Электрощиток

Простые ножны из кожи для ножа своими руками. Делаем охотничий нож своими руками: пошаговый мастер-класс

Простые ножны из кожи для ножа своими руками. Делаем охотничий нож своими руками: пошаговый мастер-класс

Вce новое – хорошо забытое старое. Хочу познакомить читателей с очень старой технологией изготовления практичных и в то же время симпатичных ножен. Мне пришлось ее слегка осовременить, чтобы не варить клей из рыбы или бересты, а использовать доступный всем «Момент».

Утверждение, что в старину все делалось грубо, не приемлю. Предметы жизненной необходимости, к которым в первую очередь отношу нож, делались испокон веков добротными, украшенными обережной вязью. Ножной меч, нож клали в колыбель новорожденным, чтобы дети росли статными и крепкими, как клинок. Да и оружие, которое современные специалисты обзывают холодным, наши предки называли БЕЛЫМ, то есть чистым, благородным.

Прежде чем приступить к описанию технологии, осмелюсь высказать некоторое несогласие с господином Мещеряковым (статья «Изготовление кожаных ножен », «Прорез» №3 за 2008 год). При выделке кожи в современном производстве используют двухромовокислый калий – хромпик – K 2 Cr 2 O 7 . Видимо, эта соль шестивалентного хрома и упоминается в статье. Но хромпик, по моему мнению, не оказывает вредного воздействия на сталь. Я изредка использую его для воронения углеродистых сталей в насыщенный коричневый цвет и до сих пор не заметил, чтобы поверхность клинка покрывалась раковинами или что хуже, – снижались режущие свойства стали. Опасность для стали, даже условно нержавеющей (нержавеющей не бывает), представляет остаточное хлорное железо – хлорид железа (III) 6-водный – FeCl 3 . H 20 , используемое, как и хромпик, скорняками при дублении кожи. В довесок не лучшим образом влияет на сталь клинков клей ПВА (поливини-лацетат), в состав которого производители добавляют дибутилфталат – дибутиловый эфир 0-фталевой кислоты – C 6 Н 4 (СООС 4 Н 9) 2 , усиливающий склеивающие свойства. Испарения дибутилфталата, даже в микродозах, способны ослабить связь тех двух зерен, которые и обеспечивают бритвенную заточку клинка. А тут уж выскребай не выскребай из швов засохший ПВА, все едино.

Теперь можно перейти к технологии изготовления ножен.

Все ваши затраты – это стоимость половины тюбика клея «Момент» (так как израсходуется чуть меньше половины тюбика) и несколько часов усердного труда. Ну да и не жалко, ведь для себя любимого стараетесь. Вот что еще потребуется. Кожа – голенище старых сапог, отслужившие свое предметы одежды, вышедшая из моды дамская сумочка... да что угодно! Одна дощечка от тарного ящика, которых на заднем дворе любого супермаркета немерено. Нехитрый набор инструментов, имеющихся в любом доме. Самое главное – это ваше воображение вкупе со стремлением к высокому.

Во-первых, необходимо выровнять плоскости дощечки наждачной бумагой, постеленной на ровную поверхность, и затем, приложив клинок ножа, разметить габариты (фото 1а).

Скальпелем или ножом прорезаем линии и выбираем ненужную древесину полукруглым резцом или ножом на глубину, равную 2/3 толщины клинка, на обеих половинках. Такая глубина обусловлена необходимостью вклеивания замши в выборки и последующей подгонки ножен под клинок.

Размечаем, вырезаем и вклеиваем замшу в выборки (фото 1б).

Боковые поверхности клинка ни в коем случае не должны соприкасаться с древесиной. В противном случае хорошо отполированная сталь будет царапаться и потеряет зеркальный блеск. На торцах заготовок также делается выборка под загиб замши, во избежание сдирания последней при вложении клинка.

Теперь следует подогнать ножны под толщину клинка. Сложите половинки заготовки без клея и вложите клинок. Если он болтается – а он будет болтаться – то сточите напильником или наждачной бумагой соприкасающиеся поверхности. Когда добьетесь плотного, но не тугого вложения и изъятия клинка, склейте эти половинки «Моментом».

Не важно, сколько времени находятся склеиваемые поверхности под гнетом, важна сила сжатия. Чем сильнее, тем лучше. Поэтому достаточно обжать детали плоскогубцами (фото 1в).

Следующий этап – это «оформление» ножен (придание им нужной формы). Стараюсь делать это традиционным способом, а именно, тем ножом, который одеваю. Все неровности после ножа необходимо сгладить плоским напильником и зашлифовать наждачной бумагой. «Белье» готово. Далее следует «украшение» или, говоря современным языком, «декорирование». Здесь и понадобится ваше чувство прекрасного и воображение.

На «белье» простым карандашом наносим линии будущего рельефа (фото 2а).

В данном случае мы обозначаем «щиток», в котором и будет расположен рисунок, ваши инициалы или что в голову взбредет. Мне ближе по духу славянская руническая вязь, но приходилось делать и «Веселого Роджера» и даже эмблему футбольного клуба. Как говорится, кто во что горазд.

Круглым напильником углубляем линии по всей поверхности ножен, то есть с обеих сторон (фото 2б).

Накладываем на «белье» листок бумаги и ногтем большого пальца правой руки продавливаем границы «щитка». Затем вписываем в него выбранный рисунок. Наклеиваем рисунок на замшу и вырезаем ножницами и скальпелем по контуру (фото Зв).

Вырезанный рисунок приклеиваем на «щиток» ножен. «Белье» почти готово к встрече с кожей. Не хватает некоторой объемности. На фото Зг можно рассмотреть, как следует подрезать линии, чтобы создавалось впечатление «подныривания» одной линии под другую.





Фото 3. Рельеф на ножнах

Наверняка кому-то такая простая на самом деле операция покажется сложной для исполнения. Ничего страшного, попробуйте для затравки сделать «Лестницу Сварога» из разряда «проще некуда», но выглядящую симпатично (фото 4а-г).

Приступаем к разметке кожи.

Нам понадобятся следующие детали: торец, тренчик для подвешивания на пояс, «рубаха» самих ножен, кисточки-висюльки. Прикладываем торец «белья» к коже и обводим авторучкой, затем по отпечатку размечаем прорезь для клинка.

Тренчик вырезаем размером 180x56 мм и обозначаем продольную ось. Тренчик необходимо проклеить, чтобы он был двухслойным и усиленным клеем «Момент». Заготавливаем «рубаху». Накладываем ножны на кожу и обводим авторучкой. Перекатываем ножны через обух и обводим вторую сторону. Обозначаем линию торца (на 5 мм ниже нижней кромки торца «белья») и, отступив от нее 100 мм, отрезаем край выкройки. Кстати, его можно выполнить в виде волны.

На припуски по бокам я обычно оставляю 20 мм, на всякий случай (фото 4а). Заготовки кисточек в количестве двух штук с размерами 65x55 мм и полоски-шнурка 200x5 мм также размечаем и вырезаем. Прямоугольники кисточек «шинкуем», недоходя до края 10 мм, и при помощи «Момента» скручиваем в кисточки. Вырезаем и приклеиваем торец ножен (фото 4б).

Проклеенный тренчик пришиваем к «рубахе» и делаем проклеенный загиб (фото 4в). Плотно, без зазоров, обклеиваем «белье» обуха.

Каждую сторону сажаем на «Момент» плотно – это очень важно. Припуски также тщательно промазываем клеем и плотно обжимаем. В принципе, такая сборка не подразумевает обязательную прошивку. Но мы ведь для себя, родных, стараемся. Для светлой кожи я предпочитаю брать нить на несколько тонов темнее, чтобы было гламурненько. После прошивания отступаем от строчки 4 мм и обрезаем припуски. По принципу удавки вешаем кисточки-висюльки, но на этот раз дело не совсем в украшении или декоре.

При необходимости ими можно отереть грязный клинок – именно для этого они впервые и были повешены. По мере загрязнения кисточки можно заменить на новые.

Опять используем ноготь большого пальца правой руки – продавливаем рельеф ножен. Вот и все (фото 4г).

Для чего же я налегал на «Момент»? Не догадались?

Деревянная часть ножен почти полностью (а при сноровке и на все 100%) обережена от воздействия влаги. Даже если ножны с вложенным ножом на пару минут упадут в воду, то ничего не разбухнет. Проверьте.

В завершение несколько советов ножепользо-вателям:
1. При длительном хранении ножны и нож обязательно должны лежать отдельно друг от друга.
2. Смазывайте перед хранением клинок и все металлические детали вазелином.
3. Идеальное средство по уходу за кожей – это силиконовый защитный крем.

Уважайте свой нож. Когда-нибудь он спасет вашу жизнь.

Олег и Яна Рудик Фото: Яна Рудик

Как самому сделать оригинальные ножны из дерева для ножа. Пошаговая инструкция изготовления деревянных ножен в домашних условиях с пояснительными иллюстрациями



Если у вас нож с деревянной ручкой, то он будет гармонично смотреться в ножнах, изготовленных из дерева. Для этих целей нам подойдет любое сухое дерево, но лучше брать твердые породы. Нам понадобятся две плашки под размер клинка

Вce новое – хорошо забытое старое. Хочу познакомить читателей с очень старой технологией изготовления практичных и в то же время симпатичных ножен. Мне пришлось ее слегка осовременить, чтобы не варить клей из рыбы или бересты, а использовать доступный всем «Момент».

