Осветительные приборы

Мировое сообщество и мировая система. Что такое мировое сообщество? Проблемы международных отношений Место политических организаций в социальной жизни

Мировое сообщество и мировая система. Что такое мировое сообщество? Проблемы международных отношений Место политических организаций в социальной жизни

Сообщество? В каждой стране на региональном и глобальном уровнях разворачивается мировой политический процесс как совместная работа социальных общностей и институтов, предприятий и отдельных лиц. На мировую арену в качестве субъектов выходят народные массы, государства, общественные движения и организации.

Что такое мировое сообщество: определение

Для регулирования взаимоотношений между субъектами разных стран была основана В ее документах употребляется термин «мировое сообщество», но до этого с 19 века до начала 20 принято было использовать понятие «цивилизованный мир». Мировое сообщество - это сложнейшая система многообразных коммуникаций на международном уровне: политические связи, военные, экономические, финансовые, информационные и др. Первое место среди них занимают политические. Это определяется тем, что вся система в целом имеет политическую ориентацию и выполняет, прежде всего, политическую деятельность.

Вместе с тем стоит отметить, что все виды связей постоянно взаимодействуют между собой. Помимо этого, существует планетарный политический строй, который является самостоятельной надстройкой над мировым сообществом. Данная система представляет собой глобальное социально-экономическое устройство, она управляет отношениями мирового сообщества. Однако природу этой системы определяет характер сообщества.

Проблемы глобализации

Глобализация значительно увеличила и усложнила международную систему.

Более точно ответить на вопрос о том, что такое мировое сообщество, поможет ряд которые оно решает:

1. Загрязнение окружающей среды. Мировое сообщество занимается решениями экологических проблем, которые охватывают фактически все географические районы мира.

2. Сохранение мира. Цель заключается в прекращении гонки вооружения для экономического развития и создания процветающих государств.

3. Проблемы миграции. В настоящее время данная проблема особенно актуальна. В связи с нестабильным экономическим положением многих стран, военными конфликтами происходит вынужденная массовая миграция людей.

4. Права человека. Остро стоит вопрос об усилении личной и экономической свободы.

Научно-техническая революция

Существенно обостряет проблему глобализации научно-технический прогресс. Это требует принятия решений и четких норм в мировом пособничестве, которые бы отвечали культурным ценностям, моральным интересам каждого человека и всего человечества в целом.

Итак, видим, что мировое сообщество - это международные отношения, представляющие собой системный комплекс политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных, гуманитарных связей и отношений среди субъектов мирового сообщества.

СООБЩЕСТВО МИРОВОЕ - одно из самых употребимых в международной политике и в то же время одно из наиболее противоречивых и двусмысленных в науке понятий. В узком - политическом (и государственно-центристском), а также правовом - смысле под сообществом мировым понимают объединение государств в универсальную международную организацию, преследующую общие для всех цели защиты мира и справедливости: иначе говоря, в данном случае под ним сегодня подразумевают ООН и ее институты. В широком - социологическом - смысле оно подразумевает как наличие совместных институтов и правил поведения для всего человечества, так и существование единых интересов и ценностей, а также общепланетарной мор.

Широкая трактовка сообщества мирового характерна главным образом для британской школы, коммунитаризма и других течений социологии международных отношений. Исходной в них выступает концепция международного общества, которая внутренне связана с идеями порядка и легитимности в мировой политике. М. Уайт и X. Булл определяли международный порядок как регулирование межгосударственных взаимодействий, создающее и поддерживающее определенные ценности и нормы. Он содержит три основных компонента, представляющих собой первичные цели членов международного общества. Во-первых, стремление всех государств к безопасности. Во-вторых, их заинтересованность в том, чтобы соглашения, которые заключаются, выполнялись. В-третьих, их забота о поддержании своего суверенитета.

В целом в научной литературе, относящейся к социологическому направлению в изучении международных отношений, существует три основных допущения: 1) международное общество рассматривается как факт международных отношений; 2) этот факт создает обязательства со стороны членов международного общества; 3) международное общество находится в процессе перехода от общества государств к обществу людей (т.е. к мировому обществу) и от международного порядка к мировому. Последнее означает, что по мере такого перехода формируется международное общественное сознание, распространенное по всему миру чувство сообщества.

