Инструменты

Фиалка приметы и суеверия для дома. Почему нельзя держать дома фиалки: стоит ли верить приметам? Романтические легенды о фиалке

Фиалка приметы и суеверия для дома. Почему нельзя держать дома фиалки: стоит ли верить приметам? Романтические легенды о фиалке

Татьяна Миронова
Занятие по развитию речи на тему «Осень»

Конспект НОД

Занятия по развитию речи на тему : «Осень »

Средняя группа

Воспитатель МБ ДОУ №71, г. Рязань

Миронова Татьяна Викторовна

Осень”

Виды детской деятельности :

Познавательно- исследовательская (решение проблемных ситуаций)

Двигательная (физкультминутка) ;

Игровая (дидактическая игра) ;

Чтение художественной литературы (чтение стихов, обсуждение) ;

Коммуникативная (беседа, ситуативный разговор) ;

Интегрированная форма обучения :

В ходе НОД решались задачи области ПОЗНАНИЯ (формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, сенсорное развитие , формирование элементарных математических представлений,

В интеграции с образовательными областями :

Коммуникация (формирование словаря, звуковая культура речи , связная речь, развитие устной речи );

Художественная литература (формирование у детей потребности и интереса в чтение : слушать стихи, правильно воспринимать их содержание, поддерживать внимание и интерес к слову);

Социализация (развитие игровой деятельности, дидактические игры) ;

Здоровье (сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, физкультминутка).

Цель : формирование представления детей об осенних явлениях природы .

Программное содержание :

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Формирование представление детей о характерных признаках осени : пожелтели листья на деревьях, птицы улетают на юг, насекомые спрятались на зимовку, заяц меняет шубку, медведь готовится ко сну);

Ввести в словарь детей слова и словосочетания : листопад, золотая осень ;

Упражнять детей в составление последовательного рассказа по картинкам;

Учить детей работать в группе в парах.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Способствовать развитию любознательности ;

- развить речь , наглядно-образное мышление, зрительное, фонематическое восприятие, внимание, мелкую моторику рук;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Воспитывать бережное отношение к природе, отзывчивость, дружелюбные отношения друг другу.

Активация словаря по теме : листопад, золотая осень , берлога, спячка.

Предварительная работа : Экскурсия вокруг сада, наблюдение за деревьями, птицами, насекомыми, за травой, за температурой на улице.

Дидактическая игра «Зайцы и волк» .

Чтение стихов об осени , заучивание стихов, изучение потешек из русского фольклора, составление рассказов по серии сюжетных картинок осенней тематикой ) .

Продуктивная деятельность : Рисование, аппликация на тему :” Птицы”, “Осенний лес” .

Подвижные игры : “У медведя во бору”(с бегом, “ Перелет птиц”(с лазаньем и ползанием) .

Материалы и оборудование :

Карточки с изображением осеннего леса , деревьями, берлоги, зайца белого, зайца серого, макеты листьев разных деревьев, три корзинки, сборники стихов, загадок, фольклора, логические карточки “Что здесь лишнее?”, с изображением деревьев.

Методы и приемы обучения : наглядные (показ, рассматривания демонстрационного, дидактического материала, словесные (вопросы, беседа, рассказ, объяснение, педагогическая оценка, практические (дидактические игры,игровые упражнения, логические карточки) .

Форма организации детей : индивидуальная, подгрупповая.

Центр деятельности : групповое пространство.

1. Психологический настрой.

Задачи : создание атмосферы психологической безопасности.

Приветствие, установление зрительного контакта.

Воспитатель

Друзья, сегодня мы отправляемся с вами в необыкновенное путешествие. В чудесную страну, в страну загадочную, полную тайн!

“ Но в эту страну не идут поезда,”

И самолет не летает туда,

Как же страну эту назвать?

Страну, до которой рукою подать!

А здесь ребята простой секрет. Попасть туда можно если только отгадать загадки. Вы хотите попасть в чудесную страну?

Дети – Да!

Воспитатель- Ну тогда слушайте загадку

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем

Мы его, конечно, знаем. ?