Утверждение, что в старину все делалось грубо, не приемлю. Предметы жизненной необходимости, к которым в первую очередь отношу нож, делались испокон веков добротными, украшенными обережной вязью. Ножной меч, нож клали в колыбель новорожденным, чтобы дети росли статными и крепкими, как клинок. Да и оружие, которое современные специалисты обзывают холодным, наши предки называли БЕЛЫМ, то есть чистым, благородным.

Теперь можно перейти к технологии изготовления ножен.

Все ваши затраты – это стоимость половины тюбика клея «Момент» (так как израсходуется чуть меньше половины тюбика) и несколько часов усердного труда. Ну да и не жалко, ведь для себя любимого стараетесь. Вот что еще потребуется. Кожа – голенище старых сапог, отслужившие свое предметы одежды, вышедшая из моды дамская сумочка... да что угодно! Одна дощечка от тарного ящика, которых на заднем дворе любого супермаркета немерено. Нехитрый набор инструментов, имеющихся в любом доме. Самое главное – это ваше воображение вкупе со стремлением к высокому.

Во-первых, необходимо выровнять плоскости дощечки наждачной бумагой, постеленной на ровную поверхность, и затем, приложив клинок ножа, разметить габариты (фото 1а).

Скальпелем или ножом прорезаем линии и выбираем ненужную древесину полукруглым резцом или ножом на глубину, равную 2/3 толщины клинка, на обеих половинках. Такая глубина обусловлена необходимостью вклеивания замши в выборки и последующей подгонки ножен под клинок.

Размечаем, вырезаем и вклеиваем замшу в выборки (фото 1б).

Боковые поверхности клинка ни в коем случае не должны соприкасаться с древесиной. В противном случае хорошо отполированная сталь будет царапаться и потеряет зеркальный блеск. На торцах заготовок также делается выборка под загиб замши, во избежание сдирания последней при вложении клинка.

Теперь следует подогнать ножны под толщину клинка. Сложите половинки заготовки без клея и вложите клинок. Если он болтается – а он будет болтаться – то сточите напильником или наждачной бумагой соприкасающиеся поверхности. Когда добьетесь плотного, но не тугого вложения и изъятия клинка, склейте эти половинки «Моментом».

Не важно, сколько времени находятся склеиваемые поверхности под гнетом, важна сила сжатия. Чем сильнее, тем лучше. Поэтому достаточно обжать детали плоскогубцами (фото 1в).

Следующий этап – это «оформление» ножен (придание им нужной формы). Стараюсь делать это традиционным способом, а именно, тем ножом, который одеваю. Все неровности после ножа необходимо сгладить плоским напильником и зашлифовать наждачной бумагой. «Белье» готово. Далее следует «украшение» или, говоря современным языком, «декорирование». Здесь и понадобится ваше чувство прекрасного и воображение.

На «белье» простым карандашом наносим линии будущего рельефа (фото 2а).

В данном случае мы обозначаем «щиток», в котором и будет расположен рисунок, ваши инициалы или что в голову взбредет. Мне ближе по духу славянская руническая вязь, но приходилось делать и «Веселого Роджера» и даже эмблему футбольного клуба. Как говорится, кто во что горазд.

Круглым напильником углубляем линии по всей поверхности ножен, то есть с обеих сторон (фото 2б).

Накладываем на «белье» листок бумаги и ногтем большого пальца правой руки продавливаем границы «щитка». Затем вписываем в него выбранный рисунок. Наклеиваем рисунок на замшу и вырезаем ножницами и скальпелем по контуру (фото Зв).

Вырезанный рисунок приклеиваем на «щиток» ножен. «Белье» почти готово к встрече с кожей. Не хватает некоторой объемности. На фото Зг можно рассмотреть, как следует подрезать линии, чтобы создавалось впечатление «подныривания» одной линии под другую.

Наверняка кому-то такая простая на самом деле операция покажется сложной для исполнения. Ничего страшного, попробуйте для затравки сделать «Лестницу Сварога» из разряда «проще некуда», но выглядящую симпатично (фото 4а-г).

Приступаем к разметке кожи.

Нам понадобятся следующие детали: торец, тренчик для подвешивания на пояс, «рубаха» самих ножен, кисточки-висюльки. Прикладываем торец «белья» к коже и обводим авторучкой, затем по отпечатку размечаем прорезь для клинка.

Тренчик вырезаем размером 180x56 мм и обозначаем продольную ось. Тренчик необходимо проклеить, чтобы он был двухслойным и усиленным клеем «Момент». Заготавливаем «рубаху». Накладываем ножны на кожу и обводим авторучкой. Перекатываем ножны через обух и обводим вторую сторону. Обозначаем линию торца (на 5 мм ниже нижней кромки торца «белья») и, отступив от нее 100 мм, отрезаем край выкройки. Кстати, его можно выполнить в виде волны.

На припуски по бокам я обычно оставляю 20 мм, на всякий случай (фото 4а). Заготовки кисточек в количестве двух штук с размерами 65x55 мм и полоски-шнурка 200x5 мм также размечаем и вырезаем. Прямоугольники кисточек «шинкуем», недоходя до края 10 мм, и при помощи «Момента» скручиваем в кисточки. Вырезаем и приклеиваем торец ножен (фото 4б).

Проклеенный тренчик пришиваем к «рубахе» и делаем проклеенный загиб (фото 4в). Плотно, без зазоров, обклеиваем «белье» обуха.

Каждую сторону сажаем на «Момент» плотно – это очень важно. Припуски также тщательно промазываем клеем и плотно обжимаем. В принципе, такая сборка не подразумевает обязательную прошивку. Но мы ведь для себя, родных, стараемся. Для светлой кожи я предпочитаю брать нить на несколько тонов темнее, чтобы было гламурненько. После прошивания отступаем от строчки 4 мм и обрезаем припуски. По принципу удавки вешаем кисточки-висюльки, но на этот раз дело не совсем в украшении или декоре.

При необходимости ими можно отереть грязный клинок – именно для этого они впервые и были повешены. По мере загрязнения кисточки можно заменить на новые.

Опять используем ноготь большого пальца правой руки – продавливаем рельеф ножен. Вот и все (фото 4г).

Для чего же я налегал на «Момент»? Не догадались?

Деревянная часть ножен почти полностью (а при сноровке и на все 100%) обережена от воздействия влаги. Даже если ножны с вложенным ножом на пару минут упадут в воду, то ничего не разбухнет. Проверьте.

В завершение несколько советов ножепользо-вателям:
1. При длительном хранении ножны и нож обязательно должны лежать отдельно друг от друга.
2. Смазывайте перед хранением клинок и все металлические детали вазелином.
3. Идеальное средство по уходу за кожей – это силиконовый защитный крем.

Такие деревянные ножны используются охотниками Урала и Сибири (у моего деда были такие). Конструкция простая и надежная, позволяет быстро снимать ножны, не расстегивая ремня. Чтобы убрать или достать нож, не требуется искать ремешки и застежки, можно все делать в перчатках, не глядя, не боясь порезать как кожаные ножны.

Подбираются две дощечки (или раскалывается, распиливается одна, потолще) длиной с нож, толщиной в полторы-две толщины ручки. Обрабатываются до плотного прилегания друг к другу. Потом на эти, прилегающие друг к другу стороны половинок ножен укладывается нож, обводится по контуру. Переворачивается РК на 180о, обводится снова. Это необходимо для того, чтобы нож можно было вставлять в ножны как вперед РК, так и назад - когда как удобнее. Но если ручка в сечении не симметричная, можно этого и не делать - повернуть ножны можно за несколько секунд. На торце со стороны ручки отмечается глубина выборки под ручку (с припуском в минус для окончательной подгонки).

Очень желательно, чтобы нож утапливался в ножнах до половины ручки или больше (как в традиционных финских, Рис 3.). В этом случае центр тяжести всей конструкции получается ниже точки подвеса.

По суммарному контуру выбирается древесина, можно даже тем же ножом, для которого и делаются эти ножны. :-) А вообще-то сейчас существует множество насадок для дрели, борфрез и прочих напильников.

Выборка имеет вид воронки, плавно сужающейся от устья ножен к кончику клинка (Рис 1.). Это необходимо для того, чтобы можно было зимой вставить нож с обмерзшим клинком, испачканным смолой и т.д., и очистить его в более подходящих условиях. Кроме того, всегда обеспечивается фиксация ручки (вспомните крепление сверл на конусе Морзе).

Особое внимание при выборке уделяем плотности прилегания ручки к ножнам в устье. Чем меньше получившаяся щель, тем лучше. Меньше попадает воды, снега, грязи и т.д.

Обрабатывать наружную поверхность ножен можно как до, так и после склеивания. Я клеил обыкновенной двухкомпонентной эпоксидкой с деревянными опилками, наверное, можно использовать и другие клеи. Главное, чтобы они не боялись влажности.

При склеивании эпоксидкой все-таки желательно до, чтобы не мешать ее лишний раз.

