Измерительные

Автоматизация здания. Автоматизация инженерных систем зданий и сооружений

Автоматизация здания. Автоматизация инженерных систем зданий и сооружений

Граждане РФ наделены большим количеством прав в отношении выбора органов власти, формирования состава структур местного самоуправления и даже внесения изменений в Конституцию страны. С точки зрения содержания законов, регулирующих выборы в России, наша страна - одна из наиболее демократических в мире. Конечно, нам далеко до Швейцарии с ее прямой демократией, но государство дает россиянам все ресурсы для полноценного народного управления страной.

Что такое избирательное право

Избирательное право - это система законов, регулирующих то, как должны проводиться выборы в различного уровня органы власти, либо как таковое право граждан страны или города участвовать в выборном процессе на правах голосующего или же в статусе кандидата. В обоих значениях избирательное право может касаться, к примеру, выборов в Госдуму, выборов президента России, региональных и муниципальных руководителей.

Трактовка термина «избирательное право», связанная с участием граждан в выборах, подразумевает пассивный его вид и активный. Первый - это когда человек становится кандидатом на некую управленческую или политическую должность. Второй - когда выбирает сам. Иногда подобную классификацию называют делением на когда человек выбирает кого-то, и субъективное, когда он становится кандидатом. Ключевой признак любого права - наличие ограничений для одних лиц и отсутствие таковых для других. Так и в случае с избирательным правом: не все граждане и не все лица, имеющие физический доступ к выборам, наделены возможностью голосовать или быть кандидатами.

Основы избирательного права в России

Главы муниципальных образований, субъектов федерации, депутаты советов и Госдумы, мэры, президент России - все они выбираются (если какие-либо федеральные и региональные законы при отсутствии противоречий с другими актами не допускают иного) гражданами на основе всеобщих, равных и свободных выборов при соблюдении тайны голосования. Избирательное право в РФ базируется на специфическом законодательстве, которое подразделяют на несколько уровней. Это федеральные законы (ФЗ) об избирательном праве, региональные и муниципальные акты.

Выборы в России всеобщие, то есть любой гражданин наделен правом избирать и быть избранным. Некоторый ценз есть, но он имеет вполне разумную основу: голосовать (то есть использовать активное или субъективное избирательное право) могут только совершеннолетние граждане (старше 18 лет), быть кандидатами (использовать пассивное или объективное право) - лица, которым исполнился 21 год. Законами не разрешается голосовать и быть избранными гражданам, признанным в судебном порядке недееспособными, а также отбывающим наказание в местах лишения свободы. Всеобщность права в России означает, что гражданин, которому компетентные органы отказали в допуске к выборам, может обжаловать это в суде и рассчитывать на получение ответа не позднее, чем через два дня.

Главные источники избирательного права в России

Избирательное право - это явление, опирающееся на законы. Ключевыми для России являются следующие. Во-первых, это Конституция РФ, главный закон страны. Во-вторых, это ФЗ «О референдуме», регулирующий механизмы общенационального волеизъявления по вопросам, связанным со статусом всей страны. В-третьих, это федеральные законы, которые регламентируют выборы в органы власти, а также разъясняют ключевые положения избирательного права граждан России. В числе таковых федеральный закон «О выборах Президента», «Об обеспечении РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В-четвертых, к источникам избирательного права в России относятся локальные акты исполнительных лиц, возглавляющих региональные органы власти и муниципалитеты. Иногда реализация избирательного права становится прерогативой Госдумы и Центризбиркома, которые при необходимости выносят актуальные постановления.

Избирательные права россиян

Гарантии избирательных прав граждан в современных государствах приобретают характер системы, подконтрольной ряду специфических законов. Они определяют порядок, в соответствии с которым происходит выбор должностных лиц либо политических организаций для представительства интересов граждан в различных органах власти. Есть отдельный закон, регулирующий эти демократические процедуры - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В числе важнейших, практически значимых и нужных гражданам гарантий юристы отмечают следующие. Во-первых, это политические гарантии. Они связаны с многообразием идеологий, равенством людей, объединенных общностью интересов перед законом, свободой агитации, привлечением независимых наблюдателей. Во-вторых, это материальные гарантии избирательных прав: расходы на проведение выборов разных уровней возлагаются на бюджет страны, региона или муниципалитета. В-третьих, это собственно правовые гарантии, призванные обеспечить легитимность выборов. Граждане в соответствии с этими гарантиями могут обжаловать действия разных должностных лиц, участвующих в организации голосования и подсчетах результатов.

в России

Избирательное право - это своего рода механизм. Устойчивость его работы предполагает следование некоторым стандартам. В числе таковых, например, формат избирательных систем. В России их два - мажоритарный и пропорциональный. В рамках первого выборы проводятся по одномандатным либо многомандатным округам. Итоги голосования подсчитываются, исходя из большинства голосов, отданных за кандидата или кандидатов. Может применяться правило абсолютного большинства, когда для победы кандидату нужно набрать более 50% голосов, или относительного, когда выигрывает тот, кто получает хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

Пропорциональный формат - это когда избиратели голосуют за списки кандидатов, формируемые политическими объединениями (партиями или блоками). характерна для выборов президента России, глав субъектов федерации, мэров. Пропорциональный формат применяется при выборах в Госдуму или локальные представительные органы власти. Однако в некоторых регионах есть прецеденты избрания депутатов в органы местного самоуправления и по мажоритарной системе.

