыков в этой области.

Благодаря этому исследованию были получены следующие экспериментальные данные:

  • Люди с низким уровнем способностей были склонны к значительной их переоценке, причём, чем ниже был уровень способностей, тем выше была их субъективная оценка;
  • Люди с высоким уровнем способностей, наоборот, недооценивали свой потенциал. Это было во многом обусловлено тем, что если определённое задание казалось человеку простым, он считал, что оно является простым и для всех остальных людей.

После этого последовал второй этап эксперимента: участникам было предложено изучить результаты тестов остальных испытуемых, а после повторно произвести оценку своих способностей.

Люди с высоким уровнем способностей, сравнивая себя с другими, осознали, что на самом деле они лучше, чем думали о себе изначально. Исходя из этого, они скорректировали свою самооценку и в дальнейшем уже оценивали себя гораздо объективнее.

А люди с низким уровнем способностей своей самооценки отнюдь не изменили, т.к. не могли согласиться с тем, что другие люди «лучше» их, и что уровень их способностей значительно уступает уровню первых.

Выводы

Выводы исследований, проведённых Даннингом и Крюгером, состоят в следующем: некомпетентные люди, как правило, не осознают своей некомпетентности, и в значительной степени переоценивают свои способности и возможности, не признавая при этом способностей других людей, а также не изменяя своей самооценки. Именно такие люди, если так можно выразиться, «страдают» эффектом Даннинга-Крюгера. Экспериментально удалось выяснить, что некомпетентные люди принимают некомпетентные решения и делают ошибочные выводы, и их некомпетентность является преградой на пути к пониманию и признанию этих объективных фактов.

Это, в свою очередь, позволяет сделать ещё один вывод – о том, что мозг человека защищает его посредством столь приятной для него некомпетентности. И здесь будет уместно сказать о состоянии, называемом анозогнозия – отсутствием у больного критического взгляда на свое заболевание.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда человек, по какой-либо причине лишившийся какого-то органа, уверен в том, что этот орган у него всё ещё есть, и доказать реальное положение дел ему невозможно. Когда доктор разговаривает с этим человеком о тех органах, которые у него, так скажем, в наличии, коммуникация проходит вполне нормально. Однако когда разговор заходит на тему того органа, которого у человека нет, он сразу же начинает прикидываться, что не слышит доктора.

Интересно и то, что исследования активности мозга показали, что человек начинает вести себя таким образом бессознательно, т.к. его мозг автоматически блокирует информацию, которая указывает на то, что у человека имеется некий недостаток, ещё до того момента, когда она доходит до его сознания. В медицине даже имелись прецеденты, когда ослепшему человеку никак не могли объяснить, что он ослеп. Это, конечно же, самый крайний случай анозогнозии, но он свидетельствует о том, что человеческий мозг может сделать всё от него зависящее, чтобы проигнорировать информацию, которая говорит о некомпетентности его «хозяина».

Вот и в случае с «лимонным грабителем» всё сложилось подобным образом: ему было гораздо проще и приятнее считать, что видеозапись его ограбления была сфабрикована, нежели согласиться с тем, что он совершил один из самых нелепых и глупых поступков не только за свою жизнь, но и за всю историю ограблений, доказав тем самым свою необъективность и некомпетентность.

С каждым из нас может произойти нечто, когда для нашего мозга гораздо комфортнее среагировать на объективную информацию, просто её проигнорировав, оставив нас наедине со своей необъективностью и некомпетентностью. Но нужно ли это нам на самом деле? Быть может, стоит научиться смотреть правде в глаза и принимать себя такими, какие мы есть, предпринимая всё от нас зависящее, чтобы стать лучшими, какими мы только можем быть?

Выбирать только нам…

Огнепроводный шнур

Огнепрово́дный шнур (ОШ) - средство для передачи огневого импульса на капсюль-детонатор или пороховой заряд.

Существует несколько типов ОШ - фитиль, стопин, виско, бикфордов шнур.

Фитиль представляет собой хлопчатобумажную верёвку, пропитанную раствором ацетата или нитрата свинца. Скорость горения его лишь 1 см за 2-3 минуты.

Стопин пороховой - пучок хлопчатобумажных нитей, пропитанных калиевой селитрой и обмазанный снаружи сметаноподобной смесью пороховой мякоти с клеем. Скорость горения ~ 4 см/сек. Стопин был изобретён для быстрого зажигания люстр с большим количеством свечей на балах , в театрах и т.д.