Около устья ножен оставляем бортик примерно 5х5 мм. Он нужен для крепления петель подвеса. Под ним при склеивании обматываем ножны в несколько слоев капроновыми нитками или тонкой веревкой, пропитываем эпокидкой - для прочности. Со стороны наконечника (часть ножен, противоположная устью) сверлим 3-5 отверстий и "прошиваем" ножны по ним теми же нитками - тоже для прочности. Можно поставить небольшие заклепки. Вентиляционное отверстие в наконечнике можно делать, можно нет. С одной стороны, при наличии отверстия попавшая вода вытекает сама, улучшается вентиляция клинка. С другой стороны, если отверстия нет, а ножны хорошо проклеены, при падении в воду в ножнах образуется воздушный мешок, который может удержать на плаву нетяжелый нож.

После склеивания окончательная обработка. Шлифуем, олифим и т.д. Обтягиваем кожей - по желанию. На мой взгляд, кожа дополнительно впитывает влагу, что не есть хорошо. С другой стороны, дополнительно укрепляет конструкцию (при заклинивании ручка пытается раздвинуть половинки ножен). Можно попробовать термоусадочную трубку соответствующего диаметра. В общем, вариантов много.

Конструкция подвеса, надеюсь, ясна из фото. Из опыта эксплуатации: возможно, стоит заменить кожаные петли на металлические (латунные) полоски или проволоку. При намокании кожа растягивается, крепление ножен в петлях ослабевает, есть риск потерять нож вместе с ножнами. А металл в любой момент можно подстучать, например, ручкой ножа.

При необходимости надеть ножны втягиваем живот:-) , пропускаем нижнюю петлю подвеса под ремень, продеваем ножны в обе петли.

При снятии - все в обратном порядке. Очень удобно снимать в машине, в лодке, у костра и т.д.

Нечто подобное было у моего деда, только ножны были обшиты кожей.

Нож в ножнах фиксируется либо слегка - когда при работе часто достаешь - убираешь его, чтобы освободить руки. Достаточно найти клинком широкое устье (не глядя, не боясь порезать как у кожаных ножен) и чуть подтолкнуть. Он сам войдет на место (как в воронку) под действием силы тяжести и в вертикальном положении не вывалится. Если же есть риск потерять нож (при ходьбе по зарослям, на лошади - рысью или галопом, в лодке и т.п.), достаточно "дослать" его - поглубже вдвинуть в ножны. В этом случае он фиксируется гораздо плотнее. Ножны можно переворачивать, бросать, трясти - никуда он не денется. При необходимости снова достать - упираемся большим пальцем в бортик устья, остальными пальцами за рукоятку и с усилием вытягиваем. Очень помогает финский "грибок" на ручке.

При хранении на полочке, в шкафу за стеклом, подвес можно убрать, это тоже смотрится достаточно элегантно.

Nozh2002:

Вообще, интересно когда получили распространение кожанные ножны. Ведь ни у мечей, ни у сабель, шашек, кинжалов, кортиков кожанных ножен не было. Похоже что только КаБар из массовых военных ножей снаряжался кожанными ножнами и кожанной же рукоятью - возможно это объяснянтся избытком коровьей кожи в ковбойской в то время Америке, когда неисчислимые стада коров паслись на просторах Техаса? Плюс возможно шить ножны проще в массовом производстве, вот и пошла с тех пор мода такая.

Если в критичиской ситуации падаешь в стесненных условиях с большой высоты - например, упоминатая как-то Вадимом Денисовым авария вертолета, то хотелось бы что бы нож был в твердых ножнах и не прорезал бы их, независимо от того с какой силой на него навалился хозяин. Ну и так далее. Ведь скандинавские кожанные ножны всегда имеют деревянный вкладыш - то есть на самом деле это деревянные ножны, обклеенные кожей. И Нож Разведчика и Штык-Нож к Калашникову имеют твердые ножны.

Попытался я это пообсуждать на , но только Клифф Стамп пока дискуссию поддержал, посмотрим. А было время когда можно было спокойно поговорить об этом на русских форумах, без оскорблений и вмешательства оплачиваемых скандалистов.

Клиф говорит, что качественно сделанные кожаные ножны лучше, а деревянные, большие, гремят, нож в них сидит не крепко, гниют (я конечно утрирую, Клиф это все в вежливой форме сказал). Я ответил что это все совсе не проблемы - нож утопает в ножнах до пол-рукояти и сидит потому крепко, пропитка от гниения предотвращает и т.д. Чтож Клиф по русски статью прочитать не может.


Василий:

По поводу защиты от гниения: обращаю Ваше внимание на одну тонкость - устье ножен и наконечник обработаны резанием, не напильником, хотя напильником было бы аккуратней. Это не нарочитая грубоватось - при резании сминаются, закрываются поры древесины, по которым влага может проникать внутрь. Похожий, и даже лучший эффект можно получить при прижигании дерева на наждаке или полировальном круге.

Ножнам рабочего ножа лет 18, простая береза, проолифены на два раза. Бывали на рыбалке, в походах под дождем - гнили не появилось. В воду, в жидкую грязь падали. Сразу доставал, обтирал. Темные пятна на фото - это "пыль дорог", вполированная одеждой, проще говоря - грязь. Под дождем на ночь не оставлял - нож не любит настолько небрежного обращения. И вообще где попало не бросал. А больше никакого особого ухода. Ножнам второго ножа - лет 14-15. Условия жизни у них были полегче - в основном дома, изредка за грибами или на пикник.

По прочности ножен: во многом зависит от материала. Предпочтительнее плотная мелкослойная древесина - да что я Вам рассказываю? Вы дерево чувствуете лучше меня. В общем, ножны (материал - береза) выдерживают наступание одной ногой (мой вес около 90 кг), падение с двухметровой высоты на бетонный пол - без последствий. Падал с лошади - тоже без проблем. Правда, не на камни - тогда условия были бы жестче, для меня, во всяком случае. :о) Если же главное условие - прочность, то обтянутые кожей, ножны будут держать нож даже расколотые. А уж если обмотать стеклотканью с эпоксидкой, да в несколько слоев... Но в этом случае не видно структуры древесины. И на морозе дерево приятнее.

И (если я правильно понял), сравнение с современными синтетическими материалами и технологиями - просто некорректно. Надо рассматривать эти ножны в контексте тех условий жизни. Как вы знаете, в 70-80 годах (да и раньше) наше законодательство относилось к ножам достаточно сурово. Охотникам, в принципе, иметь их разрешалось, но где их взять? В охотничьих магазинах продавались ножи, но к их качеству было очень много претензий. А уж к ножнам... Ругали, наверное, даже больше чем ножи. И то, что из этих ножен ножи теряются, и что трудно бывает достать нож. Зимой или осенью, замерзшими руками или в перчатках. Даже летом - десяток раз подряд достать-отрезать-убрать, каждый раз находя узенькое кожанное устье - неудобно. И распороть нечаянно непроклепанные ножны - это запросто. А что такое остаться охотнику без ножа в лесу... "как без рук" - очень точно. Приготовление пищи, ремонт снаряжения, устройство ловушек - все делается ножом. В общем, многие охотники (и не только охотники - рыбаки, лесники, геологи, - в общем, все, кому приходилось долго жить в лесу) предпочитали делать ножи и ножны самостоятельно. Можно учесть все личные предпочтения, хорошо подогнать именно свой нож к ножнам - "как для себя". :о) И не случайно такое сходство с финскими ножнами. Если условия жизни похожи, то схожи и результаты. Что немаловажно, все делается из подручных, бесплатных для охотника материалов. (кстати, вспомните "Нож выжившего" - напрашиваются некоторые аналогии). Отремонтировать прямо в лесу (или сделать новые) - не проблема.

Как временный вариант - ножны из бересты (при наличии берез). Оборачиваем нож на два раза с небольшим нахлестом (кулёчком) и сшиваем. Но береста может рваться по шву, к тому же при падении или случайном наступании не защищает клинок (и нас от него) так хорошо, как дерево. А вот если её проклеить по всей плоскости... Но это уже фантазии - в жизни таких ножен не попадалось. Но почему бы и нет? Итак, деревянные ножны, временный вариант ("ножны быстрого приготовления"). Материалы: руки, полено, нож и веревка (кожа). В качестве еревки
можно использовать лыко - эластичную кору ивы (из неё ещё плели лапти). От подходящего полена откалываются две заготовки, пристугиваются друг к другу, выбирается середина, обвязываваются у наконечника (в этом случае у наконечника делают расширение а-ля "лососиный хвост" или просто выборку - чтобы веревка не соскальзывала) и устья веревкой, из нее же петлю подвеса - и обычный кухонный нож можно брать за грибами или на рыбалку. Весь процесс занимает около часа, а то и меньше - при грубом изготовлении. И можно уже использовать по назначению.

ieho 13-02-2018 16:35

Конкурсная работа от комрада Ravanuza

Как сделать прошитый ремень с проклеенным загибом - пособие для начинающих.

Зачем прошивать ремень? Во-первых, это красиво! А во-вторых и в главных - прошивка ремня существенно продлевает срок его службы, особенно при суровых режимах эксплуатации. Нагрузки на ремень отсутствуют, только если ремень не затягивается и носится исключительно в декоративных целях - или висит в шкафу. Во всех остальных случаях ремень постоянно испытывает серьезные нагрузки (в первую очередь - на растяжение), даже если его носитель - хрупкая девушка. Достаточно плотно затянуть ремень стоя и присесть - объем, ограниченный ремнем, изменится и активно попробует растянуть ремень. А у бывалых, матерых мужчин объемы бывают ого-го. Какое-то время кожа будет сопротивляться, но в силу своей пластичности неизбежно растянется, деформируясь. Прошивка ремня добавляет к крепости собственно кожи ремня крепость нити, даже если прошивка делается с помощью швейной машинки, где сила затяжки стежков относительна невелика. Однако гораздо лучший результат дает ручная прошивка качественной нитью седельным швом с сильной затяжкой каждого стежка.