Конкретные форматы избирательных систем устанавливаются законами разного уровня. Если речь идет о выборах президента или депутатов Госдумы, то здесь применяются нормы федерального уровня. В свою очередь при выборах, проводимых в субъектах РФ, в муниципалитетах на первый план выходят локальные нормы законодательства, но только в том случае, если они не противоречат федеральным законам и Конституции страны. Любые законы, касающиеся регулирования процедур проведения выборов, должны соответствовать ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», о котором говорилось выше.

Кто и как меняет Конституцию

Как было сказано выше, Конституция РФ - это главный закон страны. Все нижестоящие обязаны ему соответствовать. Конституция может быть пересмотрена частично (только в 1, 2, и 9 главах), в нее могут вноситься поправки (с 3-8 главы).

Кто наделен полномочиями вносить предложения о поправках в текст Конституции или о пересмотре отдельных ее частей? Этим правом обладает множество органов власти: президент, Госдума, Совет Федерации, Правительство России, представительные органы регионов. Конкретный ход пересмотра частей Конституции будет зависеть от того, какой именно орган власти проявил инициативу. Факт: непосредственное участие в изменении Конституции страны могут принимать сами граждане.

Например, если более 60% голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы высказались за пересмотр положений Конституции, то сразу же созывается Конституционное Собрание. Его участники могут принять одно из двух решений: оставить главный закон страны без изменений либо разработать новый проект. И здесь-то к процессу могут подключиться граждане России. Если две трети состава не смогут определиться с решением, то это предлагается сделать россиянам. Для принятия нового проекта Конституции нужно, чтобы «за» проголосовало более половины граждан, а явка превысила 50%. Избирательное право в РФ - это также и возможность жителей страны принимать или менять основной закон.

Другой пример - рассмотрение законопроекта о внесении в Конституцию поправок в главы с 3 по 8 Госдумой. Это происходит в трех чтениях, что очень похоже на процедуру принятия федеральных законов. Одобрить поправки должно не менее двух третей депутатов. После прохождения трех чтений законопроект переходит на обсуждение в Совет Федерации и там проголосовать «за» должны три четверти членов. Если это происходит, то законопроект публикуется в официальных изданиях, и с ним могут ознакомиться граждане. Одновременно он направляется в представительные органы субъектов Федерации. Чтобы законопроект стал полноценным законом, нужно, чтобы две трети региональных органов власти одобрили его. Если и это происходит, акт направляется на подписание президенту России.

Выборы в Госдуму

Российская система избирательного права подразумевает несколько разных Один них - избрание депутатов нижней палаты Парламента России (Государственной Думы). Эта процедура регулируется ФЗ «О выборах депутатов». Согласно данному акту, депутаты Госдумы избираются гражданами при соблюдении тайного голосования. В нижнюю палату Парламента всегда избирается 450 депутатов. Выбор происходит на федеральном уровне пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов от партий. То есть нельзя проголосовать за конкретного человека, а только за политическое объединение, в котором он зарегистрирован. Получив такой-то процент голосов, партия получает пропорциональное от числа 450 количество мест в Госдуме.

Выбирать депутатов могут граждане России, которым исполнилось 18 лет. Также совершеннолетние россияне могут участвовать в формировании партийных списков кандидатов, агитировать, наблюдать за тем, как идут выборы, как работают избиркомы (в том числе осуществляя контроль над подсчетом результатов). Граждане, которым исполнился 21 год, могут сами попробовать себя в качестве кандидатов на выборах в Госдуму.

Выборы депутатов нижней палаты Парламента назначаются президентом страны. Глава государства должен дать добро не позднее, чем за 90 дней до даты голосования (первое воскресенье того месяца, когда истек срок полномочий Госдумы текущего созыва).

Важнейшую, если не ключевую роль в выборах депутатов Госдумы играют избирательные комиссии. Они реализуют ход голосования на локальных участках - в городах и селах. При выборах в Госдуму любая партия может привлекать в избиркомы своих представителей. Их трое: член комиссии с правом решающего голоса, лицо, уполномоченное давать совещательный голос, наблюдатель. Каждый из них наделен определенным кругом функций. Права члена избирательной комиссии закреплены законом. Посмотрим, что может, к примеру, наблюдатель. Во-первых, он следит за корректностью подсчета голосов. Во-вторых, он вправе рассматривать бюллетени на предмет их целостности, правильности отметок «за» или «против». Он может наблюдать за корректностью составления протокола, отражающего итоги голосования, знакомиться с другими документами, относящимися к выборам.

Что такое прямая демократия

Есть такое явление - прямое избирательное право. Оно представляет собой процедуру, когда законы принимает не представительный орган (Совет или Дума), а сами жители страны или политического образования. Методы здесь могут быть разные: съезды, форумы и т.п. Исторически прямая демократия предшествовала представительной. Эта форма управления государства практиковалась во времена античных цивилизаций, в (в том числе на Руси в виде народного вече).

Сейчас прямая демократия встречается разве что на уровне небольших коллективов (скажем, при выборе старосты в университетской группе). Есть элементы прямого народного правления и в некоторых муниципалитетах, например, в израильских кибуцах, в швейцарских кантонах (плюс в рамках проходящих в Швейцарии национальных референдумов).