Пороховой скотч - липкая с одной стороны лента, к которой тонкой дорожкой приклеены зерна пороха. Распространение получил в середине 90-х гг.XX века в качестве фитиля для запуска фейерверков. В основном применяется для одновременного или последовательного запуска наземных огненных фигур. Скорость горения от 1 до 3-х метров в секунду, в зависимости от типа используемого пороха.

Стопиновый привод - стопин пороховой, заключённый в бумажную трубку. Служит для быстрой передачи огня поскольку скорость его горения более 1 метра в секунду.

Все названные типы шнуров очень уязвимы к влаге, кроме этого, дают слабый форс пламени.

Изобретение английским инженером У. Бикфордом нового типа шнура позволило повысить надёжность передачи импульса. В бикфордовом шнуре стопин, покрытый пороховой мякотью, заключён в двойную текстильную оплётку, верхний слой которой для защиты от сырости пропитан битумом. Стопин обеспечивал устойчивость горения шнура, пороховая мякоть достаточную силу пламени, двойная оплётка гибкость и целостность сердцевины, битум, кроме защиты от сырости, также позволял пороховым газам при горении прорываться наружу, а кислороду поступать в зону горения. Собственного кислорода горючему составу не хватало, так как в нём было низкое содержание селитры - основного поставщика кислорода. Однако бикфордов шнур имеет ряд недостатков, не отвечающих современным требованиям надёжности и безопасности: он гаснет в воде, скорость горения нестабильна, битум при низких температурах трескается и теряет свои качества.

В современном огнепроводном шнуре стопин заменили направляющей нитью, скрученной из трёх хлопчатобумажных ниток, каждая из которых имеет различную пропитку. Это обеспечивает достаточно точное выдерживание скорости горения шнура. Пиротехнический состав, которым заполняется шнур, не нуждается во внешнем кислороде, поэтому шнур горит без открытого пламени.

Огнепроводный шнур (схема)

Современный огнепроводный шнур представляет собой многослойный шнур, сердцевина содержит дымный шнуровой порох с центральными направляющими нитями, каждая из которых имеет различную пропитку - это обеспечивает достаточно точное выдерживание скорости горения шнура. Оплётка из хлопчатобумажных или льняных нитей покрыта или пропитана водоизолирующей массой. Шнур при горении не нуждается во внешнем кислороде и может гореть даже в воде.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Огнепроводный шнур" в других словарях:

    Бикфордов шнур, шнур Словарь русских синонимов. огнепроводный шнур сущ., кол во синонимов: 2 бикфордов шнур (2) … Словарь синонимов

    - (бикфордов шнур) средство передачи огневого импульса для возбуждения взрыва капсюля детонатора. Представляет собой шнур, сердцевина которого изготовлена из слабо спрессованного пороха с направляющей нитью и заключена в оболочку, покрытую… … Морской словарь

    - (бикфордов шнур) служит для передачи теплового импульса капсюлю детонатору через строго определенный промежуток времени. Слабоспрессованную сердцевину изготавливают из зерен дымного пороха, оплетки покрывают водоизолирующей мастикой … Большой Энциклопедический словарь

    ОГНЕПРОВОДНЫЙ ШНУР - ОГНЕПРОВОДНЫЙ ШНУР … Большая политехническая энциклопедия

    - (a. safety fuse, blasting fuse, Bickford fuse; н. Zundschnur; ф. meche, cordeau bickford; и. mecha) предназначен для инициирования капсюля детонатора при огневом взрывании. Состоит из сердцевины из слабо спрессованного дымного пороха c… … Геологическая энциклопедия

    огнепроводный шнур - — Тематики нефтегазовая промышленность EN Bickford fuseblasting fuseigniting fusesafety fusetime delay fuse … Справочник технического переводчика

    - (бикфордов шнур), предназначен для передачи при огневом взрывании теплового импульса капсюлю детонатору через строго определённый промежуток времени. Сердцевину изготавливают из слабоспрессованных зёрен дымного пороха; оплётки покрывают… … Энциклопедический словарь

    огнепроводный шнур - padegamoji virvutė statusas T sritis chemija apibrėžtis Lėtai deganti parako šerdis, esanti nedegiame nešlampančiame apvalkale. atitikmenys: angl. Bickford rope rus. Бикфордов шнур; огнепроводный шнур ryšiai: sinonimas – Bikfordo virvutė … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

    огнепроводный шнур - Шнур с пороховой сердцевиной, служащий для передачи искры взрывчатому веществу … Словарь многих выражений

    - (Бикфордов шнур) шнур, служащий для передачи теплового импульса (пучка искр) капсюлю детонатору через строго определённый промежуток времени. Представляет собой слабоспрессованную сердцевину из зёрен дымного пороха, окруженную внутренними … Большая советская энциклопедия

Огнепроводный шнур (схема)

Типы

Существует несколько типов ОШ - фитиль, стопи́н, виско, бикфордов шнур.