Зачем проклеивать загиб ремня вокруг пряжки? Опять-таки, это красиво! А также придает ремню законченный вид целостного изделия. Дело личного вкуса - но при креплении на винты эти самые винты, проглядывающая изнанка и сам "бутерброд" в месте загиба, обвода шлейки и особенно открытый торец ассоциируются с недостроем и сомнительными инженерными решениями. Да, проклеенный и прошитый загиб не позволит легко и просто заменить пряжку, например, если она сломается - но вряд ли это страшно тем, кто пользуется пряжками "от Максима" . Эстетические же вопросы типа "а может эта пряжка будет смотреться круче нынешней?" стоит решать до начала работ по ремню, а при поступлении новых материалов не жаль и новый ремень сотворить.

Все советы и решения в настоящем пособии основаны на обработке материалов из темы Максима aka monia и не претендуют на универсальность. Учитывайте это при применении пособия! Итак, как сделать прошитый ремень с проклеенным загибом:

1. Выбираем назначение ремня - под джинсы или брючный.

2. На основании выбранного назначения определяемся с шириной и толщиной ремня и выбираем соответствующую ременную заготовку (РЗ). Любой брючный ремень можно использовать в джинсах - но не наоборот. Все дело в размере брючных шлевок, а конкретно в первой из них - считая от пряжки надетого ремня в сторону укладки конца ремня (мужчины это делают налево, женщины направо). Эта шлевка должна вместить начало ремня и его конец (т.е. две толщины ремня) (фото 2-1).

В брюках внутренний периметр шлевки в среднем около 86мм. При наличии закругленных торцов в среднестатистические брюки можно вдеть ремень с сочетанием толщины и ширины максимум 4,5х35мм либо 3,5х38мм. Крайне желательно промерить шлевки конкретных брюк, например, с помощью тестового ремня указанных габаритов. В среднестатистические джинсы свободно вдевается ремень 6х44, бОльшие габариты тоже нужно предварительно мерять.

Учитывая все вышеизложенное, определяемся, что будем делать сразу четыре ремня из ассортимента РЗ "от Максима": под джинсы - РЗ Буйвол рыжий 44мм (далее "025"), под брюки - РЗ Испания черный 38мм (далее "026"), под джинсы - РЗ Буйвол рыжий 38мм (далее "027"), под джинсы - РЗ Буйвол черный 38мм (далее "028").

3. На основании ширины РЗ выбираем пряжку. На фото 3-1, 3-2 выбранные РЗ и пряжки (слева-направо): 025 - 44/1 старая латунь, 026 - 38/4 никель, 027 - 38/4 старая латунь, 028 - 38/4 латунь.

4. Смотрим на выбранную пряжку - сколько там секций (щелей) - одна или несколько? Для ремней с односекционной пряжкой нужна шлевка на ремне. На фото 4-1 пример ремня с ременной шлевкой. Для ремней с двух- и более секционной пряжкой шлевка не нужна. На фото 4-2 пример ремня с двухсекционной пряжкой.

5. Определяемся с шириной и формой шлевки. На мужских ремнях неплохо смотрится прямоугольная полоса шириной в 1/3 от ширины РЗ. Вычисляем ширину шлевки: 025 - 44мм/3=14,7, округляем до 15мм; 026, 027, 028 - 38мм/3=12,7, округляем до 13мм.

6. Одновременно определяемся с прошивкой: толщина нити, ее цвет, вид и шаг пробойника. Выбрать оптимальный вариант очень помогает пробная прошивка обрезков конкретной РЗ. Нить на катушке и в шве отличается цветом и формой, иногда очень сильно (фото 6-1, 6-2, 6-3).

Для этих конкретных ремней нити для прошивки будут такие: 025 - Galaces сл.вощеная 0,8мм, цвет коричневый S015; 026 - Amy Roke полиэстер вощеная 0,55мм, цвет Anthracite 19-4007; 027 - Galaces сл.вощеная 0,8мм, цвет коричневый S014; 028 - безымянная Южно-Корейская сл.вощеная 0,55мм, цвет латунь (фото 6-4, 6-5).

Шаг пробойника на ремнях будет 4мм, на шлевках - 3мм. Также стоит уделить внимание выбору иголок - чем они тоньше, тем лучше. Для ниток 0,6мм и даже 0,8мм достаточно иглы 0,8мм, и для такой иглы отверстия японского пробойника с шагом 4мм не нужно дорабатывать шилом - сильно упрощается процесс подготовки к прошивке. А вот отверстия "обычного" пробойника с шагом 3мм дорабатывать придется, иначе шить не комфортно. Помним мудрое правило "от Максима": "Если вам приходится с усилием протягивать нить щипцами или плоскогубцами, то это означает что отверстия слишком маленькие. Вы просто угробите иглы, поотрывав им уши. Делайте отверстия сообразно толщине нитки"

7. Снимаем мерку с будущего носителя ремня - как правило, по старому ремню носителя, это наиболее точный способ. Надеваем брюки/джинсы, вдеваем старый ремень, затягиваем его на комфортное ношение - и запоминаем используемое регулировочное отверстие (фото 7-1).

Для обладательниц классических форм снимаем две мерки по способу ношения ремня - и на талии и на бедрах. Достаем ремень и производим измерения. На фото 7-2 пример старого ремня, разложенного для съемки размеров.

Нас интересует расстояние от внутреннего края рамки пряжки до центра запомненного регулировочного отверстия на ремне - на фото оно второе слева, в реальности может быть любым. Также требуется учитывать - растягивался ли ремень при затяжке, при измерениях нужно воссоздать условия затяжки (на фото видно, что старый ремень изогнут - значит, при снятии размера нужно его натянуть "до ровного").

8. Определяемся с количеством регулировочных отверстий. Чаще их 5 - основное и по два дополнительных в каждую сторону. Определяемся с шагом регулировочных отверстий (для мужского ремня, например, 25мм).

9. Определяемся с длиной свободного конца ремня - по умолчанию, при затянутом на основное отверстие ремне за брючную/джинсовую шлевку конец ремня выступает на длину большого пальца - около 7см. Основное регулировочное отверстие на затянутом ремне по умолчанию находится ровно над краем застегнутого пояса джинс/брюк. Измерим расстояние от края застегнутого пояса до джинсовой/брючной шлевки на произвольных джинсах/брюках - например, получилось 80/110мм. Также измерим ширину шлевки в джинсах/брюках - например, получилось 15/10мм. Значит, от основного регулировочного отверстия до кончика ремня должно быть такое расстояние: свободный конец(70мм)+ширина джинсовой/брючной шлевки(15/10)+расстояние от края застегнутого пояса до джинсовой/брючной шлевки(80/110)=165/190мм. При такой длине от основного регулировочного отверстия до кончика ремня тренчик не нужен.
Внимание! Все приведенные размеры требуется перепроверять для каждых конкретных джинс/брюк!
На фото 9-1 пример ремня, не нуждающегося в тренчике.

Обладательницам классических форм, которые носят ремень и на бедрах и на талии, тренчик нужен всегда, всем прочим - по желанию. Ширина и форма тренчика также определяется индивидуально.

10. Возвращаемся к пряжке - измеряем расстояние между внутренним краем рамки и осью язычка (44/1 - 44мм, 38/4 - 38мм) (фото 10-1), измеряем диаметр язычка (44/1 - 3,8мм, 38/4 - 3,8мм) (фото 10-2), измеряем диаметр оси язычка (44/1 - 5,8мм, 38/4 - 5,1мм) (фото 10-3), измеряем толщину загиба язычка вокруг оси (44/1 - 2,8мм, 38/4 - 2,6мм) (фото 10-4).

Берем полоску кожи толщиной в половину от толщины ремня (например, 2мм), перекидываем через ось язычка, плотно обжимаем и отмечаем длину обвода по внешней стороне полоски в месте соединения сторон полоски (фото 10-5). Разворачиваем полоску, снимаем размер между отметками (44/1 - 22мм, 38/4 - 19мм) (фото 10-6) и прибавляем две толщины загиба язычка вокруг оси (44/1 - (22+2,8х2=27,6, округляем до 28)мм, 38/4 - (19+2,6х2=24,2, округляем до 24)мм.

11. Определяемся с размерами загиба в месте крепления пряжки (фото 11-1) - они зависят от расстояния между пряжкой и шлевкой I (например, 10мм), шириной самой шлевки II (025 - 15мм; 026, 027, 028 - 13мм) и расстояния от шлевки до конца загиба III (например, 15мм). Прибавляем к полученным замерам припуски на обвод тренчика на задней стороне IV и V (например, по 1мм).

12. Берем полоску кожи толщиной в половину от толщины ремня (например, 2мм), обворачиваем вокруг сложенной вдвое РЗ, отмечаем длину периметра по внешней стороне полоски - получаем предварительный размер шлевки и тренчика (фото 12-1, 12-2).

Результаты измерений: 025 - 115мм, 026 - 101мм, 027 - 103мм, 028 - 103мм.