Пример прямой демократии в Швейцарии

Рассмотрим швейцарскую модель прямой демократии. Вот пример, когда гарантированное институтами прямой демократии избирательное право - это инструмент влияния на национальную политику. Недавно в стране проводился референдум, где решался вопрос об ужесточении иммиграционной политики. За то, чтобы принять более строгие законы, проголосовало 78,8% швейцарцев. В итоге осенью 2015 года потенциальным мигрантам будет сложнее натурализоваться в этой европейской стране: будут, например, созданы особые лагеря для проверки личностей беженцев. по признанию ряда аналитиков, показал остальному миру, насколько эффективна и близка народу, его настроениям прямая демократия, а также то, насколько широкими могут быть избирательные права граждан.

История швейцарского народовластия, как считает большинство историков, берет отсчет с XVI века. Тогда появились органы самоуправления под названием «ландсгемайнде», контролировавшие жизнь местных общин. Право голоса имели только мужчины, обладающие правом носить с собой оружие. Следующий шаг к появлению прямой швейцарской демократии - первый референдум, состоявшийся в мае 1802 года. Тогда была утверждена конституция Гельветической республики.

Сейчас любой гражданин Швейцарии может, во-первых, голосовать, а во-вторых - инициировать общенациональное обсуждение того или иного законопроекта, внесение изменений в текущие акты, кодексы или даже Конституцию страны. Правда, понадобится собрать немалое количество подписей для того, чтобы инициатива была зарегистрирована. Конкретное их количество зависит от типов референдума. В Швейцарии их два - факультативный (для него нужно 50 тысяч подписей) и обязательный (100 000 подписей).

Такое различие объясняется просто: факультативный референдум - это обычно процесс против принятого парламентским путем закона, то есть для инициирования факультативного референдума должны возникнуть определенные условия, а обязательный референдум - это процесс «с чистого листа», для которого соблюдения особых условий не требуется.

Выборы президента России

Россия, как считают многие эксперты - президентская республика. То есть должность главы государства здесь не номинальна (как, например, в ФРГ), президент де-юре и де-факто сосредотачивает в своих руках огромные властные полномочия, и потому российское избирательное право наделяет процедуру выбора главы государства рядом особых признаков, отличающих данный процесс от избрания, скажем, депутатов Госдумы.

Закон о выборах гласит, что президентом России не может стать гражданин моложе 35 лет (в случае с выборами в Госдуму возрастной ценз - 21 год). Это обусловлено особой ролью и высокой ответственностью избираемого главы государства. Также кандидат на должность президента России должен не менее десяти лет прожить в своей стране. Касательно этого ценза есть две трактовки. Одни юристы уверены, что десять лет проживания можно получить, суммируя разные периоды нахождения в России. Другие полагают, что надо жить непрерывно.

Если на выборах в Госдуму одна и та же партия может занимать хоть все 450 мест сколько угодно раз подряд, то президентом России можно стать только два раза кряду. Есть мнение, что ограниченное количество переизбраний главы государства может воспрепятствовать авторитаризму. Смена личностей на должности президента, как полагают некоторые политологи, - условие мирного, законного поведения оппозиции, у которой всегда есть шанс выставить на выборах своего кандидата и победить. В противном случае оппозиция может устроить государственный переворот. Конституция России позволяет одному и тому же человеку занимать президентский пост трижды, четырежды и большее количество раз, но только не дважды подряд.

Выборы главы российского государства назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 120 дней до даты голосования. Так же как и в случае с выборами депутатов Госдумы, голосование происходит в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий президента. К слову, Совет Федерации может и не назначить выборы, но они будут проведены во второе или третье воскресенье месяца, в котором граждане выбирали президента в прошлый раз.

Выборы главы государства в России могут быть признаны несостоявшимися в нескольких случаях. Во-первых, если на участки пришло менее половины от избирателей. Во-вторых, если Центризбирком выявил большой процент нарушений при подсчете голосов. В-третьих, выборы аннулируются, если более чем на 25% участков итоги голосования недействительны.

Президент России может быть избран в первом туре, если наберет более 50% голосов избирателей. Если этого не происходит, то назначается второй тур, в котором достаточно набрать простое большинство голосов.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления и т.д.

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается:

    активное избирательное право - право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления;

    пассивное избирательное право - право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранны­ ми в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Источники избирательного права Российской Федерации:

    Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

    федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

    указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администрации и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения вы­ боров.

Некоторые вопросы избирательного процесса регули­руются постановлениями Государственной Думы и Цен­тральной избирательной комиссии.

Избирательное право Российской Федерации базируется наосновных гарантиях избирательных прав граждан Рос­сийской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъ­явление граждан на выборах.

Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении определенного возраста быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Голосование на выборах в Российской Федерации тайное. Это означает, что исключается возможность какого либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Избирательные права граждан Российской Федерации имеют ряд гарантий, в качестве которых выступают разные стороны организации и проведения выборов.

Лекция № 17

Местное самоуправление

Попытку провести реформу местного самоуправления предприняло после февральской революции 1917 года Временное правительство, приняв 21 мая 1917 г. Закон о земской реформе. Однако осуществить эту реформу в полной мере не удалось: последовала Октябрьская революция 1917 года.

Казалось бы, традиции местного самоуправления дореволюционной России должны были получить свое развитие в практике государственного строительства Советской России. Ведь социалистическая революция, согласно К. Марксу, знаменует собой процесс обратного поглощения государственной власти обществом. А в организации местного самоуправления наиболее ярко выражается идея приближения власти к народу.

Однако идея местного самоуправления, предполагающего известную децентрализацию общества, самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным.