Фитиль представляет собой хлопчатобумажный или льняной жгут, пропитанный селитрой или крепкой щёлочью, что даёт ему возможность медленно и устойчиво гореть без пламени со скоростью 1 см за 1-3 минуты .

Пороховой скотч - липкая с одной стороны лента, к которой тонкой дорожкой приклеены зерна пороха. Распространение получил в середине 1990-х в качестве фитиля для запуска фейерверков. В основном применяется для одновременного или последовательного запуска наземных огненных фигур. Скорость горения от 1 до 3 метров в секунду, в зависимости от типа используемого пороха.

Стопиновый привод - стопин пороховой, заключённый в бумажную трубку. Служит для быстрой передачи огня поскольку скорость его горения более 1 метра в секунду.

Все названные типы шнуров очень уязвимы к влаге, кроме этого, дают слабый форс пламени.

История

Изобретение английским инженером Уильямом Бикфордом нового типа шнура позволило повысить надёжность передачи импульса. В бикфордовом шнуре стопин, покрытый пороховой мякотью, заключён в двойную текстильную оплётку, верхний слой которой для защиты от сырости пропитан битумом. Стопин обеспечивал устойчивость горения шнура, пороховая мякоть достаточную силу пламени, двойная оплётка гибкость и целостность сердцевины, битум, кроме защиты от сырости, также позволял пороховым газам при горении прорываться наружу, а кислороду поступать в зону горения . Собственного кислорода горючему составу не хватало, так как в нём было низкое содержание селитры - основного поставщика кислорода. Однако бикфордов шнур имеет ряд недостатков, не отвечающих современным требованиям надёжности и безопасности: он гаснет в воде, скорость горения нестабильна, битум при низких температурах трескается и теряет свои качества.

В современном огнепроводном шнуре стопин заменили направляющей нитью, скрученной из трёх хлопчатобумажных ниток, каждая из которых имеет различную пропитку. Это обеспечивает достаточно точное выдерживание скорости горения шнура. Пиротехнический состав, которым заполняется шнур, не нуждается во внешнем кислороде, поэтому шнур горит без открытого пламени и может гореть даже в воде.

Огнепроводный шнур

В СССР выпускали три марки ОШ:

  • ОША - с асфальтированной оплёткой
  • ОШДА - с дважды асфальтированной оплёткой
  • ОШП - с пластиковым покрытием

Наружный диаметр ОШ 4-6 мм. Скорость горения постоянна, всегда составляет около 1 см в секунду, что позволяет подрывникам установить время до взрыва по длине шнура. Передача горения между соприкасающимися отрезками шнуров невозможна.

В бытовой пиротехнике большое распространение получил китайский огнепроводный шнур виско (visco fuse). Он состоит из двух оплеток хлопчатобумажных ниток, внутрь которых заплетён химический состав. Сверху он покрыт нитролаком. Бывает очень много различных цветов - зелёный, красный и красно-бело-синий и.т.д. Цвет виско фитиля определяет его различные характеристики горения. К примеру скорость горения зелёного шнура 1 см/сек. Данный шнур хорошо держит горение, способен гореть под водой, а также передаёт горение между соприкасающимися отрезками. Наружный диаметр шнура 1/16 дюйма.

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Огнепроводный шнур (ОШ) (рис. 81) является средством для инициирования капсюлей-детонаторов. Он состоит из прессованной пороховой сердцевины с направляющей нитью и водоизолирующей оболочки; сердцевина ОШ изготовляется из дымного пороха (75% калиевой селитры, 15% древесного угля и 10% серы). Диаметр сердцевины 0,6-2,0 мм. Один метр огнепроводного шнура содержит 6 г дымного пороха. Оболочка ОШ состоит из одной-двух внутренних и одной наружной хлопчатобумаж­ных нитяных оплеток, покрытых водоизолиру­ющей мастикой, в настоящее время наружную оболочку ОШ изготовляют из пластика (рис. 81). Скорость горения ОШ составляет 1 см/с. Отре­зок ОШ длиной 60 см должен сгорать за 60-69с.

В настоящее время ОШ выпускают трех марок: ОША - огнепроводный шнур асфальти­рованный для сухих забоев; ОШДА - огне­проводный шнур двойной асфальтированный для взрывания в сырых условиях; ОШП - огне­проводный шнур пластикатный для обводненных забоев.

ОШ выпускается отрезками длиной 10 м, которые свертываются в бухты различного диа­метра с таким расчетом, чтобы их можно было вложить одна в другую. Бухты складывают в пачки по 25 шт., завертывают в бумагу и укла­дывают по 8 бухт в ящик.

