Электрооборудование

Время горения огнепроводного шнура. Инженерная подготовка

Время горения огнепроводного шнура. Инженерная подготовка

«Чужая работа всегда кажется легкой», «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю» (или, как говорил Сократ, «Я знаю, что ничего не знаю»). Эти и многие другие подобные фразы отражают такую особенность нашего восприятия, которая по-научному называется эффект Даннинга — Крюгера . Эта когнитивная ошибка была описана в 1999 году американскими социальными психологами Дэвидом Даннингом (David Dunning) и Джастином Крюгером (Justin Kruger). В чем же заключается этот парадокс, как он работает и почему о нем полезно помнить?

В чем эффект Даннинга — Крюгера?

Эффект Даннинга — Крюгера – это искаженное восприятие собственных способностей и знаний в той или иной области. Люди, которые на самом деле обладают низким уровнем знаний и/или способностей по теме, склонны их переоценивать. Те же, чьи знания, умения и навыки значительны, напротив, принижают их.

Конечно, сам по себе закон Даннинга — Крюгера был известен задолго до этих двух ученых. Подтверждением служит уже то, что отражающие данный парадокс фразы можно найти в очень древних трудах и учениях, включая не только Сократа, но и, например, Конфуция. Однако именно Даннинг и Крюгер провели несколько социологических исследований, представили выводы и описали эффект с научной точки зрения.

Чем объясняется этот парадокс?

С одной стороны, парадокс Даннинга — Крюгера можно объяснить тем, что если вы не знаете обсуждаемую тему, вы представляете ее в общих чертах и в общих же чертах оцениваете свои знания. Но чем больше вы погружаетесь в ту или иную область, тем больше деталей вам открывается и тем отчетливее вы понимаете, как мало знаете . Упрощенный пример: разведение костра. Казалось бы, дрова положил, спичку поднес – готово. Однако когда вы сами пытаетесь разжечь его, то узнаете, что газеты, тонкие и толстые ветки надо сложить в определенном порядке, и поджигать костер нужно не абы как, а чтобы веточки схватились. Да и подкладывать дрова тоже надо правильно.

Даннинг и Крюгер также отмечали, что люди, не сведущие в рассматриваемой теме, в силу низкого уровня знаний не могут осознавать свои ошибки (подробнее об этом мы говорим ).
Следовательно, они не могут давать профессиональные оценки своим суждениям, и это также мешает соотнести собственный уровень с уровнем профессионалов.

С другой стороны, если вы профессионал и с легкостью решаете различные задачки из вашей области, то можете просто не понять, почему у кого-то они вызывают затруднения – для вас это очень легко. Вот одна из причин, почему профессионал склонен преуменьшать свои знания и навыки – он не видит в них ничего особенного. Часто это становится побудительным мотивом к самосовершенствованию, дальнейшему обучению, расширению знаний и т.д., что в результате делает компетентного человека еще более компетентным . И это очень позитивное следствие парадокса Даннинга — Крюгера. Другие следствия мы рассмотрим ниже.

Несколько важных выводов из эффекта Даннинга — Крюгера

Помимо стремления компетентных людей к совершенствованию, самые главные практические выводы, которые можно сделать из исследований Даннинга и Крюгера, касаются людей некомпетентных. Так, лица с низким уровнем знаний по теме:

  • не способны оценить собственный уровень незнания/некомпетентности и обязательно завышают его;
  • не способны оценить уровень знания/незнания, компетентности/некомпетентности других;
  • не способны понять свои ошибки и оценить результат работы в целом.

Последний пункт стоит того, чтобы разобрать его подробнее.

Эффект Даннинга — Крюгера: оценка ошибок и результатов

Вроде все логично: чтобы понять, где закралась ошибка и насколько хорош результат, нужно обладать соответствующим уровнем знаний. На практике же такая логика не работает. Представим, что вы поклеили обои, совершенно не разбираясь в вопросе, а они отвалились через день. Почему? Вы вряд ли сможете понять, в чем проблема – в некачественном клее, в плохих обоях или же в том, что вы нарушили технологический процесс. Из-за того что люди с низким уровнем знаний/компетенций переоценивают их, они не сомневаются в том, что все сделали правильно . Как следствие, они часто сваливают все на некачественные материалы и инструменты (из перечисленных в нашем примере вариантов остаются некачественный клей и плохие обои). То есть перед нами наглядный пример народной мудрости «У плохого танцора всегда пол виноват».