В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Все Советы (включая и местные Советы) выступали как звенья единой системы, высшим организационным принципом которой являлся демократический централизм, допускающий лишь формально самостоятельность на местах, но в действительности проявляющийся в централизации и концентрации государственной власти в высших эшелонах системы государственных органов. Муниципализм отвергался как буржуазный принцип, неприемлемый для советского государства.

Интерес к идее местного самоуправления возрос во второй половине 80-х г.г., что было связано с началом реорганизации государственной власти в нашей стране. При этом надо иметь в виду, что попытка путем принятия в 1990 г. союзного и в 1991 г. российского законов о местном самоуправлении, ввести местное самоуправление «сверху», не реформируя по сути прежнюю систему местного управления, не дала ожидаемых результатов. Но вместе с тем, Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 г. и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. сыграли важную роль в становлении и развитии начал местного самоуправления в нашей стране: они ввели понятие муниципальной собственности, повысили роль суда в защите прав субъектов местного самоуправления и т.д. Соответствующие изменения были внесены и в Конституцию СССР, а затем и в Конституцию РСФСР.

Осенью 1993 г. начался новый этап реформирования местного самоуправления, осуществление которого началось с издания ряда Указов Президента Российской Федерации.. Выборы новых представительных органов местного самоуправления (собрание представителей, дума и т.д.) в основном состоялись в 1994 году.

Новая Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление в РФ, выступает в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса реформирования системы местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы; конституции, уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ, а так же уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно по существу считать Европейскую Хартию о местном самоуправлении: ее основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательств о местном самоуправлении.

В развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить три периода: первый период продолжался с 1990 – 1992 г.г. по октябрь – декабрь 1993 г., второй – с октября – декабря 1993 г. по сентябрь 1995 г. и, наконец, нынешний, третий период развития правовой основы местного самоуправления начался с 1 сентября 1995 г. – в этот день вступил в силу Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., развивающий конституционные положения о местном самоуправлении.

Российский закон о местном самоуправлении в отличие от союзного закона ввел в понятие местного самоуправления такой важный его признак как собственная ответственность населения, берущего на себя право самостоятельного решения вопросов местного значения. Данный закон использовал так же понятие «муниципальная собственность», в то время как союзный закон – понятие «коммунальная собственность».

Закон содержит специальную статью 62 «О формировании правовой основы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом». В ней содержаться положения, адресованные Правительству РФ, о разработке и представлении на рассмотрение Государственной Думе:

Проектов федеральных законов, обеспечивающих приведение законодательства РФ, в том числе налогового и бюджетного, в соответствие с данным ФЗ;

Проектов законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту органов местного самоуправления;

Проектов законодательных актов, устанавливающих ответственность, в том числе уголовную, за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление, включая ответственность за нарушение установленных сроков проведения выборов органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

Местное самоуправление в Мурманской области

Мурманский городской Совет 21 созыва – последний в централизованной системе Советов советского периода – был избран в марте 1990 года. Выборы в местные Советы в то время (а тогда к местным относились сельские, районные, городские и областные Советы) впервые проводились по достаточно демократичным правилам: в избирательных округах баллотировались несколько кандидатов в депутаты (ряд кандидатов были выдвинуты действительно инициативными группами, а не по указке сверху).

Всего в Совет были избраны 150 депутатов. 14 мая 1990 года Мурманский городской Совет собрался на свою первую сессию (заседание).

Полномочия Советов на территории Мурманской области, как и везде в стране, в то время определялись Законом «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Этот закон в целом закреплял единую иерархическую систему Советов, однако, децентрализация власти, предусмотренная этим законом, была по тем временам очень существенная. Впервые провозглашается как бы отделение государственной власти от местного самоуправления. Именно в период полномочий Мурманского городского Совета 21 созыва началась реформа местного самоуправления.

Однако вскоре Указами Президента РФ от октября – декабря 1993 г. вся полнота власти на местах передана главам администраций, совершенно четко оформлена административная идеология ограничения представительных органов местного самоуправления и сохранена жесткая «вертикаль» исполнительной власти. Полномочия представительных органов местного самоуправления сведены до минимума.

В Мурманской области, а особенно в городе Мурманске, ситуация в тот период еще более усугубилась, так как 20 октября 1993 года решением 14-ой внеочередной сессии Мурманского городского Совета Совет самораспустился. Город на три года лишился представительного органа местного самоуправления.

Закон Мурманской области «О выборах в представительные органы местного самоуправления» был принят областной Думой только в январе 1996 года.

К тому времени в Мурманске на общегородском референдуме в декабре 1995 года (одновременно с выборами депутатов Государственной Думы) был принят важнейший документ – Устав города-героя Мурманска (Устав города-героя Мурманска принят на городском референдуме 17.12.95, зарегистрирован Управлением юстиции 05.08. 96). В Уставе города были определены и закреплены общие положения, принципы, формы, система и структура местного самоуправления, организация деятельности по решению задач социально-экономического развития города, защите прав и интересов жителей города.

Уставом было установлено, что представительным выборным органом местного самоуправления в системе органов местного самоуправления города является Мурманский городской Совет. Совет состоит из 22 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права населения сроком на 4 года.

Таким образом, к январю 1996 года нормативная база, позволяющая создавать представительный орган местного самоуправления в Мурманске, а в последствии, после принятия Уставов других муниципальных образований области, была, наконец, создана.

Уставом города-героя Мурманска Мурманскому городскому Совету установлены следующие полномочия:

    Городской Совет обладает правом выступать от имени всего населения города в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти, иными государственными и общественными организациями в пределах своей компетенции.