Дети - сентябрь.

Воспитатель – В сентябре откроет школа

Двери для детей веселых,

У зверят же свой урок-

Запасать продукты впрок.

Все грибы мы соберем

Перед встречей с …

Дети – октябрем.

Воспитатель – Самый хмурый месяц года,

Хочется домой,-

Скоро сонная природа

Встретиться с зимой

Дети – ноябрь.

Воспитатель – Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Дети – листопад.

Воспитатель – Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья!

Какое это время года?

Дети – Это осень .

Воспитатель – Правильно ребята!

Вводно-организационный этап.

Задачи : организация направленного внимания.

Дети располагаются в кругу, помогают в подготовке материала к деятельности.

2. Основной этап.

Проверка имеющихся знаний, сообщение нового материала на основе имеющихся знаний.

Воспитатель – Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, заметила, что наша улица очень изменилась : листья, почти все облетели, воздух холодный, морозный, не слышно пения птиц, трава вся пожухла. Как вы думаете, почему это происходит?

Ответы детей :

Воспитатель – правильно, потому что наступила осень . Сейчас я прочту вам стихотворение, которое мне нашептал холодный северный ветерок.

Ни в санях, ни на колёсах

Не проехать в ОКТЯБРЕ,

Потому что у природы

Семь погод в день на дворе :

Сеет, веет, крутит, мутит,

Льёт, метёт и всё ревёт.

И увидеть можно часто –

Сразу дождь и снег идёт.

Оголяются деревья,

Запах осени вокруг .

Улетают птицы к югу.

Холода идут, мой друг.

Те, кто дома остаётся-

Птицы, звери – все должны

Сделать множество запасов,

Чтоб дожить им до весны.

Воспитатель- Ребята, как вы думаете о чем говорит автор, сеет, веет, крутит, мутит, льет, метет и все ревет…

Ответы детей :

Воспитатель – Правильно, молодцы. Сегодня ребята мы будем путешествовать по стране “Золотая осень” , это удивительная страна! Где много красочных цветов. Теперь давайте вспомним, какими характерными признаками автор описал осень , в этом стихотворении?

Ответы детей :

Воспитатель - Правильно, ребята. А давайте устроим листопад, подбросим листики вверх (подбросили листики, смотрите как много разных листиков на нашей поляне, давайте соберем их.

4. Дидактическа игра «С какого дерева листок?»

Воспитатель дает задание : разделиться на три группы, каждой группе дает корзинку. Давайте соберем листики, у каждой группы свой листик, (березовый, кленовый, дуба)

Дети выполняют задание под музыку.

Задание выполнено.

Воспитатель – давайте проверим, правильно ребята, вы хорошо выполнили задание. А теперь опишите дерево, чьи листики вы собрали. Каким цветом ваши листики и почему?

Ответы детей :

Воспитатель – Правильно, молодцы!

Пока мы с вами играли, (воспитатель обращает внимание детей на логические карточки) давайте еще посмотрим какой должен быть лес осенью , посмотрите, что здесь лишнее (по окраске листьев, неба и т. д) .

Дети выполняют задания. Обсуждают ответы.

Воспитатель – молодцы ребята, вы хорошо выполнили задание. Посмотрите на мольберт, здесь есть картинки, что на них нарисовано?

Ответы детей : заяц серый- летом, заяц белый поздней осенью , зимой, берлога и т. д.

Воспитатель – молодцы, вы хорошо разобрались, в признаках весны, изучили новое слово берлога. А теперь по картинке составьте небольшой рассказ про берлогу, чей это дом, зачем он нужен?

Дети составляют рассказ.

Воспитатель – очень хорошие рассказы получились! Молодцы!

3. Дыхательное упражнение (физкультминутка)

Давайте поиграем немного. Повторяйте за мной :

Надувала кошка шар (выполняют движения, как при надувании шарика, выполняя при это глубокий вдох и выдох 2-3 раза)

А котенок ей мешал (выполняем движение руками, дыхание ровное)

Подошел и лапкой топ (шагаем на месте и в конце топаем ногой)

А у кошки шарик хлоп (хлопаем в ладоши) .