При этом, как подчеркивает К. Браун, понятие «сообщество мировое» никогда не используется в отрицательном значении: может быть не совсем понятно, что должно или что подразумевается под ним, но ясно, что те, кто его используют, уверены, что мир мог бы стать лучше, если бы он мог быть назван сообществом. Иначе говоря, данное понятие отличается глубокой внутренней противоречивостью.

В самом деле, понятие «сообщество мировое» включает в себя как должное, так и сущее; содержит нормативный и рациональный, но одновременно ценностный и эмоциональный аспекты. Оно предполагает плюрализм и терпимость в отношениях между государствами и вместе с тем распространение по всему миру западную по происхождению и культурной основе ценностей (рыночная экономика, индивидуализм, права человека). Наконец, имея основой убеждение в превосходстве либеральных принципов добра и справедливости, оно выступает базой для навязывания этих принципов через политические теории, институты и действия. В итоге, будучи направленной по своему содержанию на достижение стабильности и справедливого мира, на устранение причин международных конфликтов, концепция сообщества мирового одновременно способствует их закреплению и распространению. Главная проблема состоит в том: кто определяет пути движения человечества к сообществу мировому, формирует нормы и правила поведения его членов, устанавливает их жизненные стандарты? Иначе говоря, в конечном счете понятие «сообщество мировое» отражает борьбу интересов и ценностей государств и народов Земли.

П.А. Цыганков

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 429-430.

Литература:

Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М., 1981;

Гладков В.П. Междунар. об-во: утопия или реальная перспектива // Мир. экономика и междунар. отношения. 1989. № 6;

Моро Дефарж Ф. Осн. понятия междунар. политики. М., 1995;

Burton N.J.W. World Society. Cambridge, 1972;

Culture, Ideology and World Order / Ed. by R.B.J. Walker. Boulder, 1984;

OnufN.G. World of Our Making: Rules and Rule in Social Theory of International Relations. Columbia, 1989;

Board E. International Society. L., 1991;

Badie B. L"Etat importe, L"occidentalisation de I"ordre Politique. P., 1992.

термин теории и практик международных отношений, указывающий на макси мальную степень обобщенности восприятия мирово международной правовой ситуации и обозначающи системную совокупность всех существующих субъек тов международного права, как государственных, та и иных, являющихся членами данного сообщества Понятие «С.м.» прочно вошло в политический лекси кон современности и служит объектом апелляции, а также предметом высшей мотивации для международ-ных инициатив глобального характера. Ссылка на волю С.м., а также указание на действия, совершаемые от его имени, мотивированные его интересами, при-сутствуют в текстах официальных документов OOН и др. международных организаций. Членами С.м. являются народы, гос-ва, общественные структуры группировки, союзы и др. объединения такого рода, религиозные объединения и движения, организации, правительственные и неправительственные, в т.ч. ООН и иные международные организации и учреждения всемирного характера, а также региональные межгосударственные политические, экономические, военные союзы, транснациональные экономические ин-ты и структуры, международные научные учреждения и т.п. Политические, экономические, социальные дипломатические, правовые, военные, гуманитарные связи и отношения между членами С.м. составляют в совокупности систему международных отношений, субъектами которых они выступают.

Прежде чем обрести свое современное значение, понятие С.м прошло долгий исторический путь, и его эволюция продолжается. Размышления о С.м. встречаются еще у антич. авторов, а впоследствии - у мыслителей эпохи Возрождения, хотя и те и другие подразумевали под этим нечто существенно отличающееся от сегодняшнего понимания данного понятия. В течение долгого времени понятие «С.м.» подразумевало прежде всего отношения монархов. Правовые механизмы формировались лишь в той части, в которой они были необходимы для поддержания межгосударственных отношений.

После Первой мировой войны формируется современное понятие «С.м.». Важным фактором развития понятия «С.м.» явилось осуждение войны как способа достижения гос-вом своих целей. Произошедший тогда же раскол мира на два противоборствующих ла- геря, социалистический и капиталистический, не умолял значения данного фактора, поскольку советская Россия признала большинство принципов мирного сосуществования гос-в.