В исключительном ведении городского Совета находятся:

    Принятие общеобразовательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом города;

    Утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении;

    Установление местных налогов и сборов;

    Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

    Контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом города.

К компетенции городского Совета отнесены и другие полномочия:

    Право законодательной инициативы в Мурманской областной Думе;

    Внесение изменений в Устав города;

    Принятие решений о внесении изменений в административно-территориальное устройство города;

    Принятие нормативных актов, регулирующих вопросы городского значения;

    Организация выборов в органы местного самоуправления в соответствии с законодательством;

    Назначение даты выборов в органы местного самоуправления и проведения местного референдума;

    Решение вопроса о передаче части функций городского самоуправления исполнительному органу местного самоуправления;

    Контроль за выполнением решений Совета предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями независимо от подчиненности и форм собственности, заслушивание по этим вопросам соответствующих руководителей;

    Присвоение звания «Почетный гражданин города» в соответствии с утвержденным Положением;

    Иные вопросы, отнесенные к компетенции городского Совета законодательством и Уставом.

Эти полномочия дают хорошую основу для работы представительного органа местного самоуправления. Необходимо отметить, что аналогичные полномочия предоставлены и всем остальным органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области.

Конечно, сразу после образования представительные органы местного самоуправления Мурманской области столкнулись с рядом трудностей, которые длительное время осложняли их работу.

Во-первых, они, образно говоря, образовались на пустом месте. То есть полностью отсутствовала какая-либо преемственность. Отсутствовала нормативная база по организации работы Советов (кроме Уставов муниципальных образований), не было работников аппарата. А самое главное – не было никакого опыта работы в органах местного самоуправления.

Во-вторых, длительное отсутствие представительных органов местного самоуправления наложили определенный отпечаток на психологию работников администраций муниципальных образований, предприятий и организаций.

Сложились устойчивые стереотипы порядка решения различных вопросов городского значения, которые трудно сразу преодолеть.

В-третьих, вся нормативная база по различным вопросам была утверждена администрацией города Мурманска (и аналогично администрациями других муниципальных образований области) в 1994-96 г.г и, естественно, в них не было даже упоминания о представительных органах. А сотни нормативных актов быстро пересмотреть невозможно.

Значительное место (если не главнейшее) в деятельности представительных органов местного самоуправления занимают финансовые вопросы. И важнейший из них – принятие бюджетов муниципальных образований, а так же контроль за их исполнением и отчетность.

Исполнительными органами местного самоуправления являются администрации муниципальных образований. В Мурманске – это администрация города Мурманска, осуществляющая деятельность под руководством главы муниципального образования (мэра) в соответствии с действующим законодательством и Уставом города Мурманска (ст. 30 Устава).

Закон Мурманской области "О выборах глав муниципальных образований" от 9 июня 2003 г. № 405-01-ЗМО, принятый Мурманской областной Думой 5 июня 2003 г. в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Уставом Мурманской области, Законом Мурманской области "Об избирательных комиссиях в Мурманской области" и другими законами Мурманской области устанавливает гарантии реализации гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Мурманской области, беспрепятственного и свободного осуществления конституционных прав и определяет порядок и механизм подготовки и проведения выборов глав муниципальных образований, а также иных выборных должностных лиц местного самоуправления, если они предусмотрены уставом муниципального образования и избираются населением соответствующего муниципального образования.

Администрация муниципального образования является юридическим лицом, обладает правом пользования и распоряжения муниципальной собственностью данного муниципального образования, отвечает по своим обязательствам этой собственностью, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет гербовую печать со своим наименованием, штампы, официальные бланки и расчетные счета в банке. Таким образом, имеет все признаки юридического лица, закрепленные в гражданском законодательстве.

Рассмотрим основные полномочия администрации на примере администрации г. Мурманска, закрепленные в ст. 31 Устава города:

    Разрабатывает и исполняет местный бюджет;

    Разрабатывает и организует выполнение планов и программ развития города;

    Управляет (распоряжается) муниципальной собственностью в порядке, установленном городским Советом;

    Осуществляет расходование средств внебюджетных фондов;

    Организует исполнение решений городского Совета;

    Осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с действующим законодательством, Уставом г. Мурманска и решениями городского Совета.

Структура администрации г. Мурманска разрабатывается в соответствии с действующим законодательством и утверждается городским Советом.

В структуру администрации г. Мурманска входят:

    Управления административных округов (Первомайского, Октябрьского, Ленинского);

    Структурные подразделения (управления, комитеты, отделы), созданные в сферах:

Жилищно-коммунального обслуживания;

Здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

Бюджетно-финансовой деятельности;

Градостроительства и архитектуры;

Использования земли и охраны природы;

Социальной защиты населения;

Торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

Регистрации актов гражданского состояния;

Законности и порядка;

Управления муниципальной собственностью;

Поддержки предпринимательской деятельности и развития малого и среднего бизнеса;

Экономики и планирования;

Транспорта и связи;

Молодежной политики;

Защиты прав потребителей;

Информации и связей с общественностью и в иных сферах.

Лекция № 18

Административное право

Административное право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи организацией и функционированием системы государственно управления, в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Администрация (от лат. administratio - управление, руко- водство). Административное право призвано регулировать ос бую группу общественных отношений, которые складываются развиваются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях национально-государственного и терри- ториального деления.