13. Определяемся с формой окончания ремня. Если резать собираемся по шаблону "от Максима" (фото 13-1) - измеряем расстояние от конца шаблона до середины ремня по ширине (фото 13-2, 13-3).

Результаты: 025 - 10мм; 026, 027, 028 - 9мм.

14. Берем в руки РЗ и определяемся - с какой стороны будет пряжка, откуда будем резать шлевки/тренчики. Промеряем толщину РЗ в местах запланированных пряжки и конца с помощью штангенциркуля или другой измерительной техники. Результаты: 025 - 4,3/4,3мм, 026 - 3,5/3,6, 027 - 4,1/4,2, 028 - 4,2/4,8. Определяемся с глубиной шерфовки для зоны загиба (025 - 2мм, 026 - 1,6мм, 027 - 2мм, 028 - 2мм), шлевки и/или тренчика (025 - не хватило длины заготовки, шлевку будем резать из остатков РЗ Комфорт рыжий, как наиболее подходящей по цвету; 026 - осталась заготовка на шлевку от предыдущего ремня из аналогичной РЗ, резать не нужно; 027, 028 - 2мм).

15. Для удобства дальнейших расчетов сводим все полученные размеры в таблицу (фото 15-1) - получаем размер всей заготовки и отдельно зоны шерфования.

Для обладательниц классических форм, которые носят ремень и на бедрах и на талии, основное регулировочное отверстие берется из расчета ношения ремня на бедрах, для ношения на талии отверстие пробивается либо отдельно от остальных, либо подбирается шаг регулировочных отверстий, чтобы, двигаясь от основного отверстия, выйти на него.

16. Размечаем по бахтармяной стороне зону/зоны шерфовки (фото 16-1, 16-2, 16-3, 16-4).

17. Шерфуем намеченные зоны. В начале зоны загиба делаем фаску на всю глубину шерфовки с углом примерно 45 градусов. Наиболее удобны для шерфования двоильные машины, не обязательно заводского исполнения - достаточно обеспечить жесткую фиксацию лезвия относительно площадки, по которой перемещается РЗ. Если нет двоильной машины, шерфовка производится ручным инструментом (например - рубанком для толстых кож "от Максима"). Для облегчения процесса на жестких кожах можно смачивать шерфуемую зону водой, стараясь избегать затекания на лицевую сторону. На фото 17-1, 17-2, 17-3, 17-4, 17-5, 17-6, 17-7, 17-8, 17-9 пример самодельной двоильной машинки, процесс шерфовки и результат.

18. Делаем с РЗ все, что предшествует финишной обработке лицевой стороны, например - тисним, штампуем, украшаем резьбой, красим, обрабатываем антиками, маслом и пр. В данном конкретном случае - не делаем ничего , сразу переходим к финишной обработке лицевой стороны.

19. Производим финишную обработку лицевой стороны. Например, вариант А - используем финиш самоварный?2 "от Максима": разводим финиш водой 1 к 1 в емкости, отрезаем треть от хозгубки, напитываем раствором мягкую сторону и в одно длинное движение покрываем РЗ первым слоем (фото 19-1, 19-2, 19-3)

Ждем полного впитывания (19-4) и также одним движением наносим второй слой (фото 19-5, 19-6).

Сушим сутки. Остаток неиспользованного раствора финиша сливаем на хранение при помощи шприца (фото 19-7, 19-8)

Вариант Б - используем крем "от Максима": с помощью кисточки с коротким ворсом (можно просто обрезать стандартную, фото 19-9)

обрабатываем всю лицевую сторону (фото 19-10, 19-11, 19-12, 19-13)

Х/б тканью натираем лицевую сторону до разогрева, но не стараясь растереть весь воск - оставляем незначительную белесость для финишной полировки (фото 19-15, 19-16, 19-17, 19-18).

20. Начинаем размечать РЗ по лицевой стороне. Все пометки делаем в зонах последующей обработки - внутри вырубаемых контуров либо возле торцов на глубину не более 2мм, тогда позднее при обработке торцов от них ничего не останется.

21. Переносим на лицевую сторону отметку начала зоны шерфования (фото 21-1, 21-2).

22. В одну сторону от нее размечаем прорезь для язычка пряжки. Размер отступа равен сумме расстояний после шлевки до конца загиба лицевой стороны+ширина шлевки+от оси язычка до шлевки. Конкретные цифры берем из таблицы (см.п.14): 025 - 15+15+10=40мм; 026, 027, 028 - 15+13+10=38мм. Размеры прорези для язычка пряжки: 025 - 4х28мм; 026, 027, 028 - 4х24мм. Если нет специального вырубателя, размечаем два отверстия под диаметр язычка - проводим через центр отверстия вертикальную и горизонтальную риски, другими перпендикулярными рисками отмечаем по ним радиус отверстия. Соединяем отверстия параллельными касательными - получаем размеченную прорезь (фото 22-1, 22-2).

23. Берем пробойник, прикладываем к одной из перпендикулярных рисок, выравниваем по остальным, слегка придавливаем, поднимаем и смотрим на след (фото 23-1, 23-2, 23-3).

По следу проверяем правильность установки пробойника, при необходимости корректируем место установки, приставляем и вырубаем отверстие (фото 23-4, 23-5).

Все это удобно делать при ярком боковом освещении. Повторяем процедуру для второго отверстия (фото 23-6, 23-7).

По ранее проведенным линиям вырезаем полоску между отверстиями. Так как пробойник приминает кожу своей внешней стороной, может показаться, что отверстия шире прорези - но это не так, и резать нужно по разметке. Важно не допустить пореза внешних сторон отверстия, поэтому режем в два этапа - до середины с каждой из сторон (фото 23-8, 23-9, 23-10).

Не стоит любой ценой пытаться прорезать РЗ насквозь за один заход, в один рез - лучше сделать их несколько по одной линии, но точных.

24. Отмеряем от края прорези остаток загиба - он равен отступу из п.21 + запас на обвод шлевки с двух сторон (1+1=2мм): 025 - 42мм, 026, 027, 028 - 40мм (фото 24-1). Отрезаем излишек (фото 24-2).

На торце конца загиба делаем фаску по всей толщине РЗ, форму и угол подгоняем под фаску в начале зоны шерфовки. При необходимости, производим повторное шерфование, добиваясь идеального совпадения по толщине и форме фаски РЗ и приложенного загиба в начале зоны шерфовки (фото 24-3, 24-4, 24-5, 24-6).

25. Размечаем на бахтармяной стороне место крепления шлевки и зону обвода оси язычка (фото 25-1).

26. Возвращаемся к отметке начала зоны шерфовки на лицевой стороне РЗ. В другую сторону от пряжки отмеряем остаток длины ремня (фото 26-1). Прикладываем к метке шаблон и отмечаем вертикальными рисками начало радиуса закругления (фото 26-2). По отметке остатка длины отрезаем излишек РЗ (фото 26-3).

Совмещаем вертикальные метки начала радиуса закругления на РЗ и шаблоне - по "кривой" стороне шаблона, т.к. ширина шаблона и РЗ могут не совпадать (фото 26-4).

Вырезаем окончание ремня. Желательно каждую сторону резать от вертикальных рисок к окончанию РЗ, чтобы боковые смещения РЗ были симметричными. Резать нужно по касательной к шаблону несколькими резами шириной не более 1-2 мм каждый, не пытаясь "обвести" закругление шаблона (фото 26-5, 26-5, 26-7, 26-8, 26-9, 26-10).

Также не стоит любой ценой пытаться прорезать РЗ насквозь за один заход, в один рез - лучше сделать их несколько по одной линии, но точных.

27. Убираем с торцов окончания ремня ступеньки от резов с помощью бруска и наждачной бумаги 120грит. Наждаком работаем только в одну сторону - к окончанию РЗ, рабочая грань бруска строго перпендикулярна лицевой стороне РЗ (фото 27-1, 27-2, 27-3).

28. Размечаем шлевки и/или тренчики по размерам из п.11, вырезаем их (фото 28-1).

29. Определяемся с размером отступа от края РЗ для швов ремня, шлевки и тренчика. Для джинсовых ремней 025, 027 и 028 отступ на РЗ будет 3,5мм, на шлевке 3,0мм, для брючного ремня 026 отступ на РЗ будет 3,0мм, на шлевке 3,0мм.

30. Размечаем линии швов ремня (фото 30-1, 30-2).

Для ровной разметки начала зоны загиба нужно компенсировать утоньшение РЗ (фото 30-3, 30-4).

Зону обвода оси язычка лучше пропустить (фото 30-5).

Вообще, зону обвода оси язычка прошивать не стоит - ось со своей стороны будет перетирать нить, и чтобы ее защитить - придется клеить подклады и т.п.

31. По размеченным линиям пробиваем отверстия для прошивки обоих краев ремня. Первое и последние отверстия швов прокалываем круглым шилом. Первым отверстием является точка перегиба линии шва на окончании ремня (фото 31-1). Последние отверстия каждого из краев прокалываем на одной линии с центром отверстия в начале прорези для язычка пряжки (фото 31-2).

Перед началом пробивания освещение рабочей зоны следует отрегулировать так, чтобы линия разметки была максимально контрастна. Например, источник света можно расположить слева сверху. Пробой начинаем от первого отверстия в направлении "на себя", на "кривом" участке - пробойником с 2-мя зубцами, на прямом - с 4-мя (фото 31-3, 31-4, 31-5).