Гарантийный срок хранения ОШП и ОШДА-) лет, ОША - 1 год. Для воспламенения ОШ применяют зажигательный тлеющий фи­тиль, зажигательные свечи, отрезки ОШ («затравку»), зажигательные и электрозажигательные патроны. Одиночные шнуры можно поджи­гать спичкой.

Зажигательный фитиль (тлеющий) представляет собой медленно тлеющий шнур, состоящий из льняной или хлопчатобумажной серд­цевины, пропитанной раствором калиевой селитры и имеющий оплетку из крученой хлопчатобумажной пряжи. Зажигательный фитиль выпускают в бухтах длиной 50 м. Отрезок фитиля марок № 1а и № 16 длиной 25 см тлеет 20-25 мин, а №2- 37-62 мин.

Зажигательные свечи представляют собой бумажную гильзу диаметром 10 мм, длиной 170-200 мм, наполненную с одного конца на 2/3 горючим составом, а с другого конца на длину 50 мм инерт­ным веществом. На конце горючей части свечи имеется специальная терочная головка для зажигания от терочной пластинки. Инертную часть свечи окрашивают краской. Зажигательные свечи имеют три вида пламени: зажигательное (белое), горящее около 5-10 с, основ­ное красное, от которого зажигают ОШ, и сигнальное ярко-зеленое, показывающее окончание горения свечи. Свечи выпускают со вре­менем горения 1, 2 и 3 мин. Их упаковывают в коробки, в кото­рые вкладывают терочные пластинки для зажигания.

Билет №15

1. Объемы газов, образуемые при взрыве вв, их состав. Условия образования ядовитых газов.

Элементарный состав ВВ представлен, как правило, углеродом, водородом, кислородом и азотом. Соответственно, продукты взрыва могут состоять из следующих газов: СО 2 , СО; Н 2 О; Н 2 ; О 2 ; СН 4 ; NH 3 ; NO; NO 2 . Кроме того, в продуктах взрыва могут находиться и твердые вещества, углерод, окислы металлов, их соли и т. п.

В процессе взрывчатого превращения компонентов ВВ, и особенно аммиачной селитры, из окислов азота образуется одна лишь окись азота:

2NH 4 NO 3 →2NO +N 2 +H 2 O + 9.2 ккал/моль

Количество окиси азота в продуктах взрыва зависит в основном от кислородного баланса и детонационной способности ВВ.

При положительном Кб избыточный кислород в составе ВВ вступает во взаимодействие с соединениями азота и увеличивает выход окиси азота; а для минимального образования окислов азота, наиболее выгодным является нулевой Кб, или близкий к нулевому Кб.

От детонационной способности ВВ зависит количество непрореагировавших частиц ВВ, химическое превращение которых завершается при более низкой температуреи давлении, что способствует повышению образования окислов азота.

При вторичных реакциях, идущих в атмосфере горных выработок, окись азота окисляется кислородом воздуха и переходит в двуокись

2NO + O 2 = 2NO 2

Время перехода NO в NO 2 в зависимости от концентрации реагирующих веществ может длиться от нескольких секунд до нескольких суток. Чем выше концентрация NO в продуктах детонации, тем быстрее происходит ее переход в NO 2.

При взрыве ВВ могут протекать различные химические реакции с образованием окиси углерода:

2С + О 2 ↔2СО;

2СО+ O 2 ↔ 2С O 2

Эти реакции характеризуют образование в диссоциации углекислого газа и являются основными при взрывчатом превращении ВВ с достаточным содержанием кислорода.

Реакция 2СО+ O 2 ↔ 2С O 2 обратима:

повышение температуры вызывает смещение реакции влево, т.е. связано с увеличением количества окиси углерода;

повышение давления смещает реакцию вправо с образованием углекислого газа.

Образование ядовитых газов зависит как от энергетических, так и от физико-химических свойств ВВ и происходит при детонации зарядов, а также при вторичных химических реакциях, связанных с газификацией бумажно-парафиновой оболочкой патронов, которая является неотъемлемой частью патронированных ВВ.

Суммарный объем ядовитых газов, выраженный в условной окиси углерода, подсчитывают по формуле:

q с = q со + 6.5q NO + NO2 + 2.5q SO2 + H2S , л/кг;

где: q со – количество окиси углерода образующееся при взрыве 1 кг ВВ;

q NO + NO 2 – количество окислов азота, л/кг;

q SO 2 + H 2 S – количество сернистых газов, л/кг;

      Схемы соединения скважинных зарядов при безкапсульном взрывании (с помощью ДШ, РП-8). Изготовление промежуточных детонаторов.