Понятие С.м. в ракетно-ядерный век приобретает смысл и качество, коренным образом отличающиеся от представлений прошлого. Осмысление объективной взаимозависимости общности судеб человечества во втор. пол. 20 в. привело к тому, что именно в этот период окончательно сложилось во многом противоречивое, но тем не менее реальное С.м. Реалии «холодной войны» создавали неблагоприятные условия для устойчивой всепланетарной общности стран и народов, но угроза тотального уничтожения превращала войну из универсального средства передела мира или установления мирового господства в средство стратегического балансирования и способствовала взаимному сдерживанию двух блоков, ограничивая их активность. Все более ощутимый вес приобретал фактор моральной оценки действий того или иного гос-ва со стороны С.м. На фоне межсистемной идеологической конфронтации развивался прагматический тезис о мирном сосуществовании социализма и капитализма, ставший фундаментом политики разрядки.

Новый этап в формировании С.м. начался после распада мировой системы социализма. Устранение глобального идеологического антагонизма позволило говорить о выработке стратегии развития всего человечества. С.м. сегодня обладает многосоставной структурой, изобилующей разнообразными региональными объединениями, но одновременно складывается и неуклонно расширяется система многообразных связей между региональными образованиями и отдельными государствами, функционируют Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Парижский клуб стран-кредиторов и т.п.

Мирово́е соо́бщество (междунаро́дное соо́бщество ) - политический термин, часто употребляемый в работах по политологии , выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира . В зависимости от контекста, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь - ООН , как организацию, объединяющую практически все страны земного шара. Часто применяется в качестве риторического приёма для противопоставления одного государства и его политики группе других государств, называемых в этом контексте «мировым сообществом» (например, «Иран и мировое сообщество» или «Израиль и мировое сообщество»).

См. также

Напишите отзыв о статье "Мировое сообщество"

Литература

  • , автор - Яценко Н. Е., СПб., 1999
  • И. Дайнес. «История России и мирового сообщества. Хроника событий», М., Олма, 2004

Отрывок, характеризующий Мировое сообщество

– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?

Когда анализируешь исторические воззрения на общество, то неизбежно замечаешь такую особенность: начиная с Античности понятие общества постоянно расширялось – от семьи и союза племен до мировой державы. Сегодня оно разрослось до мирового сообщества (рис. 3.6).

Древние римляне, создавшие мировую империю, расширили понятие общественного и социального. Уже не союз племен, а огромная держава должна была именоваться римским обществом, ибо и столица, и далекие окраины управлялись по одним законам, а жители придерживались единых традиций и идеалов. Но можно ли мировую державу, каковой являлась Римская империя, строить по образцу общества?

Рис. 3.6.

Понятно, что в сверхдержавах иным должен быть тип отношений между властью и населением. Власть императора устанавливается сверху им самим, поэтому ее называют самодержавной. Но в греческом полисе или Римской республике власть вырастала снизу – из общества. В автократических государствах правители царствуют не волею народа, а Божьей милостью. Они лишь наместники, восседающие на вершине огромной пирамиды власти, которая но нисходящей иерархии чинов очень косвенно связана с населением. Можно ли назвать такие отношения между властью и населением социальными? В античном смысле слова нет. Скорее государственными или политическими, причем государство все больше отдаляется от общества, которое сосредоточивается преимущественно в нижней части социальной пирамиды.

Древние римляне не смогли решить для себя вопрос о том, где начинаются и заканчиваются границы общества. На него попытались ответить современные мыслители. Они ввели в обиход новое понятие – мировое сообщество , под которым сегодня понимают все пароды, обитающие на нашей планете. Его следует называть квазиобществом, чтобы избежать путаницы с обществом в собственном смысле этого слова.

Дело в том, что восемь признаков Э. Шилза (см. параграф 3.3) применимы не только к локальному, но также к глобальному обществу. Действительно, мировое сообщество не является частью более крупной системы; браки заключаются только между членами данного объединения и оно пополняется за счет их детей; оно имеет свои территорию (вся планета), название, историю, управление и культуру. Органом управления мирового сообщества является Организация Объединенных Наций, которой подчиняются все страны. ООН оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает свои миротворческие силы (Голубые Каски) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются региональные объединения типа Европейского союза (ЕС), куда входят 27 стран, объединенных единой валютой, единым экономическим и политическим пространством. ЕС имеет Совет Министров (Совет Европейского союза) и Европарламент.

Мировое сообщество именуют также мировой системой . Данный термин надо понимать в узком и широком значении. Видный американский социолог и политолог Иммануил Валлерстайн предложил различать мировые империи и мировые экономические системы.

Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, персидского царя Дария I, Наполеона, наконец СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже – религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются.