Чем меньше зубцов, тем легче наиболее точно пробивать толстую и жесткую ременную кожу. Пробойники должны быть острыми, зубцы отполированными на всю толщину пробиваемой кожи. На жестких кожах для смазки зубцов периодически втыкаем пробойник в воск, например - восковую свечу (фото 31-6).

При этом следим, чтобы на зубцах не оставались крупные частицы воска. Перед каждым пробоем заготовку располагаем так, чтобы линия разметки зрительно была вертикальна. Правой рукой выставляем пробойник остриями зубцов на линию разметки - подводим справа наклоненным вправо, чтобы не закрывать линию разметки (фото 31-7). Предварительно размечаем отверстия, сначала используя ближайшие уже пробитые, накалываем кожу (фото 31-8), затем по полученной метке - все четыре (фото 31-9).

При четкой и глубоко проведенной линии разметки острия пробойника встанут внутрь этой линии, в канавку. Выравниваем пробойник по вертикали так, чтобы зубцы зрительно стояли в одну линию, прижимаем (фото 31-10), перехватываем левой рукой (фото 31-11).

Сомневающиеся в собственном глазомере поначалу могут использовать некие шаблоны вертикальности - подставляйте их справа, не отрывая левую руку с пробойником. После нескольких метров пробоя - а это максимум пару ремней - глаза запомнят вид вертикально установленного пробойника и швы всегда будут ровными с обоих сторон (фото 31-12, 31-13).

Наносим удар киянкой, вектор удара на затыльнике пробойника должен быть отвесным. Не стараемся пробить отверстия за один удар, пусть их будет несколько (например, три) - но точных. Кстати, чем тяжелее киянка, тем легче пробивать кожу на РЗ - учитывайте это при выборе инструмента, в данном конкретном случае используется киянка 700г. Бьем, пока с обратной стороны не выйдут острия зубцов (они упрутся в подложку). Переворачиваем РЗ, контролируем ровность цепочки отверстий на обратной стороне (фото 31-14),

если ее нет - переустанавливаем пробойник и повторяем пробой до приемлемого результата. При перевернутой РЗ упираем пробойник затыльником в подложку (фото 31-15)

и, обжимая кожу РЗ вокруг зубцов пробойника сверху большими пальцами обоих рук, докалываем отверстия пробойником на всю длину зубцов (на фото 31-16 силой воображения добавьте палец левой руки слева от зубцов). Переворачиваем РЗ обратно и вынимаем пробойник, упирая острия в подложку и обжимая кожу РЗ вокруг зубцов пробойника сверху указательными и безымянными пальцами обоих рук (на фото 31-17 силой воображения добавьте пальцы правой руки справа от зубцов).

Если нужно состыковать отверстия шва, пробиваемые с двух направлений - используем пробойник с 2 зубцами и пластичность кожи: введя один из зубцов в уже пробитое отверстие, наклоном пробойника можно захватить чуть больше кожи, чем при строго вертикальной установке пробойника. Далее, при выравнивании пробойника, кожа между зубцами стянется, шаг пробоя изменится незначительно (фото 31-18, 31-19, 31-20).

Как и при разметке, аккуратно пробиваем начало шерфованного загиба (фото 31-21).

32. Пробиваем в шлевке отверстия для прошивки (фото 32-1, 32-2).

Так как шаг пробойника на шлевке 3мм, для комфортного шитья перед прошивкой нужно расширить все отверстия (например - при помощи ромбовидного шила шириной 2,2мм), "доколоть" их по бОльшей диагонали (фото 32-3, 32-4, 32-5).

33. Прошиваем швы на шлевке. Отмеряем нить по соотношению длин планируемого шва и нити - 1 к 2, прибавляем по 20см с каждой стороны для свободного шитья в конце. Для удобства используем пони (фото 33-1). Прошиваем седельным швом с затяжкой каждого стежка (фото 33-2).

Простукиваем швы с бахтармяной стороны обувным молотком с отполированным бойком - нить частично расплющится и заполнит отверстия, частично продавит канавки в коже, внутренние напряжения в шве распределятся более равномерно, разницу видно на фото 33-3 - шлейка простукана наполовину справа-налево. Общие результаты на фото 33-4.

34. Снимаем фаску с торцов длинных краев шлевки. Используем торцбил (кромкорез), например - с круглым сечением реза шириной 2мм. Перед каждым использованием подправляем торцбил на кожаном шнурке соответствующего диаметра с использованием пасты, например - Диалюкс белой (фото 34-1, 34-2, 34-3, 34-4, 34-5).

35. Обрабатываем торцы и бахтармяную сторону шлевки - например, Tokonole. С помощью сликера полируем торцы длинных краев. Проверяем ровность торцов. Корректируем при помощи наждачной бумаги на бруске - последовательно 300, 600, 1200, 2500 грит. Повторяем обработку Tokonole и сликером до приемлемого результата (фото 35-1, 35-2, 35-3, 35-4, 35-5, 35-6).

36. По необходимости размечаем, прошиваем и обрабатываем тренчик - аналогично шлевке. Размечаем под необходимый размер на сложенном вдвое ремне, обрезаем лишнее, сшиваем встык либо после склейки внахлест (фото 36-1).

Закрепляем форму, обстукивая обувным молотком с полированным бойком на сложенном вдвое ремне.

37. Возвращаемся к РЗ - снимаем фаску с торцов лицевой стороны зоны загиба и в прорези под язычок пряжки (фото 37-1, 37-2).

На бахтармяной стороне снимаем фаску в зоне обвода оси язычка пряжки и в прорези под язычок (фото 37-3, 37-4, 37-5).

38. Обрабатываем Tokonole все фаски по лицевой стороне, на внутренней - зону обвода оси язычка пряжки, торцы в этой зоне, включая саму прорезь под язычок (фото 38-1, 38-2).

С помощью сликера полируем торцы в местах нанесения Tokonole (прорезь под язычок - фото 38-3),

в месте будущего расположения шлевки - только с приложенным загибом, не допуская попадания Tokonole на бахтармяную сторону (фото 38-4, 38-5).

Проверяем ровность торцов. Корректируем при помощи наждачной бумаги - последовательно 300, 600, 1200, 2500 грит (фото 38-6, 38-7, 38-8).

Повторяем обработку Tokonole и сликерами до приемлемого результата (фото 38-9).

39. Приступаем к установке шлевки и проклейке области загиба. Последовательность и особенности зависят от клея - например, можно использовать наиритовый клей SAR 30E, "холодный" вариант его применения. Этот клей сначала наносят тонким слоем на подготовленные (обезжиренные и зачищенные от покрытий) поверхности, ждут 10 минут, наносят второй тонкий слой, складывают поверхности и однократно сжимают. Для большей прочности соединения можно простучать, например - обувным молотком с отполированным бойком или прокатать, например - скалкой. Клей допускает небольшие смещения до прижатия, после прижатия схватывается сразу, позволяя выполнять манипуляции со склеенными поверхностями уже через 5 минут, полностью высыхает за 24ч.

40. Шлевку размечаем под необходимый размер прямо по месту установки, обведя вокруг лицевой части загиба и приложенного конца ремня (фото 40-1, 40-2), обрезаем лишнее (фото 40-3),

размечаем под нанесение клея (фото 40-4) и вклеиваем в два захода - сначала один конец (фото 40-5, 40-6),

потом второй встык к первому, внатяг обернув вокруг приложенного конца ремня (фото 40-7, 40-8).

Необходимый для свободного вхождения конца ремня в шлевку зазор появится после скругления торцов ремня.

41. Вставляем пряжку и проклеиваем область загиба (фото 41-1). Проклейку начинаем с области начала зоны загиба, добиваясь идеальной стыковки (фото 41-2). Далее формируем ближайший обвод шлевки с помощью костяной гладилки (фото 41-3).

Склеиваем и оформляем при помощи костяной гладилки линию вдоль оси пряжки с лицевой стороны (фото 41-4, 41-5), потом с бахтармяной (фото 41-6).

Формируем второй обвод шлевки (фото 41-7).

Простукиваем шлевку (со вдетым концом ремня) и начало зоны загиба обувным молотком с отполированным бойком (фото 41-8, 41-9, 41-10, 41-11).

42. Упаковываем пряжку для защиты в ходе дальнейших манипуляций с ремнем - используем салфетки и малярный скотч (фото 42-1).

43. После высыхания клея убираем остатки клея снаружи клеевых швов - используем резину (фото 43-1, 43-2).

Докалываем шилом соответствующего сечения (ромбовидное и круглое) отверстия шва в области загиба по имеющимся отверстиям на лицевой стороне (фото 43-3, 43-4).

В процессе отверстия на обратной стороне выравниваем по линии разметки шва (43-5, 43-6).

В области шлевки проколы совершаем, отогнув его верхнюю часть (фото 43-7, 43-8, 43-9).

44. Приступаем к прошивке ремня. Отмеряем нить по соотношению длин планируемого шва и нити - 1 к 3,5. Чтобы уменьшить контакт ладоней и пальцев с нитью, используем х/б перчатки с прорезанными окончаниями пальцев (фото 44-1). Они хорошо впитывают пот, одной пары хватает на несколько ремней. Прошивку начинаем от окончания к пряжке. Для удобства используем ременной пони (фото 44-2, 44-3).