4. Подведение итогов.

Воспитатель – сегодня мы с вами много путешествовали, много узнали. Кто мне скажет в какой стране мы были?

Ответы детей :

Вам понравилось наше путешествие? Вы легко справились с нашими заданиями?

Ответы детей :

Воспитатель- Хорошо ребята! Молодцы!

Конспект занятия

Образовательная область : речевое развитие

Возрастная группа : 5-6 лет (старшая группа)

Тема занятия : Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему « Осень наступила » . Чтение стихотворений о ранней осени .

Цель занятия : обучение детей составлению рассказа из личного опыта .

Задачи :

Образовательные : Связная речь : развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта . Звуковая культура речи : учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с]. Грамматический строй речи : активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря : упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным.

Развивающие : систематизировать и закрепить представления об осени , сезонных изменениях, приметах, осенней погоде .

Воспитательные : приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени .

Предварительная работа : наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени , рассматривание иллюстраций ; дидактические игры «Ассоциации» , «Одежда» , со звуками.

Оборудование : схемы, листья (красные и желтые) по количеству детей.

Ход занятия:

Методы и приемы Деятельность педагога Деятельность детей

1. Организационный момент :

Воспитатель с детьми заходят в группу, где на ковре лежат красные и желтые листья.

Актуализация знаний детей

Дидактическая игра «Правильные слова»

Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?

Это листья.

Правильно, это осенние листочки , а какие они по цвету, по форме?

Они красные, желтые, красивые, разные.

А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые? Как они попали к нам в группу?

Потому что сейчас осень , листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…

Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья , посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья.

Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист) .

Дети встают в круг.

Игра называется «Правильные слова» . Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем. (забор, самолёт, звезда, сумка, заяц, солнышко, замок, собака, сорока)

Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в вазу.

Садятся на места.

2. Основная часть занятия :

Формирование словаря (подбор синонимов и антонимов у прилагательным)

Работа по схемам.

Вопросы воспитателя.

Физкультминутка « Осенние листья »

Повторная работа по схемам (для закрепления) .

Развитие связной монологической речи.

Воспитатель поочередно спрашивает детей, помогает, подсказывает, если возникают затруднения, просит помощи у воспитанников. Ориентируется на время, если кто-то из детей не успел рассказать, то обязательно выслушать после занятия

Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень . Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени .

Посмотрите на репродукцию картины «Золотая осень » художника И. И. Левитана.

Какая здесь изображена осень ?

Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень » Кубарева В. Г.

Какую осень вы видите здесь ?

Красивая, яркая, солнечная, тихая.

Мрачная, холодная, темная, сырая.

Правильно. Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень .

Скажите, а какую одежду мы носим осенью ?

Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, если идет дождь.

Что происходит с природой?

Желтеют листья и трава, идет дождь.

Что осень делают звери и птицы?

Птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму.

Мы с вами вспомнили приметы осени , поговорили об одежде, о природе. Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года, а чтобы ваши рассказы были правильными , мы будем использовать схемы.

Посмотрите на экран :

1 схема : изменения в природе.

2 схема : поведение зверей и птиц.

3 схема : одежда, занятия людей.

По этим схемам вы будете составлять свои рассказы . Но сначала давайте немного отдохнем.

Скажите, что осенью происходит с листьями?

Они желтеют и падают.

Да, они опадают, а осенний ветер подхватывает и несет их вдаль. Давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.

Физкультминутка « Осенние листья »

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь еще раз внимательно посмотрите на схемы. Давайте повторим :

1 схема : изменения в природе.

2 схема : поведение зверей и птиц.

3 схема : одежда, занятия людей.

Теперь я предлагаю вам составить свои рассказы об осени и рассказать их нам .

Составляют рассказы из личного опыта .

3. Заключительная часть занятия :

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени , ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными, вы все сегодня очень хорошо подготовили свои рассказы.