Другая часть той же проблемы – оценка результата . Она становится особенно актуальной в тех вопросах, где допустимы необъективные оценки.
Например, доступность фототехники (в том числе профессиональной) обусловила появление множества «профессиональных фотографов», не знающих понятий «выдержка» и «экспозиция». При этом в силу низкой компетентности они не видят композиционных просчетов или плохую работу со светом, считая свои снимки гениальными.

То же самое касается некачественного дизайна, текстов, образовательных программ и многих других вопросов, когда несведущие люди пытаются влезть в чуждую им область. Страдают из-за этого не только те, кто получает некачественный результат (и возможно также не способен оценить его), но и мастера данной области – их труд обесценивается как в финансовом, так и в профессиональном планах. И это не говоря об «авторитетных» обсуждениях диагнозов в очереди в поликлинике или иных проявлениях данного парадокса, которые могут затрагивать важные вопросы здоровья, благополучия и т.д.

Даннинг и Крюгер установили, что при погружении в тему оценка собственного уровня знаний меняется, даже если практических навыков при этом не прибавляется . Поясним на примере. Во многих фильмах можно увидеть, как главный герой сажает самолет в сложных условиях, просто слушая команды диспетчера. Допустим, мы спросим человека на улице, способен ли он посадить самолет без автопилота в сложных условиях только с помощью подсказок? Переоценивая свои способности и исходя из подобных фильмов, наш респондент может ответить: «Почему нет?» Затем мы знакомим человека с тем, как правильно сажать самолет, что для этого нужно знать и уметь, какие факторы нужно учитывать. В результате компетенций и навыков у человека не прибавляется, а вот уверенность в том, что посадка пройдет гладко, упадет на глазах.

Применение закона Даннинга — Крюгера на практике

Синдром Даннинга — Крюгера касается практически всех сторон нашей жизни, когда мы сталкиваемся с областями, в которых не сильны . Это могут быть как многочисленные рабочие вопросы, так и нерабочие – готовка, изучение языков и др. Помнить о данном эффекте стоит во всех случаях: когда кто-то оценивает вашу работу, когда вы сами погружаетесь в малознакомую область или когда пытаетесь оценить чужое «погружение».

В первую очередь важно всегда вооружаться здравым смыслом и помнить, что этот эффект распространяется и на вас тоже . Вы можете подтянуть уровень знаний в нужной теме,
но задавайте себе вопрос: достаточно ли их, чтобы давать верные оценки. Если нет, обратитесь к тому, у кого достаточно. Например, не объясняйте врачу, как именно ему вас лечить, если ваша подготовка ограничивается только несколькими статьями, прочитанными на ресурсах сомнительной авторитетности. Если вы не уверены в диагнозе или терапии, лучше попросите второе мнение у другого специалиста.

Важно также не поддаваться на чужие «провокации» . Под ними мы понимаем ситуации, когда кто-то яро заверяет вас в своем высоком профессионализме. Это особенно важно в ситуациях, когда вы ищите исполнителей или нанимаете кого-то на работу. Вы можете столкнуться с людьми, которые искренне, но совершенно безосновательно считают себя специалистами, не говоря уже об обманщиках или обладателей безмерного эго. Однако также перед вами может быть и профессионал, которого не стоит упускать. Если сами вы не в состоянии дать верную оценку, лучше обратиться к эксперту в соответствующей сфере.

Если вы ищете профессионалов в своей области, мы бы не советовали устраивать для них проверки с каверзными вопросами, если вы не в состоянии оценить ни вопрос, ни ответ. Известен такой не самый удачный HR-прием – заранее поискать вопрос на засыпку, на собеседовании задать его кандидату и свериться с заранее же написанной шпаргалкой. Но вам могут дать более полный или более краткий ответ (но тоже верный), рассказать о том же другими словами или, например, привести свежие данные (тогда как в вашей шпаргалке устаревшие). А может быть, ваш вопрос сформулирован некорректно? Если ваших знаний не хватает для верной оценки, не стоит ставить себя же в неловкое положение.