Взрывание зарядов детонирующим шнуром

Этот способ применяют в основном при взрывании скважинных и камерных зарядов и его характерной особенностью является от­сутствие в зарядах капсюлей-детонаторов или электродетонаторов, вместо которых в заряды ВВ вводят боевики с отрезками детони­рующего шнура.

Достоинством этого способа является снижение опасности работ по заряжанию и особенно по ликвидации отказов, так как опасные в обращении детонаторы в зарядах отсутствуют, а так же простота монтажа взрывной сети, возможность одновременного взрывания «больших групп зарядов; упрощение технологии выполнения взрыв­ных работ; обеспечение полноты детонации зарядов большой протя­женности и рассредоточенных зарядов при прокладке детониру­ющего шнура по всей длине заряда.

Взрывная сеть состоит из магистрали, к которой подсоединяют отрезки ДШ, идущие к зарядам. Существует несколько схем соедине­ния сетей из детонирующего шнура: последовательная, когда заряды соединяют отрезками шнура один за другим; параллельно-пучковая, при которой концы отрезков ДШ, идущие от зарядов ВВ, соединяют в пучки и приращивают их к основной магистрали; параллельно-сту­пенчатая, когда вдоль всего фронта зарядов прокладывают маги­страль, к которой приращивают отрезки детонирующего шнура, идущие к зарядам.

Детонирующий шнур разрезают на отрезки требуемой длины до введения его в заряд. Шнур, введенный в заряд, резать запрещается. Соединения отрезков детонирующего шнура между собой и с маги­стралью называются сростками. Способы выполнения сростков показаны на рис. 161. Соединение внакладку (рис. 161, а) делается на длине не менее 10 см, при этом шнуры должны плотно прилегать друг к другу.

Скрепление производят изоляционной лен­той, тесьмой или шпагатом, которые плотно оборачивают вокруг шнуров, при этом конец ответвления должен быть направлен на­встречу детонационной волне.

Соединение морским узлом (рис. 161, б) применяют как при сра­щивании двух отрезков, так и при присоединении отрезков к маги­страли; узлы необходимо туго затягивать.

Соединение магистрального детонирующего шнура с капсюлем-детонатором, электродетонатором или КЗДШ (рис. 161, е), предна­значенными для возбуждения детонации шнура выполняют внакладку на расстоянии не менее 10-15 см от конца шнура, причем, скре­пление производят изоляционной лентой или шпагатом.

При монтаже сети детонирующего шнура нельзя допускать витков и скруток и в то же время нельзя туго натягивать отрезки шнура. Следует избегать пересечений детонирующего шнура при монтаже сети. В случае необходимости пересечения шнуров, между ними необходимо помещать прокладку из грунта или дерева толщиной не менее 10 см.

При температуре воздуха +30° С и выше, сети детонирующего шнура ДШ-А и ДШ-Б необходимо защищать от воздействия пря­мых солнечных лучей. Для получения коротких замедлений между зарядами, взрываемыми с помощью ДШ,применяют пиротехнические замедлители КЗДШ – 58 и КЗДШ – 62-2 . включаемые в разрыв сети ДШ.

Реле пиро­техничес­кое РП-8М (двухсто­роннего действия применяются на земной поверх­ности и в подзем­ных выработках, не опасных по газу или пыли, при тем­пературе от -35 до +50 °С

Конструкция КЗДШ – 58 предусматривает замедления 10, 20, 35 и 50 мс с разбросом по времени замедления от ± 4 до ± 7 мс.

Замедлитель КЗДШ – 58 передает детонацию только в одном направлении, что требует повышенного внимания при монтаже сети.

В настоящее время применяют пиротехнические замедлители двухстороннего действия КЗДШ- 62 – 2.

При взрывании скважинных и камерных зарядов сети детониру­ющего шнура обычно дублируют. Взрывание основной и дублирующей сетей производят одновременно от одного или нескольких де­тонаторов, связанных вместе.

Схемы взрывания с помощью ДШ: диагональная, врубовая.

Схемы короткозамедленного взрывания при отбойке руды в ка­мерах:

а - через одну; б - волновая; в - порядная; г - порядная волновая; д - врубовая диагональная

При взрывании применяют различные схемы КЗВ. Наиболее перспективны схемы волновая и врубовая с увеличен­ным коэффициентом сближения заряда, при которых за счет меньших ЛНС и соударения кусков при разлете происходит бо­лее интенсивное дробление руды. Интервал замедления между скважинами (рядами) принимают 25-50 мс.