Признаки

    наличие управленческого аппарата;

    исполнительно-распределительная деятельность этого аппарата;

    используемая при этом власть.

Функции органов государственного управления:

Предмет административного права составляют отношения возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ; отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления; отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т.д.).

Субъектами административных правоотношений выступают федеральные органы исполнительной власти, органы местно самоуправления, предприятия и учреждения (государственные и негосударственные), общественные объединения (организации), граждане.

Особо следует сказать о таком субъекте административного права, как государственные служащие (должностные лица). Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации» определяет, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Метод административного права характеризуется следующими основными особенностями. В первую очередь, стоит отметить, что административно-правовой метод предполагает неравенство сторон - участников административно-правовых отношений. Сравнение административно-правового и гражданскоправового методов позволяет выявить особенности каждого и них. Гражданско-правовой метод предполагает равенство субъектов отношений, а административно-правовой метод, напротив исходит из неравенства субъектов управленческих отношений. В нем применяются отношения власти, субординационные по своему характеру.

Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны предписания. Одной стороне при этом предоставлен точно определенный объем властных полномочий, адресованных другой стороне, которая должна подчиняться предписаниям.

Административно-правовое регулирование исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной в соответствии с требованиями законов и подзаконных актов решать управленческие вопросы в одностороннем порядке. Административное право тесно связано со всеми отраслями права, но прежде всего с конституционным правом. Админи­стративное право делится на Общую и Особенную части. Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан, правовые основы организации и деятельности исполнительной власти, административно-правовой статус негосударственных организаций. Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества и государства..

Основным законодательным актом, регулирующим админи­стративные правоотношения, является Кодекс Российс­кой Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 1 данного Закона, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кроме этого, к источникам можно отнести приказы и постановления министерств и ведомств, распоряжения и постановления органов местного ca­моуправления (городских и районных администраций), а также приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

Характеристика административно-правовых отношений:

Административно-правовые отношения определяются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений.

Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т.е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания.

Поэтому административные отношения называют властеотношениями.

Эта особенность определена внешними приоритетами государственно-управленческой деятельности и в конечном счете является главным условием функционирования всего административно-государственного аппарата.

Если на каком-то этапе управления принцип «власть - подчинения» не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки.

Так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле, то всегда есть сторона, обладающая вла­стными полномочиями по отношению к другой стороне, не име­ющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.

Для возникновения административных отношений достаточ­но воли одной из сторон (а именно стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из всех других правоот­ношений, которые, как правило, возникают по взаимному со­гласию сторон.

Возникающие в административно-правовых отношениях спо­ры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отли­чие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует особый админист­ративный порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюда­ется тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой сторо­ной, а непосредственно перед государством. Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управлен­ческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складыва­ются административно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организа­цию совместной деятельности людей.

и виды административных взысканий:

Нормы административного права обязательны для всех лиц на которых направленно их действие. В случае несоблюдения норм административного права наступает административная oответственность.

Административная ответственность наступает при совершении административного правонарушения (проступка). Административный проступок - это посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленное или неосторожное) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством.

За совершение административных правонарушений могу устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    предупреждение;

    административный штраф;

    возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    административный арест;

    административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    дисквалификация;

Особенности административной ответственности состоят в ее основании, характере санкций, порядке их применения:

1) в наложении административного взыскания;

2) менее суровой, чем уголовная, и не влекущей судимости ответственности;

3) применении органом (должностным лицом), которому нарушитель не подчинен по службе;

4) в более простой и оперативной, чем в уголовных и гражданских процессах, процедуре рассмотрения дел. Административная ответственность по сравнению с уголовной имеет свой круг субъектов, правомочных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях. Если уголовные наказания назначаются только по обвинительному приговору суда, то административные взыскания налагаются весьма значительным кругом субъектов, перечень которых закреплен в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Предупреждение - мера административного наказания выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

    минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения

    стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

    сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению бюджет в полном объеме в соответствии с законодательство Российской Федерации.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено считается имеющим взыскание в течение установленного срока. Применять административные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления.

Административное законодательство, согласно Конституции РФ, находится в совместном ведении Российской Федерации субъектов РФ (ст. 72 Конституция РФ). Это означает, что ответственность за совершение административных правонарушений может быть установлена и нормативными актами субъектов РФ.

Административное право занимает особое место в системе права Российской Федерации. Если конституционное право закладывает основные принципы деятельности государственного механизма, то административное право приводит этот механизм в действие, непосредственно закрепляет существующую систему органов исполнительной власти, регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.

Лекция № 19

Бюджетная система Российской Федерации

Конституция РФ гарантирует российским гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Гражданин Российской Федерации свободно и добровольно участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избирателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право имеют граждане, которые на день голосования достигли возраста 18 лет.

Гражданин Российской Федерации обладает правом избирать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Избирательных прав не имеют граждане, признанные судом недееспособными. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, также не могут быть избирателями. Содержащиеся в период предварительного следствия под стражей не лишаются избирательного права.

Все избиратели подлежат учету и включаются в избирательные списки, как правило, по месту своего жительства. Военнослужащие проходят учет в своих воинских частях. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, не участвуют в выборах в органы местного самоуправления и в местном референдуме на территории того муниципального образования, где расположена их воинская часть, если только до призыва они не проживали на этой территории.

Пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения в его избирательном округе выборов не лишает его права участвовать в выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Избирателю, который в день голосования не сможет прибыть на тот избирательный участок, где он включен в список избирателей, может быть предоставлено право получить открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на избирательном участке в том месте, в котором он будет находиться в день голосования.