И в заключение забавная лекция TedEx от Дэвида Даннинга «Почему некомпетентные люди думают, что они потрясающие» (David Dunning «Why incompetent people think they’re amazing»). Видео представлено на английском языке с русскими субтитрами.

При изготовлении разнообразных пиротехнических устройств без хорошего запала не обойтись! Некачественный фитиль может не только потухнуть, не обеспечив срабатывание устройства (бомбочка, петарда и т.д.), но и сгореть быстрее, чем планировалось, поставив под угрозу безопасность! Поэтому к изготовлению фитиля своими руками следует подойти с полной серьезностью и ответственностью.

Идеальный фитиль обладает устойчивым и равномерным горением, прострелы и самопроизвольное затухание отсутствуют. Весьма желательно, чтобы фитиль был лёгок в изготовлении, но надёжен и обеспечивал требуемую водостойкость.

Все фитили, изготавливаемые в домашних условиях, можно примерно разделить по надёжности на две основные группы: ненадёжные и надёжные. Рассмотрим эти группы поподробнее.

Ненадёжные фитили

Тут всё понятно сразу из названия. Это насколько простые в изготовлении фитили, настолько и ненадёжные. Основные представители этой группы: серная полоска и селитрованная бумага.

Серная полоска

Серная полоска изготавливается из спичечных головок. Отрезается плоска бумаги шириной полтора-два сантиметра. Затем тщательно отделяем спичечные головки в количестве двух коробков. Важно следить чтобы сера не крошилась и не отваливалась от спички. И, одну за одной, вплотную выкладываем их в ряд на подготовленной бумаге. В конце, там где серная полоска будет контактировать с пиротехническим устройством, нужно положить больше спичечных головок. Закрываем сверху такой же полоской бумаги и заклеиваем с обеих сторон узким канцелярским скотчем.
Недостаток серной полоски состоит в том, что скотч при горении плавится и может перекрыть распространение огня. Опыты показали, что это происходит примерно в 3 случаях из 10. 70% надежности… решайте сами использовать серную полоску или нет, а пока мы относим её к группе ненадёжных фитилей.

Селитрованная бумага

Пожалуй, один из самых простых вариантов фитилей. Здесь мы не будем останавливаться на ней подробно, ведь её описанию посвящена отдельная статья на нашем сайте: Селитрованная бумага . А пока укажем основной недостаток селитрованной бумаги — она очень гигроскопична, проще говоря, сильно впитывает влагу из окружающего воздуха, поэтому очень важно, во-первых, правильно хранить селитрованную бумагу, а во-вторых, использовать её только в сухую погоду. Похожим образом изготавливается селитрованный шнур. Берется насыщенный раствор калиевой или натриевой селитры и в нём около 10 секунд замачивается шнур. Потом сушится и хранится также как селитрованная бумага, при этом обладает своими достоинствами: легко сгибается и почти не ограничен длиной, в отличие от бумаги.

Надёжные фитили

Наиболее приемлемые в самодельной пиротехнике фитили. Все они почти одинаково хороши, какой выбрать — нужно смотреть по ситуации. Посмотрим как изготовить надёжный запал.

Охотничьи или походные спички

Особые спички, отличаются от обычных более крупной головкой и обмазаны специальным горючим материалом, который не дает спичке потухнуть, по всей своей длине. Такая спичка горит с постоянной скоростью, не тухнет, время сгорания около 20 секунд. Прекрасно подойдёт как короткий, но надёжный фитиль.

Зажигательный шнур

Зажигательный шнур изготавливается из куска бельевой веревки нужной длины. Также понадобится немного чёрного пороха. Приготовим из него кашицу, постепенно добавляя воду в порох и перетирая получающуюся смесь. Должна получится смесь консистенции сметаны средней жирности. Этой кашицей тщательно обмазывается веревка и сушится вдали от открытых источников огня.
Такой запал горит очень стабильно, но быстро, поэтому следует делать фитили длиной не менее полуметра.