Мировая экономическая система – это совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. В древности они практически совпадали с мировыми империями либо служили их источником. Что такое империя монголов в XIV в., куда входила покоренная Русь, – империя или экономическая система? Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система. У нее нет единого политического центра и органа управления. Хотя известно, что русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление. А куда отнести английские, испанские и французские колонии в Африке? Скорее к системам, нежели к империям.

Последняя из мировых экономических систем – современный капитализм . Он существует уже 500 лет (с XV в.), но так и не превращается в мировую империю. Транснациональные корпорации (ТНК) находятся вне контроля единого правительства. Они свободно перемещают огромные капиталы через государственные границы.

И. Валлерстайн разделил мировую систему на три части: 1) ядро (англ. – core); 2) полупериферия (semi-periphery); 3) периферия (periphery).

Ядро – это ведущие индустриально развитые страны, занимающие центральные позиции в мировой экономике (прежде всего США, Западная Европа, Япония). Это самые сильные и могущественные государства с совершенной системой производства. У них больше всех капиталов, самые качественные товары, самые сложные технологии и средства производства. Дорогую и высокотехнологичную продукцию страны ядра экспортируют в государства "второго и третьего мира" – страны периферии и полупериферии, у которых меньше власти, богатства и влияния.

Периферия – это самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра. Здесь полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, поступает на службу к иностранному капиталу и обслуживает только его интересы (даже если эти люди не уезжают за границу). Политические режимы таких стран нестабильны, в них часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты. Здесь высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса.

Поскольку благополучие государств периферии зависит от экспорта сырья, технологии и капиталы поступают только извне. Правительства, чаще всего диктаторские или авторитарные режимы, здесь существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции. Но и западная помощь часто оседает в карманах госчиновников или на их заграничных счетах. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Подобное то и дело происходит в странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки. Даже после революций им не становится легче. Новые правительства переходят к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособность, и вскоре их смещают.

Демографическую ситуацию стран "третьего мира" характеризуют разноречивые процессы: высокая рождаемость и высокая детская смертность; миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках рабочих мест.

С 1960-х гг. страны "третьего и четвертого мира" взяли в долг у развитых стран несколько миллиардов долларов. Кредиты брали в период экономического подъема Запада, следовательно, при низких процентных ставках, а отдавать приходится совсем в иных условиях. Совокупный долг Западу превысил 800 млрд долл. США, но не видно способов, каким заемщики могли бы расплатиться с кредиторами. Самыми крупными должниками являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Нигерия, Перу, Чили и Польша. Стараясь поддержать на плаву экономику этих стран, западные кредиторы вынуждены рефининансировать займы. Но чаще они сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны. Невыполнение своих долговых обязательств в столь крупных масштабах разрушает международную финансовую систему. Самое страшное состоит в том, что, как показывает опыт, обильные вливания иностранных инвестиций в такие страны очень мало помогают им выбраться из кризиса. Для улучшения ситуации нужна внутренняя перестройка экономики.

Полупериферия занимает промежуточную позицию между ядром и периферией. Это достаточно развитые индустриальные страны. Как и государства ядра, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества стран ядра. Например, Бразилия (страна полупериферии) экспортирует автомобили в Нигерию и моторы для машин, экстракт апельсинового сока и кофе в США. Производство в странах полупериферии механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологических достижений, которыми вооружается собственная промышленность, заимствуются у стран ядра. В полупериферию входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силы средним классом.

Если классификацию И. Валлерстайна передать в терминах теории постиндустриального общества Дэниела Белла, то мы получим такие соотношения:

  • ядро – постиндустриальные общества;
  • полупериферия – индустриальные общества;
  • периферия – традиционные (аграрные) общества.

Как уже отмечалось, мировая система складывалась постепенно, поэтому разные страны в разное время могли выполнять роль лидеров в ядре, откатываться на периферию или занимать место полупериферии.