Возможность получения открепительного удостоверения предусмотрена для выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента России. Такая возможность установлена также законами о выборах и референдумах ряда субъектов РФ.

Куда обратиться?

Получить открепительное удостоверение можно в соответствующей территориальной (окружной) комиссии (как правило, за 45-20 дней до дня голосования) либо в участковой комиссии (за 19-1 день до дня голосования).

Необходимые документы

Комиссия на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой он просит выдать ему открепительное удостоверение, выдает удостоверение либо самому заявителю, либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационара, в котором избиратель находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержится под стражей подозреваемый или обвиняемый.

Российские граждане, проживающие на момент выборов в федеральные органы власти (или общероссийского референдума) за границей, имеют право участвовать в голосовании. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданам в реализации избирательных прав.

Куда обратиться?

Российские граждане, находящиеся в момент выборов депутатов Госдумы в служебной или туристической поездке за границей, являются для голосования в избирательную комиссию, образованную соответствующим дипломатическим или консульским представительством.

Необходимые документы

Для того чтобы принять участие в голосовании, необходимо предъявить паспорт или документ, его заменяющий, а также открепительное удостоверение. Граждане, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, включаются в список избирателей на основании устного обращения в день голосования.

Аналогичный порядок действует и при выборах Президента РФ.

Проведение досрочного голосования (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) возможно для всех избирателей участка или для отдельных групп избирателей на соответствующем избирательном участке в том случае, когда они находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, на полярных станциях и т.п.). Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить также досрочное голосование на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Исключением является ситуация, когда избиратель не может самостоятельно расписаться в получении или заполнить бюллетень. В этом случае он вправе воспользоваться для этого помощью другого лица (им не может быть член избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат, доверенное лицо или уполномоченный представитель политической партии, наблюдатель). Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта того, кто оказывает помощь избирателю.

Если избиратель совершит ошибку при заполнении, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. После выдачи нового бюллетеня в списке избирателей против его фамилии должна быть сделана соответствующая отметка с росписью члена комиссии.

Заполненный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.

Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые не могут по состоянию здоровья самостоятельно прибыть в помещение для голосования, а также избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых или обвиняемых (см. раздел Правосудие - Права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, гражданского ответчика).

Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему такой возможности. Заявление может быть подано не позднее, чем за 6 часов до окончания времени голосования. В нем необходимо указать причину, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.

Если участковая избирательная комиссия на своем заседании признает причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, неуважительной, она может отказать ему в его просьбе. Об отказе комиссия немедленно извещает избирателя. Если заявление будет удовлетворено, к избирателю отправят опломбированный переносной ящик для голосования в сопровождении не менее 2 членов комиссии. При голосовании могут присутствовать также наблюдатели.

Если избиратель все же прибудет в помещение для голосования лично после того, как к нему были направлены члены участковой избирательной комиссии, избирательный бюллетень ему не будет выдан, пока комиссия не убедится, что избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.

При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления законом субъекта РФ может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте.

  • проголосовать в день голосования вне помещения для голосования;
  • быть внесенными в список избирателей по месту временного пребывания на территории избирательного округа;
  • проголосовать по открепительному удостоверению;
  • проголосовать досрочно (на выборах в органы местного самоуправления).

С просьбой о предоставлении возможности проголосовать по почте избиратель должен обратиться заблаговременно, в сроки, установленные решением соответствующей избирательной комиссии.

В письменном обращении в комиссию избиратель указывает:

  • причину, по которой он не имеет возможности проголосовать на своем избирательном участке;
  • адрес места жительства на территории избирательного участка;
  • фамилию, имя, отчество, год рождения, номер своего паспорта или документа, его заменяющего;
  • почтовый адрес места временного пребывания, по которому он может получить избирательный бюллетень для голосования по почте.

Избирателю, заблаговременно обратившемуся с заявлением, комиссия направит письмо c бюллетенем с отметкой "Выборное". На бюллетене должна быть надпись "Голосование по почте", внесенная с помощью штампа или от руки, заверенная подписями двух членов территориальной избирательной комиссии и печатью территориальной избирательной комиссии. В письмо вкладывают также конверт с отметкой "Голосование по почте" и адресом участковой избирательной комиссии, чистый конверт, Памятку и информационные материалы.

Заполнив бюллетень, избиратель в соответствии с приложенными инструкциями запечатывает его и отправляет заказным письмом. В день голосования конверт по определенной процедуре вскрывают и учитывают бюллетень при подсчете голосов.

Если избиратель явится на избирательный участок лично, ему будет предоставлена возможность проголосовать в обычном порядке, в списке будет сделана соответствующая отметка. Конверт с бюллетенем голосования по почте в этом случае не вскрывают и хранят в делах участковой избирательной комиссии.

Куда обратиться?

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия комиссий и должностных лиц могут быть обжалованы и непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу;
  • отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.

Вышестоящая комиссия принимает решение самостоятельно, не направляя дело в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.


Принято различать понятие избирательного права в объективном и субъективном смысле.


В объективном смысле под избирательным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу выборов должностных лиц и представительных органов, а также референдума.


В соответствии с ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательное право в субъективном смысле – это конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях. Все дееспособные и свободные граждане РФ независимо от оснований приобретения гражданства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования и языка, отношения к религии, характера занятий и политических убеждений и других обстоятельств обладают избирательным правом. В выборах не могут участвовать лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.