Зажигательная трубка

Зажигательная трубка — лучший фитиль, ведь он способен выполнить свою задачу в любых погодных условиях и даже под водой! Устройство зажигательной трубки тоже достаточно простое. Он представляет собой любую трубочку небольшого диаметра, внутрь которой набивается чёрный порох. В качестве трубочки можно использовать соломинку для коктейлей, один конец которой закупорен каплей клея. Порох следует набивать достаточно плотно, по частям и трамбуя каждую засыпку. Такой фитиль имеет стабильное горение и почти не зависит от внешних условий. Опыты показали, что 20 сантиметров зажигательной трубки сгорают примерно за минуту, т.е. длиной трубки легко варьировать нужное время замедления.

Вначале для удаленного подрыва взрывчатых веществ использовали примитивные способы, например, прокладывали к заряду пороховые дорожки. Но такой способ не был эффективным, поскольку во многом зависел от внешних условий. Да и рассчитать время, которое требуется для подрыва, было практически невозможно, ведь открытый порох горел с переменной скоростью.

Решил эту задачу английский кожевник Уильям Бикфорд, человек, который не имел отношения к военному делу. В местах, где он жил и вел торговлю кожей, в изобилии имелись рудные шахты. Бикфорду не раз приходилось выслушивать от горняков жалобы на ненадежные фитили, которые применялись в шахтах для подрыва породы. Несчастные случаи, причиной которых было неумелое использование взрывчатки, в горных разработках были привычным явлением.

Как-то раз Бикфорд гостил у своего друга, занимавшегося изготовлением канатов. Кожевник обратил внимание на то, что прочные канаты состоят из множества переплетенных между собой отдельных волокон. И тут же ему пришла в голову мысль: чтобы создать безопасный и надежный фитиль для взрывных работ, требуется насыпать порох в пустотелую оплетку из веревок.

Бикфорд приступил к опытам. В результате множества экспериментов был создан шнур, имевший двойную оплетку. Навивка слоев при этом шла в разные стороны. Для защиты содержимого шнура от влаги изобретатель использовал лак и специальную смолу. Традиционный пушечный порох Бикфорд заменил на другой, имевший более длительное время горения. Так появился первый бикфордов шнур, нашедший применение не только в горнорудной промышленности, но и в военном деле.

Вторая жизнь бикфордова шнура

Впоследствии бикфордов шнур не раз подвергался усовершенствованиям. Вместо поджигания конца шнура спичками стали использовать особые безопасные воспламенители. Чтобы зажечь фитиль, теперь было достаточно дернуть за вытяжной шнурок или выдернуть чеку. Таким способом запалить шнур было можно в дождливую погоду и при сильном ветре. Но под водой бикфордов шнур гореть, увы, пока еще не мог.

В годы Второй мировой войны военные инженеры решили и эту задачу, попутно добившись более стабильной скорости горения. Теперь взрывные работы можно было вести и под водой, не опасаясь, что в самый ответственный момент запал погаснет. Придание шнуру герметичности стало сильным шагом, хотя для этого изобретателям пришлось отказаться от использования черного пороха и перепробовать множество конструкций оплетки.

В современном военном деле и в промышленных подрывных работах бикфордов шнур, получивший название огнепроводного, применяется сравнительно редко. Его используют в тех случаях, когда не годится более совершенный электрический способ подрыва. Увидеть в работе традиционный бикфордов шнур можно теперь чаще всего в исторических фильмах.

Огнепроводный шнур (ОШ) предназначается для возбуждения взрыва капсюлей - детонатора в зажигательных трубках и воспламенения зарядов дымного пороха.

В зависимости от вида оболочки огнепроводный шнур выпускается трех марок: ОШП, ОШДА, ОША.