А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказали, чей рассказ вам наиболее запомнился.

Рефлексия « Осеннее дерево » : я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы , возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево , а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.

Посмотрите, какой дерево у нас получилось!

Сентябрь

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Тема : Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Цель : закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).

А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).

Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).

Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин? (Об осени.)

С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? (Восхищение, любование, нежность, грусть, печаль, уныние, радость...)

Какими словами он определил свое настроение? (Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.)

Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?

Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)

Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).

Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.

А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).

И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня...

Какие приметы осени вы видите на этой картине?

Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)

Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)

Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)

Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.)

А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.

Примерный рассказ

Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.

Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.

На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Конспект по развитию речи для детей старшей группы "Осень - щедрая хозяйка"


Актуальность: конспект предназначен для воспитателей ДОУ, методистов, родителей.Надеюсь, что предложенный материал поможет разнообразить занятия по развитию речи, формировать у детей интерес к народной культуре.
Цель : создать условия для развития речи детей с использованием малых фольклорных форм.
Образовательные задачи:
-Активировать словарный запас детей, обогащать его именами прилагательными: щедрая, урожайная, золотая.
-Упражнять в образовании имён прилагательных от имён существительных.
-Формировать умение употреблять в речи обобщающие слова: овощи,фрукты, урожай.
-Уточнить представление детей о месте произрастания овощей (огород), и фруктов (сад).
-Побуждать отвечать на вопросы предложением, а не словом.
Развивающие задачи:
-Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание.
-Развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать дружеские отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.
Предварительная работа:
-Знакомство с пословицами и поговорками по теме "Осень".
-Разгадывание загадок о овощах и фруктах.
-Рассматривание осенних листьев, определение принадлежности их разным деревьям.
-Рисование осенних пейзажей.
Оборудование : слайды "осенних" пейзажей, слайды к пословицам, муляжи овощей и фруктов, картинки с изображением листьев деревьев, два конверта, салфетка, корзина, контейнеры с надписями "сад" и "огород", фонограмма "осенней" музыки.

Ход занятия:

Воспитатель сообщает детям о ожидании гостьи.Они узнают кто придёт, если отгадают загадку.
Листья с веток облетают.
Птицы к югу улетают.
"Что за время года"?- спросим
Нам ответят: "Это...(осень).
Дети хором отвечают.Воспитатель предлагает им встать в хоровод и исполнить закличку. Дети декламируют:"Осень, осень, в гости просим: с обильными хлебами, с высокими снопами, с листопадом и дождём, с перелётным журавлём.

Звучит "осенняя" музыка, входит Осень в венке из пёстрых листьев, с корзинкой в руках.
Осень: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Конечно же, я- осень.
Плавно двигается по группе и читает стихи.
Прихожу я чередой за румяным летом,
Тих мой терем расписной, солнышком согретый.
Много у меня хлопот, день за днём в трудах идёт.
Каждой травке и листу, подберу наряд к лицу.
Красок ярких, золотых к зелени добавлю,
Только ели и сосне их наряд оставлю.
Рад багряным листьям клён, золоту-берёза,
В пёстрых платьях щеголять будут до мороза. (Васильева Е.)
Ох! Славно я потрудилась. Давайте вместе полюбуемся какая красота кругом (просмотр "осенних" слайдов.