Избирательное право в объективном смысле делится на активное и пассивное.


Активное избирательное право заключается в праве граждан, достигших возраста 18 лет, участвовать в любых выборах в качестве избирателя.


Пассивное избирательное право предполагает возможность гражданина быть избранным в любые органы государственной власти и местного самоуправления, но для реализации пассивного избирательного права устанавливаются дополнительные условия: обязательный срок проживания на определенной территории, состояние здоровья и др. Пассивное избирательное право может ограничиваться более высоким, чем активное, возрастным критерием. Так, право гражданина быть избранным депутатом Государственной думы наступает по достижении 21 года, Президентом РФ – с 35 лет.


Избирательные права граждан осуществляются на основании всемирно признанных принципов: всеобщности, равноправия, непосредственности и тайны голосования.


Под референдумом понимается голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим наиболее важным вопросам государственного значения. Право граждан на референдум только правом на участие в голосовании не исчерпывается, они вправе требовать назначения референдума по жизненно важному для них вопросу.



  • Избирательные права граждан РФ . Принято различать понятие избирательного права избирательным правом


  • Избирательные права граждан РФ . Принято различать понятие избирательного права в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле под избирательным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения...


  • Термин “избирательное право ” обозначает одно из субъективных прав граждан , предполагающие с одной ст. Права и обязанности гражданина РФ . В сочетании прав и обязанностей гражданина заключается его статус (положение) в обществе...


  • Избирательные права граждан являются одной из составных частей политических прав граждан .
    Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции РФ и других законодательных актов РФ всеми органами государства, общественными организациями и...


  • К ним относятся избирательные права , право на труд, право на образование, право
    Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина


  • К ним относятся избирательные права , право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и др.
    Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, что проявляется также в...


  • А пассивное избирательное право – это право гражданина РФ быть избранным. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценс: в гос. думу может быть избран гражданин 21 года, а на должность президента 35 лет.


  • В К РФ сформулированы права , принадлежащие только гражданам РФ . Это преимущественно политические права право собраний, митингов, демонстраций, право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным.


  • Ограничение этого положения: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и
    Для обеспечения этого права действует Совокупность Норм, закрепленных в конституции РФ : право не...


  • Депутатом может быть избран гражданин РФ , обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) или законом субъекта РФ пассивным избирательным правом .

Найдено похожих страниц:10


Правоведение. Шпаргалка Афонина Алла Владимировна

30. Избирательные права граждан РФ

Статья 32 Конституции РФ предоставляет гражданам РФ право на участие в управлении делами государства. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» установлены правовые нормы, обеспечивающие реализацию указанных конституционных прав граждан.

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан говорится в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Статья 4 посвящена всеобщему избирательному праву и праву на участие в референдуме. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и др.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право:

1) избирать депутатов Госдумы по федеральному избирательному округу;

2) если его место жительства находится на территории соответствующего избирательного округа, он вправе избирать депутата Госдумы по одномандатному избирательному округу;

3) имеет право участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты Госдумы, предвыборной агитации, наблюдении, работой избирательных комиссий, в установлении итогов голосования и определении результатов выборов.

В ст. 3 Закона РФ «О выборах Президента Российской Федерации» дан перечень избирательных прав граждан при выборах Президента. Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента РФ, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента РФ, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов.

Не имеет права:

1) избирать Президента и быть избранным Президентом, участвовать в иных избирательных действиях гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) быть избранным Президентом РФ гражданин РФ, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента должность Президента второй срок подряд.

Из книги Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

Глава VII ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 69. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан, определенные настоящими

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

Права и свободы граждан Права и свободы граждан во французском конституционном праве закрепляются довольно своеобразно. В основном законе 1958 г. отсутствует специальный раздел или глава о правах и свободах. Здесь лишь имеется отсылочная норма в преамбуле к Декларации

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Журналистское расследование автора Коллектив авторов

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Избирательные кампании как повод для журналистского расследования До сих пор мы говорили об источниках появления тем для расследования. В этом ряду есть особая категория, которая сама по себе является поводом для пристального внимания журналистов.За двадцать лет

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

19. Права римских граждан в области публичного права В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это нашло

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Права и обязанности граждан, закрепленные нормами административного права Права граждан в сфере государственного управления делятся на:в зависимости от механизмов реализации: абсолютные права (граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

27. Избирательные системы и их использование в формировании органов государственной власти Российской Федерации Избирательная система характеризуется совокупностью правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов,

Из книги Общение с правоохранительными органами автора Кучерена Анатолий Григорьевич

30. Избирательные комиссии в Российской Федерации Подготовка и проведение выборов производятся системой избирательных комиссий, которые обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.Система избирательных комиссий включает:1. Центральную избирательную

Из книги автора

Политические права граждан РФ Политические права и свободы напрямую связаны с обладанием гражданством. К ним относятся:? право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей (п. 1 ст. 32);? право избирать и быть избранным в

Из книги автора

30. Избирательные права граждан РФ Статья 32 Конституции РФ предоставляет гражданам РФ право на участие в управлении делами государства. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в

Из книги автора

§ 38. Избирательные системы и избирательный процесс Существует известное выражение: «Демократия – это процедура». Роль процедуры (лат. procedere– продвигаться), официально установленного порядка действий при обсуждении, ведении какого-либо дела, становится понятной, если

Из книги автора

1.3. Права и обязанности граждан