В названии “ОШП” буква “П” обозначает материал внешней оболочки. Наружный диаметр ОШП 5-6 мм. Скорость горения ОШП на воздухе 1 м/с или чуть меньше (60 см ОШП должны сгорать за 60-70 с). ОШП горит и под водой, где скорость его горения выше, чем на воздухе, причем чем глубже, тем быстрее шнур горит (из-за увеличения давления на глубине). На глубине 5 м увеличение скорости горения ОШП обычно 20-30%, но иногда может достигать 50%. ОШП может гореть под водой и на большей глубине, но тогда скорость горения его непредсказуема, возможны пробои, т.е. практически мгновенное прогорание участков шнура, поэтому на глубинах более 5 м ОШП не используют. ОШП хранится в бухтах по 10 м разных диаметров, концы шнура в бухтах обычно пропитаны или залеплены воском для предотвращения отсыревания пороховой сердцевины при неудовлетворительном хранении шнура.

Уже сняты со снабжения войск, но в военное время могут применяться (так как имеются в гражданской промышленности) огнепроводные шнуры марок ОША и ОШДА -асфальтированный и двойной асфальтированный, отличающиеся от ОШП оболочкой. ОША имеет оболочку из хлопчатобумажных или льняных нитей, пропитанных асфальтовой мастикой (гудроном), поэтому цвет шнура - серо-черный. Несмотря на такую пропитку, этот шнур не применяют в сырых местах под водой.

ОШДА при таком же диаметре, как и ОША, и не отличаясь внешне, имеет двойную асфальтовую оболочку, поэтому ее водоизолирующие способности выше, чем у ОША, и шнур ОШДА может применяться под водой. Все характеристики ОША и ОШДА такие же, как ОШП (за исключением неприменения ОША под водой).

Выпускается также огнепроводный шнур ОШП-МГ (медленного горения) в пластикатовой оболочке серовато-голубого цвета. Его сердцевина не пороховая, а имеет многокомпонентный состав желтого цвета. Скорость горения ОШП-МГ - 1 см в 3 с. Самостоятельно этот шнур не применяется, только в составе некоторых зажигательных труб промышленного изготовления, ибо ОШП-МГ дороже в производстве, а так как интенсивность горения его ниже, чем у рассмотренных аналогов,- воспламенить его обычным способом труднее.

Правила хранения – хранить шнур нужно в сухих прохладных местах и защищать:

· от сырости – путем заделки концов (воском, мастикой, изолентой), так как его сердцевина отсыревает и становится непригодной

· от жары – так как слишком нагревшийся шнур теряет герметичность вследствии образования вздутий на оболочке

· от соприкосновения с маслами, жирами, бензином или керосином, которые повреждают оболочку

· от механических воздействий, которые могут повредить оболочку или нарушить целостность пороховой сердцевины

При применении ОШ на морозе следует избегать перегибов шнура, так как это может привести к излому.

Перед употреблением ОШ осматривают, и если на поверхности его оболочки обнаруживаются трещины, переломы, следы подмочки, разлохмачивание и другие неисправности, то такой шнур считается непригодным для работы; концы шнура в бухте длиной по 10-15 см обрезаются.

Для проверки скорости горения шнура с конца круга отрезают 2-3 см шнура и уничтожают. Затем отрезают один отрезок длиной 60 см. и поджигают его сердцевину, замеряя время горения отрезка по секундомеру. Время горения отрезка должно составлять 60-70 секунд. Шнур, затухший при испытании и показавший скорость горения менее 60 и более 70 секунд к применению не допускается.

Назначение детонирующего шнура, марки шнура, устройство шнура, скорость детонации шнура, инициинирование детонирующего шнура, сущность безкапсюльного способа взрывания, требования безопасности при обращении с ДШ.

ДШ предназначается для осуществления одновременного взрыва нескольких зарядов, например, при подрывании мостов, зданий…, а также для безкапсюльного взрывания ВВ, заложенных в труднодоступных местах.

В зависимости от вида влагоизолирующей оболочки ДШ подразделяется на марки : ДШ-Б и ДШ-В

· оболочка ДШ-Б представляет собой слой влагоизолирующей мастики, поверз которой навиты красные нити

· оболочка ДШ-В является более водонепроницаемой и выполнена из пластиката красного цвета

ДШ состоит из сердцевины бризантного ВВ (тэна) с двумя направляющими нитями и ряда внутренних и внешних оплеток, покрытых влагоизолирующей оболочкой.