Обычно в ядре доминирует одно государство. В XIV веке в мировой торговле господствовали североитальянские города-государства. Голландия лидировала в XVII веке, Англия – после 1750, а Соединенные Штаты – после 1900 г. В 1560 г. ядро мировой системы располагалось в Западной Европе (Англия, Франция, Нидерланды, Португалия и Испания). Североитальянские города-государства, которые были до этого самыми могущественными, присоединились к полупериферии. Северо-Восточная Европа и Латинская Америка составляли периферию. Многие общества (особенно в Океании и внутренних областях Африки и Азии) до недавнего времени находились вне периферии. Они долго не могли присоединиться к мировой капиталистической экономике, производя и потребляя свои же продукты, т.е. занимаясь натуральным хозяйством. Сегодня таких стран фактически нет. Страны бывшего советского блока (Венгрия, Польша, Болгария и др.) отнесены к странам "второго мира". Долгое время они были отгорожены от мировой капиталистической системы. Сейчас их зачисляют к периферии или полупериферии.

Выдвинутая И. Валлерстайном в 1980-е гг. теория ядра и периферии сегодня считается в принципе правильной, но нуждающейся в известных корректировке и дополнении. Согласно новому подходу основу современного международного сообщества, которое иногда именуют транснациональным миром , составляют ведущие международные организации, 50–60 основных финансово-промышленных блоков, а также около 40 тыс. ТНК. "Глобальная экономическая федерация" пронизана тесными хозяйственными, политическими и культурными связями. Крупнейшие западные корпорации, создавая филиалы по всему миру, прежде всего в странах "третьего мира", опутывают финансовыми и товарными потоками весь мир. Они делают различные регионы мира экономически зависимыми друг от друга. На этом глобальном пространстве выделяют:

  • постиндустриальный Север, контролирующий торгово- финансовые каналы;
  • высокоиндустриальный Запад – совокупность национальных экономик ведущих промышленного развитых держав;
  • интенсивно развивающийся "новый" Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели;
  • сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов;
  • находящиеся в переходном состоянии государства посткоммунистического мира.

Движение мира к новому типу объединения называют геоэкономичсской , или геополитической , перестройкой планеты . Для нового международного пространства характерны две тенденции:

  • 1) концентрация принятия важных стратегических решений в небольшой группе ведущих держав типа "Большой семерки" (после присоединения к ней России ставшей "Большой восьмеркой");
  • 2) размывание централизованных регионов и формирований на множество самостоятельных точек, суверенизация мелких государств, повышение их роли в мировом сообществе (пример: события в Югославии, Палестине и т.д.).

Между этими двумя тенденциями возникает противоборство и непонимание. Важные политические и экономические решения, принимаемые узким кругом лиц, могут приводить к серьезным последствия в различных частях земного шара, иногда затрагивая судьбы населения целых стран. Примером может служить влияние США на события в Югославии, когда Америка вынудила присоединиться к военному давлению на сербов чуть ли не все европейские страны, хотя само это решение было выгодно небольшой кучке политиков в конгрессе США.

Мировое сообщество обладает огромной силой. До применения им экономических санкций к Ираку в его социальной структуре небольшая часть населения была богатой и такая же бедной. Основное население соответствовало уровню среднего класса даже по европейским меркам. Через несколько лет действия эмбарго национальная валюта Ирака обесценилась, и основная часть среднего класса скатилась до бедноты.

Являясь самым мощным экономическим государством мира, Соединенные Штаты ведут себя и как политический монополист. Доллары делают политику по принципу "один доллар – один голос". За решениями, принимаемыми от лица международных организаций, например Совета Безопасности ООН, МВФ, МБРР, ВТО, финансируемых опять-таки развитыми странами, скрывается намерение и воля узкого круга ведущих держав. Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга, или развивающиеся страны, борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития и, как Чили и Аргентина, ускоренными темпами догоняют экономически развитые Север и Запад. Другие, в силу разных обстоятельств лишенные такой возможности, встают на "тропу войны". Они создают разветвленные криминально- террористические организации и мафиозные формирования, раскиданные по всему миру (исламский фундаментализм, "Медельинский картель" в Колумбии и др.).

В новом мировом устройстве все связано со всем. Мировая валютно-финансовая система, крепость которой задают мировые лидеры, прежде всего США, Германия, Япония, Англия, уже не так стабильна, как прежде. Финансовые кризисы на периферии этой системы, на которые прежде, может быть, и не обратили бы внимания ее "киты", сегодня сотрясают всю мировую систему. Так, кризис, начавшийся осенью 2000–2013 г. в США, в короткое время поразил все страны мира.

  • "Четвертый мир" – это страны, которые являются беднейшими в мире. Они расположены главным образом в Африке и в Азии.