Кожаные ножны для ножа. Кожаные ножны своими руками. Кожаные ножны для ножа своими руками. Как сделать кожаные ножны для ножа. 1. По контуру ножа обрисовываем силуэт будущих ножен, так как мы их себе представляем. Я всегда рисую проект ножа на компьютере, так проще.

2. Определяемся как будут выглядеть ножны в деталях, мне удобнее дорисовывать компьютерный проект карандашом «от руки».

3. Подбираем материалы, наиболее соответствующие рукояти ножа по цвету и фактуре. Тут безграничный простор для фантазии, но ограниченный только материальными возможностями. На замену редкого и дорогого крокодила берем коленку страуса, она также обладает хорошей фактурой и рисунком. Кроме экзотики, беру чепрак 2мм и кожу для основного покрытия, в данном случае толстая черная хромовая кожа.

4. Так как лист чепрака из новой партии, определяю в каком направлении максимальная усадка при сушке и относительную величину этой усадки. Для этого вырезаю тонкие полоски чепрака с краев, по длинной и короткой стороне листа. Разрезаю каждую полоску ровно пополам. Один кусочек оставляю сухим для контроля, а вторую часть замачиваю.

Сравниваем длину и определяем, что усадка порядка 6% идет вдоль длинной стороны листа.

Значит, ножны выкраиваем поперек листа. Нам не нужна усадка в продольном направлении, а поперек ножен вполне сгодится. Кроим куски кожи с запасом 1-1.5см на ошибки.

5. Далее готовим нож для обертывания. Вырезаем картонные накладки на клинок, чтобы в ножнах было свободное пространство и клинок как можно реже касался стенок ножен. Так как у ножа есть небольшой упор, то вырезаем кожаную накладку чтобы сравнять впадину для рукояти.

Оборачиваем нож пищевой пленкой, устанавливаем все накладки, затем снова заматываем нож пленкой.

6. Замачиваем кожу в теплой воде с фейри. Минут 5-10. Затем хорошо промываем в проточной воде.

7. Для придания чепраку жесткости, я вымачиваю его в воде с ПВА. Концентрация на глаз, ну примерно четверть бутылочки на мою фото ванночку.

10-15 минут должно хватить. После вымачивания, слегка промакиваю кожу салфеткой.

8. Затем накладываем кожу на нож, распределяем ровно и равномерно. По краям должен быть примерно одинаковый запас. Прижимаем стык плоскими канцелярскими зажимами типа Lion. Следим, чтобы линия стыка кусков проходило ровно и прямо, без зигзагов, вдоль продольной плоскости симметрии ножа.

9. Используем экспроприированный у детей стек для лепки пластилина для очерчивания контура и линий ножа и формовки кожи.

Вырисовываем больстер

Выглаживаем поверхность кожи тем же стеком.

Операцию повторять несколько раз по мере сушки кожи. Оставляем сушиться в том же виде на ночь поближе к батарее отопления.

10. Утром получаем две жесткие половинки, точно повторяющие форму ножа. Если жесткости не достаточно, можно еще раз пропитать кожу ПВА с водой (кисточкой).

11. Обрабатываем торцы устья ножен по размеру (отрезаем лишнее) и подписываем половинки «верхняя» и «нижняя», чтобы не запутаться в дальнейшем.

12. Затем накладываем бумажку на верхнюю половинку и продавливаем ее по линиям, обрисовываем контуры для аппликации кожей.

Линии на бумажке дополнительно выравниваем по линейке, приводя в близкое соответствие с изначально желаемой формой. Помним, что слепок реальной формы будет отличаться от нашего проекта за счет округлости формы (более широкий).

13. А) Размечаем трафарет, вырезаем на нем окошки и накладываем трафарет на декоративную кожу, чтобы правильно попасть в рисунок. Вырезаем декоративную вставку.

Б) Получаем два кусочка для аппликации.

14. Перед наклеиванием, кожу надо максимально отшерфовать, во-первых, избавится от рыхлой мездры, которая будет мешать склеиванию, а во-вторых, утончит и так перегруженную по толщине лицевую часть ножен. Я делаю это бор-машинкой, очень быстро и удобно, но надо включаться пылесос одновременно, т.к. мелкого пуха получается ну очень много. Снимаем чуть больше по краям, почти до толщины бумаги. Центральная часть страусиной коленки имеет как бы жесткие роговые пластинки, их не трогаем, снимаем только рыхлую мездру.

15. Окончательная проверка перед наклеиванием.

Полезный совет. Если декоративная кожа тонкая, например змея, то можно подложить еще кожаную подкладку, чтобы декоративная кожа была как бы выпуклая. В моем случае этого не требуется, т.к. у страуса сравнительно жесткие роговые чешуйки и такой фокус не пройдет.

Для экономии ценной кожи, я оставил свободную полоску между двумя видимыми кусками декоративной вставки. Она будет позднее закрыта внешней кожей. Но для выравнивания толщины, туда можно вклеить что то мало ценное.

16. Вырезаем две половинки из покрывной кожи, которая будет являться внешней поверхностью наших ножен. В моем случае, я брал хромовую черную кожу толщиной около 1мм с приятной фактурой. Но тут у кого что есть, главное чтобы кожа не была очень толстой. Можно и чепрак взять, снять лишнюю толщину на ЛШМ или отшерфовать.

17. Заднюю половинку просто наклеиваем, продавливая покрывную кожу по линиям и сгибам тем же стеком. Избегаем морщинок. Тщательно разглаживаем.

18. С лицевой стороной мороки больше. Требуется вырезать окошки под декоративную вставку. Накладываем трафарет, который учитывает кривизну ножен (разворачивает ее в плоскость), фиксируем его липкой лентой,

Берем полукруглую или V-образную стамеску и выстукиваем окошки. Торцы кожи полезно прокрасить черной краской (в цвет кожи).

Получившуюся кожаную рамку накладываем на верхнюю половинку ножен для проверки. Отмечаем нужное положение и ставим малозаметные метки, чтобы потом наклеить кожаную рамку.

19. Глядя на метки, обдираем глянцевую часть декоративной вставки, чтобы внешняя рамка лучше приклеивалось. . Тут главное не зацепить видимую часть декоративной вставки, но и прочность склеивания тоже важна... Торопиться не надо. Декоративная кожа должна точно соответствовать продавленным линям и складкам чепрака. Если что то выступает – отрезаем.

20. Аккуратно все склеиваем. Получаем две половинки ножен с припусками на обработку. Лишнюю часть хромовой кожи отрезаем по форме чепрака.

21. Теперь вырезаем центральную рамку из чепрака 2мм, чтобы клинок не разрезал нитки. Обрисовываем силуэт ножа, и вырезаем центральную рамку по контуру:

Примеряем рамку на ножны. На какую половинку сначала ее приклеить (нижнюю или верхнюю) значения не имеет, но рекомендую приклеивать рамку мездрой наружу, в этом случае, проще будет потом отшлифовать толщину рамки без потери прочности гладкого слоя. Отмечаем положение рамки на половинке ножен карандашом.

22. Теперь надо отшлифовать и выровнять плоскости половинок ножен, и сделать тоньше центральную вставку. Я использую ЛШМ, но гриндер, думаю тоже подойдет.

Сужаем центральную вставку ближе к острию. Шлифуем только со стороны мездры.

23. Приклеиваем центральну рамку мездрой наружу. Не забываем перед склейкой слегка ободрать шкуркой гладкую часть рамки для лучшей адгезии.

25. После обтачивания торцов устья, снимаем бор-машинкой лишнюю кожу возле устья изнутри. Это в зависимости от формы рукояти ножа, в моем случае у ножа развитая талия, и устье ножен плотно обхватывает талию, затрудняя вытаскивание более широкой центральной части рукояти. Необходимо правильно подобрать величину съема материала. Частые примерки вам помогут. Тут главное не спешить!

В результате, совмещая оба процесса (толщину центральной вставки на ЛШМ и бор-машинкой устье) подгоняем толщину центральной вставки и форму устья так, чтобы вложенный нож слегка (но не сильно!) болтался бы в ножнах. Т.е. оставляем запас под обклейку внутренней поверхности ножен тонкой мягкой кожей. Для примерки нужно вложить ее кусочки. Если обклеивать изнутри не планируется - сразу подбираем толщину и усилие вкладывания ножа по своему вкусу. Я делаю так, чтобы нож не выпадал из перевернутых ножен при умеренно сильном встряхивании рукой и вынимался бы и вставлялся с приятным легким усилием (эротическая тема тут почему то сразу вспоминается). Результат на снимке:

26. А) Теперь займемся креплением подвеса на заднюю половинку ножен. В моем случае, это будет свободный подвес на кольцо (или полукольцо). Для прочности, я обтачиваю полоску чепрака до толщины 1мм, затем обклеиваю хромовой кожей, чтобы разница фактуры на бросалась в глаза. Обтачиваем края по форме, красим торцы, заплавляем карнаубой (см. описание процесса чуть ниже). Сверлим отверстия.

Б) Изнутри ножен протачиваем канавки под нитки шва.

В) Снаружи срезаем или стачиваем глянцевую часть кожи по месту установки подвеса для лучшего склеивания

Г) Прошиваем, нитки изнутри на всякий случая я фиксирую ЦА. Следим, чтобы ничего не торчало над внутренней поверхностью кожи.