Воспитатель по ходу просмотра задаёт вопросы:
-Какими стали листья на деревьях?
-Какого цвета листья на деревьях и кустарниках?
-Назовите деревья, которые остались зелёными.
-Почему много листьев на земле?
(воспитатель побуждает детей давать полные ответы, дополнять ответы друг друга).
Осень: Молодцы! Сама я, тружусь день и ночь, и людей люблю трудолюбивых и заботливых. Кто не привык лениться, получает от меня награду - щедрый урожай. Вот и к вам я с подарками пришла (показывает корзину). Вы потрудиться готовы?
Дети отвечают: готовы.
Осень: тогда получайте первое задание.(Достаёт из корзины и вручает воспитателю конверт с заданием). Воспитатель читает:попробуйте угадать, какие деревья прислали вам в подарок свои листья.
Дети рассматривают картинки и дают ответы. Дуб-дубовые, клён-кленовые и т.д.
Осень:
Молодцы, с первым заданием справились. А теперь давайте сами листочками станем. Повторяйте волшебные слова: Покружусь, поверчусь и в листочек превращусь!
Дети кружатся, проговаривая слова и садятся на корточки. Проводится физкультминутка "Листочки".
Ребята проговаривают слова и выполняют движения.
Мы листики осенние (поднимают руки вверх)
На ветках мы сидим. (раскачиваются)
Дунул ветер, полетели, полетели (кружатся)
И на землю тихо сели.(садятся на коврик)
Осень:
Как красиво вы кружились, настоящий листопад у нас получился. А я вам второе задание приготовила.(достаёт конверт из корзины) Воспитатель читает: продолжите пословицы о осени.(просмотр слайдов, дополнение пословиц)
Весна красна цветами, а осень...(снопами).
Осенью скот жиреет, а человек...(добреет).
Лето со снопами, а осень с...(пирогами).
Осень:
отлично справились. А теперь посмотрите на мою корзину. Какая она? (большая, вместительная, тяжёлая). Хотите узнать что там лежит? Что лежит в ней тот узнает, кто загадки отгадает. Загадывает загадки о овощах и фруктах и достаёт отгадки-муляжи,выкладывает на салфетку.(Загадки в приложении).
Осень:
Умницы! Все загадки отгадали, да вот только у нес беспорядок. Все овощи и фрукты перемешались. Давайте вспомним, где растут овощи -на огороде.Уберём их в контейнер.Кто поможет? А фрукты зреют в саду. Помогите мни их положить.(дети раскладывают муляжи по контейнерам)
Осень: Молодцы, весь урожай убрали.
Воспитатель: давайте поблагодарим осень за подарки и скажем какая она.
Дети: щедрая,урожайная, золотая...и т. д.
Осень : спасибо за добрые слова, а я с вами не прощаюсь, пробуду до самой зимы. До свидания!(уходит)
Воспитатель расспрашивает детей, что понравилось, чем они занимались.Выслушивает ответы детей.
Приложение:
Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Наливное, сладкое, с яблони упало-бок себе помяло. (Яблоко)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи-меня ищи. (Капуста)
Синий мундир, белая подкладка, а в середине сладко. (Слива)
Он круглый и красный, как глаз светофора, среди овощей нет сочней...(помидора).

Воспитатель Бондаренко Е. В.

Цель: закрепить знания об основных признаках осени.

Задачи: Образовательные: формировать умение детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы.

Развивающие: развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищенное, праздничное, спокойное).

Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям живописи, формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать творческую активность.

Задачи интегрируемых областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

О б о р у д о в а н и е: сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, осенние листочки., произведение П.И. Чайковского «Времена года»

Р е ч е в о й м а т е р и а л : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, увядают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, убирают, срывают, выкапывают и др.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках на ковре. Обратить внимание детей на мольберт (на нем иллюстрация осени)

  1. Воспитатель (обращаясь к детям):

Сегодня наше занятие я бы хотела начать с чтения стихотворения:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

Б е с е д а п о в о п р о с а м:

О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?

Какие месяцы осени вы знаете?

Какой сейчас месяц?

Какой месяц следующий?

Какая осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

Какая осень в октябре? (Дождливая.)

Какая осень в ноябре? (Поздняя.)

Что стало с листьями на деревьях? Как изменились деревья с приходом осени?

Куда улетают птицы? А почему, как вы думаете?

Что делают люди на полях?

Воспитатель: (показываю детям листок) вопрос к детям:

Ребята, посмотрите, какой красивый листик залетел к нам в гости. А кто его нам прислал вы

угадайте прослушав загадку.

Загадка:

Вот художник так художник

Разукрасил все что мог.

Даже саамы сильный дождик

Эти краски смыть не смог.

А теперь ответить просим,

Кто художник этот (ОСЕНЬ)

Ребята, а какие признаки осени вы знаете? (Выслушиваю ответы детей)

А сейчас, дети, листик предлагает вам поиграть в игру «Какая осень».

- «Лист осенний и волшебный будет в руки к вам летать и вопросы задавать.» Давайте

Встанем в кружок. Кому я дам в руки лист, тот должен ответить на мой вопрос. За

Правильный ответ я буду давать осенний лист.

Листья осенью (что делают?) -листья осенью желтеют и опадают

Дождь осенью (что делает?) -дождь осенью моросит,идет.

Урожай осенью (что делают?) -урожай осенью уберают.

Птицы осенью(что делают?) — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью(что делают?) — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

  1. Беседа по картине «Золотая осень» И.И. Левитана.

Воспитатель: - Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас, поэтов, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Художники разговаривают с людьми и без слов, мазкми, линиями, цветом. Среди них Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века. Он рисовал пейзажи.

Пейзаж - реальный вид какой-либо местности.

Исаак Левитан любил русскую природу. И все его картины были написаны о природе: «Тишина», «Стога», «Березовая роща». И вот однажды он гостил у своих друзей и слышал стихотворение А.С. Пушкина:

(стих-е прочтет нам Рустам)

Унылая пора! Очей, очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье….

В багряц и золото одетые леса!

Левитану так понравились эти стихи, что он решил все это изобразить. И создал целую серию осенних картин: «Золотая осень», «Осень», «Осенний солнечный денек», «Осенний день». Давайте внимательно рассмотрим одну картину из этой серии. Называется она «Золотая осень». (показ картины).

Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень».

(Репродукция - это воспроизведение рисунка, печатного текста и т.д. средствами полиграфии или фото.)

(звучит муз. Петра Ильича Чайковского «Времена года».)

О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?

Какие краски использует художник?

Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?

Все ли деревья осенью одевают золотистые листья? Назовите, какие деревья остаются зелеными? Покажите на картине.

Что вы видите вслева на высоком берегу?

Что изображено справа?

Что на переднем плане картины?

Прямо ли течет река или меняет свое направление?

Что растет около берега реки? Вы заметили у реки отдельно стоящую березу. Какимисловами можно ее описать? Одинока ли она? (Нельзя увидеть отдельную березку, деревья как бы сливаются друг с другом. Она не одинока:река и березка -хорошие друзья.)

Почему вода в начале реки темная, а дальше она становиться светло-голубой?

Догадайтесь, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная? Что отражается в реке?

Различается ли цвет неба на перднем плане и на заднем плане?(Прозрачное, голубое, чистое, с розовыми облаками.)

Почему крестьянские домики такие маленькие? Что вы видите около них? (Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть все красоту, великолепной увядающей природы. Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)

Вопросы к детям: - Ребята, какое чувство вызывает у вас это произведение- грустное или радостное? (Нам радостно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день и грустно - ведь скоро наступят холода.)

- Действительно, Левитановская осень это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. Но он немного и грустный - ведь это красота прощания. Скоро - зима.

  1. Физ.минутка «Листочки»

Листья осенние тихо кружатся, - (Дети кружатся на кончиках

пальцев ног, руки - в стороны,)

Листья нам под ноги тихо ложатся - (приседают),

И под ногами шуршат, шелестят, - (движения руками вправо-влево),

Будто опять закружиться хотят. - (поднимаются, кружатся).

  1. Самостоятельная работа.

Воспитатель:

А сейчас вам предстоит проявить свое творчество.

Рассмотрите картину еще раз, «войдите в нее», попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.

Может быть вы уже видели подобные образы, когда гуляли с родителями в лесу, роще, на поляне. Расскажите нам о своих впечатлениях так, чтобы всем ребятам захотелось увидеть то, что видели вы.

(вкл. П.И. Чайковского «Времена года».)

(рассказы детей)

Составление рассказов детьми 2-3 человека,

анализ рассказов.

Воспитатель : - Закончить занятие я хочу словами Сергея Есенина:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Сергей Есенин.

  1. Итог. Назад