Д) Имеем снаружи готовое крепление подвеса.

27. Прошиваем верхнюю половинку вдоль устья по вышеуказанной технологии.

28. Фиксируем украшение, если оно у вас будет. Я пришиваю его нитками.

29. Затем обклеиваю внутреннюю поверхность ножен тонкой кожей (0.5мм), в моем случае замшевой частью наружу. Вдоль клинка не обклеиваю, чтобы хромовая кожа не касалась клина.

30. Примеряем на нож, чтобы все было ровно и нож сидел в ножнах с нужным усилием.

Если требуется, подгоняем толщину центральной вставки опять на ЛШМ.

31. Промазываю половинки изнутри вдоль клинка обувным воском, нагреваю феном для лучшего впитывания воска. Это предохранит клин от дальнейшего общения с влажной кожей, если ножнам выпадет такая судьба. Как показала практика, даже клин из ржавучей углеродки чувствует себя нормально в таком восковом гнездышке уже более года.

32. Наконец то склеиваем обе половинки. Тут важна прочность, поэтому соблюдаем технологию нанесения клея. Хорошо обстукиваем по периметру. Сушим.

33. После высыхания, обрисовываем по трафарету внешний контур ножен по торцам. Срезаем лишнюю кожу с торцов острым ножом. Обтачивам торцы на

Приступаем к нудной процедуре полировки торцов ножен. Есть много способов, например специальная жидкая кожа для торцов, но у меня ничего этого нет, я использую краску, ЦА и карнаубский воск. Красим несколько раз торец кожи краской, пропитываем ЦА. Сушим. Затем шлифуем торец на ЛШМ. Процедуру повторяем несколько раз, постепенно уменьшая зернистость шкурок на ленте ЛШМ до тех пор, пока результат вас устроит. Я остановился на 320 шкурке, правда уже сильно попользованной, немного лысой.

Важно! После последней шлифовки ЦА не применяем, чтобы торец не трескался от сгибания. Очень полезно дополировать торцы на войлочном круге 120мм, насадке на дрель, но у меня такой был весь загажен пастой ГОИ, а магазины еще/уже не работали. Пришлось пропустить эту полезную процедуру.

34. Окончательно доводим торцы ножен войлочным кружкой с карнаубой. Пропитываем и полируем,особенно края.

Получается вполне достойно. В жизни гораздо лучше, чем на макро фотографии.

35. Теперь приступаем к разметке шва. Тут главное не спешить и делать все очень ровно. Важно разметить отверстия так, чтобы они совпадали сверху и снизу, ну ли как можно ближе к идеалу.

Я использую сверло 1мм. Главное не спешить, тут важна аккуратность и внимание. Начинаю всегда сверлить каждое отверстие с лицевой стороны, потом досверливаю его навстречу с обратной стороны, стараясь попасть отверстиями друг в друга. В 90% случаев это мне удается (все таки праздники - тяжелое испытание для рук 8-), но бывает, что сверло слегка промахивается, тут главное, чтобы не насверлить насквозь лишние дырки. Ничего, что иногда отверстие получается чуть-чуть наискосок (не перпендикулярно плоскости ножен) из-за небольшого гуляния шага или положения разметки с лицевой и нижней стороны ножен. Главное, чтобы шаг был одинаковый и все отверстия строго по линии.

После сверления отверстий, я обстукиваю каждое отверстие коническим носиком отработавшей свое авторучки, чтобы ничего лишнего не торчало наружу и шов был более ровный. Можно использовать мега-супер патентованный на форуме двузубый девайс из пропиленной отвертки, но мне все как то лень такой себе сделать. Красивый шов -бОльшая, если не главная(!), часть внешнего вида ножен.

36. Не забываем просверлить дренажное и компрессионное отверстие. Важно попасть между будущими нитками шва, чтобы они не перекрывали это отверстие даже частично.

37. Приступаем к прошивке ножен нитками. Сначала, я смазываю их обувным воском (классически надо пчелиным воском, но я не пробовал). Заодно, получается хорошая смазка для ниток, и главное, отверстия пропитываются этим кремом-воском изнутри, становясь невосприимчивыми к влаге.

38. После завязывания нити, очень удобно оплавить концы жалом электровыжигателя. Думаю паяльник тоже подойдет.

39. Получившееся ножны пропитываем кремами, восками и глянцевыми полиролями для кожи. У кого что есть. Тут дело вкуса. Главное защитить кожу от воды. Помним, что некоторые воски сильно темнят кожу (в моем случае страус может потемнеть), что меня совсем не устраивает. Я взял бесцветный крем и глянец, последовательно. Старательно вычищаем зубочисткой и ватной палочкой остатки крема, забившегося во все щели. Располировываем тряпочкой до эффекта сияния котовых яиц.

40. Если еще остались силы и желание, то в заключение делаем подвес в стиль ножнам. По той же технологии. Тонкий чепрак 1мм, я обклеиваю страусом, затем рамка из хромовой кожи. Все кусочки кожи тщательно отшерфованы бор-машинкой.

Торцы кожи полируются краской, ЛШМ и карнаубой. Остро заточенной трубочкой пробиваются отверстия под резьбовую заклепку, опять кремы, полировка и, наконец, подвес устанавливается на колечко.

Неужели это ВСЕ?! Осталось только сфотографировать качественно и отметить это радостное событие.

PS. Изготовление ножен заняло три дня с перекурами и просушками.

У каждого любителя активного отдыха или просто сторонника непременно есть любимый походный нож. И каждому, наверное, знакомо заворачивание его в бумагу, газетку, полотенце и прочее, из которых он непременно выскочит в пути испортит вашу любимую сумку.

Хорошо, если у вас специальный фирменный нож, в комплекте к которому всегда идут ножны, даже если он достался вам без чехла, вы сможете его подобрать в магазинах для экспедиции. А что делать, если у вас самый обычный простой, но любимый нож? Выходом в таком ситуации станет изготовление ножен для ножа своими руками.

Как сшить ножны для ножа своими руками?

Прежде, чем приступить к изготовлению ножен для ножа, обратим внимание на один момент – рукоять ножа непременно должна быть пропитана водоотталкивающими веществами.

Итак, для того, чтобы сделать ножны своими руками, вот что нам потребуется:

  • хлопчатобумажная плотная ткань, пропитанная смолой;
  • отрез твердой плотной качественной кожи;
  • капроновая нить с прочной иголкой;
  • канцелярские зажимы;
  • шило и плоскогубцы, по возможности дрель с тонким сверлом;
  • штангенциркуль;
  • острый рабочий нож;
  • острые резаки;
  • прочная проволока;
  • качественный крем для обуви для полировки ножен.

Теперь можем приступать к работе.

Кожаные самодельные ножны своими руками:

  1. Первым делом изготовим жесткий вкладыш из хлопчатобумажной ткани. Формируем его на клинке самого ножа, предварительно покрыв его парафином.
  2. Далее вырезаем подходящий кусок кожи, хорошенько смачиваем его, затем надеваем вкладыш на нож и располагаем его по центру отреза.
  3. Затем обернем нож лоскутом кожи и зафиксируем зажимами по контуру будущего шва, оставляем изделие до полного высыхания кожи.
  4. Возвратившись к работе, снимаем наши зажимы.
  5. Теперь начинаем сшивать самодельные ножны. С помощью шила сделаем пару отверстий в начале линии загиба. Проведаем нить с обеих сторон и получаем первый стежок.
  6. В обратном направлении через те же отверстия делаем второй стежок.
  7. Делаем с помощью шила разметку под следующие отверстия, строго следя за равномерностью их расположения.
  8. Далее берем дрель с тонким сверлом и выполняем отверстия.
  9. И продолжаем сшивать ножны в две иголки, выводя иглы при помощи плоскогубцев.
  10. Таким образом сшиваем до конца линии. Теперь крепко затягиваем капроновую нить таким образом, как показано на рисунках.
  11. Далее обрезаем концы нитей и оплавляем их над свечей или спичкой. Самая трудная часть изготовления ножен для ножа своими руками позади.
  12. Теперь возьмем острый нож и срежем лишнюю кожу, оставив небольшой запас.
  13. Затем с помощью абразивной шкурки обработаем срез.
  14. Теперь рассмотрим, как сделать подвес для ножен своими руками. Из лоскута кожи вырежем П-образную заготовку, прорежем ножом маленькие отверстия вверху.
  15. Продеваем «хвосты» через верхние отверстия.
  16. Для дальнейшей работы нож из ножен лучше вынуть и вставить деревянную палку подходящего размера. Разметим отверстия для крепления подвеса.
  17. С помощью резаков выполняем отверстия по намеченным контурам.
  18. И, наконец, проведаем уже готовый подвес в выполненные отверстия, ориентируясь на изображения.
  19. Теперь наши кожаные ножны своими руками готовы. В завершение сделаем еще пару штрихов.
  20. Далее нам осталось подогнать ножны под точный размер ножен. Итак, вставим нож в ножны, предварительно смочив их хорошенько, и стянем крепко проволокой.
  21. Ждем полного высыхания кожи и снимаем проволоку.
  22. В завершение обработаем наши самодельные ножны обувной крем, благодаря чему они станут мягче и преобразятся. При этом нож вставляем в ножны, обмотав полиэтиленом.

Теперь кожаные ножны своими руками готовы! Веселого вам активного отдыха.